План рассказа илья муромец и святогор

Проверочная работа 1 1.что такое былина? а сказочная история б народная фантазия в героическая песня 2. кто такой святогор былина

Проверочная работа №1

1.Что такое былина?

А) сказочная история

Б) народная фантазия

В) героическая песня

2. Кто такой Святогор (Былина «Илья
Муромец и Святогор»)?

А) крестьянин

Б) богатырь

В) царь

3. У богатыря плечи «во косу сажень», что
это означает (Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) худенькие

Б) толстые

В) широкие

4. Как потешался Святогор
(Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) метал копьё

Б) бросал палицу

В) пел песни

5. На что наезжает Святогор (Былина «Илья Муромец
и Святогор»)?

А) сумочку скоморошнюю

Б) подпругу золочёную

В) сумку хозяйственную

6. Кто помог Святогору выбраться из сырой
земли (Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) Илья Муромец

Б) богатырский конь

В) добрый молодец

7. Кто такой Илья Муромец (Былина «Илья
Муромец и Святогор»)?

А) старый казак

Б) знатный юноша

В) крестьянин

8. Что отшиб себе Илья Муромец,  пока
будил Святогора (Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) руку левую

Б) руку правую

В) большой палец

9. От чего проснулся Святогор
(Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) палицы булатной

Б) шелепуги подорожной

В) свиста молодецкого

10. Как взял Святогор Илью Муромца
(Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) за руки

Б) за ноги

В) за кудри

11. Куда поехал Святогор с Ильёй Муромцем
(Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) к Уральским горам

Б) к Араратским горам

В) к Кавказским горам

12. Что увидели богатыри на Елеонской горе
(Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) хрустальный гроб

 Б) золотой гроб

В) дубовый гроб

13. Что случалось каждый раз после удара
саблей вострой с гробом
(Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) появлялись серебряные монеты

Б) железные обручи

В) медные цепи

14. Где схоронен Святогор-богатырь
(Былина «Илья Муромец и Святогор»)?

А) в городе Киеве

Б) на горе Елеонской

В) в чистом поле

15. Что сделал Святогор, обнаружив в поле
гроб (И.А. Бунин «Святогор и Илья»)?

А) порубил его

Б) лёг в него

В) проехал мимо

Г) решил взять с собой

16. В каком родстве состояли Святогор и
Илья (И.А. Бунин «Святогор и Илья»)?

17. Почему Илья перестал биться за
Святогора (И.А. Бунин «Святогор и Илья»)?

18. В стихотворении «Святогор и Илья» во
всю грузную печень надулся

А) сравнение

 Б) эпитет

В) гипербола

19. Какой стихотворный размер
стихотворения «Святогор и Илья» И. А. Бунина?

А) Дактиль

Б) Анапест

В) Амфибрахий

20. Какая рифма в стихотворении «Святогор
и Илья» И. А. Бунина?

А) мужская

Б) женская

21. Кем был отец рассказчика (по
произведению «Детство в Архангельске» Б. В. Шергина)?

А) Бравым штурманом

Б) Боевым командиром

В) Капитаном большого корабля

22. Кто принес Анне Ивановне письмо (по
произведению «Детство в Архангельске» Б. В. Шергина)?

А) Знакомый штурман

Б) Отец

В) Знакомый капитан

23. Каким было прозвище почетного капитана
 (по произведению «Детство в Архангельске» Б. В. Шергина)?

А) Мошкарь

Б) Лошкарь

В) Кошар

24. На что любил смотреть мальчик, когда отец
брал его с собой на пароход (по произведению «Детство в Архангельске» Б. В.
Шергина)?

А) На море и волны, бегущие до горизонта

Б) На чаек и весёлых дельфинов

В) На машины в машинном отделении

25. К кому хотел посвататься мальчик (по
произведению «Детство в Архангельске» Б. В. Шергина)?

А) К дочери капитана

Б) У дочери богача Варгасова

В) К девочки, имени которой он не знал

26. Что было внутри конверта (по
произведению «Детство в Архангельске» Б. В. Шергина)?

А) Фотография

Б) Засушенный цветок

В) Перо чайки

27. Согласилась ли Аннушка идти замуж(по
произведению «Детство в Архангельске» Б. В. Шергина)?

А) Да

Б) Нет

28. Чего боялись ребятишки, собиравшиеся в
Ульяниной избе (по произведению «Детство в Архангельске» Б. В. Шергина)?

А) Что странники придут их есть

Б) Что странники украдут Ульянку

В) Что странники заколдуют их

29. Какой предмет не давался мальчику в школе
(по произведению «Детство в Архангельске» Б. В. Шергина)?

А) Русский язык

Б) Физкультура

В) Математика

30) Каким  размером написано стихотворение
И. С. Никитина «Встреча зимы»?

31) Кем был Чернобородый (по сказке «Два
брата»  Е. Шварца)?

А) Лесничим

Б) Охотником

В) Ремесленником

32) Сколько было детей у Чернобородого?

А) 4

Б) 2

В) 3

33) Почему Чернобородый радовался, только
будучи в лесу?

А) Его сыновья часто ссорились

Б) Он был одиночкой, сторонился людей

В) Он любил рубить деревья

34) Сколько лет было старшему сыну Чернобородого?

А) 20 лет

Б) 16 лет

В) 12 лет

35) Сколько лет было младшему сыну
Чернобородого?

А) 5 лет

Б) 9 лет

В) 12 лет

36) Почему Чернобородый не мог поехать в
город без жены?

А) Он не знал дороги

Б) Он боялся людей

В) Он не умел ходить по магазинам

37) В какой момент вернулись родители?

А) Когда старший вспомнил о младшем и не
смог его найти

Б) Когда старший ушёл искать брата

В) Во время драки сыновей

38) Кто помог братьям бежать?

А) Родители

Б) Лесные друзья

В) Весенние месяцы

39) Кто собрал младшего брата по кусочкам?

А) Мама

Б) Дед Мороз

В) Белки

40) Как называется рассказ знаменитого
русского писателя, в котором иностранец, пребывающий в России, удивляется
огромным порциям блинов, поедаемых русскими?

А) «Наивный немец»

Б) «Глупый француз»

В) «Странный англичанин»

41) Эти строки из рассказа «Блин» русской
писательницы, родившейся в Санкт-Петербурге. Её первые произведения увидели
свет в 1901 году. Она писала на русском и французском языках. О какой
писательнице идёт речь?

«- Блины, это — когда масленица! — толково
сказала одна из наших дам.

— Блины… в них главное икра, — объяснила
другая.

— Это рыба! — догадался, наконец, один из
итальянцев.

— Какая же рыба, когда их пекут! —
рассмеялась дама.

— А разве рыбу не пекут?»

А) Тэффи

Б) Лидия Чарская

В) Надежда Замоскворечная

42) Для чего дети ходили в Моховой лес (К.
Паустовский. Рассказ «Заботливый цветок»)?

А) для сбора кипрея

Б) для сбора сосновых шишек

В)садить молодые сосенки

43) Кто доставал шишки из беличьего дупла
(К. Паустовский. Рассказ «Заботливый цветок»)?

44) Почему люди забирали у белок шишки (К.
Паустовский. Рассказ «Заботливый цветок»)?

А) потому, что белкам они не нужны

Б) потому, что белки скоро снова натаскают

В) потому, что беличьи дупла очень высоко

Г) потому, что люди не любят белок

45) Почему белки — хорошие помощники (К.
Паустовский. Рассказ «Заботливый цветок»)?

А) они очень быстрые

Б) они собирают только здоровые шишки

В) они умеют прыгать с дерева на дерево

Г) они очень любят отдавать людям шишки

46) Какая профессия была у Михаила
Михайловича (К. Паустовский. Рассказ «Заботливый цветок»)?

47) Как ещё называют кипрей (К.
Паустовский. Рассказ «Заботливый цветок»)?

48) Где разрастается кипрей (К.
Паустовский. Рассказ «Заботливый цветок»)?

А) в сосновых лесах

Б) на лесных пожарищах и вырубках

В) в небольших посёлках

49) В какое время года происходят события, описанные в тексте(К.
Паустовский. Рассказ «Заботливый цветок»)?

50) О
чём думал автор рассказа, когда смотрел на сухую кисть кипрея (К. Паустовский.
Рассказ «Заботливый цветок»)?

А) о том, как хорошо он отдохнул в моховом
лесу

Б) о том, что про цветок кипрея надо
написать волшебную сказку

В) о том, что цветок надо сушить в сухом
песке, чтобы он не потерял яркую окраску

Г) о том, что жизнь простого цветка может
быть интереснее самой волшебной сказки

51) Как звали главного героя рассказа Ю.
Бондарева «Поздним вечером»?

А) Коля

Б) Валя

В) Толя

52) Что помогает мальчикам преодолеть
страх в рассказе Ю. Бондарева «Поздним вечером»?

А) Игра в карты

Б) Пример отца

В) Включенный везде свет

53) Почему от слов маминой записки у
мальчика сосет под ложечкой в рассказе Ю. Бондарева «Поздним
вечером»?

А) Мальчик боялся оставаться один

Б) Мальчик был очень голодный

В) Мальчик переживает и боится за маму

54) Чему нас учит рассказ Ю. Бондарева
«Поздним вечером»?

А) Воспитывать волю, характер

Б) Быть ответственным перед друзьями

В) Хорошо вести себя в обществе

Проверочная работа № 2

1) В каком виде, по словам поэта А.Н.
Апухтина, отчалили враги из Севастополя

(«Солдатская песня о Севастополе»)?

А) с печальной миной на лице

Б) с поджатым хвостом

В) с кислым лицом и разбитым носом

Г) в изрядно потрёпанном

2)  Сколько «длилась резня» в Севастополе
(А.Н. Апухтин «Солдатская песня о

Севастополе»)?

А) два года

Б) полгода

В) одиннадцать месяцев

Г) год

3)  Где «певали отцы» песню о Севастополе
(А.Н. Апухтин «Солдатская песня о

Севастополе»)?

4) В каком году была написана «Солдатская
песня о Севастополе» А. Н. Апухтина?

5) Какое историческое событие описывается
в  произведении «Солдатская песня о Севастополе»?

6) Каким размером написано стихотворение
«Севастопольское братское кладбище» А. Фета?

7) С чем сравнивает А. Фет подвиг героев
войны в стихотворении «Севастопольское братское кладбище»?

8) Почему лирический герой ведет себя
скромно на кладбище («Севастопольское братское кладбище»)?

9) Какова основная тема стихотворения
«Севастопольское братское кладбище» ?

10) В каком году написано стихотворение
«Чему бы жизнь  нас не учила» Ф. Тютчева?

11) К какому жанру относится стихотворение
«Чему бы жизнь  нас не учила»?

12) Каким размером написано  стихотворение
«Чему бы жизнь  нас не учила»?

13) Сколько строф в стихотворении «Чему бы
жизнь  нас не учила»?

А) 3

Б) 4

В) 5

14) Есть  ли в стихотворении «Чему бы
жизнь  нас не учила» инверсия? Если да, то приведите примеры.

15) Есть ли  в стихотворении «Чему бы
жизнь  нас не учила» эпитеты? Если да, то приведите примеры.

16) Есть ли в стихотворении «Чему бы
жизнь  нас не учила» анафора? Если да, то приведите примеры.

17) Какими свойствами обладал неразменный
рубль (по рассказу «Неразменный рубль» Н. С. Лескова)?

18) Назовите вещи, которые удалось
мальчику приобрести на рубль (по рассказу «Неразменный рубль» Н. С. Лескова)?

19) Что, по убеждению Лескова, является в
жизни полезным (по рассказу «Неразменный рубль» Н. С. Лескова)?

20) Как меняется душевный настрой
Миколаши, когда он всем накупил подарков (по рассказу «Неразменный рубль» Н. С.
Лескова)?

21) Какая вещь, по мнению Лескова, самая
бесполезная на свете (по рассказу «Неразменный рубль» Н. С. Лескова)?

22) Какова основная мысль рассказа
«Неразменный рубль»?

23) Кто автор этого произведения «Бабушка
с малиной»:

А) А. П. Чехов

Б) В. П. Астафьев

В) А. И. Куприн

24) На чем ехала бабушка?

А) На поезде

Б) На машине

В) В автобусе

25) Какая была бабка?

А) смелая

Б) проворная

В) весёлая

26) На каком километре происходят события?

А) Сто девятом

Б) Третьем

В) Сто втором

27) Сколько стоял поезд на станции?

А)2 минуты

Б) 1 час

В) 1 минуту

28) В чем была малина у бабушки?

А) в кастрюле

Б) в берестяном туесе

В) в бидоне

29) Почему бабушка стала грустной?

А) рассыпалась ягода

Б) ее толкнули

В) у нее украли ягоду

30) На какой станции зашли рыбаки?

А)Теплая Гора

Б) Лямино

В) Коммуна-кряж

31) На мотив какой песни рыбаки сочинили
свою песню?

А) Миллион алых роз

Б) Хуторянка

В) Соловей, соловей – пташечка

32) Как звали внука бабушки?

А) Васенька

Б) Юрочка

В) Ванечка

33) Кто поделился ягодой с бабушкой?

А) рыбаки

Б) грибники

В) школьники

34) Закончи фразу «Пусто в фонаре. Пусто
…»?

А) в кладовке

Б) на душе

В) в туесе

35) При каких обстоятельствах писатель
познакомился с Кешкой?

36) Почему он начал знакомить читателя с
героем с характеристики его силы воли?

37) Почему ему сначала показалось, что
мальчик сумасшедший?

38) К какому жанру относится рассказ
«Кирпичные острова»?

39) Сколько строф в стихотворении «Русский
язык» К. Бальмонта?

А) 14

Б) 15

В) 16

40) Каким размером написано стихотворение
«Русский язык»?

Тема: «Защитники Земли русской»

Конспект интегрированного занятия

по познавательно-речевому развитию

для детей подготовительной группы

Составила:

воспитатель Рожнева Наталья Владимировна.

2014г.

Данное занятие направлено на познавательно-речевое развитие детей через ознакомление с богатырями – защитниками земли русской.

          Занятие ориентировано на детей подготовительной группы.

          Что побудило меня на составление этого занятия:

—  во-первых, интерес проявленный детьми к данной теме после прочтения сказок и былин;

— во-вторых, сейчас не так много времени уделяется патриотическому воспитанию детей, хотелось немного заполнить этот пробел.

Тема: «Защитники Земли русской»

Цель: Закрепление образа защитника Родины – богатыри; воспитывать у дошкольников патриотические чувства, гордость за Родину.

Задачи: продолжать учить детей правильно понимать содержание картины, составлять связный рассказ;

Активизация и расширение словарного запаса детей средствами языковой выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения).

Предварительная работа: чтение сказок и былин; рассматривание картины «Богатыри» В. Васнецова, беседа.

Материал: иллюстрации картин: «Богатырь» М.Врубеля; «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем», «Витязь на распутье» В.Васнецова; «Добрыня и Забава Путятишна», «Святогор», «Илья Муромец и гроб Святогора» И. Билибина; «Микула Селянинович» Н.Рериха.

Словарная работа: Богатыри (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Святогор, Микула Селянинович, Алёша Попович); Русь; шлем, кольчуга, меч, щит, лук и стрелы, копьё – доспехи.

Методические приёмы: 1. Вопросы к детям

                         2. Д/И «Какой он, богатырь?»

                         3. ТРИЗ-игра «Если бы я был…?

                         4. Рассматривание картины

                         5. Физкультминутка

                         6. Объяснение нового мат-ла

                         7. Творческая деятельность (аппликация)

                           «Укрась доспехи богатыря»

                         8. Самоанализ детей

                         9. Ритуал окончания занятия «Речёвка».

           Русь, Россия, Родина. Какие красивые, широкие и загадочные слова.

—         Ребята, а что для Вас означает слово Родина? (ответы детей: Родина – это дом в котором мы живём; улица на которой мы живём; город в котором мы живём; Родина – это моя семья, которую я люблю; мои друзья; мой детский сад; Всё, что нас окружает – это наша Родина.)

           Верно ребята, Родина для нас – это место где мы живём, где живут наши родители, друзья, где наш детский сад, город в котором мы живём.

           Наша Родина каждый год отмечает День Защитника Отечества

—         А кого же называют «защитниками Отечества»? (ответы детей: Защитники Отечества – это люди защищающие свою Родину; Они охраняют, оберегают её, предупреждают об опасности; Это солдаты и офицеры, которые служат в разных родах войск: матросы, десантники, танкисты, пограничники, пехотинцы, ракетчики, мотострелки и т.д.)

           Хорошо ребята, вы знаете кто охраняет наш покой в настоящее время

—         Хотите узнать кто в древние времена защищал нашу Родину? (Да, хотим).

          В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. И каждый раз вставали на защиту своей Родины русские люди – богатыри, защитники Земли русской.

—         Ребята, а как вы думаете, кто такие богатыри? (ответы детей: Богатырь – это воин; человек безмерной силы, стойкости и отваги; герой, совершающий подвиги; Богатырь берётся за самые трудные дела.)

          Да, конечно, богатырь – это человек недюжинной силы.

—         Каким должен быть богатырь?

(ответы детей: Богатырь должен быть сильным, отважным, бесстрашным, решительным, героическим, храбрым, мужественным, доблестным, справедливым, мудрым, стойким, суровым и беспощадным к врагам, умным, смекалистым и т.д.).

           Верно, именно таким и должен быть богатырь.

—          Из каких произведений вы узнали о богатырях? (ответы детей: Из русских народных сказок «Никита Кожемяка», «Финист ясный сокол», «Змей Горыныч»; из сказок А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; из былин «Илья Муромец», «Бой Добрыни Никитича со Змей Горынычем», «Святогор»).

—         Ребята, а о чём рассказывают былины? (В былинах рассказывается о том, что было давным давно.)

          Конечно. А вы знаете ребята слово «былина» произошло от слова «быль», что значит правда, древние люди верили в это.

—        Каких былинных героев вы знаете?(ответы детей)

         Я предлагаю вам сыграть в игру «Если бы я был богатырём». Представьте, что вы богатырь и расскажите о себе опираясь на наглядность.

(Илья Муромец – герой многих русских былин, он больше всех совершает подвигов. Илья Муромец родился в семье крестьянина. Он не мог ходить, сидел на печи 30 лет и 3 года, но после встречи с странниками случилось чудесное исцеление, Илья обрёл «силушку великую» и отец с матерью благословили его на добрые дела;

Добрыня Никитич был из боярского роду: он был красив и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Его прозвали «тихий Добрынюшка» потому что он был спокойный, ласковый, никого зря не обидит;

Святогор – русский богатырь огромного роста и невероятной силы. Жил он на Святых горах, потому у него и имя такое. Ростом Святогор был выше тёмного леса, головой облака подпирал. Когда Святогор умирал, он половину силы отдал Илье Муромцу;

Микула Селянинович – пахарь-богатырь. По силе с ним никто не сравнится. Даже Святогор, сильнейший и древнейший из всех богатырей, не смог поднять сумку с силой земною, которую обронил Микула Селянинович. «Воевать легче, чем пахать, а пахарь сильнее воина»).

            Ребята какие интересные рассказы, молодцы. А сейчас я хочу вас пригласить на выставку одной картины.

—          Кто помнит как называется эта картина? (Эта картина называется «Богатыри», написал её художник Михаил Васнецов.)

—          А кто хочет рассказать об этой картине? (ответы детей: Тёмное, серое небо, хмурая степь – тяжёлое время на древней Руси, много у неё врагов… Но ещё в далёкие времена всегда славилась земля русская силой народною, любовью к матушке Руси, да богатырями русскими;

Вышли защитники – богатыри русские, несут дозор. Под богатырями кони богатырские, на богатырях шлемы и кольчуги из металла кованые. Защитят такие доспехи от острых вражеских стрел;

Внимательно смотрят богатыри вдаль на запад, юг и восток. Ни один враг не ускользнёт от их взора. Не пропустят они вражеские полчища на землю русскую.)

            Хорошо ребята, а теперь подойдите сюда. Может вы нам покажите какие они богатыри.

Физкультминутка

Богатырь, он вот каков:                                  показывают «силача»

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,                                        имитируют движения

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко,зорко наблюдал.

Подрастаем мы, смотри,                                дети из положения сидя

Станем, как богатыри!                                   медленно поднимаются.

            Замечательно ребята, а теперь послушайте меня внимательно. Вы обратили внимание на то, что одежда и оружие богатырей украшены различными узорами?! Узоры наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи хозяину, владеющему данной вещью. Символ солнца на щите или мече был призван помогать отражать удары врага; знак проросших семян на одежде всегда говорил о пожелании богатства и благополучия. Чем больше таких знаков, тем надёжнее защита, тем быстрее сбудется пожелание.

—           Ребята, а вы хотите украсить доспехи богатырей? (Да, хотим.)

            Выбирайте материал. (Аппликация)

           Молодцы, все справились, а теперь подойдите ко мне.

—         Ребята, что вам на занятии больше всего понравилось? (ответы детей)

          Спасибо ребята, мы хорошо позанимались и потрудились.

  Ритуал окончания занятия: «Мы дружные ребята,

                                                         Ребята дошколята.

                                                         Никого не обижаем,

                                                         Как заботиться мы знаем:

                                                         Никого в беде не бросим,

                                                         Не отнимем, а попросим.

                                                         Пусть всем будет хорошо

                                                         Будет радостно, светло.

          Использованный материал:

1).Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ Кондрыкинской Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества»;

2). Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Кондрыкинской Л.А. «С чего начинается Родина?»;

3). Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста «Моё  Отечество – Россия»;

4). «Дошкольное воспитание» №11 2004г. статья «Декоративное рисование в д/саду» стр. 36-40.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 33-34. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?

Я познакомилась с произведениями древнерусской литературы — летописями, былинами, житиями.

Особенно мне понравилась летопись «И вспомнил Олег коня своего» потому, что это правдивый рассказ о реальном событии, которое кажется фантастическим и заставляет задуматься о судьбе человека и возможности её избежать.

2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются?

И сказки, и былина являются произведениями устного народного творчества. В них всегда есть главный положительный герой, который выходит на борьбу со злом и побеждает его.

Но в сказках героем может оказаться любой человек: богатырь, царевич, дурак. А в былинах главными героями всегда являются богатыри.

Ещё одним важным отличием былины от сказки является то, что в ней герой-богатырь сражается за русскую землю, за свой народ, а не пытается достичь личного счастья.

3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова «Богатыри». Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?

В центре картины на могучем коне сидит Илья Муромец. Слева от него Добрыня Никитич. Справа — Алёша Попович.

Богатыри изображены могучими, смелыми, решительными воинами, которые готовы встретить любого врага.

Я именно так себе и представляла Илью Муромца, когда читала былину. Он очень сильный и уверенный в себе. Он спокойный, потому что никого не боится. Он стар, но ещё крепок, он напоминает собой вековой дуб, который не повалить никакому ветру.

4. Расскажи о герое, который тебе понравился.

Мне очень понравился князь Олег. Это был великий воин и талантливый полководец. Он мог победить врага не только силой, но и хитростью, военной смекалкой, как поступил тогда, когда поставил корабли на колёса и взял Царьград.

Олег мне нравится и за то, что он думал о своём народе, заботился о безопасности государства, стремился крепить его границы и достигать важных союзов. Он был не только воином, но и политиком. 

Это личность, которую я уважаю.

5. Объясни своими словами, что такое летопись? Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?

Летопись — это историческая память народа. Это рукописные документы, в которые собирали все важные сведения из жизни государства, чтобы донести их до потомков.

Летописи появились с обретением письменности. Их кропотливо записывали из года в год или, как тогда говорили, из лета в лето.

От этого слова «лето» и появилось название «летопись».

6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

Князь Олег был фактическим основателем Киевской Руси, человеком, который создал наше государство. Нам важно помнить о том, как и кем всё начиналось, и это понимал летописец. А потому он и сохранил до наших дней память о великом князе.

7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?

План рассказа о рукописных книгах

  1. Чем и на чём писали древние книги.
  2. Переплёт книги.
  3. Рисунки и буквы.
  4. Монахи-переписчики.
  5. Содержание летописей.
  6. Самая известная летопись.
  7. Первая печатная книга.

Я назову свой рассказ «Рукописные шедевры», потому что эти книги действительно представляли собой шедевры и были вершиной мастерства переписчика.

Пример рассказа о рукописных книгах по составленному плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обратил ли внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.

Имена многих летописцев не дошли до наших времён. Да и сами первые летописи не сохранились. Мы читаем только те летописи, которые переписывались другими людьми в более позднее время.

Так же происходило и с житиями. Они составлялись множеством авторов, каждый из которых дополнял и изменял первоначальный текст.

Получается, что летописи и жития писались множеством авторов. Поэтому было бы несправедливо указывать у них какого-то одного автора.

Сейчас многие энциклопедии, справочники, учебники пишутся коллективом авторов. Каждый из авторов пишет отдельный фрагмент, статью. У таких книг не принято указывать авторов.

Другой пример: сборник рассказов разных писателей. Нельзя указать какого-то одного автора на его обложке, ведь авторов у него множество.

9. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?

Я дополню свое сообщение сведениями о том, что у произведений устного народного творчества нет автора, его невозможно установить.

Сообщение на тему «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений» для 4 класса

Сочинять истории, песни, сказки люди начали очень давно. В те далёкие времена, когда письменности ещё не существовало, или она была доступна очень ограниченному кругу лиц.

Эти истории люди передавали из уст в уста, запоминали и пересказывали из поколения в поколение.

Каждый новый рассказчик что-то менял в исходном произведении, добавлял что-то своё. История обрастала новыми деталями и нередко мало напоминала исходный вариант.

Мало того, одна и та же история, рассказанная разными рассказчиками, начинала меняться. И получалось, что одна история существует во множестве вариантов, отличающихся в незначительных деталях.

У всех этих произведений нет автора. Мы говорим, что их сочинял народ, потому что очень многие люди приложили руки к их созданию.

У авторских литературных произведений автор есть всегда. Они записаны изначально и не могут изменяться. «Илиада» Гомера дошла до нас в том же виде, в каком написал её великий поэт. Произведения Шекспира сохранили свой первозданный вид.

В этом основное отличие устного народного творчества от авторской литературы.

Устное народное творчество не имеет автора и любое произведение доходит до нас во множестве вариантов. Авторское произведение имеет автора и его сюжет неизменен.

1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №92 общеразвивающего вида» города Сыктывкара

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

Проект «Богатыри земли русской»

подготовительная группа

План рассказа илья муромец и святогорВыполнила:

Козлова Любовь Владимировна

2020 г.

Информационная характеристика проекта:

Тип проекта:

  • по составу участников — групповой (дети, родители, педагоги).
  • по целевой установке – познавательный.

Вид проекта – познавательно-игровой, творческий.

Возраст детей: 6-7 лет.

Участники реализации проекта

Педагог: Козлова Любовь Владимировна

Воспитанники: дети подготовительной группы

Родители: подготовительной группы

Срок работы по проекту: краткосрочный (1 неделя), с 12.10.2020 по 16.10.2020г.

Актуальность и социальная значимость:

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. Исторические элементы патриотизма начали формироваться еще в древности. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм «включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. На Руси в Х — ХIII веке воспитывали в личность веру в победу, в непобедимость богатырей русских. которым смерть в бою не писана. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. К сожалению в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы очевидна.

Данный проект позволяет в легкой игровой форме дать детям начальные знания об истории нашей Родины, русских богатырях.                                 Известна истина: «Что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда».

Цель проекта: Формирование духовности, чувство патриотизма у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа.

Задачи проекта:

— расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников.

— закрепить названия элементов костюма русского богатыря: кольчуга, рубаха, шлем, сапоги и оружия русского воина: палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук.

— развивать диалогическую и монологическую речи детей, обогащать словарный запаса детей (Отчизна, Русь, клинок, предки, держава, дружина и т. д.);

— развивать творческие способности, коммуникативные навыки детей;

— воспитывать чувство гордости за богатырскую силу родной страны.

— способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, социально — коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие.

Обеспечение проекта:

  1. Подбор иллюстративного материала по теме «Былины в картинках»;
  2. Оформление мини — библиотеки «Богатыри земли русской»;
  3. Изготовление атрибутов для дидактических игр, сюжетных игр (шлемы из бумаги);
  4. Создание сундучка загадок, пословиц о силе, мужестве и доблести; создание альбома «Богатырь на коне»;
  5. Создание презентации «Богатыри земли русской;
  6. Выставка рисунков;
  7. Прикладное творчество;

Ожидаемые результаты по проекту:

 для детей:

  1. Повысить заинтересованность детей к возрождению народной культуры своего народа.
  2. Сформировать у детей представления о былинах, былинных героях, богатырях– защитниках Отечества.
  3. Активизировать  речевую деятельность детей;
  4. Знать и выделять характерные детали одежды и доспехов богатырей;

для  воспитателя: 

  1. Изучить литературу по теме , обсуждение вариантов поиска информации.
  2. Создать презентацию по теме: «Богатыри земли русской».
  3. Овладение педагогами практическими навыками в организации работы по формированию представлений о традициях народа.

для родителей: заинтересованность родителей данной темой и вовлечение их в процесс реализации проекта; 

  1. Консультации для родителей «патриотическое воспитание в семье»
  2. Статьи в родительском уголке «Что такое былины»
  3. Помощь родителей в создании библиотеки: тексты былин для чтения, загадки, пословицы о Родине.
  4. Помощь родителей в изготовлении картотеки игр по теме: «Богатыри«
  5. Помощь родителей в изо деятельности ( рисунки богатырь, лошадь, змей Горыныч).
  6. Помощь родителей в организации развивающей среды по проекту «Дидактические и настольные игры своими руками»
  7. Помощь родителей в изготовлении элементов детского богатырского оружия (щит и меч) Пополнение книжного уголка.

Этапы проекта

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагога

Действия родителей

Подготовительный

Обозначение   актуальности и темы проекта.

Постановка цели и задач.

Подбор литературы, иллюстраций, картин по теме.

Создание проблемной ситуации для детей: что мы знаем о богатырях? Они сражались с врагами. Что мы хотим узнать? Кто такие богатыри? Как звали русских богатырей? С кем сражались? Кого защищали? Какое оружие у них было? Как стать богатырём?

Определение целей и задач по организации проекта

подбор художественной, методической литературы; игрового, дидактического и иллюстрированного материала для детей

обсуждение с родителями проекта; выяснение возможностей, средств необходимых для реализации проекта; определение содержания деятельности всех участников проекта;

 составление плана мероприятий.

Знакомство с

темой проекта.

Деятельностный

Подбор дидактических, подвижных, речевых игр.

Подбор стихов, загадок, былин, пословиц о богатырях.

Планирование  деятельности с детьми.

пальчиковые игры, речевые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование, лепка и аппликация, слушание сказок, сюжетно-ролевые игры.

Беседы, чтение художественной литературы, пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, рисование, лепка и аппликация, сюжетно-ролевые игры, проведение.

Знакомство с консультациями Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.

Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для чтения детям».

Консультаций для родителей, оформление выставки.

Завершающий

Рассматривание выставки, альбома.

Изготовление презентации.

Проведение открытого занятия

Подведение итогов проектной деятельности на педагогическом совете.

Презентация « Богатыри земли Русской». 

Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ «Богатыри земли русской»

Выставка детских работ. Воспитатели группы 

Содержание проекта

Формы

Тема

Цель

Пособия

Сроки

Ответственный

Понедельник 12.10.2020г

Чтение художественной литературы

пополнить книжный уголок книгами :

Организованно -образовательная деятельностьРазвитие речи. Чтение русской народной сказки: «Никита Кожемяка» ; чтение былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»;

Пробуждать и поддерживать интерес к художественной литературе. Формировать умение слушать произведения, развивать память и внимательность. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

Хрестоматия

12.10. 2020

Козлова Л.В

Беседа, рассказ

Рассказ о первом богатыре Святогоре;

«Богатыри» В. М. Васнецова и «На заставе богатырской«

Формировать культурно-гигиенические навыки; расширить знания о профессии военных.

рассматривание картин,иллюстраций.

12.10.2018г

Козлова Л.В.

Рассказы, Загадки, пословицы и поговорки.

«Оружия защитников русской земли«,

Загадывание загадок о великих подвигах богатырей; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях;

Козлова Л.В.

Речевая игра

«Расскажи, что ты видишь на картине»

Развитие логики, мышления, речи.

Картина «Мойдодыр»

12.10.2018г

Козлова Л.В.

Дидактическая игра

пазлы «собери богатыря в путь дорогу«,

Закреплять знание о герое сказки «Айболит».

Дидактическая игра «Узнай героя по описанию»

12.10.2018г

Козлова Л.В.

Подвижная игра

«поймай за хвост змея Горыныча», «Илья Муромец и Соловей разбойник

Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке

предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Костюмы,атрибуты (шлем, меч, щит)

12.10.2018г

Козлова Л.В.

Консультация для родителей

«Чтение сказок детям»

Повышение родительской компетентности в вопросах о чтении сказок детям.

Папка-передвижка

12.10.20г

Козлова Л.В.

Вторник 13.10.2020г

Утренняя гимнастика

«Мы сильные, ловкие, смелые»

Поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости.

Канат, мешки.

13.10.20г

Козлова Л.В.

Чтение сказок Рассматривание иллюстраций с изображением богатырейбогатырских доспехов и оружия;

«Богатыри земли русской«.

Продолжить обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста главную мысль.

Хрестоматия, иллюстрации.

13.10.20г

Козлова Л.В.

Просмотр мультфильма

«Алёша Попович и Тугарин змей»,просмотр презентаций: «Богатырская Русь«, «Русский богатырь«,слушание песни: «Богатырская сила«. А. Пахмутова. «Богатырские оружия«»как стать богатырем«, «откуда мы родом».

Расширить представление о характере и поступках Богатыря.

Иллюстрации.

13.10.20г

Козлова Л.В.

Дидактическая игра

«что нужно в бою богатырю«, «найди богатыря«, «кого не стало»; Пазлы «собери богатыря в путь дорогу«.

Формировать представление о сказках К. И. Чуковского.

Дидактическая игра «Из какой сказки?»

13.10.20г

Козлова Л.В.

Подвижная игра

«попади в цель»,

Учить детей ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, развивать ролевое поведение детей в игре, учить находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Костюм пожарного, атрибуты к игре.

13.10.20г

Козлова Л.В.

Среда 14 .10.2020г

Чтение художественной литературы Загадки

«Сказка о царе Салтане»

Продолжить обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста главную мысль. Загадывание загадок о великих подвигах богатырей; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях

14.10.20г

Козлова Л.В.

Дидактическая игра

«Собери героя сказки»

Пазлы «собери богатыря в путь дорогу«.

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Собери  героя сказки»

14.10.20г

Козлова Л.В.

Лепка

«Богатырь»

Развивать художественные способности в процессе лепки.

Пластилин, доски, салфетки.

14.10.20г

Козлова Л.В.

Рисование

«Тридцать три богатыря«;

Развитие творческой способности.

Раскраска

14.10.20г

Козлова Л.В.

Речевое упражнение

Составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри».

Составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем».

Придумывание сказок о богатырях;

Развитие речи, мышления.

Иллюстрации.

14.10.20г

Козлова Л.В.

Выставка работ

«Богатырь на коне«.

Развитие творческой и познавательной активности.

Выставка

««Богатырь на коне»

14.10.20г

Козлова Л.В.

Четверг 15.02.2018г

Беседа

Сильна богатырями земля русская!», «кто они — богатыри земли русской?»,

Развитие мышления, речи.

Иллюстрации

15.10.20г

Козлова Л.В.

Рассказ, Разучивание чистоговорок: Словесные игры 

Рассказ воспитателя об одежде русских богатырей.

Загадывание загадок о великих подвигах богатырей; знакомство с пословицами и поговорками о богатырях;

«Ба — бе — ба у Ильи — Муромца новая изба», Бы — бы — бы у Ильи Муромца нет избы.

 «Вспомни слово из былины», «Найди лишнее слово», «Узнай по описанию»;

15.10.20г

Козлова Л.В.

Дидактическая игра

«Подбери слово» «найди богатыря«,    «кого не стало»;

«четвертый лишний», «кого не стало».

Развивать логическое мышление детей

Иллюстрации сказок.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Игра-шнуровка

«Собери богатыря в путь дорогу«; «Что нужно в бою богатырю«;

Развитие мелкой моторики рук.

«Собери богатыря в путь дорогу«; шнуровка.

15.10.2018г

Козлова Л.В.

Чтение художественной литературы.

А. С. Пушкин, «Никита Кожемяка»

Приобщение к художественной литературе.

Хрестоматия, иллюстрации.

15.10.20г

Козлова Л.В.

 НОД

Аппликация

««Богатырский щит»

т»

Развивать художественные способности в процессе аппликации.

Иллюстрации, силуэт щита,, клей, картон, цветная бумага.

15.10.2018г

Козлова Л.В.

Подвижная игра

«зимний снайпер», «богатырская застава«, «стрелок «;

Развитие ловкости, ориентации в пространстве.

Маска, мячи, канат, кегли.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Выставка работ по аппликации

«Богатырский щит»

Развитие творческой и познавательной активности.

Выставка

«Богатырский щит»

15.10.20г

Козлова Л.В.

Пятница 15.10.2020г

Дидактическая игра

«Отгадай сказку по иллюстрации»

Выявить у детей умение узнавать и называть произведения.

Дидактическая игра «Отгадай сказку по иллюстрации»

15.10.20г

Козлова Л.В.

Беседа

«как наши предки защищали Русь от врагов», «крепости и богатыри«,

Проанализировать характер у Алёши Поповича и Тугарин змея».

Иллюстрации.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Беседа

«Россия — родина моя», «кто они — былинные богатыри«, «чем отличается сказка от былины»,

Рассказать детям о былинах и сказках, чем они отличаются.

Иллюстрации.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Чтение художественной литературы

«Василиса Микулишна»

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительнос-ти, смекалки, развивать познавательный интерес.

Хрестоматия, иллюстрации.

15.10.20г

Козлова Л.В.

Оформление альбома

« Богатыри земли Русской».»

Развитие творчества.

Рисунки детей совместно с родителями     « Богатыри земли Русской».».

15.10.20г

Козлова Л.В.

Викторина

«Путешествие по сказкам богатыри охраняют землю русскую»

Закрепление сказок …….

Иллюстрации к сказкам.

15.10.20г

Козлова Л.В.

социально-коммуникативная

познавательная

речевая

Социально –коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевая игра:

— «Три Богатыря»«Богатыри охраняют землю русскую»«Богатырская застава».

Дидактические игры:

— «Что нужно богатырю в бою,

«Угадай о ком я говорю»,

— «Помоги богатырю собраться в путь».

— «4 лишний».

Строительная игра:

«Старинный город»,

«Стоим крепость» (на улице из снега, в группе из строительного материала).

   Беседы: Кто такие богатыри?

— Каких русских богатырей вы знаете?

— Какие подвиги совершали русские богатыри?

— С кем они сражались?

— Кого защищали?

— Что надевали на себя богатыри перед битвой?

— Какое оружие было у богатырей?

— Как стать богатырём?

— В чём кроется секрет силушки богатырской?

— Как называются произведения, прославляющие подвиги богатырей?

— Что дала матушка в дорогу Добрыне Никитичу?

— С кем бился Алёша Попович в Киеве – граде?

— Назовите реку, на которой победил Илья Муромец Соловья – разбойника?

— Назовите художника, который написал картину «Богатыри»?

— Какой персонаж в мультфильмах о русских богатырях тебе больше всего понравился? Почему? — «Былинные богатыри – славные защитники родной земли»,

— «Преданья старины глубокой»,

— «На героя и слава бежит», во время которых ребята познакомились с понятием «былина», историей создания былин, оружием и доспехами богатыря, былинными конями, пословицами о богатырях, смелости и чести.

— Беседы — рассуждения«Кто такой русский богатырь«Как звали русских богатырей и с кем они сражались?»«Кого защищали богатыри и какое у них оружие?»«Подвиги русских богатырей».

«Как жили наши предки» (с презентацией);

  Чтение художественной литературы:

— Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри»«Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец».

— составление рассказа по картине В. Васнецова «Богатыри».

— составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем».

— Придумывание сказок о богатырях;

— Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках;

Чтение художественной литературы: И. Карнаухова «Русские богатыри», И. Никитин «Русь», былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;

— Загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости;

— Заучивание: Н. Морозов «Силён как вольный ветер».

— Энциклопедия «Отчего и почему».

Художественно –эстетическое развитие:

художественно-эстетическая

физическая

формы взаимодействия с родителями

— «Богатырь»;

— «Богатырский конь»;

— «Змей Горыныч».

Лепка:

— «Богатырский конь».

Аппликация:

— «Украсим рубашку для богатыря»

Раскраски по теме«Щит богатыря»«Богатырь и богатырский конь».

Рассматривание картин: В. Васнецов «Богатыри»«Витязь на распутье», Н. Рерих «Илья Муромец».

Физическое развитие:

— п/и «Поймай хвост Змея Горыныча»«Хвост и голова»;

— эстафеты«Кто быстрее проскачет на коне»«Перетягивание каната»«Меткий богатырь»— физ.минутки«Богарыри»«Силачи»;

— беседа по ЗОЖ«Могучий богатырь – здоровый богатырь».

Взаимодействие с родителями:

— чтение детям энциклопедий и книг по данной теме.

— консультация для родителей «Былины»

— рекомендации по посещению музеев;

— поиск информации вместе с детьми, в том числе в интернете;

-совместный с детьми просмотр мультфильмов о богатырях земли русской.

— подбор пословиц и поговорок о Родине и её защитниках.

Заключение

Анализ проведенной работы.

Совместная деятельность педагога, детей и родителей обеспечила интерес детей к богатырям земли русской. Дети узнали, что богатыри не только смелые, умные, сильные воины, но и то, что они бесконечно любили свой народ и свою Родину. Знакомство с фольклором обогатило кругозор детей.

Любовь к Родине, сильное чувство и мне хотелось, чтобы ребенок в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и её будущее.

Используемая литература:

1. Ветохина А. Я. Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 192 с.

2. Патриотическое воспитание дошкольников в проекте «Недаром помнит вся Россия» «ДС будущего. Гал. творч. проектов»№3/2014. стр20

Интернет — источники:

1. http://nahideti.ucoz.ru/index/proekt_quot_russkie_bogatyri_quot/0-359

2. http://www.maam.ru/detskijsad/planirovanie-po-teme-zaschitniki-otechestva-v-podgotovitelnoi-grupe.html

3. https://infourok.ru/kalendarnotematicheskoe-planirovanie-na-nedelyu-bogatiri-zemli-russkoy-1859044-page2.html

4. http://www.maam.ru/obrazovanie/bogatyri

Приложение № 1.

Дидактическая игра «Богатыри земли русской»

Цель: Закрепить представления о некоторых аспектах жизни древних славян на основе былин. Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

( На карте портреты богатырей под цифрами.  У детей цифры на столах. Отгадайте, о ком идет речь и поднимите ту цифр)

Вопросы:

1.О чьей силе говорится в былине: «Борозды кладет, как рвы глубокие, из земли дубы вывертывает, камни – валуны в сторону отбрасывает» (2) (Микула Селянинович)

2. Знаменитый гусляр из Великого Новгорода. Он играл на гуслях, пел голосом таким дивным, что однажды царь морской заслушался его и в гости к себе пригласил. (4) (Садко)

3.Какого богатыря поразил своей силой Микула Селянинович? (5) (Святогор)

4. Юный богатырь, в 15 лет со своей дружиною уничтоживший огромную Салтанову силу в Золотой орде? (1)

(Вольга Всеславьевич)

5. Какому богатрю передал Святогор свой меч – кладенец? (7) (Илья Муромец).

 Эту игру использовала на познавательной игре «Кто хочет стать богатырем?» Соревновались две команды.

Может кому пригодится по теме «Былины»

Дидактическая игра: «С кем бились богатыри»

Цель: Воспитывать интерес к малым фольклорным жанрам, уважение к истории и культуре русского народа.

Эту игру тоже, как и предыдущую «Богатыри земли русской» использовала на познавательной игре «Кто хочет стать богатырем». Участвовало 2 команды: у каждой была такая карта  (вложена в файл А3) и даны маркеры. За 1 минуту дети должны стрелками соединить богатырей с героями (Змей Горыныч, Соловей разбойник, Тугарин Змей) с которыми они бились. Получается игра многоразового использования.

Рада поделиться опытом, может кому пригодится по теме: «Былины»

Приложение № 2.

Открытое занятие в подготовительной группе ДОУ. Богатыри земли русской

Аннотация:
Педагоги нашей группы серьёзно задумались над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств у детей и разработали проект
«Богатыри земли русской «, где охватывается темы истории, традиции и культуры России:
«История возникновения Руси», «Былинные богатыри – первые защитники земли русской», «Великие князья Руси», «Петр Великий», «Полководцы и герои», «Быт и уклад жизни наших предков», «Народные традиции и промыслы», «Герои Великой отечественной войны»
В настоящее время жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. Однако анализ современной ситуации показывает, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о выдающихся защитниках Отечества, о событиях военной истории нашей страны, о достижениях и величии исторического прошлого России.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью древней Руси, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в России.
Представляю вашему вниманию итоговое мероприятие по теме месяца «Былинные богатыри — защитники земли русской».
Возраст детей: 6-7 лет.
Программное содержание:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче, Святогоре, Горыне, Дубыне, Усыне .
3. Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.
4. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
5. Обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, уздечка, стремена, ножны.
6. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально — художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.
Предварительная работа.
1. Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные богатыри – защитники земли Русской».
2. Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Побоище», «Баян». К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту», И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
3. Слушание фрагментов произведений: А. Бородин «Богатырская симфония», М.П. Мусоргский «Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов; песня А. Пахмутовой «Богатырская сила»
4. Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка», и др.
5. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
6. Книжная выставка:
• «Сказки о русских богатырях». Москва ООО «Дом Славянской книги», 2007
• О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.
• Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.
• Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.
• Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.
• Хрестоматия по литературе. Изд. «Детская книга», Саратов, 1994г.
7. Дидактические игры
• Альбом «Былинные богатыри»
• Альбомы на печатной основе «Великий ратный обычай», «Русские богатыри»
• Д/И «Снаряди богатыря», «Герои русских былин»
• Презентация — викторина «Богатыри земли русской»
8. Активизация словаря:
Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.
9. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей.
10. Оформление «Мини-Музея»:
• Одежда богатырей, щиты, мечи, шлемы;
• родовое дерево дуб (нарисованное);
• панно «Русские богатыри»;
• рисунки детей, аппликации.
11. Разучивание с детьми ролей инсценировки, танца.
Материалы и оборудование: Иллюстрации богатырей Древней Руси, нечистой силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча. Карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч, булава, кистень, щит), костюмы богатырей, карточки с изображением с предметов современной одежды, музыкально- художественные пособия, а также материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка. Дубовые листья из бумаги.

Воспитатель. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется – Россия.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_4aef4cdd6dcdd44271b5fd325e953e8f.jpg.jpg


Воспитатель. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы понимаете слово Родина?
Дети: Родина – значит родная. Как мать и отец.
Воспитатель: Подойдите к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она – наша Родина?
Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия – самая большая страна в мире.
Воспитатель. Как вы думаете, всегда ли наша Родина была такой?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_ea24c3966a5baff53665944bd80989a9.png.jpg


Дети. Она была меньше. Не такой красивой. Здесь проживало не так много людей.
Воспитатель. Более тысячи лет назад образовалось русское государство. Называлось оно Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков-славян это была Родина.
Посмотрите вокруг, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_afda5edd0bbba03dee48ff9f6b48e51f.jpg.jpg


Дети: Мы будем говорить прошлом нашей Родины, потому что изображена карта Руси. А ещё о богатырях, т.к. здесь книги о богатырях, картины, богатырская одежда.


Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня мы перенесемся в прошлое России. Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства издавна наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Выходит девочка в русском национальном костюме.

Девочка: Здравствуйте, добрые молодцы и красные девицы!
Дети здороваются.
Девочка: Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве — государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая…
Раздаются звуки воя, Свиста, топота коней, крики (музыкальное сопровождение – приложение 1)
Воспитатель: Ребята! Беда — то какая! Нечисть на нас напала, будут наших молодцев рубить да данью нас облагать. А что бы узнать кто это, нужно отгадать загадки:
Свист соловьиный
Взор орлиный
Не зверь, не охотник
А (соловей разбойник)
Из-за сопок и полей
Показался некий зверь
В ноздри он дышал огнем
Ночью стало словно днем
Он украл забаву
Потащил в дубраву
(Змей Горыныч)
-Что же нам делать? Кто же нам теперь поможет?
Раздается звон колокола (музыкальное сопровождение – приложение 2) .
Ребенок: Позвоним сейчас в набат, будем богатырей звать. Издавна колокол людям помогает, как беда случится — сразу звонит, на помощь всех зовет…
Слышится музыка, начинается песня «Богатырская» А. Пахмутовой (музыкальное сопровождение – приложение 3, Танец богатырей).
Воспитатель: А вот и наши защитники! Ребята, вы узнали кто это?

Дети: Это богатыри…
Воспитатель: А кто такие богатыри?
Дети: Это люди, которые защищают нашу Родину от врагов.
Беседа о Богатыре – Стихии.
Воспитатель: Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри?
Дети: Богатыри – стихии и богатырь – человек.
Воспитатель: Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия?
Дети: Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня.
Воспитатель: Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?
Отвечают дети, с заранее выученным текстом
1. Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.
2. Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.
3. Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.
4. Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.
Воспитатель: С кем поделился своей силой богатырской Святогор?
Дети: С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались-стали как братья.
Воспитатель: Чему научил Святогор Илью Муромца?
Дети: Как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить.
Воспитатель: Что подарил Святогор Илье Муромцу?
Дети: свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской.
Воспитатель: Куда же исчезли богатыри – великаны?
Дети: В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок.
Воспитатель: На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.
А сейчас представим, что мы богатыри
Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри»
Дружно встанем раз-два-три-(Дети шагают на месте)
Мы теперь богатыри!(Руки согнуты в локтях, показывают силу)
Мы ладонь к глазам представим,(Руку правую подносят козырьком к глазам)
Ноги крепкие расставим,(Ноги в стороны)
Поворачиваясь вправо- оглядимся величаво.(Поворот вправо)
И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек.(Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)
Наклонились влево- вправо(Руки на поясе, наклон влево-вправо)
Получается на славу!(Руки вверх)
Беседа о Богатыре – Человеке.
Воспитатель: Каких богатырей вы ещё знаете?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович.
Воспитатель: Откуда мы узнали об этих богатырях?
Дети: Из былин, сказок.
Воспитатель: Что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал Былины о богатырях?
Дети: Сказитель.
Воспитатель: Как сказитель рассказывал Былину?
Дети: Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах.
Воспитатель: Расскажите о богатырях, которых вы знаете.
Выходят трое богатырей (три ребенка в костюмах, низко кланяются, представляются:
1. Я – Илья, русский богатырь из города Мурома. Потому и зовут меня Илья Муромец. Тридцать лет я сидел на печи, жил не тужил. Как услышал, что на нашу землю пришли басурмане поганые – поспешил Вам на помощь
2. А я – Добрыня Никитич – умен, коренаст да силен. Мы-то Вас в обиду не дадим, уж мы то им покажем… .
3. Я – Алеша Попович, поповский сын, готов верой и правдой защищать и оберегать от захватчиков иноземных…
Воспитатель: Правильно, ребята. Богатыри – это люди огромной силы, стойкости, отваги, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит… а врагу и подавно не пройти… Ребята, мы прочитали много сказок и былин о ратниках и защитниках земли русской. Давайте вспомним, как называются эти произведения?
Дети: «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня и Змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович», «Садко», «Никита Кожемяка»
Воспитатель: А сейчас вместе с богатырями сделаем разминку.
Физминутка
Богатырь он вот каков…
Он силен, он здоров…
Он из лука стрелял…
Метко палицу бросал…
На границе стоял …
Зорко – зорко наблюдал …
Подрастем мы и смотри
Станем как богатыри!
Воспитатель:
-Ну, что же пора испытать богатырскую нашу силушку! Давайте поиграем в игру «Перетяни канат»

Подвижная игра «Перетяни канат»: дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя начинают соревноваться в перетягивании каната.
Воспитатель: Какие же вы сильные, да смелые… Спасибо всем, садитесь на места.
Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки.
• Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)
Зачем она нужна богатырям?
Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Кольчуга весила 7 килограммов.
• Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)
Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
• Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)
Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.
• Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Какие ещё доспехи имеются у богатырей?
Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава..

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_89b05cc7f5f04ab95506723641b0ca2d.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_74848505b33ad0e5609d8cf21fb19a52.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_0faa136e3722b96330022db35f129adb.jpg.jpg


Воспитатель: А как богатыри коней себе выбирают?
Дети:
— А коней они себе выбирают под стать… сильных да норовистых, выносливых да смелых. А если б кони были тощие да слабые, они бы их не выдержали?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_14be3a0dd49ba817d31bbfe2f7d770fa.jpg.jpg


Воспитатель: Спасибо вам за рассказ! Ребята, а сейчас поможем собраться в путь-дорогу богатырю.
Дидактическая игра «Собери богатыря в путь» Раздаются карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. (приложение 4) И детям предлагается выбрать правильный вариант.
Воспитатель: Скажите ребята, а какие известные художники известные художники прославили подвиги русских богатырей в своих картинах?
Дети:
• Виктор Михайлович Васнецов в картине «Богатыри».
• Николай Константинович Рерих в картине: «Бой со змеем»
• К. Васильев «Настасья Микулишна», «Битва на Калиновом мосту»,
• И.Я. Билибин «Илья Муромец и Соловей разбойник»; «Святогор богатырь и Илья Муромец»
(воспитатель сопровождает ответы детей показом репродукций картин)
Воспитатель: А какие пословицы говорят о силе и смелости?
Дети:
— Головою думай, а силой борись.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Сам погибай – а товарища выручай
— Жить — Родине служить.
— Своя земля и в горсти мила.
— Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Мы сегодня много узнали о жизни наших предков – славян, поиграли — сумели преодолеть все трудности и препятствия и даже помогли богатырям справиться с нечистой силою.
а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
А и сильные, могучие богатыри
на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
А сейчас я подарю вам талисман «Листок дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs/31494_2e8fc57954b6bd440b1c2aa53041aa59.jpg.jpg


В Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.
Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
Спасибо за внимание.
Вторым занятием проводится:
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все вы знаете, все умеете. Присаживайтесь за столы, вас ждет очень увлекательное задание.
Продуктивная деятельность «Богатырский щит»:
материалы для продуктивной деятельности: шаблоны для аппликации, клей, клеёнка.
Воспитатель предлагает изготовить щит. Сначала выполнить макет из тонкой бумаги методом сложения пополам и срезания углов или их скругления. Затем наклеить на основу и плотного картона, декорировать изображением солнца – символом храбрости и отваги.
Дети встают полукругом со своими поделками.

Как не далече‑далече во чистом во поли, Тута куревка да поднималася, А там пыль столбом да поднималася, ‑Оказался во поли добрый молодец, Русский могучий Святогор‑богатырь. У Святогора конь да будто лютый зверь, А богатырь сидел да во косу сажень, Он едет в поле, спотешается, Он бросает палицу булатнуюВыше лесушку стоячего, Ниже облаку да ходячего, Улетает эта палицаВысоко да по поднебесью; Когда палица да вниз спускается, Он подхватывает да одной рукой. Наезжает Святогор‑богатырьВо чистом поли он на сумочку да скоморошную. Он с добра коня да не спускается, Хотел поднять погонялкой эту сумочку, ‑Эта сумочка да не ворохнется; Опустился Святогор да со добра коня, Он берет сумочку да одной рукой, ‑Эта сумочка да не сшевелится; Как берет он обема рукам, Принатужился он силой богатырской, По колен ушел да в мать сыру землю, ‑Эта сумочка да не сшевелится, Не сшевелится да не поднимется. Говорит Святогор да он про себя:»А много я по свету езживал, А такого чуда я не видывал, Что маленькая сумочка да не сшевелится, Не сшевелится да не сдымается, Богатырской силы не сдавается». Говорит Святогор да таковы слова:»Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла». И взмолился он да своему коню:»Уж ты, верный богатырский конь, Выручай теперь хозяина». Как схватился он да за уздечику серебряну, Он за ту подпругу золоченую, За то стремечко да за серебряно, Богатырский конь да принатужился, А повыдернул он Святогора из сырой земли. Тут садился Святогор да на добра коня, И поехал по чисту полюОн ко тем горам да Араратскиим. Утомился Святогор, да он умаялсяС этой сумочкой да скоморошноей, И уснул он на добром коне, Заснул он крепким богатырским сном. Из‑под далеча‑далеча из чиста поляВыезжал старой казак да Илья Муромец, Илья Муромец да сын Иванович, Увидал Святогора он богатыря:»Что за чудо вижу во чистом поли, Что богатырь едет на добром кони, Под богатырем‑то конь да будто лютый зверь, А богатырь спит крепко‑накрепко». Как скричал Илья да зычным голосом:»Ох ты гой еси, удалой добрый молодец! Ты что, молодец, да издеваешься, А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься, Не ко мне ли, старому, да подбираешься? А на это я могу ответ держать». От богатыря да тут ответу нет. А вскричал Илья да пуще прежнего, Пуще прежнего да зычным голосом, От богатыря да тут ответа нет. Разгорелось сердце богатырскоеА у старого казака Ильи Муромца, Как берет он палицу булатную, Ударяет он богатыря да по белым грудям, А богатырь спит, не просыпается. Рассердился тут да Илья Муромец, Разъезжается он во чисто поле, А с разъезду ударяет он богатыряПуще прежнего он палицей булатною, Богатырь спит, не просыпается. Рассердился тут старый казак да Илья Муромец, А берет он шалапугу подорожную, А не малу шалапугу — да во сорок пуд, Разъезжается он со чиста поля, И ударил он богатыря по белым грудям, И отшиб он себе да руку правую. Тут богатырь на кони да просыпается, Говорит богатырь таково слово:»Ох, как больно русски мухи кусаются!»Поглядел богатырь в руку правую, Увидал тут Илью Муромца, Он берет Илью да за желты кудри, Положил Илью да он к себе в карман, Илью с лошадью да богатырскоей, И поехал он да по святым горам, По святым горам да Араратскиим. Как день он едет до вечера, Темну ноченьку да он до утра, И второй он день едет до вечера, Темну ноченьку он до утра, Как на третий‑то да на денечекБогатырский конь стал спотыкатися. Говорит Святогор да коню доброму:»Ах ты, волчья сыть да травяной мешок, Уж ты что, собака, спотыкаешься? Ты идти не мошь аль везти не хошь?»Говорит тут верный богатырский коньЧеловеческим да он голосом:»Как прости‑тко ты меня, хозяйнушко, А позволь‑ка мне да слово вымолвить. Третьи суточки да ног не складучиЯ вожу двух русскиих могучиих богатырей, скую, Как увидели они да чудо чудное, Чудо чудное да диво дивное: На горы на ЕлеонскияКак стоит тута да дубовый гроб. Как богатыри с коней спустилися, Они ко гробу к этому да наклонилися, Говорит Святогор да таковы слова»А кому в этом гробе лежать сужено? Ты послушай‑ка, мой меньший брат, Ты ложись‑ка во гроб да померяйся, Тебе ладен ли да тот дубовый гроб». Илья Муромец да тут послушалсяСвоего ли братца большего, Он ложился, Илья, да в тот дубовый гроб. Этот гроб Ильи да не поладился, Он в длину длинен и в ширину широк. И ставал Илья да с того гроба, А ложился в гроб да Свягогор‑богатырь. Святогору гроб да поладился, В длину по меры и в ширину как раз. Говорит Святогор да Ильи Муромцу:»Ай же ты, Илья да мой меньший брат, Ты покрой‑ка крышечку дубовую, Полежу в гробу я, полюбуюся». Как закрыл Илья крышечку дубовую, Говорит Святогор таковы слова:»Ай же ты, Илюшенька да Муромец! Мне в гробу лежать да тяжелешенько, Мне дышать‑то нечем, да тошнешенько, Ты открой‑ка крышечку дубовуА ко ласковому князю ко Владимиру. Рассказал он чудо чудное, Как схоронил он Святогора да богатыряНа той горы на Елеонскии. Да тут Святогору и славу поют, А Ильи Муромцу да хвалу дают. А на том былинка и закончилась.

  • План рассказа июльская гроза
  • План рассказа казак чехов
  • План рассказа как провожают пароходы ирина пивоварова
  • План рассказа история пугачевского бунта 2 глава
  • План рассказа женщина которая жила в бутылке