План рассказа илья муромец и соловей разбойник 4 класс

Былина илья муромец и соловей разбойник это поэтическое творение русского народа, созданного в устной форме, и является одним из

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» – это поэтическое творение русского народа, созданного в устной форме, и является одним из лучших образцов народного героического эпоса. Главные герои «Ильи Муромца и Соловья – разбойника» – русский витязь, и разбойник, олицетворяющие собой две человеческие ипостаси, добро и зло. Как во всех сказках, добро одерживает победу над злом, так и в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник» герой, являющий собой русский народ, одерживает победу над захватчиками.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Поехал Илья Муромец в Киев-град ранним утром. По дороге увидел, что город Чернигов осаждают враги. Разбил он вражью рать, и черниговцы попросили его быть воеводой. Богатырь отказался и попросил указать дорогу прямоезжую.

Черниговцы предупредили, что там поселился страшный разбойник, губящий людей своим свистом и рыком. Но Илья Муромец поехал этой дорогой. У речки Смородинки увидел его Соловей-разбойник, страшно засвистал и зарычал. Но богатырь выстрелил из лука, поранил ему глаз, привязал к седлу разбойника и привёз на княжеский двор.

Князь Владимир не поверил, что Илья ехал дорогой прямоезжей, так как там сидит Соловей-разбойник. Богатырь показал ему пленённого разбойника. Попросил князь, чтобы Илья приказал Соловью засвистать да зарычать.

Приказал богатырь пленнику засвистать в полсвиста и закричать в полкрика. От этого много чего порушилось, люди на княжеском дворе погибли, а князь спасся, потому что укрылся шубой.

Рассердился Илья, вывез разбойника в поле и срубил ему голову, чтобы не губил он людей.

Основные персонажи былины

Главные герои:

  • Илья Муромец – богатырь земли русской, сильный и бесстрашный. Решительный, мудрый витязь. Никогда не сворачивает с намеченного пути, всегда движется прямо, не избегая препятствий и опасностей. Является защитником земли русской, свято оберегая свой народ от нашествия врагов. Справедливый и честный, он не гонится за властью и богатством, оставаясь простым воином, готовым защищать и оборонять свою землю.
  • Соловей-разбойник – сказочный герой, олицетворяющий собой все злые силы, является врагом и разрушителем. Главным оружием разбойника, является его могучий свист, от которого все валяться замертво. Бесстрашный, сильный завоеватель, уверенный и гордый. Погубил множество народа, проезжавшее мимо его гнезда. Не смог справиться с Ильей Муромцем, который отрубил ему голову.

Второстепенные персонажи:

  • Князь Владимир – киевский князь, сидит в стольном граде Киеве. Не поверил словам Ильи, обвинив его в том, что Илья врет, якобы победив Соловья – разбойника. Убеждается в его правоте, просить Соловья посвистеть. После того, как Соловей-разбойник засвистел, очень пугается, и прячется под шубу. Изображен в былине не очень умным правителем со склочным характером.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Илья выехал на резвом коне из Мурома ранним утром. Хотел он к полудню попасть в стольный град Киев. Скоро подъехал к Чернигову и увидел, что город хотят захватить враги. Лезли они уже по крепостным стенам.

Побил всех врагов Илья Муромец, за это черниговцы позвали его воеводой в свой город. Поблагодарил богатырь их за честь, но отказался быть воеводой, потому что торопился в Киев-град. Попросил он указать прямоезжую дорогу туда.

Поведали черниговцы, что дорога эта заросла травою и завалена деревьями. Все ходят теперь окольным путём.

Поселился на прямоезжей дороге возле реки Смородинки Соловей-разбойник. Сидит в дубу, свищет по-соловьему, кричит по-звериному. От того свиста и крика жухнет трава, деревья клонятся к земле, а люди погибают.

Отговаривали черниговцы богатыря ехать той дорогой. Илья не послушался их совета и поехал прямоезжей дорогой.

Заметил его Соловей-разбойник, засвистал по-соловьему, закричал по-звериному.

Выстрелил славный богатырь из лука по чудовищу и ранил его в правый глаз. Упал Соловей-разбойник на землю. Илья приторочил его к седельной луке и повёз злодея мимо его логова.

Увидели три дочери Соловья, что везёт их отца мужик-деревенщина, и послали своих мужей убить мужика.

Сказал Соловей своим зятьям, чтобы не трогали мужика, а позвали его в своё гнёздышко да угостили на славу для того, чтобы отпустил он Соловья. Зятья стали звать Илью в своё гнёздышко, но он не поехал к ним, а повёз Соловья в Киев-град.

Приехал туда Илья и направился на княжеский двор. Там Владимир-князь садился с князьями и боярами за обеденный стол.

Оставил Илья коня на дворе, зашёл в палату столовую. Осенил себя крестом, поклонился на четыре стороны, а великому князю поклонился по-особому.

Спросил князь Владимир кто он таков. Ответил богатырь, что он Илья Муромец из города Мурома, из пригородного села Карачарова.

На вопрос давно ли он выехал из Мурома, Илья ответил, что выехал утром, хотел успеть в Киев-град к обедне да замешкался в дороге. Сказал богатырь, что ехал прямоезжей дорогой мимо Чернигова и речки Смородинки.

Рассердился князь, подумал, что приезжий над ним насмехается. Сказал он, что не верит словам богатыря, потому что под Черниговом стоят полчища врагов. А прямоезжая дорога заросла, потому что губит там прохожих и проезжих Соловей-разбойник Одихматьев сын.

Ответил Илья Муромец князю, что рать вражья побита под Черниговом, а Соловей-разбойник на его дворе притороченный к конскому седлу.

Князь выбежал на крыльцо, увидел пленённого Соловья-разбойника и велел ему засвистать по-соловьему, зарычать по-звериному.

Ответил ему злодей, что послушает только Илью Муромца. Князь попросил богатыря приказать злодею засвистать да закричать.

Славный богатырь приказал Соловью-разбойнику засвистать в полсвиста соловьего, закричать в полкрика звериного.

Соловей сказал, чтобы Илья велел поднести ему чару зелена вина, потому что от раны у него рот пересох. Чару он попросил немалую — в полтора ведра.

Поднял злодей одной рукой чару и выпил за один раз. Засвистал он по-соловьему, зарычал по-звериному. От этого покривились на теремах маковки, оконные рамы рассыпались, люди на дворе упали замертво, а князь укрылся шубою.

Рассердился Илья Муромец, вывез в чисто поле злодея да отрубил ему голову, чтобы не губил больше добрых людей, не оставлял их жён вдовами, не сиротил детушек.

СПАДИЛО.РУ

Главные герои:

Илья Муромец (русский богатырь), Соловей Разбойник (злодей)

Второстепенные персонажи:

Владимир (князь Киевский), старшая дочь Соловья Разбойника, зятья Соловья Разбойника, Алеша Попович, Добрыня Никитич — богатыри

Форма произведения:

сказка, фольклор |
Жанр:
легенда |
Время событий:
средние века |
Место событий:
Россия |
В школе:
1-4 класс |
Возраст:
дети 6-12 лет |
Время чтения:
до 1 часа |

Экранизация:

мульфильм (Россия, 2007 год, реж. Владимир Торопчин)

Темы:

героизм, добро и зло, смелость и трусость

Освобождение Чернигова

Собрался Илья Муромец в Киев. Совершив заутреннюю службу, молодец отправился в путь. Чтобы попасть в Киев, ему нужно было проехать через Чернигов, который был на тот момент во вражеской осаде. Недолго думая, герой вступил в борьбу с захватчиками и одолел их, освободив город. Жители были настолько признательны и благодарны, что пригласили Илью остаться в их городе и стать военачальником. Но у него были другие планы, поэтому он отказался.

Муромец спросил у горожан, есть ли короткая дорога до Киева, и они показали ему маршрут через реку Смородину. Сложность была лишь в том, что в кроне дуба скрывался Соловей Разбойник, грозный злодей, от свиста которого погибали все проезжающие путники. Горожане не хотели, чтобы Илья подвергал себя такой опасности, поэтому посоветовали ему ехать в обход, той дорогой, которая была длиннее, но безопаснее. Но Муромец решил ехать прямо.

Встреча с Соловьем Разбойником

Еще намного раньше, чем Илья доехал до дуба, он услышал такой оглушающий свист, что деревья склонились к земле. Чем больше сокращалось расстояние между Муромцем и Соловьем Разбойником, тем чаще спотыкался конь богатыря. Натянув тетиву лука, Илья прицелился и попал разбойнику прямо в глаз. Затем он связал его, загрузил в седло и отправился в Киев.

Кадр из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», Россия, 2007 год

На пути Муромцу встретилось логово Соловья, в котором жили три его дочери со своими мужьями. Увидев плененного тестя, зятья выехали навстречу Илье, чтобы драться с ним. Оценив разность весовых категорий, они изменили свое решение, предложив Илье в качестве выкупа драгоценности и застолье. Но он был неподкупен и отказался от сделки.

У князя Владимира

Добравшись до Киева, Илья сразу направился к князю. Тот как раз трапезничал и на сообщение Муромца о покорении Соловья Разбойника назвал его деревенщиной. Он не поверил, что Соловья может кто-то одолеть, и решил, что богатырь смеет шутить над ним.

Илья вышел и приказал Соловью издать свой фирменный свист. Злодей сказал, что свистнет только после того, как выпьет несколько ведер вина. Ему принесли крепкий напиток, захмелев от которого, Соловей засвистел так, что многие из присутствующих умерли на месте, а сам князь укрылся лошадиной шкурой. Другие богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич от свиста Соловья повалились на землю. После этого Муромец отвез Соловья в чистое поле и там отрубил ему голову.
Ирина Зарицкая | | | Оценить:

Мультфильм былины Илья Муромец и Соловей разбойник

Былина говорит нам о спеси столичной княжеской верхушки, ей противопоставляется моральный дух и достоинство народных богатырей. Простой народ всегда знал и помнил, что князь и его прислуги злые и беспощадные, а богатыри, справедливо защищавшие простой народ, были к нему добрыми, честными, были образцом для последующих поколений.

В сказке-былине летописцы повествуют о силе народного богатыря Илье из города Мурома, сына крестьянина из села Карачарова. Сильнее его не было богатыря. Он был сильнее даже придворных молодцов Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В этой сказке Илья Муромец победил Соловья-разбойника.

«Илья Муромец и Соловей разбойник» очень краткое содержание

Русский эпос — Илья Муромец и Соловей разбойник былина краткое изложение:

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое.

Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника.

По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Это интересно: Стихотворение-баллада «Илья Муромец» Толстого была написана в 1871 году. Большая ее часть представляет собой монолог Ильи Муромца, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых заслугах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Илья Муромец» для читательского дневника.

Короткий пересказ «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Краткое содержание Илья Муромец и Соловей разбойник

Илья имел богатырскую силу. Не зная куда ее деть, оставил отца и мать и пошел сражаться за землю киевскую за князя Владимира. Он побывал утром в городе Муроме и помолился там в церкви. А к вечеру планировал быть в Киеве. Когда подъехал к Чернигову, то увидел, что будто бы черные вороны, окружили город войска большие. И нет возможности там ни пешком пройти, ни конем проехать. Сразился Илья с тем войском, и победил его.

Люди Чернигова, пустившие его в город, просили стать их воеводой, но Илья не согласился, а попросил указать ему путь на Киев. Узнал он от людей, что самым близким путем никто не ходит и не ездит, она поросла травой и заложена колодами, что по этой дороге, возле болота и старой березы сидит на высоком дереве Соловей-разбойник, Одихмантов сын. Свистит он как соловей, орет как зверь. От его свиста все к земле клониться, а если кто-то с людей подойдет, — все мертвые лежат.

Но идти прямой дорогой люди боялись. Была и другая дорога, но она была в тысячу верст, а прямой путь был в пятьсот верст. Илья выбрал прямой путь, страшный для других, но не для него, — путь, который перекрыл Соловей-разбойник. Поехал Илья на своем коня богатырском прямой дорогой. Быстро пронесся через долины, речки и горы.

Когда он уже был у речи Смородинки, темного болота и у старой березы, то страшилище засвистело и закричало. Тут же конь под богатырем упал на колени. Пришлось Илье Муромцу силой заставлять лошадь идти дальше. После чего выпустил богатырь стрелу из своего лука и попал Соловью-разбойнику прямо в глаз. И свалился тот на землю.

Русский силач, прицепив его к конской упряжке с правой стороны, и поехал к гнезду соловья. В соловьином гнезде ждали соловья его три дочери. Старшая выглянула в окно и сказала, что приближается их отец и везет с собой человека. И средняя сказала то же, выглянув в окошко. А когда в окно выглянула самая меньшая, то сказала, что, то человек везет на коне их отца с выбитым правым глазом. Вышли зятья сражаться с Ильей Муромцем в чистом поле, но Соловей-разбойник приказал им бросить оружие на землю и пригласить богатыря к себе в гнездо, А дома накормить и напоить, и одарить. Но Илья Муромец в гости идти не захотел, а поехал в город Киев.

А в Киеве в это время князь Владимир, помолившись в церкви, готовился к обеду в большой гостевой комнате.

Остановил Илья во дворе своего коня и вошел в комнату из белого камня. Перекрестился, князю Владимиру и его родственникам поклонился. И начал князь расспрашивать молодца откуда он и как его зовут, и кто родители его. И ответил Илья, что с утра еще в церкви был в городе Муроме, а к обеду планировал быть уже в Киеве. Ехал кратчайшим путем, мимо речки Смородины, около кривой березы и креста Левонидов.

Не поверил ему князь, сказал что, тот врет ему и в глаза смеется. Что возле Черниговского моста стоят вражеское войско, там птица не пролетит, и зверь не пробежит, и конем не проехать. А дальше по прямой дороге на Киев сидит на дереве Соловей-разбойник.

Рассказал тогда Илья князю о своих победах, и тот поспешил к Соловью-разбойнику, увидев его, приказал ему князь засвистеть. Но того уже покормил Илья Муромец, и злодей сказал, что, кто кормит, тот и приказывает. Тогда Илья Муромец приказал ему князя потешить. Тот попросил полтора ведра вина для того, чтобы исцелились свои раны. Вино принесли, Соловей-разбойник его выпил и засвистел по-соловьиному, и зарычал по-звериному. От его свиста крыши теремов наклонились, часть людей упали мертвыми, а князь испугался и соболиной шубой укрылся.

Выехал Илья Муромец конем в чистое поле и вывез с собой Соловья-разбойника. Отрубил ему голову, приказывая, что, не издеваться ему больше над простыми людьми. И стали все после этого считать Илью Муромца первым богатырем в русским.

Добрыня Никитич – второй по значению богатырь былин киевского цикла. В былине «Добрыня и Змей» он совершает ратный подвиг – одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Добрыня и Змей» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Сюжет былины вышел из древнейшего сказочного фольклора.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание поэмы Во весь голос Маяковского
    Замысел поэмы «Во весь голос» зародился у В. Маяковского ещё в 1927 г. В 1928-м он приступил к работе. Вступительная часть поэмы была опубликована в 1929 г. Таким образом, «Во весь голос» — это последняя поэма великого писателя
  • Парфюмер. История одного убийцы — краткое содержание романа Зюскинда
    События произведения разворачиваются во Франции в восемнадцатом веке. Главным героем романа является Жан Батист Гренуэй, рожденный
  • Краткое содержание романа Грозовой перевал Бронте
    Устав от городской суеты Локвуд на время переезжает в сельскую местность и арендует дом: Мыс Скворцов. Заселившись он отправляется в гости к хозяину дома, сквайру Хитклифу, который живёт в соседней усадьбе — Грозовой Перевал
  • Пурпурное платье — краткое содержание рассказа О. Генри
    Американский писатель О. Генри (настоящее имя Сидней Уильям Портер) известен в мировой литературе как мастер коротких рассказов. Рассказы О. Генри наполнены симпатии и сочувствия к героям, простым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 4 с углубленным изучением отдельных предметов имени Г.К. Жукова г.о. Краснознаменск

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 классе.

(«Литературное чтение. 4 класс.» часть 1. УМК «Перспективная начальная школа». Автор -Малаховская О.В.)

Учитель МБУ СОШ №84 г.о.Краснознаменск: Леськова Людмила Викторовна.

Класс: 4 «В»

Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Тип урока – урок открытия нового знания.

На уроке использованы СОТ: методика моделирования, индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы в рамках системно-деятельностного подхода.

Цель урока:

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  • учить составлять план произведения при помощи моделирования.

Задачи:

  • Образовательные:

— познакомить школьников с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

— выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; вызвать желание читать былины.

  • Воспитательные:

— показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма.

— показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке.

  • Развивающие:

— продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.

— продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.

— продолжить развитие культуры речи.

— продолжить воспитание сотрудничества.

Основное содержание темы, термины и понятия:

— работа с понятиями «былина», «повторы», «преувеличение», «сказитель-былинщик»;

— чтение былин и анализ содержания; характеристика героев,

— определение авторского отношения к изображаемому;

— работа с разными источниками текстовой информации;

— работа с картинами художников;

— слушание музыки.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

-проявление творческого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

2.Метапредметные:

Познавательные:

Умение:

— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить сходство и различие между былиной и сказкой;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— давать оценку своим действиям, оценивать результат;

Регулятивные:

Умение:

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

— контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

Умение:

-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

3.Предметные:

Умение:

-правильно, осознанно, выразительно читать былины;

-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-выделять признаки былины, сравнивать ее со сказкой.

Организация образовательного пространства:

Оборудование

Опорный лист.

Межпредметные связи:

Музыка, изобразительное искусство.

http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/muz/m2.doc

Ресурсы:

  • выход в Интернет;

  • ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

http://school-collection.edu.ru

Формы работы:

  • фронтальная форма

  • индивидуальная форма

  • работа в паре

Ход урока

  1. Организационный момент Слайд 1

1087420 1

Слава русской стороне
Слава русской старине
И про эту старину
я рассказывать начну
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!

  1. Актуализация знаний. Целеполагание

Учитель. Произведения устного народного творчества вы читали в 1-3 классах. Давайте вспомним. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»?

Учитель. Почему «народное»?

Учитель. Почему «творчество»?

Учитель. Какие произведения устного народного творчества вы знаете?

Учитель. Можно ли все эти примеры назвать одним термином ФОЛЬКЛОР?

Учитель. У вас на столах карточки для работы в паре. Заполните пустые ячейки жанрами фольклора.

Проверка карточек СЛАЙД 2.

1087420 2

Учитель. Один из жанров фольклора – это былины. Слайд 3. (определение понятия).

1087420 3

Учитель. Как вы думаете, о ком люди складывали былины? Слайд 4

1087420 4

Учитель. С какими богатырями вы уже знакомы?

Учитель. А знаете ли вы, где родился Илья Муромец? Слайд 6

1087420 5

В селе Карачарово, что под Муромом, если верить былинам, родился знаменитый богатырь Илья Муромец. Звали его Илья Иванович Гущин. Жил богатырь, как и все карачаровцы, в гуще дремучих лесов— отсюда и фамилия. Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю.

Слайд 7

1087420 6

…Как одно-то на небе красно солнышко. А один — то на Руси Илья Муромец…
Неспроста древний Муром на высоком берегу Оки в парке установил в прошлом году памятник своему легендарному богатырю. Как символ не только физической, но и, что более важно, высокой нравственной силы
«…Я иду служить за землю Русскую. За вдов, за сирот, за бедных людей…»

Слайд 8

1087420 7

За свои подвиги он был причислен к лику святых и удостоился захоронения в Киево-Печерской лавре.
У изголовья перед его гробницей гласит надпись – «Илья из города Мурома».
К иконе великого былинного святого богатыря в местной карачаровской церкви идут и идут верующие..

  1. Определение темы урока.

Учитель. Определите тему урока. Слайд 9

1087420 8

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

II Изучение нового

  1. Прослушивание аудиозаписи отрывка былины.

  2. Словарная работа

На доске устаревшие слова русского языка, встретившиеся в тексте.

Найти и зачитать сноски в учебнике.

Учитель С какой интонацией сказитель читал отрывок из былины?

А сейчас постарайтесь прочитать первую часть былины, соблюдая темп и интонацию.

Чтение сопровождается комментариями, историческими справками.

Анализ текста былины в форме ответов на вопросы для проверки первичного восприятия былины.

Форма работы: фронтальная

Учитель. Как вы думаете, что же это за «силушка», которую побил Илья – богатырь сказочные существа или кочевники — захватчики?

Учитель. Найдите в отрывке такие подробности, которых не бывает в сказке, а именно конкретные географические названия мест.

Учитель. Почему ослушался Илья Муромец жителей Чернигова?

Чтение 2 часть былины

Анализ текста

Учитель. Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? Что случилось с природой от соловьиного посвиста?

Учитель. Чем закончилась эта встреча?

Учитель. Подтвердите, что в былине используется прием преувеличения.

Учитель. Как называется приём преувеличения силы богатыря? (гипербола)

Учитель. Найдите приметы народного юмора в том, как Илья общается со своим конём.

Учитель. А сейчас зачитайте несколько раз выделенное цветом четверостишье: постарайтесь передать напевность былины. К повтору какой части речи прибегает рассказчик?

Учитель. Какими же качествами обладает Илья Муромец? Ответить на этот вопрос я попрошу вас в группах по 4 человека. На ваших столах карточки, закрасьте красным карандашом качества, которыми можно охарактеризовать Илью Муромца.

Храбрый

Илья Муромец

Вежливый

Чёрствый

Жадный

Сильный

Справедливый

Обидчивый

Грубый

Трусливый

Добрый

Проверка Слайд 10.

1087420 9

Итог урока.

Рефлексивная деятельность.

1087420 10

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я научился…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Учитель. Закончить урок мне бы хотелось русскими народными пословицами. Слайд 11.

1087420 11

Учитель. Домашнее задание Выразительное чтение былины.

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель – продолжить знакомство с былинными сказами посредством стилистического анализа былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Задачи:

Образовательные:

— продолжить знакомство с новым жанром фольклора «былина»;

— познакомить детей с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;

— выделять важнейшие признаки былины, доступные для восрприятия младших школьников, вызвать желание читать былины.

Развивающие:

— продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин;

— продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок

— продолжить развитие культуры речи.

Воспитательные:

— воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словестности;

— воспитание патриотческих чувств и нравственных качеств личности.

Планируемые результаты:

Личностные:

проявление творческого отношения к процессу обучения;

— проявление интереса к жанру былин;

— осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

Познавательные:

— умение перерабатывать полученную информацию;

— умение находить сходство и различие между былиной и сказкой;

— умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

— умение давать оценку своим действиям.

Регулятивные:

— умение работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

— умение составлять совместный план действий;

— умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные:

— умение оформлять свою свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате;

— умение представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

— умение правильно, осознанно, выразительно читать былины;

— умение применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы»;

— умение выделять признаки былин, сравнивать ее со сказкой.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: презентация, учебник литературоного чтения, аудиозапись с былиной.

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Подготовка к первичному восприятию произведения

постановка

учебной задачи

4. Целевая установка перед прослушиванием былины

Приемы:

прослушивание былины

5. Проверка первичного восприятия текста

чтение былины подготовленным учеником

работа с текстом (выборочное чтение)

6. Итог урока

работа в парах

рефлексия

выставление отметок

Личностные УУД

проявление интереса к жанру былин

Познавательные УУД

умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Регулятивные УУД

умение работать по предложенному плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

умение составлять совместный план действий;

умение контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативные УУД умение оформлять свою свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

умение представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Познавательные УУД

умение перерабатывать полученную информацию

Предметные УУД

умение применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы»;

умение выделять признаки былин, сравнивать ее со сказкой.

Предметные УУД

умение правильно, осознанно, выразительно читать былины;

Личностные УУД

проявление творческого отношения к процессу обучения

Познавательные УУД

умение находить сходство и различие между былиной и сказкой

Личностные УУД

осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев;

умение давать оценку своим действиям

Коммуникативные УУД

умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате

Доброе утро, ребята! Я рада вас всех видеть.

— Прочитайте слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

(Слайд 1)

— Как вы думаете, с произведением какого литературного жанра мы сегодня будем знакомиться?

— Почему «УСТНОЕ»?

— Почему «НАРОДНОЕ»?

— И почему «ТВОРЧЕСТВО»?

— Какие произведения русского народного творчества знаете вы?

— А с каким жанром мы познакомились совсем недавно?

— А кто скажет мне, что такое былины? О чем в них рассказывается?

— Где исполняли былины и кто?

— Молодцы!

Физминутка

— Тему сегодняшнего урока и учебную задачу вы поможете мне сформулировать, выполнив несколько заданий.

Первое задание – отгадайте загадку.

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?…

— Что это за птица? Что вы знаете о ней?

— Действительно, это так. Давайте посмотрим на слайде, как выглядит соловей. (Слайд 2)

— А кто такие разбойники? Они являются положительными или отрицательными героями?

— Что получится, если соединить два слова: соловей и разбойник?

— Как вы думаете, почему его так назвали? У вас будет возможность проверить свои предположения чуть позже.

— А какой богатырь сражался с этим разбойником?

— Ребята, как вы думаете с каким произведением познакомимся сегодня на уроке (тема урока)?

— Кто сформулирует учебную задачу урока? (Слайд 3)

— Молодцы!

— Скажите, пожалуйста, а почему былину нельзя назвать сказкой?

— А давайте вспомним, с какой былиной мы познакомились с вами на прошлом уроке? Каким мы видим Илью Муромца в этой былине?

-Сейчас мы с вами прослушаем еще одну былину, где главным героем является Илья Муромец. И выпосле прослушивания расскажте мне о своем настроении. (Аудиозапись)

— Итак, какие чувста и эмоции вызвала у вас эта былина?

— Что вам показалось необычным?

— Вот такое пение называется речетативом. Сейчас это можно сравнить с неким видом современной песни. Как думаете с каким?

— Что еще оказалось необычным?

— Давайте теперь обратимся к нашему учебнику и прочитаем эту же былину. И посмотрим, есть ли какие-то отличия.

— Итак, какие отличия вы нашли?

— Что указывает на небывалую силу Ильи Муромца? Зачитаем.

— Найдите в тексте описание встречи Ильи Муромца и Словья-разбойника. Прочитаем.

— Прочитаем описание поединка.

-Найдем диалог князя и Ильи Муромца.

— Каким вы представляете себе Илью Муромца?

Я предлагаю вам дома нарисовать один из понравившихся эпизодов прочитанной былины. Это может быть поединок Ильи Муромца с Соловьем-разбойником или, например, встреча Ильи и князя. На следующем занятии мы с вами устроим вычтавку получившихся картин.

— Итак, ребята, с каким произведением и какого автора мы сегодня познакомились с вами на уроке?

— А с каким жанром литературы можно перепутать былину?

— Чем отличается все же былина от сказки? На парте у вас лежит листочек, прделагаю вам в парах подумать и написать эти отличия.

— Как вы думаете, почему современному читателю нужно читать былины? Или это не нужно?

— Скажите, пожалуйста, легко или трудно вам было на уроке? Что вызвало трудности?

— А сейчас, у нас остается немного времени, предлагаю вам немного отдохнуть. Давайте разгадаем кроссворд. (Слайды 4 -11)

1.Кличка коня Ильи Муромца?

2. Город из-под которого приехал этот богатырь?

3.Какая река встречается на пути Ильи Меромца?

4.Илья просидел на печи ….. и три года

5.Кто исцелил богатыря?

6.С кем борется Илья Муромец?

7. Имя богатыря

Спасибо за урок! (Слайд 12)

Один ученик читает слова на слайде

Былина – это произведение устного народного творчества

Эти произведения передавали из уст в уста, так как не было письменности

Автором был не один человек, а народ

Люди сочиняли, творили, придумывали.

Сказки, потешки, колыбельные, загадки, поговорки, былины.

Былины

Былина — фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом).

В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли. Гусляры

Соловей

Соловей отличается не только красивым оперением, но и прекрасным голосом.

Разбойники – это отрицательные персонажи, которые хотят сделать что-то плохое.

Соловей-разбойник

Его назвали так, потому что он был разбойником и его главным оружием было пение.

Илья Муромец

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Продолжим знакомиться с особенностями такого жанра, как «былина» на примере былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

В былине описывается то, что было на самом деле. А в сказках выдуманный сюжет и персонажи

«Исцеление Ильи Муромца»

Он тридцать три года просидел на печи, так как не у него были проблемы с ногами. И калики, которые зашли испить воды его исцелили. После чего Илья Муромец стал сильным, храбрым и отважным богатырем.

Дети слушают аудиозапись

Дети высказвают свои предположения

Былину не просто читали, а ее как будто пели

Рэп

Слова устаревшие, заменяют окончания, приставки в словах, есть зачин, повторы.

Читает подготовленный усченик

Когда прослушивали, там больше непонятных, устаревших слов было и речетативом читали под гусли. А сейчас просто прочитали и слова более понятны.

Дети читают

(стр. 175)

Дети читают (стр.175)

Дети читают (стр.175)

Дети читают (стр.176)

Предположения детей

Сегодня на уроке мы познакомились с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник», которую написал народ.

Со сказками

Дети сообща пишут

Дети высказывают свое мнение.

Выслушиваются мнения детей

Бурушка

Муром

Ока

Тридцать

Калики

Разбойники

Илья

Приложение 1

Слайд 1

99745299 1

Слайд 2

99745299 2

Слайд 3

99745299 3

Слайд 4

99745299 4

Слайд 5

99745299 5

Слайд 6

99745299 6

Слайд 7

99745299 7

Слайд 8

99745299 8

Слайд 9

99745299 9

Слайд 10

99745299 10

Слайд 11

99745299 11

Слайд 12

99745299 12

Урок литературного чтения по УМК «Гармония

учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы»

учитель: Ильинова Юлия Николаевна

Тема: «О доблестях, о подвигах, о славе…» ( Былины)

 «Добрыня и змей»  (пересказ А. Нечаева)

Цель: дать понятие «былины», ознакомить учащихся с былинным сказом и правилами чтения былин.

Задачи:

ОБУЧАЮЩИЕ:

1)формировать полноценное восприятие  былинного текста, понимание специфики литературного жанра, совершенствовать навык чтения

2) формировать образ былинного богатыря        

РАЗВИВАЮЩИЕ:

3)        развивать связную речь, мышление, воображение

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

4)        воспитывать нравственные качества на примере былинного героя.

5)        воспитывать интерес к урокам литературного чтения, воспитывать чувства сострадания, сопереживания и милосердия.

Техническое обеспечение:  проектор, мультимедийная доска, технологическая карта урока

Ход урока:

I.        Организационный момент

— Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся.

II.        Проверка домашнего задания. Работа с выставкой книг, аннотации, собственные сказки.

III. Актуализация, включение в деятельность. Индукция.

Слово БОГАТЫРЬ.

— Какие ассоциации, образы возникли у вас? Запишите их в свои тетрадки-малышки. Обменяйтесь ими в парах… теперь поработайте в группах.

Лидеры зачитают, что у вас получилось.

IV.        Постановка учебной задачи.

— О чем пойдет речь на уроке?

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.

— Откройте оглавление и прочитайте названия произведений , которые включены в этот раздел (Добрыня и Змей, Болезнь и исцеление Ильи Муромца, Илья Муромец и Соловей-разбойник)

— О чем будут эти произведения? (о воинах, о подвигах которые они совершали)

— События , описанные в этих произведениях , будут относиться к нашему времени или к древним временам? (древним временам)

— Скажите, а как называется произведение русского фольклора  о подвигах русских богатырей, которые жили в далеком прошлом? (былины)

V.        Организация восприятия и осмысления новой информации. Деконструкция.

— А что означает слово БЫЛИНА?

1. Рассказ учителя.

— Наши предки — земледельцы, скотоводы, охотники вели жизнь полную опасностей и невзгод. Бывали наводнения, засухи, морозы. Но самым ужасным для них были  воинственные набеги  других народов. Враги разоряли селения, забирали в плен женщин и детей. Это вызывало у людей глубокие переживания и певцы из народа слагали героические песни о богатырях : могучих, бесстрашных защитниках русской земли.

Былины раньше пелись. Сказители обычно владели старинным музыкальным инструментом – гуслями, в сопровождении которых они исполняли все известные им былины.

Слова «былина» раньше не было, а богатырские песни, рассказывающие  о «преданьях старины глубокой», назывались «старинами», «старичками». Позднее появилось слово «былина», что значило «быль», то есть правдивое повествование.

— Прочитайте , как называется первая былина, с которой мы сегодня познакомимся? (Добрыня и Змей)

– Былины о Добрыне имеют более раннее происхождение, чем

былины об Илье Муромце, но и те и другие связаны с периодом

борьбы нашего народа с татарским нашествием. Былины переносят

нас в совершенно необычный, особенный мир, но, несмотря на

значительную долю фантастики, в них отразились подлинные исторические события, которые приобрели сказочный характер только с течением времени. В былинах вполне достоверно изображена Русскаяземля. Обычно действие происходит возле Киева – историческогоцентра Руси, а герои былин своим происхождением связаны с исконно русскими городами: Добрыня – из Рязани, Илья – из Мурома,из села Карачарова, а Алёша – из Ростова. Богатыри в былинах – могучие воины, защитники родной земли, которые не позволяют врагузахватить её. В них воплотились лучшие качества русского народа

2.Работа с репродукцией .Реконструкция.

Далее рассматривается репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (в конце учебника).

– Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина?

– Как выглядят богатыри?

– Подумайте, кто из богатырей старший на заставе? Как определили?

– Что можно сказать о каждом из богатырей по тому, как ониизображены художником?

(Справочный материал)

Многие картины Виктора Михайловича Васнецова основанына материалах народных сказок и былин.Прежде чем приступить к созданию своей знаменитой картины «Богатыри», художник тщательно изучал былины, долго собирал материал, позволяющий ему достоверно изобразить богатырей. Глядя на картину, мы ощущаем живую историю Древней Руси,

хотя написана картина в XIX веке. Около 20 лет трудился Васнецовнад созданием этого полотна и написал картину, которая вызывалаи продолжает вызывать у русского народа чувство гордости.На картине мы видим просторы Русской земли, взрастившейэтих богатырей. Пейзаж скромный, степной. Степь поросла травой,вдали видны холмы с перелесками. Над этой просторной и привольной степью нависли холодные, свинцовые тучи, словно многочисленные враги, совершавшие свои грабительские набеги на Русь. Пейзажпрост, он не отвлекает наше внимание и позволяет сосредоточиться

на главных героях – богатырях, которых объединяет одна цель –защитить свою землю от врагов.

Добрыня также служит земле Русской, он отважен и смел, силён и могуч, но более нетерпелив, не так спокоен и рассудителен,как Илья. Он уже сжимает рукоятку меча, готовясь в любую минутуринуться на врага. Добрыня отличается от других богатырей своейучёностью, он играет на гуслях, сочиняет песни.С одним из трёх богатырей, нарисованных на картине, и состоится знакомство на уроке.

3.Словарная работа.

Ребята в  тексте нам встретятся незнакомые слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что былина была создана в давнее время, и чтобы понять былину, надо объяснить эти слова

Палица – старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом

Паробок – парень, оруженосец.

Курева – «пыльная курева» — имеется ввиду облако пыли, похожее на облако дыма, возникшее от курения

Приумаялся – притомился, устал

Ощериться – оскалиться , угрожающе показать зубы

Порешить – кончить, убить

Дородный – рослый, крупный, полный

Величать по изотчине  — называть по отчеству, по отцу

Чара – то же, что чарка – небольшой сосуд для питья вина.

Шпенечки – небольшие шипы, стержни.

Стольный град- столица .

Учуять – почувствовать.

Полон – плен.

Колчан со стрелами – чехол со стрелами.

За полпоприща – за полпути

Подколенные – подчиненные, подначальные

Автор нашего учебника говорит, что нетнеобходимости растолковывать каждое слово, передающее своеобразный былинный колорит, но без знания которого всё же понятеносновной смысл произведения.

4. Знакомство с текстом.Социализация.

— Вот и представьте себе, ребята, седовласого старца, который сидит  в окружении внимательно слушающих его людей. Его  пальцы слегка  касаются струн  гуслей , лежащих на коленях. Льется неторопливая, спокойная, плавная мелодия. Певец – сказитель начинает свой рассказ  про древнюю  Русь, про старину стародавнюю

        Начало былины читает учитель.

         Затем читают дети, вслух по частям.

С. 164 рассматриваем иллюстрацию

— Что здесь изображено? Где происходит действие?  (княжеские белокаменные палаты)

— Что здесь происходит? (идет пир, князь беседует с Добрыней)

— Как зовут князя? (князь Владимир)

— Где он нарисован? Покажите.

— Как вы догадались, что это и есть князь?

— С кем он разговаривает?

— Прочитайте разговор князя с Добрыней.

        Продолжение чтения былины.

        В конце стр. 165 задать уточняющий вопрос:

— Почему все молчат? (боятся)

VI.Первичное закрепление.Афиширование.

— Запишите образ  богатыря Добрыни в этой былине.

VII.Разрыв. Показ отрывка мультфильма.

— Запишите образ  богатыря Добрыни в этом мультфильме.

VIII. Рефлексия.Синквейн.

IX. Домашнее задание

  • С.159-160, ответить на вопросы письменно в тетради
  • С. 171-174 прочитать и ответить на вопросы

VII.        Итог урока.

МБОУ «Краснопоймовская средняя общеобразовательная школа»

Урок по литературному чтению 4 «А» класс

Тема: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Учитель начальных классов: Симахина Ж.В.

Октябрь 2016

Конспект урока по литературе в 4 «А» классе

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: провести сопоставительный анализ текста былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» с мультипликационными фильмами «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 1978 и 2007г.

Задачи урока.

Образовательные:

1) закрепление представления о жанре былины, особенностях изображения её главного героя – богатыря;

2) закрепление навыка владения литературоведческими терминами: антитеза, ирония, идеализация героя;

3) формирование навыков сравнительного анализа.

Развивающие:

1) развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения учащихся;

2) развитие устной и письменной речи учащихся;

3) развитие умения школьников быть «вдумчивым читателем» и «вдумчивым зрителем».

Воспитательные:

1) поддержание интереса к изучению литературы;

2) формирование представления о нравственности, нравственном идеале;

3) развитие патриотизма.

Оборудование урока:

1) мультимедийный проектор для просмотра презентации, видеофрагментов;

2) раздаточный материал (таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока).

Ход урока.

         1. Организация начала урока.

Приветствие, вводное слово учителя.

2. Ознакомление с целью урока, инструктаж по организации работы на уроке.

Учитель объявляет учащимся цели урока:

1) повторить, какими изображаются в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник, объяснить, как это связано с жанром произведения;

2) познакомиться с тем, какими представлены те же самые герои в мультипликационных фильмах 1978 и 2007 годов, выяснить, насколько они похожи на героев былины, а чем отличаются от них.

3. Знакомство с новым материалом.

Учащиеся знакомятся с сообщениями, посвящёнными вопросу о том, существовали на самом деле Илья Муромец и Соловей-Разбойник или это вымышленные персонажи.

1) Существовал ли на самом деле Илья Муромец?

Исследователи считают, что Илья родился в Муроме примерно в 12 веке. Он славился мощью и силой, состоял на службе у князя и совершил много подвигов, о которых знали не только на Руси, но и за её пределами. Так, в норвежских сагах (песнях) 13 века упоминается Илья Русский, которым, вероятно, и был Илья Муромец. По одной из версий, Илья погибает в бою под Киевом. По другой версии, после тяжёлого ранения уходит в Киево-Печерскую лавру и становится монахом. В 17 веке он был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор  хранятся в монастыре. Недавно проведённая экспертиза мощей установила, что Илья был исключительно сильным и высоким человеком, у него были обнаружены признаки заболевания позвоночника и следы ранений. Скончался он в возрасте примерно 50 лет. Благодаря этой экспертизе восстановлен предположительный облик богатыря. Святой Илья Муромец считается покровителем русского войска. (Сообщение сопровождается презентацией.)

2) Существовал ли на самом деле Соловей-Разбойник?

Соловей-Разбойник, видимо, тоже богатырь, только вражеского племени. Он засел на прямоезжей дороге из Ростово-Суздальской земли в Киев. В то время на этих территориях обитали племена вятичей, кривичей и угров. Основным промыслом этих племён были охота и бортничество (сбор мёда). Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. По всей видимости, такой богатырь-бортник изображён в лице Соловья-Разбойника. Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей. Так, наряду с Соловьём-Разбойником в книжных сказаниях упоминается богатырь Скворец.

После прослушивания сообщений учитель делает вывод о том, что прототипы главных героев былин на самом деле могли существовать. Какими эти герои изображены в художественном произведении?

4. Повторение изученного материала.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный учителем вопрос, заполняя графы таблицы:

Образы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника в тексте былины и мультипликационных фильмах 1978 и 2007 гг.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

                    Илья Муромец

                     Соловей-Разбойник  

Илья Муромец –  …………………                         герой, который …………….                  своей стране, не требуя  ……….. .                    Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность …………… и ………….; не держит зла на князя ……………….., который разговаривал с богатырём …………… . Ведёт себя …………., вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – …………………. герой, который вызывает у всех только …………………… . На его совести немало загубленных ………………… ,  и в своих злодеяниях он никогда не ………………..  , поэтому наказание является …………………………  .

После проверки задания заполненная таблица может выглядеть примерно так:

                    Илья Муромец

                     Соловей-Разбойник  

Илья Муромец – идеальный герой, который служит своей стране, не требуя награды. Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность раскаяться и исправиться; не держит зла на князя Владимира, который разговаривал с богатырём грубо. Ведёт себя достойно, вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – отрицательный герой, который вызывает у всех только страх. На его совести немало загубленных жизней,  и в своих злодеяниях он никогда не раскается, поэтому наказание является заслуженным и справедливым.

Таким образом, изображение богатыря и Соловья-Разбойника строится на антитезе. Соловей-Разбойник – это воплощение зла. Илья Муромец – воплощение нравственного идеала, т.е. представления о том, каким должен быть человек. Какими этих героев мы увидим в мультфильме 1978 года?

5. Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях (сравнительный анализ текста былины с мультипликационными фильмами).

А) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (1978 год, режиссёр –  И.Аксенчук). Просмотр каждого эпизода предваряется вопросами учителя.

Образ Ильи Муромца в мультфильме 1978 года.

1) Освобождение Чернигова.

Каким предстаёт Илья Муромец в этом эпизоде? Насколько он похож на героя былины?

После просмотра фрагмента учитель корректирует ответы ребят с помощью ряда вопросов:

Что можно сказать о силе богатыря? Почему он освобождает город? Кто встречает его у ворот Чернигова? (Сильные воины, а не старики, старухи или женщины с детьми.) Почему так важна эта деталь? Чувствует ли Илья Муромец своё превосходство над черниговцами, оценивает ли свой поступок как подвиг? Почему не остаётся в городе? Насколько похож на героя былины?

2) Встреча с Чурилой Пленковичем.

С каким эпизодом былины можно сопоставить этот фрагмент? (Разговор богатыря с князем Владимиром).

Как ведёт себя князь по отношению к богатырю, как обращается к нему? Как отвечает ему Илья Муромец? Как разговаривает с богатырём Чурила Пленкович?  А как отвечает ему богатырь, почему не обижается на него?

С чем связано появление иронии в этом эпизоде?

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 1978 года.

1) Бой с Соловьём-Разбойником. Временное поражение богатыря.

Что можно сказать о силе Соловья-Разбойника? На что она направлена? Чем страшен этот герой? Только ли тем, что он необычайно силён? (Он уверен в своём абсолютном превосходстве, не ведает жалости, потому на «могиле» только что поверженного достойного соперника злорадствует, кощунствует). Похож ли он на героя былины?

2) Победа над Соловьём-Разбойником.

Каким мы видим того же самого Соловья в финале эпизода? Почему он кажется смешным? Для чего создатели мультфильма используют иронию?

После просмотра всех четырёх видеофрагментов ребята самостоятельно записывают выводы во вторую часть таблицы.

2. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

                                                             (1978г).

                     Илья Муромец

                      Соловей-Разбойник

Как и в былине, Илья Муромец – ……………… герой, не имеющий …………….. . Он не …………….. на Чурилу Пленковича, относится к нему ………………… . Илья Муромец отказывается от ……………………; оставляет в живых ………………… .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – ……………………… герой, обладающий ……………… силой. Он уверен в своём ……………………… и никогда не ………………….  в том, что творит  ………….. .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ……………., которая служит для того, чтобы …………………………….. .

                     Илья Муромец

                      Соловей-Разбойник

Как и в былине, Илья Муромец – идеальный герой, не имеющий недостатков. Он не обижается на Чурилу Пленковича, относится к нему доброжелательно. Илья Муромец отказывается от воеводства в Чернигове; оставляет в живых Соловья-Разбойника.

Как и в былине, Соловей-Разбойник – отрицательный герой, обладающий разрушительной силой. Он уверен в своём могуществе и никогда не раскается  в том, что творит  зло.

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ирония, которая служит для того, чтобы высмеять Соловья-Разбойника и подчеркнуть значимость подвига богатыря.

После проверки учащиеся делают вывод о том, что между текстом былины и мультфильмом 1978 года существует значительное сходство. Возможно, этот мультфильм допустимо назвать видеоиллюстрацией к художественному произведению.

Б) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007 год, режиссёр – В.Торопчин).

Образ Ильи Муромца в мультфильме 2007 года.

(Поскольку мультфильм длится более часа, ребята получают предварительное задание познакомиться с ним самостоятельно. На уроке демонстрируются только фрагменты, а, отвечая на вопросы, ребята должны будут приводить примеры из всего мультипликационного фильма.)

1)Илья Муромец сражается с шайкой Соловья, освобождая деревню.

Насколько похож герой современного российского мультфильма на героя былины и героя мультфильма 1978 года: с кем и за что сражается? Насколько силён? На что направлена его сила? В чём он её черпает?

Можно отметить полное соответствие образов, единственное отличие заключается в том, что герой российского мультфильма слишком молод.

2) Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли.

Чем начало этого фрагмента похоже на предыдущий эпизод? Какое превращение происходит с богатырём в финале эпизода?

Теряя богатырскую силу, Илья превращается в обычного человека. Изменится ли при этом его характер?

3) Разговор Ильи Муромца с князем о Соловье-Разбойнике, отказ богатыря от службы Владимиру.

Почему так разгневан богатырь? Связано ли это только с тем, что князь в очередной раз отпустил Соловья?

Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего.  И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю (князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги). Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Вспомните, как вёл себя герой былины по отношению к князю и герой мультфильма 1978 года по отношению к Чуриле Пленковичу?  Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? (Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать).

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного  героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде (вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги) и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Вспомните, когда это  происходит? (Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”)

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 2007 года.

Победа Ильи Муромца над Соловьём-Разбойником во время сражения за деревню.

Наделён ли Соловей необыкновенной силой? Почему не вызывает у зрителя страха? В мультфильме немало эпизодов, когда бывший злодей выглядит очень комично. Приведите примеры.

Таким образом, образ Соловья-Разбойника в российском мультфильме кардинально отличается от привычного нам  образа безжалостного злодея и душегуба.

Выводы учащиеся самостоятельно записывают в третью часть таблицы:

   3. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

                                                              (2007г).

                       Илья Муромец

                      Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – ……………… Руси. Он одерживает победу над ……………….., неоднократно выручает из беды ………………………. .

 Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой ………………… герой. Он может ………………… на князя, но это чувство ……………….., так как князь не …………… богатыря.

 Этот герой больше похож на …………………. человека со свойственными ему ……………… . Однако это не умаляет значения его ………………………  .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не …………………… герой, он вызывает у зрителя …………………, а иногда даже ……………. . Его сила невелика, так как одолеть его может не только ………………………….. , но и ……………………………. .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный ………………..  .

                       Илья Муромец

                      Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – защитник Руси. Он одерживает победу над Соловьём-Разбойником, неоднократно выручает из беды князя Владимира.

 Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой идеальный герой. Он может рассердиться на князя, но это чувство справедливо, так как князь не ценит  богатыря.

 Этот герой больше похож на обычного человека со свойственными ему недостатками. Однако это не умаляет значения его подвигов.

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не страшный герой, он вызывает у зрителя смех, а иногда даже жалость. Его сила невелика, так как одолеть его может не только богатырь, но и немощная старушка.

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный воришка.

6. Подведение итогов урока.

К каким выводам мы пришли, сопоставив с текстом былины два мультипликационных фильма?

Как вы считаете, почему в наши дни возрождается интерес к русским богатырям? Вы, конечно, знаете, что был снят мультфильм не только об Илье Муромце, но и об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. С чем это может быть связано, ведь в наши дни и так слишком много героев и супергероев, правда, в основном зарубежных?

Мне кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что нам есть чем гордиться. У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти.

7. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «В чём сила Ильи Муромца?»

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План рассказа египетский храм
  • План рассказа городок в табакерке для 4 класса
  • План рассказа буран аксаков 6 класс
  • План рассказа выскочка пришвина
  • План рассказа вечер на бивуаке
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии