Урок литературы по рассказу
В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Тема: В.П. Астафьев. Уроки памяти в рассказе «Фотография, на которой меня нет»
Цели урока: вспомнить страницы жизни и творчества В.П.Астафьева, разобрать содержание рассказа, выявить главную мысль. Выяснить роль фотографий в жизни человека. Способствовать формированию критического мышления, развитию внимания, памяти. Совершенствовать специальные умения – выделять в тексте характерные причинно-следственные связи, интерпретировать отдельные факты, детали.
Задачи:
образовательные:
- раскрыть жизненные, биографические истоки творчества В.П. Астафьева;
- совершенствовать навыки анализа художественного произведения;
- вызвать размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик.
развивающие:
- развивать способности к переключению уровней мышления;
- развивать критическое мышление через работу с различными источниками информации;
- развивать умение работать в группе (компетентности: интеллектуальная, социальная)
воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение;
- воспитывать гражданскую позицию через литературное произведение;
- способствовать нравственному становлению личности учащихся.
Оборудование урока: компьютер (презентация, медиа-проектор), книга «Последний поклон», стенд «Старые фотографии», карточки.
Ход урока:
- Оргмомент. Приветствие.
Сегодня на уроке мы будем говорить о самом дорогом ,что есть у человека: о родном доме, о том, как важны в жизни каждого близкие и дорогие люди, семья. О том, как важно в своей памяти сохранить самые добрые и светлые воспоминания, чтобы в суете событий не очерстветь душою.
(Песня «Дом родной)
Нас разделяют снова холода,
Не можем друг без друга мы согреться.
Но расстоянье — это не беда.
Всё потому, что родом мы из детства.
Я непременно вновь к тебе вернусь,
Услышу ранним утром птичий гомон,
И в этот миг от счастья вдруг проснусь,
И не поверю, что опять я дома.
2.Знаете ли вы, что такое айсберг? (это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)
— Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная, понятная, а большая – скрыта от нас, и её надо научиться видеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа ума и сердца. Ведь прочесть произведение — это проникнуть в мир писателя, прожить жизнь вместе с ним и его героями. На этом уроке мы будем учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня «у каждого из слов душа своя».
В.П. Астафьев-удивительный писатель и человек, пронёсший сквозь года добрую память о своей родной деревушке, о родной бабушке. Каждый год мы обращаемся к его творчеству.( Выступления уч-ся о жизни писателя)
Время неудержимо идет вперед, оставляя позади события и судьбы. Но память о прошлом живет в людях, без нее жизнь человека не может быть полноценной. Об этом напоминает нам и художественная литература. В повести писателя Чингиза Айтматова “И дольше века длится день” есть легенда о Манкурте, человеке, который потерял память. И вместе с памятью он теряет человеческий облик, утрачивает нравственность, становится убийцей собственной матери.
Литература заставляет задуматься о том, что слово “память” должно быть священно.
Прошлое не проходит бесследно, оно возвращается к нам через воспоминания, предметы, произведения искусства, фотографии.
Писатель только тогда писатель, когда он тревожит читателя и заставляет его думать. Именно таким писателем является Виктор Петрович Астафьев. Как он жил? Чем дорожил? На что надеялся? Во что верил? Кто для нас Виктор Петрович Астафьев?
Это писатель. Личность. Человек. Гражданин.
3. Узнай произведение и героев Астафьева (Коллективная работа)
—Когда писатель рано или поздно уходит от нас, жизнь его продолжается на страницах книг и в памяти читателей. Ранее вы уже знакомились с произведениями Астафьева. Давайте вспомним их. Я буду зачитывать отрывки. Кто быстрее догадается, о каком произведении идет речь, назвать героя и главное событие:
1) «Правда, он понимал, что речушки могут впадать не только в Енисей, но и в какое-нибудь другое озеро, но он не хотел про это думать. Речка, которую он так долго искал, должна привести его к Енисею, иначе … он обессилеет и пропадет». («Васюткино озеро», Васютка заблудился в тайге, открыл озеро)
2) «Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива». («Конь с розовой гривой», герой обманул бабушку – вместо ягод набил травы, но бабушка его простила и купила ему пряник конем)
— Что объединяет эти рассказы Астафьева с рассказом «Фотография, на которой меня нет», над которым мы сегодня будем работать? (Действие происходит в деревне, главный герой – мальчик, который проходит нравственное испытание, это испытание делает его взрослее, серьезнее, помогает усвоить урок жизни).
4.Именно воспоминаниям детства посвящена повесть «Последний поклон». Одной из глав “Последнего поклона” является рассказ “Фотография, на которой меня нет”.
Прочитайте, пожалуйста, слова самого Астафьева о памяти: «Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости… И воскреси – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него…»
( Ученик)Нам А.
Давних лет мгновенные картинки,
как магнит, приковывают взгляд
магией старинных фотоснимков,
что на нас из прошлого глядят.
В срезах нашей памяти ожившей,
памяти отцов и матерей –
дар, крупицы жизни сохранивший,
как окаменелость в янтаре.
5.
— Какие слова у вас ассоциируются со словом «память»?
— У вас на столах лежат схемы-кластеры. Запишите это ключевое слово в верхний прямоугольник. А в овалах запишите те понятия, ассоциации, которые у вас вызывает слово «память».
6.(Учитель)- Вернуть время мы с вами не в состоянии, ни один миг нашей жизни не повторяется. Но память позволяет хотя бы в мыслях возвратиться назад. А фотография – это память, личная память. Вспомните бабушку героя рассказов из повести ( «Последний поклон»)
Чтец 1-й Власенко А.
Удивительной мастерицей была Катерина Петровна. Всякая работа в её руках спорилась. В рассказе «Фотография, на которой меня нет» В.П. Астафьев рассказывает об умении бабушки вставлять оконные рамы.
Деревенское окно, заделанное на зиму – своего рода произведение искусства. По окну, ещё не заходя в дом, можно определить, какая здесь живёт хозяйка, что у неё за характер и каков обиход в избе.
Бабушка рамы в зиму вставляла с толком и неброской красотой. В горнице меж рам валиком клала вату и на белое сверху кидала три-четыре розетки рябины с листиками — и всё. Никаких излишеств. В середней же и в кути бабушка меж рам накладывала мох вперемежку с брусничником. На мох несколько берёзовых углей, меж углей ворохом рябину – и уже без листьев.
Бабушка:
— Мох сырость засасывает. Уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт, а рябина от угару. Тут печка, с кути чад.
Чтец 1-й Асрян Л.
Много лет спустя у писателя Александра Яшина я прочёл о том же: рябина от угара – первое средство. Народные приметы не знают границ и расстояний
Учитель:Живя в маленьком ,скромном домике ,бабушка старалась облагородить его.
(Песня «Домик у дороги»)
Чтец 2-й читает стихотворение Ивана Елагина.
Мне не знакома горечь ностальгии.
Мне нравится чужая сторона.
Из всей давно оставленной России
Мне не хватает русского окна.
Оно мне вспоминается доныне,
Когда в душе становится темно –
Окно с большим крестом посередине,
Вечернее горящее окно.
7.Учитель. Вспомните, как тяжело было герою,когда он заболел и не смог сфотографироваться.
Беседа с учениками по повести «Фотография, на которой меня нет»
1.) Как бабушка относится к внуку и как это ее характеризует?
2) Обратите внимание на речь бабушки, богатую народными выражениями, разговорными, просторечными словами. Приведите примеры. С какой целью автор в точности воспроизводит речь бабушки, не заменяя ее правильной литературной речью?
3). Как любовь бабушки к цветам и украшению зимних окон характеризует ее?
4). Чем бабушка главного героя напоминает бабушку Алеши Пешкова из повести М. Горького “Детство”?
“Главное, что рисует писатель крупным планом, – это человеческие характеры…”.
В конце сделайте вывод: “Повесть, в которую включен рассказ, называется “Последний поклон”. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…”
8 1). Обратите внимание на внешность учителя. Что можно сказать о человеке по выражению глаз, деталям внешности?
2). Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:
а) забота о школе;
б) отношение к детям и деревенским жителям;
в) случай со змеей.
3. Какое отношение к учителю в деревне, приведите примеры. Почему?
Начните свой рассказ со слов: “В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…”
В конце сделайте вывод: “Благодарная память героя сохранила образ учителя, потому что…”.
9.Инсценировка фрагмента рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Бабушка, встречая учителя:
— Милости просим! Милости просим! Сюда, пожалуйста, проходите!
Учитель:
— Здравствуйте! Я фотографию Вите принёс.
Витя, обращаясь к зрителям:
— Вот она, фотография, на столе. Сколько ребят и девчонок на фотографии! Что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнечные семечки, а узнать можно всех. Только меня на ней нет… И Саньки тоже… И не будет никогда…
Учитель:
— Ничего, ничего. Фотограф, может быть, ещё приедет!
Бабушка:
— А я чё ему толкую? Я то же и толкую!
Обращаясь к учителю:
— Чайку горяченького откушайте с нами! С травками заварила! Угощайтесь, чем Бог послал!
Витя, обращаясь к зрителям:
— И варенье черничное, и брусница, и сушки, и лампасейки, и пряники городские, и молоко в нарядном сливочнике. Чего тут только нет! И я очень рад, что учитель пьёт у нас чай без всяких церемоний, разговаривает с бабушкой, и всё у нас есть, и стыдиться перед гостем за угощение не приходится.
Учитель:
— Спасибо за угощение! Выздоравливай, Витя, поскорее!
Витя:
— А скоро опять фотограф приедет?
Учитель:
— Думаю, скоро. Выздоравливай и приходи в школу, а то отстанешь.
Учитель кланяется дому. Бабушка провожает его до ворот.
— Жене вашей кланяйтесь!
Затем, убирая со стола, сокрушается:
— И не поел ничего. И чаю два стакана только выпил. Вот какой культурный человек! Вот грамота что делает! Учись, Витька, хорошенько! В учителя, может, выйдешь, либо в десятники…
Составьте связный рассказ о школе 30-х годов и учениках, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
1. Опишите школу, в которой учился герой. На какие детали вы обратили внимание? Какие чувства испытали?
2. Перечитайте описание школьной фотографии. Какими вы представляете учеников “Овсянской начальной школы”? Над чем заставляет задуматься эта фотография?
3. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Охарактеризуйте его.
Начните свой рассказ со слов: “Писатель штрихами, деталями восстанавливает прошедшие годы…”.
В конце сделайте вывод: “Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…”
Чтец читает фрагмент стихотворения Н. Рубцова «Русский огонёк»
Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой земля полным-полна, —
И близких всех душа не позабудет!..
— Скажи, родимый, будет ли война? –
И я сказал:
— Наверное, не будет.
— Дай Бог, дай Бог…
Ведь всем не угодишь,
А от раздора пользы не прибудет…-
И вдруг опять:
— Не будет, говоришь?
— Нет, — говорю, — наверное, не будет.
1. Каким вы представляете главного героя? Охарактеризуйте его, проанализировав следующие эпизоды рассказа:
а) приезд фотографа;
б) болезнь;
в) наблюдение за цветком;
г) отношение к школьной фотографии.
2. Подберите определения. Какой он, герой рассказа?
Начните свой рассказ со слов: “Вспоминая свое далекое детство, автор рассказывает о человеческих характерах, человеческих взаимоотношениях, и по этим воспоминаниям мы можем судить и о самом рассказчике…”.
В конце рассказа сделайте вывод: “Рассказ о далеком детстве нашел отклик в сердцах читателей, потому что…”
10. Анализ последней части рассказа.
Какие высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения, находит рассказчик, заглядывая в далекие годы своего детства? (Любовь, взаимное уважение, забота друг о друге, ответственность за свои поступки)
Чтение заключительной части рассказа “Школьная фотография жива до сих пор…”
— В чем особенность построения этой части рассказа?
Она построен на антитезе: война – мирная жизнь, фотография – летопись жизни. Автор вспоминает сначала фотографии военного периода – Первой мировой войны. Затем говорит и о смешных фотографиях, где тётка снята в шляпе, дядя – в кожаном шлеме, сдвинутом на глаза. Они смешные, но писатель не хочет смеяться. Ему не смешно.
— Вся жизнь деревни в этих фотографиях, здесь и погибшие на войне. Смешные фотографии, связаны с трагедией жизни.
— Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?
-Вывод: автор утверждает, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей. Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.
— Заканчивая разговор о рассказе Астафьева, хочется зачитать цитату из рецензии Т. Шатской на книгу “Последний поклон”: “Если вам легко и беззаботно в какое-то время, не беритесь за книги Виктора Астафьева, если вам трудно, найдите его: он умеет помогать умно, ненавязчиво, сердечно”. Т.Шатская
11.Стадия рефлексии.
1.Синквейн
— А теперь давайте обобщим все сказанное на уроке .На столах лежат листочки.
Синквейн (от англ. «путь мысли»)
2. Закончите предложение:
Сегодня на уроке я открыл…, почувствовал…, узнал…, понял…, задумался…, испытал…, приобщился…. и т. д.
(Песня «Снится мне деревня…»)
12. Домашнее задание:
Просмотрите фотоальбомы своей семьи.
— Какие события изображены на ваших семейных фотографиях? Какую историю может поведать старая фотография? Если вам неизвестна история ваших семейных фотографий, обратитесь к своим близким, чтобы они рассказали вам, потому что фотография – это наша память.
Составить презентацию «Фотографии рассказывают…..
Урок литературного чтения, 4 класс
В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Цели:
— учебная: формировать духовно-нравственные понятия; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;
— общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;
— воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.
Планируемые результаты
личностные (воспитательные) результаты:
— воспитывать любовь к живой природе;
— бережное отношение к «братьям нашим меньшим» к природе
метапредметные (развивающие) результаты:
— развивать речь, мышление, память, воображение; расширять словарный запас учащихся
— долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся.
предметные (образовательные) результаты:
— познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.
— формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,
— учить анализировать поступки героев.
Оборудование: презентация к уроку, медиа проектор, карточки-задания для работы в парах, учебник «Литературное чтение. 4 класс, сост. Л.Ф.Климанова и др.».
Ход урока
- Организационный момент.
-Прозвенел звонок. Все встали. Давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам новые открытия на этом урок.
- Эмоциональное введение в тему.
— Ребята, подскажите мне, какой раздел литературного чтения мы изучаем?
- Прием ассоциаций
— Закройте на минуту глаза. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы. После ответов учащихся составляем кластер «Природа»
— Мы уже не первый урок знакомимся с произведениями этого раздела. А вам нравится путешествовать по этой замечательной стране «Природа и мы»?
-Ещё бы!!! Эту удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы чувствовать и все понять!
— Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю. Какую, вы сами догадаетесь.
- Актуализация знаний. Стадия вызова.
Внимательно ли вы читали предыдущие произведения этого раздела?
- «Узнай по описанию»
(за правильный ответ можно давать цветочек или что-нибудь, легче будет выставлять оценки)
— Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).
— Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».
А.И.Куприн).
— Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).
— Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).
— Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув,
превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька». А.И.Куприн).
- Игра «Найди пару»
В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. (Слайд 2)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
-Все ли произведения вам знакомы?
-Зачем же я включила в игру незнакомое произведение?
Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».(слайд 3)
Чем мы будем делать на уроке? ( обозначить цели)
- Подготовка к восприятию нового.
1) Беседа об авторе. (Слайд 4-11)
— Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.
— Немного об авторе нам приготовила сообщение Жаворонкова Катя. Послушаем её.
2) Речевая разминка
Проводится речевая разминка перед чтением (Слайд 12 )
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
— Прочитайте шепотом.
— Прочитайте, разделяя на слоги.
— Прочитайте громко.
— Прочитайте с ускорением.
- Чтение текста. Прием «Инсерт»
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Значки на экране (Слайд 13)
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
— знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Слайд 14
— Начало, дети слушают учителя (рождение Скрипа)
— Как вы думаете, где мама?
Дальше продолжается чтение учащиеся-учитель-учащиеся.
- Первичное восприятие
Обмен впечатлениями.
— Понравился ли рассказ?
-Что особенно запомнилось?
— Какие чувства пробудила эта история?
— Когда было страшно за стрижонка?
— А в какие моменты тревожно?
- Словарная работа.
— Какие слова были непонятны?
Мерцало — слабо светилось колеблющимся светом.
Мол, дескать — указывают на то, что говорящий передает чужие слова.
Бесцеремонно – невежливо, грубо. Слайд 15
Чтение 1 части.
— Где и как родился стрижонок?
— Как повел себя стрижонок?
— Хорошо ли ему было в гнездышке(он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?
— Как вели себя птенцы без мамы(они беспокоились, громко пищали, звали маму)?
— Что принесла мама птенцам?
На какие части мы можем поделить эту часть?
1.Рождение Скрипа.
2. Стрижата одни.
3.Возвращение мамы-стрижихи.
Чтение 2 части.
О чем говорится в этой части?
1.Кормление птенцов.
2.Скрип обижен.
3.Жизнь семьи.
Чтение 3 части.
Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?
-О каком качестве характера это говорит?
-Почему мама-стрижиха била за это Скрипа?
— Чего она боялась?
— Знал ли об этом стрижоно?
— На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?
1.Любопытство стрижонка.
2.Страх матери.
3.Враги стрижей.
Чтение 4 части.
-Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?
-Как коршуну удалось победить мать — стрижиху(он ее перехитрил)?
-О каком качестве мамы нам рассказал автор(решительность, смелость,
храбрость самоотверженность)?
-Как стрижи помогли бедным стрижатам?
-О каком качестве стрижей это говорит?
На какие части мы поделим 4 часть?
1. Гибель мамы
2. Беда стрижей.
3. Дружные стрижи
VI. Закрепление изученного.
- Тестовые задания
У каждого ученика карточка-тест. После выполнения обмениваются тестами в паре, проверяют на слайде.
–Проверим работу. (Правильные ответы на слайде)
- ошибка – 5.
2-3 ошибки – 4.
4-5 ошибок – 3.
Более 5 ошибок -2
Составление синквейна (стрижиха) (Работа в парах)
1. Стрижиха
2. Строгая, заботливая
3. Кормит, воспитывает, оберегает
4. С ней очень хорошо
5. Мать.
VII. Рефлексия. Итог урока.
Звучит музыка (звуки леса).
— Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!
Выставление оценок, благодарность за урок
VIII. Домашнее задание.
Рисунок стрижа, пересказ от имени Скрипа.
Цели и задачи:
: учить “видеть” текст,
отработать навыки работы с текстом; осмыслить
рассказ; обобщить знания о предыдущих изученных
произведениях, выстроив горизонталь.
: воспитывать гуманность,
воспитывать любовь и бережное отношение к
природе и ко всему живому; воспитывать
эстетические взгляды, неприятие негативного,
равнодушного отношения к природе.
: развивать логическое мышление(
применение знаний на практике, наблюдения,
выделение главного), развитие словарного запаса
(цинизм, затеси); развивать самостоятельность в
поступках, принятии решения.
Оформление доски.
Тема записывается (заполняется) по мере работы
на уроке.
Эпиграф (расположен справа).
“Зачем же история эта тихо и отдельно ото
всего живет во мне и жжет мое сердце”. В.
Астафьев
Словарная работа: затесь, цинизм, манкурт,
дисгармония.
Раздаточный материал: “Глоссарий”, текст
рассказа В.Астафьева “Хвостик”.
I. Оргмомент.
Наш урок пока без названия, тему мы
сформулируем в течение урока.
Наша задача:
- вспомнить произведения В.П.Астафьева, выстроить
горизонталь; - научиться “видеть, слышать, читать” текст;
- осмыслить рассказ.
II. Погружение.
1. Мы с вами не первый раз встречаемся на уроках
с произведениями В.П.Астафьева.
1) — Как вы полагаете, какое опорное слово нужно
для соединения материала в единое целое? (Память
– появляется первое слово в теме урока)
2) Повторение ранее изученных произведений.
— Какие истории помнит В.Астафьев и передает нам
их содержание? (выстраиваем горизонталь)
3) “Васюткино озеро”. (Память)
— Можно ли сказать, что Васютка был в тайге один?
(Физически – один, а духовно его спасла культура,
нравственные зарубки в памяти, во внутреннем
мире. Значит, мы можем сказать, что с ним была
память, зарубки в памяти)
4) С памятью обратимся к памяти.
— С какими еще его произведениями и зарубками вы
встречались? (“Конь с розовой гривой”, доброта)
— Что помнит главный герой, рассказывая о
бабушке? (Добрая, помогает очиститься, понять
свою вину. Муки совести героя. Значит, главное –
доброта.) (История – жизненный урок – помогла
заплатить за урок муками совести).
5) “Фотография, на которой меня нет”.
— Чем стала для мальчика эта история? (Летописью
детства; выстраданный нравственный урок
приводит к обретению духовного богатства; от
страдания к — к обретению)
2. В памяти героев, как и в памяти писателя,
остались зарубки.
— А что такое зарубки, затеси? (Словарная
работа). Их делали первопроходцы в тайге.
— Можно ли В.Астафьева назвать первопроходцем?
(да, прошёл по духовной памяти)
— Почему В.Астафьев заинтересовался этой темой
и собрал все рассказы в сборник “Затеси”? Ответ
даёт нам сам автор: “Переменилась моя родная
Сибирь. Все течет, все изменяется, –
свидетельствует седая мудрость. Так было, так
есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь?
Почему? Зачем? Есть желание запомнить и
рассказать доверительно в узком кругу увиденное,
поразившее воображение, интересные факты из
жизни, истории или явлений природы. Собеседник
нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе
его задавит одиночество, и если его нет,
собеседника, тогда человек склоняется к беседе с
самим собой, доходит до бездонных глубин бытия,
его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так
появилась удивительная книга “Затеси”.
3. Рассказ “Хвостик” тоже из этого сборника.
III. Анализ рассказа “Хвостик”.
1) Работа над названием.
Что вы представляете, прочитав рассказ? (Что-то
очень маленькое, смешное – смеется, заливается,
хохочет). И поэтому первая фраза … (Смеётся,
заливается, хохочет мальчик)
2) Веселье разливается в начале рассказа.
— Так ли это?
3) 2 и 3 абзацы — это пейзаж.
— Как цветопись показывает, что пейзаж
радостный. (Разноцветный: находим в тексте
“цветные” слова)
— Какая деталь выступает в роли символа? (Голова)
— Присутствует ли движение в пейзаже? (Да:
кружилась, метелила, вспыхивала, оробело
останавливалась, утихала)
— Какой приём использует автор? (Градацию, чтобы
показать перемену жизни)
— В какое время года мы видим радостный остров?
(В любое время года, то есть всегда, вечно).
— В описании присутствует народная лексика
(темечко, зимушка).
— Озвучена ли картина? (Звенел венец)
Вывод: Мы смеемся, потому что жизнь радостная.
4) Мы хотим этой красоты, но действительность
становится преградой.
— Каким словом в тексте подчеркивает это автор?
(Зарегулировала). Наступает дисгармония.
5) Докажите, что жизнь зарегулировала
действительность. Найдите эти слова. (Откатилась
вода – символ жизни, вечности; захудала трава;
перестала цвести и рожать черёмуха: рожать –
символ жизни)
— Одним моментом все испортилось в природе.
— А у людей? А для людей в любое время все было
прекрасно.
— Как это показано в тексте? (Время (временное
пространство) течет, его разделить нельзя,
поэтому только и говорит Астафьев о народе: —
“Валом валят” и тогда, и сейчас).
— В.Астафьев сам любит жизнь и отдает ее другим,
поэтому в определении – жизнерадостный народ –
проявляется авторская позиция.
6) Народ судят по поступкам.
— Какие они, люди? (6 абзац, градация – гадят)
Вывод: гармония нарушена, “оглохла земля”.
— Что значит “оглохла”? (Лишилась звука)
— А как у автора? (7 абз.: украдкой… но живет –
изуродованное, пораненное, битое, обожженное)
7) И вдруг… снова “… Хохочет мальчик”
— Зачем? Ведь уже не до смеха.
(Память тревожится, душа терзается. Астафьев
достаточно строг. Есть действительность – от
которой никуда не уйти)
— Можно рассказ закончить?
— Тогда о чем он? (Земля теряет надежду)
Зачем вторая часть? (Появляется голос
рассказчика)
— Зачем автор сближается с рассказчиком?
(Астафьев пишет, что все мы одинаковые, будничные)
— Почему мальчик? (Ребенок: писатель заботится о
том, кто вырастет, и потому эта история тихо и
отдельно ото всего живёт и жжет сердце,
тревожит память, не знающую покоя (эпиграф) —
запись в тему “не знающая покоя”…)
Вывод: Оптимизм мальчика перерастает не
просто в жестокость, а в будничную жестокость.
— Уходят краски (осталась красная – цвет крови).
— Мы ощущаем цинизм (словарная работа) в
поступках тех, кто это сделал.
9) Мы видим реакцию мальчика на цинизм.
— Какая она? (Будничная; здесь побывали “веселые
гуляки”. – есть веселье? Радость? – нет
осуждения)
— Засунули “живого” (отклик на призыв в
“защиту природы”.
— В чём кощунственность ситуации? (Абзац 10, люди,
точнее дети, равнодушны, циничны до жестокости).
10) — Так все-таки почему же “Хвостик”? (Братья
меньшие; позиция автора – боль, жалость; живое –
то, что мы должны беречь; это крик. Многосмысловое
название скрыто по принципу айсберга: мы – люди
– дети – хвостик)
— А что осталось после этой истории в памяти у
Астафьева? (Разрушение природы, разрушение
человека в человеке — запись в тему “… от
разрушения природы и человека в человеке”.)
Каков же основной мотив рассказа? (Равнодушие к
природе —> равнодушие к себе —>
жестокость)
IV. Художественное и идейное своеобразие.
Определим своеобразие произведения:
— Тема памяти.
— Основная мысль – равнодушие, жестокость,
разрушение природы, нравственности, человека в
человеке.
— Многосмысловое название рассказа по принципу
айсберга.
— Стилевой приём – градация.
— Двухчастная несоразмерная линейная
композиция, построенная на антитезе.
— Разная роль многоточия.
— Движение – пространство постепенно сужается.
— Отсутствие положительного героя.
— Четко выраженная авторская позиция.
— Сочетание метафор, эпитетов со сниженной
лексикой.
Вывод: Всё подчинено авторскому замыслу, ведь
“В. Астафьев – писатель редкостного умения
вглядываться в жизнь народа, подмечать в неё всё,
судить это подмеченное, размышлять о нём и
сочувствовать человеческой душе”. (М.Дудин)
V. Итоги.
1. Может быть поэтому и жжёт сердце писателя
равнодушие, отсутствие милосердия. История
оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело
одному нести такую ношу. И автор исповедуется
перед нами, всему миру, взывает к состраданию,
милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы
не стали мы манкуртами, людьми без памяти.
2. Память оставила затеси в жизни писателя.
— А у вас появились свои затеси?
— Есть ли у вас в памяти какой-нибудь эпизод, из
которого вы вышли достойно?
— Зачем нам эти “Затеси”?
— А может быть можно прожить без всего этого, о
чем мы говорили на уроке?
— Тема памяти поднимает нравственные проблемы:
добра и жестокости, воспитания ребенка в семье,
ответственности и долга перед тем, что нас
окружает.
Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по
правилу четырех “СО”:
- cожалеть,
- cочувствовать,
- cострадать,
- cопереживать.
И тогда меньше будет зла на Земле, а больше
радости.
VI. Дома (задание по выбору).
1. Видеома.
2. Сочинение-миниатюра “Мои затеси”
3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили?
4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме
цитат, аргументировать свой выбор.
Приложение
Презентация
Урок I.
I. В. П. Астафьев: детство писателя
дальше…
Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка». Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском. Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «…Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
«…думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне… Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев).
В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.
II. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»
Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике.
Запишем на доске и в тетрадях слово биография.
— Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
— Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.
— Как вы понимаете значение слова биография?
— Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?
Автобиография — описание своей жизни.
— Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Сделаем в тетради еще одну запись:
Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
— Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.
Комментированное чтение
Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.
Домашнее задание
Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
12-е задание выполнить письменно.
Индивидуальное задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказу. I.Проверка домашнего задания. Словарная работа
Проверяем выполнение 12-го задания.
Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.
Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
Были — рассказы о действительных происшествиях.
Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
Пацан — мальчишка (слово просторечное).
Хлопец — парень (из украинского языка.)
Варнак — разбойник.
Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
— В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?
Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара.
— Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?
— Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.
Эпитеты — художественные определения: холодная изморось, хилые березки. Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).
Беседа
Беседуем по вопросам учебника.
— Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (1-й вопрос.)
Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.
— Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (2-й вопрос.)
Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.
— Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (3-й вопрос.) Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь.
Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.
Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.
— Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?
Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.
- — Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
- — Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?
- — Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
- Выразительное чтение
Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».
Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
«Трепет перед драгоценным „припасом“» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.
Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.
На уроке нужно обязательно прочитать отрывок, рассказывающий о встрече Васютки с Енисеем и возвращении мальчика домой, чтобы дети смогли пережить радость вместе с героем рассказа. Учитель при чтении обратит внимание на речевые характеристики героев: Васютки, старшины Коляды, деда, матери и отца Васютки. Каждому из героев присущи характерные выражения, интонации.
Читаем от слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер» — до слов: «— …Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..».
— Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (6-й вопрос.)
Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.
— Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.
III. Литература и изобразительное искусство
Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста (11-й вопрос).
«Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
«Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
Рассмотрим иллюстрации, которые сделали ученики.
— Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.
- IV. Подготовка к сочинению
- Домашнее задание
- Урок развития речи
Тема: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».
Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.
Составить сложный план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».
I. Подготовка к сочинению
Дети дома работали над сложными планами сочинения. Обсуждаем планы, которые они составили. Повторяем общий принцип составления сложного плана, обсуждаем «наполнение» пунктов.
План
1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
2. Становление характера Васютки.
1) Забота Васютки о рыбаках.
2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
4) Забота Васютки об общем деле.
3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.
II. Работа над сочинением
Если есть возможность, сочинение надо сделать классным. Самостоятельная творческая работа в классе учит детей концентрировать внимание «здесь и сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию. Дома пятиклассники часто надеются на помощь родителей, на уроке они понимают, что надо надеяться на собственные силы.
Домашнее задание
Прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Подготовить пересказ одного из рассказов.
Урок внеклассного чтения
I. Анализ сочинений
Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.
II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»
Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.
Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.
— Какой темой объединены эти рассказы? — Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы?
- — Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?
- Домашняя работа
Сочинение на тему: Становление характера в рассказе Васюткино озеро, Астафьев
Главная>Сочинения по произведению Васюткино озеро
Становление характера
31 предложение/ 408 слов
Главный герой рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» также как и автор родился и вырос в таежном краю. В свои тринадцать лет он уже многое умел и знал. Например, он умел охотиться на птицу и тут же готовить свою добычу на костре.
Он знал, как отличить озерную рыбу от речной, как различать деревья в лесу, как находить юг и север, как добывать кедровые орешки и многое другое.
Все эти умения и навыки ему очень пригодились, когда он оказался один на один с холодным и неприветливым лесом.
Читая рассказ, мы видим, как менялось поведение мальчика в зависимости от ситуации и трудностей, с которыми он сталкивался. Удивительно, но именно сталкиваясь с трудностями, человек взрослеет и развивается.
Так и Васютке за несколько дней пришлось повзрослеть и по-новому взглянуть на жизнь. Как известно, тайга слабых не любит и для того чтобы в ней выжить нужен твердый характер.
Тринадцатилетнему герою Астафьева пришлось проявить всю свою смелость и решительность, чтобы выжить в условиях леса. Он затерялся, пока охотился на редкую в тех краях птицу глухаря.
Благодаря правильной подготовке и умению ориентироваться в лесу, мальчик смог продержаться с одним только хлебом пять дней. Так уж было заведено на берегах Енисея, каждый раз перед походом в лес брать с собой краюшку хлеба, нож и спички. На всякий случай Васютка с собой брал и ружье.
Как раз это и спасло его от неминуемого голода. Он несколько раз стрелял дичь и готовил ее на костре. Те зрелые решения, которые он принимал во время своего незапланированного похода, говорят о том, что Васютка уже не ребенок.
Даже в описании своего героя автор отмечает, что он выглядел, словно «маленький мужичок» особенно когда «сдвигал густые брови».
Васютка имел коренастое телосложение и носил тяжелую телогрейку, кальсоны с тесемкой, сапоги с портянками. Такая экипировка отлично подходит для пребывания в лесу, особенно на случай если погода становится зябкой и промозглой. Во время пребывания Васютки в тайге как раз был дождь, но он и с этой напастью справился.
Сила характера у него проявилась во многих делах. Вспомним, например, как он отложил хлеб на крайний случай. Также бережно он относился к патронам, зная, что нельзя расходовать «драгоценный припас». Неизвестное озеро, которое попадается на пути, становится его спасением. Оттого его позже назвали в честь Васютки.
За несколько дней мы видим, как он из ребенка превращается во взрослого, решительного человека. Автор показывает, как трудности закаляют характер. В критической ситуации человек мобилизует все свои силы и дает отпор неудаче. Именно так и повел себя Васютка – собранно, отважно, как настоящий мужчина.
- см. также:Другие сочинения по произведению Васюткино озеро, Астафьев
- Характеристика героя Васютка, Васюткино озеро, Астафьев
- Краткое содержание Васюткино озеро, Астафьев
- Краткая биография Виктора Астафьева
«Становление характера Васютки» по рассказу «Васюткино озеро» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями.
Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой.
Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.
В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами.
Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу.
Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.
Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам.
Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность.
Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.
Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.
Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.
В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.
Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»
Класс: 6
Цели
- Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
- Содержательная цель:
- расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: литературный герой, автобиографический рассказ.
- чтение и идейно-художественный анализ рассказа; формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.
Задачи
- Образовательные: Продолжить работу по обучению аналитическому комментированию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.
- Развивающие: Развивать речевые умения: подготовка сообщений, развитие умений высказывать своё мнение о прочитанном, составлять план фрагмента текста. Развивать навыки групповой работы.
- Воспитательные: Помочь обучающимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на прочитанное.
УУД:
- Личностные УУД: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Коммуникативные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вести учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
- Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию в произведении, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать своеобразие творчества В.П.Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя.
- Уметь определять понятия «литературный герой», «автобиографический рассказ», характеризовать героя произведения.
Личностные: Освоение новых видов деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности.
Метапредметные:
- Личностные:
Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему: «Становление характера Васютки через преодоление испытаний»
Главный герой «Васюткино озеро», рассказа, который написал Виктор Астафьев, рос в тайге, отец его был рыбаком, и они часто вместе ходили на промысел. Васютке было еще только тринадцать лет, а он уже многому научился, что в будущем спасло мальчика. Как Васютка оказался в тайге, где находится Васюткино озеро и как он победил лес? Прочитайте ниже об этом.
Бывало, что рыбаки соберутся вместе — сидят в избушке, рассказывают друг другу всякие истории, лакомятся дарами леса. Васютка любил в лесу добывать кедровые орешки, а потом угощать ими рыбаков.
Понятно, что порой Васютка ходил по лесу совершенно один, и вот одажды он, все-таки, заблудился. Хорошо, что он никогда не забывал наставлений матери о том, что всегда с собой нужно иметь хлеб, соль и спички.
Что же делать теперь главному герою «Васюткино озеро»?
История создания
Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956.
Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.
Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.
Васютка в тайге
На всякого мудреца довольно простоты краткое содержание
Хотя Васютка много знал о лесе и его обитателях и часто бывал тут один, остаться одному в тайге было крайне опасно и страшно.
Рыбаки и отец рассказывали, что часто люди не могут выбраться из тайги самостоятельно и поэтому не выживают. Васютка отогнал эти мысли и призвал на помощь все свои навыки, смекалку, смелость и находчивость.
Что умел делать Васютка? Он хорошо знал приметы леса, мог развести костер даже в дождливый день, а кроме того пожарить на огне дичь.
В какой-то момент Васютка почти впал в отчаяние, но хорошо, что вовремя вспомнил слова, которые так часто слышал от деда и отца, а они любили говаривать: «Тайга хлипких не любит». Это придало ему сил и решимости. Васютка мужественно боролся с тайгой и победил ее.
Описание рассказа
Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.
В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности.
Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае.
Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.
Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.
Становление характера Васютки по рассказу «Васюткино озеро»
Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой.
Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами.
Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.
Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет.
На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб. Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь.
За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги. Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало.
Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким. В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер.
В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.