План рассказа хорь и калиныч

Конспект урока литература 6 класс урок 20 и. с. тургенев. бежин луг. образы автора и рассказчика перечень вопросов, рассматриваемых по

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок 20

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Образы автора
и рассказчика

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • биография И. С. Тургенева;
  • история создания рассказа «Бежин луг»;
  • анализ рассказа.

Тезаурус

Рассказ – Основной
жанр малой повествовательной прозы.

Автор – это
реальный человек, который придумывает своё произведение от начала до последней
точки. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это
он делит произведение на главы.

Рассказчик –
это автор, рассказывающий устами персонажа.

Ягдташ –
охотничья сумка.

Бучило –
глубокая яма с весенней водой, оставшейся после половодья, которая не
пересыхает даже летом.

Гиканье –
резкие и отрывистые громкие звуки.

Онучи –
предмет одежды.

Сугибель – крутой
поворот в овраге.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П.
    и др. Литература. 6 кл.: учебник: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. – 288 с.
  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим…:
    дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018. – 255 с.
  3. Ахмадуллина Р.Г. Литература. 6 кл.: рабочая
    тетрадь: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. – 64 с.

Дополнительная литература:

  1. Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва
    И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002. –
    400 с.
  2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе:
    Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для
    учителя литературы / Н.В. Беляева. – М.: Вербум, 2004. – 238 с .
  3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные
    разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н.В.
    Беляева. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.
  4. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и
    проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.: Дрофа, 2007. – 79 с.
  5. Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах:
    Практическая методика: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 254 с.

Открытые электронные ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных
    ресурсов. Литература. 6 класс. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (дата
    обращения: 18.06.2019)
  • Словари, энциклопедии, справочники
    универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата
    обращения: 18.06.2019).
  • Каталог сетевых ресурсов по русской
    филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата
    обращения: 18.06.2019).
  • Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/
  • (дата обращения: 18.06.2019).
  • Все книги России, библиографический
    каталог. http://www.biblus.ru/Default.aspx (дата
    обращения: 18.06.2019).

Материал для самостоятельного освоения темы

Что мы знаем об Иване Сергеевиче Тургеневе? Он
родился 9 ноября 1818 года в Орловской губернии, в семье офицера Сергея
Николаевича Тургенева и состоятельной помещицы Варвары Петровны Лутовиновой.

Благодаря матери, Иван и двое его братьев
получили отличное домашнее воспитание и образование. Как и в большинстве
состоятельных дворянских домов того времени, основной язык общения в семействе
Тургеневых был французским, но это не мешало маленькому Ивану с восхищением относиться
к родному краю и восторгаться его природой.

В пятнадцатилетнем возрасте Иван из родной
Орловской губернии отправляется в Москву, где становится студентом словесного
факультета университета.

Спустя год, после смерти отца и переезда
матери в Петербург, Иван поступает в Петербургский университет, на философский
факультет.

Но не надо думать, что молодежь в XIX веке
только училась и никак не развлекалась.

Свободное время юноши и девушки тоже проводили
очень разнообразно.

Тогда среди популярных развлечений была
верховая езда на лошадях.

Стала набирать популярность и английская игра
в мяч, нет, не футбол, а теннис.

А в провинции, в российской глубинке, главным
увлечением помещиков была охота, как верховая с борзыми и гончими, так и пешая,
с ружьём. Охоту обожал и Тургенев.

В 1847 году в журнале «Современник» был
опубликован первый рассказ Тургенева, который назывался «Хорь и Калиныч».

Писатель Иван Панаев, он же один из издателей
«Современника», дал рассказу подзаголовок «Из записок охотника».

Работу над следующими рассказами Тургенев
продолжил уже за границей, где жил долгие годы. Об этом периоде он писал:

«…Записки охотника»… были записаны мною за
границей; некоторые из них – в тяжёлые минуты раздумья о том, вернуться ли мне
на родину, или нет?

Кроме восхищения родной природой, лугами и
лесами, которые Тургенев, будучи заядлым охотником, исходил вдоль и поперёк, в
рассказах красной лентой проходит тема крепостного права, которое писатель
считал очень несправедливым по отношению к крестьянству.

Поэт Фёдор Тютчев в одной из своих статей
написал:

«Записки охотника» отмечены такой мощью
таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто
представляется вам как откровение».

В 1850-м писатель возвращается на Родину.
Рассказ «Бежин луг» был опубликован в 1851 году.

Повествование в рассказе ведётся от первого
лица, охотника-рассказчика Петра Петровича, заблудившегося в лесу Тульской
губернии.

Рассказчик — это автор, рассказывающий устами
персонажа.

Под образом Петра Петровича автор рассказа
Тургенев вывел в книге самого себя.

Автор – это реальный человек, который живёт в
реальном мире. Именно он продумывает своё произведение от начала до последней
точки или многоточия. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и
взаимоотношения, это он делит произведение на главы.

«Да где же это я?» — повторил я опять вслух,
остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую
жёлто-пегую собаку Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. Но
умнейшая из четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула
усталыми глазками и не подала мне никакого дельного совета».

Четвероногую героиню охотничьих рассказов
Дианку Тургенев обожал.

Вдруг в наступивших сумерках охотник замечает
огни. Выйдя из лесу, он увидел пятерых мальчишек, сидевших вокруг костра на
краю огромного луга, который местные жители назвали Бежин.

С каждым прочитанным словом, для нас
открывается картина происходящего, так как будто мы сами вместе с заблудившимся
охотником, оказались на этом лугу. Глазами Петра Петровича мы видим юных
пастухов, как живых, переживаем их эмоции, слышим их речь, когда они
рассказывают у костра народные легенды и поверья.

Тургенев – признанный мастер литературного
описания пейзажа.

Читая его произведения, мы ярко представляем
себе жару июльского дня, который сменяет пусть и короткая, но тёмная летняя
ночь, а затем, в финале рассказа, пронзительная картина рассвета.

Описание восходящего солнца передаёт не только
утреннюю бодрость, но и радость настроения, и счастливое предвкушение нового
дня.

Во время написания рассказа «Бежин луг» Иван
Тургенев жил за рубежом. Находиться в России, во время расцвета крепостного
права, ему было сложно. Сочувствовавшему простому люду писателю было невмоготу
смотреть на рабскую жизнь крестьян, особенно детей. Многие годы Иван Сергеевич
мечтал отпустить на волю всех крепостных, принадлежавших его семье, главой
которой была его мать Варвара Петровна. Пока она была жива, Тургенев не мог
распоряжаться крепостными – мешал властный характер родительницы. Ссориться же
с ней он также не решался. И только после смерти Варвары Тургеневой барин Иван
Сергеевич Тургенев немедленно отпустил своих дворовых крестьян на волю.

Разбор заданий тренировочного модуля:

Кем был рассказчик в произведении «Бежин луг»?
Выделите цветом правильный ответ.

барином

крестьянином

купцом

пастухом

Это вопрос на знание текста. Мы помним, что
повествование ведётся от первого лица: «В такой точно день охотился я однажды
за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии». Рассказчик – дворянин,
который заблудился во время охоты и повстречал крестьянских мальчишек.
Правильный ответ: от имени барина

Соотнесите факты из жизни Ивана Тургенева с
датами.

1818 г.

1847 г.

1851 г.

Это вопрос на знание творческой биографии
писателя.

Родился Иван Сергеевич Тургенев.

В журнале «Современник» опубликован рассказ
Тургенева «Хорь и Калиныч».

Читатели познакомились с рассказом «Бежин
луг».

Мы помним, что Иван Тургенев появился на свет
в 1818 году. Впервые рассказ «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника» был
опубликован в журнале «Современник» в 1847 г., а Бежин луг был издан в 1851 г.
Это и есть правильный ответ.

Сочинение.
Изображение крестьянской жизни в «Записках охотника» И.С.Тургенева

В 1852 году “Записки охотника” И. С. Тургенева вышли отдельным изданием и сразу же обратили на себя внимание. Как точно заметил Л. Н. Толстой, существенное значение и достоинство “Записок охотника” прежде всего в том, что Тургенев “сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны”, в том, что он находил в русском^ народе “больше доброго, чем дурного”. Да, Тургенев умел видеть красоту души мужика, и именно эта красота была главным аргументом писателя против безобразия крепостничества. Тургенев не поэтизировал мужика, не приукрашивал его жизнь, он писал правду о нем. И в этой-то правде, покоившейся на глубокой убежденности писателя в том, что “в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития”, и была главная убеждающая сила его произведений. Можно сказать, что “Записки охотника” открыли перед русским читателем новый мир -— мир крестьянский. Тургенев, несомненно, продолжает традиции НВ. Гоголя, который в своей бессмертной поэме “Мертвые души” показал не только Россию Чичиковых, маниловых, Плюшкиных, но и Россию народную. Вспомним, например, каретника Мйхеева, плотника Степана Пробку, убежавшего на волю Абакума Фырова и многих других. Но у Тургенева мужики предстают не как мертвые, а как живые души, подлинная опора нации; они резко противостоят миру господ. Иван Сергеевич с большой теплотой описывает крестьян, придерживаясь своего главного принципа — достоверности изображения. Он часто рисовал с натуры, его образы имели реальные прототипы. И этот подчеркнутый натурализм делает рассказы Тургенева особенно ценными и интересными для нас. Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера. Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера. И внешне и внутренне герои Тургенева очень разные люди. Хорь — “лысый, низкого роста, плечистый и плотный. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос”. Хорь был человек практический, рационалист. Он “понимал действительность, то есть обстроился, накопил денжонку, ладил с барином”. Он говорил мало, многое разумел про себя. У Хоря большое семейство, покорное и единодушное: жена, шесть сыновей, снохи. Хорь как бы олицетворяет прозу жизни, самую ее основу. Совсем другой человек Калиныч. Это натура мечтательная, восторженная, романтическая. “Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны”. У него нет семьи, почти нет своего хозяйства. Но зато у Калиныча были таланты, которые признавал сам Хорь: Калиныч умел заговаривать кровь, испуг, бешенство, у него была легкая рука. Калиныч олицетворяет собой как бы поэзию жизни. Он ближе к природе, чем Хорь: к своему другу Калиныч приходит с пучком земляники, как “посол природы”. Хорь лучше понимал людей, Калиныч — природу. Но эта разность не мешала их искренней, преданной дружбе: “они составляют единство, имя которому — человечество”. Можно сказать, что в этом рассказе Тургенева крестьяне выступают как носители лучших черт русского национального характера. Автор любуется своими героями, гордится ими. Интересно в этом рассказе также то, что Тургенев в нем вступает в спор со славянофилами, которые утверждали, что реформы Петра Первого оторвали Россию от исконной русской народности и что главная добродетель русского народа — послушание и смирение. В рассказе же оказывается, что Хорь и Петр Первый —родственные души. Из разговоров с Хорем автор вынес убеждение, что “Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что не прочь и поломать себя; он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед”. Именно таков был характер Хоря. Ярко и живо рисует писатель народные образы в одном, может быть, из самых проникновеннейших рассказов — “Певцы”. Поражает образ народного певца Яшки Турка, который “пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким. Русская, правдивая, широкая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны”. Не красивость, а именно красота, живое слияние души исполнителя и души народа-творца в единый творческий порыв,— такая красота потрясает самые основания сознания и сердца, рождает в человеке цепь, соединяющую начала и концы; восстанавливает правду, глубинную правду о русском человеке. Тургенев знал цену песне (“Было время, что я с ума сходил от народных песен”,— признавался он в письме к Некрасову), знал, как много она может сказать русскому сознанию: не уми-ленность, не жалость и сострадание к народу-творцу,— не одни эти чувства рождали тургеневские “Певцы”, но то возвышаюг щее сознание и душу человека чувство, которое подвигало его на поступок, на деяние, ибо уже невозможно было почитать себя человеком, пока такая духовная красота пребывала в “рабьем виде”. Об этом пел Яшка Турок — один из народных, самородков. Некрасов, столь любивший народные песни, только и сказал, прочитав рассказ “Певцы”: “Чудо”. “Сия вещь любимого писателя — поистине гениальная”,— отозвался Достоевский. Герои этого рассказа — люди необыкновенные, талантливые и в то же время трагические. Среди слушателей Яшки — “Геркулес”, которого все привыкли называть Дикий-Барин, хотя никто не знал, кто он и откуда появился. Дикий-Барин фигура неясная, загадочная, но, несомненно, таящая в себе какие-то могучие, стихийные силы. Не случайно Тургенев именно Дико-го-Барина делает судьей в состязании певцов. Это недюжинный человек, который как бы “выломился” из своей среды.
Великая правда о бедственном положении русского народа, прославление его жизнелюбия и талантливости, всего того, что составляло, по мнению Тургенева, русский народный характер, нашли свое отражение в “Записках охотника”.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Автор:
Самый Зелёный
·

Цикл очерков «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева является отражением жизни крестьян. Для писателя было важно показать в качестве главных героев простых людей. Первым в этом цикле стал рассказ «Хорь и Калиныч», который является самым знаменитым произведением из всей книги. Разбор этого рассказа по плану предлагает вам Многомудрый Литрекон.

История создания

Тургенев задумал написать рассказ «Хорь и Калиныч» в 1846 году. Впервые это произведение было опубликовано в журнале «Современник» (№1), в разделе «Смесь» с подзаголовком «Из записок охотника». Рассказ получил большое признание, поэтому писатель решил развить цикл, из чего сложилась целая книга под названием «Записки охотника». 

Автор знал о проблеме крепостного права не из газет. Его мать была очень жестокой барыней, которая славилась своим бесчеловечным отношением к «живому товару». В детстве писатель вдоволь насмотрелся на нищету, зависимость и рабский удел крестьян, которые при этом не таили злобы на барина и считали его прихоти законом. Видимо, из-за тяжелых детских впечатлений Тургенев стал ярым противником крепостного права и написал множество произведений, раскрывающих нелегкую судьбу многострадального русского народа.

Жанр, направление

Жанровая разновидность произведения «Хорь и Калиныч» — рассказ. Довольно небольшое по объёму, данное произведение освещает одно событие, занимающее ключевое место в тексте, где представлено небольшое число героев. Рассказ написан от первого лица, то есть от лица автора. В произведении присутствуют и характерные черты очеркового жанра, так как в тексте подробно описаны и охарактеризованы персонажи. 

Направление рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч» — реализм. В произведении показана приближённая к  действительности жизнь тех времён, реалистично показаны люди, их повседневность, быт и склад ума. 

Композиция и конфликт

Рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» имеет одну развивающуюся сюжетную линию, которую условно можно поделить на три части:

  1. Знакомство рассказчика с помещиком Полутыкиным;
  2. Знакомство с крепостными Хорем и Калинычем;
  3. Отъезд рассказчика домой.

Конфликт произведения является межличностным. Он заключается в разнице мировоззрения и темперамента главных героев — крепостных крестьян Хоря и Калиныча. Однако их противоположность не создаёт между ними стену непонимания, наоборот, они остаются близкими и верными друзьями.

Смысл названия

Имена, использованные в названии, — это имена главных героев рассказа Тургенева. Персонажи выражают собой одновременно противопоставление и единство. Хорь и Калиныч — два человека, во многом непохожие, но хорошо понимающие друг друга. В их отношениях есть привязанность и дружба.

Тургенев заключает в названии «Хорь и Калиныч» глубокий смысл. Писатель считает, что вместе эти два крестьянина олицетворяют собой образцового русского человека. Хорь и Калиныч — две противоположности. В их характерах есть такие качества, которыми может обладать один человек, и этот человек мог бы приблизиться к идеалу. 

Суть: о чём?

Как-то раз на охоте барин (рассказчик) познакомился с калужским помещиком Полутыкиным, который позвал его к себе в гости, предложив переночевать. Так как дорога была неблизкая, приятели зашли в усадьбу к Хорю, крепостному крестьянину помещика, который жил на поляне посреди леса. Не застав крестьянина, Полутыкин попросил сыновей Хоря заложить тележку и поехал с рассказчиком к себе в усадьбу. 

По дороге к усадьбе Полутыкина, рассказчик стал расспрашивать помещика о Хоре: отчего тот живёт в лесу отдельно от хозяина? Помещик объяснил ему, что двадцать пять лет назад у Хоря сгорела изба, после чего крестьянин попросил позволения поселиться в лесу за хороший денежный оброк — пятьдесят рублей в год. Со временем Хорь разбогател, работая на себя, и стал платить барину сто целковых в год. Крестьянин мог бы уже давно выкупиться из крепостных, но он с этим не спешил, отговариваясь, что нет денег.

На другой день рассказчик и Полутыкин вновь собрались на охоту. По дороге они заехали за ещё одним крестьянином помещика Калинычем, который всегда ходит на охоту с барином, помогая ему во многом. И в этот раз он сопровождал Полутыкина и гостя-рассказчика. После охоты, уложив приятелей в избушке отдохнуть, он отправился работать на пасеку. 

На другой день помещик Полутыкин отправился по делам в город со своим соседом Пичуковым, а гость поехал на охоту в одиночку. После охоты он зашёл к старику Хорю, дабы познакомиться с ним, так как Полутыкин рассказывал о нём довольно занятно. Крестьянин оказался умным и интересным собеседником, чем приятно удивил рассказчика. Гость спросил у Хоря, почему тот не желает выкупиться из крепостных крестьян на волю, как не раз предлагал ему хозяин, но старик ушёл от ответа. Однако рассказчик смекнул, что Хорь отказывается от вольной жизни ради выгоды.

Гость остался в доме крестьянина с ночёвкой. Утром к Хорю пришёл его друг Калиныч. Рассказчик разговорился с ними обоими, беседа их была довольно занимательной, гость многое узнал об этих людях. После разговора с Хорем и Калинычем он вновь пошёл на охоту. 

Рассказчик остался ещё на три дня погостить у старика-крестьянина. За это время гость с радостью общался с Хорем и Калинычем, таким образом он узнал их взгляды на жизнь и характеры. По прошествии трёх дней рассказчик покинул дом Хоря, с грустью простившись с ним и его большой семьёй. 

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Хорь и Калиныч» представлены в таблице:

Рассказчик барин, охотник. Повествование ведётся от его лица. Для него представляют интерес простые люди, их быт и обычаи. Общаясь с крестьянами, он примечает важные детали, замечает отличительные черты характеров. Приглядываясь, он рассуждает об увиденном мысленно, пытается понять и посмотреть на жизнь глазами других людей.
Господин Полутыкин калужский мелкий помещик, барин, хозяин крестьян Хоря и Калиныча. Он «отличный человек», любящий охоту, но от услужливости Калиныча совсем разленившийся. У него есть «слабости»: например, он сватается за всех состоятельных невест в губернии, а получив отказ, много жалуется своим знакомым и друзьям, а родителям этих девушек продолжает присылать подарки — фрукты из своего сада. Полутыкин любит рассказывать один и тот же скучный анекдот, хвалит книги малоизвестных авторов. Он заикается, а вместо «однако» говорит «одначе». Свою собаку помещик называет Астрономом. В своём доме он завёл французскую кухню, которая на самом деле не является таковой. 
Хорь крестьянин, смекалистый и состоятельный пожилой человек, который принадлежит помещику Полутыкину. Он лысый, небольшого роста, широкоплечий, плотного телосложения. На вид он походит на Сократа: у него высокий лоб, курносый нос и маленькие глаза. Имеется не только внешняя схожесть с великим философом, но и внутренняя: Хорь умён, умудрён жизненным опытом, но грамоте он не обучен. Однако рассказчик оценил его простую, но в то же время умную речь. Во многом старик скрытен, выражается мудрёно, скорее всего, из проявления осторожности. Хорь не сразу доверительно относится к рассказчику, он вначале присматривается к нему, отвечает односложно, уходит от ответа, но на следующий день делается дружелюбнее. Он ощущает себя свободным, несмотря на то, что является собственностью своего помещика, при этом продолжая платить ему немалый оброк. Ему свойственна рациональность. В разговоре о заграничных поездках гостя Хорь обращал своё внимание на государственные и административные вопросы в других странах. Он неплохо поёт. Человеком он слывёт положительным, практическим. По своему складу ума Хорь близок к людям и к обществу. Старик понимает, что в жизни нужно думать о своём благосостоянии: у него свой дом, он копит деньги, ладит с властями, создал большую семью, где его слушаются. Хорь видит сущность своего хозяина, любит своего друга Калиныча и помогает ему. Старик не привык говорить много, он больше думает и размышляет; смотрит на жизнь, иронизируя.
 Калиныч тоже крепостной крестьянин Полутыкина. Мужчина сорока лет, высокий и худой. У него светло-голубые глаза. Ходит он с приподнятой головой. Лицо его смуглое, покрытое неровностями, добродушное. Он сразу понравился рассказчику. Калиныч — весёлый человек, который проникается всем, что его окружает: его приводит в восторг природа, он близок к ней. Когда рассказчик  поведал крестьянам о том, что был за границей, Калиныч заинтересовался природой чужой страны, горами и водопадами, а также необычными зданиями и большими городами. По своему характеру он слывёт романтиком, идеалистом и мечтателем. Говорит он с жаром, но и не слишком ораторствует. Сердце крестьянина отзывается на всё, что есть прекрасного в жизни. Нрава он доброго, кроткого, усердного. Хозяйство у него всегда «в исправности», однако содержать он его не может, так как всё время занят с помещиком. Каждый день Полутыкин берёт с собой Калиныча на охоту. Крестьянин носит его сумку и ружьё, оказывает ему во время охоты всяческие услуги. Без него барин уже не может обойтись. Ходит Калиныч в старой потрёпанной обуви, в лаптях, не прося у хозяина новые, перебивается «кое-как». Хоря он приветствует с нехарактерной для мужика «нежностью». Кроме того, он обучен грамоте, а также хорошо поёт и играет на балалайке. У Калиныча когда-то была жена, он её боялся. Детей у него нет. Он чтит своего хозяина Полутыкина, уважает и любит своего друга Хоря. В Калиныче есть такие способности, которые Хорь уважает в нём: он умеет лечить разные людские недуги. Кроме того, ему удаётся ладить с пчёлами, так как у него лёгкая рука. Есть в Калиныче недостаток: он не умеет и не любит рассуждать и всему верит.
Федя один из сыновей Хоря, белозубый, красивый, высокий двадцатилетний парень. Он обучен грамоте. Вместе с отцом они друг над другом подтрунивают, но, несмотря на это, Федя уважает Хоря. Молодой человек всё никак не хочет жениться, потому что не желает со своей женой «лаяться», но отец всё равно обещает найти ему невесту и обвиняет своего сына в ветрености.

Темы 

Тематика произведения «Хорь и Калиныч» основывается на представлениях Тургенева и на извечных темах:

  1. Крепостное право. В рассказе «Хорь и Калиныч» Тургенев хотел показать разнообразие русских людей, их «живые» образы, в которых отражается жизнь крепостных крестьян. Писатель своей целью ставил «очеловечить» подневольных, показать в своём рассказе, что они тоже люди: со своими судьбами, достоинствами и недостатками. Автор показывает разносторонность, трудолюбие и душевность крепостного крестьянства, их способность к творчеству и природный ум.
  2. Личность человека. Рассказчик-барин проявляет внимание к крестьянам. Это показывает нам, что в интеллигенции проснулся интерес к крепостным, к их жизни и быту, к их мировоззрению и житейской философии. Этот интерес к людям, к личностям, а не к рабам. Автор показывает, что в среде крестьян могут быть самородки, что крепостные бывают талантливы, умны, способны показать пример жизнестойкости, оптимизма, самостоятельности, трудолюбия, умения решать проблемы, умения философствовать. 
  3. Дружба и уважение. В рассказе Тургенева прослеживается тема дружбы. То, как общались герои Хорь и Калиныч, говорит читателю о том, что дружба — это взаимодополнение. У персонажей были разногласия, но они всегда находили точки соприкосновения. Например, они любили вместе петь. Любовь к музыке — это главное, что их объединяло. 

Проблемы 

Проблематика произведения «Хорь и Калиныч» тоже является отражением позиции писателя:

  1. Проблема крепостничества. Тургенев был либералом, поэтому во многих своих произведениях уделял внимание простому народу, пытался заострить на его проблеме внимание читателей. В рассказе идёт речь о крепостных крестьянах, которые живут как могут. Кто-то, как Калиныч, ищет опору в барине, находясь в зависимости от хозяина. Хорь же, напротив, лишь в своих силах находит стержень, который держит его на плаву жизни. При этом оба героя несвободны.
  2. Впадение в крайности. Быть умным и рассудительным и слыть простаком — две противоположные стороны, присущие персонажам рассказа. Хорь являет собой образ хитрого мудреца и рационалиста, тем временем как Калиныч ведёт себя совершенно иначе — в нём живёт дух романтизма, он наивен и прост. На примере главных героев Тургенев показывает, какими разными могут быть люди, выросшие и живущие в одной среде.
  3. Инфантильность дворян. Полутыкин не мог и шагу ступить без помощи Калиныча. Даже собираясь на охоту, он брал с собой крепостного крестьянина для того, чтобы тот носил ему сумку и ружьё, показывал, где садится птица, приносил воду, собирал землянику, строил шалаши, ходил за дрожками. Тургенев показывает, как дворяне беспомощны даже в мелочах, они всегда ожидают, что им будут прислуживать. 

Смысл 

Основная идея, которую пытается донести Тургенев в своём рассказе «Хорь и Калиныч», — показать быт и жизненный уклад традиционной русской глубинки, в которой живут такие интересные и разноплановые люди, как крепостные крестьяне Хорь и Калиныч. Автор стремился описать судьбы простого народа, их привычки и мировоззрение. У каждого из персонажей есть свой потенциал. Они, как и дворяне, способны на чувства, на разумные решения, в них живёт разум и сила души. Особенно хочется отметить широту души Калиныча, в котором преобладает чувственность и сердечность. Хорь, в свою очередь, поражает своим умением устроиться в жизни. Каждый из этих крестьян привязан к своему барину, несомненно, по разным причинам. Их положение в жизни отличается, но они продолжают искренне дружить и любить друг друга, несмотря на не совпадающие взгляды на жизнь. 

Также автор говорит читателю о том, что каждый человек счастлив по-своему. Для Хоря важно накопить побольше денег, а Калиныч не видит в этом своей цели, он живёт по другим понятиям, и это делает его счастливым.

Писатель пытается донести до нас мнение о том, что нельзя делить людей на бедных и богатых, каждый человек достоин быть свободным и счастливым. Также Тургенев делает акцент на том, что русского человека невозможно сломить, независимо от положения в обществе. Писатель показывает, что крепостное право губительно не только для крестьян, но и для дворян. Такова главная мысль рассказа «Хорь и Калиныч».

Чему учит?

В любом произведении присутствует мораль, и рассказ «Хорь и Калиныч» — не исключение. Важно понимать и принимать друг друга, как это делали главные герои рассказа. Необходимо всегда оставаться человеком: ни в коем случае не унижать людей, не соответствующих твоему статусу, а говорить на равных — так поступал рассказчик, общаясь с крепостными крестьянами Полутыкина. 

Помимо этого, можно сделать вывод, что в каждом человеке, вне зависимости от его склада ума, есть своя изюминка, свой неповторимый внутренний мир. Каждый человек в мире ценен, будь он прагматиком и рационалистом или романтичным идеалистом. Очень важно принимать эту разность в людях, как данность, ведь только с помощью этого можно добиться взаимопонимания и уважения друг к другу. Не обязательно быть идентичными друг другу, чтобы достичь понимания. Гораздо важнее принять другого человека, чтобы по-настоящему стать ему верным товарищем, уважать и любить его. Это показано нам на примере Хоря и Калиныча.

Важно также отметить то, что главные герои мыслят совершенно по-разному, придерживаясь прямо противоположных точек зрения на мир. Для зрелого и разумного человека важно найти «золотую середину», центр, где сосредотачивались бы все важные человеческие качества: умение мыслить и анализировать, рассуждать и быть начеку, при этом не терять свою кротость и доброту, быть простосердечным и открытым миру, воодушевляясь и наивно радуясь жизни. Важно не утрачивать связь ни с обществом, ни с природой. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Хорь и Калиныч».

Критика 

Рассказ «Хорь и Калиныч» имел успех у читающей публики. В связи с этим на Тургенева посыпался град отзывов от известных литературных деятелей.

В книге «Взгляд на русскую литературу 1847 года» (1848) Виссарион Григорьевич Белинский писал: 

«Не удивительно, что маленькая пьеска «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему ещё никто не заходил. <…> «Хорь и Калиныч» до сих пор остаётся лучшим из всех рассказов охотника; за ним — «Бурмистр», а после него “Однодворец Овсяников” и  «Контора». Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев
написал ещё хоть целые томы таких рассказов».

Константин Сергеевич Аксаков с восторгом отмечал в альманахе «Московский сборник» за 1847 год: 

«Мы должны указать на появившийся в №1 «Современника» превосходный рассказал г. Тургенева «Хорь и Калиныч». Вот что значит прикоснуться к земле и народу: в миг дается сила! Пока г. Тургенев толковал о своих скучных любовях, да разных апатиях, о своем эгоизме, — все выходило вяло и бесталанно; но он прикоснулся к народу, прикоснулся к нему с участием и сочувствием — и посмотрите, как хорош его рассказ! Талант, таившийся в сочинителе, скрывавшийся во все время, пока он силился уверить других и себя в отвлеченных и потому небывалых состояниях души, этот талант в миг обнаружился, и как сильно и прекрасно, когда он заговорил о другом. Все отдадут ему справедливость: по крайней мере, мы спешим сделать это. Дай Бог г. Тургеневу продолжать по этой дороге».

Профессор русской словесности и филолог Александр Ильич Незеленов в сочинении «Тургенев в его произведениях» (1885) выражал мнение о героях рассказа Тургенева: 

«Замечательно, что Хоря и Калиныча сблизила не одна противоположность характеров; мы видим много общего в воззрениях и симпатиях этих, по-видимому, совершенно несходных людей: поэтическое свидетельство, что в русском простом народе нет крайнего раздвоения жизни, сохраняется ее живое единство даже в резких различиях типов».

Автор: Диана Танцур

Метки: 6 классИван Тургеневпо плануразборХорь и Калиныч

Читайте также:

7 класс

$Программа Г.С.Меркина

Урок № 27.

Тема.$ «Певцы». Тема искусства в рассказе. Талант и чувство собственного достоинства крестьян.

Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, особенности двух типов искусства: искусства, завораживающего причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусства, призванного вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам;

  • развивать навыки выразительного чтения, работы с иллюстрациями, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы;

  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления особенностей двух $видов искусства.

$Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы, цели, плана урока.

$ 2. Анализ содержания рассказа «Певцы».

2.1. Слово учителя.

С детских лет Тургенев был неизменным поклонником и ценителем музыки. Он $обладал безукоризненным музыкальным слухом, улавливающим самую ничтожную ошибку, любой фальшивый звук. Музыка часто звучит на страницах произведений И.С. Тургенева.

Впервые рассказ «Певцы» был напечатан в журнале «Современник» (1850, № 11). В письмах к К.С. Аксакову (1852-1853) Тургенев замечал: «…по моему мнению, трагическая сторона народной жизни ускользает от вас, между тем как самые наши песни громко говорят о ней!»

Первоначальное название рассказа «Притынный кабачок» Н.А. Некрасов заменил на «Певцы». Именно пение предстало в рассказе «лучшим выражением всего того», что переполняло сердца не только певцов, и слушателей: «Оно было поэзией их жи$зни, и в нем, как в зеркале, все они выразились».

2.2. Беседа, сочетающаяся с лексической работой.

— Кто из героев рассказа вызвал ваши симпатии?

— Какие эпизоды рассказа вы считаете наиболее яркими? Почему?

Лексическая работа: целовальник, красный товар, фризовая шинель, рядчик, осьмуха, лотошил, подьячий, фофан.

— Где происх$одит действие рассказа? О чем рассказало название села?

Действие происходит в деревне Колотовка.

Лексическая работа: Колотовка.

2.3. Выразительное чтение учащимся фрагмента рассказа от начала до слов «…они ездят туда охотно и часто» и от слов «Признаться сказать, ни в какое время года…» до слов «…наконец этот невыносимый$ зной».

— Выпишите из данного фрагмента словосочетания, передающие отношение рассказчика к изображаемому.

Голый холм, безд$на, разрытый и размытый, боязливо спускаются, невеселый вид, полуразметанные крыши домов, вызженный, запыленный выгон, новый сруб с дырами вместо окон, остаток барского дома, черный пруд.

— Какая деталь объединяет описание природы в рассказах «Хорь и Калиныч», «Певцы»?

$Через всю книгу Тургенев провел устойчивый, повторяющийся мотив изуродованного пейзажа. Страшный овраг, упомянутый и в рассказе «Хорь и Калиныч», воспринимается как символ противоестественного порядка вещей.

— С кем встречается рассказчик в кабаке «Притынном»?

2.4. Выразительное чтение от слов «За стойкой, как водится, почти во всю ширину отверстия, стоял Николай Иваныч…» до слов «Зато в ней было почти прохладно, и чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня с плеч, как только я $переступил порог».

— Каковы первые впечатления о героях?

Герои очень разные, у каждого свой характер и судьба.

2.5. Сообщения учащихся о судьбе Николая Ивановича, Обалдуя, Дикого Барина, Моргача.

— На каких уже известных героев похожи Николай Иванович, Дикий Барин, Моргач?

$ В характерах героев преобладает рациональное, твердое, деловое начало, присущее Хорю, герою рассказа «Хорь и Калиныч».

При всем многообразии индивидуально$стей Тургенев всем поэтически одаренным героям придает устойчивые, из рассказа в рассказ повторяющиеся черты. Сходны, например, их портретные характеристики. Внешний облик Калиныча писатель передает так: «Худой, с небольшой, закинутой назад головкой», с «жидкой клиновидной бородой».

— Портрет какого героя из рассказа «Певцы» имеет общие черты с внешним обликом Калиныча?

Яшка Турок, худой и стройный человек лет двадцати трех.

— Как по внешности героя, поведении перед состязанием проявляется незаурядность талантливой натуры Яшки Турка?

«Все его лицо$ изобличало человека впечатлительного и страстного. Он был в большом волненье: мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали, как в лихорадке, — да у него и точно была лихорадка, та тревожная, внезапная лихорадка, которая так знакома всем людям, говорящим или поющим перед собранием».

— Найдите описание внешности рядчика. Можно ли по внешним приметам героев судить о том, каким будет исход состязания?

Герой не испытывает глубокого внутреннего волнения перед выступлением, свойственного настоящим артистам. Он относится к предстоящему состязанию как к привычному занятию.

$2.6. Исследовательская работа с текстом. Заполнение второй и третьей части таблицы.

Рядчик

Яков Турок

$Манера исполнения

$Голос приятный и сладкий, несколько сиплый; играл и вилял этим голосом, просто лез из кожи

Первый звук был слаб и неровен, трепещущий, звенящий звук, твердый и протяжный, дрожащий, как
струна, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех
нас. Залился еще звонче.

Реакция слушателей

Николай Иванович одобрительно закачал головой, на лице выступила краска, помолодел…

Обалдуй с Моргачом начали вполголоса подхватывать, подтягивать, покрикивать… Обалдуй затопал и засеменил ногами, бросился на шею и $начал душить.$

Дикий Барин не изменился в лице, но взгляд его смягчился.

У Якова глаза разгорелись как уголья, он весь дрожал, как лист, и беспорядочно улыбался. Как сумасшедший закричал: «Молодец, молодец!»

Николай Иваныч потупился, Моргач отвернулся; Обалдуй стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, по железному лицу Дикого Барина медленно катилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…

$

Оценка рассказчика

Просто лез из кожи

Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны

2.7. Выразительное чтение от слов «Итак, рядчик выступил вперед…» слов «…закачал гол$овой направо и налево».

2.8.Сообщение учащегося.

«Распашу я молода-молоденька…» — широко распространенная русская народная лирическая песня. Мелодия ее использована П.И. Чайковским в финале Первой симфонии.

$ «Не одна во поле дороженька пролегала…» — протяжная любовная песня «Дороженька» пользовалась исключительной популярностью в 30—40-х гг. XIX в.

2.9. Выразительное чтение или прослушивание песни.

— Назовите слова, пе$редающие манеру исполнения Якова Турка. Что особо подчеркивает рассказчик?

— Прочитайте выразительно фрагмент, содержащий оценку пения Якова Турка рассказчиком.

— Почему слушатели не выражают эмоции так, как в эпизоде пения рядчика?

$Слушатели испытывают целую гамму чувств, которые очень трудно передать каким-либо движением или фразой. О том, что действительно глубоко волнует, люди предпочитают молчать.

— Как характеризует героя замечание автора: «Он пел, совершенно позабыв и своего соперника, и всех нас…»?

Яшка Турок — наст$оящий художник, который, создавая прекрасное, не думает о награде. Высшая награда для него — возможность творить.

2.10. Обращение к таблице.

— Каков смысл противопоставления образов Якова Турка и рядчика?

В образах героев нашли отражение два типа искусства: искусство, завораживающее причудливостью формы, темпераментом исполнителя, и искусство, призванное вызывать глубокий отклик в душе человека, пробуждать в нем стремление к высоким чувствам.

2.11. Выразительное чтение финала рассказа от слов «По деревне мелькали огоньки» до конца рассказа.

$ — Почему рассказ завершает «пьяная» сцена?

И.С. Тургенев не склонен идеализировать героев. Он показывает, какое губительное влияние на русский народ оказывает всеотупляющая будничность, «власть тьмы», «страшного оврага».

$

2.12. Обращение к Краткому словарю литературоведческих терминов в учебнике. Чтение словарной статьи «Эпилог».

III. Подведение итогов урока.

$Эпилог рассказа вызывал неизменное восхищение читателей. «Помнишь ли ты Антропку в Тургеневе? — писал в 1873 г. Ф.М. Достоевский. — Сия вещь любимого писателя публики — поистине гениальная». Летом 1881 г. Тургенев говорил Е.М. Гаршину о заключительном эпизоде «Певцов»: «Ведь я же не выдумал этого Антропку. Ведь я в самом деле слышал, как они перекликались».

$ Диалог позволяет избавиться от ощущения безысходности, навеянного финальной сценой, заставляет читателя улыбнуться детской непосредственности героев. Финал рассказа остается открытым. Судьбы людей выглядят незавершенными, ожидается их продолжение за пределами «случайно» прерванного рассказа. Тургенев в какой-то мере оправдывает ожидания читателей: разомкнутый финал предыдущего очерка часто подхватывается началом последующего, незавершенный сюжетные нити получают продолжение и завершение в других очерках.

IV. Домашнее задание.

$

1.Подготовить выразительное чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

2.Индивидуальное задание: подготовить сообщение о картинах В.М.Васнецова «Нищие певцы», В.Г.Перова «Чаепитие в Мытищах».

Конспект урока

Литература

6 класс

Урок 20

И. С. Тургенев. «Бежин луг». Образы автора и рассказчика

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

·        
биография И. С. Тургенева;

·        
история создания рассказа «Бежин луг»;

·        
анализ рассказа.

Тезаурус

Рассказ – Основной жанр малой
повествовательной прозы.

Автор – это реальный человек,
который придумывает своё произведение от начала до последней точки. Это он
разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит
произведение на главы.

Рассказчик – это автор, рассказывающий
устами персонажа.

Ягдташ – охотничья сумка.

Бучило – глубокая яма с весенней
водой, оставшейся после половодья, которая не пересыхает даже летом.

Гиканье – резкие и отрывистые
громкие звуки.

Онучи – предмет одежды.

Сугибель – крутой поворот в овраге.

Список литературы

Обязательная литература:

1.   Полухина
В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. Литература. 6 кл.: учебник: в 2 ч. –
М.: Просвещение, 2018. – 288 с.

2.   Полухина
В.П. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение,
2018. – 255 с.

3.   Ахмадуллина
Р.Г. Литература. 6 кл.: рабочая тетрадь: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018. – 64
с.

Дополнительная литература:

1.   Беломестных
О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 6
класс. – М.: ВАКО, 2002. – 400 с.

2.   Беляева
Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного
подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. – М.: Вербум,
2004. – 238 с .

3.   Беляева
Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для
общеобразовательных организаций / Н.В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016. – 239
с.

4.   Демиденко
Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9 классы. – М.:
Дрофа, 2007. – 79 с.

5.   Аркин
И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. –
М.: Просвещение, 1996. – 254 с.

Открытые электронные ресурсы:

·        
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Литература.
6 класс. 
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?class=49 (дата
обращения: 18.06.2019)

·        
Словари, энциклопедии, справочники универсального
содержания 
http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (дата
обращения: 18.06.2019).

·        
Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата
обращения: 18.06.2019).

·        
Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/

·        
(дата обращения: 18.06.2019).

·        
Все книги России, библиографический каталог. http://www.biblus.ru/Default.aspx (дата
обращения: 18.06.2019).

Материал для самостоятельного освоения темы

Что мы знаем об Иване Сергеевиче Тургеневе? Он родился 9 ноября
1818 года в Орловской губернии, в семье офицера Сергея Николаевича Тургенева и
состоятельной помещицы Варвары Петровны Лутовиновой.

Благодаря матери, Иван и двое его братьев получили отличное
домашнее воспитание и образование. Как и в большинстве состоятельных дворянских
домов того времени, основной язык общения в семействе Тургеневых был
французским, но это не мешало маленькому Ивану с восхищением относиться к
родному краю и восторгаться его природой.

В пятнадцатилетнем возрасте Иван из родной Орловской губернии
отправляется в Москву, где становится студентом словесного факультета
университета.

Спустя год, после смерти отца и переезда матери в Петербург,
Иван поступает в Петербургский университет, на философский факультет.

Но не надо думать, что молодежь в XIX веке только училась и
никак не развлекалась.

Свободное время юноши и девушки тоже проводили очень
разнообразно.

Тогда среди популярных развлечений была верховая езда на
лошадях.

Стала набирать популярность и английская игра в мяч, нет, не
футбол, а теннис.

А в провинции, в российской глубинке, главным увлечением
помещиков была охота, как верховая с борзыми и гончими, так и пешая, с ружьём.
Охоту обожал и Тургенев.

В 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый
рассказ Тургенева, который назывался «Хорь и Калиныч».

Писатель Иван Панаев, он же один из издателей «Современника»,
дал рассказу подзаголовок «Из записок охотника».

Работу над следующими рассказами Тургенев продолжил уже за
границей, где жил долгие годы. Об этом периоде он писал:

«…Записки охотника»… были записаны мною за границей; некоторые
из них – в тяжёлые минуты раздумья о том, вернуться ли мне на родину, или нет?

Кроме восхищения родной природой, лугами и лесами, которые Тургенев,
будучи заядлым охотником, исходил вдоль и поперёк, в рассказах красной лентой
проходит тема крепостного права, которое писатель считал очень несправедливым
по отношению к крестьянству.

Поэт Фёдор Тютчев в одной из своих статей написал:

«Записки охотника» отмечены такой мощью таланта, которая
благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как
откровение».

В 1850-м писатель возвращается на Родину. Рассказ «Бежин луг»
был опубликован в 1851 году.

Повествование в рассказе ведётся от первого лица,
охотника-рассказчика Петра Петровича, заблудившегося в лесу Тульской губернии.

Рассказчик — это автор, рассказывающий устами персонажа.

Под образом Петра Петровича автор рассказа Тургенев вывел в
книге самого себя.

Автор – это реальный человек, который живёт в реальном мире.
Именно он продумывает своё произведение от начала до последней точки или
многоточия. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения,
это он делит произведение на главы.

«Да где же это я?» — повторил я опять вслух, остановился в
третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку
Дианку, решительно умнейшую изо всех четвероногих тварей. Но умнейшая из
четвероногих тварей только повиляла хвостиком, уныло моргнула усталыми глазками
и не подала мне никакого дельного совета».

Четвероногую героиню охотничьих рассказов Дианку Тургенев
обожал.

Вдруг в наступивших сумерках охотник замечает огни. Выйдя из
лесу, он увидел пятерых мальчишек, сидевших вокруг костра на краю огромного
луга, который местные жители назвали Бежин.

С каждым прочитанным словом, для нас открывается картина
происходящего, так как будто мы сами вместе с заблудившимся охотником,
оказались на этом лугу. Глазами Петра Петровича мы видим юных пастухов, как
живых, переживаем их эмоции, слышим их речь, когда они рассказывают у костра
народные легенды и поверья.

Тургенев – признанный мастер литературного описания пейзажа.

Читая его произведения, мы ярко представляем себе жару июльского
дня, который сменяет пусть и короткая, но тёмная летняя ночь, а затем, в финале
рассказа, пронзительная картина рассвета.

Описание восходящего солнца передаёт не только утреннюю
бодрость, но и радость настроения, и счастливое предвкушение нового дня.

Во время написания рассказа «Бежин луг» Иван Тургенев жил за
рубежом. Находиться в России, во время расцвета крепостного права, ему было
сложно. Сочувствовавшему простому люду писателю было невмоготу смотреть на
рабскую жизнь крестьян, особенно детей. Многие годы Иван Сергеевич мечтал
отпустить на волю всех крепостных, принадлежавших его семье, главой которой
была его мать Варвара Петровна. Пока она была жива, Тургенев не мог
распоряжаться крепостными – мешал властный характер родительницы. Ссориться же
с ней он также не решался. И только после смерти Варвары Тургеневой барин Иван
Сергеевич Тургенев немедленно отпустил своих дворовых крестьян на волю.

Разбор заданий тренировочного модуля:

Кем был рассказчик в произведении «Бежин луг»? Выделите цветом
правильный ответ.

барином

крестьянином

купцом

пастухом

Это вопрос на знание текста. Мы помним, что повествование
ведётся от первого лица: «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в
Чернском уезде, Тульской губернии». Рассказчик – дворянин, который заблудился
во время охоты и повстречал крестьянских мальчишек. Правильный ответ: от имени
барина

Соотнесите факты из жизни Ивана Тургенева с датами.

1818 г.

1847 г.

1851 г.

Это вопрос на знание творческой биографии писателя.

Родился Иван Сергеевич Тургенев.

В журнале «Современник» опубликован рассказ Тургенева «Хорь и
Калиныч».

Читатели познакомились с рассказом «Бежин луг».

Мы помним, что Иван Тургенев появился на свет в 1818 году.
Впервые рассказ «Хорь и Калиныч» из цикла «Записки охотника» был опубликован в
журнале «Современник» в 1847 г., а Бежин луг был издан в 1851 г. Это и есть
правильный ответ.

  • План рассказа хождение за три моря афанасия никитина
  • План рассказа филипок лев николаевич толстой
  • План рассказа филиппок толстой 4 класс
  • План рассказа три поездки ильи муромца 4 класс
  • План рассказа хамелеон чехов