План рассказа горе от ума 1 действие

1 комедия горе от ума держится каким-то особняком в литературе 2 главная роль, конечно, роль чацкого, без которой не

1) Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе…

2) Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов…

3) …Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен.

4) Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную».

5) Его идеал «свободной жизни» определен: это – свобода от цепей рабства, которыми оковано общество…

6) «Мильон терзаний» и «горе!» — вот что он пожал за все, что успел посеять.

7) Он чувствовал свою силу и говорил уверенно. Но борьба его истомила. Он, очевидно, ослабел от этого «мильона терзаний»…

8) Он, как раненый, собирает все силы, делает вызов толпе — и наносит удар всем, — но не хватило у него мощи против соединенного врага.

9) Он впадает в преувеличения, почти в нетрезвость речи, и подтверждает во мнении гостей распущенный Софьей слух о его сумасшествии.

10) Отделавшись от болтовни Репетилова и спрятавшись в швейцарскую в ожидании кареты, он подглядел свидание Софьи с Молчалиным и разыграл роль Отелло, не имея на то никаких прав.

11) Если б у него явилась одна здоровая минута, если б не жег его «мильон терзаний», он бы, конечно, сам сделал себе вопрос: «Зачем и за что наделал я всю эту кутерьму?» И, конечно, не нашел бы ответа.

12) За него отвечает Грибоедов, который неспроста кончил пьесу этой катастрофой. В ней «ум» Чацкого, сверкавший, как луч света в целой пьесе, разразился в конце в тот гром, при котором крестятся, по пословице, мужики.

13) Но в Софье Павловне, спешим оговориться, то есть в чувстве ее к Молчалину, есть много искренности…

14) Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели ее» с Молчалиным.

15) Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости.

16) Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний».

17) Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.



ПОКАЗАТЬ / СКРЫТЬ ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Сочинения

  • Сочинение-анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
  • Что я узнал о послевоенном детстве подростков из произведений В. П. Астафьева и В. Г. Распутина?
  • Анализ стихотворения С. А. Есенина «Пороша»
  • Каким я представляю рассказчика (по рассказу Ф. А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»)
  • Описание левши
  • Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»
  • Сочинение «Моя будущая профессия»
  • Что можно узнать о России из сборника рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника»?
  • Сочинение «Зимний день в городе»
  • Сочинение «Могу ли я стать лидером?»
  • Сочинение «Фет — пейзажист»
  • Сравнительный анализ стихотворений «Листья» Ф. И. Тютчева и «Учись у них – у дуба, у берёзы…» А. А. Фета
  • Сочинение «Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога»»
  • Сочинение «Рассказ о добром человеке»
  • Сочинение «Речь в защиту смелости»
  • Сочинение «Как я однажды помогал маме»
  • Сочинение ««Шинель» Н. В. Гоголя»
  • Сочинение «Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее…»
  • Сочинение «Я и моя сестра Мила» (по картине В. Хабарова «Портрет Милы»)
  • Сочинение «Похвальное слово Ломоносову – поэту, учёному, общественному деятелю»
  • Отзыв на историческую балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
  • Сочинение «Царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову?»
  • Сочинение-эссе «Мой Лермонтов»
  • Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
  • Сочинение «Товарищество в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»
  • Сочинение «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»)»
  • Сочинение «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу»
  • Сочинение «А. П. Чехов и И. А. Бунин»
  • Сочинение «Как наступает весна в нашем городе»
  • Анализ стихотворения А. Т. Твардовского «Снега потемнеют синие»
  • Сочинение «Образ Юшки (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)»
  • Отзыв по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»
  • Сочинение на тему «Книга – наш друг и советник»
  • Ответы на вопросы по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В чём современно звучание романа?
  • Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей
  • Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия?
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…»)
  • Сочинение «Нравы города N» (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
  • Ответы на вопросы по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
  • Ответы на вопросы по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
  • Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень»
  • Анализ стихотворения А. А. Блока «Россия»
  • Сочинение «Юмористическая книга «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом“»»
  • Сочинение «Как я понимаю фразу, которой заканчивается повествование «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история»»
  • Сочинение на тему «Что рассказывают поэты о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожидании встреч, о тяжести разлук и утрат?»
  • Сочинение «Как решить проблему безработицы?»
  • Сочинение «Pros and Cons of Studying Online»
  • Сочинение-отзыв о поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
  • Цитатный план к «Слову о полку Игореве»
  • Характеристика Лизы (по повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза»)
  • Право – это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости
  • Сочинение по картине И. А. Тихого «Аисты»
  • Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
  • Характеристика персонажей первого действия «Горя от ума»
  • Крылатые выражения из комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова (с указанием персонажа, действия, явления)
  • Комедия в «Горе от ума»
  • Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Просто какое-то чудо совершил этот святой человек!»
  • И. А. Гончаров «Мильон терзаний» (критический этюд) — тезисы
  • «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Какого человека можно назвать добрым?»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Подвиг»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
  • Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Волшебный край»
  • Филология

  • Гендерная семантика англоязычного поэтического текста
  • Гендерные стереотипы в рекламном дискурсе
  • Границы предложения в англоязычном поэтическом тексте
  • Зрительно-цветовые образы в аспекте текстовой референции
  • Интерпретация как способ понимания художественного текста
  • Интерпретация понятия инварианта в современной лингвистике
  • Интерпретация языковых репрезентаций базовых эмоций человека
  • Интуиция и чувство языка
  • К вопросу о принципах взаимоотношения знаковых систем
  • Комплимент как этическая норма общения
  • Лингвистические факторы регистровой дифференциации лексики
  • Локальные индикаторы развертывания действия в тексте
  • Номинативная структура цветовой метафоры
  • О «недискриминационной» лексике в английском языке
  • Основные смысловые единицы
  • О специфике языковой региональной политики
  • Оценочно-экспрессивная лексика в устойчивых выражениях
  • Переживание времени и грамматическое время
  • Полевые структуры цветообозначающей лексики
  • Поэтический текст как явление письменного языка
  • Прагматический и семантический компоненты в структуре значения слова
  • Предметная сторона значения терминов искусств, философских и научных терминов
  • Природа символа и художественный текст
  • Просодический акцент в читаемом тексте
  • Противоречит ли принцип иронии принципу вежливости в общении?
  • Процесс демократизации современного английского языка
  • Роль междометий и местоимений в создании подтекста в диалоге
  • Самопрезентация в чате
  • Семантика числа в англоязычном поэтическом тексте
  • Семантико-грамматические особенности глаголов, обозначающих фазы действия
  • Семантико-грамматические характеристики устойчивых единиц в деловом английском
  • Семантический диапазон текстопостроения от первого лица
  • Смысловая конвергенция текстов как предмет исследования диалогики текста
  • Статус и семантика вторых компонентов фразовых глаголов
  • Суггестивные аспекты семантики текста
  • Текстовое преломление модальности
  • Теория речевых актов
  • Типология содержательных структур поэтического текста
  • Характеристика текстов общественно-политического содержания
  • Художественная деталь как маркер подтекста
  • Языковая личность: основные направления исследования
  • Языковые основы сенсорной зрительно-цветовой образности
  • Языковое сознание в условиях учебного билингвизма
  • Языковые и неязыковые параметры фатического дискурса
  • На чтение 7 мин. Просмотров 3 Опубликовано

    logo.png В нашей библиотеке 23 521 материалов.
    Сочинения Биографии Анализ Характеристики Краткие содержания Пересказы

    icnHouse.png

       Анализ   /   Грибоедов А.С.   /   Горе от ума

    Смотрите также по произведению «Горе от ума»

    И я чего хочу, когда всё решено?Мне в петлю лезть, а ей смешно. (III, 1)Социальный конфликт развивается параллельно с любовным. В первом же разговоре с Фамусовым Чацкий начинает высказываться по общественным и идеологическим вопросам, и его мнение оказывается резко противоположным взглядам Фамусова. Фамусов советует служить и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который умел вовремя упасть и выгодно рассмешить императрицу Екатерину. Чацкий заявляет, что «служить бы рад, прислуживаться тошно» (II, 2). Фамусов хвалит Москву и московское дворянство, которое, как повелось от века, продолжает ценить человека исключительно по знатному роду и богатству. Чацкий видит в московской жизни «подлейшего житья подлейшие черты» (II, 5). Но всё-таки сначала социальные споры отступают на второй план, позволяя полностью развернуться любовной сюжетной линии.После объяснения Чацкого и Софьи перед балом любовная история видимо исчерпана, но драматург не спешит с её развязкой: ему важно развернуть социальный конфликт, который теперь выходит на первый план и начинает активно развиваться. Поэтому Грибоедов придумывает остроумный поворот в любовной сюжетной линии, который очень понравился Пушкину. Чацкий не поверил Софье: такая девушка не может любить ничтожного Молчалина. Разговор Чацкого и Молчалина, который следует сразу за кульминацией любовной сюжетной линии, укрепляет главного героя в мысли, что Софья пошутила: «Шалит, она его не любит» (III, 1). На балу противостояние Чацкого и фамусовского общества достигает высшего накала — наступает кульминация социальной сюжетной линии. Все гости радостно подхватывают сплетню о сумасшествии Чацкого и демонстративно отворачиваются от него в конце третьего действия.Развязка наступает в четвёртом действии, причём одна и та же сцена (IV, 14) развязывает и любовную, и социальную сюжетные линии. В заключительном монологе Чацкий гордо разрывает с Софьей и в последний раз беспощадно обличает фамусовское общество. В письме к П.А.Катенину (январь 1825 года) Грибоедов писал: «Если я по первой сцене угадываю десятую, то раззеваюсь и вон бегу из театра. Чем неожиданнее развивается действие или внезапнее заканчивается, тем увлекательнее пьеса». Сделав финалом отъезд разочарованного и потерявшего, кажется, всё Чацкого, Грибоедов вполне добился эффекта, которого желал: Чацкий изгоняется из фамусовского общества и оказывается при этом победителем, так как нарушил безмятежно-праздную жизнь «века минувшего» и показал его идейную несостоятельность.Композиция «Горя от ума» имеет несколько особенностей. Во-первых, в пьесе две сюжетные линии, тесно переплетённые. Завязки (приезд Чацкого) и развязки (последний монолог Чацкого) этих сюжетных линий совпадают, но всё-таки комедия с троится на двух сюжетных линиях, ибо у каждой из них своя кульминация. Во-вторых, главной сюжетной линией является социальная, так как она проходит через всю пьесу, в то время как любовные отношения понятны ещё из экспозиции (Софья любит Молчалина, а Чацкий для неё — детское увлечение). Объяснение Софьи и Чацкого происходит в начале третьего действия, значит, третье и четвёртое действия служат раскрытию общественного содержания произведения. В общественном конфликте участвуют Чацкий, гости Фамусова, Репетилов, Софья, Скалозуб, Молчалин, то есть практически все действующие лица, а в любовной истории — только четверо: Софья, Чацкий, Молчалин и Лиза.Подводя итог, следует отметить, что «Горе от ума» — комедия двух сюжетных линий, причём социальная занимает в пьесе значительно больше места и обрамляет любовную. Поэтому жанровое своеобразие «Горя от ума» можно определить так: социальная, а не бытовая комедия. Любовная сюжетная линия играет второстепенную роль и придаёт пьесе жизненное правдоподобие.Мастерство Грибоедова-драматурга проявилось в том, что он искусно переплетает две сюжетные линии, используя общую завязку и развязку, сохраняя таким образом целостность пьесы. Мастерство Грибоедова выразилось ещё и в том, что он придумал оригинальные повороты сюжета (нежелание Чацкого верить в любовь Софьи к Молчалину, постепенное развёртывание сплетни о сумасшествии Чацкого).

    Просмотров: 114764Михайлов Иван

    Экспозицией или вступительной частью комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» считается начало произведения, когда автор знакомит читателей с  местом  действия и его героями.

    Завязка — это появления Чацкого. Ведь именно после этого завязываются одновременно сразу две сюжетные линии: любовная и социальная. Их Грибоедов смог ловко объединить  в своей комедии. 

    Причём, любовная линия выдвигается, её кульминацией является объяснение Софьи и Чацкого перед балом.

    Социальная тема развивается в комедии параллельно с любовной линией и ещё больше обостряется после завершения любовной тематики.

    Наивысший момент социального конфликта наступает во время бала, когда Чацкий в одиночку противостоит фамусовскому обществу, и произносит свой яркий монолог.

    Развязкой всего произведения считается отъезд Чацкого.

    Пожаловаться

    Конфликт в пьесе Грибоедова

    Два конфликта лежат в основе сюжета комедии «Горе от ума». (Конфликт –  это столкновение характеров и обстоятельств, взглядов, принципов, положенных в основу действия.)

    В пьесе Грибоедова это:

    1. Любовный конфликт
    • интрига построена на любовном треугольнике (Чацкий – Софья — Молчалин)
    • в пьесе не один любовный треугольник (Чацкий- Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза – Фамусов, Молчалин – Лиза – буфетчик Петруша)

    2. Общественный конфликт

    • столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»
    • Чацкий и Фамусов – основные антагонисты общественного конфликта
    • столкновение двух веков выражено в отношении к:

    а) службе

    б) свободе суждений

    в) богатству и чинам

    г) протекции «родным людям»

    д) раболепию и чинопочитанию

    е) образованию

    ж) крепостному праву

    з) подражанию всему иностранному

    и) московским нравам

    Особенности разрешения конфликта

    • любовный конфликт специфически разрешен (Чацкий понимает, что не любим, но и Софья узнает о вероломном поведении Молчалина)
    • общественный конфликт не разрешен и не может быть разрешен. Это проблема времени и развития общества

    Особенности сюжета комедии Грибоедова

    Сюжет  – это ряд событий литературного произведения в той художественной последовательности, которая предусмотрена композицией художественного текста

    1. Двойной конфликт «Горе от ума» связан с двумя переплетающимися сюжетными линиями:

    • любовная линия Чацкого, Софьи и Молчалина
    • общественно- политическая линия противостояния Чацкого и фамусовского общества

    2. Сплетня о сумасшествии Чацкого как элемент связи сюжетных линий

    Композиция «Горе от ума»

    1. Композиционное решение пьесы — это четыре действия вместо традиционных трех или пяти (как в классицизме):

    • экспозиция (до появления Чацкого, действие I, явление 1-6)
    • завязка (приезд Чацкого, действие I, явление 7)
    • развитие действия (конец I действия, явления 8-10, II и III действия)
    • кульминация и развязка (IV действие)

    Новаторство комедии заключается в наличии двух противоположных конфликтов, переплетения нескольких сюжетных линий, простоте композиции пьесы.

    Некрасов Арсений

    В комедии «Горе от Ума» две сюжетные линии, любовная (Чацкий и Софья) и социальная( Чацкий и фамусовское общество), каждая линия имеет свою кульминацию и развязку. Кульминация любовной линии происходит в III действии, 1 явлении, во время объяснения Чацкого и Софьи. Кульминация социальной линии свершается в IV действии, 7 явлении, когда среди гостей бала распространяется новость о безумии Чацкого. Развязка 2 линий происходит в этом же действии, в 14 явлении, когда  мы видим разрыв Чацкого с Софьей и слышим  речь героя об обществе.

    ПожаловатьсяИспользуемые источники:

    • https://lit-helper.com/p_syujet_i_kompoziciya_komedii_gore_ot_uma_griboedova_a_s
    • https://vashurok.ru/questions/napishite-syuzhet-ekspozitsiyu-zavyazku-razvitie-deystviy-kulminatsiya-i-razvyazka-v-kome
    • http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/konflikt-syuzhet-i-kompozitsiya-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma
    • https://vashurok.ru/questions/v-kakih-deystviyah-v-proizvedenie-gore-ot-uma-est-kulminatsiya-i-razvyazka

    На чтение 6 мин. Просмотров 367 Опубликовано

    Составить план рассказа «Мальчики» Чехова можно использовав предоставленные варианты — краткий, детальный, сюжетный.

    Чехов «Мальчики» план рассказа

    1. Приезд Володи с другом на каникулы.
    2. Радостный прием.
    3. Мальчики — заговорщики.
    4. Сестры подслушивают о чем говорят ребята.
    5. Обсуждение плана побега в Америку.
    6. Сомнения Володи.
    7. Побег друзей.
    8. Беглецов возвращают.
    9. Прощание товарищей.

    «Мальчики» план рассказа Чехова

    1)Приезд Володи с другом

    2)Чаепитие

    3)Любопытные сестры

    4)Сестры подслушали разговор мальчиков

    5)Побег мальчиков в Америку

    6)Задержка в городе, в Гостином дворе

    7)Приезд мамы Чечевицына

    8)Монтигомо-Ястребиный Коготь

    Детальный план рассказа Чехова

    1. Веселая встреча с Володей.
    2. Совместное чаепитие.
    3. Активная подготовка к Новому году.
    4. Мальчики ведут себя подозрительно.
    5. Беседа Чечевицына с Катей.
    6. Катя и Соня узнают о желании ребят сбежать.
    7. Чечевицын подговаривает Володю, который начал сомневаться.
    8. Прощание с близкими и родными перед побегом.
    9. Долгожданный побег мальчишек.
    10. Поиски ребят.
    11. Возвращение путешественников.

    «Мальчики» план

    • Приезд Володи домой, радость всей семьи.
    • Чечевицын – угрюмый и молчаливый товарищ Володи.
    • Странное поведение Володи.
    • Мальчики рассматривают карту в атласе.
    • Мечта об Америке и богатстве.
    • Натянутый разговор Чечевицына с девочками, сказки об Америке.
    • Подслушанный разговор.
    • Сомнения Володи по поводу путешествия.
    • Уговоры Чечевицына.
    • Пропажа мальчиков.
    • Возвращение блудных детей.
    • Приезд матери Чечевицына.

    «Мальчики» краткий план

    1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
    2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают план побега в Америку.
    3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
    4. Возращение беглецов.

    План для пересказа

    1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
    2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
    3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
    4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
    5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
    6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
    7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
    8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

    Чехов «Мальчики» план

    1.Бурная встреча Володи.

    2.Странное поведение мальчиков.

    3.Подготовка к Новому году.

    4.Побег

    5. Заговор

    6.Маленький гость.

    7.Возвращение детей.

    Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

    1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
    2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
    3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
    4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

    План пересказа рассказа «Мальчики»

    1. Приезд Володи
    2. Радостная встреча
    3. Беседа после чая
    4. Страшные планы мальчиков
    5. Надежда на золото
    6. Володя проявляет слабость
    7. Чечевицын уговаривает Володю
    8. Побег
    9. Снова приезд Володи
    10. Печальная встреча
    11. Подпись на память.

    Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

    1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
    2. Его радостно встречает вся семья.
    3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
    4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
    5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
    6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

    Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

    Используемые источники:

    • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-malchiki-chehova-4-klass/
    • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html
    Слайд 1

    Александр Сергеевич Грибоедов (1794-1829)

    Текст слайда:

    Александр Сергеевич Грибоедов
    (1794-1829)


    Слайд 2

    Биография писателя. История создания комедии. Вопрос о прототипахУрок 1

    Текст слайда:

    Биография писателя. История создания комедии. Вопрос о прототипах

    Урок 1


    Слайд 3

    Просмотрите фильм о Грибоедове и заполните таблицу

    Текст слайда:

    Просмотрите фильм о Грибоедове и заполните таблицу


    Слайд 4

    Быт и нравы старинной дворянской семьи, домашнее воспитание и образование17941803Благородный пансионУдивительные способности к иностранным языкам, серьёзное занятие

    Текст слайда:

    Быт и нравы старинной дворянской семьи,
    домашнее воспитание и образование

    1794

    1803

    Благородный пансион

    Удивительные способности к иностранным языкам, серьёзное занятие музыкой, любовь к литературе и истории

    1806

    Московский университет

    Словесное отделение философского университета, естественно-математический и юридический факультеты, студенческая среда, увлечение освободительными идеями

    1812

    Коллегия
    иностранных
    дел

    Дипломатиче-
    ская служба
    в Персии

    Служба в армии

    Пушкин, Кюхельбекер, Рылеев, Бестужев и будущие декабристы.
    «Всё в нём было необыкновенно привлекательно» (А. С. Пушкин)


    Слайд 5

    1822«Горе уму» (1823)«Горе от ума» (1824)«Лучше быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов» (А. С. Грибоедов)Секретарь по

    Текст слайда:

    1822

    «Горе уму» (1823)
    «Горе от ума» (1824)

    «Лучше быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов»
    (А. С. Грибоедов)

    Секретарь по
    иностранным делам
    в штабе генерала
    Ермолова.
    Семья Чавчавадзе

    1825

    1826

    Политическая ссылка
    в Персию

    «Смерть постигла его
    посреди смелого
    неравного боя»
    А. С. Пушкин

    1829


    Слайд 6

    Образы-портреты, типыГрибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера,

    Текст слайда:

    Образы-портреты, типы

    Грибоедов указывает, что в «Горе от ума» «характеры портретны»: «И я, коли не имею таланта Мольера, то, по крайней мере, чистосердечнее его; портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии…». Портреты становились типами.
    В портретах «есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь».
    История прототипов в русской литературе началась с «Горя от ума».


    Слайд 7

    Прототипыв художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно

    Текст слайда:

    Прототипы

    в художественных образах поэта не было простого копирования с определенных лиц, хотя яркая типичность его героев невольно вызывала в современниках догадки об их оригиналах.

    «…Грибоедов писал «Горе от ума» почти при мне, но крайней мере мне первому читал каждое отдельное явление непосредственно после того, как оно было написано, знаю, что поэт никогда не был намерен писать подобные портреты: его прекрасная душа была выше таких мелочей» (Кюхельбекер)


    Слайд 8

    ФамусовПрототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича. «Дядя мой принадлежит к той

    Текст слайда:

    Фамусов

    Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича.
    «Дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: «я, брат!»».
    А. Ф. Грибоедова же напоминают слова Чацкого: «Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, для замыслов каких-то непонятных, дитей возили на поклон». Сохранился рассказ С. Н. Бегичева, что именно так поступал с юношей-Грибоедовым его дядя. Широкое гостеприимство Фамусова также напоминает Грибоедова-дядю


    Слайд 9

    СофьяПо связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи. Возможно,

    Текст слайда:

    Софья

    По связи с А. Ф. Грибоедовым, предполагаемым прототипом Фамусова, в его же семье искали прототип Софьи. Возможно, некоторые черты Софьи Павловны Фамусовой напоминают одну из двух дочерей А. Ф. Грибоедова, Софью Алексеевну, вышедшую замуж за С. А. Римского-Корсакова, но автор «Горя от ума» был так тесно связан с семьей своего дяди, так дружен со своими двоюродными сестрами, что никогда не решился бы подобные обстоятельства сделать мотивом сценической интриги.


    Слайд 10

    МолчалинДогадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи

    Текст слайда:

    Молчалин

    Догадок о прототипе Молчалина современниками высказано много. В. В. Каллаш сообщил, что на полях одной старинной рукописи «Горя от ума» им был назван некто Полуденский, секретарь почетного опекуна Лунина. Кроме этого свидетельства мы располагаем еще только одним глухим указанием А. Н. Веселовского: «Молчалин срисован с одного усердного посетителя всех знатных прихожих, умершего уже давно в сане почетного опекуна».


    Слайд 11

    ЧацкийЛицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому:

    Текст слайда:

    Чацкий

    Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П. А. Вяземскому: «Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны» . Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.


    Слайд 12

    ЧацкийРазвернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося

    Текст слайда:

    Чацкий

    Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В. К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого — для конструирования образа Чацкого и деталей «Горя от ума» Ю. Н. Тынянов писал также в статье «Французские отношения Кюхельбекера»

    Чацкий – Качалов. Постановка МХАТА


    Слайд 13

    ЧацкийНесомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в

    Текст слайда:

    Чацкий

    Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова.

    В роли Чацкого Олег Меншиков


    Слайд 14

    СкалозубЯркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым

    Текст слайда:

    Скалозуб

    Яркая типичность образа Скалозуба поощряла современников к бесконечным предположениям о его оригинале. Смутное московское предание считало таковым Сергея Александровича Римского-Корсакова, женившегося на Софье Алексеевне Грибоедовой, которую в свою очередь называли прототипом Софьи Фамусовой.
    По другой версии, оригиналом Скалозуба следует считать полковника (или генерала) Фролова.
    Третьи называли прототипом Скалозуба И. Н. Скобелева.

    А. Н. Веселовский заявляет: «Сергей Сергеевич Скалозуб, воплотивший в себе тип фрунтовика-служаки, какими кишели в то время войска, разумеется, снят с натуры и, хотя потом подновлен несколькими чертами, взятыми у одной определенной личности (именно дивизионного генерала Фр-л-ва), представляет как бы собирательный характер, в котором обрисован целый класс подобных людей».


    Слайд 15

    ХлёстоваНаиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову,

    Текст слайда:

    Хлёстова

    Наиболее единодушны современники и историки в определении прототипа Анфисы Ниловны Хлёстовой. Ее оригиналом называют Настасью Дмитриевну Офросимову, большую московскую барыню, известную своим умом, крутым характером, откровенностью и причудами. Она была чрезвычайно популярна в большом обществе допожарной Москвы, и о ней сохранилось много рассказов и анекдотов.

    «Старуху-Хлёстову я хорошо помню,— пишет другой мемуарист: — это была Настасья Дмитриевиа Офросимова; <...> ее же под именем Марии Дмитриевны Ахросимовой, описал в «Войне и мире» граф Л. Н. Толстой. Офросимова строго блюла порядок и благочиние в церкви, запрещала разговоры, громко бранила дьячков за непристойное пение, или за нерасторопность в служении; дирала за уши (как Чацкого) мальчиков, выходивших со свечами при чтении Евангелия и ходивших с тарелочкою за свечным старостой, держала в решпекте и просвирню. К кресту Офросимова всегда подходила первою, раз послала она дьячка к незнакомой ей даме, которая крестилась в перчатке, громко, на всю церковь, дав ему приказание: «Скажи ей, чтоб сняла собачью шкуру!»»


    Слайд 16

    РепетиловПо сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с

    Текст слайда:

    Репетилов

    По сообщению А. Н. Веселовского, оригиналом Репетилова (от лат.: repeto — повторяю) послужил Николай Александрович Шатилов, с которым Грибоедов служил в Московском гусарском, а потом в Иркутском гусарском полку. «Господин этот, по словам Бегичева, был добрый малый, очень пустой и одержимый несчастной страстью безпрестанно острить и говорить каламбуры. Этим наконец он так надоел Грибоедову, что тот купил альманах анекдотов Биевра и как только тот каламбур, к нему сейчас обращался с вопросом: ,,На какой странице?» — Свое, ей богу, свое,— отвечал он всегда.


    Слайд 17

    ЗагорецкийВ указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения,

    Текст слайда:

    Загорецкий

    В указаниях на оригиналы Загорецкого имеется несколько вариантов. И. Д. Гарусов, специально собиравший на этот счет сведения, писал, что «одни признавали в нем только что начинавшего свою карьеру, ловко втиравшегося в знать, не брезгавшего никакими средствами для наживы московского и ярославского откупщика А-ва <...>,
    другие видели в нем тоже откупщика, по московского, *-ва, впоследствии ставшего крупным капиталистом.
    Третьи думали, что выведен в Загорецком один из содержателей игорных домов, шулер, обыгрывавший всех наверняка…»


    Слайд 18

    Горич Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича

    Текст слайда:

    Горич

    Разных лиц называют также прототипом Платона Михайловича. «В лице добродушного и неповоротливого, честного малого Платона Михайловича Горичева,— писал А. Н. Веселовский,— Грибоедов не задумался изобразить своего старого приятеля и родственника, Илью Ивановича Огарева и, по старым рассказам, сам же приехал к другу и признался, что вставил его в свою комедию». С Огаревым Грибоедов встречался на Кавказе, где тот служил на военной службе. Впоследствии Огарев был архангельским и пермским губернатором.
    Другим прототипом Платона Михайловича называли Дмитрия Никитича Бегичева, с которым Грибоедов был дружен, как и с его братом, С. Н. Бегичевым. «Дмитрий Никитич, отличавшийся необычайным добродушием в обхождении, казалось, должен был навсегда оставаться добрым московским семьянином»


    Слайд 19

    Домашнее заданиеВыучить факты биографии А. С. ГрибоедоваПрочитать комедию «Горе от ума»Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики

    Текст слайда:

    Домашнее задание

    Выучить факты биографии А. С. Грибоедова
    Прочитать комедию «Горе от ума»
    Выделить по ходу прочтения характеристики и самохарактеристики Фамусова, Чацкого, Софьи, Молчалина, гостей на балу, Скалозуба; положить закладки


    Слайд 20

    Система образов комедии. Урок 2.

    Текст слайда:

    Система образов комедии.

    Урок 2.


    Слайд 21

    Повторение:Какие роды литературы вы знаете?Эпос, лирика и драмаЧто такое драма?Это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках,

    Текст слайда:

    Повторение:

    Какие роды литературы вы знаете?
    Эпос, лирика и драма
    Что такое драма?
    Это род литературы, отражающий жизнь в действиях, поступках, литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц.
    Какие виды (жанры) драмы вы знаете?
    Комедия, драма, трагедия
    Из каких частей состоит драматическое произведение?
    Действия (акты), сцены (явления)
    Что такое авторские ремарки?
    Это авторские замечания, набранные курсивом или заключённые в скобки, в которых автор говорит о времени и месте действия, даёт пояснения о мимике и жестах персонажа


    Слайд 22

    Повторение:Что называется комедией?Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств.В основе драмы лежит конфликт.

    Текст слайда:

    Повторение:

    Что называется комедией?
    Это вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств.
    В основе драмы лежит конфликт. Конфликт – противоречие между характерами, или характерами и обстоятельствами, или заключённое внутри характера
    Что такое сюжет?
    Сюжет – это цепь событий, изображённая в литературном произведении


    Слайд 23

    Герои классицистической комедииГерой или героиняСчастливый любовникНесчастливый любовникОбманутый отецсубреткарезонёрКомедия «Горе от ума» написана в 1823 году, поэтому она

    Текст слайда:

    Герои классицистической комедии

    Герой или героиня

    Счастливый любовник

    Несчастливый любовник

    Обманутый отец

    субретка

    резонёр

    Комедия «Горе от ума» написана в 1823 году, поэтому она обладает чертами классицизма – ещё существовавшего в ту пору направления в литературе. Хотя уже главенствовал в литературе романтизм и зарождался реализм. Вспомним амплуа героев классицистической комедии


    Слайд 24

    Герои делятся в комедии Грибоедова делятсяГлавныхВторостепенныхВнесценическиеГерои-пародииГерои-маски, эпизодические героиГерои, необходимые для связиСценического действия

    Текст слайда:

    Герои делятся в комедии Грибоедова делятся

    Главных

    Второстепенных

    Внесценические

    Герои-пародии

    Герои-маски, эпизодические герои

    Герои, необходимые для связи
    Сценического действия


    Слайд 25

    Кто является главными героями комедии?СофьяЧацкийМолчалинФамусовСюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и

    Текст слайда:

    Кто является главными героями комедии?

    Софья
    Чацкий
    Молчалин
    Фамусов

    Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.


    Слайд 26

    Кто является второстепенными героями?ЛизаСкалозубХлёстоваГоричиОни тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

    Текст слайда:

    Кто является второстепенными героями?

    Лиза
    Скалозуб
    Хлёстова
    Горичи

    Они тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.


    Слайд 27

    Персонаж-пародияРепетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.

    Текст слайда:

    Персонаж-пародия

    Репетилов — от слова «повторять». Это пародийный двойник Чацкого.


    Слайд 28

    Герои, необходимые для связи сценического действия В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные

    Текст слайда:

    Герои, необходимые для связи
    сценического действия

    В III действии, в момент появления выдумки, у Софьи являются безымянные господа N и D. Оба действующих лица замечательны тем, что ничем от всех остальных не отличаются. Однако отдельные их личные черты напоминают отдельные социальные портреты общества.
    Какую роль они играют в действии комедии?

    Кто эти герои?


    Слайд 29

    Внесценические персонажите, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не

    Текст слайда:

    Внесценические персонажи

    те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
    Кто является внесценическими персонажами?

    Максим Петрович
    Марья Алексевна
    Брат Скалозуба
    Племянник княгини Тугоуховской, князь Фёдор
    Фома Фомич
    Дуэлист, который «шумит» в Английском клубе. Его прототипом был Фёдор Толстой Американец


    Слайд 30

    Герои-маскиОбразы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени»

    Текст слайда:

    Герои-маски

    Образы героев-масок максимально обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях.

    Кто они? Назовите их.
    Шесть княжон Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из них, они важны в комедии лишь как социальный тип московской барышни.
    Хрюмины, графиня-бабушка и графиня-внучка


    Слайд 31

    Говорящие имена – черты пьес классицизмаФамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что

    Текст слайда:

    Говорящие имена – черты пьес классицизма

    Фамусов – известный, от слова «молва». Кроме того, он боится молвы. «Что скажет княгиня Марья Алексевна?»
    Софья – мудрая
    Чацкий – Чадский – Чаадаев –прямая аналогия с передовым человеком времён Грибоедова. Чадский — тот, кто находится в чаду (неадекватно расценивает ситуацию).

    Репетилов – повторяет
    Хлёстова – от «хлестать», всех готова отхлестать словом
    Тугоуховские – туги на ухо, то есть глухи как в прямом смысле, так и в переносном.


    Слайд 32

    Домашнее заданиеСоставить характеристики главных действующих лиц:СкалозубаМолчалинаФамусоваЧацкогоПо плану:Кто он такой по своему социальному положению?Его предысторияКак его характеризуют другие

    Текст слайда:

    Домашнее задание

    Составить характеристики главных действующих лиц:
    Скалозуба
    Молчалина
    Фамусова
    Чацкого
    По плану:
    Кто он такой по своему социальному положению?
    Его предыстория
    Как его характеризуют другие персонажи?
    Как он сам себя характеризует в словах и действиях
    Что о нём говорит автор в ремарках?
    Сделайте выводы о качествах характера


    Слайд 33

    Сюжет и конфликт комедииУрок 3

    Текст слайда:

    Сюжет и конфликт комедии

    Урок 3


    Слайд 34

    Соответствие классицистическим канонамСоблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия?Не соблюдается только единство действия, так как

    Текст слайда:

    Соответствие классицистическим канонам

    Соблюдаются ли в комедии единство места, времени и действия?
    Не соблюдается только единство действия, так как здесь два конфликта и две сюжетные линии
    Какие две сюжетные линии вы может выделить?


    Слайд 35

    Любовный конфликтЭкспозицияЗавязкаКульминацияРазвязкаСцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку СофьиЧацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись

    Текст слайда:

    Любовный конфликт

    Экспозиция

    Завязка

    Кульминация

    Развязка

    Сцена утром, приезд Чацкого, рассказ о соискателях на руку Софьи

    Чацкий задел Софью за живое, плохо отозвавшись о Молчалине

    Сцена на балу. «Мильон терзаний Чацкого»

    Чацкий прозревает: Софья любит Молчалина


    Слайд 36

    Завязка любовного конфликта

    Текст слайда:

    Завязка любовного конфликта


    Слайд 37

    Завязка любовного конфликтаС какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении?Почему Софья находится в

    Текст слайда:

    Завязка любовного конфликта

    С какими словами входит Чацкий? Что странно в его словах и поведении?
    Почему Софья находится в замешательстве?
    Совпадает ли эмоциональное состояние Чацкого и Софьи?
    Что Чацкий вспоминает из детства?
    Проанализируйте слова Чацкого о Москве. Кого он вспоминает и над чем смеётся?
    Каких внесценических персонажей он упоминает?
    Как на его слова реагирует Софья? Поддерживает ли его? Как она к нему относится?
    Почему она в «строгом чине»?
    Как воспитывали дворян в те времена?
    Что задело Софью? В чём завязка любовного конфликта?
    Как вы понимаете фразу Чацкого «ум с сердцем не в ладу»?


    Слайд 38

    Социально-политический конфликтЭкспозицияЗавязкаКульминацияРазвязкаПриезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен монологамиОбъявление Чацкого сумасшедшим Подслушанный Чацким разговор о

    Текст слайда:

    Социально-политический конфликт

    Экспозиция

    Завязка

    Кульминация

    Развязка

    Приезд Чацкого и его первый разговор с Фамусовым. Обмен монологами

    Объявление Чацкого сумасшедшим

    Подслушанный Чацким разговор о том, что его объявили сумасшедшим


    Слайд 39

    Завязка общественного конфликта

    Текст слайда:

    Завязка общественного конфликта


    Слайд 40

    Завязка общественного конфликтаКого ставит в пример Фамусов?Какие привилегии дворянства и аристократии выделяет Фамусов в своём монологе?В чём

    Текст слайда:

    Завязка общественного конфликта

    Кого ставит в пример Фамусов?
    Какие привилегии дворянства и аристократии выделяет Фамусов в своём монологе?
    В чём заключается особый ум, который выделяет Фамусов?
    В чём Чацкий не согласен с Фамусовым?
    Какие недостатки «века минувшего» выделяет Чацкий?
    Каков пафос монолога Чацкого?
    Какие эпитеты даёт Фамусов Чацкому? Что его пугает в Чацком?
    Могут ли эти герои найти общий язык?


    Слайд 41

    Развитие любовного конфликтаКакие характеристики Молчалину и Скалозубу даёт Чацкий?За что Чацкий обвиняет Молчалина?Какой смысл в слова о

    Текст слайда:

    Развитие любовного конфликта

    Какие характеристики Молчалину и Скалозубу даёт Чацкий?
    За что Чацкий обвиняет Молчалина?
    Какой смысл в слова о сумасшествии вкладывают Софья и Чацкий?
    Что Софья ценит в Молчалине?
    Какие выводы из слов Софьи о Молчалине делает Чацкий?
    Почему Чацкий не понимает, что Софья любит Молчалина?


    Слайд 42

    Выучить теориюЗаполнить таблицу:

    Текст слайда:

    Выучить теорию
    Заполнить таблицу:


    Слайд 43

    общественный конфликт в комедииУрок 4

    Текст слайда:

    общественный конфликт в комедии

    Урок 4


    Слайд 44

    Развитие общественного конфликтаКак Фамусов относится к Скалозубу и почему?Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки в его речиКакие

    Текст слайда:

    Развитие общественного конфликта

    Как Фамусов относится к Скалозубу и почему?
    Выпишите глупости Скалозуба и военные словечки в его речи
    Какие качества обнаруживают здесь Фамусов и Скалозуб?
    Почему Фамусов видит в Скалозубе выгодного жениха для Софьи?
    Как Скалозуб сделал карьеру?
    Какова мечта Скалозуба?
    Проанализируйте монолог Фамусова о Москве?. Выпишите его правила жизни
    Проанализируйте монолог Чацкого «А судьи кто?»
    Какой порок обличает Чацкий? Какова тема его монолога?
    Какие примеры ужасов крепостничества приводит Чацкий?
    Каково отношение в высшем свете к молодым людям, занимающимся наукой и искусством?


    Слайд 45

    Когда завязывается общественный конфликт?Между кем он завязывается? Почему?Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» формируется не по

    Текст слайда:

    Когда завязывается общественный конфликт?
    Между кем он завязывается? Почему?
    Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим» формируется не по возрастному принципу? Докажите свою позицию


    Слайд 46

    Отношение к крепостному правуВек нынешнийЧацкий резко осуждает и обличает крепостное право. В своём монологе «А судьи кто»

    Текст слайда:

    Отношение к крепостному праву

    Век нынешний

    Чацкий резко осуждает и обличает крепостное право. В своём монологе «А судьи кто» он рассказывает о «Несторе негодяев знатных», который всех своих крепостных, «которые и жизнь и честь его спасали», выменял на борзые две собаки. Для таких людей, как Чацкий, немыслимо угнетать народ.

    Век минувший

    Эти люди живут, «разливаются в пирах и мотовстве» за счёт крепостных рабов. Один из них, у которого раскрашен дом в виде рощи, «сам толст, его лакеи тощи».

    Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права», а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин 18 века, для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело.


    Слайд 47

    Отношение к засилию иностранцев и иностранногоВек нынешнийЧацкий и передовые люди его времени относились негативно к моде на

    Текст слайда:

    Отношение к засилию иностранцев и иностранного

    Век нынешний

    Чацкий и передовые люди его времени относились негативно к моде на всё иностранное. Так, в своём последнем монологе Чацкий говорит о французике из Бордо, который ехал в Россию с испугом, а приехал и увидел и услышал всё родное: родную французскую речь, привычную моду. Герой обличает «тошноту по стороне чужой», что уж без иностранцев мы будто и не можем прожить.

    Век минувший

    С одной стороны, Фамусов тоже недоволен французскими модами. Он говорит: «А всё Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и …, и музы, губители карманов и сердец…» Здесь он искренен, его речь показывает, что он человек неглупый. Но с другой стороны, желая понравиться Скалозубу, изрекает: «Дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных».

    Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность – идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно.


    Слайд 48

    Отношение к нынешней системе воспитанияВек нынешнийА тот чахоточный, родня вам, книгам враг,В учёный комитет который поселилсяИ с

    Текст слайда:

    Отношение к нынешней системе воспитания

    Век нынешний

    А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
    В учёный комитет который поселился
    И с криком требовал присяг,
    Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
    Здесь Чацкий иронизирует над нежеланием дворян быть глубоко образованными, обличает стремление тормозить прогресс

    Век минувший

    Для Фамусовых образование – основная причина безумия, которым одержим Чацкий и им подобные. Так, например, Фамусов говорит Лизе о Софье:
    Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,
    И в чтеньи Прок-то не велик:
    Ей сна нет от французских книг,
    А мне от русских больно спится.
    Учение – вот чума, учёность – вот причина,
    Что нынче, пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей, и дел, и мнений…


    Слайд 49

    Отношение к нынешней системе воспитанияВек нынешнийКнягиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя Фёдора, который «чинов не хочет знать,

    Текст слайда:

    Отношение к нынешней системе воспитания

    Век нынешний

    Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника, князя Фёдора, который «чинов не хочет знать, он химик, он ботаник…»
    Брат Скалозуба в деревне книги стал читать, отказавшись от повышения в чин.


    Слайд 50

    Как проводят время и отношение к времяпрепровождениюВек нынешнийЧто нового покажет мне Москва?Вчера был бал, а завтра будет

    Текст слайда:

    Как проводят время и отношение к времяпрепровождению

    Век нынешний

    Что нового покажет мне Москва?
    Вчера был бал, а завтра будет два.
    Тот сватался – успел, а тот дал промах,
    Всё тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
    Да и кому в Москве не затыкали рты
    Обеды, ужины и танцы?

    Век минувший

    Фамусовское общество не представляет жизни иначе, как в развлечениях. Обед, балы, приёмы сменяют один другой. Достаточно вспомнить, как Фамусов говорит о том, что ему предстоит сделать: то он зван на форели, то у докторши крестить, то на похороны. Жизнь пестра и бессмысленна.


    Слайд 51

    Отношение к чинам и службеВек нынешнийЧацкий уважает людей, которые «служит делу, а не лицам». Он не служит,

    Текст слайда:

    Отношение к чинам и службе

    Век нынешний

    Чацкий уважает людей, которые «служит делу, а не лицам». Он не служит, так как «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В то время невозможно было сделать себе карьеру без протекции, кумовства, подхалимажа. А всё это претит Чацкому.

    Век минувший

    Эти люди не служат, а проводят время на службе. Фамусов говорит: «Обычай мой такой: подписано – так с плеч долой». Он мечтает, чтобы у него как можно меньше бумаг скапливалось. Подписывая бумаги, он, видимо, даже не обращает внимания, что в них. Для таких людей важно «и награжденья брать, и весело пожить».
    Многие делают карьеру нечестными путями. Так, Скалозуб сделал карьеру так: кто-то ушёл в отставку, а кого-то убили, тех, кто не отсиживался в окопах.

    Вопрос об отношении к службе стоял ещё во времена классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству, то есть монарху, а декабристы ставили на первое место служение Отечеству


    Слайд 52

    Отношение к протекции и покровительствуВек нынешнийЧацкий не понимал в детстве, зачем Фамусов возил его на поклон к

    Текст слайда:

    Отношение к протекции и покровительству

    Век нынешний

    Чацкий не понимал в детстве, зачем Фамусов возил его на поклон к «Нестору негодяев знатных». Теперь-то он понимает, что без протекции и кумовства в этом обществе не пробиться.

    Век минувший

    В фамусовском обществе ценят людей не за их личные качества, не за ум, а за умение пробиться. Многие делаю себе карьеру за счёт связей. Так Максим Петрович «был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ сумел доставить». Сам же он окружил себя своими родственниками, считая, «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»


    Слайд 53

    Отношение к свободе сужденийВек нынешнийДавая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы с вами не робяты, зачем же

    Текст слайда:

    Отношение к свободе суждений

    Век нынешний

    Давая отповедь Мочалину, Чацкий говорит: «Помилуйте, мы с вами не робяты, зачем же мнения чужие только святы?»

    Век минувший

    Молчали говорит:
    В мои лета не должно сметь
    Своё суждение иметь


    Слайд 54

    Домашнее заданиеПроанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам):Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная

    Текст слайда:

    Домашнее задание

    Проанализировать письменно один из монологов Чацкого или Фамусова (по группам):
    Монолог Фамусова о Москве «Вкус, батюшка, отменная манера»
    Монолог Чацкого о Москве из 1 действия
    Монолог Чацкого «А судьи кто?» Действие 2 явление 2.
    Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…» Действие 2 явление 1.
    Монолог Чацкого о французике из Бордо
    План анализа:
    Чем вызван данный монолог?
    Какие темы затронуты в нём?
    Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?
    Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Какие детали и слова об этом говорят?
    Как построен монолог?
    Каков его пафос?
    Какие языковые средства в нём используются? Какой цели добивается автор, используя эти средства?
    С какой целью драматургом введён этот монолог?


    Слайд 55

    Анализ сцены на балу Новые персонажи Анализ монологов действующих лицУрок 5.

    Текст слайда:

    Анализ сцены на балу
    Новые персонажи
    Анализ монологов действующих лиц

    Урок 5.


    Слайд 56

    Беседа по эпизодуЧто связывает Платона Михайловича Горича и Чацкого?Как женитьба изменила Горича?Что важно для князей Тугоуховских при

    Текст слайда:

    Беседа по эпизоду

    Что связывает Платона Михайловича Горича и Чацкого?
    Как женитьба изменила Горича?
    Что важно для князей Тугоуховских при подборе жениха дочерям?
    О чём «говорит» их фамилия?
    Графини Хрюмины, бабушка и внучка. Какие пороки обличает Грибоедов в их образах?
    Какую характеристику даёт Загорецкому Платон Михайлович?
    Какой нам представляется Хлёстова?
    Что объединяет Загорецкого и Молчалина?


    Слайд 57

    МонологЧто такое монолог?Монолог – это речь одного лицаС какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог?В нём

    Текст слайда:

    Монолог

    Что такое монолог?
    Монолог – это речь одного лица
    С какой целью автор вводит в драматургическое произведение монолог?
    В нём герой обнаруживает взгляды, часто в нём проявляется авторская позиция

    Александринский драматический театр в Петербурге


    Слайд 58

    Монолог Фамусова. Действие 2 явление 1.Какова тема монолога?Восстановите по этому монологу, как проводит время ФамусовКак вы понимаете

    Текст слайда:

    Монолог Фамусова. Действие 2 явление 1.

    Какова тема монолога?
    Восстановите по этому монологу, как проводит время Фамусов
    Как вы понимаете фразу «С ключом, и сыну ключ сумел доставить»?
    Каковы идеалы Фамусова и его жизненные устремления?
    Какие черты героя проявились в этом монологе?
    Какую цель преследовал автор, включив монолог?
    Какое место занимает монолог в композиции пьесы?


    Слайд 59

    Монолог Чацкого. Действие 2 явление 2.Результатом чего явился этот монолог Чацкого?Каков его пафос?Какова его тема?Какие взгляды

    Текст слайда:

    Монолог Чацкого.
    Действие 2 явление 2.

    Результатом чего явился этот монолог Чацкого?
    Каков его пафос?
    Какова его тема?
    Какие взгляды здесь обнаруживает Чацкий?
    Какие пороки он обличает в этом монологе?


    Слайд 60

    Монолог Репетилова Действие 4, явление 4Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов?Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога?Какие пороки высмеивает

    Текст слайда:

    Монолог Репетилова
    Действие 4, явление 4

    Каких внесценических персонажей упоминает Репетилов?
    Каким образом Грибоедов достигает комичности монолога?
    Какие пороки высмеивает в этом монологе автор?


    Слайд 61

    Монолог Чацкого. Кульминация.Какова тема этого монолога?Каков его пафос?Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту

    Текст слайда:

    Монолог Чацкого. Кульминация.

    Какова тема этого монолога?
    Каков его пафос?
    Найдите хлёсткие, экспрессивные слова и выражения, которые придают монологу остроту и обличительный пафос
    Какова его основная мысль?
    Как этот монолог связан с предыдущим действием?
    Какую роль он занимает в комедии?


    Слайд 62

    Домашнее заданиеКонспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»

    Текст слайда:

    Домашнее задание

    Конспект статьи Гончарова «Мильон терзаний»


    Слайд 63

    «Мильон терзаний» ЧацкогоУрок 7.

    Текст слайда:

    «Мильон терзаний» Чацкого

    Урок 7.


    Слайд 64

    Развязка любовного конфликтаВ чём комизм и трагизм этой сцены?В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?Какие качества

    Текст слайда:

    Развязка любовного конфликта

    В чём комизм и трагизм этой сцены?
    В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
    Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
    Почему Молчалин не любит Софью?
    Какие заветы он получил от отца?
    Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
    Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?


    Слайд 65

    Развязка обоих конфликтовЧто в этой сцене узнаёт Чацкий?Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза?Справедливо

    Текст слайда:

    Развязка обоих конфликтов

    Что в этой сцене узнаёт Чацкий?
    Проанализируйте последний монолог Чацкого. На что у него открываются глаза?
    Справедливо ли он обвиняет Софью?
    Чем он возмущён, каким качеством Софьи?
    Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?
    В чём «мильон терзаний» Чацкого?
    Каков пафос (чувство) его монолога?


    Слайд 66

    Домашнее заданиеВыучить цитаты из таблицы «век нынешний» и «век минувший»Найти и записать высказывания Пушкина о ЧацкомПодготовиться к

    Текст слайда:

    Домашнее задание

    Выучить цитаты из таблицы «век нынешний» и «век минувший»
    Найти и записать высказывания Пушкина о Чацком
    Подготовиться к диспуту «Умён ли Чацкий». Выписать в две колонки доказательства ума и отсутствия ума Чацкого


    Слайд 67

    Диспут «Умён ли Чацкий?»Урок 8

    Текст слайда:

    Диспут «Умён ли Чацкий?»

    Урок 8


    Слайд 68

    Домашнее задание:Подготовить индивидуальные сообщения:ЖуковскийЧаадаевВяземскийБаратынскийЯзыковДельвигКюхельбекерПущинБакунинаЕвдокия ГолицынаМария РаевскаяАмалия РизничЕ. К. ВоронцоваА. П. КернЕкатерина УшаковаАнна ОленинаН. Н. Гончарова

    Текст слайда:

    Домашнее задание:

    Подготовить индивидуальные сообщения:
    Жуковский
    Чаадаев
    Вяземский
    Баратынский
    Языков
    Дельвиг
    Кюхельбекер
    Пущин

    Бакунина
    Евдокия Голицына
    Мария Раевская
    Амалия Ризнич
    Е. К. Воронцова
    А. П. Керн
    Екатерина Ушакова
    Анна Оленина
    Н. Н. Гончарова


  • План рассказа господин из сан франциско бунин
  • План рассказа детство толстой глава детство
  • План рассказа дети подземелья
  • План рассказа детство горький
  • План рассказа гриша антон чехов