План рассказа федина задача

Примы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов. формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования. в

Приёмы формирования читательской грамотности учащихся начальных классов.

Формирование читательской грамотности обучающихся — это одна из актуальных проблем современного образования. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – одна из главных задач начального обучения.

 Сейчас мы сталкиваемся со следующими проблемами:

  • многие дети имеют низкую скорость чтения;

  • зачастую они не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

  • затрудняются кратко пересказать содержание;

Возникает противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Каковы же особенности формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения (умение правильно прочитывать слова,

понимать смысл текста, выразительно читать).

2. Овладение техникой чтения.

3. Формирование читательских интересов.

Овладение учениками умением хорошо читать – одна из первоочередных задач начальной школы. Наибольшую привлекательность для детей 1 класса имеют игровые приёмы. Дети часто незаметно для себя увлекаются игрой с буквами и словами. Трудное чтение оживляется соревновательными элементами и ожидаемым поощрением. В результате у детей быстрее преодолевается чувство беспомощности и неуверенности, закрепляется автоматизм и осознанность чтения. На уроках обучения грамоте использую следующие приёмы для формирования навыка чтения.

1. Найди и прочитай 6 слов, которые начинаются с буквы А. АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ

Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А. СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ

Найди и прочитай 8 слов, в которых все буквы О. МОЛОКОКНОСОРОГОЛОСОКОЛОКОНТРОЛЬ

2. Прочитай слова без лишнего слога.

тюсалень леонапард лягушлика дязател инжидюк кастфурюля скотывородка повабурёшка серчавиз кадыпуста уктюроп петщерушка саголат ребядис пефонал карерандаш альцыбом ручщока портрыфель косдятюм брюлаки плавытье футсыболка юблика сажипоги туфдули тапчуки ботинрыки сандапели метцыро автомобус трамрявай тролфилейбус такфуси строикутель профодавец кондимытер офижуциант

3.Читай только первые слоги. Какие слова получились?

канат лентяй дача рисунок сани ракета фантазия концерт феникс тарелка фикус аллея карандаш таблетка лимон царевна кабинет пират танцы калина лейка доска коптильня театр леопард фонтан шахтёр магазин тысяча соловей барабан камень

4. В каждой строчке найди 5 слов. ркошкатигрппедкенгурунблраепетухимтоьлбттрговерблюдмнгщ фыкивишнявапроапельсинлдсмисливапролдвиноградукенгшщзл ялыжичсмитьконькиблпафымячвапроклюшкалджфобручывапры ййцукнигафыважурналпролдгазетажэерадиольтелевизорячсмить бфывиндюкайцуклебедьенгшпопугайщзхкукушказщшгдятелнеэъ чсученикавмдевочкапимраршкольниккнгмальчиккшцщребёнокц итвстречаииоопздоровьещасчастьедрадостьбаьисрпраздникцвгцю

5. Слово упало и разлетелось на кусочки. Помоги — вновь из букв его сложи:

оядлео лушкяга змлнеякиа фрноаь сзтекроа пиодмор сзакка уебинчк пдосонулх кхнуя склоьуса сжнниека птальо алатс иукгшри бдлеуьзор пгоири пкудоша согеивнк мреавуй

6. Прочитай текст.

Вечером Женя с Митей ЛИШ ОП ЦЕУЛИ. ЕОЛВЗ ОИГРОД что-то чернело. Дети ШОЛИДОП БЛИПОЖЕ и увидели щегла. Птичка РЕВОПАЛИД ЫОЛРК. Женя ИРПЁНС ЛАЕГЩ домой. К весне ЛОЕГЩ СЯВИЛПРАОП. Женя ПУВЫСТИЛ ЕОГ на волю.

7. Кошка села на окошко (отработка навыка выразительного чтения).
Предложить прочесть фразу (пословицы, поговорки, стихи) с различными интонациями: вопросительно, торжественно, грустно, задумчиво, весело.

8. Шрифты – зазнайки (тренировка целостного восприятия слова). Прочитай все слова, независимо от способа их написания.
Слова написаны разными шрифтами и разными способами:
переСКАзаЛи; недолеТЕЛ; теЛЕФОН; ПЕрекрёсТОК

9. Буква — проказница (развитие наблюдательности и внимания при чтении). Быстро прочитай пары слов, которые отличаются одной буквой — «проказницей»: козы – косы; рак – рад; сыр – сын; песенка – лесенка; сало – мало.

10. Найди. Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадки и отгадайте.

L O R F S Д Q И W G Н Z h К U O L t C V F Т S R Ё G P Z L Y B W J Е S N C F Ь G S M Z N И Y W P R L C J f O S Y Г Q W P E Z U B L G A R t S E J U T

Один костёр — весь мир согревает. ( Солнце)

11. Замена. Одна буква изменила смысл всей пословицы, найди ошибку и прочитай правильно.

По печи узнают человека.

Терпенье и прут всё перетрут.

Здоровому — грач не нужен.

12. Работа с деформированными текстами вызывает интерес. Ребёнку легко читать, он чувствует связь между словами, охватывает все предложение целиком.

маЗи

лашПри миаз. лисьПопасы с бане тыешипус кижинсен. лымБе ровком лигел ино ан ляпо , ан ширык модов. верЗаскал ан целнсо сел. перьТе ножмо тьдихо ан жахлы, габеть ан кахнько оп дуль. рошоХо мойзи!

Таким образом, благодаря использованию игровых приёмов, закрепляется умение ребёнка читать целостно и осознанно, формируется автоматизм навыка чтения, повышается интерес и любовь ребёнка к СЛОВУ. Такие приёмы помогают учащимся улучшить навык чтения, стимулируют их к познавательной и творческой активности, способствуют формированию читательской грамотности.

Преимущество таких приёмов заключается в возможности творчески подходить к выполнению предложенных упражнений. Уходит монотонность и трудность процесса чтения. Играя, ребёнок легче запоминает буквосочетания, ему не нужно каждый раз их вновь прочитывать – так появляется необходимый навык. Вслед за этим приходит и целостное восприятие слова. Упражняясь в чтении текстов, внимание ребенка с технической стороны чтения постепенно переключается на его смысловое содержание и интонационную выразительность. Ребёнка перестают пугать «большие» тексты, появляется заинтересованность к описываемым событиям.

На начальном этапе обучения чтению главное – развивать умение каждого ребёнка мыслить с помощью таких логических приёмов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приёмов. 

Логические приёмы

Примеры заданий

1

Уровень – знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 

2

Уровень – понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 

3

Уровень – использование

Применить, проиллюстрировать, решить 

4

Уровень – анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 

5

Уровень – синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план(пересказа) 

6

Уровень – оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать 

Цель: Формирование аналитической культуры при работе с текстом.

И. Соколов-Микитов

Осень в лесу.

Пришёл сентябрь. После знойного лета5, после авгус­товских тёплых дней наступила10 золотая осень.

По опушкам лесов15 ещё растут грибы: красноголо­вые подосиновики20; зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие25 грузди и душистые рыжики. На30 старых боль­ших пнях жмутся друг35к дружке тонконогие опёнки.

В40 моховых болотах ожерельем рассыпана по45 кочкам румяная клюква. На освещённых50 солнцем лесных поля­нах краснеют гроздья55 рябины.

Чист и прозрачен воздух60. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся65 голоса. На дне лесного ручья70 виден каждый камешек, каждая тонкая75 травинка. По прозрачному высокому небу80 бегут и бегут облака. В85 по­гожие тихие дни летает над90 землёй, садится на лицо липкая95 паутина.

В эти осенние дни100 многие птицы готовятся к отлёту105.

Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи110. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки115. В шумные стай­ки собираются скворцы120, улетают на юг певчие птицы125. В дальний путь отправляются дикие130 гуси, покидают род­ные болота длинноногие135 журавли.

Выполните следующие задания, прочитав текст И. Соколова-Микитова «Осень в лесу».

  1. Знания. Прочитай. Запиши ответы:

— Какой месяц наступил? ___________________________________

— Какие грибы растут ранней осенью?___________________________

— Какие ягоды можно встретить в осеннем лесу?____________________

— Какой воздух? ____________________________________

— Какие птицы готовятся к отлёту? _______________________________

— Какие птицы остаются зимовать? ______________________________

  1. Понимание. Расскажи про признаки осени.

  2. Применение. Приведите аргументы, подтверждающие название рассказа «Осень в лесу».

  3. Анализ. Проанализируй текст. Выдели признаки живой и неживой природы.

  1. Синтез. Составь план рассказа.

  2. Оценивание. Опиши, какие признаки осени ты бы мог увидеть, оказавшись в осеннем лесу.

План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку в средней школе: «Learn English through movies and cartoons»

Ключевые слова: английский язык

Класс: 5,6,7.

Форма проведения: беседа.

Цели:

  • совершенствование коммуникативных навыков учащихся;

  • повышение интереса и мотивации учащихся к изучаемому языку.

Задачи:

  • формирование организованности, активности, внимания и памяти в процессе просмотра видеоматериалов;

  • развитие языковой догадки;

  • работа над произносительной стороной речи;

  • воспитание уважительного отношения учащихся к взглядам и мнениям друг друга.

Оснащение: проектор и экран, компьютер, ноутбук или интерактивная доска

для демонстрации презентации в Microsoft PowerPoint; распечатанный раздаточный материал по числу учеников.

Время: 50 минут.

План мероприятия

Мероприятие состоит из 4 взаимосвязанных этапов.

1. Организационный этап (5 минут)

Демонстрация презентации (Презентация, Слайды 1–3), (прил.1).

Учитель знакомит учащихся с темой мероприятия. Проводит языковую разминку.

2. Обсуждение того, почему полезно смотреть фильмы на английском. Практические советы по просмотру фильмов на английском. (15 минут)

Демонстрация презентации (слайды 4-15) в сопровождении:

  1. рассказа учителя;

  2. вопросов ученикам.

3. Просмотр эпизода «Puss in the boots Scene» из мультфильма «Shrek 2», выполнение заданий по просмотренному эпизоду и его обсуждение. (25 минут)

Учитель демонстрирует эпизод из мультфильма «Shrek 2». Учащиеся смотрят эпизод, затем выполняют упражнения и переходят к совместному обсуждению просмотренного.

4. Рефлексия, подведение итогов. (5минут)

Учитель подводит итоги. Учащиеся делятся впечатлениями о проведенном мероприятии: делают выводы, полезно ли смотреть мультфильмы (сериалы, фильмы) на английском и почему, вспоминают новые слова.

Ход мероприятия

В ходе мероприятия учитель демонстрирует презентацию, ведёт диалог с учащимися и предлагает выполнение заданий (прил.2) по просмотренному эпизоду (скрипт прил.3).

1. Организационный этап.

Учитель: Hello, boysandgirls. Today we have an unusual lesson. Today we are going to speak about how to watch movies, cartoons or TV-shows in English. But first I want to ask you some questions.

  • Do you like watching movies/cartoons or TV-shows?

  • Do you watch them in English or in Russian?

  • Do you think it’s useful to watch films in English or it’s just a waste of time?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель: When you learn English with movies, you’re taking a wild adventure. Howdoyouunderstandthisquote? 

Учащиеся рассуждают и предлагают свои варианты.

2. Обсуждение того, почему полезно смотреть фильмы на английском. Практические советы по просмотру фильмов на английском.

Учитель: Watching movies is a great way to learn how to speak English fluently. It is also one of the funniest ways that can be used while learning English. We will now discuss why watching movies is a great way to learn English! I’ll also give you some tips to help you to learn new words and phrases while you watch, from repeating phrases to watching with (and without) subtitles.

1. Speaking skills: Hearing natives accent helps our speaking skills, especially our fluency in speaking.

2. Pronunciation and listening skills: Hearing native English speakers’ conversation with each other can help to hear how words are pronounced and how to use the right intonation.

3. Vocabulary: Watching English movies is a great way to learn a lot of new words and expressions

4. Learning and having a lot of fun! After all, watching movies is supposed to be fun, right?

Let’s sum it up now. Why watching films is a great way to learn English? What other advantages or maybe disadvantages can be mentioned here?

Учащиеся слушают рассказ учителя, затем делают вывод по всему сказанному и размышляют о том, какие еще есть преимущества и недостатки у данного способа изучения английского языка.

Учитель: So, how can you learn while having so much fun with the film? Let’s speak about practice tips to really learn English with movies.

1. Choose an interesting movie.

This probably sounds obvious, but if you choose a boring movie, you’ll be bored. And if you’re bored, it will be difficult to pay attention for more than one and a half hours!

2. Choose a movie that matches your current English level.

For example, for beginners in English, I usually recommend you learn English through animations. The main reason is because the English is usually very friendly, nice and easy to understand.

3. Take your dictionary.

Сhoose a film with subtitles! So when you hear a word you’re interested in, check it up! Because you went through the trouble to understand it… you’ll be able to remember that word for a long time too!

4. Repeat short phrases!

Sometimes, you might hear something cool in the movie. For example, some short phrases, or slang like,  “sure thing” or “you betcha!” that are commonly used in English. If you like how it sounds, it really helps to repeat it! After saying it out loud a while, you will be able to remember it for a longer time! It’s a great and enjoyable exercise—one of my personal favorites.

5. Watch with and without subtitles.

I know it can be really challenging to watch a film in a foreign language without subtitles. So here’s my recommendation. When you watch a film the first time, just turn on subtitles. But if you get the chance to watch it a second time, try turning off subtitles.

6. It’s okay to miss words… just let it go.

Last of all, remember what we said in the start? Watching movies should be fun… so if you miss a word, a phrase, or even many sentences, that’s okay! Just follow along the subtitles and learn that way. Don’t feel bad… watching films is supposed to be fun!

What tips did you like the most? If you know any other secrets how to be successful in learning through watching, you can share this information with your classmates!

Учащиеся слушают рассказ учителя, затем выбирают советы, которые им больше всего понравились и запомнились. Размышляют о том, какие еще советы для просмотра фильмов на английском они знают.

3. Просмотр эпизода «Puss in the boots Scene» из мультфильма «Shrek 2», выполнение заданий по просмотренному эпизоду и его обсуждение.

Учитель: Now, when you understand why it’s important to watch films in English and know how to do it right, I offer you to watch an episode from the cartoon “Shrek 2”.

And who can tell me, how should we watch an episode for the first time? With subtitles or without it?

Before the first watching, please, look through the tasks 1-5 that we’re going to discuss later.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, готовятся к просмотру эпизода в первый раз, просматривая задания 1-5 (прил.2).

Учитель включает эпизод (скрипт прил.3).

Учащиеся смотрят эпизод и выполняют задания.

УчительAnd now let’s discuss some questions and to do some tasks.

Учащиеся совместно с учителем обсуждают вопросы 1-4 и проверяют задание 5.

УчительGreat job! And now you are going to watch this episode again but this time without subtitles. Before watching, please, look through the tasks 6-10 that we’re going to discuss after.

Учащиеся готовятся к просмотру эпизода во второй раз, просматривая задания 6-10 (прил.2).

Учитель включает эпизод (скрипт прил.3).

Учащиеся смотрят эпизод и выполняют задания.

УчительAnd now let’s discuss the next questions and check the last task.

Учащиеся совместно с учителем обсуждают вопросы 7-10 и проверяют задание 6.

УчительWell done! And now let’s have some fun! I need 3 volunteers to do last task for today. Your task is to watch the one-minute episode that I’m going to show you. Listen to it very carefully and pay attention to the intonation. Then I switch off the sound and you task to copy the character’s intonation.

Учащиеся озвучивают героев в течении одной минуты, предварительно посмотрев выбранный учителем эпизод (скрипт прил. 4).

4. Рефлексия, подведение итогов.

Учитель: So, we have some minutes to discuss our lesson. What was the topic? What new words did you learn today? Thank you foryour work. Goodbye!

Учащиеся делятся впечатлениями о мероприятии, отвечают на вопросы учителя.

ФИО учителя: Гариной С.П. МОУ СОШ 44 г Рыбинск

Цель урока:  Формирование читательской компетенции при работе над произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

Название

этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

1

Мотивация  (самоопреде-ление) к учебной деятельности

Мотивировать обучающихся на изучение  темы

«Л. Пантелеев «Честное слово»

Фронтальная

— Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь.

— Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:

Желаю (большой)                  

Успеха (указательный)                    

Большого (средний)

Всегда (безымянный)                  

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью).

 (АМО)

— А с гостями поздоровайтесь глазами и подарите им свои улыбки. Слайд 1.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Проверка дз

Чтение по желанию стихотворений наизусть

По каким критериям будем оценивать?

Организация самооценки.

2

I этап

Работа с текстом до чтения

Организовать подготовку обучающихся к работе с текстом.

Определить тему урока

Определить цели урока.

Словарная работа

Работа в парах

Работа в группах

Попробуйте составить из букв слова

ОБОРДАТ   ВИЧОТЫЗТЬОВС   ВЖИЛСЬТО    НССЕТЬЧТО

(доброта)   (отзывчивость)   (лживость)    (честность)

У. Попробуйте назвать эти понятия одним словом.

Д. Это качества человека.

У. Назовите, пожалуйста, “лишнее” слово.

Д. Лживость.

У. Почему вы так решили?

Дети предлагают варианты ответов.

У. Объясните, как вы понимаете смысл слов: доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества?

 — Зачеркните буквы английского алфавита и вы узнаете тему сегодняшнего урока. Слайд 2.

ЧFЕСТНDSILНRОЕ

СWZЛОGВО.

— Вам уже знакомо это словосочетание? Сегодня мы будем знакомиться с новым произведением которое так и называется

— Кто автор?   Это знакомый или новый автор?

У. Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Леонида Пантелеева “Честное слово”.  Давайте послушаем сообщение об этом авторе, которое приготовили ребята.

Д.Л. Пантелеев, настоящее имя – Алексей Иванович Еремеев (1908–1987). Родился в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, “где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль”. Этими качествами книги Пантелеев заслужили свою популярность.

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы (“Часы”, “Республика Шкид” и др.).

Умер писатель в 1987 г. в Москве.

Работа с колесом баланса…

Перед тем, как начать работать с произведение вспомним чему мы учимся на уроках чтения.

Возьмите колесо баланса и попробуйте определить на каком уровне каждый из перечисленных навыков у вас. Для этого возьмите карандаши и раскрасьте каждый раздел своим цветом.

Чему мы должны учиться в процессе работы над произведением?

Как вы думаете чему будем учиться сегодня

— К слову «честное» подберите родственные слова.

— Давайте посмотрим, какое толкование слова «честь» даётся в словаре Ожегова. Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран.  Слайд 4.

— Честь – достойное уважения и гордости моральное качество человека;

.

Подготовимся к чтению текста

  — Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение.

Помещение для сторожа — …

Военнослужащий, стоящий на посту, на часах — …

Не находя утешения — …

Воинское подразделение, несущее охрану кого-чего-либо — …

Ни с чем — …

Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши.

Выполняют задание,

определяют тему урока, оценивают себя.

Ответы детей

+

+

Отрабатывать технику чтения, работать с содержанием , анализировать текст выделять главную мысль

Работа в группах (честный, чествовать, честь)

Сторожка

Часовой

Безутешно  

Караул

Без всего несолоно хлебавши.

3.

II этап

во время чтения

2.Перечиты-вание текста.

первичное восприятие.

Организовать «вдумчивое» чтение отдельных фрагментов текста.

Коллективно-индивидуальная

 2. Работа с текстом

а) Чтение учителем. Учителем и учащимися (по частям) 1 часть

До слов “ Вдруг я остановился …”

– От чьего имени идет повествование?

– Где происходили действия?

До слов “Я подошел и спросил…”

– Что узнали о мальчике?

До слов “Мне очень хотелось ему как-нибудь помочь.”

– Почему мальчик плакал?

– В какую ситуацию он попал?

– Как к этому отнесся рассказчик? (Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.)

– Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?

Чтение до конца.

– Какая мысль пришла в голову рассказчику?

– Почему только военный мог снять мальчика с караула?

Вопросы после чтения.

– Каким вы представили себе мальчика?

– Какой он? Докажите строчками из текста.

– Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали?

– Могли ли вы поступить также?

2 часть

Чтение по ролям до слов “Не успели мы втроем выйти из сада, …”

– Постарайтесь голосом передать настроение и состояние героев?

– Как понимаете выражение: “Кажется еще никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту”?

– Как вы думаете, почему майор согласился помочь?

– Как повел себя мальчик при виде военного? Почему?

– Что значит “весело и с облегчением засмеялся”?

Прочитать до конца самостоятельно.

– Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин?

Отметить на колесе баланса индивидуальные достижения в чтении и анализе текста.

От имени рассказчика.

в городском саду

Он остался один, боялся.

Старшие ребята пригласили играть и забыли про него

Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.

Мальчик играл честно, не хотел подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом

Два взрослых человека – герой-рассказчик и молодой майор  понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера

Они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением

Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьёзного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека

Потому что уважает.

Потому что у него сильная воля и крепкое слово.

4.

III этап после чтения

составление модели обложки

Организовать коллективную дискуссию.

Работа в группах

Составить модель обложки и выступить

Что будем оценивать? (правильность и точность.

Оценка и взаимооценка работы групп

5

Контроль и оценка результатов деятельности (рефлексия)

Организовать оценку результатов  собственной деятельности.

Фронтальная,

индивидуальная

 Работа с колесом баланса

Что получилось?

Что не получилось?

Над чем будем работать дома?

Оценивают себя.

6

Домашнее задание

Прочитать рассказ отработать выразительное чтение (мин 2 листа)

Ответы на вопросы по содержанию.

индивидуальная

Комментирует задание.

Даёт задания на выбор.

Выбирают уровень и вид  задания.

Приложение 3.

Задание №3  Работа в группах.

                                                                                                                                                       Соотнесите слово и его лексическое значение.

Слова для справок: безутешно, часовой, сторожка, караул, несолоно хлебавши.

Приложение 4.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Задание № 1.  Работа в парах.                                                                                                            

Зачеркните буквы английского алфавита, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ЧFЕСТНDSILRОЕ СWZЛОGВО.

Тема: Н. Носов «Затейники».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н. Носова, с рассказом Н.Н. Носова «Затейники».

Задачи:

Обучающая:

— отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения;

формировать умение устанавливать последовательность событий,

происходящих в рассказе; находить в тексте конкретные сведения, факты ;

умение высказывать собственное мнение.

Развивающая:

— продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником,

отрабатывать активное умение слушать выступающего, доброжелательно и

корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение

работать в парах, группах, развивать память, логическое мышление, речь

учащегося.

Воспитывающая:

— создавать условия для воспитания интереса к предмету, чувства дружбы и доброты, уважения друг к другу.

УУД:

Познавательные УУД:

— умение самостоятельно и произвольно строить

речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение, извлечение

необходимой информации из прочитанного текста, осознание главной мысли

текста.

Личностные УУД:

— оценивание усваиваемого содержания, исходя из

социальных и личностных ценностей, осознание через чтение

художественного произведения основные ценности взаимоотношений

(взаимопомощь, взаимовыручка)

Регулятивные УУД:

— формировать умение постановки учебной задачи на

основе соотнесения того, что уже известно,

через приём анаграмма, пропущенная буква, оценивать результаты своих

действий и действий других учащихся.

Коммуникативные УУД:

— умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с

задачами и условиями коммуникации;

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование: учебник по УМК «Начальная школа 21 века», карточки для работы в группах, портрет Н. Н. Носова, мультимедиапроектор, конверты с карточками-названиями частей плана

Формы работы учащихся: работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа.

Этап урока

Задачи этапа

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Орг. Этап

Постановка цели урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

Речь учителя

Прогнозирование

КЛАСТЕР

Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем дорогих гостей..Проверим готовность к уроку.
Какие задания вы хотели бы выполнять на нашем уроке сегодня?

Перед вами портрет человека .Как вы думаете,кто он?

Что можно сказать о нём?

В какое время он жил или живет сейчас?

Какие черты характера можно предположить?

Почему именно этот портрет сегодня мы рассматриваем?

Приветствуют учителя, садятся на свои места.

Проверяют готовность к уроку.

Слушают учителя.

Это ПИСАТЕЛЬ

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ НОСОВ

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ТАЛАНТЛИВЫЙ УВЛЕЧЁННЫЙ

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы он мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

Прежде чем стать писателем Николай Николаевич Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии.

Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили. Свой первый рассказ он напечатал в журнале «Мурзилка» в 1938 году.

Н. Носов любил смех, но никогда не смеялся над маленькими, слабыми.

Писал он с заразительной веселостью. Но за веселыми ситуациями, забавными историями и очень смешными диалогами проступает всегда какая-то умная, нужная мысль.

Книги Носова стали нашими добрыми и умными друзьями. Они расскажут нам много забавных и интересных историй.

С произведением этого автора будем знакомиться

Ф

Электронная доска

Самоконтроль

Чтобы узнать название произведения, поработаем в парах

Набор 1(за тей ни ки)

.Составим из рассыпанных слогов слово

Что обозначает это слово

Прочитаем с доски,каково значение этого слова в словаре

И так, затейник — это организатор веселья.

Сформулируйте тему урока. Какие цели вы перед собой поставите?

Выдвижение гипотез уч-ся.

Ребята, а кого называют затейниками?

Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

ЗАТЕЙНИКИ

Затейник — м. разг. 1. Изобретательный, склонный к затеям [затея II], забавам человек; выдумщик. 2. Организатор массовых игр, развлечений и т.п. (обычно на массовых гуляньях, в домах отдыха и т.п.). Толковый словарь Ефремовой.

презентация

Первичное восприятие

Прослушивание текста.(аудиозапись)

Вы прослушали рассказ. Наши предположения были правильными о характере произведения? Грустный или веселый рассказ?

Понравилось произведение?

Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?

Могла ли такая история произойти с вами?

физминутка

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место ти…

Вторичное восприятие

Чтобы ответить на другие вопросы по произведению,прочитаем его повторно

Чтение у доски по цепочке ,по 1 предложению

Кто главный герой произведения?

Что можно сказать про них?

(Они друзья, ровесники, им интересно вместе…)

Что можно сказать о характерах героев?

Ребята следят за чтением

Составление плана рассказа (по группам )

Ребята, у вас на столе есть конверты. НАБОР 2

Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом.

План:

-Может быть это серый волк?

-Дети читали сказку «Три поросенка».

-Так и не стали играть в «три поросенка».

-Постройка домика.

Проверка плана. План на доске.

Выборочное чтение частей учебника.

Жанровая принадлежность

Предлагаю поработать в тетради. выполнить модель обложки к данному произведению

Это рассказ-рисуем прямоугольник

Тема-о детях( цвет желтый)

Проверим при помощи документ-камеры(к доске 2 человека)

Работа с пословицами

У страха глаза велики.

Пуганая ворона куста боится.

Верному другу цены нет.

Назвался другом — помогай в беде.

Какая из пословиц подойдёт к данному рассказу?Почему?

А теперь скажите, на ваш взгляд, соответствует ли название рассказа его содержанию? А какое название дали бы вы этому рассказу?

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Достигли ли, вы, поставленной цели? Что для вас было самым трудным?

— Понравился вам урок? Если да

Если нет, ваш условный знак —

Продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…».

С биографией какого автора мы познакомились на уроке?

Какое произведение мы прочитали?

Кто являются главными героями данного рассказа?

Веселый рассказ вызывает улыбку. А смех – дело серьезное.

Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки, уметь самому посмеяться над собой. В этом нам помогают рассказы Носова.

— Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н.Носова.

Приложение к кластеру

Меня зовут Максим Бабенко, и, может быть, вы знаете меня как преподавателя ШАДа (или как автора рассказа про технологию YT на Хабре).

Мне кажется, почти каждый читатель Хабра либо знаком с теми, кто побывал на собеседовании в Яндекс, либо сам его проходил. Несмотря на это, процесс интервью не всегда очевиден для людей извне, по-прежнему вызывает множество вопросов и окружён мифами. Некоторые из них близки к правде, другие — наоборот.

В Яндексе я работаю уже больше 12 лет и повидал все наши изменения процесса собеседования. Сегодня я расскажу о наших интервью, попробую разобрать самые популярные мифы и объяснить, чем они обусловлены.

Начну, пожалуй, с самого главного. Интервью с кандидатами в силу своих временных границ не претендуют на стопроцентную точность, эффективность затраченного времени или полноту. Этот процесс всегда можно и нужно улучшать: исправлять ошибки и повышать комфорт для участников. Поэтому мы сокращаем или объединяем секции, меняем их фокус. Буду рад идеям и конструктивному диалогу.


В мире IT довольно много спорных вопросов: С++ против Java, табы против пробелов и т. д. В обсуждениях, как именно должны быть организованы интервью разработчиков, тоже сломано немало копий. Сейчас у большинства крупных IT-компаний похожие процессы интервью, но не потому, что проще копировать друг друга, а потому что мы работаем в похожих условиях и наши процессы эволюционировали схожим образом.

Лет десять назад в Яндексе не было единого стандарта собеседований, каждая команда могла проводить их по-своему. Где-то устраивали не ограниченную по времени и формату серию интервью. В других местах уже на первой встрече могли дать ноутбук, попросить написать на нём код, и, если код работал, сразу нанять человека. Кажется, абсолютным рекордом был случай, когда разработчика наняли уже через 40 минут после начала встречи. Но были и антирекорды. Например, один из наших коллег решал в офисе одну задачу 8 часов подряд!

По мере роста компании такой подход (а вернее, отсутствие единого подхода) создало массу проблем: чтобы попробовать попасть в разные команды, надо было пройти несколько разных процессов интервью. Что в целом неэффективно для всех участников процесса. У кандидатов был высокий шанс нарваться на ложноотрицательный вердикт о найме, так как в ряде случаев решение принималось после единственного разговора. Кроме того, усложнялась внутренняя миграция разработчиков, ведь у разных команд были разные стандарты.

В результате мы пришли к идее того, что собеседование должно состоять из нескольких независимых секций, проведённых по единому стандарту. На этих секциях мы проверяем как умение писать код, так и знание архитектуры и предметной области, ну и в целом то, насколько человек сможет работать в коллективе и соответствует нашим ценностям. Последняя часть может звучать как общие слова, особенно в среде технарей, но это правда важно. Лично я всегда ищу единомышленников, которые будут не только сильными разработчиками, но и придут к нам на долгое время.

Каждая секция — это независимое мини-интервью на заданную тему в формате один на один и длительностью обычно в 1 час. По его результатам интервьюер описывает в специальном тикете, что он спросил, что ответил кандидат, как всё прошло, и ставит свою оценку — на какой примерно уровень нанимать этого кандидата или не нанимать совсем. Общаться друг с другом интервьюеры могут только тогда, когда они завершили секцию, иначе секции не будут независимыми. Когда последний интервьюер опишет свою секцию, «карты вскрываются» — все интервьюеры получают email с результатами всех участников процесса. Чтобы получить оффер от Яндекса, кандидату не обязательно пройти все секции: одну или несколько можно и провалить. Независимость секций позволяет нам увидеть человека в разных условиях и с точек зрения разных людей. Иначе велик шанс, что «самый громкий» из тех, кто видел или знает кандидата, переспорит коллег. В случае, когда кандидат показывает противоречивые результаты, мы можем добавить секции, чтобы выяснить, является ли это закономерностью или невезением. В ряде случаев это помогает получить оффер тем, кто в прежних условиях получил бы отказ.

Если кандидат успешно справляется с основной частью секций, то дальше нужно определиться с командой. Этим Яндекс и отличается от небольших компаний: у нас для разработчика может найтись сразу несколько подходящих мест. К этому моменту уже понятно, на какой уровень мы готовы сделать человеку предложение. Если кандидатом заинтересовалась только одна команда, то всё просто. Но за хороших кандидатов возникают целые внутренние баталии, таким кандидатам хотят предложить себя сразу много команд. Мы назначаем кандидату финальные секции с заинтересовавшимися командами, чтобы он мог выбрать те задачи, которые ему более интересны. Суть финалов ровно в этом — показать спектр задач и дать возможность выбрать то место, где кандидату будет интереснее всего. Понятно, что человеку со стороны порой трудно определиться с командой после устного разговора, поэтому мы развиваем и альтернативный формат — Буткемп. Это возможность поработать сразу в нескольких командах, попробовать разные задачи на практике, а затем уже определиться. На наших текущих масштабах в десятки тысяч (!) собеседований в год и наших задачах этот процесс работает эффективнее, чем тот, что был раньше.

Снаружи это не заметно, но внутри вокруг каждого изменения процесса идут жаркие споры. Например, недавно для бэкенд-разработчиков мы начали сокращать количество технических интервью с проверкой кода. Сделали это не умозрительно, а на основе собранной статистики по тысячам пройденных собеседований. Логика такая: если очередная встреча в среднем мало влияет на оценку кандидата, то такая встреча не особо нужна, это время лучше посвятить рассказу о задачах и проектах команды.

Мы стремимся объяснять кандидатам, почему нужна та или иная секция. Например, показываем статьи на Хабре про алгоритмическую секцию, на которые я ещё буду ссылаться ниже. Оценить, хорошо ли мы справляемся именно с этим информированием, здорово помогают отзывы кандидатов, мы запрашиваем их после собеседований. Не игнорируйте их, пожалуйста.

С основой, кажется, разобрались. Действующий процесс нам кажется уже привычным и очевидным, но снаружи всё может выглядеть не так. Он уже оброс большим количеством мифов. Сфокусируюсь на основных и попробую раскрыть их.

Миф 1: Яндекс игнорирует предыдущий опыт кандидатов

Я разработчик с многолетним опытом использования технологии X и указал ее в своем резюме. Но прошло уже два собеседования, а про X меня ничего не спросили. Получается, весь мой предыдущий опыт работы не имеет никакой ценности? Опытные разработчики оказываются в одних рядах с недавними выпускниками, которые ничего серьезного еще и сделать не успели?

Короткий ответ: это не так, но есть нюансы. Часть подобных знаний может оказаться востребованной в Яндексе напрямую. Скажем, если в выбранной области специализации существует небольшое количество де-факто стандартных библиотек или фреймворков, которые хорошо масштабируются и находят свое применение в Яндексе, то высока вероятность, что в выбранной команде вы встретите знакомые вам инструменты и, более того, — их знание окажется ожидаемым.

С бэкенд-разработкой всё сложнее и интереснее. Существенная часть бэкенда Яндекса написана и пишется на C++, в первую очередь, в тех проектах, которые предполагают низкоуровневую работу с данными. Для понимания масштаба: объемы хранимых Яндексом данных превышают Eb, а их обработка выполняется с использованием миллионов CPU-ядер одномоментно.

На таких масштабах даже экономия в 1% является значительной. Как и многие другие крупнейшие компании, Яндекс инвестирует значительные ресурсы разработки в построение эффективной собственной инфраструктуры, и здесь выбор C++ по-прежнему остается оптимальным. При этом из готовых и популярных фреймворков на ум приходит разве что стандартная библиотека языка. Ее мы активно используем, но если примитивы, предлагаемые стандартной библиотекой, для наших задач оказываются субоптимальны − создаем свои и не спрашиваем на собеседовании про другие. Таким образом, у C++-разработчиков могло сложиться впечатление, будто их опыт нам не интересен, — и именно поэтому я начал разбирать этот миф с языка С++.

В случае с Java или, например, с Go ситуация чуть иная: эти платформы обычно используются уже на более высоких уровнях инфраструктурного стека, и для них существует множество хорошо зарекомендовавших себя надежных фреймворков, способных держать высокие нагрузки и масштабироваться при необходимости. Некоторые из подобных фреймворков активно используются в Яндексе, и в случае прохождения финалов руководители и члены команды наверняка не откажутся обсудить специфику задач и выбранный технологический стек.

Одновременно важно отметить, что, скажем, от бэкенд-разработчика на С++ или Java мы ожидаем высокой степени гибкости: для него архитектурные вопросы (высоконагруженные системы, масштабирование, отказоустойчивость и т. д.), как правило, оказываются намного важнее и труднее, чем специфика использования конкретных языков и библиотек.

В частности, хороший специалист по бэкенду без труда сможет принять участие как в проекте, где используется C++, так и в том, где основной язык — Java (Scala, Kotlin и т. д.). Более того, не редки случаи, когда в одном проекте сочетаются сразу нативные и управляемые среды, что тем более подталкивает к идее абстрагироваться от языка при найме кандидатов.

Поэтому если вам кажется, что мы не спрашиваем у вас про ваши самые сильные стороны (а мы и правда не всегда на них концентрируемся) — скорее всего, мы просто сразу стараемся оценить, как эти сильные стороны будут вам помогать именно в контексте Яндекса (а вот на это мы смотрим постоянно).

При этом если кандидат обладает глубокими знаниями в области X, которая действительно играет важную роль в нашей работе и напрямую влияет на успех продуктов, то у нас найдутся специалисты в этой области, которые смогут оценить знания кандидата на специализированных секциях, о которых речь пойдет чуть дальше.

Миф 2: В обычной работе знание алгоритмов не нужно

Все готовые примитивы уже давным-давно написаны и оптимизированы: достаточно позвать нужные функции в нужном порядке, и задача решена.

Даже если все примитивы уже написаны, без понимания того, что они делают внутри, какова их сложность и ограничения, сложно рассчитывать на успех в наших проектах.

Действительно, бывают оптимизации, влияние которых на работу сервиса слишком мизерное, или они внедрены преждевременно. Казалось бы, нет смысла глубоко понимать алгоритмы, благодаря которым такие оптимизации возможны. Но даже противники подобных малополезных оптимизаций признают: чтобы отличать их от эффективных решений, тоже нужны базовые знания алгоритмов и структур данных. Бороться с избыточным применением алгоритмов можно — зная алгоритмы.

Конечно, понимать специфику предметной области (может ли параметр N вырасти в 100 раз за ближайший год?) тоже необходимо. И если последнее лучше всего получить, непосредственно работая в проекте, наблюдая его текущее состояние и стратегические планы развития, то знания об алгоритмах и их сложности абсолютно универсальны, а потому подобные навыки у кандидата разумно ожидать уже на входе.

Рекомендую прочитать пост Алексея Шаграева ashagraev, в котором он на реальных продуктах показал необходимость знания алгоритмов.

Миф 3: Мы напрасно проверяем не то, чем предстоит заниматься

Не может каждый разработчик в компании постоянно писать сложный алгоритмический код. Зачем же при найме проверять то, что дальше не потребуется?

Хороший, сложный вопрос, ответ на который полезно явно проговорить. Яндекс − большая и разнородная компания. Тем не менее, от меня и моих коллег ожидается достаточная степень умственной и проектной мобильности. Иными словами, мы практически не нанимаем «специалистов по фреймворку X» исключительно за то, что они знают этот фреймворк. Время идет, фреймворки меняются, отчасти как дань моде, отчасти потому что появляются новые, более совершенные.

Мы делаем ставку на то, что наш новый коллега проработает с нами долго. С прицелом на это строится наша система внутренней ротации, а также схема вознаграждений, стимулирующая оставаться в компании, принося пользу в самых разных ее частях и переключаясь по мере развития с проекта на проект. Если вам захочется перейти в другую команду, попробовать новое или даже сменить предметную область, мы должны максимально облегчить вам этот путь.

Поэтому нам важно держать общую и достаточно высокую планку, которая бы позволила упростить для разработчика формальности переходов внутри Яндекса.

Миф 4: На интервью условия совершенно не похожи на рабочие

Набирать код на секциях в простом текстовом редакторе без автодополнения неудобно, кроме того я не помню наизусть имена функций и классов стандартной библиотеки. Зачем просить разработчика выполнять задания в условиях, совершенно не похожих на реальные?

Признаюсь, это не миф, это правда. Сейчас я попробую раскрыть нашу логику. Уверен, с ней согласятся не все. Это нормально: подобные споры ведутся не только снаружи, но и внутри. В любом случае, диалог — это хорошо.

Все инструменты хороши там, где они действительно нужны. Попробую подобрать аналогию. Предположим, что вы хорошо знаете один из иностранных языков и ищете работу, предполагающую его активное использование. При составлении резюме на этом языке вы можете использовать онлайн-словарь или проверку орфографии, чтобы перепроверить себя или сэкономить время. Но когда очередь доходит до живого собеседования на базовые темы, то странно каждый раз тянуться за словарем или грамматическим справочником. Понятие «беглая речь» (fluent speech) довольно точно описывает ожидания по этой части.

Возвращаясь в более знакомую плоскость, мне кажется очевидным, что любой разработчик должен уметь писать код, находящий максимум чисел в массиве линейным поиском. С закрытыми глазами и не обращаясь при этом к помощи stackoverflow. Одновременно странно ожидать от кандидатов умения безошибочно и, что называется, на автомате писать код быстрого преобразования Фурье (хотя, конечно, многие бывшие олимпиадники снисходительно улыбнутся, услышав это, поскольку не посчитают алгоритм FFT сколь-нибудь сложным). Иными словами, существует некоторый минимальный порог практических навыков написания кода, и спор на самом деле идёт о том, где в точности этот порог должен проходить.

Важно: в Яндексе подобная секция никак не привязана к конкретному языку или к его библиотекам. Фактически решения задач с этой секции выглядит примерно одинаково на любом распространенном языке и занимает 10-20 строк кода. На секции мы всегда предлагаем кандидату самостоятельно выбрать тот язык, на котором у него больше всего опыта. При этом мы действительно ожидаем, что в выбранном языке у кандидата достаточная «беглость» (fluency), чтобы писать на нем простейшие конструкции, не задумываясь.

Но даже если вы, скажем, забыли, как именно называется метод, добавляющий элементы в очередь (push, enqueue или, может, add), то это не сыграет большой роли — интервьюер либо подскажет вам, либо просто предложит назвать метод так, как вам будет понятнее, ведь суть решения от этого не меняется.

Нередки случаи, когда кандидат пишет решение на языке, который для интервьюера вовсе малознаком. К счастью, специфика задач вновь позволяет вынести итоговый вердикт без особых затруднений. При этом, конечно, если вы пишете на Rust, а собеседующий пока не успел его освоить и хочет уточнить не совсем ясные ему детали, связанные с управлением памятью в вашем решении, то у вас появляется отличный шанс продемонстрировать знания и преимущества выбранной вами технологии, а у интервьюера — отметить это как плюс в своем резюме секции.

Подобная языковая нейтральность и базовый характер задач — это факторы, которые, по нашему мнению, добавляют объективности и универсальности секции. Вместо того, чтобы искать для каждого кандидата со знаниями в области X равного ему по силам специалиста в этой области, чтобы тот смог дать состоятельную оценку, мы поступаем иначе. С моей точки зрения, алгоритмы − это фактически lingua franca современной IT-индустрии. Решение алгоритмических задач под силу абсолютно любому разработчику, а оценка качества их решения достаточна проста, чтобы из секций можно было извлечь ясный и однозначный сигнал.

На всякий случай явно проговорю главную мысль: алгоритмическая секция — это такая базовая планка, которую нужно преодолеть. Степень мастерства кандидата по ней не определяется, зарплата от неё не зависит. Оффер формируется на основе других факторов: результатов секции по архитектуре, опыта, общения с командой.

Примеры и более полное описание алгоритмических секций вы можете найти в отдельном посте на Хабре.

Миф 5: Вам, похоже, нужны только программисты-олимпиадники

Выглядит так, будто Яндекс не интересует ничего, кроме моего умения решать задачи на алгоритмы. Как же я смогу понять, хочу ли я вообще идти к вам, ведь на подобных секциях я ничего не узнаю про возможные проекты и задачи?

Собеседования в Яндекс, конечно, не ограничиваются секциями подобного вида. Еще при первой встрече мы стараемся выяснить у потенциального кандидата, с какими задачами он сталкивался в своих предыдущих проектах, что его интересует, как он видит дальнейшее свое развитие в профессиональном плане.

Затем проходят секции с кодом, на которых проверяются базовые алгоритмические навыки, о чем мы уже рассказали выше. Эти секции призваны дать максимально единообразную и непредвзятую оценку умений кандидата, исключить bias отдельных интервьюеров.

Для опытных кандидатов также проводятся специализированные секции (по архитектуре, распределенным системам, базам данных, машинному обучению, сетевым технологиям и т. п.).

Наконец, после прохождения технических секций кандидату ставят несколько «финалов», где присутствуют руководители, непосредственно ищущие к себе в команду новых сотрудников. Сами финалы не предполагают решение базовых алгоритмических задач, ведь руководитель команды уже уверен в способностях кандидата. Для кандидата финал − это возможность познакомиться непосредственно с потенциальной командой, узнать о методологии работы, используемых инструментах, смежных командах, да и в целом о решаемых задачах из первых рук. Но финал − это всегда диалог. Для того, чтобы сделать правильный выбор среди кандидатов, потенциальный будущий руководитель наверняка захочет узнать подробнее о кандидате, включая его высокоуровневые навыки. Например, на подобной секции вам могут описать одну из типичных (реальных, жизненных!) задач или проблем, с которой в этой команде уже сталкивались.

Если в этом проекте основные сложности имеют архитектурный характер, то на секции вам могут предложить обсудить архитектурные вопросы. Если же команда, скажем, занимается низкоуровневой оптимизацией (а многие инфраструктурные команды таковы), то не стоит удивляться просьбе написать небольшой фрагмент кода. В этот раз, конечно, вас не попросят искать оси симметрии фигуры на плоскости − вопросы должны быть максимально приближены к тем, с которыми команда сталкивается ежедневно.

Ну и, конечно, все мы люди, поэтому подобные диалоги заодно − хорошая возможность проверить личностную совместимость как для кандидата, так и для руководителя.

По итогам финала кандидат получает максимально полный (насколько это возможно с учетом ограниченности времени секции) слепок того, на что может быть похожа его будущая работа в этой команде, а потенциальный руководитель − принять решение о найме.


В этой статье я описал то, как в общих чертах выглядит процесс собеседования в Яндекс и почему он эволюционировал именно в такую форму.

Мы продолжаем работать над форматом секций, исправлять явные ошибки, дискутировать по этому поводу между собой и с внешним миром. Идеальных процессов не бывает, особенно когда вовлечены десятки тысяч человек в год. Но я буду рад вашим идеям в комментариях.

  • План к сказке как мужик убрал камень
  • План к сказке пушкина золотая рыбка
  • Петушок и жерновцы сказка распечатать
  • Перевоплощение мужчины в женщину рассказы
  • Переделанная сказка о рыбаке и рыбке с матом