4
0
Я составила следующий план к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик»:
1) Женя отправляется в магазин за баранками.
2) Собака съела все баранки Жени.
3) Женя пытается догнать собаку, но безрезультатно, сама теряется.
4) Встреча со старушкой.
5) Старушка дарит Жене цветок и говорит слова.
6) Первое желание или возвращение домой.
7) Второе желание или разбитая ваза снова стала целой.
Третье желание или Северный полюс.
9) Четвертое желание или возвращение домой.
10) Пятое желание или все игрушки в мире
11) Шестое желание или игрушек так много, что от них пришлось избавляться.
12) Достойное желание или исцеление мальчика Вити.
3
0
Очень люблю эту сказку и несколько раз читала дочке. Произведение Катаева на мой взгляд никогда не потеряет своей актуальности. План можно составить к нему такой.
- Женя купила баранки;
- Покупку съела собака;
- Женя бежит за псом, но понимает, что потерялась;
- Плачущую девочку успокаивает старушка и дарит ей волшебный цветок;
- Снова дома;
- Разбитая ваза стала целой;
- Северный полюс;
- Обратно во двор;
- Игрушки;
- Избавление от игрушек которых стало очень много;
- Встреча с калекой Витей;
- Последнее желание — исцеление хромого мальчика;
- Витя стал Жене настоящим другом.
Конечно самое достойное и правильное желание у Жени было последнее когда она помогла Вите.
2
0
В сказке Катаева «Цветик-семицветик» мы узнаем историю маленькой девочки по имени Женя. Однажды мама отправила ее за баранками. Девочка отвлеклась и баранки съел собака, она бросилась догонять ее и заблудилась. Ей повстречалась старушка, которая подарила цветик-семицветик, исполняющий желания, нужно было оторвать лепесток и произнести волшебные слова. Первым желанием Жени было оказаться дома с баранками и оно исполнилось. Девочка разбивает мамину любимую вазу и загадывает желание, чтобы ваза была целая. Когда Женя была во дворе, то увидела мальчиков, играющих в полярников. Они не взяли ее с собой и она загадала желание оказаться на Северном полюсе, там было холодно и девочка просит перенестись домой. Она встречает других девочек, которые играют в куклы. Женя завидует им и загадывает желание, чтобы все игрушки мира стали ее, но их слишком много и она отменяет желание. Женя видит на лавочки мальчика и хочет поиграть с ним, но узнает, что мальчик не может ходить. Тогда Женя загадывает последнее желание чтобы мальчик был здоров. Зная **краткое содержание сказки «Цветик-семицветик»*<wbr />* напишем план.
<hr />
План к сказке Катаева «Цветик-семицветик»:<wbr />
- Женя идет за баранками;
- Девочка отвлеклась и собака съела баранки;
- Женя встречает старушку;
- Старушка дарит волшебный цветик-семицветик;
- Дома с баранками;
- Разбитая ваза;
- Второе желание;
- Разговор с мальчишками;
- На Северном полюсе;
- Назад домой;
- Девочки и игрушки;
- Все игрушки мира;
- Слишком много игрушек;
- Игрушки возвращаются назад;
- Хромой мальчик Витя;
- Витя выздоравливает.
<hr />
2
0
В. Катаев «Цветик-семицветик», план для пересказа:
- Мама отправляет девочку Женю в магазин за баранками.
- По дороге Женя считает ворон.
- Собака съедает купленные баранки.
- Знакомство со старушкой.
- Цветик-семицветик в подарок.
- Исполнение первого желания: целые баранки.
- Исполнение второго желания: ваза для мамы.
- Исполнение третьего желания: Женя побывала на Северном полюсе.
- Исполнение четвертого желания: Женя снова дома.
- Исполнение пятого желания: море игрушек.
- Исполнение шестого желания: избавление от игрушек.
- Знакомство с мальчиком Витей.
- Исполнение последнего желания: Витя снова здоров и может бегать.
1
0
Сказка Валентина Катаева «Цветик-семицветик» рассказывает о девочке Жене, которой достался волшебный цветок, способный выполнить любое желание и о том, как девочка Женя нашла в конце самое верное и правильное желание.
Составим план пересказа сказки «Цветик-семицветик»:
- Женя покупает баранки
- Чтение вывесок
- Собака ворует баранки
- Погоня
- Старушка и волшебный цветок
- Первое желание и Женя возвращается домой
- Разбитая ваза и второе желание
- Игры в папаницев
- Третье желание и северный полюс
- Медведи и четвертое желание
- Пятое желание и море игрушек
- Шестое желание и избавление от игрушек
- Встреча с мальчиком Витей
- Седьмое желание и лечение мальчика
- Новый друг.
1
0
План сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик»:<wbr />
- Женя купила сушки, собака их съела.
- Женя побежала за собакой и заблудилась.
- Женя плачет, ее успокаивает старушка, дарит цветик.
- Первое желание Жени — вернуться домой.
- Второе желание Жени — сделать так, чтобы разбитая ей ваза стала снова целой.
- Третье желание — на зло мальчишкам попасть на Северный полюс
- Четвертое желание — Женя испугалась белых медведей и хочет обратно во двор.
- Пятое желание — нужны все игрушки
- Шестое желание — Женя уже не хочет игрушек, их очень много.
- Последнее желание — исцелить хромого мальчика Витю.
1
0
План к сказке можно сделать такой:
- Главная героиня Женя купила баранки;
- Женя зевала по сторонам и незнакомая собака их скушала;
- Женя бежит догонять собаку;
- Встреча Жени и старушки;
- Старушка вручает девочке цветок и дает распоряжения к исполнению желаний;
- Женя проверяет цветок и загадывает оказаться дома;
- Женя разбивает вазу мамы и делает так, чтобы та была вновь целая;
- Третье желание девочки — оказаться на Северном полюсе;
- Женя пугается медведей, просит цветок вернуть ее обратно;
- Пятое желание девочки — все игрушки на свете;
- Шестое желание — все игрушки снова в магазины, их слишком много;
- Седьмое желание Жени — исцеление мальчишки с синими глазами по имени Витя.
Наверно нет у нас в стране человека, который не знал про Серебряное Копытце, о котором нам поведал в свое сказе Павел Бажов.
Это произведение о волшебном козле, который мог выбивать своим копытцем самоцветы и он это сделал для осиротевшей шестилетней девочки Дарёны, которую взял на воспитание дед Кокованя. Вместе с девочкой дед забрал и кошку Мурёнку, которая собственно и помогла состояться встречи с Серебряным Копытом.
Если попытаться разделить этот сказ на три части, то я бы предложил вот эти три сюжета , которые озаглавил как:
- Жизнь Дарёны с кошкой Мурёнкой у деда Коковани дома и переезд в лесной балаган
- Рассказ Коковани о волшебном козле.
- Появившийся волшебный козел одаривает Дерену самоцветами.
Калоши счастья.
В этой сказке Андерсена рассказывается о том, как спорили между собой две феи: Фея Счастья и Фея Печали.
Одна фея говорила, что человек, которому достанутся эти калоши, станет счастлив, другая утверждала обратное.
Далее идёт рассказ о том, какое воздействие на своих владельцев оказывали эти калоши.
План этой сказки, может выглядеть следующим образом:
- Спор фей Счастья И Печали.
- Советник Кнап.
- Мечта ночного сторожа.
- Лейтенант обувает калоши.
- Полёт в больницу.
- Медик в калошах.
- Писарь-поэт.
- Философ-путешественн<wbr />ик.
- Пробуждение студента.
1) Попытка завязать дружбу: Лиса приглашает нового кума (Журавля) на обед.
2) Не хлебосольная хозяйка: Журавль уходит от Лисы голодный. Ему не удалось съесть ни крупинки из лисичкиной стрепни. Каша была размазана по тарелке, Лиса легко слизала ее, а вот Журавлю не досталось ничего.
3) Ответный визит. Теперь Журавль устраивает званый обед: зовет Лису на окрошку, предварительно поместив ее в высокий кувшин.
4) Бесполезные усилия: как ни изощрялась Лиса, попробовать окрошку ей так и не удалось — слишком узкое горлышко оказалось у кувшина. Журавль слопал все угощение один.
5) Неудавшаяся дружба. Попытка строить отношения на хитрости не привела ни к чему хорошему. Дружбы не получилось.
**
Мораль к сказке я бы выразила пословицами:
Мне кажется еще подойдет и эта пословица: Лисе жалко было еды для Журавля, поэтому она его и потеряла друга в его лице»
Составим план для пересказа к сказке Ушинского «Проказы старухи зимы»
- Старуха-зима злится.
- Зима сдувает листья с деревьев и птицы улетают в теплые края.
- Зима принимается за зверей. Сыпет снегом и посылает морозы.
- Зверям тепло в шкурах
- Зима решает до рыб добраться
- Зима морозит реки
- Рыба прячется подо льдом — там ей тепло
- Зима решает донять морозами людей
- Люди топят печи и одевают тулупы. А уж когда работаю, то от них пар столбом валит
- Даже дети не боятся зимы — играют, катаются
- Заплакала зима от обиды — значит весна близко.
Главным героем в истории является ослик, которому мальчик Жан Пьер дарит гребешок. Отчасти, можно посчитать и сам гребешок — главным персонажем (у нас же сказка), ибо он выполнял все желания Мафина.
- Краткий пересказ содержания: мальчик-гость из Франции дарит ослику гребешок, в котором нет несколько зубчиков. Вечером, причесывая гриву, Мафин мечтает о том, что не прочь съесть еще одну порцию ужина. Тут раздается громкое «пинг», и перед ним появляется миска с морковкой и отрубями. Когда несколько раз исполняются задуманные желания, ослик догадывается, что это произошло благодаря волшебному гребешку. Вечером и на следующий день Мафин придумывает новые задания, и к вечеру в гребешке остается всего два зубчика. Нечем даже расчесывать гриву, поэтому Мафин желает получить новый гребень с целыми зубчиками. Это оказывается последним желанием (не исполненным), т.к. гребешок исчезает навсегда…
Пример плана по тексту, где Мафин получает в подарок волшебный гребешок
———————<wbr />———————<wbr />———————<wbr />———
- Подарок Жан Пьера;
- Мафину хочется есть;
- нужен ночной дождь;
- догадка ослика;
- прогулка в ночной лес;
- возвращение в теплую кроватку;
- хорошая погода с утра;
- Мафин пришел на завтрак быстрее всех;
- пустая миска страуса;
- снег летом;
- клубника со сливками;
- два зубчика;
- целый гребешок;
- исчезновение;
- выбор желаний…
П.С. Далее составляем план по главе «Мафин и паук», образец тут.
Цели:
- ознакомить детей со сказкой русского писателя
В.П.Катаева “Цветик-семицветик”; - обогащать речь учащихся;
- учить работать с текстом;
- развивать мышление, внимание, память;
- развивать творческие способности детей и
навыки выразительного чтения; - учить анализировать сказку, выбирать нужный
отрывок для чтения и пересказа. - развивать фантазию, наблюдательность;
воспитывать чувство ответственности,
сострадания, умение принимать ответственные
решения.
Оборудование: портрет В.П.Катаева, тексты для
чтения, тесты: “Цветик-семицветик”, плакат с
изображением цветов “Сад, в котором растет
цветик-семицветик”, фломастеры для детей.
Применение компьютера: портрет
писателя В.П.Катаева, фрагменты текста
проецируются на мониторе.
Учитель (У): — Ребята, посмотрите на экран.
Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку
цветы?
— Цветы приносят нам радость.
— Когда мы хотим доставить людям радость, мы
дарим цветы.
— Когда мы ходим создать уютный уголок дома, в
школе, украсить беседку мы сажаем наши любимые
цветы.
— Когда мы видим красивые цветы, мы радуемся,
восхищаемся.
— С цветами и жить веселее, интереснее.
— Цветы – это лекарство от тоски.
— У: Молодцы, ребята, мне понравились ваши
ответы! Сегодня мы прочитаем сказку о цветке
необыкновенном, он не только красив, но и
волшебный.
Вступительная беседа
А.С. Пушкин и другие писатели-классики
вдохновили поэтов и прозаиков двадцатого века на
создание оригинальных сказок. Мы хорошо знаем
сказку о Буратино — этот герой, шалун и озорник,
обрел всенародную известность. Также хорошо
знаем сказки К.И.Чуковского “Путаница”,
“Муха-Цокотуха” и многие другие сказки
известных писателей. 1. Есть сказки бытовые, в
которых описывается жизнь простых людей: бедного
солдата или ловкого. 2.Есть сказки о животных, в
таких сказках животные могут говорить, ходить
друг другу в гости и даже учиться в школе. 3. Есть
сказки волшебные, в них обязательно должны быть
чудеса и волшебные предметы.
Такую замечательную сказку создал русский
писатель В.П. Катаев “Цветик-семицветик”.
Рисунок 1 (цветы автора)
Сказка обязательно учит чему-то людей, и
выдуманный сказочный мир всегда несет собой
мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до
читателя Валентин Петрович Катаев?
Учитель рассказывает сказку “
Цветик-семицветик”.
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в
магазин за баранками. Купила Женя семь баранок:
две баранки с тмином для папы, две баранки с маком
для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну
розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя
связку баранок и отправилась домой. Идет, по
сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А
тем временем сзади пристала незнакомая собака да
все баранки одну за другой съела: сначала съела
папины, с тмином, потом мамины, с маком, потом
Женины, с сахаром. Почувствовала Женя, что
баранки стали чересчур легкие. Обернулась, да уж
поздно. Мочалка болтается пустая, а собака
последнюю розовую Павликову доедает,
облизывается.
— Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась
догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама
заблудилась. Видит — место совсем незнакомое.
Больших домов нет, а стоят маленькие домики.
Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни
возьмись, старушка:
— Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
У: — Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот
сад – (на экране открывается слайд “Волшебный
сад”.
— Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду!
Рисунок 2
Рисунок 3 (дом и цветы автора)
Рисунок 4 (дом и цветы автора)
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик
и говорит:
— Ничего, не плачь, я помогу тебе. Правда баранок
у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня
в садике один цветок, называется —
цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю,
девочка хорошая, хоть и любишь по сторонам
зевать. Я тебе подарю цветик-семицветик — он все
устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и
подала девочке Жене очень красивый цветок вроде
ромашки. (Учитель срывает цветок). У него было
семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета:
желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый,
фиолетовый и голубой.
— Этот цветок,- сказала старушка,- не простой. Он
может исполнить все, что ты захочешь. Для этого
надо только оторвать один из лепестков, бросить
его и сказать:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть, по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это
тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за
калитку и тут же вспомнила, что не знает дороги
домой. Она захотела вернуться в садик и попросить
старушку, чтобы та проводила ее до ближнего
милиционера, но ни садика, ни старушки, как ни
бывало.
Что делать? Женя уже собиралась, по своему
обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как
гармошку, да вдруг вспомнила про свой заветный
цветок.
— А ну-ка посмотрим, что это за
цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтый лепесток,
кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!
Не успела она это сказать, как в тот же миг
очутилась дома, а в руках — связка баранок!
Женя отдала маме баранки, а сама про себя
думает: “Это и вправду замечательный цветок, его
непременно надо поставить в самую красивую
вазочку!” Но ваза нечаянно разбилась.
У: — Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в
данной ситуации?
— Женя очень огорчилась, что ваза разбилась. Она
подумала, что после этого волшебство исчезнет.
— Девочка горько заплакала и не знала, как
сказать об этом маме.
У: — Ребята, а случалось ли вам случайно
разбивать красивые вещи и как вы при этом
поступали?
— Я думаю, лучше сразу признаться маме и
попросить у нее прощения. Ведь мама все равно
узнает, а если ты скроешь правду, ей будет
неприятно и она сильно огорчится.
— Нельзя огорчать маму, всегда надо говорить
правду.
У: — Вы правы, ребята, как гласит русская
пословица: правда дороже золота.
Итак, Женя использовала красный лепесток,
чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая.
В третий раз Женя попросила синий лепесток,
чтобы сейчас же оказаться на Северном полюсе! Но
там оказалось очень холодно и страшно.
— У: Скажите, ребята, как ей вернуться домой?
— Ей надо произнести волшебные слова: Лети,
лети…
У: — Дайте, ребята, мы произнесем хором эти слова
и поможем Жене вернуться домой с Северного
полюса. Таким образом, зеленый лепесток помог ей
сейчас же очутиться на своем дворе!
В пятый раз оранжевый лепесток исполнил ее
желание и все игрушки, какие есть на свете, стали
Женины. …Игрушки все валили и валили… Уже весь
дом был завален до самых крыш игрушками.
Женя по лестнице — игрушки за ней. Женя на балкон
— игрушки за ней. Женя на чердак — игрушки за ней.
Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый
лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы игрушки поскорей убрались обратно в
магазины!
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и
видит, что остался всего один лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается,
потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего.
Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает: “Чего бы мне
все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило
“Мишек”. Нет, лучше два кило “Прозрачных”. Или
нет… Лучше сделаю так: велю полкило “Мишек”,
полкило “Прозрачных”, сто граммов халвы, сто
граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую
баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все
это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю
я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем?
Ну, покатаюсь, а потом что? Еще чего доброго,
мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет.
Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там
все–таки весело. А может быть, велеть лучше новые
сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде
сказать, какой толк в новых сандалетах?! Можно
велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не
надо торопиться”.
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела
превосходного мальчика, который сидел на лавочке
у ворот. У него были большие синие глаза, веселые,
но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу
видно, что не драчун, — и Жене захотелось с ним
познакомиться.
Девочка без всякого страха подошла к нему так
близко, что в каждом его зрачке очень ясно
увидела свое лицо с двумя косичками,
разложенными по плечам.
— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
— Витя. А тебя как?
— Женя. Давай играть в салки?
— Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на
очень толстой подошве.
— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень
понравился, и я бы с большим удовольствием
побегала с тобой.
— Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже с большим
удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению,
это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю
жизнь.
— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!-
воскликнула Женя и вынула из кармана свой
заветный цветик-семицветик. — Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала
последний, голубой лепесток, на минутку прижала
его к глазам, затем разжала пальцы и запела
тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи,
стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо,
что девочка не могла его догнать, как ни
старалась.
— У: Ребята, вам понравилась эта сказка? Какая
эта сказка?
— Волшебная.
— У: Почему вы так думаете?
— В сказке есть волшебный цветок, который
исполняет все, что желает Женя и происходят
чудеса.
— У: Кто главный герой этой сказки?
— Девочка Женя.
— У: Как вы думаете, почему Женя была так
счастлива?
— Она сделала доброе дело для спасения мальчика.
— Она помогла ему выздороветь и стать
счастливым.
-У: Какие свои желания исполнила Женя?
— У нее все желания были несерьезные,
необдуманные, скоропалительные.
— От исполнения желаний она не получала
удовольствия, а зачастую они были вредны и
опасны.
— У: Желания исполнились, а ей было грустно. И
вдруг Женя встречает мальчика, у которого
больные ноги.
А понравился ей мальчик? Ей жалко стало
мальчика? Почему?
Да, действительно, она была удивлена и огорчена
тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она
единственный раз поняла, что не все дети бывают
здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала
не себе подарок, а другому. Поэтому она была
счастлива.
Давайте, ребята, найдем отрывок и прочитаем об
этом. (Учащиеся читают)
— У: Какие чувства вы испытывали, когда слушали
сказку?
— Я думала, что Женя тратит лепестки только ради
себя и не думает, что можно кому-то помочь.
— Я думал о том, почему Женя ни разу не захотела
помочь старому больному человеку. Ведь таких
людей очень много.
— У: Как вы думаете, почему девочка, потратив
шесть лепестков, не была счастлива?
— Раньше Женя не встречалась с горем людей, не
знала, что бывают больные дети и им необходима
чья-то помощь.
— У: Почему она захотела потратить последний
лепесток на выздоровление Вити?
— Ей было жаль его.
— У: Пожалела Женя, что потратила последний
лепесток?
— Она была счастлива, что смогла помочь Вите.
— У: Как вы оцениваете поступок Жени?
— Она поступила правильно. Потому что она
поняла, что только здоровый человек может быть
счастливым.
— У: Чему нас учит эта сказка?
— Сказка учит заботиться о других людях.
— У: Какую же мудрую мысль хочет донести до
читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?
— Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо
научиться видеть, как живут другие, иметь чувства
сострадания и, если это возможно, постараться
помочь им, как это сделала Женя).
— У: А как автор описывает последнее желание
Жени? (Выборочное чтение.)
В заключение урока я Вас хочу попросить
нарисовать цветик-семицветик на компьютере и
ответить на вопрос: Если бы у вас остался
последний лепесток от цветика-семицветика, то он
какого цвета был бы? А последнее желание загадали
бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой
вариант ответа). Включается фонограмма — тихая
музыка, под которую дети рисуют.
Рисунок 5
Подведение итога урока:
Учитель зачитывает некоторые ответы учащихся.
Валентин Петрович Катаев, великий русский
писатель, разработал тему ценности человеческих
поступков.
Из всех чудес, которые свершились в сказке о
цветике-семицветике, самую большую радость его
обладательнице принесло исцеление хромого
мальчика.
Тема, раскрытая в сказке, формирует у детей
чувство сострадания, воспитывает любовь к
ближнему, учит добру и справедливости.
Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша
помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите
нуждающимся!
Приложение 1
Текст сказки
Литературное чтение
2 класс
ОС «Перспектива»
Тема урока : В.П. Катаева «Цветик-семицветик»
Цель: достижение образовательных результатов посредством комплекса образовательных технологий: продуктивного чтения (Бунеевой Е.В., Чиндиловой О.В.), оценивания образовательных достижений (Данилов Д.Д.).
Задачи:
1. Формировать предметные умения: понимать смысл заглавия произведения, составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
2. Формировать УУД:
— прогнозировать содержание текста по заглавию и иллюстрации; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; составлять план с помощью учителя; выполнять оценку (Регулятивные УУД);
— формулировать собственное мнение; задавать вопросы (Коммуникативные УУД);
— извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД);
— оценивать ситуации и поступки (Личностные УУД).
Оборудование:
Книга «Цветик-семицветик» В.Катаева¬
Мультимедийные слайды¬
Портрет В.Катаева¬
На доске запись пословицы «Жизнь дана на добрые дел໬
Лепесточки цветка для работы в парах, таблица.¬
Ход урока
I. Мотивация (3 мин)Презентация (на слайдах )
Учитель: Ребята, я хочу поздравить вас с праздником. Ведь любая встреча с книгой – это праздник и праздник вдвойне, если это сказка. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаев (1 слайд).
Родился писатель в городе Одессе, в семье учителя математики. (2слайд). Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть “Сын полка”.(3 слайд) Вы прочтете ее, когда подрастете.
А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”. Эта сказка написана в 1940 году. Ей уже почти 71 год. (4 слайд ).
По нашим человеческим меркам, она уже старушка. В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила. Уверена, что нравилась она и вашим мамам и папам.
– А понравится ли она вам? Это мы выясним в конце урока.
– Перед вами книжная выставка. Все книги: “Цветик-семицветик”, только они изданы в разное время и рисунки в них сделаны разными художниками.
II. Работа с текстом до чтения (10 мин)
1. Антиципация (прогнозирование содержания)
Работа по приему « Дерево предсказаний»
-О чем эта сказка? ( дети делают свои предположения и аргументируют свой ответ)
-Почему сказка с таким необычным названием?
( Семицветик – у цветка 7 лепестков и все они разного цвета).
Мозговой штурм.
— А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой?
— Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
— О чём эта сказка?
Составление кластера
о волшебном цветке
исцелении больного мальчика
о волшебнице
о приключениях
чудеса, желаниях
— Чем ассоциируется слово желание?
2. Постановка цели
— Какую цель мы поставим? (Проверить наши предположения и ответить на эти вопросы)
III. Работа с текстом во время чтения (12 мин)
1. Первичное чтение текста
+ диалог с автором через текст и комментированное чтение
– На что был потрачен первый лепесток?
( Чтобы проверку действия волшебного цветка, на желание вернуться домой. )
— Какая неприятность случилась с Женей?
( Девочка разбила мамину любимую вазу.)
— На что потратила девочка второй лепесток и почему?
(Чтобы склеилась разбитая вазочка, которую мама очень любила. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь.)
— Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на игрушечном, а на настоящем Северном полюсе.)
— Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?
(Женя ничего не знала о Северном полюсе и оказалась на льдине в летней одежде при сильном морозе, да еще и рядом с огромными белыми медведями. Девочка могла замерзнуть или ее бы съели белые медведи.)
— Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?
(Это было глупое желание. Женя могла погибнуть.)
— На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?
( На то, чтобы оказаться в родном дворе. Вот это желание очень разумное, так как
оно спасает Женю.)
— Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру? ( Девочки играли с разными игрушками, а у Жени в тот момент не было совсем. )
— Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?
( Женя обиделась, даже рассердилась.)
— Какое желание она загадала, чтобы их позлить?
(Она велела лепестку, чтобы все игрушки, какие есть на свете, стали ее. )
— Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?
(Как только на нее свалились все игрушки мира, она растерялась, испугалась, поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нужно только 2-3 игрушки. )
— Разумное ли это желание?
( Желание было глупое, потому что оно было необдуманное.)
— На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?
(Женя испытывала плохое чувство: желание позлить девочек и вызвать у них зависть, а также наличие множества игрушек не рождают радости. Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому она пожелала им вернуться на место, в свои магазины. Это разумное желание. )
— Рассказать, почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.
Ответ детей.
Учитель: О чем пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток?
( Мальчик хромой, он не может бегать, и Женя пожелала, чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы играть и бегать, как все здоровые дети. Это хорошее, доброе желание.)
III. Работа с текстом после чтения (15 мин)
1. Смысловая беседа по тексту.
— А теперь вместе с Женей будем тратить лепестки цветка, и рассуждать разумным ли было решение. Будем заносить наши ответы в следующую таблицу. ( Карточки с таблицей даются каждому ученику).
Учитель: Обратимся к заполненной таблице :
лепесток желание чувство разумное или нет
желтый вернуться домой радость — разумное
красный склеить вазу облегчения -разумное
синий попасть на полюс страха- глупое
зеленый вернуться с полюса радости- разумное
оранжевый иметь все игрушки испуг- глупое
фиолетовый отправить игрушки облегчения -разумное
голубой вернуть здоровье радость -разумное
— Сделаем вывод о желаниях девочки.
( У Жени было пять разумных желания и два глупых. )
2. Составление характеристики героя
— Выясним, почему у Жени появлялись такие глупые желания. А для этого выстраиваем модель – описание.
1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?
( упрямая, задириста, обидчивая, вспыльчивая.)
2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки? (добрая, любящая..)
Вывод: Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
— Вам понравилась сказка?
— Почему же автор назвал свой рассказ «Цветик- семицветик».
— Как вы думаете, о чём просит нас задуматься автор?
— Чему же учит эта сказка? ( Это добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика-семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.)
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети
(Дети высказывают свои суждения.)
2. Творческое задание.
Волшебное дерево» ( на доске)
— Представим, что именно вам достался последний волшебный листок. Какое бы вы загадали желание? Напишите на стикерах-цветах. Прочитайте написанное.
Приклейте ваши желания на дерево. Пусть ваши мысли материализуются и желания исполнятся.
Рефлексия. (5 мин)
— За что ты можешь похвалить себя?
— За что можно похвалить своих одноклассников?
Оценить свою работу по алгоритму.
Договориться с учениками о критериях оценивания (записать на доске):
«5» -…,
«4» — …,
«3» — …
Поурочный план
Урок по внеклассному чтению
2–«к» класс
Кл.рук– Аширова Гуласыл Болотбековна
19.03.2021г.
Цели урока: раскрыть перед учениками значения близких по содержанию
слов мечта и желание; познакомить с творчеством В.П. Катаева, его
краткой биографией; подвести детей к мысли, что сказка учит задумываться над
своими желаниями; научиться выбирать для себя дорогу в жизни; делать только
добрые дела, ценить дружбу; способствовать формированию нравственных принципов;
честности, порядочности, сострадания, трудолюбия; развивать память, мышление,
речь, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русскому языку,
изобразительному искусству, интерес к творчеству В. Катаева.
Ход урока:
I.Организационный
момент.
— Ребята! Сегодня к вам на урок пришли гости. Поздоровайтесь с
ними. Садитесь, пожалуйста. И, как настоящие хозяева, вам нужно быть
гостеприимными, т.е. стараться, чтобы гостям было у вас хорошо. А для этого
нужно активно работать и хорошо себя вести.
II.Актуализация
знаний. Слайд 1.
— Ребята, какую книгу вы сегодня принесли для работы? Покажите
мне ее, пожалуйста.
-Как она называется? («Цветик — семицветик»)
-Кто ее автор? (Валентин Петрович Катаев)
1.
Рассказ учителя. Слайд 2.
— Посмотрите на экран. Перед вами портрет очень известного писателя,
создавшего книги для взрослых и детей, — Валентина Петровича Катаева.
Родился Катаев в южном портовом городе Одессе, где на улицах
звучала греческая, албанская, турецкая, французская, немецкая, английская речь,
потому что приходили туда торговые пароходы со всего мира.
Родился он в семье учителя математики, учился в Одесской
гимназии. Одесса была не только торговым, но и культурным центром. Там был
хороший оперный театр, книжные магазины, музыкальная школа.
По воскресеньям на бульваре играл военный духовой оркестр.
Валентин очень любил море, отлично плавал, нырял. Он дружил с рыбаками,
портовыми рабочими и их детьми. Еще в школьные годы он начал писать стихи, и их
даже поместили в газете. Интересовался В. Катаев и политикой.
В годы Великой Отечественной войны писатель был военным
корреспондентом. В своих статьях он рассказывал о мужестве наших солдат, о
смелых разведчиках, партизанах и о детях, которые помогали нашим воинам.
Валентин Петрович Катаев прекрасный детский писатель. Он написал
много детских книг. Об одной из них мы сегодня побеседуем.
Книга «Цветик — семицветик» (книга в руках учителя) написана в
1940 году. Ей уже почти 77 лет. Когда я была такой, как вы, я с
удовольствием прочитала эту книгу и полюбила ее. Она, безусловно, понравилась
вашим родителям, вашим старшим братьям и сестрам.
-А кому из вас понравилась эта книга?
-Всем? Я так и предполагала.
Прошло столько лет, а дети и сейчас с удовольствием читают ее.
-В чем же секрет? Сейчас разберемся.
2.
Рассматривание выставки книг. Слайд 3.
Перед вами книжная выставка.
Две книги, представленные в ней, — это «Цветик — семицветик» и
«Дудочка и кувшинчик». Изданы эти книги в разное время (1986, 1987).
А есть еще книга, изданная в 1988 году, самая красивая: она
необычной формы, в ней яркие выразительные иллюстрации.
3.
Постановка целей урока. Слайд 4.
-Сейчас мы познакомились с краткой биографией Катаева, выставкой
книг – это является не основной целью нашего урока, а главная цель – раскрыть
значение близких по содержанию слов мечта и желание; и мы должны выяснить над чем
учит нас задуматься сказка «Цветик — семицветик».
III.Изучение
нового материала.
Человек – особое существо на Земле. Он один умеет говорить,
передавать в звуках речи свои мысли, а главное, может мыслить. Мышление
человека связано с игрой его ума, мечтанием, фантазией, воображением.
— Мы познакомимся со значением двух важных слов русского языка,
побеседуем о сказке Катаева и выясним, чему она учит и как помогает
понять себя и окружающий нас мир.
— Вот посмотрите на экран (Слайд 5).
Здесь записаны слова. Прочитайте их, подумайте и скажите, как вы
понимаете значение каждого из этих слов.
Мечта — …(отвечают дети).
Желание -…(отвечают дети).
Слайд
6.
-Ребята, а вот Сергей Иванович Ожегов (ученый в области русского
языка) в своем словаре русского языка дает такое разъяснение значения
слова мечта –
это…, желание –
это… .
Слайд 7
.
-Как вы видите, эти слова очень похожи, это слова-синонимы.
-Откройте свои словари по русскому языку и давайте запишем эти
слова, которые вызывают трудность и в написании.
мечта
желание
-Ребята, мы не случайно разобрали эти слова, т.к. они очень
связаны с нашей книгой. Мы выяснили с вами, какую роль сыграло слово «желание»
в судьбе главной героини сказки (девочки Жени).
Анализ
сказки. Слайд 8.
-Ребята, почему книгу «Цветик — семицветик» писатель назвал сказкой?
Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
(«Цветик — семицветик» назван сказкой потому, что в ней
действует волшебница, которая неоткуда появляется и неизвестно куда пропадает.
В сказке есть цветок волшебный, исполняющий все желания; невероятные
приключения девочки Жени, внезапное появление вещей и их исчезновение,
исцеление больного мальчика. Это произведение Катаева похоже на народную сказку
«По щучьему веленью»).
Слайд 9.
— Что случилось с девочкой Женей, когда мама послала ее в
булочную за баранками, и почему это произошло?
Слайд
10.
(Жене не очень хотелось идти в магазин, она не запомнила дорогу
домой и заблудилась).
-Кто и как ей помог?
(волшебница).
Слайд
11.
-Посмотрите внимательно на экран. Найдите и прочитайте отрывок в
книге, соответствующий этой иллюстрации.
(страница 5, где Фея…)
Чтение отрывка.
-Ребята, и у нас есть волшебный цветок.
(«Цветик — семицветик» на доске).
— Вы уже знаете, что в цветовом спектре краски располагаются в
особом порядке, нарушать который нельзя.
(Порядок: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий,
фиолетовый).
-В радуге семь цветов и располагаются они в определенном
порядке.
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
И у нашего цветик – семицветика семь радужных лепестков.
— Итак, на что потратила девочка свой первый лепесток?
(вернуться домой)
-Разумное ли это желание?
(да)
(учитель убирает с доски желтый лепесток)
— Какие волшебные слова нужно было произнести, чтобы исполнилось
желание?
Давайте все вместе их вспомним и произнесем:
-Встали.
Физкультминутка:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по — моему вели…
-Какая неприятность случилась с Женей, когда она хотела
поставить цветок в вазу?
(Разбилась любимая вазочка мамы).
Слайд
12.
-На что потратила девочка второй лепесток и почему?
(Чтобы склеилась разбитая ваза, которую очень любила мама. Ведь
так грустно, когда теряешь любимую вещь).
-Найдите в книге иллюстрацию, которая подтверждает ваши слова,
посмотрите. (Страница 9).
-Итак…(учитель убирает с доски красный лепесток).
-Ребята, в следующем эпизоде из сказки говорится о мальчиках,
которые играли во дворе в папанинцев.
Слайд
13.
Словарная и воспитательная
работа.
Папанин и его товарищи — ученые-полярники, первые в мире прожили
в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные
явления, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их
смертью.
И вот, ребята, разложив доски, представляли, что плывут на
льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли
Женю в игру.
Чтение по ролям:
-Давайте, найдем этот эпизод и прочитаем его в лицах.
Словарная работа.
Сильное сжатие.
-Что почувствовала девочка, когда ее не приняли в игру, и какое
желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
(Женя обиделась и пожелала немедленно оказаться не на
игрушечном, а на настоящем Северном полюсе).
(учитель убирает с доски синий лепесток)
Слайд
14.
-Ребята, знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там?
-Глядя на эту иллюстрацию, скажите, что Жене грозило?
(В обществе огромных белых медведей ей угрожала смерть, она
могла замерзнуть в одном платьице и сандаликах).
-Разумным ли было это желание Жени, оказаться на Северном
полюсе?
(Это глупое желание)
-Что она сделала, чтобы вернуться домой?
(она потратила свой четвертый лепесток на то, чтобы оказаться в
родном дворе) Вот это желание было очень разумным.
(учитель убирает зеленый лепесток)
Итак, Женя снова оказалась во дворе.
-Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в
игру?
(они играли с разными игрушками, а у Жени их в тот момент не
было)
-Что чувствовала Женя, когда девочки не взяли ее в игру? Какое
желание она загадала, чтобы позлить их?
(Женя обиделась, рассердилась и решила показать девочкам, что у
нее во много раз больше игрушек, чем у них)
(учитель убирает оранжевый лепесток)
Слайд
15.
-Найдите в сказке отрывок, подтверждающий эту иллюстрацию и
прочитайте его.
(Страница 13, дети читают вслух страница 12)
-Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки
мира осуществилось? Разумно ли это было и почему?
(Когда на нее свалились все игрушки мира, она растерялась,
испугалась; поняла, что играть в них просто не сможет: ведь для игры нудно
только две, три игрушки. Желание это было глупое, потому что оно было
необдуманным.)
-На что потратила Женя шестой лепесток?
(Со всеми игрушками нельзя играть, поэтому и пожелала она их
вернуть на место, в свои магазины).
Это разумное желание.
(Учитель убирает фиолетовый лепесток).
Слайд
16.
Посмотрите на экран и скажите, кого встретила девочка на
бульваре?
-Что она предложила мальчику и о чем пожелала, оторвав свой
последний, седьмой лепесток?
(Учитель убирает голубой лепесток)
(Мальчик не может бегать, потому что он хромой, и Женя пожелала,
чтобы мальчик немедленно выздоровел и стал бы бегать, как все здоровые дети.)
Слайд
17.
-Это хорошее, доброе желание.
-Итак, у Жени истрачены семь лепестков. Она загадала семь
желаний.
-Сколько из них у нее было разумных? Посчитайте и назовите ее
разумные желания.
(Вернуться домой, склеить разбитую вазу, вернуться с полюса,
отправить все ненужные игрушки опять в магазины, вернуть здоровье больному
мальчику.)
Это пять разумных желаний.
И два – неразумных, глупых.
(Попасть на Северный полюс, иметь все игрушки мира).
Слайд
18.
-Почему у Жени появились такие глупые желания?
(Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она, не подумав,
высказывает свои желания. Женя даже бывает злая, желая вызвать зависть. Но
вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за
разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой
последний лепесток.)
-Так какое же желание, на ваш взгляд, было самым важным?
(Седьмое желание, так как Женя истратила не на себя, а на то,
что бы помочь человеку в беде.)
Слайд
19.
-Ребята, по мотивам сказок В. Катаева «Цветик — семицветик» и
«Дудочка и кувшинчик» режиссер Цехановский создал мультипликационные
фильмы. Но режиссер вправе вносить свои изменения, художественный вымысел в
экранизацию произведения.
-Вы смотрели мультфильм «Цветик — семицветик»?
-Сейчас мы с вами посмотрим концовку мультфильма, чтобы увидеть
разницу между художественным текстом Катаева и задумкой режиссера.
Просмотр видео.
-Дети, как вы думаете, с лепестками нового цветка Женя
ответственно будет поступать? (Да)
Итог урока:
-Чему учит эта сказка?
Эта добрая сказка Катаева учит нас: когда у тебя появляются
желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты вдруг пожелал, а не принесет ли
выполнение твоего желания неприятность, неудобство твоим родителям, товарищам,
просто людям.)
Сказка учит, что надо не просить выполнять твое желание, а
стараться больше знать и просить только очень важное, полезное, возможное. А
главное, надо стараться самому, своими усилиями и трудом осуществлять свои
желания, причем так, чтобы это не мешало другим людям, никого не обижало, не
огорчало.
Слайд
20.
-Давайте прочитаем пословицу, которая является темой нашего
урока
«Жизнь дана на добрые дела»
-Как вы понимаете эту народную мудрость?
(Нужно делать добрые дела, человека они красят…)
-Ребята, посмотрите, осталась серединка от волшебного цветка.
Все лепестки девочка израсходовала. Мы выяснили, что это были разумные и
неразумные желания.
-Давайте представим, что серединка имеет тоже волшебную силу. Я
прошу вас сейчас загадать свое заветное желание, но не для себя, а для друзей,
близких, родных. Ваше желание должно быть разумным.
(Ребята подходят к серединке, дотрагиваясь до нее, загадывают
желание).
-Я тоже загадала желание:
·
Чтобы вы всегда делали добрые дела,
·
Чтобы вы всегда помнили о своих близких,
·
Чтобы вы не огорчали их,
·
Чтобы вы ценили настоящую дружбу.
Т.е творили добро на всей Земле.
Слайд
21.
-И я хочу закончить строчками стихотворения современной поэтессы
Наталии Аркатовой:
Какой бы жизнь тяжелой не была,
В конце концов творим судьбу мы сами.
Любите, люди, тех, кто рядом с вами!
Спешите делать добрые дела!
Оценки за урок.
Задание на дом: Каждый
учащийся получает карточку с вопросами, на которые они должны дать письменные
ответы.
Учитель.—Наш
урок прошел не даром. Он научил вас ответственно, разумно подходить к своим
поступкам и желаниям.А это все нам удалось благодаря замечательному
человеку Валентину Петровичу Катаеву. Давайте
скажем ему: Спасибо!
Урок окончен.
Валенти́н Петро́вич Ката́ев
–русский советский писатель, поэт, киносценарист и
драматург, журналист, военный корреспондент. Главный редактор журнала «Юность».
Герой Социалистического Труда.
Дата и место смерти: 12 апреля 1986
г., Москва
«Цветик-семицветик» — сказка Валентина Катаева, написанная в
1940 году. Посвящена писателю Борису Левину. Впервые опубликована в
«Литературной газете» и журнале «Мурзилка»; в дальнейшем неоднократно
переиздавалась и была включена в детские хрестоматии.
О чём этот рассказ?
Сказка Катаева Цветик семицветик о доброй девочке
Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных
цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать
любое желание и оно тотчас исполнялось. И вот когда у неё остался последний
лепесток, она нашла нового друга… Какое последнее желание загадала Женя,
читайте в сказке Цветик-семицветик Валентина Катаева.
Главные герои
Женя – добрая и
веселя, но слишком рассеянная и легкомысленная девочка.
Старушка – добрая
волшебница.
Витя – добрый,
веселый и озорной мальчик, которому Женя помогла вылечить больную ногу
Жила
девочка женя. однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь
баранок: две баранки с тмином — для папы, две баранки с маком — для мамы, две
баранки с сахаром — для себя и одну маленькую розовую баранку — для братика
Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам
зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая
собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом
мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали
что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а
собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.
— Ах, вредная собака! — закричала Женя и
бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама
заблудилась. Видит — место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят
маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись,
старушка:
— Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик
и говорит:
— Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда,
баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один
цветок, называется «цветик-семицветик», он все может. Ты, я знаю, девочка
хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он
все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и
подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь
прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий,
оранжевый, фиолетовый и голубой.
— Этот цветик, — сказала старушка, — не простой.
Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из
лепестков, бросить его и сказать:
Лети,
лети, лепесток,
Через
запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то и то-то!
И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за
калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела
вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего
милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало. Что делать? Женя уже
собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку,
да вдруг вспомнила про заветный цветок.
— А ну-ка, посмотрим, что это за
цветик-семицветик! Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и
сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я была дома с баранками!
Не успела она это сказать, как в тот же миг
очутилась дома, а в руках — связка баранок!
Женя отдала маме баранки, а сама про себя
думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить
в самую красивую вазочку!»
Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она
влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на
самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене,
понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон — семь или
восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела
вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.
— Ты опять что-то разбила, тяпа! Растяпа! —
закричала мама из кухни. — Не мою ли самую любимую вазочку?
— Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это
тебе послышалось! — закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток,
бросила его и прошептала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась
целая!
Не успела она это сказать, как черепки сами
собой поползли друг к другу и стали срастаться.
Мама прибежала
из кухни — глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем
месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во
двор.
Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в
папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
— Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
— Чего захотела! Не видишь — это Северный полюс?
Мы девчонок на Северный полюс не берем.
— Какой же это Северный полюс, когда это одни
доски?
— Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как
раз сильное сжатие.
— Значит, не принимаете?
— Не принимаем. Уходи!
— И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе
сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам — кошкин
хвост!
Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный
цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе!
Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни
возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля
закружилась под ногами, как волчок.
Женя, как была в летнем платьице с голыми
ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто
градусов!
— Ай, мамочка, замерзаю! — закричала Женя и
стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как
на водосточной трубе.
А тем временем из-за льдины вышли семь белых
медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый — нервный,
второй — злой, третий — в берете, четвертый — потертый, пятый — помятый, шестой
— рябой, седьмой — самый большой.
Не помня себя от страха, Женя схватила
обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и
закричала что есть мочи:
Лети,лети,лепесток,
Через_запад_на_восток,
Через_север,через_юг,
Возвращайся,сделав_круг.
Лишь коснёшься ты
земли
Быть по-моему
вели
Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем
дворе!
И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А
мальчики на нее смотрят и смеются:
— Ну и где же твой Северный полюс?
— Я там была.
— Мы не видели. Докажи!
— Смотрите — у меня еще висит сосулька.
— Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?
Женя обиделась и решила больше с мальчишками не
водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит — у
девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого
трехколесный велосипед, а у одной — большая говорящая кукла в кукольной
соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от
зависти стали желтые, как у козы.
«Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у
кого игрушки!»
Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый
лепесток, кинула и сказала:Лети,лети,лепесток,
Через_запад_на_восток,
Через_север,через_юг,
Возвращайся,сделав_круг.
Лишь коснёшься ты
земли
Быть по-моему
вели
Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете,
были мои!
И в тот же миг
откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно,
прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки:
«папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась,
но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две
улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на
куклу. Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов
говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские
куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских
городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам
Советского Союза. Женя даже слегка испугалась.
Но это было только начало. За куклами сами собой
покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы,
автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь
под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели
миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны,
сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.
Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не_знали,что,им,делать.
— Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя, хватаясь
за голову. — Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я
пошутила. Я боюсь…
Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили.
Кончились советские, начались американские. Уже весь город был завален до самых
крыш игрушками. Женя по лестнице — игрушки за ней. Женя на балкон — игрушки за
ней. Женя на чердак — игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее
оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети,лети,лепесток,
Через_запад_на_восток,
Через_север,через_юг,
Возвращайся,сделав_круг.
Лишь коснёшься ты
земли
Быть по-моему
вели
Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в
магазины.
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и
видит, что остался всего один лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается,
потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я
себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило
«прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило
«мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто
граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что
толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я
себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще,
чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю
билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые
сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых
сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо
торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела
превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие
синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно,
что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого
страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела
свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
— Витя. А тебя как?
— Женя. Давай играть в салки?
— Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на
очень толстой подошве.
— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень
понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с
большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего
не поделаешь. Это на всю жизнь.
— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! —
воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала
последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала
пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети,лети,лепесток,
Через_запад_на_восток,
Через_север,через_юг,
Возвращайся,сделав_круг.
Лишь коснёшься ты
земли
Быть по-моему
вели
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик
вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка
не могла его догнать, как ни старалась. Вот и конец, а кто слушал —
молодец!
Сюжет
Мама отправила Женю в булочную за баранками к
чаю. На обратном пути девочка увидела, что в связке ничего нет, а последнюю
баранку утащила и съела собака. Женя побежала за собакой и потерялась. К ней
подошла добрая бабушка и подарила красивый цветок с семью разноцветными
лепестками. Произнеся определенные слова и оторвав лепесток, можно загадывать
желание. Женя потратила 6 лепестков — на новые баранки, вазу, путешествие на
северный полис, возвращение домой, на игрушки и их исчезновение. Последнее
желание она хотела загадать для себя, но встретилась с Виктором, мальчиком,
который не мог ходить, и пожелала, чтобы он исцелился.
Вывод (моё мнение) .Получая возможность исполнить все свои желания, мы в итоге не
испытываем счастья. Женя потратила 6 лепестков на краткосрочные глупости, хотя
могла помочь людям и принести пользу обществу, но все-таки в последний момент
она осознала свою ошибку и потратила последний лепесток на то, что
действительно порадовало ее и другого человека, это желание не краткосрочное, а
останется с ними на всю жизнь
А теперь давайте проведём Викторину
по сказке «Цветик-семицветик»
1. Как звали девочку в сказке
«Цветик-семицветик»?
·
Оля
ü Женя
· Света
2. С чем были баранки для мамы?
·
С тмином
·
С корицей
ü С маком
3. Кто помог девочке и подарил ей
цветик-семицветик?
·
Милиционер
·
Пожарный
ü Старушка
4. Что разбила девочка?
ü Любимую мамину вазу
·
Графин с
компотом
· Тарелку с супом
5. Где оказалась девочка, когда загадала
третье желание?
·
В
Австралии
ü На Северном полюсе
· В Париже
6. Из какого города была Женя?
·
Из Одессы
ü Из Москвы
· Из Нижнего Новгорода
7. О каких сладостях мечтала Женя?
ü О конфетах «Мишка на севере»
·
О варенье
· О пастиле
8. Как звали мальчика, с которым
познакомилась Женя?
ü Витя
·
Коля
· Паша