План рассказа чук и гек

Главные героичук маленький упитанный мальчик, веселый проказник.гек брак чука, такой же веселый и озорной, хороший певец.мама чука и

Главные герои

Чук – маленький упитанный мальчик, веселый проказник.

Гек – брак Чука, такой же веселый и озорной, хороший певец.

Мама Чука и Гека – добрая, любящая женщина, смелая и решительная.

Серегин – отец Чука и Гека, геолог, ответственный, вечно занятый мужчина.

Сторож – добродушный, отзывчивый мужчина.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Чук и Гек»

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Чук – бережливый мальчик, любил коллекционировать различные вещи, хитрый, несдержанный; на год старше Гека.
  • Гек – «растеря и разиня», честный, умел петь; на год младше Чука.
  • Мать Чука и Гека – жена Серегина, мягкая, добрая женщина.

Другие персонажи:

  • Серегин – отец Чука и Гека, начальник геологической партии.
  • Сторож – приютил Чука, Гека и их мать, пока Серегин был в экспедиции.

Это интересно: Суриков Детство стихотворение текст и анализ произведения.

Сюжет

Отец Чука и Гека очень много работал, и не мог приехать навестить семью. Вместо этого он отправил телеграмму и попросил приехать к нему в гости. Когда мама отправилась за билетами, почтальон принес новую телеграмму. Но в это время братья ссорились, и в запале выкинули телеграмму в окно. Когда они одумались и выбежали во двор, они уже не нашли ее. Понимая, что врать нехорошо, они все же ничего не рассказали маме о телеграмме.

Прибыв на маленькую заснеженную станцию, мама очень удивилась, что отец их не встретил. Она решила, что телеграмма о приезде, которую она отправила, еще не дошла до мужа. Тогда мама наняла ямщика, которой повез семью в тайгу. Дорога была долгой, но когда они приехали, то увидели опустевшую базу. Мама и братья остались в сторожке, а ямщик уехал. Сторож рассказал, что начальник геологической партии Серегин отправлял телеграмму жене с просьбой ненадолго задержаться в Москве. Чуку и Геку ничего не оставалось, как во всем признаться.

Сторож разрешил пожить у него, и даже обеспечил семью убитым зайцем. Мальчики впервые познакомились с тайгой, которая покорила их своей красотой и величием. Мать с Чуком отправилась за водой, а когда они вернулись, нигде не могли найти Гека. В отчаянии мама выстрелила из ружья, и в ответ послышался выстрел – это сторож спешил на выручку. Он дал понюхать своему псу калоши Гека, но тот остался в избе. Оказалось, что Гек решил подшутить над братом, и спрятался в сундуке, где крепко заснул.

Тем временем сторож сообщил Серегину о приезде семьи, и тот должен был успеть встретиться с близкими на Новый год. Мама принялась украшать дом, а сторож принес очень красивую ель. Вскоре приехали геологи на собачьей упряжке, и Новый год прошел очень весело: играли на баяне, мама танцевала, Гек пел песни, а после все слушали бой курантов по радиоприемнику.

Короткий пересказ «Чука и Гека»

Краткое содержание «Чук и Гек» Гайдар:

Чук, а также, Гек – маленькие дети, который являются братьями. Они обитают в городе Москве. У них есть родители, но с ними пока живет только мама, так как отец работает в тайге, у самых Синих гор, как он писал в письме семье.

Дети живут смеясь, веселясь. Каждую неделю ждут письма от папы. Сейчас в Москве глубокая зима, а в Сибири тоже. Однажды в самый обычный день приходит письмо, которое оповещает о том, что он, геолог, их отец и муж приглашает в гости к себе. Вся семья очень рада, ведь они так давно не видели своего папу. Да и вообще, поездка должна оказаться веселой и интересной. Все в предвкушении начинают собираться в путешествие.

Перед самым отъездом из дома, в тот самый момент, когда матери нет дома, приходит почтальон и приносит письмо. Телеграмма, конечно же, от отца. Но дети об этом даже не подозревают. Их дело – отдать матери телеграмму. Но дети есть дети.

В этот самый момент, они играли в свои детские игры, а точнее – Чук взял письмо и спрятал его в свою собственную коробку, что очень не понравилось его брату Геку. Ведь он тоже хотел бы самостоятельно вручить маме. Именно поэтому он начинает вырывать коробку у своего брата. Чук не оставил себя в долгу. Он решил сразу же отомстить – начал ломать пику Гека.

Пика нужна была, чтобы сражаться с опасными и страшными медведями. Тогда Гек просто напросто случайно выбрасывает в окно коробку. Это получилось так внезапно, что братья даже не успели подумать, что они натворили. Сразу же бросились вниз на улицу, чтобы разыскать немедленно конверт с телеграммой. Но все поиски оказались безрезультатными.

Мальчики в отчаянии, но с другой стороны, их возраст еще не позволил им до конца осознать, что они натворили. Дальше приходит мать. Но мальчики спокойно возятся с игрушками. Они договариваются ничего не рассказывать матери, так как это все равно ни к чуму не приведет, как думают они. Когда все готово, вещи упакованы.

Все радуются, так как поездка началась. В поезде дети смотрят в окно, но больше всего Чук разговаривает, и знакомиться с пассажирами, которые едут попутно. Гек больше молчит, и смотрит в окно. Через некоторое время, довольно длительное, дети и их мать наконец-то выходят на станции, которая выглядит довольно заброшено.

Станция маленькая, но дальше идет глубокий и немного страшный лес. Оказывается, им еще ехать и ехать, так как до места назначения еще далеко. Мать удивленно озирается, потому что она никого не видит. Ведь в письме было написано, что их ожидают в это время и естественно встретят. Ямщик пригодился. Он везет мать и детей по тайге примерно сто километров.

Под самый вечер, дорога ведь не короткая, сани останавливаются возле маленькой избушки. Это домик, как станция, где можно переночевать. Семья так и делает. А утром все едут дальше. Потом их дорого лежит через темный и снежный лес. И снова целый день они едут по дикой природе. Даже горы встречаются им по дороге. И снова вечер – именно тогда они добрались до своего конечного пункта.

Вся деревня геологов оказалась пустой. Только маленькая избушка была не запертой. Там они и устроились. Дети залезли сразу же на печку, потому что стоял дикий холод. Печку пришлось хорошенько растопить. Все засыпают, и только когда появляется сторож, все проясняется. Он очень удивлен, так как Серегин написал своей семье, что поездка должна быть отложенной, так как их отряд геологов отправляется в путь.

У матери просто нет слов, но она все же объясняет, что никакая телеграмма перед отъездом не приходила. Тогда внезапно слышен звонкий плач обоих детей. Они рассказывают, что телеграмма была, но они ее случайно потеряли. Но нечего делать, поэтому все начинают дружно распаковывать вещи и заселяться.

На следующий день сторож уходит, так как ему нужно проверять капканы, которые от поставил далеко в лесу. Он оставляет ружье и уходит, предупредив, что его может не быть двое суток. Когда проходит четыре дня, мать волнуется и идет на поиски воды с Чуком. Гек немного приболел, а потому остается в избе.

Дальше после выстрела все же находиться сторож. Гек потерялся. Но потом заснувшего его отыскала в сундуке собака. Все начинают готовиться к новому году.

Популярные сегодня пересказы

  • Школа клоунов — краткое содержание рассказа Успенского
    Когда открылась новая школа, профессиональной подготовки клоунов, дирекция заведения дала в газету объявление о наборе учащихся. На собеседование пришло много клоунов, но когда строгая женщина озвучила правила школы
  • Краткое содержание повести Заповедник Довлатова
    Одной из работ, написанных Довлатовым Сергеем Донатовичем стала повесть «Заповедник», в которой герой произведения является воплощением самого автора. Различие данного произведения с иными работами
  • Стрижонок Скрип — краткое содержание рассказа Астафьева
    Стрижонок вылупился и провёл первую ночь под тёплым маминым крылышком. Утром птенец понял, что мамы нет, а рядом возятся другие стрижата.
  • Краткое содержание рассказа Наша жучка Дурова
    В детстве автор учился в военной гимназии. У него с друзьями была собака по кличке Жучка. Они подкармливали её и резвились с ней.

Краткое содержание

Свой рассказ «Чук и Гек» автор наполнил положительным настроем. В нём есть и черты сказочного стиля, и предпраздничное новогоднее настроение.

Кроме того, произведение дополняют красочные описания зимней природы.

Долгожданное письмо

В Москве жили с мамой два брата — Чук и Гек, а их отец был начальником экспедиции, работал далеко, и дома его ждали целый год.

В один из зимних дней почтальон принёс письмо. Увидев, что оно от папы, мальчики стали веселиться и не заметили маминого прихода.

Мама была строгой, но когда узнала, чему радуются братья, ругать их не стала, а внимательно прочитала письмо, то хмурясь, то улыбаясь. Оказалось, что отец домой не приедет, но зовёт их в гости. Ехать нужно было много тысяч километров на поезде, потом через тайгу на санях.

Мальчики готовы были отправиться к папе в любую даль, мама тоже давно ждала письма, поэтому они стали собираться в дорогу.

Потерялась папина телеграмма

На сборы ушла неделя. Все дела дома мама закончила, упаковала багаж и отправилась за билетами на поезд. Без неё у мальчиков случилась ссора, которая привела к беде. Когда запасливый Чук рассматривал свою заветную коробку с «секретами», пришёл почтальон и принёс телеграмму от папы. Мальчик спрятал её к себе и увидел, как Гек ломает его вещи. Братья подрались, Гек схватил коробочку Чука, в которой лежала телеграмма, и выбросил её на улицу через форточку.

Чук закричал: «Телеграмма!» и выскочил за дверь, следом нёсся брат. Ребята пытались найти в снегу коробочку, но всё было напрасно.

Дома мальчики помирились, но не придумали, как сказать об этом маме. Они решили признаться, если она заговорит о телеграмме, но мама о сообщении не знала и ни о чём не спросила. На следующий день семья уехала из Москвы.

Происшествие в поезде

В дорогу отправлялись поздно, и ребята сразу легли отдыхать. Гек проснулся ночью, Чук спал, а Геку спать расхотелось, он надел валенки и вышел в коридор вагона. Там стояла тишина, во всех купе двери были закрыты. Мальчик посидел на складных скамейках, которые громко хлопали, когда он вставал, за этот шум проводник пристыдил парнишку, и Гек поскорее вернулся в купе.

Он прыгнул на свою постель и толкнул в бок Чука, который развалился на вагонной полке. Но произошло странное: вместо брата на мальчика смотрел усатый дядька, который заговорил недовольным голосом.

Гек закричал, испуганные пассажиры соскочили с полок, включили свет. Увидев, что он среди чужих, мальчик завопил ещё громче. Люди в купе поняли, в чём дело, отвели парнишку на место, и Гек быстро уснул.

Когда он проснулся, брат ходил по вагону и разговаривал с пассажирами, а мама весело обсуждала с усатым незнакомцем похождения сына. Братья стали смотреть, как быстро менялись картинки за окном: то станции, то густые леса, то бронепоезд с красноармейцами.

Немало мальчики увидели за время пути, и однажды утром они подъехали к небольшой станции.

Семья едет на базу

Встречать их никто не пришёл. Мама вытащила вещи, высадила ребят и ушла узнавать, какие сани за ними прислали, потому что ехать ещё нужно было далеко. И тогда выяснилось, что лошадей никто не присылал, маме пришлось договариваться с ямщиком, который уложил в сани багаж, помог всем сесть и укутаться в тулупы. Ехали до ночи и остановились у маленькой избушки, в которой никого не было. Ямщик объяснил, что здесь нужно будет переночевать.

На следующий день они добирались через тайгу и горы, а к вечеру сани подъехали к трём маленьким домикам на опушке. Но из труб не шёл дым, не лаяли собаки, да и людей видно не было.

Гостей никто не ждёт

На столбе ребята прочитали вывеску «Разведывательно-геологическая база номер три», именно сюда и нужно было приехать, как сказала мама. Она стала волноваться, потому что никто не знал, когда вернётся сторож, а ямщику нужно было уезжать обратно. Но он успокоил всех, сказав, что к ночи хозяин будет. Расстроенная мама молчала, ребята тоже не разговаривали и вскоре уснули, не найдя себе занятия.

Ямщик уехал, мать улеглась вместе с мальчиками на печке. Все проснулись, когда услышали грохот и топот в сенях, а в распахнутой двери увидели огромную лохматую собаку и сторожа. Он удивился, глядя на гостей в избушке, так как сам написал и отправил в Москву телеграмму о том, что с выездом нужно задержаться на две недели. Мама ответила, что ничего не получала и спросила сыновей, знают ли они об этом что-нибудь? Сначала братья молчали, а потом завыли, долго ревели, и прошло немало времени, пока они рассказали правду.

Сторож объяснил, что экспедиция срочно ушла и вернётся не раньше, чем через десять дней. Он оставил в избушке второе ружьё, рассказал, где лежат крупа и соль, показал, откуда можно набрать воды, а сам рано утром следующего дня отправился на лыжах в лес. Теперь хозяйничать нужно было без него: сходить на ключ за водой, растопить русскую печь, ободрать и сварить зайца, которого после охоты оставил сторож.

Пообедав, мама и братья отправились гулять. Раньше, живя в Москве, ребята думали, что везде на земле есть улицы, дома и автобусы, а сейчас оказалось, бывает ещё и дремучий лес, и горы.

Наступил третий день, сторож не возвращался, и в домике стало тревожно, особенно страшно было по ночам, когда в трубе гудел ветер, а вьюга заметала окна.

Куда пропал Гек

На четвёртый день мать сама колола дрова, на обед была только каша с луком и постным маслом, хлеб почти закончился.

Гек грустил, и маме показалось, что сын заболел, она оставила мальчика дома и отправилась с Чуком за водой. Вернулись они только с наступлением сумерек и Гека в избе не обнаружили. Его искали везде, и случайно мать увидела, что на гвозде у двери нет одежды мальчика.

Схватив ружьё и зарядив его, она выбежала на пустую дорогу, сделала два выстрела, и ответный раздался совсем неподалёку. Кто-то торопился к ней на помощь.

Чук услышал выстрелы, испугался за маму, выскочил на крыльцо и пронзительно закричал. Она бросилась в дом, за ней в дверь заскочила собака, а следом зашёл сторож. Рыдая, мать объяснила ему, что случилось. Сторож взял башлык и калоши Гека, поднёс их к носу Смелого, так звали пса, распахнул дверь и велел искать мальчика. Но собака на улицу не пошла, покружила по избе, отправилась в дальний угол и стала царапать по крышке большого сундука. Его открыли и на куче мешков увидели крепко спящего Гека, который ничего не понимал и только хлопал глазами.

Оказалось, он решил пошутить, спрятаться в сундук и страшно завыть оттуда, когда мама и брат вернутся и начнут его искать. Но их долго не было, и Гек незаметно для себя уснул.

Все встречают праздник

Вдруг сторож положил на стол ключ и помятый конверт: выяснилось, что он ходил не на охоту, а к экспедиции. С его возвращением жить стало веселее. Открыли комнату, где жил отец, жарко натопили печь, а на следующий день решили готовиться к Новому году.

Чего только не выдумали ребята вместе с мамой! Сшили зверьков из лоскутков и ваты, навертели цветов из папиросной бумаги, слепили свечи. Дело оставалось за ёлкой, и её из леса принёс сторож. Игрушки были не такие, как в Москве, не сверкали и не блестели, но ёлка оказалась настоящей красавицей — густой, высокой, пушистой.

Дни пролетали незаметно, наступил канун праздника, и люди из экспедиции вернулись на базу. Вечером все вместе встречали Новый год: накрыли стол, зажгли свечи, танцевали, а Чук и Гек сидели у папы на коленях и хлопали в ладоши.

Потом все замолчали, а папа включил приёмник. Раздался лёгкий тонкий звук, это в далёкой Москве звонили часы на Спасской башне.

Тогда люди в избушке встали, поздравили друг друга с праздником и пожелали счастья. Для каждого из них это слово означало что-то особенное, но для всех вместе главным было любить и беречь свою родину.

Содержание «Чука и Гека» с цитатами

А. Гайдар «Чук и Гек» краткое содержание с цитатами из произведения:

Возле Синих гор в лесу жил человек. Он много работал, но зимой отправил жене в Москву письмо, чтобы она вместе с сыновьями – Чуком и Геком, приехала к нему. Когда почтальон принес письмо, мальчики из-за чего-то дрались, но тут же прекратили. Узнав, что письмо от папы, и он зовет их в гости, ребята очень обрадовались.

Через неделю багаж был собран. Мать поехала за билетами на поезд. Пока ее не было, пришел почтальон и принес телеграмму. Чук спрятал ее в свою металлическую коробочку. В это время Гек в соседней комнате своей пикой из палки и гвоздя тыкал в картонку Чука. Чук забрал и поломал пику.

Тогда Гек выбросил коробочку Чука в форточку. Чук с криком «Телеграмма!» выскочил на улицу, Гек за ним, но найти коробочку им не удалось. Мальчики решили не рассказывать маме о случившемся, только если она сама не спросит о телеграмме.

На следующий день вечером они уехали поездом. Ночью Гек вышел в коридор поезда, а затем случайно забрался не в свое купе. К счастью, незнакомый усатый дядька-офицер сразу отвел его к маме.

Когда мама и мальчики приехали на станцию, вопреки ожиданиям отец их так и не встретил. До места его жилья было «километров сто тайгою», поэтому женщина договорилась с ямщиком. По дороге они заночевали в небольшой избушке-станции и к вечеру следующего дня были на месте.

Подъехав, все очень удивились: на базе не было ни собак, ни людей. Сходив в сторожку, ямщик сказал, что сторож, скорее всего, будет вечером. Мама и сыновья остались в сторожке, поели и уснули.

Проснулись от грохота – вернулся сторож. Мать представилась женой Серегина. Сторож рассказал, что им было не велено приезжать, даже была отправлена телеграмма, чтобы «задержались выезжать на две недели». Женщина была удивлена, но по реву мальчиков поняла, что это их рук дело.

Сторож сказал, что разведывательная партия вернется не раньше, чем через десять дней. Оставив маме и детям продукты, он ушел в тайгу. Сторож долго не возвращался, утром четвертого дня женщине пришлось самой наколоть дров. После обеда мама с Чуком пошли за водой.

Гека оставили дома – женщине показалось, что он заболел. Когда мама с Чуком вернулись, Гека нигде не было. Нашла мальчика собака вернувшегося сторожа – Гек хотел пошутить над братом и мамой и спрятался в старом сундуке, но уснул.

Оказалось, что сторож ходил к далекому ущелью Алкараш, принес письмо от начальника Серегина: «он с людьми здесь будет через четверо суток, как раз к Новому году». На следующий день мальчики с мамой начали наряжать елку, делая игрушки из подручных материалов и свечки из воска.

«Четыре дня за делом пролетели незаметно». Уже с утра мальчики ждали отца, но геологи приехали на лыжах к обеду. Увидев отца, Гек бросился ему навстречу. Вечером «все дружно встречали Новый год». Один из мужчин заиграл на баяне веселый танец, все танцевали, а затем Гек спел песню. В полночь Серегин включил радиоприемник и «донесся мелодичный звон» курантов.

«И тогда все люди встали, поздравили друг друга с Новым годом и пожелали всем счастья. Что такое счастье — это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить» и беречь свою страну.

Заключение

Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» композиционно и по стилю имеет много общего с волшебной сказкой, за счет чего создается особый, условный мир, в котором становится реальным воссоединение и счастье семьи.

Класс: 2

УМК: Перспектива

Тема урока: А. П. Гайдар «Чук и Гек»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Цель: ознакомление учащихся с произведением А.П. Гайдара «Чук и Гек»

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с творчеством А.П. Гайдара на материале произведения «Чук и Гек».

2. Продолжить работу над формированием умения отвечать на вопросы учителя полным ответом.

3. Продолжить работу над формированием умения аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Развивающие: 

1. Формировать умение находить информацию в тексте по заданию учителя.

2. Способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста.

3. Развивать связную устную речь учащихся в процессе ответов на вопросы учителя.

4. Развивать навык правильного и осознанного чтения.

Воспитательные:

1. Способствовать формированию нравственно-этических качеств личности, чуткости, доброты, внимания к ближнему, через содержание урока.

Планируемые результаты:

Предметные: 

— знают биографию А. Гайдара.

— знают произведение «Чук и Гек»

— умеют отвечать на вопросы учителя.

— умеют аргументировать свою точку зрения в процессе ответов на вопросы по прочитанному.

Метапредметные: 

Регулятивные:

— понимают и принимают учебную задачу;

— осуществляют самоконтроль при чтении произведения;

— оценивают результаты своей деятельности.

Познавательные:

— умеют находить информацию в тексте по заданию учителя;

— умеют прогнозировать содержание читаемого текста.

Коммуникативные:

— умеют слышать и слушать собеседника;

— вступают в диалог с учителем;

Личностные: 

— осознают важность проявления чуткости, доброты, внимания к ближнему.

Оборудование: учебник, презентация, карточки.

План урока

1. Организационный этап. (1 минута)

2. Проверка домашнего задания. (10 минут)

3. Подготовка к восприятию текста. (8 минут)

4. Первичное восприятие и анализ текста (20 минут)

5. Подведение итогов. Рефлексия. (5 минут)

6. Домашнее задание. (1 минута)

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы и средства

Формируемые УУД

1.Организационный этап.

Создать эмоциональный настрой на урок.

— Прозвенел звонок.

Начинаем мы урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь. 

— Здравствуйте ребята. Меня зовут Светлана Андреевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

— Мы начинаем наш урок. Каждый урок – это маленькое открытие. Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы для себя сделать открытие?

— Я желаю вам хорошего настроения на уроке и много правильных, грамотных ответов.

Приветствуют учителя.

Быть внимательными и наблюдательными

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, стихотворение.

ЛУУД: Мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

2. Актуализация знаний.

Определить степень усвоения изученного.

— Но прежде чем мы приступим к изучению нового, давайте проведем речевую разминку.

Та – та – та – у нас дома чистота.

Ты –ты –ты – сметану съели всю коты.

Ти — ти – ти — съели кашу всю почти.

То – то – то – стали мы играть в лото.

— Прочитайте чистоговорку хором.

-Теперь давайте прочитаем с вопросительной интонацией.

— А теперь давайте прочитаем с логическим ударением, выделяя голосом выделенные слова.

— Отлично.

Читают чистоговорку

Методы: беседа.

Форма: фронтальная.

Средства: речь учителя, чистоговорка, слайд презентации.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

3. Подготовка к восприятию текста.

Организовать настрой на восприятие текста; актуализацию знаний и эмоций, которые помогут лучше усвоить произведение.

— Посмотрите на выставку книг, которая представлена на слайде. И скажите, с какими произведениями вы уже познакомились? (На слайде след. произведения: К. Чуковский «Путаница», Н. Носов «На горке», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья, А. Гайдар «Чук и Гек»)

— Посмотрите, здесь есть еще одно произведение, которое вы не называли. Как оно называется?

— Кто написал это произведение?

— Поднимите руку, кто не читал это произведение.

— А теперь поднимите руку, кто уже знаком с данным произведением и читал его.

— Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством А. Гайдара и прочитаем фрагмент из произведения «Чук и Гек». А те, кто уже знаком с данным произведением, будут слушать вдвойне внимательнее и помогать отвечать на вопросы другим ребятам.

— Как вы думаете, какие задачи мы перед собой поставим? Попробуем сформулировать их, используя незаконченное предложение.

Познакомимся….

Узнаем…

— Действительно, мы познакомимся с новым произведением А. Гайдара «Чук и Гек». Узнаем, о чем этот рассказ, и кто такие Чук и Гек.

— Прежде чем, мы перейдем к чтению рассказа, предлагаю вам познакомиться с автором произведения «Чук и Гек» А. П. Гайдар.

— Посмотрите на слайд здесь представлен портрет А. Гайдара.

Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия Голиков) родился в 1904 году в городе Льгове. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным.

Отец Гайдара – был школьный учитель, Пётр Исидорович Голиков. Мать – Наталья Аркадьевна, работала сначала учительницей, позже медсестрой.

В семье после рождения Аркадия появилось ещё трое детей – его младшие сёстры.

Аркадий начал сочинять стихи с 10 лет.

— О Аркадии Петровиче Гайдаре нам расскажет Полина и Женя.

В 1927 году приехал в Москву, где создал произведения, принесшие славу. Он стал одним из самых читаемых детских писателей того времени. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Аркадий Петрович ушёл на фронт в качестве военного корреспондента. Он воевал в партизанском отряде.

Писатель погиб в бою с фашистами 26 октября 1941 года.

— Спасибо.

— Прочитайте название произведения и подумайте, о ком или, о чем оно будет? Как вы думаете, кто такие Чук и Гек?

— В ходе чтения, мы узнаем подтвердились ваши предположения или нет.

— В тексте вам встретятся слова, которые могут вызвать у вас затруднения, давайте потренируемся в их прочтении.

— Посмотрите на слайд. Сначала прочитаем эти слова по слогам, потом целым словом с ударением.

ЗА-ПАС-ЛИ-ВО-ГО

ЗАПАСЛИВОГО

МЕ – ТАЛ – ЛИ – ЧЕС – КИ – Е

МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ

КРАС – СНО – АР –МЕ- -ЕЦ

КРАСНОАРАМЕЕЦ

РАЗ – ЛОХ – МО – ЧЕН – НА – Я

РАЗЛОХМОЧЕННАЯ

ПРО – ДЫ – РЯВ – ЛЕН – НУ – Ю

ПРОДЫРЯВЛЕННУЮ

ПО – ДО – КОН – НИК

ПОДОКОННИК

— Также в тексте вам могут встретиться не только трудные для прочтения слова, но и незнакомые.

— У вас на столах лежит карточка с незнакомыми словами и определения к ним. Ваша задача соединить слова с их значениями, работая в парах. После чего мы все вместе проверим, что у вас получилось.

(пика, почуяв, укромное, телеграмма, красноармеец, турумбей)

Пика — колющее холодное оружие, разновидность длинного копья

Почуяв — осознать, понять, что – либо (кого –либо).

Укромное — укрытый от посторонних взглядов, уединенный, тихий.

Телеграмма — сообщение, посланное по телеграфу, одному из первых видов связи, использующих электрическую передачу информации.

Красноармеец – военнослужащий Красной армии.

Турумбей – беспорядок.

— Закончили. Давайте проверим, что у вас получилось. (один ученик читает первое определение, другой ученик второе определение, и т.д.)

— Итак, мы попытались предположить, что будет происходить в произведении, опираясь на его название. Теперь проверим наши предположения.

«Чук и Гек»

А. Гайдар

Познакомимся с творчеством А.Гайдара, с новым произведением.

Узнаем, кто такие Чук и Гек.

Слушают биографию автора.

О мальчиках, которые все время были вместе. Может быть, это два брата.

Методы: беседа, упражнение. Формы: фронтальная, парная

Средства: речь учителя, учебник, слайд презентации.

Приёмы: незаконченное предложение, прогнозирование

РУУД: умение понимать и принимать учебную задачу; умение прогнозировать;

ПУУД: умение устанавливать соответствие между словом и его значением

КУУД: умение вступать в диалог с учителем

4. Первичное восприятие и анализ текста.

Организовать чтение текста.

— Давайте, посмотрим небольшой отрывок из рассказа «Чук и Гек». Внимание на слайд.

— Кто же такие Чук и Гек?

— В каком городе они жили?

— Где был их папа?

— Почему мама улыбалась, когда читала письмо от папы?

— Приедет ли папа к ним в гости?

— Как вы думаете, что произойдет дальше?

— Хорошо, давайте продолжим читать и узнаем, что произойдет дальше.

— Я начну читать. Будьте внимательны, по ходу чтения я вам буду задавать вопросы по тексту. (прочли 1 часть)

— Давайте проверим, как вы поняли прочитанное. На вопросы отвечаем полным ответом.

— Подтвердилось ли наше предположение? Поедут ли ребята с мамой в гости к папе?

— Какие были братья? Какой был Чук по характеру?

-Какой Гек?

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке? Найдите эти слова в тексте.

— Предположите, что увидел Чук, когда открыл дверь?

— Отлично, молодцы, продолжаем читать. Читать будем по цепочке по одному предложению. Начнем с 1 ряда.

(прочли 2 часть)

— Что произошло?

— Что разозлило Чука, когда он вошел в комнату?

— Как вы думаете, намеренно Гек испортил коробку брата? Почему?

— Что произошло с мальчиками, когда Гек выкинул коробку?

— Как это проявилось? Найдите слова в тексте. (Громко завопил…)

— Как автор смог показать безысходность ситуации? Найдите слова в тексте. (Навеки пропала, со всем добром…)

— Случалось ли с вами такая ситуация, когда по вашей вине пропала чужая вещь? Что вы чувствовали?

— Продолжаем чтение. Дальше читает Фоменков Ваня, а все остальные внимательно следят.

— Достаточно, спасибо, Ваня. Чтение продолжает Белов Артем.

— Достаточно, спасибо, дальше читает Петровская Вероника.

— Достаточно, спасибо, Вероника. Дальше читает Тимофеев Филипп.

— Достаточно, спасибо. Продолжает София.

— Закончили, спасибо.

— Как вы думаете понимают ли мальчики, что телеграмма – это важно?

— Как вам кажется, если ничего не сказать, а просто скрыть свой поступок – это будет обманом?

— Почему мальчики ничего не рассказали маме?

— Правильно ли поступили Чук и Гек?

Как должны были поступить мальчики?

— Кто никогда не обманывал, поднимите руку?

— Почему люди обманывают?

— Что может чувствовать тот, кого обманывают, если узнаёт об обмане?

— Мы прочитали рассказ «Чук и Гек», какое впечатление он на вас произвёл? Что вам запомнилось?

— Какие чувства он у вас вызвал?

— Спасибо за ответы. Предлагаю вам немного отдохнуть. Все встаем из-за парт и повторяем за мной.

Физминутка

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три!

На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз

И за парту вновь садись

— Сейчас я предлагаю вам охарактеризовать главных героев.

Поработайте в парах и подумайте, какими качествами обладали Чук и Гек.

(раздаю учащимся список качеств, они должны выбрать для каждого героя, те качества, которыми они обладает в произведение.)

Чук – спокойный, обстоятельный, рассудительный, бережливый, хозяйственный.

Гек – рассудительный, хитрый, эмоциональный, рассеянный, простодушный.

— Приступайте к работе.

— Закончили. И так каким Чук нам

представляется в произведение? А каким мы видим Гека?

— Прочитайте пословицы на стр. 131.

— Как понимаете пословицы?

«Стыдно сказать, а грех утаить.»

«Как не хитри, а правды не перехитрить.»

— Действительно, когда ты что – то знаешь или сделала, то сказать стыдно об этом, а не сказать тоже плохо.

— Во второй пословице говорится, о том, что сколько бы мы не врали, правду все равно не перехитрить. Вранье когда-нибудь станет известным.

— Спасибо за ответы.

Это два брата.

Москва.

Работал в горах.

Она обрадовалась, что он ей написал и что у него все хорошо.

Нет.

Они поедут к нему сами.

Да.

Запасливый, хозяйственный

Разиня, умел петь

В свою коробочку

Пел песни

Он хранил в ней серебряные бумажки от чая, фантики от конфет.

Увидел Гека, который играл в свои игрушки. Увидел Гека, который зарничит.

Мальчики поссорились, Гек выбросил коробочку Чука в форточку, А в коробке лежала непрочитанная телеграмма от отца.

Он тыкал пикой в его коробку.

Нет, ему просто хотелось поиграть. Да, чтобы разозлить брата.

Испугались.

Да. Нет.

Да.

Да.

Они не хотели огорчать маму. Они испугались.

Нет

Нужно было рассказать обо всем маме, может быть, они бы вместе нашли телеграмму.

Чтобы не огорчать людей правдой.

Предательство, обиду.

Методы: беседа, работа с учебником

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, учебник,

Приёмы: приём прогнозирования дальнейшего развития событий, чтение с остановками.

РУУД: умение осуществлять самоконтроль при чтении.

ПУУД: умение понимать прочитанное; умение выдвигать гипотезы в процессе прогнозирования читаемого.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

Выявить уровень понимания прочитанного.

— Наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги.

— В начале урока мы поставили перед собой задачу познакомиться с новым произведением. Удалось ли нам это?

— Как называется рассказ?

— Какова тема этого произведения?

— О чём заставил задуматься нас автор?

Да

«Чук и Гек»

Методы: беседа

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя.

РУУД: умение оценивать результаты своей деятельности.

КУУД: умение вступать в диалог с учителем; умение осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

6. Домашнее задание.

Информирование о д.з.

— Вашим домашним заданием будет дочитать рассказ «Чук и Гек» до конца.

— Урок окончен, всем спасибо за работу!

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, дневник

Если учесть, что конкурсные спектакли XII театрального фестиваля «ПРЕМЬЕРА ОДНОЙ РЕПЕТИЦИИ» игрались по два раза, то есть с предпоказом, то в последнюю июньскую декаду самый усердный тольяттинский зритель мог увидеть 19 спектаклей. Причем показы проходили не только в Автозаводском районе, где базируется организатор фестиваля ТЮЗ «Дилижанс», но в отдельных случаях – в Комсомольском и Центральном.

Итак: пять конкурсных спектаклей с предпоказом, шесть гостевых, два внеплановых и один внеконкурсный. Для обзора я решил отсмотреть только конкурсную программу.

Несмотря на то, что в спектаклях конкурсной программы «Режиссерская лаборатория» исследовалась тема детского спектакля, некоторые вечерние гостевые показы имели ограничение по возрасту 18+. Но мой внутренний ребенок не возражал.

Конкурсная программа началась эскизом спектакля «ДЕТИ МЕДЕИ» по пьесе шведских авторов Сюзан Остен и Пера Лисандера (режиссер – Анна Потапова, Москва). Пьеса, которая легла в основу эскиза спектакля, была написана в сотрудничестве с детским психологом и группой школьников, переживших развод родителей. Частично текст спектакля – это древнегреческая трагедия Еврипида «Медея».

Самая ужасная сцена в постановке, когда отец (Константин Ткаченко) приходит домой и пытается развлечь детей (Ксения Ворожейкина, Илья Домбровский), мастерски манипулируя футбольным мячом. Взрослый человек искренне ликует, забив детям подряд пять голов. Повторюсь. Взрослый. Человек. Радуется. Победе. Над детьми.

Взрослые в семье не интересуются не только детьми, но и друг другом, ячейка общества рассыпается, и ее на определенном этапе даже не жаль, потому что там нечего и не из чего собирать. Дети не понимают этого и хотят, чтобы все оставалось как прежде, чтобы мама (Екатерина Федощук) и папа всякий раз рассказывали легенду о том, как полюбили друг друга аргонавт Ясон и царевна Медея. Разумеется, история калькируется при этом на родителей. Но папа увлекся другой женщиной, а мама настолько преувеличила и свои страдания, и свою любовь, что это начинает приносить дискомфорт окружающим.

Чтобы дети не болтались совсем уж бесхозными, папа нанял им няню (Екатерина Зубарева) – мигрантку из соседней азиатской республики. У нее непростая предыстория и своя сложная жизнь, но дети, выпавшие из круга интересов собственных родителей, вдруг начинают тянуться к ней. Особенно дочь главных героев: она даже просит няню стать ее мамой. Это удивительно: найти в ментально далеком человеке – близкую, родственную душу. Мало того, простая азиатская девушка, чей статус (надеюсь, не развитие и образование) позволяет выполнять лишь низкоквалифицированную работу, вдруг начинает осуществлять функции социального психолога, который уже не в силах восстановить семью, зато советами и поступками помогает выйти из сложившейся ситуации – хотя бы не в виде разгоревшегося неразрешимого конфликта. Здесь интересен дуэт родителей: они просто и доступно показывают, почему люди начинают ненавидеть друг друга, как и на каком этапе они становятся друг для друга посторонними.

Интересно наблюдать за развитием отношений няни и подопечной: девушка из чужого мира мягко отталкивает зарождающуюся любовь, привязанность ребенка и, ничего не объясняя, предлагает стать, конечно, не мамой, но подругой. Вообще, у Екатерины Зубаревой удивительная роль: ее героиня, словно змея, не ненавидит людей, но и не проникается к ним приязнью. Она просто интуитивно чувствует, что если приютившим ее людям станет совсем плохо, то и ей от этого не будет лучше.

Эскиз Алены Савельевой (Тольятти) «ТАКИЕ ПРАВИЛА». Ситуация не частая, но в данном случае – вполне обычная: в спектакле Алена не только режиссер, но и автор текста, автор музыки и стихов к песням, да еще и актриса. Досталась ей самая немногословная роль годовалого пса, который ближе к концу спектакля обращается к остальным действующим лицам на вполне человеческом языке, и это никого не приводит в удивление.

Савельева – режиссер особый, ее спектакли необычайно притягательны. Они добрые, некоторые из них даже терапевтические, развивающие, игровые. Как ни странно, все эти постановки существуют в основном в лабораторном формате, их нет в репертуаре ни одного тольяттинского театра. В Молодежном драматическом Алена ставила свою дипломную работу «Антигона» по Жану Аную. Спектакль готовы были взять в репертуар, но правообладатели выставили условия хоть и выполнимые, но требующие значительных затрат времени и людских ресурсов. Штатная работа в «Колесе» и вовсе не принесла никаких постановок. Сотрудничество с «Дилижансом» – это участие в четырех фестивалях «Премьера одной репетиции» (нынешний – пятый), но зрительское голосование отдает предпочтение другим работам, другим режиссерам.

Достоинство Алены – не столько подбор актеров, сколько способность раскрыть их. В спектакле «Такие правила» взрослые люди начинают играть детей. Иногда, впрочем, прерываясь и возвращаясь во взрослое состояние, чтобы посоветоваться с маленькими зрителями – как следует поступить в той или иной ситуации? Контакт с залом настолько естественен, что на диалог откликаются и взрослые зрители – не из шутки или желания показать себя, а по причинам естественного порыва.

Дети, которых играют взрослые актеры, органичны в рамках установленных обстоятельств. Разумеется, мы понимаем, что перед нами взрослые люди. Но мотивация поступков ребенка и его реакция на происходящие события вполне могла быть такой, какой мы ее увидели в зале «черный квадрат». В качестве противовеса упомяну, что в одном из фестивальных эскизов, не скажу в каком, актер изображал ребенка тупым дебилом, а не маленьким человеком, который в силу возраста обладает недостаточным объемом знаний. Но грех жаловаться на отдельно взятого актера, когда в театрах идут целые спектакли, транслирующие искаженное взрослое восприятие юных зрителей.

Здесь уместно признаться в любви Алене Савельевой как создателю нетривиальных историй. Это чувство распространяется и на других участников постановки. Вы не удивитесь, если я скажу, что люблю Екатерину Зубареву. В моей статье она не раз появится не только по этой причине. Я люблю вернувшегося в театр Леонида Дмитриева: без него прежние постановки все равно ведь были другими. И Татьяну Сундукову я уже люблю – молодую актрису, которая пока так мало сделала для «Дилижанса», но которая так органично сыграла в ансамбле со «старожилами». О чем спектакль? О вулканах и водопадах. Об обидах и радостях. О фантазии и умении управлять своим внешним и внутренним миром.

Несмотря на то, что пьеса уральских драматургов Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «ПОЛУНОЧНОЕ СООБЩЕСТВО» вошла в шорт-лист конкурса драматургии «Маленькая Ремарка 12–» 2020 года, эскиз москвича Константина Землянского по этому произведению вызвал двойственные чувства. С одной стороны, в нас еще остался пионерский задор, многие помнят детские народные страшилки, рассказанные в пионерском лагере после отбоя. Здесь члены тайной детской организации пошли чуть дальше и рассказывают друг другу жутики, которые якобы произошли с ними лично. Причем речь не о теперешней интерпретации знакомых сюжетов, а об оригинальных современных историях, не всегда понятных нынешнему взрослому.

Как ни странно, минус эскиза в том, что зритель пошел за увлекательным сюжетом. Вернее – сюжетами. Упустив при этом, что о самих рассказчиках нет никакой истории, с ними ничего не происходит, они просто рассказывают друг другу страшилки. Но сами-то герои относятся к услышанным историям не всерьез: их «Полуночное сообщество» – игра, и они ведут себя как в игре и реагируют на все как в игре. Хотя говорят порой о достаточно жутких или более чем странных вещах, на которые ожидаешь как минимум другую реакцию – не ту, что мы, зрители, наблюдаем. В постановке заняты шесть артистов, но я упомяну лишь Ирину Шугаеву: сыгранный ею ребенок – самый опытный и смышленый, если уж на то пошло. Сложилось впечатление, что пьеса не ставила перед собой некоторые задачи. Или ставила, но не выполнила. Или дело не в пьесе, а в самом эскизе.

Эскиз Яны Селезневой (Москва) «МОЙ ДЕДУШКА БЫЛ ВИШНЕЙ» по книге Анджелы Нанетти.

Начну с личного: в моем саду растет вишня, которую посадил папа 42 года назад. Сейчас это большое дерево с обширной кроной. В прошлом году я не справился с урожаем, в этом году приступаю к сбору прямо в разгар фестиваля. Папа любил вишню: собираю ягоды – вспоминаю его, говорю спасибо.

Я к тому, что многие зрители пропустили увиденную историю через себя: воспоминания героев позволяют публике погрузиться в собственные воспоминания. Повествование ведется от лица ребенка (Михаил Гаврилов). Так вышло, что его лучший друг – дедушка (Константин Федосеев), который не только потрафляет внуку, но и сам инициирует различные авантюры. По единодушному мнению, зрителей, все хотели бы иметь такого деда. Но поскольку история ведется в формате воспоминаний ребенка, можно сделать вывод, что на момент повествования дедушка уже мертв. А сам спектакль начинается со смерти бабушки. И прискорбный факт подается любимому и любящему внуку так деликатно, что он довольно спокойно включает его констатацию в свою картину мира. Вообще, это популярная тема западной литературы и психологии: подготовить ребенка к смерти близких, тактично сообщить ему о потере родных. Может, это не самый популярный прием в нашей культуре, но в плане потери близких мы ничем не отличаемся от окружающего мира.

Итак, маленький мальчик рассказывает, что в честь рождения его мамы (Ирина Шугаева) дедушка посадил вишню, которая выросла вместе с мамой, присутствуя при всех этапах жизни семьи, а теперь она растет вместе с нашим маленьким рассказчиком, только стала значительно выше, не как в мамином детстве.

Раз уж речь идет об итальянской семье, то взаимоотношения между ее членами выглядят эмоционально: можно подумать, что близкие люди постоянно ругаются и ссорятся. Но на самом деле все любят друг друга – и живых, и тех, кого уже нет с ними. «Мы живы, пока нас любят», – повторяет дедушка неоднократно. Весь спектакль на заднем фоне проецируются старые семейные фотографии: судя по давности фото, все, изображенные на них, уже давно покинули наш мир.

Удивительно, спектакль посвящен теме смерти и ни на единый момент не отходит от нее. Но в постановку на эксцентричные роли подобраны эксцентричные актеры. Помимо упомянутых, это городские бабушка и дедушка героя (Яна Еприкян и Рустам Фазулов), папа мальчика (Александр Кудрявкин) и даже любимая гусыня (Яна Еприкян) той бабушки, которая умерла в самом начале, и которая фигурирует только в воспоминаниях. В спектакле еще много персонажей с теми же актерами, эксцентрика здесь не переходит в ерничанье и кривляние. Просто у этих итальянцев другие эмоции и темп жизни. Но они все равно становятся такими родными русскому зрителю. Даже настоящие блины пекут прямо на сцене. Но они еще не знают, что такое количество разлетающейся муки очень трудно вычистить из ковролинового покрытия.

«ЧУК И ГЕК» по мотивам рассказа Аркадия Гайдара – эскиз Анны Бесчастновой (ассистент режиссера – Евгения Потапова, обе – Санкт-Петербург). Впервые в практике фестиваля спектакль репетировался дистанционно. Вернее – концепция была разработана одним человеком, но воплощать ее пришлось другому. На второй день репетиций Анна Бесчастнова родила дочь. Разумеется, это произошло не на самой репетиции, поскольку в связи со складывающимися обстоятельствами эстафету все равно пришлось перехватить коллеге. Нечастая история, но с режиссерами и не такое бывает.

Сейчас не все вспомнят рассказ Гайдара, а уж тем более экранизацию 1953 года. Если советскую классику теперь не очень читают, то фильмы той поры смотрят и того реже. Тем не менее, те, кто ориентируется в сюжете, могут не узнать любимый рассказ в нынешней постановке. Здесь главный герой Чук (Олег Андюшкин) – уже взрослый человек, с высоты прожитых лет с тоской и грустью вспоминающий былое, а также своих ушедших близких, с которыми наверняка случилось что-то страшное. Если домыслить контекст, то можно вспомнить, что рассказ впервые был опубликован в 1939 году. В самом произведении существующие проблемы не раскрываются, но обстановка за пределами литературного произведения позволяет реконструировать некоторые темные пятна биографии героев.

Погружаясь в прошлое и оставаясь для зрителей взрослым актером, персонаж преображается в ребенка. Но Гека, его младшего брата, играет настоящий ребенок (Коля Зубарев). Чтобы смягчить этот дисбаланс, Гек вынужден подрасти, и вот его уже играет актер Петр Зубарев. Но Гек-ребенок и Гек-взрослый в некоторых эпизодах появляются вместе на сцене и даже взаимодействуют. Так что проблема, видимо, была не в дисбалансе.

Сценические братья обуреваемы благородным порывом – разыскать уехавшего отца. Мать (Ирина Храмкова) одновременно и не хочет, и хочет им помочь. Но мир героев наполнен тревогой, и оттого сложно прогнозировать, чем закончатся их перемещения, встречи и путешествия. Олег Ан- дюшкин играет трагедию: с болью и любовью Чук-взрослый всматривается в свою мать – туда, в ретроспекцию, в прошлое. Сочинив некую игру, опираясь на череду таинственных писем, маленькие путешественники не оставляют затею разыскать папу. Но взрослый герой уже знает, что никакого отца они не найдут. Когда это становится окончательно ясно, в последние секунды спектакля вдруг появляется отец (Максим Никлус) и обнимает всю семью. Но это тоже воспринимается как одно из воспоминаний.

Пожалуй, «Чук и Гек» запомнится как самый взрослый спектакль конкурсной программы. Поскольку я с высоты своего взрослого снобизма отказываю детям в переживании таких сложных трагических чувств. И потом, мы привыкли к тем детским спектаклям, на которых зрители преимущественно смеются, а не плачут. Я сейчас говорю про взрослых зрителей.

В день закрытия фестиваля посмотрел дневные показы двух внеконкурсных работ – гостевую и внеплановую. Поскольку я видел прежние спектакли режиссеров и поскольку они стали лидерами нынешнего фестиваля в различных номинациях, я скажу о них несколько слов, совсем чуть-чуть.

«СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК» (Г. Х. Андерсен) – самостоятельный эскиз артистов театра «Дилижанс» Александра Кудрявкина, Петра и Екатерины Зубаревых. Спектакль ни с кем не соревнуется, мы увидим его усовершенствованную версию в репертуаре театра уже в следующем сезоне. Все диалоги героев заменяют музыка, пластика, танец.

Интересно решена работа с пространством, с перспективой. Оловянный солдатик Петра Зубарева физически, телесно передает свое нахождение в чуждой ему среде – в воде, в огне, во чреве рыбы. Черт из табакерки Александра Кудрявкина не является воплощенным злом, он участник любовного треугольника, режиссер находит и для него толику сочувствия. Балерина Екатерины Зубаревой эволюционирует на наших глазах – взаимодействуя с окружающим миром и предметами, персонажами, наполняющими его. Эскиз произвел на зрителей сильнейшее впечатление, так что позже мы подробно расскажем о готовом спектакле.

Спектакль молодежной студии театра «Дилижанс» «НАУЧИ МЕНЯ ЛЕТАТЬ» по пьесе Екатерины Гороховской (режиссер-педагог – Алена Савельева). Пожалуй, речь идет о метафоре взросления, о том, как человек легко может забыть о взятых обязательствах, и, соответственно, о том, что за все наши поступки и проступки нужно нести ответственность. В спектакле много коллективной пластики, элементов беспредметного кукольного театра, когда функцию кукол и предметов выполняют руки актеров.

Многие спектакли фестиваля были насыщены тематикой смерти и ностальгией по детству. Принято считать, что это не самые близкие для ребенка темы. В большинстве случаев детство было лишь поводом, так что часть лабораторных эскизов можно назвать мало соответствующими заявленной тематике фестиваля. Во всяком случае, зрители предлагали изменить возрастные категории некоторых спектаклей. В программе этого года я не увидел катастрофических провалов, но среди конкурсных работ не было явных стопроцентных фаворитов. Тем не менее, при голосовании два эскиза имели настолько несущественные различия по долям балла, что организаторами фестиваля было решено дать им обоим возможность войти в репертуар театра.

Вячеслав Смирнов, член Ассоциации театральных

критиков (Тольятти).

Свежая газета. Культура, №.14 (211) ,июль 2021

Начались съемки фильма по рассказу Аркадия Гайдара «Чук и Гек», опубликованному в 1939 году. 

Режиссер картины – Александр Котт: «Чук и Гек» написан в непростые годы при непростых обстоятельствах. Взрослые это знают.  А дети — нет. Им не нужно это знать. Всему свое время. А рассказ «Чук и Гек», несмотря на обстоятельства, до сих пор остается  одним из лучших детских рассказов про семью и Новый год.  Мы очень хотим сделать красочный, приключенческий, новогодний фильм, в котором будет много чудес. Фильм о том, что чудо, конечно же , возможно, если ты в него веришь.

У меня тоже есть брат, у меня тоже есть семья и дети.  Мне близки и понятны переживания каждого из героев этой истории.  Целый месяц я находился далеко от дома, и мои дети тоже хотели ко мне приехать… Старший сын в результате доехал. Мне очень интересно сделать то, что я никогда не делал, а именно — семейное, детское кино. Про детей и для детей. В принципе, эту историю можно переложить на любой исторический фон. Да, сегодня мало кто посылает телеграммы и из любой тайги можно позвонить по мобильному.  Но тоска сыновей по отцу, который далеко, никуда не исчезла.  Эта история во многом о том, что детям очень нужны родители и ощущение семьи и счастья, которое особенно остро ощущается в детстве и запоминается на всю жизнь.

А делаем мы этот фильм совсем не по детски… Был соблазн снять все в Крыму, с искусственным снегом, но тогда не было бы пара изо рта, и зритель бы нам не поверил. Поэтому мы выбрали условия  настоящей лютой зимы, и сейчас, я думаю, зритель поверит и нам, и нашим героям».

Съемки фильма начались  в середине января  в Пермском крае.  Группа базировалась в городе Губаха, в 250 км от Перми, а также Горнозаводске и на станции Усьва. Съемки проходили в заповедных зонах,  в горах, в тайге, на реках и озерах. Экспедиция была очень сложной:  снегопады были такой силы, что тракторам приходилось чистить дороги дважды в день, машины ломались, погода резко менялась. За время съемок случилось сразу два аномальных явления — во-первых, на реках не встал лед, на всех водоемах под снегом стояла вода,  чистящие компании отказались выезжать на такой лед, поэтому съемку пришлось перенести на далекое горное озеро, куда дорога занимала 3 часа в один конец.  Во-вторых в начале февраля неожиданно пошел дождь, который смыл с деревьев всю снежную красоту.  Зато через 2 дня ударил мороз минус 33, и весь лес превратился в хрустальный. Однако работать в условиях этой фантастической красоты было очень тяжело.

 Роль отца-геолога, к  которому дети едут через всю страну, в фильме сыграл Владимир Вдовиченков.   Роль мамы – Юлия Снигирь.

Семейный новогодний фильм Чук и Гек

Владимир Вдовиченков: «Почему я решил сняться в этом фильме? Потому что я очень люблю детей. И люблю работать с ними. Они прекрасные партнёры,  очень ответственные. И фильмы детские я всегда любил. Так жаль, что сейчас мало детского кино. Поэтому участковую в таких фильмах с огромным удовольствием!»

Юлия Снигирь: «Через год моему сыну будет шесть лет, так что я идеально подгадала и снялась в кино, которое смогу ему показать, а то ему сейчас не очень понятно, куда я все время ухожу. Это во-первых. Во-вторых, я считаю что экранизировать «Чука и Гека» — это в принципе блестящая идея. Это добрая, эмоциональная, неглупая и захватывающая история про семью. И Саша Котт — идеальный режиссер для такой истории. Снимать ее, конечно, непросто, потому что про этот жанр мало чего понятно. Про маньяков, измены, расставания как-то больше понятно — такого кино много. А детской сказки — мало. Это зимняя история, поэтому мы на съемках все время мерзнем, а я это не люблю. Но всё компенсирует фантастической красоты природа — я по таким закоулкам на снегоступах походила! Так что это точно будет очень красивое кино».

Роли Чука и Гека  в фильме исполняют Юра Степанов-младший и Андрей Андреев. Для  Юры это третья роль в кино, для Андрея – четвертая.  Оба мальчика мужественно перенесли морозную экспедицию и даже часть трюков выполняли самостоятельно. Например, ходили по переброшенным через ущелье деревьям на большой высоте.  Конечно, их страховали каскадеры, но они это делали сами.

Сложности натурным съемкам добавляло участие животных —  медведя, лошадей, козла и стаи волков.  Волков готовили задолго до начала съемок.  Они должны были не просто присутствовать в кадре, но и бежать за камерой, установленной на электросанях, бросаться не медведя и многое другое. Задача усложнялась тем, что волки должны были «работать» стаей.

Художником по костюмам фильма стала мастер исторического костюма Екатерина Дыминская. За персонажи-игрушки отвечала известный театральных художник, лауреат премии «Золотая маска-2016» и номинант на «Золотую маску-2021» Анастасия Нефедова.  Она создала образы игрушек Чука, которые оживут в фильме.

В настоящий момент съемки в Пермском крае закончены.  Большая часть московского блока пройдет в павильонах, где построены впечатляющие декорации, в которых будут сниматься интерьерные сцены в квартире героев, базе геологов, а также трюки и «волшебные» эпизоды, которые впоследствии будут доработаны с помощью CG.  В CG сценах также  будут задействованы животные. 

Арсен Готлиб, продюсер фильма: «Мы делаем новогодний фильм. Сказочный,приключенческий, для детей и родителей. Замечательный рассказ Аркадия Петровича Гайдара — лишь преамбула, основа нашей истории. Новые, не описанные в рассказе события, разворачиваются в сказочном лесу, в котором героев ждут  и реальные, и волшебные испытания и приключения».         .

Семейный новогодний фильм Чук и Гек

Смотрела после того, как прочитала о нем здесь. Отличный фильм, но уж очень в духе того времени. К сожалению, большинство положительных героев мне не симпатичны, потому что, на мой взгляд, слишком агрессивны.

Любимый герой — Гена. Борис и его девушка приятные.

Федора жалко, затерроризирует его Лена, имхо. Одна надежда, что со временем она уйдет к Леониду, если он станет более перспективным.


25.11.2021 14:50:40, читаю иногда с осени 2012

Шиповник (экс-Василиса)

Да, Лена с Леней суперпарочка.
Мне Федор несимпатичен. Очень его понимаю, но по личным причинам симпатизировать не могу. Такие люди, желая всем угодить, в результате всем проблемы приносят. Даже Леночке. А уж себе в первую очередь.

25.11.2021 15:07:04, Шиповник (экс-Василиса)

Гена в конце фильма прямо-таки преображается. Честно признается в краже, открыто противостоит отцу, наконец-то решается объясниться в любви Тане. Дружба с Олегом пошла ему на пользу.
25.11.2021 15:17:20, читаю иногда с осени 2012

Шиповник (экс-Василиса)

Ой, я перепутала! Гена симпатичен, Федор — нет. Я еще удивилась, как мужу Лены симпатизировать можно… Ну, думаю, имеет право человек на свою точку зрения, почему нет.

25.11.2021 16:33:11, Шиповник (экс-Василиса)

А я никак не могла вспомнить, какие проблемы Гена мог принести Леночке :)
Теперь понятно.

25.11.2021 17:15:04, читаю иногда с осени 2012

вау

Хороший фильм, из оттепельных.
Давно не пересматривала, надо, пожалуй, взяться.

25.11.2021 14:10:16, вау

Шико

Табаков там просто прелесть. «Все Фиры и Веры глупы без меры» ) Хороший фильм, и актеры хорошие. Но я фанат старья )

25.11.2021 02:48:14, Шико

XXL

Это я про него писала:)))), вроде как
Совсем недавно. Маму осуждала:)

24.11.2021 21:19:58, XXL

Шиповник (экс-Василиса)

Поняла, что там маму мало за что можно осудить, на мой взгляд. Разве что за то, что без стука в дверь входит. То есть границы приватности нарушать может. С другой стороны, в своей квартире не сразу привыкаешь жить, как в коммуналке.

24.11.2021 22:46:31, Шиповник (экс-Василиса)

Мама строгая и правильная. Но в двух сценах я была, честно говоря, очень удивлена.

Есть момент, когда она вспоминает, как Федор в юности связался с плохой компанией. И она в сердцах однажды подумала, что если он так и останется алкоголиком, то лучше бы умер. Имхо, рассказывать об этом сыну — жестоко. И в конце фильма, когда Федор колеблется перед уходом из дома, он спрашивает мать, чувствует ли она сейчас то же самое, что тогда. В ответ она выразительно молчит… Даже не представляю, что мог чувствовать сын при этом :(


25.11.2021 14:57:26, читаю иногда с осени 2012

Шиповник (экс-Василиса)

Может, эмоции словами не может выразить.
Думаю, она рассказывает сыну об этом потому, что автор хотел донести до нас эту реплику. Иначе бы обошлось без этого.

25.11.2021 15:08:39, Шиповник (экс-Василиса)

Да, это молчание можно по-разному понять. Но мне именно вот так показалось.
25.11.2021 15:20:19, читаю иногда с осени 2012

Долматин

«Дом в котоом я живу»-из той же серии и эпохи…
24.11.2021 21:07:15, Долматин

Лёнча-из-Вишни

Недавно читала у Таты Олейник про этот фильм, мне понравилось, но я вообще люблю ее тексты ) Может, и вам будет интересно)
[ссылка-1]

24.11.2021 19:38:42, Лёнча-из-Вишни

ландыш

спасибо за ссылку!
читала колонку Таты Олейник когда-то в прошлой жизни, с удовольствием возобновлю привычку

27.11.2021 09:15:25, ландыш

Прочла с удовольствием, спасибо!

25.11.2021 14:57:20, Акцент

Лёнча-из-Вишни

Я не всегда согласна с точкой зрения Таты Олейник, но читаю ее почти всегда с удовльствием и интересом) Рада, что и вам понравилось)
25.11.2021 15:28:44, Лёнча-из-Вишни

Mary M.

Надо тоже посмотреть.

24.11.2021 19:22:04, Mary M.

Тоже очень люблю его, смотрю, если идёт по тв.
А «разные судьбы» смотрели?

24.11.2021 19:10:30, Сонный трудоголик

Все это по сто раз по советскому телеку крутили.
Уж на что Вечный зов мимо меня прошел, так и не знаю, о чем он, но эти то . …

24.11.2021 20:19:14, Etagerka

Вечный зов — это супер! я смотрела много раз. а еще и читала (уже после какого-то раза просмотра)

24.11.2021 21:51:59, ALora

Я «Вечный зов» наизусть знаю. Считаю его лучшим фильмом советского кинематографа.
24.11.2021 20:25:09, бим-бом

Пилецкая там прекрасна, весь фильм на ней держится. Чего стоит только финальный кадр!
24.11.2021 20:06:54, бим-бом

Для меня Разные судьбы были «открытием». Что в те времена режиссеры снимали не только типовые производственные фильмы с плоскими героями. Его почти никогда не показывали в эпоху застоя. Но в конце 80-х показали после забвения , и я была очарована и удивлена.
24.11.2021 19:25:15, Атом

Mary M.

А меня он особо не впечатлил. Хороший фильм, но не более того. Пересматривать не буду.

24.11.2021 19:42:03, Mary M.

Тогда и шумный день не ваше. Там все более плоско-плакатно. Вещизм против идейности и духовности.
24.11.2021 19:45:57, Атом

вау

Не согласна. Разные судьбы совсем уж …. агитационно-выспренный. И комсомольские собрания, и труд всему голова, и про «порочащие связи» тоже прошлись. И эдак все, немножко, как молотком забивали в кадр.
Шумный день имеет в основе гораздо более талантливую пьесу Розова и еще Эфроса с Натансоном как режиссеров.
У Розова есть «Гнездо глухаря» (не считая Летят журавли ака Вечно живые). Но это была тв-версия пьесы театра Сатиры. Хоть там и Папанов, но мне не очень понравилось, именно с точки зрения постановки.
Хотя, конечно, подзабыла я некоторые реалии, там это прям ух…

25.11.2021 14:20:19, вау

Шиповник (экс-Василиса)

Не согласна. Именно что не все так плоско. Там о том, как защищать свое мнение, что и кто сильнее, о самоуважении. Все эти шкафы для меня только фон.
24.11.2021 20:32:05, Шиповник (экс-Василиса)

вау

Для меня шкафы и их нагромождение — это еще один персонаж.:)) И я не вижу, почему бы теме вещизма и потери души не быть вполне достойной темой художественного произведения. Для меня, скорее, тема, кто с кем спит и почему, а также как лучше взамуж уже совсем невыносима.:)))
25.11.2021 14:23:42, вау

Шиповник (экс-Василиса)

Может, и персонаж.
Я еще думаю, что фильм об умении соблюдать чужие границы.

25.11.2021 15:09:37, Шиповник (экс-Василиса)

Выше ссылку дала Ленча. Несколько лет назад мы обсуждали фильм аналогично. Что мать все-таки манипуляторша и не дает сыну самому разбираться с личной жизнью и навешала на него своих младших детей. Инициатором была…ник забыла, Аня из Питера, сейчас на сайте ее нет, как и многих тогда активных участников темы. И что мальчик, герой Табакова, максималист по возрасту, но все остальные, хоть и старше, имеют ровно такой же менталитет. Хотя неплохо бы уже быть менее идейными.
Я тогда так мать защищала, что она радеет за сына и его научное будущее. Но тут столкновение дневной и ночной кукушки. И с этим тоже надо считаться, хотя бы матери, как более мудрой.

24.11.2021 21:02:57, Атом

Mary M.

Поняла, спасибо)

24.11.2021 19:48:35, Mary M.

Dots

А мне таким мутным показался и растянутым, невозможно скучным. Я его из-за высокого рейтинга на иви решила посмотреть. Тоже подумала, что старость, наверное :)
24.11.2021 19:02:42, Dots

Странно, что только сейчас. Я раз 10 видела, начиная с детских времен.
Табаков к времени съемки был совсем не школьник, но роль школьника исполнил на 5+)

24.11.2021 18:59:33, Атом

Степная кошка

а старые фильмы вообще прекрасны

24.11.2021 18:57:46, Степная кошка

А В добрый час видели? тоже можно.
24.11.2021 18:56:22, Елна

А мне почему-то не нравится, хотя люблю старые фильмы. Особенно меня раздражал этот приезжий гость, который лез перевоспитывать и критиковать хозяев…
24.11.2021 19:14:59, Сонный трудоголик

Шиповник (экс-Василиса)

Ситуация нередкая. Там как раз и показано, что так неправильно. И мне, конечно, не понравилось, что поведение Табакова вроде бы осудили (хотя только внешне, конечно, а не в душе). Потому что он полностью прав.
24.11.2021 20:15:31, Шиповник (экс-Василиса)

Это один автор, и фильмы в одном стиле, поэтому может быть интересно. И все-таки оно и подобрее, чем Шумный день.
И песня хорошая)

24.11.2021 19:18:14, Елна

Песня как-то совсем не запомнилась. А зато какая песня хорошая в «разных судьбах»! (я всё о своём, о девичьем))
24.11.2021 19:22:00, Сонный трудоголик

Mary M.

Песня чудесная, факт.

24.11.2021 21:25:07, Mary M.

Реклама

Да, там песня отличная.
24.11.2021 20:20:22, Etagerka

А какая прекрасная песня в старом фильме «Чук и Гек» с молодой Верой Васильевой!

«Поедешь на север, поедешь на юг,
Везде тебя встретит товарищ и друг… «

Всегда с первоклашками к Новому году разучиваю и сам фильм показываю. Он очень светлый. Надо бы и в этом году не забыть)


24.11.2021 20:29:33, бим-бом

Виктор Розов автор пьес)
24.11.2021 19:00:59, Атом

да неужеле))
24.11.2021 19:01:56, Елна

Да неужели)
Не дописала фразу, не для вас, для шиповника: если автор так запал, то рекомендую из более «современного» » С вечера до полудня». Филатов, Санаев, Людмила Савельева, Марцинкевич — каждый поворот головы в точку, ни капли фальши.

24.11.2021 19:06:39, Атом

мне как раз не, потому что года с 70ого очень мало что нравится.
24.11.2021 19:15:35, Елна

А почему с 70-го?
Вот он как раз не такой прямолинейно-наивный как Шумный день. Да, много для кого-то тягомотного бытового психологизма, но зато каждый характер и свое личное человеческое несчастье раскрываются с каждой минутой фильма, героев начинаешь чувствовать «кожей». И режиссер Худяков «веников не вяжет», и актеры прекрасные. Мне там хуже всего показалась фатеева.

24.11.2021 19:22:15, Атом

>тягомотного бытового психологизма
Ну примерно поэтому, начали вязко рефлексировать, образ светлого будущего пропал.

24.11.2021 19:26:37, Елна

А там и нет светлого будущего. Все в семье было завязано на сына-внука-племянника. И когда он вырывается из семьи с той матерью-типа кукушкой, хотя она не кукушка- ради своих перспектив, оказывается у всех остальных и жизнь теряет смысл, стержень. Ненависть отца-филатова к БЖ и любовь к сыну его держали. А когда обеих составляющих не стало… как воздух из шарика выпустили. Бездетная и без мужняя тетка, которая растила ребенка тоже остается не у дел. «я стою у ресторана, замуж поздно, сдохнуть рано». И дед-писатель, который понимает что никому не нужен ни как дед, ни как былой великий писатель, набор макулатуры его заслуги…
24.11.2021 19:36:28, Атом

ровно про это написала. Что в фильмах до ~70ого оно есть, а в более поздних нет(как и в вашем примере). Все, увязли.
24.11.2021 19:44:56, Елна

Это фильм 80-х) И там нет плакатных героев хороший-плохой. Оказывается там все хорошие… но сложные. И каждого можно понять.
24.11.2021 19:49:37, Атом

ну во мне не нравится. Сложного и в жизни полно.
24.11.2021 19:51:16, Елна

неужели
24.11.2021 19:05:01, опечаточка

ой, правда што ле
24.11.2021 19:16:06, Елна

Про выпускников 50-х? Не может быть!
24.11.2021 20:01:32, бим-бом

как такое может быть))?!
Еще Старшая Сестра мне нравится, хотя это как раз нравится не всем.

24.11.2021 19:01:25, Елна

Это один из моих любимых фильмов. Даже не буду писать мыслей по его поводу. Но это совсем иное, нежели из темы и остальное выше упомянутое.
24.11.2021 20:23:11, Etagerka

А можно я привяжусь в продолжение?) Вот Старшая сестра вам нравится, а почему? если там аналогично, нет хороших-плохих, а есть просто несчастливые люди? и нет одномерного позитива, что вот теперь и настанет у людей счастье. Старшая сестра стала актрисой,но с нестабильной карьерой и уходящей молодостью, младшая тоже не у дел и с разбитой любовью-неудавшейся семейной жизнью. Стабилен только дядя-пенсионер, у него чистая совесть, они вырастил девчонок-сирот и по сию пору тревожится за их судьбу)
24.11.2021 20:20:06, Атом

вау

Дядя там знатный абьюзер. Как он их вырастил и выкормил, да как они должны жить «правильно», а не так, как им самим хочется. И жениха вот подогнал — нате, женихайтесь.
Хорошая пьеса, очень. И фильм тоже.

25.11.2021 14:07:44, вау

Да-да, тоже так считаю — назло дяде отморожу уши: моя голова, что хочу, то и делаю.
24.11.2021 20:36:49, бим-бом

Она упертая, я таких уважаю. У нее будет хорошая карьера, она пробьется, потому что уже далеко пробилась; из сметчицы в порту, или кого там. Младшая совсем юная, и еще встретит любовь. Зритель надеется на это в конце фильма, авторы ему позволяют.
И только лет через 10 мы узнАем, что это все только казалось, а на самом деле вышло разбитое корыто)
Но в момент съемок этих будущих лет еще не было.

Дядя мне тоже нравится.


24.11.2021 20:30:18, Елна

Да нет там этой надежды в конце фильма. С детства мне это было видно
24.11.2021 21:21:31, Etagerka

для ребенка да.
Поэтому в детстве оно мне скорее не нравилось, но потом очень

24.11.2021 21:39:26, Елна

Реклама

Я его с детства люблю.
24.11.2021 21:43:30, Etagerka

Она не пробилась. Она училась в техникуме и была сметчицей и стала бы чиновницей в порту или инженером. А стала актрисой погорелого театра, выходящей в числе девушек на заднем плане и говорящей одну только фразу в спектакле : «Доброе слово и кошке приятно», когда тебе уже 30.
Да потом рывок и вроде что-то замаячило из ролей…но…годы уходят и звездой уже не стать. У младшей может что-то еще будет, и карьера, и семья. А может и не будет, слишком тяжело оно все было пережито. Положительный посыл только в том, что они здоровы, еще не стары и так же поддерживают друг друга, два родных человека. То есть все в их руках)

24.11.2021 20:50:58, Атом

Что это погорелого, тогда Товстоногов в БДТ ставил, театр был центр культурной жизни страны, один из.
Она на примете у режиссера.
поднятая голова и движение вперед, вот конец фильма, правильно ниже описано.

24.11.2021 21:07:13, Елна

вау

Доронина у Товстоногова и играла в БДТ, пока в Москву не перебралась:)
25.11.2021 14:08:42, вау

ну там про БДТ не говорится) А в жизни от Товстоногова ушли многие великие артисты, потому что он годами их держал на кушать подано без перспектив иного.
Там же был аспект, что режиссер, который в ней разглядел талант, потом в ней же и разочаровывается, что она не оправдала его ожиданий, стала заурядной и плоской и нет у него для нее ролей…
Но финал с верой в лучшее)

24.11.2021 21:18:58, Атом

Там актёры прекрасны. Все до единого. Главная мысль спорная, чего уж там. Я вот вообще там на стороне дяди.

24.11.2021 20:03:21, бим-бом

Там не главной мысли, что и хорошо.
24.11.2021 20:23:35, Etagerka

Как это нет? А две сестрёнки, не прислушавшиеся к голосу разума, с гордо поднятой головой шагающие в театр — не квинтессенция главной мысли?
24.11.2021 20:33:53, бим-бом

Я там это не вижу. Они просто идут вместе.
24.11.2021 21:22:55, Etagerka

Доронину не все хорошо переносят. Мне тоже кажется, что актриса она прекрасная, хотя типаж совсем не мой.
24.11.2021 20:13:47, Елна

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • План рассказа что любит мишка драгунский 2 класс
  • План рассказа чехова мальчишки
  • План рассказа что это
  • План рассказа черная курица или подземные жители 5 класс
  • План рассказа шинель гоголь
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии