План рассказа человек на часах

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, виноградская, страница 101-102. укм перспектива1. что больше всего вас

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 101-102. 

УКМ «Перспектива»

1. Что больше всего вас удивило в рассказе? Перечитайте самый интересный эпизод.

Меня удивило, как барсук лечил обожжённый нос в трухлявом пне. При этом он плакал, как человек. Это и был самый интересный эпизод рассказа.

2. Какие чувства к барсуку у вас появились? Сочувствовали ли вы ему, переживали за него, хотели помочь?

Мне было жаль неосторожного барсука, который сильно обжёг нос. Я бы хотела помочь ему, но это невозможно. Я порадовалась, что нос у барсука зажил, а сам зверь научился осторожно относиться к человеку.

3. Найдите и перечитайте описание барсука? Почему он попал в беду? Как он лечился?

Барсук был маленьким и любопытным, с круглыми глазами и шершавым языком. У него был большой нос, который он сунул в горячую картошку и обжёг.

Барсук пострадал из-за любопытства и неосторожности.

Он лечил свой нос, засовывая его в большой трухлявый пень.

4. Подтвердите строками из рассказа, что мальчик был очень наблюдательным, всё замечал и умел рассказать об увиденном.

Мальчику было 9 лет и он многое замечал. Он видел, как переправлялись муравьи, он первым услышал шуршание барсука, он увидел, как барсук лечит нос и показал взрослым.

5. Подумайте, писатель просто сообщает о тех событиях, которые произошли, или рисует, художественно описывает, создает картины увиденного и пережитого.

Писатель художественно описывает события, рисует живые картины пережитого. Он использует средства художественной выразительности, передает своё отношение, наделяет героев характерами.

6. Обсудите с другом, как автор относится к своему герою.

Я думаю, что писатель относится к барсуку с жалостью и любовью. Он заставляет читателя сопереживать животному, рассказывая о том, как барсук плакал. Иначе он не стал бы это описывать.

7. Попробуйте пересказать рассказ Паустовского «Барсучий нос» другу по телефону.

Пример пересказа рассказа «Барсучий нос» другу по телефону для 3 класса

Привет, Андрей!

Я сейчас прочитала классный рассказ, он называется «Барсучий нос».

Его герои, взрослые люди, отдыхали и рыбачили на природе. Они соорудили шалаш, а вечерами жарили картошку на сковороде.

С ними был мальчик, очень внимательный и наблюдательный. Он заметил, что в кустах шевелится какой-то зверь и рассказал взрослым. Те стали наблюдать за кустами и увидели мордочку барсука.

А барсука привлёк запах картошки. Он выскочил из кустов, бросился к сковороде и сунул нос в картошку. И обжёгся! Он закричал и бросился прочь.

На следующее утро мальчик увидел, как барсук лечит нос, и показал это взрослым. Барсук расковырял трухлявый пень и засунул в него нос. Труха была мокрой и холодила нос. А рядом крутился второй барсук, переживая за товарища.

И барсуку было так больно, что он плакал, как человек.

Через год автор, Константин Паустовский, снова увидел барсука. Его нос зажил, но остался шрам. Барсук сердито чихнул на человека и убежал.

8. Определите основную мысль произведения.

Главная мысль рассказа в том, что нужно быть осторожным с незнакомыми предметами и не совать свой нос куда не просят.

9. Вы заметили, что текст разделён на три части? Подберите к ним заглавия.

Дадим названия частям рассказа: «Осень на озере», «Барсук и картошка», «Лечение носа».

10. Передайте кратко содержание понравившейся части.

Краткое содержание части «Лечение носа» для 3 класса

Утром мальчик рассказал автору, что видел, как барсук лечит нос. Автор не поверил ему и не хотел вставать. Но мальчик был настойчив. Он за руку потянул автора и увёл его в чащу.

Там автор увидел большой пень. Возле пня стоял барсук. Он расковырял пень и засунул нос во влажную труху. Рядом с барсуком вился второй зверь. Он волновался и толкал барсука в живот.

А барсук сел и заплакал. Он облизывал нос и смотрел на людей, словно прося помочь ему. Но люди ничем не могли помочь барсуку.

Через год автор вновь встретил этого барсука. На месте ожога образовался шрам. Барсук сердито чихнул на автора и убежал.

11. Подумайте, можно ли было как-то иначе разделить текст. Обоснуйте своё мнение.

Мне кажется, иначе разделить текст было нельзя. Первая часть знакомит нас с местом действия, героями и временем года. Вторая часть рассказывает о несчастном случае с барсуком. А третья говорит о лечении носа и о том, что было дальше.

12. Составьте и запишите план всего произведения.

План рассказа Паустовского «Барсук» для 3 класса

  1. Осень на озере.
  2. Наблюдательный мальчик.
  3. Как барсук обжёг ночь.
  4. Мальчик зовёт автора.
  5. Лечение носа.
  6. Конец истории.

13. Сравните текст художественного произведения «Барсучий нос» и текста из энциклопедии «Барсук». В чём особенность каждого из них?

Особенности художественного рассказа:

  1. Описан реальный случай с конкретным животным.
  2. Использованы средства художественной выразительности.
  3. Описаны чувства и эмоции героев.

Особенности текста энциклопедии:

  1. Сообщаются общие факты о барсуках.
  2. Нет героев.
  3. Не используются средства художественной выразительности.

14. Всё ли вам понятно в научно-популярном тексте? Какие вопросы можно задать к тексту для того чтобы уточнить и конкретизировать информацию?

Дополнительные вопросы к тексту «Барсуки» для 3 класса

  1. В каких местах живут барсуки?
  2. Живут они в одиночку или стаей?
  3. Чем конкретно питаются барсуки?
  4. Это животное хищное, травоядное или всеядное?
  5. Какого размера барсук?
  6. Сколько он живёт?
  7. Какого цвета его шерсть?

15. Приходилось ли вам наблюдать за поведением животных в лесу? Расскажите.

Рассказ о наблюдении за белочкой в лесу для 3 класса

Однажды зимой я шла по тропинке парка. На многих деревьях висели кормушки, у которых собирались разные птицы, в основном воробьи и синицы.

Но вдруг на одной кормушке я увидела белочку. Она ловко прошмыгнула мимо птичек, схватила несколько семечек и убежала вверх по дереву.

Там она съела семечки и вновь вернулась в кормушку. Птицы не обращали внимания на белку, еды хватало на всех.

А белка ещё много раз бегала вверх-вниз по стволу, набирала семечек и обедала. Зимой и птицам, и зверям очень нужна любая помощь от человека.

AVvXsEjaowKHfBrpGbk679y9M1Ebz cGOhnM1lQBSBujGhNe6eHxltxwa0IeYo7RujwsGBHt O3j

Урок внеклассного чтения по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах»
проведён учителем русского языка и литературы Полковой Н.М. 09.12.2011.
для студентов педагогического колледжа имени Виноградова.
“Чтоб в человеке человеческое торжествовало…”
Н.С.Лесков
Цели урока: привлечение внимания воспитанников к проблеме нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием”.Задачи урока: показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями жизни, историческим укладом, “духом времени”;продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст;создать условия для развития у учащихся умений определять авторскую позицию, давать оценку героям, формировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её;воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки и стремление жизнь посвятить добру.Оформление: Портрет Н.С. Лескова.Выставка книг.Рисунки детей.Наглядная таблица “Сюжет художественного произведения”Оборудование: Текст.Словарики к рассказу.Презентация.Толковый словарь В.И.Даля.Фрагмент из мультфильма Владимира Данилевича “Левша”.Ход урока1. Организация начала урока. Актуализация. Целеполагание. (Слайд с темой урока и эпиграфом).– Ребята, на предыдущих уроках мы изучали сказ Н.С.Лескова “Левша” и говорили о талантливых русских мастерах. У Лескова есть много других интересных произведений – выставка книг перед вами. – А сегодня речь пойдет о солдате и офицерах из рассказа “Человек на часах”. Я знаю, что больше половины из вас –дети военных или мечтаете связать свою жизнь с армией, у вас есть возможность сегодня поближе познакомиться с порядками, царившими в русской армии почти 200 лет тому назад. Кроме того нам всем важно понять, что хотел сказать своим рассказом писатель.– Прочитайте эпиграф к нашему уроку.– Для чего нужен эпиграф? (в нём заключена главная мысль )– Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие “человек”: высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем.)– Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герои рассказа “Человек на часах”.– Откройте тетради, запишите число, тему, эпиграф.– Завтра 10 декабря весь мир отмечает День прав человека. И мы тоже будем говорить о человеке.– На столах у вас толковые словарики к рассказу, которые помогут нам в работе, в них же домашнее задание к следующему уроку.2. Беседа по вопросам.– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать? (Анекдот)– Каково значение слова “анекдот”? (Анекдот-происшествие, событие необычного характера). Лесков пишет: “исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия”.– Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе “Левша”. Вот как сатирически изображает режиссёр-мультипликатор Владимир Данилевич атмосферу николаевской эпохи. (Фрагмент мультфильма: 11.08-12.39). (Слайд с портретом Николая I). – Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему. Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание. – Какое? (“гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и расстрел”).– Что такое щпицрутены, мы узнаем подробнее из сообщения (Фамилия, имя ученика)(Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701году. Предварительно шпицрутены вымачивались в солёной воде.Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.Удары шпицрутенами назначались за ошибки и нерадивость на строевых учениях, за неопрятность и неаккуратность форменной одежды (от ста ударов), за пьянство (300– 500 ударов), за воровство у товарищей (500 ударов), за побеги (от тысячи пятисот до пяти тысяч ударов). В России шпицрутены отменены 17 апреля 1863 года. (Слайд. Репродукция миниатюры “Сквозь строй шпицрутенов” Худ. Х-Г.Гейслер. 1805 г.”)4. Об этом жестоком наказании солдат напишет в 1903 году и Лев Николаевич Толстой в рассказе “После бала”. Мы его будем читать в 8-м классе. А сейчас пока рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу. (Слайд “Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого “После бала”.) – А вот замечательные рисунки к рассказу “Человек на часах”, которые выполнил Игнатенко Богдан. – Что на них изображено? (1-солдат Постников на посту, 2-офицер инвалидной команды подхватил спасённого и повёз его к приставу (участковому)6. Восстановим сюжет рассказа “Человек на часах”, опираясь на схемуЭкспозиция (Зимний дворец охраняла рота Измайловского полка под командованием офицера Миллера)-глава 2Завязка (часовой Постников услыхал, что в полынье на Неве тонет человек и просит о помощи. Уже полночь, на улице ни души, и человеку никто не может помочь.) Глава 4 (стр.156)Развитие действия (полчаса мучительных терзаний: спасать – не спасать) – 4 главаКульминация (всё-таки спасает) – 5 главаРазвитие действия (гуманный капитан Миллер-карьерист подполковник Свиньин-хитрый генерал Кокошкин улаживают дело) – главы 6-14.Развязка (солдат получает 200 розг, а обманщик-офицер – медаль. Все довольны.) – 15-18.7. Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя. – Случайно ли Автор даёт ему фамилию “Постников”?В словаре В.И.Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.– Какие значения отражает фамилия героя?(И воинскую должность, и воздержание).– Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2(: “…из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…”).– Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат Постников, стоящий в этот момент на посту.– Что он испытал, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)– Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время “человек истерзался сердцем”.– Прошу прочитать об этом с доски так, чтобы присутствующие почувствовали, что это мука, страдание. (Слайд с ключевыми словами из текста).Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает… …так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей……страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи… …помнит и службу, и присягу……ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки… …отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд. – Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием. – Как вы, ребята, понимаете выражение “ нравственный выбор”? (Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести).– Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор? (Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина “Дубровский”, Сильвио из повести “Выстрел”).– Итак, “Человек не выдержал и покинул свой пост.”– Можно ли сказать, что он совершил подвиг? (Да).– Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?(боялись за своё благополучие, за свою карьеру)Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло.– Фразеологизм “выйти сухим из воды” неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает? (благополучно выйти из неприятной ситуации). – Кто же не сумел сухим выйти из воды и понёс наказание? (Солдат Постников, получил 200 розг).Все довольны. И Постников остался доволен.– Чем? Почему? Найдите в главе 15 ответ на этот вопрос. (стр.170)– Как награждает Свиньин Постникова? (фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма).-показать.– Как принимает эту награду солдат? (он был доволен “ за отеческую милость”). – Чем больше всего доволен Постников? (что не получил худшего наказания, что совесть его чиста).– А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18 (стр.173).Вывод:“Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.” 9. Подведем итоги. (Слайд с неоконченными предложениями)– Продолжите предложения.Автор осуждает… (бесчеловечность, жестокие порядки в армии, несправедливость, карьеризм)Автор доволен тем, что… (среди замуштрованных солдат живо ещё человеческое)10. Первоначально Н.С.Лесков назвал свой рассказ “Спасение погибавшего”.– Почему автор изменил название? Почему, например не назвал “Солдат на часах”? (Главное слово в этом названии-“человек”, не солдат, не караульный, а человек. Даже стоя на часах, солдат Постников оставался человеком.) Автору важно, чтоб “в человеке человеческое восторжествовало”. 11. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя (Слайд –вывод: “…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя” (Н.С.Лесков).– Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? ( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми.) НЕ важно, кем вы станете, чиновниками, политиками или военными. Главное, чтобы оставались людьми.12. Домашнее задание у вас записано в словариках ( 1.Попробуйте следовать словам Лескова, выбранным в качестве эпиграфа), заберите их собой на память об уроке.)2. Письменно ответить на вопрос: “В чём смысл заглавия рассказа Н.С.Лескова “Человек на часах”?13. Оценки за урок:За словарик – За пересказ – За иллюстрации к рассказу – За сообщение о наказаниях–За знание текста – За участие в анализе и обсуждении рассказа –
14. Урок закончен. Спасибо за работу.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление: духовно – нравственное

Кружок «Почитай — ка»        

Начальное  общее образование, 3 класс, 68 часов

Срок реализации: 1 год

                                                                                                  Автор — составитель программы:

                                                                                      Яковлева Ирина Леонидовна,

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                 первая квалификационная категория

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа кружка «Почитай – ка » разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа является модифицированной. Разработана учителем начальных классов I квалификационной категории Яковлевой И.Л.

Рабочая программа составлена на уровень начального общего образования по духовно-нравственному направлению развития личности.

Актуальность программы 

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом. Овладение этими навыками обеспечивают успешность обучения  по всем  предметам школьной программы. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Практическая значимость программы

 Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать более глубокому изучению предмета «Литературное чтение, эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Реализация программы рассчитана на один год.  Занятия проводятся 2 раза в неделю.  Общее кол-во часов в год — 68 часов. Работа проводится в форме аудиторных (теоретических) и внеаудиторных (практических) занятий. Часы программы будут реализованы:

  • в течение учебной недели;
  • в период каникул;
  • с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения

Возраст детей, которым адресована программа – 9-10 лет.

Программа учитывает особенности обучения детей младшего возраста, их психологические особенности. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются книги и периодические издания из  библиотечного фонда школы, портреты детских поэтов и писателей, словари, компьютер, телевизор.

Формы подведения итогов: защита читательских дневников; конкурсы «Я – сказочник», «Заинтересуй друга!»; викторина «Животные –герои книг»;  проект «Расскажи о любимом писателе»; творческая мастерская «Что я люблю…»,  открытка- поздравление с Днем Победы.

  1. Цель и задачи программы

Целью программы является —  обучение детей способности чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; знакомство детей через литературу с миром человеческих отношений и нравственных ценностей.  

Задачи программы:

  • Обучающие — формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности; знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами.
  • Воспитательные – воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
  • Развивающие — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, творческой инициативы, памяти, внимания, наблюдательности, всех видов речевой деятельности. 
  1. Планируемые результаты  реализации  программы

Воспитательные результаты внеурочной деятельности кружка «Почитай – ка » распределены  уровням:

— первый – познавательная. Обучающиеся имеют первоначальные представления о многообразии литературных жанров. Ориентируются в книге.

— второй – формирование личностного отношения:  осознание значимости чтения для личного развития;  формирование потребности в систематическом чтении;

— третий – деятельностная. Используют  разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умеют самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемые результаты  реализации программы внеурочной деятельности кружка «Почитай-ка»

личностные результаты:

  – оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

  – эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  – понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  – высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

метапредметные результаты

регулятивные УУД

   – уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

   – уметь самостоятельно работать с новым произведением;

   – уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

   – уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

     прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

     отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

     ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

     составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

    – участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать   свою точку зрения;

    – оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию.

предметные результаты:

   – использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  – уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации   

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие  в однодневных и тематических выставках,  конкурсах, массовых мероприятиях.

  1. Содержание курса кружка внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Формы проведения

Формы организации

теоре

тиче

ские

практические

с применением дистанцион

ных образовательных технологий и электронного обучения

1.

Вводный урок.  Инструктаж. Мой читательский дневник.

Презентация учащимися своих читательских дневников. Рассказ о произведениях, прочитанных летом.

0,5

0,5

История книги. Библиотеки (5 ч.)

2 — 3

Былины, сказы, легенды

Чтение и рассматривание. Составление каталога. Характеристика героев. Ролевое чтение.

1

1

4.

Первые книги. Библия. Летописи. Рукописные книги.

Беседа. Чтение и рассматривание детской библии.

0,5

0,5

5

Система библиотечного обслуживания.

Экскурсия в школьную библиотеку, абонемент и читальный зал. Культура читателя.

1

6.

Книги – юбиляры 

Рассматривание книг. Чтение отрывков. Библиографическая справка

0,5

0,5

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (8 ч.)

7.

 Проект «Под осенним небом»…

Изготовление из природного материала героев русской народной сказки.

1

8.

Волшебные сказки – авторские и народные.

Рассматривание и сравнение сборников «Сказки А.С. Пушкина» и «Народные сказки».  

0,5

0,5

9.

П. Ершов. Сказка «Конек –Горбунок»

Презентация о творчестве П.Ершова. Просмотр мультфильма.

1

10.

К. Чуковский «Бармалей».

Чтение и инсценировка отрывка.

1

11.

Сказки Николая Дмитриевича Телешова

Знакомство с биографией и творчеством писателя. Слушание сказки «Живой камень»

0,5

0,5

12-13.

Сказки с загадками

Русская народная сказка «Дочь-семилетка», братья Гримм «Умная дочь крестьянская», А. Платонов «Умная внучка». Рассматривание и сравнение книг. Пересказ от 1-го лица.

1

1

14.

Конкурс «Я- сказочник».

Сочинение сказок о бытовых предметах.

1

Книги-сборники. Басни и баснописцы (5 ч.)

15.

Басни И. А. Крылова

Чтение и иллюстрирование басен И. Крылова.

1

.

16.

 Книги-сборники басен И.Крылова

Аппарат книги-сборника басен: титульный лист, аннотация, оглавление.

1

17

Басни С. В. Михалкова

Анализ басен. Мораль басни.

0,5

0,5

18.

 Басни в прозаической форме

 Л.Н. Толстого.

 Работа с текстом.

0,5

0,5

19.

Басни с «бродячими» сюжетами. Русские баснописцы И.Хемницер, А.Измайлов, И.Дмитриев

Исследование. Работа в группах.

0,5

0,5

Книги о родной природе (5 ч.)

20.

М. Пришвин. «Моя Родина»

Чтение. Выявление темы и главной мысли рассказа.

0,5

0,5

21.

Книга «Родные поэты».

Рассматривание сборника: (аппарат, оформление).

Стихи русских и хакасских  поэтов о родной природе в сопровождении музыкальных произведений  русских композиторов.

Чтение стихов по выбору.

1

22-23

Краски и звуки стихов о природе

Читаем и рисуем «Осенняя сказка»

1

1

24

Проба пера «Падает лист осенний…»

Сочинение-миниатюра. Стихи собственного сочинения

1

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч.)

25.

Книги Л. Н. Толстого.

Работа в группах: работа с каталогом, составление выставки книг.

0,5

0,5

26.

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

Составление плана произведения.

1

27.

Произведения Л.Н. Толстого.

Составление таблицы жанров произведений Л.Н. Толстого

0,5

0,5

Животные — герои детской литературы (7 ч.)

28.

Рассказы о животных А. Куприна.

Составление аннотации к рассказу «Барбос и Жулька»

1

29.

Книги- сборники о животных.

Структура книги-сборника: титульный лист, аннотация, иллюстрация, название книги, тип книги.

1

30-32.

 Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, н.Сладкова, В. Чаплиной, Г. Скребицкого.

Работа с текстом. Выразительное чтение. Просмотр фильма.

Реклама книги «Заинтересуй друга!» (конкурс отзывов).

1

2

33.

Художники-оформители книг о животных.

Проект «Обложка любимой книги».

1

34.

Итоговое занятие по разделу

1

Дети — герои книг. (10 ч.)

35.

Книги о детях.

Выставка книг.

( Л. Пантелеев, А. Гайдар, В. Драгунский и др.) Слушание. Обсуждение прочитанных произведений.

1

36.

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда».

Рассматривание книги, работа с текстом. Выразительное чтение отрывков.

0,5

0,5

37.

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака»

Просмотр фильма по мотивам рассказа В. Железнякова «Чудак из 5 «Б»»

1

38.

Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

Инсценировка рассказа «Как поросенок говорить научился».

1

39.

В.Ю. Драгунский «Расскажите мне про Сингапур»

Аппарат книги. Чтение рассказов из сборника.

0,5

0,5

40-41.

В.Ю. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»

Чтение по ролям. Просмотр фильма.

1

1

42.

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

Чтение. Инсценировка отрывка.

1

43.

Творческая мастерская «Что я люблю…»

Мини- сочинение.

1

44.

Проект «Расскажи о любимом писателе».

Защита проектов.

1

Книги зарубежных писателей (4 ч.)

45.

Библиографические справочники.

Отбор информации о зарубежных писателях.

0,5

0,5

46.

Дж. Родари «Сказки по телефону»

Ознакомительное чтение.

Беседа. Сравнение произведений.

0,5

0,5

47.

Дж. Чиарди. Стихи для детей.

Поиск произведений.  Выразительное чтение.

1

48.

Переводчики книг.

Беседа. Мультимедийная презентация.

1

Газеты и журналы для детей.(5 ч.)

49

Что такое периодика? Детские газеты и журналы.

Школьная библиотека Рассматривание материала. Структура газет  и журналов. Издатели газет и журналов.

1

50

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр»».

Работа с информацией.

0,5

0,5

51

Электронные периодические издания

Демонстрация. Рассказ учителя. «Детская газета», «Антошка».  

1

52-53

Создание классной газеты.

Проект. Работа в группах

2

Книги о детях войны (7 ч.)

54-55

Книга Л. Воронковой «Девочка из города».

Слушание отдельных глав, чтение, обсуждение содержания. Аппарат книги, иллюстрации и оформление

1

1

56-57

Лев Кассиль и его детские книги о войне.

Чтение, обсуждение содержания, слушание отдельных глав. Аппарат книги, иллюстрации и оформление

1

1

58-59

Творческая мастерская Открытка- поздравление с Днем Победы

Изготовление открыток.

2

60.

Никто не забыт, ничто не забыто.

Экскурсия к мемориалу

1

«Книги, книги, книги…» (6 ч.)

61.

Справочная литература. Словари.

Виды словарей. Поиск информации в словарях

0,5

0,5

62

Книги обо всем на свете.

Беседа, практическая работа: как правильно пользоваться энциклопедией.

1

63.

« Что такое? Кто такой?», «Почемучка»

Беседа. Рассматривание. Поиск информации

0,5

0,5

64.

Что нам читать летом?

Экскурсия в детскую городскую библиотеку

1

65-66

Книжкина больница

Ремонт книг из школьной библиотеки.

2

Итоговые занятия. (2 ч.)

67.

С моей книжной полки.

Презентация читательских дневников.

1

68

Итоговое занятие по курсу

Викторина « в мире книг»

1

Итого: 68 ч.

26

42

Список литературы

Используемая для  разработки программы и организации образовательного процесса:

  1. Н.Ф. Виноградова. Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Софронова А.А.  Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению « В мире книг».   
  3. Л.А. Ефросинина. Учебная хрестоматия.3 класс.- М.: Вентана- Граф, 2013          
  4. Сборник под редакцией И. А. Погореловой «Калейдоскоп внеклассных мероприятий». – М, :народное образование, Илекса, 2002
  5. С. А. Шин Сценарии школьных праздников «Летим мы на крыльях мечты». Издательство: Феникс, Ростов- на- Дону, 2002
  6. Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru

Рекомендуемая для детей и родителей:

  1. Сборник  внеклассное чтение «Полная библиотека.3 класс. Издательство: Омега-пресс, 2017 .
  2. Л.А. Ефросинина. Учебная хрестоматия.3 класс.- М.: Вентана- Граф, 2013          

Календарно – тематическое   планирование кружка  «Почитай – ка» 3 класс

занятия

Дата проведения

Тема занятия

Количество часов

Форма

проведения

план

факт

теория

практика

1

Вводный урок. Мой читательский дневник.

1

0,5

0,5

История книги. Библиотеки (5 ч.)

2

Былины, сказы, легенды.

1

1

3

Былины, сказы, легенды.

1 

1

4

Детская Библия.

1

0,5

0,5

5

Книги — юбиляры

1

1

6

Система библиотечного обслуживания

1

1

По дорогам сказок. Сказки народные и литературные (8 ч.)

7

Проект  «Под осенним небом»….

.

1

8

Волшебные сказки – авторские и народные

1

0,5

0,5

9

П. Ершов. Сказка «Конек –горбунок»

1

1

10

К. Чуковский «Бармалей».

1

1

11

Сказки Николая Дмитриевича Телешова

1 

0,5

0,5

12

Сказки с загадками.

1

1

13

Сказки с загадками.

1 

1

14

Конкурс «Я — сказочник».

1

1

Книги-сборники. Басни и баснописцы (5 ч.)

15

Басни И. А. Крылова

1

1

16

Книги-сборники басен И.Крылова

1 

1

17

Басни С. В. Михалкова

1

0,5

0,5

18

Басни в прозаической форме  Л.Н. Толстого.

1

0,5

0,5.

19

 Басни с «бродячими» сюжетами

1

0,5

0,5

Книги о родной природе (5 ч.)

20

М. Пришвин. «Моя Родина»

1

0,5

0,5

21

Книга «Родные поэты».

1

1

22

Краски и звуки стихов о природе.

1

1

23

Читаем и рисуем «Осенняя сказка»

1

1

24

Проба пера  «Падает лист осенний …»

1

1

Книги Л.Н. Толстого для детей (3 ч.)

Книги Л. Н. Толстого.

1

0,5

0.5

25

Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей».

1

1

27

Произведения Л.Н. Толстого.

1

0,5

0,5

Животные — герои детской литературы (7 ч.)

28

Рассказы о животных А. Куприна.

1

1

29

Книги- сборники о животных

1

1

30

Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, н.Сладкова, В. Чаплиной, Г. Скребицкого.

1

1

31

22.12

Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, н.Сладкова, В. Чаплиной, Г. Скребицкого.

1

1

32

28.12

Произведения Е. Чарушина, В. Бианки, н.Сладкова, В. Чаплиной, Г. Скребицкого.

1

1

33

11.01

Художники-оформители книг о животных.

1 

1

34

12.01

Итоговое занятие по разделу «Животные — герои детской литературы».

1

1

Дети — герои книг. (10 ч.)

35

18.01

Книги о детях.

1 

1

36

19.01

Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда».

1

0,5

0,5

37

25.01

По страницам книги В. Железникова «Жизнь и приключения чудака из 5 «Б»

1

38

26.01

Книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово».

1

1

39

01.02

В.Ю. Драгунский «Расскажите мне про Сингапур»

1 

0,5

0,5

40

02.02

В.Ю. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»

1

1

41

08.02

В.Ю. Драгунский «Пожар во флигеле, или подвиг во льдах»

1

1

42

09.02

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

1

43

15.02

Творческая мастерская «Что я люблю…»

1

1

44

16.02

Проект «Расскажи о любимом писателе».

1

1

Книги зарубежных писателей (4 ч.)

45

22.02

Библиографические справочники.

1

0,5

0,5

46

01.03

Дж. Родари «Сказки по телефону»

1

0,5

0,5

47

02.03

Дж. Чиарди. Стихи для детей.

1

1

48

09.03

Переводчики книг.

1

1

Газеты и журналы для детей.(5 ч.)

49

15.03

Школьная библиотека. Что такое периодика? Детские газеты и журналы

1

1

50

16.03

История изданий для детей: журналы «Мурзилка», «Костёр»».

1

0,5

0,5

51

22.03

Электронные периодические издания

1

1

52

23.03

Создание классной газеты.

1

1

53

29.03

Создание классной газеты.

1

1

Книги о детях войны (7 ч.)

54

30.03

Книга Л. Воронковой «Девочка из города».

1

1

55

Книга Л. Воронковой «Девочка из города».

1

1

56

Лев Кассиль и его детские книги о войне.

1

57

Лев Кассиль и его детские книги о войне.

1 

58

Творческая мастерская «Открытка- поздравление с Днем Победы»

1

1

59

Творческая мастерская «Открытка- поздравление с Днем Победы»

1

1

60

Никто не забыт, ничто не забыто. Экскурсия к мемориалу.

1

1

«Книги, книги, книги…» (5 ч.)

61

Справочная литература. Словари.

1 

0,5

0,5

62

Книги обо всем на свете.

Как правильно пользоваться энциклопедией?

1

1

63

«Что такое? Кто такой»

«Почемучка»

1

0,5

0,5

64

Экскурсия в детскую городскую библиотеку. Что читать летом.

1

65

Книжкина больница

1

1

66

Книжкина больница

1

1

Итоговые занятия. (2 ч.)

67

С моей книжной полки.

1

1

68

Итоговое занятие. Викторина «В мире книг»

1

1

Итого:

68 ч.

26

42

Корректировка дат проведения занятий по календарно – тематическому планированию:

Тема занятия

Кол- во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Примечания

Составила: Яковлева И.Л.

Многомудрый Литрекон поведает об основных событиях интригующего рассказа Н.Лескова «Человек на часах» в сокращении, не упуская ни единой детали. Краткий пересказ поможет узнать о героях книги и расскажет о захватывающем сюжете, который герои переживали в сильнейшем напряжении. 

Глава 1

Автор утверждает, что событие эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия является подлинным.

Глава 2

В 1839 году в Петербурге зимой была очень теплая погода, всё таяло, как будто наступила весна.

Караул Зимнего дворца находился под командованием талантливого молодого офицера-Николая Ивановича Миллера. Он отличался гуманным отношением к службе. 

Именно на караульной очереди Миллера произошло событие, которое помнят далеко не многие.

Глава 3

Миллер любил читать и много времени проводил за чтением. Во втором часу ночи к нему пришел до смерти испуганный разводный унтер-офицер и сказал, что случилось страшное несчастье. 

Глава 4

Часовой Постников, стоя на посту, услышал крики о помощи утопающего человека. Он долго не сходил с места и слушал крики и стоны человека, надеясь, что сейчас кто-нибудь выйдет на набережную и спасет утопающего. 

Крики то умолкали, то начинались с новой силой и все ближе и ближе к набережной. Вот крики уже были настолько близко, что слышны были всплески воды. Постников разрывался: он хотел помочь утопающему, но ему нельзя покидать свой пост, ведь он часовой. 

Еще полчаса длились стоны, утопающий был совсем близко и часовой сорвался со своего поста на помощь.

Глава 5

Постников спас человека, вывел его на набережную. В это время проезжал офицер придворной инвалидной команды. Он забрал спасенного с собой в Адмиралтейский дом. Приставу он сказал, что сам спас человека.

Офицер рассчитывал, что ложь поможет ему получить медаль. Правда, он не учел, что его наряд был абсолютно сухим, и это было подозрительно. Сам утопающий был в шоке и сам позабыл о случившемся.

Глава 6

Постникова привели к Миллеру, где он всё рассказал командиру. За оставленный пост ему грозил суд. В такие дела лично вмешивался сам государь, и влететь могло всему руководству.

Николай Иванович его выслушал и, опасаясь больших неприятностей, послал записку с просьбой помочь своему батальонному командиру подполковнику Свиньину. Было уже около трех часов, времени было в обрез.

Глава 7

Свиньин был строг, дисциплинирован и неумолим. Он жестоко наказывал провинившихся на службе, поэтому все понимали, что Постникову сильно достанется. Офицер был карьеристом и сильно дорожил своей репутацией.

Свиньин понимал, что случай с отлучившимся солдатом недоброжелатели и завистники используют против него самого.

Глава 8

Свиньин прибыл в караульню Зимнего дворца, выслушав рассказ Постникова, он отправил часового в казарменный карцер. Он захотел скрыть все от царя, так как спасение человека не было достаточным поводом для отлучки с поста.

Он обдумывал, как поступить, даже хотел поехать самолично к великому князю и чистосердечно всё рассказать. Тот всегда кричал в первый раз, но потом сам же и заступался. Однако тут он придумал другой план.

Глава 9

Свиньин решил ехать прямо к обер-полицмейстеру Кокошину. Всё знали, что он «умеет сделать из мухи слона, но так же легко умеет сделать из слона муху». Этот офицер благоволил всем шалунам в армии и охотно прикрывал их проступки, ведь считал их забавными.

Был уже пятый час утра.

Глава 10

Свиньин приехал к генералу и всё ему изложил. Пришел к выводу, что Кокошину уже всё доложили, но это было не так. Пристав просто не видел смысла тревожить начальство столь нелепым случаем, к тому же история инвалидного офицера была весьма сомнительна. 

Кокошин послал за приставом, инвалидным офицером и спасенным утопленником. 

Глава 11

Приглашенные прибыли к Кокошину (генералу). В ходе разговора выясняется, что спасенный был пьян и хотел сократить путь через лёд, а лица спасителя не запомнил.

Кокошин соврал ему, что его спас «инвалидный» офицер, и отпустил. 

Глава 12

Кокошин сделал вид, что поверил инвалидному офицеру, обещая наградить его медалью. Воодушевленный и благодарный «спаситель» и пристав покинули дом Кокошина.  

Кокошин спросил у Свиньина, не был ли он у князя? Получив отрицательный ответ, он попрощается с подполковником. 

Глава 13

Кокошин вручил «инвалидному» офицеру медаль «за спасение погибавших». Он знал, что это не правда, но так было выгодно для всех.

На четвертый день Свиньин поехал в Петровский домик и помолился.

На следующий день он встретился с Миллером, они с облегчением обсудили произошедшее. Свиньин напомнил, что Постников всё еще в карцере, а его надо бы наказать его двумястами ударами розог публично. Затем его стоит освободить.

Глава 14

Миллер попытался отговорить Свиньина от этого предложения. Свиньин пресёк все попытки смягчения со стороны Миллера. Он, напротив, ужесточил наказание и сделал ему выговор за неуместный либерализм в армии, где должен быть строгий порядок.

На дворе Измайловских казарм Постникова высекли новобранцы, после этого он сразу же был доставлен в лазарет.

Глава 15

Свиньин навестил Постникова в лазарете и подарил ему сахара и чай, чтобы он поскорее поправлялся. Постников искренне радуется подарку и наказанию, потому что ожидал худшего.

Глава 16

Начали ходить слухи об этом случае. Люди придумывают невероятные подробности и распускают ложные факты. История доходит до некоего владыки, который благоволит Свиньину.

Он видит в истории много неясностей и нелепостей.

Глава 17

По просьбе владыки, офицер Свиньин рассказал всю правду о случившимся. Он сказал, что его беспокоит несправедливость приговора.

Но Владыко ответил, что все правильно: спасать людей — это долг человека, и никаких наград за это не положено. А вот нарушение служебного долга не должно быть оправдано ни в коем случае. Поэтому наказание вполне заслужено.

Глава 18

Автор размышляет о том, что Постников поступил правильно и восхищается его добротой.

Автор: Екатерина Шишкарева

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

Деятельность

учащихся

Вид и форма
контроля

По плану

По факту

Древнерусская
литература.

1

1.       

«Задонщина».
Тема единения Русской земли.

1

Особенности развития
древнерусской литературы. Выразительное чтение и исследовательская работа с
текстом.

текущий

Литература
XVIII века

1

2.       

«История государства Российского» (фрагмент).

1

«Уважение к минувшему» в
исторической хронике Н.М.Карамзина. Чтение и анализ фрагмента.

текущий

Литература
XIX века

3

3.       

Образ
родной природы в стихах поэтов XIX в. Апухтин А.Н.
Стихотворение «День ли
царит, тишина ли ночная…».

1

Выразительно читают и анализируют
образ родной природы в  стихах поэтов  XIX в.

текущий

4.       

Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина
А.Н.

1

Анализируют образ родной
природы в стихах поэтов XIX в. Рассматривают поэтические традиции XIX века в
творчестве  Апухтина А.Н.

текущий

5.       

Бестужев-Марлинский
А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство
чувств героя рассказа

1

Выразительное чтение рассказа, исследовательская
работа с текстом, характеристика персонажей.

текущий

Литература XX  века

29

6.       

«Живое
и мёртвое в рассказе Куприна А.И. «Гамбринус».

1

Выразительное чтение и пересказ ,
исследовательская  работа с текстом, характеристика персонажей.

текущий

7.       

Аверченко
А.Т. Сатирические и юмористические рассказы писателя.

1

Определение
в произведении элементов  сюжета, композиции, изобразительно-выразительных  средств
языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания
произведения.

текущий

8.       

Рассказ
Аверченко А.Т. «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко

1

Читают и анализируют рассказ.  Работа
с текстом, составление плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

9.       

Сухомлинский В.А. «Легенда о
материнской любви». Темы материнской любви и сыновней благодарности.

1

Выразительное чтение и пересказ, исследовательская
работа с текстом, характеристика персонажей.

текущий

10.   

И.А.Бунин.
Рассказы из цикла «Темные аллеи».

1

Читают и анализируют рассказы из
цикла «Темные аллеи». Работа с текстом.

текущий

11.   

И.А.Бунин.
«Холодная осень».

1

Работа с текстом, составление
плана, анализ образов. Тема и идея произведения. Тест.

текущий

12.   

А.Толстой.
«Русский характер» —
своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 

1

Выразительное чтение. Работа с
текстом, составление плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

13.   

Лихачев Д.С. «Земля родная» (главы из книги). Духовное
напутствие молодежи.

1

Выразительное чтение,
исследовательская  работа  с текстом.

14.   

Солженицын А.И.
Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о
проблемах современного общества и о судьбе России.

1

Работа с текстом, составление
плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

15.   

Распутин В.Г.
«Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

1

Выразительное чтение,
исследовательская  работа  с текстом, характеристика персонажей.

текущий

16.   

Контрольная
работа.

Выполняют контрольную работу.

промежуточный

17.   

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»

1

Сообщения учащихся. Выразительное
чтение рассказа, исследовательская работа с текстом, характеристика
персонажей.

текущий

18.   

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»

1

Безнравственность забвения
человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям,
памяти о них. 

текущий

19.   

Психологизм
рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба».

1

Выразительное чтение рассказа,
исследовательская работа с текстом, характеристика персонажей.

текущий

20.   

К.Г.Паустовский.
«Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа)

1

Выразительное чтение,
исследовательская работа  с текстом, характеристика персонажей.

текущий

21.   

К.Г.Паустовский.
«Телеграмма». Отношение Насти к матери. Смысл названия рассказа)

1

Отношение Насти к матери. Смысл
названия рассказа.

текущий

22.   

А.Грин. «Зеленая
лампа».

1

Рассуждают над вопросом: «Что
нужно человеку для счастья?». Выполняют тест.

текущий

23.   

Глубина
философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном
мире».

1

Сообщения учащихся. Работа с
текстом, составление плана, анализ  образов. Тема и идея произведения.

текущий

24.   

Глубина
философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном
мире».

1

Работа с текстом,  анализ 
образов. Тема и идея произведения.

текущий

25.   

Екимов Б.П. «Ночь
исцеления».

1

Трагическая
судьба человека в годы  Великой Отечественной войны. Работа с текстом,
составление плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

26.   

Толстая Т.Н.
«Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа.

1

Тема
нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Работа с текстом, составление
плана, анализ образов. Тема и идея произведения.

текущий

27.   

Е.
Габова.  Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро».

1

Проблема отсутствия понимания
между людьми. Работа с текстом, составление плана, анализ образов. Тема и
идея произведения.

текущий

28.   

Захар Прилепин. «Белый квадрат».
Нравственное взросление героя рассказа.

1

Рассматривают проблемы памяти,
долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя. Работа с текстом, составление плана, анализ образов. Тема и идея
произведения.

текущий

29.   

Захар Прилепин. «Белый квадрат».
Нравственное взросление героя рассказа.

1

Рассматривают проблемы памяти,
долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя. Работа с текстом, составление плана, анализ образов. Тема и идея
произведения.

текущий

30.   

Творчество поэтов Воронежской
области.

1

Выразительное чтение 
стихотворений, анализ.

текущий

31.   

Итоговая
контрольная. Сочинение

1

 Выполняют контрольную работу

итоговый

32.   

Комплексное повторение

1

Повторяют
изученное

текущий

33.   

Резервный урок

1

текущий

34.   

Резервный урок

1

текущий

Всего

34

  • План рассказа чайник андерсен
  • План рассказа хорь и калиныч
  • План рассказа хождение за три моря афанасия никитина
  • План рассказа филипок лев николаевич толстой
  • План рассказа филиппок толстой 4 класс