План рассказа бежин луг тургенева

Урок 18 и. с. тургенев. бежин луг 01.02.2012 57300 3703 урок 18 и. с. тургенев. бежин луг цели: познакомить с

Урок 18 И. С. ТУРГЕНЕВ. «БЕЖИН ЛУГ»


01.02.2012


57300


3703



Урок 18
И. С. ТУРГЕНЕВ. «БЕЖИН ЛУГ»

Цели:  познакомить
с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы, богатство
выразительных средств языка; показать мастерство портретной характеристики;
подчеркнуть авторское отношение и вызвать в учащихся любовь к людям, к природе.

Методические
приемы
: комментированное чтение, пересказ, аналитическая беседа, чтение
наизусть.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей
урока.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное
слово учителя.

– Почему книга, в которую входят рассказы, названа
«Записки охотника»? (В каждом из 25 рассказов появляется
охотник-рассказчик.)

– Какова основная тема «Записок охотника»? Тургенев
страстно любил охоту, и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам
о самой охоте: скитаясь с ружьем, писатель накапливал наблюдения за окружающей
жизнью, а дупели и бекасы спокойно порхали с ветки на ветку. Охотник Тургенев
никуда не стреляет, он следит не за полетом птицы, а за золотисто-серыми, с
белыми краями облаками, смотрит на стальные отблески воды. Ничто в природе не
ускользает от его верного поэтического и пытливого взгляда!

События в рассказах, которые произошли в Орловской
губернии, знакомят нас с миром русской деревни середины XIX века: помещиками,
их приспешниками и, главное, с русским крепостным крестьянином той поры. «Но
что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» – спрашивал В.
Г. Белинский и сам отвечал на этот вопрос: «Как что? Его душа, ум, сердце,
страсти, наклонности, – словом, все то же, что и в образованном». Слова
великого русского критика были своеобразной программой тех лет, подсказывали
прогрессивным русским писателям путь их творчества. По этому пути и пошел
Тургенев.

Попытаемся восстановить композицию рассказа.

I. «Прекрасный июльский день» (погода установилась
надолго):

1) «кроткая заря»;

2) знойный полдень;

3) спокойный закат.

II. Скитания охотника:

1) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»);

2) теперь путь найден («…нужно вправо взять»);

3) заблудился совершенно («пошел наудалую»);

4) Бежин луг.

III. У костра в ночном:

1) костер в ночи;

2) пять деревенских мальчиков;

3) рассказ Илюши о случае в рольне;

4) рассказ Кости о том, как русалка «испортила»
Гаврилу;

5) рассказ о псаре Ермиле и оборотне;

6) неожиданная тревога;

7) рассказ Илюши о покойном барине и бабке Ульяне;

8) рассказ Павлуши о «предвидении»;

9) рассказы Илюши и Павлуши о Тришке (антихристе);

10) разговоры о бучиле, лешем, водяном;

11) рассказ Кости об утонувшем Васе («Я Васин голос
слышал»).

IV. Наступило утро:

1) рассвет;

2) мальчики возвращаются с табуном.

V. Эпилог (заключительная часть произведения,
сообщающая о дальнейшей судьбе героев): смерть Павлуши.

2. Работа с
текстом.

1) Чтение учителем описания природы.

2) Задание:
определить границы трех сменяющихся картин (утро, полдень, закат).

Утро – назвать эпитеты, объяснить значение («кротким»
– застенчивым, невызывающим, назойливым, слабым; солнце –
«приветно-лучезарное», облака «лазурны»).

Сравнения и метафоры: «пылает пожаром» – чуть розовая,
алая, солнце «всплывает», «погрузится» в туман, облака «не трогаются»,
«сдвигаются», «теснятся», «проникнуты светом и теплотой»; «засверкает
змейками», блеск – блеску кованого серебра, облака – «острова». полдень (облака, «как дым», звезда –
«свечка», солнце «закатилось», звезда – «затеплится»; ветер – «разгоняет,
раздвигает накопившийся зной», вихри – «гуляют»; «трогательной кротости»).

Вывод.
Каждое слово дышит любовью к родине. Писатель бережно, любовно подбирает каждое
слово, чтобы передать нежную красоту рус-ского 
лета.  Природа  у 
Тургенева  наполнена  живыми 
звуками  и  запахами («В сухом и чистом воздухе пахнет
полынью, сжатой рожью и гречихой…»).

Задание:
зачитать строчки, рисующие состояние охотника (удивление – «эге!», испуг –
«как-то жутко», «странное чувство», «отдернул… ногу»).
Автор, оказавшись
ночью в незнакомых местах, в полном одиночестве, испытывает робость и тревогу.

– Какие эпитеты, сравнения, метафоры рисуют душевное
состояние автора, прошагавшего с охотничьим ружьем не один десяток лет и
великолепно знавшего природу? (Вечерняя мгла – «угрюмый мрак», «отчаянно
устремился», «странное чувство», камни «сползлись».)

Задание:
зачитать  описание  наступления 
ночи.  Найти  метафоры
(«ночь… росла», «звездочки зашевелились»), сравнения («ночь… как
грозовая туча»),
эпитеты («пугливо нырнула», «громадными клубами»,
«побледневшее небо»).

IV. Подведение итогов урока.

– Вы прочитали еще одно произведение И. С. Тургенева
– «Бежин луг». Каково ваше впечатление?

– Какую роль в рассказе играют описания природы,
смена дня и ночи?

Домашнее задание: близко к тексту описать
картины природы, пересказать истории мальчиков.



Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.


Иван Сергеевич Тургенев- 200 лет со дня рождения. (1818 – 1883)

Иван Сергеевич Тургенев- 200 лет со дня рождения. (1818 – 1883)




расширить знания учащихся о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы Помочь учащимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; помочь учащимся активно воспринимать материал Формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя. Демина Светлана Владимировна, МОУ

  • расширить знания учащихся о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы
  • Помочь учащимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; помочь учащимся активно воспринимать материал
  • Формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя.

Демина Светлана Владимировна, МОУ «СОШ №3» г.Ухты Республики Коми

2


Иван Сергеевич Тургенев: человек, писатель, гражданин Ежели Пушкин имел полное право сказать, что он пробуждал «чувства добрые», то то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев. М.Е. Салтыков-Щедрин

Иван Сергеевич Тургенев: человек, писатель, гражданин

Ежели Пушкин имел полное право сказать, что он пробуждал «чувства добрые», то то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев.

М.Е. Салтыков-Щедрин


Сергей Николаевич Тургенев Варвара Петровна Лутовинова

Сергей Николаевич Тургенев

Варвара Петровна Лутовинова


Петербургский университет Московский университет Берлинский университет

  • Петербургский университет
  • Московский университет
  • Берлинский университет


План рассказа бежин луг тургенева


Здесь напечатаны и по достоинству оценены «Записки охотника», «Ася», «Рудин», «Дворянское гнездо», литературная критика и публицистика

  • Здесь напечатаны и по достоинству оценены «Записки охотника», «Ася», «Рудин», «Дворянское гнездо», литературная критика и публицистика


Вспомните героев И. С. Тургенева «Муму»

Вспомните героев И. С. Тургенева «Муму»


План рассказа бежин луг тургенева


План рассказа бежин луг тургенева


Вспомните героев рассказа «Бежин луг»

Вспомните героев рассказа «Бежин луг»


План рассказа бежин луг тургенева


План рассказа бежин луг тургенева


План рассказа бежин луг тургенева


« Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…» И.С.Тургенев

« Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…» И.С.Тургенев


Гроза промчалась Гроза промчалась низко над землею...  Я вышел в сад; затихло всё кругом -  Вершины лип облиты мягкой мглою,  Обагрены живительным дождем.  А влажный ветер на листья тихо дышит...  В тени густой летает тяжкий жук;  И, как лицо заснувших томно пышет,  Пахучим паром пышет темный луг.  Какая ночь! Большие, золотые  Зажглися звезды... воздух свеж и чист;  Стекают с веток капли дождевые,  Как будто тихо плачет каждый лист.  Зарница вспыхнет... Поздний и далекий  Примчится гром - и слабо прогремит...  Как сталь, блестит, темнея, пруд широкий,  А вот и дом передо мной стоит. 

Гроза промчалась

Гроза промчалась низко над землею…  Я вышел в сад; затихло всё кругом —  Вершины лип облиты мягкой мглою,  Обагрены живительным дождем.  А влажный ветер на листья тихо дышит…  В тени густой летает тяжкий жук;  И, как лицо заснувших томно пышет,  Пахучим паром пышет темный луг.  Какая ночь! Большие, золотые  Зажглися звезды… воздух свеж и чист;  Стекают с веток капли дождевые,  Как будто тихо плачет каждый лист.  Зарница вспыхнет… Поздний и далекий  Примчится гром — и слабо прогремит…  Как сталь, блестит, темнея, пруд широкий,  А вот и дом передо мной стоит. 


Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека! Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге. Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною. Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога. И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно! Особенно один из них так и надсаживал бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно! А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя. Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я. И пускай надо мной кружит мой ястреб… — Мы еще повоюем, чёрт возьми!

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!

Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.

Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.

Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.

И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно!

А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.

Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.

И пускай надо мной кружит мой ястреб…

— Мы еще повоюем, чёрт возьми!


План рассказа бежин луг тургенева


«Нищий» В стихотворении «Нищий» автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния. Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с нищими, с презрением отворачиваются от них. И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними. Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе. Это и является главной идеей стихотворения

«Нищий»

В стихотворении «Нищий» автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния.

Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с нищими, с презрением отворачиваются от них. И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними.

Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

Это и является главной идеей стихотворения


« «Собака» Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ. Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит, махнет... своим холодным широким крылом... И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно….

« «Собака»

Стихотворение «Собака» занимает важное место в сборнике. В нем Тургенев размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о его быстротечности, об общности человека со всем живым вокруг него, о тождественности мироощущения живых существ. Разыгравшаяся за окном буря символизирует в стихотворении бурю самой жизни, ее стихийность, непредсказуемость, беззащитность перед ней всего живого. Эта буря страшная, неистовая. Смотрят друг на друга человек и собака, и в глазах у них светится один и тот же трепетный огонек, мысль о том, что «смерть налетит, махнет… своим холодным широким крылом… И конец!» А ведь столько прожито, столько всего в душе и в памяти, и все это уйдет в никуда совершенно бесследно….


«И мне радостно сказать Вам… что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни». И.С. Тургенев. 28.10.1850

  • «И мне радостно сказать Вам… что встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни».

И.С. Тургенев. 28.10.1850


К *** (Через поля к холмам тенистым...) Через поля к холмам тенистым  Промчался ливень... Небо вдруг  Светлеет... Блеском водянистым  Блестит зеленый, ровный луг.  Гроза прошла... Как небо ясно!  Как воздух звучен и душист!  Как отдыхает сладострастно  На каждой ветке каждый лист!  Оглашено вечерним звоном  Раздолье мирное полей...  Пойдем гулять в лесу зеленом,  Пойдем, сестра души моей.  Пойдем, о ты, мой друг единый,  Любовь последняя моя,  Пойдем излучистой долиной  В немые, светлые поля.  И там, где жатва золотая  Легла волнистой полосой,  Когда заря взойдет, пылая,  Над успокоенной землей,-  Позволь сидеть мне молчаливо  У ног возлюбленных твоих...  Позволь руке твоей стыдливо  Коснуться робких губ моих... Иван Тургенев, 1844

К *** (Через поля к холмам тенистым…)

Через поля к холмам тенистым  Промчался ливень… Небо вдруг  Светлеет… Блеском водянистым  Блестит зеленый, ровный луг.  Гроза прошла… Как небо ясно!  Как воздух звучен и душист!  Как отдыхает сладострастно  На каждой ветке каждый лист!  Оглашено вечерним звоном  Раздолье мирное полей…  Пойдем гулять в лесу зеленом,  Пойдем, сестра души моей.  Пойдем, о ты, мой друг единый,  Любовь последняя моя,  Пойдем излучистой долиной  В немые, светлые поля.  И там, где жатва золотая  Легла волнистой полосой,  Когда заря взойдет, пылая,  Над успокоенной землей,-  Позволь сидеть мне молчаливо  У ног возлюбленных твоих…  Позволь руке твоей стыдливо  Коснуться робких губ моих…

Иван Тургенев, 1844


 Повесть о любви «Ася»

Повесть о любви «Ася»


План рассказа бежин луг тургенева


Литературное наследие Тургенева Демина Светлана Владимировна, МОУ

Литературное наследие Тургенева

Демина Светлана Владимировна, МОУ «СОШ №3» г.Ухты Республики Коми


«В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». М. Горький

«В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление – понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле».

М. Горький


Тургенев умер 22 августа 1883 года на руках Полины Виардо Тело писателя было отправлено в Россию и согласно завещанию похоронено на Волковом кладбище. Причем, в Петербурге ему устроили такое торжественное погребение, какого не видывали со времен кончины Пушкина. А в Париже на проводах гроба с телом писателя в Россию французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России…»

Тургенев умер 22 августа 1883 года

на руках Полины Виардо

Тело писателя было отправлено в Россию и согласно завещанию похоронено на Волковом кладбище. Причем, в Петербурге ему устроили такое торжественное погребение, какого не видывали со времен кончины Пушкина.

А в Париже на проводах гроба с телом писателя в Россию французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: «Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России…»

1. Тема: Талант свойственен и богатому, и бедному.

Проблема: Если талантлив бедный человек, то он не может толком выразить себя и рассчитывать на достойную награду.

Посетители кабака наслаждаются песней и ценят красивое и искреннее ее исполнение. Яков поет, реализовывает свой талант – посетители кабачка испытывают сильные чувства, восторгаются им.

Последующие картины пьяных посиделок наводят уныние. Не даром рассказчик покидает кабачок до этой досадной кульминации. «Осьмушка пива» – такова плата Якову за прекрасное исполнение. И вряд ли когда-нибудь он получит вознаграждение, достойное его незаурядных способностей.

2. Тема: Влияние песни, музыки на людей.

Проблема: Несмотря, что бедняки умеют воспринимать и чувствовать музыку, они не знают, куда деть накопленную радость и удовольствие.

Музыка оказывает сильное влияние на людей. Песня Якова затрагивает человека, его чувства, напоминает о сокровенном и дорогом. Голос Яши помогает посетителям кабачка почувствовать наслаждение, радость, печаль.

В этой песне Яша выражает себя, проявляет свой талант. Его песня идет от души, и все остальные чувствуют это.

Соревнование певцов, которые начались с таким интересом и вдохновением, в итоге заканчивается всеобщей попойкой.

Получив позитивные эмоции, завсегдатаи кабачка не имеют возможности выплеснуть свои чувства во что-то приятное, дельное, интересное.

В их крестьянской жизни нет такого понятия, как развлечения, удовольствия, отдых. Все, что они умеют делать – это тяжело и много работать. Крестьяне не имеют своего хобби, редко занимаются творчеством.

Они батрачат на своего барина, и не представляют другой жизни.

Прекрасная песня вдохновила всех присутствующих, и они счастливы. Что же делать дальше? Как проявить эти эмоции, которое они испытали, слушая красоту песни? Все, что они могут придумать, так это сильно напиться.

В рассказе «Певцы» Тургенев продолжает описывать жизнь крестьян, проявляя в нем антикрепостнический пафос. Автор показывает, как губительно отражается крепостничество на личности человека. Он описывает талантливого крестьянского парня – исполнителя песен. Слушая его, можно радоваться, вздыхать, плакать. И действительно, так высокое искусство действует на человека.

Но у крепостного таланта нет будущего. Парень может выразить себя только в узком кругу людей. А отблагодарят Якова за его умение лишь «осьмушкой пива» или стопкой водки. И хочется надеяться, что Яков не сопьется по воле «благодарных» слушателей. А что может предложить крестьянин крестьянину за красивую песню? Он может накормить и налить водки талантливому певцу.

Образы посетителей кабачка находятся в единстве. В состязании происходит противостояние двух певцов, но оно не выражено сильно и конфликтно. У меня такое чувство, что певцы больше приятно проводили время и само выражались, чем стремились победить друг друга. Тургенев описывает, что певцы волновались.

На мой взгляд, их волнение больше относилось к тому, что им придется петь, чем к желанию победить. Каждый из певцов поздравлял другого с отличным исполнением песни. Я ощущаю единство образов присутствующих, которое помогло им всем с удовольствием провести время.

Пусть даже это все закончилось всеобщей попойкой.

В самом начале произведение дано описание страшного оврага, напоминающего бездну. Такое чувство, что именно в этой бездне и течет жизнь крепостных – трагичная и унылая.

Яркие эпитеты помогают Тургеневу передать портреты персонажей, атмосферу кабачка, и чувства его завсегдатаев, слушающих песню. Он пишет про рябого и курчавого, про тупой вздернутый нос, про карие глазки и жидкую бороду. Слушатели принялись подхватывать песню вполголоса либо стояли разнеженные, топали, семенили ногами, у кого-то скатилась слеза.

Образ Якова-певца – это высокий, возвышенный символ. Он олицетворяет собой лучшие черты русского народа, правдивую и талантливую душу.

«Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль».

Тургенев видел в красоте огромную силу, над которой ничего не властно, даже смерть. Он считал, что особенно ярко эта сила проявлена в индивидуальности человека.

Основной конфликт – между талантом и безысходностью жизни крепостного.

Когда Яков поет – он счастлив. Парень выражает себя, он нашел свое призвание – петь песни. Когда человек нашел себя, занимается любимым делом, то за него радуешься. В этом я вижу сильную сторону Якова – он знает свое призвание и с наслаждением проявляет себя.

Свои способности парень сможет выразить только небольшому количеству людей. И плата за его труд будет несоизмеримой его таланту. Парня хорошо накормят, нальют ему водки. И есть опасность, что парень сопьется, регулярно получая вознаграждение за свой большой талант.

Урок литературы в 10-м классе «Особенности русского национального характера в рассказе И.С .Тургенева «Певцы»

Цели урока:

  1. Выявить особенности русского национального характера (на примере героев рассказа «Певцы»).
  2. Заставить думать, сопоставлять, волноваться, сопереживать, почувствовать, что все герои «Записок охотника», – и крестьяне, и помещики – это русский народ.

Задачи:

  • организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала;
  • учить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;
  • помочь учащимся раскрыть глубину поэтического мастерства писателя, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы;
  • проанализировать, насколько изменился и изменился ли русский характер в современном мире;
  • закрепление навыков анализа текста;
  • продолжить работу по развитию речи учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

(Рабочий лист к уроку – вопрос 1. Приложение 1)

На прошлом уроке мы с вами начали изучать цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Презентация.(слайд 1)

Вопрос классу: Что такое цикл? Почему же это не сборник рассказов, а цикл? (слайд 2)

  • Цикл – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей.
  • Образ рассказчика объединяет все 25 рассказов, в которых мы сталкиваемся с историями жизни крестьян и помещиков, мужчин и женщин, пожилых и молодых, с жизнью природы, приключениями охотников (тематическое единство); большинство рассказов посвящено жизни крестьян и решительно опровергается т. зр. о них как о людях неполноценных, глупых, неряшливых, ленивых (идейное единство); сама композиция рассказов свидетельствует об их жанровом единстве: небольшая предыстория, сопровождаемая пейзажем, знакомство с новым героем (его портрет, история жизни, беседа с ним), неожиданная концовка (никаких выводов, никакой морали)

3. Слово учителя. Беседа с классом

Продолжаем с вами знакомство с «Записками охотника» И.С. Тургенева. (слайд 3)

Дома вы прочитали рассказ «Певцы».

Вопрос классу: Как вы думаете, что сегодня будет в центре нашего внимания на уроке? О чем мы будем с вами говорить?

  • о героях рассказа, об их талантливости, уме, поэтичности, непохожести, необычности, умении чувствовать…

А это все и есть составляющие характера человека, и мы, вслед за И. С. Тургеневым, понаблюдаем за героями, постараемся выявить особенности характера русского человека (тема урока). (слайд 4)

4. Анализ рассказа «Певцы». Работа с текстом

  1. На сколько частей (с т.зр. композиции) можно разделить рассказ?
  2. Какие?
    • 1 ч. – описание Колотовки и Притынного кабачка, его посетителей и хозяев.
    • 2 ч. – состязание певцов.
    • 3 ч. – картина всеобщего пьянства.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.

Начнем с самого начала. Прочитаем описание села.

При описании села Тургенев прибегает к географической точности. Зачем?

  • чтобы придать событиям жизненную правдивость.

На какой детали при описании села автор акцентирует наше внимание?

  • «страшный овраг» – «бездна посреди жизни»
  • кабак – «путеводная звезда», место греховное, а действие, которое будет там происходить – состязание певцов – воспарение духа.

В основе сюжета, по свидетельству автора, лежит реальный факт. Рассказ певцы «густо населен». Тургенев рисует целую галерею «оригинальных личностей».

Ж. Санд: «Я была под обаянием обширной галереи портретов с натуры, которую Вы опубликовали…Какая мастерская кисть! Их как будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян с севера, – еще крепостных в ту эпоху…». (слайд 6)

  1. Что же это за люди? Перечислим их, найдем их портрет в тексте (Рабочий лист к уроку. Приложение 1):
    • кабатчик с женой (Николай Иванович);
    • торговец (Моргач);
    • мелкий помещик – однодворец (Дикий – Барин);
    • дворовый (Оболдуй);
    • забитый мужичонка в изорванной свитке;
    • Яков-Турок;
    • рядчик.
  2. Зачем автор дает нам портреты героев?
    • портрет является средством раскрытия психологии героев.

Но не только портрет является средством раскрытия характеров героев. Он вступает во взаимодействие с сюжетом, в результате этого проявляется индивидуальные особенности героев и социальная обобщенность их.

Каждый из героев характеризуется в рассказе дважды: кроме описания внешности раскрываются внутренние качества героя.

Тургенев делает довольно пространные экскурсы в прошлое своих героев и намечает весь их жизненный путь.

  1. Зачем это нужно автору?
    • это дает возможность не только показать индивидуальные особенности характера того или иного героя, но и проследить в какой-то мере процесс его формирования.

Например, фигура Моргача зримо встает перед читателем именно в результате знакомства с его жизнью.

  1. Какова его жизнь? «Человек, себе на уме…который знает людей и умеет ими пользоваться», Моргач прошел нелегкий жизненный путь.

    Бывший дворовый, служивший некогда кучером у старой барыни, он бежал с господской тройкой лошадей, но, испытав за год все «бедствия бродячей жизни», вернулся снова к барыне, в течение нескольких лет «примерным поведением» искупил свою вину, вошел к ней в доверие и стал приказчиком, а после смерти барыни оказался неизвестно каким образом «на воле», приписался к мещанам, занялся торговлей и разбогател. Такова краткая биография Моргача, но и она с достаточной ясностью дает понять читателю, что сама крепостническая действительность, где господствует право сильного, толкнула крепостного слугу Моргача на путь преступления и нечистых сделок, превратила его в расчетливого и эгоистического дельца, которому «ни до кого дела нет».

  2. Что можно сказать о жизни Оболдуя? То же самое можно сказать и о другом бывшем дворовом, Оболдуе, с той только разницей, что Моргачу удалось выбиться «в люди», а Оболдуй спился и, потеряв совершенно человеческое достоинство, превратился в нахлебника.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ.

Сцена состязания является связующим звеном, которое объединяет все части рассказа в единое целое и значительно усугубляет психологическую характеристику персонажей.

  1. Одинаково или по-разному относятся герои к пению рядчика и Якова?
    • по-разному. И в этом отношении проявляются особенности характера каждого из них.

ПЕСНЯ РЯДЧИКА (чтение текста).

  1. Как реагируют слушатели на его пение?
    • «общий слитный крик одобрения».

Но этот момент не раскрывает тайников их характеров. Это делает пение Якова. (слайд 7)

ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Не одна во поле дороженька пролегала…»

  1. Что происходит со слушателями? (текст)
  2. Чем отличается реакция от пения рядчика и Якова-Турка?
    • «никто не крикнул, даже не шевельнулся»,
    • «мы все стояли как оцепенелые»
  3. Что означает победа Якова?
    • победа подлинного искусства над чисто внешним мастерством.

Вспомним, какую характеристику дает Якову рассказчик:

«художник во всех смыслах этого слова», «человек впечатлительный и страстный».

  1. В минуты творческого подъема что происходит с Яковом?
    • перерождается, отдаваясь целиком непобедимому очарованию заунывной русской песни.
  2. Что отмечает рассказчик в песне Якова?
    • «неподдельную глубокую страсть» и простоту исполнения.

Тургенев не случайно упоминает здесь о русской стихии.

  1. Почему такой эффект произвела песня Якова?
    • в ней выразилось народно-национальное начало.
  2. Что Яков-певец воплотил в себе?
    • неиссякаемые творческие возможности закрепощенного народа, его особый взгляд на искусство, правдивое и исполненное искреннего чувства.

ЗАМЫСЕЛ: первоначально Яков пел песню «При долинушке стояла, калину ломала…». Но впоследствии заменил ее другой «Не одна во поле дороженька пролегала»

  1. Почему Иван Сергеевич остановился на грустной песне?
    • больше соответствовала замыслу автора: показать трагическую судьбу талантливого артиста из народа и вынести суровый приговор существующим общественным отношениям.

5. Слово учителя

  • Дух песни Якова-Турка был навеян русской природой с ее необозримыми широкими степями, уходящими в бесконечную даль, жизнью могучего, но закрепощенного народа, вот почему в ней слились воедино «и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь».
  • Народная Русь предстает в «Певцах» и могучей, и бессильной.
  • Вопрос классу: Идеализирует ли Тургенев своего героя, носителя лучших черт национального характера?
  • – нет!
  • ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.

Поэтическому образу чайки, навеянному песней Якова, И. С.

Тургенев противопоставляет картину пьяного разгула, которым завершается состязание.

Вопрос классу: Что этим хотел показать автор?

«…Все было пьяно, – с грустью отмечает автор, – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары.

Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневшим лицом» Этой «невеселой» картиной Тургенев хотел показать, что минуты вдохновения «народного певца» редки и непродолжительны, после чего он вновь попадает во власть грубого быта.

Эта сцена воспринимается как трагический конфликт истинного искусства и рабской действительности.

  1. Тема губительного воздействия крепостной действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба героев:
  2. Стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком Оболдуй, а Моргач и целовальник, напротив, благоденствовали.
  3. Новое значение приобретает финальная сцена.
  4. Вопросы классу:
  1. О чем она повествует?
    • о крестьянском мальчике Антропке, которого ждет унизительное наказание. С одной стороны, эта сцена как бы не связана с сюжетом, а с другой стороны является логическим завершением «Певцов».
  2. На что еще раз обращает И. С. Тургенев наше внимание?
    • на положение русского народа, когда над каждым с колыбели и до могилы тяготеет проклятие позорного гнета и розги.

И.С. Тургенев верил, что народ, в среде которого рождаются такие талантливые люди, как Яков, не может и не должен жить по-прежнему. В духовном богатстве русского народа писатель видел залог величия будущего.

Ж. Санд: « У вас жалость и уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило и как бы ни было угнетено. На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать». (слайд 8)

А. Островская в своих воспоминаниях передает рассказ И. Тургенева:

По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой станции, вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли.

«Позвольте узнать, – спрашивает один из них, – вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» – «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»? – «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс.

«Кланяемся вам, – сказал все тот же, – в знак уважения и благодарности от лица русского народа». Другой только молча еще поклонился.

6. Рефлексия. Подведение итогов

Что для каждого из вас было неожиданным на уроке? На какие вещи вы взглянули по-новому?

Что же главное в русском человеке?

  • в русском человеке заложено много хорошего: он талантлив, артистичен, добр, смирен, любит и понимает природу. Он искренен, мудр и терпелив.

7. Домашнее задание.

(слайд 9)

Мы всматриваемся в лица и в души героев прошлого века. Похожи ли мы на них? Ведь почти за полтора века многое изменилось.

Как социальные и исторические потрясения изменили нас? Стали ли мы свободнее, добрее, нравственнее, талантливее? Какие же качества можно считать свойственными русскому национальному характеру теперь? Лень, стремление к легкой наживе, агрессивность, глупость, хитрость, равнодушие, озлобленность, неверие, безбожие?

Подумайте над этим вопросом дома и ответьте на него.

24.11.2009

Анализ рассказа “Певцы” в рассказе Певцы, Тургенев

­Анализ рассказа “Певцы”

Рассказ И. С. Тургенева “Певцы” входит в известный цикл “Записки охотника” и посвящен народному творчеству. Центральным событием рассказа является песенный конкурс между Яшкой-Турком, который работал черпальщиком на бумажной фабрике, и Рядчиком из Жиздры – рябым, курчавым парнем лет тридцати. Судьба занесла рассказчика в небольшое село под названием Котловка, а затем в кабак “Притынный”.

На пороге заведения он встретил двух мужчин, обсуждающих предстоящее состязание певцов, и сам

решил посетить мероприятие.

“Певцы” – уникальное произведение, посвященное, в первую очередь, отношению русского народа к искусству. Сам автор был истинным знатоком народного творчества и русской души, поэтому посвятил целый рассказ самобытному пению. Он показывает, как песня может затронуть сердца людей.

Так во время выступления Якова Турка, чей голос был полон глубокой страсти, молодости и силы, у людей на глазах выступали слезы. Сам рассказчик, передавая свое впечатление от увиденного выступления, отмечал, что долго не мог уснуть в тот вечер, так как в ушах у него звучал неотразимый голос Якова.

Примечательно то, что Тургенев в этом рассказе, как и во многих произведениях цикла “Записки охотника, уделяет особое внимание описанию местности, природы, быта и нравов местных жителей.

Он открывает свой рассказ описанием самой Котловки, раскинутой на скате голого холма и сплошь рассеченной глубоким оврагом. Кабак “Притынный” располагается у самой головы оврага.

Он представляет собой четырехугольную избу, покрытую соломой.

Окрестным жителям хорошо известна дорога сюда, они часто и охотно туда заезжают.

Среди гостей кабака автор особенно выделяет Моргача, Обалдуя и Дикого Барина. Моргач – опытный человек, сам себе на уме, ни добрый, ни злой. Его приятель Обалдуй – загулявший холостяк, не умеющий ни петь, ни плясать. Ни одна попойка без него не обходится.

Дикий Барин – человек загадочный. Никто не знает, откуда он появился, и что его привело в Котловку. По натуре он угрюмый, но почитаемый в округе человек.

Его не интересуют ни женщины, ни вино, а только душевное пение.

Участники песенного конкурса тоже интересные персонажи. Яков Турок – лучший в околотке певец. Мать у него была пленной турчанкой, отчего он и получил такое прозвище.

Его голос, надрывный и волнительный, хватал за душу даже самых суровых людей. Рядчик из Жиздры – соперник Яшки, обладал не худшим голосом, но за душу так не цеплял. Любопытную галерею образов завершает владелец питейного заведения – целовальник Николай Иванович.

Благодаря его природному обаянию и душевному отношению, в кабак “Притынный” съезжаются многие окружные жители.

Рассказчик истории – барин местного уезда. В нем мы узнаем самого писателя. Ему, как всегда, выпадает роль наблюдателя.

В конце произведения он покидает село, в сердцах воспевая талант простого человека. Рассказ заканчивается открытым финалом, что заставляет невольно задуматься над продолжением. В любом случае, главная цель автора была достигнута.

Он, как и хотел, донес до читателя силу таланта русских людей из глубинки и мысль об обреченности этого таланта.

Анализ рассказа Тургенева «Певцы»

«Певцы» Тургенева входят в середину цикла рассказов «Записки охотника» («циклом» данное произведение называется на том основании, что личность повествователя, во многом тождественная самому автору, присутствует во всех рассказах, и ещё потому, что писатель сочинял эти произведения, воспринимая их как единое целое). В нём воплощены характерные для всего сборника особенности авторского стиля, главными из которых по праву считаются описания пейзажей, фигура рассказчика, психологизм (способ раскрытия характеров персонажей) и, конечно же, пристальное внимание к простому русскому человеку и его судьбе.

История создания

Ознакомившись с этим произведением, читатель, несомненно, сможет составить впечатление, как обо всем цикле рассказов, так и о прозе Тургенева, великого мэтра русской литературы, вообще. Именно благодаря мастерству в написании рассказов он прославился не только в России, но и по всей Европе еще при жизни.

«Певцы» были написаны Тургеневым в разгар работы над сборником — в 1850 году, когда автор уже чётко осознавал социальную и эстетическую значимость будущего цикла, в рамках которого и создавал рассказы. Это значит, что каждое произведение отражает в той или иной мере специфику «Записок охотника» в целом, и воспринимать их нужно в совокупности, как это делал сам Тургенев.

Создавался данный рассказ во времена, когда большинство крестьян существовали под гнётом крепостного права (отменённого лишь в 1861 году указом Александра II, который, кстати, читал «Записки охотника»), в губительной общественной и природной среде (вспомним овраг, вокруг которого располагается сельцо Котлотовка из «Певцов»). Уже существовали предпосылки разложения помещичьей системы землевладения, отголоски которых встречаются и в данном сборнике.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Имя существительное как часть речи В русском языке очень много слов, которые позволяют нам общаться друг с другом. Для удобства слова поделены лингвистами на несколько групп (частей речи). Каждая часть речи имеет свое название и по выполняемой
  • Сочинение Мальчики из рассказа Бежин луг (Характеристика) Этот рассказ И.С.Тургенева повествует о том, как охотник вместе со своей собакой заблудился, так как вокруг опустился густой туман. Он промок, устал, но не мог найти дороги домой
  • Татьяна — милый идеал Пушкина — сочинение-рассуждение Широко известен греческий миф о скульпторе, изваявшем из мрамора прелестную девушку. Художник наделил свое творение идеальными чертами и полюбил его. Сила этой любви была так велика, что смогла оживить мраморное изваяние.

Жанр и направление

«Певцы» Тургенева – это рассказ. Для него характерно всё, что характерно для других образцов жанра: малое количество сюжетных линий (в данном случае – одна), персонажей (в данном случае девять), разрешаемых проблем (в данном случае – две, не считая разновидностей).

Тургенев в «Записках охотника» стремился правдоподобно, реалистично изобразить жизнь русского народа, в первую очередь – простых людей. Это намерение соответствует тому, что делали представители натуральной школы.

Композиция

  1. Произведение начинается с обширной экспозиции (части, знакомящей читателя до развёртывания сюжета с основными действующими лицами и окружающей их обстановкой).

    В ней повествуется о ландшафтной специфике расположения села Колотовка (оно располагается на холме, разделенном оврагом, он делит деревню пополам), о сердце села – питейном заведении, владельцем которого является один из основных персонажей – Николай Иваныч.

  2. Затем автор переходит к завязке: рассказчик приходит в село и узнаёт, что в кабаке состоится соревнование между певцами рядчиком (это профессия; наниматель рабочих) и Яшкой-Турком, и это возбуждает его интерес, так что он идёт послушать.
  3. Основную часть, которая заключается лишь в приготовлениях к состязанию и выступлении рядчика, повествователь расширяет за счёт характеристик персонажей, предвкушающих выступление певцов в кабаке.
  4. Кульминация – восхитительное выступление Яшки и его победа.
  5. В развязке рассказчик покидает кабак и удаляется из сельца Колотовка.

Композиция рассказа Тургенева «Певцы» зеркальна: в начале главный герой приходит палящим днём в село, в заключение прохладной ночью он село покидает (образы день – ночь, состояние погоды жара ­­– прохлада, сами действия героя в начале и в конце произведения противоположны). Как и во многих рассказах из «Записок охотника», писатель не концентрируется на сюжете; его развитие занимает малую часть от объёма произведения. Большую часть занимают пейзажи и личностные характеристики персонажей.

Анализ рассказа

Как известно, рассказ «Певцы» входит в целый цикл «Записок охотника», который создавался в течение четырех лет, но и через десять лет автор решил добавить туда три произведения.

Весь этот сборник начался с рассказа про крестьян «Хорь и Калиныч», который Тургенев написал под впечатлением прогулки по окрестностям Орловской губернии.

Возможно, так назван сборник, потому что писатель сам увлекался охотой.

В 1850 году был написан рассказ «Певцы», который, как и остальные произведения, описывал жизнь простого народа, а сам сюжет был продиктован увиденным и услышанным.

Рассказ «Певцы», как и остальные тексты, был опубликован в журнале «Современник» и имел большой успех. Читатели уже были знакомы с творчеством Тургенева и ждали его новых публикаций.

Читателю нравилось, что каждый тургеневский персонаж описан детально, показаны все его манеры, привычки, предпочтения.

Вместе с тем что автор рассказывал о тяжёлой судьбе и непростых условиях существования своих героев, он старался донести поэтичность и талантливость народа. Для него главное, чтобы это возникало из ниоткуда и без лишних сантиментов. Хотя многие персонажи показаны с долей юмора или иронии, однако, все были чем-то индивидуальным.

В данном произведении можно рассмотреть образы целой деревни Колотовка. В начале рассказа выделяется душа компании, владелец местной питейни.

Также отмечается человек по прозвищу Обалдуй, исходя из клички которого можно понять, что он из себя представляет, балабол и растяпа.

Интересный персонаж Дикий Барин, вроде он грозный и страшный, все его боятся, однако, в то же время он вызывает уважение у общества. Индивидуальность и сам рядчик с хорошим голосом и веселыми песнями, и конечно же победитель по имени Яшка.

Повествование идет от имени барина, который как бы наблюдал со стороны за происходящим. Нетрудно в нем узнать самого автора – Тургенева. Данный сюжет разворачивается в Притынной, местном питейном заведении.

В произведении достаточно большая часть уделяется именно описанию людей присутствующих в этой забегаловке.

В данном месте проходят гуляния и как следствие сюда приезжает большое количество людей для времяпрепровождения, сюда же прибывают участники для соревнования по пению, в данном случае это Яшка и рядчик из Жиздры. Для начала участники кидают жребий, который выпадает рядчику.

Всё соревнование описано автором с особой любовью и уважением ко всем героям. Первый исполнитель заслуживает самых высоких похвал, не только потому что обладает песенным талантом, но и потому что способен честно признать поражение и выразить свой восторг конкуренту.

Выступление Яшки вовсе обезоруживает. Оно не оставило равнодушным ни одного человека. Выступление тронуло всех до глубины души. Даже Дикий Барин, которого никто не видел при эмоциях, никогда не плакал и не смеялся, тут пустил слезу. Яшка своей песней перевернул каждую душу, задел за живое, показал со стороны их угрюмую и трудную жизнь.

Финал произведения заслуживает особого внимания. Автор передал чувства, которые испытал, став свидетелем этого удивительного явления в глубинки России. Он детально описал какой был эффект.

Но не в правилах Тургенева было приукрашивать действительность.

После описанного песенного триумфа рассказчик покинул питейное заведение, а заглянув туда совсем скоро, увидел, как опять весь люд был пьян и бестолков.

Конец произведения остался открытым. Какой-то мальчик неподалеку искал Антропку, которого должны были высечь за провинность, и читателю остаётся только догадываться о дальнейших событиях в этом селении.

Главные герои и их характеристика

Образы певцов в рассказе Тургенева играют ключевую роль на сюжетном плане.

Характеристика рядчика, данная самим повествователем такова:

Что же касается до рядчика, судьба которого, признаюсь, мне осталась неизвестной, то он показался мне изворотливым и бойким городским мещанином.

Также Тургенев раскрывает его характер через хладнокровное и самоуверенное поведение перед состязанием.

О другом певце рассказчик сообщает следующее:

  Томпсон “Мустанг-иноходец”: краткое содержание книги

Яков, прозванный Турком, потому что действительно происходил от пленной турчанки, был по душе — художник во всех смыслах этого слова, а по званию — черпальщик на бумажной фабрике у купца.

Он, в отличие от рядчика, изнемогает от волнения перед состязанием и выказывает неуверенность.

Данные герои противопоставлены по социальному положению (рядчик богат, Яшка – бедняк), по своему поведению перед выступлением, у одного есть имя, а у другого – нет.

Но наиболее важное различие между ними заключается в их пении. Рядчик поёт так, что его интересно слушать, однако великолепное пение Якова заставляет прослезиться мужиков, берёт за душу.

Грань между исполнителями пролегает там же, где находится граница между развлечением и искусством.

Однако в сравнении с другими персонажами (Обалдуем, Моргачом, Николаем Ивановичем, Диким-Барином) повествователь сообщает об этих двух очень мало, не углубляясь в их биографию.

Тургенев в «Записках охотника» желал, прежде всего, показать дворянам (только они его и читали), что простые русские крестьяне тоже имеют сложные, подчас необычные характеры, обладают душой, что они такие же люди, как и читатели Тургенева, составляющие единый русский народ.

Краткое описание

Сама избушка — это кабак «Притынный», место популярное и востребованное. Держит его Николай Иванович, уважаемы в округе человек.

Несмотря на то что хозяин не отличается особой любезностью или говорливостью его заведение выбирают чаще других. Всё дело в том, что Николай Иванович знает потребности русского человека и вовремя предлагает запрашиваемое.

Кроме того, хозяин заведения не имеет привычки болтать о чужих секретах, хотя известно ему всё, что происходит в округе.

Посетители кабака

Одним днем в этом самом кабачке происходит неожиданное событие, на которое пришли поглазеть застоялые этого заведения. Сюда пришел лучший местный певец под именем Турок-Яшка и вместе с рядчиком из Жиздры они решили начать соревнование кто лучше поет.

Гости кабака собрались вокруг и ожидают зрелищ, им необходимо хоть как-то скрасить эти угрюмые дни. Сюда также пришел Евграф Иванов, его еще прозвали Оболдуй, ведь без этого экземпляра не обходится ни одна попойка.

Также здесь есть широкоплечий татарин, его зовут Дикий Барин, на вид он очень грозный.

Сколько раз он приходил сюда и у него всегда были деньги. Правда, никто точно не знал, чем он промышлял, а спросить все боялись. Однако его уважали везде, хоть вид у него злой, зато он увлекался пением, что делало его чуточку добрее.

Также в эту забегаловку пришел Моргач, это был маленький, толстенький человек у которого были хитрые глаза. Конечно, было еще много людей в данном заведении, однако они меньше принимали участие в этих боях.

Все были абсолютно разными, но объединяло их одно, а именно любовь к пению и музыке, именно это писатель и хотел подчеркнуть в данном рассказе.

Состязание

И вот состязание началось.

Первым показать своё мастерство взялся рядчик. Это был маленький мужчина, около тридцати лет от роду с небольшой бородой, плотного телосложения.

Голос его отдавал небольшой хрипотцой, но это вовсе не портило произношение и нравилось слушателям.

Во время выступления он исполнил веселую живую песню, где было много переливов и переходов, зрителям это все понравилось, и они заулыбались. После исполнения посмотрев на реакцию зрителей, рядчик был уже уверен в своей победе.

Но должен был выступить и Яшка-Турок. Яшка был молодым парнем, ему было 23 года, он был хорош собой и строен, глаза у него большие серые, а волосы русые, в общем, он был довольно симпатичным юнцом. Работал он недалеко на местной фабрике.

Это выступление было настолько сильным, что даже соперник признал своё поражение. Каждый, кто слышал исполнителя, были поражен силой голоса певца, всем было «сладко» и «жутко» одновременно.

Сам Яков забыл, что он соревнуется, полностью отдавшись собственным эмоциям.

В произведении все описано достаточно точно и ярко, очень хорошо переданы все переживания исполнителей и слушателей, поэтому у читателя сразу возникает чувство личного присутствия.

  Краткое содержание Ася по главам (Тургенев)

Победа

Перед выступлением Яшка немного засмущался. Он пробовал рукой прикрыться от зрителей. А когда кто-то убрал его руку, он казался полностью бледным. Такое сильное волнение испытывал молодой человек.

Но любовь к песни сделала своё дело! С каждой нотой голос Яшки крепчал. Звук, вначале казавшийся слабым, набирал силу с каждой нотой, становился звонче каждую секунду.

Исполнитель вложил всю душу в свою песню. Яшка смог выразить всё, что есть в душе русского человека. Это была и боль, скорбь, молодость, страсть, сила.

Песня была так исполнена, что сам автор забыл, что здесь находятся зрители.

Когда песня была окончена, то он увидел, что у многих зрителей выступили слезы. Кто-то даже рыдал, отвернувшись ото всех. Победа была безоговорочной!

Темы и проблемы

Наиболее значимая тема рассказа — тема музыки или шире – тема искусства, раскрываемая сюжетной коллизией. Соответственно с ней связана следующая проблематика:

  • Влияние музыки на человека — когда Яков поёт, он затрагивает тончайшие струны душ своих слушателей, даёт им возможность почувствовать, ощутить красоту (эту проблему можно переформулировать: влияние искусства на человека, воздействие красоты на окружающих);
  • Проблема гения — Яков беден, имеет низкое социальное положение, однако обладает чем-то более значимым – возможностью пением влиять на эмоции людей (роль таланта в жизни общества).

Главная мысль

Идея рассказа Тургенева «Певцы»: существует чёткая грань, отделяющая красоту от обыденного развлечения. Выступление Якова не только превзошло выступление рядчика, оно в корне отличалось тем, что напрямую воздействовало на души окружающих, это было не просто приятное зрелище, она было по-настоящему красиво.

Смысл рассказа Тургенева «Певцы»: красота – лёгкое мерцание во мраке обыденности, и человеку после соприкосновения с красотой больно возвращаться в душную темноту жизни.

Именно это ощущает рассказчик после выступления, поэтому уходит из кабака до того момента, как Яков с другими мужиками начинает праздновать и пьянствовать, то есть до того, как Яков из транслятора невыразимого превратится обратно в черпальщика Яшку-Турка.

Певцы. Анализ рассказа Тургенева

В рассказе «Певцы» автор рассказывает о том, какое впечатление производит на русского человека пение, и вместе с тем дает образ талантливого певца из народной среды. В корчме происходит состязание в пении между рядчиком из Жиздры и Яшкой Турком.

Первый затягивает развеселую песню, обильную всякими завитушками и прищелкиваниями; общий восторг служит ему наградой. Выступает на сцену второй; он начинает заунывную песню «Не одна в поле дороженька пролегала».

Сначала он поет робко, но постепенно вдохновляется, овладевает собой и грустная русская песня  его звучит широко, от нее «веет чем-то родным и необразимо широким, словно знакомая степь расстилается перед слушателями, уходя в бесконечную даль … »

Эта песня действует самым потрясающим образом на слушателей: одни стоят, как оцепенелые, другие рыдают; на них подействовала та задушевность, то глубокое чувство, которыми была проникнута песня талантливого Якова. В кабаке устраивается своего рода турнир между певцами. Вот рядчик запевает веселую, плясовую песню.

Он начинает отделывать такие завитушки, так защелкал и забарабанил языком, так неистово заиграл горлом, что когда он пустил последний, замирающий голос, общий слитный крик слушателей ответил ему неистовым взрывом. Но вот на сцену выступает Яков. Он прислонился к стене; глаза его едва мерцали сквозь опущенные ресницы.

Он глубоко вздохнул и запел … понемногу разгорячась и расширяясь, полилась его заунывная песня: «Не одна-то в поле дороженька пролегала … » «Пел он, и всем присутствующим сладко становилось, — говорит Тургенев, — и сладко, и жутко …  Песня его росла, разливалась.

Яковом, видимо, овладело упоение … он отдавался весь своему счастью. Закипала на сердце кровь и поднимались к глазам слезы. Глухие, сдержанные рыдания, — продолжает Тургенев, — поразили меня … я оглянулся — жена целовальника плакала, припав грудью к окну … » Яков кончил.

Слушатели стояли все, как оцепененные. Рядчик тихо встал и пошел к Якову.- «Ты … твои … ты выиграл», — произнес он с трудом и бросился вон из комнаты. Да. Не удаль и не веселая песня трогает русского человека, хоть и для нее в нем много места.

Русскому человеку нужна задушевность».

В «Певцах» Тургенев изображает потрясающее действие музыки, песни на самых разнородных по характерам своим русских людей.

В неприглядной обстановке кабака происходит состязание двух певцов, и чистое веяние искусства все очищает и просветляет вокруг.

Состязаются рядчик из Жиздры и Яшка Турок, и слушатели с замирающим сердечным участием следят за исходом благородной борьбы. Победителем оказывается Яков.

Вот как рисует Тургенев его пение: «понемногу разгорячась и расширяясь, полилась заунывная песня.

 Слушатели всем сердцем отозвались на вдохновенное пение: автор чувствовал, что у него «закипали на сердце и поднимались к глазам слезы»; он видел, что «жена целовальника плакала, припав грудью к окну»; целовальник Николай Иваныч потупился; легкомысленный и несообразный Оболдуй, посторонний и случайный свидетель состязания, и сам суровый «Дикий Барин» был растроган.

Соперник Якова, рядчик, первый признал себя побежденным. Чуткой и нежно-отзывчивой на впечатления искусства изображена Тургеневым в «Певцах» русская душа, и тонко подметил автор народные особенности, народные черты широкой и вольной русской песни.

  • План рассказа в дурном обществе план
  • План рассказа антоновские яблоки
  • План рассказа бежин луг 6 класс тургенев
  • План рассказа барышня крестьянка 6 класс кратко
  • План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко