Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
При прочтении этого произведения, мною было отмечено, что тема этого произведения – отношения главных героев Барбоса и Жульки. Своим произведением автор поднимает проблему истинной храбрости, силы духа, зависит ли наличие этих качеств от внешности и физической силы их носителей, а также мне видится проблема воспитания любви к животным и бережного отношения к ним. Идея – любовь и верность главных героев. Художественное время и пространство замкнуто, все действие происходит в пределах сюжета.
В произведении описывается героический поступок Жульки, страдания и сожаления Барбоса по поводу её смерти, что говорит о драматическом пафосе произведения. В сюжете также присутствует скрытый конфликт «отцов и детей», это проявляется в том, насколько точно дети понимали намерение Барбоса, в отличие от их отца: «Так как дети вообще стоят к животным гораздо ближе, чем это думают взрослые, то мы первые догадались, чего хочет Барбос.
— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу.
Он сначала сказал: «Глупости!» Но мы так лезли к нему и так хныкали, что он должен был уступить».
Автор начинает свой рассказ с подробного описания внешности и сущности главных героев, показывает читателю характеры главных героев: невоспитанность, разнузданность Барбоса и доверчивость, застенчивость Жульки. Отмечает, что собаки отличаются не только внешностью, но и характерами. Необычную внешность Барбоса автор описывает так: «Барбос был невелик ростом, но приземист и широкогруд. Благодаря длинной, чуть-чуть вьющейся шерсти в нем замечалось отдаленное сходство с белым пуделем, но только с пуделем, к которому никогда не прикасались ни мыло, ни гребень, ни ножницы. Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом, высохнув, превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. Уши Барбоса вечно носили на себе следы «боевых схваток», а в особенно горячие периоды собачьего флирта прямо-таки превращались в причудливые фестоны». Независимый, задиристый и даже наглый характер Барбоса, его наплевательское отношение к другим описывается так: «Что касается до Барбоса, то нам, детям, очень часто приходилось его отстаивать от справедливого гнева старших и пожизненного изгнания во двор. Во-первых, он имел весьма смутные понятия о праве собственности (особенно если дело касалось съестных припасов), а во-вторых, не отличался аккуратностью в туалете. Этому разбойнику ничего не стоило стрескать в один присест добрую половину жареного пасхального индюка, воспитанного с особенною любовью и откормленного одними орехами, или улечься, только что, выскочив из глубокой и грязной лужи, на праздничное, белое, как снег, покрывало маминой кровати». Из этого следует, что образ Барбоса динамический, т.к. все особенности его характера мы узнаем из всего произведения.
Жульку, имеющую обычную внешность маленьких дворовых собачек, автор описывает так: «Жулька также принадлежала к очень распространенной породе маленьких собак, тех тонконогих собачек с гладкой черной шерстью и желтыми подпалинами над бровями и на груди, которых так любят отставные чиновницы. Основной чертой ее характера была деликатная, почти застенчивая вежливость. Это не значит, чтобы она тотчас же перевертывалась на спину, начинала улыбаться или униженно ползала на животе, как только с ней заговаривал человек (так поступают все лицемерные, льстивые и трусливые собачонки). Нет, к доброму человеку она подходила со свойственной ей смелой доверчивостью, опиралась на его колено своими передними лапками и нежно протягивала мордочку, требуя ласки. Деликатность ее выражалась, главным образом, в манере есть». Автор положительно характеризует Жульку через её действия, это проявляется в описании манеры поведения: «Она никогда не попрошайничала, наоборот, ее всегда приходилось упрашивать, чтобы она взяла косточку. Если же к ней во время еды подходила другая собака или люди, Жулька скромно отходила в сторону с таким видом, который как будто бы говорил: «Кушайте, кушайте, пожалуйста… Я уже совершенно сыта…» Право же, в ней в эти моменты было гораздо меньше собачьего, чем в иных почтенных человеческих лицах во время хорошего обеда». Образ Жульки раскрывается читателю в процессе чтения произведения, поэтому можно говорить о том, что ее образ динамический.
В композиции произведения определяются все составные части. В экспозиции говорится о близких отношениях главных героев Барбоса и Жульки «…между ним и Жулькой царствовало редкое согласие и самая нежная любовь». Появление бешеной собаки во дворе является завязкой этого произведения. В развитии действий описывается как Барбос наблюдал за этим: «Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал». Кульминацией является подвиг Жульки: «Вдруг все ахнули от испуга и неожиданности. Откуда-то из-за сарая выскочила маленькая Жулька и во всю прыть своих тоненьких ножек понеслась наперерез бешеной собаке». В дальнейшем развитии действия описываются последствия героического поступка Жульки, последние часы ее жизни, а также переживания Барбоса по этому поводу. В развязке рассказывается о прощании собак, о гибели Жульки и страданиях Барбоса: «Когда Барбоса позвали, он повиновался и, выйдя из сарая, лег около дверей на земле. Он уже, больше не волновался и не выл, а лишь изредка поднимал голову и как будто бы прислушивался к тому, что делается в сарае. Часа через два он опять завыл, но так громко и так выразительно, что кучер должен был достать ключи и отворить двери. Жулька лежала неподвижно на боку. Она издохла…». А ведь в минуту опасности люди и сильный Барбос, который всегда дрался за честь двора, спрятались, разбежались, а выскочила на защиту двора только маленькая, застенчивая и деликатная Жулька, от которой никто и никогда не ожидал такого смелого поступка.
Это произведение о верности и преданности друзей-животных, о том какой силой духа, отчаянной храбростью они могут обладать. Автор нам показал, что между животными есть дружба и преданность друг другу и людям; показал, что если люди берут животных, то должны нести за них ответственность.
Иногда эта дружба бывает гораздо крепче, чем у людей. Мне оно очень понравилось проявлением искренности чувств животных в трагических событиях. Трогательная сцена прощания собак не может никого оставить равнодушным.
Творчество Александра Ивановича Куприна узнать несложно — неповторимый авторский стиль и глубокая чувственность в произведениях выделяют писателя среди других мастеров слова. Загадочность, драматичность, интерес к душе живого существа — все это можно найти у Александра Ивановича в сочинениях. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов Куприна под названием “Барбос и Жулька” по плану ниже.
История создания
Впервые рассказ был опубликован в 1897 году в приложениях к газете «Жизнь и искусство». История написания произведения «Барбос и Жулька» тесно связана с биографией писателя. В целом, период 1890-х годов был для писателя временем проб и ошибок: он не только активно занимался литературой, но и странствовал по городам родной страны, работал в разных сферах (от журналистики до стоматологии) — словом, искал свое место в этом мире.
Повествование ведется от лица неизвестного лирического героя — подростка, так что, можно предположить, что в основу сюжета легли личные впечатления автора, рассказы друзей или собственные наблюдения.
Жанр, направление
Благодаря маленькому объему текста, наличию всего двух главных героев и одной сюжетной линии, “Барбоса и Жульку” можно отнести к жанру рассказа.
Направление же ближе реалистическое. Большую роль играют описания собак, благодаря им можно сделать выводы о характере животных, их жизни. Также писатель использует психологизм, наделяет своих персонажей традиционно человеческими качествами (сострадание, умение любить, заботливость). Но, несмотря на кажущуюся необычность, подобное поведение встречается и у братьев наших меньших. Не зря, например, собаку считают символом верности.
Смысл названия
В названии сразу указываются клички центральных героев, поэтому читатели сразу понимают, о ком пойдет речь. Даже не увидев словесные портреты собак, можно вообразить, какие они.
Барбос — скорее всего, из дворовых, крупный, недобрый. Жулька — домашняя, маленькая, слабенькая.
Суть: о чем?
Начинается повествование со знакомства с героями: сначала представляют Барбоса, затем, соответственно, Жульку.
Они живут в разных условиях и являются противоположностями друг друга: Барбос невоспитанный, бойкий, постоянно лезет в драки, не боится красть у людей еду; Жулька же более утонченная, скромная, готова делиться с другими пищей, нежно относится к хозяевам. По странному стечению обстоятельств, между этими двумя собачками “царствует редкое согласие”. Они иногда вместе играют и веселятся.
Жизнь кажется счастливой, пока однажды не происходит трагедия. Во двор забегает бешеный пес, пугая всех вокруг, и даже Барбос не решается прогнать собаку. Тогда внезапно появляется Жулька и изо всех своих сил врезается в животное. Угроза исчезает.
Отважная Жулька не получает травм или укусов, но с тех пор ее здоровье резко ухудшается.
“На третий день она так ослабела, что не могла подняться с земли”
Ее относят в сарай, чтобы там она могла в спокойствии провести свои последние минуты, но Барбос рвется к своей подруге, желая попрощаться.
“— Папа, пусти Барбоса в сарай. Он хочет проститься с Жулькой. Пусти, пожалуйста, папа, — пристали мы к отцу.”
Бедная собачка умирает.
Главные герои и их характеристика
Все главные герои (и их характеристика) поместились в одной таблице от Многомудрого Литрекона:
Барбос | пес, очень отдаленно похожий на пуделя, но с не ухоженной шерстью. Независимый, решительный, имеет множество шрамов от сражений с другими собаками. “Правда, что иногда при этом триумфальном шествии он сильно прихрамывал, а уши его украшались лишними фестонами, но, вероятно, тем слаще казались ему победные лавры.”Несмотря на это, оказывается очень добрым, чутким и понимающим. Заводит дружбу с Жулькой, практически до конца остается рядом с ней. Так, за его неприглядным внешним видом скрывается сострадающая душа. |
Жулька | деликатная, немного застенчивая, уступчивая, милая домашняя питомица. Весь вид ее говорит о хрупкости: тонкие ножки, низенький рост, изящные повадки. Но именно она находит в себе достаточно смелости, чтобы противостоять опасности, когда остальные в ужасе не могут сдвинуться с места. Поступок хоть и героический, но он приводит к печальному финалу — не справившись с напряжением, Жулька умирает. |
Темы
Автор, делая основными персонажами животных, а не людей, тем не менее, поднимает очень важные и знакомые для каждого темы. Это и дружба, и смелость, и любовь к ближнему, и сочувствие, и способность прийти на помощь тогда, когда это действительно нужно.
- Дружба. Собаки были разными, имели неодинаковые условия жизни, но это не помешало им дружить и проявлять взаимовыручку. Противоположности притягиваются.
- Смелость. Героизм не зависит от внешнего вида и никак с ним не связан. Жулька была слабой и маленькой, зато отважной и решительной.
- Сочувствие. Барбос внешне казался сердитым и драчливым животным, способным только на агрессию. Но душа у него была нежная. Он проявил сочувствие к Жульке и болезненно пережил ее смерть.
- Самопожертвование. Жулька понимала, что едва ли одолеет бешеного пса, но он был источником опасности для всех окружающих. И она приняла решение спасти их, рискуя собой. Это настоящий нравственный подвиг и воплощение любви к ближнему.
Проблемы
Через Барбоса и Жульку Куприн показывает, насколько сильно может отличаться облик от внутреннего мира. Маленькая собачка без страха бросается на незнакомую дворнягу, не задумываясь о последствиях. Ею движет желание спасти других. Тогда как, казалось бы, бывалый “воин” не рискует действовать самостоятельно.
“Барбос видел ее со своего подоконника, но, вместо того чтобы, по обыкновению, кинуться в бой, он только дрожал всем телом и жалобно повизгивал…”.
Проявляется эта двойственность и в отношениях героев. Барбос достаточно жестко относится к прочим обитателям улиц, но при этом искренне заботится о своей подруге.
Вывод можно сделать один: внешность обманчива.
Основная идея
В рассказе содержатся две основные идеи. Первая — не стоит судить о ком-то только по тому, как они выглядят. Внешность иногда бывает крайне обманчива, и только со временем можно понять, что за личность находится перед тобой. Такова главная мысль рассказа «Барбос и Жулька».
Вторая же — животные тоже имеют чувства. Порой люди забывают, что помимо них эмоциями обладают и другие существа. И они также переживают, страдают и радуются. Важно уважать это. Таков смысл рассказа «Барбос и Жулька».
Чему учит?
Чему учит рассказ «Барбос и Жулька»? Куприн учит бережному отношению ко всем живым существам. В особенности, к тем, кого сами приручили. Ведь, если они могут испытывать то же самое, что и мы, то как их можно назвать неразумными и бездушными?
Кроме того, на примере трогательных приятельских отношений двух собачек, писатель заставляет задуматься о важности дружбы и взаимопомощи. Мораль книги «Барбос и Жулька» заключается в том, что нужно воспитывать в себе смелость и доброту, чтобы защитить своих близких и все то, что тебе дорого. Столь же важно уметь сочувствовать и сострадать.
Художественные особенности
В тексте не так много прямой речи — все строится на описаниях, поэтому создается ощущение, что лирический герой просто рассказывает какую-то историю из прошлого. В связи с этим прост и понятен язык повествования. Это помогает приблизить действие к читателям.
Используются эпитеты. В основном, для создания образов персонажей и отображения их связи друг с другом: “приземист”, широкогруд”, “буйный”, “бешеная”, “нежная любовь”, “тревожный” и др.
Используется множество глаголов, придающих рассказу динамичность: “лежал”, “скатывался”, “одерживал”, “покатилась”, “бросился” и др.
С помощью этих средств выразительности писатель добивается образности, яркости в рассказе «Барбос и Жулька».
Критика
Современники отзывались о Куприне тепло, подмечали удивительный литературный талант.
“При мысли о Куприне хочется сразу сказать: добрый талант…” — пишет О. Н. Михайлов.
И действительно, хоть автор и стремится к драматизму, в его произведениях есть некая надежда, которая делает рассказы и повести такими светлыми. “Барбос и Жулька” — не исключение, поэтому рассказ до сих пор любят и читают не только дети, но и взрослые.
Автор: Инна Колокольникова
Урок литературного чтения, 4 класс
В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»
Цели:
— учебная: формировать духовно-нравственные понятия; развивать умение определять главную мысль произведения, подтверждать ответы на вопросы текстом; обогащать и развивать устную речь обучающихся;
— общедидактическая: развивать творческие способности, умение эмоционально реагировать на чтение; развивать навыки выразительного чтения, учить анализировать поступки героев, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; учить планировать своё действие с поставленной задачей и условиями её реализации;
— воспитательная: воспитывать любовь и интерес к чтению.
Планируемые результаты
личностные (воспитательные) результаты:
— воспитывать любовь к живой природе;
— бережное отношение к «братьям нашим меньшим» к природе
метапредметные (развивающие) результаты:
— развивать речь, мышление, память, воображение; расширять словарный запас учащихся
— долговременную память, логическое мышление и кругозор учащихся.
предметные (образовательные) результаты:
— познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П.Астафьева.
— формировать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения,
— учить анализировать поступки героев.
Оборудование: презентация к уроку, медиа проектор, карточки-задания для работы в парах, учебник «Литературное чтение. 4 класс, сост. Л.Ф.Климанова и др.».
Ход урока
- Организационный момент.
-Прозвенел звонок. Все встали. Давайте поздороваемся с гостями. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам новые открытия на этом урок.
- Эмоциональное введение в тему.
— Ребята, подскажите мне, какой раздел литературного чтения мы изучаем?
- Прием ассоциаций
— Закройте на минуту глаза. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «природа». Слайд 1. (по щелчку) Звучит пенье птиц или звуки природы. После ответов учащихся составляем кластер «Природа»
— Мы уже не первый урок знакомимся с произведениями этого раздела. А вам нравится путешествовать по этой замечательной стране «Природа и мы»?
-Ещё бы!!! Эту удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы чувствовать и все понять!
— Путешествуя сегодня по этой замечательной стране «Природа и мы», мы узнаем еще одну интересную и познавательную историю. Какую, вы сами догадаетесь.
- Актуализация знаний. Стадия вызова.
Внимательно ли вы читали предыдущие произведения этого раздела?
- «Узнай по описанию»
(за правильный ответ можно давать цветочек или что-нибудь, легче будет выставлять оценки)
— Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина).
— Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька».
А.И.Куприн).
— Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк).
— Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин).
— Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими «репяхами», осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув,
превращались в сотни коричневых, болтающихся сталактитов. (Барбос. «Барбос и Жулька». А.И.Куприн).
- Игра «Найди пару»
В разделе «Природа и мы» нами уже изучено несколько произведений. Предлагаю вам соединить название произведения и автора. (Слайд 2)
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Выскочка»
А.И.Куприн «Кабан»
В.П.Астафьев «Приёмыш»
Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип»
М.М.Пришвин «Барбос и Жулька»
-Все ли произведения вам знакомы?
-Зачем же я включила в игру незнакомое произведение?
Тема нашего урока В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».(слайд 3)
Чем мы будем делать на уроке? ( обозначить цели)
- Подготовка к восприятию нового.
1) Беседа об авторе. (Слайд 4-11)
— Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.
— Немного об авторе нам приготовила сообщение Жаворонкова Катя. Послушаем её.
2) Речевая разминка
Проводится речевая разминка перед чтением (Слайд 12 )
Над деревнею кружа
Веселились два стрижа:
То носились друг за другом,
То зигзагом, а то кругом,
То бросались сверху вниз,
То стрелой пронзали высь.
— Прочитайте шепотом.
— Прочитайте, разделяя на слоги.
— Прочитайте громко.
— Прочитайте с ускорением.
- Чтение текста. Прием «Инсерт»
Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Значки на экране (Слайд 13)
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
— знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Слайд 14
— Начало, дети слушают учителя (рождение Скрипа)
— Как вы думаете, где мама?
Дальше продолжается чтение учащиеся-учитель-учащиеся.
- Первичное восприятие
Обмен впечатлениями.
— Понравился ли рассказ?
-Что особенно запомнилось?
— Какие чувства пробудила эта история?
— Когда было страшно за стрижонка?
— А в какие моменты тревожно?
- Словарная работа.
— Какие слова были непонятны?
Мерцало — слабо светилось колеблющимся светом.
Мол, дескать — указывают на то, что говорящий передает чужие слова.
Бесцеремонно – невежливо, грубо. Слайд 15
Чтение 1 части.
— Где и как родился стрижонок?
— Как повел себя стрижонок?
— Хорошо ли ему было в гнездышке(он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)?
— Как вели себя птенцы без мамы(они беспокоились, громко пищали, звали маму)?
— Что принесла мама птенцам?
На какие части мы можем поделить эту часть?
1.Рождение Скрипа.
2. Стрижата одни.
3.Возвращение мамы-стрижихи.
Чтение 2 части.
О чем говорится в этой части?
1.Кормление птенцов.
2.Скрип обижен.
3.Жизнь семьи.
Чтение 3 части.
Как вы думаете почему Скрипу очень хотелось выползти из норки?
-О каком качестве характера это говорит?
-Почему мама-стрижиха била за это Скрипа?
— Чего она боялась?
— Знал ли об этом стрижоно?
— На какие маленькие отрывки можно разделить эту часть?
1.Любопытство стрижонка.
2.Страх матери.
3.Враги стрижей.
Чтение 4 части.
-Какие чувства вы испытали, кода мы прочитали эту часть рассказа?
-Как коршуну удалось победить мать — стрижиху(он ее перехитрил)?
-О каком качестве мамы нам рассказал автор(решительность, смелость,
храбрость самоотверженность)?
-Как стрижи помогли бедным стрижатам?
-О каком качестве стрижей это говорит?
На какие части мы поделим 4 часть?
1. Гибель мамы
2. Беда стрижей.
3. Дружные стрижи
VI. Закрепление изученного.
- Тестовые задания
У каждого ученика карточка-тест. После выполнения обмениваются тестами в паре, проверяют на слайде.
–Проверим работу. (Правильные ответы на слайде)
- ошибка – 5.
2-3 ошибки – 4.
4-5 ошибок – 3.
Более 5 ошибок -2
Составление синквейна (стрижиха) (Работа в парах)
1. Стрижиха
2. Строгая, заботливая
3. Кормит, воспитывает, оберегает
4. С ней очень хорошо
5. Мать.
VII. Рефлексия. Итог урока.
Звучит музыка (звуки леса).
— Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.
Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!
Выставление оценок, благодарность за урок
VIII. Домашнее задание.
Рисунок стрижа, пересказ от имени Скрипа.
Тип урока: комбинированный.
Педагогическая цель: способствовать развитию умения работать с текстом рассказа; находить описание героев, выделять эпитеты и сравнения, осуществлять сравнение рассказов разных авторов; содействовать воспитанию любви к животным.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития. Осуществляют поиск описания героев рассказа.
- Личностные: приобретают первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Познавательные: общеучебные — выделяют и формируют познавательные цели, находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; осуществляют анализ, сравнение; делают выводы; строят логическую цепь рассуждений.
- Регулятивные: осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии.
- Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, задавать вопросы, комментировать ответы других учащихся, формулировать простые выводы, выбирать правильную интонационную выразительность речи.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки.
Сценарий урока
1. Мотивация учебной деятельности
а) Разминка для мозга (кисти рук положить на парту, расслабить и поочередно сначала поднять указательный и безымянный палец, затем большой и средний; одной рукой показывать комбинацию из трёх пальцев, другой большой палец вверх (здорово);
б) Приём привлекательная цель. На доске записана тема урока.
— Назовите 3 способа применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
2. Актуализация знаний
а) Рассказывает подготовленный ученик.
Представление презентации (автобиография Куприна).
Проверка: Правда ли, что…
— А.И.Куприн родился в 19 веке? (да)
— Его фамилия произошла от названия речонки Купры?
— Он любил русскую природу? (да)
— Он писал сказки? (нет)
— Его рассказы о животных? (да)
б) Один ученик представляет свой кроссворд (составленный по данному рассказу), остальные разгадывают.
Можно организовать работу в группах по нескольким кроссвордам.
1) Один из главных героев рассказа? (ЖУЛЬКА)
2) Другой главный герой? (БАРБОС)
3) Как звали собаку, из-за которой погибла Жулька? (бешеная)
4) Кто находится ближе к животным? (дети)
5) Какой была Жулька? (смелая)
6) Каким оказался Барбос? (трусливый)
3. Подготовка к основному этапу урока
— Сегодня мы продолжим работу с рассказом А.И.Куприна «Барбос и Жулька».
— Попробуйте сформулировать цели урока.
1) Охарактеризовать главных героев.
2) Подготовиться к пересказу (составить план).
3) Выяснить основную мысль рассказа.
4. Работа с текстом во время чтения
Выборочное чтение:
Описание Барбоса.
Описание Жульки.
— Какой сделаем вывод? (собаки совсем не похожи)
— А что их связывало? (дружба)
Эпизод «Появление бешенной собаки»
— Как поступили люди? А как поступили бы вы?
Эпизод «Подвиг Жульки».
— Скажите, пожалуйста, зависит ли смелость от внешнего вида?
— Как думаете, в чем главная идея произведения? О чем нам предлагает задуматься автор?
5. Работа с текстом после чтения
а) Составление сюжетно-композиционного треугольника (самостоятельная работа)
В результате самостоятельной работы получается план.
- Вступление (описание Барбоса, Жульки и их дружбы)
- Завязка и развитие событий (бешеная собака)
- Кульминация (подвиг Жульки)
- Продолжение событий.
- Заключение.
б) Образы главных героев рассказа (описание внешнего вида, поведения)
Характеристика | Барбос | Жулька |
Невелик ростом | ||
Маленькая | ||
Широкогруд | ||
Гладкая чёрная шерсть | ||
Длинная, чуть вьющаяся шерсть | ||
Жёлтые подпалины над бровями | ||
Светлые и умные глаза | ||
Уши со следами «боевых схваток» | ||
Приземест | ||
Тонконогая | ||
Сходство с белым пуделем | ||
Никогда не попрошайничала | ||
Имеет смутные понятия о праве собственности | ||
Деликатная | ||
Верность | ||
Не отличался аккуратностью в туалете | ||
Разбойничья натура | ||
Застенчивая, вежливая |
Образы главных героев рассказа (описание внешнего вида, поведения) проверка
Характеристика | Барбос | Жулька |
Невелик ростом | + | |
Маленькая | + | |
Широкогруд | + | |
Гладкая чёрная шерсть | + | |
Длинная, чуть вьющаяся шерсть | + | |
Жёлтые подпалины над бровями | + | |
Светлые и умные глаза | + | |
Уши со следами «боевых схваток» | + | |
Приземест | + | |
Тонконогая | + | |
Сходство с белым пуделем | + | |
Никогда не попрошайничала | + | |
Имеет смутные понятия о праве собственности | + | |
Деликатная | + | |
Верность | + | |
Не отличался аккуратностью в туалете | + | |
Разбойничья натура | + | |
Застенчивая, вежливая | + |
Заполнив таблицу каждая пара может составить рассказ о герое произведения.
6. Творческая работа
Придумайте другой конец рассказа.
7. Рефлексия
— С каким заданием справились легко?
— Что вызвало затруднение?
— Как оцениваете свою работу?