План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

Лермонтов михаил сказка ашик-кериб жанр: авторская обработка народной сказкиглавные герои сказки ашик-кериб и их характеристикаашик-кериб, молодой и бедный певец с


Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»

Жанр: авторская обработка народной сказки

Главные герои сказки «Ашик-Кериб» и их характеристика

  1. Ашик-Кериб, молодой и бедный певец с прекрасным голосом. Романтичный, добрый, доверчивый. Став богатым забыл невесту, но с помощью Святого Георгия поспел на свадьбу.
  2. Магуль-Мегери, красавица, верная и беззаветная. Умеет крепко любить, готова была умереть, лишь бы не выходит за нелюбимого.
  3. Куршуд-бек, коварный, но разумный, не стал чинить препятствия свадьбе
  4. Хадерилиаз, святой Георгий, справедливый, суровый, честный.

План пересказа сказки «Ашик-Кериб»

  1. Бедный певец и красавица
  2. Обет Ашик-Кериба
  3. Предательство Куршуд-бека
  4. Во дворце Паши
  5. Золотое блюдо
  6. Обратный путь
  7. Хадерилиаз и глина
  8. Слепая мать
  9. На свадьбе
  10. Счастливый конец

Кратчайшее содержание сказки «Ашик-Кериб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Ашик-Кериб и Магуль-Мегери любят друг друга, но бедность мешает Ашик-Керибу просить руки красавицы
  2. Ашик-Кериб отправляется странствовать, Куршуд-бек ворует его одежду и говорит, что Ашик-Кериб утонул
  3. Ашик-Кериб становится богатым и забывает про невесту
  4. Магуль-Мегери посылает блюдо и Ашик-Кериб спешит в Тифлиз
  5. Хадерилиаз помогает Ашик-Керибу и он берет у матери сааз
  6. Магуль-Мегери узнает жениха, мать прозревает, Куршуд-бек женится на сестре Ашик-Кериба

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб»
Что человеку на роду написано, от того не убежишь.

Чему учит сказка «Ашик-Кериб»
Сказка эта учит верности, умению держать свое слово. Учит не поддаваться гордыне, учит не забывать своих обещаний, учит не врать, учит не прельщаться видом золота. Сказка учит нас быть справедливыми и мешать чужому счастью.

Отзыв на сказку «Ашик-Кериб»
Это очень красивая история о любви, которая могла закончится трагически, но благодаря вмешательству высших сил окончилась благополучно. Мне больше всего в этой сказке понравилась Магуль-Мегери, потому что она честно ждала жениха, а тот проводил время в роскоши и развлечениях.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Ашик-Кериб»
Давным-давно жила в Тифлизе красавица Магуль-Мегери и жил там же бедный певец Ашик-Кериб. На одной свадьбе увидел Ашик-Кериб Магуль-Мегери и полюбил ее, а красавица полюбила его.
Однажды в саду увидела Магуль-Мегери Ашик-Кериба и признался тот ей в своей любви. Предложила красавица попросить ее руки у отца своего, обещая, что тот не ответит отказом. Но не захотел такого Ашик-Кериб, дал он обет, что будет странствовать 7 лет, но вернется богатым. А Магуль-Мегери обещала ждать его и только потом выйти замуж за Куршуд-бека.
Взял свой посох Ашик-Кериб и пошел странствовать. Догоняет его Куршуд-бек и в попутчики просится. Идут они дальше вместе, а впереди река быстрая. Разделся Ашик-Кериб, поплыл через реку, а Куршуд-бек его одежду украл, и в Тифлиз возвратился.
Показал Куршуд-бек одежды матери Ашик-Кериба, и сказал, что утонул ее сын. Мать с горя ослепла.
А Ашик-Кериб дошел до города Халафа, где его пение услышал паша, большой любитель песен. Осыпал паша Ашик-Кериба золотом, зажил тот богато и забыл про Магуль-Мегери.
А семь лет заканчиваются. Дает Магуль-Мегери золотое блюдо купцу и просит в каждом городе показывать его и только настоящему хозяину отдать.
Приехал купец в Халаф, показывает блюдо. Прибежал Ашик-Кериб, узнал блюдо, а купец узнал Ашик-Кериба и отдал ему блюдо.
До срока осталось только три дня, но сел Ашик-Кериб на коня, взял сумку золота и пустился в обратный путь. В горах пал его конь и решил Ашик-Кериб с жизнью покончить. Но тут появился всадник на белом коне и велел Ашик-Керибу бежать за ним. Не смог Ашик-Кериб бежать, посадил всадник его на седло и спрашивает, где тот хочет оказаться.
Сказал Ашик-Кериб, что в Арзеруме и в тот же миг оказался в этом городе. Извинился Ашик-Кериб за обман, сказал, что в Карсе быть ему надобно и в тот же миг в Карсе оказался. Взмолился тут Ашик-Кериб, говорит что в Тифлизе ему быть надо. Пожурил его всадник, но все-таки в Тифлиз доставил.
А Ашик-Кериб просит доказательство, ведь никто не поверит ему, что он за один день от Халафа до Тифлиза доехал. Дал ему всадник глины из-под копыт коня и сказал, что глина эта поможет слепой прозреть.
Пришел Ашик-Кериб домой, стучится, а мать отпирать не хочет, не верит, что сын вернулся. Сестра открыла дверь, зашел Ашик-Кериб, сааз увидел, поиграть попросил. Сыграл, он, спел, но мать все равно не хочет ему верить.
Тогда стал просить Ашик-Кериб сааз на свадьбе сыграть, а мать не дает. Но когда узнала, что у Ашик-Кериба полная сумка золота, дала ему сааз.
В это время Магуль-Мегери умирать собирается, чашу с ядом держит, да кинжал острый.
Пришел Ашик-Кериб, просит разрешения спеть. Куршуд-бек разрешает ему. А Ашик-Кериб говорит, что утром еще в Халафе был. Хотел его брат Куршуд-бека убить за ложь, но остановил его Куршуд-бек.
А Магуль-Мегери узнала голос любимого и выбежала, да на шею ему бросилась. Опять хотел убить их брат Курпшуд-бека, а Куршуд-бек узнал Ашик-Кериба и говорит, что если что кому по судьбе написано, от того не убежишь. И доказательств просит того, что Ашик-Кериб за день до Тифлиза добрался.
А сестра уже мать слепую ведет. Смазал ей глаза Ашик-Кериб глиной и прозрела мать.
Предложил тогда Ашик-Кериб Куршуд-беку свою сестру в жены, а сам на Магуль-Мегери женился.

Пословицы к сказке «Ашик-Кериб»
От сумы и от тюрьмы не зарекайся.
Верная любовь в огне не горит и в воде не тонет.
Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Ашик-Кериб»

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко


7

Как составить план пересказа сказки «Ашик- Кериб . » (4 класс) ?

10 ответов:

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



4



0

Сказка «Ашик Кериб» известна нам во многих вариантах, но видимо имеется в виду пересказ этой сказки выполненный Михаилом Лермонтовым. Лермонтов назвал сказку турецкой, хотя она характерна для многих народов Закавказья.

План пересказа сказки «Ашик-Кериб»:

  1. Представление героев, Ашик-Кериб и Магуль-Мегери
  2. Первая встреча Ашик-Кериба и Магуль-Мегери
  3. Ашик-Кериб отправляется странствовать на семь лет
  4. Его сопровождает соперник Куршуд-бек, который уносит одежду Ашика-Кериба и говорит, что тот утонул.
  5. Ашик-Кериб поступает на службу к паше и становится богатым
  6. Под конец семи лет Магуль-Мегери отдает караванщику золотое блюдо, чтобы оно напомнила о ней Ашику-Керибу.
  7. Ашик-Кериб вспоминает невесту и в отчаении бросается в Тифлис, ему осталось всего три дня и он падает от усталости.
  8. Он встречает странника, который переносит его сперва в Арзерум, потом в Кар и наконец Ашик-Кериб говорит правду и его переносит в Тифлис
  9. Всадник дает ему грязь из копыт коня и говорит, что эта грязь поможет прозреть слепой, а Ашик-Кериб понимает, что это святой Георгий.
  10. Ашик-Кериб приходит домой, но слепая мать и сестра не узнают его
  11. Ашик-Кериб берет свой сааз и идет во дворец
  12. Магуль-Мегери готовится убить себя, но не выходить за Куршуд-бека.
  13. Магуль-Мегери узнает Ашика-Кериба и тот мажет матери глаза грязью и мать прозревает
  14. Ашик-Кериб женится на Магуль-Мегери, а Куршуд-бек на сестре Ашик-Кериба.

    План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



1



0

План сказки «Ашик-Кериб»

1 Описание главных героев Ашик-Кериба и Магуль-Мегери

2 Магуль-Мегери согласна выйти замуж за бедняка, но Ашик-Кериб отказывается.

3 Ашик-Кериб отправляется в долгое путешествие.

4 Коварство Куршуд-бека

5 Ашик-Кериб забывает об обещании

6 Магуль-Мегери находит способ напомнить о себе.

7 Ашик-Кериб боится не успеть домой.

8 Помощь всадника на коне.

9 Подарок Ашику-Керибу от всадника на коне.

10 Ашик-Кериб пытается доказать матери , что он не умер.

11 Магуль-Мегери не хочет выходить замуж за Куршуд-бека.

12 Мудрое решение Куршуд-бека.

Приключения бедного юноши, которому пришлось доказать, что он верен своему слову и как любовь сметает все границы. Ашик-Кериб не остался жить в богатстве, но без любимой девушки, он бросил славу и деньги и бросился к своей любимой, поэтому Лермонтов вводит в действие Святого Георгия, как намек на то, что ради благоих намрений святые сходят с небес и творится чудо. Сказка заканчивается хорошо, враг Ашика-Кериба оказался не очень злым, он тоже боролся, но он не настоящий злодей, он помнит народную мудрость, что говорит об его уважении старших.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



1



0

Ашик-Кериб — весьма своеобразная сказка, лично у меня она вызывает некоторые неприятные мысли. В частности, очень не нравится главный герой — балалаечник. Но с другой стороны, в сказке множество интересных и поучительных моментов. Пересказать ее поможет следующий план:

  1. Прекрасная Магуль-Мегери и бедный Ашик-Кериб.
  2. Ашик отправляется в дальние дали за богатством, остается без одежды.
  3. Жизнь балалаечника налаживается, на него сыпется злато и серебро.
  4. Послание от Магуль-Мегери.
  5. Ашик-Кериб спешит домой, ему помогает незнакомец-всадник.
  6. Путешественник вернулся к матери и сестре.
  7. Свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-бека.
  8. Свадьба расстроилась, но влюбленные воссоединились.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



1



0

План к сказке Ашик-Кериб лично по моему мнению можно составить следующий.Как известно по сюжету, Ашик Кериб отрправляется в странствие, чтобы заработать денег и жениться. Странствие длится довольно долго, но всё заканчивается хорошо.

-Бедный юноша, певец и исполнитель на саазе влюблён в дочь богача Магуль-Мегери.

-Ашик Кериб обещает своей избраннице стать богачом и вернуться к ней с деньгами через семь лет.

-Ашик Кериб разбогател, но на какое-то время забывает о своей невесте.

-Магуль-Мегери присылает блюдо, чтобы напомнить о себе , она на грани самоубийства.

-Всадник доносит Ашик Кериба домой за один день.

-Ашик Кериб возвращается домой.

-Свадьба молодых, возвращение зрения к матери.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



1



0

План для этой сказки можно составить таким образом:

  • Встреча бедного музыканта с богатой девушкой, их обоюдная симпатия.
  • Музыкант отправляется в путешествие, чтобы добыть богатство и не жить за счет жены.
  • Он находит желаемое, но забывает про невесту.
  • Невеста удивляется и направляет послание-напоминание вернуться.
  • Он хочет вернуться, не успевает, но ему помогает мистический всадник.
  • Благополучное возвращение Ашик-Кериба.
  • Свадьба Магуль-Мегери и Куршуд-Бека отменяется.
  • Хэппи-энд, главные герои женятся, а Куршуд-Бек женится на сестре Магуль-Мегери.

Вот такая неоднозначная сказка, берущая начало в турецком эпосе, которую Лермонтов адаптировал на русском языке.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



1



0

Краткий план к сказке Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик Кериб».

  1. Бедный музыкант Ашик Кериб и дочь богатого купца Магуль Мегери встречаются и влюбляются друг в друга.
  2. Ашик Кериб решает отправиться зарабатывать деньги по всему свету, чтобы разбогатеть и жениться на возлюбленной.
  3. Ашик Кериб разбогател, но забыл про свою невесту.
  4. Магуль-Мегери собирается замуж за Куршуд Бека, но не хочет жить с нелюбимым и напоминает о себе Ашик Керибу.
  5. Ашик Керибу помогает возвратиться к Магуль Мегери белый всадник.
  6. Ашик Кериб доказывает доказывает родным, что это именно он вернулся, прозрение матери.
  7. Отмена свадьбы Куршуд Бека и Магуль Мегери.
  8. Свадьба Ашик Кериба и Магуль Мегери.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



1



0

План к созданной Лермонтовым сказке «Ашик Кериб»:

1) Зарождение взаимных чувств любви бедного музыканта Ашик Кериб и Магуль Мегери которая была из очень богаой семьи, но с золотым сердцем.

2) Ашик Кериб дабы быть достойным своей богатой невесты в материальном плане, идет в путешествие дабы найти себе прибыльное занятие и разбогатеть.

3) Ашик Кериб добивается материального благополучия, но теряет особые чувства к своей некогда возлюбленной..

4) Магуль-Мегери собирается выйти замуж не по любви за Куршуд Бека, однако при этом делает так, что бы об этом узнал Ашик Кериб, так как надеется возрадить в нем старые чувства.

5) Ашик Керибу воссоединяется с Магуль Мегери, за счет помощи белого всадника.

6) Ашик Кериб подтверждает полинность своей натуры, после чего, свадьба Куршуд Бека и Магуль Мегери отменяется, а он в последствии напротив, становися мужем прекрасной Магуль.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



0



0

Можно написать такой план:

1.Бедный балалаечник и дочь богатого турка влюбились друг в друга.

2.Ашик-Кериб дает обещание стать богатым и вернуться к любимой через семь лет.

3.Предательство Куршуд-бека.

4.Ашик у паши.

5.Купец с верблюдами и невольниками, а также золотое блюдо.

6.Балалаечник хочет прыгнуть с утеса.

7.Загадочный всадник, перенесший Ашика в Тифлиз за один день.

8.Ашик — гость в своем родном доме.

9.На свадьбе Магуль-Мегери.

10.Влюбленные снова вместе, а ослепшая мать Ашика вновь обрела зрение.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



0



0

Ашик-Кериб план сказки 4 класс

1). Бедный Ашик-Кериб и дочь богача Магуль-Мегери полюбили друг друга.

2). Юноша обещает девушке стать богатым за 7 лет.

3). Благодаря своему пению Ашик-Кериб становится богатым.

4). Блюдо-напоминание от невесты.

5). Всадник.

6). Возвращение в родной дом.

7). Ашик-Кериб доказывает, что это он.

8). Куршуд-бед уступает невесту Ашику-керибу.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко



0



0

Для учеников 4 класса план должен быть примерно таким.

  1. Встреча балалаечника и красавицы.
  2. Ашик-Кериб придумывает план.
  3. Ашик-Кериб сталкивается с подлостью.
  4. Ашик -Кериб неожиданно становится богатым.
  5. Всадник на белом коне помогает главному герою.
  6. Неожиданные чудеса на свадьбе Куршуд-Бека.
  7. Влюбленные вместе и свадьба Ашик-Кериба.

Читайте также

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

Что такое радуга в представлении Тютчева? Это волшебное, но очень короткое видение, которое внезапно возникло, вознеслось на полнеба, радует своей красотой и радужным мерцанием глаз, но которое не окажется вечным. Напротив, радуга очень быстро растворится в синеве неба, она существует считанные мгновения и потому всегда кажется нам такой яркой и чудесной. К радуге просто не успеваешь привыкнуть.

Но именно потому, что это видение такое короткое, Тютчев просит нас чтобы мы ловили его, успели поймать. Удвоенное использование глагола повелительного наклонения Лови усиливает действие этого призыва, побуждает нас к решительному действию.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

В стихотворении «Весенний дождь» Фет показывает картину начинающегося дождя. Еще мгновение назад все было спокойно, небо было ясное, хотя и в облаках. Блистало солнце, воробей купался в песке. Обычная теплая весенняя погода. Но вот приближается дождь и мы сразу находим те слова-помощники, которые помогают поэту показать эту картину. Это слова «Завеса» и словосочетание «Золотой пыли».

Первое слово прямо относится к дождю, который всегда приближается сплошной завесой, пеленой. Эта завеса не оказывается неподвижной, она качается, она движется, раскинувшись на полнеба.

А солнце пробиваясь кое-где сквозь эту пока еще не очень плотную завесу окрашивает лес в золотой цвет, и капельки дождя создают ощущение воздушной пыли, даже пыльцы.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

«Где сладкий шепот моих лесов?» — спрашивает Баратынский самого себя в одноименном стихотворении. Он удивляется произошедшим в природе стремительным переменам. Вот казалось еще вчера стояло жаркое лето и леса сладко шептали листвой свои тайны под теплым ветерком, стремительно неслись речные потоки, а луга пестрели разноцветными цветами. Таким представляется лето в этом стихотворении.

Но вот настала зима, и все изменилось. Деревья оказались голыми, ручей замолк — он немеет скованный льдом, ветер уже не ласковы, но злой, он воет и бушует. Везде снег, который покрыл и деревья и луга.

Картина лета в изображении поэта пестрит красками и теплом, картина зимы — однотонно белая и холодная.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

Мне кажется, лучший способ правильно прочитать это стихотворение Фета, представить себя бабочкой. В этом нет ничего сложного. Вообразите, что вы прекрасное и легкое существо, которое радуется жизни, которое любуется своими восхитительными крыльями, которое порхает от цветка к цветку, задерживаясь на каждом лишь на краткое мгновение, и вы сразу поймете как правильно читать это стихотворение.

Я бы выбрала слегка отрывистый тон, который бы напоминал порхание бабочки, немного отрешенную от реальности скучающую интонацию — ведь бабочка сама не знает что будет дальше и в то же время ее не очень заботит мнение окружающих о ее красоте, она в ней уверена и всеобщее восхищение ей наскучило.

План рассказа ашик кериб план 4 класс кратко

Мне кажется сам Федор Тютчев очень точно указал расстановкой восклицательных знаков в стихотворении «Как неожиданно и ярко» то, что читать это стихотворение нужно с большим накалом страстей. Что это гимн радуге, и исполнитель должен показать не только чувства поэта, но и свои собственные переживания, свой собственный восторг.

Это стихотворение следует читать громко, в достаточно быстром темпе, который должен подчеркнуть скоротечность описываемого явления, радуги. Но последние пару строчек я бы прочла резко замедлившись и немного грустным голосом — чудо закончилось, все исчезло, и все в этой жизни рано или поздно кончается. Читатель должен выразить свое сожаление по этому поводу.

Т1680903 1 ехнологическая карта урока Литературное Чтение

по теме М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка).

Студентка: Перминова Екатерина Владимировна

Класс 4 «б»

Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»- турецкая сказка.

Тип урока: изучение нового материала

Дата урока: 21.10.2019 г.

Цель урока: знакомство со сказкой М.Ю. Лермонтова « Ашик-Кериб».

Задачи:

Личностные УУД

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать задание: определять

его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Сопоставлять и отбирать информацию,

полученную из различных источников (словари, энциклопедии,

справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять характеристику героев.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УУД

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно популярных книг, понимать прочитанное.

3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Средства обучения: учебник «Литературное чтение, 4 класс» ч.1, кружочки для рефлексии, презентация. мультимедийный проектор, персональный компьютер, доска, экран

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята. Давайте начнем сегодняшний урок литературного чтения с улыбки. Улыбнитесь партнеру по плечу, партнеру по лицу, поздоровайтесь. Садитесь.

Жужжащее чтение. (5-7 минут)

Ребята, открываем свои книжечки, начинаем читать.

Приветствуют учителя, друг друга

Читают книги

2. Актуализация знаний. Речевая разминка.

Работа с партнером по плечу.

 — А теперь за работу! А как будем работать — догадайтесь сами. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики читают по одному.

Слайд 1

1. Игра «Доскажи словечко».

Тексты будем мы … (читать,)
Информацию  из  текста … (извлекать.)
Точку  зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)

Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать. 

2. Игра «Произнеси верно» Слайд 2-3

— Посмотрите на картинку, назовите слово. А теперь замените первый звук в словах на звук (Р).

Кот, нога, мука, хобот, танец, мак, козы.

— Какие изученные орфограммы встретились в данных словах?

— На уроке вам понадобится умение  слушать, слышать, выразительно читать, 

3.Дыхательные упражнения. На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но  правильно и грамотно говорить. Чтобы речь была яркой и приятной для других надо управлять дыханием во время разговора, правильно дышать во время речи.

— Какое сейчас время года? Назовите приметы осени. Представьте, что на ваши ладошки упали осенние листья. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуньте их с руки. Повторяем три раза. Молодцы! У всех листочки улетели.

А теперь продолжаем работать правильно отвечать на вопросы. Нужно быть активными и внимательными, чтобы ничего не пропустить.

Заполняют, затем читают по одному

Безударная гласная, звонкие и глухие согласные

Отвечают

Выполняют упражнения

3. Сообщение темы и целей урока.

— А сейчас закрыли глаза. Релаксация под тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.

Слайд 4

Почему звучит именно восточная мелодия?

У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он сыграл большую

роль в его человеческой и писательской судьбе. Поэт любил этот край. Какваз

был колыбелью его поэзии. Любовь к Кавказу, к его величественной и суровой

природе, к вольнолюбивым горцам великий русский поэт пронёс через всю

свою короткую и мятежную жизнь. Лермонтов наблюдал за нравами горцев,

слушая народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской

природы, встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё

это потом отражено было им в произведениях, посвящённых Кавказу, Востоку.

Потому что мы продолжаем знакомство с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова

4. Проверка домашнего задания.

Перед тем как приступить к изучению нового произведения М.Ю. Лермонтова, давайте вспомним, что вам было задано на прошлом уроке?

Слушание подготовленного чтения стихотворения.

Захотелось ли кому-нибудь выучить стихотворение наизусть? Кто выучил стихотворение наизусть?

Молодцы

Прежде, чем мы начнем изучение нового произведения, давайте немного отдохнем

стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека». 

Учащиеся выразительно читают наизусть или по учебнику стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».

5. Физкультминутка

Вот так яблоко!(Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!(Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)

Молодцы, а теперь разомнем наш язычок

Речевая разминка Слайд 5

6. Работа по теме урока

Давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова вы уже знакомы. Слайд 6

А еще М.Ю. Лермонтов писал сказки и сегодня мы с вами познакомимся с одной из них. Слайд 7

Лермонтов написал сказку об Ашик-Керибе в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Он много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык.

Эта сказка является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности.

Скорее всего Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец, потому что

среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.

Сказки об Ашик-Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях. Ашик в первоначальной форме по-арабски означает

«влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический

певец, а позже – вообще «народный певец»; Кериб (по-турецки было бы гариб) – чужеземец, скиталец, бедняк.

– В сказке вам будут встречаться непонятные слова, слова из турецкого языка, но рядом, в скобках, вы найдёте пояснения, которые даёт М. Ю. Лермонтов.

Чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. Слайд 8

Стихи

7. Итог урока. Рефлексия

–Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки?

— Что хотите сказать о сказке?

— Кто главные герои сказки?

– Кто вам больше всего понравился?

– Чем?

– Кто не понравился?

– Почему?

– Что особенно удивило?

Молодцы

— Что главное поняли на уроке?

— Чему учит сказка в наше время?

— Оцените свою работу на уроке (Кружочки)

После прочтения отвечают на вопросы

1680903 21680903 31680903 4 Оценивают свою работу

Домашнее задание

перечитать ещё раз сказку «Ашик-Кериб» (с. 99–113);

подготовиться отвечать на вопросы, данные на странице 113 учебника Слайд 9

Записывают домашнее задание

К проведению урока допускаю:

Учитель начальных классов _______________

Дата ___________________

Тексты будем мы ________________________

Информацию  из  текста __________________
Точку  зрения ___________________________
На вопросы _____________________________

Новое для себя___________________________
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ___________________________

Тексты будем мы ________________________

Информацию  из  текста __________________
Точку  зрения ___________________________
На вопросы _____________________________

Новое для себя___________________________
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом ___________________________

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать,

извлекать, высказывать, развивать. 

Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать,

извлекать, высказывать, развивать. 

2. Актуализация опорных знаний

Организует работу над пройденным материалом.

Вспомните, с произведением, какого автора вы познакомились на предыдущем уроке?

-Ребята, что вы знаете о Михаиле Юрьевиче Лермонтове?

— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

— Сегодня мы продолжаем работу над сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашиб – Кериб»

— Мы познакомились с автором М. Ю. Лермонтовым. С его стихотворением «Дары Терека» и сказкой «Ашик – Кериб»

— Он был русским писателем, который очень любил Кавказ, уважал А. С. Пушкина и учился на его произведениях. Он был отличным живописцем и умел играть на музыкальных инструментах.

— Мы говорили о М. Ю. Лермонтове и о его сказке «Ашиб – Кериб».

РУУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

ПУУД: активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач

Подводящая беседа.

3.Организация познавательной деятельности

3.1. целеполагание

3.2.Обобщение затруднений во внешней речи

Физминутка.

3.3.Самостоятельная работа.

3.4. Повторение

-Хорошо, а с каким произведением вы познакомились?

— Какой жанр у этого произведения?

— Хорошо. Чтобы проверить ваши знания, я предлагаю выполнить тест на листочках (Приложение 1)

Сравните свои ответы с ответами на слайде. Если вы ответили не верно – поставьте минус. Если верно – поставьте плюс. У кого нет ошибок – поднимите руку. У кого одна ошибка, поднимите руку. У кого две?
— Кладите карточки на край стола.

— Скажите, а на какие 2 группы делятся сказки?

— Но они тоже делятся на группы. На бытовые, сказки о животных и волшебные.

— Как вы думаете, к какому виду сказок относится произведение «Ашиб – Кериб».

— Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? Что особенного в этой сказке?

— Мы с вами определили, что это сказка. А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

— Посмотрите на первую картинку. Какой отрывок из сказки подходит этой иллюстрации? Предлагаю выразительно зачитать отрывок.

(Показывает 3 картинки)

— Какое задание мы выполняли?

— Что же мы с вами повторили?

— Хорошо. Назовите главную особенность сказок. Верно. Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!

И мы можем научиться чему-то у главных героев. Кто же в сказке положительный герой? А кто отрицательный?

— Почему вы считаете, что Ашик- Кериб, Святой Хадерималиаз, Магуль-Мегери – положительные герои?

— А что еще вы можете сказать о Магуль-Мегери?

— С чем сравнивается красота девушки? Как поет о ней подруга?

— Как вы думаете, почему подруга ее сравнила с газелью?

Посмотрите на слайд. Даны пословицы. Прочитаем их.

— О каких чертах женского характера упоминается в пословицах?

— Что больше всего ценит народ в женщине?

Мы сказали о положительных героях, а почему Куршуд – бек отрицательный герой?

— Как вы думаете, почему он совершил такой поступок? А это может быть оправданием?

— Вы немного устали, поэтому выполним физминутку.

— Сказка «Ашиб – Кериб» — восточная сказка. В ней много восточных слов. И я предлагаю создать свой словарик восточных слов. Работаем в парах. Находим слово и выписываем его в тетрадь. (Приложение 2)

-Предлагаю прочитать слова, которые вы нашли.

— Ребята, вернемся к сказке. Скажите, какая важная мысль содержится в сказке об Ашик – Керибе? Чему же учит нас эта сказка?

— Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

-На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему

— Что нового мы узнали на уроке?

— Что повторили на уроке?

— Какое задание показалось вам самым трудным? Какое самым интересным?

— «Ашик — Кериб».

— Сказка.

Выполняют тест на листочках.

Сравнивают ответы с слайдом.

Поднимают руку в соответствии с количеством ошибок.

— На народные и авторские.

Слушают учителя.

— Она авторская и волшебная.

— Ашик- Кериб три раза просил Святого Хадерилиаза помочь ему и чудесное исцеление матери с помощью комочка земли.

Слушают задание учителя.

Учащиеся выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.

— Мы соотносили иллюстрации и отрывки из сказки.

— Некоторые важные моменты из сказки.

— Она чему-то учит.

— Положительные герои: Ашик- Кериб, Святой Хадерималиаз, Магуль-Мегери. А отрицательный герой – Куршуд – бек.

— Ашик – Кериб талантливый, честный, храбрый. Святой Хадерималиаз помогает людям. , Магуль-Мегери верная. Она ждала 7 лет Ашик – Кериба.

— Она добрая, верная, слушает только свое сердце.

— Красота сравнивается с газелью.

Подруга пела, что его газель идет мимо.

— Потому что она очень красива и грациозна. А так же стройная.

Читают пословицы.

— Доброта, хозяйственность, трудолюбие.

— Верность, доброту, трудолюбие.

— Он совершил подлый поступок и из-за него мама Ашир – Кериба думала, что ее сын погиб.

— Он любил Магуль – Мегери.

— Нет.

Слушают задание учителя.

Работают в парах. Находят восточные слова и выписывают их.

Читают слова, которые выписали.

— Добро всегда побеждает. Нужно всегда быть верными своему слову и идти до конца, к своей цели.

Ответы учащихся.

КУУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

ПУУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа, построение рассуждений.

ЛУУД: формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

ЛУУД: развитие знания основных моральных норм и ориентацию на их выполнение.

ЛУУД: развитие навыков сравнения поступков героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.

КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

РУУД: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

КУУД: умение формулировать собственное мнение и позицию.

Беседа.

Тестирование.

Самопроверка по эталону.

Демонстрация.

Работа с учебником.

Диалог.

Фронтальный опрос.

Беседа.

Демонстрация.

Снятие общего напряжения.

Самостоятельная работа.

Самопроверка по эталону.

Фронтальный опрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.

Восточная повесть

М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.

В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.

В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Жанр сказки «Ашик-Кериб»

На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.

И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез – узнаете, сааз – балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.

Короткий пересказ «Ашик-Кериба» Лермонтова

«Ашик-Кериба» Лермонтов краткое содержание:

Много лет назад жил в Тифлизе богатый турок Аян-Ага и была у него единственная дочь Магуль-Мегери, самая красивая девушка в городе.

Жил в Тифлизе и певец Ашик-Кериб, бедный юноша с благородным сердцем. На жизнь он зарабатывал тем, что пел на свадьбах, подыгрывая себе на саазе (турецкой лютне).

На одной из свадеб Ашик-Кериб увидел Магуль-Мегери и они полюбили друг друга. Бедный певец не надеялся жениться на дочери богача, поэтому «стал грустен, как зимнее небо».

Однажды лежал Ашик-Кериб в саду. Мимо шла Магуль-Мегери и заговорила с ним. Увидев его печальное лицо, девушка посоветовала пойти к Аян-Аге и просить у него её руки. Аян-Ага богат и не пожалеет денег для счастья дочери.

Ашик-Кериб, однако, не хотел быть бедным мужем при богатой жене, он решил отправиться в семилетнее странствие по свету и «нажить себе богатство». Магуль-Мегери согласилась ждать семь лет, но предупредила: если Ашик-Кериб не вернётся по истечении этого срока, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватается.

Попрощался Ашик-Кериб с маленькой сестрой, получил благословение у матери и отправился в путь. По дороге к нему в попутчики напросился Куршуд-бек. Вскоре подошли они к реке, на которой не было ни моста, ни брода. Ашик-Кериб разделся и переплыл реку, а Куршуд-бек взял его одежду и вернулся в Тифлиз.

Прибыв в город, Куршуд-бек явился к старой матери Ашик-Кериба и сказал, что певец утонул, переплывая реку. Обливаясь слезами, женщина побежала к Магуль-Мегери и обо всём ей рассказала, но девушка не поверила выдумкам Куршуд-бека и заявила, что никто не станет её мужем, пока не истечёт семь лет.

Между тем Ашик-Кериб, босой и раздетый, добрался до деревни, где добрые люди накормили его и дали одежду. Он переходил «из деревни в деревню, из города в город, и слава его разносилась повсюду».

Наконец, Ашик-Кериб прибыл в город Халаф, где жил паша — большой любитель музыки. Его слуги с ног сбились, разыскивая певцов, но ни один из них не нравился паше. Пробегая мимо кофейни, где в это время пел Ашик-Кериб, слуга паши услышал его дивный голос и отвёл к своему господину.

Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нём богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат…

Неизвестно, забыл ли он свою Магуль-Мегери, но последний год семилетнего срока уже истекал, а возвращаться в Тефлис Ашик-Кериб не собирался. Магуль-Мегери начала отчаиваться. Она вручила купцу золотое блюдо и попросила выставлять его в лавке в каждом городе, куда зайдёт караван, и объявить, что узнавший блюдо получит и его, и его вес золотом.

В каждом городе купец выполнял поручение Магуль-Мегери, но никто блюдо не узнал. Наконец, караван прибыл в Халаф. Ашик-Кериб услышал о блюде, пришёл в лавку купца и узнал его. Купец тоже узнал певца и передал ему от Магуль-Мегери, что срок истекает, и она скоро выйдет за другого.

В отчаянии Ашик-Кериб сел на коня и поскакал, не надеясь успеть, ведь от Халафа до Тифлиза было несколько месяцев пути, а до свадьбы Магуль-Мегери оставалось три дня. Решив, что нечего ему делать на земле, Ашик-Кериб решил сброситься с высокого утёса и вдруг увидел внизу незнакомого всадника.

Всадник велел Ашик-Керибу спуститься с утёса и спросил, куда ему нужно попасть. Ашик-Кериб солгал ему три раза, называя неправильные места, и всадник каждый раз переносил его туда в мгновение ока.

Наконец, певец признался, что ему надо в Тифлиз, и всадник доставил его к воротам города. Ашик-Кериб понимал, что никто не поверит, если он расскажет о путешествии из Халафа в Тифлиз за один день, и попросил всадника дать ему какое-нибудь доказательство.

Всадник дал певцу комок земли из-под копыт своего коня. Если Ашик-Керибу не поверят, он должен будет намазать этой землёй глаза женщины, ослепшей семь лет назад. Певец убедился, что всадник был не кто иной, как Хадерилиаз (святой Георгий).

Поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом и попросился переночевать. Мать, ослепшая от слёз семь лет назад, не поверила, что напросившийся в дом странник — её сын, которого она считала погибшим. Сестра же поверила Ашик-Керибу и отдала ему его сааз.

В ту ночь Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека. Девушка решила, что никогда не «опустит голову» на его ложе, и приготовила для себя яд и кинжал. Сестра отвела Ашик-Кериба в дом, где проходил свадебный пир, и осталась у дверей послушать, что будет дальше.

Ашик-Кериб, притворившийся бедным певцом, начал петь о том, как перенёсся из Халафа в Тифлиз за один день. Брат Куруш-бека заявил, что певец лжёт. Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась ему на шею. Брат жениха хотел заколоть певца кинжалом, но Куруш-бек остановил его.

Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует.

Куруш-бек попросил Ашик-Кериба доказать, что тот действительно переместился из Халафа в Тифлиз за один день. Певец попросил привести ослепшую семь лет назад женщину. Его сестра, подслушивавшая под дверью, привела мать. Ашик-Кериб развёл волшебный комок земли в воде, помазал этой грязью глаза матери, и та прозрела.

Увидев это чудо, никто не усомнился в словах Ашик-Кериба, и Куруш-бек уступил ему Магуль-Мегери. Взамен певец выдал за Куруш-бека свою сестру, за которой дал хорошее приданое.

«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки

Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.

В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.

Краткое содержание

Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.

Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.

Вернувшись домой с вещами Ашика, Куршуд сказал, что он утонул. Узнав о таком сообщении мать главного героя, теряет зрение и все 7 лет не догадывается, что ее сын жив. На самом деле парень все эти годы занимался только работой и накопил много денег.

Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.

Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.

После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

Основа задумки

Концовка рассказа дает возможность понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». Автор хотел донести читателям, что всегда нужно быть смелым и стремиться к задуманному. Только после того, как человек поверит в свои силы, у него все получится.

Это произведение имеет 2 основных мысли:

  • Если намерения человека чисты, он всегда добьется желаемого.
  • Зависть и злость не исполнят планы и желания человека.
  • В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.

    Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.

Мудрости мироустройства

Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

  • План рассказа барсучий нос паустовского 3 класс по частям
  • План рассказа ашик кериб разделить на части
  • План рассказа антона павловича чехова мальчики
  • План рассказа ангелочек андреев
  • План рассказа барбос и жулька