План рассказа аленький цветочек

Автор андрей измаилов на чтение 12 мин. просмотров 5 опубликовано 28.06.2021 пик литературной карьеры наиболее значительными работами аксакова являются семейная

На чтение 12 мин. Просмотров 5 Опубликовано

Пик литературной карьеры

Наиболее значительными работами Аксакова являются «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука». В этих книгах перед читателями раскрывается история трех поколений семьи Сергея Багрова, то есть самого писателя. Он намеренно изменил места и имена, чтобы нельзя было сопоставить их с реальными прототипами, некоторые из которых были еще живы. Однако стоило «Семейной хронике» выйти из печати, как критики моментально сопоставили персонажей с реальными людьми.

В «Семейной хронике» Сергей Аксаков удивительно точно описал быт помещиков и крепостных. По сюжету все семейство Багровых переезжает из Симбирской губернии в новое поместье. Контраст между тем, как радуются и ждут переезда люди в барском доме, и как тягостно и грустно продавать скот и весь скарб крепостным крестьянам, сразу погружает читателя в атмосферу подневольности и зависимости крепостных. Аксаков неторопливо и детально описывает действительность. Читатель словно смотрит интересное и эпическое кино.

Книга вышла из печати в самый «удачный» момент: только закончилась Крымская война, прогнивший николаевский режим был очевиден каждому. «Семейная хроника» дала отличный материал для обличения крепостничества и была чрезвычайно выгодна революционно настроенным демократам.

«Детские годы Багрова-внука» – это заключительная часть трилогии «Семейная хроника». В произведении с удивительной точностью описывается детство маленького Сережи – с рождения и до девяти лет. Темой книги является сложный и столь важный процесс формирования детской души.

В произведении показано, как медленно, но верно меняется мировоззрение мальчика, который начинает понимать, что в мире все далеко не так прекрасно. Однако он не страдает от этого осознания, не пытается что-то изменить, а лишь созерцает. Художественные описания и, конечно, язык – вот, чем прославился Сергей Тимофеевич Аксаков.

Охотничья трилогия

В 1843 году Аксаков приобрел под Москвой имение Абрамцево, где он обрел тихую и размеренную жизнь. Это спокойствие и безмятежность пробудили воспоминания о детстве и юности, о том, как часто они с отцом охотились или рыбачили.

Первая полноценная книга Сергея Тимофеевича Аксакова «Записки об уженье» должна была стать интересным пособием для узкого круга рыболовов, а прославилась на всю Россию. Даже людям, не относящим себя к любителям ловли рыбы, понравились описания подводного мира и то, с какой страстью и любовью Аксаков описывал рыбалку.

Успех побудил писателя продолжить тему. Вторая книга «Записки ружейного охотника» стала еще более глубокой и страстной в плане изображения природы, животных и эмоций охотника. Произведение получило высочайшие оценки критиков, писателей и простых читателей.

В 1855 году Аксаков завершил трилогию книгой «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». По этим произведениям можно понять, что Сергей Тимофеевич не терпел высокопарности и праздного созерцания. Даже пейзажи играли важную роль и были наполнены интересными деталями.

Изданные по отдельности книги писатель хотел объединить в один сборник. При попытке издать его Аксаков столкнулся с серьезными препятствиями. Из-за проблем с цензурой у его сына Ивана писателю отказали. После апелляции и ходатайства процесс вновь был запущен, но сборник так и не увидел свет.

Сергей Аксаков / Биография

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе в семье прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова и Марии Николаевны Зубовой. Его мать получила хорошее образование, вследствие чего обладала прогрессивными взглядами и даже вела переписку с либеральным просветителем Н.И. Новиковым.

На формирование личности писателя повлияла атмосфера в семье. По словам литературоведа Д. Мирского, он вырос в атмосфере любви и заботы, с ним никогда не обращались грубо или сурово. «Его чувствительность и интеллектуальная восприимчивость развились очень рано…». Кроме этого, от отца юный Тимофей унаследовал любовь к природе (его «Записки» о рыбалке и охоте, которые произвели впечатление на таких писателей, как Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев и Н.Г. Чернышевский); он также рано полюбил книги, в четыре года уже свободно читал, а в пять — декламировал А.П. Сумарокова и М.М. Хераскова, пересказывал в лицах сказки «Тысячи и одной ночи».

Детство Аксакова прошло в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Юный писатель учился в Казанской гимназии и в Казанском университете впоследствии. Также он сотрудничал со студенческими рукописными журналами «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». Первые его стихи, написанные в стиле сентиментализма, были опубликованы именно там. Аксаков выступал в любительском театре как актёр и декламатор, а также как соавтор одной из пьес. В 1807 году, окончив университет в 15 с половиной лет, писатель переезжает в Москву.

В 1808 году в Санкт-Петербурге поступил на службу переводчиком в Комиссию по составлению законов. Позже он был переведён в Экспедицию о государственных доходах.

В 1811 году Аксаков возвращается в Москву, где знакомится с такими литераторами, как С.Н. Глинка, Н.И. Ильин, Ф.Ф. Кокошкин.

Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков уезжает в Оренбургскую губернию, где проводит следующие 15 лет. В это время он активно переводит классическую литературу: Софокла, Мольера, Николя Буало и Вальтера Скотта. К 1812 году относится и его первая публикация в литературном журнале «Русский вестник», где была напечатана его басня «Три канарейки», а в 1821 году было опубликовано стихотворение «Уральский казак», которое сам автор позже характеризовал как «слабое и бледное подражание «Чёрной шали» Пушкина.

В 1816 году Аксаков женится на Ольге Семеновне Заплатиной. В 1826 Аксаковы вернулись в Москву, где Сергей Тимофеевич вновь поступил на государственную службу.

В 1821 году писатель был принят в «Общество любителей российской словесности», а также сотрудничал с такими журналами, как «Московский вестник», «Телескоп», «Молва» в качестве литературного и театрального критика.

В 1827–1832 годах писатель работал цензором Московского цензурного комитета, а после был уволен за разрешение к печати пародии В. А. Проташинского «Двенадцать спящих будошников».

В 1833 году Аксаков был назначен инспектором Константиновского землемерного училища (в 1835 году преобразованного в институт), затем с 1835 года по 1838 Сергей Тимофеевич работал директором Константиновского межевого института.

В 1834 году в альманахе «Денница» анонимно печатается его очерк «Буран», в котором прослеживаются стилистические черты будущих произведений писателя. После публикации очерк получил высокие оценки критиков. По достоинству описание бурана оценил Александр Сергеевич Пушкин. Ещё через двадцать лет к опыту аксаковского описания бурана обратится Лев Николаевич Толстой в своём рассказе «Метель». Это отметил и сам Аксаков в своём письме к Ивану Сергеевичу Тургеневу.

  • Аленький цветочек / Сергей Аксаков
  • 134px-Alenkij-cvetochek_%284%29.jpg

    Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1885

  • 144px-Alenkij-cvetochek_%282%29.jpg

    Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1912

  • Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1912

  • Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1938

  • Аленький цветочек / С. Т. Аксаков, 1929

В 1845 у писателя появляется новый замысел: написать книгу о рыбалке. В качестве формы Аксаков выбирает подборку очерков бывалого рыболова, и уже в 1847 году книга выходит в свет под названием «Записки об уженье». Успех книги вдохновил Аксакова на создание «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) и «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах». Главные сочинения С. Т. Аксакова — автобиографическая художественная проза: «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники». Книги высоко оценили , А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин.

В «Семейной хронике» Сергей Аксаков рассказал историю Багровых — русских помещиков, прототипами которых являются сами Аксаковы. Аксаков в «Семейной хронике» изменил многие реальные имена и географические названия, чтобы избежать ссоры с родными, а в предисловиях к первому и второму изданиям подчёркивал, что между «Семейными хрониками» и «Воспоминаниями» нет ничего общего. Эта предосторожность оказалась бесполезной: после выхода книги в свет критики быстро установили всех реальных прототипов персонажей «Семейной хроники». Аксаков так и не завершил написание тематически примыкающей к «Семейной хронике» повести «Наташа», где в качестве главной героини хотел вывести свою младшую сестру Надежду, испугавшись окончательного разрыва с родными События, описанные в «Воспоминаниях», охватывают период с 1801 по 1807 год — время учёбы Аксакова в Казанской гимназии и университете. Если «Семейная хроника» в основном опирается на семейные предания и рассказы близких Аксакова, то «Воспоминания» — произведение автобиографическое, почти полностью построенное на впечатлениях детства и юности автора. В этой книге семейную тему оттесняют на задний план новые сюжетные линии, связанные с взрослением главного героя. После окончания «Семейной хроники» Аксаков писал А. И. Панаеву: «Это последний акт моей жизни».

С 1854 по 1856 годы продолжалась работа над произведением «Детские годы Багрова-внука» — действительной историей о детстве писателя. Бытописательное произведение достоверно описывает переживания впечатлительного Сережи Багрова. Радостные чувства вызывают у мальчика незабываемые летние развлечения: уженье рыбы, охота на перепелов, ловля бабочек, но глубоко ранит его душу издевательства и жестокое обращение его бабушки с крестьянами. Повествовательной манере писателя присуща документальная точность, неторопливая, спокойная простота и ясность.

В приложении к «Детским годам…» Аксаков поместил сказку «Аленький цветочек», услышанную в детстве от ключницы Пелагеи и записанную в народной манере. Сказка о «купецкой дочери» — вариант «бродячего» сюжета о красавице и чудовище, наиболее известного в обработке французской писательницы XVIII в. Лепренс де Бомон. Сказка «Аленький цветочек» многократно издавалась отдельно для детского чтения.

  • Диафильм «Аленький цветочек» / Сергей Аксаков
  • Диафильм «Аленький цветочек». Художник Ирина Большакова, 1980 год

  • Диафильм «Аленький цветочек». Художник Ирина Большакова, 1980 год

  • Диафильм «Аленький цветочек». Художник Ирина Большакова, 1980 год

  • Сергей Аксаков в 28 лет

Последними сочинениями С. Т. Аксакова были рассказы «Собирание бабочек» (1858), «Встреча с мартинистами» (1859) и «Очерк зимнего дня» (1859).

С. Т. Аксаков умер в Москве в 1859 году. В 1930 году его прах перенесён из уничтоженного некрополя Симонова монастыря на Новодевичье кладбище.

Сергей Тимофеевич Аксаков занимает особое место в истории русской культуры не только благодаря своему замечательному литературному творчеству. Абрамцевский дом Аксаковых в течение многих десятилетий был центром притяжения для большого круга писателей, журналистов, ученых и театральных деятелей.

Подмосковная усадьба Аксаковых Абрамцево, в которой бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. П. Погодин, М. С. Щепкин, стала музеем в 1918 году Музеи С. Т. Аксакова и его семьи есть также в Уфе, в сёлах Аксаково в Оренбургской области и Надеждино в Республике Башкортостан.

Эту сказку (Аленький цветочек), которую слыхал я в продолжение нескольких годов не один десяток раз, потому что она мне очень нравилась, впоследствии выучил я наизусть и сам сказывал ее, со всеми прибаутками, ужимками, оханьем и вздыханьем Пелагеи. Я так хорошо ее передразнивал, что все домашние хохотали, слушая меня. Разумеется, потом я забыл свой рассказ; но теперь, восстановляя давно прошедшее в моей памяти, я неожиданно наткнулся на груду обломков этой сказки; много слов и выражений ожило для меня, и я попытался вспомнить ее. Странное сочетание восточного вымысла, восточной постройки и многих, очевидно переводных, выражений с приемами, образами и народною нашею речью, следы прикосновенья разных сказочников и сказочниц, — показались мне стоящими вниманья.

Примеч. молодого Багрова

Директор межевого института

Оставшись без работы, Сергей Тимофеевич оказался в незавидном положении. Фактически на любой его государственной службе был поставлен крест, но это был единственный способ достойно зарабатывать, чтобы жить с большой семьей в Москве. Писателю пришлось лично обратиться к Бенкендорфу, хотя именно он приложил усилия для увольнения Аксакова. В результате вышестоящими органами было принято решение позволить Сергею Тимофеевичу вновь работать на государственной службе.

В октябре 1833 года Аксаков получил должность инспектора Константиновского землемерного училища. Вскоре это заведение было официально преобразовано в межевой институт, а Аксакова назначили его директором.

3279725.jpg

Еще будучи цензором, Сергей Тимофеевич познакомился с множеством литераторов, среди которых был В. Г. Белинский. Молодой критик дружил с сыном Аксакова Константином. Вскоре Белинский стал частым гостем в их доме.

В 1838 году Сергей Аксаков решил окончательно оставить службу. В этот период у него начались серьезные проблемы со здоровьем, ухудшилось зрение.

Сергей Аксаков / Избранная библиография

  • Аксаков, С. Т. Записки об ужении. — Москва : тип. Николая Степанова, 1847. — XVI, 163 с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / [соч.] С. А-ва. — Москва : тип. Л. Степановой, 1852. — 444, III с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Записки об ужении рыбы / [соч.] С. Аксакова. — 2-е изд., знач. доп. — Москва : тип. Л. Степановой, 1854. — 274, [3] с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах : с прибавл. ст. «О соловьях» И. С. Тургенева / [соч.] С. Аксакова. — Москва : тип. Л. Степановой, 1855. — 225, [2] с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Семейная хроника и Воспоминания / [соч.] С. Т. Аксакова. — Москва : тип. Л. Степановой, 1856. — 565, [2] с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники С. Аксакова. — Москва : тип. Каткова и К°, 1858. — VIII, 520 с. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек : сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. — Санкт-Петербург : Спб. ком. грамотности, состоящий при Имп. Вольн. экон. о-ве, 1880. — 32 с., [4] л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Аксаков, С. Т. История моего знакомства с Гоголем : со включением всей переписки с 1832 по 1852 г. / соч. С. Т. Аксакова ; [предисл. : Н.М. Павлов]. — Москва : тип. М. Г. Волчанинова, 1890. — IV, 206 с. — [Хранится в РГБ].

На чтение 8 мин Просмотров 75
Обновлено

Самым юным гостям сайта советуем читать краткое содержание сказки «Аленький цветочек» – популярного произведения С. Т. Аксакова. Схожий сюжет встречается в фольклоре многих западноевропейских народов. В Европе эта волшебная история известна под названием «Красавица и чудовище».

Главные герои

Лесное чудовище – заколдованный ведьмой прекрасный царевич.

Купеческая дочь – очень красивая добрая девушка, полюбившая чудище и снявшая с него заклятие.

Краткое содержание

Давным-давно в некотором царстве жил очень богатый купец. Он был вдов. От умершей жены у купца осталось три прекрасных дочери, среди которых он больше всего любил младшую.

Однажды купец собрался по торговым делам в долгую поездку «за тридевять земель». Он позвал к себе дочерей и попросил пригожих девушек сказать, какие им привезти подарки, дав на размышление три дня.

В назначенный срок дочери пришли к отцу и изложили свои просьбы. Старшая попросила купца привезти ей из дальних краев золотой венец. Купец задумался, а потом сказал, что знает, где можно раздобыть такой гостинец. Он хранится у одной заморской королевны в глубокой кладовой за крепкими запорами. Завладеть венцом будет нелегко, но купец надеялся, что богатство ему поможет сделать это.

Средняя дочь сказала, что хочет получить в подарок хрустальный туалетный столик. Купец задумался покрепче, а потом ответил, что таким столиком владеет персидская принцесса. Она хранит его на высокой горе в каменной башне, которую охраняет множество воинов. Добыть столик будет сложно, но купец знал человека, который за большие деньги выполнит эту работу.

Младшая дочь попросила отца привезти ей самый прекрасный на свете аленький цветочек. Купец долго думал, а потом сказал, что эта задача гораздо сложнее предыдущих, но он постарается ее выполнить.

Наконец, купец отправился в путешествие. Он побывал во многих странах, выгодно занимаясь торговлей и отправляя домой груженые золотом корабли. Купцу удалось добыть драгоценный венец и хрустальный столик для старших дочерей, но выполнить просьбу младшей он до сих пор не мог. В садах разных заморских повелителей купец часто видел очень красивые аленькие цветочки, но не был уверен, что какой-то из них самый прекрасный на свете.

Однажды в дороге на купеческий богатый караван напали разбойники. Купец, бросив все имущество, скрылся в глухом лесу и решил идти, куда глаза глядят.

Купец с удивлением заметил, что непролазные кусты и деревья словно расступаются перед ним, указывая дорогу. По этому пути он шел весь день. В полночь купец увидел впереди яркий свет и сперва подумал, что это пожар. Остановившись в нерешительности и подумав, он все же решил идти дальше.

Купец вышел на огромную поляну, посреди которой стоял чудесный дворец, полностью покрытый золотом, серебром и драгоценными камнями. От него и исходило яркое сияние. Где-то в глубине дворца раздавалась прекрасная музыка.

Купец зашел во дворец и стал ходить по роскошным покоям в поисках хозяина, но внутри никого не было. Он долго любовался на богатое убранство дворца, а потом подумал, что было бы неплохо перекусить. Перед купцом тут же возник стол, уставленный разными яствами. Удивившись новому чуду, он уселся и хорошо подкрепился.

Наевшись, купец вновь стал осматривать дворец, почувствовал усталость и захотел поспать. При мысли о сне перед ним появилась пышная кровать. Купец улегся и тотчас же заснул, пожелав увидеть во сне любимых дочерей.

Купцу действительно приснились дочери. Старшие были счастливы и собирались выйти замуж, не дожидаясь возвращения отца. Младшая же тосковала по батюшке и думала только о нем.

Купец поднялся с кровати и оделся. Его уже не удивил приготовленный кем-то завтрак. Поев, купец решил осмотреть окружавшие дворец сады. Он долго любовался на увешанные сочными плодами деревья, многочисленные фонтаны, диковинных птиц. Блуждая в восхищении по садам, купец увидел прекрасный аленький цветочек и сразу же понял, что наконец-то нашел то, о чем просила младшая дочь.

Купец, не раздумывая, сорвал цветочек. Внезапно в саду потемнело, блеснула молния и ударил гром. Перед перепуганным купцом появилось какое-то мохнатое чудовище. Оно громким голосом обвинило купца в черной неблагодарности. Чудище заявило, что является хозяином чудесного дворца. Оставаясь невидимым, оно позаботилось о госте, а он в ответ решил похитить аленький цветочек – главное украшение сада. Чудовище велело купцу готовиться к смерти.

Купец встал на колени и рассказал о своей поездке и просьбах дочерей. Он признался, что сорвал цветочек, выполняя пожелание своей младшей дочки. Купец умолял отпустить его и позволить взять подарок с собой, обещая щедро вознаградить хозяина.

Чудовище ответило, что не нуждается в золоте. Оно согласилось отпустить купца вместе с цветочком, если взамен себя он пришлет одну из своих дочерей. Попасть во дворец можно с помощью волшебного перстня. Если ни одна из девушек не согласится добровольно отправиться к чудищу, купец должен через три дня вернуться сам и принять лютую смерть.

Подумав, купец принял условия чудища. Взяв перстень и надев его на правый мизинец, он тотчас же очутился у ворот своего дома. В это же время прибыли его богатые караваны.

Купец встретился с дочками и роздал им гостинцы. Старшая и средняя дочери, получив венец и хрустальный столик, обрадовались и убежали любоваться подарками. Младшая же, только увидев аленький цветочек, горько заплакала.

Купец созвал множество гостей и пышно отпраздновал свое возвращение. На следующий день он стал поочередно вызвать к себе дочек и рассказывать им о своей беде. Старшая и средняя наотрез отказались отправляться к чудищу, заявив, что цветочек просила их сестра.

Младшая дочь, выслушав отца, сразу же согласилась избавить его от лютой смерти. На третий день она простилась с отцом и сестрами, взяла в кувшине цветочек и надела на правый мизинец перстень.

Девушка моментально очутилась в чудесном дворце, где уже было все приготовлено к ее прибытию. Отдохнув на пуховой кровати, она пошла осматривать дворец и сады. Вскоре купеческая дочка нашла место, где отец сорвал для нее гостинец. Цветочек сам вылетел из кувшина и вернулся в землю.

Вернувшись во дворец, девушка увидела на стене огненную надпись – послание от чудища. Оно сообщало, что считает себя преданным рабом гостьи и будет исполнять все ее пожелания.

Чтобы девушка не скучала, чудище доставило во дворец ее верную служанку. Жизнь купеческой дочери была обставлена со всеми удобствами. В ее распоряжении были самые лучшие наряды и украшения. Невидимый хозяин по-прежнему общался с ней с помощью надписей на стене.

Со временем девушка пожелала поближе познакомиться с хозяином дворца. Уступая просьбе, чудище велело ей прийти в сад. Сев на скамейку, купеческая дочь услышала «дикий и зычный» голос, напоминающий звериный рев. Скрывая страх, она заговорила с незримым чудищем. С тех пор девушка каждый день подолгу беседовала с ним, привыкнув мало-помалу к страшному голосу.

В конце концов девушке захотелось увидеть своего невидимого друга. Чудище долго не соглашалось уступить ее просьбам. Страшилище опасалось, что купеческая дочь возненавидит его за безобразный вид. Девушка уверяла, что ничто не повлияет на ее дружеские чувства к хозяину дворца.

Наконец, чудище велело девушке выйти в сад и в сумерках прошло перед нею. Купеческая дочь потеряла от страха сознание, увидев ужасное мохнатое существо с «ногами лошадиными», «горбами верблюжьими» и «глазами совиными».

Очнувшись, девушка услышала горький плач чудища. Она стала уверять его, что сможет побороть свой страх, и просила вновь показаться. Мохнатый зверь опять предстал перед купеческой дочкой. Постепенно девушка привыкла к его ужасному виду. С этого времени страшилище уже не скрывалось от своей гостьи.

Однажды девушка увидела во сне смертельно больного отца и захотела повидаться с ним. Она рассказала об этом чудищу. Хозяин дворца разрешил ей воспользоваться волшебным перстнем и побывать дома. Он лишь просил купеческую дочь вернуться назад по истечении трех дней. Чудище сказало, что если девушка не воротится в назначенный срок, оно умрет от тоски.

Девушка надела перстень и тотчас же оказалось в родном доме. Отец действительно тяжело болел, переживая за судьбу любимой дочери. Он очень обрадовался ее неожиданному появлению. Девушка рассказала о своей привольной жизни во дворце, вызвав жгучую зависть сестер.

Старшая и средняя дочери купца стали уговаривать сестру остаться дома. Девушка решительно отклонила их настойчивые просьбы, заявив, что вернется к чудищу ровно за час до истечения срока. Коварные сестры перевели все часы в доме на час назад.

Дождавшись нужного часа, девушка простилась со всеми и надела перстень. Очутившись во дворце, она стала звать своего друга, но ей никто не откликался. Почувствовав беду, девушка бросилась на поиски и нашла чудище мертвым. Оно лежало в саду, обнимая аленький цветочек.

Девушка бросилась к страшилищу, назвала его своих женихом и умоляла пробудиться от смертельного сна. В этот момент ударила молния, и купеческая дочь лишилась чувств.

Придя в себя, девушка с удивлением увидела, что сидит на золотом престоле рядом с прекрасным юношей. Перед ними стояли отец, сестры и многочисленная свита.

Молодой человек был сыном могущественного царя. В детстве его похитила злая колдунья и превратила в страшилище. Заклятье могла снять лишь девушка, которая бы полюбила чудовище и согласилась стать его женой.

Купеческая дочь и спасенный ею царевич тут же обвенчались и «стали жить да поживать, добра наживать».

Этапы урока

Время на этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент.

2 этап. Речевая разминка.

3 этап. Самоопределение к деятельности.

4 этап. Изучение нового материала. Работа с текстом произведения.

5 этап. Работа над содержанием текста.

6 этап. Итог урока

7 этап. Рефлексия.

8 этап. Домашнее задание.

2 минуты

3 минуты

7 минут

15 минут

10 минут

3 минуты

2 минуты

-Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Я проведу у вас урок литературного чтения.

-Человеческая доброта — самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

-Проведем речевую разминку. Для чего она нужна?  (Ответы детей).

Фотограф.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю,- грозится ёж,-

Если снимок не пришлешь».

Валентин Дмитриевич Берестов

Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

— Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого.

— А сообщение о нём нам подготовила …(один ученик рассказывает биографию).

       Лев Николаевич родился в 1828 году – почти 200 лет назад.  Он принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду Детские годы провёл в деревне Ясная Поляна. Мать умерла, когда Толстому не было 2-х лет. У него было три брата и одна сестра, их воспитанием занялась дальняя родственница. Толстой изучал историю, музыку, медицину, рисование. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда ещё очень мало было школ, дети бедных людей не могли учиться. Толстой открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. 
    Смолоду Л. Н. Толстой любил физические упражнения. Он был сильным, здоровым и крепким человеком. В 67 лет он выучился кататься на велосипеде. Любил продолжительные прогулки пешком, превосходно ездил верхом.  Всю свою жизнь он трудился, увлекался простым физическим трудом, пахал землю, писал книги.

      Умер Толстой в 1910 году. Известно, что Толстой умер не в Ясной Поляне. За несколько дней до кончины он навсегда покинул свой дом, чтобы остаток своей жизни провести где-нибудь в глуши, в простой крестьянской избе. По его просьбе похоронен был в Ясной поляне. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Полное собрание сочинений составляет 90 томов!

-Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого.

— Постарайтесь отгадать название

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

— Обратите внимание на подзаголовок «быль». Как вы его понимаете?

— Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

— Что означает слово “прыжок”?

— А как вы думаете, легко ли совершить прыжок?

-Прежде чем познакомиться с произведением, давайте познакомимся с новыми словами.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Перекладина-доска, положенная поперёк для перехода.

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Два аршина — около полутора метров. (Показать)

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор — возбуждение

Вы знали, что первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, приводимые в движение с помощью вёсел, появились за долго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и в Древнем Риме. В V веке до н. э. появились корабли с несколькими рядами вёсел. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В VІI в. в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40 – 50 м, ширину 6 м, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км/ч). Кроме вёсел, были две мачты с косыми парусами. Переход от гребного к парусному флоту осуществлялся, вплоть до XVII-XVIII вв. На мачтах были перекладины, на которых крепились паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.

-Кто главный на корабле?

-Какую роль на корабле выполняет капитан?

  1. Первичное чтение текста.

-Я прочту вам произведение, а вы подумайте из-за чего мальчик совершил прыжок. Договорились?

Выразительное чтение рассказа учителем.

  1. Комментированное чтение рассказа по абзацам.

— Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия?

— Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна?

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»?

-Как подшутила обезьяна над сыном капитана?

— Что она сделала со шляпой?

-Как повел себя мальчик?

— Что раззадорило мальчика?

— Что в это время происходило на палубе?

-Что предпринял капитан для спасения сына?

— Каков жанр произведения? (Рассказ)

— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

— Из-за чего мальчик совершил прыжок? (Проблемный вопрос)

— Почему мальчик залез на мачту корабля?

— Какие чувства при этом испытал мальчик?

— Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент

— Что мы знаем про мальчика?

— Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что мальчик — сын капитана, а например не назвал его имя?

— Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации?  

(подвести детей к тому, что обезьяна лишь повод для конфликта между матросами и мальчиком. Ведь он был сыном капитана, а его подчинённые над ним смеялись.)

-Сознавал ли мальчик ли мальчик свои действия, когда ступил на перекладину?

-Какие чувства овладели мальчиком?

— Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему?

— Какая опасность подстерегала мальчика?

— Кто же спас его?

— Каким образом он сделал это? Прочитайте отрывок.

— О какой черте характера говорит поступок капитана?

— Как вы думаете, почему капитан заплакал?

— Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей)

— Какие черты характера присущи мальчику?

— Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? 

— С каким произведением мы знакомились сегодня на уроке?

-Как вы думаете, почему рассказ называется «Прыжок»?

— Какая главная мысль рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»?  Чему учит произведение?

— Мы с вами нашли главную мысль рассказа, мало возможно, что мы окажемся на корабле, а в жизни может нам пригодиться данный вывод?

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

— Мне захотелось…

— Я задумался…

— Я понял (а)…

— Я почувствовал (а)…

— Я бы поставил (а)…

— А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал, и многое понял – зелёный парус.

Хорошо работал – жёлтый парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – красный парус. (На партах лежат листочки с нарисованными корабликами, раскрасить парус)

— От чьего имени ведётся повествование. А если пересказывать текст от лица мальчика, какое местоимение нужно использовать? (Я)

Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок» от имени мальчика.

Улыбаются друг другу

-Чтобы говорить четко.

-ПРЫЖОК.

-Быль – то, что было; рассказ о действительном происшествии.

-Нет.

епродолжительный взлет в воздух

— Не всегда, ведь прыжки бывают разные.

-Капитан.

-Руководит и следит за всем.

-Да.

-Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе)

— Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взял.

-Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.

-Она сняла шляпу с головы мальчика

-Стала зубами и лапами рвать её.

— Мальчик погрозил ей и крикнул на неё.

-Мальчика раззадорило то, что обезьяна его передразнивала.

— Матросы громче стали смеяться.

-Закричал: «В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!»

-Страх. Сопереживание.

 Дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. (Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.)

-Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться.

-Он обиделся на смех матросов.

Покраснел, скинул куртку…

-Он сын капитана, ему 12 лет.

Его отец был главным на корабле, и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением.

-Мальчик и матросы.

-Нет.

-Задор

-Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться.

-Все молча смотрели, «кто-то ахнул от страха».

-Он мог разбиться

— Отец – капитан.

-О решительности, находчивости.

-Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына.

-Смелость, обидчивость.

-Она не главный герой, она только причина случившегося.

-Л.Н.Толстой «Прыжок»

-Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.

-Учит не совершать необдуманных поступков; надо очень быстро принимать решения, ведь от этого может зависеть жизнь, учит управлять собой, своими эмоциями.

-Да.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ
САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ
ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»)

Ф.И.О. педагога_Спирина Ольга Сергеевна___________________

Стаж работы_4 года_____ Квалификационная категория________

План по самообразованию по теме:

«Использование мнемотехники для речевого развития детей
дошкольного возраста».

Возрастная группа__4-5 лет_______________________

Надым, 2021г.

Актуальность
выбранной темы самообразования:

   Если учить ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему

 пяти словам – он долго будет и напрасно
мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с
картинками,

                                                              
их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

Актуальность
мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у
детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего

запоминание
происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление
попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то,
что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех
рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить
процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить
внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы
воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной
речи.

На
сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

·
трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на
предложенную тему, пересказ текста своими словами;

·
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать
вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

 ·
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

 ·
односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность
грамматически правильно построить распространённое предложение;

·
отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать
громкость голоса и темп речи и т. д

·
недостаточный словарный запас;

·
плохая дикция.

Мнемотехника
(греч.) – «искусство запоминания» – это система методов и

приемов,
обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях

объектов
природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры

рассказа,
сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование
мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить

такие
задачи как:

1.Развитие
связной речи;

2.Преобразование
абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3.
Развитие мелкой моторики рук;

4.Развитие
основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает
овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Как
любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать
работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам,
и позже — к мнемотаблицам.

 При
этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные
анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Исходя
из актуальности выбранной темы, целью данной работы является:

Цель
в развитии воспитанников:
Развитие связной речи
детей, посредством использования мнемотехники.

Для
достижения этой цели были поставлены следующие задачи.

Задачи
в развитии воспитанников:


Повышение уровня речевой активности детей.


Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.


Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем
описаний.


Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки,
рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью
мнемотаблиц.


Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения
сравнивать, выделение существенных признаков.


Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения,
памяти.

Цель самообразования: повышение
собственной профессиональной компетентности по теме «Использование мнемотехники
для речевого развития детей дошкольного возраста».

Задачи самообразования:

1.  
Повысить собственный уровень знаний
путём изучения необходимой литературы, посещения городских МО и т.д.

2.  
Разработать перспективный план работы
с детьми

3.  
Подготовить диагностику на начало и
конец учебного года

4.  
Создать учебную программу.

  1. Оформить в группе центр речевого
    развития «Говорушки».
  2. Подготовить и провести
    консультацию для педагогов на тему «Использование мнемотехники в развитии
    речи дошкольников».

7.  
Принять участие в семинаре «Мнемотехника
— технология речевого развития дошкольников».

  1. Подготовить материал и провести
    мастер-класс для педагогов по теме:

«Использование
мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».

9. Выступление на педсовете с результатами
работы.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:Повышение
педагогической компетенции по теме самообразования;

-Пополнение
развивающей предметно-пространственной среды группы;

-Повышение
активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над
темой самообразования в течение учебного года, посредством включения в
сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Для воспитанников:Расширение
словарного запаса и знаний об окружающем мире.

-Появилось
желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем

не
трудно.


Словарный запас выходит на более высокий уровень;


Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед
аудиторией.

 Для родителей: — Овладение
родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми;

Повышение
заинтересованности родителей  в коррекции недостатков связного высказывания;

Потребность
в сотрудничестве с ДОУ;

-Знакомство  родителей с программным
содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной
задачи.

Перспективный
план

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь


диагностика ЗУН детей

— Создать
учебную программу;

-изучение
литературы по теме;

Составление
картотеки «Мнемотехника».

-Консультация
о развитии речи детей 4 -5 лет;

-Индивидуальные
беседы с рекомендациями.

Октябрь

-Беседа
«Знакомство с символами мнемотехники».

Работа
с мнемо-загадками «Добавь картинку», составлять и отгадывать загадки по схемам.

 -Консультация
«Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Ноябрь

Дидактическая
игра «Времена года».

Проговаривание
и разучивание чистоговорок, скороговорок.

-Заучивания
стихотворений к новогоднему утреннику при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц;

-Заучивание
песен к новогоднему утреннику при помощи мнемотаблиц;

Заучивания
стихотворений к празднованию 23 февраля «Отважным быть хочу» при помощи
мнемодорожек и мнемотаблиц;

-Заучивание
песен к
празднованию 23 февраля «Отважным быть
хочу»  при помощи мнемотаблиц;

Подготовка
детей к выступлению на празднике «Мама – солнышко мое».

Игры
с разрезанными мнемотаблицами.

Игра
«Какая сказка спряталась?»

-Беседа
«Виды театров».

Пересказ
и постановка сказки теремок «Теремок» (кукольный театр).

-Оформление
папки передвижки. Тема: «Составляем и используем мнемотаблицы в ДОУ».

Познакомиться
с литературой в периодической печати

— Анкета
для родителей «Речевое развитие ребёнка».

Декабрь

-Оформить
в группе центр речевого развития «Говорушки».

-Оформить
папку «Мнемотехника в ДОУ».

-Публикация
опыта работы в сети Интернет.

Оформление
папки передвижки. Тема: «Расширяем словарный запас, при помощи мнемо-техники».

Январь

 — Оформлены
памятки и буклеты для родителей            «Мнемотехника-это интересно!»

Февраль

-Подготовить
и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Использование мнемотехники в
театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».

-Посещение
НОД  (развитие речи) других педагогов.

-Принять
участие в городских МО.

 -Консультация
«Создание условий в семье для речевого развития»;

-Выставка-список
рекомендуемых дидактических игр для развития речи детей 4-5 лет.

Март

 -Консультация
«Мнемотехника в разучивании стихотворений».

Апрель

Составление
описательного рассказа «Космос».

-Развлечение
 «Полёт в космос».

Активизация
словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

 -Индивидуальные
консультации «Рассказываем сказки с помощью мнемотаблиц».

-Оформление
брошюр «Мнемотехника дома».

Май

-Провести 
диагностику  и  сравнить  с первичной диагностикой.

Написание
отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

-Провести 
самоанализ  деятельности  по теме.

-Выступление
на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

-Нарисовать
или придумать сказку собственного сочинения.

-Выставка
детских работ

Создать
учебную программу на следующий учебный год.

Консультация
для родителей: «Наши успехи зависят от речи».

Июль

Август

Формы
работы с детьми:
 диагностика
ЗУН детей, непосредственно образовательная деятельность,  выставка
детских работ,  праздники и развлечения.

с
педагогами:
 Создать
рабочую учебную программу, изучение литературы,  беседы в
соответствии с планом работы, оформление в группе центра «Говорушки», подготовить
и провести мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в
периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год,
выступление с ним на педсовете, , создать учебную программу,
посещение НОД  других
педагогов, принять участие в городских МО.

с
родителями:
 консультации
для родителей, оформление папки-передвижки, оформление брошюр, совместное
развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной
работе за учебный год.

Контрольные
точки по плану самообразования

Сроки
(месяц)

Форма

февраль

Проведение открытого занятия. Тема:
«Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного
возраста».

май

Выступление на педсовете. Тема: «Использование
мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».

Январь

Проведение мастер-класса для
педагогов по теме: ««Использование мнемотехники в театрализованной
деятельности у детей дошкольного возраста».

Октябрь,
май

Проведение
родительского собрания.

Октябрь-май

Публикация
статьи, опыта работы по теме самообразования

Октябрь-май

Участие
в конкурсах институционального, муниципального, всероссийского уровней

  • План рассказ детство толстой в сокращении
  • План рассказа акула толстого 3 класс
  • План рассказ дубровский 6 класс
  • План рассказ о рыбаке и рыбке 2 класс
  • План произведения сказка о царе салтане 3 класс по частям