Открытый урок литературного чтения в 3 классе по УМК «Школа России»
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула».
Цели: продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н. Толстого, обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, и их поступкам, развитие чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Планируемые результаты:
Предметные: Познакомятся с произведением Л.Н.Толстого «Акула». Научатся читать вслух бегло, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или для подтверждения собственного мнения.
Метапредметные:
Познавательные: Определяют основную мысль произведения, понимают какую информацию о чувствах и настроениях автора несут образные слова.
Регулятивные: Оценивают свои достижения, проводят прогнозирование
Коммуникативные: Осознают цель своего высказывания, строят диалог в паре, задают вопросы.
Личностные: Оценивают поступки героев произведения под руководством учителя, с точки зрения моральных ценностей, соотносят с вариантом нравственного выбора, который делает герой произведения, проявляют чувство сопереживания.
Оборудование: учебник, мультимедиа проектор, колонки, презентация, звукозапись, разрезные картинки, картинки с изображением кораблика.
Ход урока.
-
Организационный момент.
Добрый день ребята !
Я приветствую вас на уроке литературного чтения
Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи своим одноклассникам
2) Мотивационно-целевой этап.
— Давайте узнаем, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке.
ЬТАТИЧ – читать
ЬТАДЮЛБАН – наблюдать
ЬТАНИМОПСВ – вспоминать
ЬТАМУД – думать
— Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать, радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе. (слова на доске).
2. Актуализация знаний.
1) Развитие оперативной памяти. Упражнение «Фотоглаз»
— Постарайтесь быстро прочитать и запомнить.
Граф, Ясная поляна, 90 томов, Муравейное братство, Школа для детей. (Доска )
-Какие ассоциации возникли у вас с этими словами? (Л,.Н.Толстой)
— Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку? (продолжим изучать творчество Л.Н.Толстого)
— Что можете рассказать о жизни этого писателя? (ответы детей)
2) Фронтальный опрос домашнего задания.
-
Где родился и провел свое детство Л,Н,Толстой? (в деревне Ясная поляна)
-
Сколько детей было в семье Толстого? (5)
-
Кто был заводилой в играх? (Николай)
-
Как появились муравьиные братья? (из-за тайны)
-
В чем состояла тайна? (была написана на зеленой палочке, которая зарыта у дороги на краю оврага Старого Заказа)
-
Как относились дети ко всем этим тайнам? (верили, с важностью)
3. Постановка темы и цели урока.
— Мы сегодня будем работать с новым произведением Л.Н.Толстого. А для того чтобы узнать как называется рассказ отгадайте мою загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Акула)
—Какова же тема сегодняшнего урока? (Л.Н.Толстой «Акула»)
— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, определите задачи урока
Совершенствовать знания о ____________Л.Н. _________. (совершенствовать знания о творчестве Л.Н.Толстого)
Учиться п_________, в________ _______ ________ «______» и а________ его. (учиться правильно, выразительно читать произведение «Акула» и анализировать его).
— Что интересного вы знаете об акулах? (рассказ ученика об акулах). Рисунок акулы.
Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.
— Для выполнения поставленных задач я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки, а отправимся мы на паруснике. (Слайд с материком Африка).
— А что вы можете сказать об Африке? (рассказ ученика)
Африка, второй по величине после Евразии материк. Это самый жаркий, самый загадочный материк планеты. В Африке есть самая большая пустыня – Сахара. Это теплый материк, температура летом +20-25 градусов, а зимой 10-16 градусов. Больше половины территории Африки занимают саванны и пустыни, степи и тропические леса, в которых обитают разные животные: жирафы, зебры, львы, слоны, бегемоты, обезьяны, много ящериц и змей.
— Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь отправляемся в морское путешествие и посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”
— Попробуйте предположить, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?
— Как вы думаете, кто будет героем этого произведения?
— Можно ли по названию определить, будет ли оно серьезным, шуточным, смешным, поучительным?
Настрой
— Для перехода к следующему этапу необходима Специальная подготовка
— Я прошу вас включить в работу Слуховые анализаторы:
Помассируйте ушки, приговаривая про себя: « Ушки, ушки, слушайте и запоминайте внимательно!
Зрительные анализаторы:
— Закройте глазки – и ласково погладьте их проговаривая про себя : «Глазки, глазки, смотрите и наблюдайте внимательно!
— Включили ? (ДА)
— Только теперь , когда вы готовы, даю вам Установку: внимательно Слушать и понять, кто главный герой и какой поступок он совершил?
4. Работа по теме урока.
1) Словарная работа.
Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, которые нам встретятся в тексте (Слайд)
Артиллерист — военнослужащий огнестрельного орудии.
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
Ропот – неясные негромкие звуки;
Палуба — горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
Полотно – белая льняная ткань.
Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки
Застлал – закрыл туманом, пеленой
Сорвался с места — побежал что было сил;
понатужься — собери силы;
подле пушки — около пушки;
2) Первичное знакомство с текстом.
Откройте учебник на с .152, возьмите карандаши. (Прослушивание записи, по ходу дети отмечают непонятные слова в тексте). Пауза для эмоционального восприятия.
— Признаюсь ребята, слушая рассказ, я очень волновалась!
— А вы, какие эмоции ощущения испытали во время прослушивания?
( тревога, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, мужество, опытность, находчивость, смелость, мудрость).
— Название рассказа уже вызывает беспокойство, становится страшно, когда раздаётся крик «Акула»!
— Было ли вам страшно? Когда? (когда мальчики начали купаться в открытом море, когда раздался крик
— За кого вы переживали?
— Назовите героев этого рассказа. (артиллерист, мальчики, матросы)
5. Физкультминутка. (мелодия Море)
К морю быстро мы спустились, (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Вот так славно освежились! (стряхнуть руками)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брас. (круги двумя руками вперед)
Одной, другой, это – кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем, как дельфин, (прыжки на месте)
Плыли вдоль и поперек (шаги на месте)
И вернулись на урок
6. Продолжение работы по теме урока.
1) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.
Давайте проведем анализ о прочитанном тексте
— Где происходило событие, о котором говорится в произведении?
Ответ: Событие происходило у берегов Африки.
— Зачем матросы устроили купальню? Прочитайте.
Ответ: …к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
— Кто находился на корабле?
Ответ: Два мальчика.
— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.
Ответ:… Мальчики первые прыгнули в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
— Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Найдите и зачитайте.
Ответ: Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»
— Как понимаете выражение «Не выдавай! Поднатужься!»?
Ответ: Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.
Работа с иллюстрацией в учебнике на стр. 153.
— Какой момент рассказа изображён на иллюстрации?
— Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.
Ответ: Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
— Когда отца хватил страх?
Ответ: когда на палубе закричали «Акула!».
Найдите и прочитайте, как автор описывает его состояние. (с. 152. Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей)
— С чем сравнивает автор артиллериста? Почему автор использует это сравнение? (С полотном, потому что артиллерист от испуга стал бледный как белая ткань)
— Ребята, почему, когда матросы пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына)
— Действительно, когда человеку очень страшно, впервые секунды впадает в оцепенение, не может ничего сделать, особенно когда это касается самого близкого и родного человека.
— Когда он стал действовать? Зачитайте это эпизод. (с. 154. …но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны. Визг этот как будто разбудил артиллериста…).
— Что он сделал? (Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль).
— Объясните выражение «сорвался с места». (Внезапно, стремглав без предупреждения отправиться куда-либо.
Найдите и зачитайте момент рассказа изображенный на иллюстрации.
(Он упал подле пушки и закрыл лицо руками).
— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть, что же там, после его выстрела).
— Кто главный герой произведения? (Артиллерист).
— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (сильный, храбрый, смелый, мужественный, находчивый, решительный.)
2) Работа над сюжетом произведения. Работа в парах.
-Давайте восстановим последовательность событий в рассказе (на столах карточки)
-Что было сначала? Что потом? Перед вами план рассказа, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (восстановить последовательность частей). Давайте восстановим.
— Чья пара уже готова?
-
Появление акулы. (1. Остановка корабля)
-
Купание в море. (2. Купание в море)
-
Спасение маьчиков (3. Появление акулы)
-
Остановка корабля. (4. Стрельба из пушки)
-
Стрельба из пушки. (5. Спасение мальчиков) (Проверка с доской)
7.Творческая работа в группах.
-Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.
-Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.
-А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Вспомните, как нужно работать в группе. Повернитесь друг к другу.
Вам нужно собрать иллюстрацию по рассказу.
-Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.
8. Итоговая беседа.
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? (Показать переживание отца, его любовь к сыну, показать опасности, подстерегающие детей).
— Ради чего написан рассказ? (Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа).
— Сегодня мы прочитали о решительном и мужественном человеке, который своим смелым поступком спас жизнь двух мальчиков.
— Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по- геройски.)
(– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.)
— В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).
—У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.
9. Домашнее задание. (Слайд)
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
• придумать продолжение рассказа
• нарисовать иллюстрацию
• сочинить стихотворение об акуле
10.Рефлексия
Оцените свою работу. У каждого на парте кораблик с зеленым, синим, красным парусом.
Поднимите кораблик с зелёным цветом, если вы работали на 5;
Синим – 4; Красным – 3.
Ваши оценки поставлю в дневник и журнал.
(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)
На доске слайд: девочка со свечой.
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
-А я желаю вам:
Любить свою Родину,
Стать лучшими среди замечательных людей.
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок!
-
Работа в парах.
Охарактеризуйте письменно, какие качества старого артиллериста и мальчиков проявились в данном рассказе? Для этого возьмите листок портретов. Можно использовать словарик настроений (который у вас на столах), можно использовать свои слова. Запишите слова в столбиках. Приём “Черты характера”.)
Артиллерист: Мальчики:
1.________________________ 1._______________________
2._________________________ 2._______________________
3.__________________________ 3._______________________
4.__________________________ 4._______________________
5.__________________________ 5._______________________
Словарик настроений, чувств и характеров: |
Артиллерист: Мальчики: Героизм Активные Страх Беззаботные Мужество Весёлые Находчивость Беззащитные Оцепенение Испуганные Радостный Ловкие Решительность Озорные Смелость Подвижные Отвагу Радостные |
Ответ: Смелость, отвагу, героизм, мужество, решительность, находчивость.
Ответ: Весёлые, озорные, радостные, испуганные, беззащитные.
Зачитайте свои варианты ответов.
Цели:
- Познакомить учащихся с произведениями Л.Н.Толстого “Акула, его сюжетом (формирование умений устанавливать последовательность событий в тексте).
- Совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения, пробуждение познавательной активности.
Задачи:
- Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и основную идею художественного произведения.
- Совершенствование умения анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы, анализировать прочитанное (познавательные УУД)
- Развивать воссоздающее и творческое воображение.
- Воспитание эмоциональной отзывчивости к прочитанному, к героям и их поступкам, чувства сопереживания, сострадания, понимание моральных норм при оценке поступков героев (личностные УУД)
- Создание условий для развития устной монологической речи учащихся, для участия в учебном диалоге (коммуникативные УУД)
Тип урока: работа с художественным текстом.
Оборудование:
- авторская выставка книг Л.Н. Толстого;
- презентация к уроку, компьютер, проектор, экран;
- печатные листы для составления характеристики главных героев;
- печатные листы с текстом (каждому ученику);
- пословицы (в разрезанном виде).
Приёмы:
- прогнозирование по названию,
- чтение с остановками,
- выборочное чтение,
- приём “Черты характера”,
- обращение к личному опыту учащихся,
- тайм-аут (составление вопросов к прочитанному).
Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.
Литература: учебник Л.Ф. Климановой 3 класс рассказ “Акула” Л.Н.Толстого.
Ход урока
I. Организационный момент
Прочитайте фразу на доске “Поступок, продиктованный любовью”. Слайд 1.
— Подумайте, о чем она.
(Предположения детей)
— Мы вернемся к ней в конце урока и еще раз обсудим.
— А сейчас начинаем урок литературного чтения.
II. Речевая разминка
Слайд 2.
ТАЙНА
Я тебе открою тайну,
Никому не говори…
Если рано ты проснёшься,
Если встанешь до зари,
Если тихо выпьешь чаю,
Если выйдешь из дверей,
Если ты пойдёшь направо,
А потом чуть-чуть левей,
Обогнёшь большой колодец,
Обойдёшь засохший пруд…
Там у старой водокачки,
Под забором две собачки
Громко косточку грызут!
И. Пивоварова
— Прочитайте медленно, потом с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.
— Прочитайте быстро, скороговоркой.
III. Проверка домашнего задания
— О какой тайне говорит автор стихотворения? (Под забором две собачки/ Громко косточку грызут!)
— С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? Слайд 3.
— А какая тайна была у маленького Лёвушки с его братьями?
— На доске записаны некоторые факты из детства Л.Н.Толстого. Кто расскажет?
— Сегодня мы продолжим это знакомство.
— Но для начала работы необходимо поставить цель урока (учащиеся дополняют запись на экране своими предположениями). Слайд 4.
IV. Введение в тему урока
Отгадайте загадку: Слайд 5.
В бинокль злюку разгляжу,
И капитану доложу,
Знают все прекрасно,
С ней играть опасно!
Зубы острые, как нож,
Лучше ты её не трожь! (Акула) Слайд 6.
— Верно, это акула! Акула – страшная хищница моря.
— А знаете ли вы, где живут акулы? (В море, океане) Слайд 7.
— Сегодня на уроке мы ознакомимся с рассказом Л.Н.Толстого, который называется «Акула». Отправляемся в далёкое путешествие к берегам жаркого материка, где находится самая большая пустыня – Сахара. А у берегов живут акулы. Какой это материк? (Африка)
Приложение
— А на каком транспорте отправимся? (На корабле), точнее на паруснике. Слайд 8.
Как вы думаете, о чём этот рассказ? (предположения детей)
V. Работа по теме урока
— Откройте, пожалуйста, учебник на странице 152. Рассмотрите внимательно иллюстрацию к рассказу. Теперь, как вы думаете, о чем рассказ? (Чтение текста на стр. 152 с остановками для словарной работы)
— Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна. Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на месте. Слайд 9.
— Бочонок над якорем — бочонок, привязанный к якорю как поплавок.
— Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии. Слайд 10.
— Попробуем предположить, что будет дальше? (Предположения детей)
Чтение рассказа до конца учениками и учителем с остановками для словарной работы.
— Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки. Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов. Слайд 10.
Пауза для осмысления.
– У кого совпали предположения о содержании рассказа?
– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)
VI. Физкультминутка
Как живёшь? Вот так!
Как идёшь? Вот так!
Как бежишь? Вот так!
Как летишь? Вот так!
Как плывёшь? Вот так!
Как шалишь? Вот так!
Как сидишь? Вот так!
VII. Работа над содержанием текста
1. Парная работа
— Сейчас вы будете работать в парах.
— Перед вами план рассказа. Ваша задача восстановить его последовательность.
План:
1. Берега Африки
2. Указание капитана
3. Забава мальчиков
4. Акула
5. Матросы спешат помочь
6. Дети заметили опасность
7. Выстрел из пушки
8. Дети спасены
4 человека по желанию выходят к доске и составляют план.
— Проверим (на экране) Слайд 11.
— План текста упорядочен.
2. Деление текста на части
— Следующее задание: разделите текст на части в соответствии с планом (делать это будем карандашом на листах с текстом)
Вопросы по прочитанному. Коллективная работа.
Прочитаем рассказ по частям
1. Где происходили события?
2. Где моряки устроили купальню?
3. Почему мальчики оказались в открытом море?
— Как старый артиллерист отнёсся к забавам сына и его товарища сначала?
— Что значит, слово вздумали? Подчеркните это слово.
(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)
– Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?
– А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)
– Охарактеризуйте поступок мальчиков письменно. Напишите, какие они на ваш взгляд в данной ситуации.
Для этого возьмите листок портретов.
Запишите слова на линеечке № 1.
(Весёлые, озорные, радостные, беззаботные.)
– А как артиллерист отнёсся к их забаве? Прочитайте, подчеркните слово.
– На этом листе мы будем давать характеристику и артиллеристу. Напишите, что вы можете сказать про его настроение и отношение его к сыну и его товарищу.
(Радостный, любовался сыном.)
4. Итак, в рассказе появилась акула.
Дайте совет людям на корабле в момент, когда они только увидели акулу.
(Развернуть корабль на акулу и поплыть, сразу стрелять.)
5. Чтение пятой части
— Как изменился артиллерист?
6. Дайте совет мальчикам в тот момент, когда они увидели акулу.
(Направиться к кораблю.)
— Что значит пронзительный визг? (Лексическая работа.)
– Что изменилось в поведении мальчиков и артиллериста после появления акулы, дайте характеристику мальчикам и артиллеристу, напишите её на 2-ой линеечке, обменяйтесь мнениями. (Работа в парах)
(Артиллерист – бледный от испуга, шок, оцепенение, страх.
Мальчики – испуганные, беззащитные.)
7. Сейчас мы будем читать 7-ю часть. Обратите внимание на слова, которыми характеризует автор артиллериста. Подчеркните их. Они помогут вам составить портрет этого человека до конца.
– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?
(Пронзительный крик мальчиков.)
Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям.
– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)
– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?
(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)
– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?
(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)
– Как вы относитесь к поступку артиллериста?
– Перечислите качества, которые проявил артиллерист в этот момент.
(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)
8. Чем закончилась эта история?
Пересказ 8-й части.
– Как вы думаете, в каком состоянии возвращались мальчики на корабль? Напишите ответ на 3 строке.
9. Вывод.
– Чему нас научила история, описанная в рассказе?
(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение, дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)
10. Работа с пословицами – выводами. Слайд 12.
– Об этом говорят многие народные пословицы.
- Смелому всегда удача.
- Берегись бед, пока их нет.
- Не зная броду, не суйся в воду.
Дети объясняют смысл данных пословиц, и к кому они подходит (к мальчикам или артиллеристам).
11. Итоговые вопросы.
– Кто является настоящим главным героем рассказа?
– Почему тогда рассказ назван “Акула”?
(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по-геройски.)
– Как по-другому можно назвать этот рассказ?
Ребята предлагают свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”. Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”. Любовь помогла собраться и найти единственно-правильное решение и победить акулу.
Выводы по рассказу: Есть ли в наше время необходимость в таких людях?
12. Рефлексия: Кто считает, что поработал на уроке на отлично? Кто – хорошо? А кому еще необходимо доработать на следующем уроке?
13. Дом. задание: пересказ рассказа.
14. Урок окончен. Всем спасибо за работу! Урок окончен.
Краткое содержание рассказа
На корабле стоящем у берегов Африки стало очень жарко от ветра, дующего с пустыни Сахара.
Капитан судна разрешил матросам покупаться в купальне, возле корабля, сделанной из паруса. На корабле кроме команды путешествовали еще пассажиры, двое мальчишек и старый артиллерист — отец одного из мальчишек.
Мальчики также прыгнули в воду покупаться, поплыв в открытый океан. С палубы за всем действом наблюдали капитан и старый кавалерист.
Вдруг появилась акула, которая стала приближаться к детям.
Старый кавалерист стал кричать мальчикам об опасности, а матросы сев в лодку отправились спасать детей.
Только все это было напрасно. Мальчики не слышали криков, а матросы были намного дальше от мальчиков, чем акула.
Когда мальчики увидели акулу, она уже была близко, и способа спастись от нее уже не было
Мальчики завизжали и бросились плыть в разные стороны.
Визг детей вывел старого артиллериста из ступора. Он побежал к пушкам и выстрелил по акуле.
Когда дым от выстрела рассеялся, все увидели, что акула мертва.
Старый артиллерист своим выстрелом спас мальчиков от акулы.
Какие пословицы подходят к рассказу?
Увлекательный детский рассказ Льва Николаевича повествует об опасном приключении мальчишек у далеких берегов Африки. Краткое описание произведения поможет правильно оформить читательский дневник по «Акуле» Л. Н. Толстого. Это поучительная история о глупом безрассудстве, которое могло закончиться печальными последствиями, если бы взрослые не приняли быстрое решение.
История создания произведения
Лев Николаевич Толстой, известный общественник и просветитель, активно ратовал за образованность крестьян в России, повсеместно внедряя им же разработанную систему обучения. В 1859 году основывает в своей усадьбе школу для детей крестьян.
В начале 1862 года писатель занимается изданием журнала, освещающего его просветительскую деятельность, приемы и способы детской педагогики, статьи, посвященные образованию.
Перу великого писателя принадлежат первые сборники литературы для детей в России. Книги под названиями «Новая азбука» и «Азбука», содержащие рассказы самого писателя и переложенные им басни и сказки. Сборники оказали существенное влияние на образовательные процессы детских школ лицеев того времени.
Произведение «Акула» создано писателем в начале 1875 года. Впервые рассказ увидел свет в сборнике для детей «Новая азбука». В сравнительно небольших по объему произведениях литератор пытался раскрыть читателям не простые, многогранные вопросы. Вчитываясь в краткие, ярко описанные истории, читателям проще проникнутся сутью сложных вопросов повествования, понять их и принять.
Жанр и направление
«Акула» – рассказ — назидание, описание случившегося с героями происшествия, призванный разъяснить маленьким читателям причины, по которым едва не случилась трагедия. Поможет детям на примере героев рассказа понять суть послушания, заставит прислушиваться к мнению старших, осознать суть ответственности и дисциплины.
Толстой Л.Н. один из основателей и последовательный приверженец направления реализма в Российской литературе. Реализм основной направляющей нитью пронизывает все творчество великого писателя. Рассказ «Акула» яркое тому подтверждение.
Основные персонажи
Произведение Толстого учит, что серьезная опасность может подстерегать человека на каждом шагу. В любой ситуации необходимо постоянно следить за собой и соблюдать осторожность. Только такое поведение может уберечь от жизненных неприятностей. Главными героями рассказа «Акула» Толстого являются:
- безрассудные и легкомысленные мальчишки;
- пожилой артиллерист — папа одного из героев, смелый и решительный человек.
После анализа произведения становится понятно, что в нем очень мало основных персонажей. Главными героями являются двое мальчишек, поплывших без страховки в открытый океан.
Товарищам помог пожилой артиллерист, который удачным выстрелом убил злую акулу. Второстепенными персонажами можно назвать капитана и матросов корабля, отправившихся на лодке спасать приятелей.
Построение произведения
Построение произведения «Акула» строго прямая. Из повествования зримо выделяется пять связанных, последовательно идущих друг за другом частей.
Первая часть — это экспозиция, или описание самого места происшедшего события. Писатель широкими мазками рисует место, нахождения парусника, погодные условия и время повествования.
Вторая часть — представляет начало действия главных героев: капитан корабля дал разрешение освежиться экипажу, матросы сшили из запасного паруса импровизированное место для купания, а дети резвились в воде неподалеку.
Третья часть — определяет основное действие, привлечение внимания морской хищницы шумной игрой мальчишек, душевные переживания старого моряка за находящимися в смертельной опасности детьми, и мучительный поиск положительного решения назревающей трагедии.
Четвертая часть — показывает кульминацию: старый моряк и одновременно отец одного из мальчиков, найдя в себе мужество и решимость, производит пушечный выстрел в хищницу.
Пятая часть повествования является итоговым моментом, финалом, где рассеявшиеся клубы порохового чада, показывают спасшихся ребят и убитую акулу.
Суть повествования
Корабль военного флота пережидал штиль, бросив якорь возле побережья Африки. Стояла прекрасная солнечная погода. Вечерняя жара одолела экипаж, и ближе к заходу светила капитан корабля дал разрешение свободным от вахты матросам искупаться. Предвкушая прохладу, матросы спрыгнули в воду, спустили и закрепили за бортом купальню. На военном корабле, вместе с экипажем, совершали плавание двое детей. Они также спустились в импровизированную купальню, но там им стало скучно, и ребята украдкой выплыли в море. Дети, соревнуясь, вплавь припустили к бочке, удерживающей плавучий якорь. Отец ребенка, немолодой заслуженный моряк, залюбовался отроком и крича, поощрял его. Вахтенный матрос, заметив в море плавник хищника, громко закричал: — «Акула!».
На поверхности моря была отчетливо видна морская охотница. Плавник неумолимо и быстро двигался к заигравшимся детям. Старый моряк громко криком пытался привлечь внимание детей. Довольные и счастливые развлечением мальчишки ничего не услышали и продолжали купаться. Экипаж быстро занял места на дрейфующей за кораблем лодке и кинулся вдогонку за детьми. Наконец отроки увидели хищницу. Раздался испуганный крик одного из них и дети быстро поплыли друг от друга. Старый артиллерист решился на выстрел. Очень быстро подготовил пушку к ведению огня и произвел выстрел, после чего судорожно закрыв лицо обеими руками, упал возле орудия.
Все в ужасе замерли, ожидая, когда растают клубы порохового чада. Наконец стало возможным рассмотреть детей. Сразу же раздались счастливые, радостные крики. Старый артиллерист с большим трудом оторвал ладони от лица и взглянул на море. И первым, что бросилось ему в глаза, было тело мертвой акулы.
как можно кратко пересказать рассказ Льва Николаевича Толстого АКУЛА
1-4 класс
Во время плавания на корабле мальчики купались в открытом море. Вдруг кто-то крикнул: «Акула!». Матросы на лодке поплыли спасать их. Мальчики заметили акулу и, испугавшись, поплыли в разные стороны. Старый артиллерист подбежал к пушке и произвёл выстрел. Акула была убита, а мальчики целыми и невредимыми возвращены на корабль.
Ответить
Kattik / 12 окт. 2014 г., 22:21:48
Рассказ Льва Николаевича Толстого «Косточка» 1)Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Вопрос:Часто ли в семье ели сливы? 2)Перед обедом
мать сочла сливы и видит одной нет. Проверь свой ответ на вопрос часто ли ели сливы в семье 3)Она сказала отцу Вопрос:Догадалась ли мать кто взял сливу? 4)За обедом отец говорит :А что дети не съел ли кто нибудь одну сливу? Вопрос:Знает ли отец кто съел?А почему спрашивает всех?На что рассчитывает? 5)Все сказали нет.
Вопрос:Догадались ли другие дети?Они старше Вани?Почему они не выдали его?Как в этой семье все относятся к друг другу? 6)Ваня покраснел как рак и сказал тоже Нет я не ел Вопрос:Почему он покраснел?Почему сказал последним? 7)Тогда отец сказал Что съел кто нибудь из вас это нехорошо,но не в том беда.
Беда в том что в сливах есть косточки и если кто не умеет их есть и проглотит косточку то через день умрет.
Я этого боюсь Вопрос:На кого рассчитаны слова отца?Почему он напрямую не обвиняет Ваню?Чего ждет от него? 8)Ваня побледнел и сказал Нет я косточку бросил за окошко Вопрос:Почему мальчик побледнел?Помогли ли близкие Ване признаться? 9)И все засмеялись, а Ваня заплакал Вопрос:Отчего все засмеялись?Почему плачет Ваня?
Vladborn / 03 февр. 2014 г., 6:06:36
Прочитай текст и ответь на вопросы : 1) Какое время суток описывается в рассказе? 2) Где происходит события? 3) Как можно озаглавить этот рассказ? 4) Какое
настроение вызывает прочитанный рассказ? Почему? В лесу стояли северные семерки. А лес , молчаливый , темный , тянулся на много верст вокруг. И весь этот лесной край был погружен теперь в грустное и спокойное ожидание ночи. Зыбкий полусвет таял, задремывал.
Мелкое болотистое озеро , по берегу которого мы пробирались, ещё белело меж деревьев. Но и оно было тускло и печально, как в лесу. Надвинулись тучи, сливаясь с темнотою леса. И всё цепенел тёплый сонный воздух, напоенный приятным ароматом болотных трав и хвои. Светляки золотистыми изумрудами тлели под кустами.
А сова, беззвучно описав дугу, снова пала вниз и плавно потонула в чаще ветвей, во мраке.
Вы находитесь на странице вопроса «как можно кратко пересказать рассказ Льва Николаевича Толстого АКУЛА
«, категории «
литература
«. Данный вопрос относится к разделу «
1-4
» классов.
Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории «литература
«.
Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.
Источник: https://istoria.neznaka.ru/answer/770078_kak-mozno-kratko-pereskazat-rasskaz-lva-nikolaevica-tolstogo-akula/
Темы
Сюжет этого произведения выделяет отдельные темы, неразрывно переплетенные между собой. Мужественность — ведущая тема повествования писателя. В наиболее острый, кульминационный момент старый моряк смог сконцентрироваться, профессионализм, недюжинная выдержка и самообладание слились в квинтэссенцию мастерства владения орудием. Мужчина смог мастерски исполнить то, что обязан был совершить.
Отеческая отношение и любовь к своему отпрыску –следующая тема повествования. Увиденная реальная опасность гибели ребенка, жуткое, невыносимое волнения за жизнь сына придало старому артиллеристу мощнейший стимул к четкому и безошибочному действию.
Отзывы читателей
Произведения Льва Толстого имеют глубокий смысл и мораль. Акула в книге намекает, что всегда необходимо быть готовым к неприятностям. Этот рассказ не просто так включили в школьную программу. Писатель в доступной форме учит детей важным истинам, а иллюстрации в книге помогают лучше понять сюжет.
Николай, Москва
В рассказе «Акула» Толстого мне очень понравился образ старого артиллериста. Он заметил опасность, грозившую собственному сыну, и не растерялся. Мужчина действовал мужественно и решительно. Безусловно, он рисковал жизнями мальчишек, но у него не было иного выхода.
Максим, Воронеж
Это увлекательный и поучительный рассказ. Он учит читателя быстро принимать важные решения. Его можно читать перед сном не только школьникам, но и маленьким детям. Рекомендую ознакомиться с его содержанием и сделать для себя выводы. После прочтения мы с сыном смогли составить план к «Акуле» Льва Толстого для 3 класса.
Светлана, Псков
Проблемы
Произведение, прежде всего, затрагивает вопросы обязательности родителей за благополучие своих детей. Ошибка старших, не предусмотревших, не предугадавших возможную опасность для купающихся мальчиков. Не окликнули и не повернули в безопасное место. Основная идея литератора доводит, что при возникновении ситуации, несущей реальную угрозу, важнейшим является сохранение выдержки. Умение не запаниковать, пресечь пугающие мысли, оценить опасность и определить порядок своих действий для предотвращения угрозы. Сконцентрировать в единое целое опыт, силу, профессиональную сноровку и выйти победителем. Такова основная мысль и смысл написания рассказа «Акула».
Анализ и план для пересказа
Жанр книги — остросюжетный рассказ. Главной её темой является решительность и собранность в тяжелых ситуациях. Основная мысль произведения заключается в том, что жалость к людям и стремление помочь позволяют не растеряться и моментально принять правильное решение, которое способно спасти жизнь человека. Если внимательно прочитать произведение, то можно составить такой план рассказа «Акула» Толстого для 3 класса:
- Жаркая погода.
- Приказ капитана.
- Плавание товарищей.
- Появление акулы.
- Матросы в лодке.
- Выстрел артиллериста.
- Убийство хищницы и спасение мальчишек.
Произведение доказывает, что опасность может поджидать человека там, откуда он ее совершенно не ожидает. Детские игры и шалости обязательно должны иметь рамки, в противном случае они приведут к серьезным последствиям. Необходимо всегда быть осторожным.
После ознакомления с кратким содержанием стоит прочитать книгу полностью. Знакомство с ней поможет не только написать школьное сочинение, но и нарисовать рисунки к рассказу «Акула».
Чему учит
Повествование «Акула» четко и целенаправленно указывает нам на моральные ценности, используя как пример отца ребенка, артиллериста, дает урок нравственности. В самых критических жизненных ситуациях поможет отвага, сосредоточенность и сила духа. Рассказ также является напоминанием о необходимости правильно оценивать возможную степень угрозы. Дети покинули купальню и подвергли себя опасности, взрослые не стали препятствовать детским шалостям, в результате чуть не произошла трагедия.
Художественные особенности
Произведение «Акула» создано простым, понятным слогом, для облегчения детского восприятия. Повествование в рассказе от первого лица. Основная цель произведения — обучить, поэтому почти отсутствуют описания внешности героев и их диалоги, зато четко прослеживается динамка действия персонажей. Функционально текст – воздействующий. Писатель преподносит свои мысли в виде урока. В действиях героев ярко описываются охватывающие их эмоции. Однако само описание происходящих событий и испытываемых нашими героями ощущений уникально и независимо.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!