План работы над сочинением по картине 5 класс

Вариант 1. пример сочинения к учебнику разумовской 6 класс назовите предметы, изображнные художником. укажите признаки этих предметов. как расположены предметы?

Вариант 1. Пример сочинения к учебнику Разумовской 6 класс

Назовите предметы, изображённые художником. Укажите признаки этих предметов. Как расположены предметы?

Примерный план сочинения:
1. Описание натюрморта
2. Расположение предметов, их особенности
3. Ваза как центральный элемент сюжета
4. Для чего художники создают картины
5. Художественный стиль, основная мысль сочинения

Описание предметов «Утреннего натюрморта»

Петров-Водкин изобразил солнечное, еще сонное утро в сельской местности. На деревенскую жизнь «указывает» простой и незамысловатый натюрморт. Он составлен из разных предметов и цветов. В этой картине нет классической группировки элементов по центру. Создается впечатление, что они размещены на поверхности стола хаотично. Но в этом кажущемся беспорядке есть своя гармония.

Большой, грубо сколоченный деревянный стол изображен без скатерти и каких-либо интерьерных украшений. На светло-коричневой столешнице «играют» солнечные блики. Выразительно просматривается структура древесины, стыки между досками. В левом углу мы видим спички и серебристый восковой фонарик. Возможно, они могут понадобиться в ночное время.

На переднем плане размешен стакан с чаем на белом блюдце. За полупрозрачными гранями просматривается продолжение чайной ложечки. Немного правее – два вареных яйца, как часть деревенского завтрака. В правом углу блестит серебристый чайник на ножках. На его металлической, начищенной до блеска поверхности отображается одно из яиц.

Я думаю, что художник написал позднюю весну. Мое внимание привлек весенний скромный букет в прозрачной вазе. Он составлен из ярко-желтых цветков одуванчика и синих колокольчиков. Только что сорванные полевые цветы еще недавно купались в утренней росе. Их стебли погружены в прозрачную воду. На заднем плане, из-под стола, выглядывает забавная рыжевато-коричневая собака. Ее просящий взгляд указывает на то, что она тоже рассчитывает на завтрак.

В каждой картине меня привлекает особая атмосфера, воссозданная художником. Она отображает внутренний мир автора. «Утренний натюрморт» передает простую красоту зарождающегося дня и обыденных вещей. В теплой цветовой палитре ощущается спокойствие и умиротворение.

Работая над сочинением, я использовал художественный стиль с элементами описания. Он похож на палитру с красками. Я стараюсь последовательно, с помощью слов «воссоздать» сюжет и выразить настроение полотна. Как будто рассказываю о картине человеку, который ее не видел. И хочу, чтобы он «увидел» ее в своем воображении. Это – основная мысль данного описания.

Вариант 2. Кратко, своими словами

Примерный план сочинения:
1. Информация об авторе
2. Описание натюрморта
3. Планы картины
4. Цветовая палитра
5. Мое впечатление

Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родом из маленькой деревни на Волге. Он выходец из бедной семьи. С юных лет живописец отличался живостью ума и поразительной наблюдательностью. Эти качества помогли очень ему в творчестве. Картину «Утренний натюрморт» мастер написал в 1918 году в Петербурге. И хоть это не самое известное произведение самобытного мастера, оно достойно длительного созерцания и любви зрителей.

Сюжетом натюрморта стал простой деревянный стол, накрытый для скромного завтрака. Но если всмотреться лучше, и учесть, что совсем недавно закончилась Великая Октябрьская Революция, принесшая народу России много бед и нищету, то сервировка стола выглядит не такой уж скудной.

На переднем плане находится прозрачный граненый стакан в блюдце. В нем остывает кофе или чай. Чуть позади, справа — два вареных яйца. Слева — простенькая ваза с полевыми цветами. Тот, кто сервировал стол к завтраку не лишен чувства прекрасного. Рядом с вазой лежит коробок спичек. Думаю, что туда насыпана соль, которая по тем временам была дефицитным продуктом. За коробком находится предмет, похожий на ручной электрический фонарь.

На заднем плане, справа — шикарный, блестящий кофейник, на боках которого отражаются продукты, приготовленные для завтрака. Возле стола сидит рыжий мохнатый пес. Наверное, художник любил животных, раз сделал собаку главным героем картины. Возможно, мысль написать ее пришла в последний момент, поэтому мохнатый зверь получился не очень правдоподобным.

Кузьма Сергеевич выбрал для полотна яркие, живые краски, так любимые им. Фоном натюрморту служит ярко-синяя стена комнаты. Древесина стола имеет натуральный ореховый цвет. Колокольчики и луговой крестовник, помещенные в прозрачную вазу, написаны в красивых голубых и ярко-желтых тонах. Из-за множества контрастных цветов полотно выглядит естественно и гармонично.

Мне нравятся работы Петрова-Водкина своей яркостью и простыми, но интересными сюжетами. Картину «Утренний натюрморт» увидела впервые, но от взгляда на нее на душе становится радостно и светло. Хочется проснуться ранним летним утром на даче у бабушки и увидеть, что на столе меня ждет такой же легкий и аппетитный завтрак.



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Петров-Водкин – русский художник со своеобразным, сразу узнаваемым живописным языком. В его ранних работах чувствуется влияние символизма, поздние написаны в стиле реализма. «Утренний натюрморт» создан уже зрелым сорокалетним мастером во время гражданской войны в 1918 году. Это было тяжёлое и голодное время. Скудная еда в натюрморте напоминает об этом. Но картина пронизана необычайной радостью летнего дня.

2. Мастер изобразил обычные предметы для завтрака и букет полевых цветов в стеклянной вазочке. Всё это расположено на деревянном нежно-коричневом столе. Рядом со столом сидит немного грустный рыжий пёс. Кажется, что в сюжете картины присутствует и человек. Он только что гулял в поле перед завтраком, принёс цветы, налил чай и сел где-то рядом. Натюрморт напоминает эпизод жизни на даче.

3. На переднем плане расположен стеклянный гранёный стакан в неглубокой мисочке. Он почти до верха наполнен некрепким чаем. За стаканом лежит ложка. Она видна сквозь прозрачность воды и стекла, трижды преломляясь на гранях стакана. Справа белеют два яйца. За ними стоит никелированный, до блеска начищенный чайник на ножках. Слева от стакана небольшой букет, коробок спичек и металлическая трубка. Все предметы гармонируют друг с другом и объединены идеей неспешного завтрака летним утром.

4. Фоном для изображенных предметов стала часть столешницы и край голубого, даже ярко-синего подоконника. На заднем плане размещена и собака коричневого, слегка рыжеватого цвета. У неё умный взгляд. Животное терпеливо ожидает своей доли завтрака.

5. В картине преобладают тёплые оттенки. Даже холодная синева с бирюзовым отливом привносит в полотно радостное настроение. Явственно просматривается цветовое повторение в разных компонентах: синий коробок, букет, подоконник, коричневые стол, чай в стакане, собака. Белый цвет повторяется в мисочке, яйцах, в отражение на чайнике. Блеск металла есть на ложке, никелированном чайнике, крышке от него и на трубке.

6. Повторяется на полотне и расположение вертикальных и горизонтальных линий. Продольные линии досок столешницы и подоконника расширяют пространство картины на плоскости. Вертикальные грани стакана, чайника и синего бруска рядом с собакой раздвигают объём натюрморта кверху. Заметны также в композиции чередования кругов. Это окружности блюдца, горлышка и дна вазы, трубки, крышки чайника. Овальную форму имеют яйца и верх стакана.

7. Композиция картины была бы слишком перегружена геометрией, если бы художник не разместил среди предметов букет с произвольным расположением соцветий. Наклонённый куда-то вбок, букет словно говорит, что его поставили в спешке, в не очень подходящую по высоте вазу. Тем ни менее он оживляет всё пространство среди неодушевлённых предметов. Этот образ живого мира на полотне дополняет фигурка собаки. Динамизма картине придают блики и отражающие поверхности. Стол развёрнут в необычном ракурсе, что придаёт стоящим на нём предметам особенную выразительность.

8. Мне думается, что автор, написавший натюрморт в стиле реализма, добавил в него немного символики. Утро солнечного дня – это символ проявляющего нового мира, за который пока идёт война. Художник передал через предметы благостность рождения нового дня и лучшего мира. Об этом говорит оптимизм картины. А может быть, автор хотел показать нам красоту в привычных неброских вещах, которую нужно замечать несмотря ни на что.

9. Мне понравилось в картине Петрова-Водкина особенное настроение натюрморта. Художник умеет наслаждаться мгновением прекрасного тихого утра. И хотя в стране сложная обстановка, жизнь продолжается, и она прекрасна.

  • Сочинения
  • Про времена года
  • Осень
  • Краски золотой осени

Осень – удивительное время года. Ее начало так похоже на лето, а конец посыпает улицы первым снегом. Середина же осени по праву считается золотой, ведь она – самый талантливый художник. И ее любимый цвет – желтый. Разными оттенками этого цвета она раскрашивает листья деревьев, которые еще недавно были зелеными. Сначала осень лишь слегка золотит их верхушки, а затем они, как в огне пылают ярким желтым цветом.

Желтый – не единственный цвет, которым рисует осень. Для дикого винограда у нее припрятаны ярко-красные краски, а для рябин и кленов – оранжевые. Сильным дубам и их крупным резным листьям уготована бронза. И только темно-зеленые сосны с елями не поддаются осени, но они помогают деревьям не сливаться в единое зарево, оттеняют их.

Любоваться красотами золотой осени можно на городских улицах, в парках, в лесах. А еще – на берегу реки, когда обрамляющие ее берега во всей осенней красе отражаются вместе с небом в водной глади. Шорох осенних листьев под ногами – это такой удивительный звук, который ни с чем нельзя сравнить. Природа – не только художник, но и музыкант.

Кроме деревьев золотая осень раскрашивает клумбы поздними цветами. Одних только хризантем сколько оттенков можно увидеть: бордовые, сиреневые, розовые, белые, и, конечно же, ярко-желтые, как само солнце. Их горьковатый аромат и цветы с множеством острых лепесточков будут радовать нас до заморозков.

Любит осень поколдовать над плодами и ягодами. На рябинах полыхают красные и оранжевые кисти, в садах собирают грозди янтарного и темно-синего винограда. Желтые и фиолетовые сливы — сладкие и медовые, самые красивые и вкусные они именно осенью. А еще это пора коричневых или золотистых с красными бочками груш. Под тяжестью спелых яблок склоняются ветки в садах. Осень не забыла и про них, раскрасила нежным зеленым и насыщенным красным цветом. В это время на полях среди пожухлых стеблей дозревают огромные оранжевые тыквы.

Жаль, что осень с ее разноцветными красками так быстро проходит.

Сочинение на тему Краски золотой осени

Природа прекрасна в любом своем обличье. Зимой кажется, что вся планета покрыта белоснежным одеянием. А как задорно хрустит снег под ногами! Весной природа пробуждается — деревья начинают зеленеть, птицы возвращаются с Юга на свою родную землю, ощущается скорое потепление. Лето дарит нам разнообразие фруктов и овощей, и, конечно же, теплую, иногда даже невыносимо жаркую, погоду. Осень же является самым ярким временем года. Ни одна пора не содержит в себе такое разнообразие цветов и оттенков, которые несет в себе осень.

В начале осени солнце еще дает свое тепло всему живому вокруг, но скоро оно уйдет, вернувшись только в начале весны. Небо пока по-летнему теплое, на нем практически отсутствуют грозные тучи, указывающие о скором беспрерывном дожде. Деревья по-прежнему стоят в зеленом одеянии. Птицы в начале осени еще радуют всех людей своим веселым пением.

Вот уже исчезло солнце за темными тучами, и кажется, что оно уже никогда не вернется, оставив землю наедине с беспрерывным моросящим дождем. Птицы, улетая в дальние края, кричат нам, что скоро вернутся, вместе с приходом солнца и тепла. Это значит, что в свои владения вступает царица-осень. Она идет, раскрашивая все в собственноручно подобранные цвета, словно ненасытный художник, давно не бравший в руки палитру и кисточки.

Листья на деревьях и кустарниках начинают приобретать красивые оттенки. Только в этот период можно наблюдать такое всевозможное количество ярких красок. Золотистый, красный, оранжевый, кое-где еще мелькает зеленый — вот какое многообразие дарит эта прекрасная пора. Идя по улице, под ногами шуршит опавшая красочная листва, как бы говоря не грустить по теплому лету, а наслаждаться осенью и всеми ее дарами. Если посмотреть вверх, то можно разглядеть не только вечно серое небо, но и красоту убранства деревьев. Ветер трепещет красочные золотые, красные, оранжевые листья, беспощадно сдувая их под ноги прохожим.

Осенью окрашиваются не только сами деревья, но и их плоды. Одним из любимых всеми даров осени являются яблоки. Яблоки тоже бывают различных оттенков: можно встретить ярко-красные, а можно и темно-бордовые, яблоки бывают золотистыми, а бывают светло-желтыми. Сливы, доспевая осенью, приобретают насыщенный темно-синий цвет, а виноград — яркий фиолетовый.

Осень-это золотая пора, приносящая грусть и радость одновременно. Она поднимает настроение своим разнообразием красок в природе, а заставляет грустить из-за скорого прихода холодов и отсутствия тепла. Она ка бы предупреждает, что скоро придет зима, которая является порой холодов и темноты.

5 класс. По плану

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Радуга Куинджи
    Красивое природное явление – радуга, не менее таинственное и чарующее. Она всегда бывает после дождя, когда из-за туч появляется солнце и озаряет всё вокруг.
  • Сочинение на тему Рождество
    Сочельником у православных христиан именовали день на­кануне Рождества Христова. А само название рождественского сочельника связано с обычаем есть в этот день зерна пшеницы, размоченные в воде (чаще с медом) — сочиво.
  • Сочинение Поэзия серебряного века (9-11 класс)
    Серебряный век является одним из этапов развития русской литературы 1880-1917 годов. На данном историческом этапе было написано множество произведений, наполненных огромной силой энергией, благодаря которым поэзия тех времен

Сочинение про осень

Осень — позитивное настроение, но и в то же время легкая грусть. Даже тоска иногда. Самые цветные сны, самые честные разговоры, самые легкие воспоминания. Дожди. Много дождей, лучших в мире собеседников и приятелей. Туманы. В голове и на улице. И температура воздуха что надо. Спешит, торопится осень, всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. Для своей работы взяла осень самые яркие краски и принялась за свою картину. Берёзы и тополя покрыла она лимонной желтизной. А листы осинок и клёна разрумянила, будто спелые яблоки. Все деревья и даже кусты разукрасила осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко – красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, а их трудно разрисовать. Пусть, как были летом зелёные, так и остаются. И вдруг резко меняет осень свои краски. Растения серые, пожухлые. Опустели поля и луга. Ещё шире, просторнее стало. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток… Улетают птицы в тёплые края.

— uchim.org

Чудесная получилась картина. Только кажется, будто в ней что-то не закончено, будто ждут чего–то притихшие омытые осенним дождём поля и леса. Ждут, не дождутся голые ветви кустов и деревьев, когда придет новый художник и оденет их в пушистый белый убор. Мне кажется, что это самое красивое время года. Особенно я люблю конец сентября — листья деревьев в этот период просто восхитительны… В такие дни мне нравится гулять по лесу, чувствуя прохладный, прозрачный воздух; созерцать красно-жёлтые цвета, ощущать приятную грусть… Осень… Опять она пришла к нам, сменив удушливое и местами слишком сладкое и позитивное лето. Снова можно любоваться обилием красок. Задумчиво рассматривать свинцовое небо и ловить лицом дождь. Можно сидеть в парке на скамеечке, отдаваясь прохладному ветерку. Осень — прекрасна. Она сводит с ума вихрем разноцветных листьев, которые танцуют вместе с развивающимися волосами. Я люблю осень. Потому что люблю…

Сочинение «Осень – моё любимое время года», 4 класс

Вариант №1

Каждое время года по-своему красиво и торжественно, но моё любимое из них – осень. В эту пору природа преображается: листья желтеют и превращаются в золотые серёжки, украшающие деревья, дорога покрывается красно-жёлтым ковром. Многие говорят, что осенью грустно и тоскливо, но я считаю, что это не совсем правильно. Меня осень всегда радует своей красотой. Иногда небо покрывается чёрными тучами и на улицах идёт дождь, капли которого звонко стучат по крышам. Зато потом можно вдохнуть мокрый запах асфальтовых дорог, выйти на улицу в куртке, надеть резиновые сапоги и пробежаться по большим лужам, оставляя за собой брызги. Только, если это увидит мама, то поругает. Скажет, что нельзя баловаться. Я послушно зайду домой, но строгий мамин голос не испортит мне осеннее настроение. В это пору я люблю мечтать и смотреть на хмурое небо. Иногда ко мне прилетает воробушек, садится с другой стороны окна и начинает чистить свои пёрышки и смешно отряхиваться от падающих на него с крыши капель. Мне хочется потянуться к нему и погладить, но вместо этого я открываю окно и, оставляя ему кусочек хлеба, закрываю. Обычно он быстро улетает. Тогда я начинаю мечтать об осеннем лесе. Наверное, в эту пору там особенно красиво. Может лесные жители прямо сейчас провожают лето, одеваются потеплее. Я считаю осень удивительным временем года, ведь именно в эту пору перед нами открывается красота окружающего мира и в голову приходят только самые хорошие мысли.

Вариант №2

Я очень люблю осень. Осенью со всех деревьев падают разноцветные листья. Они красиво кружатся за окнами нашей квартиры. Мы с родителями ходим в парк и собираем из них букеты. Я часто делаю дома гербарий в книгах из последних цветов. А по вечерам мама печет яблочные пироги. Мы едим их всей семьей вместе с вкусным чаем.

Осенью с дачи приезжает бабушка. Она перед сном рассказывает мне интересные истории, а утром угощает вареньем или пряниками. Бабушке нравится гостить у нас.

В сентябре я иду в школу. Учеба занимает много свободного времени. Но после уроков можно погулять по скверу и посмотреть на птиц. Птицы потом улетают. Мне нравится наблюдать за их подготовкой к зимовке.

В ноябре мы с папой мастерим из пластиковых бутылок или дощечек кормушки для воробьев и синиц. Они остаются в холода у нас. Им тяжело. Папа учит меня помогать птицам. В кормушки мы насыпаем семечки или хлебные крошки. Иногда синицам кладем кусочек сала.

Осенью есть каникулы. Они короче летних, но я их тоже жду. На каникулах можно долго играть в компьютер или бегать во дворе. Мы с ребятами придумываем много игр. Больше всего я люблю прятки. Я хорошо умею прятаться.

Небо чаще хмурое, но солнце иногда выходит из-за тучек. Тогда все вокруг яркое и светлое. Мне не нравится дождливая погода. Она скучная. Прыгать по лужам мне не разрешают. И долго нельзя играть под дождем. Но зато дома можно рисовать и смотреть телевизор.

Я люблю осень давно. Много разного и увлекательного было со мною в эти три месяца. Самым лучшим месяцем я считаю сентябрь. В сентябре еще тепло. Я катаюсь на роликах и велосипеде по улице. Можно есть мороженое и пить сок. А еще я качаюсь на качелях высоко-высоко. Это почти продолжение лета. Мне обычно весело. Но и остальная часть осени меня тоже всегда радует.

Вместе со статьёй «Сочинение «Осень – моё любимое время года», 4 класс» читают:

Сочинение на тему «Осень – моё любимое время года», 4 класс

Сочинение на тему «Приметы золотой осени», 4 класс

Сочинение «Осенние каникулы»

Популярные страницы

Сочинение на тему «Может ли мстительный человек быть счастливым?»

Размышляя над этим вопросом, стоит задуматься, что же такое месть? Месть – это умышленное причинение зла обидчику в ответ на Читать далее…

Сочинение на тему: Образ Базарова в романе «Отцы и дети»

Образ Базарова в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», на мой взгляд, один из самых трагичных в русской литературе, если Читать далее…

Сочинение «Характеристика человека», 8 класс

Я хочу рассказать о своей маме. Её зовут Рита, ей недавно исполнилось 37 лет. Она невысокого роста. Мама очень много Читать далее…

Сочинение по картине Пластова «Первый снег», 4 класс

На картине художника А.А.Пластова «Первый снег» мы видим деревенский дворик в начале зимы. На полотне показан тот особенный час в Читать далее…

Сочинение «Всегда ли нужно избегать конфликтов?»

В такое сложное и непредсказуемое время, в котором нам приходится сейчас жить, конфликтные ситуации могут вспыхнуть в любой момент, чуть Читать далее…

Сочинение на тему «Разум и чувства»

Могут ли в человеке существовать одновременно разум и чувства, или же эти понятия взаимно исключают друг друга? Верно ли утверждение, Читать далее…

Воспоминания о детстве

Детям осень тоже нравится. Ведь именно в это время года родители надевают на них разноцветные резиновые сапожки, в которых можно бегать по лужам и радоваться своей беззаботной жизни. Только в эти моменты мама не сможет поругать своего малыша за то, что он промочил ноги или испачкал одежду.

Ведь в своих воспоминаниях мама опять маленькая и тоже резвится с подругами под дождем, скрываясь от больших капель под цветным зонтиком. Сразу хочется вернуться в беззаботное детство, когда не нужно было ходить на работу и переживать о различных делах. Можно было просто целыми днями бегать по лужам и пачкать вещи, которые заботливая мама непременно постирает, хотя и накричит для профилактики.

Талантливый художник: тема «Краски осени»

Осень – это своего рода талантливый художник, который может максимально красиво передать задумку. Она способна быстро окрасить в золотистые и оранжевые цвета все деревья и растения. Несмотря на то что лето нравится всем, листья на деревьях в эту пору бывают исключительно зеленого цвета.

В такое время, как осень, они приобретают разнообразные оттенки, которые могут часами радовать глаз. Недаром большинство людей собирают гербарии. Это возможность на долгие годы запечатлеть в своей памяти яркие краски осени. Это время года, когда весь мир начинает кардинально меняться.

Сочинение
по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Тема
урока: 
Сочинение
по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

Учебно-методический
комплект: 
«Школа
России», учебник автор В.П. Канакина, «Русский язык», 2017 год

Раздел
программы: 
Развитие
речи.

Для
достижения целей и задач урока были использованы различные методы, формы и
приёмы обучения:

   
— методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, словесный,
наглядный, практический;

   
— приёмы обучения: речь учителя; текст учебника; наглядность,  раздаточный
материал

Педагогические
технологии:
проблемно-диалогическая,
личностно-ориентированного обучения;  педагогика сотрудничества,
информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая.


принцип научности и доступности изучаемого материала.

Цель
урока:

обучение школьников  написанию сочинения по картине.

1. Личностных УУД – воспринимать и
ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД
самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью
выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно
оценивать;

3. Познавательных УУД
извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы,
иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь
передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины;
самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку
зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои
мысли в устной и письменной речи.

Планируемые результаты: учащиеся
научатся составлять рассказ по картине, строить сообщения в устной и письменной
форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать,
доказывать свое мнение.

Форма
урока:

урок развития речи.

Оборудование:Презентация
Power Point; Рисунки
обучающихся, стихи; Раздаточный материал.

Этап
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
обучающихся

Организационный
этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Добрый
день, дорогие ребята. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что
это взаимно. Давайте подарим друг другу и нашим гостям свои улыбки и тогда,
непременно урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Пожелаем
друг другу успехов в учении.

Мы пришли сюда
учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Проверяют
готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Актуализация
знаний.

— Внимание,
прислушайтесь к звукам

— Что услышали?

— О каком времени
года пойдёт речь?

— Скрип снега,
значит, кто-то идёт по снегу. Посмотрим дальше, что нас ждёт.

Отворим ставни окна и
увидим сказку «Снегурочка»

Скрип снега

О зиме

Самоопределение
к деятельности

Жили-были
бабушка и дедушка. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе —
 не было у них детей.  Пришла зима. В воздухе закружились крупные
мохнатые снежинки. Ёлочки надели снежные шапки.  На деревьях застыли белые
кружева. Пушистое белое покрывало легло на землю. Весело затрещала сорока. И
решили бабушка с дедушкой вылепить из снега дочку себе.  Вышла бабушка и
дедушка на улицу. Дедушка скатал большой ком снега, бабушка чуть поменьше,
вылепили ножки, ручки,  красивую шубку, сверху приставили голову, косу
заплели. 
Смотрят,
а у девочки  глазки открылись, щёчки, губки порозовели. И назвали они её
Снегурочка.

Она
в сапожках белых

и
в шубке голубой

Букет
снежинок белых

приносит
нам с тобой.

Белым
— бела до пояса

 роскошная
коса

И тёплые-претёплые

лучистые
глаза.


Кто является главным героем нашего урока?


О Снегурочке поэты слагают стихи, композиторы сочиняют музыку,  иллюстраторы
создают рисунки, художники пишут картины.

Послушайте
музыку Римского-Корсакова к опере «Снегурочка»  и посмотрите репродукции
картин выдающихся художников.

Показ
репродукций картин художников, которые изображали Снегурочку под музыку
Римского – Корсакова

Зворыкин –
иллюстрация к сказке

Рерих

Врубель

Звучит музыка «В гостях у сказки». Под музыку учитель читает
отрывок из сказки «Снегурочка»

Слушают сказку

Снегурочка

Постановка
цели и задач урока.

— Скажите, ребята, какова  тема и цель  нашего
урока?

Запишите число. Вид работы Сочинение.
Снегурочка.

Сочинение
по картине про Снегурочку

Запись
в тетради.

Организация
класса на работу


Чем  отличается сочинение по картине от других видов сочинения?


Что необходимо для того, чтобы написать сочинение по картине?

Отвечают
на вопросы

Краткая
информация о художнике В.М. Васнецове

Вспомним немного об
авторе.

Васнецов Виктор
Михайлович (1848 -1926)     

   Виктор  рос
впечатлительным мальчиком, с детства любил слушать народные сказки и песни.
Зимой в их дом часто заходили странники, рассказывали много историй, сказок,
преданий. Они и его отец зародили в мальчике любовь к русскому народному
творчеству.

-Известные картины
напомните, пожалуйста, сами….

Однажды Васнецову предложили
сделать декорации к пьесе-сказке А. Н. Островского «Снегурочка», а затем к
опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Васнецов создаёт к ней эскизы, которые
сейчас хранятся в Третьяковской галерее.        

Вдали
уже зажглись едва заметные огоньки света окрестных домов. Лесную поляну
озарил лунный свет. Зима. Мохнатые лапки зеленых елочек снарядились в снежные
варежки. Тоненькая березка выпрямилась как струнка от ночного морозца.
Темный  и таинственный лес затих в ожидании зимней сказки. Слышится скрип
снега. На поляну выходит юная девушка —  Снегурочка. Больше нет лета,
наступили холода, и она теперь может выйти к нам. Среди ледяного безмолвия,
она выглядит особенно хрупкой и трогательной. Снегурочка есть воплощение
снежной чистоты и удивительной нежности. Она вышла к нам украдкой, чтобы
подарить надежду на сказку.

Эта
картина знаменитого художника Виктора Михайловича Васнецова – «Снегурочка»,
была написана в далеком 1899 году, но  до сих пор притягивает взоры. Так
хочется разгадать, о чем задумалась, затаив дыхание, Снегурочка?

Слушают
учителя, задают вопросы

«Иван
царевич и серый волк»

Знакомство
с репродукцией картины В.М. Васнецова «Снегурочка»

— Закройте глаза,
попробуйте представить себе эту картину и скажите, что вы видите ярче всего?

—  Руки вверх
потянулись, вперёд потянулись, сели прямо.

Разминка

Откройте учебник –
с.128 картинная галерея

      
Посмотрите и подумайте, почему художник изобразил Снегурочку в
центре, на переднем плане картины?

она
главный герой в этой картине, художник хочет, чтобы мы сразу обратили на неё
внимание

— Где находится наша
героиня?

      
Что находится на картине на заднем плане?

На
заснеженной поляне, освещенной лунным светом

позади
Снегурочки лес густой, тёмный, таинственный, загадочный

      
На ближнем плане?

поляна,
освещённая лунным светом, следы на снегу, пушистые ёлочки, тонкая стройная
берёзка

      
Какое время суток изобразил художник?

      
Почему ночь?

Ночью
происходят чудеса и превращения

     — Для того чтобы
передать нам настроение героини, художник использует несколько художественных
приёмов – освещение и отбор красок.

— Чем освещена
поляна?

— Какие краски
использовал художник?

Всё это создаёт
таинственность и волнующее настроение.

      
Какое впечатление производит на вас картина В. М. Васнецова?

художник с большой любовью показал нам
Снегурочку. Автор тревожится за её  судьбу, одной ночью страшно

Физминутка

(1-2
мин.)

Музыкальная физкультминутка (слайд 16)

Зарядка
для снятия напряжения глаз

Словарная
работа

— Выберите несколько
опорных слов, которые являются главными для описания картины.

— Возьмите  на парте слова, которые помогли бы помочь нам увидеть
эти предметы ярче и выразительнее

Снегурочка какая?

 юная, красивая,
очаровательная, волшебная, застенчивая.

— Во что одета
Снегурочка?

Красивый
наряд, Парчовая серебристого цвета шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые
варежки

Как вы понимаете слово «парчовая»?

 Давайте обратимся к словарю

Черты лица? красивые
глаза, чистое светлое лицо

Снегурочка вышла из леса. Какого?

таинственный
загадочный  густой дремучий  лес

— Куда вышла
Снегурочка?
На поляну.

Белоснежная
поляна, освещённая лунным светом

-Каким мы видим снег?

Кругом
искрящийся снег под лунным сиянием, голубоватый, легкий, пушистый

— Что окружает
Снегурочку?

Пушистые
маленькие ёлочки

Тонкая
стройная берёзка

— Что мы видим в
глубине леса?

0гоньки — мерцающие,
светящиеся

-Какие чувства и
настроение вызывает у вас картина?

У
меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту
картину.

Я
благодарен художнику, что могу пережить чувство радости при виде Снегурочки.

Трудно
оставаться равнодушным, когда видишь образ Снегурочки.

Снегурочка – юная, красивая, очаровательная

Парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, тёплые варежки

Таинственный загадочный густой дремучий  лес

Белоснежная поляна, освещённая лунным светом

 искрящийся снег  

Пушистые
м
аленькие ёлочки

Тонкая стройная берёзка

0гоньки — мерцающие, светящие

Снегурочка

лес

поляна

огоньки

снег

ночь

Обсуждение
структуры
описательного текста, выделение ключевых слов, Составление плана сочинения,
сбор материала к каждой части


Чтобы логически правильно письменно передать текст, надо пользоваться планом.


Сколько частей должно быть в сочинении? Какие это части?

1.      Вступление

2.      Основная
часть

3.      Заключение

— Сколько частей в
сочинении?

Составим план к
сочинению

1 Художник и его
картина

2 Образ Снегурочки

3 Описание природы

4 Моё отношение к
картине

Вы узнаете, как можно
начать сочинение, вос
становив порядок слов
(слова на карточках в конвертах лежат на партах, представлено несколько
вариантов)

 1 вариант — Я смотрю на картину Виктора Михайловича
Васнецова
«Снегурочка».

2
вариант – Я  вижу на картине Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» юную
девушку.

3 вариант – Передо
мной картина Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка»

4
вариант – На картине «Снегурочка» Виктор Михайлович
Васнецов изобразил очаровательную
девушку.


Зачитать составленные предложения.

Работаем над основной частью.

      В центре
картины юная девушка. Это Снегурочка. Снегурочка одета в парчовую шубку, меховую шапку и тёплые
варежки.    Она вышла на лесную поляну.                                                                         

  
Ночь. Луна окрасила снег в таинственный голубой цвет.

  
Впереди стоят молодые, пушистые
ёлочки. Они красуются друг перед другом своими
снежными нарядами. Посреди поляны
стоит одинокая берёза.

         Позади тёмный, загадочный лес.
Вдали мерцают огоньки деревни.

        Работа над
заключительной частью

   
Мне очень эта картина понравилась потому,  что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы и Снегурочкой.

Коллективное
составление плана сочинения

О
том, что изображено на картине В.М. Васнецова – Снегурочка и зимний лес

Описание
природы, леса

Редактирование
плана, внесение ключевых слов


Внесем в план, какие ключевые слова вы подобрали.

Называют,
какие слова подобрали к каждой части плана сочинения

Письмо
сочинения

Напомните нам правила составления текста.

В соответствии с планом в тексте должно быть три
части.

Каждая часть записывается с красной строки.

Все предложения в тексте должны быть связаны по
смыслу.

— Спасибо, молодцы!

— Сейчас мы приступим к написанию сочинения по
картине. Вы можете пользоваться при необходимости орфографическим словарем.

— Желаю вам успехов в вашей творческой работе!

Работают
с репродукцией картины В.М.Васнецова в учебнике

Рефлексия
(подведение итогов занятия)

(2
мин.)

image001Выберите свой вариант ответа:

      
1. Я смогу
самостоятельно написать сочинение – описание  по картине.

      
image0022. Я напишу сочинение – описание  по картине, но мне
необходимы наводящие вопросы.

      
3. Я не смогу
самостоятельно написать сочинение — описание по картине.

image003

 

Зачитывают
сочинения, написанные в группе. Называют отрывки, наиболее удачные по их
мнению.

Самостоятельная
работа

У кого все получилось, поместите снежинку на мишень
достижения цели.

image004image005image006

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

(1
мин)

Придумать и записать слова с парными согласными в
корне  слова на тему «Зима».

Подобрать к ним проверочные слова.

Записывают
домашнее задание

   Конспект урока развития речи в 9 классе

ТЕМА УРОКА: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)».

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения-                                     рассуждения на морально-этическую тему  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

образовательные:  расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие:  развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить                               композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать       материал для собственного текста публицистического  характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа, сообщения учащихся.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства  — Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие  для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

1.        Организационный момент. 

— Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте гостей и друг друга. Садитесь.

         По окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию И.П. Цыбулько. (Слайд №2). Назовите, пожалуйста, какого рода задания вам предстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые задания по тексту, написать сочинение-рассуждение).

Все верно. Как видим, во всех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоит работа с текстом.

2. Актуализация знаний.

— Ребята, мы  с вами неоднократно  работали с текстом и знаем о существовании разных его типов. Давайте вспомним:

1. Какие типы текста нам известны? (повествование, описание, рассуждение).

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой? (Слайд №3).

Повествование – тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство – динамичность, ведущая часть речи –

глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается

интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло? (Слайд №4).

Рассуждение – тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причины или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом являются аргументы (доказательства). В ряде текстов – рассуждений нет ярко выраженного тезиса и доказательств, авторы обычно в них объясняют какое-либо явление.  К тексту можно задать вопрос:   почему? (Слайд №5).

  1. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения? (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

Какому типу речи соответствует данная схема? (Слайд 6).

І. Тезис.

ІІ. Доказательство:

  1. Аргумент 1.
  2. Аргумент 2.

ІІІ. Вывод. (Это рассуждение).

Вопросы к классу:

—  Что такое тезис? (Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать).

— Аргумент? (Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис).

— Вывод? (Вывод — это заключение, итог проведённого рассуждения)

— На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?

(Когда пишем сочинение).

— Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы.

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

— Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?

(Главная цель: научиться писать сочинение-рассуждение.)

       Таким образом, наш урок станет важной ступенькой в освоении умения – создавать текст-рассуждение. Согласитесь, что оно является универсальным: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке.                                                                      

  1. Анализ текста.

        1. Слово учителя:

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Часть 1.Познакомьтесь с текстом К.Г. Паустовского.

         1)Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные.

2)Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. 3)Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. 4)Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем.   5)Если, конечно, туда попадёшь.6) А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. 7)Но, конечно, если и туда ты попадёшь».

        8)И всё сбылось. 9)Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем.10) Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. 11)В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. 12)Это была Корсика. 13)Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. 14)Эти формы им сообщает наше человеческое воображение.

        15) Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. 16)Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина.

       17)И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.

        18)Что же касается розовеющего луча солнца, то я тоже увидел его несколько дней спустя вблизи Парижа в городке Эрменонвиле, где в старинном поместье провёл последние свои годы и умер Жан-Жак Руссо… 19)Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце — тоска по нашей просторной земле, своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы.

         20)Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. 21)Тоска по России легла на сердце. 22) С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. 23)У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. 24)Я полюбил Францию давным-давно. 25)Сначала умозрительно. 26)А потом вплотную, всерьёз. 27)Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. 28)Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова:

На святой Руси петухи кричат —

Скоро будет день на святой Руси…

       29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.        

(По К. Паустовскому)

  2. Вопросы:

— Какова тема этого текста?  

— Назовите стиль данного текста.

— Какой тип речи использован в тексте?

— Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: « 29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.        

— Какова основная мысль текста?

  1. Написание сочинения.

        Слово учителя: В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово РОДИНА. В сочинении — рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования  задания 9.3 :

Как Вы понимаете значение слова РОДИНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое родина?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй —  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (Слайд 7, 8).

1) Работаем со словом

Вопросы:

— Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова РОДИНА.

Назовите свои ассоциации со словом РОДИНА. (Отчизна, отечество, колыбель, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, родные палестины, родные осины, родные места, любовь).

Человек не может прожить без любви к Отечеству. С него-то всё и начинается. Здесь мы рождаемся, растём, взрослеем, начинаем долгий жизненный путь, в котором любовь будет неустанно следовать за нами, помогать, хранить. Спросите у любого, пусть даже у маленького ребёнка: любит ли он свой, дом, город, страну в которой живёт. В ответе можно не сомневаться.   Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Любовь к родине нам прививают с детства — родители, воспитатели, учителя.

— С чего начинается родина?

 — Она начинается с улицы, где проходит наше детство, с отчего дома, с нашей семьи, города или станицы — со всего самого близкого и родного, что называется РОДИНОЙ!  

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне возвращается ощущение полноты жизни.

Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра. В одной известной песне есть такие слова: «С чего начинается Родина?» Мне кажется, Родина начинается с любви. И когда любовь к Отечеству совпадает с любовью к другому человеку, сердце наполняется особым чувством сопричастности к судьбам других людей.

— Какие однокоренные слова к данному вы можете привести?

 — Род, народ, родители, родня, родник, природа, родинка. . .

 Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

— В чём тайна этих названий?

 — Тайна в их единстве, нерушимости, однородности. Вот из чего вырастает образ РОДИНЫ.

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т. е. с Малой Родины.

Физминутка (Песня Камчатский край)

И все это малая Родина! Место, где ты родился и вырос.

Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

Послушайте стихотворение Владимира Георгиевича Воробьёва  «Отсюда начинается Россия».

— Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. РОДИНА- …

Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. РОДИНА  — … (Слайд 9).

Подерём синонимы к слову  РОДИНА (слайд №10).

Подберём однокоренные слова к слову РОДИНА.

— Ребята, чтобы вы могли самостоятельно сформулировать определение понятия, как того требует условие задания 9.3, я подобрала для вас высказывания знаменитых людей о РОДИНЕ. Обратите внимание на слайд №11.

Жан Лакордер

Человек без Родины — это песчинка, отданная случайностям времени и пространства.

Константин Паустовский

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Николай Рерих

Защита Родины есть защита и своего достоинства.

Наполеон Бонапарт

Любовь к Родине — первое достоинство цивилизованного человека.

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

(Н. Карамзин)

Родина — это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

(А.И. Куприн)

У большинства людей чувство родины в обширном смысле — родной страны, отчизны — дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

(А. Твардовский

И вокруг любви непобедимой
К сёлам, соснам, к ягодам Руси,
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси!…

(Н. Рубцов

Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

(В. Дворянсков)

Кроме матери родной,

Нету матери на свете.

Кроме родины – иной

Нет родной земли на свете.

(Б. Укачин)

2) Даем определение

Учитывая определения понятия, данные в Толковых словарях русского языка, мудрые мысли о Родине, попытайтесь дать свое определение данного понятия. (Слайд №12)

Работайте в специально подготовленных для вас Памятках.

3) Пишем вступление

Переходим к написанию вступления (1 абзац вашего сочинения)

Напоминаю, что в абзаце 1 необходимо  написать вступление, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Написать вступление вам помогут речевые клише (Слайд №13).

Комментарий к тезису.

         Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

         Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

 Выслушиваются мнения учащихся (1-2 варианта), затем демонстрируется Слайд №14.

4) Приводим аргументы, используя речевые клише (Слайд №15).

1-й аргумент — из прочитанного текста (цитата или № предложения). Дается время на самостоятельное написание, выслушиваются варианты, после чего демонстрируется Слайд №16.

2-й  аргумент – из вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории  посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

     В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего родного города и его жителей.

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры. Проверяется выполнение задания, после чего демонстрируется вариант написания (Слайд № 17).

5) Работаем над заключением. (Слайд №18).

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. (Слайд № 19).

6) Подводим итоги написания сочинения-рассуждения.

Таким образом, сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части). Демонстрация примера сочинения-рассуждения (Слайд № 20).

5.Заключительный этап урока.

Синквейн. А теперь давайте вместе с вами попробуем:

  1. «Родина»

2.  Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, приходит на помощь, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

4.  Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?

     Лучше нет родного края!

5.  Синоним, или, как по-другому можно назвать Родину?

     (страна, отчизна, отечество) Россия – Родина моя!

Первый пример:

Родина.

Малая, большая.

Родиться, жить, помнить.

Место, где родился человек.

Отечество.

Второй пример:

Родина.

Великая, близкая.

Защищать, восхвалять, любить.

Родина там, где чувствуешь себя свободно.

Отчизна.

Рефлексия.

Ребята, я попрошу вас оценить уровни своей успешности.

Задание на дом: написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое Родина?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста «Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.  К. Паустовского)

а второй —  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

6. Итоги урока. Слово учителя. Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистее цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней звучит поток,
Там соловей поет звучнее,
Там все нас может восхищать,
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молнии, летят,
Там нет тоски унылой,
Там наше счастие живет,
Там только жизнью наслаждаться!

7. Исполнение песни.

Если ты разумно начал сочиненье,

Если ты решил уже, что и как сказать,

Не забудь, пожалуйста, это очень важно:

Связно и последовательно мысли излагать.

И тогда уж непременно

Всё получится опять,

И хорошее сочинение

Не заставит себя ждать.

Ты имеешь право выразить сомненье,

Или согласишься с автором, как знать.

Нужно очень грамотно, этически корректно

Суть проблемы, поднятой в тексте, передать.

Чтобы сочиненье вышло интересным ,

Приведи примеры жизненней, важней.

Выражайся кратко, точно и логично,

Вспоминай высказыванья мудрые людей/

Ну, а в заключенье сделай общий вывод

Подведи итоги сказанному тут.

Вывод связан с темой и основной мыслью,

Введенье, заключенье рядышком идут.


 Пятнадцатое января Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Пятнадцатое января

Подготовка к сочинению по картине

И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»


Слово о художнике Игорь Эммануилович Грабарь (1871 - 1960) — русский художник, реставратор, искусствовед, музейный деятель, педагог, профессор, академик АХ СССР (1947), академик АН СССР (1943)

Слово о художнике

Игорь Эммануилович Грабарь

(1871 — 1960)

русский художник,

реставратор, искусствовед, музейный деятель,

педагог, профессор,

академик АХ СССР (1947), академик АН СССР (1943)


Слово о художнике И.Э.Грабарь родился 25 марта 1871 г.в Будапеште. В 1876 г. семья переехала в Россию, в Петербург. Талант проявился в раннем возрасте, и Грабарь, выбрав карьеру художника, в 1894 г. поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он закончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников». Кроме того, Грабарь руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, работал научным руководителем художественных мастерских. Умер Игорь Грабарь в Москве 16 мая 1960 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Слово о художнике

И.Э.Грабарь родился 25 марта 1871 г.в Будапеште. В 1876 г. семья переехала в Россию, в Петербург.

Талант проявился в раннем возрасте, и Грабарь, выбрав карьеру художника, в 1894 г. поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин. Академию он закончил в 1898 году, а затем учился в Париже и Мюнхене. Участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

Кроме того, Грабарь руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, работал научным руководителем художественных мастерских.

Умер Игорь Грабарь в Москве 16 мая 1960 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


Творческое кредо художника Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, без акварельных красок и кистей. И.Э.Грабарь

Творческое кредо

художника

Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, без акварельных красок и кистей.

И.Э.Грабарь


И.Э.Грабарь «На озере»

И.Э.Грабарь «На озере»


И.Э.Грабарь «Сентябрьский снег»

И.Э.Грабарь «Сентябрьский снег»


И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж»

И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж»


И.Э.Грабарь «Мартовский снег»

И.Э.Грабарь «Мартовский снег»


И.Э.Грабарь «Февральская лазурь»

И.Э.Грабарь

«Февральская лазурь»


Рассмотрите картину Расскажите, как она создавалась?

Рассмотрите картину

Расскажите, как она создавалась?


История создания картины «Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба». И.Э.Грабарь

История создания картины

«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба».

И.Э.Грабарь


История создания картины Картину «Февральская лазурь» художник писал зимой-весной 1904 г., когда гостил у друзей в Подмосковье

История создания картины

Картину «Февральская лазурь»

художник писал зимой-весной 1904 г.,

когда гостил у друзей в Подмосковье


Рассмотрим картину Какое общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное? Какие чувства, желания рождает пейзаж? Какой февральский день изобразил художник? Рассмотрите небо: какого оно цвета вверху и на горизонте? Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени? Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке березы? Что можно сказать о других берёзках? Что виднеется на горизонте?

Рассмотрим картину

  • Какое общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?
  • Какие чувства, желания рождает пейзаж?
  • Какой февральский день изобразил художник?
  • Рассмотрите небо: какого оно цвета вверху и на горизонте?
  • Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
  • Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке березы?
  • Что можно сказать о других берёзках?
  • Что виднеется на горизонте?


Рассмотрим картину ясный, морозный, яркий, чудесный, солнечный, воздух прозрачный, чистый, бодрящий … День Небо Снег Берёза Роща синее, бездонное, безоблачное, чистое, лазоревое … на солнце сверкает, переливается разноцветными огнями, отражает небо, блики солнца… стволы сверкают, жемчужный узор из сплетённых ветвей, берёза, как застывший фонтан, светится в лучах солнца… озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают рощу, залита светом…

Рассмотрим картину

ясный, морозный, яркий, чудесный, солнечный, воздух прозрачный, чистый, бодрящий …

День

Небо

Снег

Берёза

Роща

синее, бездонное, безоблачное, чистое, лазоревое …

на солнце сверкает, переливается разноцветными огнями, отражает небо, блики солнца…

стволы сверкают, жемчужный узор из сплетённых ветвей, берёза, как застывший фонтан, светится в лучах солнца…

озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают рощу, залита светом…


Словарная работа Образуйте прилагательные от данных существительных светло-синий цвет, синева драгоценный камень синих оттенков перламутровый драгоценный камень розово-красный драгоценный камень светло-синий цвет, синева

Словарная работа

Образуйте прилагательные

от данных существительных

светло-синий цвет,

синева

драгоценный камень синих оттенков

перламутровый драгоценный камень

розово-красный

драгоценный камень

светло-синий цвет,

синева


Сам художник назвал свою картину «Сказкой инея и восходящего солнца»

Сам художник назвал свою картину

«Сказкой инея и восходящего солнца»


Почему картина названа «Февральская лазурь»? Название «Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день. Ослепляющее голубизной небо, белоствольная красавица берёза и сиреневый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение.

Почему картина названа

«Февральская лазурь»?

Название «Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день.

Ослепляющее голубизной небо, белоствольная красавица берёза и сиреневый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение.


Подберите синонимы живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна; ХУДОЖНИК — полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция; КАРТИНА — запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал; ИЗОБРАЗИЛ — ребята, герои картины МАЛЬЧИКИ —

Подберите синонимы

живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;

ХУДОЖНИК —

полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;

КАРТИНА —

запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал;

ИЗОБРАЗИЛ —

ребята, герои картины

МАЛЬЧИКИ —


Составим план сочинения Несколько слов об авторе картины. Какой день изобразил художник? Что изображено на картине: а) небо; б) снег; в) берёзы; г) горизонт. 4. Удалось ли И. Э.Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня? 5. Моё отношение к картине.

Составим план сочинения

  • Несколько слов об авторе картины.
  • Какой день изобразил художник?
  • Что изображено на картине:

а) небо;

б) снег;

в) берёзы;

г) горизонт.

4. Удалось ли И. Э.Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня?

5. Моё отношение к картине.


Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте: есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения); правилен ли порядок слов; правильно ли связаны слова по смыслу; не повторяются ли одинаковые слова и выражения; правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания. Приступайте к работе в чистовике. Удачи!

Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:

  • есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
  • правилен ли порядок слов;
  • правильно ли связаны слова по смыслу;
  • не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
  • правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

Приступайте к работе в чистовике.

Удачи!


Всем спасибо за работу!

Всем

спасибо

за

работу!


Использованный материал: Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г. Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г. Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia Репродукции картин И.Э.Грабаря: http://ru.wikipedia

Использованный материал:

  • Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г.
  • Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». — Волгоград: Учитель, 2010 г.
  • Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. — М.: Школьная пресса, 2010 г.
  • Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
  • Репродукции картин И.Э.Грабаря: http://ru.wikipedia

  • План про сказку спящая царевна
  • План работы учителя русского языка по подготовке к итоговому сочинению
  • План произведения сказка о рыбаке и рыбке 2 класс
  • План про сказку о рыбаке и рыбке 2 класс литературное чтение
  • План работы над сочинением рассуждением