Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Хороший план написания итогового сочинения 2021-2022 по литературе для допуска к ЕГЭ 2022. По темам: Что значит идти дорогой чести? Как на современного человека влияют технологические открытия нашей эпохи? Что можно считать преступлением? Какая книга помогла Вам лучше понять себя? Нужны ли перемены современному обществу?
Ссылка для скачивания плана: скачать в PDF
План написания итогового сочинения 2021 2022 по литературе ЕГЭ
Что значит идти дорогой чести?
Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос)
Что такое честь? Я думаю, честь — это … (определение, в чем проявляется). Дорога чести — это, как мне кажется, выбор человека, который в сложной жизненной ситуации не совершит поступок, противоречащий понятию чести. Что же значит идти дорогой чести?
Тезис 1. + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Идти дорогой чести значит не отступаться от своих принципов. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Гринев остается верен принципам, не переходит на сторону самозванца Пугачева)
Тезис 2 + пример. Идти дорогой чести значит жить по совести, не нарушать нравственные нормы. (В. Каверин «Два капитана», Саня Григорьев даже в непростых ситуациях не нарушает нравственные нормы, соблюдает принципы честности и доброты; например, он не может промолчать, когда директор школы, желая свести личные счеты с учителем географии, хочет выгнать этого учителя из школы)
Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, быть честным с самим собой, не предавать свои принципы и жить по совести значит идти дорогой чести.
Как на современного человека влияют технологические открытия нашей эпохи?
Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос) Что такое технологии? На мой взгляд, технологии — это … (определение, примеры технологий). Как же технологические открытия нашей эпохи влияют на современного человека?
Тезис 1. + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Современные технологии значительно облегчают жизнь человека. (Билл Гейтс «Дорога в будущее», про положительные стороны научного и технического прогресса)
Тезис 2 + пример. Однако технологии бывают опасны: они могут привести к губительным последствиям: разрушить семейные отношения, привести к духовному обнищанию личности. (Р. Брэдбери «Вельд», детская комната — «всё» для Питера и Венди, она заменяет им родителей, герои забывают, что семье — это не только комфорт и подарки, но и отношения, и отдаляются друг от друга. Брэдбери написал этот рассказ в середине ХХ века, когда ещё не было современных «умных домов» и «виртуальных помощников», но для нас и наших современников его идеи звучат как предостережение).
Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, достижения науки и техники облегчают жизнь современного человека, но это не всегда хорошо: порой они не только восхищают, но и пугают. И нам нужно задуматься о месте технологий в нашей жизни, чтобы сохранить человеческое отношение к людям и к миру.
Что можно считать преступлением?
Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос) Что такое преступление? Преступление — это … (определение). Это юридическое определение. Но не всегда преступление — это поступок, о котором упоминает закон. Что же можно считать преступлением?
Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Преступлением можно считать нарушение закона. Убийство — худшее преступление. (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», убийство Раскольниковым старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы; Эдгар По «Сердце-обличитель», рассказчик убивает соседа).
Тезис 2 + пример. Кроме того, можно выделить категорию нравственных преступлений — это нарушение норм морали. Жестокость, равнодушие, черствость, алчность, подлость — всё это можно отнести к нравственным преступлениям. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Швабрин — герой, для которого ложь и предательство — это обычное дело, он переходит на сторону самозванца Пугачева (что можно считать и реальным преступлением), клевещет на Машу Миронову, совершает ложный донос на Гринева).
Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, преступлением можно считать нарушение как правовых, так и моральных норм. И в обоих случаях преступление, как мне кажется, недопустимо.
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Книга — лучший друг человека. Книга — кладезь знаний. Несомненно, книги играют огромную роль в жизни человека. Какая книга помогла мне лучше понять себя?
Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Для меня это книга Барбары Шер «Мечтать не вредно». Прочитав эту книгу, я поняла, чем хочу заниматься в жизни. (Дальше рассказываю, как именно эта книга помогла мне: в книги много информации про постановку целей, изучение себя. Есть и практические задания, которые заставляют «покопаться в себе. Например, задания «Мой идеальный день» и «Детские воспоминания»).
Тезис 2 + пример. Кроме того, сильное воздействие на меня оказала книга Катерина Ленгольд «Просто космос», в которой также представлено множество практик для лучшего понимания себя (подробнее об одном из заданий).
Тезис 3 + пример. Художественная литература тоже помогает читателю лучше понять себя. Мысленно ставя себя на место персонажа, мы задумываемся над тем, как сами поступили бы в определенной ситуации. Прочитав рассказ Львова «Быть или казаться», я задала себе вопрос, как веду себя в обществе новых людей: остаюсь собой или пытаюсь произвести впечатление. (сопоставить размышления героя рассказа о том, быть или казаться, со своими размышлениями по этой теме).
Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, есть произведения, которые помогли мне лучше понять себя: это и художественная литература, и научно-популярные книги. И с каждой прочитанной книгой, как мне кажется, человек немного, но меняется, становится богаче, больше узнаёт о мире и о самом себе.
Нужны ли перемены современному обществу?
Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Какие перемены сейчас происходят в обществе? Мне кажется, в последние годы … (перечислить 2-3 процесса, которые сейчас происходят в мире). Нужны ли эти перемены современному обществу и почему?
Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). С одной стороны, перемены нужны обществу, потому что они — двигатель прогресса. Перемены в обществе— это результат создания чего-то нового, например, развития технологий. Мир и общество уже не могут быть такими, как буквально несколько лет назад (Билл Гейтс «Дорога в будущее», про положительные стороны научного и технического прогресса)
Тезис 2 + пример. С другой стороны, перемены должны быть такими, чтобы люди не забывали о добре и милосердии, о заботе друг о друге и взаимопонимании. Жестокость, безразличие и равнодушие — пороки общества, и важно научиться их искоренять, тогда люди будут меняться к лучшему. (Р. Брэдбери «Всё лето в один день», жестокое отношение одноклассников к Марго и пробуждение совести у ребят)
Тезис 3 + пример. Если забыть о гуманности, то перемены будут опасны, нанесут ущерб обществу и человеку. (З. Гиппиус «Черная книжка», беспощадность революции, её негативное влияние на жизнь человека; Р. Брэдбери «Улыбка»: люди отрицают прошлое, с ненавистью относятся к культурному достоянию: такие перемены опасны, человек не должен отказываться от цивилизации).
Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, перемены нужны современному обществу, но важно, чтобы улучшали нравственный облик человека.
Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:
-
Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» итоговое сочинение 2021-2022
-
Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе
Содержание:
- Составление плана сочинение
- Введение
- Основная часть
- К1 — Формулировка проблемы исходного текста (1 балл)
- К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (5 баллов)
- К3 — Отражение позиции автора исходного текста (1 балл)
- К4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл)
- Заключение
- Учебник по написанию и оформлению сочинения
Объем сочинения: от 150 до 250 слов.
Структура сочинения состоит из:
1. Вступление Подводка к проблеме текста (2-3 предложения )
2. Формулировка проблемы ( общественно значимый вопрос, на который отвечает весь текст)( 2-4 предложения) (К1)
3. Связка (1-2 предложения )
4. Комментарий ( как автор раскрывает проблему), 1-й пример + пояснение (К2)
5. Связка (1-2 предложения)
6. Комментарий ( как еще автор раскрывает проблему),, 2-й пример + пояснение (Сколько потребуется пр-ий) 7. Связка (1-2 предложения )
8. Позиция автора, ее формулировка (1-2 предложения) (К3)
9. Собственное отношение к позиции автора (1-2 предложения )
10. Аргументация собственной позиции (К4)
В качестве аргументов могут выступать:
- факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло)
- иллюстрации (наглядно-описательная форма) Можно использовать конкретный пример
- сообщение о событии ( в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример
- опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.)
- обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов), цитаты из авторитетных источников.
- обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.) (2-4 предложения)
11. Вывод (заключение)( 2-3 предложения)
Составление плана сочинение
Составить план сочинения означает разбить его на фрагменты (части текста). Каждый такой фрагмент представляет собой микротекст, который может поместиться в один абзац или состоять из нескольких. Главное, что каждый микротекст (он будет соответствовать абзацу в плане) объединен главной идеей.
Сочинение в 2-5 классах должно содержать не менее трёх абзацев (введение, основная часть, заключение).
Эти части структуры сочинения обязательно начинаются с красной строки.
Введение
Введение — это вступление и оно занимает первый абзац (примерно 50 слов). Раскрываем суть понятий. Четко отвечаем на вопрос, обозначенный в теме сочинения.
Во вступлении вы готовите читателя к восприятию написанного вами текста.
Во вступлении можно использовать следующие приёмы:
- небольшое обобщение, в котором демонстрируется актуальность темы сочинения;
- цепь вопросительных предложений, с помощью которых фиксируется внимание читателя на ключевых понятиях и осуществляется плавный переход к основной части сочинения;
- цитата в качестве введения. Цитированный фрагмент должен быть небольшим и иметь прямое отношение к теме сочинения
Основная часть
Основная часть представляет тему, основное содержание сочинения. Основная часть (примерно 200 слов) строится по следующей схеме: тезис – аргумент — мини-вывод. Эта часть сочинения имеет больший объем, чем введение и заключение. Она может быть разделена на более мелкие части (в том числе на относительно полные в размышлениях параграфы). Каждый абзац основной части начинается красной строки.
К1 — Формулировка проблемы исходного текста (1 балл)
Если не получили балл по К1, то 4 критерия К1-К4 не оцениваются экспертами, и вы теряете 8 баллов.
Эффективнее всего использовать метод выделения ключевых слов для определения проблемы. При чтении текста мы должны выделять повторяющиеся слова, фразы, в которых заключена главная мысль или которые содержат выводы. Чаще всего ключевые слова и фразы сконцентрированы на границах текста, т.к. обычно основную информацию автор фиксирует в начале и конце текста. Обратите внимание! ключевые слова, которые чаще всего встречаются в тексте, обязательно должны встречаться и в формулировке вашей проблемы!
Основные способы формулировки проблемы:
В виде риторического вопроса:
- Риторический вопрос. Именно над этой (сложной, интересной) проблемой размышляет (об этой проблеме рассуждает) автор текста.
Проблема + существительное (чего?):
- Автор текста ставит проблему (чего?) ……… В тексте (статье, произведении) писателя поднимается проблема (чего?)…………… Текст заставил меня задуматься над проблемой ………
К2 — Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (5 баллов)
Внимание: это самый сложный критерий, по данным ФИПИ. Чтобы получить максимальные 5 баллов, необходимо:
- прокомментировать проблему с опорой на исходный текст (недостаточно просто написать об актуальности и важности проблемы);
- привести не менее 2 примеров из текста, важных для понимания проблемы.
- дать пояснение к 2 приведённым примерам и выявить смысловую связь между ними.
Приемы оформления примеров:
- Цитирование.
- Указание на номера предложений.
Нельзя: пересказывать текст, использовать текст рецензии из задания 26. Комментарий — это один цельный абзац!
Шаблоны, которые можно использовать:
- Какова роль Х в жизни человека
- Каково влияние Х на жизнь человекаобщества
- Почему так важен Х в жизниистории
- Каково отношение человекалюдей к Х.
К3 — Отражение позиции автора исходного текста (1 балл)
Позиция автора — это его решение проблемы, его ответ на поставленный в тексте риторический вопрос.
Чтобы получить балл по К3, необходимо следовать следующему алгоритму:
1) Переводим проблему в форму вопроса.
2) Ищем ответ на вопрос (чаще в заключении текста).
3) Используем КЛИШЕ:
- Позиция автора предельно ясна: он считает, что…
- Автор считает, что… —
- Писатель приходит к выводу, что…
К4 — Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл)
Для выполнения этого критерия нужно выразить своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновать его. Важно выразить собственное мнение по проблеме, ответив на вопрос проблемы. Ваше мнение всегда должно на чем-то основываться, вы должны доказать, почему вы думаете так, а не иначе. То есть в этом же абзаце необходимо привести аргумент буквально на пару предложений.
Варианты аргументации:
- собственные размышления
- пример из жизни, кино, литературы и т.д
Заключение
Заключение является последней частью сочинения. Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению (примерно 50 слов). Заключительная фраза, подводящая итог размышлений по теме. Вывод — это краткое изложение сказанного, выводы сделаны, обобщения и подчеркнуты основные мысли работы.
При составлении плана необходимо учитывать не только тематику темы, но и её главную идею. Необходимо стремиться к тому, чтобы основная идея текста была отражена в формулировках пунктов плана.
Учебник по написанию и оформлению сочинения
- Как написать сочинение
- Как написать сочинение по ЕГЭ
- Как написать сочинение по русскому языку
- Как написать сочинение по истории
- Как написать сочинение по обществознанию
- Как написать сочинение рассуждение
- Как написать сочинение по картине
- Как написать комментарий к проблеме сочинения
- Критерии оценивания сочинения
Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!
План
План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.
Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.
Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.
Тeзис 1
- Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
- Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
- Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
- Лoгичeская связка с нoвым аргументом.
Тeзис 2
- Пpимep.
- Микpoвывoд.
- Лoгичeская связка.
Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.
Разбор пунктов
Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.
Вступление
Здесь Вам нужно сделать три шага:
- Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски.
- Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
- Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.
Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.
Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:
- Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
- Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду.
- Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.
Основная часть
Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.
Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:
- Аргумент = отдельный абзац;
- Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
- Один тезис = один аргумент.
Структура аргумента проста и лаконична:
- Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
- Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п.
- Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.
Заключение
Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.
Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».
Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.
Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.
Закрепляем материал
Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:
- Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
- Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
- Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
- Заключение: формулировка вывода.
Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!
Описание презентации СТРУКТУРА итогового сочинения 11 класс Общий план по слайдам
СТРУКТУРА итогового сочинения 11 класс
Общий план сочинения имеет вид: I. Вступление. II. Основная часть. Тезис. 1. Первый аргумент. 2. Второй аргумент. III. Заключение.
Классическое вступление состоит из нескольких элементов: 1. объяснение ключевых слов темы или цитаты; 2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; 3. ответ-тезис на главный вопрос темы Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.
Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема — назывное предложение. Вступление
Тема в виде вопроса Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание? » Ключевые слова темы Любовь, радость, страдание. . .
Общие рассуждения на тему Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» .
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части ) Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что. . . » , «почему можно говорить, что это высказывание справедливо» , «действительно ли. . . » и т. д.
Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)? » . Если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату
Тема — назывное предложение (ключевые слова) Например: «Преходящее и вечное» . В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос. Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?
Формулировка тезиса Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.
Тема-вопрос Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию? » Т е з и с ы Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему только радость, а значит, и сам человек становится счастливым. Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!. . »
Тема-утверждение (в том числе цитата) В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих. . . » (Ф. М. Достоевский). (Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться? » Или «Можно ли говорить о том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих? » ) Когда человек влюблён, ему хо- чется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека. Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.
Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. «Ваш выбор: книга или компьютер? » (Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать наиболее важным: книгу или компьютер? » , «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил из нашей жизни книгу? » ) Время, технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и компьютер? И то и другое является источником знаний для человека. И всё же книга, с её приятным ше- лестом страниц, с её иногда пожел- тевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что кни- га — это живая свидетельница ис- тории человечества!
Способы формулировки тезиса · Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос. Тема : «Что важнее: любить или быть любимым? » Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»
Рассказ о случае из жизни. Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто отдал за нашу мирную жизнь свою во время той страшной войны 1941— 1945 годов. Нет ни одной семьи в России, которой не коснулась бы та война. В моей семье тоже свято чтят память о тех годах, потому что мои дедушки честно сражались за свою Родину. Один дед был сапёром, а другой — лётчиком-истребителем. Они не любили говорить о войне. Они считали, что это са- мое страшное, что может про- изойти в жизни людей, потому что война несёт не созидание и процветание, а боль, смерть и страдание людям
Образ-аналогия Тема : «Должен ли человек следовать за своей мечтой? » Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»
Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы). В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.
Основная часть Аргументация Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод. Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Структура аргумента Аргумент состоит из нескольких элементов и включает: 1. Обращение к литературному произведению : называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение» , чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию : здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует» , «автор описывает» , «писатель рассуждает» , «поэт показывает» , «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. . . » и т. п.
Заключение Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Существует несколько способов закончить сочинение: · Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» . Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» , «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату
Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям» .
Цитата , подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, может, какая-нибудь подойдёт.
1. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин). 2. «Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н. К. Рерих). 3. «Природа — творец всех творцов» (И. В. Гёте). 4. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери) 5. «Любовь к родителям — основа всех добродетелей» (Ци- церон). 6. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный — невозможно. . . » (А. С. Пушкин). 7. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н. Г. Чернышевский). 8. «Жить — значит чувствовать, мыслить, страдать. . . » (В. Г. Белинский). 9. «Человек — целый мир. . . » (Ф. М. Достоевский ).
14. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачёв). 11. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский). 12. «Нет счастья в бездействии. . . » (Ф. М. Достоевский). 13. «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).
ИСТОЧНИКИ Михайлова, Екатерина Викторовна. М 69 ЕГЭ 2017. Литература. Алгоритм написания сочинения / Е. В. Михайлова. — Москва : Эксмо, 2016. — 256 с. — (ЕГЭ. Задания с развернутым ответом). http: //mainview. ru/wp-content/uploads/2010/0 6/ps-burn-text-01. jpg http: //предыдущая. страна-читалия. рф/upload/image/2_(1). png Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 г. Моздок РСО-Алания Погребняк Н. М.