УРОК 20
В. А. ЖУКОВСКИЙ.
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник). Особенности сюжета сказки. Сходство
и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки. Сказка в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности учащихся.
Выразительное чтение статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» и сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…». Составление плана статьи.
Восприятие и выразительное чтение сказки (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Устные ответы на вопросы и
составление плана сказки (в том числе цитатного). Участие в коллективном диалоге. Выделение этапов развития сюжета. Составление характеристик героев и их
нравственная оценка. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“». Пересказ народной сказки о спящей красавице.
Обсуждение иллюстраций к сказке. Рецензирование актёрского чтения.
Самостоятельная работа. Подготовка к выразительному чтению наизусть фрагмента сказки. Составление письменного высказывания на тему
«Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Практическая работа. Сопоставление сюжета и героев народной сказки и сказки Жуковского.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
I. Краткий рассказ о поэте (детство и начало творчества, Жуковский-сказочник)
Рассказ учителя о В. А. Жуковском
с показом презентации, включающей
несколько портретов поэта;
изображения мест, связанных с его именем(см. страницу Рисунки Жуковского);
небольшой фрагмент стихотворения «Сельское кладбище».
II. Чтение вслух статьи учебника «Василий Андреевич Жуковский» (см. текст статьи ниже):
Составление плана статьи.
Чтение сведений о Жуковском из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Учитель может рассказать подробнее о взаимоотношениях Жуковского и Пушкина (см. страницу Друзья Пушкина. Жуковский В.А.) и
прокомментировать слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
III. Особенности сюжета сказки.
Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки
Выявление восприятия сказки Жуковского «Спящая царевна»:
Почему сказка называется «Спящая царевна»?
Какие народные сказки о спящей царевне вы знаете?
Вспомните народную сказку «Спящая красавица» в обработке Ш. Перро. Чем на неё похожа сказка В. А. Жуковского?
IV. Выразительное чтение сказки Жуковского по частям с выделением этапов развития сюжета.
Составление плана сказки и беседа по содержанию
:
1. Чтение сказки с начала до слов «…Ни пером не описать».
Пункт плана сказки: «Пророчество рака» или «Рождение царевны»
(пятиклассники могут обосновать, какой из заголовков плана им кажется наиболее удачным, или предложить свой вариант).
Чем начало сказки Жуковского напоминает народные сказки?
2. Чтение сказки со слов «Вот царём Матвеем пир…» до слов «…До земного их конца».
Пункт плана сказки: «Происшествие на пиру у царя» или «Месть злой чародейки». Чем одарили царевну чародейки?
3. Чтение сказки со слов «Скрылась гостья…» до слов «…Вот и триста лет прошло».
Пункт плана сказки: «Заколдованный сон» или «Пророчество чародеек сбылось».
Спас ли царевну от злого пророчества запрет царя на использование веретён?
Почему эта мера предосторожности оказалась бесполезной?
Кто был объят сном в царстве Матвея?
Почему то был сон, а не смерть?
Почему, по-вашему, никто из смельчаков не смог разбудить спящую царевну до истечения срока пророчества?
Почему погибали все, кто хотел освободить царевну от сна?
4. Чтение сказки со слов «Что ж случилося?..» до слов «…Весь тот край был погружён».
Пункт плана «Пробуждение» или «Поцелуй царского сына».
Почему, когда царский сын попал в заколдованное сном место, ему уже не было страшно?
Как встречала его природа, окружающая царский дворец?
Почему царский сын не заснул, когда попал во дворец царя Матвея?
Что поразило его во дворце?
Что почувствовал царский сын, увидев спящую царевну? Почему он её поцеловал?
5. Чтение сказки со слов «Царь на лестницу идёт…» до конца.
Пункт плана «Конец злых чар» или «Свадьба».
Как понять строки: «Всё бывалое — один / Небывалый царский сын»?
Сравните описание царского дворца после пробуждения с описанием сна и сопоставьте детали этих эпизодов.
Что было и что стало с царём, царицей, свитой, стражей, мухами, собаками, конями, поваром, огнём и дымом?
V. Рецензирование выразительного чтения сказки.
VI. Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“»
(см. страницу текст статьи ниже):
Какое соревнование устроили Жуковский и Пушкин в Царском Селе?
Чем «Сказка о царе Берендее» Жуковского напоминает «Сказку о царе Салтане…» Пушкина
(отчёт о выполнении индивидуального задания)?
Чем сказка Жуковского «Спящая царевна» близка народным сказкам и чем от них отличается?
Ответы на вопросы и выполнение заданий из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
VII. Обсуждение иллюстраций к сказке «Спящая царевна».
VIII. Сказка в актёрском исполнении
Прослушивание звукозаписи чтения сказки по фонохрестоматии.
Рецензирование актёрского чтения.
Ответы на вопросы и выполнение заданий 1—2 и 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).
Домашнее задание
Выучить наизусть фрагмент сказки «Спящая царевна» и подготовиться читать его выразительно.
Составить небольшое письменное высказывание на тему «Дворец царя Матвея в заколдованном сне и после пробуждения».
Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться читать её выразительно.
Индивидуальные задания.
Выполнить устно задания 3 и 6 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (к сказке «Спящая царевна»).
Следующие уроки: Урок 21. В. А. Жуковский. «Кубок» >>>
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. – М.: Просвещение, 2016.
Василий Андреевич
ЖУКОВСКИЙ
1783-1852
Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вышла из жизни.
В. Г. Белинский
Василий Андреевич Жуковский родился в 1783 году в Тульской губернии. Его отец — тульский помещик, мать — пленная турчанка. Мать легко овладела русской грамотой,
была умна, обаятельна. После смерти отца в семье относились к нему ласково, но он чувствовал необычность своего положения. Позднее он писал: «Я привыкал отделять
себя от всех, потому что никто не принимал во мне особливого участия и потому всякое участие ко мне казалось мне милостию».
Учился Жуковский сначала в частном пансионе, затем в Тульском народном училище. Первые его стихотворения были написаны, по-видимому, в возрасте семи-восьми лет.
Позднее мальчика увезли из Тулы и поместили в Московский университетский пансион…
В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Жуковский помещает своё произведение «Сельское кладбище» (перевод из английского поэта Томаса Грея), которым начинается
длинный ряд его переводов. «До Жуковского на Руси никто и не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтоб произведения поэта
могли быть вместе и лучшею его биографиею», — писал русский критик В. Г. Белинский.
Творческие и личные отношения Пушкина и Жуковского — важная страница в истории русской литературы. В течение всей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение
и был к нему привязан. Жуковский ещё в 1815 году, прослушав пушкинские «Воспоминания в Царском Селе», воскликнул: «Вот у нас настоящий поэт!»
Имя Жуковского — одно из наиболее известных в русской поэзии. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — писал Белинский.
По И. М. Семенко
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
СКАЗКИ
«СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе (см. страницу Пушкин в Царском Селе). Там они вступили в своеобразное
«состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой
стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе… Почти каждый вечер собирались
мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…
Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский…» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку
«Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане…». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся
осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне…», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».
Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке».
Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки, которую он нашёл у братьев Гримм, и французской, обработанной Шарлем Перро.
Сюжет сказки Жуковского сходен с сюжетом «Сказки о мёртвой царевне…». Жуковский стремился придать речи народный характер. В народном духе выдержан зачин:
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
Пословицы, поговорки, народные речения и выражения — всё вводит Жуковский в сказку. Однако поэт не всегда выдерживает дух и язык народной речи. Мы часто
встречаем в сказке книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет её ланит» и пр.). Жуковский сделал
очень важный шаг вперёд в литературной обработке сказки.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
«Спящая царевна»
1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?
2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на
лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?
3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
ЛИТЕРАТУРА
И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«Спящая царевна»
Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна».
Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015.
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
В. А. Жуковский. «Спящая царевна»
1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь прослушали литературную сказку, написанную поэтом.
Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?
2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?
3. Прочитайте описание «сонного царства» так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.
4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?
5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?
6. Сравните описания «сонного царства» и проснувшегося, ожившего царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность
в первом случае и движение, оживление во втором.
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
Автор На чтение 15 мин. Просмотров 2 Опубликовано
Содержание:
В данной статье можно узнать краткое содержание и анализ произведения В. А. Жуковского «Кубок».
Рассмотрим также план, идею, основную мысль, на которых строится повествование — все это пригодится для записей в читательском дневнике.
История создания баллады Жуковского
В XII веке было широко известно сказание о ныряльщике, который ради наживы отправился на морское дно. По этой легенде Ф. Шиллер написал балладу «Водолаз».
Василий Андреевич Жуковский, основным направлением творчества которого был романтизм, перевёл её на русский язык, немного изменив основной смысл.
В новом легендарном повествовании главная черта героя не жадность, а храбрость и самоотверженность.
Главные герои и их характеристика
Царь – жестокий, самолюбивый правитель. Чтобы развеяться от скуки, он предлагает своим подданным нырнуть в глубокое море и достать золотой кубок.
Издеваясь над рыцарями и латниками, государь бросает ценную вещь со скалы. Он думает, что никто не отважится на такой поступок.
Молодой паж – прекрасный юноша, бросивший вызов царю и всем окружающим. Он отважно и безрассудно, что свойственно юности, прыгает в море и достаёт кубок.
Когда властитель снова бросает кубок в море, предлагая царевну в жёны, паж снова прыгает в воду. Он думает, что если струсит, то девушка не будет его любить.
«Кубок» — краткое содержание баллады В. А. Жуковского
Царь со своей свитой находится на обрывистом берегу моря. Ради развлечения, он бросает в море золотой кубок и обещает подарить его тому, кто решится нырнуть за ним на дно.
Насмехаясь над рыцарями и латниками, владыка три раза призывает храбрецов, но никто не хочет рисковать жизнью. Только молодой паж вызывается на такой безрассудный поступок.
Юноша прыгает с крутого обрыва, обращаясь к Богу за помощью. Окружающие сочувствуют ему. Многие уже не верят, что он вернётся.
В морской пучине молодой храбрец видит страшных чудовищ. Он находит кубок и возвращается на берег. Его поступок производит сильное впечатление на дочь царя. Правитель, видя это, опять бросает кубок в глубину и обещает пажу за золотую чашу сделать его своим зятем и любимым рыцарем.
Молодому человеку нравится царевна. Он ныряет в пучину, но на второй раз пучина уже не отпускает свою добычу.
Анализ произведения
Правитель этой страны, повинуясь какой-то своей идее, решил испытать своих подданных. Предлагая рискнуть своей жизнью ради наживы, он заранее знал, что никто на это не пойдёт.
И вдруг, молодой паж, ничем не примечательный ранее, захотел блеснуть перед всеми своим бесстрашием и отвагой. Он мог стать добычей морских чудищ или утонуть. Но ему помогло молитвенное обращение к Господу. Молодец выбрался из глубины с кубком в руках.
Царю не понравилось, что кто-то вышел победителем. Он стал обещать ещё больше – кольцо с алмазом в придачу к кубку. Тут царевна стала просить за юношу. Это ещё сильнее распалило злость властелина. Тогда уже и собственная дочь была обещана в награду, что развеяло все сомнения.
Паж прыгнул в море и уже не вернулся. Злая жестокость победила бесхитростную юность.
Главная мысль
Даже краткий пересказ дает понять, что глупо безрассудно рисковать собой из-за такого незначительного повода. Оставшись в живых, смелый, отважный молодой человек мог совершить много хороших поступков и принести пользу людям.
Выбравшись невредимым в первый раз, паж уже завоевал внимание царевны. Их ждала взаимная любовь. Судьбе не нравится, когда её испытывают.
Жанр и композиция
Данное произведение — это не сказка и не басня. Оно написано в жанре романтической баллады.
Проследим за композицией баллады:
-
Экспозиция: действие происходит на берегу моря, где находится царь со своей свитой.
-
Завязка: царь кидает в море драгоценный кубок и обещает подарить его тому, кто сможет его достать. Юный паж прыгает за ним в воду.
-
Развитие действия: претерпев страшные испытания, храбрец выходит на берег с кубком. Он рассказывает о своих приключениях, но царю этого мало. Правитель во второй раз швыряет кубок с обрыва и предлагает снова достать и продолжить рассказ. За это обещает перстень и царевну в жены.
-
Кульминация: молодец ныряет в море. Все ждут его возвращения.
-
Развязка: юноша погибает.
Направление и стихотворный размер
В произведении хорошо прослеживаются черты романтического направления. Паж — пылкий, смелый и романтический юноша.
Это заметно по тому, как он описывает его погружение в пучину и выход из нее.
На этом «развлечении» царя присутствуют дамы, действие происходит во времена царей и рыцарей. А это тоже характеризует произведение с точки зрения романтизма.
Стихотворный размер: амфибрахий с некоторыми вариациями.
Средства художественной выразительности
Автор использует:
-
Эпитеты – «море грозное», «мгла таинственная», «пучина бездонная», «рыцарь знатный», «награда победная», «пена седая», «разъярённый прилив».
-
Метафоры – «пучина бездонной мглы»; «разинулось черною щелью жерло», «стрелою стремглав полетел я туда».
-
Сравнения — «пена кипела: как будто гроза, наступая, ревела»; «волна за волною и воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем».
Романтическое произведение с глубоким смыслом — вот что такое «Кубок» В. А. Жуковского. Фантастический сюжет и главный герой, совершающий подвиг, учат тому, что добро должно побеждать зло.
Однако автор отступил от традиций. В финале главный герой погибает, но это ещё больше привлекает читателя своей необычностью.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Мамонтов Сергей
1. Главный герой баллады «Кубок» — это молодой и юный паж.
2. Благородство и рыцарство главного героя проявляется путем показа его бесстрашия, решительности и смелости. Паж просит помощи у своего Бога-покровителя и бросается в бездну. Жестокость проявляется со стороны короля, которому было мало одного прыжка пажа, и он попросил его прыгать во второй раз.
3. Я приветствую поступок пажа, что он не побоялся и прыгнул в бездну. Я приветствую то, что дочь короля просила отца не заставлять юного пажа прыгать снова, но король не вразумил ее словам, и этот поступок короля я осуждаю.
ПожаловатьсяЖуковский В., «Кубок» Жанр: балладаГлавные герои баллады «Кубок» и их характеристика
- Паж. Юный, красивый, смелый, отважный, влюбленный, безрассудный.
- Царь. Жестокий, свирепый, равнодушный к чужим жизням.
- Царевна. Молодая, красивая, жалостливая, робкая.
План пересказа баллады «Кубок»
- Пожелание царя
- Смятение рыцарей
- Молодой паж
- Смелый прыжок
- Возвращение пажа
- Награда царя
- Рассказ пажа
- Кубок на ветви коралла
- Морские чудовища
- Помощь прилива
- Новое пожелание царя
- Заступничество царевны
- Царь увеличивает награду
- Смерть пажа
Кратчайшее содержание баллады «Кубок» для читательского дневника в 6 предложений
- Царь бросил кубок в море, обещая его тому, кто сможет его достать со дна.
- Молодой паж смело бросился в воду и вернул кубок.
- Он рассказал о страшных чудовищах и течениях.
- Царь предложил добавить перстень, если паж повторит подвиг.
- Царевна попыталась заступиться и царь пообещал отдать ее в жены, если паж повторит подвиг.
- Паж смело прыгнул в море и больше не вернулся.
Главная мысль баллады «Кубок» Ради любви человек способен на любые поступки.Чему учит баллада «Кубок» Баллада учит не играть чужими жизнями и судьбами, не требовать от человека невозможного. Учит смелости и отваге. Учит осторожности. Учит благородству. Учит рисковать и побеждать. Учит различать разумный и неразумный риск. Учит жертвовать собой ради любви.Отзыв на баллада «Кубок» Мне очень понравилась эта красивая баллада. Царь в ней показал себя самодуром, жестоким и безжалостным. Он знал, что посылает пажа на смерть, но ему хотелось развлечения. Паж понравился мне больше всего, он был настоящий герой. Ради любимой он бросился в море, зная, что вряд ли вернется.Анализ баллады «Кубок» Напечатана в 1831 году. Является пересказом баллады «Водолаз» Шиллера. Литературное направление — романтизм. В балладе 27 строф, каждая является шестистишием. Стихотворный размер — амфибрахий.Средства художественной выразительности в балладе «Кубок» Эпитеты: бездонная, зияющая мгла, истощенное чрево, седая пена, разъяренный прилив, красавец отважный, безобразные груды Метафоры: волны спирались, чрево пучины, дымящимся столбом, зев бездны, водомет прилива, влажная пропасть. Сравнения: кипела как гроза, шипит как влага, Олицетворения: пучина бунтует, клокочет, глубь застонала, бездна закрыла, глубина глоталаПословицы к балладе «Кубок» Смелый там найдет, где робкий потеряет. Кто храбр и лих, бывает скромен и тих. Мужество смерти не боится. От глупого риска до беды близко. Глубок океан, но сердце человека глубже.Читать краткое содержание, краткий пересказ баллады «Кубок» Стоявший на высокой скале царь высоко поднял над головой золотой кубок и сказал, что бросит его в морскую пучину, а тот, кто сумеет его достать, получит этот кубок в награду. Рыцари и латники вокруг стояли молча, не было желающих рисковать жизнью ради кубка. В третий раз бросил клич король и вдруг из толпы придворных выходит молодой и красивый паж. Он подходит к краю обрыва и долго смотрит на бушующее море. Дождавшись минутного затишья, паж стремительно бросается вниз и пропадает в пучине. Застывшие на скале люди не могут отвести взгляда от морской бездны. Они уверены, что паж погиб. Ведь в этих местах гибли все, даже корабли. И никто не согласился бы прыгать в бездну даже ради половины царства. Бездна ярится, валы бьют о скалы и вдруг в пучине мелькнуло что-то белое. То молодой паж упрямо борется с водой. И вот паж выходит на берег, усталый, но с кубком и живой. Царь протягивает юноше кубок с вином и тот, начинает свой рассказ о подводном страхе. Паж говорит, что его подхватил стремительный водный поток, вихрь, и увлек на глубину. Но паж помолился богу и успел ухватиться за утес, на котором заметил кубок, зацепившийся за ветку коралла. А много ниже, в самой глубине паж заметил страшных чудовищ — млата, ската, однозуба. И все они грозили ему смертью. Паж содрогнулся от ужаса и омерзения, и вдруг заметил, как к нему ползет что-то стоногое. Он рванулся от утеса и был подхвачен приливом, а потом выброшен на берег. Царь протянул пажу завоеванный кубок и предложил добавить к нему перстень с алмазом, если паж рискнет повторить подвиг. Молодая царевна взмолилась пощадить пажа, ведь он и так совершил невозможное. А царь вновь бросил кубок в море и сказал, что если паж его вернет, то царевна станет его женой, раз она так за него заступается. И паж увидел, как краснеет и бледнеет царевна. В нем снова проснулась отвага и он смело ринулся в воду. Но только волны выходят на берег, а паж не вернулся и не вернется никогда.Рисунки и иллюстрации к балладе «Кубок»Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Автор: Василий Андреевич Жуковский
Год написания: 1831
Жанр: баллада
Главные герои:король, паж, королевская дочь
Краткое содержание баллады «Кубок» для читательского дневника расскажет о жестоком короле и смелом юноше, который погиб из-за прихоти своего повелителя.
Сюжет
Скучающий монарх бросил в морскую пучину золотой кубок и объявил придворным, что кубок будет принадлежать тому, кто его достанет из моря. Только молодой и красивый паж осмелился прыгнуть со скалы в бушующее море. Когда все уже потеряли надежду на возвращение молодого человека, он вынырнул из воды с кубком в руках.
Юноша подробно рассказал о перенесенных испытаниях, его с волнением слушала дочь жестокого короля. Король сказал, что подарит пажу и алмазный перстень, если он снова отправиться в морские глубины и расскажет о тайнах, которые никто не знает. Царевна стала просить за юношу, но король предложил ему в жены свою дочь за новое путешествие к морским глубинам.
Юноша бросился в море, воодушевленный влюбленными глазами девушки, и погиб.
Вывод (мое мнение)
Королю было скучно, и он придумывал развлечения, совершенно не задумываясь о последствиях. Паж в первый раз бросился в море, потому что был молодой, отважный и хотел славы и богатства, но второй раз он согласился повторить свой опасный трюк из любви к девушке. Но судьба не дала ему второго шанса.
Добавить в избранное
«Кубок» – красивая, романтическая и вместе с тем печальная история об отважном паже, который пожертвовал собственной жизнью ради выполнения воли капризного монарха-самодура.
Краткое содержание «Кубок» для читательского дневника
ФИО автора: Жуковский Василий Андреевич
Название: Кубок
Число страниц: 10. Жуковский В. А. «Баллады. Поэмы». Издательство «Искатель». 2016 год
Жанр: Баллада
Год написания: 1831 год
План
- Время и место сюжета
- Главные герои
- Сюжет
- Вывод и свое мнение
- Главная мысль
- Авторские афоризмы
- Толкование непонятных слов
- Новые слова
- Тест по балладе
Время и место сюжета
Поскольку баллада имеет сказочную форму, невозможно определить точное место и время действия. По косвенным признакам (присутствие рыцарей, латников, пажей) можно сделать вывод, что речь идет о средневековой Европе.
Главные герои
Царь – эгоистичный, безжалостный правитель, который готов жертвовать людьми ради удовлетворения собственных прихотей.
Паж – отважный, решительный юноша, верный своему правителю.
Царевна – царская дочка, добрая, милосердная.
Сюжет
Однажды скучающий монарх решил проверить преданность своих поданных. Сбросив с высокой горы в бушующее море золотой кубок, он предложил своим рыцарям продемонстрировать смелость и достать его. Однако среди многочисленной свиты не нашлось такого смельчака – море в этом месте было таким коварным и беспощадным, что с легкостью уносило на дно целые корабли, не говоря уже о человеческих жизнях.
Неожиданно перед правителем выступил юный паж. Не проронив ни слова, он сбросил с себя одежду и подошел к обрыву. Толпа в оцепенении взирала на безумца, который перед роковым прыжком принялся молиться небесному покровителю, прося о пощаде. Юноша сделал решающий шаг в бездну, и все вскрикнули от ужаса – никто не сомневался, что паж разбился об острые скалы и утонул в бушующих волнах.
К удивлению собравшихся море ненадолго затихло, затем с удвоенной силой забурлило, и из морских недр поднялся мощный поток в густой белой пене. В центре потока виднелся живой и невредимый юноша с кубком в руках. Преодолев высокие волны, он благополучно выбрался на берег. От перенесенного напряжения паж едва держался на ногах, но, все же, он нашел в себе силы подойти к правителю, опуститься на одно колено и вручить ему золотой кубок. Юноша торжественно произнес, что избавился от страха смерти только ради его величества.
Дочь монарха преподнесла юноше кубок вина. Когда он немного пришел в чувство, то рассказал обо всем, что ему довелось увидеть на морском дне, а также о том, как он спасся благодаря сильному морскому водному вихрю, который буквально вытолкнул его на поверхность.
Рассказы юноши так заинтересовали повелителя, что он приказал ему вновь прыгнуть со скалы. В этот раз в качестве награды он пообещал золотое кольцо с драгоценными камнями – так ему хотелось услышать новые истории о морских обитателях. Молодая царевна принялась умолять отца пожелать пажа и отказаться от этой жестокой затеи. Однако монарх, привыкший, чтобы все его прихоти незамедлительно исполнялись, оставался непреклонным. Он бросил в морскую пучину золотой кубок, и добавил, что в качестве награды паж получит, помимо кольца, и царскую дочку в придачу.
Юному пажу не оставалось ничего иного, как вновь броситься в бушующие волны. Море вновь затихло на мгновенье, и забурлило с новой силой. Вот только в этот раз юноше не удалось выбраться на поверхность…
Вывод и свое мнение
В произведении кубок являет собой символ совести царя, которой он совсем не дорожит. Не ценит монарх и собственных поданных, которыми готов пожертвовать ради удовлетворения собственных желаний и капризов. Исполнить царскую прихоть готов юный паж. Это смертельно опасно, но царская свита не сделала ничего, чтобы уберечь юношу от бессмысленной смерти. Судьба подарила пажу шанс на спасение, однако во второй раз этого не произошло – судьба не любит, когда с ней играют, пренебрегая здравым смыслом.
Главная мысль
Не стоит лишний раз искушать судьбу – она может быть повернуться своей темной стороной.
Авторские афоризмы
«…Того, что скрывает та бездна немая, Ничья здесь душа не расскажет живая…»
«…Пучина бунтует, пучина клокочет… Не море ль из моря извергнуться хочет?..»
«…И бездна таинственно зев свой закрыла: Его не спасет никакая уж сила…»
«…И смертный пред богом смирись: И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной…»
Толкование непонятных слов
Рыцарь – средневековый почетный дворянский титул в Европе, вооруженный конный воин.
Латник – воин в доспехах из крупных металлических пластин — латах.
Паж – мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы.
Златой – золотой.
Сокровенный – скрытый, затаенный.
Новые слова
Бездна – пространство, имеющее неведомую, очень большую глубину.
Кубок – сосуд для питья вина, пива, меда или медовухи.
Мгла – непроглядная темнота.
Пурпуровый (пурпурный) – темно-красный или ярко-красный цвет с фиолетовым отливом, багряный.
Тест по балладе
- Вопрос 1 из 10
Стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряжённым сюжетом:</h3>
- <label>басня</label>
- <label>баллада</label>
(новая вкладка)Используемые источники:
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/zhukovskiy-kubok.html
- https://vashurok.ru/questions/ballada-kubok-1-kto-glavniy-geroy-balladi-2-kak-proyavlyayutsya-blagorodstvo-ritsarstvo-i
- http://coolchtivo.blogspot.com/2019/03/blog-post8.html
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/5-klass/1928-kubok.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/kubok.html
Тест по балладе В. А. Жуковского «Кубок»
№ 1. К какому роду литературы относится
баллада В. А. Жуковского «Кубок»?
а) эпос; б) лирика; в) драма.
№ 2. Что такое баллада?
а) занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
б) стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;
в) один из основных жанров
древнерусской литературы, погодовая запись исторических событий.
№ 3. Как называлась баллада немецкого
поэта Ф. Шиллера, которую В. А. Жуковский перевел и переложил на русский лад?
а) «Водолаз», б) «Спящая
царевна», в) «Сказка о царе Берендее».
№ 4. Кто в балладе «Кубок» с высокой
скалы «в пучину бездонной, зияющей мглы» бросил кубок?
а) царь; б) рыцарь; в)
латник.
№ 5. Из какого материала был кубок,
брошенный царем с высокой скалы в пучину?
а) из золота; б) из серебра; в)
из бронзы.
№ 6. Сколько раз царь повторил свой
вопрос «Отыщется ль смелый на подвиг опасный»?
а) один раз; б) два раза; в)
три раза.
№ 7. Кого молодой паж призвал на помощь
в борьбе с пучиной?
а) царя; б) рыцарей; в) Спасителя-Бога.
№ 8. Что обхватил молодой паж, чтобы
спастись от надвигающихся на него волн?
а) пень; б) утес; в)
плывущий обломок.
№ 9. Где нашел кубок молодой паж, когда
находился в морской бездне?
а) на утесе; б) на ветви
коралла; в) у ската и однозуба.
№ 10. Сколько ног было у грозна из мглы,
которое хотело схватить молодого пажа?
а) 10; б) 50; в) 100.
№ 11. Царь хотел подарить молодому пажу
кубок и перстень. Какой камень был в этом перстне?
а) алмаз; б) сапфир; в)
малахит.
№ 12. Что сделал царь с кубком и
перстнем?
а) оставил их себе на память; б)
снова бросил в воду; в) вручил пажу.
№ 13. Кто заступился за молодого пажа,
когда царь во второй раз захотел испытать судьбу юноши?
а) рыцарь; б) латник; в)
царевна.
№ 14. Кого царевна предложила отцу
отправить за кубком и перстнем в морскую пучину?
а) рыцаря; б) латника; в)
молодого пажа.
№ 15. Что произошло с молодым пажом,
когда он во второй раз отправился в бездну за кубком и перстнем?
а) вернулся и женился на царевне; б)
победил стоногое грозно; в) не вернулся.
№ 16. С каким чувством царевна глядела в
морскую бездну, когда молодой паж отправился туда во второй раз?
а) с трепетом; б) с надеждой; в)
с радостью.
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
б | б | а | а | а | в | в | б | б | в | а | б | в | а | в | а |
Тест по балладе В. А. Жуковского «Кубок»
№ 1. К какому роду литературы относится
баллада В. А. Жуковского «Кубок»?
а) эпос; б) лирика; в) драма.
№ 2. Что такое баллада?
а) занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
б) стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;
в) один из основных жанров
древнерусской литературы, погодовая запись исторических событий.
№ 3. Как называлась баллада немецкого
поэта Ф. Шиллера, которую В. А. Жуковский перевел и переложил на русский лад?
а) «Водолаз», б) «Спящая
царевна», в) «Сказка о царе Берендее».
№ 4. Кто в балладе «Кубок» с высокой
скалы «в пучину бездонной, зияющей мглы» бросил кубок?
а) царь; б) рыцарь; в)
латник.
№ 5. Из какого материала был кубок,
брошенный царем с высокой скалы в пучину?
а) из золота; б) из серебра; в)
из бронзы.
№ 6. Сколько раз царь повторил свой
вопрос «Отыщется ль смелый на подвиг опасный»?
а) один раз; б) два раза; в)
три раза.
№ 7. Кого молодой паж призвал на помощь
в борьбе с пучиной?
а) царя; б) рыцарей; в) Спасителя-Бога.
№ 8. Что обхватил молодой паж, чтобы
спастись от надвигающихся на него волн?
а) пень; б) утес; в)
плывущий обломок.
————————————————————————————————————————————————————-
Тест по балладе В. А. Жуковского «Кубок»
№ 1. К какому роду литературы относится
баллада В. А. Жуковского «Кубок»?
а) эпос; б) лирика; в) драма.
№ 2. Что такое баллада?
а) занимательный рассказ о
необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях;
б) стихотворение, в основе которого
чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным сюжетом;
в) один из основных жанров
древнерусской литературы, погодовая запись исторических событий.
№ 3. Как называлась баллада немецкого
поэта Ф. Шиллера, которую В. А. Жуковский перевел и переложил на русский лад?
а) «Водолаз», б) «Спящая
царевна», в) «Сказка о царе Берендее».
№ 4. Кто в балладе «Кубок» с высокой
скалы «в пучину бездонной, зияющей мглы» бросил кубок?
а) царь; б) рыцарь; в)
латник.
№ 5. Из какого материала был кубок,
брошенный царем с высокой скалы в пучину?
а) из золота; б) из серебра; в)
из бронзы.
№ 6. Сколько раз царь повторил свой
вопрос «Отыщется ль смелый на подвиг опасный»?
а) один раз; б) два раза; в)
три раза.
№ 7. Кого молодой паж призвал на помощь
в борьбе с пучиной?
а) царя; б) рыцарей; в) Спасителя-Бога.
№ 8. Что обхватил молодой паж, чтобы
спастись от надвигающихся на него волн?
а) пень; б) утес; в)
плывущий обломок.
————————————————————————————————————————————————————-
№ 9. Где нашел кубок молодой паж, когда
находился в морской бездне?
а) на утесе; б) на ветви
коралла; в) у ската и однозуба.
№ 10. Сколько ног было у грозна из мглы,
которое хотело схватить молодого пажа?
а) 10; б) 50; в) 100.
№ 11. Царь хотел подарить молодому пажу
кубок и перстень. Какой камень был в этом перстне?
а) алмаз; б) сапфир; в)
малахит.
№ 12. Что сделал царь с кубком и
перстнем?
а) оставил их себе на память; б)
снова бросил в воду; в) вручил пажу.
№ 13. Кто заступился за молодого пажа,
когда царь во второй раз захотел испытать судьбу юноши?
а) рыцарь; б) латник; в)
царевна.
№ 14. Кого царевна предложила отцу
отправить за кубком и перстнем в морскую пучину?
а) рыцаря; б) латника; в)
молодого пажа.
№ 15. Что произошло с молодым пажом,
когда он во второй раз отправился в бездну за кубком и перстнем?
а) вернулся и женился на царевне; б)
победил стоногое грозно; в) не вернулся.
№ 16. С каким чувством царевна глядела в
морскую бездну, когда молодой паж отправился туда во второй раз?
а) с трепетом; б) с надеждой; в)
с радостью.
————————————————————————————————————————————————————-
№ 9. Где нашел кубок молодой паж, когда
находился в морской бездне?
а) на утесе; б) на ветви
коралла; в) у ската и однозуба.
№ 10. Сколько ног было у грозна из мглы,
которое хотело схватить молодого пажа?
а) 10; б) 50; в) 100.
№ 11. Царь хотел подарить молодому пажу
кубок и перстень. Какой камень был в этом перстне?
а) алмаз; б) сапфир; в)
малахит.
№ 12. Что сделал царь с кубком и
перстнем?
а) оставил их себе на память; б)
снова бросил в воду; в) вручил пажу.
№ 13. Кто заступился за молодого пажа,
когда царь во второй раз захотел испытать судьбу юноши?
а) рыцарь; б) латник; в)
царевна.
№ 14. Кого царевна предложила отцу
отправить за кубком и перстнем в морскую пучину?
а) рыцаря; б) латника; в)
молодого пажа.
№ 15. Что произошло с молодым пажом,
когда он во второй раз отправился в бездну за кубком и перстнем?
а) вернулся и женился на царевне; б)
победил стоногое грозно; в) не вернулся.
№ 16. С каким чувством царевна глядела в
морскую бездну, когда молодой паж отправился туда во второй раз?
а) с трепетом; б) с надеждой; в)
с радостью.
————————————————————————————————————————————————————-
ФГУП «ЦАГИ», 2 декабря 2021 года
Теоретические и расчетные методы в аэроакустике, а также вопросы снижения шума реактивной струи стали темой онлайн-лекции начальника отделения аэроакустики и экологии летательных аппаратов (ЛА) ФГУП «ЦАГИ», доктора физико-математических наук Виктора Копьева. Слушателями выступили специалисты Китайского Аэродинамического научно-исследовательского института (AVIC ARI). Мероприятие прошло в ноябре.
Целью лекции стало представление современных тенденций и перспектив в аэроакустике, а также укрепление научного сотрудничества и обмен опытом между российской и китайской наукой. Виктор Копьев рассказал о результатах работы ЦАГИ в области теоретического и численного моделирования источников шума турбулентных струй. Также он уделил внимание экспериментальным методам исследования механизмов генерации шума струями, включая метод азимутальной декомпозиции шума, созданный в ЦАГИ. В рамках онлайн-встречи отдельно обсуждались разработки института, направленные на снижение шума струй — такие, как применение гофрированных сопел и плазменных актуаторов в сочетании с эффектом экранирования.
«ЦАГИ и AVIC ARI связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество, которое нашло практическое воплощение в целом ряде проектов. Инициатива проведения онлайн-лекции принадлежала коллегам из Китая, и это еще одно доказательство, что наука не знает границ. Аэроакустика — в числе тех направлений, которые сегодня выходят на первый план при создании перспективных летательных аппаратов. Поэтому обмен опытом принципиально важен, если мы хотим достичь реального прогресса воздушного транспорта», — отметил Виктор Копьев.
Китайский Аэродинамический научно-исследовательский институт (AVIC ARI) входит в состав AVIC и Китайской Авиационной Академии (САЕ). За годы сотрудничества ЦАГИ и AVIC ARI было выполнено несколько контрактов на проведение испытаний моделей ЛА в ЦАГИ, а также на проектирование экспериментального оборудования для испытательной базы AVIC ARI. В настоящее время институты участвуют в совместном проекте IENA «Снижение шума двигателя, интегрированного в планер» в рамках научно-технологической инициативы БРИКС.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр «Институт им. Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 г. № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»» входят следующие предприятия: ФГУП «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФГУП «ГосНИИАС» (г. Москва); ФГУП «СибНИА им. С. А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).
Сообщения компаний:
АО «Авиакомпания «Сибирь»»
Холдинг «Технодинамика»
АО «ЮВТ АЭРО»
Московский аэропорт Домодедово
АО «Международный аэропорт Шереметьево»
Московский авиационный институт
АО АК «РусЛайн»
АО «Российские космические системы»
ФГУП «ЦАГИ»
ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр»
ООО «Уренгойаэроинвест»
АО «Авиакомпания Смартавиа»
ОАО АК «Уральские авиалинии»
АО «АК «НордСтар»
АО «ЮВТ АЭРО»
АО «Аэропорт Толмачево»
АО «АК «НордСтар»
АО «Авиакомпания «Аврора»»
АО «АК «НордСтар»
Московский авиационный институт
29 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Президент Беларуси Александр Лукашенко посетил Министерство обороны, где в центре стратегического управления провел совещание по вопросам военной безопасности, сообщает БЕЛТА.
Александр Лукашенко в очередной раз подчеркнул, что Беларусь никому не угрожает и не бряцает оружием, но должна быть готова ответить на возможные недружественные выпады.
«То, что сегодня идет гибридная война, мы не единожды говорили. Я еще в конце прошлого года предупреждал вас, что против нас развернута гибридная война практически по всем направлениям. Дошли до горячего противостояния, — заявил Президент. — Мы не знаем, что они нам подкинут. Мы разве могли предположить, что у нас возникнет некий миграционный кризис. Однако возник. И он подогревается постоянно».
Глава государства заявил, что у Беларуси есть все возможности реагировать на любые телодвижения с оружием на границах. «В Генштабе каждый раз должны помнить, по каким направлениям эти мерзавцы будут действовать против нас и как мы на это будем реагировать, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Вы просили поддержать вас в создании сил быстрого реагирования, которые будут задействованы минимум в течение двух-трех часов. У нас есть определенное количество подразделений (их немало), очень обученные, оснащенные, которые в течение трех часов могут быть выдвинуты в любую точку Беларуси. Все, на что мы были способны в финансовом отношении, — и даже не способны — мы для армии старались сделать».
По словам Президента, целью совещания в Министерстве обороны является обсуждение планов реагирования Вооруженных Сил на возможные недружественные и агрессивные шаги в направлении Беларуси. «Именно Вооруженных Сил. Не только армии, но и МВД, пограничных войск, Комитета госбезопасности», — отметил он.
«То есть мы видим, что происходит. Мы не разворачиваем свои воинские подразделения. Таких приказов я не отдавал. Но планы на любое их действие, планы нашего противодействия, должны быть. У нас есть все возможности для того, чтобы держать нос по ветру, как в народе говорят, и реагировать на каждое их телодвижение с оружием. И даже не с оружием, а на их замыслы — этих вооруженных сил. Вот цель нашего сегодняшнего мероприятия», — заявил Александр Лукашенко.
О замысле врагов
Глава государства обратил внимание, что ситуацию вокруг Беларуси следует рассматривать во взаимосвязи с другими событиями военно-политической обстановки в регионе. «Я хочу, чтобы присутствующие здесь усвоили одну вещь: автономно, независимо от того, что разворачивается в черноморском бассейне, от вопросов, связанных с Украиной, Польшей и странами Балтии, рассматривать ситуацию вокруг Беларуси нельзя. Мы звено в этой общей цепи», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Президент заявил, что замысел противников, а если говорить прямо, врагов Беларуси до конца еще не известен, но представить его уже можно: «Облеты вокруг Калининградской области самолетов-разведчиков участились. На сопредельных для Беларуси государствах проводятся военные мероприятия — мы уже это видим. Если, как заявляет министр обороны России, десятками самолетов они совершают облет российских границ и тренируют бомбометание (было заявлено о том, что отрабатывают ядерный удар по России), если на сопредельных территориях строятся рокадные дороги (о чем военные хорошо знают) и массово проводятся учения с переброской дополнительных войск к нашей границе (а их уже десятки тысяч), значит, это не зря, за этим что-то стоит».
О фейках в отношении России и Беларуси
«В очередной раз наши «партнеры», как их в России называют, наши соперники, как я сказал, враги пытаются «отстроить» Россию. Поэтому и придумали тезис, что Россия собирается нападать на Украину. Если собирается — положите факты на стол и подтвердите этот тезис», — подчеркнул Александр Лукашенко.
Однако приводить убедительные доводы в поддержку своих заявлений, уверен Президент, Запад не будет. Это, по его словам, видно по отношению к Беларуси, которую обвинили в создании миграционного кризиса. «Мы видим по Беларуси: «Беларусь привезла с Сомали мигрантов и перебрасывает через границу», как они заявляют. Я уже недавно говорил: тех сомалийцев всего «полтора человека» было обнаружено на территории Беларуси. Но это не слышат, да им и не надо слышать», — отметил глава государства.
«Поэтому начинаются активные телодвижения вокруг Российской Федерации под прикрытием того, что она «собирается напасть на Украину». У меня таких сведений о планируемом нападении России на Украину нет. Но если бы такие замыслы были, то белорусские военные, в том числе я, об этом бы знали. Нас бы поставили в известность. Но я еще раз говорю: факты на стол. Они прекрасно понимают: если они опять развяжут войнушку в Донбассе или где-то на границе с Россией, Беларусь в стороне не останется. И ясно, на чьей стороне будет Беларусь. Они это понимают, поэтому начали усиливать свою северную, белорусско-украинскую границу. Хотя к этому никаких фактов, причин сегодня нет. Там абсолютная тишина и даже спокойнее, чем было раньше, — заявил Александр Лукашенко. — Тем не менее они выводят туда воинский контингент и заявляют об этом откровенно. Это порядка 8 тысяч на этом этапе. Что творится на западной границе с Польшей и Прибалтикой, вы хорошо осведомлены».
Об использовании и убийствах беженцев
Глава государства заявил, что Запад использует мигрантов как способ сдерживания белорусской армии в случае конфликта с Россией. «Они, наверное, переживают, что у нас стал меньше поток мигрантов, потому, что использовали этих людей (мы это уже видим) для того, чтобы решить свои внутренние проблемы и держать нас в напряжении. Они прекрасно понимают: если только Украина попробует развязать конфликт с Россией, в стороне Беларусь не останется, поэтому белорусскую армию надо сдерживать, напрягать на западных рубежах (Латвия, Литва, Польша) и на юге — усилением украинской границы», — отметил Александр Лукашенко.
Президент уверен, что в ближайшее время его слова подтвердят действия западной стороны.
Глава государства напомнил, что еще ранее поручал министру обороны и председателю Госпогранкомитета ни в коем случае не поддаваться на провокации и не провоцировать конфликты и столкновения. В то же время министру обороны и начальнику Генерального штаба Вооруженных Сил было поручено подготовить план ответа на возможные агрессию и противоправные действия в отношении Беларуси.
«В этом миграционном кризисе мерзавцы дошли до убийства людей. Вчера ночью подкинули труп на нашу границу, сегодня ночью еще один труп нашли. Тот же почерк. В спальный мешок застегивают мертвого или, может, полумертвого человека, выбрасывают на границу. Пограничники находят — уже бездыханный. Вчера нашли троих человек, насколько я информирован, на хуторе пограничники. Когда нашли труп, увидели три мешка еще спальных. Начали поиск», — рассказал Президент.
Александр Лукашенко отметил, что об этом факте ему доложил председатель Госпогранкомитета Анатолий Лаппо. Беженцев нашли в заброшенном доме, и они уже не могли идти. «Ползли. Несколько сот метров проползли, нашли хату. Наверное, уже и местные жители помогли — печку растопить, — сказал глава государства. — Еще одна ночь, и надо было бы ампутировать ноги, если бы живых нашли. Это на литовской границе».
«Это ж представьте — «демократы». До какой мерзости надо дойти, чтобы убивать людей и выбрасывать на сопредельную территорию. Это уже акция. Зачем? Что за этим стоит? Я думаю, следователи разберутся», — заметил белорусский лидер.
О поддержке армии и готовности ответить
Александр Лукашенко заверил, что Беларусь не бряцает оружием, но в случае необходимости готова ответить. «Нам надо защитить свою страну. Я не драматизирую события, но военных предупреждаю: на любое возможное их телодвижение (тех, кто создает угрозу для безопасности Беларуси. — Прим. БЕЛТА) у нас должен быть адекватный ответ. Вот ваша задача. И предупреждаю вас: не дай бог у вас будет какой-то формализм, — подчеркнул глава государства. — Мы должны четко понимать, как мы будем действовать».
Обращаясь к премьер-министру Роману Головченко, Президент поручил: «Любую возможность, Роман Александрович, надо использовать для того, чтобы поддержать сейчас армию».
На совещании также присутствовали руководители Министерства внутренних дел, Государственного пограничного комитета, Комитета государственной безопасности и других силовых структур. Перед ними белорусский лидер поставил задачу поддерживать готовность в любой момент среагировать на угрозу безопасности страны. «Вы должны прекрасно понимать: мы — люди военные. Не дай бог что случится, мы берем оружие в руки, — отметил Президент. — В системе Министерства внутренних дел подготовленных ребят не меньше, чем в армии. Поэтому мы должны тренироваться, учиться, готовиться. Не забывайте и о территориальной обороне — это наши хорошие резервы».
По словам главы государства, в Беларуси видят, как в Украине проводятся учения под кодовым названием «Полесье», и в этой связи готовятся среагировать в случае необходимости.
Александр Лукашенко отметил, что Беларусь, хоть и не очень богатая страна, но никогда не претендовала на чужие богатства и территории и не хочет никаких войн. «Если кто-то хочет с нами разговаривать как с мирными людьми, — пожалуйста, с сегодняшнего дня. Мы готовы разговаривать. Но если кто-то к нам с мечом придет или с ружьем, у нас есть чем ответить», — подчеркнул он.
О планах США развалить Евросоюз
Глава государства констатировал, что обстановка на западной границе непростая. «Вы видите, что эти польские мерзавчики поехали уже по странам. И вчера обратили внимание, куда Моравецкий поехал (премьер-министр Польши. — Прим. БЕЛТА) — в Великобританию. Я уверен, вот посмотрите, в течение года-двух они хотят с подачи Америки разрушить Европейский союз», — сказал Президент.
«Американцам не нужны партнеры, которые могут стать вровень с ними», — подчеркнул белорусский лидер.
Глава государства отметил, что как только в ЕС ввели свою валюту — евро, это создало угрозу доллару, и начались проблемы в евроатлантическом блоке. «Мы же понимаем. Нам все равно сейчас — евро или доллар», — констатировал он.
«Поэтому я уверен, что не случайно вышла Великобритания из Евросоюза, ведь она ничего не нашла в этом. И сейчас ставка делается на Польшу. Они уже, кое-кто, начинают в открытую заявлять: закончатся дотации из Евросоюза (миллиарды долларов евро) — нам ЕС не нужен. Поэтому все делается для разрушения Европейского союза», — сказал Александр Лукашенко.-0-