- Организация класса.
- Актуализация знаний. Обозначение темы урока .
Учитель:
- Сегодня наш урок будет посвящён творчеству одного очень необычного человека. Кто этот человек, вы догадаетесь, если разгадаете загадки и найдёте в загадках нужные буквы.
Учитель: — Как звали друга Пятачка?
Дети: – Винни-Пух.
Учитель: — Запомните вторую часть имени.
Учитель: — человек слышит …
Дети: — Ухом.
Учитель: — Назовите 1 букву в слове.
Дети: – «У».
Учитель: — Отгадай загадку:
Не яблоко, а растет
На ветке без листьев,
А плодов много
Дети: – Шишка.
Учитель: — Назовите 3 букву в слове.
Дети: — «ш».
Учитель: — Еще одна загадка:
Порой за себя ему бывает неловко,
Торчит у него вместо носа морковка.
Дети: — Снеговик.
Учитель: — Назовите последнюю букву в слове.
Дети: — «К».
Учитель: — Чем шьют портные?
Дети: — Иголкой.
Учитель: — Назовите 1 букву в слове.
Дети: — «и».
Учитель: — Он в Африке живет,
И с собою рог несет
Он большой, кряжистый, толстый
Кто мне зверя назовет?
Дети: — Носорог.
Учитель: — Назовите 1 букву в слове.
Дети: — «Н».
Учитель: — Прочтите слово, которое получилось.
Дети: — Пушкин.
Учитель: — Да, сегодня мы будем читать книги замечательного поэта сказочника Александра Сергеевича Пушкина
- Выставка книг.
Учитель: — На какие группы можно разделить
книги на выставке?
Дети: — Книги- сборники и книга – одно
произведение.
- Рассказ об авторе.
Учитель:
Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.
Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.
В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. К этому периоду относятся стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «На Аракчеева».
Еще до окончания лицея, в 1817 г., начал писать поэму «Руслан и Людмила», которую закончил в марте 1820 г.
В 1828 г самовольно уехал на Кавказ. Впечатления от этой поездки переданы в его очерках «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии».
В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень». В Болдине написаны такие произведения, как «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, закончен «Евгений Онегин».
В конце 1835 г. Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».
Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.
Учитель:
- Кем же был Пушкин, кроме того, что был поэтом? (историком, сказочником).
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
- Рассматривание иллюстраций.
- Кто автор этой сказки?
- Как вы думаете, почему такое длинное название сказки?
- О ком эта сказка? Можно ли ответить на этот вопрос не читая сказку?
- Кто еще является героями сказки?
- Чтение сказки учителем.
- Беседа о прочитанном.
Учитель: — Понравилось ли вам произведение?
— Что вам понравилось?
Дети: — Как Гвидон городом управлял и в комара превращался
Учитель: — Что вам не понравилось?
Дети: — Царь Салтан поверил клевете.
— Ткачиха, повариха и Бабариха оговорили царевича.
Учитель: — Докажите, что это сказка?
Дети: — Животные разговаривают, ведут себя как люди.
Учитель: — Какая это сказка?
Дети: — Волшебная сказка.
- Составление модели (кластера)
Учитель: — Кто главный герой в сказке?
Дети: — Гвидон.
Учитель: — С чего начинается сказка?
Дети: — «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.…
Учитель: — Почему использовали
двустороннюю стрелку?
Дети: — Девицы разговаривают друг с другом
Учитель: — Как это явление называется в
литературе, в русском языке?
Дети: — Диалог.
Учитель: — Что было дальше?
Дети: — Родился Гвидон
Учитель:
- Поверил ли Салтан наговору?
Дети: — да.
Учитель: — Что потом случилось с Гвидоном?
Дети: — Их бросили в море.
Учитель: — Как Гвидон стал царем?
Дети: — спас Царевну-Лебедь.
Учитель: — С кем произошла встреча дальше?
Дети: — С купцами.
Учитель: — Куда отплыли купцы?
Дети: — К царю Салтану.
Учитель: — Что потом Гвидон делал?
Дети: — Оборачивался насекомыми и подслушивал Салтана.
Учитель: — Чем окончилась сказка?
Дети: — «Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Учитель:
— А что бы вы сказали ткачихе, поварихе и Бабарихе, если бы оказались на месте Салтана?
Дети: — Нехорошо врать, клеветать.
Учитель:
— Да. Это и есть главная мысль сказки.
- Чтение сказки хорошо читающими детьми и учителем.
- Проверка рассматривания и чтения книги.
Учитель: — Какую сказку читали? Кто автор?
Дети: — А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
- Работа с иллюстрациями.
Учитель: — Давайте перелистаем еще раз сказку
вместе. Вспомним, кто помогал
Гвидону?
Дети: — Царевна-Лебедь, богатыри, белка,
Учитель: — Благодаря своим друзьям, их
помощи Гвидон смог вернуться
в семью. Только дружба и взаимовыручка способны творить чудеса!
- Составим синквейн.
- Пушкин
- Весёлый, добрый.
- Думает, сочиняет, творит.
- Его книги любят все.
- Сказки.
- Итог, дом.задание.
- Мы познакомились со сказкой А.С. Пушкина.
- Выучить отрывок сказки.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока: анализ художественного произведения,
характеристика героев.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить работу
над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью,
выразительностью; формировать читательские умения детей при работе с текстом,
активизировать вдумчивое чтение, учить составлять картинный план, давать
характеристику героям по плану, анализировать произведения.
2. Развивающие: развивать устную речь
учащихся, образное и логическое мышление, развивать артикуляционный аппарат,
оперативную память, развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
3. Воспитательные: воспитание
нравственности через анализ поступков героев произведения, воспитание учебных
качеств, дисциплинированности, умение работать дружно в группе.
Оборудование: Репродукция картины М.А. Врубля “Царевна
Лебедь”, аудиозапись «Лебедь» К. Сен- Санса, слого-логопедические таблицы на
каждого ученика, скороговорки, карточки с опорными словами для групповой
работы, рисунки учащихся.
На доске портрет поэта.
Ход урока
Эпиграф к уроку
“Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин
1. Организация начала урока
Психологический настрой учащихся:
— Прозвенел уже звонок-
Значит, начался урок.
Сели все за парты дружно —
Нам теперь работать нужно!
2. Проверка домашнего задания
1. Составление картинного плана.
— Вы должны были дочитать сказку, разделить на части и
озаглавить их, приготовить рисунки.
– На сколько частей вы поделили прочитанное?
1 часть: Свадьба Гвидона.
2 часть: Встреча гостей.
3 часть: В гостях у Салтана.
4 часть: Счастливая встреча.
— Кратко расскажите, о чём рассказывается в каждой части?
2. Выставка рисунков.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
3. Постановка цели урока, сообщение темы
— Продолжим работу над сказкой, проанализируем сказку, будем
учиться давать характеристику героям по плану.
4. Чтение и анализ произведения
1. Речевая разминка
а) Дыхательные упражнения “Задуем свечу”, “Понюхаем цветы”
б) чтения слого-логопедические таблиц блок №2 (приложение 1)
в) скороговорка:
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, а он всем
говорил, что мол, я удалец – молодец, съел холодец, да ещё 33 пирога с
творогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один пирог с
потрохами… Болтал – болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает.
2.Упражнение “Фотограф”
Ель | жар | пава |
Белка | море | месяц |
Орешки | берег | звезда |
Изумруды | чешуя | реченька |
Скорлупка | богатыри | освещает |
— О каких чудесах из сказки вспомнили?
(Чтение отрывков произведения наизусть, выставка рисунков)
Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7
3. Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.
(Чтение по ролям, выборочное чтение)
4. Анализ прочитанной части.
— Ожидал ли князь, что царевна – это лебедь?
— Какие чувства он испытал, когда увидел её?
— Как вы думаете, почему Лебедь не сразу призналась, что она
и есть прекрасная царевна?
— Как описал её Пушкин?
— Какой вы представляете царевну? (рисунки учащихся)
5. Знакомство с репродукцией М.А. Врубеля “Царевна
— Лебедь” и музыкальным фрагментом Сен-Санса К. . “Лебедь”.
— Волшебный образ прекрасной царевны вдохновлял художников и
музыкантов.
Послушайте музыкальный фрагмент (звучит музыка).
— Что представляли, слушая музыку?
— А вот как изобразил Царевну – Лебедь М.А. Врубель,
знаменитый русский художник.
— Какие чувства вызвали у вас эти произведения искусств?
— О чём мечтал князь Гвидон?
— Кто и как был наказан в этой сказке?
— Простил ли их царь Салтан?
— Простил ли их автор?
— Как бы вы поступили, простили ли их?
— Хотели ли бы вы изменить конец сказки?
5. Физкультминутка
6. Закрепление изученного материала
1. Составление плана
— Сегодня будем учиться давать характеристику героев по
плану. Какие моменты нужно включить в план? (План записывается на доске и в
тетрадях.)
1. Имя героя.
2. Внешность, характер героя.
3. Поступки и действия героя.
4. Отношения автора к герою.
5. Ваше отношение к герою
2. Работа в группах (4-3 человека)
а) дети дают характеристику по выбору героя (Гвидону,
царевне Лебедь, Поварихе, царю Салтану), используют карточки с опорными
словами и рисунки (Рисунок 8,Рисунок 9 )
Оговаривается время работы групп, уточняются консультанты,
напоминаются в правила работы в группе.
б) анализ сказочных примет.
— Докажите, что данное произведение – сказка?
— Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке?
в) работа с пословицами и поговорками.
— Расшифруйте пословицу (карточки с пословицей раздаются
каждой группе).
Ска…а — ло.., да в н.. .. .ёк! Добр.. мо…ц… у…к.
— Чему научила вас эта сказка?
— Какие пословицы и поговорки можно было подобрать на тему
добра и зла?
7. Подведение итогов урока
— Понравилась ли вам сказка?
— Что больше всего запомнилось?
8. Домашнее задание по выбору учащихся
1. Выучить наизусть отрывок из сказки.
2. Выразительное чтение понравившегося эпизода.
3. Самостоятельно прочитать другую сказку А.С. Пушкина.
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Рисунок 9
3 класс План сказки о царе Салтане по трём частям с заголовками — где найти?
План для каждой части
10 ответов:
16
0
Для первой части составим план, а так же придумаем, например, такое название:
Появление нового города на острове
-
Царь Салтан выбирает себе невесту.
-
Коварный заговор против царя и царицы.
- Испытания закончились чудесным спасением.
- Встреча с лебедем.
- Корабельщики приплыли на остров.
Ко второй части так же составим план и заголовок:
Встречи с отцом и чудеса
- Гвидон на первой встрече с отцом в образе комара.
- Первое чудо — волшебная белка.
- Гости у князя Гвидона.
- Гвидон на второй встрече с отцом в образе мухи.
-
Второе чудо — тридцать три богатыря.
-
Гвидон на третьей встрече с отцом в образе шмеля.
И к последней третьей части сделаем тоже самое:
Воссоединение семьи и весёлый пир
- Третье чудо и женитьба Гвидона.
- Гвидон передаёт приглашение царю Салтану через корабельщиков.
- Царь Салтан отправился в гости к Гвидону.
-
Счастливая встреча.
-
Честной пир.
Ещё можете посмотреть картинный план для сказки о царе Салтане тут, а так же другой план для трёх частей здесь.
6
0
Сказка «О царе Салтане» многими очень любима, каждый из нас читал эту сказку не один раз.
Сказка читается легко и быстро, а сказочные образы надолго остаются в памяти.
В сказке очень много сказочных персонажей, она наполнена волшебством. Здесь есть и превращения Гвидона, волшебный остров, белка и не только.
Как и положено в сказке есть положительные, а так же отрицательные герои. Положительными героями является Гвидон, царь и царевна.
Отрицательными героями сказки являются завистливые сестры царевны.
План с заголовками к сказке можно найти в этом вопросе на сайте Большой Вопрос.
Так же план к сказке, ко всем её трём частям можно найти на фото приведенном ниже.
5
0
Для того, чтобы разделить сказку на 3 части, необходимо выделить три разных сюжета.
Я в «Сказке о царе Салтане» выделила следующие три части
I глава: Свадьба царя и молодой царицы.
В этой главе мы знакомимся с царицей и ее завистливыми сестрами, а также с царем Салтаном.
II глава: Князь Гвидон.
В этой главе мы видим спасение царицы и князя Гвидона, а так же знакомимся с лебедем, которого спас Гвидон.
III глава: Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.
Происходит основной сюжет, здесь Гвидон в образе мухи, комара и шмеля посещает своего отца. Но благодаря этому в итоге встречается с ним и все заканчивается хорошо.
Найти другие варианты можно найти в этом вопросе на сайте БВ.
5
0
Известная и любимая многими сказка великого русского классика, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане, рассказывает о событиях из жизни царя Салтана, его сына князя Гвидона и царевне Лебедь.
Я бы разделила эту довольно объемную сказку на три части таким образом:
1.) Первая часть: «Рождение князя Гвидона и его странствия в бочке с матерью».
2.) Вторая часть: «Чудеса на острове. Встреча царя с сыном».
3.) Третья часть: «Свадьба Гвидона и царевны Лебедь».
<hr />
А теперь план каждой из частей:
1.) Свадьба царя Салтана.
Рождение царского сына.
Обман царя.
Бочка с сыном и матерью в море.
2.) Спасение царевны.
Встречи сына с отцом:
- в образе комара.
- в образе мухи,
- в образе шмеля.
3.) Князь Гвидон приглашает отца на свою свадьбу.
Веселый пир.
4
0
Сказку Пушкина про Царя Салтана можно разделить на три части: Начало, основная часть и счастливая концовка:
- Знакомство Царицы и Царя Салтана, злодеяния завистниц.
- Описание сказочных чудес
- Царь Салтан узнаёт про коварный обман.
Подпункты и подробности можно посмотреть тут.
3
0
Сказка «О царе Салтане» очень интересная, в ней много разных героев, есть как положительные (Гвидон, его мать) так и отрицательные (повариха, ткачиха).
В сказке происходит много разных чудес: белка, которая грызет орешки непростые, скорлупки у орешков золотые, лебедь, которая превращается в прекрасную девушку, 33 богатыря.
В концовке мы узнаем, что все заканчивается хорошо, Салтан наконец-то узнает правду, Гвидон женится на своей возлюбленной, а злые персонажи наказаны.
А вот план с заголовками можно найти и посмотреть в этом вопросе.
Сказка очень увлекательная, она нравится как деткам, так и взрослым.
2
0
Разделим сказку на три части.
Первая часть. Город на острове.
- Разговор трех девиц. Их подслушивает царь.
- Царь Салтан женится на той, которая обещает родить сына и уезжает за море-океан.
- Царевич родился.
- Царицу оклеветали. Царь получает лживую весть и пишет ответ.
- Царицу с младенцем закатывают в бочку и кидают в океан.
- Спасение Лебедя.
- Прибытие на остров.
Вторая часть. Чудеса, встречи с отцом.
1.Князь Гвидон передает царю весточку.
- Белка с золотыми орешками.
- Вторая весточка.
- 33 богатыря.
- Гвидон в образе шмеля — третье путешествие.
- Превращение лебедя.
Третья часть. Путешествие Гвидона и воссоединение семьи.
- Женитьба Гвидона.
- Приглашение для царя Салтана.
- Встреча и пир.
Здесь можно посмотреть еще план к сказке.
2
0
Эту сказку в детстве мы все читали, и конечно же радовались хорошей концовке.
Первую часть можно назвать так, выбор невесты. План этой части: 1. Разговор девиц; 2. Выбор невесты; 3. Разлука Царя и царицы; 4. Рождение сына царевича; 5. Заговор, царица и царевич в Бочке.
Вторую часть можно назвать Князь Гвидон. План: 1 Спасение лебедя; 2. Княжество Гвидона; 3. Чудеса Острова; 4. Встреча Князя с отцом.
Ну и третья заключительная часть, это свадьба Гвидона. План: 1. Превращение лебедя в девицу; 2. Женитьба Гвидона; 3. Разоблачение заговорщиков; 4. Пир.
Ещё варианты плана есть тут.
2
0
Поэтическое произведение Пушкина «Сказка о царе Салтане» — красивая история, в которой участвуют сказочные герои, присутствуют чудеса, а завершением сказки становится семейное счастье главных героев.
Очень удобно разделить текст сказки на три большие части, после чего каждую из них можно разделить на пункты плана. В первой части мы знакомимся с Салтаном и прекрасной скромной девицей, которая вскоре становится царицей. Рождение наследника оборачивается для царицы и «приплода» несчастьем, и казалась бы, эти герои обречены на гибель в море.
Вторая часть повествует нам о том, как царица и подросший Гвидон избежали печальной участи. Вместо смерти они обретают чудесный остров, а знакомство с Царевной в образе Лебедя меняет жизнь царевича коренным образом.
В третьей части Салтан оказывается на таинственном острове, где и встречает любимую супругу с красавцем сыном. Сказка завершается всеобщей радостью от неожиданной встречи и женитьбой Гвидона на Царевне-Лебеди.
План по трем частям текста сказки может быть таким:
1
0
Эту сказку любят и взрослые и дети, она очень интересная, в том числе ее интересно и пересказывать самому. Для более легкого пересказа обычно составляют план. «Сказка о царе Салтане» довольно большая, поэтому ее удобнее разделить на части, в данном случае на три, озаглавить каждую, а внутри каждой из этих частей написать небольшой план. Я так и сделала.
Сначала я размещу свой план, в виде цитаты, потому что уже дала его на другом вопросе нашего сайта, а потом дам ссылку на этот вопрос, на котором вы сможете найти еще планы для трех частей этой сказки.
Как я и обещала, даю ссылку на другой вопрос.
Читайте также
Ответим на вопросы к сказкам Пушкина в рабочей тетради для 4 класса.
- На рисунках мы видим «Сказку о попе и работнике его Балде»
- Аннотация: Автор сказки Пушкин А. С. Главные герои Поп и Балда. Поп нанимает Балду работником за три щелчка. Но не хочет платить и отправляет Балду собирать оброк с чертей. Балда перехитрил чертей и собрал оброк. От щелчка поп лишается разума.
- Пример диалога: — Как ты относишься к сказкам Пушкина? — Я их очень люблю, особенно «Сказку о мертвой царевне». А для что для тебя значат сказки Пушкина? — Это просто замечательные сказки, я часто читаю их на ночь. — Я тоже люблю перечитывать сказки Пушкина и даже помню некоторые места наизусть.
- Восстановим последовательность событий:
- Дополним план пунктом «Царевна оживает», который поместим после пункта 8 «Поиски царевны»
- Краткий пересказ части «Ожидание царицы»: Царь женился на царице, но вскоре дела позвали его в дорогу. Царица с нетерпением ждала возвращение царя, не сводя глаз с дороги. Через девять месяцев она родила дочь, а через день возвращается царь. Царица была в восхищении, и не выдержав радости умерла.
- Аннотация к сказке «Белоснежка и семь гномов»: Авторы сказки — братья Гримм. Главные герои Белоснежка, мачеха, гномы. Красивую Белоснежку королева отправляет в лес и Белоснежка находит домик гномов. Королева пытается убить Белоснежку и девочка умирает укусив отравленное яблоко. Ее хоронят в хрустальном гробу, а принц влюбляется в Белоснежку. Девушка оживает и играется свадьба.
- Таблица сравнения сказок «О мертвой царевне» и «Белоснежка»:
Царевна Лебедь словами»Ты найдёшь меня повсюду…»хотела предупредить его о том,что в его жизни начнут исполняться его тайные и явные желания и всё это будет она.Так оно и получилось далее по сказке.Утром на пустынном ранее месте уже стоял град белокаменный со церквами и в этом граде его царевича провозглашают князем Гвидоном. Царевич сразу и догадался чьих это рук дело,а затем ещё много будет участия супер женщины Царевны-Лебедь в его жизни.Вот это и есть «Ты найдёшь меня повсюду…»
Разделим на части сказку Пушкина «О золотом петушке» и дадим каждой части свое название:
- Додон получает петушка и живет спокойно. Эту часть назовем «Счастливые годы»
- Петушок вновь начинает кричать и последовательно исчезают с войском два сына Додона. Эту часть мы назовем «Тревога»
- Додон находит мертвых сыновей в поле и знакомится с Шамаханской царицей. Эту часть назовем «Бес в ребро».
- Додон возвращается с царицей и убивает мудреца-звездочета. Эту часть назовем «Нарушенное слово»
- Петушок убивает Додона, все исчезают. Эту часть назовем «Расплата».
<hr />
Теперь составим более подробный план пересказа и каждой из частей и всего произведения в целом:
- Тревоги царя Додона, постоянные враги
- Подарок мудреца и данное ему царем слово
- Враги присмерели
- Петушок волнуется и первый сын царя уходит в поход
- Петушок снова волнуется и на выручку отправляется второй сын
- Петушок волнуется в третий раз и Додон идет в поход.
- Мертвые сыновьи и перебитое воинство у шатра
- Красавица царица очаровывает Додона
- Мудрец просит отдать ему Шамаханскую царицу
- Додон сердится и в запале убивает мудреца
- Петушок клюет Додона и улетает
- Шамаханская царица исчезает
Россия, Тверская область, Конаковский район, остров Буян
Россия, Ростовская область, Багаевский район, остров Буян
Россия, Магаданская область, Ольский район, остров Буян
Россия, Республика Карелия, Беломорский район, остров Буян
Россия, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, остров Буян
Есть ещё шесть островов в названии которых слово «Буян», они находятся в Ленинградской области, Выборгском районе, в Высоцком городском поселении:
- остров Березовый Буян
- остров Песчаный Буян
- остров Крайний Буян
- остров Черный Буян
- остров Еловый Буян
- остров Долгий Буян
В Сказке о царе Салтана особое место занимает белочка, которая грызет золотые орешки, схема поэтапно как слепить белку из пластилина поможет быстро и просто сделать поделку к сказке. Домик для белочки сделаем из деревянных м палочек или трубочек для коктейля. Каждую палочку нужно обмотать спиралью из пластилина в два ряда. Из спичечного коробка сделать сундук и положить внутрь орешки. рядом поставить домик из бумаги или втулки от туалетной бумаги и дерево. Красивая поделка Царевна-Лебедь на синем море из бумаги, аппликацию выполняем из белого пластилина или ткани. Царевну-Лебедь можно нарисовать, примеры поделок.
Страница 25 из 42
Ответы к стр. 102 — 103. Сказка о царе Салтане, сыне его могучем богатыре Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди
1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?
Ответ:
Эта сказка о том, как добро побеждает зло. Из злого умысла царицу с ребенком посадили в бочку и бросили в море, но они выбрались и зажили счастливо в волшебном царстве. Зло было наказано.
2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Ответ:
Князь Гвидон – доброта, терпение, мужество, умение прощать и любить близких. Он сумел постоять за себя и за свою маму.
Царь Салтан – доброта и доверчивость. Он был обманут злыми людьми и лишен семьи, но благодаря целеустремленности своего сына, вновь повстречался с ней.
Царевна-лебедь – мудрая, рассудительная, добрая честная. Она оказывала Гвидону незаменимую помощь. Именно ей он обязан большей частью своих достижений. В конце сказки героиня стала его женой.
Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.
Ткачиха, Повариха, Бабриха – отрицательные герои, им свойственна зависть, злоба, жестокость и коварство.
Побеждают положительные герои, потому что в сказках добро побеждает зло.
3. Выразительно прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают «услышать» шум волн и их плавное движение?
Ответ:
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День прошел — царица вопит…
А дитя волну торопит:
«Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли —
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!Звуки: [б],[п],[у],[и],[о].
4. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращался князь Гвидон? Найди в тексте эти эпизоды. Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны? Найди в тексте эти эпизоды.
Ответ:
В сказке есть волшебство и чудесные превращения, необычное появление богатырей, и чудное занятие белки в клетке, и существование Царевны-лебедь. Также чудом можно назвать судьбу Гвидона, когда он вместе с матерью смог выбраться из бочки. И его стремительный рост тоже в какой-то мере сказочное событие.
Князь превращается в трех насекомых: в комара, шмеля и муху.
Герой «Сказки о царе Салтане» князь Гвидон получил в дар от царевны несколько волшебный даров:
Царевна сделала Гвидона князем в благодарность за спасение от когтей злого коршуна.
Возможность повидаться с отцом. На просьбу князя увидеть отца, царевна, превращает князя в комара. Так его первое желание сбылось.
Чтобы удивить Салтана — своего отца, князь Гвидон пожелал, чтобы у него в саду жила волшебная белочка. Чтобы она пела песни, грызла золотые орехи, а ядра у них чтоб были из драгоценных камней — изумрудными. И тут помогла царевна князю.
Во второй раз царевна превращает Гвидона в насекомое, в этот раз — муху, чтобы он вновь полетел вместе с торговцами на встречу с царем.
Лебедь помогает Гвидону поставить у стен дворца на охрану волшебных воинов — небезызвестных тридцать три богатыря во главе с усатым дядькой Черномором. Каждое утро они выходили из морской пучины.
В третий раз по волшебству царевны князь обращается в шмеля и вновь путешествует с приезжими торговцами до дворца Салтана.
Последним, и самым ценным даром царевны князю является молодая девушка неописуемой красоты. Девушкой является та самая царевна-лебедь, помогавшая молодому князю. На ней князь и женится.
5. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев-богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны лебеди.
Богатыри:
Ответ:
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Город:
Ответ:
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Царевна-лебедь:
Ответ:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
6. Составь рассказ о царевне Лебеди: опиши её внешность, поступки. Как она относится к другим героям сказки? Как к ней относится автор? Найди сравнения в описании царевны. Например: «выступает, будто пава».
Ответ:
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане прекрасная царевна Лебедь описывается с положительной стороны. Мы видим, что в самом начале сказки Гвидон спасает Лебедь от злого коршуна. За это она очень благодарна своему спасителю и абсолютно бескорыстно помогает ему. По ее словам и обращениям к князю «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!» можно определить, что она очень добрая, ласковая и хорошо воспитана. Она легко замечает печаль на лице Гвидона «Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?», а значит, она очень чуткая. Прекрасная Лебедь утешает и приободряет князя в самые тяжелые моменты жизни «Это горе — все не горе». Царевна обладает чудесным даром, может творить разные чудеса и превращаться в белого лебедя. И, конечно же, царевна очень красива:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.Александр Сергеевич Пушкин в своей сказке о царе Салтане описывает Лебедь как добрую, чуткую, ласковую, воспитанную, благодарную, бескорыстную и прекрасную царевну.
Сравнения: будто пава, словно реченька.
7. Как царевна лебедь обращается к Гвидону? Выучи эти строки наизусть.
Ответ:
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» —
Говорит она ему.
«Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай».Царевна-лебедь называет его «князь ты мой прекрасный», «душа моя».
8. Назови героев сказки, из-за которых происходили все несчастья. Почему они так поступали: хотели быть первыми, завидовали главным героям?
Ответ:
Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Они завидовали главным героям и хотели сами быть всегда первыми.
9. Чем заканчивается сказка? Запиши в «Рабочую тетрадь» последние две строки. Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.
Ответ:
Сказка заканчивается победой добра над злом. Салтан отправился на чудный остров и там узнал своих родных. Отрицательных героев наказывать не стали, ведь добрые люди умеют прощать.
Последние строчки звучат так:
Я там был; мед-пиво пил —
И усы лишь обмочил.Народные сказки часто заканчиваются похожими словами.
10. Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
Правильная последовательность событий:
Ответ:
1) Царь Салтан выбирает жену
2) свадьба царя Салтана
3) отъезд царя Салтана на войну
4) подмена грамоты
5) объявления царской воли
6) морское путешествие царица и Гвидона
7) счастливое спасение
приключения Гвидона
9) избавление царевны от злого коршуна
10) златоглавый город князя Гвидона
11) первая встреча гостей
12) первое превращение князя Гвидона
13) первое чудо
14) вторая встреча гостей
15) второе превращение князя Гвидона
16) второе чудо
17) третья встреча гостей
18) третье превращение князя Гвидона
19) третье чудо
20) встреча Салтана с семьёй
21) счастливый конец
11. Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.
Ответ:
Наличие чудесных событий, перевоплощений, зачина и концовки, повторов, разделение героев на позитивных и негативных, победа добра, типичный финал.
12. Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Ответ:
Иллюстрации Билибина яркие и красочные. особенно мне понравилась иллюстрация, на которой изображены 33 богатыря и дядька Черномор. Поразило то, что на рисунке точное количество людей, как написано в сказке. Они все одинаково одеты, в их руках длинные копья, они построены в ровный ряд. Художник прорисовал все детали одежды богатырей.
13. Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Олицетворение — это наделение неодушевленных предметов качествами живого человека.
Сравнение — это пояснение одного явления через другое с целью более яркой, точной, образной его характеристики.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.Сравнения:
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царицаА как речь-то говорит,
Словно реченька журчитК морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…А сама-то величава,
Выступает, будто паваБудто реченька журчит.
И царица над ребенком,
Как орлица над орленкомЧто ты тих, как день ненастный
В чешуе, как жар горя,Все равны, как на подбор
Олицетворения:
Белка песенки поет
Лебедь молвит
Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном бегеВетер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 41-42.
УКМ «Перспектива»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
2. Какими вы представляете себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившейся по её велению?
Царевна Лебедь очень красивая. У неё во лбу горит звезда, а под косой месяц блестит.
Богатыри могучие, сильные, все равны, как на подбор. Они одеты в чешуйчатый доспех.
Город небольшой, но очень красивый. У него белые зубчатые стены, за которыми видны маковки церквей.
3. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн, их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
4. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона: «Князь ты мой прекрасный».
5. Сравните окончание сказки Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходства и различия.
У Пушкина сказка заканчивается так: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Точно также часто заканчиваются народные сказки. Вот пример концовки народной сказки: «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Сходство: упоминается пир, мёд и пиво.
Различия: Пушкин следует рифме и добавляет строчку про усы.
6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.
Добавим в рисункам ещё три подписи. В плане они указаны с номерами страниц.
План «Сказки о царе Салтане» по подписям к иллюстрациям
- Выбор невесты.
- Обман царя Салтана.
- Объявление царской воли.
- Чудесное спасение.
- Смерть коршуна (страница 17).
- Златоглавый город князя Гвидона.
- Князь Гвидон встречает гостей.
- Первое превращение князя Гвидона.
- Первое чудо.
- Князь Гвидон встречает гостей.
- Второе превращение князя Гвидона.
- Второе чудо.
- Князь Гвидон встречает гостей (страница 30).
- Третье превращение князя Гвидона.
- Царь Салтан встречает гостей.
- Третье чудо.
- Царь Салтан топает ногой (страница 39).
- Счастливый конец.
7. Найдите в тексте и перескажите эпизод про белочку; эпизод с чудом про тридцать три богатыря. Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.
Пересказ эпизода про белочку
Когда Гвидон превратился в комара и побывал у царя Салтана, он услышал, как повариха рассказывает о волшебной белочке. Грустный князь вернулся на Буян и рассказал об этом чуде царевне Лебедь.
Царевна сказала, что это чудо она знает. Гвидон вышел во двор и увидел под елью белочку, что грызла золотые орехи. Скорлупки она собирала в ровные кучки, а из ореха вынимала изумрудные ядра.
Гвидон изумился и построил для белочки хрустальный дом.
Пересказ эпизода про богатырей
Когда Гвидон превратился в муху и навестил царя Салтана, он услышал, как ткачиха рассказывает про волшебных богатырей. Грустный Гвидон вернулся на остров и рассказал всё царевне.
Царевна сказала, что знает этих витязей, ведь они её братья. Гвидон поглядел на море и увидел, как из волн выходят тридцать три богатыря в чешуе. А впереди шёл седой дядька Черномор.
Черномор сказал, что они будут сторожить город, но на суше им тяжело, и витязи вернулись в море.
Пересказ эпизода про царевну Лебедь (третье чудо)
Когда Гвидон превратился в шмеля и вновь посетил Салтана, он услышал как Бабариха рассказывает о прекрасной царевне. Печальный Гвидон вернулся на остров и рассказал про чудо царевне.
Царевна Лебедь сказала, чтобы Гвидон не расстраивался, ведь эта царевна она сама. И лебедь превратилась в величавую царевну, у которой под косой блестел месяц, а во лбу горела звезда.
Гвидон тут же на ней женился.
8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры.
Причиной несчастий царевны стала зависть. Это очень плохое качество человека. Я иногда сталкиваюсь с завистью, когда хорошо отвечаю на уроке и получаю пятёрки. Например, Ира часто при этом хитро улыбается и говорит, что я всё списала. Из-за этого мы часто с ней ссоримся.
10. Какие признаки сближают сказку Пушкина с народной?
Эту сказку сближают с народными сказками:
- Наличие зачина, присказки, концовки.
- Испытание героев.
- Волшебство, волшебные превращение и помощники.
- Троекратные повторы.
- Народные слова и выражения.
11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.
Я бы выучила самое начало сказки, про разговор трёх девиц и выбор царём невесты.
12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Составьте небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина».
Иллюстрация — это рисунок к произведению. Она отражает какой-либо эпизод произведения, его героев.
Я знаю художников-иллюстраторов Ивана Билибина, Евгения Рачева, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.
Высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина»
Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина. Они очень яркие, красочные, выразительные.
Художник уделяет большое внимание костюмам героев, деталям интерьера, местности. Это делает его иллюстрации очень точными, достоверными.
Рассматривая его работы, я словно переношусь в мир сказки, такой огромный эффект присутствия возникает.
Я считаю иллюстрации Билибина самыми удачными и самыми красивыми.