Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
• Подмена грамоты.
• Избавление царевны от злого коршуна.
• Царь Салтан выбирает жену.
• Морское путешествие царицы и Гвидона.
• Встреча Салтана с семьёй.
• Приключения Гвидона.
• Отъезд царя Салтана на войну.
• Свадьба царя Салтана.
• Объявление царской воли.
• Счастливое спасение.
• Златоглавый город князя Гвидона.
• Первая встреча гостей.
• Вторая встреча гостей.
• Третья встреча гостей.
• Первое превращение князя Гвидона.
• Второе превращение князя Гвидона.
• Третье превращение князя Гвидона.
• Первое чудо.
• Второе чудо.
• Третье чудо.
• Счастливый конец
Найди текст, который соответствует каждому пункту плана. Выборочно перескажи один эпизод. Потом перескажи только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.
Решение
Последовательность событий Сказки о царе Салтане: Сначала царь Салтан выбирает себе супругу, которая обещает родить ему сына Бабариха и прочие подменяют грамоту царя Молодую царицу и Гвидона бросают в море Прибыв на остров Гвидон спасает лебедя от коршуна Приключения Гвидона, видимо его несколько путешествий в образе насекомых Встреча Салтана с семьей и счастливый финал.
1. Царь Салтан выбирает жену.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.»
2. Свадьба царя Салтана.
«Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой.»
3. Отъезд царя Салтана на войну.
«В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся… «
4. Подмена грамоты.
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.»
5. Объявление царской воли.
«Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».»
6. Морское путешествие царицы и Гвидона.
«Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;…»
7. Счастливое спасение.
«И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.»
8. Избавление царевны от злого коршуна.
«Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…»
9. Приключения Гвидона.
10. Златоглавый город князя Гвидона.
«Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…»
11. Первая встреча гостей.
№Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их он кормит и поит…»
12. Первое превращение князя Гвидона.
«Тут он в точку уменьши´лся,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»
13. Первое чудо.
«Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»
14. Вторая встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит…»
15. Второе превращение князя Гвидона.
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес..»
16. Второе чудо.
«Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…»
17. Третья встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит, и поит…»
18. Третье превращение князя Гвидона.
«Тут он очень уменьши´лся,
Шме´лем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»
19. Третье чудо.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…»
20. Встреча Салтана с семьёй.
«К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…»
21. Счастливый конец
«Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И весёлый пир пошёл.»
Отрывок:
Князь Гвидон − так назвался царевич − несколько раз приглашал Салтана погостить на его острове, и когда царь все же приехал, он узнал свою жену, и тут открылась правда о том, как злые сестры хотели погубить ее с ребенком. Но царь Салтан на радостях их простил, отпустил домой, и остался пировать на острове с женой, сыном и невесткой.
Краткий пересказ сказки:
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос, и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его. На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем. На остров приплывают купцы, которые следуют в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно, и рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку. Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны−лебеди. Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и прощает Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 41-42.
УКМ «Перспектива»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?
Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.
Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.
Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.
2. Какими вы представляете себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившейся по её велению?
Царевна Лебедь очень красивая. У неё во лбу горит звезда, а под косой месяц блестит.
Богатыри могучие, сильные, все равны, как на подбор. Они одеты в чешуйчатый доспех.
Город небольшой, но очень красивый. У него белые зубчатые стены, за которыми видны маковки церквей.
3. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?
Шум волн, их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.
4. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?
Царевна называет Гвидона: «Князь ты мой прекрасный».
5. Сравните окончание сказки Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходства и различия.
У Пушкина сказка заканчивается так: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».
Точно также часто заканчиваются народные сказки. Вот пример концовки народной сказки: «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».
Сходство: упоминается пир, мёд и пиво.
Различия: Пушкин следует рифме и добавляет строчку про усы.
6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.
Добавим в рисункам ещё три подписи. В плане они указаны с номерами страниц.
План «Сказки о царе Салтане» по подписям к иллюстрациям
- Выбор невесты.
- Обман царя Салтана.
- Объявление царской воли.
- Чудесное спасение.
- Смерть коршуна (страница 17).
- Златоглавый город князя Гвидона.
- Князь Гвидон встречает гостей.
- Первое превращение князя Гвидона.
- Первое чудо.
- Князь Гвидон встречает гостей.
- Второе превращение князя Гвидона.
- Второе чудо.
- Князь Гвидон встречает гостей (страница 30).
- Третье превращение князя Гвидона.
- Царь Салтан встречает гостей.
- Третье чудо.
- Царь Салтан топает ногой (страница 39).
- Счастливый конец.
7. Найдите в тексте и перескажите эпизод про белочку; эпизод с чудом про тридцать три богатыря. Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.
Пересказ эпизода про белочку
Когда Гвидон превратился в комара и побывал у царя Салтана, он услышал, как повариха рассказывает о волшебной белочке. Грустный князь вернулся на Буян и рассказал об этом чуде царевне Лебедь.
Царевна сказала, что это чудо она знает. Гвидон вышел во двор и увидел под елью белочку, что грызла золотые орехи. Скорлупки она собирала в ровные кучки, а из ореха вынимала изумрудные ядра.
Гвидон изумился и построил для белочки хрустальный дом.
Пересказ эпизода про богатырей
Когда Гвидон превратился в муху и навестил царя Салтана, он услышал, как ткачиха рассказывает про волшебных богатырей. Грустный Гвидон вернулся на остров и рассказал всё царевне.
Царевна сказала, что знает этих витязей, ведь они её братья. Гвидон поглядел на море и увидел, как из волн выходят тридцать три богатыря в чешуе. А впереди шёл седой дядька Черномор.
Черномор сказал, что они будут сторожить город, но на суше им тяжело, и витязи вернулись в море.
Пересказ эпизода про царевну Лебедь (третье чудо)
Когда Гвидон превратился в шмеля и вновь посетил Салтана, он услышал как Бабариха рассказывает о прекрасной царевне. Печальный Гвидон вернулся на остров и рассказал про чудо царевне.
Царевна Лебедь сказала, чтобы Гвидон не расстраивался, ведь эта царевна она сама. И лебедь превратилась в величавую царевну, у которой под косой блестел месяц, а во лбу горела звезда.
Гвидон тут же на ней женился.
8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?
Главными героями сказки являются:
- Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
- Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
- Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
- Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.
Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.
9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры.
Причиной несчастий царевны стала зависть. Это очень плохое качество человека. Я иногда сталкиваюсь с завистью, когда хорошо отвечаю на уроке и получаю пятёрки. Например, Ира часто при этом хитро улыбается и говорит, что я всё списала. Из-за этого мы часто с ней ссоримся.
10. Какие признаки сближают сказку Пушкина с народной?
Эту сказку сближают с народными сказками:
- Наличие зачина, присказки, концовки.
- Испытание героев.
- Волшебство, волшебные превращение и помощники.
- Троекратные повторы.
- Народные слова и выражения.
11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.
Я бы выучила самое начало сказки, про разговор трёх девиц и выбор царём невесты.
12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Составьте небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина».
Иллюстрация — это рисунок к произведению. Она отражает какой-либо эпизод произведения, его героев.
Я знаю художников-иллюстраторов Ивана Билибина, Евгения Рачева, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.
Высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина»
Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина. Они очень яркие, красочные, выразительные.
Художник уделяет большое внимание костюмам героев, деталям интерьера, местности. Это делает его иллюстрации очень точными, достоверными.
Рассматривая его работы, я словно переношусь в мир сказки, такой огромный эффект присутствия возникает.
Я считаю иллюстрации Билибина самыми удачными и самыми красивыми.
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
План-конспект урока
по предмету: детская литература с практикумом
по выразительному чтению
на тему: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
выполнила:
студентка 3 курса
Устинова Е.С.
Саратов, 2020
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство со сказками А.С. Пушкина, изучение произведения «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи урока:
Образовательные: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию произведения, называть отдельные фразы и слова из текста, описывать характеристику героев и мотивы их поступков.
Воспитательные: воспитание чувства любви к творчеству А.С. Пушкина, создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, жадности, хитрости.
Развивающие: развить навыки выразительного чтения, устную речь, память мыслительные навыки, воображение, умение анализировать произведение, обогатить словарный запас.
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, в парах.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карандаши/фломастеры, конверт.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 2 класс 1 часть (стр.100-101)
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Итак, начнем наш урок.
2. Актуализация знаний
Цель: проверить усвоение материала предыдущего урока.
— На прошлом уроке вы познакомились с биографией и творчеством великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним некоторые факты из его биографии:
1) Где родился А.С. Пушкин? (Москва), в каком году? (1799)
2) Кто ему рассказывал сказки в детстве? (Няня Арина Родионовна)
3) Любимое время года поэта? (Осень)
4) Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)
5) Скажите, любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки любят читать дети и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)
5) Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)
6) Сколько их? (5)
7) Назовите сказку Пушкина, в которой он не дал имен своим главным героям. (“Сказка о рыбаке и рыбке” – старик и старуха.)
3. Вступительная беседа
Цель: подвести детей к формулированию темы урока
В мире много сказок —
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
Сегодня мы будем работать с одной из сказок Пушкина. Угадайте, как она называется?
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о … .
(Рыбаке и рыбке)
4. Словарная работа
Цель: расширить словарный запас детей, разъяснить значение устаревших слов.
Давайте посмотрим, знаете ли вы значения этих слов:
- ветхая землянка- старый дом, вырытый в земле;
- корыто – большой продолговатый сосуд для стирки белья;
- невод – большая рыболовная сеть;
- кликать – звать;
- тина – скопление водорослей в воде;
- откуп – плата;
- корысть — выгода, польза;
- бранится – ругается;
- чупрун – чуб;
- душегрейка – верхняя женская одежда;
- простофиля — глупый, несообразительный человек;
- пуще- больше.
5. Первичное восприятие текста
Цель: познакомить с сюжетом и героями произведения.
Откройте учебник на странице 30. Я буду читать текст, а ваша задача- внимательно слушать. (учитель читает 1 часть сказки). Итак, ребята, ответьте мне на вопросы:
- -Где жили старик со старухой? (в землянке)
- -Чем занимался старик? (ловил неводом рыбу)
- — Что делала старуха? (пряла пряжу)
- — Сколько лет жил старик со старухой? (33 года)
- — Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
- — Что происходило каждый раз? (не мог поймать рыбу)
- — Почему старик отпустил рыбку? (ему стало жалко рыбку)
Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)
Давайте продолжим читать и узнаем, оправдались ли ваши предположения!
(Продолжение чтения текста (части 2-7) учениками (по выбору учителя)).
6. Физкультминутка
Цель: обеспечить физическую и эмоциональную разгрузку
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
7. Вторичное восприятие текста
Цель: ознакомление с сюжетом и героями произведения.
А вот следующие части сказки мы прочитаем по ролям (Ч. 8-11). Давайте определимся, какая роль кому достанется! Выбираются дети для чтения по ролям, а все остальные следят по тексту.
8. Проверка
Цель: провести анализ прочитанного с целью проверки усвоения материала.
А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали сказку.
Расскажите, в каком порядке старуха высказывала свои желания:
- Попросила избу.
- Захотела быть владычицей морскою.
- Попросила корыто.
- Желает быть столбовой дворянкой.
- Хочет быть царицей.
— Какой старик по характеру? (Мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный, вежливый, трусливый.)
— Какой представляете рыбку?
— Почему рыбка выполняла все просьбы старика?
— Как меняется море в ходе сказки? (Море слегка разыгралось; помутилось синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.)
— Как была наказана старуха за свою жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)
— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
— Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком).
9. Итог урока
Цель: зафиксировать новое содержание урока.
- Кто автор произведения, которое мы прочитали на уроке? (А.С. Пушкин)
- Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)
- Понравилась ли вам сказка?
- Какая часть сказки показалась вам самой интересной?
- Как можно было по-другому назвать эту сказку? (Морская сказка, Золотая рыбка, Три желания)
- Чему нас научила эта сказка?
- Как могли бы развиваться события дальше? (предположения детей)
Если вам сегодня было интересно на уроке- хлопните в ладоши.
10. Творческая работа
Цель: развитие творческих способностей.
Задание 1. Восстанови цепочку:
Задание 2.
Задание. К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок) Выучи наизусть 2 пословицы.
СТАРИК СТАРУХА
Много хочешь, да мало получишь.
Не умел характер проявить, тебе и битому быть.
Ненасытному всё мало.
Кто жадный бывает, тот всё потеряет.
Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.
Много желать – добра не видать.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.
Задание 3.
Помните в начале урока я вам говорила о сюрпризе от одного из наших главных героев. Так вот какой сюрприз вам приготовила золотая рыбка
— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
— Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с изображением золотой рыбки я предлагаю вам на обратной стороне написать ваше желание.
(все желания кладутся в конверт и передаются золотой рыбке).
11. Домашнее задание
Ответить на вопросы к сказке в учебнике. По желанию к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.
А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре – «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Первый этап составления плана: выделение смысловых частей сказки
Для того чтобы составить план произведения, нужно внимательно прочитать сказку, выделить ее смысловые части — элементы композиции: вступление, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, а также сделать характеристику главных и второстепенных персонажей. В пункте, посвященном вступлению, следует кратко обозначать первые события: знакомство с сестрами и женитьбу Салтана на младшей из них.
Далее необходимо указать на завязку: отъезд царя и предательство сестер. В плане важно показать развитие действий: это суд бояр и выброс царицы с сыном в море. Продолжением должен послужить пункт о приключениях князя Гвидона на таинственном острове: встреча с лебедью, его волшебные путешествия и чудеса заколдованной царевны.
При составлении плана следует обратить внимание на кульминацию сказки: это превращение лебеди в прекрасную царевну. Здесь же нужно указать и приезд Салтана на остров и его встречу с женой. Наконец, в развязке нужно написать об общем примирении и пире.
Второй этап написания плана: составление названий для его частей
Пункты плана должны отображать основные сюжетные линии сказки. Титулы необходимо сделать не очень длинными, однако емкими, так, чтобы они передавали основное содержание выделенных смысловых частей. Уместно ввести в названия имена главных и второстепенных героев, а также отметить ключевые моменты сказки. Возможно перечисление в одном ряду нескольких событий, которые связаны между собой или происходили одно за другим.
План «Сказки о царе Салтане»
1. Вступление: свадьба царя и зависть сестер.
2. Завязка произведения: отъезд Салтана и обман Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи.
3. Развитие действия: приключения князя Гвидона на острове и чудеса царевны Лебеди.
4. Кульминация сказки: превращение Лебеди в царевну и прибытие Салтана в королевство Гвидона.
5. Развязка произведения: встреча царя с женой и торжественный пир.
Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»
Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему мечтает его осчастливить в случае брака. Царь останавливает свой выбор на младшей, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын. Завистливые сестры вместе с бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из королевства.
Однако обоим удается найти пристанище на острове, где Гвидону помогает царевна Лебедь, спасенная им от злого волшебника. По просьбе князя она совершает различные чудеса и под конец открывает ему главную тайну: она заколдованная царевна, которая готова стать его женой. Параллельно царь Салтан, который был наслышан об острове Гвидона, приезжает туда, несмотря на все ухищрения сестер, и вновь соединяется со своей женой.
Образы сестер
Для написания сочинения на данную тему сначала необходимо составить план «Сказки о царе Салтане». План должен начаться с характеристики трех сестер, описание которых является своеобразным вступлением произведения. Автор в коротких, но очень выразительных репликах сразу обозначает различия между ними, что и должно объяснить читателю выбор Салтана младшей. Последняя заинтересована в продолжении царского рода, что в глазах правителя было намного важнее, чем практичность и умение вести хозяйство.
Сказка в стихах дает весьма яркое представление о характерах сестер: старшие, ткачиха и повариха, завистливы, горды, высокомерны и хитры, в то время как младшая честна, открыта и простодушна. Тем не менее в тяжелую минуту испытаний она проявила твердость характера и мужество, которых, казалось, никак нельзя было ожидать от этой хрупкой молодой женщины, брошенной с маленьким сыном на произвол судьбы.
Описание царя
Характеристика главного героя также должна быть включена в план «Сказки о царе Салтане». План предусматривает анализ его личности, поскольку именно это позволит понять причину того, что он так легко поддался обману, долго не решался поехать на остров князя Гвидона и в конце концов все-таки простил коварных сестер и их сообщницу.
Дело в том, что царь, несмотря на кажущуюся строгость, добр и доверчив по натуре. Именно эти черты в его характере и подчеркнул Пушкин. «Сказка о царе Салтане» не зря названа именем этого правителя. Образ главного героя, пожалуй, самый симпатичный: добродушный, легковерный царь умиляет читателей.
Образ князя Гвидона
Описание царевича Гвидона также необходимо включить в план «Сказки о царе Салтане». План показывает его рост, воспитание и взросление на таинственном острове, а также борьбу за возвращение отца и свое счастье. Князь Гвидон умен, решителен, смел и активен. Он не растерялся в трудную минуту и, забыв о собственных стесненных обстоятельствах, спас царевну Лебедь. Царевич искренно любит свою мать и заботится, прежде всего, о ней. Кроме того, молодой человек постоянно думает о том, чтобы встретиться с отцом, для чего и пускается в опасные приключения.
Князь Гвидон чрезвычайно любопытен: он интересуется всем чудесным и таинственным. Заслышав о какой-нибудь диковинной вещи, он сразу хочет это увидеть и получить в собственное владение. Юноша очень предприимчив: недаром он готов пуститься в далекое путешествие для того, чтобы увидеть отца или получить желаемое. В образе царевича Пушкин в очередной раз воплотил излюбленный тип витязя-рыцаря, которого можно видеть в поэме «Руслан и Людмила», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
Чудеса царевны-лебеди
Сочинение на тему «Пушкин. “Сказка о царе Салтане”» большое внимание уделяет описанию невесты князя Гвидона, с которой связана романтическая линия в произведении поэта. Царевна лебедь появляется при весьма драматичных обстоятельствах: как раз во время появления на острове князя Гвидона с матерью ее чуть не убил злой коршун, и только благодаря защите молодого царевича она остается в живых.
В благодарность за спасение она делает Гвидона правителем острова и выполняет его желания, не только показывая ему чудеса, но и отдав в его владение волшебную белочку и морских витязей. Для составления этого пункта плана необходимо выделить следующие ключевые моменты: полеты Гвидона в царство Салтана, где он узнает о чудесах, и выполнение его желаний о том, чтобы они появились на его острове.
Образ юной красавицы довольно трогателен и вместе с тем таинственен: каждый раз с ее появлением на острове происходит нечто чудесное. Для составления плана сказки следует выделить кульминацию произведения: превращение лебеди в прекрасную царевну.
Когда речь зашла о возможности брака царевича с ней, она проявила некоторое замешательство, но, в конце концов, побежденная заверениями в верности Гвидона открылась ему. Этот момент завершает главную любовную линию, которую так трогательно изображает «Сказка о царе Салтане». Лебедь становится женой князя Гвидона, что предшествует счастливой встрече его матери с мужем. Приезд Салтана на остров сына — следующий важный пункт плана, поскольку показывает кульминацию сказки и вместе с тем служит преддверием счастливой развязки: прощения и пира.
Второстепенные персонажи
Сказка в стихах интересна и героями второго плана, которые появляются в ряде сцен эпизодов, однако запоминаются своими яркими характеристиками и образами. Здесь в первую очередь следует упомянуть сватью бабу Бабариху, сообщницу злых сестер, без конца плетущую интриги. Несмотря на то что она не прописана Пушкиным так выразительно, как ткачиха с поварихой, тем не менее баба Бабариха органично вписалась в сюжет.
К другим второстепенным персонажам можно отнести знаменитых купцов, которые объезжали весь свет: они послужили своеобразным связующим звеном между Салтаном и князем Гвидоном. Именно от них царь узнает о таинственном острове в океане, рассказы о чудесах которого в конце концов побуждают его предпринять давно задуманное путешествие, окончившееся счастливой встречей с женой и сыном.
Кроме того, нельзя забывать о волшебной белочке, морских витязях, охраняющих владения Гвидона, их предводителе, дядьке Черноморе. Эти герои не двигают сюжет, однако создают весьма колоритный, сказочный фон повествования. Характеристика «Сказки о царе Салтане» завершается описанием природы, дворцов, костюмов, которые создают у читателя праздничное настроение.
Сказочные мотивы в произведении
Для того чтобы разделить на части «Сказку о царе Салтане», необходимо выделить в ней культурно-исторические пласты. Пушкин прекрасно знал древнерусский фольклор, народные песни, предания, сказания, элементы которых довольно часто вводил в свои сочинения. В рассматриваемом произведении он широко использовал образы русских народных сказок: витязей, заколдованной царевны, волшебной белочки, морского правителя и т.д. Он оживил явления природы: например, морская волна по просьбе царицы-матери выбрасывает на берег бочку, в которой она томилась с сыном.
Большую роль в сказке играют превращения: так, князь Гвидон становился то комаром, то шмелем для того, чтобы перелететь океан и увидеть отца. Царевна-лебедь оборачивается красивой девушкой, а хищный коршун оказывается злым волшебником. В сказке происходят и всякие другие чудеса: так, царевич Гвидон вырос за одну ночь, а на пустынном острове, где он очутился с матерью, неожиданно возникает чудесное королевство. Все эти элементы создают сказочную атмосферу повествования, которая делает произведение столь увлекательным.
Исторический фон сказки
Для лучшего понимания содержания произведения нужно показать наличие в нем реалий конкретной эпохи, что и должен отражать план «Сказки о царе Салтане». План демонстрирует черты времени Средневековой Руси, которая и послужила фоном для сказочного сюжета.
В первую очередь это касается общественно-политического устройства. В сказке показано государство царя Салтана, описание которого очень напоминает быт и правление московских царей XV–XVI веков. То же самое можно сказать и о социальной стратификации общества: среди героев читатель видит представителей различных сословий Средневековой Руси: бояр, советников царя, которые составляли его ближайшую Думу, дворцовых служителей, в образах которых легко угадываются стряпчие, стольники, чашники, которые обслуживали московских царей в рассматриваемую эпоху.
Вместе с тем имеются некоторые заимствования из истории Древней Руси: например, морские витязи – это явная отсылка к древнерусским сказаниям. Купцы, которые путешествовали из одного конца света в другой, – собирательный образ российских гостей, которые с самых ранних времен вели торговлю со странами в разных частях света. Вышеперечисленные реалии из прошлого Руси придают сказке дополнительный колорит: привязка сюжета к исторической почве делают характеры героев и окружающую их бытовую обстановку более достоверными.
Сравнение произведения с другими сказками Пушкина
В своем творчестве поэт очень часто обращался к темам древнерусских народных сказаний. Для того чтобы разделить на части сказку о царе Салтане, необходимо прежде всего сравнить данное сочинение с остальными сказками автора.
По сложности развития сюжета «Сказку о царе Салтане» можно сопоставить разве что со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В остальном же она, пожалуй, отличается от других сказок Пушкина детально проработанной композицией, колоритными персонажами и динамичностью действия. Все это, разумеется, нисколько не умаляет литературного значения других сказок Пушкина, однако именно рассматриваемое произведение является наиболее популярным среди остальных авторских сочинений этого жанра.
Для составления плана «Сказки о царе Салтане» неообходимо разбить произведение на смысловые части. В соответствии с сюжетом повествования следует выделить основные композиционные элементы: вступление (сватовство царя к младшей сестре, их свадьба, рождение сына), завязку (обман сестер, приключения Гвидона и царицы в море и на острове, чудеса царевны лебеди), кульминацию (превращение лебеди в девицу, приезд Салтана на остров Гвидона), развязку (встречу царя с женой и общее празднество). В подпунктах можно обозначить дополнительные детали сюжета и характеристику персонажей.
Значение «Сказки о царе Салтане» в русской культуре
Произведение Пушкина оказало большое влияние на искусство нашей страны в конце XIX–начале XX веков. В 1900 году известный композитор Н. Римский-Корсаков написал замечательную одноименную оперу, которая прочно вошла в репертуар ведущих театров и по сей день пользуется популярностью не только среди взрослых, но и детей.
Сюжет сказки вдохновил художника И.Я. Билибина на создание прекрасных иллюстраций к этому произведению в 1905 году. М. Врубель в 1900 году создал эскизы декораций к постановке оперы; наиболее известной стала картина «Царевна-лебедь». В 1966 году известный советских режиссер снял фильм по этому произведению Пушкина, а в 1984 году на экраны вышел мультфильм. Итак, «Сказка о царе Салтане» оказала значительное влияние на русскую культуру, не говоря уже о ее литературных достоинствах, благодаря которым она остается любимым чтением для детей.
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «Б»
УМК: «Перспектива»
Тип урока: урок закрепление изученного
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…. Особенности сюжета. Структура сказочного текста».
Цель урока: продолжать знакомство с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Задачи:
Образовательная: совершенствовать знания о прочитанном, формировать новые знания о сказке, учить выразительно читать произведение.
Развивающая: развивать психические процессы: память, внимание, речь, развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью;
Воспитывающая: воспитание эстетического отношения к искусству слова, любви к предмету.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Ткаченко Анна Анатольевна
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «Б»
УМК: «Перспектива»
Тип урока: урок закрепление изученного
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…. Особенности сюжета. Структура сказочного текста».
Цель урока: продолжать знакомство с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Задачи:
Образовательная: совершенствовать знания о прочитанном, формировать новые знания о сказке, учить выразительно читать произведение.
Развивающая: развивать психические процессы: память, внимание, речь, развивать самостоятельность, умение выразить мысль, высказать согласие (несогласие) с чужой мыслью;
Воспитывающая: воспитание эстетического отношения к искусству слова, любви к предмету.
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
УУД:
Личностные
-
Положительное отношение к познавательной деятельности;
-
Формирование осознанного отношения к учению;
Регулятивные
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Познавательные
-
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
-
Учиться выполнять поставленные действия;
-
Используют приобретенные знания;
Коммуникативные
-
Участвовать в диалоге;
-
Слушать и понимать других.
Ход
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации ( самоопределения) к учебной деятельности | Здравствуйте, ребята, подравнялись, присаживайтесь. (выразительная речь учителя) Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать Присаживайтесь. Проверим вашу готовность к уроку, у вас на столе должен лежать учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал. Прежде, чем приступить к работе, давайте напомним себе, как правильно сидеть за столом. (изображение на слайде) (в течение урока, наблюдает за посадкой учеников) | Приветствуют учителя Слушают учителя проверяют свою готовность к уроку. | Личностные (2) |
Этап актуализации и фиксирования индивидуальных затруднений в проблемном действии | Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде: «Проворонила ворона воронят» Давайте вспомним, как мы работаем со скороговоркой? Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее, еще быстрей. (спрашиваю скороговорку по одному) В начале нашего урока вспомним жанры произведений. По описанию жанра определите его название:
Молодцы, вы правильно определили названия жанров. Теперь вспомним, что вам известно о сказках. Какие бывают виды сказок? Чем отличаются волшебные сказки от других? Кто обязательно присутствует в волшебной сказке? Кто главный герой волшебной сказки? (Активизирую всех учащихся) Молодцы, ребята. | Слушают учителя. Первый раз читаем скороговорку медленно, потом быстрее. Это жанр – басня. Это жанр – былина. Это жанр – рассказ. Это жанр – стихотворение. Это жанр – сказка. Сказки бывают трех видов: сказки о животных, волшебные, бытовые. В волшебных сказках действие часто разворачивается в вымышленном, таинственном месте. Люди, звери, наделенные человеческими чертами характера. Добрые молодцы, царевны – волшебницы, Кощей Бессмертный, злые колдуньи, Змей – Горыныч. | Познавательные (2,3) Коммуникативные (1,2) |
Этап выявления места и причины затруднения | (На слайде будут представлены 2 изображения. 1 – портрет А.С. Пушкина, 2 – иллюстрация фрагмента сказки). Обратите внимание на слайд и скажите, о чем мы будем разговаривать? Правильно. | Мы будем разговаривать о сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». | |
Построение проекта выхода из сложившейся ситуации | Назовите цель урока. | Ц: продолжать знакомство со сказкой, учится читать ее выразительно. | |
Реализация построенного проекта | К какому виду сказки она относится? Какие признаки волшебной сказки вы видите в «Сказка о царе Салтане..».? Назовите положительных героев сказки. Назовите отрицательных героев сказки. Можно ли «Сказку о царе Салтане» назвать народной? Значит, какая это сказка? Хорошо. Теперь немного отдохнем. Физминутка Вот большая пирамидка (потянуться вверх) И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза) Начинают все играть (изобразить любое движение). Присели тихо за парты. | К виду волшебной сказки. Наличие сказочного сюжета, в сказке есть положительные и отрицательные герои. есть сказочные персонажи, обладающие сверхъестественной силой, некоторые из них могут превращаться в животных и насекомых. В сказке есть троекратное повторение: три раза князь Гвидон превращался в разных летающих насекомых и летал за море к царю Салтану. И, конечно же, добро побеждает зло. Царь Салтан, Гвидон, Царевна – Лебедь, Царица. Ткачиха, повариха, Сватья баба Бабариха. Нет. Это авторская сказка. | |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Продолжаем читать сказку. Откройте учебник на стр. 39. Посмотрите на текст сказки, в какой форме она написана? Совершенно верно. В этом и заключается особенность Пушкинских сказок. Начинаем с под окном Гвидон сидит… (останавливаю В город он повел царя. Ничего не говоря.) (Читают по цепочке) О чем в этом отрывке говорится? Как вы понимаете слово «флот»? Обратитесь к карточке – толкователю. Флот — крупное объединение кораблей и членов их экипажа как правило под единым командованием. Что значит громогласно возгласил? Продолжаем читать дальше… (Все теперь идут в палаты – Царь слезами залился. Обнимает он царицу. ) О чем в этом отрывке говорится? Какие чудеса они встречают? Теперь подтвердите строками из сказки. Опишите внешность царевны. Найдите в сказке. Что значит выступает будто пава? Чему удивился царь? Что значит «ретивое»? Давайте обратимся к карточке – помощнику. Ретивое – взыграло, заговорило (о возникновении сильного чувства). Хорошо. Читаем дальше (И сынка и молодицу – Я там был. Мед, пиво пил) Признались ли ткачиха, повариха и баба Бабариха в своем поступке? Подтвердите строками из сказки. Что сделал с ними царь? Чем заканчивается сказка? Прочитайте. | Сказка написана в форме стихотворения. Гвидон увидел, что к острову приплыл отец. Затем он ведет царя в город. Флот – объединение множества кораблей. Громогласно т.е. открыто, так, что всем стало известно. Читают сказку. Гвидон ведет гостей к палатам. По пути они встречают разные чудеса. Читают отрывки. 33 богатыря, белку с золотыми орехами. И стоят в глазах царя С ними дядька Черномор Там под елкою высокой Гости дале — торопливо Ходит плавно, величественно. Он удивился тому, что увидел свою жену. Сыграло чувство. Читают сказку. Да. Тут во всем они признались, Я там был; мед, пиво пил — | |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | Сейчас мы устроим конкурс на «Лучшее чтение фрагмента», соревноваться будете с соседом по парте. Я даю вам время. Вы сначала читаете шепотом, затем поворачиваетесь к соседу и по очереди читаете друг другу, готовитесь к выразительному чтению. И обратите внимание на правильность интонаций. Кто хочет прочитать? Как вы думаете, кто из вас лучше прочитал? Кто думает, что прочитал лучше соседа? Прочитай. Оценивание прочитанного фрагмента. | Готовятся к выразительному чтению стихотворения. Соревнуются между собой в прочтении четверостишья. | Познавательные (2,3) Коммуникативные (1,2) Регулятивные Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
Включение в систему знания и повторения | Расскажите, пожалуйста, какое впечатление произвела на вас сказка? Какие герои вам понравились? Объясните почему. | Учащиеся делятся впечатлениями. | Коммуникативные (1,2) |
Рефлексия | Теперь я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке. Те, кто все понял и у кого не возникало трудностей на уроке. Поднимите вверх зеленый кружок. Кому было ничего не понятно, возникали постоянно трудности при выполнении заданий, поднимите вверх красный кружок. Домашнее задание …(С) Наш урок подошел к концу всем спасибо, до свидания. | Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке. Записывают д.з. | Личностные (1;2) Регулятивные Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. |
-75%
Сохранить у себя:
Технологическая карта » Сказка о царе Салтане» (25.9 KB)