План по сказке бежин луг

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возрастапо теме: о тургеневе детямоо: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитиепрограммное

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста

по теме: « О Тургеневе детям…»

ОО: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие

Программное содержание:

  • Продолжить знакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством И.С. Тургенева;
  •  Развивать мышление, воображение, тренировать память;
  • Способствовать развитию творческих способностей;
  • Воспитывать чувства патриотизма и любовь к Орловскому краю;
  • Способствовать пополнению и расширению словарного запаса;

Материалы и оборудование:

Портрет писателя, мультимедийное оборудование, фотографии мест имения писателя, ½ альбомного листа, цветные карандаши, произведение писателя и обложка к книге, звуки колоколов, природы и животных, классическая музыка

Ход занятия:

I часть  Воспитатель заходит вместе с детьми, предлагает посмотреть на портрет писателя:

— Дети как вы думаете, кто изображен на этом портрете? (варианты детей)

— А кем был И.С. Тургенев? (писателем)

— А что писал Иван Сергеевич? (рассказы, сказки). Правильно дети, а так-же он занимался переводами разных произведений зарубежных писателей. Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 г. в дворянской семье в городе Орле.  А так как он родился на орловской земле, то для нас с вами он кто? (земляк) Так вот, когда маленькому Тургеневу исполнилось 3 года, его семья переехала жить в Спасское – Лутовиново. Здесь и прошло детство великого писателя. А сейчас я предлагаю вам пройтись по местам где вырос этот замечательный писатель.

Мольберт №1-изображение Спасской церкви. (звук — колокольный звон)

Посмотрите здесь на входе расположена церковь, как вы думаете для чего она тут нужна? Правильно, на праздники тут идет служба для жителей деревни.

Мольберт №2- изображение усадьбы.(звуки природы-пение птиц)

Пройдемся дальше, что мы видим? Правильно, тут мы с вами видим двухэтажный красивый дом, который  окружен тенистым парком, садами, лужайками, покрытыми цветами и сочной зеленой травой. Любимым местом маленького Тургенева была библиотека, где он проводил целые дни и много читал. Мальчик был очень любознательным. Игрушки его не интересовали, он любил гулять в парке, где у него были любимые места.

Мольберт №3 –изображение конюшни.(звук ржание лошадей)

Дальше мы что мы видим? (конюшни). Чем занимался писатель на конюшнях? Иван Сергеевич очень любил русскую природу и животных, у него была конюшня, где он ухаживал за лошадьми, она существует и по сей день. Вы можете проехаться по всему имению  

Мольберт №4 –изображение пруда (звуки природы и пение птиц и журчание воды)

Что мы видим на этой фотографии? (пруд) А чем занимался тут писатель?(ответы детей). Правильно, он любил порыбачить и насладиться пением птиц и красотой природы.

Презентация Бежин луг

А теперь давайте пройдемся  по окрестностям имения. Тут можно увидеть деревню Тургенево, где находится памятник писателю, деревню основал еще дедушка писателя, а вот и знаменитый Бежин луг, откуда берут свое начало рассказы писателя. С ружьем и собакой прошагал молодой Тургенев по окрестностям родной земли, нередко ночуя то в крестьянских избах, то в тесных сторожках лесников, то в укрытых травою и листопадом шалашах, на сеновалах, в сараях или просто на тёплой земле у потухающего костра. Что послужило началом для творческого пути писателя. Много человеческих судеб и трагедий увидел молодой Тургенев. И все это откладывалось в его памяти и сердце, а через многие годы вновь ожило в его произведениях. Недаром он и сам говорит: «Моя биография в моих произведениях»

Давайте ненадолго остановимся и полюбуемся здешней природой

II часть. Физ.минутка «На лугу»

 На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут.

III часть. Ну вот мы и прогулялись с вами по красивым тургеневским местам, а сейчас я предлагаю вам пройти в кабинет писателя, где он писал свои произведения. Что вы видите в кабинете? (ответы детей) А как вы думаете какие книги кажутся самыми интересными? (с картинками) Такие картинки называют иллюстрации, повторите дети… . Я предлагаю вам иллюстрировать одну его интересную сказку «Капля жизни». У меня есть обложка и сама сказка, нам необходимы иллюстрации. Но сначала мы вспомним, о чем эта сказка? (краткий пересказ детей). Что мы можем изобразить на наших иллюстрациях? (ответы детей). Воспитатель помогает детям придумать сюжеты, если они затрудняются. Правильно, а теперь приступим к выполнению работы. (звучит негромкая и приятная музыка)

IV часть. Воспитатель хвалит детей и предлагает собрать книгу. Затем воспитатель проводит Д/И «По Тургеневским местам…», дети поочереди кидают мяч и перечисляют места где они побывали на занятии.

Затем спрашивает у детей что нового и интересного они узнали на занятии?( ответы детей). Воспитатель предлагает детям вместе с родителями посетить природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское — Лутовиново».

На чтение 6 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» входит в цикл «Записки охотника». В нём рассказывается, как крестьянские мальчики из соседних деревень стерегли летней ночью табун лошадей и рассказывали друг другу разные былички-поверья. За ночь мальчики рассказали 13 историй. Для них разговоры у костра в ночном были одним из уроков, которые они получали в своей жизни. В ночном было 5 мальчиков, очень разных и интересных. Образы мальчиков помогают понять, как крестьянские дети представляли себе окружающий мир.

Характеристика Феди

Этот красивый, стройный подросток лет 14 был самым старшим из ребят. У него кудрявые белокурые волосы, светлые глаза и постоянная полурассеянная, полувесёлая улыбка.

Федя из богатой крестьянской семьи, он выехал в ночное просто для забавы. Одет этот мальчик в хорошую одежду, сапоги с низкими голенищами были точно его, а не отцовские.

Федя говорил с младшими ребятами иногда с покровительственным видом, а с маленьким Ваней разговаривал ласково. Сам Федяистории не рассказывал, но слушал с интересом, иногда что-то спрашивая и уточняя. Говорил он мало, как будто боясь уронить своё достоинство. Федя, как сын богатого крестьянина, был у ребят «запевалой», начинал разговор, когда мальчики умолкали, и направлял его.

Характеристика Павлуши

Павлуша — мальчик, которому на вид было не больше 12 лет. Он большеголовый, с всклокоченными чёрными волосами, сероглазый, скуластый, большеротый. Лицо у него бледное и рябое. Взгляд у Павла прямой, умный, а в его голосе звучала сила. Одет он был бедно: в простую рубаху и заплатанные штаны.

Павлуша не пересказывал истории, которые слышал от других. Он рассказывал только о том, что сам видел или слышал. Павлуша рассказывал неторопливо, обстоятельно, интересно и даже весело. Этот мальчик любознателен, хочет разобраться в непонятных явлениях. Например, когда Костя спросил у него, кто стонал в яме с водой (бучиле), Павел ответил, что может это жалуется душа утопленного ворами лесника или это лягушки маленькие жалобно кричат.

Многое, что пугает ребят (например, голоса куличков, цапли), Павла не пугает. Он знает, что это такое и объясняет товарищам.

Павлуша — решительный и смелый мальчик. Он не побоялся помчаться за встревоженными собаками на луг. Павел думал, что собаки почуяли волка, но это оказалась ложная тревога.

Характеристика Ильюши

Этому мальчику, как и Павлуше, лет 11–12. Лицо у него вытянутое, горбоносое, подслеповатое, со сдвинутыми бровями и сжатыми губами. На его светловолосой голове была войлочная шапочка, которую он то и дело надвигал на уши. Одет он был опрятно, обут в новые лапти.

Ильюша работает на небольшой бумажной фабрике. Он очень интересуется поверьями, боится нечистой силы. Ильюша пересказывает ребятам множество страшных историй, которые слышал от других людей. Он рассказал только одну историю, которая произошла с ним самим (он с товарищами по работе слышал на фабрике, как там ходил домовой).

К своим и чужим рассказам о нечистой силе Ильюша относится с верой и страхом. Он убеждён в том, что всё так и было.

Когда рассказывают другие ребята, Ильюша постоянно хочет уточнить и исправить их рассказы, желает показать, как много он знает.

Характеристика Кости

Это мальчик лет 10, бедно одетый, худощавый, маленький, с небольшим веснушчатым лицом, тонкими губами и огромными чёрными блестящими глазами. Взгляд его был задумчив и печален. Голос у Кости тонкий.

Костя тоже рассказывал истории (о русалке, об утонувшем Васе). Он трусоват: спрашивает, видели ли здесь волков, вздрагивает от крика цапли.

Характеристика Вани

Этому мальчику лет 7. Он всё время смирно лежал под рогожей, изредка выглядывая из неё. Волосы у него русые и кудрявые, а глаза большие и тихие. Говорит Ваня, слегка картавя.

У этого маленького мальчика поэтичная душа. Когда ребята замолчали, раздался детский голос Вани: «Гляньте-ка, гляньте, ребятки, гляньте на божьи звёздочки — что пчёлки роятся!

Заключение

В рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» мальчики из крестьянских семей говорят о том, что им всего интереснее, и читатель знакомится с их мыслями и чувствами. Характеристики образов мальчиков из рассказа «Бежин луг» помогают понять мир интересов и знаний деревенских детей середины 19 века.

Читайте также: «Бежин луг» — краткое содержание рассказа И. С. ТургеневаВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Бэлы — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образ и характеристика Базарова — героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»Сравнительная характеристика Онегина и Ленского — героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»Образ и характеристика Веры — героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Бежин луг» – рассказ И. С. Тургенева о ночном разговоре мальчиков, в котором упоминаются мистические истории. Характеристика мальчиков «Бежин луг» дает читателю возможность понять их характер – все они простые деревенские мальчишки, которые верят в потусторонний мир.

Значение описания героев

Характеристика 5 героев «Бежин луг» важна потому, что мы можем сравнить героев и понять, какой характер присущ каждому из них. Для восприятия и понимания произведения это очень важно, ведь Тургенев описал каждого мальчика точно, наделил их характером.

Внутри рассказа Тургенев знакомит нас с героями не сразу. Сначала долго время рассказчик блуждает по полям. Это наделяет произведением особой таинственностью. Затем рассказчик видит каких-то людей, которых принимает за гуртовщиков. Он не сразу догадывается, что это обычные мальчишки. Но когда он знакомится с ними, он понимает, что они – простые парни, как и все. Абсолютно реальные и беззлобные.

Характеристика каждого мальчика

Персонажи «Бежина луга» описаны довольно подробно. 5 мальчишек, сидящих у костра, каждый со своей историей и взглядами на мир, находят общий язык на тему потустороннего мира. Им страшно, но при этом никто не выдает этого страха.

Самый старший – Федор. По нему видно, что выехал в поле он скорее ради забавы, чем по нужде. Он хорошо одет. Павлуша, в отличие от Федора, не может щеголять одеждой. Он выглядит немного несуразно внешне, но вызывает симпатию. По нему видно внутреннюю силу. Илюша – его ровесник. Его лицо выражало тупую, болезненную заботливость. Костя – мальчик лет 10 – имел печальный и задумчивый взгляд. Его выразительные большие глаза как-будто хотели что-то сказать, для чего слов не находилось. Ваня – самый маленький из ребят. Его рассказчик даже заметил не сразу.

Сравнительная таблица

Сопоставить характеры героев поможет таблица

Федор

Павлуша

Илюша

Костя

Ваня

Возраст

14

12

12

10

7

Положение

Из богатой семьи

Беден

В новой одежде, значит не слишком беден

Одет бедно

Характер

Провокатор. Постоянно задает вопросы, чтобы проверить рассказчика

Смелый и волевой. Не испугался вести о предстоящей смерти.

Рассказчик. Любит рассказывать страшные истории, слегка пугать собеседников.

Искренне удивляется рассказам

Незаметный, тихий

Данная статья поможет составить план и написать сочинение на тему «Характеристика мальчиков «Бежин луг».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком году был впервые опубликован рассказ Тургенева «Бежин луг»?</h3>

    • <label>1850;</label>
    • <label>1851;</label>
    • <label>1852;</label>
    • <label>1854;</label>

(новая вкладка)Используемые источники:

  • https://blmb.ru/xarakteristika-malchikov-iz-rasskaza-bezhin-lug/
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/bezhin-lug/harakteristika-malchikov-tablica.html

  • План по сказке ашик кериб для 4 класса
  • План по самообразованию роль сказки в развитии речи детей 3 4 лет
  • План по самообразованию воспитателя детского сада средняя группа по сказкам
  • План по самообразованию воспитателя в средней группе на тему русские народные сказки
  • План по самообразованию в 1 младшей группе по сказкам