Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Виктор Васнецов – русский художник-сказочник. Он прославился на весь мир как автор картин на темы русских былин, народных сказок, преданий глубокой старины. Картина «Богатыри» стала одним из самых известных и любимых народом произведений. Художник трудился над ней два десятка лет. Он долго изучал народный героического эпос. Собирал всё, что относится к его самым любимым трём богатырям. Васнецов мечтал создать полотно, где богатыри выехали в дозор и смотрят, нет ли где врага.
И вот на картине мастера словно ожили герои-богатыри Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Они выехали в поле и внимательно всматриваются в даль, не обижает ли кто русских людей. Богатыри преданы своей родине, готовы защищать её от всех врагов. В них видна богатырская силушка. Они не пожалеют её для Руси, даже саму жизнь отдадут.
Илья Муромец изображен в центре полотна. Он сидит на богатырском вороном коне и напряженно вглядывается в просторы русской земли. В его образе чувствуется уверенность, несокрушимая сила и великая мощь. Словно пушинку держит он в руке на весу тяжеленную палицу. Илья выглядит самым старшим среди воинов. Борода его белеет сединой, из-под шлема видна серебристая прядь волос. Он – глава богатырской заставы.
Добрыня Никитич – мудрый и смелый потомок княжеского рода. Он изображен благородным, строгим, красивым. Его оружие, одежда и сбруя коня богато украшены. Меч Добрыня наполовину вынул из ножен. Его щит тоже наготове. Устрашающе блестит серебром кольчуга. Шлем надвинут до самой переносицы. В образе этого защитника земли русской видна готовность дать отпор любым незваным гостям.
Алеша Попович – самый молодой богатырь. Он находчивый, смелый, чуть озорной и хитроватый. Чувствуется, что у него мягкий и весёлый характер. Вооружен богатырь тугим луком, держит стрелу наготове. Другой рукой Алёша придерживает гусли. Это говорит о том, что в момент отдыха воин не прочь повеселить народ. Душа его светлая и чистая.
Богатырей окружает тревожный осенний пейзаж. Низко плывут хмурые тучи. Трава начала желтеть. Прохладный ветер развевает гривы и хвосты коней. За спинами воинов стеной стоит очень тёмный лес. Природа говорит, что не всё на русской земле спокойно. Враг может напасть в любой момент. Но могучие богатыри надежно охраняют родные дали. Вражья сила не страшна, если есть такие защитники. О том. Что всё будет хорошо. Говорит светлая полоса над горизонтом.
Виктор Васнецов верил, что никаким врагам не одолеть русской земли. В картине он воплотил эту идею. У Руси есть великие богатыри и они стоят в дозоре. В образах Ильи, Добрыни и Алеши художник сумел показать лучшие черты русского характера. Он знал, что у нашего народа героическое прошлое и великое будущее.
Картина мне понравилась своей патриотичностью, верой в русский народ. У этого полотна очень сильная энергетика.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.
Рейтинг пользователей
Государственное Образовательное Учреждение
Детский сад №535
Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе
Тема : «Былины русские»
Подготовила и провела:
Самохина Марина Михайловна
Ноябрь 2019
Конспект занятия «Былины русские»
Программное содержание: познакомить детей с понятием «былины» с тем, что они произошли от слова «быль, » «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Героями былин всегда являются русские богатыри. Былины сочиняли, как стихи, их рассказывали нараспев и играли при этом на гуслях.
Связная речь. Продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами.
Словарь: Познакомить с новыми словами и понятиями: быль, былины, богатыри, заставы богатырские. Занятие проводится в «Русской избе. «
Ход занятия.
Ребята, посмотрите, какая у меня в руках книга, кто на ней нарисован? (ответы детей).
Да, на обложке нарисованы богатыри, сидящие на конях. И книга эта называется красиво и загадочно «былины». Сейчас мы с вами будем листать страницы этой книги и рассматривать картинки, а вы мне будете рассказывать, что вы видите на картинках.
(Рассмотреть 3-4 иллюстрации). Почти на всех картинках нарисованы богатыри русские. Былины похожи на сказки. Но называются они былины потому, что слово «былины» произошло от слова: » быль», «было». В них неизвестные древние авторы рассказывали о событиях, которые действительно были: о сражениях с врагами, о победах русских воинов. Но некоторые события авторы придумывали сами. Героями русских былин всегда были русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко. . . . (рассматривание иллюстраций с изображением этих богатырей).
Широка и необъятна земля русская. И лесами и реками богата. Часто приходилось воевать. То с юга, то с востока жди нападения. И строили князья русские» заставы
богатырские. «Всегда мечтал народ русский о русских богатырях. которые защитят родную землю. И слагал народ песни и былины о русских богатырях. Передавались былины друг другу из уст в уста, и для лучшего запоминания в стихах. Их пели гусляры , играя на гуслях на пирах. праздниках.
Во время раскопок, были найдены заставы богатырские, © которых часто говорится в былинах. Это очень мощные земляные укрепления с частоколом наверху. (Иллюстрации). На таких заставах, находились дружины, которые несли дозор и препятствовали неожиданному нападению врагов. Былины сохранили не только сведения о походах русских дружин, но и о торговле, ремесле горожан, об их путешествиях. Так до нас дошло имя новгородского купца Садко.
Послушайте отрывок из былины «Садко».
-Садко-купец. богатый гость,
Зазвал к себе на почестей пир
Мужиков новгородских,
Настоятелей новгородских
Фому Назарьева и Луку Зиновьева.
Все на пиру наедалися,
Все на пиру напивалися,
Похвальбами все похвалялися.
Иной хвастает бессчётной золотой казной,
Другой хвастает силою -удачей молодецкою,
А который хвастает славным отечеством.
Говорят настоятели новгородские:
-Все мы тут на пиру наедалися,
Все на почестном напивалися,
Похвальбами все похвалялися,
Что же у нас Садко ни чем не похвастает?
Что у нас Садко ни чем не похваляется?
Говорит Садко -купец , богатый гость:
-А, чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне , Садку, похвалятися?
У меня ль золота казна не тощится,
Цветно платьеце не носится,
Дружина хоробра не изменяется.
А похвастать-не похвастать бессчётной
золотой казной:
На свою бессчётну золоту казну
Повыкуплю товары новгородские,
Худые товары и добрые…!
На свою бессчётну золоту казну
Построил Садко тридцать кораблей,
Тридцать кораблей, тридцать черленых,
На те корабли, на черленые
Свалил товары новгородские,
Поехал садко по Волхову,
Со Волхова на Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по сине морю.
Воротил он в Золотую орду,
Продавал товары новгородские,
Получал барыши великие,
Насыпал бочко-сороковки красна золота,
Чиста серебра,
Поезжал назад во Новгород,
Поезжал он по синю морю.
Вы послушали отрывок из былины о купце Садко. Что вы можете сказать о Садко? Чем он занимался? Обобщить ответы детей. Можно ли назвать былины сказкой в стихах? Вот ,видите ,ребята,
что в былинах есть и реальность и вымосел.
Когда люди научились грамоте,
они записали былины и они дошли до нас,
давая представление о богатой истории наших предков.
Последующая работа.
1. Чтение былин «Илья Муромец и Святогор» (отрывки).
2. Знакомство с богатырскими сказками. Богатырские сказки
сочиняли о героях былин.
3. Чтение богатырских сказок «Сказка про Илью Муромца»,
» На заставе Богатырской».
4. Слушание кассеты «Былины» (в обработке для детей 6-7 лет).
5. Просмотр диафильмов «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Авдотья- Рязаночка».