План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

Инфоурок литературное чтение презентациипрезентация и конспект по литературному чтению а.п.чехов мальчики описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд 2

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация и конспект по литературному чтению «А.П.Чехов «Мальчики»

План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 2 слайд

    Снег летает и сверкаетВ золотом сиянье дня,Словно пухом устилаетВсе дороги

    Описание слайда:

    Снег летает и сверкает
    В золотом сиянье дня,
    Словно пухом устилает
    Все дороги и дома.
    Сыплет, сыплет снег-снежок,
    Продолжаем наш урок.

  • 3 слайд

    Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесника

    Описание слайда:

    Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. И написал этот рассказ А.П. Чехов.

  • 4 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 5 слайд

    Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) – великий русский писатель, драматург. Род

    Описание слайда:

    Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца.

  • 6 слайд

    Таганрог. Дом, где родился А. П. Чехов. Фотография

    Описание слайда:

    Таганрог. Дом, где родился
    А. П. Чехов. Фотография

  • 7 слайд

    Антон Павлович был здоровым, головастым, подвижным мальчиком, неистощимым на

    Описание слайда:

    Антон Павлович был здоровым, головастым, подвижным мальчиком, неистощимым на юмор, на затеи. Среди братьев он был тогда самым талантливым на выдумки: он устраивал лекции и сцены, кому-нибудь подражал или кого-нибудь представлял… Трудно было представить себе более подвижного, веселого мальчика, чем был Антон Павлович в годы своего отрочества. В домашних спектаклях Антоша-гимназист был главным воротилой. Будучи еще детьми, братья Чеховы разыграли даже «Ревизора», устраивали спектакли и на малороссийском языке…

  • 8 слайд

    Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (д

    Описание слайда:

    Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е. Чехов (отец писателя), Е. Я. Чехова (мать писателя), Л. П. Чехова (тетка писателя) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя). Фотография. 1874 г.

  • 9 слайд

    Обучение в биографии Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой шк

    Описание слайда:

    Обучение в биографии Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой школе, гимназии. Затем он поступил в университет Москвы на медицинский факультет. На протяжении всего учения в жизни Чехова приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал юморески.

  • 10 слайд

    Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»).

    Описание слайда:

    Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. После окончания института занимается врачебной практикой.

  • 11 слайд

    Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие н

    Описание слайда:

    Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин. Там писатель изучал жизнь ссыльных. После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям.

  • 12 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 13 слайд

    Затем из-за болезни в своей биографии Чехов переезжает в Ялту, где у него в г

    Описание слайда:

    Затем из-за болезни в своей биографии Чехов переезжает в Ялту, где у него в гостях бывают Л.Толстой, Куприн, Бунин, Левитан, Горький. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.

  • 14 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 15 слайд

    - Прочитайте название рассказа. - Как вы думаете о ком этот рассказ?

    Описание слайда:

    — Прочитайте название рассказа.
    — Как вы думаете о ком этот рассказ?

  • 16 слайд

    слушать

  • 17 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 18 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 19 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 20 слайд

    Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком. Башлык

    Описание слайда:

    Розвальни – низкие и широкие сани с
    расходящимся по бокам облучком.

    Башлык- суконный тёплый головной убор –
    остроугольный колпак с длинными концами,
    надеваемый поверх шапки.

    Сюртук — род длинного двубортного пиджака,
    обычно в талию.

  • 21 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 22 слайд

    Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий с

    Описание слайда:

    Бизон – крупное полорогое парнокопытное
    животное с мягкой шерстью, дикий
    североамериканский бык.

    Пампасы –южноамериканские степи.

  • 23 слайд

    Мустанг - одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.

    Описание слайда:

    Мустанг — одичавшая домашняя лошадь
    североамериканских прерий.

  • 24 слайд

    Индейцы- общее название коренных племён и народностей древнего происхождения

    Описание слайда:

    Индейцы- общее название коренных племён
    и народностей древнего происхождения,
    населявших до появления европейцев Южную
    и Северную Америку.

  • 25 слайд

    Москит- мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.

    Описание слайда:

    Москит- мелкое двукрылое насекомое южных
    стран, причиняющее болезненные укусы.

  • 26 слайд

    Чечевица- растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон вып

    Описание слайда:

    Чечевица- растение семейства бобовых,
    а также его круглые, с двух сторон выпуклые
    зёрна.

  • 27 слайд

    Плантация- большое хозяйство, в котором возделываются культуры. Флигель- пос

    Описание слайда:

    Плантация- большое хозяйство, в котором
    возделываются культуры.

    Флигель- постройка с боку главного здания
    или дом во дворе большого здания.

    Приказчик — 1) наёмный служащий в торговом
    заведении, продавец
    2) управляющий имением помещика.

    Урядник – 1) в царской армии: казачий
    унтер-офицер;
    2)и в царской России :нижний чин уездной
    полиции.

  • 28 слайд

    - Итак, куда же хотели сбежать мальчики? - Что взволновало вас при чтении рас

    Описание слайда:

    — Итак, куда же хотели сбежать мальчики?
    — Что взволновало вас при чтении рассказа?
    — К какому жанру относится это произведение?
    — Понравился ли вам этот рассказ?
    — Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?
    — Давайте еще раз перечитаем этот рассказ.

  • 29 слайд

    Какие герои являются  главными действующими лицами? Как сестры относились к

    Описание слайда:

    Какие герои являются  главными действующими лицами?
    Как сестры относились к Володе?
    Как автор относится к мальчикам?
    -Выскажите свое мнение примерами из текста.
    — В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи
    отличаются, чем они похожи?
    — Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?
    —  Правильно ли они поступили?
    Как вы оцениваете поступок мальчиков?
    — Правильно ли поступили родители в этой ситуации?

  • 30 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 31 слайд

    01. Первый приезд Володи. 02. Действие в столовой. 03. Действие в детской. 04

    Описание слайда:

    01. Первый приезд Володи.
    02. Действие в столовой.
    03. Действие в детской.
    04. Диалог Чечевицына с Катей.
    05. Девочки подслушивают разговор.
    06. Прощание  с родными.
    07. Диалог Чечевицына с Володей.
    08. Поиск мальчиков.
    09. Второй приезд Володи.
    10. Отъезд Чечевицына

  • 32 слайд

    1. Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады). 2. Действие в столов

    Описание слайда:

    1. Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады).
    2. Действие в столовой (Сравнение мальчиков).
    3. Действие в детской (Обсуждение побега).
    4. Диалог Чечевицына с Катей.
    5. Девочки подслушивают разговор.
    6. Прощание с родными (Володя не трусит, он в первую очередь думает о маме, которую очень любит).
    7. Диалог Чечевицына с Володей (Напористая сила Чечевицына, нерешительность Володи).
    8. Поиски мальчиков (Напряженность действия).
    9. Второй приезд Володи (Суета, но нет веселья. Раскаяние Володи).
    10. Отъезд Чечевицына (Чечевицын не раскаивается в поступке).

  • 33 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 34 слайд

    План характеристики героев произведения: 1. Какие герои сравниваются, почему

    Описание слайда:

    План характеристики героев произведения:

    1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 
    2. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения).
    3. Речь героя
    4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях,
    действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер героя?
    5. Что общего между героями.
    6. Что отличает двух героев. 
    7. Ваше отношение к данным персонажам.
    8. Отношение автора к героям. 
    9. Подумай  и  скажи,  на какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

  • 35 слайд

    Характеристика Чечевицына Как появился Чечевицын в доме Королёвых?- Зачитайт

    Описание слайда:

    Характеристика Чечевицына
    Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
    — Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына.
    — Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына?
    — Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:
    Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын?
    — Как он себя называет?
    — А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет?
    — С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой
    Маши?
    — Каким казался Чечевицын Кате и Соне?
    — Почему он казался Кате и Соне героем?

  • 36 слайд

    Характеристика Володи Королёва - Прочитайте, как вёл себя Володя накануне поб

    Описание слайда:

    Характеристика Володи Королёва
    — Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега?
    — Как вы думаете, Володя трусил?
    — Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:
    -Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
    — Выберете какими чертами характера обладал Володя?
    — А сейчас давайте поговорим об их поступке.
    -Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне?
    — Зачитайте план побега.

  • 37 слайд

    Характеристика поступка - Что они приготовили для побега? Зачитайте. - Как в

    Описание слайда:

    Характеристика поступка
    — Что они приготовили для побега? Зачитайте.
    — Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
    — Как представлял Чечевицын жизнь в Америке?
    — Могли ли сбыться их мечты?
    — Чем закончился побег мальчиков?
    -Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
    — Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?
    — Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

  • 38 слайд

                пухл            добрый     худ угрюмый некрас

    Описание слайда:

               
    пухл            добрый     худ угрюмый
    некрасив малообщительный странный   бел              смугл
    весёлый    трусливый легкомысленный            
    разговорчивый   странный  нерешительный  
              неустрашимый целеустремлённый
    Всё время о чём-то думает.
    Занят своими мыслями.
    Думает о родителях. Не думает о родителях.
    Работа в парах. Составьте портрет героев.

  • 39 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 40 слайд

    Герои решились на побег, потому что: 1) Были смелыми и решительными 2) Были

    Описание слайда:

    Герои решились на побег, потому что:

    1) Были смелыми и решительными
    2) Были глупыми и самонадеянными
    3) Мало знали и плохо представляли трудности пути
    4) Не любили своих близких
    5) Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
    6) Любили путешествовать и узнавать новое.

  • 41 слайд

     -О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

    Описание слайда:

    -О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

  • 42 слайд

    -Какое качество необходимо, чтобы стать целеустремленным?

    Описание слайда:

    -Какое качество необходимо, чтобы стать
    целеустремленным?

  • 43 слайд

    Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.

    Описание слайда:

    Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.

  • 44 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 45 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 46 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 47 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 48 слайд

    Отгадай героев произведения и слова.

    Описание слайда:

    Отгадай героев произведения и слова.

  • 49 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 50 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 51 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 52 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 53 слайд

    По горизонтали4. Куда Володя с другом собрались бежать?6. Как звали

    Описание слайда:

    По горизонтали
    4. Куда Володя с другом собрались бежать?
    6. Как звали пса?
    8. Сколько лет старшей сестре Володи?
    По вертикали
    1. Сколько было сестёр у Володи? 
    2. Как звали самую младшую сестру Володи? 
    3. Кто был другом Володи? 
    5. Где ночевали Володя с другом, когда сбежали? 
    7. Фамилия Володи. 

  • 54 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 55 слайд

    План по рассказу чехова мальчики 4 класс составить план к рассказу

  • 56 слайд

    С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке? Чем увлекались маль

    Описание слайда:

    С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
    Чем увлекались мальчики того времени?
    Какие подвиги хотели совершать?
    Можно ли сказать, что характеры у мальчиков одинаковые? Почему? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
    В чем главная мысль рассказа?
    Чему учит этот рассказ?

  • 57 слайд

     Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.

    Описание слайда:

     Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.
    Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.
    Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.

  • 58 слайд

    Мне удалось на уроке… Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себ

    Описание слайда:

    Мне удалось на уроке…
    Мне понравилось…
    Я порадовался за…
    Я могу похвалить себя за …
    -С каким настроением заканчиваем урок?   

  • 59 слайд

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/04/urok-po-tvorchestvu-a

    Описание слайда:

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/04/urok-po-tvorchestvu-apchekhova-malchiki-kharakteristika
    Интересный конспект:
    Викторина: http://skazvikt.ucoz.ru/publ/180-1-0-1529
    Кроссворд: http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/russkaya-literatura/chehov-ap-malchiki.html

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Мальчики

Похожие материалы

  • Статья «Чудесные уголки природы»(4кл)

  • Презентация Сказки К.И.Чуковского (2 класс)

  • Презентация к уроку обучения грамоты для 1 класса «Согласная буква д, Д и звуки.

  • Драгунский Виктор Юзефович. Презентация. Литературное чтение. 3 класс

  • Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Л.Н.Толстой «Детство» (4 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему: О братьях наших меньших

  • Презентация по литературному чтению на тему: Осень наступила

  • Презентация по литературному чтению на тему: Перелеты птиц

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435595 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

На чтение 6 мин. Просмотров 367 Опубликовано

Составить план рассказа «Мальчики» Чехова можно использовав предоставленные варианты — краткий, детальный, сюжетный.

Чехов «Мальчики» план рассказа

  1. Приезд Володи с другом на каникулы.
  2. Радостный прием.
  3. Мальчики — заговорщики.
  4. Сестры подслушивают о чем говорят ребята.
  5. Обсуждение плана побега в Америку.
  6. Сомнения Володи.
  7. Побег друзей.
  8. Беглецов возвращают.
  9. Прощание товарищей.

«Мальчики» план рассказа Чехова

1)Приезд Володи с другом

2)Чаепитие

3)Любопытные сестры

4)Сестры подслушали разговор мальчиков

5)Побег мальчиков в Америку

6)Задержка в городе, в Гостином дворе

7)Приезд мамы Чечевицына

8)Монтигомо-Ястребиный Коготь

Детальный план рассказа Чехова

  1. Веселая встреча с Володей.
  2. Совместное чаепитие.
  3. Активная подготовка к Новому году.
  4. Мальчики ведут себя подозрительно.
  5. Беседа Чечевицына с Катей.
  6. Катя и Соня узнают о желании ребят сбежать.
  7. Чечевицын подговаривает Володю, который начал сомневаться.
  8. Прощание с близкими и родными перед побегом.
  9. Долгожданный побег мальчишек.
  10. Поиски ребят.
  11. Возвращение путешественников.

«Мальчики» план

  • Приезд Володи домой, радость всей семьи.
  • Чечевицын – угрюмый и молчаливый товарищ Володи.
  • Странное поведение Володи.
  • Мальчики рассматривают карту в атласе.
  • Мечта об Америке и богатстве.
  • Натянутый разговор Чечевицына с девочками, сказки об Америке.
  • Подслушанный разговор.
  • Сомнения Володи по поводу путешествия.
  • Уговоры Чечевицына.
  • Пропажа мальчиков.
  • Возвращение блудных детей.
  • Приезд матери Чечевицына.

«Мальчики» краткий план

  1. Канун сочельника, радостная встреча мальчиков в семье Королевых.
  2. Володя Королев и Чичевицын разрабатывают план побега в Америку.
  3. Исчезновение мальчиков обнаружено.
  4. Возращение беглецов.

План для пересказа

  1. Приехавший на каникулы Володя становится причиной настоящего переполоха в доме: везде слышен шум, гам, радостные возгласы.
  2. Володя представляет родственникам своего товарища: все три Володины сестры рассматривают его с неподдельным интересом.
  3. Почему Володя и Чечевицын (так звали приятеля) рассматривали карту мира и почему постоянно перешептывались?
  4. Утром сестры подслушали разговор: мальчики собирались в Америку, но Володя колебался: ему было жалко маму, дом, своих родных.
  5. Чечевицын настоял и мальчики покинули имение.
  6. Хватились мальчиков только к обеду: в доме поднялась настоящая суматоха.
  7. Урядник привозит в повозке задержанных в городе горе-путешественников.
  8. На следующий день за Чечевицыным приезжает его мама.

Чехов «Мальчики» план

1.Бурная встреча Володи.

2.Странное поведение мальчиков.

3.Подготовка к Новому году.

4.Побег

5. Заговор

6.Маленький гость.

7.Возвращение детей.

Чехов А.П. рассказ «Мальчики» Жанр: юмористический рассказГлавные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество.
  2. Его радостно встречает вся семья.
  3. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу.
  4. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его
  5. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города
  6. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

Главная мысль рассказа «Мальчики» Мечтая о приключениях и путешествиях, не забывай о своих родных.Чему учит рассказ «Мальчики» Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.Отзыв на рассказ «Мальчики» Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.Пословицы к рассказу «Мальчики» Тяжело в учении, легко в бою. Учеба и труд к победам ведут. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. Дорогу осилит идущий. Хорошо жить в почете, да ответ велик.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Мальчики» Приезд Володи домой был встречен всеобщим ликованием. Служанка Наталья первая заметила мальчика, к нему бросились мать и тетка, отец прибежал с ножницами, сестры радостно визжали, а огромный пес Милорд важно гавкнул. Володя представил семье своего товарища, ученика 4 класса Чечевицына, который приехал погостить. Вскоре Володя и Чечевицын уже пили чай. Три младшие сестры Володи — Катя, Соня и Маша наблюдали за гостем и пришли к выводу, что он очень умный. Они также заметили, что Володя в этот приезд был не таким разговорчивым как всегда. После чая девочки и отец отправились наряжать елку, но мальчики раскрыли географический атлас и стали что-то внимательно изучать. Слышны были отрывистые фразы про Калифорнию, Америку, про охоту и грабеж. Чечевицын невпопад сказал Кате, что земля дрожит, когда по ней бежит стадо мустангов, а потом заявил, что он на самом деле Монтигомо, Ястребиный коготь. А маленькая Маша очень к месту заявила, что вчера у них готовили чечевицу. Вечером девочки подкрались к дверям спальни и услышали, что мальчики собрались бежать в Америку, добывать золото. Они услышали, что мальчикам придется жить разбоем, пройти несколько тысяч верст пешком, сражаться с дикарями и обрабатывать плантации. Девочки решили ничего не говорить маме, потому что надеялись, что мальчики привезут им из Америки слоновой кости и золота. Накануне сочельника Володя ходил весь день бледный и ничего не ел. Он даже принимался молиться, а к вечеру расплакался и долго прощался с отцом и матерью. Рано утром девочки опять подслушивали и поняли, что Володя не хочет бежать, что ему жалко маму, но что Чечевицын называет его трусом и требует отдать пистоны. Наконец Володя разрыдался и решил бежать. Девочкам в этот момент маленький веснушчатый Чечевицын представлялся героем. За обедом родители обнаружили, что мальчиков нет и поднялась суматоха. Их искали везде. Но мальчиков на следующее утро привез урядник и пояснил, что беглецов задержали в городе на гостином дворе. Девочки опять радовались приезду мальчиков, Милорд снова гавкал, но папа и мама были серьезны и печальны. Отец стыдил Володю, а мама плакала. На следующий день за Чечевицыным приехала его мать и увезла мальчика. Он успел только подписать на память Катину тетрадь: «Монтигомо Ястребиный коготь».Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Используемые источники:

  • https://kratkoe.com/plan-rasskaza-malchiki-chehova-4-klass/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html

Пересказ

Володя вместе со своим приятелем Чечевицыным приехали домой на рождественские каникулы. Они учились в гимназии и подолгу отсутствовали дома. Его семья очень соскучилась по родному сыну и радостно встретила друзей. Даже собака весело гавкала и радовалась приезду Володи.

Отец и мать тепло пригласили друзей пить чай в гостиной. Мальчики согрелись в теплой комнате, сестры Володи во все глаза наблюдали за новым гостем. Он сильно отличался от их пухлого и светлокожего брата. Чечевцын был худеньким и смуглым мальчуганом, его нельзя было назвать красивым, но глаза у него были очень умные и живые. Сестры были восхищены приятелем Володи. За чаем мальчишки о чем-то тихо перешептывались и вообще вели себя как заговорщики.

После чаепития вся семья отправилась украшать елку. Володя, который очень любил это занятие и никогда не пропускал его, в этот раз ушел в свою комнату с приятелем. А сестры решили узнать, какую же тайну скрывают друзья и стали за ними подслушивать.

Мальчишки обсуждали какой-то план. Они начитались книг об индейцах и решили сбежать в Америку. Чечевицын себя назвал Монигомо Ястребиный коготь, а Володе дал кличку Бледнолицый брат. Они с восторгом обсуждали, как попадут в далекую страну, и какие опасности встретятся у них на пути. Они уже готовы ко всем невзгодам.

Сестры, слушая эти разговоры, решили не выдавать мальчиков родителям. Ведь они должны привести им подарки из Америки, золото или слоновые кости.

Володя переживает, ему с трудом дается решение расстаться с семьей. Он не уверен, правильно ли поступает, оставляя их и уезжая так далеко. Утром он рассказывает о своих сомнениях другу, ему очень жаль маму, которая будет плакать, и расстраиваться, узнав о побеге сына. Но Чечевицын, имея влияние на друга, доказывает ему, что решение правильное и не нужно сомневаться. Мальчики убегают из дома.

Когда ближе к обеду мальчиков нигде не обнаруживают и поиски их безрезультатны, родители вызвали урядника. Он приехал и составил документы о пропаже детей. В доме все переполошились, мама постоянно плачет.

К вечеру следующего дня беглецы были возвращены домой. Их нашли в гостином дворе, когда они собирались приобрести порох. Ночь мальчики провели на вокзале.

Родители известили маму Чечевицына, которая вскоре приехала и забрала сына. Володя очень переживал случившееся и жалел о том, что причинил столько горя своим родным. Одной из сестер Володи Чечевицын подписал в тетради «Монтигомо Ястребиный Коготь». Это была его мечта, несбывшаяся, но такая манящая.

«Мальчики» — читательский дневник по рассказу А. Чехова

Рассказ «Мальчики» Антон Чехов написал в 1887 году, когда ему было 17 лет.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Чехов Антон Павлович Название произведения: Мальчики Число страниц: 8. Издательство: «Детская литература». Год издания: 2021 год Жанр: Рассказ Год написания: 1887 год

Главные герои и их характеристика

Володя Королев – ученик 4 класса, добрый, романтичный, мечтательный мальчик.

Чечевицын – друг Володи, смелый, решительный, настойчивый мальчик.

Катя, Соня, Маша – сестры Володи, любопытные и романтичные девочки.

Родители Володи – добрые, любящие, заботливые.

Краткое содержание и сюжет

Приезду Володи была рада вся семья: родители, тетка, сестры и даже огромный пес Милорд . Мальчик приехал не один, а со своим другом Чечевицыным, которого пригласил погостить в их доме на время каникул.

Младшие сестры Володи – Катя, Соня и Маша – были очень заинтригованы товарищем своего брата. Понаблюдав за ним, они решили, что он очень умный. Когда Володя с другом остались наедине, они раскрыли географический атлас, и стали его внимательно изучать. Вечером девочкам удалось подслушать, как друзья планировали свой побег в Америку, на золотые прииски. Они узнали, что впереди их ждет нелегкий путь: тысячи верст трудной дороги, разбойничья жизнь, сражения с дикарями и работа на плантациях. Сестры договорились ничего не рассказывать родителям – они надеялись, что мальчики привезут им из Америки золото и слоновую кость.

В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.

Девочки были очень рады возвращению незадачливых путешественников, но родители были очень серьезны и печальны. Вскоре за Чечевицыным приехала его мать и увезла с собой. Напоследок мальчик успел лишь сделать надпись в Катиной тетрадке «Монтигомо Ястребиный коготь».

Очень краткое содержание для читательского дневника

Володя Королев вместе со своим другом Чечевицыным приезжает домой на Рождество. Его радостно встречает вся семья. Девочки узнают, что мальчики решили бежать в Америку и готовятся к побегу. Володя боится бежать и не хочет расстраивать родителей, но Чечевицын уговаривает его. Мальчики бегут и их привозит урядник из соседнего города. Мальчиков встречают слезы и упреки родителей, а Чечевицына забирает мама.

План пересказа

  • Радостная встреча.
  • Володя и его друг Чечевицын.
  • Секрет мальчиков.
  • Побег в Америку.
  • Возвращение беглецов.
  • Прощание с Чечевицыным.

Основная мысль

Путешествия и приключения всегда очень заманчивы, но нужно помнить и о чувствах родных.

Чему учит

Рассказ учит уверенно идти к своей цели, не сдаваться, быть твердым и решительным. Важно хорошо учиться, чтобы быть подготовленным к любым неожиданностям. Также учит отвечать за свои поступки.

Отзыв

В детстве увлекательные приключения будоражат ум многим детям. Но нужно помнить, что далеко не все они безопасные. Для начала нужно немного подрасти и выучиться в школе, чтобы применять на практике полученные знания.

Пословицы

  • Тяжело в учении, легко в бою.
  • Учеба и труд к победам ведут.
  • Дорогу осилит идущий.

Что понравилось

Понравилось, каким твердым и настойчивым оказался Чечевицын. Он уверенно шел к своей цели, в то время как Володя испугался решительного шага.

Вывод и мое мнение

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Краткое содержание

Семья Королевых (сестры, тетка, мамаша и папаша, а также пес Милорд) встречает любимого сына Володю, приехавшего перед Рождеством отдохнуть от учебы. Сын прибыл не один.

Все с удивлением обнаруживают закутанного во всевозможные платки и накидки маленького человечка. Володя представляет домочадцам своего гимназического товарища – Чечевицына. Королевы знакомятся с гостем. Особое любопытство проявляют младшие Володины сестренки. Гимназист совершенно некрасив: худенький, веснушчатый, со щетинистыми волосами, толстогубый, узкоглазый. Его можно счесть за кухаркиного сына, только форма гимназиста не дает этого сделать.

Сестры отмечают, что Чечевицын угрюм, постоянно о чем-то думает, следовательно, умен и начитан. Старшая Катя, которой 11 лет, и средняя Соня, замечают, что брат изменился: не интересуется играми, строительством горки и украшением елки. Он ведет себя необычно: хмур, чем-то озадачен, неразговорчив.

Однажды Чечевицын остается наедине с девочками. После неловкого молчания он вдруг начинает рассказывать о Диком Западе, где живут индейцы. Сестры узнают много интересного из жизни коренных американцев. В рассказе, как в сказке, звучат волшебные слова: мустанги, пампасы, бизоны, москиты. В конце повествования рассказчик признается, что не тот, за кого его принимают — он индеец Монтигомо, по прозвищу Ястребиный Коготь.

Тайные разговоры брата с Чечевицыным, подогревают интерес сестер к непонятному поведению ребят. Катя и Соня постоянно следят за ними и слышат тайный разговор друзей-гимназистов. Оказывается, мальчишки собираются в Америку, и к этому все готово. Сестры договариваются не разглашать взрослым о подслушанном: они надеются, что брат будет присылать им из далекой страны подарки — золото и слоновую кость.

Володя в последний момент отказывается от путешествия. Ему жалко маму, ведь она будет огорчена его поступком.

Но Чечевицын все же уговаривает друга совершить побег, и товарищи тайно покидают дом Королевых. Друзей ищут целый день. Их нет в имении, нет в ближайшей деревне. О случившемся сообщают в полицию. Приезжает урядник, пишет какую-то бумагу.

Утром следующего дня беглецов привозят. Оказывается, они ночевали на вокзале. Их обнаружили в момент, когда они искали и хотели купить порох. Володя плачет и раскаивается в содеянном. Николай Иваныч ведет беглецов в кабинет, где отчитывает их за проступок. Чечевицыну он сообщает, что выслал телеграмму его родителям и надеется, что те непременно накажут сына, зачинщика побега, по заслугам.

Володя впадает в горячку, ему делают примочки из уксуса. Приезжает мать Чечевицына и забирает сына домой. Уезжая, невозмутимый и надменный Чечевицын в знак прощания пишет в тетрадке Кати слова: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Умники и умницы

? с. 165 Вернись к началу рассказа. Прочитай фрагмент, где говорится о встрече Володи с семьёй. Как можно охарактеризовать атмосферу этой встречи? Какую роль в её создании играют звуковые впечатления?

Как встречали Володю, приехавшего из гимназии на зимние каникулы? Его ожидали с нетерпением и радостью: «Володичка приехали! — завопила Наталья… Вся семья Королёвых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам…». Атмосфера встречи была шумная, суматошная, радостная. Особую роль в создании этой радостной атмосферы играют звуковые впечатления, переданные автором: «сёстры подняли визг, двери скрипели, хлопали… — Гав! Гав! — ревел басом огромный чёрный пёс, стуча хвостом по стенам и по мебели… Всё смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две».

Связано ли с этой атмосферой то, что родные Володи не сразу заметили присутствие Чечевицына и что отец Володи всё время путал его фамилию?

Родные Володи не сразу заметили его товарища по гимназии, а отец постоянно путает его фамилию, конечно же, не специально и не из-за высокомерного к нему отношения. Все домашние очень обрадованы и слишком взбудоражены появлением Володи. Но его товарищу они тоже рады: «— Очень приятно, милости просим! — сказал радостно отец. — Извините, я по-домашнему, без сюртука… Господин Чибисов, кушайте, прошу вас, не стесняйтесь! У нас попросту».

? с. 165 – 166 Эта атмосфера характерна для семьи Королёвых? Чтобы ответить на этот вопрос, найди отрывок, где члены семьи мастерят елочные украшения. Как они реагируют на появление каждой новой поделки?

Дружно ли мастерят ёлочные игрушки отец с дочерьми? При появлении каждой новой поделки они проявляют какие-то чувства, эмоции или относятся к этому спокойно, равнодушно? (Нет, не равнодушно: «Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался».) А мама Володи участвует в этой «увлекательной и шумной работе»? (Да: «Мамаша вбегала в детскую с очень озабоченным лицом и спрашивала: — Кто взял мои ножницы? Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы?» Как ведёт себя отец? (Он «принимал позу оскорблённого человека, но через минуту опять восхищался».) Можно сделать вывод, что такая атмосфера — дружная, весёлая, немного шумная, но добрая — характерна для этой семьи.

Подтверди, обращаясь к тексту, что Володя всегда раньше был частью этой общей атмосферы, а в этот приезд ведёт себя необычно. Как ты думаешь, причина в том, что у него изменился характер, или в том, что он приехал домой не один, а с товарищем? Подтверди своё мнение строчками из текста.

То, что Володя всегда был частью этой общей атмосферы, подтверждают строки: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору…». Теперь же поведение Володи изменилось: «Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой… Он тоже был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие». Отчего же поведение Володи стало другим? Вероятно, он повзрослел, и его характер изменился? Или всё дело в том, что он приехал не один, а с товарищем? Вспомните, как ведёт себя Чечевицын («Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся… Он о чём-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чём-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос»). Верно ли, что поведение Володи становится таким же? Теперь Володя «говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой». Он обменивается с Чечевицыным взглядами, и, судя по всему, «мысли у мальчиков были общие». Они о чём-то шепчутся, «раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту». Вероятно, если бы не присутствие товарища, Володя продолжал бы оставаться таким же, как прежде: при встрече его так захватила атмосфера бурной семейной радости, что он вспомнил («спохватился») о Чечевицыне, лишь когда того заметила его мать. Очевидно, Володя находится под сильным влиянием своего товарища по гимназии, у них есть какая-то тайна, и то, что происходит в семье, Володе как будто уже не очень интересно.

Найди описание внешности Чечевицына. Кто же его так пристально рассматривает? Заинтересовал ли Чечевицын сестёр Володи?

Чечевицын «увиден» глазами девочек — сестёр Володи, которые им заинтригованы, они испытывают к нему повышенный интерес, несмотря на то, что приятель Володи очень некрасивый и угрюмый мальчик и не обращает на девочек внимания. Возможно, сёстры Володи заинтересованы Чечевицыным потому, что тот так сильно отличается от их брата. Девочки «не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нём не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, всё время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки, глядя на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек».

? с. 172 — Мальчики провели в доме Королёвых две ночи перед тем, как убежали из дома, — сказала Евдокия Васильевна. — Как они чувствовали себя в первую ночь перед побегом? А что и почему изменилось во вторую ночь? Откуда мы всё это узнаём: чьими глазами ведётся наблюдение за мальчиками? Ты можешь ответить на эти вопросы?

За два дня до побега и Володя, и его товарищ Чечевицын воодушевлены предстоящим путешествием: Чечевицын разрабатывает маршрут побега, рассуждает, каким образом они будут жить в далёкой Америке: «— С начала в Пермь… — тихо говорил Ч ечевицын… — оттуда в Тюмень… потом Томск… потом… потом… в Камчатку… Отсюда на лодках через Берингов пролив… Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей… Лишь бы в Америку попасть… Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом». Володя мечтает добраться до Калифорнии, где им обоим предстоит «сражаться с тиграми и дикарями, потом добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступать в морские разбойники, пить джин и в конце концов жениться на красавицах и обрабатывать плантации». Причём Володя увлечён не меньше Чечевицына: «Володя и Чечевицын … в увлечении перебивали друг друга». Однако накануне сочельника до Володи стало доходить, что их побег из дома на другой континент — не только увлекательное путешествие, полное сражений, в конце которого их ожидают плантации и красавицы: «…томный, пухлый, как укушенный пчелой», он «угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел… в детской он остановился перед иконой, перекрестился и сказал: — Господи, прости меня грешного!» Вечером В олодя в полной мере понял всю серьёзность происходящего: «К вечеру он расплакался. Идя спать, он долго обнимал отца, мать и сестёр». Как вы думаете: струсил ли Володя, испугался ли трудностей, связанных с побегом, или наконец-то осознал, как его поступок отразиться на родных, и понял, что должен нести ответственность за свои действия? А может ли он отказаться от задуманного и тем самым подвести Чечевицына? («Я… я не струсил, а мне… мне маму жалко… Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить».)

Кто же пристально наблюдает за большинством сцен? (Старшие сёстры Володи, Катя и Соня.) «Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор»; «Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери».

Кто из мальчиков по-настоящему увлекается книгами Майн Рида? Подтверди своё мнение строчками из текста.

Книгами Майн Рида увлечён Ч ечевицын. Это подтверждается тем, что ему мало обсуждать будущие приключения со своим другом Володей. Оставшись наедине с Володиными сёстрами, Чечевицын говорит лишь о мустангах, индейцах, бизонах, а вопрос Кати, умеет ли он кататься на коньках, попросту игнорирует, не замечает: «Он сурово кашлянул, потёр правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил: — Вы читали Майн Рида? — Нет, не читала… Послушайте, вы умеете на коньках кататься? Погружённый в свои мысли, Чечевицын ничего не ответил на этот вопрос. Он ещё раз поднял глаза на Катю и сказал: — Когда стадо бизонов бежит через пампасы, то дрожит земля, а в это время мустанги, испугавшись, брыкаются и ржут. Чечевицын грустно улыбнулся и добавил: — А также индейцы нападают на поезда. Но хуже всего это москиты и термиты».

Себя мальчик не считает «господином Чечевицыным, учеником второго класса». Он — «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Удаётся ли ему заразить своим увлечением окружающих его людей? Только ли товарища он покорил силой своего воображения?

Чечевицын настолько увлечён приключениями и далёкой Америкой, что влияет не только на Володю, но и на его сестёр: «И этот худенький смуглый мальчик со щетинистыми волосами и веснушками казался девочкам необыкновенным, замечательным. Это был герой, решительный, неустрашимый человек, и рычал он так, что, стоя за дверями, в самом деле можно было подумать, что это тигр или лев». Обратите внимание на те чувства, которые вызывает в сёстрах Чечевицын: вместо того чтобы возмутиться, прийти в ужас от планов мальчиков, негодовать на Чечевицына, который подстрекает Володю бежать в Америку, девочки видят в товарище брата замечательного человека и неустрашимого героя.

Продолжает ли он (Чечевицын) жить в этом литературном мире, несмотря на неудавшуюся экспедицию?

Чечевицын гордится своим поступком. Когда отец Володи спросил, где мальчики ночевали, «— на вокзале! — гордо ответил Чечевицын». Он ведёт себя так, потому что он грубый и невоспитанный мальчик, которому нет дела до чувств других людей? (Нет, очевидно, он продолжает жить в литературном мире своих героев, где он и в самом деле «Монтигомо Ястребиный Коготь, вождь непобедимых»: «Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: Монтигомо Ястребиный Коготь». Если бы Чечевицын действительно ничего, кроме равнодушия, не испытывал, он не подписался бы в Катиной тетрадке «в знак памяти».

Для кого из мальчиков побег в Америку — это скорее несчастье, чем осуществление мечты? Сможешь это подтвердить, обращаясь к тексту?

Очевидно, что побег в А мерику как несчастье воспринимает Володя. В начале рассказа Володя находится под сильнейшим влиянием Чечевицына: он копирует поведение своего гимназического товарища, у них общие тайны и секреты, тогда как жизнью родных обычно внимательный мальчик не очень-то интересуется: «В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чём-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту». Однако затем, накануне побега, Володя понимает, насколько серьёзное и опасное дело они затевают; он начинает думать о чувствах родных, мамы, отца, просит заступничества и прощения у Бога: «— Господи, прости меня грешного! Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!.. — Господи! — тихо плакал Володя. — Как же я поеду? Мне маму жалко… Володя заплакал так горько…». Когда «испытание» окончилось, Володя чувствует не только невероятное облегчение, но и сильное нервное потрясение: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею… Володя потом лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе».

Можно ли сказать, что у Володи больше любви и сочувствия к родителям, чем у его сестёр, Кати и Сони?

Катя и Соня быстро узнали про планы и замыслы мальчиков, они захвачены происходящим и, похоже, не осознают всю серьёзность ситуации: «— Ты смотри же, не говори маме, — сказала Катя Соне, отправляясь с ней спать. — Володя привезёт нам из Америки золота и слоновой кости, а если ты скажешь маме, то его не пустят… Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку… Когда девочки вернулись к себе и одевались, Катя с глазами, полными слёз, сказала: — А х, мне так страшно!» Девочки воспринимают происходящее как увлекательную игру, как настоящее приключение. Даже когда становится понятно, что мальчики и в самом деле намерены бежать, а Кате делается страшно, сёстры не предпринимают никаких шагов к тому, чтобы помешать брату. Вспомните, как тяжело переживал свое безвыходное положение Володя (он не мог отказаться от побега, чтобы не подвести товарища), причём ему было жалко не себя, а маму. И после побега мальчиков сёстры всё равно не говорят, что знают, где те могут находиться, хотя взрослые сходят с ума от волнения: «…ночью опять ходили в деревню, искали, ходили с фонарями на реку». Таким образом, действительно можно сказать, что у Кати и Сони меньше сочувствия к родителям, в большей степени безответственное отношение к происходящему, чем у брата.

Почему девочки Королёвы проявили бóльшую наблюдательность, чем их родители? Чем это можно объяснить?

Сёстры Володи гораздо более наблюдательны, чем их родители, которые, похоже, не заметили изменений в поведении сына или не придали этому значения. Катя и Соня пристально наблюдают за Чечевицыным и Володей: «…обе старшие девочки стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор… Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Подкрались к двери…». Чем же можно объяснить такую наблюдательность? Возможно, девочкам скучно жить в тесном мирке их уютного дома. Им самим не хватает ярких впечатлений, приключений. Девочки тоскуют по романтике дальних странствий. А может, их потрясает своей загадочностью некрасивый Чечевицын, и они незаметно попадают под его влияние?

Почему отец Володи при знакомстве с Чечевицыным всё время путает его фамилию, а отчитывая мальчиков, произносит её правильно?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить, как отец вёл себя и что говорил в начале рассказа, при знакомстве с Чечевицыным. (Он был очень рад приезду сына, но как-то рассеян, увлечён другими мыслями, видимо, подготовкой к празднику, поэтому и путал постоянно фамилию Володиного товарища.) Узнав о побеге, отец Володи не понимает, как можно было столь легкомысленно отнестись не только к родителям, но и к своей гимназической репутации: «— Разве это так можно? — убеждал папаша. — Не дай бог, узнают в гимназии, вас исключат». Он догадывается, кто был инициатором побега («А вам стыдно, господин Чечевицын! Нехорошо-с! Вы зачинщик и, надеюсь, вы будете наказаны вашими родителями. Разве это так можно!»), и уже не может относиться к Чечевицыну просто как «к одному из гимназических товарищей сына». Побег мальчиков причинил отцу Володи столько горя и беспокойства, что теперь он запомнит фамилию Чечевицына надолго.

Найди в тексте фрагменты, отмеченные цветом. Как ты думаешь, зачем писатель почти дословно повторяет сцену приезда Володи домой?

Перечитайте отрывки, отмеченные жёлтым цветом. Во втором фрагменте автор практически дословно повторяет описание первой встречи: вопит Наталья, лает пёс Милорд. И в первом, и во втором фрагментах передана большая радость родных по поводу возвращения Володи домой. Но за одними и теми же словами в этих двух отрывках скрываются разные чувства и переживания героев рассказа. В первом отрывке счастье родителей и родных Володи от его приезда безоблачно и ничем не омрачено. Сам же Володя ведёт себя не так, как обычно: «Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой». Володя угнетён мыслями о предстоящем побеге, на душе у него неспокойно. Он не может открыто проявлять свои чувства, не может поделиться своими переживаниями с родными. Во втором описании возвращения Володи домой (уже после побега) Володя, наконец, может быть самим собой и дать волю своим чувствам: «Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею». По-настоящему Володя вернулся домой только теперь.

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 1. Чуракова Н.А.

4.9 / 5 ( 106 голосов )

Очень краткий пересказ

Королевых в канун Рождества навещает сын, гимназист второго класса. Вся семья радостно встречают Володю. Мальчик привез гостя – друга, одноклассника Чечевицына.

Сестры Катя и Соня замечают, что мальчишки ведут себя странно, и начинают подслушивать их разговоры. Оказывается, друзья собрались бежать в Америку, стать охотниками, золотоискателями или разбойниками. Катя и Соня решают сохранить тайну. В сочельник гимназисты исчезают. Их ищут, но тщетно. Сообщают о случившемся в полицию. Наутро беглецов находят и возвращают. Иван Николаич отчитывает друзей, телеграфирует родителям Чечевицына. Приезжает мать и забирает гостя домой.

  • План по рассказу эзоп
  • План по рассказу станционный смотритель 20 пунктов
  • План по рассказу котенок льва толстого 2 класс
  • План по рассказу повести белкина
  • План по рассказу полтава пушкин