План по рассказу борис годунов отрывок

Терминологическая работа. 1. трагедия это драматическое произведение, в котором изображаются острые, непримиримые жизненные конфликты, часто приводящие к гибели героя.

Терминологическая
работа.

1. Трагедия – это
драматическое произведение, в котором изображаются острые, непримиримые
жизненные конфликты, часто приводящие к гибели героя.

2. Трагедия возникла в
Древней Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид).

3. Известные трагики: Англия
(эпоха Возрождения, рубеж
XVIXVII веков) – В. Шекспир; Франция
— П. Корнель, Ж. Расин, Вольтер (
XVII век); Германия
– Ф. Шиллер, И. В. Гёте (
XVIII век); Россия
– А.П. Сумароков, М. М. Херасков, В. А. Озеров, Я. Б. Княжнин (
XVIII век).

В
творчестве А. С. Пушкина жанр трагедии представлен «Маленькими трагедиями»
(«Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») и
драмой «Борис Годунов».

В
«Борисе Годунове» Пушкин воссоздал события русской истории конца
XVI – начала XVII века. 

Вопросы к трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»


1. Каким автор рисует образ летописца?


Летописец изображен на закате своей жизни: он пишет уже «последнее
сказанье», и его летопись будет окончена: «Но близок день, лампада
догорает
» (стр. 90) (догорающую лампаду можно сравнить с
заканчивающейся жизнью). Однако вспоминая прошлое, оживляя в памяти картины
ушедшей жизни, он и сам как бы оживает: «На старости я сызнова живу».


Пимен (стр. 92): «Я долго жил и многим насладился;
/ Но с той поры лишь ведаю блаженство, / Как в монастырь Господь меня привел».


Образ Пимена дополняется характеристикой Григория (стр. 90 — 91):
у Пимена – «спокойный вид», «чело высокое», «сокрытые думы», «вид смиренный,
величавый», это «честный отец».


2. Как оценивает Пимен свой труд лето­писца, в чём видит свой долг и
предназначение?


Стр. 89: Свой труд Пимен называет делом, «завещанным от бога». Он
надеется, что когда-нибудь его труд прочтут потомки и таким образом узнают «земли
родной минувшую судьбу»: «Когда-нибудь монах трудолюбивый / Найдет мой труд
усердный, безымянный, / Засветит он, как я, свою лампаду — / И, пыль веков от
хартий отряхнув, / Правдивые сказанья перепишет».


3. Как Пимен характеризует правле­ние и личность царя Иоанна и его сына Федора?


Царь Иоанн искал «успокоенья» в подобии монашеских трудов. Грозный осознавал
себя преступником и в конце жизни собирался принять монашескую схиму: стр.
93:
«Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл, / Вы все – обет примите
мой духовный: / Прииду к вам, преступник окаянный, / И схиму здесь честную
восприму, / К стопам твоим, святый отец, припадши».


Его сын Федор, находясь у власти, мечтал о мирской жизни, а царские чертоги
превратил в монашескую келью. Стр. 94: «А сын его Феодор? На
престоле / Он воздыхал о мирном житии / Молчальника. Он царские чертоги /
Преобратил в молитвенную келью; / Там тяжкие, державные печали / Святой души
его не возмущали».  


4. Каким «последним сказаньем» Пимен собирается закончить свою летопись?
Почему?


Свою летопись Пимен собирается закончить описанием смерти малолетнего сына
Ивана Грозного – Дмитрия, убитого в Угличе 12 лет назад; организатором
убийства, по словам Пимена, был Борис Годунов. Стр. 95: «Сей
повестью плачевной заключу / Я летопись мою; с тех пор я мало / Вникал в дела
мирские».


5. В чем симво­лика сна, который видится Григорию трижды? Какую роль играет сон
в повествовании? Как сон Григория раскрывает его замыслы?


В третий раз Григорий видит один и тот же сон: он идет на башню по крутой
лестнице, Москва видится ему «с высоты». На площади – толпа народа, которая со
смехом смотрит на Григория. Григорий падает с башни.


Сон символичен: когда придет конец власти Григория-самозванца, народ сбросит
его с башни. Таким образом, сон как бы предсказывает дальнейшую судьбу Лжедмитрия.


Москва видится Григорию с высоты – это намек на то, что он стремится очутиться
на высоте, верхушке общества, желает захватить власть в свои руки.


6. Какими чувствами проникнуто отношение Григория к прошлой жизни Пимена при
дворе Ивана Грозного?


Григорий с завистью говорит о том, что молодость Пимена, в отличие от его
собственной молодости, была очень насыщенной событиями:

Стр.
92:
«Как
весело провел свою ты младость! /  Ты рать Литвы при Шуйском отражал, / Ты
видел двор и роскошь Иоанна!».


Сам же Григорий уже с отроческих лет скитается по кельям. Он очень честолюбив: тоже
желает «тешиться» в боях, пировать, а обет монашества может принять и «на
старость лет».


Стр. 92
:
«…Зачем и мне не тешиться в боях, / Не пировать за царскою трапезой?».

Вопросы к трагедии А. С. Пушкина «Борис
Годунов»

№ 1. Каким автор рисует образ летописца?
2.
Как оценивает Пимен свой труд лето­писца, в чём видит свой долг и
предназначение? № 3. Как Пимен характеризует правле­ние и личность царя
Иоанна и его сына Федора? № 4. Каким «последним сказаньем» Пимен
собирается закончить свою летопись? Почему? № 5. В чем симво­лика сна,
который видится Григорию трижды? Какую роль играет сон в повествовании? Как сон
Григория раскрывает его замыслы? № 6. Какими чувствами проникнуто
отношение Григория к прошлой жизни Пимена при дворе Ивана Грозного?

Составление подробного плана

Чтобы успешно написать сочинение «Мой Пушкин», предварительно необходимо составить подробный план. Впрочем, и для любой другой темы план нужен обязательно. Прежде всего продумывается вступление, которое обычно состоит из нескольких фраз, способных ввести читателя в курс: о чём будет идти речь и почему, какова цель составления всего данного текста.

Далее, когда вступление уже написано, можно приступить к проблеме, которая явится главной во всей композиции. Сочинение «Мой Пушкин» будет красной нитью проводить, например, проблему значимости истинно народного поэта в России либо ту, которую учащийся сочтёт более важной. После обозначения проблемы несколькими развёрнутыми фразами к ней пишется комментарий сначала от лица самого поэта (например, цитатой из стихотворения «Памятник»). Затем уже более подробно подаёт свою позицию по данному вопросу автор данного исследования.

Примеры подачи проблематики

Сочинение на тему «Мой Пушкин» по литературе в данном разделе может состоять из выражения несогласия, согласия или же частичного согласия учащегося с раскрытием роли поэта самим поэтом; здесь может быть и противоречивая оценка, и двойственная. Например, относительно «народной тропы», которая «не зарастёт», можно восторженно согласиться, дескать, конечно, она не зарастает, приводя примеры всенародной любви к Пушкину.

А можно и начать полемику: «В наши дни Пушкина мало кто понимает, потому что среди пушкинских архаизмов можно заблудиться: веленью божию, приемли, прах, тленье, пиит — почти весь словарь Пушкина сегодня не употребляется». Выбор тональности зависит от воззрений самого пишущего сочинение «Мой Пушкин». Вместо стихотворения «Памятник» можно исследовать любое другое, даже самое хрестоматийное (в младших классах): ямщик, кушак, на облучке и так далее. Здесь резонно посетовать на то, насколько обеднел русский язык и засорился иностранщиной.

«Слово о Пушкине» — сочинение

Вариант 1

“У самого синего моря, жили старик со старухой”, так начинается наше знакомство с удивительным миром сказок, когда мы ещё не умеем читать. С детства нам знакомо волшебное “Лукоморье”, с неведомыми дорожками и сказочными героями, истории о жизни которых мы внимательно слушаем и запоминаем. Удивительные сказки в стихах, переносят нас в чудесные царства, где мы узнаём имя волшебника, который дарит нам чудеса-это Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт.

В школе мы знакомимся с искусством литературы, где почетное место занимает поэзия, неразрывно связанная с именем Пушкина. Его герои учат нас понимать, переживать, задумываться над вопросами жизни. Через произведения Александра Сергеевича, мы узнаём об истории России, бунте Пугачёва, трудной почтовой жизни в глубинке, временах Петра Великого, основании Петербурга, жизни Онегинского дворянства и восстании декабристов. Изучая поэзию Пушкина, нам открывается удивительная красота русской природы, бескрайняя мощь и сила Руси.

Произведения Пушкина раскрывают нам богатства русского языка, глубину и силу слова. Перед Пушкинским словом не могли устоять никакое преграды, самодержавие боялось его правдивых обличений, прогрессивное общество внимало его пламенным призывам, человечество с нетерпением ждало его новых творений. Мировое признание творчества Пушкина пришло позже, созданные им литературные традиции обогатили русскую культуры, подняли мир духовного развития на новую высоту.

Творчество Александра Сергеевича ‑это наследие мировой литературы, а о своих произведениях сам поэт оставил великие строки:

“Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.”

Вариант 2

Нет в России такого человека, который бы не знал имя великого поэта и мыслителя Александра Сергеевича Пушкина. Все его произведения – это шедевры мировой литературы, которые так знакомы нам с самого раннего детства.

Еще будучи маленьким ребенком, моя любимая мама читала мне интересные сказки, такие как: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде». А сказку «У Лукоморья дуб зеленый», я помню наизусть до сих пор.

У Александра Сергеевича всего семь сказок и каждая из них по-своему интересная, по-своему добрая, и по-своему поучительная. Благодаря этим трем качествам даже современные дети с большим интересом читают эти, любимые мною, сказки.

Сказки сказками, но я считаю, что стихи – вот настоящее призвание Пушкина. Поэт написал большое количество стихов (их более пятисот), но не один из них не похож на другой. Александр Сергеевич писал абсолютно обо всем: о любви, о свободе, о войне, о дружбе, о природе. Его стихи довольно простые, но в то же время они имеют очень глубокий смысл.

Каждый человек, читая произведения Пушкина, как бы мысленно переносится в те обстоятельства, которые описывает поэт в своих стихах. Он сам становится героем этого произведения и наблюдает это всё сам, воочию. Например, одно из моих самых любимых стихотворений Пушкина – «Признание». Мне оно безумно нравится.

Я вас люблю, — хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

«Мой Пушкин» – тема моего сочинения. Александр Сергеевич Пушкин – он один. Второго такого автора нет и уже не будет. Это по-настоящему великий человек. Это гений мировой литературы. Подражать ему будет крайне сложно, а повторить его совсем невозможно.

Аргументация при раскрытии темы

Аргументы, приводимые в начале раскрытия проблематики, необходимо продолжить приводить. Обычно убедительны при прочтении не менее двух чётко представленных, поддержанных жизненным или читательским опытом аргументов.

Фразы лучше всего употреблять развёрнутые, грамотно построенные. Так будет закончена основная часть, если это мини-сочинение «Мой Пушкин». Если же требуется сочинение более развернутое, нужно продолжать аргументировать, шире раскрывая поставленную проблему либо добавляя к ней другие.

Необходимо обозначить пушкинскую тематику, наиболее близкую учащемуся: дружба ли это, любовь и прочие отношения или гражданский пафос. Обязательно обозначить жанры, полюбившиеся тому, кто пишет это сочинение-рассуждение «Мой Пушкин» — лирика, сказки, драматургия, или он вообще любит прозу, которая у поэта не менее прекрасна.

Секреты удачного начала

Предварить сочинение «Мой Пушкин» небольшим информационным вступлением, где рассказано о жизни и творчестве поэта — значит, начать исследование классически, правильно. Например: «Александр Сергеевич Пушкин — создатель современного русского языка, истинный мастер по-настоящему художественного слова, в котором неиссякаемое жизнелюбие соседствует с ярко выраженной гражданской позицией, что мне особенно близко в его творчестве». Логично подтвердить это заявление тщательно подобранной цитатой.

Начинает ли сочинение на тему «Мой Пушкин» 10 класс с отвлечённых понятий? Ответ — да. Это вполне можно сделать по-взрослому. Главное здесь то, что отвлечённые понятия обязательно должны иметь отношение к Пушкину. Например: «Дружба, любовь, верность, взаимопомощь, сострадание — эти нравственные понятия лакмусовой бумажкой характеризуют человеческую личность. В своём творчестве главный поэт России руководствовался именно этим постулатом.» Далее вполне уместно дать опять же цитату.

Сочинение на тему «Пушкин и его произведения»

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799. Всем, от мала до велика, знакомо Творчество великого русского классика. Кто в детстве не слушал знаменитые сказки о царе Салтане, о золотом петушке, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке. Все они красивые, добрые и наполненные огромным смыслом. Как говорится “сказка ложь, да в ней намек”. Пушкинские сказки учат нас вере в лучшее. Что не волшебством или богатством достигается счастье. Что чистота души, верность данному слову трудолюбие и доброта будут вознаграждены.

Александр Сергеевич – основоположник русской реалистической литературы. Его произведения заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.

Стихотворения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью. Они волнуют душу трепетными словами, полны любви и благоговения, света и спокойствия.

Мое любимое стихотворение у великого Александра Сергеевича – “Я вас любил…”. Это стихотворение гениально и просто. В спокойной и грациозной форме автор передал нам чистоту любовного переживания.

Читая произведения Пушкина, можно забыть обо всем на свете. Его слова увлекают за собой в мир благородных героев, искренних чувств и самопожертвования. Пушкин в своих произведениях также воспевал природу. Стихотворения проникнуты любовью к родной природе. Простые и доступные образы делают лирику поэта незабываемой. Они то навевают грусть, то радость и оптимизм. В каждой строчке поэта контраст и гармония одновременно.

Вклад великого классика в мировую культуру огромен. Одновременно он с поразительной художественной глубиной выражает национальные особенности российской культуры. Существенную роль в Творчестве поэта занимает свобода. Пушкин был декабристом. Александра Сергеевича Пушкина постоянно волновала тема свободы и судьба Родины. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”.

Пушкинские герои свободолюбивы. Но свобода в Творчестве поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема. Любовь к Родине и свобода заняли достойное место в многостороннем творчестве поэта.

Вариант 2

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. И это не только по мнению его соотечественников. Его знают повсюду. Памятники этому литератору стоят почти в каждом городе России, а также во Франции, Норвегии, Соединённых штатах, Румынии, Польше, Болгарии, Германии… и этот список можно продолжать бесконечно. Так кто же этот человек?

Родился Александр Сергеевич в 1799 г в Москве, а погиб на всем известной дуэли с Дантесом 29 января (10 февраля) 1837г. Он прожил короткую, бесславную жизнь. Ему часто было не на что содержать себя и семью. Точных данных нет, ведь не все его произведения сохранились, а многие не вышли в свет, но из того, что известно: поэм — 14, романов в стихах — 1, драматических произведений — 6, прозаических произведений — 15, сказок — 7, стихов — 783. Колоссальные цифры. Пушкин считается основоположником реализма в России (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»).

«Пушкин — это наше всё», — сказал о нём поэт Аполлон Григорьев. На любой случай в жизни у него найдётся произведение. Поэт успел написать обо всём, поговорить о каждом. Не стоит забывать также, что именно он, по мнению многих литераторов, ввёл новый образ «маленького человека». Первым таким стал Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель», затем о судьбе таких людей автор размышлял и в «Медном всаднике». Александр Сергеевич был близок к народу. Ни для кого не секрет, что он входил в подпольные общества, связанные с будущими декабристами.

В то время было модно, когда за женой светского человека ухаживали – это поднимало статус мужа. Но Пушкину не нравился такой уклад. Он просто не мог больше терпеть постоянные записки о том, что к его супруге часто наведывается Дантес. Александр Сергеевич вызвал его на дуэль и проиграл. На смертном одре он писал императору Николаю I, чтобы тот позволил ему умереть спокойно. «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки», — таков был ответ правителя. Николай не любил поэта, но не мог противиться его величию. Так или иначе, Российская империя потеряла в тот день великого Творца.

Вопросы и размышления

Также может начинать сочинение на тему «Мой Пушкин» 10 класс и с риторических вопросов, которые неминуемо подводят к теме или главной мысли исследования. Например: «Как возможно в наш ужасный век с такими ужасными сердцами пробуждать лирой добрые чувства? Кто сумеет предвидеть путь собственного гения, со злодейством несовместимого? Чем отличается жизнелюб от распутника? Каждый читатель обязательно размышлял об этом над стихами А.С. Пушкина».

А можно сразу начинать с собственных размышлений на тему «Мой Пушкин». Сочинение 10 класс уже должен писать смело. Например: «Мне всегда казалось удивительным, как у Пушкина получилось такими простыми средствами объяснить человечеству сложнейшие нравственные понятия, такие как вера, счастье, надежда, дружба, любовь к родине… Все ищут, например, любовь или счастье от начала до скончания века, а вот объяснить, что именно ищут, смогли немногие. Пушкин сделал это понятнее всех. Во всяком случае, перечитываю я его не потому, что чего-то не понял, а потому, что согласен с поэтом. И это мнение выражено у него самыми правильными, самыми простыми и самыми красивыми словами. Я бы так не смог».

Сочинение на тему пушкин в моей жизни 10 класс

Всем известно, что сам Пушкин, будучи ребенком, очень любил слушать сказки своей няни, Арины Родионовны. Но творческая тяга к ним у поэта проснулась только в зрелом возрасте. Из более ранних опытов известен только отрывок «Сказки о царе Никите и его сорока дочерях». Сказка эта была уничтожена самим поэтом, поскольку он счел ее неприличной. Самые известные его сказки – «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Абсолютно во всех сказках А. С. Пушкина, можно найти множество красочных описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей, созданных на живом исконно русском языке. Мысль о правде, справедливости, добре и зле всегда волновали человека. И всегда хотелось верить, что какими бы ни были сильными зло, жадность и лживость, они, рано или поздно, будут наказаны по заслугам, а правда восторжествует. Именно это Пушкин и утверждает в своих сказках. В своих сказках Пушкин провозглашает важность человеческих чувств, главным из которых провозглашается любовь, способная творить чудеса. В сказках Пушкина мне нравятся, прежде всего, гуманные идеи, которыми пронизаны все произведения поэта. Не зря литературный критик В. Г. Белинский назвал все творчество Пушкина «лелеющая душу гуманность». Одним из знаковых произведений Пушкина является его повесть «Пиковая дама», написанная в 1833 году. Я считаю, что это произведение – венец размышлений писателя о роли судьбы и фатализма в жизни каждого человека. Главный герой повести – Герман – человек с лицом Наполеона и душой Мефистофеля. Этот человек одержим идеей наживы и идея эта управляет всеми его поступками. Он хочет иметь много денег, чтобы занимать высокое положение в петербургском светском обществе. Свои надежды Герман связывает с тайной трех игральных карт, которой владеет лишь старая графиня. Пушкин показывает, как ради золота человек осознанно подавляет в себе все человеческое. Герман идет на обман, предательство, подлость. Чтобы достичь обогащения, он обманывает наивную Мун и настойчиво выпрашивает у беспомощной старухи ее карточный секрет. Герман идет на отпевание старой графини лишь из-за собственной боязни и суеверия: он не хочет, чтобы она являлась ему ночью. Он боится, что дух умершей старухи, скончавшейся сразу после разговора с ним, будет его тревожить и мучить. Но тайна героя оказывается только иллюзорной фантазией, а желание обогащения оборачивается сумасшествием. Мне кажется, что Герман – герой нового, буржуазного времени. Оно навязывает человеку свой идеал. Чтобы быть успешным, ему необходимо соответствовать, все время стремиться к этому идеалу. И Герман пытается это делать на предел возможностей. Но «золотой телец» оказывается сильнее, он подавляет человеческие души. И Герман сходит с ума. Разве эта повесть не актуальна в настоящее время? Непрерывная гонка за деньгами и властью становится смыслом жизни наших современников. Герои «Пиковой дамы» предостерегают, советуют быть осмотрительнее. Богатство – это хорошо, но только если в обмен на него не требуется растоптать все человечное, что в тебе есть. Относительно недавно я познакомился с циклом «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. В него входит четыре произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Поскольку все четыре произведения не являются трагедиями в прямом смысле этого слова, литературоведы, пользуясь пушкинским определением, называют их «драматическими сценами». В центре каждой композиции поставлен характер, определенный по одной доминирующих страстей. Барон из «Скупого рыцаря» не просто скупец, он носитель идеи обогащения как знака безграничной власти. Сальери («Моцарт и Сальери»), жизнь свою посвятил искусству, не в самом искусстве, а в прославлении своем видит цель и смысл жизни. Желание быть знаменитым – главное стремление Сальери. Дон Гуан («Каменный гость») воплощает в себе безудержную чувственность и безграничную похоть. Герои «Пира во время чумы» испытывают глупую восторженность в смертельной схватке с роковой судьбой. Поэт своих героев помещает в непривычные, выходящие за рамки обыденности, обстоятельства, указывающие на гибельность людских пороков. Страсть доводит героев до преступления: Сальери злодейски убивает Моцарта, аморальное преступление совершает Дон Гуан, приглашающий командора присутствовать при своем интимном свидании с доной Анной. К грани преступления подходит и Барон, слезами, кровью и потом своих жертв накопивший свое богатство. Смерть, как наказание и искупление, торжествует в первых трех пьесах, а в «Пире во время чумы» она становится для каждого неизбежной. В произведении «Моцарт и Сальери» рассматривается конфликт таланта и посредственности, зависти, надменности и бескорыстного служения искусству. Сальери утратил способность легко и радостно принимать жизнь, утратил саму любовь к ней. Творчество, считает Сальери, — исключительный жребий, и право на него нужно завоевать. Каждый, кто понимает служение искусству по-другому, посягает на святое. В беспечности и веселье гения Моцарта Сальери видит, в первую очередь, насмешку над тем, что для него священно. Моцарт, по мнению Сальери, «бог, недостойный сам себя». Душу завистника пожирает и другая страсть — гордыня. Он чувствует жгучую обиду и ощущает себя беспристрастным судьей, исполнителем высшей воли. Величайшие творения Моцарта, рассуждает про себя Сальери, в конечном счете, разрушительны для искусства и морочат голову обывателям, внушая им простоту и доступность искусства каждому. По мнению Сальери, гений Моцарта будит в людях лишь легкомыслие; его шедевры, созданные без усилий, отрицают необходимость тяжелого труда. Но искусство выше людей, и поэтому жизнь Моцарта должна быть принесена ему в жертву. Так, возвышенная и гуманная в целом, идея высокого искусства используется для оправдания предательства и убийства. Все перечисленные выше произведения Пушкина ценны для человечества еще и тем, что они современны для любого времени. Они помогают иначе взглянуть на проблемы общества и человечества в целом. Жизнь постоянно ставит каждого человека перед выбором. На какую сторону встать? Что выбрать? Как быть? Банально, но произведения Пушкина помогают ответить на эти вопросы. А это значит, что мастер слова, живший в начале XIX века, своей мудростью помогает жить людям двести лет спустя. Я уверен, что так будет еще очень много лет. Уникальность феномена Пушкина заключается не столько в его богатом творчестве мастерски написанных слов, а еще и в том, что моральные принципы, которые заключены в творчестве поэта, будут основополагающими во все времена. Это непреложные истины и законы, на которые человечество будет ориентироваться всегда. Именно в этом, на мой взгляд, заключается причина вечной современности творчества Пушкина Сочинение » Поэт – Пушкин » Свободное сочинение-рассуждение на тему «Мой Пушкин» (11 класс) Внимание, только СЕГОДНЯ!

Фрагментарность и цельность

Написать на такую благодатную тему, как «Мой Пушкин», сочинение 10 класс может по любому плану, главное — это всё-таки его составить. И следует помнить, что, разбивая план сочинения на подпункты, нужно иметь в виду сращивание этих фрагментов по мере написания. Плохо, если мысль пойдёт по кругу — значит, план вышел из-под контроля. Однако «закольцевать» сочинение единой мыслью дорогого стоит: появляется завершённость всего построения.

Составляя план, нельзя забывать об основных этапах пути, по которым побежит мысль десятиклассника. Каждый микротекст во фрагменте — абзац или несколько — должен полностью соответствовать данному пункту плана, не сходя с рельсов единой мысли, которую несёт сочинение. На тему «Мой Пушкин» собрать однородного материала можно сколько угодно, поскольку на каждую строку великого поэта приходится несколько томов всяческих исследований.

Сочинение Мой любимый писатель поэт Пушкин

Мне нравятся многие произведения русской и зарубежной литературы. Несмотря на впечатляющий список великих писателей всех времен и народов, лично для себя я давно выбрала любимого писателя – это М.Ю. Лермонтов. Без сомнений, Лермонтов – это один из гениальнейших русских писателей, его произведения отличает реализм, злободневность, они актуальны во все времена.

Лермонтов прожил весьма короткую жизнь, но за это время он успел создать огромное количество блестящих произведений, он стал новатором, создав первый психологический роман, в котором проанализировал личность человека, где в одном герое отразил черты современников.

Во многом произведения Лермонтова автобиографичны, зачастую он описывал свое окружение или события, которые происходили в его жизни.

Известно, что М.Ю. Лермонтов был верным поклонником творчества А.С. Пушкина, а в ранних произведениях Лермонтова особенно заметно подражание Пушкину.

Меня особенно восхищают герои, созданные Лермонтовым. Они волевые, целеустремленные, они остаются до конца верны своим идеалам, они непоколебимы. Лермонтов мастерски создал образы, которые до сих пор волнуют душу и сердца читателей.

Произведения Лермонтова очень разноплановые, в каких-то произведениях я нахожу мотивацию и призыв к действию, другие же способны подбодрить меня, когда мне грустно.

Мне очень близки произведения М.Ю. Лермонтова, погружаясь в чтение его трудов, я понимаю, что я не одинока в этой мире, я наблюдаю за переживаниями других людей, наблюдаю за их поступками, вижу противоречия, которые они испытывают.

Я считаю, что труды Лермонтова поучают людей. Меня вдохновляют его герои, я тоже хочу быть сильной духом и не сдаваться перед серьезными препятствиями.

М.Ю. Лермонтов – один из известнейших писателей и поэтов России. Его произведения нужно читать в любом возрасте, перечитывать, чтобы открывать новые грани, новые мысли после прочтения. Лермонтов пишет так просто и изящно, его наследие всегда будет будоражить умы людей.

Мой любимый писатель Лермонтов

Наверное, у каждого человека есть любимый писатель или поэт. Его произведения мы с удовольствием перечитываем по несколько раз, и они со временем не становятся для нас скучными и неинтересными. Для меня таким писателем стал А. С. Пушкин. Я не помню, когда впервые о нём узнала, но это не имеет значения.

Знаменитые сказки этого величайшего поэта, его стихи и проза, герои его произведений словно влились в мою жизнь и стали её неотъемлемой частью. Я помню, как ещё совсем маленькой девочкой сочувствовала старику из «Сказки о золотой рыбке», как мне безумно хотелось иметь дома большого кота, который ходит вокруг дерева по златой цепи. А по мультфильму, созданному по «Сказке о спящей царевне и семи богатырях», я выучила сказку наизусть – так мне понравились её герои. Правда тогда я ещё и не подозревала о том, что все эти герои были созданы А. С. Пушкиным. Лишь через годы, когда мама читала мне стихи о зимнем вечере, о музе, о лицее, о няне, об осени, и ещё много разных замечательных и глубочайших стихов, я впервые услышала об авторе этих удивительных поэзий Александре Сергеевиче Пушкине.

С тех пор я уже никогда не расставалась с его творчеством. Я искала в библиотеке его книги и перечитывала их по несколько раз. Я восхищалась героинями его произведений. Помню, как я впервые прочитала повесть «Дубровский» и долго не могла определить своё отношение к Маше. Со временем я заметила, что любое произведение Пушкина оставляет в моей душе возвышенное чувство радости и увлечения. Пусть даже далеко не всё радостным будет в произведении, не всё закончится хорошо, но всё равно после встречи с произведением Пушкина в сердце надолго остаётся праздник. И в этом, я думаю, кроется бесконечная сила и гениальность моего любимого поэта. Он очень сильно любил свою Родину, родной народ, родное слово, женщину, природу, и умел возвеличить всё это в своей искренней поэзии так, как не смог больше никто.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый писатель» читают:

Сочинение на тему «День моей мамы», 4 класс

Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода», 4 класс

Поделиться:

Мой любимый писатель — Михаил Юрьевич Лермонтов. На мой взгляд, это величайший поэт, прозаик и драматург русской и мировой литературы. Вне всякого сомнения, он является гением литературы, таким же как Александр Пушкин или Александр Грибоедов.

Лермонтов прожил короткую, но весьма интересную и насыщенную жизнь. Обратившись к его биографии, в ней можно найти множество очень интересных фактов о жизни самого поэта, а так же и историю происхождения его рода. Так, к примеру, мы знаем что род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. В 1613 году, один из представителей этого рода был взят в плен русскими при захвате крепости Белая и в числе прочих так называемых бельских немцев поступил на службу к московскому царю. Он перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых. Михаил Юрьевич знал о своих не русских корнях, и посвятил стихотворение «Желание», написанное им в 1831 году, своим шотландским предкам.

Лермонтов часто в произведениях очень полно и точно описывал события и окружающих его лиц из жизни. Так, в драме «Люди и страсти» («Menschen und Leidenschaften») — показан раздор между его отцом и бабушкой. Написанный им роман «Герой нашего времени» — так же имеет некоторую автобиографичность. Лермонтову-гусару, наследнику крупного состояния, ничего не стоило заполонить сердце когда-то насмешливой красавицы, в которую он был безответно влюблён. Скомпрометировав её, выставив в светском обществе в неловком положении, он прямо заявил, что не любит и, кажется, никогда не любил её. Примерно такую же историю разыграл и Печорин, в романе, который на мой взгляд, является лучшим драматическим произведением автора.

Лермонтова отличала безумная страсть к произведениям Пушкина. В своих стихах, романах он иногда подражал своему кумиру. Лермонтов и в жизни был подобен Пушкину. Дуэлянт, задира и насмешник. Стихотворение «Смерть поэта» , написанное сразу после убийства Пушкина, показывает всю ту любовь, которую поэт питал к гению. Символично, Лермонтов, как и его кумир Пушкин, погиб на дуэли, сражённый пулей противника. Мне кажется, что Лермонтов, в последние мгновения жизни гордился тем,что умер как и великий Пушкин.

Весть о смерти Лермонтова по-разному была воспринята в обществе. Некоторые говорили: «туда ему и дорога»… Сам же император сказал: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит». Что бы ни говорили, я нахожу в творчестве Лермонтова некоторую фундаментальность. Проблемы, поднятые им в романах — это извечные проблемы общества, а стихи великого поэта пронизанные высокими чувствами и глубоким смыслом, читаются легко и запоминаются надолго.

Некоторые советы по составлению плана

План лучше всего писать развёрнуто, то есть вместо простых названий (вступление, основная часть, заключение) нужны даже не отдельные слова или словосочетания — «я и Пушкин» или «жизнь и творчество», а квинтэссенция темы, которую удобно будет раскрывать. Например, вместо вступления — «Свет и тени пушкинского времени». Нельзя и увлекаться слишком, составляя обширное предложение, которое уже само по себе является законченной мыслью. Здесь самое главное — удобство для дальнейшего написания сочинения.

План нужен для того, чтобы информировать учащегося о строении работы, о содержании в отдельности каждой части и всего сочинения в целом. Вступление вводит тематически главную мысль, даёт тональность повествованию, обрисовывает круг проблем. Основная часть уже раскрывает каждую капсулу вопросов, предъявляет доказательства всех выдвинутых положений. Заключение подводит все итоги, делает окончательные выводы и ставит оценки.

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.

УРОК 15
А. С. ПУШКИН.
«БОРИС ГОДУНОВ»:
СЦЕНА В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ

Основное содержание урока


Пушкин-драматург. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина
как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-драматург». Восприятие и выразительное чтение фрагмента (по ролям). Нахождение незнакомых слов и определение
их значения. Устный и письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Составление рассказа о летописце Пимене. Обсуждение иллюстраций
к трагедии.

I. Пушкин-драматург
Беседа об особенностях драматургии:

— Найдите в «Словаре литературоведческих терминов», что такое драма как род и жанр литературы.

— Каковы характерные черты драмы как рода литературы? Что такое трагедия?

II. Сообщение учащегося о Смутном времени и царствовании Бориса Годунова.

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Пушкин-драматург» (см. статью ниже):

Составление тезисов статьи:

ТАБЛИЦА
План статьи учебника «Пушкин-драматург»

Вопрос

Тезис

К какой теме обращается Пушкин в трагедии «Борис Годунов»?

Где и когда происходит действие трагедии?
*Каковы границы её художественного времени и пространства?

Какую оценку образу Пимена даёт пушкинист Б. Городецкий?

Как отзывается об образе Бориса Годунова Г. Фридлендер?

В чём сложность и противоречивость образа Бориса Годунова?

В чём особенности образа Самозванца (Григория Отрепьева)?

Какую оценку этим героям даёт в трагедии народ?

Когда Пушкин закончил трагедию?
Когда она была напечатана?

Предположите, почему царь долго не разрешал публикацию трагедии.

IV. Образ летописца как образ древнерусского писателя

Групповая работа:

Группа 1.


Прочитайте по ролям фрагмент со слов Пимена «Ещё одно последнее сказанье…» до слов «…Не ведая ни жалости, ни гнева».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам вразумил, хартия, Спаситель, дьяк, в приказах.

С какой целью Пимен ведёт летопись? О чём он сожалеет? На что надеется?

Каким видит летописца Григорий? Что его восхищает в старце и его труде?

Сделайте вывод о характере Пимена, о его жизненном подвиге.

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Проснулся, брат» до слов «И в тихую обитель затвориться».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям днесь, присно, пост, ратный стан, потехи, воевал под башнями Казани,
рать Литвы, Шуйский, Иоанн, от отроческих лет, келия, инок, трапеза, от мира отложиться, обет, обитель
.

Как можно объяснить сон Григория? Какой совет даёт ему Пимен?

Почему Григорий завидует бурной молодости Пимена? Сделайте вывод о характере, помыслах и мечтах Григория.

Группа 3.
Прочитайте монолог Пимена со слов «Не сетуй, брат…» до слов «Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли…».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям сетовать, искушение, пленять, ведать, кромешники в тафьях и власяницах,
чернец, игумен, Кирилл многострадальный, сподобил Бог уразуметь ничтожность / Мирских сует, братия, алкающий, схиму здесь честную восприму, державный,
государь, Феодор, престол, молчальник, чертоги, к его одру, преставиться
.

Почему Пимен познал блаженство, лишь уйдя в монастырь?

О каких поступках Иоанна Грозного повествует Пимен?

*Как понять выражение «златый венец тяжёл им становился, / Они его меняли на клобук»?

Что восхищает Пимена в царствовании Феодора?

Сделайте вывод о делах, поступках и душевном мире царя Иоанна Грозного.

Группа 4.
Прочитайте по ролям фрагмент со слов «Давно, честный отец…» до конца.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям Димитрий-царевич, Углич, послушанье, обедня, набат, кормилица,
предательница-мамка, Иуда Битяговский, покаяться, повесть плачевная, дела мирские, угодники, пророчества и знаменья небесны, заутреня
.

С какой целью Григорий расспрашивает Пимена о царевиче Димитрии?

*Совпадает ли этот эпизод трагедии с историческими фактами о царевиче?

Почему Пимен хочет передать свой труд Григорию?

*Как понять слова Григория: «…отшельник в тёмной келье / Здесь на тебя донос ужасный пишет; / И не уйдёшь ты от суда мирского, / Как не уйдёшь от Божьего суда».

Сделайте вывод об отношении автора к царям, к способам их прихода на царство.

Обобщающая беседа:

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге

Практическая работа.


Подбор цитат на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя».

Составление цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
Подбор цитат на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя»

Пимен о труде летописца

Григорий о труде летописца

Летопись — «долг, завещанный от Бога»

Физический подвиг Пимена: «знать, во всю ночь он не смыкал очей»

Труд летописца — поручение Бога: «свидетелем Господь меня поставил / И книжному искусству вразумил»

Духовный облик летописца: «душой в минувшем погружённый, / Он летопись свою ведёт»

Отношение к летописанию: «монах трудолюбивый», «труд усердный, безымянный»

Описание истории родной земли с объективным спокойствием: «ни на челе высоком, ни во взорах / Нельзя прочесть его сокрытых дум»

Цель летописания: «да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу»

Облик летописца: «спокойный вид», «всё тот же вид смиренный, величавый»

Радости летописца: «На старости я сызнова живу, / Минувшее проходит предо мною»

Философское отношение к истории: «добру и злу внимая равнодушно, / Не ведая ни жалости, ни гнева»

Трудности летописца: «немного лет мне память сохранила, / Немного слов доходят до меня…»

Историческая правда летописания: «отшельник в тёмной келье / Здесь на тебя донос ужасный пишет»

— Почему труд летописца Пушкин считал нравственным подвигом?

*Сопоставление начальной и окончательной редакций текста.

Выполнение «Творческого задания» учебника.

VI. Истина как цель летописного повествования, завет будущим поколениям

Обобщающая беседа:

Охарактеризуйте труд летописца.

Как летописцы относились к своей работе?

Каким их труд виделся со стороны?

С какой нравственной целью создавались летописи?

Можно ли утверждать, что целью летописи являлся поиск исторической и нравственной истины? Свой ответ обоснуйте.

Почему труд летописца являлся связующим звеном между поколениями?

Почему автор считал летописание нравственным заветом будущим поколениям?

Прочитайте воспоминания М. П. Погодина о том, как А. С. Пушкин читал «Бориса Годунова»
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Почему впечатление от чтения трагедии было таким сильным?

Оцените иллюстрации учебника и русских художников к сцене «В келье Пимена».

Выполните задания из раздела учебника «Литература и изобразительное искусство».

Итоговый вопрос:

К ак во фрагменте трагедии «Борис Годунов» отразился образ автора и его отношение к русской истории?

Домашнее задание

Из текста первого монолога Пимена составить словарик слов и словосочетаний, характерных для речи летописца.

Прочитать повесть Пушкина «Станционный смотритель».

Групповое задание.

Подготовить инсценированное чтение эпизода «Келья в Чудовом монастыре».

Индивидуальное задание.

Написать очерк «Иллюстрации к произведениям Пушкина в учебнике для 7 класса».

Подготовить краткое сообщение «Образ И. П. Белкина в предисловии к „Повестям Белкина“».

Найти в Интернете значение имени Самсон и происхождение фамилии Вырин.

Следующие уроки: А.С. Пушкин. «Станционный смотритель» >>>


ПУШКИН-ДРАМАТУРГ

Известно, что еще юношей Пушкин интересуется драматургией, театром. В драме «Борис Годунов», созданной незадолго до восстания декабристов, поэт
вновь обращается к исторической теме. Он показывает царя и патриарха(1), дворянство и народ, перенося действие из центра русского государства на русско-литовскую
границу, из дворца Бориса Годунова на площадь, из боярских палат в келью Пимена. «Сложными путями пришел Пимен, — по мнению исследователя-пушкиниста
Б. Городецкого, — к монашеской келье, пройдя, быть может, через опалу и гнев Грозного… Много переживший, умудренный жизненным опытом, страданиями и
думами, Пимен оказывается в состоянии возвышаться в своих суждениях до значительных обобщений. Поэтому его суровые слова о Борисе:

1. Патриа́рх — высшее духовное лицо, глава Русской православной церкви.

О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы Бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли… —

воспринимаются как отзвук грозного „мнения народного” о царе — преступнике. Необычайно выразительны и другие действующие лица драмы. Литературовед
Г. Фридлгндер в предисловии к книге «А. С. Пушкин. Драматические произведения» пишет: «Фигура Бориса Годунова царя, который не получил престол
по наследству, как потомок древнего царского рода, но завоевал его хитростью, умом и энергией, — характерна для того времени. Царь Борис — в
изображении Пушкина — умный и дальновидный властитель. Благодаря уму и энергии он оттеснил более родовитых бояр, расчистив для себя дорогу к престолу.
Но, захватив престол в результате политической игры, Борис своим личным примером показал путь к нему другим политическим честолюбцам. Если один человек
темного происхождения проложил себе путь к царскому венцу, то почему не может захватить его другой, хотя бы и простой чернец, раз он чувствует в себе
достаточно сил. Такие мысли, как показывает Пушкин на примере Григория, не могут не возникнуть…

Сложен у Пушкина и образ Самозванца. Это пылкий юноша, который рвется из ненавистных ему стен обители и которого страстно влечет неизвестный ему большой мир.
Григорий — не знатный дворянин, а простой чернец — в дальнейшем обнаруживает смелость, ум, дипломатические способности, которые в глухом монастыре никогда
не смогли бы раскрыться и проявиться с такой силой. Однако он принужден играть чужую роль, притворяться. Народ с его высоким нравственным сознанием равно
осуждает и Бориса, и Самозванца, для которых дорога к власти ле жит через насилие и преступление.

Оконченный в 1825 году «Борис Годунов» был напечатан лишь в 1830 году.

* * *
Итак, обратим внимание на то, как создавался «Борис Годунов», подумаем, почему царь долго не давал разрешения на публикацию этого произведения, прочитаем
сцену из «Бориса Годунова», представим себе ее героев, подумаем, как автор относится к ним.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


БОРИС ГОДУНОВ
А. С. Пушкин
[2]
(отрывок)

НОЧЬ. КЕЛЬЯ
В ЧУДОВОМ МОНАСТЫРЕ

(1603 года)[3]

О т е ц  П и м е н,  Г р и г о р и й спящий.

     Пимен
(Пишет перед лампадой.)
Еще одно, последнее сказанье –
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,[4]
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро –
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною –
Давно ль оно неслось, событий полно,
Волнуяся, как море-окиян?
Теперь оно безмолвно и спокойно,
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
Но близок день, лампада догорает –
Еще одно, последнее сказанье.
(Пишет.)

     Григорий
(Пробуждается.)
Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
Проклятый сон!.. А все перед лампадой
Старик сидит да пишет – и дремотой,
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.
Как я люблю его спокойный вид,
Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет; и часто
Я угадать хотел, о чем он пишет?
О темном ли владычестве татар?
О казнях ли свирепых Иоанна?
О бурном ли новогородском Вече?[5]
О славе ли отечества? напрасно.
Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.
Так точно дьяк, в приказах поседелый,[6]
Спокойно зрит на правых и виновных,
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.

     Пимен
Проснулся, брат.

     Григорий
Благослови меня,
Честный отец.

     Пимен
Благослови Господь
Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

     Григорий
Ты все писал и сном не позабылся,
А мой покой бесовское мечтанье
Тревожило, и враг меня мутил.
Мне снилося, что лестница крутая
Меня вела на башню; с высоты
Мне виделась Москва, что муравейник;
Внизу народ на площади кипел
И на меня указывал со смехом,
И стыдно мне и страшно становилось –
И, падая стремглав, я пробуждался…
И три раза мне снился тот же сон.
Не чудно ли?

     Пимен
Младая кровь играет;
Смиряй себя молитвой и постом,[7]
И сны твои видений легких будут
Исполнены. Доныне – если я,
Невольною дремотой обессилен,
Не сотворю молитвы долгой к ночи –
Мой старый сон не тих, и не безгрешен,
Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!

     Григорий
Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив! а я от отроческих лет
По келиям скитаюсь, бедный инок!
Зачем и мне не тешиться в боях,
Не пировать за царскою трапезой?
Успел бы я, как ты, на старость лет
От суеты, от мира отложиться,
Произнести монашества обет
И в тихую обитель затвориться.

      Пимен
Не сетуй, брат, что рано грешный свет
Покинул ты, что мало искушений
Послал тебе всевышний. Верь ты мне:
Нас издали пленяет слава, роскошь
И женская лукавая любовь.
Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь господь меня привел.
Подумай, сын, ты о царях великих.
Кто выше их? Единый бог. Кто смеет
Противу их? Никто. А что же? Часто
Златый венец тяжел им становился:
Они его меняли на клобук.[8]
Царь Иоанн искал успокоенья
В подобии монашеских трудов.
Его дворец, любимцев гордых полный,
Монастыря вид новый принимал:
Кромешники в тафьях и власяницах[9]
Послушными являлись чернецами,
А грозный царь игуменом[10] смиренным.
Я видел здесь – вот в этой самой келье
(В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
Муж праведный. Тогда уж и меня
Сподобил бог уразуметь ничтожность
Мирских сует), здесь видел я царя,
Усталого от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
Мы перед ним недвижимо стояли,
И тихо он беседу с нами вел.
Он говорил игумену и братье:
«Отцы мои, желанный день придет,
Предстану здесь алкающий[11] спасенья.
Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
Вы все – обет[12] примите мой духовный:
Прииду к вам, преступник окаянный,
И схиму[13] здесь честную восприму,
К стопам твоим, святый отец, припадши».
Так говорил державный государь,
И сладко речь из уст его лилася,
И плакал он. А мы в слезах молились,
Да ниспошлет господь любовь и мир
Его душе страдающей и бурной.
А сын его Феодор? На престоле
Он воздыхал о мирном житие
Молчальника. Он царские чертоги
Преобратил в молитвенную келью;
Там тяжкие, державные печали
Святой души его не возмущали.
Бог возлюбил смирение царя,
И Русь при нем во славе безмятежной
Утешилась – а в час его кончины
Свершилося неслыханное чудо:
К его одру, царю едину зримый,
Явился муж необычайно светел,
И начал с ним беседовать Феодор
И называть великим патриархом.
И все кругом объяты были страхом,
Уразумев небесное виденье,
Зане[14] святый владыка пред царем
Во храмине тогда не находился.
Когда же он преставился, палаты
Исполнились святым благоуханьем,
И лик его как солнце просиял –
Уж не видать такого нам царя.
О страшное, невиданное горе!
Прогневали мы бога, согрешили:
Владыкою себе цареубийцу
Мы нарекли.

     Григорий
Давно, честный отец,
Хотелось мне тебя спросить о смерти
Димитрия-царевича; в то время
Ты, говорят, был в Угличе.

     Пимен
Ох, помню!
Привел меня бог видеть злое дело,
Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;[15]
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж – а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич;
Царица мать в беспамятстве над ним,
Кормилица в отчаянье рыдает,
А тут народ, остервенясь, волочит
Безбожную предательницу-мамку…
Вдруг между их, свиреп, от злости бледен,
Является Иуда Битяговский.
«Вот, вот злодей!» – раздался общий вопль,
И вмиг его не стало. Тут народ
Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
Укрывшихся злодеев захватили
И привели пред теплый труп младенца,
И чудо – вдруг мертвец затрепетал –
«Покайтеся!» – народ им завопил:
И в ужасе под топором злодеи
Покаялись – и назвали Бориса.

     Григорий
Каких был лет царевич убиенный?

      Пимен
Да лет семи; ему бы ныне было
(Тому прошло уж десять лет… нет, больше:
Двенадцать лет) – он был бы твой ровесник
И царствовал; но бог судил иное.
Сей повестью плачевной заключу
Я летопись мою; с тех пор я мало
Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю. В часы,
Свободные от подвигов духовных,
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны –
А мне пора, пора уж отдохнуть
И погасить лампаду… Но звонят
К заутрене… благослови, господь,
Своих рабов!.. подай костыль, Григорий.
(Уходит.)

     Григорий
Борис, Борис! все пред тобой трепещет,
Никто тебе не смеет и напомнить
О жребии несчастного младенца,–
А между тем отшельник в темной келье
Здесь на тебя донос ужасный пишет:
И не уйдешь ты от суда мирского,
Как не уйдешь от божьего суда.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ

1. *Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная
кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности,
пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших… Мне казалось, что сей характер всё вместе — нов и знаком для русского сердца».
Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?

2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
(опыт литературоведческого исследования)

Сравните два варианта описания:

         Начальный вариант текста
Как я люблю его смиренный лик,
И тихий взор и важное смиренье
(И важный взор и тихое смиренье,
И ясный взор и хладное терпенье).

         Окончательный вариант текста
Как я люблю его спокойный вид.
Когда, душой в минувшем погруженный.
Он летопись свою ведет…

Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

Что изменилось, когда автор заменил фразу «Еще одно ужасное преданье…» на «последнее сказанье», начав и закончив этими словами монолог Пимена?

4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ

1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника
рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».

2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.


ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов — известные русские художники В. И. Суриков, В. Л. Фаворский, В. Г. Перов и лр.
Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью? Кто из художников, по вашему мнению, точнее
передал замысел А. С. Пушкина?

Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией
«Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы
с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)

Класс: 7.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации В.М.Васнецова к «Песне о Вещем Олеге», презентация «Князь Олег», карта — Восточная Римская империя и славяне в VI-XI вв., фонозапись «Песни…», презентация.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: баллада, старославянский текст, жанр, летопись.

Используемые методы, приемы, формы: словесная форма, фронтальный опрос, групповая работа, иллюстративно-словесный метод.

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия ученика

I. Организационная часть

— Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.

Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.

II. Проверка домашнего задания

Мотивация к учебной деятельности

В этом году у вас опять состоится встреча с великим русским поэтом, национальной гордостью России А.С. Пушкиным. (Слайд 1-2)

А) Что особенно запомнилось из жизни и творчества А.С.Пушкина?

Б) Перечислите знакомые вам произведения Пушкина по жанрам:

— стихотворения — «Узник», «Зимнее утро»…

— поэмы — «Руслан и Людмила»…

— повести — «Повести Белкина»…

— романы — «Дубровский»…

Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л: мотивация, смыслообразование;

П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;

Р: коррекция, волевая саморегуляция;

К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками

А.С.Пушкин писал и повести, и стихотворения, и поэмы, как «Руслан и Людмила», и исторические произведения в стихах, как «Борис Годунов», то есть талантлив был Пушкин во всех жанрах. Его волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно», — писал А.С.Пушкин

Зачем Пушкин, живя в 19 веке, обращался к столь давним временам? Проблемный вопрос. Поэт в историческом прошлом искал доказательства правоты своих взглядов на события современной ему жизни. П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

III. Объявление темы и целей урока.

Беседа с классом

Сегодня мы познакомимся с произведением А.С.Пушкина «Песней о Вещем Олеге», написанным на основе летописной легенды.

— Что такое летопись? (исток древнерусской литературы)

— Когда стали появляться летописи?

— Чем сейчас интересны летописи?

«Песнь о вещем Олеге», опираясь на летописные источники, воссоздаёт эпоху княжения Олега.

Кто он, князь Олег? (Слайд 3-4)

Задание 1. Прочитать летописный отрывок о смерти Олега. (Слайд 5)

С какой целью Пушкин обратился к этой легенде?

Вольнолюбивые стихотворения Пушкина послужили поводом для того, чтобы указом Александра I отправить поэта в ссылку на юг. Он посещает многие старинные города, в том числе Киев. Здесь поэта и заинтересовал один из древних курганов. Местные жители утверждали, что это — могила князя Олега, погибшего весьма загадочной смертью. Пушкин изучает труды Карамзина, где тот пересказывает сюжет «Повести временных лет» о смерти славного правителя. Так и рождается его «Песнь о вещем Олеге». Год ее написания — 1822.

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают о летописи

Сообщение подготовленного ученика. (Карта)

При чтении учащиеся вспоминают об особенностях произнесения летописного текста: распевность, неторопливость.

П: формулирование проблемы;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы..

IV. Работа с текстом

Знакомство с «Песней…» (фонозапись)

Отметьте средства поэтической выразительности: фольклорные эпитеты, славянизмы, торжественная неторопливость речи.

— Уточните лексическое значение некоторых слов. (вещий…)

— Каким слогом написано стихотворение? (высоким)

— Можно ли назвать «Песнь» одой? Почему?

— Повторение жанров (кроссворд). (Слайд 6)

«Песнь» о человеке и его судьбе одой не является.

img1

По вертикали:

1. Краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл.

2. Вид драмы, противоположный комедии, произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя.

3. Героика — патриотическая песня о богатырях и исторических событиях.

4. Один из основных жанров древнерусской литературы, сообщение, описание событий, погодная запись исторических событий.

5. Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.

6. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-то историческому событию или герою.

7. Род литературы, сюжетное художественное произведение в диалогической форме, предназначенное для постановки на сцене

Работа в тетради (слушают и записывают славянизмы и эпитеты)

Разгадаешь кроссворд, прочитаешь название жанра «Песни»

Ответы:

1). Басня,

2) трагедия,

3) былина,

4) летопись,

5) рассказ,

6) ода,

7) драма, по горизонтали Баллада.

Учащиеся работают коллективно.

Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация

П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций преобразовывать и сохранять информацию.

устанавливать причинно-следственные связи.

К: формирование навыков речевой деятельности

V. Закрепление. Работа со словом

Что такое баллада? Баллада — стихотворение, изображающее события фантастического или героического характера. Черты баллады: поэты часто обращались к историческому прошлому; таинственный, иногда фантастический ход событий, обилие средств художественной выразительности.)

Задание 1. Найдите в «Песне» средства воссоздания княжения Олега?

Другая особенность жанра баллады — таинственный, иногда фантастический ход событий.

Задание 2. Найдите примеры в тексте.

Достоверность похода, обычаи и традиции (тризна, пиры, отношение дружинника к коню)

Кудесник обладает таинственным чудесным даром предвидения

Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.

К: формирование умения определять вид сказки

Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы

VI. Самостоятельная работа по тексту

Приложение (Рабочая тетрадь по литературе)

Список устаревших слов

Работа в группе: работа на соотнесение

К: Освоение способов совместной деятельности

П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Л: формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному; формирование восприятия текста как произведения искусства.

VII. Творческая работа

1. Работа с иллюстрациями Васнецова к балладе. (Слайд 8) Какие фрагменты «Песни…» отражены в иллюстрациях?.

2. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конём. Нарисуйте словесный портрет сцены прощания. (Слайд 9)

— Какой смысл вкладывал А.С.Пушкин в пересказ легенды о смерти Олега? Как бы человек ни старались отодвинуть злой рок — он все равно его настигнет.

— Кому из героев поставили бы памятник? Как бы он выглядел, из чего сделан?

Сообщение ученика о Васнецове (Приложение) (Слайд 7)

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки:

Р: коррекция;

К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VII. Итог урока. Рефлексия

Оценка работы в группе.

На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её

VIII. Домашнее задание

Отрывок из баллады выучить наизусть.

  • План по рассказу дубровский по всем главам 6 класс
  • План по рассказу ашик кериб турецкая сказка 4 класс
  • План по литературному чтению 3 класс сказка о царе салтане
  • План по написанию отзыва о рассказе
  • План по произведению пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях