План по образу пугачева из рассказа капитанская дочка

Сочинения по литературе пушкин характеристика и образ пугачева в романе капитанская дочка произведение пушкина капитанская дочь - это творение, которое
  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка

Произведение Пушкина «Капитанская дочь» — это творение, которое было посвящено восстанию крестьян 1773-1774 годов.  Хоть все действия происходят и в вымышленном мире, весь сюжет реален.

Пугачев – один из центральных персонажей в повести, именно он руководитель данного восстания. В истории Емельян характеризуется как разбойник, убийца, грабитель. Одним словом – преступник. Однако, не стоит забывать о том, что за ним пошли люди, значит, было в нем что-то, к чему тянулись народные массы. Пушкин подчеркнул в своем романе то, что Пугачев был умен, рассудителен и сообразителен. Своими действиями Емельян показывал свою мудрость и даже расчетливость.

Пугачев не разбирался в своих отношениях к дворянам. Многие хорошие дворяне были казнены, хоть и заботились о своих крепостных крестьянах.  В число таких дворян входила и семья Миронова. Для Емельяна любой из помещиков был заведомо врагом, для него не было важным то, какой это человек: хороший или плохой. Пугачев боролся до конца за свою позицию и расправлялся с любым, кто бы мог нарушить свободу крестьян. Пугачев искренне хотел освободить крестьян от крепостничества путем восстания.

Емельян Пугачев не забыл о помощи, всегда помогал тем, кто когда-то помог ему. Например, Пугачев помог Гриневу, который когда-то спас его от холода, подарив тулуп и налив немного водки для согрева. Гринев просил милосердия Емельяна, чтобы освободить свою возлюбленную Марию Миронову, когда те попали в руки к Швабрину.

Исходя из всего этого, напрашивается вывод, что все-таки Пугачев не был таким уж зверем, как его описывали. Он – казак, который хотел восстановить права крестьян, помочь им освободиться от зависимости. Мало того, Гринев так же говорил, что у Пугачева была довольно-таки «замечательная» внешность. Он был добор к своим подчинённым, помогал им, поддерживал, давал свободу слова. Пугачев для своих союзников был настоящим героем, поэтому, можно сказать, что Емельян Пугачев не полностью отрицательный персонаж.

Пугачев ассоциировал себя с такой птицей, как орел. Его жизнь, подобно жизни этой птицы – короткая, но достойная.

Пушкин в образе Пугачева попытался воссоздать русского человека, у которого огромная душа. Александр Сергеевич любил в какой-то степени этого персонажа, он восхищался им. Автору нравилось его мудрость, храбрость и сила, однако, не понимал, почему именно такой способ Пугачев избрал для борьбы.

Вариант 2

Бунт под управлением Пугачева Емельяна значится одним из самых ужасных в истории Российской Империи. Пугачев стал интересен для большого количества писателей и историков. Александр Пушкин являлся одним из них, поэтому в 1836 году он написал повесть «Капитанская дочка», которое было посвящено этому волнению.

Пугачев Емельян располагается в сердце и является центральной фигурой этого произведения, несмотря на заглавие произведения. Его образ является необычным и занимательным. Пугачев является руководителем народного бунта, то есть беспощадным человеком. Он атакует Белогорскую крепость и предпринимается покончить с людьми, которые не желали подчиняться ему и принимать его за правителя. Он убивает всех и детей, и женщин, и стариков.

Но, также его образ обладает и хорошими качествами, несмотря на все недостатки. В произведении можно увидеть его сильные способности лидера, его деяния сопоставлены бестолковым деяниям императорским полковникам.

Также в этом произведении автор показывает Пугачева как и воинского руководителя, так и человека. Например, когда Гринев и Савельич сбились с пути на службу, им помогает простой невежа с хитрющими глазенками. За этот жест помощи Гринев подносит ему свой тулуп в знак признательности. В это время Петруша еще не представлял, кто стоял перед ним и какое предназначение исполнит этот подарок в его дальнейшем. Последующая встреча Гринева с Пугачевым происходит в Белогорской крепости, в период ужасных происшествий. Как раз в этот момент Пугачев припоминает подарок Гринева и не убивает его.

Во время разговора Пугачева с Гриневым, можно увидеть много хороших достоинств военачальника восстания, например, что он очень близок к народу и непредвзят. Он не обделен мудростью народа и наблюдательностью. С помощью этих качеств Пугачев рационально взвешивает свои силы, а также способности народное ополчение.

Поэтому когда Маша Миронова попадает в ужасное обстоятельство, Петр просит помочь Пугачева. В этих происшествиях можно ясно увидеть непредвзятость, великодушие, осмысление, гуманность предводителя. Он помогает отпустить Машу из страшной тюрьмы и дает добро на их союз.

Можно сделать заключение, что писатель описывает Пугачева как несовместимый характер, в котором совмещены и хорошие и плохие качества. Также как безнадежного человека, который не поменяет три месяца богатой еды на тридцать лет простого варева. По моему мнению, Емельян Пугачев является необыкновенной персоной, с твердым характером и блестящими способностями. Пугачев назвал себя царем, но народ пошел бы за ним, если бы он вел себя как истинный предводитель.

Сочинение про Пугачева

Образ Пугачёва в романе «Капитанская дочка» настолько многогранен, что описать и понять его полностью, наверное, не хватило бы терпения и нервов ни одному человеку. Пушкин окутывает Пугачёва в шубу, которая покрыта мраком и тайнами.

Никто точно не может сказать, каким был Емельян Пугачёв, потому что для восставших крестьян он был лучшим господином и царём, для Екатерины он был самозванцем, а главный герой Гринёв и вовсе постоянно меняет своё мнение о Пугачёве.

Сначала мы видим Гринёва, который в ужасный холод отдаёт свой тулуп казаку, который пропил свою одежду, — Пугачёву. Уже здесь у читателя закрадываются мысли о том, что Емельян — крайне неблагополучный человек, который любит выпивку и потому жизнь его обречена. Но не всё так просто.

Сам Пушкин же на протяжении всего романа ассоциирует Пугачёва со снегом, пытаясь внушить читателям, что процесс восстания во главе Емельяна был неожиданным для России, был как снег на голову. Люди, которые идут за Пугачёвым, видят в нём самые лучше черты правителя: он обращается к народу понятным языком, он смелый и не боится выступать против власти, он готов к тому, чтобы за ним шли, его считают справедливым, великодушным и честным.

Сам главный герой Гринёв относится к Пугачёву плохо, потому что произносит известную фразу «Не приведи Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», но великодушие, смелость и другие положительные черты характера Пугачёва так или иначе привлекают Гринёва.

Пугачёва можно назвать жестоким, потому что для него казнь — это обычный инструмент, но в таком контексте нужно сказать, что на тот момент была лютая ненависть между разными классами на Руси, потому народом жестокость воспринималась даже с задором и весельем.

Емельян в одной из сцен щадит Гринёва и Машу, отменяет их казнь и даёт добро на то, чтобы они спокойно передвигались по подконтрольным ему территориям, но я считаю, что мотивы здесь двойственны: с одной стороны, таким жестком Пугачёв хотел отблагодарить Гринёва за тот тулуп, который он ему отдал в жуткий холод, с другой же стороны, Пугачёв всегда хотел быть похож на царей и «истинных» правителей, а значит, такой подарок с барского плеча вполне себе мог возвысить Пугачёва в глазах самого себя.

Образец 4

Повесть (или же роман) Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» является историческим с элементами художественного вымысла. Он повествует о восстании 1773-1775 годов, возглавленном Емельяном Пугачевым.

Емельян Пугачев – один из трех главных героев произведения (другие два – это Швабрин и Гринев). Пугачев по своей натуре парадоксальный персонаж, так как вобрал в себя как положительные качества примерного Гринева, так и всю скверну коварного Швабрина.

Емельян Пугачев – это казак. Всем сыновьям степи свойственно неутолимое стремление к свободе. Они воинственны, и если ведут борьбу, то до последней капли крови.

Пушкин вводит Пугачева в повествование в качестве героя казацкого фольклора, знакомя с ним читателя плавно и динамично. Сначала это какая-то непонятная фигура, что с каждой главой занимает более значимое место, чем прежде, и заполоняет все пространство произведения. Изначально Пугачев предстает как пьяница, но вскоре становится известно о нем больше.

Глаза этого казака огненные, искрящиеся, привлекающие внимание. Они говорят о феноменальности и незаурядности своего владельца. При этом Пугачев жестокий, зверский, хитрый человек. Он не задумываясь приказывает казнить или миловать. В то же время Александр Сергеевич наделяет своего героя совершенно противоположными качествами, а именно: широкой душой, щедростью, пониманием, о которых становится известно спустя некоторое время повествования. Емельян уважает правдивых, верных и искренних людей, не забывает о добрых делах. Он отпускает Гринева с Машей.

Кроме того, Пугачев умный, умеет отлично играть на публику и чуток лукавит. Именно благодаря этим качествам ему удалось убедить народ в том, что он исчезнувший несколько лет назад император России. Однако, Гриневу он в открытую рассказывает о том, что он не Петр III, а самозванец.

Автор рисует образ Пугачева как царя, избавляющего народ от сильного гнета. Вести себя он старается соответственно: раздает титулы, награждает или наказывает.

А.С. Пушкин создал действительно сложного и многогранного героя, который достоин внимания читателей.

Вариант 5

Автор создал неоднозначный образ вождя народного восстания. Пушкин показал как резко отрицательные стороны самозваного царя, так и отразил в его образе черты русского народа, невольно внушающие симпатию.

Автор, безусловно, был противником революции, бунта бессмысленного и беспощадного. Показывая свое отношение к этому, Пушкин изобразил расправы восставших и их предводителя над дворянами. Жестокость Пугачева хорошо продемонстрирована в сцене расправы победивших пугачевцев над семьей Мироновых – положительных персонажей, не замеченных в плохом отношении к крепостным.

Вместе с тем, впервые Пугачев появляется на страницах повести еще до того, как он возглавил восстание, в образе безвестного казака, которому Гринев в метель дает чарку водки и тулуп. Вероятно, сделано это было не только для того, чтобы помилование предводителем бунтовщиков честного офицера выглядело как акт благодарности, было более психологически оправданным, давая возможность глазами пленного описать события. Целью также являлось дать многогранный образ Пугачева, изображение его не только черными красками.

Несмотря на проявляемую жестокость, самозваный мужицкий царь помнит сделанное ему добро, помогает Петру Гриневу и Маше. Кроме того, возглавляемое им восстание вызвано не просто желание грабить и убивать. Пушкин прекрасно понимал истинные его причины, хотя в то время, конечно, говорить об этом прямо было довольно затруднительно.

Пугачев показан не только сильным человеком, казачьим и крестьянским лидером. Он и олицетворение самого русского народа. В речи вождя восстания звучит народный фольклор, настоящие выражения из языка, используемого в повседневной речи.

Живой взгляд и плутовское лицо, отмеченные автором, вместе со сравнением Пугачева себя с орлом, пьющим кровь, показывают неоднозначность не только этой исторической личности, но и русского народа в целом, как его понимал Пушкин. Здесь видна не только и не столько кровожадность и жестокость, проявляющаяся в подобных экстремальных ситуациях, но и сила простого народа. Для Пушкина, в отличие от многих его современников, крестьяне не были лишь носителями добродетелями и объектами притеснений со стороны высших классов. Он предпочитал видеть и показывать жизнь многогранной.

В целом, Пугачев в данном произведении дан не только для того, чтобы изобразить реальное историческое лицо, но и показать истинный характер русского народа, доведенного до отчаяния.

Образец 6

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» изначально планировалась автором как сугубо историческое произведение, повествующее о событиях Крестьянского восстания (или Крестьянской войны) 1773-1774 годов, однако во время её написания, автором придумывались всё новые и новые детали, которые не могли бы быть известны ему — например, главная любовная линия и вообще многие персонажи, такие например, как главные герои.

Однако описать события того времени было бы просто невозможно без создания образа реально существовавшей исторической личности – предводителя восстания, донского казака Емельяна Пугачёва. Именно он поднял крестьянство и казачество на бунт, представляясь погибшим мужем императрицы Екатерины Второй, руководил войсками бунтовщиков, а так же именно его фамилией в народе и прозвали те события – «пугачёвщина».

Впервые мы встречаем его как случайного путника, который замерзает в дороге во время ужасного бурана. Главный герой, Пётр Гринёв, подаёт ему чарку водки и отдаёт свой теплый заячий тулуп. Тогда ещё Пётр не знал, что его щедрость и доброта, проявленная к незнакомцу, потом спасёт ему жизнь. А именно – когда Пугачёв уже стал «вожаком» и поднял восстание, одной из крепостей, которую захватили его войска, оказалась именно крепость, в которой и служил Пётр.

Емельян велит жестоко расправиться со всеми солдатами и офицерами, не согласными предать императрицу и перейти на сторону бунтовщиков. В них, несмотря на личные качества, воинскую доблесть, на преданность и верность воинской службе и императрица Екатерине лично, он видит помещиков и угнетателей крестьян. Но несмотря на то, что Пётр является таким же «угнетателем» и что он отказывается присягать на верность войску восставших, Емельян пощадил его, потому что помнил то добро, которое проявил к нему Гринёв во время бурана, не зная, кто перед ним стоит и думая, что это обычный заблудший крестьянин. Фактически, это первая попытка придать Пугачёву благородные черты, объяснить его поступки не с позиций верного императорскому дому дворянства, как это делали историки до Пушкина, а с позиций обычного человека.

И действительно, Пушкин помимо жестокости к всем неугодны, придаёт Пугачёву множество положительных черт – он умён, хладнокровен, его речь наполнена пословицами и поговорками, просторечными казачьими фразами, сам он предстаёт перед нами как довольно простой в отношениях со всеми людьми человек (несмотря на то, что для народа он «царь-батюшка», для своих подчиненных он просто «вожатый») , не лишенный, однако, нечта «плутовского во взгляде».

Не лишен Пугачёв и героических черт, что раскрывается в рассказанной им сказке об орле и вороне, говорящей о том, что ради своих целей и идеалов он готов погибнуть. Благороден Пугачёв и по отношению к Петру и Маше, которую он освобождает, узнав о злоупотреблениях подчинившегося ему предателя Швабрина. Но автор не идеализирует его – тот метод, который выбрал Пугачёв для освобождения крестьян, неприятен Пушкину, он предпочитает плавные реформы кровопролитным бунтам и революциям.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка

Характеристика и образ Пугачева в романе Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

  • Сочинение на тему Что такое Ответственность 15.3 9 класс ОГЭ

    С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни — к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

  • Сочинение Главные герои произведения Аленький цветочек (характеристика)

    В сказке «Аленький цветочек» главными героями можно назвать практически всех персонажей. Каждый из них выполняет важную функцию. Первые персонажи с которыми знакомится читатель — это купец и его дочери.

  • Проблемы романа Война и мир Толстого (проблематика)

    Роман-эпопея переполнен глубокими мыслями, анализом различных жизненных ситуаций, поиском себя и своего места в этом большом мире, разнообразными отношениями, благородством и пороками

  • Анализ сказки Каша из топора

    Жанровая направленность произведения представляет собой фольклорную бытовую сказку, являющуюся творением устного народного творчества, вымышленным по содержанию и прозаическим в соответствии с формой.

  • Образ и характеристика Пантелея Прокофьевича Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова

    Для того что бы провести анализ произведения «Тихий Дон» проведем анализ образа, главного героя произведения Мелехова Пантелея Прокофьевича. Его отношение к семье и обществу. Является ярким персонажем.

КГУ
«Физико-математический лицей»

Поурочный план

Раздел

Любовь и честь

ФИО педагога

Литау Е.Н.

Дата

8 А

8 Б

8 В

Класс

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

8 А

8 Б

8 В

8 А

8 Б

8 В

Тема урока № 28

Образ
Пугачева в повести.

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

8.2.6.1 анализировать систему
образов, хронотоп, структуру  произведения и оформлять своё представление с
помощью различных способов свёртывания информации (схемы, таблицы,
интеллект-карты, ментальные карты, ПОПС-формулы, диаграммы).

8.2.7.1 определять способы
выражения авторского отношения к героям.

Цели урока

-узнать о пути духовного становления Петра Гринева; выявить
способы и средства характеристики героя; находить в тексте цитаты, фрагменты,
отражающие тематику произведения; оформлять свое представление о герое с
помощью различных способов свертывания информации; сравнивать художественное
произведение с произведениями  других видов искусства;

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1. Начало урока

1.Оргмомент.

2.Актуализация.

Найди среди букв слова, имеющие, на твой взгляд, отношение к
повести
«Капитанская дочка». К какому герою повести их можно отнести?
На какие две группы можно разделить слова? Распредели их в кластере

2. Середина урока

3. Конец  урока

            Рефлексия.

«Комплимент». Учащиеся
оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за
проведенный урок.

Перечитайте эпизод из предложенной вам главы. Заполните
таблицу.
Главы для анализа: «Вожатый», «Пугачевщина»,
«Приступ», «Незваный гость», «Мятежная слобода»,
«Сирота»

Сравни образ Пугачева в видеофрагментах из разных фильмов
«Капитанская дочка» и

«Русский бунт» с образом, созданным Пушкиным. В каком фильме образ Пугачева
ближе к идее Пушкина? Почему?

Сравни образ Пугачева в
видеофрагментах из разных фильмов «Капитанская дочка» и
  «Русский бунт» с образом, созданным Пушкиным. В каком фильме
образ Пугачева
ближе к идее Пушкина? Почему?

https://www.youtube.com/watch?v=fkVnQO72CMU

https://www.youtube.com/watch?v=kVxnfD3dwlA

Важнейший принцип создания образа Пугачева перевоплощение –
метаморфоза. В

каких эпизодах это происходит? Дай название эпизодам. В чем причина перемен
в

Пугачеве?

Пугачев — народный защитник или злодей?
Заполните таблицу словами, характеризующими Пугачева

Ум, сметливость, жестокость, широта натуры,
властность, хладнокровие, благородство,
желание подчинить своей воле, авантюризм,
великодушие, память на добро, удальство,
кровожадность, тяга к справедливости,
самолюбие, прямота, свободолюбие, честь,
милосердие, чувство долга, демократизм в
отношениях

Запишите выводы по образу
Е.Пугачева в тексте-опоре, вставляя недостающие фразы

Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо,
________________________. Однако в романе он не
тождествен своему историческому прототипу, т.к. дан в восприятии героя романа
–____________________________. Как
персонаж Пугачев появляется только тогда, когда его жизнь пересекается с жизнью
мемуариста. Облик
Емельяна П. физически конкретен, рассказчику вполне ясен и его социальный
статус: он
________________________________________________. С появлением в романе
Пугачева возникает тревожная, загадочная
обстановка. В главе «Вожатый» перед нами предстает человек, внешность которого
выразительна,
своеобразна, но обманчива: ___________________________________________________________________________________.
Его речь
пестрит народными пословицами и поговорками, намеками и
иносказаниями:______________________________________. В его поступках и
отношении к герою
повести можно отметить___________________________________________________________________________________________________.
Важнейший принцип создания образа Пугачева – превращение, метаморфоза Он
постоянно перевоплощается,
как бы ускользая от однозначных определений. В главах «Пугачевщина» и «Приступ»
перед читателем
предстает не «бродяга», а _______________________________________. В нем
проступают то черты плутоватого казака, то
мудрость народного вождя и полководца. В одних эпизодах он
____________________________, в других –
__________________________________________.
В повести постоянно говорится о глазах Пугачева:
___________________________________________________________. Эта
деталь необходима для создания его динамичного портрета.
В восприятии Гринева, Пугачев – человек – стихия, который представляется ему
[человеком]
_____________________________, посланным самой судьбой в каждый поворотный
момент его жизни. Образ Емельяна
Пугачева – центральный образ романа, хотя Пугачев и не является главным
действующим лицом. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о
соотношении частной жизни человека и жизни
исторической.

Приём
«Двухчастный дневник»

Задание:
проанализируйте, как складываются взаимоотношения героев ( 2, 7-9,
12 главы) – задание №7, стр. 138 и заполните таблицу:

Цитата

Комментарии

«Сторона мне знакомая»

«Батюшка наш тебя милует»

«Ступай себе на все четыре стороны и делай, что хочешь»

«Отец наш вам жалует лошадь и шубу со своего плеча»

«Возьми свою красавицу, вези её, куда хочешь, и дай вам Бог
любовь и совет»

Дескрипторы:

анализирует
цитаты;


делает выводы о взаимоотношениях героев.

ФО
«Карусель». Комментарии учителя.

Открытие
нового.

1.
И.Г.  Приём   «В редакции».
 

Задание:
составить план статьи «Историческая канва произведения. Образ Пугачёва»

Дескрипторы:


читает статью;

-составляет
план;


использует цитаты для плана.

ФО
Взаимопроверка планов «Карусель»

2.
К. Приём «Обсудим прочитанное»

Задание:
ответьте на вопросы по статье

— Каким
А.С.Пушкин изобразил Пугачёва в повести?


Каковы черты характера Пугачёва?


Почему образ героя нельзя трактовать однозначно?

— Как
Пугачёв относится к Гринёву?

— Как
ведёт себя Пугачёв во время боёв? Можно ли его назвать полководцем?

Дескрипторы:

отвечает
на вопросы;


выбирает черты Маши;

-аргументирует
свой ответ.

ФО
«Словесная оценка»

Приём
«Чтение по ролям»

Задание:
прочитайте выразительно эпизод «Разговор Пугачёва с Гринёвым»
(глава «Незваный гость»). Как речь помогает понять характеры героев?

Дескрипторы:

читает
эпизод по ролям;


делает выводы о значении речи для характеристики героев.

ФО
«Аплодисменты»

Похожие вопросы:

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 08:50

Что происходит в святочную ночь с николаем и соней? (война и мир)

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 20:10

Нужно в двух-трёх предложениях выделить основную мысль данного текста. мировую славу получила небольшая однокупольная церковь, находящаяся на владимирской земле, в полутора километрах от села боголюбова, на
месте впадения реки нерли в клязьму — храм покрова пресвятой богородицы. построенная в 1165 г. безымянными мастерами по велению святого благоверного князя андрея боголюбского, белокаменная загородная церковь
простояла в «водных вратах» бывшего владимирского княжества около девяти веков и получила признание как архитектурный памятник владимиро-суздальской школы, символ зодчества и шедевр мировой архитектуры.
строительство храма связано с двумя событиями личного и общественно-церковного значения. церковь была возведена в память о сыне князя андрея, юном княжиче изяславе, погибшем в сражении с волжскими булгарами, в
честь праздника покрова пресвятой богородицы. праздник посвящен событию, произошедшему в византии, он связан с чудом явления во влахернском храме божией матери с покровом в руках, который символизировал ее
особенное покровительство христианскому миру, ее заступничество перед наступающим на константинополь неприятелем. праздник покрова пресвятой богородицы стал национальным на земле и одним из самых почитаемых
в народе, а установлено празднование было именно властью владимирского князя андрея и епископом, даже без согласования с киевским митрополитом. создание храма в память об этом событии явилось актом церковного
признания этого праздника и одновременно утверждения его в жизни народа средствами монументального зодчества. церковь покрова на нерли вошла в комплекс боголюбской резиденции князя андрея и стала первым на
руси храмом, посвященным празднику покрова пресвятой богородицы. строительство храма в честь праздника, символизирующего особое покровительство владычицы небесной, призвано было утверждать идею небесного
покровительства владимирской земле и князю андрею, особо отмеченному благодатью божией. прекрасная белокаменная чудо-церковь одиноко, как бы задумчиво-печально возвышающаяся над просторами владимирских
равнин, навсегда запечатлела память о юном воине, сыне князя андрея, пребывающем на небесах. поднимаясь в бесконечное небо, белоснежный стройный силуэт отражается в зеркальной глади неширокой речки, смягчая
впечатление одиночества, рассеивая грусть, внося ноты тихой радости и гармонии. белокаменный одноглавый храм крестово-купольного типа отличается удивительной гармонией пропорций и изяществом украшений. поток
вертикальных линий, усиленный колонками, ритмом колончатого пояса, вытянутыми окнами и аркатурой главки. рам покрова сохранил белизну своих каменных одежд, отсутствие живописи на стенах придает гармоничность,
одухотворенность и целостность этому архитектурно-поэтическому произведению владимирских зодчих. церковь хорошо сохранилась, став идеальным воплощением канона трехапсидного крестово-купольного
православного храма и является одним из любимейших храмов россии. по решению юнеско храм покрова на нерли включен в список всемирного наследия.

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 09.03.2019 21:40

Найти интересные древнегреческие мифы для 3

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 10.03.2019 10:30

Подскажите, , сколько стр. в книге некрасова «приключения капитана врунгеля». дневник для чтения заполняю. заранее

Ответов: 4

Иконка предмета

Литература, 03.03.2019 20:46

Стихи про катю которые 1начинаются с буквы» а «2 с буквы «е»3 другой стих, начинающийся с буквы «а»​

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 12.03.2019 16:29

70 произведение-13 подвигов геракла ответьте на вопросы; 1)почему герой с вспоминает харлампий диогенович? 2)почему смех был самым страшным оружием ? 3)как вы понимаете название рассказа ?

Ответов: 2

Иконка предмета

Литература, 13.03.2019 05:40

Сочинение на тему мой любимый герой ! дополнительно 50 пунктов за самое

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 16.03.2019 07:20

Какие проверки устраивает автор гриневу и швабрину на честность и милосердие? ? ответьте !

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 16.03.2019 18:17

Сочинение на тему сказка 5 класс по

Ответов: 1

Иконка предмета

Литература, 17.03.2019 17:52

Твір на тему дива які творить звичайна людяність.

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 10:30

Почему калашников не отвечает царю на вопрос о причинах убийства кирибеевича? м. ю.лермонтовпесня про царя ивана васильевича молодого опричника и удалого купца калашникова

Ответов: 3

Иконка предмета

Литература, 18.03.2019 16:35

Нужно ли в жизни сочувтвие и сострадание? сочинение план: 1. определения сочувтвие и сострадание2. пример из произведения «юшка»3. пример из произведения » в прекрасном и яросном мире»4. вывод

Ответов: 2

Вопросы по другим предметам:

Категория

Информатика, 07.06.2019 08:40

Категория

География, 07.06.2019 08:40

Категория

Категория

Геометрия, 07.06.2019 08:40

Категория

Математика, 07.06.2019 08:40

Категория

Русский язык, 07.06.2019 08:40

Категория

Математика, 07.06.2019 08:40

Категория

Русский язык, 07.06.2019 08:40

Категория

Математика, 07.06.2019 08:40

Категория

Математика, 07.06.2019 08:40

Урок литературы в 8 – А классе

МОУ «СОШ №23» г.Саратов.

Учитель: Емельянова Наталья Викторовна.

Тема: «Авторское отношение к образу Пугачева и пугачевщине в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Дата: 25 октября 2013г.

Вид урока: экскурсия в творческую мастерскую.

Цель урока:
— формирование умения характеризовать авторскую позицию на основе исследуемого литературоведческого материала и текста художественного произведения;
— закрепление навыков работы с текстом в исследовании миропонимания автора;
— развитие речи учащихся;
— воспитание читательского вкуса.

Вид работы учащихся:
— заочная экскурсия в историю написания повести;
— наблюдение иллюстрации С.Герасимова к повести и устное словесное описание;
— работа индивидуальная и в группах;
— словарная работа;
— чтение аналитическое и по ролям отдельных фрагментов;
— беседа, диспут;
— составление таблицы – характеристики образа Пугачева;
— самоконтроль, взаимоконтроль;
— восстановление текста литературоведческого содержания.

Оформление, наглядность.

  1. Запись на доске темы цели урока:
    «Умение характеризовать авторскую позицию на примере литературного материала».
  2. Эпиграф:
    Пушкин написал лучшее русское произведение. В первый раз выступили истинно русские характеры, бестолковщина времени и простое величие простых людей – все не только сама правда, но еще как бы лучше ее».                Н.В.Гоголь.
  3. Репродукция автопортрета. А.С.Пушкин.
  4. Иллюстрация С.Герасимова «Разговор Пугачева с П.Гриневым о Маше Мироновой».

Оборудование урока.

  1. Тексты повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  2. Сборник «Читаем. Думаем. Спорим. 8 класс». Дидактические материалы. Авт.-состав. Г.И.Беленький, О.М.Хренова, М.,Просв, 2001г.
  3. Подготовленные к чтению фрагменты повести и фрагменты из «Дидактического материала».
  4. Карточки с лексикой при использовании составления литературоведческого текста(для сильной группы):
    — фигура, жуткая в своей реальности;
    — самозванец, глава восставших;
    — увиден глазами автора, современников;
    — бродяга, глава шайки разбойников;
    — трагическая судьба;
    — Пугачев видится нам как…
    — по убеждению Пушкина, …
    — бессмысленный и беспощадный бунт;
    — гражданская честность и смелость писателя;
    — ответственность перед историей.
  5. Литературоведческий текст с пропуском для восстановления (для слабых групп).

Гринев … человек, старающийся … передать все, чему стал свидетелем. Он видел … участников событий. Мемуары Петра Андреевича Гринева отражают … взгляд на события с высоты житейского опыта и … эпохи 18 века.

… Гринев понимает как …, …, … в правоте.

Честь стала в повести мерой порядочности. Судьбою своего героя Пушкин А.С. показал, как судьба человека зависит от хода истории.

Именно история подвергла Пугачева испытаниям на …, … . Но в чесиных глазах Гринева … Пугачев – преступивший закон казак, … .

В повести автор говорит о Пугачеве как о … народного восстания, атамане, отмечая его … в бою, противопоставляет … великодушию.

Картина русской истории с бессмысленным и … бунтом, по убеждению Пушкина, не должна повториться.

Словарь для текста: честный, правдиво, главные, собственный, авторский, нравы, честь, достоинство, совесть, убеждение, мужество, человечность, честные, мятежник, бунтовщик, предводитель, смелость, жестокость, беспощадный.

  1. Таблица. Оценка образа Пугачева действующими лицами и автором повести. (Заполняется по ходу урока).

Кто характеризует Пугачева

Какую характеристику дает Пугачеву

  1. Екатерина II,
    дворянское сословие

Разбойник, самозванец, вор, бунтовщик, предводитель шайки, убийца;
заслуживает казни.

  1. Петр Андреевич Гринев

Умен, наблюдателен, преступник государственный, бунтовщик;
заслуживает осудительно – сострадательного отношения.

  1. Пугачев о себе

Удачливый человек, умен, атаман, предводитель;
самозванец.

  1. Руководители восставших

Удачливый самозванец, отпетый вор, бунтовщик.

  1. Крестьянское сословие

Грозный государь – освободитель, предводитель мятежников, защитник обиженных.

  1. Автор повести

Вождь бунтовщиков, нарушитель закона и порядка, отважный, жестокий, лукавый человек;
заслуживает осуждения и сострадания.

Индивидуальная подготовка учащихся.

  1. Фрагментарное чтение 2, 6, 7, 8, 9, 11 глав повести.
  2. Выступление учащихся от лиц
    — художника С.Герасимова по иллюстрации;
    — А.С.Пушкина по черновику и окончательному варианту сцен повести, связанных с образом Пугачева и бунта.
  3. Две индивидуальные работы в качестве образца как итог исследования на уроке.
  4. Черновые варианты заполнения таблицы.

Ход урока.

  1. Слово учителя. Объявление темы, цели урока. Комментирование эпиграфа.

В 30-е годы XIX века А.С.Пушкин начал изучать архивные материалы, задумав написать о Пугачеве. Освещать тему автор будет в хронике и в повести. В 1834г. император Николай I, будучи цензором Пушкина, озаглавил хронику «История Пугачевского бунта (1773 – 1775гг)»; интерес читателя к книге был не велик. А вот повесть «Капитанская дочка», вышедшая в 1836г., получила большой интерес у читательской публики. Почему так случилось: Видимо, современникам автора было важно не только узнать подробнее историческое событие или историческое лицо, но отклик писателя на события 1773-1775 годов.

        Цель нашего урока – увидеть, как шел к созданию образа Пугачева автор повести, какие оценки писатель дал историческим лицам и событиям. А, обращаясь к эпиграфу, какие оценки мы будем искать в «Капитанской дочке»?

        Учащиеся цитируют эпиграф: «… бестолковщина времени и простое величие простых людей все .. сама правда».

  1. Проверка знания текста и понимания прочитанного посредством выборочного чтения и оценки качеств Пугачева; параллельное заполнение таблицы отношения к Пугачеву и его характеристика.

— чтение гл.2

Петр Гринев видит Пугачева по дороге в степи

«Его хладнокровие ободрило меня … Сметливость его и тонкость чутья меня изумила».

— чтение главы 6

Генеральское письмо кпитану Миронову

«Донской казак и разбойник Емельян Пугачев, учиня непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в Яицких селениях … разорил несколько крепостей и, произведя везде грабеж и смертные убийства».

Капитан Миронов

«Злодей-то, видимо, силен…».

Воспоминания Петра Гринева

«Разбойник объявлял о своем намерении немедленно идти на нашу крепость: приглашал казаков и солдат в свою шайку, а командиров увещевал не сопротивляться, угрожая казнию…».

— глава 7

Взятие Белогорской крепости повстанцами

«изменники кричали: «Не стреляйте; выходите вон к государю, Государь здесь!»

Казнь капитана Миронова и Василисы Егоровны

«Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие, а сгинул от беглого каторжника!»

— глава 8

П.А.Гринев о присяге в разговоре с Пугачевым

«признать бродягу государем был я не в состоянии… Назвать его в глаза обманщиком – было подвергнуть себя гибели … Могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый … кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку».

Пугачев в беседе с Гриневым

«Так ты не веришь, что я бы государь Петр Федорович? А разве нет удачи удалому? Разве в старину Гришка Отрепьев не царствовал? Кто ни поп, тот батька…».

— глава 9

Савельич о милости Пугачева

«… я недаром подал мошеннику челобитье; вору-то стало совестно …, что они, мошенники, у нас украли … с лихой собаки хоть шерсти клок».

— глава 11

Пугачев об отношении своих единомышленников друг к другу

«Господа генералы! … беда, если наши кобели меж собою перегрызутся…».

П.А.Гринев об отношениях руководителей бунтовщиков

«Народ толпится на улице … Пугачев был одет по дорожному … Вчерашние собеседники окружали его, приняв на себя вид подобострастия, который сильно противоречил всему, чему я был свидетелем накануне».

Пугачев о своей судьбе

«… поздно мне каяться. Дле меня не будет помилования. Буду продолжать как начал … Авось удастся!»

П.А.Гринев о судьбе Пугачева.

«… жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

  1. Обмен читательским мнением. Комментирование собранного в таблицу материала.
  1. Беседа: — как герои повести относятся к Пугачеву и бунту?
    — как герои повести характеризуют вождя крестьянского бунта?
    — о чем говорят предложенные оценки образа Пугачева?
    (сметливость изумила, человек смышленный, вору совестно, дерзкий разбойник, злодей силен, произвел грабежи, опасная шутка, лихая собака, поздно каяться).

Вывод. Учащиеся из предложенных фрагментов находят, что образ Пугачева сложен, противоречив. Отдельные фрагменты еще не раскрывают авторского отношения к герою повести. Может быть, черновик повести внесет дополнение.

  1. От лица А.С.Пушкина. 2 человека в дидактическом пособии читают начальный им окончательный вариант повести.

Начальный

Конечный

Гл.11. Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась.

Вывод учащихся: Пугачев воспроизводит образ боярина, известный ему не по происхождению, а по фольклору. Окончательный вариант эту мысль усилил.

Гл.11. Сердце мое изнемогало. Я думал также и о страшном избавителе.

Я думал так же и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.

Вывод: в окончательном варианте Пугачев более благороден, душевнее.

Гл.11. Страх потрясал мою душу.

Я вспомнил об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть избавителем моей любезной.

Вывод: второй вариант подчеркивает сложность характера Пугачева: жестокость в нем уживается с добротою, ошибки поведения несут страдания самому себе.

Гл.13. Мы проходили через селения, разоренные Пугачевым, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что оставлено было им разбойниками … Начальник отдельных отрядов … наказывали виноватых и безвинных.

Мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками, и поневоле отбирали у бедных жителей то, что успели они спасти … начальники отдельных отрядов самовластно наказывали и миловали.

Вывод: писателю приходится смягчать оценки действий государственной власти, но автор не усиливает негатив в оценке пугачевцев. Похоже, что-то в действии восставших А.С.пушкин, понимая, оправдывает.

  1. Рассматривание иллюстрации С.Гринева.
  1. Авторское отношение в войне поможет понять и художник. Выступление учащегося с описанием иллюстрации « П.А.Гринев беседует с Пугачевым о Маше Мироновой».
  2. Чтение фрагмента по ролям. Гл.11:
    -капрал Белобородов;
    -Пугачев;
    -Гринев, как автор мемуаров;
    -Наумыч;
    -Хлопуша(Афанасий Соколов).

Вывод учащихся: С.Герасимовым Пугачев изображен как самозванец. Мужичье происхождение видно в небритом лице, казацком одеянии, в мощной фигуре, в удальски сдвинутой шапке, в терпимости к убогому «дворцу» с бревенчатыми стенами, с коптилкой в углу, с бочонком то ли для воды, то ли с пойлом для скотины. В избе полумрак, смрад. Учащиеся подчеркивают, что художник точно подметил пушкинский замысел и в картине воссоздал образ мужественного, умного, авантюристически настроенного атамана. От своих единомышленников (Белобородова, Соколова) Пугачев отличается открытостью суждений, поступков. Художник Герасимов С., как и автор повести, рисует образ противоречивый, но во многом симпатичный читателю и зрителю.

  1. Беседа с классом по вопросу отношения автора к пугачевскому бунту в анализом фрагмента гл.13 (от слов: «Не стану описывать нашего похода» до слов «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»).
    — Кому автор доверяет произнести эти слова? (их пишет в мемуарах 50 – летний П.А.гринев).
    — Жестокость какой из воюющих сторон отмечает и на всю жизнь запоминает П.А.Гринев? (И бунтовщики и регулярная армия поступают жестоко не только с противником, но и с мирным населением по малейшему подозрению).
    — Делает ли П.А.Гринев попытку оправдания хотя бы одной из воюющих сторон? (Нет. Офицер видит смелость простых солдат, защищающих Белогорскую крепость и трусость старших офицеров Оренбургского гарнизона; пугачевцы отличаются отвагой, а их предводители продажностью, трусостью.)
    — Можно ли полагать, что А.С.Пушкин свое повествование о трагических событиях пугачевского бунта и характеристику предводителя доверит старому русскому офицеру Петру Андреевичу Гриневу? (Да, это так. В мемуарах через много лет после описанных событий старый человек П.А.Гринев, оставшийся верным присяге, произносит те оценки, которые принадлежат самому автору. Иначе быть не могло).

Вывод. Мы видим честную, смелую позицию А.С.Пушкина, который свои мысли мог доверить только положительному герою, пережившему тяжелые испытания и не опорочившему мундира офицера, чести семьи Гриневых.

  1. Отчет по исследовательской работе. Группы вполняют письменную работу литературоведческого характера по теме урока.

Сильные группы по карточке с лексикой составляют текст, а в слабой группе восстанавливают предложенный текст (см. раздел «Оборудование урока», пункт 4, 5).

  1. Проверка. Чтение отдельных составленных учащимися текстов. (Работы прилагаются).
  2. Подведение итогов урока.
    1. Письменные работы после проверки оценены:
    «5» — 8 человек;
    «4» — 9 человек;
    «3» — 3 человека.
    2 человек на уроке отсутствовали.


2. Объявление оценок учащимся ща индивидуальную подготовку:
— чтение по ролям – 5 человек по «5»;
— комментирование чернового и окончательного варианта повести – 2 человека по «5»;
— фрагментарное чтение и пояснение образов и авторского отношения к ним:
«5» — 4 человека;
«4» — 6 человек.
— описание иллюстрации: 2 человека по «5», 1 человек «4».

  1. Комментарий учащихся о приобретенных на уроке знаниях.

Приложение.

1 вариант восстановленного литературоведческого текста.

        Гринев честный человек, старающийся правдиво передать все, чему стал свидетелем. Он видел главных участников событий. Мемуары Гринева отражают авторский, собственный взгляд на события с высоты житейского опыта и нравов эпохи 18 века.

        Честь Гринев понимает как достоинство, совесть, убеждение в правоте.

        История подвергла Пугачева испытаниям на мужество, человечность. Но в честных глазах Гринева мятежник Пугачев – казак, преступивший закон, бунтовщик. Автор говорит о Пугачеве как о предводителе восстания, отмечая его смелость в бою, противопоставляя жестокость великодушию.

        Картина русской истории с ее бессмысленным и беспощадным бунтом, по убеждению А.С.Пушкина, не должна повториться.

2 вариант письменного ответа.

        В повести А.С.Пушкин рисует фигуру Пугачева, жуткую в своей реальности. Он самозванец, глава восставших крестьян. Мы видим его и бродягой, и главой разбойников, но не можем окончательно поверить в жестокость Пугачева, потому что автор показал нам образ противоречивый. Глазами писателя мы видим, как Пугачев жесток к одним, щедр к другим; как он милует и казнит; ради чего он живет и что понимает свой трагический финал.

        Пугачев видится нами как непростая личность. А бессмысленный и беспощадный бунт, по убеждению А.С.Пушкина, — народная трагедия, которая не должна повториться. Повесть показала честную, смелую позицию автора повести, который призывает нас к ответственности перед историей.

Тема: Падение Белогорской крепости.

Ход урока.

 На прошлом уроке мы увидели, как повлияла жизнь в Белогорской крепости на нравственное возмужание  Гринева.  Сегодня предстоит обсудить поведение Петруши и защитников крепости во время ее осады и взятия, а также взглянуть на фигуру Пугачева. К этому уроку все должны были прочитать главы VI, VII.

В начале VI главы А. С. Пушкин дает историческую справку, в которой объясняются причины будущих грозных событий. Их он справедливо видит в крепостном гнете, жестокостях, самовластии, в политике царского правительства.

Краткий пересказ VI главы «Пугачевщина»

План: 1. Описание странных происшествий в Оренбургской губернии.

           2. Собрание у коменданта.

           А) Письмо от генерала.

           Б) Комендант раздает задание

           В) Все узнают о Пугачеве.

           3. Тревожное  волнение в Белогорской крепости.

           4. Второе собрание по поводу башкирца.

           5. Нижнеозерская крепость пала.

           6. Решение отправить Машу в Оренбург.

           7. Петя прощается с Машей

  1. Почему автор в качестве эпиграфа к главе избрал слова из народной песни: «Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывати?»

(Эпиграф настраивает на то, что речь пойдет о страшных кровавых событиях, потрясших Россию)

  1. Какое событие произошло в 1772 году?

(В 1772 г. произошло возмущение в их главном городке. Причиною тому былистрогие меры, предпринятые генерал-майором Траубенбергом, дабы привести войско к должному повиновению. Следствием было варварское убиение Траубенберга, своевольная перемена в управлении, и наконец усмирение бунта картечью и жестокими наказаниями).

  1. О чем в письме генерал сообщает коменданту Белогорской крепости?

(Убежавший из-под караула донской казак и раскольник Емельян Пугачев именует себя императором Петром III и учиняет беспорядки) – зачитать письмо.

  1. Какое задание Миронов дает Максимычу?

(Смотреть крепко за своими казаками. Пушку осмотреть, да хорошенько вычистить).

  1. Куда запер комендант Палашку, чтоб она не смогла подслушать разговор во время собрания?  (в чулан)
  2. От кого Василиса Егоровна узнала о Пугачеве?  (от Ивана Игнатьича)
  3. Какое задание дает комендант уряднику?  (послал с поручением разведать хорошенько разведать обо всем по соседним селениям и крепостям) – зачитать отрывок
  4. Кого схватили в крепости?  (башкирца с возмутительными листами) – описание башкирца
  5. Почему Василиса Егоровна отказывается от возможности уехать?

(Василиса Егоровна предана мужу: «А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобой да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать»).

  1. Что специально забыл Гринев у Мироновых, чтобы встретиться с Машей перед ее отъездом в Оренбург?   (шпагу)

План главы «Приступ»:  1. Бессонная ночь Петра Гринева.

                                           2. Пугачев у крепости.

                                           3. Осада крепости.

                                           4. Иван Кузмич благословляет Машу

                                   5. За крепостным валом.

                                   6. «Государь на площади ожидает пленных…»

                                   7. Казнь Ивана Кузмича и Ивана Игнатьича

                                   8. Помилование Петра Гринева.

                                   9. «Жители начали присягать»

                                   10. Смерть Василисы Егоровны.

  1.  К кому из героев повести относится эпиграф VII главы? Какие черты характера капитана Миронова раскрывает эпиграф?

(Бескорыстие, честность, верность присяге, государыне-императрице проявил капитан Миронов. Он жил честно, скромно, и смерть свою встретил так же достойно).

  1.  Кто ехал на белом  коне в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке?  (Пугачев)
  2.  В чем причины падения Белогорской крепости и победы пугачевцев?

(Численное преимущество восставших, нераспорядительность и бездарность более высокого начальства, бросившего Белогорскую крепость на произвол судьбы, бедственное положение угнетенного народа, заставившее поверить в воскрешение государя Петра Федоровича и идти за ним в поисках справедливого счастья – очевидные причины победы пугачевцев).

  1.  Как ведет себя народ? На чьей стороне он?

(«Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Горнизонные солдаты стояли тут же. Ратный портной, вооруженный своими тупыми ножницами, резал у них косы. Они, отряхивались, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку»).

  1. По официальному донесению, Пугачев – злодей. Именно такими словами называют его и капитан Миронов, И Василиса Егоровна. Всех ли без разбора казнит Пугачев?

(Пугачев казнит только тех, кто отверг его предложение о сдаче, кто обозвал его вором и самозванцем. То есть, казнит своих врагов).

Предлагаю вам посмотреть кинофрагмент «Казнь» и подумать над вопросами в парах:

  1. Как удалось актерам и режиссеру передать характеры героев?
  2. Какие детали во внешности Пугачева, Василисы Егоровны, Петруши помогают ярче представить их характеры?
  3. В чем режиссер идет вслед за автором, а в чем отступает от текста?

(просмотр кинофрагмента и обсуждение)

Пугачев не смотрит на тех, кого отправляет на казнь, ему безрачличны судьбы людей. Глаза его сверкают ненавистью, удалью. Комендант, Петруша, Василиса Егоровна ведут себя смело, дерзко. Режиссер подчеркнул удальство этих героев такими деталями: комендант плюет в самозванца, Василиса Егоровна сама выходит к месту казни, вступает в схватку с урядником)

К образу вождя крестьянской войны не раз обращались художники. Перед вами репродукции картин А. А. Пластова «Суд Пугачева» и С. В. Иванова «Суд Пугачева». Каким увидели Пугачева художники? Сходны ли трактовки образа художниками и режиссером? Над этим вопросом дома размышляла …

Художники по-разному подают образ вождя крестьянской войны. Трактовка Иванова ближе к официальной хронике. Пугачев предстает злодеем, главное в его образе – месть. Не случайно на заднем плане изображена виселица с взобравшимся на нее башкирцем. Аркадий Пластов, на мой взгляд, несколько по-иному смотрит на Пугачева. Поза вождя, его взгляд говорят о том, что он узнал Петрушу. Черты лица его более мягкие, человечные. Мне кажется, трактовка Пластова ближе к замыслу А. С. Пушкина.

  1.  Почему же тогда Пугачев помиловал Гринева?

(Пугачев щадит Гринева, помня его доброту, и даже выводит его из затруднительного положения грубоватой шуткой. Но Гринев еще не узнал Пугачева. О сходстве «Великого государя» с вожатым позднее надоумил Петрушу Савельич).

  • План по картине решетникова мальчишки 5 класс по русскому языку к сочинению
  • План по главам рассказа тарас бульба
  • План пересказа сказки черная курица или подземные жители
  • План по золотой рыбке 2 класс учебник сказки
  • План по литературе 3 класс по рассказу иван царевич и серый волк