План по литературному чтению 3 класс сказка о царе салтане

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 128-129. укм школа россии1. если бы тебя

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 

в 3классе   по УМК «Начальная школа XXI века»  

 составлена учителем начальных классов МОУ-СОШ. С.Первомайское 

Осетровой Татьяной Геннадьевной. 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА  УРОКА 

  Учебный предмет: Литературное чтение 

  Класс: 3 

  Учитель: Осетрова Т.Г. 

УМК: «Начальная школаXXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой 

 Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 

Тип урока:  изучение нового  материала     

Дата:  15.05 .2021г. 

Цели: 

Познакомить учащихся с новым произведением. 

Формировать умение вчитываться в речь автора, анализировать текст и находить языковые средства выразительности. 

Способствовать развитию связной речи,  образного мышления, навыков словесного рисования, мотивировать на вдумчивое чтение художественной литературы. 

Воспитывать бережное отношение к литературному наследию. 

ЗадачиФормировать УУД: 

Познавательные УУД 

1. Умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 

Коммуникативные УУД 

1. Развивать  умение слушать и понимать речь других. 

2. Выразительно читать текст. 

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 

4. Умение работать в паре и в группах. 

Регулятивные УУД 

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 

4. Учиться работать по предложенному учителем плану. 

Личностные результаты. 

1.Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

3.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности 

Использовано учебно-лабораторное оборудование – учебникрабочая тетрадь, иллюстрации  к произведению. 

Технология проведения 

Деятельность учеников 

Деятельность учителя 

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов 

Планируемые результаты 

Предметные 

УУД 

1. Мотивация к учебной деятельности 

Цели: 

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; 

— создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

Проговаривают стихотворение о 

правилах поведения на уроке. 

Организует проговаривание. 

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

Нука, всё проверь дружок, 

Ты готов начать урок? 

Всё ль на месте, 

Всё ль в порядке, 

Ручка, книжка и тетрадь? 

Все ли правильно сидят? 

Все ль внимательно глядят? 

Каждый хочет получать 

Только лишь оценку «пять»?    
 

Самоконтроль. 

Самоопределение: 

— знаю, что буду делать; 

— понимаю, хочу делать или нет; 

— думаю, что могу сделать или нет. 

Формировать понимание и  

принятие учебной  задачи (познавательные УУД) 

2. Актуализация знаний. 

Цели: 

— организовать формулировку темы урока детьми; 

— организовать постановку цели урока детьми . 

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока. 

Участвуют в подводящем к теме диалоге. 

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. 

Задает наводящие вопросы. 

 -Как называется раздел, в котором мы работаем? (Произведения А.С.Пушкина) 

-С какими произведениями познакомились?   

-Какое домашнее задание вы получили на прошлом уроке? 

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала.  

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). 

3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. 

Поиск решения (Открытие нового знания). 

Цели: 

— Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию темы урока; 

-Планированию 

деятельности на уроке. 

Отвечают на вопросы. 

Организует  работу учащихся класса, следит за правильностью ответов учащихся, дополняет ответы. 

-Какие произведения были написаны А.С.Пушкиным? 

Для кого они предназначались? 

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока. Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. 

Планирование, контроль и оценка учебных действий (РегулятивныеУУД). 

Готовность слушать собеседника, вести  диалог. Учиться связно отвечать на вопросы. 

 (Коммуникативные УУД). 

4. Объяснение нового материала 

Цель: 

— Фиксирование нового знания в устной и письменной речи. 

Слушают чтение учителя, соотнося текст  с иллюстрациями. 

Организует самостоятельную работу учащихся.  

Чтение отрывка. 

-Как начинается сказка? 

Прочитайте. 

Знать содержание текста ,обобщить знания ,полученные в процессе изучения сказки. 

Умение выразить свои чувства, мысли. 

Личностные: наличие мотивации к работе на результат. Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 

(Регулятивные УУД). 

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы. (Познавательные УУД).  

5. Закрепление нового материала 

Цель: 

—  организовать закрепление знаний содержания сказки, умения анализировать данное произведение. 

Читают,осмысливают прочитанное. 

Организует фронтальную проверку. 

Контролирует  правильность  и полноту ответов учащихся. 

Работа по учебнику.  

-Сравните мать-царицу и её сестёр. Как их изображает Пушкин? Прочитайте. 

-Отчего царь Салтан всё время грустил? Найдите ответ в тексте. 

-О чём печалился князь Гвидон? Ответьте словами сказки. 

Самостоятельное чтение (слежение, слушание). 

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. 

Регулятивные: изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения и оценки событий. 

6.  Домашнее задание 

Слушают объяснения учителя,  записывают задание в  дневник. 

Объясняет задания и дает рекомендации по их выполнению. 

Стр.83-89 выразительно читать, выучить отрывок наизусть(стр.83-84). 

Уметь безошибочно, точно записывать задание. 

Готовность слушать собеседника (Коммуникативные УУД). 

7.  Рефлексия учебной деятельности на уроке 

Цели: 

— зафиксировать новое содержание урока; 

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Проводят самоанализ и самооценку деятельности на уроке. 

Задает вопросы  по содержанию урока. 

Организует рефлексию и самооценку учебной деятельности. 

-С каким произведением познакомились на уроке? 

— Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа: 

-мне было трудно понять, 

-урок понравился, потому…, 

-я усвоил… 

Я оцениваю свои знания на… 

Уметь  строить высказывания  понятные для партнеров. 

Адекватное оценивание результатов своей деятельности (Регулятивные УУД). 

Коммуникативные умения: 

-формулировать собственное высказывание, мнение. 

п/п

Дата

проведения

Тема урока

Примечание

план

факт

1 ТРИМЕСТР

Вводный урок по курсу литературного чтения (1ч)

1

02.09

Введение. Знакомство с учебником.

С. 2-4

Самое великое чудо на свете (3 часа)

2

03.06

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги.

Рукописные книги Древней Руси. С. 4-7

3

04.09

Начало книгопечатания.

Первопечатник Иван Федоров.

с. 8–11

4

07.09

Первопечатник Иван Федоров. Оценка достижений.с. 12

Проверочная работа№1

Устное народное творчество (12 часов)

5

09.09

Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.

Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. с. 13–17

6

10.09

Особенности русского фольклора. Русские народные песни, небылицы.

Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. с. 13–17

7

11.09

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

с. 18–21

8

14.09

Добро и зло в русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». с. 22–24

9

16.09

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». с. 24–27

10

17.09

Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». с. 28–32

11

18.09

Фантастические события и волшебные предметы в русской народной сказке «Иван-царевич и Серый Волк». с. 32–39

12

21.09

Составление плана сказки «Иван-царевич и Серый Волк». с. 33–39

13

23.09

Осуждение грубости и лени в русской народной сказке «Сивка-Бурка». с. 40–45

14

24.09

Составление плана сказки «Сивка-Бурка».

с. 46–50

Проверочная работа №2

15

25.09

Внеклассное чтение «Русские народные сказки». с. 51–58

16

28.09

Проект: «Сочиняем волшебную сказку». С. 58

Поэтическая тетрадь 1 (8часов)

17

30.09

Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков.
Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

с. 59–63

18

01.10

Как научиться читать стихи. Русские поэты XIX– XX веков.
Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».с. 59–63

19

02.10

Русские поэты XIX– XX веков.
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». с. 64-65

20

05.10

Обновление природы, отраженное в стихах
И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…».с. 66–67

21

12.10

Поэтическая картина зимы. И. Никитин «Встреча зимы».с. 68–71

22

14.10

Образы детей в произведении И. Сурикова «Детство».с. 72–75

23

15.10

И. Сурикова «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирике. с. 76–77

24

16.10

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».с. 78-80

Проверочная работа №3.

Великие русские писатели (23 часа)

25

19.10

А. С. Пушкин – великий русский писатель. Биография и творчество. с. 81–85

26

21.10

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения.

с. 85–87(выучить наизусть)

27

22.10

А.С. Пушкин «Зимнее утро». с. 88–89

28

23.10

А.С. Пушкин «Зимний вечер». с. 90–91

29

26.10

Сходство русской народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста.

с. 92–100

30

28.10

Сходство русской
народной сказки и авторской сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки. События сказочного текста. с. 100–128

31

29.10

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказки.

с. 100–128

32

30.10

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Особенности волшебной сказки. с. 128–129

33

02.11

И. А. Крылов. Биография и творчество.

с. 130–133

34

04.11

05.11

И.А. Крылов «Мартышка и очки». с. 134–135

35

06.11

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна». с. 136–137

36

09.11

И.А. Крылов «Ворона и Лисица». с. 137–139

37

11.11

М. Ю. Лермонтов – выдающийся русский поэт. Биография и творчество. с. 140–143

38

12.11

М. Лермонтов. Лирические стихотворения.

с. 144–147

39

13.11

М. Лермонтов. Лирические стихотворения.

с. 146–147

40

16.11

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). с. 148–151

2 ТРИМЕСТР

41

23.11

Л. Толстой «Акула». с. 152–155

42

25.11

Л. Толстой «Прыжок».с. 156–159

43

26.11

Л. Толстой «Лев и собачка». с. 160–162

44

27.11

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». с. 162–163

45

30.11

Внеклассное чтение «Великие русские

писатели».

46

02.12

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». С.164-166

Проверочная работа № 4.

Поэтическая тетрадь 2 (5часов)

47

03.12

Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. с. 167–170

48

04.12

Повествовательное произведение в стихах. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

с. 170–172

49

07.12

К. Бальмонт «Золотое слово».с. 173

50

09.12

И. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…».

с. 174–177

51

10.12

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». с. 178

Проверочная работа № 5.

Литературные сказки (10 часов)

52

11.12

Знакомство с литературными сказками. Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка).с. 179–182

53

14.12

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».с. 183–185

54

16.12

Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».с. 185–187

55

17.12

В. Гаршин «Лягушка — путешественница». Характеристика героев сказки. с. 188–191

56

18.12

В. Гаршин «Лягушка — путешественница». Характеристика героев сказки.

с. 191–195

57

21.12

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки. с. 196–211

58

23.12

В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказки. с. 196–208

59

24.12

Внеклассное чтение. с. 212-–213

60

25.12

Обобщение по разделу «Литературные сказки».с. 209-211

Проверочная работа №6.

61

28.12

Проверка техники чтения. С. 215-216

Были-небылицы (9 часов)

62

30.12

М. Горький «Случай с Евсейкой».ч. 2, с. 3–7

63

11.01

М. Горький «Случай с Евсейкой».ч. 2, с. 7–11

64

13.01

Человек и животные. К. Паустовский«Растрепанный воробей». с. 12–15

65

14.01

Человек и животные. К. Паустовский«Растрепанный воробей». с. 15–18

66

15.01

Краткий пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». с. 19–24

67

18.01

А. Куприн «Слон».с. 25–28

68

20.01

А. Куприн «Слон».с. 29–33

69

21.01

А. Куприн «Слон».с. 34–40

70

22.01

Путешествие по «Былям-небылицам». Проверка и оценка достижений. с. 42–44

Проверочная работа №7.

Поэтическая тетрадь 3 (6часов)

71

25.01

Саша Черный. Стихи о животных. «Что ты тискаешь утенка?».с. 45–47

72

27.01

Саша Черный. Стихи о животных. «Воробей», « Слон». с. 47–49

73

28.01

А. Блок. Картины зимних забав.с. 50–51

74

29.01

А. Блок. Картины зимних забав.с. 51–54

75

01.02

Природа в стихотворении С. Есенина «Черемуха».с. 55–56

76

03.02

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».с. 56

Проверочная работа №8.

Люби живое (16 часов)

77

04.02

Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина». с. 57–59

78

05.02

Автобиографическое повествование. М. Пришвин «Моя Родина». с. 57–59

79

08.02

О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». с. 60–63

80

10.02

О братьях наших меньших. И. Соколов-Микитов «Листопадничек». с. 64–67

81

11.02

Верность и преданность.В. Белов «Малька провинилась». с. 68–70

82

12.02

В. Белов «Еще про Мальку».с. 70–72

83

15.02

В. Бианки «Мышонок Пик».с. 73–79

84

17.02

В. Бианки «Мышонок Пик».с. 79–82

85

18.02

Б. Житков «Про обезьянку».с. 83–88

86

19.02

Б. Житков «Про обезьянку».с. 89–93

87

22.02

Б. Житков «Про обезьянку».с. 93–97

3 ТРИМЕСТР

88

01.03

В. Астафьев «Капалуха». Герои произведния.

с. 98–102

89

03.03

В. Драгунский. «Он живой и светится».

с. 102–104

90

04.03

В. Драгунский. «Он живой и светится».

с. 104–106

91

05.03

Обобщение по разделу «Люби живое». Проверка и оценка достижений. с. 107–108

Проверочная работа № 9.

92

08.03

10.03

Внеклассное чтение по теме «Люби живое». В. Бианки «Лесная газета».

Поэтическая тетрадь 4 (8часов)

93

11.03

Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

с. 109–110

94

12.03

Образы русской природы. С. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

с. 111

95

15.03

Стихи о детях. А. Барто «Разлука», «В театре».

с. 112–115

96

17.03

Стихи о детях. С. Михалков «Если».

с. 116–117

97

18.03

19.03

Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок». с. 118–119

98

22.03

Любовь к животным в стихах Е. Благининой «Кукушка», «Котенок».

с. 118–119

99

24.03

Проект «Времена года» (праздник поэзии).

с. 120–121

100

25.03

Литературная игра. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» 4. с. 122

Проверочная работа № 10.

Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (13часов)

101

26.03

Положительные качества человека.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».с. 123–126

102

29.03

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».с. 126–128

103

31.03

А. Платонов «Цветок на земле».с. 129–136

104

01.04

А. Платонов «Цветок на земле».с. 129–136

105

02.04

Рассказы о детях. А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью.с. 137–139

106

05.04

А. Платонов «Еще мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. с. 140–143

107

07.04

Образы детей в произведении. М. Зощенко «Золотые слова».с. 144–147

108

08.04

Образы детей в произведении.М. Зощенко «Золотые слова». с. 148–153

109

09.04

Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники». с. 154–159

110

12.04

Общение и поступки детей. М. Зощенко «Великие путешественники». с. 160–164

111

19.04

Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача», «Телефон». с. 164–172

112

21.04

Внеклассное чтение по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

113

22.04

Обобщение по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок». С. 172

Проверочная работа №11

По страницам детских журналов (9 часов)

114

23.04

«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы. с. 173–174

115

26.04

«Мурзилка» и «Веселые картинки» – самые старые детские журналы. с. 173–174

116

28.04

Рассказ Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». с. 175–178

117

29.04

Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». с. 179–181

118

30.04

Юмор в рассказе. Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». с. 181–183

119

03.05

05.05

Веселые стихи для детей.
Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». с. 183–186

120

06.05

Шутливое искажение действительности.

Р. Сеф. «Веселые стихи». с. 186–188

121

07.05

Внеклассное чтение по теме «По страницам детских журналов»

122

10.05

12.05

Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Проверка и оценка достижений.

с. 188

Проверочная работа №12.

Зарубежная литература (10 часов)

123

13.05

14.05

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

с. 189–193

124

17.05

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

с. 194–196

125

19.05

Древнегреческий миф. Храбрый Персей.

с. 197–200

126

20.05

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок». с. 200–203

127

21.05

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утенок». с. 204–208

128

24.05

Нравственный смысл сказки
Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». С. 209-214

129

26.05

Обобщение по разделу «Зарубежная литература». с. 215 Проверочная работа №13.

130

27.05

Проверка техники чтения.

131

Итоговая проверочная работа.

132

Итоговый урок «Что читать летом». с. 218–220

Урок литературного чтения в 3

«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели:

  • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.

  • Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.

  • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Личностные результаты.

У учащихся будут формироваться:

  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты освоения.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты освоения курса

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

  • определять тему и главную мысль

  • ставить вопросы

  • составлять план

  • различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение

  • высказывать свое суждение

Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.

Ход урока.

1. Самоопределе ние к деятельности.

Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

— Здравствуйте, уважаемые гости.

Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!

— Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .

-Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:

1 «Унылая пора! Очей очарованье!»

2. «Октябрь уж наступил»

3. «У осени холодною рукою»

4. « Уж небо осенью дышало!»

5. « Дни поздней осени бранят ..»

— Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)

— Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)

— А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»

2. Целеполагание

-Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки

-Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»

-Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.

Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.

Проверить : знания содержания сказки .

3. Актуализация знаний учащихся.

— Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.

1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»

1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего

Брата (Ольга, Лев)(фото)

2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)

3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)

Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)

4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)

Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)

Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)

5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )

-Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?

3. Истоки сказки.

— Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян

Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)

4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.

Игра «Гонка за лидером»

-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)

Выборочное чтение.

— Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.

1. -В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог даёт царице дочь.

3. — Что в этот момент случилось с царицей?

(Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.)

4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой

5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела…

7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

8.-Что приказала царица Чернавке?

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

9.-Что сделала Чернавка с царевной?

Та, в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

“Не кручинься, бог с тобой”.

А сама пришла домой.

10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.

11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

12.- Сколько богатырей жило в тереме?

Семь богатырей,

Семь румяных усачей.

13-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…

14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила.

15.- Какими словами заканчивается сказка?

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Анализ сказки.

1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)

2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)

3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?

(Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)

4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)

5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)

6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)

4.Работа в группах

-А сейчас я предлагаю поработать в группах.

-Две группы инсценируют отрывок из сказки.

— Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .

-Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .

1. Рождение царевны и смерть матери

2. Новая супруга царя

3. Чудо-зеркальце

4. Зависть царицы

5. Чернавка в лесу

6. Царевна у семи богатырей

7. Царица дарит яблоко

8. Хрустальный гроб

9. Солнце, месяц и ветер

10. Елисей находит гроб

11. Смерть царицы

12. Свадьба

5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ФИ ________________________

1. Впиши пропущенные слова из текста сказки

а) И жених сыскался ей

___________ Елисей.

б) Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая __________.

в) Ей в приданое дано

Было _____________ одно.

2. Объясни значение слов:

Очи:________________

Уста: _______________

Персты — __________

3. Вспомни день рождения царевны.

а) зима б) весна в) лето г) осень

4. Через сколько времени царь женился на другой?

а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года

5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:

Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.

6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________

7. Чем закончилась сказка?____________________________

5. Рефлексия.

Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?

Домашнее задание.

— У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на

следующем уроке её представить.

Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:

«Читайте Пушкина друзья,

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка

И пронесёте сквозь года вы радость сказки»

Спасибо за урок!

  • Сочинения
  • Русский язык
  • Сказочный образ Царевны-лебедь

Волшебный образ Царевны — лебеди написан знаменитым Пушкиным. Это сказочное видение девицы, способной менять свой облик от белого лебедя до прекрасной девы.

Мечта каждого мужчины: с длинной косой, стройная, с правильными чертами лица, главное царевна, покоряет молодого Гвидона. В ней собраны все положительные качества: кротость, покорность, исполнительность и соблюдение норм приличия. Она держит данное слово, не спорит, не ругается, показывает своё истинное лицо, только после просьбы Царевича.

В ней сочетаются все самые лучшие царские качества: красота, спокойствие, умение правильно мыслить и действовать в разнообразных ситуациях. Она наделена волшебным умением превращать по желанию, например, в разных насекомых. Всю сказку постоянно даёт советы и утешает своего спасителя. Смиренно плавает по морю. Помогает в оформлении дворца, привлечении сказочных объектов, чтобы приплыл царь — отец. По её магическому волшебству появляется белка с хрустальным дворцом, разгрызающая скорлупу орехов из золота. Внутри содержатся изумруды. В охрану достаются тридцать три богатыря, постоянно выходящие из морских вод. И в итоге наша героиня приобретает статус жены Царевича.

Стремление девушки отблагодарить спасителя, можно заметить и в речи, и в поступках. Потратив единственную стрелу, наш Царевич получает «палочку — выручалочку» решающую любые проблемы.

В пушкинской сказке снова побеждает добро. И Царевна, спасённая из когтей злого колдуна, выходит замуж за смелого юношу. Правила все соблюдены: царская кровь не пострадала, матушка и отец одобрили выбор.

Наконец благодаря помощи происходит встреча царя и матери Гвидона. Обман прислужниц становится заметным. Правда торжествует и через многие годы всё меняется. Царская семья восстановлена, волшебные свойства героини, смекалка, ум решают все проблемы и помогают преодолеть разнообразные ситуации.

Мне нравиться нежная, очаровательная героиня! Она всегда может подобрать нужное слово, утешить и разрешить любые проблемы в том числе и личного характера.

Также есть сочинение по картине Врубеля Царевна-Лебедь

Сказочный образ Царевны-лебедь

Прекрасная Царевна-лебедь предстает во всей красе на страницах произведения русского писателя и поэта А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане». Она одна из ключевых персонажей. Красивая и добрая птица оказывается статной девушкой, которую спасает Гвидон от неминуемой смерти в лапах Коршуна-чародея.

Царевна собрала в себе главные характеристики настоящей русской женщины. Ведь она благодарна, немногословна, оказывает поддержку и всегда приходит на выручку. Благодарность раскрывается в постоянной помощи молодому Гвидону. Она трижды превращала его в маленькое насекомое (комар, муха, пчела), для того, чтобы он смог увидеть своего отца. Лебедь не упрекала князя даже тогда, когда он злился и кусал злых теток.

Когда Гвидон кручинился, Царевна-лебедь его утешала и выполняла самые необычные желания. Сначала было внезапное возникновение целого города, который волшебная птица подарила ему за то, что он не пожалел последнюю стрелу на спасение птицы, потом неожиданное появление волшебной белки в хрустальном домике, о котором рассказывала тетка отцу Гвидона, дальше были приглашены 33 богатыря вместе с Черномором для охраны территории правления князя Гвидона, тоже из-за рассказа царю Салтану. Но самое необычное желание сначала было оспорено гордой птицей. Ведь молодой князь решил женится на чудной девушке, которую никогда не видел. Это переросло в небольшой конфликт.

Когда же лебедь преобразилась в прекрасную царевну, Гвидон в первый же миг полюбил ее всем сердцем. Царевна ответила взаимностью. На назначенную свадьбу был приглашен и сам царь Салтан, отец князя Гвидона. И хотя дважды он отказывался от посещения чудо-острова, на этот раз он решил плыть. Именно тогда царская семья восстановилась.

Благодаря сказочной деве, которая была заколдована злым колдуном, отец и сын нашли друг друга. Виновные в разлуке были наказаны. Сама же царевна нашла свое счастье рядом с князем Гвидоном. В образе царевны спрятан огромный смысл, ведь если ты всей душой к кому-то, то и к тебе всем сердцем.

Описание картины «Царевна-Лебедь»

Мистичность М. Врубеля давно уже общепринятый факт, учитывая всех его демонов. Художника словно притягивали потусторонние силы. Не стали исключением и сказки, причем не народные, а литературные.

Он создавал их зыбкий, фантастический и не всякому понятный мир. Истоки этого – в образовании живописца. Он увлекался музыкой, театром и оперой. После знакомства с Надеждой Забелой он открыл для себя мир театральных декораций и эскизов сценических костюмов для жены. Они поражали публику и критиков настолько, что они ожидали не столько премьеры спектакля, сколько приходили воочию увидеть костюмы оперной певицы.

Супруга стала музой для портретов, а Врубель был влюблен в ее голос, в создаваемый женщиной образ, в то, что так услужливо подсказывало воображение. В 1900 году композитор Н. Римский-Корсаков презентовал московской публике оперу «Царевна-Лебедь».

Врубель трудился над эскизами костюмов для актеров, а Надежда Забела исполнила партию Царевны. Сам художник, как известо, боготворил жену и жил для нее, посещал все репетиции, ночами сидел над декорациями и костюмами, и бесчисленное количество раз рисовал. Вдохновленный музыкой и красотой сказочной героини, мастер создал картину «Царевна-Лебедь», прообразом для которой и послужила супруга.

Картина поражает своей статичностью. Вы не увидите здесь живой игры светотеней, вы лишь ощутите неясную тревогу. Замершая вода и неживые огни дальнего города, огромные глаза бледнокожей девушки навеивают воспоминания о тех таинственных и роковых женщинах, из-за которых мужчины не спят ночами и бросают семьи.

Если проводить параллель между демонами и Царевной-Лебедью, многие с уверенностью скажут, что она – демоница. Согласно опере и сказке, эта девушка помогает Гвидону. Но перед знатоками культуры невольно встает вопрос: «Почему ее хотел убить коршун?». Она была волшебницей, чародейкой, то есть, имела прямую связь с потусторонним миром. А еще не зритель, не читатель не знает, откуда появилась эта незнакомка в кристально белых одеждах и роскошном кокошнике. Точно известно происхождение всех героев пушкинской сказки, а она лишь «… поверх текучих вод <�…> плывет».

Вторая ассоциация – Афродита, рожденная из вод и строчка из цветаевского «я – бренная пена морская». Царевна-Лебедь появилась из моря, в котором, согласно перечню мифов и легенд жили прекрасные девы с чарующим голосом и бездонными глазами, а чтобы выбраться из пучины, они превращались в прекрасных белых птиц.

Очи врубелевской героини – отдельный разговор. Они приковывают к себе и не отпускают, они похожи на взгляд существа из другой вселенной. Они страшны и одновременно загадочны, причем загадка эта настолько дикая и первозданная, что просто не подлежит объяснению.

Девушку, изображенную на картине, довольно сложно назвать красивой по стандартным канонам. Но в ее бледной коже, темных волосах и хрупких длинных пальцах определенно есть магия и притягательность для сильного пола. Князь Гвидон перед Лебедью не устоял.

Загадочная царевна занимает всю композицию картины. Ее наряд – белый с оттенками серебра, настолько легкими, что они почти незаметны. Причем цвет платья и крыльев не мягкий и жизнерадостный, а кристаллический с оттенками голубого – такой поразительно холодный и неживой, что вы невольно задумаетесь о Снежной Королеве.

На заднем плане полотна по левую сторону – огни чудо-острова. Волны бьются о его скалы, словно заманивая к себе. Невозможно разглядеть дома и княжеский замок, поскольку на картине лишь блики красного, оранжевого и желтого – единственные светлые пятна во всей композиции. Они символизируют жизнь, а еще – страсть, которую скрывает взгляд Царевны. Остров омывают воды глубокого синего моря, настолько темного, что кажется, будто оно вот-вот «закипит, поднимет вой», слившись с темно-синим, багровым и мрачным небом. Узенькая полоска света вдали словно говорит о том, что есть в облике Лебеди нечто человеческое – она смогла полюбить.

Весь задний план холста наполнен сгущающимися сумерками. Это прощание ночи и дня, самое таинственное время суток. Сумеречная темнота накрывает чудный остров, морскую гладь и саму Царевну. Начинается та самая загадка – превращение. Вы видите лебединые белоснежные крылья, которые через долю секунды станут морской пеной, а само превращение кажется бесконечным.

Реальность картины Врубеля настолько искажена, что создается впечатление, будто некие демонические силы остановили время. В первую очередь, это проявляется в одежде Лебеди. Роскошный кокошник, украшенный замысловатыми узорами, белыми и голубыми камнями – все сияет, подобно языческим украшениям. Платье демонической красавицы – белое, цвета невинности и чистоты, а еще – бесконечности и холода, чем-то напоминает свадебный наряд. Возможно, художник передал тот миг, когда Царевна должна была явить себя Гвидону.

Поэтому мистическая девушка к зрителю не приближается, она уходит от него навстречу своему счастью, подобно блоковской незнакомке. Она смотрит на вас вполоборота, словно предупреждая, что демонов усмирить дано не каждому.

Картина выполнена в любимой технике живописца – все те же четкие черты лица, конечностей и деталей, игра теней, придающая им объем, а в остальном – грубые мазки мастихином, подчищенные ножом.

Говорят, Врубель сошел с ума, рисуя демонов. Уж не была ли Царевна-Лебедь одной из них? Критики, историки искусства, да и потомки самого художника ищут ответ на этот вопрос и не находят его и по сегодняшний день.

Говорят, что арт-терапия – изобретение Врубеля. Рисуя своих демонов и демониц, он мог контролировать свою шаткую психику. Психиатры, исследовавшие картины художника, пришли к выводу, что в его состоянии бывали улучшения, когда он рисовал и вспышки, когда он только задумывал картину.

Говорят, художник, верный жене, был соблазнен. И это правда. Его соблазнила та неведомая и ускользающая, мистическая и опасная сила искусства, которую он лишь на миг хотел остановить на картине «Царевна-Лебедь». Оказалось, остановил на вечность.

Вариант №2

Михаил Александрович Врубель изобразил на своей поразительной картине «Царевна-лебедь» героиню «Сказки о царе Салтане», написанную Александром Сергеевичем Пушкиным. Сказочные и фольклорные сюжеты – излюбленная тема творчества Врубеля. Прекрасная девушка на картине была срисована художником с его жены. Мрачная обстановка на картине создает тревожное настроение.

Темные тучи нависли над бездвижным морем. Лишь вдали на горизонте белеет светлая полоса. Девушка-лебедь замерла в ожидании неизвестного. Ее выразительный взгляд будто переносит зрителя в картину: чувствуется запах моря и тихое колыхание волн.

Бледность девушки контрастирует с ее черными волосами и темными большими глазами. Её белое одеяние и светлые лебединые перья на фоне черного неба и моря будто окружают царевну священным ореолом. Она выглядит очень нежной и невинной, во многом благодаря игре света и тьмы на картине.

Девушка одета как невеста. Её изумительная серебряная корона-кокошник, украшенная красивым орнаментом и самоцветами, с плетением из бусин, перстни с драгоценными камнями на тонких пальцах, и фата, расшитая серебряным узором – все говорит о ее высоком происхождении и богатстве.

В сказке заколдованная дева была спасена царевичем Гвидоном от чародея-коршуна. В благодарность она подарила ему город, где сказочный герой стал княжить. Царевна каждый раз разрешала печали Гвидона и помогала ему. А когда молодой князь захотел жениться, лебедь обратилась в красивую царевну. Гвидон полюбил ее, и они обвенчались.

За фигурой царевны-лебедь виден остров с городом, который она волшебным образом построила для своего спасителя за одну ночь. На это место падает солнечный свет, и берег кажется вторым светлым пятном на картине. Город представляется единственным близким и безопасным местом для царевны. Возможно, именно туда она направляется.

Недвижность царевны подчеркивает плавность ее движений. Пушкин описывал ее голос как журчание реки, а поступь словно размеренные движения павлина. Девушка легонько держит край фаты тонкой рукой у самого сердца, нерешительно и будто ожидая чего-то. Кажется, что она сейчас отвернется и поплывет прочь.

Глаза девы невольно приковывают к себе взгляд зрителя. В них таится печаль и некий страх. Невозможно не сочувствовать ей и не желать ей помочь. Царевна обернулась, чтобы обратить на нас взор перед тем, как отправиться в неведомый край. Возможно, она опасается приближения ночи и туч или какого-то врага.

Неизвестно, куда она поплывет – к полоске брезжащего на горизонте света или к берегу острова Гвидона. На мой взгляд, царевна грустит, потому что пришла пора прощаться со своим лебединым обликом и становиться снова царевной. Когда она станет княгиней, не суждено ей больше плавать по морю и сиять в ночной тиши своими белоснежными перьями, белым платьем и роскошной фатой.

Царевна-лебедь – это образ всех русских героинь сказок и былин, собирательное воплощение всех прекрасных женщин. В них есть загадка, ум, нежность, красота, гордость и великая сила.

Экранизации

Герои пушкинской сказки впервые ожили на пленке в 1943 году: режиссеры Валентина и Зинаида Брумберг подарили детям черно-белый мультфильм, где царевну Лебедь озвучивает актриса Мария Бабанова.

В цвете анимационная лента по мотивам произведения появилась в 1984 году, над которой трудились в паре Иван Иванов-Вано и Лев Мильчин. В мультике царевна говорит голосом гениальной Людмилы Ивановой.


Ксения Рябинкина в образе Царевны Лебеди

В формате художественного фильма сказка вошла в советскую кинематографическую копилку с легкой руки Александра Птушко. Волшебной птицей, превратившейся в красивую девушку, предстала актриса Ксения Рябинкина. Год создания картины – 1966.

В американском кинематографе тоже нашлось место Лебеди, правда, далекой от пушкинской героини. В 1994 году увидел свет мультфильм «Принцесса-лебедь» под режиссерством бывшего сотрудника студии «Дисней» Ричарда Рича. Затем последовала череда сиквелов: «Принцесса-лебедь: Тайна замка», «Принцесса-лебедь: Тайна заколдованного королевства» и еще четыре полноценных мультика. В фильмах главная героиня королевских кровей заколдована злым лордом: днем девушка живет в образе птицы и только с приходом темноты превращается в человека. Озвучивает принцессу Мишель Никастро.

Царевна Лебедь в сказке о царе Салтане

Главные герои произведения – царь Салтан, женившийся на простолюдинке, и его сын Гвидон, которого сразу после рождения придворные завистницы выбросили вместе с матерью в море. Ключевой женский образ воплощает царевна Лебедь, помогающая царевичу вернуться на родину, воссоединиться с семьей и обрести счастье.


Царевна Лебедь

Волшебная птица жила на острове Буян, который находится где-то «за морем». К его берегам прибило бочку с заточенными в ней царевичем и его матерью. Встреча Гвидона с Лебедью случилась во время охоты: молодой человек спас пернатую от голодного коршуна, взамен получив обещание ответной помощи.

Гвидон воздвиг на острове город. Превращаясь с помощью царевны Лебеди то в комара, то в муху, то в шмеля, князь путешествует с корабельщиками на родину и там подслушивает разговоры отца о чудесных вещах, которыми наполнен мир. Чтобы заманить Салтана в гости на Буян, юноша заводит диковинную белку, грызущую золотые орехи с изумрудной начинкой и умеющую петь, приглашает в гости 33 богатырей – тоже Лебедь постаралась. Однако Салтан, не ведающий о том, что Гвидон и есть его сын, все никак не может собраться.


Царевна Лебедь и Гвидон

Наконец, царь прознал о царевне, чья красота затмевает божий свет. Ею оказалась спасенная Гвидоном Лебедь. Салтан соизволил добраться до острова, где встретился с семьей, а Гвидон женился на прекрасной деве-птице.

История создания

Александр Сергеевич потратил несколько лет, прежде чем представил на суд читателей приключения царя Салтана и его отпрыска Гвидона. Писатель, пока коротал месяцы в михайловской ссылке, кропотливо собирал материал, записывал сказания и легенды, подслушанные у простого люда. Основой для произведения послужила народная сказка «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», а некоторые детали поэт позаимствовал из волшебных рассказов няни Арины Родионовны. В 1832 году поэтическая работа под длинным названием «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» вышла в печать.


Александр Пушкин

Ярким персонажем стихотворного произведения стала царевна Лебедь – персонаж, полностью взятый из фольклора. Дева в образе лебедя является одним из древнейших архетипов, имеет большое значение в символике мифов и легенд. В дохристианской Руси роскошная птица пользовалась особым почтением, называлась царем пернатых, с ней сравнивали изящных, грациозных девушек. В фольклоре Белая Лебедь знает секрет живой воды и молодильных яблок, воплощает мудрость и волшебную силу, верность и целомудрие.

Лебедь из сказки о царе Салтане впитала черты трех красавиц из русских сказаний: Василисы Премудрой, Елены Прекрасной и Софьи Премудрой. С первой героиней царевну роднит и происхождение: Лебедь приходится сестрой 33 морским богатырям, а Василиса Премудрая – наследница морского владыки.


Книги «Сказка о царе Салтане»

Пушкинисты предполагают, что тема Лебеди взята еще и из былины о богатыре Потыке, которая вошла в состав сборника Кирши Данилова. Детали внешнего вида – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» – автор позаимствовал еще из одной народной сказки о чудесном мальчике. Впрочем, в творчестве братьев Гримм тоже нашел место образ девы, во лбу которой горит звезда.

Однако Александр Сергеевич наделил «свою» царевну Лебедь и произведение в целом некоторыми особенностями, женский образ в итоге стал уникальным. Так, ни в одной народной сказке с подобным сюжетом не встречается мотив спасения чудесной девицы, а птица не превращается в женщину. Необычна и характеристика героини: ее волшебные способности автор разбавил житейской мудростью.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Профессия моей мечты
    Еще в юном возрасте, когда я посещал музыкальную школу, то понял, что непременно посвящу свою жизнь музыке. Она сопровождает человека с самого его рождения.
  • Образ и характеристика Миши в сказке Городок в табакерке Одоевского
    Городок в табакерке — сказка выдающегося русского писателя, ученого и педагога В.Ф.Одоевского. Произведение рассказывает об устройстве музыкальной табакерке
  • Сочинение Чичиков – живая или мёртвая душа?
    Чичикова можно назвать центральным героем произведения. По задумке автора, помещики в данном произведении должны были быть показаны как персонажи, чья душа умерла. А насчет того, находится ли жизнь

  • План по написанию отзыва о рассказе
  • План по произведению пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
  • План по литературе рассказ дубровский
  • План по рассказу барышня крестьянка пушкин полностью
  • План по первой главе рассказа дубровский