План пересказа сказка о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 127 конспект занятия по конструированию по сказке а. с. пушкина сказка

Муниципальное бюджетное дошкольное 
образовательное

Учреждение
комбинированного вида  «Детский сад №127»

Конспект
занятия по конструированию по сказке

А. С. Пушкина   «Сказка о царе Салтане,
о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
Царевне Лебедь»,

в
группе №12

общеобразовательной
направленности для детей 5-6 лет

Подготовила
воспитатель :

Трофимова
С.В.

Курск 2021г.

Программные задачи:

Учить
правильно подбирать материал, планировать последовательность операций.
Способствовать формированию у ребенка конструктивного мышления,
творческого поиска, умения мысленно воображать будущую постройку.

Развивать
у детей понимания эстетических качеств построек, подчёркивая, что здание
получилось красивым, удобным, прочным.

Воспитывать
ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его
результатам.

Поощрять
самостоятельность, творчество, инициативу и дружелюбие.

Приобщать
детей к классической музыке, формировать эмоциональную отзывчивость на
музыкальные произведения.

Формирование
основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе конструирования из
настольного строительного материала.

Оборудование:

Конструктор
«Лего» ,деревянный строитель, голубой ватман –море, клей-карандаш,
аппликационная бумага белого и сине- голубого цвета, ножницы, игрушка –лебедь,
картинки с изображением замков, море, схемы замка.

Предварительная работа: чтение произведения  и просмотр
мультфильма А. С. Пушкина   
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»,
прослушивание
музыкального произведения, рассматривание иллюстраций разных художников к
произведению.

Ход
занятия:

Стоит
корабль из стульев.
Дети
встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель:
Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

 А теперь давайте поприветствуем друг друга:

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте! » друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет! » и «Добрый день! «;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Звучит
аудиозапись «Шум моря»

В:Ребята,что это
щумит?

Д:Море

В:Ветер по морю
гуляет

И кораблик
подгоняет;

Он бежит себе в
волнах

На поднятых
парусах…

-Из какого сказки эти
строки?

-Кто написал эту
сказку?

-Кто главные герои
сказки?

-Какие чудеса были
в сказке?

-Ребята, вы хотите
побывать на чудесном острове Царевны-Лебеди?

-Как вы думаете ,на
чем можно туда добраться?

-А мы поплывем на
корабле, почему на корабле?

-Давайте сядем на корабль
и отправимся в путь. Раньше корабли назывались «Ладья»  и строили их из дерева.

А ,чтобы нам
веселее плыть было, давайте поиграем:

— Две
ладошки я прижму и по морю поплыву,

Две
ладошки – друзья,  это лодочка моя,

паруса
я подниму, синим морем поплыву.

А по
бурым волнам – плывут рыбки тут и там.

Звучит
аудиозапись музыки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»

— Вот мы и оказались в мире сказки.

Чтобы нам лучше видеть, давайте подготовим наши глазки.

-Закрываем мы глаза ,вот такие чудеса.(закрывают оба глаза)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.(продолжают стоять с
закрытыми глазами)

И теперь мы их откроем, через речку мост построим.(открывают
глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем букву О, получается легко(глазами рисуют букву О)

Вверх поднимем ,глянем вниз(глаза поднимают вверх, опускают
вниз)

Вправо –влево повернем(глаза смотрят вправо-влево)

Заниматься вновь начнем(глаза вверх-вниз)

-Давайте сойдем на берег

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет

Лебедь белая плывет.

В:-Ребята,кто нас встречает?.(экран)

-А ты почему Царевна-Лебедь такая грустная?

Царевна – Лебедь: Грусть – тоска меня съедает, но про то никто не
знает!

                               
Вам откроюсь друзья, дворец хочу построить я!

                               
Так мой остров одинок! Вот бы кто бы мне помог?

В:– Ребята, а вы хотите помочь Царевне –Лебедь на её острове
построить дворец,

Д: — Да, мы поможем Царевне- Лебедь, построим дворец.

В:-И
сейчас мы будем творить сказку. Мы разобьемся на группы: одни будут строить
волшебный город ,а другие море. Строить мы будем из деревянного конструктора и
конструктора «Лего».Давайте рассмотрим какие замки бывают.

В:-Будем
строить по – порядку

 —
С чего начнёте строить? Каким должен получиться дворец у вас?

Д: —
Начнем строить с фундамента и дворец у нас должен получиться крепким, надёжным,
красивым, удобным.

В: -Чем
можно украсить дворец? ( башенками, колоннадами, пирамидками, конусами)
Из конструктора «Лего» вы
придумаете свой дворец, а из деревянного конструктора, чтобы вам легче было
строить, я приготовила схемы, по каким будете строить.
У нас есть 2 карточки с схемами, возьмите
карточки на них есть цифры и подойдите к конструкторам ,на которых эти же
цифры.

А
теперь, приступайте к работе. А остальные дети будут делать море. Основа моря у
нас есть, вы будете делать волны. Давайте рассмотрим какое море может быть. Море
бывает разное. Когда море бушует, волнуется. то волны приплывают к берегу
пенные белого цвета. Вы будете приклеивать волны из полосок, которые вы
нарежете сами. Работать вы будете, пока звучит музыка. Музыка заканчивается и
вы заканчиваете работу.

Закончили
работу? Давайте соединим море с городом.

В:Ребята,нравится вам дворец  и море? Расскажите о своей
постройке. А какое море? Кого не хватает? Встаньте полукругом, сейчас у нас
будет волшебство :давайте закроем глаза: раз, два, три волшебство начни. .А вот
и Царевна-Лебедь ,что-то у нее в клюве есть, да это письмо, давайте его
прочитаем.

-Спасибо вам ребята, что вы построили такой красивый город .

В:Ребята, нам пора возвращаться назад, давайте попрощаемся с
Царевной –Лебедь и сядем  на корабль. Вот мы и вернулись в группу. Скажите в какой
сказке мы сейчас побывали? Кому вы помогли? Понравилось вам делать волшебство? Давайте
похлопаем ,кому понравилось.Вы хорошо потрудились, молодцы. Всем спасибо.

Тема:
А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди».

Цель
урока:
составление
сравнительных характеристик героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

1.
Образовательная –
учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать
о герое используя цитаты;

3.
Воспитательная –
воспитывать дисциплинированность и старательность, воспитывать любовь к русской литературе и
гордость за Россию;

Тип
урока –
урок
совершенствования способов действий.

знать «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

формулировать учебные задачи урока исходя из анализа материала
учебника в совместной деятельности;

3.
Метапредметные:
-планировать вместе с учителем деятельность по
изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;

1.Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей.

3. Адекватно воспринимать предложения сверстников и учителя.

1.Овладевать
логическими действиями анализа, сравнения, синтеза и обобщения.

2.
Осуществлять работу с графической информацией (рисунки).

3.
Обнаруживать пробелы в информации.

1.Строить
монологическое высказывание.

2.
Владеть диалогической формой коммуникации.

3.Слушать
учителя, поддерживать беседу с учителем на занятии.

1.
Основные:
УМК «Школа России», учебник по литературному чтению (3 класс, 1 часть).

Ход урока.

Этап урока,

виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.
Организационный этап

1.
Приветствие

2.
Представление

3.Проверка
готовности рабочего места

4.Мотивация
к учебной деятельности

Здравствуйте ребята!

-Меня зовут  ФИО и сегодня урок литературного чтение проведу у
вас я. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы
улыбнётесь мне и друг другу.

-Наведите порядок на рабочем месте, приготовьте все необходимое
к уроку. На парте у вас должен лежать учебник.

-Приветствуют
учителя.

-Настраиваются
на предстоящую работу.

-Проверяют
готовность к уроку. 

Л1

II.
Актуализация

опорных
знаний и

способов
действий.

1.Самостоятельное
чтение.

2.Речевая
разминка

3.Фронтальная
беседа.

-Ребята,
откройте свои книги для дополнительного чтения, 5 минут вам дается на чтение,
затем я буду задавать вопросы по прочитанному.

-Прочитайте
самостоятельно стихотворение:

Прочтите
вполголоса медленно:

Дубравы,
где в тиши свободы

Встречал
я счастье каждый день,

Ступаю
вновь под ваши своды,

Под вашу
дружескую тень.

И для
меня воскресла радость,

И душу
взволновали вновь

Моя
потерянная младость,

Тоски
мучительная сладость

И сердца
первая любовь.

-Начните
читать быстро, постепенно замедляя темп.

-Прочтите
выразительно, спокойно

-Конечно,
вы, ребята, догадались, чье это стихотворение.

-Какие
качества поэта проявились в этих строчках?

Какое
настроение хотел передать нам автор своим стихотворением?

-Читают
принесенные книги.

-Выполняют
рекомендации учителя.

-А.С.Пушкина

-Отвечают
на вопросы.

К2

III.
Усвоение новых

знаний и
способов

действий
по

изученному

материалу.

1.Постановка
учебной задачи и ее решение 

2.Работа
над планом произведения.

3.Выборочное
чтение

IV. Динамическая пауза

-Строчки стихотворений Пушкина, словно тропинки, ведут нас в
страну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, и как сказочные
богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет о
громких битвах и тихих таинственных дубравах, о Медном Всаднике и каменном
Командоре. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
«Здравствуйте, Александр Сергеевич!» — скажем и мыс вами. А для этого
отправимся в путешествие по неведомым дорожкам.

Какая же тема нашего урока?

-Какое полное название этой сказки?

-Вы должны были дома прочитать сказку. На сколько частей можно
поделить прочитанное?

-Как предлагаете озаглавить каждую часть? Картинный план вам в
этом поможет.

1) Выбор невесты. 2) Обман царя. 3) Чудесное спасение. 4)
Встреча с лебедью. 5) Корабельщики на острове.

1.Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

—Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор
невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была…».)

—С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть
начинается с обещаний.)

—Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане
царя. До слов «В синем море звезды блещут…».)

—Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь
на воле…».)

—Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем,
что автор переживает за своих героев.)

—Как спаслись герои? Прочитайте.

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать. (Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

И присели на места.

— Слушают,
смотрят на портрет писателя.

-Тема
урока А.С. Пушкин «сказка о царе Салтане»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

-На 10 частей

1

Дети читают отрывок.

-Повторяют движения за учителем.

К2

П1

Р2

К2

V. Организация контроля и самоконтроля.

Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение с беседой по содержанию.

2.Составление характеристики персонажей.

-Прочитайте
отрывок который читали дома.

-Что
заставило Гвидона превратиться в комара?

-Прочитайте,
каким увидел князь Гвидон своего отца.

-Почему
повариха рассказывает о чудесной белочке?

-Как
наказал свою тетку Гвидон?

-Осуждает
ли автор своего героя?

-Почему
так захотелось Гвидону завести чудо-белочку?

Получил
ли князь это чудо? Прочитайте.

-В каком
облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

-Прочитайте,
какими предстали перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и кривою
поварихой.

-О каком
чуде узнал князь Гвидон?

-Трудно
ли оказалось завести это чудо у себя?

-Как
оказался князь Гвидон у царя третий раз?

-О каком
чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

-Прочитайте,
о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? Чем
отличаются их рассказы?

-Прочитайте,
о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они
рассказывают о чуде?

-Прочитайте
как автор описывает царя. Какое у него настроение? Почему его настроение
меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел,
тоскует?

-Читают
отрывок

-Он
захотел увидеть отца.

-Читают отрывок.

-Она не
хочет отпускать Салтана, т.к боится, что обман раскроется.

-Он
впился тетке прямо в правый глаз.

-Нет, он
его понимает и оправдывает.

-Он
надеялся, что отец узнает б этом и приедет к нему.

-читают

-Он
отправился в облике мухи.

-Царь
грустит, а они «злыми жабами глядят».


тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.

-Нет,
они оказались братьями Царевны Лебеди.

-Он был
превращен в шмеля.

-Он
узнал о прекрасной царевне.

-Читают
и отвечают на вопросы.

П1

VI. Подведение итогов урока.

— А.С. Пушкин, перед тем, как написать эту сказку, делал
черновые наброски, записывал то, что рассказывала ему Арина Родионовна,
послушайте.

«…Узнав, что они едут к Салтану Салтановичу, турецкому государю,
обратился царевич в муху и полетел вслед за ними. Мачеха хочет поймать, он
никак не дается. Гости-корабельщики рассказывают царю о новом государстве.
«Ах, -говорит царь,- поеду посмотреть на чудо». «Что за чудо,- говорит
мачеха,-вот чудо: у моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубе золотые цепи, а
по цепям ходит кот…»

-Сравните отрывок из этой записи с окончательным текстом сказки.

А.С. Пушкина взял сюжет из устного народного творчества, а
другие великие люди, воспроизвели произведения Пушкина, такие как «Полет шмеля».

-слушают
учителя

-говорят,
что концовка не верная.

П2

VII.
Рефлексия

учебной

деятельности.

-Что нового узнали?

-Чему учились?

-Что понравилось?

-Отвечают
на вопросы.

Р1

VIII.
Информация о

домашнем
задании.

-Прочитать отрывок со слов «Князь у синя моря ходит…» до конца
сказки (с.118-128). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть
сказки.

-Записывают
д/з в дневник.

Л1

Здесь даны основные сведения о сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой сказки.

Краткие сведения о произведении

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (укороченный вариант названия — «Сказка о царе Салтане») была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в 1831 году. Эта сказка в стихах была создана на основе русских народных сказок. Написана она четырёхстопным хореем с парной рифмовкой.

В ней рассказано о приключениях князя Гвидона, которого вместе с матерью закрыли в бочке и бросили в море. Но они спаслись, Гвидон вырос и женился на царевне Лебеди.

Главные герои сказки

  • Царь Салтан — смелый, добрый, доверчивый, великодушный государь.
  • Князь Гвидон — смелый юноша, не побоявшийся сразиться с коршуном. Он скучает по отцу и наказывает тех, кто виновен в разрушении семьи царя.
  • Царевна Лебедь — прекрасная волшебница, умеющая творить чудеса. Её спас и полюбил князь Гвидон.

Другие персонажи

  • Царица — жена царя Салтана и мать князя Гвидона, добрая и любящая.
  • Ткачиха и повариха — сёстры царицы, из-за завести оклеветавшие её.
  • Баба Бабариха — сватья, действовавшая заодно с сёстрами царицы.
  • Корабельщики — купцы, ездившие на корабле в другие страны торговать.
  • Коршун — колдун.
  • Дядька Черномор и 33 богатыря — охраняют остров князя Гвидона.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Царь Салтан женился на девице, которая хотела для него родить богатыря, а её сестёр он сделал ткачихой и поварихой. Царь пошёл в военный поход. Из-за зависти сёстры царицы написали ему, что царица родила зверюшку. Они подменили ответное письмо другим, в котором написано было, чтобы царицу и приплод бросили в океан. Бояре посадили мать и дитя в бочку и бросили в океан.

Волны выкатили бочку на остров, вышли из неё царица и выросший не по дням, а по часам царевич. У берега он убил коршуна, который хотел погубить белую лебедь-птицу. За это лебедь сотворила на острове город, и в нём царевич стал княжить, нарёкшись князем Гвидоном.

С помощью чудес, которые делала по его просьбе лебедь, князь Гвидон сумел сделать так, что царь Салтан прибыл на остров посмотреть эти чудеса.

Встретив там царицу и князя Гвидона, царь Салтан признал в них свою жену и сына. Князь Гвидон был уже женат на царевне, в которую превратилась лебедь. Царь Салтан обнял царицу, сына и жену его, а затем пошёл у них весёлый пир.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Как-то вечером 3 сестры пряли и разговаривали. Одна из них сказала, что если бы стала царицей, устроила бы пир на весь мир. Другая сказала, что наткала бы полотна, а третья мечтала родить богатыря для батюшки царя. Тут в светлицу вошёл царь Салтан, слышавший через окно этот разговор. Третью девицу он взял себе в жёны, а сёстрам велел быть поварихой да ткачихой при его дворе.

Пока царь был в военном походе, царица родила ему сына. Завистливые сёстры послали к царю гонца с письмом, в котором написали, что царица родила неведомую зверюшку. Царь в ответ приказал ждать его возвращения для решения участи царицы.

Ткачиха и повариха подменили письмо царя на другое, в котором был приказ «и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод». Бояре поместили в бочку мать с младенцем и бросили в море. Бочку носило по волнам, и царевич в ней рос не по дням, а по часам.

Когда бочку вынесло на остров, царевич вышиб из неё дно и вышел с матерью на берег.

Юноша смастерил лук, стрелу и отправился на охоту к морю. Там он увидел прекрасную белую лебедь-птицу и спас её от коршуна. За это лебедь пообещала его отблагодарить, и на острове появился город, а правителем его стал князь Гвидон (так нарёк себя юноша).

Мимо острова проплывал корабль с купцами, которые подивились, что на необитаемом острове вырос прекрасный город. Князь Гвидон принял купцов как дорогих гостей и попросил их передать поклон царю Салтану.

Прибыв в царство Салтана, купцы рассказали царю об удивительном событии — появлении на острове чудесного города. Они передали ему от князя Гвидона приглашение посетить остров.

Царевич, превратившийся с помощью лебедя в комара и приплывший на этом купеческом корабле в царство Салтана, слышал беседу царя с купцами.

Царь Салтан заявил, что навестит чудный остров и погостит у Гвидона. Но повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха не хотели, чтобы царь встретился с сыном. Повариха сказала, что город у моря — это не чудо, а вот в лесу под елью живёт белка, которая поёт песенки да грызёт золотые орехи с изумрудными ядрами. Удивился царь такому чуду, а комар впился поварихе в правый глаз и улетел на свой остров.

Возвратившись, князь Гвидон рассказал о чудесной белке лебеди, и она переселила белочку в княжеский двор, а князь выстроил для белки хрустальный дом.

В следующий раз купцы рассказали царю, что на острове князя Гвидона есть чудесная белка, и князь передал поклон царю Салтану. Тот подивился чуду и сказал, что навестит чудный остров. Но ткачиха рассказала о новом диве — тридцати трёх богатырях, которые выходят из моря с дядькой Черномором. Царь Салтан такому чуду подивился, а Гвидон, который приплыл в виде мухи на купеческом корабле, укусил ткачихе левый глаз. Воротившись на остров, Гвидон рассказал лебеди о богатырях и Черноморе. Лебедь сделала так, что 33 богатыря и их дядька Черномор каждый день стали выходить из моря и обходить дозором остров.

Купцы рассказали царю и об этом чуде и снова передали поклон от князя. Но Бабариха сказала, что это не чудо, а вот настоящее диво — это царевна, у которой под косой месяц, а во лбу горящая звезда.

Гвидон, оборотившийся на этот раз в шмеля, с досады ужалил Бабариху в нос. Возвратившись, Гвидон рассказал лебеди о прекрасной царевне и сказал, что мечтает на ней жениться и готов идти её искать за тридевять земель. Лебедь обернулась царевной, и Гвидон женился на ней.

В очередной раз купцы рассказали царю Салтану о чудесах на острове Гвидоне и о новом чуде — прекрасной жене князя. Передали они поклон царю от князя и укор, что «в гости обещался, а доселе не собрался».

Наконец, царь Салтан отправился на остров. Узнал он в матери Гвидона свою жену и понял, что князь — его сын. На радостях царь простил и отпустил домой сватью Бабариху со злыми сёстрами царицы. На острове устроили весёлый пир, и все стали жить счастливо.

Заключение к краткому пересказу

В сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» раскрыты темы:

  • добро и зло;
  • смелость;
  • любовь;
  • великодушие, прощение виновных;
  • зависть.

Основная мысль (идея) сказки: ложь и коварный умысел рано или поздно раскрываются.

Сказка учит тому, что добро побеждает зло.

Краткое содержание сказки может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Особенно я люблю «Сказку о Царе Салтане». Положительные герои в ней благодаря своим качествам преодолевают все злобные козни и выходят победителями. Царь Салтан – добрый и мудрый правитель, но его обманывают хитрые и завистливые сестры царицы, он лишается на долгие годы не только ее, но и сына. Но благодаря тому, что царевич Гвидон оказался умным, добрым и честным, он обрел свое счастье на острове Буяне, став его правителем с помощью спасенной царевны Лебедь. В конце сказки семья воссоединяется, на радостях даже прощая подлых сестер.
Эта сказка полна чудес и волшебства. В ней отражается борьба добра и зла, тернистый путь героев к счастью. Мы видим, что даже став царицей, нельзя быть уверенной, что тебе никто не завидует и не хочет причинить тебе вред. Но доброе сердце способно прощать, не хранит обиду и тем более не мстит.
Сказки этого великого поэта и писателя написаны простым, понятным языком и очень легко запоминаются. Думаю, практически каждый даже спустя много лет помнит некоторые строки из его произведений. А все потому, что они написаны на высочайшем уровне, язык Пушкина чист и невероятно красив. Отрицательные герои у него часто выглядят скорее смешными, чем страшными. А положительные всегда обретают счастье благодаря своей доброте, вере и честности.
Я уверен, что сказки Александра Сергеевича очень полезны для подрастающего поколения. Они подают хороший пример, учат бороться за правду, быть великодушным и добрым. Их хочется перечитывать вновь и вновь.

В помощь школьнику и студенту!

Сочинение на тему: Царь Салтан. Произведение: Сказка о царе СалтанеЦАРЬ САЛТАН — герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), написанной на основе сказки, поведанной поэту Ариной Родионовной. В передаче Арины Родионовны С. вовсе не имя, а как бы удвоение титула: царь-султан. Пушкин остроумно переделывает его в С. Получилось весьма колоритное, подлинно сказочное имя, сохраняющее славянскую окраску и намек на несметные «султанские» богатства. С.— царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Такой царь может запросто простоять весь вечер «позадь забора» и ненароком подслушать беседу трех девиц за пряжей. Царство С.— вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер. Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется. А главное, «к исходу сентября» у него будет сын-богатырь. Гвидон становится воплощением благополучной, подчиняющейся действительности. С. верит в чудеса. Идеальный образ С. разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой С. «бьется долго и жестоко». Интригуют ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и добиваются изгнания любимой жены с младенцем. Но чем сильнее одурманивают они царя слухами о чудесах, тем слабее становится их власть над ним. Наконец чаша любопытства переполнена, и С. разрывает паутину своего безволия. Реальность, ожидающая его, оказывается богаче самых заманчивых снов. Царь С. обретает даже больше того, о чем мечтал. Главное же — семейное счастье восстановлено. Справедливость торжествует, недобрые чары развеяны. «Царь для радости такой» всех прощает и его, конечно, «уложили спать вполпьяна». На сюжет пушкинской сказки написана одноименная опера Н.А.Римского-Корсакова (соч. 1900).

Творчество

Сочинения

При перепечатке материалов гиперссылка на сайт ser-esenin.ru обязательна. Все материалы являются собственностью их авторов.
С.А. Есенин: Жизнь моя, иль ты приснилась мне.
Сказки Пушкина в детском чтенииА.С. Пушкин (1799-1837) получил воспитание и образование, ориентированные на европейскую культуру, в большей степени – на французское Просвещение. Пушкин постоянно кого-то слушал и записывал сказки, пословицы, поговорки и песни. Няня его была реальной теткой и интересной собеседницей – со здравым смыслом, чувством юмора, добрым нравом. Пережив увлечения разными литературными стилями – классицизмом, романтизмом, усвоив язык и жанры, поэт пошел дальше и открыл более широкую сферу реализма. Одновременно с этим он совершал реформу литературного языка, положив в основу речь современной ему книжной поэзии. Со временем стал нормой разговорного языка. Идеал человека – герой обыкновенный, т.е. человека, чей ум и нравственность образованы желанием прожить свою жизнь с чувством внутренней свободы и чистой совестью, исполнить все, что назначено судьбою не более и не менее. Условие народности литературного произведения – выражение в нем национального духа.
Детство им воспринималось драматически. Неразрешимое противоречие детства состоит в том, что детская невинность оказывается в плену грешной жизни взрослых. Вся система взрослой жизни направлена против детской души.
Еще детство героев пролетает будто в один миг (царевич в «Гвидоне» вымахал за часы).
В ребенке языческое начало идеально слито с христианским духом, ему ведомы тайны жизни и смерти, язык природы; он сам- воплощение тайны бытия.
Пушкин отказывался сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей.
Это был один из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами.
В круг детского чтения почти сразу после выхода в свет вошли «Сказка о Попе и Балде» (1831), « Сказка о царе Салтане и…т.д»(1831), « С.о рыбаке и рыбке»(1833), «С. о мертвой царевне и 7 богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке»( 1834). Сказка- баллада «Жених»- (1825) и сказка отрывок о медведе «Как весенней теплою порою…» (1830) читаются обычно подростками и взрослыми.
Внимание! Сказки предназначены взрослым, написаны они в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьезно. В 30-х годах его занимала тема дома: вопросы природы, общества, истории освещались с позиции «домашнего» человека. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную т.з. на эти вопросы.
В сентябре 1834 –план издания цикла сказок, где расположил их по идеи – дает ключ к пониманию, как общего замысла цикла, так и все по отдельности сказок.
Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся на сказки-поэмы ( о царевне Лебеди, о мертвой царевне) и сказки-новеллы ( о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке). Сказки- поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы- справедливо, но несчастливо. Добро и зло в ск.-поэмах однозначно, положит. и отриц. герои не вызывают сомнений, а в ск.- новеллах отриц. герои побеждаются силами, несущими или добро или зло. В которые поэмы – внимание сосредоточено на семье, соц. Статус не играет значения. Царь –Салтан, князь Гвидон, царица- мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми».
В с.-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира, кот. выше, сильнее чел. желаний. Поп, старуха, царь Дадо изображены с социальной стороны, но вместе с тем подчеркнута их личная, психологически- мотивированная слабость. Поп- жалкий старик с «толоконным лбом», старуха- сварливая жадная женщина, царь Дадон- глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их стремлением возвыситься над другими, подчинить чью-то силу.
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…» может быть названа сказкой исполнения желаний. Уже в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые без промедления исполняются. Мечты трех девиц еще не выходят за пределы возможного в обычном мире. Мечты о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Лебеди, кажется, не имеют никакого права на исполнение в этом мире. Все дело в том, что князь Гвидон не обычный перец: он богатырь с рождения, наделен даром говорить с природой и жить среди чудес. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже после дня в бочке, он начинает разговаривать с волною, молит её – а она и..«И послушалась волна..».
Гвидон – воплощение пушкинское образа- Поэта; поэтому и княжество его на чудном острове Буяне, где только и могут быть «дива дивные». Град- народная утопия всеобщего довольства и благополучия, здесь воплощаются любые фантазии. Главный лирический мотив связан с «грустью- тоскою» разлученных отца и сына. Апофеоз радости звучит в конце сказки, когда царь вдруг как чудо получает и жену, и сына, и невестку- диво, а те волшебные чудеса, что видел по дороге- были только «присказками» к настоящей сказке счастливой семьи. В дальнейшем П. изображает счастье как большой дом.
Центральный образ- царевна Лебедь, «чистейший прелести чистейший образец», что явился Пушкину в его невесте Наталье Николаевне. В ней соединились черты белой лебедушки- невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы. Лебедь- выражение идеи о том, что поэзий повелевает кросота, она есть высший смысл поэзии.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир”.
– “Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
– “Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря”.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во все время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
“Здравствуй, красная девица,-
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха”.
В сени вышел царь-отец.
Все пустились во дворец.
Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой;
А потом честные гости
На кровать слоновой кости
Положили молодых
И оставили одних.
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха –
И завидуют оне
Государевой жене.
А царица молодая,
Дела вдаль не отлагая,
С первой ночи понесла.
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далеко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком;
Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Извести ее хотят,
Перенять гонца велят;
Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку”.
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить;
Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
“Ждать царева возвращенья
Для законного решенья”.
Едет с грамотой гонец
И приехал наконец.
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую –
И привез гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
“Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод”.
Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой.
Объявили царску волю –
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян –
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
День.прошел – царица вопит…
А дитя волну торопит:
“Ты, волна моя, волна?
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!”
И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Мать с младенцем спасена;
Землю чувствует она.
Но из бочки кто их вынет?
Бог неужто их покинет?
Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
“Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?”– молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины.
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон…
Видно, на море не тихо:
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет…
Тот уж когти распустил,
Клев кровавый навострил…
Но как раз стрела запела –
В шею коршуна задела –
Коршун в море кровь пролил.
Лук царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит –
И царевичу потом
Молвит русским языком:
“Ты царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись”.
Улетела лебедь-птица,
А царевич и царица,
Целый день проведши так,
Лечь решились натощак.
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.
Он скорей царицу будит;
Та как ахнет!… “То ли будет? –
Говорит он, – вижу я:
Лебедь тешится моя”.
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают,
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву:
Город новый златоглавый,
Пристань с крепкою заставой –
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит:
“Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?”
Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чорнобурьши лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана…”
Князь им вымолвил тогда:
“Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
От меня ему поклон”.
Гости в путь, а князь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальный;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?” –
Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
“Грусть– тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца”.
Лебедь князю: “Вот в чем горе!
Ну послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Будь же, князь, ты комаром”.
И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице;
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
“Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?”
Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет;
За морем житье на худо,
В свете ж вот какое чудо:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон”.
Царь Салтан дивится чуду;
Молвит он: “Коль жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу”.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
“Уж диковинка, ну право,-
Подмигнув другим лукаво,
Повариха говорит,-
Город у моря стоит!
Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут”.
Чуду царь Салтан дивится,
А комар– то злится, злится –
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела,
Обмерла и окривела.
Слуги, сватья и сестра
С криком ловят комара.
“Распроклятая ты мошка!
Мы тебя!…”А Он в окошко
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?” –
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
“Грусть– тоска меня съедает;
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка –
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут”.
Князю лебедь отвечает:
“Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу”.
С ободренною душой
Князь пошел себе домой;
Лишь ступил на двор широкий –
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
Во саду ли, в огороде.
Изумился князь Гвидон.
“Ну, спасибо, – молвил он,-
Ай да лебедь – дай ей боже,
Что и мне, веселье то же”.
Князь для белочки потом
Выстроил хрустальный дом.
Караул к нему приставил
И притом дьяка заставил
Строгий счет орехам весть.
Князю прибыль, белке честь.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
“Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?”
Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Все донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок –
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…”
Говорит им князь тогда:
“Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да скажите: князь Гвидон
Шлет царю-де свой поклон”.
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь – а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Молит князь: душа-де просит,
Так и тянет и уносит…
Вот опять она его
Вмиг обрызгала всего:
В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль – и в щель залез.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана –
И желанная страна
Вот уж издали видна;
Вот на берег вышли гости;
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят.
Злыми жабами глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
“Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?”
Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут,
Служат ей прислугой разной –
И приставлен дьяк приказный
Строгий счет орехам весть;
Отдает ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые, да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты;
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон”.
Царь Салтан дивится чуду.
“Если только жив я буду,
Чудный остров навещу,
У Гвидона погощу”.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят его пустить
Чудный остров навестить.
Усмехнувшись исподтиха,
Говорит царю ткачиха:
“Что тут дивного? ну,’вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды;
Этим нас не удивишь,
Правду ль, нет ли говоришь.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Это диво, так уж диво,
Можно молвить справедливо!”
Гости умные молчат,
Спорить с нею не хотят.
Диву царь Салтан дивится,
А Гвидон– то злится, злится…
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» – и тут же окривела;
Все кричат: “Лови, лови,
Да дави ее, дави…
Вот ужо! постой немножко,
Погоди…”А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море прилетел.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?” –
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
“Грусть– тоска меня съедает –
Диво б дивное хотел
Перенесть я в мой удел”.
– «А какое ж это диво?»
– “Где-то вздуется бурливо
Окиян, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор”.
Князю лебедь отвечает:
“Вот что, князь, тебя смущает?
Не тужи, душа моя,
Это чудо знаю я.
Эти витязи морские
Мне ведь братья все родные.
Не печалься же, ступай,
В гости братцев поджидай”.
Князь пошел, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря;
В чешуе, как жар горя,
Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает;
Второпях народ бежит;
Дядька князю говорит:
“Лебедь нас к тебе послала
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить.
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли”.
Все потом домой ушли.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит, и поит,
И ответ держать велит:
“Чем вы, гости, торг ведете?
И куда теперь плывете?”
Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет;
Торговали мы булатом,
Чистым серебром и златом,
И теперь нам вышел срок;
А лежит нам путь далек,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана”.
Говорит им князь тогда:
“Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану.
Да скажите ж: князь Гвидон
Шлет– де свой царю поклон”.
Гости князю поклонились,
Вышли вон и в путь пустились.
К морю князь, а лебедь там
Уж гуляет по волнам.
Князь опять: душа-де просит…
Так и тянет и уносит…
И опять она его
Вмиг обрызгала всего.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму – и в щель забился.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана,
И желанная страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
И за ними во дворец
Полетел наш удалец.
Видит, весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце,
С грустной думой на лице.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
“Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?”
Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо;
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге –
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить –
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А сидит там князь Гвидон;
Он прислал тебе поклон”.
Царь Салтан дивится чуду.
“Коли жив я только буду,
Чудный остров навещу
И у князя погощу”.
Повариха и ткачиха
Ни гугу – но Бабариха,
Усмехнувшись, говорит:
“Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозором бродят!
Правду ль бают или лгут,
Дива я не вижу тут.
В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама– то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо.
Это диво, так уж диво”.
Гости умные молчат:
Спорить с бабой не хотят.
Чуду царь Салтан дивится –
А царевич хоть и злится,
Но жалеет он очей
Старой бабушки своей:
Он над ней жужжит, кружится –
Прямо на нос к ней садится,
Нос ужалил богатырь:
На носу вскочил волдырь.
И опять пошла тревога:
“Помогите, ради бога!
Караул! лови, лови,
Да дави его, дави…
Вот ужо! пожди немножко,
Погоди!…”А шмель в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море полетел.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
“Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?” –
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
“Грусть– тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат лишь я хожу”.
– “А кого же на примете
Ты имеешь?”– “Да на свете,
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама– то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Только, полно, правда ль это?”
Князь со страхом ждет ответа.
Лебедь белая молчит
И, подумав, говорит:
“Да! такая есть девица.
Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом –
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом”.
Князь пред нею стал божиться,
Что пора ему жениться,
Что об этом обо всем
Передумал он путем;
Что готов душою страстной
За царевною прекрасной
Он пешком идти отсель
Хоть за тридевять земель.
Лебедь тут, вздохнув глубоко,
Молвила: “Зачем далеко?
Знай, близка судьба твоя,
Ведь царевна эта – я”.
Тут она, взмахнув крылами,
Полетела над волнами
И на берег с высоты
Опустилася в кусты,
Встрепенулась, отряхнулась
И царевной обернулась:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама– то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Князь царевну обнимает,
К белой груди прижимает
И ведет ее скорей
К милой матушке своей.
Князь ей в ноги, умоляя:
“Государыня-родная!
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе.
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья:
Ты детей благослови
Жить в совете и любви”.
Над главою их покорной
Мать с иконой чудотворной
Слезы льет и говорит:
«Бог вас, дети, наградит».
Князь не долго собирался,
На царевне обвенчался;
Стали жить да поживать,
Да приплода поджидать.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости.
Князь Гвидон зовет их в гости.
Он их кормит, и поит,
И ответ держать велит:
“Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?”
Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет,
Торговали мы недаром
Неуказанным товаром;
А лежит нам путь далек:
Восвояси на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана”.
Князь им вымолвил тогда:
“Добрый путь вам, господа,
По морю по Окияну
К славному царю Салтану;
Да напомните ему,
Государю своему:
К нам он в гости обещался,
А доселе не собрался –
Шлю ему я свой поклон”.
Гости в путь, а князь Гвидон
Дома на сей раз остался
И с женою не расстался.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
К царству славного Салтана,
И знакомая страна
Вот уж издали видна.
Вот на берег вышли гости.
Царь Салтан зовет их в гости,
Гости видят: во дворце
Царь сидит в своем венце.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят,
Четырьмя все три глядят.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
“Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?”
Корабельщики в ответ:
“Мы объехали весь свет;
За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы– то золотые.
Ядра – чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор –
С ними дядька Черномор.
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Князь Гвидон тот город правит,
Всяк его усердно славит;
Он прислал тебе поклон,
Да тебе пеняет он:
К нам– де в гости обещался,
А доселе не собрался”.
Тут уж царь не утерпел,
Снарядить он флот велел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Не хотят царя пустить
Чудный остров навестить.
Но Салтан им не внимает
И как раз их унимает:
“Что я? царь или дитя? –
Говорит он не шутя.-
Нынче ж еду!”– Тут он топнул,
Вышел вон и дверью хлопнул.
Под окном Гвидон сидит,
Молча на море глядит:
Не шумит оно, не хлещет,
Лишь едва-едва трепещет.
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот царя Салтана.
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно возопил:
“Матушка моя родная!
Ты, княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда”.
Флот уж к острову подходит.
Князь Гвидон трубу наводит:
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит;
С ним ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
Удивляются оне
Незнакомой стороне.
Разом пушки запалили;
В колокольнях зазвонили;
К морю сам идет Гвидон;
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой,
С сватьей бабой Бабарихой;
В город он повел царя,
Ничего не говоря.
Все теперь идут в палаты:
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь ступил на двор широкий:
Там под елкою высокой
Белка песенку поет,
Золотой орех грызет,
Изумрудец вынимает
И в мешочек опускает;
И засеян двор большой
Золотою скорлупой.
Гости дале – торопливо
Смотрят – что ж? княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит:
А сама– то величава,
Выступает, будто пава,
И свекровь свою ведет.
Царь глядит – и узнает…
В нем взыграло ретивое!
“Что я вижу? что такое?
Как!”– и дух в нем занялся…
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трех домой.
День прошел – царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приобщению

к художественной литературе

в подготовительной к школе группе

по теме: «Путешествие по сказкам

А.С. Пушкина»

Выполнил: воспитатель подготовительной

к школе группы

                      Унучек А.С.

Санкт-Петербург

2021г.

Цель: закреплять знания детей о творчестве А. С. Пушкина в жанре сказки.

Обучающие задачи:

— активизировать знания детей о сказках;

— уметь определять название сказок по сюжетным картина и предметам;

— учить анализировать поступки героев, устанавливать связи, делать обобщения и выводы;

Развивающие задачи:

развивать мышление, память, внимание;                                                     

развивать любознательность, познавательную мотивацию;

— развивать воображение и творческую активность

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей интерес и любовь к творчеству великого поэта.

— воспитывать любовь к сказкам, умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок,

— воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.

Технологии: 

здоровьесберегающие (физминутка «Море», логоритмические упражнения)

игровые (д/и «Собери пазл», п/и «Рыбалка»)

личностно-ориентированные.

Оснащение педагогического процесса:

Компьютер, проектор, экран, сундук, письмо, портрет А.С. Пушкина, ларец    (орешки, зеркало, яблоко, цепь, кораблик, мешок), дубовые листья с заданиями, свиток с загадками, 2 удочки и 8 рыбок, дидактическое оборудование «Шнуровка», магнитная игра «Найди лишнего», Д/и «Собери пазл»: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Предварительная работа: Беседы о жизни А.С. Пушкина, чтение произведений А.С.Пушкина, беседы по прочитанному, заучивание наизусть стихов, эпизодов из сказок А.С. Пушкина, рисование иллюстраций к сказкам, рассматривание иллюстраций, просмотр мультипликационных фильмов.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

Воспитатель и дети заходят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости!

Давайте поприветствуем их.

Все вместе: Здравствуйте, доброе утро.

Воспитатель:

Молодцы, а сейчас, пожалуйста, все обратите свое внимание на экран- кто на нем изображен? (На экране слайд 1 с изображением портрета А.С.Пушкина)

Дети: Это А.С. Пушкин-великий русский поэт и сказочник.

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Нет человека, который бы не знал и не любил замечательных произведений Пушкина, его называли «солнцем русской поэзии».

Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна. Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

На экране слайд 2 – у лукоморья дуб зеленый….

Воспитатель: Давайте все вместе вспомним отрывок из поэмы  «Руслан и Людмила».

Дети читают:

 У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…

Письмо под дубом -для ребят группы «Семицветик».

Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.

Пусть ваше сердце затрепещет,
Пусть струны сердца запоют.
Здесь чудеса, здесь волны плещут…
Здесь сказки Пушкина живут.

Хочу пригласить девчонок и мальчишек в путешествие по сказкам Пушкина. Прошел слух в нашей сказочной стране, что очень уж хорошо вы знаете эти сказки. Вот я и хочу с вами поиграть. Внимательно смотрите-на своем пути ветер раскидал листочки от дуба, а они непростые, а с заданиями! Если вы с ними справитесь, получите от меня подарок. Удачи вам. Кот ученый.

Воспитатель: Ну, что, ребята, готовы в путешествие по сказочной стране?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, с помощью которой мы отправимся в страну сказок . 

Если палочкой волшебной

Я взмахну четыре раза,

В мире сказок непременно

Мы окажемся все сразу.

Раз, два, три, четыре,

Вот и в сказочном мы мире!

Лист 1 .

Кто сказки Пушкина читает,

Загадки быстро отгадает.

Чуть опасность затаится —

Верный страж на тонкой спице

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется.

(Петушок)

Рыбка непростая,

Чешуей сверкает.

Плавает, ныряет.

Желанья исполняет.

(Золотая рыбка)

На ветвях сидит не птица,
А сидит краса-девица.
Сладким голосом поёт
Над рекою в чаще:
Околдует, зазовёт
И на дно утащит.
(Русалка)

Только этот царь родился,
Сразу в море очутился.
В бочке плыл по морю он,
Звался этот царь …
(Гвидон)

Вот под ясным синим небом
В море кто закинул невод?
Злату рыбку изловил,
Пожалел и отпустил?
(Старик)

Лист 2

Магнитная игра «Найди лишнего»

Воспитатель: Ребята, а это волшебный сундук, в котором живут герои

разных сказок.

Кот ученый (У лукоморья дуб зелёный…)

Золотая рыбка (Сказка о рыбаке и рыбке)

Белка (Сказка о царе Салтане)

Старуха (Сказка о рыбаке и рыбке)

Князь Гвидон (Сказка о царе Салтане)

Золотой петушок (Сказка о золотом петушке)

Емеля (рнс «По щучьему веленью»)

Красная шапочка (Народная европейская сказка)

Царевна-лягушка (рнс)

Гном (Белоснежка и 7 гномов)

Ребята достают по 1 герою из сундука.

Открываем книгу А.С. Пушкина. Если это герои его сказок, помещаем их в книгу.

Лист 3

Ой, как много тут предметов
Из разных сказок, погляди!
Что у Пушкина приметил
Очень быстро назови!

Воспитатель: Дети, а вот еще сундук, в котором хранятся предметы из сказок. Вытаскивайте предмет и отгадываем, что это и из какой сказки.

Зеркало («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Яблоко («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Орех (Сказка о царе Салтане)

Корабль (Сказка о царе Салтане)

Мешок (Сказка о попе и его работнике Балде)

Цепь златая (У лукоморья дуб зелёный…)

Веревка (Сказка о попе и о работнике его Балде)

-Ребята, какие вы молодцы!

Лист 4

Найди пару. Дидактическое оборудование «Шнуровка»

Воспитатель: А сейчас, ребята, вам нужно внимательно изучить иллюстрации, предметы к сказкам Пушкина и найти те, которые связаны между собой: объединить героев (предметы) по парам и назвать сказку.

Бочка- царица с сыном. (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян —

Так велел-де царь Салтан.

Царевна-лебедь-коршун (Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди)

Чернавка-яблоко (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Шамаханская царица- царь Дадон (Сказка о золотом петушке)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Физминутка.

А теперь разомнёмся.

Море
К морю быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой. (Выполняем движения по тексту.)

Лист 5

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним сказку о рыбаке и рыбке…

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Воспитатель: А вы хотите поймать рыбку?  

Дети: Да!

Ребята удочкой ловят рыбку (на рыбке номер)-звучит музыка (шум волн)

Мы с вами находимся на берегу моря. Смотрите, дети, в песке кувшин, а в нем записка (с загадками).

Воспитатель: Выберите правильный ответ на вопросы по сказкам А. С. Пушкина. (по номеру рыбки)

1. Что было разбитым у старика со старухой из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»?

А. Окна землянки.

Б. Тарелки.

В. Зеркальце.

Г. Корыто.

2. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?

А. У трех.

Б. У семи.

В. У двенадцати.

Г. У тридцати трех.

3. Что три девицы под окном делали поздно вечерком в сказке Пушкина?

А. Ткали.

Б. Пряли.

В. Шили.

Г. Гадали.

4. Кем желала стать старуха из пушкинской «Сказки о золотой рыбке» в самой заветной своей мечте?

А. Княгиней тьмы.

Б. Владычицей морской.

В. Королевой красоты.

Г. Царицей полей. 

5. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» была наказана старуха?

А. За лень.

Б. За вранье.

В. За жадность.

Г. За плохое ведение домашнего хозяйства.

6. Какое первое желание было у старухи в «Сказке о золотой рыбке»?

А. Стиральная машина.

Б. Корыто.

В. Новая посуда.

Г. Новый дом.

7. Где пушкинский поп повстречал своего будущего работника Балду?

А. На бирже труда.

Б. На базаре.

В. На дороге.

Г. В церкви.

8. Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?

А. Забияки.

Б. Буяна.

В. Скандалиста.

Г. Хулигана.

Лист 6

Воспитатель: Слышите, кто-то жужжит? Ой, ребята, посмотрите на полянке какие-то насекомые. Назовите мне их.


Дети: Комар, муха, шмель, божья коровка, жук, бабочка.

Воспитатель: Вспомните и назовите 3 насекомых, которые прилетели из сказки  о царе Салтане?


Дети:  Комар, муха, шмель

А кто превращал князя Гвидона в комара, муху, шмеля?

Дети: Царевна-лебедь.

Воспитатель: Кто из вас знает, полное название этой сказки?


Дети: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне  Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».

Лист 7

Игра: «Пазлы соберите, сказку получите».

Воспитатель: Ребята, а теперь посмотрите, пожалуйста, у нас на столе лежат какие-то конверты. Вам хотелось бы узнать, что в них? Давайте вы сейчас сядете за столы и посмотрите, что же в них находится. 

Итак, что вы обнаружили в конвертах?

Дети: разрезные картинки 

Раз, два, три игру начни.
Их в картинку собери,
И получишь сказку ты.

Тогда начинайте собирать картинку воедино, а потом мы посмотрим у кого, что получится. 

А что же на них изображено?

Дети: иллюстрация к сказке 

Как вы думаете, а к какой сказке относится ваша иллюстрация?

Итог: Где мы побывали, кого повстречали? Сказки, какого знаменитого писателя мы вспомнили? Какое задание было для вас самым интересным? А самым сложным?

И всегда помните: «Сказка ложь да в ней намек. Добрым молодцам урок! 

Давай заглянем в сундук, который стоит под дубом, может быть и найдем там что-нибудь. (Дети находят в сундуке сладкие призы)

  • План пересказа сказки иван царевич и серый волк 3 класс
  • План пересказа сказки золотая рыбка 2 класс
  • План пересказа рассказа чехова мальчики для 4 класса
  • План пересказа рассказа мальчики чехова 4 класс
  • План пересказ сказки морозко 3 класс