План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в рабочую тетрадь. подмена грамоты. избавление царевны от злого коршуна.

Восстанови последовательность событий в сказке, запиши их в «Рабочую тетрадь».
• Подмена грамоты.
• Избавление царевны от злого коршуна.
• Царь Салтан выбирает жену.
• Морское путешествие царицы и Гвидона.
• Встреча Салтана с семьёй.
• Приключения Гвидона.
• Отъезд царя Салтана на войну.
• Свадьба царя Салтана.
• Объявление царской воли.
• Счастливое спасение.
• Златоглавый город князя Гвидона.
• Первая встреча гостей.
• Вторая встреча гостей.
• Третья встреча гостей.
• Первое превращение князя Гвидона.
• Второе превращение князя Гвидона.
• Третье превращение князя Гвидона.
• Первое чудо.
• Второе чудо.
• Третье чудо.
• Счастливый конец
Найди текст, который соответствует каждому пункту плана. Выборочно перескажи один эпизод. Потом перескажи только основные события сказки. Это будет краткий пересказ.

Решение

Последовательность событий Сказки о царе Салтане: Сначала царь Салтан выбирает себе супругу, которая обещает родить ему сына Бабариха и прочие подменяют грамоту царя Молодую царицу и Гвидона бросают в море Прибыв на остров Гвидон спасает лебедя от коршуна Приключения Гвидона, видимо его несколько путешествий в образе насекомых Встреча Салтана с семьей и счастливый финал.
1. Царь Салтан выбирает жену.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.»

2. Свадьба царя Салтана.
«Царь недолго собирался:
В тот же вечер обвенчался.
Царь Салтан за пир честной
Сел с царицей молодой.»

3. Отъезд царя Салтана на войну.
«В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра коня садяся… «

4. Подмена грамоты.
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.»

5. Объявление царской воли.
«Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья».»

6. Морское путешествие царицы и Гвидона.
«Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;…»

7. Счастливое спасение.
«И послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.»

8. Избавление царевны от злого коршуна.
«Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил…»

9. Приключения Гвидона.
10. Златоглавый город князя Гвидона.
«Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…»

11. Первая встреча гостей.
№Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их он кормит и поит…»

12. Первое превращение князя Гвидона.
«Тут он в точку уменьши´лся,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал…»

13. Первое чудо.
«Видит, белочка при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает…»

14. Вторая встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит и поит…»

15. Второе превращение князя Гвидона.
«В муху князь оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес..»

16. Второе чудо.
«Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…»

17. Третья встреча гостей.
«Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их и кормит, и поит…»

18. Третье превращение князя Гвидона.
«Тут он очень уменьши´лся,
Шме´лем князь оборотился,
Полетел и зажужжал…»

19. Третье чудо.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает…»

20. Встреча Салтана с семьёй.
«К морю сам идёт Гвидон;
Там царя встречает он…»

21. Счастливый конец
«Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И весёлый пир пошёл.»

Отрывок:
Князь Гвидон − так назвался царевич − несколько раз приглашал Салтана погостить на его острове, и когда царь все же приехал, он узнал свою жену, и тут открылась правда о том, как злые сестры хотели погубить ее с ребенком. Но царь Салтан на радостях их простил, отпустил домой, и остался пировать на острове с женой, сыном и невесткой.
Краткий пересказ сказки:
Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.
Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.
Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос, и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его. На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем. На остров приплывают купцы, которые следуют в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно, и рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.
Лебедь дарит Гвидону белку. Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны−лебеди. Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и прощает Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре – «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Первый этап составления плана: выделение смысловых частей сказки

Для того чтобы составить план произведения, нужно внимательно прочитать сказку, выделить ее смысловые части — элементы композиции: вступление, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, а также сделать характеристику главных и второстепенных персонажей. В пункте, посвященном вступлению, следует кратко обозначать первые события: знакомство с сестрами и женитьбу Салтана на младшей из них.

Далее необходимо указать на завязку: отъезд царя и предательство сестер. В плане важно показать развитие действий: это суд бояр и выброс царицы с сыном в море. Продолжением должен послужить пункт о приключениях князя Гвидона на таинственном острове: встреча с лебедью, его волшебные путешествия и чудеса заколдованной царевны.

При составлении плана следует обратить внимание на кульминацию сказки: это превращение лебеди в прекрасную царевну. Здесь же нужно указать и приезд Салтана на остров и его встречу с женой. Наконец, в развязке нужно написать об общем примирении и пире.

Второй этап написания плана: составление названий для его частей

Пункты плана должны отображать основные сюжетные линии сказки. Титулы необходимо сделать не очень длинными, однако емкими, так, чтобы они передавали основное содержание выделенных смысловых частей. Уместно ввести в названия имена главных и второстепенных героев, а также отметить ключевые моменты сказки. Возможно перечисление в одном ряду нескольких событий, которые связаны между собой или происходили одно за другим.

План «Сказки о царе Салтане»

1. Вступление: свадьба царя и зависть сестер.

2. Завязка произведения: отъезд Салтана и обман Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи.

3. Развитие действия: приключения князя Гвидона на острове и чудеса царевны Лебеди.

4. Кульминация сказки: превращение Лебеди в царевну и прибытие Салтана в королевство Гвидона.

5. Развязка произведения: встреча царя с женой и торжественный пир.

Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»

Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему мечтает его осчастливить в случае брака. Царь останавливает свой выбор на младшей, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын. Завистливые сестры вместе с бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из королевства.

Однако обоим удается найти пристанище на острове, где Гвидону помогает царевна Лебедь, спасенная им от злого волшебника. По просьбе князя она совершает различные чудеса и под конец открывает ему главную тайну: она заколдованная царевна, которая готова стать его женой. Параллельно царь Салтан, который был наслышан об острове Гвидона, приезжает туда, несмотря на все ухищрения сестер, и вновь соединяется со своей женой.

Образы сестер

Для написания сочинения на данную тему сначала необходимо составить план «Сказки о царе Салтане». План должен начаться с характеристики трех сестер, описание которых является своеобразным вступлением произведения. Автор в коротких, но очень выразительных репликах сразу обозначает различия между ними, что и должно объяснить читателю выбор Салтана младшей. Последняя заинтересована в продолжении царского рода, что в глазах правителя было намного важнее, чем практичность и умение вести хозяйство.

план сказки о царе салтане план

Сказка в стихах дает весьма яркое представление о характерах сестер: старшие, ткачиха и повариха, завистливы, горды, высокомерны и хитры, в то время как младшая честна, открыта и простодушна. Тем не менее в тяжелую минуту испытаний она проявила твердость характера и мужество, которых, казалось, никак нельзя было ожидать от этой хрупкой молодой женщины, брошенной с маленьким сыном на произвол судьбы.

характеристика сказки о царе салтане

Описание царя

Характеристика главного героя также должна быть включена в план «Сказки о царе Салтане». План предусматривает анализ его личности, поскольку именно это позволит понять причину того, что он так легко поддался обману, долго не решался поехать на остров князя Гвидона и в конце концов все-таки простил коварных сестер и их сообщницу.

сказка в стихах

Дело в том, что царь, несмотря на кажущуюся строгость, добр и доверчив по натуре. Именно эти черты в его характере и подчеркнул Пушкин. «Сказка о царе Салтане» не зря названа именем этого правителя. Образ главного героя, пожалуй, самый симпатичный: добродушный, легковерный царь умиляет читателей.

Образ князя Гвидона

Описание царевича Гвидона также необходимо включить в план «Сказки о царе Салтане». План показывает его рост, воспитание и взросление на таинственном острове, а также борьбу за возвращение отца и свое счастье. Князь Гвидон умен, решителен, смел и активен. Он не растерялся в трудную минуту и, забыв о собственных стесненных обстоятельствах, спас царевну Лебедь. Царевич искренно любит свою мать и заботится, прежде всего, о ней. Кроме того, молодой человек постоянно думает о том, чтобы встретиться с отцом, для чего и пускается в опасные приключения.

сказка в стихах

Князь Гвидон чрезвычайно любопытен: он интересуется всем чудесным и таинственным. Заслышав о какой-нибудь диковинной вещи, он сразу хочет это увидеть и получить в собственное владение. Юноша очень предприимчив: недаром он готов пуститься в далекое путешествие для того, чтобы увидеть отца или получить желаемое. В образе царевича Пушкин в очередной раз воплотил излюбленный тип витязя-рыцаря, которого можно видеть в поэме «Руслан и Людмила», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Чудеса царевны-лебеди

Сочинение на тему «Пушкин. “Сказка о царе Салтане”» большое внимание уделяет описанию невесты князя Гвидона, с которой связана романтическая линия в произведении поэта. Царевна лебедь появляется при весьма драматичных обстоятельствах: как раз во время появления на острове князя Гвидона с матерью ее чуть не убил злой коршун, и только благодаря защите молодого царевича она остается в живых.

царевна лебедь

В благодарность за спасение она делает Гвидона правителем острова и выполняет его желания, не только показывая ему чудеса, но и отдав в его владение волшебную белочку и морских витязей. Для составления этого пункта плана необходимо выделить следующие ключевые моменты: полеты Гвидона в царство Салтана, где он узнает о чудесах, и выполнение его желаний о том, чтобы они появились на его острове.

Образ юной красавицы довольно трогателен и вместе с тем таинственен: каждый раз с ее появлением на острове происходит нечто чудесное. Для составления плана сказки следует выделить кульминацию произведения: превращение лебеди в прекрасную царевну.

разделить на части сказку о царе салтане

Когда речь зашла о возможности брака царевича с ней, она проявила некоторое замешательство, но, в конце концов, побежденная заверениями в верности Гвидона открылась ему. Этот момент завершает главную любовную линию, которую так трогательно изображает «Сказка о царе Салтане». Лебедь становится женой князя Гвидона, что предшествует счастливой встрече его матери с мужем. Приезд Салтана на остров сына — следующий важный пункт плана, поскольку показывает кульминацию сказки и вместе с тем служит преддверием счастливой развязки: прощения и пира.

Второстепенные персонажи

Сказка в стихах интересна и героями второго плана, которые появляются в ряде сцен эпизодов, однако запоминаются своими яркими характеристиками и образами. Здесь в первую очередь следует упомянуть сватью бабу Бабариху, сообщницу злых сестер, без конца плетущую интриги. Несмотря на то что она не прописана Пушкиным так выразительно, как ткачиха с поварихой, тем не менее баба Бабариха органично вписалась в сюжет.

К другим второстепенным персонажам можно отнести знаменитых купцов, которые объезжали весь свет: они послужили своеобразным связующим звеном между Салтаном и князем Гвидоном. Именно от них царь узнает о таинственном острове в океане, рассказы о чудесах которого в конце концов побуждают его предпринять давно задуманное путешествие, окончившееся счастливой встречей с женой и сыном.

Кроме того, нельзя забывать о волшебной белочке, морских витязях, охраняющих владения Гвидона, их предводителе, дядьке Черноморе. Эти герои не двигают сюжет, однако создают весьма колоритный, сказочный фон повествования. Характеристика «Сказки о царе Салтане» завершается описанием природы, дворцов, костюмов, которые создают у читателя праздничное настроение.

Сказочные мотивы в произведении

Для того чтобы разделить на части «Сказку о царе Салтане», необходимо выделить в ней культурно-исторические пласты. Пушкин прекрасно знал древнерусский фольклор, народные песни, предания, сказания, элементы которых довольно часто вводил в свои сочинения. В рассматриваемом произведении он широко использовал образы русских народных сказок: витязей, заколдованной царевны, волшебной белочки, морского правителя и т.д. Он оживил явления природы: например, морская волна по просьбе царицы-матери выбрасывает на берег бочку, в которой она томилась с сыном.

Большую роль в сказке играют превращения: так, князь Гвидон становился то комаром, то шмелем для того, чтобы перелететь океан и увидеть отца. Царевна-лебедь оборачивается красивой девушкой, а хищный коршун оказывается злым волшебником. В сказке происходят и всякие другие чудеса: так, царевич Гвидон вырос за одну ночь, а на пустынном острове, где он очутился с матерью, неожиданно возникает чудесное королевство. Все эти элементы создают сказочную атмосферу повествования, которая делает произведение столь увлекательным.

Исторический фон сказки

Для лучшего понимания содержания произведения нужно показать наличие в нем реалий конкретной эпохи, что и должен отражать план «Сказки о царе Салтане». План демонстрирует черты времени Средневековой Руси, которая и послужила фоном для сказочного сюжета.

В первую очередь это касается общественно-политического устройства. В сказке показано государство царя Салтана, описание которого очень напоминает быт и правление московских царей XV–XVI веков. То же самое можно сказать и о социальной стратификации общества: среди героев читатель видит представителей различных сословий Средневековой Руси: бояр, советников царя, которые составляли его ближайшую Думу, дворцовых служителей, в образах которых легко угадываются стряпчие, стольники, чашники, которые обслуживали московских царей в рассматриваемую эпоху.

Вместе с тем имеются некоторые заимствования из истории Древней Руси: например, морские витязи – это явная отсылка к древнерусским сказаниям. Купцы, которые путешествовали из одного конца света в другой, – собирательный образ российских гостей, которые с самых ранних времен вели торговлю со странами в разных частях света. Вышеперечисленные реалии из прошлого Руси придают сказке дополнительный колорит: привязка сюжета к исторической почве делают характеры героев и окружающую их бытовую обстановку более достоверными.

Сравнение произведения с другими сказками Пушкина

В своем творчестве поэт очень часто обращался к темам древнерусских народных сказаний. Для того чтобы разделить на части сказку о царе Салтане, необходимо прежде всего сравнить данное сочинение с остальными сказками автора.

По сложности развития сюжета «Сказку о царе Салтане» можно сопоставить разве что со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В остальном же она, пожалуй, отличается от других сказок Пушкина детально проработанной композицией, колоритными персонажами и динамичностью действия. Все это, разумеется, нисколько не умаляет литературного значения других сказок Пушкина, однако именно рассматриваемое произведение является наиболее популярным среди остальных авторских сочинений этого жанра.

Для составления плана «Сказки о царе Салтане» неообходимо разбить произведение на смысловые части. В соответствии с сюжетом повествования следует выделить основные композиционные элементы: вступление (сватовство царя к младшей сестре, их свадьба, рождение сына), завязку (обман сестер, приключения Гвидона и царицы в море и на острове, чудеса царевны лебеди), кульминацию (превращение лебеди в девицу, приезд Салтана на остров Гвидона), развязку (встречу царя с женой и общее празднество). В подпунктах можно обозначить дополнительные детали сюжета и характеристику персонажей.

Значение «Сказки о царе Салтане» в русской культуре

Произведение Пушкина оказало большое влияние на искусство нашей страны в конце XIX–начале XX веков. В 1900 году известный композитор Н. Римский-Корсаков написал замечательную одноименную оперу, которая прочно вошла в репертуар ведущих театров и по сей день пользуется популярностью не только среди взрослых, но и детей.

сказка о царе салтане лебедь

Сюжет сказки вдохновил художника И.Я. Билибина на создание прекрасных иллюстраций к этому произведению в 1905 году. М. Врубель в 1900 году создал эскизы декораций к постановке оперы; наиболее известной стала картина «Царевна-лебедь». В 1966 году известный советских режиссер снял фильм по этому произведению Пушкина, а в 1984 году на экраны вышел мультфильм. Итак, «Сказка о царе Салтане» оказала значительное влияние на русскую культуру, не говоря уже о ее литературных достоинствах, благодаря которым она остается любимым чтением для детей.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

3 класс План сказки о царе Салтане по трём частям с заголовками — где найти?

План для каждой части

10 ответов:

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



16



0

Для первой части составим план, а так же придумаем, например, такое название:

Появление нового города на острове

  1. Царь Салтан выбирает себе невесту.

  2. Коварный заговор против царя и царицы.

  3. Испытания закончились чудесным спасением.
  4. Встреча с лебедем.
  5. Корабельщики приплыли на остров.

Ко второй части так же составим план и заголовок:

Встречи с отцом и чудеса

  1. Гвидон на первой встрече с отцом в образе комара.
  2. Первое чудо — волшебная белка.
  3. Гости у князя Гвидона.
  4. Гвидон на второй встрече с отцом в образе мухи.
  5. Второе чудо — тридцать три богатыря.

  6. Гвидон на третьей встрече с отцом в образе шмеля.

И к последней третьей части сделаем тоже самое:

Воссоединение семьи и весёлый пир

  1. Третье чудо и женитьба Гвидона.
  2. Гвидон передаёт приглашение царю Салтану через корабельщиков.
  3. Царь Салтан отправился в гости к Гвидону.
  4. Счастливая встреча.

  5. Честной пир.

Ещё можете посмотреть картинный план для сказки о царе Салтане тут, а так же другой план для трёх частей здесь.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



6



0

Сказка «О царе Салтане» многими очень любима, каждый из нас читал эту сказку не один раз.

Сказка читается легко и быстро, а сказочные образы надолго остаются в памяти.

В сказке очень много сказочных персонажей, она наполнена волшебством. Здесь есть и превращения Гвидона, волшебный остров, белка и не только.

Как и положено в сказке есть положительные, а так же отрицательные герои. Положительными героями является Гвидон, царь и царевна.

Отрицательными героями сказки являются завистливые сестры царевны.

План с заголовками к сказке можно найти в этом вопросе на сайте Большой Вопрос.

Так же план к сказке, ко всем её трём частям можно найти на фото приведенном ниже.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



5



0

Для того, чтобы разделить сказку на 3 части, необходимо выделить три разных сюжета.

Я в «Сказке о царе Салтане» выделила следующие три части

I глава: Свадьба царя и молодой царицы.

В этой главе мы знакомимся с царицей и ее завистливыми сестрами, а также с царем Салтаном.

LBPtcPWnw48a7BOgIHGwnVZS0rdoB.png

II глава: Князь Гвидон.

В этой главе мы видим спасение царицы и князя Гвидона, а так же знакомимся с лебедем, которого спас Гвидон.

tMWiin41RbdAe6HWyS4CWxdhahiSG.png

III глава: Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет.

Происходит основной сюжет, здесь Гвидон в образе мухи, комара и шмеля посещает своего отца. Но благодаря этому в итоге встречается с ним и все заканчивается хорошо.

vWI5Fb8G1J8HldKhrdASanQSQMqHYsdX.png

Найти другие варианты можно найти в этом вопросе на сайте БВ.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



5



0

Известная и любимая многими сказка великого русского классика, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане, рассказывает о событиях из жизни царя Салтана, его сына князя Гвидона и царевне Лебедь.

Я бы разделила эту довольно объемную сказку на три части таким образом:

1.) Первая часть: «Рождение князя Гвидона и его странствия в бочке с матерью».

2.) Вторая часть: «Чудеса на острове. Встреча царя с сыном».

3.) Третья часть: «Свадьба Гвидона и царевны Лебедь».

<hr />

А теперь план каждой из частей:

1.) Свадьба царя Салтана.

Рождение царского сына.

Обман царя.

Бочка с сыном и матерью в море.

2.) Спасение царевны.

Встречи сына с отцом:

  • в образе комара.
  • в образе мухи,
  • в образе шмеля.

3.) Князь Гвидон приглашает отца на свою свадьбу.

Веселый пир.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



4



0

Сказку Пушкина про Царя Салтана можно разделить на три части: Начало, основная часть и счастливая концовка:

  1. Знакомство Царицы и Царя Салтана, злодеяния завистниц.
  2. Описание сказочных чудес
  3. Царь Салтан узнаёт про коварный обман.

Подпункты и подробности можно посмотреть тут.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



3



0

Сказка «О царе Салтане» очень интересная, в ней много разных героев, есть как положительные (Гвидон, его мать) так и отрицательные (повариха, ткачиха).

В сказке происходит много разных чудес: белка, которая грызет орешки непростые, скорлупки у орешков золотые, лебедь, которая превращается в прекрасную девушку, 33 богатыря.

В концовке мы узнаем, что все заканчивается хорошо, Салтан наконец-то узнает правду, Гвидон женится на своей возлюбленной, а злые персонажи наказаны.

А вот план с заголовками можно найти и посмотреть в этом вопросе.

bvbEfh6Ggk2Lq3pd2FOVHhatbAAeHEA.png

Сказка очень увлекательная, она нравится как деткам, так и взрослым.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



2



0

Разделим сказку на три части.

Первая часть. Город на острове.

  1. Разговор трех девиц. Их подслушивает царь.
  2. Царь Салтан женится на той, которая обещает родить сына и уезжает за море-океан.
  3. Царевич родился.
  4. Царицу оклеветали. Царь получает лживую весть и пишет ответ.
  5. Царицу с младенцем закатывают в бочку и кидают в океан.
  6. Спасение Лебедя.
  7. Прибытие на остров.

Вторая часть. Чудеса, встречи с отцом.

1.Князь Гвидон передает царю весточку.

  1. Белка с золотыми орешками.
  2. Вторая весточка.
  3. 33 богатыря.
  4. Гвидон в образе шмеля — третье путешествие.
  5. Превращение лебедя.

Третья часть. Путешествие Гвидона и воссоединение семьи.

  1. Женитьба Гвидона.
  2. Приглашение для царя Салтана.
  3. Встреча и пир.

Здесь можно посмотреть еще план к сказке.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



2



0

Эту сказку в детстве мы все читали, и конечно же радовались хорошей концовке.

Первую часть можно назвать так, выбор невесты. План этой части: 1. Разговор девиц; 2. Выбор невесты; 3. Разлука Царя и царицы; 4. Рождение сына царевича; 5. Заговор, царица и царевич в Бочке.

Вторую часть можно назвать Князь Гвидон. План: 1 Спасение лебедя; 2. Княжество Гвидона; 3. Чудеса Острова; 4. Встреча Князя с отцом.

Ну и третья заключительная часть, это свадьба Гвидона. План: 1. Превращение лебедя в девицу; 2. Женитьба Гвидона; 3. Разоблачение заговорщиков; 4. Пир.

Ещё варианты плана есть тут.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



2



0

Поэтическое произведение Пушкина «Сказка о царе Салтане» — красивая история, в которой участвуют сказочные герои, присутствуют чудеса, а завершением сказки становится семейное счастье главных героев.

Очень удобно разделить текст сказки на три большие части, после чего каждую из них можно разделить на пункты плана. В первой части мы знакомимся с Салтаном и прекрасной скромной девицей, которая вскоре становится царицей. Рождение наследника оборачивается для царицы и «приплода» несчастьем, и казалась бы, эти герои обречены на гибель в море.

Вторая часть повествует нам о том, как царица и подросший Гвидон избежали печальной участи. Вместо смерти они обретают чудесный остров, а знакомство с Царевной в образе Лебедя меняет жизнь царевича коренным образом.

В третьей части Салтан оказывается на таинственном острове, где и встречает любимую супругу с красавцем сыном. Сказка завершается всеобщей радостью от неожиданной встречи и женитьбой Гвидона на Царевне-Лебеди.

План по трем частям текста сказки может быть таким:

2HTr0Rh2F3pD2iRtRI0lSLCwseKM.png

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям



1



0

Эту сказку любят и взрослые и дети, она очень интересная, в том числе ее интересно и пересказывать самому. Для более легкого пересказа обычно составляют план. «Сказка о царе Салтане» довольно большая, поэтому ее удобнее разделить на части, в данном случае на три, озаглавить каждую, а внутри каждой из этих частей написать небольшой план. Я так и сделала.

Сначала я размещу свой план, в виде цитаты, потому что уже дала его на другом вопросе нашего сайта, а потом дам ссылку на этот вопрос, на котором вы сможете найти еще планы для трех частей этой сказки.

2EgOZXSDkSYSm2jnPeHInCTSiNA2Hlk.png

Как я и обещала, даю ссылку на другой вопрос.

Читайте также

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Ответим на вопросы к сказкам Пушкина в рабочей тетради для 4 класса.

  1. На рисунках мы видим «Сказку о попе и работнике его Балде»
  2. Аннотация: Автор сказки Пушкин А. С. Главные герои Поп и Балда. Поп нанимает Балду работником за три щелчка. Но не хочет платить и отправляет Балду собирать оброк с чертей. Балда перехитрил чертей и собрал оброк. От щелчка поп лишается разума.
  3. Пример диалога: — Как ты относишься к сказкам Пушкина? — Я их очень люблю, особенно «Сказку о мертвой царевне». А для что для тебя значат сказки Пушкина? — Это просто замечательные сказки, я часто читаю их на ночь. — Я тоже люблю перечитывать сказки Пушкина и даже помню некоторые места наизусть.
  4. Восстановим последовательность событий:

    План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

  5. Дополним план пунктом «Царевна оживает», который поместим после пункта 8 «Поиски царевны»
  6. Краткий пересказ части «Ожидание царицы»: Царь женился на царице, но вскоре дела позвали его в дорогу. Царица с нетерпением ждала возвращение царя, не сводя глаз с дороги. Через девять месяцев она родила дочь, а через день возвращается царь. Царица была в восхищении, и не выдержав радости умерла.
  7. Аннотация к сказке «Белоснежка и семь гномов»: Авторы сказки — братья Гримм. Главные герои Белоснежка, мачеха, гномы. Красивую Белоснежку королева отправляет в лес и Белоснежка находит домик гномов. Королева пытается убить Белоснежку и девочка умирает укусив отравленное яблоко. Ее хоронят в хрустальном гробу, а принц влюбляется в Белоснежку. Девушка оживает и играется свадьба.
  8. Таблица сравнения сказок «О мертвой царевне» и «Белоснежка»:

    План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Царевна Лебедь словами»Ты найдёшь меня повсюду…»хотела предупредить его о том,что в его жизни начнут исполняться его тайные и явные желания и всё это будет она.Так оно и получилось далее по сказке.Утром на пустынном ранее месте уже стоял град белокаменный со церквами и в этом граде его царевича провозглашают князем Гвидоном. Царевич сразу и догадался чьих это рук дело,а затем ещё много будет участия супер женщины Царевны-Лебедь в его жизни.Вот это и есть «Ты найдёшь меня повсюду…»

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Разделим на части сказку Пушкина «О золотом петушке» и дадим каждой части свое название:

  1. Додон получает петушка и живет спокойно. Эту часть назовем «Счастливые годы»
  2. Петушок вновь начинает кричать и последовательно исчезают с войском два сына Додона. Эту часть мы назовем «Тревога»
  3. Додон находит мертвых сыновей в поле и знакомится с Шамаханской царицей. Эту часть назовем «Бес в ребро».
  4. Додон возвращается с царицей и убивает мудреца-звездочета. Эту часть назовем «Нарушенное слово»
  5. Петушок убивает Додона, все исчезают. Эту часть назовем «Расплата».

<hr />

Теперь составим более подробный план пересказа и каждой из частей и всего произведения в целом:

  1. Тревоги царя Додона, постоянные враги
  2. Подарок мудреца и данное ему царем слово
  3. Враги присмерели
  4. Петушок волнуется и первый сын царя уходит в поход
  5. Петушок снова волнуется и на выручку отправляется второй сын
  6. Петушок волнуется в третий раз и Додон идет в поход.
  7. Мертвые сыновьи и перебитое воинство у шатра
  8. Красавица царица очаровывает Додона
  9. Мудрец просит отдать ему Шамаханскую царицу
  10. Додон сердится и в запале убивает мудреца
  11. Петушок клюет Додона и улетает
  12. Шамаханская царица исчезает

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Россия, Тверская область, Конаковский район, остров Буян

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Россия, Ростовская область, Багаевский район, остров Буян

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Россия, Магаданская область, Ольский район, остров Буян

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Россия, Республика Карелия, Беломорский район, остров Буян

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Россия, Ненецкий автономный округ, Заполярный район, остров Буян

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Есть ещё шесть островов в названии которых слово «Буян», они находятся в Ленинградской области, Выборгском районе, в Высоцком городском поселении:

  • остров Березовый Буян
  • остров Песчаный Буян
  • остров Крайний Буян
  • остров Черный Буян
  • остров Еловый Буян
  • остров Долгий Буян

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

В Сказке о царе Салтана особое место занимает белочка, которая грызет золотые орешки, схема поэтапно как слепить белку из пластилина поможет быстро и просто сделать поделку к сказке. Домик для белочки сделаем из деревянных м палочек или трубочек для коктейля. Каждую палочку нужно обмотать спиралью из пластилина в два ряда. Из спичечного коробка сделать сундук и положить внутрь орешки. рядом поставить домик из бумаги или втулки от туалетной бумаги и дерево. Красивая поделка Царевна-Лебедь на синем море из бумаги, аппликацию выполняем из белого пластилина или ткани. Царевну-Лебедь можно нарисовать, примеры поделок.

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

План пересказа сказка о царе салтане 3 класс по частям

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 41-42. 

УКМ «Перспектива»

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

2. Какими вы представляете себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившейся по её велению?

Царевна Лебедь очень красивая. У неё во лбу горит звезда, а под косой месяц блестит.

Богатыри могучие, сильные, все равны, как на подбор. Они одеты в чешуйчатый доспех.

Город небольшой, но очень красивый. У него белые зубчатые стены, за которыми видны маковки церквей.

3. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн, их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

4. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона: «Князь ты мой прекрасный».

5. Сравните окончание сказки Пушкина с окончаниями народных сказок, которые вы читали. Найдите сходства и различия.

У Пушкина сказка заканчивается так: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Точно также часто заканчиваются народные сказки. Вот пример концовки народной сказки: «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Сходство: упоминается пир, мёд и пиво.

Различия: Пушкин следует рифме и добавляет строчку про усы.

6. Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены? Добавьте ещё подписи, если считаете необходимым. Составьте план, используя подписи под рисунками и ваши дополнения.

Добавим в рисункам ещё три подписи. В плане они указаны с номерами страниц.

План «Сказки о царе Салтане» по подписям к иллюстрациям

  1. Выбор невесты.
  2. Обман царя Салтана.
  3. Объявление царской воли.
  4. Чудесное спасение.
  5. Смерть коршуна (страница 17).
  6. Златоглавый город князя Гвидона.
  7. Князь Гвидон встречает гостей.
  8. Первое превращение князя Гвидона.
  9. Первое чудо.
  10. Князь Гвидон встречает гостей.
  11. Второе превращение князя Гвидона.
  12. Второе чудо.
  13. Князь Гвидон встречает гостей (страница 30).
  14. Третье превращение князя Гвидона.
  15. Царь Салтан встречает гостей.
  16. Третье чудо.
  17. Царь Салтан топает ногой (страница 39).
  18. Счастливый конец.

7. Найдите в тексте и перескажите эпизод про белочку; эпизод с чудом про тридцать три богатыря. Какое третье чудо описывается в сказке? Найдите его и перескажите.

Пересказ эпизода про белочку

Когда Гвидон превратился в комара и побывал у царя Салтана, он услышал, как повариха рассказывает о волшебной белочке. Грустный князь вернулся на Буян и рассказал об этом чуде царевне Лебедь.

Царевна сказала, что это чудо она знает. Гвидон вышел во двор и увидел под елью белочку, что грызла золотые орехи. Скорлупки она собирала в ровные кучки, а из ореха вынимала изумрудные ядра.

Гвидон изумился и построил для белочки хрустальный дом.

Пересказ эпизода про богатырей

Когда Гвидон превратился в муху и навестил царя Салтана, он услышал, как ткачиха рассказывает про волшебных богатырей. Грустный Гвидон вернулся на остров и рассказал всё царевне.

Царевна сказала, что знает этих витязей, ведь они её братья. Гвидон поглядел на море и увидел, как из волн выходят тридцать три богатыря в чешуе. А впереди шёл седой дядька Черномор.

Черномор сказал, что они будут сторожить город, но на суше им тяжело, и витязи вернулись в море.

Пересказ эпизода про царевну Лебедь (третье чудо)

Когда Гвидон превратился в шмеля и вновь посетил Салтана, он услышал как Бабариха рассказывает о прекрасной царевне. Печальный Гвидон вернулся на остров и рассказал про чудо царевне.

Царевна Лебедь сказала, чтобы Гвидон не расстраивался, ведь эта царевна она сама. И лебедь превратилась в величавую царевну, у которой под косой блестел месяц, а во лбу горела звезда.

Гвидон тут же на ней женился.

8. Назовите главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать, доверчивость, зависть, жестокость? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

9. Что стало причиной несчастий молодой царевны? Вспомните примеры из вашей школьной жизни, когда это нехорошее качество стало причиной ссоры.

Причиной несчастий царевны стала зависть. Это очень плохое качество человека. Я иногда сталкиваюсь с завистью, когда хорошо отвечаю на уроке и получаю пятёрки. Например, Ира часто при этом хитро улыбается и говорит, что я всё списала. Из-за этого мы часто с ней ссоримся.

10. Какие признаки сближают сказку Пушкина с народной?

Эту сказку сближают с народными сказками:

  1. Наличие зачина, присказки, концовки.
  2. Испытание героев.
  3. Волшебство, волшебные превращение и помощники.
  4. Троекратные повторы.
  5. Народные слова и выражения.

11. Выберите понравившиеся вам эпизоды и выучите их наизусть.

Я бы выучила самое начало сказки, про разговор трёх девиц и выбор царём невесты.

12. Вспомните, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов вы знаете? Составьте небольшое высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина».

Иллюстрация — это рисунок к произведению. Она отражает какой-либо эпизод произведения, его героев.

Я знаю художников-иллюстраторов Ивана Билибина, Евгения Рачева, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.

Высказывание на тему «Мне нравятся иллюстрации Билибина»

Мне очень нравятся иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Пушкина. Они очень яркие, красочные, выразительные.

Художник уделяет большое внимание костюмам героев, деталям интерьера, местности. Это делает его иллюстрации очень точными, достоверными.

Рассматривая его работы, я словно переношусь в мир сказки, такой огромный эффект присутствия возникает.

Я считаю иллюстрации Билибина самыми удачными и самыми красивыми.

AVvXsEgHIEUT7GqUm5DVPaUZt3Peph1imoplxsyRR 57gWbOC7M0WVMgGvvmXjiNbNcY6MdDOPQwou 68sHRWu6yV71Z53rbadarjWPO8 8Ea3PE gQIdYCPCsU0QmErAz8UWmfaZDyGAyWn aIsNuwNGzhrwRuCDpU7TlbXDbpzZ64CfR316tCam GaUl4Sug=w400 h313

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 им. А.В. Мокроусова

с углубленным изучением английского языка» Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Конспект урока по литературному чтению на тему: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 3 класс Подготовила: учитель начальных классов Гутрова М.М.

Пояснительная записка:

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, то есть, обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Научить учащихся наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – вот основная причина выбора данной темы.

Конспект урока составлен по УМК «Школа России» для 3 класса.

Данная технологическая карта может быть полезна учителям начальных классов, студентов педагогический вузов и преподавателям.

Тип урока:

открытие нового знания

Цель урока:

— познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта;

Планируемые достижения:

— умение пробудить интерес к чтению художественных произведений;
— умение выразительного чтения и поэтического слуха учащихся;

Формирование УУД:

Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные: Способность к самооценке.

Оборудование урока:

— портрет А.С. Пушкина;
— выставка книг А.С. Пушкина;
— рисунки учащихся к любимым героям сказок А.С. Пушкина.

Организация работы:

фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Постановка учебной задачи

4. «Открытие» нового знания

5. Физ. минутка

6. Первичное закрепление

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

8. Итог (рефлексия учебной деятельности)

Список использованных источников:

— Литературное чтение. 3 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

— Калугин М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. – Ярославль, 1997.

— Ладченко А.Л. Использование пословиц на уроках // Начальная школа, 1997- №7.

— Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент (3 мин)

Цель:

— мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной обстановки;

— Встали красиво, выровнялись. Садитесь.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

— Ребята! У вас хорошее настроение? Вот такое? .

У меня тоже такое настроение. Начнём наш урок.

Человек, который хочет научиться выразительно читать, должен уметь управлять мимикой, передавать настроение героя. Предлагаю вам потренироваться. Покажите мне такое настроение: . А теперь, вот такое: . А сейчас, вот такое: . (Дети несколько раз тренируются)

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель:

— актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

Игра «Собери сказку»
Задание по группам: из отдельных слов сложить полное название сказки
(слова написаны на отдельных карточках)

Сказка 
о царе
Салтане
о сыне
его
славном
и могучем
богатыре
князе
Гвидоне
Салтановиче
и о прекрасной 
И
царевне
Лебеди

— Выразительное чтение отрывка несколькими учениками. Оценивают члены жюри (с каждого ряда).
— Докажите, что прочитанное произведение – сказка.

— Назовите (прочитайте) повторы

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
А сама-то величава,
Выступает, будто пава,
А как речь- то говорит,
Словно реченька журчит.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана…

Задание по группам

Выразительное чтение отрывка несколькими учениками

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:

— постановка учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и согласование темы урока;

— определение средства (алгоритм);

— формулирование шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

— Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки?

— Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

— Я хотела бы взять у вас интервью и узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать и показать вам.

— В каком городе родился А.С. Пушкин?

(А.С. Пушкин родился в Москве.)

— К какому роду принадлежала семья Пушкиных?

(Семья Пушкиных принадлежала к старинному дворянскому роду.)

— Чем больше всего интересовались в этой семье?

(В этой семье интересовались литературой и театром.)

— На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе?

(В дворянском обществе было принято разговаривать на французском языке.)

— Какую литературу любил Сергей Львович — отец Саши?

(Сергей Львович любил французскую литературу.)

— Что вы ещё знаете о Сергее Львовиче?

(Он собрал большую библиотеку, сочинял стихи на французском языке.)

— Кем был дядя А.С. Пушкина — Василий Львович?

(Дядя Пушкина был известным поэтом того времени.)

— Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей?

(Воспитанием и образованием занимались иностранцы — гувернёры.)

— Что вы знаете о маленьком Саше?

(Саша рано научился читать и делал это с большим удовольствием. Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)

— Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?

(Его бабушка Мария Алексеевна, няня Арина Родионовна и крестьяне семьи Пушкиных.)

— Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет?

(В Царскосельский лицей.)

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение Захарово, что под Москвой. Красота полей, лугов и леса поразили воображение мальчика.

Именно бабушка Мария Алексеевна учила внука писать по-русски. Крестьяне семьи Пушкиных: дядька Никита, няня Арина Родионовна рассказывали Саше сказки, которые остались на всю жизнь в его памяти.

— Молодцы, ребята, вы много знаете о детстве и семье А.С. Пушкина.

Фронтальная беседе (интервью)

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей).

Прогнозирование.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. «Открытие» нового знания

(10 мин)

Цель:

— реализация построенного проекта в соответствии с планом;

— фиксация нового способа действия в речи;

— фиксация преодоления затруднения;

— уточнение общего характера нового знания;

— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

— Как они называются? (Устаревшие)

— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)

— В чём их различие? Приведите примеры слов.

— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов, на доске карточки со словами.)

Слова из первого отрывка сказки.

Молвить (говорить)

Крещёный мир (в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения)

Позадь забора (за забором)

К исходу сентября (к концу сентября)

Светлица (см. словарь Ожегова)

Сени (см. словарь Ожегова)

Красная девица (красивая)

— Почему слово «красный» обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить этимологический словарь.

Слова из второго отрывка сказки.

Аршин (см. учебник)

Гонец (см. словарь Ожегова)

Слова из третьего отрывка.

Сума (см. словарь устаревших слов)

Бояре (см. учебник)

— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

Беседа по содержанию сказки

  • Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так считаете?

  • Что заставило Гвидона превратиться в комары?

  • Как наказал свою тетку Гвидон?

  • Осуждает ли автор своего героя?

  • Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

  • В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?

  • О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?

  • Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?

  • О каком чуде рассказала повариха?

  • О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими словами

Работа со словарями

Чтение первого отрывка

Чтение второго отрывка

Чтение третьего отрывка

Ответы на вопросы и рассматривание иллюстраций к сказке

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

(2 мин)

О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…

6. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель:

— организовать закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

1. Какие выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил ли их автор? А вы бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?

Характеристика основных героев сказки

Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.

Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.

— Как относится автор к царю?

  • Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)

  • Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)

Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)

Характеристика основных героев сказки

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

(10 мин)

Цель:

организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

— организовать фронтальную проверку и исправление ошибок;

Игра «Сказки перепутались»

Задание: найти строчки к подходящей сказке.

А

Князь Гвидон ей отвечает:

«Грусть-тоска меня съедает
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не дает старику мне покою»
Князю Лебедь отвечает:
«Не печалься, ступай себе с богом…»

Б

В ноги он к старухе поклонился,

Молвил: «Государыня родная!
Выбрал я жену себе»
Старуха сидит под окошком
На чем свет стоит мужа ругает:
«Распроклятая ты, мошка!»

В

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате
В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотне перстни,
На ногах красные сапожки
На престоле и в венце
С грустной думой на лице.

Г

Князь Гвидон тогда вскочил,

Громогласно возопил:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство»

1. Какой эпизод из сказки вам особенно понравился?

2. Есть ли у вас любимый герой?

3. Кто он? Почему он понравился? (дети получили домашнее задание: сделать аппликацию к сказке/любимый герой, понравившийся эпизод. Показывают и рассказывают).

Каждая команда получает карточку

Регулятивные УУД:

Контроль (сличение способа действия и его результата с эталоном)

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона)

8. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

— фиксация нового содержания, изученного на уроке; — оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

Дидактический материал
За островом Буяном.

721963 3

Вспомни сказку А.С. Пушкина.

  1. Из трех девиц одна стала царицей, вторая – ткачихой. А третья?

  2. Молва о каких чудесах привела царя Салтана в царство его сына Гвидона?

  3. Наказал ли царь Салтан сватью бабу Бабариху и завистливых сестёр царицы?

Аннотация к сказкам «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде»

— Итог, награждение грамотами «За активное участие»

— Чему учит сказка?

— Какие чувства остались у вас после чтения сказки?

— Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.

— За работу на уроке оценки получают:

— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

— Ребята, какое настроение у вас в конце урока? Покажите мне на ваших смайликах.

Организация фиксирования нового знания

Награждение грамотами

Запись домашнего задания

Выставление оценок

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

  • План пересказа сказка о царе салтане для 3 класса
  • План пересказа сказка о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне
  • План пересказа сказки иван царевич и серый волк 3 класс
  • План пересказа сказки золотая рыбка 2 класс
  • План пересказа рассказа чехова мальчики для 4 класса