План пересказа рассказа дружок образцова

Автор на чтение 21 мин. просмотров 60 опубликовано 20.03.2021 толстой л., рассказ филипок жанр: рассказы о детяхглавные герои рассказа филипок

На чтение 21 мин. Просмотров 60 Опубликовано

Толстой Л., рассказ «Филипок» Жанр: рассказы о детяхГлавные герои рассказа «Филипок» и их характеристика

  1. Филипок. Маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе. Любознательный и храбрый.
  2. Учитель. Человек добрый, отзывчивый, умный.
  3. Мать Филипка. Добрая и работящая женщина.

План пересказа рассказа «Филипок»

  1. Все ушли в школу
  2. Слишком мал, чтобы учиться
  3. Самостоятельный Филипок
  4. Нападение собак
  5. Бег до школы
  6. Много ребят в классе
  7. Добрый учитель
  8. Как писать свое имя
  9. Теперь ученик.

Кратчайшее содержание рассказа «Филипок» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Филипок хотел пойти в ребятами в школу, но мать его не пустила
  2. Филипок все равно пошел в школу и не испугался собак
  3. Филипок оробел в классе, но учитель заметил мальчика
  4. Ребята рассказали учителю, кто такой Филипок
  5. Учитель проверил как Филипок пишет свое имя
  6. Филипок стал ходить в школу.

Главная мысль рассказа «Филипок» Учиться никогда не рано.Чему учит рассказ «Филипок» Рассказ учит быть решительным, смелым, отважным. Учит самому принимать важные решения и отвечать за них. Учит пользе учения в школе. Учит добиваться желаемого результата.Отзыв на рассказ «Филипок» Мне очень понравился мальчик Филипок, за его упрямство и стремление быть как все. Он не хотел один оставаться неграмотным, он хотел учиться и это очень похвальное желание. А еще Филипок смелый и решительный, он пошел на другой конец деревни, хотя и боялся этого пути.Пословицы к рассказу «Филипок» Не насытиться око зрением, а человек знанием. Знание — дело наживное. Век живи, век учись. Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Если воля тверда, цели достигнешь всегда.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Филипок» Жил-был мальчик по имени Филипп. Однажды все ребята пошли в школу и Филипп тоже собрался идти с ними. Но мать его остановила и не пустила. она сказала мальчику, что он слишком мал. Ушла мать на работу, а Филипок в школу отправился. А школа была на другом конце деревни. И пока шел мальчик по своей стороне все было тихо. Но только отошел подальше, как за ним сразу две собаки увязались. Филипок испугался, заспешил и упал. Но какой-то мужичок прогнал собак и Филипок стремглав побежал в школу. Он прибежал в школу и вошел в класс. А там было очень много ребят и все шумели. Филипок растерялся, но учитель сразу заметил новичка и спросил, кто он такой. А кто-то из ребят сказал, что это Костин брат, Филипок, который слишком мал, чтобы ходить в школу. И ребята засмеялись. Но учитель оборвал их и сказал, что поговорит с матерью мальчика, чтобы она отпускала Филипка в школу. А потом попросил мальчика написать свое имя. У Филипка получилось Хвелепок и учитель спросил, кто учил его писать. Мальчик ответил, что брат Костя и улыбнулся. С тех пор он ходил в школу вместе с ребятами.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Филипок»

Опубликовано 11.12.2013 — 16:42 —

Урок второй по теме «Филипок»

Цели:

1.     Продолжить знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого «Филипок»;

2.     Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционную     линию.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pngurok_chteniya.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л. Н. Толстой «Филипок»         (урок 2)                                                  

Цели:

  1. Продолжить знакомство с новым произведением Л. Н. Толстого «Филипок»;
  2. Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционную     линию;
  3. Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в  группах, прислушиваться к мнению товарища;
  4. Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
  5. Формировать читательскую деятельность;
  6. Увеличивать словарный запас учащихся;
  7.  Развивать умение оценивать свою работу, рефлексировать.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Постановка целей урока.

        О чем мы говорили с вами  на прошлом уроке?

Сегодня мы продолжим работать над этим произведением.

Попробуем сформулировать тему урока.

Для того, чтобы поставить перед собой цели урока, я подготовила подсказки:

  1. Продолжим …
  2. Развивать …
  3. Воспитывать …
  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке каждый из вас получил карточки с вопросами.

Послушаем, как ребята смогли подготовить полные развернутые ответы.

(выслушиваются ответы детей)

1 вариант.                                      

4. Назвать главных героев 

  1. Работа по теме урока.
  1. Характеристика главного героя.

Какая у Филипка была цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

  1. Составление сюжетной линии.

На уроках русского языка в начале учебного года мы с вами изучали части текста. Какие же части текста вы помните? (вступление, основная часть, концовка).

Сегодня мы будем изучать основные части текста более глубоко. Посмотрите на эту схематичную линию:

В________З_________К _______________Р__________З        

На этой линии изображены как раз основные части текста:

В – вступление

З – завязка

К – кульминация

Р – развязка

З — заключение              

Такую линию в литературе называют сюжетной.

Назовите уже знакомые вам понятия. Назовите незнакомые понятия.

Вступление — предварительная часть, введение, предисловие.

Завязка — одна из начальных стадий в развитии сюжета произведения. В З. создаются («завязываются») те моменты, к-рые будут развиваться в произведении.

Кульминация — в литературном произведении: самый напряженный момент в развитии действия, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чего-либо.

Развязка — конец, завершение каких-нибудь событий; заключительная часть литературного произведения.

Заключение — заключительная часть художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев, концовка, эпилог.

 Давайте построим сюжетную линию данного произведения.

Работаем в учебниках с карандашом, отмечаем основные части сюжетной линии.

  1. Итак, вступление.

 С чего начинается рассказ?

Прочитайте вступление. (скучно дома)

  1. Завязка.

Как начинаются или завязываются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу)

Что приключилось с мальчиком по дороге?  Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога)   (Опасная часть дороги в школу)

Что произошло потом?  (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

  1. Кульминация.

Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного  момента. (Встреча с учителем).

Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

 — Как развивались события дальше?

 (Филиппок заплакал, учитель пожалел его и разрешил остаться на уроке).

  1. Развязка.

Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает)

Как он начал складывать своё имя?  Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим?  (Автор, учитель, ученик)

 («Ты погоди хвалиться»)

  1. Заключение.

Чем закончился рассказ?  (Филиппок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение.

А теперь сравните все части. Что вы заметили?

Да, все части сюжетной линии разные по размеру и по содержанию.  

Самая большая часть – это…, самые маленькие — …

  1. Составление плана. Подготовка к пересказу.

Работа в группах.

Теперь, имея перед собой схему сюжетной линии, попробуйте составить план и подготовиться к пересказу.

Каждой группе я даю отдельное задание по сложности.

1 группа (слабые ученики) получает тест:

Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

6. Что сделал мальчик, когда подошел к школе?

А) Постучался и вошел;

Б) Стоял на месте;

В) Убежал домой.

7. Как учитель встретил Филипка?

А) Посадил за парту;

Б) Прогнал;

В) Погрозил пальцем.

2 группа получает деформированный план произведения. Задание: составить план и подготовиться к пересказу.

1 часть. Филиппок заскучал дома.

2 часть. Трудный путь в школу.

3 часть. Встреча с учителем.

4 часть. Филиппок читает.

5 часть. Филиппок стал ходить в школу.

3 группа (сильные ученики): самим составить план рассказа и подготовиться к пересказу.

  1. Пересказ текста.
  1. Подведение итогов урока.

Как вы думаете, как будет учиться Филипп дальше? Почему?

Как вы думаете, у Филиппка уж всё закончилось? (нет, учёба – это тяжёлый труд, но очень интересный).

 Как можно было бы продолжить это произведение?

Какие черты характера вы хотели бы воспитывать в себе? Почему?

  1. Рефлексия.

Соберите  пословицы.

Грамоте учиться  всегда пригодится

Друзья познаются  в беде

Век живи  век учись

Худой мир  лучше доброй ссоры.

Кто за Родину горой   тот истинный герой.

Какая из этих пословиц подойдёт  к нашему произведению.

Оцените свою работу на уроке.

Добились цели, которую поставили перед собой в начале урока?

  1. Домашнее задание.
  1. Подготовить пересказ текста.
  2. Придумать свою историю, похожую на эту.
  3. Придумать продолжение рассказа.

Восстановление деформированного плана

Филипок отправляется в школу

Скучно дома

Опасная часть дороги в школу

 Знакомая дорога

Встреча с учителем

Раздумья на пороге школы

Филипок читает

«Ты погоди хвалиться…»

Тест

1. Куда ушёл отец у Филиппка?

А) в лес;

Б) на подённую работу;

В) в поле.

2. С кем остался дома Филиппок?

А) с мамой;

Б) с бабушкой;

В) с братом.

3. Чью шапку надел мальчик?

А) брата;

Б) свою;

В) отцовскую.

4. Имя брата Филиппка.

А) Костюшка;

Б) Васютка;

В) Кирюшка.

5. Клички собак, напугавших мальчика.

А) Жучка;

Б) Волчок;

В) Юла.

6. Что сделал мальчик, когда подошел к школе?

А) Постучался и вошел;

Б) Стоял на месте;

В) Убежал домой.

7. Как учитель встретил Филипка?

А) Посадил за парту;

Б) Прогнал;

В) Погрозил пальцем.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

picture-106894.jpg

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат…

Урок чтения , 1 класс, тема:»Чтение слов, предложений с буквой Ш»

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме «Чтение слов, предложений с буквой Ш»….

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе» Звук и буква «Ф» (Закрепление) Чтение текста «Ферма»

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес…

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани…

Развитие речи учащихся. Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи.

Применение на уроках чтения упражнений, совершенствующих технику чтения и развитие речи“Главным результатом учения в малолетней школе должно быть умственное развитие детей: умение выражать свои мысли …

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа «Еж» Е. Чарушина.

— познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен…

Презентация к уроку чтения в 1 классе по темеКонспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

Слайдовая презентация  соответствует теме и содержанию урока…

  • Мне нравится

«Филипок» – рассказ о маленьком любознательном мальчике, который так хотел учиться вместе с братом и другими ребятами, что решился в тайне от родителей отправиться в школу.

Краткое содержание «Филипок» для читательского дневника

ФИО автора: Толстой Лев Николаевич

Название: Филипок

Число страниц: 4. Толстой Лев Николаевич. «Филипок». Издательство «Стрекоза». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1875 год

Главные герои

Филипок – маленький мальчик, который очень хотел учиться в школе, отважный, настойчивый и любознательный.

Учитель – добрый, понимающий, мудрый человек.

Костя – старший брат Филиппа, который дома обучал его письму.

Сюжет

Однажды маленький мальчик по имени Филипп, которого все ласково называли Филипок, решил пойти с братом Костей и остальными деревенскими ребятами в школу. Мать остановила его, сказав что он еще слишком мал для школы. Родители мальчика рано утром ушли на работу, и он остался в доме с бабушкой. Та вскоре уснула на печи, и Филипку стало очень скучно. Несмело взяв отцовскую шапку, он вышел из дому и отправился в школу.

Пока Филипок шел по своей улице, все было спокойно, но как только он вышел за пределы родной деревни, на него напали большие собаки. Мальчик очень испугался, но на его счастье мимо проходил какой-то мужичок, который прогнал собак.

Филипок опрометью побежал в школу, где уже начались уроки. Мальчик зашел в класс, полный шумных ребятишек. Филипок растерялся еще больше, когда его заметил учитель и спросил его имя. Кто-то из учеников выкрикнул, что это младший брат Кости, который очень хочет ходить в школу. Учитель посадил малыша возле брата, и пообещал, что договорится его матерью о том, чтобы и он наравне со всеми посещал занятия.

Учитель попросил Филипка написать свое имя и тот начертил «Хвелепок». Он сказал, что это брат Костя научил его. С тех пор Филипок стал ходить в школу вместе со всеми ребятами.

План пересказа

  1. Ребята уходят в школу.
  2. Филипок хочет учиться со всеми.
  3. Слишком мал для школы.
  4. Долгая дорога в школу.
  5. Нападение больших собак.
  6. Шумный класс.
  7. Добрый учитель.
  8. Филипок пишет свое имя.
  9. Новый ученик.

Главная мысль

Учиться никогда не рано.

Чему учит

Рассказ учит быть любознательным, решительным, настойчивым в достижении своей цели. Учит самостоятельно принимать решения, и держать ответ за свои поступки, а также понимать, насколько важны в жизни знания.

Отзыв

Филипок, несмотря на свой возраст, оказался очень настойчивым и упрямым мальчиком. Он так хотел учиться вместе с ребятами, что его даже не испугали собаки, повстречавшиеся на пути. Учитель оценил его стремление к знаниям, и принял в класс.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Филипок.

Пословицы

  • Не насытиться око зрением, а человек знанием.
  • Знание – дело наживное.
  • Век живи, век учись.
  • Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  • Если воля тверда, цели достигнешь всегда.

Что понравилось

Понравилось, как мальчик Филипок отвечал учителю. Поначалу он растерялся с непривычки, но потом осмелел, и даже написал свое имя.

Содержание:

Лев Толстой известен как настоящий мастер больших литературных произведений, однако в этой истории он крайне коротко и ёмко продемонстрировал стремление мальчика к мечте. Рассказ написан очень простым и доступным языком, понятным каждому ребёнку. Некоторые угадывают в образе Филипка великого Михаила Ломоносова, знаменитого своим стремлением к знаниям, другие же просто видят в этом персонаже хороший пример для подражания — наглядную иллюстрацию того, насколько важно и нужно учиться каждому человеку.

Аннотация к рассказу

Филипок очень хотел пойти в школу, но мать его не пускала, считая, что для обучения он ещё слишком мал, поэтому велела ему остаться дома. Однако вскоре его отец и мать отправились на работу, старший брат Костюшка ушёл в школу, и мальчик остался дома только со старенькой бабушкой. Вскоре старушка уснула, а Филипок, заскучав и не найдя себе никакого занятия, решил всё-таки осуществить свою мечту: надел старую отцовскую шапку, поскольку своей не нашёл, и отправился в школу. Он не сомневался, что там ему понравится.

Но его ожидал непростой путь. В родной слободе псы знали его и не трогали, но за её пределами за ним погнались чужие собаки — Жучка и Волчок. Он бросился бежать, но, к счастью, собак отогнал какой-то мужик. Он спросил у мальчика, куда он бежит один, но тот ничего не ответил, подобрав полы и просто убежав.

Наконец Филипок прибежал к школе, но вдруг испугался туда заходить, опасаясь, что учитель прогонит его. Назад идти он тоже не мог из-за страха перед собаками. В это время проходившая мимо баба с ведром сказала ему, что все уже на уроке, а он стоит здесь один, и это заставило его всё-таки войти в школьные сени.

Но, зайдя в класс, наполненный учениками, Филипп снова испугался, особенно когда учитель в красном шарфе строго начал задавать ему вопросы о том, кто он такой. От страха у мальчика пересохло в горле — он даже не смог дать ответ и заплакал. Тогда учитель сжалился над ним, погладил его по голове и узнал у ребят, что это за мальчик и откуда.

Поняв, что Филипок — Костюшкин брат, который давно просится в школу, но не может туда ходить из-за материнского наказа, учитель пообещал, что поговорит с матерью Филипка и договорится, чтобы та отпускала ребёнка в школу.

После этого он усадил его на лавку рядом с Костюшкой и начал показывать ему буквы. Но выяснилось, что Филипок уже и сам знает их, умеет складывать своё имя и даже понемногу учится читать книги: всему этому его учил старший брат. Зато правильно произносить молитвы он ещё не мог, принялся частить их, постоянно путая каждое слово. Учитель посоветовал ему не хвалиться, а поучиться получше — таким образом, Филипок записался в класс и вместе с другими ребятами начал посещать школу, а его заветная мечта сбылась.

План для пересказа

Текст произведения можно условно разделить на несколько основных частей в виде конспекта или плана:

  • Филипок хочет пойти в школу, но он слишком мал.
  • Скука дома и смелый побег.
  • Опасная дорога: собаки, мужик, баба с ведром.
  • Приход в школу и класс с ребятами.
  • Страх перед учителем и разговор с ним.
  • Зачисление в ученики и счастливый финал.

Филипок: характеристика главного героя

В рассказе Л. Н. Толстого Филипок предстаёт перед читателем обычным ребёнком дошкольного возраста, проживающим в небольшой слободе вместе с матерью, отцом, старой бабушкой и старшим братом Костюшкой. Его мать занимается подённой работой, отец трудится в лесу, старший брат ходит в школу. Филипок любознателен, активен и завидует Костюшке, с самого детства тянется к знаниям, поэтому просит брата понемногу обучать его буквам и чтению. Как и многие младшие братья, он старается подражать старшему.

Благодаря любознательности и огромному желанию учиться главный герой вызывает у читателя симпатию: детям непременно захочется брать с него пример.

Кроме того, мальчику присущи такие качества характера, как смелость, решительность, целеустремлённость, отчаянность, настойчивость, упрямство, умение идти к цели и добиваться её. Возможно, другой ребёнок на его месте, услышав, что он ещё мал для школы, смирился бы с этим и просто стал ждать, когда подрастёт. Но не Филипок: он смело бросился навстречу препятствиям, которые поджидали его на пути. И хотя он демонстрирует непоседливость и непослушание, всё это — ради учёбы и знаний.

Несмотря на решительные действия Филиппа, во многом автор рисует его как обычного ребёнка-дошкольника: ему не чужды страх, волнение, сомнения, робость. Он боится собак, из-за испуга не может ответить на вопрос мужика, отогнавшего псов, сомневается, стоит ли заходить в школу, и, наконец, даже плачет при разговоре с учителем. Но когда все беды и волнения оказываются позади, к нему возвращаются его активность, бойкость и веселье.

Что касается внешности, то на основе текста произведения можно предположить, что Филипок очень маленький, низкого роста — даже полы его одежды волочатся за ним. В школу он пришёл в большой старой отцовской шапке.

Сам главный герой описывает себя так: «Я бедовый, я сразу все понял. Я страсть какой ловкий!». Он немного самоуверен и гордится своими качествами, но учитель останавливает его, советуя ему сначала получше поучиться. Уже в своём возрасте Филипок умён не по годам, а благодаря положительным качествам своего характера он уверенно идёт к новым победам.

Другие персонажи

Помимо главного героя, в произведении присутствуют и другие персонажи, и хотя они скорее второстепенные, благодаря их образам можно составить цельный рисунок жизни Филипка в слободе и его смелого поступка. К ним относятся:

  1. Мать Филипка — добрая, работящая и заботливая женщина. Именно из-за заботы о своём ребёнке она не может просто так отпустить сына в школу, ведь, по её мнению, он ещё слишком мал. Она велит ему сидеть дома.
  2. Сельский учитель — мудрый, понимающий человек. Носит красный шарф. Поначалу кажется очень строгим, из-за чего оробевший Филипок даже не может сдержать слёзы. Но потом учитель демонстрирует доброту и отзывчивость. Он поощряет тягу к знаниям, не отмахивается от нового ученика, а собирается помочь ему. А также он обещает, что поговорит с матерью Филипка, чтобы та отпускала своего сына в школу.
  3. Костюшка — старший брат Филипка, ставший для него хорошим примером. Помогал младшему, обучая его читать, писать, складывать своё имя.
  4. Баба с ведром — встретившись на пути Филипка в школу, своими словами подтолкнула засомневавшегося мальчика всё-таки отправиться в класс.

Анализ и главные мысли произведения

Жанр произведения «Филипок» Толстого — рассказ-быль, но при этом в нём немало элементов сказки. Начинается оно в духе «жил-был»: «Был мальчик, звали его Филипп». И, как это часто бывает в сказочных сюжетах, главный герой на пути к своей цели переживает множество трудностей и преодолевает препятствия, но в итоге его ожидает счастливый конец. Как и из любой сказки, из этого рассказа также можно почерпнуть мудрость и вынести для себя урок.

Пожалуй, практически каждый ребёнок дошкольного возраста, ходивший в садик или сидевший дома, в это время мечтал отправиться в школу: она манила своими возможностями узнавать что-то новое, знакомиться с окружающим миром, общаться со сверстниками. Дошкольники часто буквально бредят школой, постоянно спрашивая у родителей, когда же они смогут отправиться в мир знаний. Поэтому любой человек, мечтавший в детстве поскорее пойти в школу, легко узнает себя в главном герое произведения.

Правда, в настоящее время остаётся всё меньше людей, которые так жадно и искренне стремятся к знаниям: жизненные ценности меняются. Поэтому взрослые должны поощрять тягу детей к учёбе, как это сделал учитель в этом произведении.

Главная мысль рассказа «Филипок» Толстого заключается в том, что учиться никогда не рано. В произведении затрагиваются такие важные темы, как польза обучения и ценность школы. Даже если Филипок и поступил не совсем правильно, ослушавшись мать и сбежав из дома, это гораздо лучше, чем быть равнодушным к знаниям и не стремиться к ним.

Знания на протяжении всей жизни человека играют очень важную

Ещё одна важная мысль произведения — необходимо идти к своей цели, мечте, всегда добиваться желаемого, даже если на пути встанут препятствия. Рассказ учит быть самостоятельным, отважным, принимать смелые решения, не бояться пробовать. А если трудности всё-таки возникли, перед ними не следует отступать.

Пословицы и поговорки к произведению:

  • Знания — сила.
  • Ученье — свет, а неученье — тьма.
  • Человек сам кузнец своего счастья.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
  • Если воля тверда, ты непременно достигнешь цели.

Одну из значимых мыслей высказывает также учитель в конце произведения: «Ты погоди хвалиться, а поучись». Из этого можно вынести урок, что следует быть скромнее и не хвастаться зазря.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post8.html
  • https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/12/11/urok-chteniya-2-klass-filipok-urok-2
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/filippok.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/rasskaz-filipok.html

На чтение 9 мин. Просмотров 9 Опубликовано

«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

lisichkin-hleb-chitatelskiy-dnevnik-64372.jpg

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Лисичкин хлеб

Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1939 год

Главные герои

Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.

Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

Сюжет

Автор провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

План пересказа

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик.
  3. Лесные ягоды и грибы.
  4. Сосновая смола и травы.
  5. Кусочек хлеба.
  6. Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.

Главная мысль

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.

Отзыв

Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.

Пословицы

  • Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
  • Есть привычка, есть и отвычка.
  • Хлеб – всему голова.
  • Не корми меня тем, чего я не ем.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей, и с большим трепетом относится к ним.

Пришвин М., «Лисичкин хлеб» Жанр: рассказ о природеГлавные герои рассказа «Лисичкин хлеб» и их характеристика

  1. Автор, натуралист и писатель. Охотник и собиратель, знаток природы. Добрый и хитрый.
  2. Зиночка. Маленькая девочка-копуша. Не любит есть хлеб, только лисичкин.

План пересказа рассказа «Лисичкин хлеб»

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик
  3. Грибы и ягоды
  4. Сосновая смола
  5. Травы
  6. Кусок хлеба
  7. Аппетит Зиночки.

Кратчайшее содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор вернулся из леса с полной сумкой.
  2. Он достал оттуда тетерева и рябчика, потом много грибов.
  3. Затем извлек ягоды из карманов и кусочек смолы
  4. Потом достал разных трав.
  5. Под травой лежал кусок хлеба, про который автор сказал, что он лисичкин.
  6. Зиночка полюбила лисичкин хлеб и всегда его ела.

Главная мысль рассказа «Лисичкин хлеб» Все привычное не кажется таким вкусным, как то же самое, но необычное.Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб» Рассказ учит любить природу, учит разбираться в растениях, ягодах и грибах, знать привычки животных. Учит доброте и любви.Отзыв на рассказ «Лисичкин хлеб» Мне понравился этот очень простой рассказ. Девочка Зина не хотела есть белый хлеб, потому что к нему привыкла, но лисичкин хлеб казался ей чудом, и потому она его ела с удовольствием.Пословицы к рассказу «Лисичкин хлеб» Вкусивши сладкого, не захочешь горького. Есть привычка, есть и отвычка. Хлеб — всему голова. Только ангелы с неба не просят хлеба. Не корми меня тем, чего я не ем.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Лисичкин хлеб» Как-то автор весь день проходил по лесу, а вернувшись домой, стал вытаскивать из своей туго набитой сумки разные чудеса. Девочка Зиночка спрашивала автора, что это, а он ей охотно объяснял. Для начала автор показал птицу Терентия, который весной бормочет и клюет березовые почки, осенью собирает ягоду, а зимой греется под снегом. Потом показал рябчика, показал как тот свистит, высыпал на стол много грибов разного цвета. Из карманов автор извлек ягоды — чернику, голубику, бруснику. А потом показал девочке кусочек сосновой смолы и пояснил, что этой смолой деревья лечатся от нанесенных им ран. Потом автор стал доставать разные травы и показывать Зиночке — кукушкины слезки, валерианку, петров крест, заячью капусту. А под заячьей капустой в сумке лежал кусок обычного черного хлеба, который автор взял с собой в лес. Зиночка увидела хлеб и удивилась, откуда он взялся в лису. Но автор сказал, что если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкина хлеба. Зиночка попробовала хлеб и тут же съела его весь, без остатка. Дома бывает и белый хлеб не возьмет, а вот лисичкин хлеб из леса ей сильно понравился, куда лучше домашнего.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Лисичкин хлеб»Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Михаил Михайлович Пришвин

Год написания: 1939

Жанр: рассказ

Главные герои:охотник, Зина — его дочь

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.

Сюжет

Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.

А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу. И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.

Вывод (мое мнение)

Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.

Добавить в избранноеСодержание:

В статье рассматривается рассказ «Лисичкин хлеб», приводится краткое содержание для читательского дневника. Автор – Михаил Михайлович Пришвин. 

Произведение входит в программу 1-го класса начальной школы, его следует читать в оригинале, так как оно по объёму совсем небольшое.

Как и многие произведения Пришвина, «Лисичкин хлеб» иллюстрирует богатство русской природы. В первой половине текста автор красочно описывает дикий лес и его обитателей. Параллельно рассказывается история наивной, слегка избалованной маленькой девочки.

Главные герои и их характеристика

В тексте задействовано два героя:

  1. Рассказчик – охотник и собиратель. Любит природу, хорошо разбирается в растениях и животных.

  2. Зина – дочь охотника. Маленькая любопытная девочка.

Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Жанр произведения — рассказ. Небольшой текст можно прочитать за несколько минут. 

Основные сюжетные действия в рассказе:

  1. Рассказчик возвращается домой после похода в лес и достает из сумки добытое.

  2. В сумке охотника была дичь (тетерев и рябчик), дикие ягоды, небольшой кусок сосновой смолы, целебные травы.

  3. Параллельно охотник рассказывает маленькой дочери о быте лесных птиц и животных; о том, как «лечатся» деревья.

  4. Под «заячьей капустой» (лечебной травой) ребенок находит кусочек черного хлеба. Охотник взял его в лес, чтобы подкрепиться, но забыл съесть.

  5. Зина удивлена такой находке. Девочка не ест обычную выпечку, и отец идет на хитрость. Он рассказывает о том, что «подарок» там оставила лисичка и по всему лесу спрятаны кусочки буханок.

  6. Девочка с удовольствием съела «лисичкин» хлеб. Позже она лакомилась им после каждого похода отца в лес, так как считала его лучше обычного.

План пересказа

Тезисный пересказ произведения:

Завязка:

  • охотник возвращается домой;

  • тетерев и рябчик;

  • грибы, ягоды;

  • смола и сосны;

  • травы.

Кульминация:

  • обнаружение кусочка хлеба;

  • хитрость охотника.

Развязка:

  • любовь дочери к «лисичкиному» хлебу.

Главная мысль произведения

Анализ произведения позволяет выделить его главный посыл: «Неизведанное часто кажется лучше, чем привычное». Человек может убедить себя в чем угодно.

Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»

Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.

Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских». 

Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи. 

Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое и не усложнять вещи.

Пословицы к произведению

Пословицы и поговорки, подходящие к замыслу рассказа:

  • «Вкусивши сладкого, не захочешь горького».

  • «У соседа всегда трава зеленее».

  • «Хлеб всему голова».

  • «Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска».

  • «Хлеб наш насущный: хоть чёрный, да вкусный».

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/lisichkin-hleb.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/04/blog-post8.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1658-lisichkin-hleb.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/lisichkin-khleb.html

Как написать план по прочитанному рассказу «Не надо врать» М. М. Зощенко для дальнейшего пересказа?

8

AnyaSneg

Ответы (10):

Share

2

Михаил Зощенко больше нам известен как автор сатирических рассказов, но оказывается он писал также и очень хорошие рассказы для детей. Вот примерный план пересказа рассказа «Не надо врать»:

  1. Учитель задает учить стихотворение, но мальчик не слышал, ведь его отвлекали соседи по задней парте
  2. Мальчика на следующий день вызывают рассказывать стихотворение и он получает кол.
  3. Сестра мальчика объясняет ему что такое единица и советует заклеить страницы дневника
  4. Мальчик забывает дневник в парке
  5. Учитель выдает ему новый дневник с той же отмткой
  6. Мальчик забрасывает дневник за шкаф
  7. Учитель опять дает ему дневник еще и с двойкой по поведению
  8. Мальчик решает заклеить страницы
  9. Женщина приносит найденный в парке дневник. Папа сердится и стыдит мальчика
  10. Мальчик сознается, что второй дневник закинул за шкаф
  11. Папа радуется, что сын все понял и обещает купить ему фотоаппарат
  12. Сестра Ляля тоже сознается в двойке но ее выгоняют из комнаты
  13. Приходит учитель с найденным за шкафом дневником. Папа говорит что все уже знает. Мальчик обещает себе никогда не врать.

    План пересказа рассказа дружок образцова

Share

6

В автобиографическом рассказе талантливейшего русского, советского писателя Михаила Михайловича Зощенко » Не надо врать «, речь идёт о неприятном инциденте в подготовительном классе гимназии, который, скорее всего, оказал немалое влияние на формирование характера писателя.

План рассказа.

  1. Начало обучения Миньки в гимназии.
  2. Неуслышанное домашнее задание.
  3. Смешной пересказ невыученного стихотворения.
  4. Непонятный балл.
  5. Объяснение Лели.
  6. Совет старшей сестры.
  7. Потеря дневника.
  8. «Помощь» Лели.
  9. Незамеченная единица.
  10. Возвращение дневника домой.
  11. Отцовское наставление .
  12. Разговор отца с учителем.
  13. Недоразумение.
  14. Полученный урок.

Как составить план к рассказу "Не надо врать" М. М. Зощенко?

Share

5

План к рассказу Михаила Михайловича Зощенко » Не надо врать «.

1). Неуслышанное домашнее задание.

2). Минька получает единицу за не выученное стихотворение.

3). Совет старшей сестры Лели, чтобы не лишиться обещанного ко дню рождения фотоаппарата.

4). Минька забывает дневник в парке на лавке.

5). Минька получает от учителя новый дневник с единицей.

6). Минька забрасывает дневник за шкаф.

7). Третий дневник с единицей и двойкой по поведению.

8). Минька заклеивает страницы дневника.

9). Папа смотрит дневник, ничего не замечает.

10). Женщина приносит потерянный в саду дневник.

11). Объяснения отца сыну про ложь.

12). Минька признается о наличии еще одного дневника.

13). Похвала отца за признание и обещание подарка.

14). Сестра Ляля тоже сознается в двойке но ее наругали.

15). Приход учителя, но отец говорит, что знает всю правду.

16). Минька дает слово говорить всегда только правду.

Share

1

1 Невнимательный на уроке Минька прослушал домашнее задание и поэтому не выучил заданного стихотворения

2 Учитель поставил Миньке единицу за невыученный урок

3 Сестра Лёля напугала Миньку тем, что из-за единицы он не получит долгожданного фотоаппарата в подарок от родителей

4 Лёля советует скрыть единицу от родителей простым способом: склеить страницы дневника

5 Минька колеблется выполнять этот совет и просто забывает дневник на скамейке в парке

6 Учитель даёт Минькке новый дневник и там опять выставляет единицу

7 Минька решает избавиться и от этого дневника и прячет его за шкаф

8 Учитель опять даёт Миньке новый дневник и там уже помимо единицы за невыученный урок стоит ещё и двойка за поведение

9 Наконец Минька следует совету сестры и заклеивает страницы, что помогает на некоторое время, потому что папа не увидел единицы и двойки за поведение

10 Женщина принесла забытый в парке дневник и Миньке пришлось рассказать отцу про все три дневника

11 Отец похвалил Миньку за честность

12 Лёля решается тоже рассказать о своей двойке, но вместо похвалы её отругали

13 Учитель пришёл поговорить с отцом, но отец сообщил, что всё знает, а Минька дал слово не врать больше

Share

1

Рассказ «Не надо врать» — из серии рассказов М.Зощенко про Лелю и Миньку. Можно составить к нему следующий план:

  1. Минька в школе не услышал, что нужно выучить стихотворение.
  2. За невыполненное задание Минька получает на уроке «единицу».
  3. Старшая сестра Леля видит кол и советует брату заклеить страницы дневника, чтобы в качестве неказания не лишиться обещанного ко дню рождения фотоаппарата.
  4. Минька забыл дневник в парке и обрадовался, что единицу не увидит отец.
  5. Учитель выдал Миньке новый дневник с единицей, который мальчик забросил за шкаф.
  6. Минька получает от учителя третий дневник, где стоит не только кол за невыученный стих, но и по поведению двойка.
  7. Леля с Минькой заклеивают страницы дневника.
  8. Потерянный в парке дневник приносит незнакомая женщина, нашедшая его.
  9. Папа стыдит Миньку, и он признается о закинутом за шкаф дневнике.
  10. Отец рад, что сын признался в поступке и обещает ему фотоаппарат.
  11. Леля решила, что отец раздает подарки за плохие оценки и призналась в двойке по физике, но ее отругали и отправили учит уроки.
  12. Приходит учитель и сообщает о найденном за шкафом дневнике, но отец уже знает про него.
  13. Минька дал себе слово больше не врать.

Share

1

Составим примерный план для пересказа рассказа Михаила Зощенко «Не надо врать»:

1.) Домашнее задание — выучить стихотворение.

2.) Минька не готов, так как не слышал, что задали.

3.) Первая единица в дневнике.

4.) Сестра Лёля советует страницы с плохой отметкой заклеить.

5.) Потеря дневника в саду на скамейке.

6.) Новый дневник с той же единицей.

7.) Дневник за шкафом в классе.

8.) Третий дневник с колом и двойкой за поведение.

9.) Минька с Лёлей заклеивают страницы дневника.

10.) Папа смотрит дневник, ничего не заметил.

11.) Женщина принесла потерянный в саду дневник.

12.) Наставление отца.

13.) Минька полностью признаётся.

14.) Радость папы и его обещание подарить долгожданный фотоаппарат.

15.) Папа рассержен на Лёлю за её двойку.

16.) Приход учителя и обвинение Миньки во лжи.

17.) Слёзы ребёнка и обещание самому себе впредь всегда говорить правду.

**

Пунктов плана получилось многовато, можно некоторые пропустить, либо объединить.

План пересказа рассказа дружок образцова

Дополнительную информацию о рассказе, смотрите через ссылки:

  • отзыв о прочитанном
  • чему учимся
  • подходящие пословицы
  • главные герои, основная тема
  • краткое содержание для читательского дневника

Share

1

План к поучительному рассказу Зощенко «Не надо врать» может быть таким:

1/. Гимназист Минька получает единицу по литературе.

2/. Мальчик расстроен, поскольку может быть лишен подарка.

3/. Сестра Леля предлагает заклеить страницы дневника.

4/. Минька отказывается, а дневник забывает в парке на лавке.

5/. Мальчик получает от учителя новый дневник с единицей.

6/. Сгоряча Минька забрасывает дневник за шкаф.

7/. Учитель выдает мальчику третий дневник с единицей и двойкой по поведению.

8/. Минька идет на обман и заклеивает страницы дневника.

9/. Появление женщины с дневником. Ложь раскрыта.

10/. Отец объясняет сыну, что ложь — серьезный проступок.

11/. Признание Миньки о наличии еще одного дневника.

12/. Минька осознает свою вину, а папа обещает ему фотоаппарат.

13/. Пришедший учитель получает от отца Миньки неожиданный ответ.

14/. Минька дает себе слово больше никогда не опускаться до лжи.

План пересказа рассказа дружок образцова

Share

1

Рассказ «Не надо врать» учит, что врать это плохо.

План можно составить такой:

  1. Минька получает единицу.
  2. Его сестра Лелька советует, склеить страничку, чтобы Минька получил подарок.
  3. Минька не соглашается и от досады забывает свой дневник в парке.
  4. Учитель выдает ему новый дневник, там красуется единица.
  5. От злости мальчик закидывает дневник за шкаф.
  6. Учитель снова выдает ему дневник, к единице он еще написал про плохое поведение.
  7. Минька все-таки решается заклеить странички дневника и показывает папе.
  8. Приход в дом женщины, которая нашла дневник в парке. Обман раскрыт.
  9. Минька признается и о других дневниках. Папа его хвалит и обещает фотоаппарат.
  10. Лелька и себе решила похвастаться плохими оценками, но ее только наругали.
  11. Приход учителя, папа неожиданно защищает сына.

Share

1

План по рассказу «Не надо врать» М. Зощенко.

Еще один поучительный рассказ.

План для него напишем, например, такой:

1). За не выученное к уроку стихотворение Минька получил единицу.

2). Как скрыть от отца плохую отметку, чтоб получить в подарок фотоаппарат?

3). Учитель вместо потерянных дневников выдает новый с той же единицей.

4). Минька заклеивает страницу дневника с единицей, папа не замечает.

5). Женщина приносит потерянный дневник с единицей.

6). Мальчику стыдно, он признается.

7). Отец хвалит его за признание и дарит подарок.

8). Приходит учитель, но отец говорит, что и так все знает.

9). Мальчик дает слово всегда говорить правду.

Share

1

План пересказа рассказа Михаила Зощенко «Не надо врать»:

  1. Минька прослушал домашнее задание.
  2. Мальчик не выучил урок и получает кол.
  3. Совет старшей сестры.
  4. Минька забывает дневник в парке.
  5. Другой дневник Минька выбрасывает за шкаф.
  6. Учитель выдает новый дневник.
  7. Двойка за поведение, попытка заклеить страницу и признание во лжи.
  8. Папа хвалит Миньку за то, что он сказал правду.
  9. Лелька признается в плохой отметке, но ее ругают.
  10. Учитель приходит в отцу.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №67 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект НОД

по речевому развитию (развитие речи)

«Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»

для детей старшей группы

                                       Составитель:

                                       Воспитатель Панченко Татьяна Феликсовна

                                       Высшая квалификационная категория

2021 год

Цель: обучать составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Задачи:

  • Обучать связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок.
  • Формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию.
  • Совершенствовать умение строить рассказ в соответствии с грамматическими нормами языка.
  • Обучать детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
  • Обогащение активного словаря прилагательными и глаголами.
  • Обучать детей работать сообща, помогать друг другу;
  • Воспитание бережного, заботливого отношения к животным.

Оборудование :

 Серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей» , мячик,

игрушечный щенок.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята я приготовила для вас загадку;

«Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул,

Напустил в прихожей лужу

И хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,

Щекотал ему живот,

Стал он самым лучшим другом

И теперь у нас живет.» (Щенок)

Воспитатель:

Ребята, кто то спрятался у нас под столом  и скучит, давайте посмотрим!

Дети достают щенка .

Воспитатель: Дети, щенка зовут «Дружок». Он спешил к нам в детский сад и замерз, давайте с ним поиграем и согреем его.  

Нужно передавая мяч друг другу назвать слова.

 Дидактическая игра «Придумай красивые слова»

Щенок (какой?) – пушистый, мокрый, гладкошерстный, умный, ласковый, маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный.

Дидактическая игра «Подбери действие». 

Щенок (что делает?) – скулит, играет, спит, лает, кусается, грызет, лакает, прыгает, бегает.

Воспитатель:

Дети, Дружок хотел вам рассказать интересную историю, которая с ним произошла, но все картинки перепутал. Поможем Дружку составить рассказ по картинкам. (Дети садятся на стулья).

 Вопросы по содержанию картинок.

 Воспитатель: 

А теперь посмотрите на картинки и ответьте вопросы.

Картинка №1

Какое время года изображено на этой картинке и почему вы так решили? Какая стояла погода? (дождливая)

Кто изображен на картине? (грустный, мокрый щенок)

Что делает щенок? (сидит, скулит)

Как вы думаете, почему щенок никуда не уходит?

Картинка №2

Кого вы видите на картине?

Как одеты девочки и что у них в руках?

Почему девочки остановились около щенка? (жалобно скулил)

Как вы думаете, что решили сделать девочки?

Почему подружки решили забрать щенка?

Картинка №3:

Кого вы видите на этой картинке?

Где находятся девочки и щенок?

Что он делает?

Какое настроение у подружек?

Как смотрят на щенка девочки? ( с любовью..)

Картинка №4:

Что делают девочки на этой картине?

А что делает щенок?

Почему он уснул?

Почему девочки решили забрать щенка к себе домой?

Воспитатель: 

Как вы думаете, как нам правильно  расположить сюжетные картинки?

Воспитатель

 .- Что было в начале?

Дети

— Щенок потерялся.

Воспитатель

 — Что было в середине?

Дети.- Девочки нашли щенка.

Воспитатель

.- Что произошло в конце?

Дети

 — Щенок обрел друзей.

Воспитатель

 — А теперь мы можем по сюжетным картинам составить рассказ?

Дети 

.- Да.

Воспитатель

 .- У  рассказа есть что?

Дети

 .- Начало, середина и конец и название.

Воспитатель

 .- Как мы можем назвать рассказ.

Дети

 .- Щенок и друзья…(Дети предлагают свои варианты)

Физкультминутка:

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.                Рывки руками: вверх, вниз.

То на стенку посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.                                 Повороты корпусом.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!                       Приседания.

И в последний раз присели,

А потом на место сели.                       Дети садятся.

Воспитатель

 .- А сейчас послушайте мой рассказ, который называется “Друзья”.

       Наступила дождливая  поздняя осень. Маленький бездомный щенок остался  на улице по дождем совсем один. У него не было хозяина, он был голоден, сильно замерз, промок и не знал куда идти. Мимо шли две девочки. Их звали Маша и Оля. У них был желтый зонтик и резиновые сапоги. Девочки увидели мокрого щенка прями посреди лужи  и пожалели его. Они принесли бедолагу домой.

Вытерли пушистым полотенцем, согрели и накормили. Сытый щенок сразу заснул на теплом коврике, а девочки еще долго сидели на диване и   смотрели на него добрыми, счастливыми глазами. Они назвали щенка Дружок и решили оставить его себе. Теперь у щенка появились настоящие друзья.  

— Сейчас вы сами будете составлять рассказ. Внимательно слушайте друг друга и будьте готовы продолжить рассказ.

— Скажите, может кто-то сам хочет рассказать полностью рассказ?

Рассказы детей:

Воспитатель:

Ребята, щенку очень понравились ваши рассказы и он вам приготовил подарки. Это его портрет – раскраска.        

Итог занятия.

Воспитатель: Чем вы занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как должны люди относиться к животным? Ребята, Дружок хочет остаться жить с вами в группе. Согласны?

«Он забавный, неуклюжий,

Прямо в нос меня лизнул,

Напустил в прихожей лужу

И хвостом слегка вильнул.

Я чесал его за ухом,

Щекотал ему живот,

Стал он самым лучшим другом

И теперь у нас живет.» (Щенок)

Цель урока: учить понимать глубину содержания произведения и его главную мысль.

Оборудование: учебники «Литературное чтение» 3 кл. часть 2, рассказ интерактивная доска, раздаточный материал, презентация к уроку, смартфоны с QR-сканером, бумажные карточки с QR-кодами Plickers, аудиозапись рассказа «Честное слово».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс!

Приветствуют учителя

Постановка темы и цели урока

На слайде размещены обложки книг автора, произведения которого мы читали на прошлых уроках. Назовите их? Кто является автором этих рассказов?

Какое произведение вам не знакомо?

Сформулируйте цель урока.

Л.Пантелеев «Фенька», «Новенькая»

«Честное слово»

Познакомиться с произведением Л.Пантелеева «Честное слово»

ПУУД: Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Умение определять и высказывать общие для всех людей правила поведения.

Рассмотрите иллюстрацию на слайде и предположите, о чем это произведение.

У вас на партах листы с планом урока. Пункты плана в произвольном порядке. Восстановите последовательность их выполнения на уроке.

Ответы детей

1. Прочитать произведение;

2. Проанализировать главного героя;

3. Сравнить литературного героя и героя в жизни.

Открытие нового знания

Первичное восприятие текста Как вы понимаете значение слова «Честный»? «Честь»?

Посмотрите на слайд, возьмите смартфоны и отсканируйте коды. Это определения из толкового словаря.

Ответы детей

Словарная работа с QR-кодами.

Проверка первичного восприятия текста

Учитель читает произведение до диалога.

Как вы думаете, почему мальчик плакал?

Давайте выясним, что было на самом деле.

Послушайте аудиозапись.

(до слов «- Я честное слово сказал…»)

Какие чувства испытывал мальчик?

Почему мальчик не уходил с поста?

Трудно ли держать честное слово? Почему?

Как вы думаете, мог ли этот взрослый человек помочь мальчику?

Дочитываем произведение самостоятельно.

Дал честное слово

Ответы детей

(что значит дать честное слово?)


Предположения детей

Предположения детей

ПУУД:

Умение добывать новые знания, используя свой жизненный опыт;

Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной деятельности класса.

РУУД: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Планирование своей деятельности.

Прогнозирование деятельности.

КУУД: Умение сотрудничать и работать в группе;

Умение слушать и понимать речь других.

ЛУУД: Оценивание жизненной ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Во время чтения произведения производится словарная работа с помощью QR-кодов.

СТОРОЖКА — небольшой домик, помещение для сторожа.

ЧАСОВОЙ — вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста (военнослужащий, стоящий на посту, на часах).

КРАСНОАРМЕЕЦ — воинское звание и должность военнослужащего Красной Армии.

КРАСНАЯ АРМИЯ — название армии в советское время (1918-1946 гг.).

Физкультминутка «Солдаты»

Встали ровненько, ребята,

Пошагали, как солдаты.

Влево, вправо наклонись.

На носочках потянись.

Раз — рывок (прыжок),

Два — рывок,

Отдохнул ли ты дружок?

Помаши кистями дружно

Нам работать сейчас нужно!

(ученики работают в программе «сканер QR-кодов). ПУУД: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами; логический анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

ПУУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата действия

Вернемся к задачам урока. Какую задачу мы выполнили?

Какие чувства вы испытали после прочтения?

Что подтвердилось из ваших предположений?

1. Прочитать произведение

Учитель делит класс на 3 группы.

Первая группа ищет в тексте описание внешнего вида мальчика. Вторая группа — чувства и переживания. Третья — поступки, поведение. Один человек из группы презентует. Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно так автор заканчивает свое произведение?

Хорошо читающий ученик читает последний абзац рассказа.

Ответы детей

Как вы думаете, какая главная мысль рассказа «Честное слово»?

Как вы считаете, выполнили ли мы вторую задачу урока?

На ваших столах лежит конверт с разрезанными пословицами. Соедините их.

Проверяем (слайд). Ответы детей:

(Как аукнется, так и откликнется.

Нечистая совесть спать не даёт.

Не давши слово — крепись, а давши — держись.

Не по виду суди, а по делам гляди.) Из этих пословиц выберите ту, которая передает главную мысль произведения с помощью бумажных карточек с QR-кодами Plickers.

Как вы думаете, было ли это произведение поучительным?

«О детях и для детей».

Ответы детей

Как называется раздел, в котором мы работаем на уроках литературного чтения?

Какие еще произведения из этого раздела мы изучали?

— Что объединяет эти рассказы?

— Что общего в характерах главных героев?

— Чем отличается главный герой этого произведения от других?

— Кто из современного мира для вас является героем, который может сдержать свое честное слово? Ответы детей

Рефлексия

Расположите иллюстрации в хронологическом порядке (пояснить слово хронология).

Чему учит рассказ?

Какова главная мысль рассказа «Честное слово?

Оцените свою работу. Поставьте «+» в нужной графе таблицы.

Ответы детей: честь превыше всего.

Оценивают себя…

РУУД: Самоконтроль процесса и результатов деятельности.

КУУД: Умение слушать и понимать речь других

Домашнее задание

Выбери домашнее задание:

— Пересказ от лица главного героя произведения;

— Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку;

— Составить план произведения.

  • План по сказке портной и царь армянская сказка
  • План на сказку филиппок
  • План на тему сказка о рыбаке и рыбке
  • План пересказ сказка о рыбаке и рыбке 2 класс литературное чтение
  • План к сказке лягушка путешественница 4 класс ефросинина