План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс

мбоу сош имени героя советского союза а.м.селютина с.михайловскоеурок по литературному чтению в 3 а классерусская народная сказкаиван-царевич и серый

    МБОУ «СОШ имени Героя Советского Союза А.М.Селютина

                                      с.Михайловское»

Урок по литературному чтению в 3 «А» классе

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

«ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

                                                                                                              Разработала:

                                                                                                              Мельник С.А.,

                                                                                                 учитель начальных классов

                                               2021-2022 уч. год

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ И СЕРЫЙ ВОЛК»

Цель: продолжить знакомить учащихся с русскими народными сказками. Задачи:

дать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста;

— развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев;

— наполнять речь учащихся новыми словами, фразами;

— развивать навыки осмысленного, выразительного  чтения;

— воспитывать у учащихся эмоционально-целостное, бережное отношение к окружающим, дружбу, взаимовыручку.

Оборудование:    презентация с иллюстрациями к произведению, тесты 

Ход урока

  1. Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Сообщение темы и цели. Самоопределение к деятельности:

— Вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если справитесь с загадкой:

(Слайд №2)

Легенда, приданье народное,

Ребята её обожают,

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (Сказка)

Звучит музыка «В гостях у сказки»

— На уроке мы познакомимся и проанализируем   замечательную сказку «Иван-царевич и Серый волк». (Слайд №3)

III. Актуализация знаний

  1. — Докажите, что литературное произведение  — это сказка. Что такое сказка?

Сказка  это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. (слайд №4)

  1. — К какому виду относится эта сказка? (слайд №5)

План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс

  1. — Почему она волшебная?

                      Признаки волшебной сказки     (слайд №6)

План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс

1. волшебный помощник (Серый волк, жар-птица) (слайд №7)

2.предмет  из золота (яблоки, клетка, уздечка) (слайд №8)

3.Наличие числа 3 (3 испытания, 3 сына) (слайд №9)

4) – Вспомните главных героев нашей сказки.

В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1.» Красная Шапочка»

-Кто автор сказки? Дать характеристику волку. ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2.»Три поросёнка»… ( Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3.»Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4.»Волк и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

— Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? – Можно ли волка заменить другим сказочным животным? (слайды 10-13)

5) — Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек:

1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка, Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2.»Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

3.»Сивка — Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

— Что общего у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

6) — Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк    помогает Ивану царевичу)

— Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? (Хорошее отношение).

— Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? (Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому) (слайды 14-17)

Физкультминутка, скороговорка

IV. Проверка домашнего задания.

Учащиеся показывают выполненные ими рисунки и зачитывают отрывки из сказки, соответствующие рисункам.

V. Изучение нового материала.

  1. Работа над сказкой.

Вопросы на с.60-61 №11, 10, 9, 6

  1. Дополнительная работа. Слайд 18-19

Учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукцию картины В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

– Знакома ли вам эта картина?

– Знаете ли вы, как называется картина, кто написал ее, кто на ней изображен?

– Каким изображен Иван?

– Какова Елена Прекрасная?

– Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? ( Природа неотделима от судьбы героев. В одной картине призадумался густой лес, притих; а в другой лес дремучий, сказочный.)

– А  вот  как  другой  художник – И. Билибин – изобразил  эти  же  события.

Учитель  предлагает  учащимся  рассмотреть  репродукцию  картины И. Билибина «Иван-царевич и Серый Волк».

– Чем похожи обе картины?

– Каким настроением они проникнуты?

– Почему мы испытываем тревогу, когда смотрим на картины?

  1. Тест к сказке (Слайд 20)

VI. Итог урока.

— Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 21)

— Чему научила вас эта сказка?

Рефлексия со смайликами.

Домашнее задание: перечитать сказку (с. 50-59), вопросы №12, 13 на с. 61

Тест по сказке «Иван-царевич и Серый волк».

1. Назовите имя царя _____________________

2. По какой причине старший и средний сыновья не заметили похитников? __________________________________________________________________

3. Что делал младший сын, чтобы не уснуть? ________________________________________________________________

4. Что осталось в руке у Ивана от Жар-птицы в первый раз? ___________________________

5. Что случилось с конём Ивана-Царевича? _________________________________________

6. Кто говорит следующие слова: «Ай, срам, какой! Царский сын да пошёл воровать!»

___________________________________________

7. Каким образом Иван-Царевич оставил себе Елену Прекрасную?

_____________________________________________________________________

8. Как поступили старшие братья с Иваном-царевичем? ______________________________

9. Какая вода помогла Серому волку оживить Иван-царевича?

 ______________________________________________________

10. Как отблагодарил Иван волка за помощь? _____________________________________________________________

11. Вспомните  конец сказки. _____________________________________________________________________

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
  • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Другие персонажи:

  • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
  • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
  • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

«Иван-царевич и Серый волк» в сокращении

«Иван царевич и Серый волк» краткое содержание для читательского дневника:

Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар-птица. Никакие караулы не могут уследить похитителя. В карауле Иван-царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.

По приказу царя братья-царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.

Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.

Серый волк спасает Ивана-царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром.

Главная мысль:

Если у тебя есть товарищ, который более опытный и мудрый, то стоит послушаться его совета, чтобы не попасть в глупую или тяжелую ситуацию. Таким мудрым товарищем для Ивана царевича был серый волк, который помогал ему преодолеть разные испытания. Но когда царевич ослушался совета волка, то попадал в неприятности, например, его несколько раз заключали под стражу. Еще сказка учит тому, что на добро отвечают добром, а злые поступки откликаются злом.

Особенности русских народных сказок

Передаваемые из уст в уста русские народные сказки соединили в себе мотивы былин и Библии. В народных сказках отражены представления наших предков об окружающем их мире, который полон загадок и неожиданностей. В сказках русского народа органично сочетаются древние традиции Руси, язычества и раннего христианства. Таким образом, знакомясь со сказками, ребенок начинает изучать историю своей страны, ее обычаи. Кроме того, каждая сказочная история несет в себе глубокий поучительный смысл, в чем заключается ее огромное воспитательное значение.

Во многих русских народных сказках главным героем становится Иван Царевич. Он попадает в различные сложные ситуации. Например, Иван Царевич в одной из сказок добывает молодильные яблоки («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»), в другой – ловит Жар-птицу («Иван Царевич и серый волк»), еще в одной из сказок сражается с Чудом-Юдом («Иван − коровий сын).

Подсознательно, изучая опыт Ивана Царевича, ребенок представляет и себя в различных трудных условиях и учится находить выход из них. Так сказки для детей позволяют накапливать в подсознании юных читателей способы решения различных жизненных ситуаций. Сказки простым доступным детям языком повествуют о главных законах жизни не только в сказочном, но и вполне реальном обществе, о том, как важно быть добрым и справедливым, ставить высокие цели и добиваться их реализации во благо близких людей и всего общества.

Сжатый пересказ «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке»

Краткое содержание «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» Жуковский:

В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять. Интересно ему стало, кто же вор.

Два старших сына спали всю ночь и отцу сказали, что никто не приходил. Младший Иван стойко продержался всю ночь, и поймал жар-птицу за хвост, которая вырвалась от него и улетела. Рассказал он отцу о ночных приключениях и перо жар-птицы отдал.

С тех пор перестали пропадать яблоки, но Демьян Данилович захотел, во что бы то ни стало, добыть волшебную жар-птицу. Старшие братья отправились в дорогу, а меньший остался дома. Немного подумав, он пришёл к отцу, и упросил его отпустить его вслед за братьями. Демьян Данилович скрепя сердце отпустил и младшего, самого любимого, сына.

На перепутье дорог он поехал вправо, и вскоре увидел на тропе волка. Тут же серый съел коня, и Иван пошёл пешком. Догнал его волк, и узнав, что Ивану нужно, вызвался ему помочь. Для начала он дал дружеский совет Ивану, взять только жар-птицу, а клетку ни в коем случае не трогать. Затем волк отвёз доброго молодца прямо к жар-птице, но его поймали, так как он схватил вместе с птицей клетку, и привели к царю Долмату.

Он согласился отдать Ивану жар-птицу, но в обмен на коня царя Афрона. Пошёл Иван выполнять задание, а волк предупредил, его чтобы он ни в коем случае не брал уздечки, потому что быть беде. Иван не послушался волка, и когда взял красавца-коня, решил прихватить и уздечку. Ему неизвестно было, что уздечка зазвенит и прибежит стража. Так он оказался на ковре у царя Афрона.

Афрон постыдив доброго молодца, за коня запросил царевну. Побрёл Иван к серому волку. Волк оставил Ивана возле высокого забора, а сам пошёл похищать царевну. Увидела царевна Ивана и влюбилась в него, и он тоже её полюбил. Иван очень не хотел отпускать от себя девушку, и серый волк решил и в этот раз ему помочь. Когда они приехали к царю Афрону, волк превратился в царевну, забрал коня и поехал прочь. Волк догнал путников.

В царстве Долмата волк превратился в коня, и царь вручил Ивану жар-птицу. Когда добрый молодец ушёл от Долмата, серый волк опять догнал путников. Доехали они до перепутья и простились с волком. Иван с невестой вернулся во дворец к отцу, и Демьян Данилович заключил его в объятья.

Вывод:

Сказка учит тому, что нужно слушать мудрые советы, в точности выполняя указания, а долги всегда возвращаются сторицей.

Другая сказка «Марья Моревна» придумана народном русским, и поэтому автор и точный год ее создания не известен. Краткое содержание «Марья Моревна» для читательского дневника повествует о женитьбе и подвигах Ивана Царевича.

Какова мораль рассказа?

Сказка учит детей доброте, дружбе, искренней любви. Ребенок должен понимать, что зависть, жадность и злоба – плохие качества, которые приводят к ужасным последствиям. А добрые поступки и радушие всегда вознаграждаются.

В произведении говорится еще и о том, что иногда нужно потерять что-то очень дорогое, чтобы обрести нечто бесценное (Иван-царевич теряет коня, но вместо него заполучает верного друга – волка). И если вдруг кто-то поступил несправедливо, то он обязательно будет наказан за зло, которое причинил. А чтобы было легче справиться с каким-либо заданием, нужно попросить о помощи у близких людей, ведь вместе добиваться желаемого быстрее, чем в одиночку. Именно этим основным мыслям учат практически все народные сказки, и рассказ об Иване-царевиче – не исключение.

Сюжет сказки «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковский

«Иван царевич и Серый Волк» Жуковский краткое содержание произведения:

Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В прекрасном саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. И вдруг оказался в яблоках недочёт. Царь позвал к себе сыновей и приказал поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.

Первым пошёл сторожить яблоню Клим, да заснул. Вторым пошёл Пётр и тоже заснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, как прилетела Жар-птица и нарвала яблок. Схватил царевич воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руке у Ивана осталось перо.

Захотел царь добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её. Кто достанет — получит полцарства при жизни и всё после смерти. Иван собрался ехать с братьями. Не хотел отец отпускать его, но Иван уговорил отца.

Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.

Серый Волк привёз царевича к каменной стене, за оградой которой висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку.

Вокруг загремело и зазвенело, проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Далмат возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез в сад, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона, а иначе ославит его на весь свет.

Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл о наказе и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, и тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма, иначе ославит он царевича на весь свет, как вора.

Теперь за дело взялся Серый Волк. Улучив момент, когда Елена осталась одна, посадил её себе на спину и увёз. По дороге к царю Афрону Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк превратился в Елену. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.

Когда они приехали в царство Долмата, Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал. Догнал волк Ивана, доехали они до того места, где встретились, и пришлось им тут расстаться. Прощаясь, волк предупредил, чтоб не доверял Иван своим братьям.

Встретился Иван с братьями. Увидели они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную, позавидовали и убили Ивана — вонзили ему в грудь острый меч. Забрали братья Жар-птицу, коня и Елену и поехали к отцу. Серый Волк вернулся к Ивану, поймал ворона и приказал принести живой и мёртвой воды. Брызнул Серый Волк на Ивана мёртвой воды, и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой, и ожил Иван.

Серый Волк предупредил, что эта служба последняя. Рассказал Волк, что братьев Ивана Кощей погубил и забрал Елену с конём и Жар-птицей. У Елены есть талисман, и Кощей ничего ей не сделает. Как погубить Кощея, знает Баба-Яга, которая живёт в дремучем лесу. Волк указал Ивану дорогу к трём дубам, между которыми был закопан в землю боевой конь. Конь и должен указать Ивану дорогу к Бабе-Яге.

Повёз конь царевича к Бабе-Яге. По дороге увидел Иван двух дерущихся Леших, которые не могли поделить скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку. Иван предложил устроить соревнование: кто первый добежит до стрелы, которую он пустит, тот и получит волшебные вещи. Лешие убежали, а Иван забрал всё себе.

Добрался Иван до Бабы-Яги. От неё царевич узнал, что посреди Окиана стоит остров Буян. На острове растёт старый дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке сидит заяц, в зайце находится утка, в утке яйцо, а в яйце том и смерть Кощеева. Яйцо нужно при Кощее раздавить и забрать гусли-самогуды, чтобы разбудить ими отца и всё царство.

Добрался Иван до Окиана и увидел, что лежит в нём невод, а в неводе щука. Попросила щука выбросить её в море и обещала помощь. Переплыл Иван на коне Окиан и добрался до острова Буяна. Вырыл из-под дуба сундук и достал оттуда зайца, а из зайца утку. Вылетела утка, подстрелил её Иван, и выпало из неё яйцо в море. Тут появилась щука с яйцом во рту, отблагодарила за помощь.

Добрался Иван до замка Кощеева. Сторожил ворота в замке змей о двенадцати головах. Вытащил Иван дубинку и убил ею змея. Разостлал царевич скатерть-самобранку, наелись они с конём вдоволь. Нашёл Иван Кащея, убил его, забрал Жар-птицу, коня, Елену, не забыл взять гусли-самогуды и приехал в своё царство. Там всё спало. Заиграл Иван на гуслях-самогудах, всё очнулось, ожило. Сыграл Иван с Еленой свадьбу, а самым дорогим гостем был Серый Волк.

После свадьбы Серый Волк остался жить во дворце. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

Заключение

Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался советов серого волка, и дважды его хватала стража и он ухудшал свое положение.

Знаменитую сказку «Конёк-горбунок» Ершов написал в 1834 году. В основу произведения легли славянские и скандинавские сказки, сказки народов побережья Балтийского моря, фольклор. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Конька-горбунка» по частям. Произведение написано четырехстопным хореем и является одним из ярчайших примеров русской детской литературы.

План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс

Событий в этой сказке Б.Гримм не так много, поэтому пишем совсем коротенький план, который позволит пересказать все ее содержание без каких-либо проблем. Например, такой:

  • Гейнц пасет свою козу;
  • тяжёлая работа, надо жениться;
  • Трина — хорошая девушка и коза у нее есть;
  • предложение, свадьба;
  • Трине тяжело ухаживать за козами;
  • козы в хозяйстве утомительны, пчелы лучше;
  • обмен коз на улей;
  • Трина мечтает о сыночке;
  • гнев Трины, горшок с медом разбивается;
  • черепки на полу.

<hr />

Или можно написать совсем укороченный вариант плана для пересказа, например так:

  • лень Гейнца;
  • предложение Трине;
  • лень Трины;
  • идея Трины;
  • обмен коз на пчел;
  • разбитый горшок.

План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс

«Рике с хохолком» — одна из самых известных сказок Шарля Перро, которая входит в школьную программу внеклассного чтения.

Составление плана сказки — важная часть ее пересказа, так как план помогает подробно запомнить содержание, не нарушить логику повествования.

План сказки «Рике с хохолком» может выглядеть так:

  1. Рождение некрасивого Рике с хохолком.
  2. Договор королевы с волшебницей.
  3. Ум и сообразительность Рике.
  4. Рождение прекрасной, но глупой принцессы.
  5. Встреча принцессы и Рике в лесу.
  6. Договор принцессы и Рике.
  7. Предательство принцессы.
  8. Встреча принцессы и Рике.
  9. Прекрасное преображение Рике.

    План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс

План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс

Сказ «Таюткино зеркальце» относится к циклу сказов про Хозяйку Медной горы. Однако сама Хозяйка в нем не фигурирует, а лишь упоминается. Сказ повествует о горнорабочем Гавриле, оставшимся вдовцом на руках с маленькой дочкой Таюткой. Т.к. дома оставлять ее было не с кем, Гаврила стал брать ее с собой в шахту, одевая в одежду умершего брата. Когда Гавриле (Гане, как называет его рассказчик) велено было очистить в одном месте руду до крепкого потолка (т.е. до того места, где руда крепко держится), он взял с собой дочку и пошел в шахту. Девочке было скучно, она начала разгребать руду и увидела в ней свое отражение. Когда подбежавший на зов ребенка Ганя начал очищать нужное место в забое, из-под кайлы пошла руда с блеском, и в итоге Ганя вырубил огромное зеркало из руды, а Таютка подобрала точно такое же, только размером с ладонь. Напарник Гани Полукарпыч сказал девочке, что это ей подарок от Хозяйки Медной горы. Узнав о необычной зеркале, его захотела увидеть барыня, спустилась в шахту, но когда подошла посмотреть на это чудо, из зеркала в нее вылетел кусок руды. Со временем зеркало осыпалось, а Таюткино — маленькое -сохранилось. Большого счастья оно ей не принесло, но жизнь не хуже других прожила. Зеркальце внучке передала.

План пересказа

  1. Рассказ о зеркальной руде и упоминание о том, что такая руда — плохая примета (Хозяйка Медной горы зеркало разбила — сердится).
  2. Рассказ про надзирателя Ераско Поспешая.
  3. Рассказ про самого безропотного работники Ганю и его семью (смерть жены и сына, про дочь Таютку).
  4. Ганя стал брать Таютку с собой в шахту.
  5. В забое пошла зеркальная руда.
  6. Ганю отправили очистить этот забой. Он берет с собой дочку.
  7. Таютка начинает играть с рудой, и из-под ее рук появляется огромное зеркало.
  8. В груде руды Таютка находит маленькую копию большого зеркала.
  9. Екаско Поспешай докладывает о огромном зеркале барыне. Барыня спускается в шахту.
  10. Концовка, Упоминание удачной судьбы Таютки. Наследование ее зеркала.

План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс

Если план тургеневского рассказа должен быть составлен в реальном времени, то предполагаю, что это, скорее всего, цитатный вариант, составленный из коротеньких выдержек из оригинального текста, прочитав которые вы понимаете о чем вся история. Предлагаю посмотреть следующий вариант в цитатах указанной в задании истории про воробья, человека и Трезора:

SqF3tkmbVxJeZxpBZDQ1tCsfWeJgoBnS.png

<hr />

Вторым этапом переводим свой цитатный план в реальное время, т.е. меняем глаголы прошедшего времени на настоящее. Теперь план будет выглядеть так:

0WgL2Gf4cDjurpIDYRt8Nd0fhyC0SgO.png

<hr />

В выполненном домашнем задании по литературе/литератур­<wbr />ному чтению, мы получили план, где сохранено повествование, которое идет от автора, а все его участники: сам автор, воробьи (птенец и родитель) и собака Трезор выполняют свои действия в настоящем времени.

План пересказ сказки иван царевич и серый волк 3 класс

Смотрите два плана, былина разделена на 12 частей, название каждого пункта цитатного плана соответствует названию простого плана. если цитата заканчивается запятой, то саму запятую не ставить а продолжить фразу многоточием. Если цитата заканчивается точкой, то на конце ставятся ковычки

Цитатный план былины «Садко»

1 «И третий не зовут на почестен пир». В этой части рассказ, как Садко три дня ходил играть на гуслях. Но его игру никто не слушал.

2 «Как тут-то в озере вода всколыбалася,

Показался царь морской». В этой части Садко внезапно видит, как на поверхности водной глади появляется царь морских владений.

JhRQjHYd4ia9kwBBCiJSdqI1ZDbpNM36.png

План былины «Садко» 12 пунктов

1 Три дня ходит Садко играть на берегу Ильмень-озера

2 Приказ царя морского

3 Садко уговорил купцов поехать с ним

4 Садко устраивает большой пир

5 Как САдко своей казной похвастался

6 Торговое путешествие Садко по заморским странам

7 Корабль встал

8 На дне морском

9 Много бед принесла игра на гуслях

10 Советы старика

11 Садко возвращается на землю

12 И закончились приключения Садко

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке» для читательского дневника.

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Иван-царевич – добрый, отважный, мужественный царевич, умеющий держать свое слово.
  • Серый волк – храбрый, положительный персонаж, борющийся со злом, помогающий обиженным или слабым. Он бесстрашен и оберегает Ивана от всех опасностей, стоящих на пути.

Другие персонажи:

  • Царь Берендей – отец трех сыновей, решивший испытать их жен.
  • Старшие сыновья – старшие братья Ивана-царевича, лгуны, пьяницы и бандиты, они наобещали отцу с три короба, а сами отправились в местный кабачок, пропивать отцовское богатство.
  • Кощей Бессмертный – могущественный колдун, которого одолел Иван-царевич.
  • Елена Прекрасная – красавица-невеста Ивана.

Читайте также: Анализ стихотворения “Море” Жуковский 9 класс.

«Иван-царевич и Серый волк» в сокращении

«Иван царевич и Серый волк» краткое содержание для читательского дневника:

Завязка сюжета связана с тем, что в царский сад повадился загадочный вор. Им оказывается Жар-птица. Никакие караулы не могут уследить похитителя. В карауле Иван-царевич пытается поймать ее, но упускает и добывает лишь золотое перо.

По приказу царя братья-царевичи отправляются на поиски волшебной птицы. По дороге они расстаются и продолжают свой путь поодиночке.

Иван-царевич встречает волшебного помощника – серого волка, тот помогает герою достать не только Жар-птицу, но и волшебного коня, и красавицу невесту. На обратном пути Иван — царевич встречает братьев, которые убивают его и забирают все, что он добыл.

Серый волк спасает Ивана-царевича, он возвращается домой и разоблачает обманщиков. Сказка заканчивается свадебным пиром.

Главная мысль:

Если у тебя есть товарищ, который более опытный и мудрый, то стоит послушаться его совета, чтобы не попасть в глупую или тяжелую ситуацию. Таким мудрым товарищем для Ивана царевича был серый волк, который помогал ему преодолеть разные испытания. Но когда царевич ослушался совета волка, то попадал в неприятности, например, его несколько раз заключали под стражу. Еще сказка учит тому, что на добро отвечают добром, а злые поступки откликаются злом.

Читайте также сочинение «Иван-царевич на Сером Волке» по картине В. М. Васнецова.

Сжатый пересказ «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке»

Краткое содержание «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» Жуковский:

В зелёном саду у Демьяна Даниловича росла прекрасная яблоня. И вдруг в одно прекрасное время он стал замечать, что яблок на дереве стало гораздо меньше. Позвал он своих сыновей, и приказал им по очереди сад охранять. Интересно ему стало, кто же вор.

Два старших сына спали всю ночь и отцу сказали, что никто не приходил. Младший Иван стойко продержался всю ночь, и поймал жар-птицу за хвост, которая вырвалась от него и улетела. Рассказал он отцу о ночных приключениях и перо жар-птицы отдал.

С тех пор перестали пропадать яблоки, но Демьян Данилович захотел, во что бы то ни стало, добыть волшебную жар-птицу. Старшие братья отправились в дорогу, а меньший остался дома. Немного подумав, он пришёл к отцу, и упросил его отпустить его вслед за братьями. Демьян Данилович скрепя сердце отпустил и младшего, самого любимого, сына.

На перепутье дорог он поехал вправо, и вскоре увидел на тропе волка. Тут же серый съел коня, и Иван пошёл пешком. Догнал его волк, и узнав, что Ивану нужно, вызвался ему помочь. Для начала он дал дружеский совет Ивану, взять только жар-птицу, а клетку ни в коем случае не трогать. Затем волк отвёз доброго молодца прямо к жар-птице, но его поймали, так как он схватил вместе с птицей клетку, и привели к царю Долмату.

Он согласился отдать Ивану жар-птицу, но в обмен на коня царя Афрона. Пошёл Иван выполнять задание, а волк предупредил, его чтобы он ни в коем случае не брал уздечки, потому что быть беде. Иван не послушался волка, и когда взял красавца-коня, решил прихватить и уздечку. Ему неизвестно было, что уздечка зазвенит и прибежит стража. Так он оказался на ковре у царя Афрона.

Афрон постыдив доброго молодца, за коня запросил царевну. Побрёл Иван к серому волку. Волк оставил Ивана возле высокого забора, а сам пошёл похищать царевну. Увидела царевна Ивана и влюбилась в него, и он тоже её полюбил. Иван очень не хотел отпускать от себя девушку, и серый волк решил и в этот раз ему помочь. Когда они приехали к царю Афрону, волк превратился в царевну, забрал коня и поехал прочь. Волк догнал путников.

В царстве Долмата волк превратился в коня, и царь вручил Ивану жар-птицу. Когда добрый молодец ушёл от Долмата, серый волк опять догнал путников. Доехали они до перепутья и простились с волком. Иван с невестой вернулся во дворец к отцу, и Демьян Данилович заключил его в объятья.

Вывод:

Сказка учит тому, что нужно слушать мудрые советы, в точности выполняя указания, а долги всегда возвращаются сторицей.

Другая сказка «Марья Моревна» придумана народном русским, и поэтому автор и точный год ее создания не известен. Краткое содержание «Марья Моревна» для читательского дневника повествует о женитьбе и подвигах Ивана Царевича.

Сюжет сказки «Иван-царевич и Серый Волк» Жуковский

«Иван царевич и Серый Волк» Жуковский краткое содержание произведения:

Жил в некотором царстве царь Демьян. Было у него три сына: Клим, Пётр и Иван. В прекрасном саду царя росла яблоня с золотыми яблоками. И вдруг оказался в яблоках недочёт. Царь позвал к себе сыновей и приказал поймать вора, а в награду пообещал полцарства при жизни и всё после смерти.

Первым пошёл сторожить яблоню Клим, да заснул. Вторым пошёл Пётр и тоже заснул. На третью ночь отправился Иван. Увидел он, как прилетела Жар-птица и нарвала яблок. Схватил царевич воровку за хвост, но она вырвалась и улетела, а в руке у Ивана осталось перо.

Захотел царь добыть чудную Жар-птицу. Послал он старших сыновей достать её. Кто достанет — получит полцарства при жизни и всё после смерти. Иван собрался ехать с братьями. Не хотел отец отпускать его, но Иван уговорил отца.

Доехал Иван до развилки, на которой стоял столб с надписью. Кто прямо поедет — будет всю дорогу холоден и голоден. Кто налево поедет, тот умрёт, а конь его будет жить. А кто вправо поедет, тот жив останется, но конь умрёт. Поехал Иван вправо. Выбежал из лесу Серый Волк, съел коня, а потом стал служить Ивану верой и правдой и отвёз его к Жар-птице.

Серый Волк привёз царевича к каменной стене, за оградой которой висела клетка с Жар-птицей. Волк предупредил, что клетку трогать нельзя. Забравшись в сад, Иван забыл совет Волка и взял клетку.

Вокруг загремело и зазвенело, проснулись сторожа и привели Ивана к своему царю Далмату. Далмат возмутился, что царевич не пришёл к нему за Жар-птицей, а залез в сад, как вор. Он согласился уступить Жар-птицу, если царевич приведёт ему коня Золотогрива царя Афрона, а иначе ославит его на весь свет.

Привёз Серый Волк Ивана к царю Афрону и предупредил, что коня нужно вывести из стойла, а уздечку не трогать. Иван забыл о наказе и взял уздечку. Зазвенели подведённые к ней струны, и проснулись конюхи. Они привели Ивана к царю, и тот потребовал привезти ему Елену Прекрасную, дочь царя Касыма, иначе ославит он царевича на весь свет, как вора.

Теперь за дело взялся Серый Волк. Улучив момент, когда Елена осталась одна, посадил её себе на спину и увёз. По дороге к царю Афрону Иван и Елена полюбили друг друга. Серый Волк превратился в Елену. Обменяв его на коня, Иван продолжил путь на Золотогриве, а Волк догнал их.

Когда они приехали в царство Долмата, Волк превратился в коня Золотогрива и Иван обменял его на Жар-птицу. Только сел Далмат на коня, а конь обернулся Серым Волком и сбежал. Догнал волк Ивана, доехали они до того места, где встретились, и пришлось им тут расстаться. Прощаясь, волк предупредил, чтоб не доверял Иван своим братьям.

Встретился Иван с братьями. Увидели они Жар-птицу, коня Золотогрива, Елену Прекрасную, позавидовали и убили Ивана — вонзили ему в грудь острый меч. Забрали братья Жар-птицу, коня и Елену и поехали к отцу. Серый Волк вернулся к Ивану, поймал ворона и приказал принести живой и мёртвой воды. Брызнул Серый Волк на Ивана мёртвой воды, и затянулись у Ивана раны, брызнул живой водой, и ожил Иван.

Серый Волк предупредил, что эта служба последняя. Рассказал Волк, что братьев Ивана Кощей погубил и забрал Елену с конём и Жар-птицей. У Елены есть талисман, и Кощей ничего ей не сделает. Как погубить Кощея, знает Баба-Яга, которая живёт в дремучем лесу. Волк указал Ивану дорогу к трём дубам, между которыми был закопан в землю боевой конь. Конь и должен указать Ивану дорогу к Бабе-Яге.

Повёз конь царевича к Бабе-Яге. По дороге увидел Иван двух дерущихся Леших, которые не могли поделить скатерть-самобранку, шапку-невидимку и драчун-дубинку. Иван предложил устроить соревнование: кто первый добежит до стрелы, которую он пустит, тот и получит волшебные вещи. Лешие убежали, а Иван забрал всё себе.

Добрался Иван до Бабы-Яги. От неё царевич узнал, что посреди Окиана стоит остров Буян. На острове растёт старый дуб, под дубом зарыт сундук, в сундуке сидит заяц, в зайце находится утка, в утке яйцо, а в яйце том и смерть Кощеева. Яйцо нужно при Кощее раздавить и забрать гусли-самогуды, чтобы разбудить ими отца и всё царство.

Добрался Иван до Окиана и увидел, что лежит в нём невод, а в неводе щука. Попросила щука выбросить её в море и обещала помощь. Переплыл Иван на коне Окиан и добрался до острова Буяна. Вырыл из-под дуба сундук и достал оттуда зайца, а из зайца утку. Вылетела утка, подстрелил её Иван, и выпало из неё яйцо в море. Тут появилась щука с яйцом во рту, отблагодарила за помощь.

Добрался Иван до замка Кощеева. Сторожил ворота в замке змей о двенадцати головах. Вытащил Иван дубинку и убил ею змея. Разостлал царевич скатерть-самобранку, наелись они с конём вдоволь. Нашёл Иван Кащея, убил его, забрал Жар-птицу, коня, Елену, не забыл взять гусли-самогуды и приехал в своё царство. Там всё спало. Заиграл Иван на гуслях-самогудах, всё очнулось, ожило. Сыграл Иван с Еленой свадьбу, а самым дорогим гостем был Серый Волк.

После свадьбы Серый Волк остался жить во дворце. Когда скончался царь Демьян, то на престол взошёл Иван. Серый Волк нянчился с его детьми, выучил их читать и писать. А когда скончался Иван Демьянович, то Серый Волк последовал за ним в могилу. В бумагах Серого Волка нашли подробные записки обо всём и составили этот рассказ.

Заключение

Главный смысл сказки «Иван-царевич и серый волк» состоит в том, что отступление от советов более опытных наставников может приводить к печальным исходам. Дважды Иван не слушался советов серого волка, и дважды его хватала стража и он ухудшал свое положение.

Знаменитую сказку «Конёк-горбунок» Ершов написал в 1834 году. В основу произведения легли славянские и скандинавские сказки, сказки народов побережья Балтийского моря, фольклор. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Конька-горбунка» по частям. Произведение написано четырехстопным хореем и является одним из ярчайших примеров русской детской литературы.

Видео краткое содержание Иван Царевич и Серый волк

С помощью Серого Волка царевич Иван находит Жар-птицу, красавицу жену и верного коня, побеждает завистливых братьев и злобного Кащея, становится царём, а Серый Волк служит ему до конца жизни.

2 урок — урок усвоения новых знаний./p>

Форма проведения урока: работа в парах.
Презентация

Задачи уроков:

  1. выявить, повторить и закрепить отличительные
    черты волшебной сказки.
  2. учить устанавливать причинно-следственные
    связи и определять главную мысль произведения.-
    делить текст на части.
  3. составлять простой план.
  4. подробно пересказывать текст сказки- учить
    работать с репродукцией картины В.Васнецова
    “Иван-царевич на Сером Волке” и выявлять
    основные объекты.
  5. видеть содержательные линии картины.
  6. создавать свой собственный текст.
  7. учить работать в паре.

Планируемые результаты усвоения этих уроков.

  • осмысление особенностей волшебной сказки
  • характеристика героев волшебной сказки
  • выявление причинно-следственных связей,
    составление плана, подготовка к подробному
    пересказу
  • формирование умения находить необходимую
    информацию в книге, тексте, репродукции картины;
    презентация информации на основе рассказа,
    пересказа, сочинения
  • осмысление правил взаимодействия в паре
    (распределение обязанностей, составление плана
    совместных действий, умение договориться о
    совместных действиях)

Ресурсы и оборудование

  • Иллюстрации учащихся к сказке (оформление
    выставки работ до начала урока ).
  • Карточки с планом текста у каждого учащегося.
  • Репродукция картины В.Васнецова “Иван-царевич
    на Сером Волке”.
  • Учебники по литературному чтению для 3 класса
    (часть 1).
  • Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л. А.
    Виноградская.

ХОД УРОКА

1. Предварительная работа.

Организационный момент.

2. Актуализация знаний

Учитель: напомните домашнее задание к уроку,
которое было сложным и творческим.

Дети:

1. выполнить иллюстрацию к сказке (до урока на
доске оформляется выставка)

2.составить план (на партах у каждого учащегося,
на двойных листочках составлен)

3. подготовить выборочный пересказ

Посмотрите на магнитную доску . Перед вами
находится выставка иллюстраций по сказке.

Просто замечательно! Всем спасибо.

Дети, кто желает выступить и пересказать,
выборочно , сказку, опираясь на выставку работ?

Класс заслушивает выступления 2-3 учащихся.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ.

Необходимо учесть

1. логику и целостность выступающего

2. жанр

3.  герои сказки

4. основные сюжетные линии сказки

5. эмоциональность выступления

После выступлений учащиеся выбирают лучшего
рассказчика.

3. Самоопределение к деятельности

Учитель:  “Скажите, в чем
особенности волшебной сказки?”

Учащиеся:  “Наличие реального мира,
в котором живут герои

  • запрет и нарушение запрета
  • уход героя из дома
  • испытания героя
  • животные-помощники
  • волшебные превращения
  • волшебные предметы
  • возвращение домой, вознаграждение, свадьба”

Учитель: “Молодцы, хорошо поняли и
запомнили особенности волшебной сказки”.

РАБОТА С ПЛАНОМ СКАЗКИ.

Учитель: перед вами на партах лежат 2
варианта плана – один вариант, это тот, который
вы составляли дома; второй вариант, это я вам
предлагаю.

  • прочитайте про себя, обсудите в парах.
  • скажите, может ли этот план (второй вариант)
    отразить всю структуру сказки ?
  • 2-3 ученика доказывают это, опираясь на
    причинно-следственные связи сказки.

4.  Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

КАРТИНА В. ВАСНЕЦОВА “ИВАН-ЦАРЕВИЧ НА СЕРОМ
ВОЛКЕ”

  • откройте учебник на странице 51.
  • рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова
    “Иван-царевич на Сером Волке”.
  • будем учиться рассказывать по картине, опираясь
    на вопросы – стр. 61.

УЧИТЕСЬ РАССКАЗЫВАТЬ ПО КАРТИНЕ.

  1. Почему картина так называется? Обоснуйте свой
    ответ.
  2. Как иначе можно назвать картину В.Васнецова?
    Предложите свои варианты.
  3. Подберите слова для описания картины. Какие
    цвета и оттенки вы видите?
  4. Подберите слова (глаголы), которые передают
    движения героев: мчатся, летят, несутся, скачет.
  5. Определите характер персонажей по их внешнему
    облику, позе, выражению лица, одежде.
  6. Представьте себе, что вы один из героев картины.
    Расскажите от его имени, что вы видите и
    чувствуете.

Ответы учащихся: Мы видим темный,
страшный, густой лес. Вековые деревья. Это
непроходимая чаща. Видно, как наклонилась старая
ель. Деревья так высоки, что упираются в небо,
даже не видно их вершин. Стволы деревьев все
покрыты мхом, а ветки , как руки старухи БАБЫ-ЯГИ…

Кажется, вот сейчас дотронутся эти ветки-руки
до всадника и его бедной напуганной спутницы,
схватят их, не отпустят. Цвета на картине
художник подобрал холодные, темные, мрачные.
Только вдалеке виден просвет и голубое небо.
Герои мчатся на Сером Волке. Волк так
стремителен, пасть у него открыта, видно, как ему
тяжело. Он очень устал.

Иван-царевич крепко держит в своих объятиях
Елену Прекрасную. Взгляд его глаз строгий и очень
непокорный. А Елена Прекрасная сидит смирно,
тихо. Она очень напугана. Пальчики ее рук сложены
вместе, красавица ждет волшебства, чуда… И даже
одежда Елены Прекрасной – это голубой кафтан,
говорит о том, что и вдали тоже виднеется голубое
небо. Значит, Серый Волк обязательно их спасет.

Цветущая ветка вишни на переднем плане
рассказывает нам, что жизнь продолжается, даже в
этом страшном лесу. Только надо верить и
надеется.

Мои дорогие дети! Мы с вами очень хорошо
ответили на все вопросы, разобрали все тонкости
репродукции картины. Я вами довольна.

Физминутка.

Под музыку выполняют передвижения по классу.
Находят друзей .

Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало.
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке
И на левой непременно
Вместе прыгаем сейчас.
И сначала ещё раз!

5. Продолжение работы по теме урока.

Работа в парах с карточками.

Учитель: вам надо записать ответ в тетради по
литературному чтению в виде небольшого текста.

— волшебный мир сказки… — цветущие кусты…
— художник изобразил… — верный друг – Серый Волк…
— темный, угрюмый лес… — надежда на спасение…

Проверка работы.

Учитель: молодцы, вы все хорошо
поработали. Кто хочет прочитать свой текст?

2-3 ученика читают вслух. Примерный текст.

“Художник Виктор Васнецов изобразил волшебный
мир сказки. Мы видим темный угрюмый лес.

Верный друг – Серый Волк стремительно несется
сквозь чащу леса с Иваном-царевичем и Еленой
Прекрасной. Вдалеке виднеются просветы синего
неба. Цветущие кусты вишни говорят нам о том, что
у героев есть надежда на спасение”

6. Рефлексия.

Учитель: наш урок подходит к концу.
Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу. Что у
вас хорошо получалось на уроке, а над чем нужно
ещё поработать. Покажите с помощью своих
сигнальных карточек, и (выборочно) сказать об
этом.

7. Домашнее задание.

1. Найти в домашней, школьной библиотеках сказку
с похожим сюжетом (вспомните особенности
волшебной сказки).

2. Прочитать эту сказку, разделить на части,
составить план.

На следующем уроке мы будем заниматься новым
для нас видом работы – исследовательская работа
(будем выявлять особенности волшебной сказки).

Учитель: за активную работу отметки
получают учащиеся, те, которые выполнили к
данному уроку домашнее задание (иллюстрацию и
план сказки).

  • активно работали на протяжении всего урока,
    выполняя задания и отвечая на вопросы учителя.
  • создали свой текст. Всем спасибо.

  • План пересказ сказка о царе салтане 3 класс по частям
  • План пересказ сказки о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс
  • План отзыва о сочинении 5 класс русский язык
  • План отзыва о рассказе 4 класс
  • План пересказ рассказа мальчики