План написания сочинения рассуждения по русскому языку огэ

Автор: шиян наталья николаевна организация: моу майская школа населенный пункт: республика крым, джанкойский район, с. майское урок русского языка

Автор: Шиян Наталья Николаевна

Организация: МОУ «Майская школа»

Населенный пункт: Республика Крым, Джанкойский район, с. Майское

Урок русского языка № ______ Класс _ 9 __ Дата _________

Тема. Подготовка к сочинению- рассуждению в формате ОГЭ ( задание 9.3.) .

Планируемые результаты:

Предметные:

– владеть умениями определять значения придаточных определительных, ставить к ним вопросы, находить место в сложноподчиненных предложениях, определять средства связи придаточного и главного;

– владеть умениями строить по указанным схемам сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, правильно употреблять их в речи;

– владеть умением пунктуационно оформлять сложноподчиненные предложения

Метапредметные:

познавательные ‒ строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

регулятивные ‒ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей;

коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Личностные:

– владение навыками монологического выступления;

– владение умением добиваться результата при ограниченном времени;

– осуществление личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений и оценивание уровня их сформированности

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения).

Технологии обучения — здоровьесбережение; проблемное обучение; развивающее обучение; поэтапного формирования умственных действий;

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: урок рефлексии. Творческая мастерская «Книга знаний».

Форма урока: комбинированный урок: пунктуационный анализ текста, комплексный анализ текста.

Оборудование урока: ноутбук, телевизор, презентация к уроку, созданная в программе Power Point, тексты для анализа, справочный материал (таблицы).

Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.

Н. Островский

Ход урока

  1. Организационный этап.

– Ребята, улыбнитесь мне

Я знаю — все получится.

Тогда и хмурый день в окне

с улыбкой жить научится. Эмоциональный настрой на урок.

(Обратите внимание на смайлики на парте, на какие знаки препинания они похожи).

Проверка домашнего задания (взаимопроверка). Вам необходимо было написать сочинение-миниатюру «Кто такой настоящий писатель? Оценивание. Зачитываем 2-3 ответа.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

-А кто знает, какую знаменательную дату празднует сегодня весь мир?

— Я могу вам подсказать.

(День писателя). Просмотр видеопрезентации «Писатели-юбиляры». (2-3 минуты).

-Что создает писатель? (Книги, произведения, стихотворения). А нас с вами можно назвать писателями? Когда мы становимся писателями? ( При подготовке к ГИА в формате ОГЭ задание 9.3, когда пишем сочинение-рассуждение 3 часть).

— Какой же неизгладимый след оставили писатели своим наследникам? Конечно же – это книги.

-Какую ассоциацию вызывает у нас слово писатель? — Книга.

Давайте и мы сегодня попробуем себя в творческой деятельности. Я приглашаю вас в творческую мастерскую и предлагаю создать свою книгу, которая поможет вам добиться успеха во время проведения ОГЭ по русскому языку. Вы будете сегодня не только писателями, творцами, но и критиками, экспертами, корректорами.

— Давайте вместе придумаем название для нашей книги. (Знаний…). Я предлагаю вам вместе со мной сегодня на уроке написать книгу знаний, а начнем мы с формулировки темы урока. Именно тема урока и станет названием первой главы.

-Вы, наверное, догадались, о чем у нас сегодня на уроке будет идти речь?

Подготовка к сочинению — рассуждению в формате ОГЭ (задание 9.3.) .

Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Прежде чем написать первую страницу нашей книги знаний, предлагаю выполнить следующее задание. Давайте составим проспект (план) на пути к сокровищнице знаний. И определим цели и задачи нашего урока. (Вспоминаем шпаргалку, которая была на доске).

1.Вспомнить требования к написанию сочинения-рассуждения в формате ОГЭ;

2.Повторить структуру, план сочинения-рассуждения, критерии оценивания;

3.Работать над лексическим значением слов и понятий;

4.Строить рассуждения, исследовать лингвистические объекты

5.Анализировать проделанную работу.

3.Актуализация опорных знаний.

Работа с эпиграфом. Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и

изумительно радостный труд.

Н. Островский

Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Н. Островского.

  • Для того чтобы создать вторую страницу нашей книги знаний, нужно отправиться в лингвистический лабиринт.

Лингвистический лабиринт. Найдите соответствие.

1) рассуждение

2) декламация

3) аргумент

4) тема (тезис)

5) беллетристика

6)вступление

7)заключение

8)доказательство

а) доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, описания, примеры, аналогии и т. п.);

в) словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли;

г) повествовательная художественная литература;

(книги для лёгкого чтения, обычно малохудожественные);

д) умение читать выразительно произведения поэзии;

е) это мысль, которую нужно доказать;

з) факты, которые подтверждают правильность тезиса;

и) подведение итогов рассуждения;

ж) вводная часть, которая будет раскрыта в основной части.

Вывод: сочинение-рассуждение состоит из четкой структуры.

Организует работу оценочного характера.

Прием «Мой вклад в урок»

«V» – ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный.

«W» – ответил по просьбе учителя, ответ правильный.

«–» – ответил по своей инициативе, но ответ неправильный.

«+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный

Учитель создает проблемную ситуацию.

Давайте выясним сегодня на уроке и ответим на вопрос, каким образом творчество влияет на человека?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, создадим следующую страницу нашей книги знаний.

4.Обобщение и систематизация знаний

Следующая страница нашей книги посвящена толкованию значения выражения или словосочетания.

— Давайте вспомним задание 9.3.из сборника тренировочных вариантов по русскому языку 2020 года. И.П. Цыбулько вариант №2 и прочитаем первую часть задания.

(Работа над критерием 1: толкование слова. Приём «На подступах к сочинению».)

9.3. Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как книги влияют на человека», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

— Прежде чем приступить к чтению текста на ОГЭ, нужно заострить внимание на том значении слова

или выражении, которое просят объяснить.

Выполняем задание у доски. (На доске слово ДРАГОЦЕННЫЙ).

Лексическая и орфографическая разминка.

Подберите синонимы, антонимы, определяемое существительное, подчеркиваем изученные орфограммы.

1.Драгоценный — дорогой, дорогостоящий, (бес)ценный, полезный; важный, дорогого стоит, желанный, бесценный, ненаглядный, милый, многоценный, неоцененный, неоценимый, любимый, любезный сердцу, родной, любезный, дражайший, на дороге не валяется, милый сердцу, дорогой сердцу, разлюбезный, родимый (человек, вещь, доклад, вклад, друг, книга).

2. (Ничтожный, бросовый, дешёвый, неважный, ненужный, бесполезный, ординарный, противный).

3.Запишите словосочетания (укажите тип подчинительной связи).

— С какой целью, я задала вам это задание?

( Это задания демоверсии ОГЭ (5.Орфографический анализ, 8.лексический анализ,

4.синтаксический анализ).

Что такое драгоценные книги? Сформулируйте тезис к сочинению-рассуждению.

(это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, эмоции, переносят в другой мир, закладывают основы нравственности, расширяют кругозор, развивают чувство прекрасного, помогают разобраться в себе.)

Физминутка ( 2 минуты)

— Четвертая страница нашей книги знаний посвящена исследовательской деятельности. Вам предстоит исследовать фрагмент текста М. Горького.

Погружаемся в мир литературы.

5.Применение знаний и умений в новой ситуации

— А на этой странице нашей книги, мы сами попробуем стать писателями и творцами.

Работа в группах «Дорожка к пониманию фрагмента текста М. Горького

Внимательно прочитайте текст М. Горького

(1)Я стал усердно искать книги, находил их и почти каждый вечер читал. (2)Это были хорошие вечера; в мастерской тихо, как ночью, над столами висят стеклянные шары – белые, холодные звёзды, их лучи освещают лохматые и лысые головы, приникшие к столам; я вижу спокойные, задумчивые лица, иногда раздаётся возглас похвалы автору книги или герою. (З)Люди внимательны и кротки, не похожи на себя; я очень люблю их в эти часы, и они тоже относятся ко мне хорошо, я чувствовал себя на месте.

– (4)С книгами у нас стало как весной, когда зимние рамы выставят и первый раз окна на волю откроют, – сказал однажды Ситанов.
(5) Трудно было доставать книги, но я всё-таки как-то ухитрялся и доставал их, выпрашивая всюду, как милостыню. (6)Однажды брандмейстер дал мне том Лермонтова, и вот я почувствовал силу поэзии, её могучее влияние на людей.
(7)Помню, уже с первых строк «Демона» Ситанов заглянул в книгу, потом – в лицо мне, положил кисть на стол и, сунув длинные руки в колени, закачался, улыбаясь. (8)Под ним заскрипел стул.

– (9)Тише, братцы, – сказал Ларионыч и, тоже бросив работу, подошёл к столу Ситанова, за которым я читал. (10)Поэма волновала меня мучительно и сладко, у меня срывался голос, я плохо видел строки стихов, слёзы навёртывались на глаза.

(11)И ещё более волновало глухое, осторожное движение в мастерской, вся она тяжело ворочалась, и точно магнит тянул людей ко мне. (12)Когда я закончил первую часть, почти все стояли вокруг стола, тесно прислонившись друг к другу, обнявшись, хмурясь и улыбаясь.
(13)Читай, читай, сказал Жихарев, наклоняя мою голову над книгой.

(14)Я закончил читать, он взял книгу, посмотрел на титул и, сунув под мышку себе, объявил:
– Это надо ещё раз прочитать! (15)3автра опять прочитаешь. (16)Книгу я спрячу.

(17)Отошёл, запер Лермонтова в ящик своего стола и принялся за работу.

(18)В мастерской было тихо, люди осторожно расходились к своим столам.

(19)Ситанов и Жихарев вышли на двор, и я пошёл с ними. (20)Там, глядя на звёзды, Ситанов сказал:
Кочующие караваны.
В пространстве брошенных светил… – этого не выдумаешь!
– (21)Я никаких слов не помню, – заметил Жихарев, вздрагивая на остром холоде. – (22)Ничего не помню, а его – вижу! (23)Удивительно это – человек заставил чёрта пожалеть? (24)Ведь жалко его, а?

– (25)Жалко, – согласился Ситанов.

– (26)Вот что значит – человек! – памятно воскликнул Жихарев.

(По М. Горькому*)

* Максим Горький (1868-1936) – выдающийся русский советский писатель и драматург.

  • Задание для 1 группы

— Как этот фрагмент связан со словом «книга»?. Сформулируйте вступление к сочинению.

— Попробуйте дать название этому фрагменту текста, чтобы в нём отразилась тема и идея текста

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

  • Задание для 2 группы

Аргументы + примеры.

1-й аргумент — из прочитанного текста (цитата или №4 предложения). В предложении № 6 говорится о могучем влиянии книги на человека.

  • Задание для 3 группы

2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из Вашей жизни, сведения из СМИ, литературы и т.п.).

— В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из художественной литературы.

— Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Абзацное членение. — Сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части).

Давайте оценим свою деятельность. (В листах оценивания).

В колонку взамооценивания поставьте оценки друг другу в своих группах.

Защита мини-проектов.

  • А эта страница книги знаний состоит из облака ваших мыслей. Составляем кластер.
  • Как влияют книги на человека? Добавьте примеры из литературы, высказывания выдающихся людей, чтобы этот материал можно было использовать при написании сочинения.

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.docx.. 56,2 КБ

Опубликовано: 02.04.2021

Программа элективного курса по русскому языку

«Теория и практика написания сочинения и изложения»

9 класс

Составитель программы: Потапова С. Л.,

учитель русского языка и литературы

Макаров

2021-2022 учебный год

I. Результаты освоения элективного курса

1.Подготовка к сжатому изложению

1.Точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

2. Адекватно воспринимать авторский замысел;

3. Вычленять главное в информации;

4. Членить текст на смысловые части, т. е. определять не только его главную тему, но и микротемы;

5. Сокращать текст разными способами: исключение, упрощение, обобщение.

6. Правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

7. Находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

8. Писать изложение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части ИК1-ИК2-ИК3

2. Подготовка к сочинению-рассуждению

1.Создавать собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи.

2. Извлекать из прочитанного текста соответствующей информации для аргументации своих утверждений.

3.Выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста.

4.Приводить примеры из других источников или из собственной жизни.

5. Писать сочинение по исходному тексту в соответствии с критериями оценивания части С.

3.Подготовка по заданиям исходного текста

1.Работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания   и вникать в её смысл.

2. Анализировать предложения: пунктуационный и синтаксический анализ предложения и словосочетания.

3. Применять на практике орфографические правила написания различных частей речи.

4. Понимать содержание текста и выбирать верные утверждения.

5.Находить средства выразительности и проводить лексический анализ слов.

II. Содержание элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Содержание элективного курса

Форма организации

Вид деятельности

Раздел 1. Введение

1.Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

Лекция учителя

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ

Презентация, записи в тетради печатными буквами

Работа с бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ

Раздел 2. Часть 1

3.Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Работа с текстом, границы микротем исходного текста.

4.Структурные особенности сжатого изложения

Слушание текста в формате «диск», отбор ключевых слов

Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения.

5.Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение

Презентация, беседа, отбор материала, слушание текста

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста.

6.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Презентация, беседа, отбор материала

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста ( приём исключения)

7.Основные приёмы компрессии исходного текста-описания.

Слушание текста-описания, отбор материала

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста-описания.

8.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Запись лекции учителя, составление таблицы, подбор примеров.

Работа с текстом. Знакомство с основными приёмами компрессии исходного текста (приём обобщения)

9.Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщения

Практическое занятие.

Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста (приём обобщения) Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Раздел 3. Часть 2

10.Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

11.Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

Презентация, беседа, отбор материала

Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Отработка заключения в сочинении.

12.Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения по тексту. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

13-14. Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Способы цитирования.

Презентация, отработка цитирования по тексту.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по тексту. Повторение способов цитирования.

15. Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическое занятие.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

16.Задание 9.3. Структура сочинения. Критерии оценки задания.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения на определённое понятие-слова. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

17. Тезис сочинения-рассуждения. Разные способы толкования значения слова.

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради

Знакомство с разными способами толкования значения слова.

18.Аргументы в сочинении-рассуждении.

Подбор текстов авторов на различные понятия слов.

Подбор аргументов в сочинении-рассуждении по определённому понятию слова.

19.Заключение в сочинении-рассуждении.

Практическое занятие.

Написание сочинения-рассуждения по тексту.

Раздел 4. Часть 3

20-21. Синтаксический анализ текста предложения

Лекция учителя, беседа, тезисные записи в тетради. Коллективное и самостоятельное выполнение задания 2

Повторение видов сложных предложений, простых односоставных предложений, видов сказуемых, нахождение грамматических основ предложений.

22-23. Пунктуационный анализ предложения

Презентация, составление алгоритма по пунктуационным правилам.

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 3.

Повторение пунктуационных правил.

Отработка задания

24. Синтаксический анализ словосочетания.

Презентация, составление алгоритма замены одного способа связи на другой в словосочетании

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 4.

Повторение способов связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Отработка замены одного способа на другой.

25-27. Орфографический анализ.

Лекция, составление алгоритмов на правописание различных частей речи

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 5.

Повторение орфографических правил.

Отработка задания на орфографический анализ.

28. Анализ содержания текста.

Обсуждение текста, диалог; 

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 6.

Работа с текстом. Чтение текста. Нахождение верных утверждений.

29-30. Анализ средства выразительности.

Тезисные записи в тетради по средствам выразительности

Анализ, выбор, выразительных средств речи

Работа с текстом. Чтение текста. Нахождение средств выразительности речи.

31-32. Лексический анализ.

Презентация, беседа.

Коллективное и самостоятельное выполнение задания 8.

Работа с тестом. Чтение текста. Нахождение синонимов, фразеологизмов, слов с конкретным лексическим значением.

32-34. Комплексный анализ текста.

Практические занятия

( 2-8 задания)

Работа с текстом.

III. Тематическое планирование элективного курса в 9 классе

по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Название раздела

Кол-во

часов

1

Раздел 1. Введение

2

2

Раздел 2. Часть 1

7

3

Раздел 3. Часть 2

10

4

Раздел 4. Часть 3

15

IV. Календарно-тематическое планирование элективного курса в 9 классе

по русскому языку «Теория и практика написания сочинения и изложения»

Раздел 1. Введение

Кол-во

час

дата

1

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий

1

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ

1

Раздел 2. Часть 1

3

Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Структурные особенности сжатого изложения.

1

4

Структурные особенности сжатого изложения.

1

5

Основные приёмы компрессии исходного текста. Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение

1

6

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

1

7

Основные приёмы компрессии исходного текста-описания.

1

8

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

1

9

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщения

1

Раздел 3. Часть 2

10

Задание 9.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценки задания.

1

11

Тезис сочинения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Заключение в сочинении на лингвистическую тему.

1

12

Задание 9.2. Структура сочинения-рассуждения по тексту. Критерии оценки задания.

1

13-14

Тезис сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении-рассуждении. Способы цитирования.

2

15

Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

16

Задание 9.3. Структура сочинения. Критерии оценки задания.

1

17

Тезис сочинения-рассуждения. Разные способы толкования значения слова.

1

18

Аргументы в сочинении-рассуждении.

1

19

Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие.

1

Раздел 4. Часть 3

20

21

Синтаксический анализ текста предложения

2

22

23

Пунктуационный анализ предложения

2

24

Синтаксический анализ словосочетания.

1

25-27

Орфографический анализ.

3

28

Анализ содержания текста.

1

29

30

Анализ средства выразительности.

2

31

32

Лексический анализ.

2

33

34

Комплексный анализ текста

2

На чтение 6 мин. Опубликовано

Что такое сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение состоит из ваших мыслей, гипотез, высказываний, которых затем следует доказать. Последний этап написания сочинения-рассуждения – обобщение.

В ЕГЭ будет дан текст, в котором изначально необходимо выделить проблему, а затем подтвердить ее примерами из литературы, истории, кино, жизни. После аргументации обязательно пишется заключение.

В ОГЭ также дается текст. После него, на выбор будут предложены три темы, касающиеся данного текста. Каждая тема отличается требованиями к ученику: в одной проверяются знания грамматики, в другой – знания терминов, означающих какие-либо чувства, моральные качества, оценка духовности ученика и т.д.

765688.jpg

Схема написания сочинения-рассуждения по русскому языку.

Алгоритм написания сочинения

  1. Перед написанием сочинения убедитесь, что хорошо знаете материал и можете развернуто раскрыть предложенную тему с помощью литературных произведений.
  2. Если вы определились с темой сочинения, то можете приступать к написанию плана. Он может быть простым или сложным. Главное, чтобы каждый пункт выражал доказательство вашей точки зрения или раскрывал основную тему сочинения.
  3. При необходимости после плана можно написать тезисы или ключевые моменты той или иной книги, которые ещё шире раскроют выбранную тему.
  4. Лучше всего сначала написать сочинение на черновик. Там вы можете спокойно исправить ошибки или недочёты и внести необходимые правки в материал.
  5. После написания чернового варианта сочинения перечитайте его и убедитесь, что полностью раскрыли тему, учли все пункты плана и подобрали верные/точные литературные примеры.
  6. Затем можете переписывать сочинения на чистовик. Но не забудьте, что материал нужно перепроверить, дабы избежать ошибок и неточностей!

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.

  1. Эпиграф. Это не обязательно, но может добавить баллов. Нужно подобрать точную цитату из произведения, чтобы она была логически связана с содержанием работы. Если не уверены в точности формулировки или в ее смысловой нагрузке, не пишите эпиграф (он оформляется без кавычек, Ф. И. О. писателя без скобок. Если цитируете стихи, оформляйте их в столбик также без кавычек).
  2. Вступление ‑ в самом начале сочинения можно рассказать об истории создания книги, соответствующей культурной эпохе или об авторе. Также необходимо логически подвести мысль к рассуждению на выбранную тему, сформулировать вопрос, от которого вы будете отталкиваться в последующих частях. Важно указать, какая именно проблема есть в тексте, и над чем именно задумывается сам автор. Самыми популярными «вступлениями» можно назвать риторический вопрос (Что же хотел сказать Булгаков между строк?) или цитату из опорного произведения (книги, которую вы используете в качестве источника аргументов). Однако второй вариант сложнее, ведь цитату легко переврать, да и у жюри могут возникнуть сомнения в вашей честности (А не списал ли он часом?).
  3. Основная часть. В этом разделе текста вы указываете, какое место проблема занимает в самом тексте, её значение в современном обществе. Для солидности можете указать мнение писателя насчет той или иной проблемы. Самое главное ‑ это точная передача его мысли. Собственное мнение тоже необходимо, хотя бы на уровне согласия или несогласия с точкой зрения автора. Но помните, что отрицать ее нужно, опираясь на что-то, и критика авторской позиции значительно сложнее. Хотя бы потому, что писатели в таких текстах транслируют базовые истины, которые принято разделять хотя бы на словах. Бывает, что умный ученик получает меньше баллов, чем посредственный, только потому, что он отстаивал свои убеждения, запутал проверяющего волной эмоциональных выпадов против автора и настроил учителя против себя. Но основа этого раздела — это, разумеется, литературные аргументы. В пример вы приводите только те произведения, в которых есть похожая проблема. При необходимости можно кратко пересказать содержание, но самое важное — логически обосновать, как ваш аргумент связан с темой сочинения.
  4. Заключение ‑ обобщение всего вышесказанного. Это то же вступление, но там вы задавали вопрос, теперь самое время дать ответ. Вы должны подытожить ваши рассуждения, излагая те же мысли, что и вначале, но другими словами.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Виды эссе по английскому языку

Также существуют три типа эссе в английском языке, каждый из которых имеет свои нюансы и правила, о которых вы сейчас узнаете:

  1. Эссе за и против. (For and against essay) В таких сочинениях нужно привести аргументы «за» или «против» какого-либо явления. При этом особенностью и сложностью такого эссе является то, что нужно придерживаться нейтралитета и смотреть на какой-либо явление с двух сторон. Однако, выразить своё мнение по отношению к теме вы можете в заключении.
  2. Эссе-мнение. (Opin­ion essay) В этом сочинение необходимо выразить своё мнение касательно какой-либо темы. Однако, рассматривать тему нужно с разных сторон и под разными углами, при этом нужно объяснить почему вы не согласны с взглядом с другой стороны, а придерживаетесь своего мнения. В заключении важно окончательно сформулировать свою точку зрения.
  3. Эссе предложение решение проблемы. (Sug­gest­ing solu­tion to prob­lem essay) В этом случае необходимо рассмотреть какую-либо проблему и предложить пути её решения. В введении обычно указываю саму проблему и её причины или последствия. В основной части уже нужно предлагать решения и аргументировать их эффективность. В заключении подвести итоги.

Структура эссе по английскому языку

Как в русском языке, так и в английском языке сочинение состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Однако, каждая из частей имеет свои нюансы и правила.

  • Введение (Intro­duc­tion):

В введении задачей автора эссе является рассказать читателю, о чем это сочинение. Сделать это можно перефразировав название сочинения или тезис (если таковой имеется), или задавая риторические вопросы. Чаще используется первый вариант. Обычно введение состоит из 3–5 предложений.

  • Основная часть (The Main Body):

В основной части главной задачей автора является представить свои идеи и аргументы в пользу или против тезиса. Обязательным в основной части является использование примеров: из литературы, из новостей или из личного опыта. Основная часть эссе занимает его большую часть, так как в нем рассказывается все и обо всем.

  • Заключение (Con­clu­sion):

В заключении автор сочинения должен сделать выводы и подвести итог или высказать своё мнение. Сделать это можно также перефразировав тезис (но это должно также отличаться от введения), суммировав аргументы или призвав читателя к действию. Объем заключения должен быть примерно таким же, как и объем введения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса по выбору «Приемы работы с текстом»

предмет

для 8 класса

класс (параллель)

Щербаковой Виктории Николаевны

(ФИО учителя)

г. Сургут

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка 3

Содержание учебной программы 4

Тематическое планирование 4

Планируемые результаты освоения предметного содержания учебного курса 5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета 6

Приложение 1. Календарно-тематический план 7

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебным объемом 16 часов курса по выбору «Приемы работы с текстом» для обучающихся 8 класса составлена на основе материалов лекций учебно-методического пособия Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

В данном пособии очень подробно и четко описаны задания и упражнения на отработку умений сжатия текстов, рассмотрены комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей, на обобщение частной информации и исключение второстепенной информации, предусмотрена подготовка к сочинению на морально- этическую и лингвистическую темы, кроме того, включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковых явлений. Наряду с этим, описана работа по повторению орфографии, синтаксиса, пунктуации и лексики.

 Цель курса: обеспечение подготовки обучающихся к успешному написанию изложения и сочинения в формате ОГЭ.

Задачи курса:

Научить учащихся следующим умениям и навыкам

  1. определять проблему текстов и формулировать её разными способами;

  2. грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

  3. владеть формами обработки информации исходного текста;

  4. выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста;

  5. писать сочинение по исходному тексту;

  6. редактировать свое сочинение и изложение.

 Реализация предметного содержания программы осуществляется в процессе урочной деятельности на основе личностно-ориентированного подхода посредством следующих технологий: технологии традиционного обучения; технологии реализации межпредметных связей в учебном процессе; технологии дифференцированного обучения; технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей учащихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей; информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии; с применением следующих методов и приемов работы: лекции учителя с различными видами заданий; составление обобщающих таблиц и опорных схем; самостоятельная работа обучающихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы); самостоятельный отбор материала; виды работ, связанные с анализом и переработкой текста, составление учащимися авторского текста. Основной формой обучения по данной программе является коллективная.

Основными формами контроля за освоением предметного содержания данной программы являются: устный опрос, развернутый ответ учащегося на лингвистическую тему; изложение, сочинение.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование раздела

Содержание раздела

Приёмы написания изложения

Приёмы сжатия исходного текста: грамматические, логические, синтаксические. Микротемы текста. Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Приёмы написания сочинения

Смысловая цельность сочинения-рассуждения. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения. Композиционная стройность сочинения-рассуждения. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении. Смысловая цельность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Композиционная стройность сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Композиция сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. Примеры-аргументы сочинения-рассуждения на морально-этическую тему

Комплексный анализ текста

Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Выразительные средства. Выбор и организация языковых средств в соот­ветствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Выразительные средства лексики и фразеологии. Выразительные средства грамматики. Разграничение понятий «тропы, фигуры речи, приемы» Анализ средств выразительности. Стили речи

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Основные разделы программы

Количество часов

Из них

теория

практика

Приёмы написания изложения

5

4

1

Приёмы написания сочинения

9

2

6

Комплексный анализ текста

2

3

Итого

16

6

10

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В результате изучения курса обучающиеся 8 класса должны знать:

  • приемы сжатия текста.

  • микротема текста, абзацное строение текста.

  • понятия «сжато изложить текст»; ключевые слова, основная мысль.

  • метафора, олицетворение, сравнение, литота.

  • анафора, параллелизм, антитеза, риторический вопрос, риторическое восклицание.

  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания вступления.

  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания основной части сочинения-рассуждения, приемы введения аргументов.

  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения, приемы написания заключительной части сочинения-рассуждения.

  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

  • особенности сочинения-рассуждения, структура сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Уметь:

  • владеть приемами обработки информации исходного текста.

  • определять микротемы текста, делить соответственно микротомам текст на абзацы
    применять полученные знания на практике.

  • сжимать авторский текст.

  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля.

  • применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

  • применять полученные знания при написании сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

  • распознавать выразительные средства грамматики, лексики и фразеологии в тексте.

  • изла­гать пра­вильно и по­следова­тельно мысли в соот­ветствии с те­мой в сжатой форме.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

для учащихся

  1. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г. Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015

  2. Русский язык: 8 класс: Контрольно-измерительные материалы/ М.Ю. Никулина. – М.: «Экзамен», 2014.

  3. Русский язык: 9 класс: Контрольно-измерительные материалы/ Сост. Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2010.

  4. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс/ А.Б.Малюшкин.- М.: Сфера, 2014.

для учителя

  1. ГИА – 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И. П. Цыбулько, Л. С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2012.

  2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1-4.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  3. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5-8.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  4. Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2015.

  5. Пахнова, Т.М. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т. М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.– 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011.

  1. Экспресс-диагностика. Русский язык. 8 класс/ Г.Н.Потапова– М.: «Экзамен», 2013.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ (http://www.gramota.ru/)

  2. Говорим и пишем правильно (http://pishu-pravilno.livejournal.com/)

  3. Портал «Культура письменной речи» (http://www.gramma.ru/)

  4. Электронная библиотека РГБ (http://elibrary.rsl.ru/)

  5. Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру (http://dic.academic.ru/)

  6. Сайт информационной поддержки ОГЭ в компьютерной форме (http://www.ege.ru/)

  7. ФИПИ – федеральный институт педагогических измерений (www.fipi.ru)

  8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.school-collection.edu.ru/

Оборудование: проекционная доска, мультимедийный проектор, персональный компьютер.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

план

факт

Тема занятия

Основное содержание

Виды деятельности

3.09

Сжатое изложение. Микротема. Абзацное членение

Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста

Мини-лекция, практикум: работа с текстом, создание текста

10.09

Приемы сжатия текста. Прием исключение

Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ

Мини-лекция, практикум: работа с текстом, создание текста

17.09

Приемы сжатия текста. Прием обобщение

Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ

Мини-лекция, практикум: работа с текстом, создание текста

24.09

Приемы сжатия текста. Прием упрощение

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ

Мини-лекция, практикум: работа с текстом, создание текста

1.10

Выбор приемов сжатия

Выбор приемов сжатия

Практикум: изложение, создание текста, оценивание

8.10

Сочинение на лингвистическую тему как вид работы

Структура сочинения на лингвистическую тему

Практикум: элементы сочинения, анализ текстов

15.10

Композиция сочинения на лингвистическую тему. Тезис

Учимся формулировать тезис

Практикум: элементы сочинения, анализ текстов

22.10

Композиция сочинения на лингвистическую тему. Аргументы

Учимся аргументировать.

Мини-лекция, практикум: элементы сочинения, анализ текстов

29.10

Вывод в сочинении на лингвистическую тему

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему

Практикум: элементы сочинения, анализ текстов

12.11

Сочинение-рассуждение по исходному тексту как вид работы

Мини-лекция, практикум: элементы сочинения, анализ текстов

19.11

Композиция сочинения-рассуждения. Тезис

Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.

Самостоятельная работа

26.11

Композиция сочинения-рассуждения. Аргументы

Учимся аргументировать

Практикум: элементы сочинения, анализ текстов

3.12

Вывод в сочинении-рассуждении по исходному тексту

Учимся писать вывод сочинения-рассуждения.

Самостоятельная работа

10.12

Комплексный анализ текста. Лексика и фразеология.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.Фразеологизмы. Лексическое значение слова

Практикум: работа с тестом, заполнение бланков

17.12

Комплексный анализ текста. Знаки препинания в простом осложнённом и сложных предложениях. Сжатое изложение

Знаки препинания в простом осложненном предложении.
Знаки препинания сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.

Практикум: работа с тестом, заполнение бланков

24.12

Комплексный анализ текста. Выразительно-изобразительные языковые средства. Сочинение — рассуждение

Выразительно-изобразительные языковые средства

Практикум: работа с тестом

  • План написания сочинения в 5 классе по русскому языку
  • План написания сочинения декабрьского пример
  • План написания сочинения по истории
  • План написания сочинения 5 класс по русскому языку
  • План написания сказки 2 класс