План написания сочинения по литературе огэ

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. писать обо всем и ни о чем

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

план итогового сочинения 2021-2022

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1 

  • Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
  • Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
  • Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
  • Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

  1. Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски. 
  2. Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
  3. Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.

Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

  1. Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду. 
  3. Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

  1. Аргумент = отдельный абзац;
  2. Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
  3. Один тезис = один аргумент. 

Структура аргумента проста и лаконична:

  • Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
  • Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. 
  • Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

  • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
  • Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Заключение: формулировка вывода.

Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!

В чем особенность сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ и чем оно отличается от итогового сочинения? Какие изменения внесены в формулировки заданий и критерии оценивания письменной работы? Рассказывает кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Московского центра качества образования Светлана Меньшенина.

Два вида сочинения на ЕГЭ

При прохождении итоговой аттестации по русскому языку участники пишут сочинение по прочитанному тексту (задание 27). Условием допуска учащихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку является успешное написание ими итогового сочинения. Что объединяет эти письменные работы?

Оба сочинения — это способ проверки умения создавать связный письменный текст, раскрывать заданную тему, рассуждать по предложенной проблеме, доказательно предъявлять свою позицию по отношению к предмету речи, связно и последовательно оформлять свои мысли в соответствии с речевыми и грамматическими нормами современного русского литературного языка.

Отличия итогового сочинения от сочинения по русскому языку

Особенностью итогового сочинения является литературоцентричность, что предполагает обязательное обращение к литературному произведению, построение аргументации с опорой на материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критериям:

  • Соответствие теме
  • Аргументация
  • Привлечение литературного материала

    и минимум по одному из трех оставшихся критериев:

  • Композиция и логика рассуждения
  • Качество письменной речи
  • Грамотность

Написание сочинения в рамках сдачи ЕГЭ по русскому языку имеет свои особенности. Участник работает с исходным публицистическим или художественным текстом и строит свои рассуждения с опорой на авторский текст. Это предполагает определение и формулировку проблемы, поставленной автором исходного текста, написание комментария к сформулированной проблеме, выявление авторской позиции, а также выражение своего отношения к ней и обоснование собственной точки зрения.

Важно не допускать смешения понятий «тема» и «проблема». Тема — это то, о чем текст: «Автор раскрывает тему памяти», «Автор пишет о чести», «В этом тексте рассказывается о героизме». Проблема — это вопрос, над которым размышляет автор; он спорный, общественно значимый.

Проблему лучше всего формулировать в виде вопроса: «Можно ли человеку прожить без любви?», «Какую роль играет музыка в жизни человека?», «Что является подлинной красотой человека?» Обращаясь к авторскому тексту, нужно выделять ключевые слова, опорные фразы, которые раскрывают смысл авторских рассуждений. Прежде чем отражать позицию автора, необходимо написать комментарий к сформулированной проблеме.

Роль комментария в сочинении

Комментарий — это толкование текста, его анализ. Комментарий включает в себя два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы, и пояснение к каждому из них, указание и анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями.

Новым в 2021 году является требование не только указать логическую связь между примерами, но и проанализировать ее

Обращение к авторскому тексту может иметь форму его аналитического пересказа, а также прямого или косвенного цитирования. Пояснение примеров — это раскрытие смысла, расшифровка, интерпретация слов автора и сюжетной линии текста. Пояснить — значит рассказать, почему герои поступают так, а не иначе, выразить свое отношение к ним. Пояснение — это текст участника экзамена. В этом и состоит диалог автора и пишущего, что является одним из важных показателей понимания прочитанного текста. При комментировании нужно избегать чрезмерного цитирования исходного текста, не допускать простого пересказа, нарушения логической связи между заявленной проблемой и комментарием, фактических ошибок, связанных с пониманием текста.

Отношения между привлеченными для анализа примерами

Смысловая связь может заключаться в противопоставлении событий (фактов, героев), их сопоставлении, указании на причинно-следственные отношения между ними, переходе от общих рассуждений к конкретным примерам и др. На эту связь можно указывать как в начале комментария, так и в конце, а также в середине — между примерами-иллюстрациями.

Анализ связи (новое требование к структуре комментария) является показателем умения видеть основание для отбора текстового материала, означает раскрытие смысла этих логических отношений, ответ на вопрос, как они помогают глубже понять содержание привлеченных фрагментов авторского текста.

Одной из частых ошибок при выявлении логической связи между примерами-иллюстрациями является ее подмена общими словами: «Также автор приводит еще один пример…», «Развивая свою мысль, автор акцентирует внимание на следующем примере…», «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…»

Полный, содержательный, без фактических ошибок комментарий оценивается в 6 баллов — это весомый вклад в итоговую оценку, учитывая, что максимальный балл за сочинение равен 25. Но если участник экзамена не сформулировал или неверно сформулировал проблему исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается в 0 баллов.

Авторская позиция в тексте

Комментарий текста должен логично подводить к авторской позиции, то есть к ответу на проблемный вопрос, положению, которое доказывается или опровергается в тексте; это мнение автора, его точка зрения на поставленную проблему. Проблема и позиция автора логически связаны. Нужно формулировать авторскую позицию ясно и точно, избегая сложных синтаксических конструкций и метафорических выражений.

Кроме того, выпускник должен выразить свое отношение к позиции автора и обосновать его. В обосновании, в отличие от итогового сочинения, не обязательно опираться на художественное произведение.

Это может быть апелляция к историческим или научным фактам, к обобщенным наблюдениям или собственному жизненному опыту

Важно помнить, что работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается в 0 баллов.

Нужно следить за тем, чтобы изложение мыслей было последовательным и логичным, без нарушения абзацного деления текста. Для этого важно продумать план сочинения, логические связки между предложениями и абзацами.

Речевое оформление сочинения

Сочинение должно быть оформлено грамотно с точки зрения орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм. Особое внимание необходимо уделить речевому оформлению своего текста: следить за точностью, ясностью, чистотой словоупотребления, не допускать неоправданного повтора слов, лексической несочетаемости, речевой недостаточности или избыточности, стремиться к выразительности и лексическому разнообразию. После написания текста сочинения уделите внимание самопроверке.

Для развития письменной речи рекомендуем читать хорошую литературу, совершенствовать устную речь, расширять словарный запас, учить наизусть стихи, анализировать образцовые тексты.

Таким образом, написание сочинения по исходному тексту — работа сложная, так как требует аналитических умений, и одновременно интересная, поскольку позволяет выпускнику проявить себя как самостоятельную личность со своими взглядами, убеждениями, собственной точкой зрения на предложенную проблему.

Полезные ссылки для самоподготовки

При самоподготовке к экзаменам рекомендуем пользоваться проверенными учебными материалами и информационными ресурсами — такими, как, например, открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений. На сайте МЦКО размещены видеозаписи вебинаров по разбору заданий Единого государственного экзамена, а на «Московском образовательном» телеканале можно посмотреть видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ.

А еще можно подключаться к трансляциям «Суббот московского выпускника». Там ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире МосОбр ТВ разбирают решения заданий ЕГЭ и ОГЭ и проводят видеоконсультации по различным темам для подготовки к ГИА. У школьников есть возможность самим выбрать тему ближайшей программы. Каждую субботу на сайте МЦКО проходит голосование. А трансляции всех записей можно найти на портале МосОбр ТВ.

Самодиагностики в МЭШ помогут проверить свой уровень подготовки по каждому школьному предмету. В Библиотеке доступны работы разных уровней сложности: стартового, базового, профильного и олимпиадного.

Источник: МЕЛ

ПОДЕЛИТЬСЯ

Хороший план написания итогового сочинения 2021-2022 по литературе для допуска к ЕГЭ 2022. По темам: Что значит идти дорогой чести? Как на современного человека влияют технологические открытия нашей эпохи? Что можно считать преступлением? Какая книга помогла Вам лучше понять себя? Нужны ли перемены современному обществу?

Ссылка для скачивания плана: скачать в PDF

План написания итогового сочинения 2021 2022 по литературе ЕГЭ

Что значит идти дорогой чести?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос)

Что такое честь? Я думаю, честь — это … (определение, в чем проявляется). Дорога чести — это, как мне кажется, выбор человека, который в сложной жизненной ситуации не совершит поступок, противоречащий понятию чести. Что же значит идти дорогой чести?

Тезис 1. + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Идти дорогой чести значит не отступаться от своих принципов. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Гринев остается верен принципам, не переходит на сторону самозванца Пугачева)

Тезис 2 + пример. Идти дорогой чести значит жить по совести, не нарушать нравственные нормы. (В. Каверин «Два капитана», Саня Григорьев даже в непростых ситуациях не нарушает нравственные нормы, соблюдает принципы честности и доброты; например, он не может промолчать, когда директор школы, желая свести личные счеты с учителем географии, хочет выгнать этого учителя из школы)

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, быть честным с самим собой, не предавать свои принципы и жить по совести значит идти дорогой чести.

Как на современного человека влияют технологические открытия нашей эпохи?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос) Что такое технологии? На мой взгляд, технологии — это … (определение, примеры технологий). Как же технологические открытия нашей эпохи влияют на современного человека?

Тезис 1. + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Современные технологии значительно облегчают жизнь человека. (Билл Гейтс «Дорога в будущее», про положительные стороны научного и технического прогресса)

Тезис 2 + пример. Однако технологии бывают опасны: они могут привести к губительным последствиям: разрушить семейные отношения, привести к духовному обнищанию личности. (Р. Брэдбери «Вельд», детская комната — «всё» для Питера и Венди, она заменяет им родителей, герои забывают, что семье — это не только комфорт и подарки, но и отношения, и отдаляются друг от друга. Брэдбери написал этот рассказ в середине ХХ века, когда ещё не было современных «умных домов» и «виртуальных помощников», но для нас и наших современников его идеи звучат как предостережение).

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, достижения науки и техники облегчают жизнь современного человека, но это не всегда хорошо: порой они не только восхищают, но и пугают. И нам нужно задуматься о месте технологий в нашей жизни, чтобы сохранить человеческое отношение к людям и к миру.

Что можно считать преступлением?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос) Что такое преступление? Преступление — это … (определение). Это юридическое определение. Но не всегда преступление — это поступок, о котором упоминает закон. Что же можно считать преступлением?

Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Преступлением можно считать нарушение закона. Убийство — худшее преступление. (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», убийство Раскольниковым старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы; Эдгар По «Сердце-обличитель», рассказчик убивает соседа).

Тезис 2 + пример. Кроме того, можно выделить категорию нравственных преступлений — это нарушение норм морали. Жестокость, равнодушие, черствость, алчность, подлость — всё это можно отнести к нравственным преступлениям. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Швабрин — герой, для которого ложь и предательство — это обычное дело, он переходит на сторону самозванца Пугачева (что можно считать и реальным преступлением), клевещет на Машу Миронову, совершает ложный донос на Гринева).

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, преступлением можно считать нарушение как правовых, так и моральных норм. И в обоих случаях преступление, как мне кажется, недопустимо.

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Книга — лучший друг человека. Книга — кладезь знаний. Несомненно, книги играют огромную роль в жизни человека. Какая книга помогла мне лучше понять себя?

Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Для меня это книга Барбары Шер «Мечтать не вредно». Прочитав эту книгу, я поняла, чем хочу заниматься в жизни. (Дальше рассказываю, как именно эта книга помогла мне: в книги много информации про постановку целей, изучение себя. Есть и практические задания, которые заставляют «покопаться в себе. Например, задания «Мой идеальный день» и «Детские воспоминания»).

Тезис 2 + пример. Кроме того, сильное воздействие на меня оказала книга Катерина Ленгольд «Просто космос», в которой также представлено множество практик для лучшего понимания себя (подробнее об одном из заданий).

Тезис 3 + пример. Художественная литература тоже помогает читателю лучше понять себя. Мысленно ставя себя на место персонажа, мы задумываемся над тем, как сами поступили бы в определенной ситуации. Прочитав рассказ Львова «Быть или казаться», я задала себе вопрос, как веду себя в обществе новых людей: остаюсь собой или пытаюсь произвести впечатление. (сопоставить размышления героя рассказа о том, быть или казаться, со своими размышлениями по этой теме).

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, есть произведения, которые помогли мне лучше понять себя: это и художественная литература, и научно-популярные книги. И с каждой прочитанной книгой, как мне кажется, человек немного, но меняется, становится богаче, больше узнаёт о мире и о самом себе.

Нужны ли перемены современному обществу?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Какие перемены сейчас происходят в обществе? Мне кажется, в последние годы … (перечислить 2-3 процесса, которые сейчас происходят в мире). Нужны ли эти перемены современному обществу и почему?

Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). С одной стороны, перемены нужны обществу, потому что они — двигатель прогресса. Перемены в обществе— это результат создания чего-то нового, например, развития технологий. Мир и общество уже не могут быть такими, как буквально несколько лет назад (Билл Гейтс «Дорога в будущее», про положительные стороны научного и технического прогресса)

Тезис 2 + пример. С другой стороны, перемены должны быть такими, чтобы люди не забывали о добре и милосердии, о заботе друг о друге и взаимопонимании. Жестокость, безразличие и равнодушие — пороки общества, и важно научиться их искоренять, тогда люди будут меняться к лучшему. (Р. Брэдбери «Всё лето в один день», жестокое отношение одноклассников к Марго и пробуждение совести у ребят)

Тезис 3 + пример. Если забыть о гуманности, то перемены будут опасны, нанесут ущерб обществу и человеку. (З. Гиппиус «Черная книжка», беспощадность революции, её негативное влияние на жизнь человека; Р. Брэдбери «Улыбка»: люди отрицают прошлое, с ненавистью относятся к культурному достоянию: такие перемены опасны, человек не должен отказываться от цивилизации).

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом, перемены нужны современному обществу, но важно, чтобы улучшали нравственный облик человека.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

  • Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» итоговое сочинение 2021-2022

  • Примерные темы итогового сочинения 2021 2022 ЕГЭ по литературе

Критерии 17 задания

Писать строго по данным критериям — плохая идея. Мы советуем держать их всегда в уме, подстраивая Ваше готовое сочинение по некоторым пунктам (к примеру, лит. термины можно вводить в сочинение после его написания)*. Что касается других критериев, то без них Ваше сочинение никак не получится — потеряется целостность и логичность суждений.

*- Такой совет имеет место быть, если Вы пишете мало сочинений или только начали тренироваться. С практикой термины будут возникать в Вашем сочинении «сами собой».

Алгоритм написания 17 задания ЕГЭ

Любое сочинение, подразумевающее смысловую целостность, вернее начинать с плана. Многие пренебрегают данным пунктом, считая, что в их головах укладывается все куда лучше. Однако, смею Вас огорчить — с среднем только ~30% экзаменуемых способны написать связное, логически выстроенное сочинение без плана. И он необязательно должен быть на всю страницу или содержать десятки подпунктов — достаточно систематизировать свои идеи и изложить это на бумаге.

Если Вы достаточно практиковались в написании сочинений и способны упорядочить свои идеи без плана — пропустите этот пункт.

План

Римскими цифрами обозначены обязательные части плана, цифрами авторские, т.е побочные, исходя из предложенной темы.

I. Вступление

  1. ….
  2. ….

II. Аргументация

  1. … ….
  • II. Аргументация

    1. … …
    2. … …

    III. Заключение

    Пример:

    17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения)

    I. Вступление

    1. Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис)
    2. Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это?
    3. Если они вновь обретают смысл, что получают?
    4. Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу.
    5. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

    II. Аргументация

    1. Андрей Болконский из романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир»
    2. Смысл жизни Андрея до Аустерлица
    3. Что произошло с внутренним миром Андрея после Аустерлицкого сражения (обесценивание прежнего идеала жизни, начало поисков нового)
    4. Дальнейшие поиски гармонии (встреча с Пьером, Наташа Ростова, еще одно свидание с Безуховым) (развитие тезиса)
    5. Смерть Болконского — удалось ли найти ему смысл? Каков он? Получил ли он покой, гармонию?

    II. Аргументация (у нас нет второй аргументации, поскольку в задании указано «на примере одного произведения».

    III. Заключение

    1. Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису)

    Как Вы можете заметить, план не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

    Клише для написания сочинения ОГЭ — 2021 (9.2 и 9.3)

    Структура сочинения-рассуждения 9.3. ОГЭ по русскому языку:

    1. Тезис. 2. Аргумент 1 + пример + комментарий. 3. Аргумент 2 + пример + комментарий. 4. Заключение (по тезису).

    Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку

    Часть (абзац)

    Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

    1. Тезис

    На мой взгляд, человечность — это…(или) По моему мнению, человечность — это… (или) Мне кажется, что человечность — это… (или) Я думаю, что человечность — это… (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…

    2. Аргумент 1

    Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)

    В тексте Б.Васильев поднимает проблему…

    В предложении № … автор говорит о том, что… (или)

    3. Аргумент 2

    Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или) В жизни мы часто наблюдаем… (или) Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…

    4. Заключение

    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или) Таким образом, можно заключить, что… (или) В заключение я хочу сказать, что…

    Данные клише призваны лишь помочь Вам в формулировании мыслей, использовать именно эти фразы вовсе не обязательно. Сочинение по заданию 9.3. может выглядеть и более творчески, обязательным условием является соблюдение структуры сочинения:

    Человечность – это нравственное качество, которое предполагает уважение и сочувствие к людям, доброжелательность и терпимость. В современном мире и так достаточно зла, людям нужно быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу.

    Нельзя назвать человечным поведение двух девочек и мальчика из текста Б. Васильева. Они совершили кражу, воспользовавшись слепотой старой женщины. Письма с фронта были самым дорогим для Анны Федотовны. Бесчеловечный поступок ребят привёл к тому, что душа её «ослепла и оглохла».

    Ученики нашей школы оказывают посильную помощь ветеранам Великой Отечественной войны и вдовам ветеранов. Я думаю, это нужно не только им, но и нам. Помогая другим, человек проявляет свои лучшие качества, человечность – одно из них.

    Добрые чувства должны формироваться с детства, усваиваться одновременно с познанием первых и важных истин. Без человечности невозможна душевная красота человека. (125 слов)

    Как найти аргументы в тексте?

    Самым трудным является поиск аргументов в тексте. Если Вы не очень хорошо разбираетесь в средствах художественной выразительности, то перед экзаменом их, конечно, лучше повторить. В задании 15.3. использовать их в качестве аргумента не обязательно, но умелое использование выразительных средств обязательно будет оценено проверяющим. На самом экзамене большим подспорьем Вам станет, как ни странно, сама экзаменационная работа. Аргумент № 1 Вы берете из прочитанного текста. Задумайтесь о проблеме, поднятой в тексте, о том, как разрешается данная проблема в тексте. Аргумент № 2 Вам подскажет собственный жизненный опыт. Задумайтесь о том, актуальна ли данная проблема в настоящее время? Как проявляется проблема в наши дни? И напишите об этом

    Структура сочинения (задание 9.2)

    1. Вступление. Рассуждение о смысле высказывания
    2. Первый пример и его роль в тексте
    3. Второй пример и его роль в тексте
    4. Вывод

    Вступление

    Действительно…

    Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

    Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

    Основная часть

    Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…

    Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. .

    Пример можно найти в предложении № …

    Рассмотрим предложение… В нѐм использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как…

    Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…

    Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

    Заключение

    Таким образом, итак, в заключение, как видим…

    Итак, можно увидеть, что…

    Нам удалось доказать, что…

    В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…

    Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

    Основная часть

    Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

    Отбор материала

    Что входит в этот отбор?

    • заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! );
    • заранее подготовленные цитаты из произведений;
    • знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений);
    • подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям;
    • биография писателей и их этапы творчества.

    Все, что Вы в конечном итоге подготовите, нужно будет выучить наизусть. На экзамене нельзя пользоваться печатными источниками и художественной литературой- в Вашем распоряжении будут только бланки, вариант и гелиевая ручка.

    Изложение

    Изложение Ваших мыслей всегда должно быть связано с главной темой сочинения, иначе логика Вашего рассуждения потеряется. Именно поэтому в самом начале нашей статьи мы указали на план — он не даст Вам потеряться в собственных мыслях.

    При написании основной части сочинения ЕГЭ по литературе есть определенная схема:

    • Введение
    • Доказательство
    • Микро-вывод

    Ваш каждый аргумент должен иметь подобную структуру для сохранения целостности и логичности.
    1.Введение

    Изложение лучше начинать с повторения тезиса и введения автора/произведения (если тема уже не обозначила Вам автора и произведение), по которому Вы будете доказывать основную мысль:

    2. Доказательство

    Далее начинайте рассуждать и анализировать по выбранному герою, произведению, эпизоду, исходя из темы сочинения:

    3.При доказательстве вашей позиции нужно использовать цитаты и комментарии критиков (здесь мы вспоминаем про пункт «отбор материала»):

    4. Микро-вывод

    После цитат, доказательств, анализа необходимо сделать подытог всего сказанного по доказательству:

    При написании основной части сочинения по такой схеме Вы также экономите своё собственное время — подобное планирование не направит Вас на неверные рассуждения.

    Полностью готовое клише для итогового сочинения

    Полная подборка разнообразных клише, которые вы смело можете использовать при написании итогового сочинения.

    Сборник клише для итогового сочинения

    ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

    1. Автор NN коснулся такой-то проблемы. Уделил внимание какой-либо проблеме.
    2. над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему
    3. Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет автор цитаты.
    4. Честь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в …
    5. Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем:
    6. Проблема сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д.

    КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ

    1. «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте».
    2. «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) …
    3. Таким образом, позиция автора заключается в том, что…

    АРГУМЕНТАЦИЯ

    1. Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно писатели всегда рассматривали
    2. Вспомним хотя бы …
    3. известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что…; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что…; Еще Петр 1 говорил, что…; Любой историк скажет вам, что…; Большинство врачей считают, что…; Как установлено японскими учеными… и т. п.
    4. Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова… Все они стремились стать лучше, добрее, чище…

    ВВОДНЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ

    1. на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении;, возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др.
    2. NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на…. Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о… и т.д.
    3. Следовательно, таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о и др

    Вам будет интересно:

    Актуальная композиция итогового сочинения

    * Олимпиады и конкурсы * Готовые контрольные работы * Работы СтатГрад * Официальные ВПР

    Поделиться:

    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

    В начале декабря 2013 года президентом страны в Послании Федеральному собранию РФ было предложено ввести в список экзаменационных испытаний для учеников выпускных классов итоговое сочинение.

    Законопроект, регламентирующий осуществление подобной процедуры был разработан самыми лучшими педагогами страны и сотрудниками Министерства образования РФ.

    Итоговое сочинение ЕГЭ
    – это промежуточная аттестация выпускников 11 классов. Сочинение не оценивается по балльной шкале. По работе выставляется либо «зачет», либо «незачет». Успешное написание работы станет условием для допуска к госэкзаменации. Исключение сделают для детей, которые имеют физические ограничения по здоровью – они будут писать изложение.

    Внедрение подобного испытания станет стимулом для развития образного мышления школьника, а также повысит уровень начитанности среди учащихся выпускных классов.

    Требования к сочинению

    Продолжительность экзаменации регламентирована законодательными актами и составляет 235 минут
    . В том случае, если школьник является лицом с ограниченными возможностями относительно здоровья, то такому учащемуся увеличиваются временные рамки выполнения задания на 90 минут
    .

    Подросткам разрешается приносить на экзаменацию с собой продукты питания, предназначенные для перекуса после завершения итогового сочинения. По правилам проведения , детей обязаны обеспечивать питанием в том случае, если он длится более 4 часов
    . Что касается итогового сочинения, то время написания работы составляет лишь 3 часа 55 минут
    , поэтому кормление во время его прохождения не обязательно.

    В том случае, если учащийся не написал сочинение успешно, ребенок вправе повторно пройти испытание. Для этого предусмотрены три попытки и дополнительный временной период. В 2018 году пересдача проходила 3 февраля и 11 мая
    .

    Объем работы берется в расчет при определении оценки. Рекомендовано использовать не меньше 350 слов
    . Если сочинение насчитывает менее 250 слов
    , включая служебные части речи, то такой текст автоматически оценивается неудовлетворительно. Максимальный объем сочинения не регламентирован. Объем итогового изложения – 250-300 слов.

    Как правило, испытание проходит в закрытой аудитории и для работы подросткам выдаются черно-белые бланки альбомного формата. Помимо этих листов, учащийся обязан принести с собой черную гелевую ручку, паспорт или другой, удостоверяющий личность, документ, если есть необходимость, то медикаменты и продукты питания.

    На экзамене разрешается пользоваться словарем орфографии, который выдается членами комиссии. Для детей, которые пишут изложение, положен толковый словарь.

    Также, запрещается делать фотоснимки бланков и тем сочинения.

    Темы сочинений

    За прошлые годы были сформулировано множество направлений в тематике сочинения. Ежегодно определялось пять направлений и по каждому готовились списки конкретных тем.

    В 2019 учебном году школьникам предложены такие темы, как:

      «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

      «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

      «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

      «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

      «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта.

    Утвержденных тем сочинения не знает никто: ни организаторы, ни учащиеся. Информация доводится до их сведения лишь за 15 минут до начала экзамена
    .

    Легкие темы

    Наиболее легкими считаются те темы, которые составлены с учетом определенного литературного произведения. Школьнику не приходится выбирать источник самостоятельно. Это обусловлено тем, что у каждого учащегося есть своя любимая книга, которую подросток хорошо знает и достаточно разбирается в проблематике произведения. Исходя из этого, ученику достаточно легко приводить аргументацию из этого произведения.

    Сложные темы

    Сложными, считаются те темы, которые требуют достаточно высокого уровня подготовки, а именно начитанности, широкого кругозора, любознательности. Только те учащиеся, которые немало читают, смогут справиться с такой тематикой.

    При разработке тематических направлений, организаторы экзамена делают упор на то, как в теме сочинения объединены особенно важные принципы: четкость и ясность, точность в определении проблематики будущей работы. Как правило, при выполнении сочинения школьники сталкиваются с таким трудностями, как неумение правильно определить проблему, отсутствие опыта в использовании ссылок на литературный источник и отсутствие аргументации проблематики работы.

    Иногда, школьники, вместо того, чтобы рассуждать относительно проблемы текста, начинают анализировать, что является типичнейшей ошибкой.

    Кто пишет итоговое сочинение?

    До итогового сочинения допускаются такие категории учащихся, как выпускники прошлых периодов, так и школьники текущего года. Причем, те учащиеся, которые сдавали экзамен в прошлые годы, должны предоставить оригиналы образовательной документации. В том случае, если участниками сочинения становятся дети с ограниченными возможностями, то они должны, предоставить, специальную справку, с подтверждением инвалидности.

    Дополнительную попытку сдачи итогового сочинения получают и те школьники, которые не попали на экзамен по уважительным причинам.

    Как стать участником?

    Чтобы принять участие в написании сочинения или изложения, школьник должен подать заявку в приемную комиссию по месту своего обучения. Заявка регистрируется не позднее, чем за две недели до экзамена по итоговому сочинению.

    Подобный документ могут подать как сам школьник, так и его родители, на основании своего паспорта. Также заявление вправе предоставить доверенные лица учащегося, при наличии у них соответствующего документа.

    Если регистрацию хотят пройти учащиеся, которые проходили испытание в прошлые годы или школьники с ограниченными возможностями, то они должны предоставить дополнительные бумаги в виде справок унифицированного образца и документа об образовании.

    В целом, процедура регистрации заявления стандартная. Ученик заполняет заявление, регистрирует его и получает регистрационный талон.

    Расписание проведения итогового сочинения

    Написание итогового сочинения пройдет 6 декабря 2018 года.
    Дополнительные даты для тех школьников, сдавших на неудовлетворительно назначены на две даты: 7 февраля и 16 мая 2019 года
    .

    Итоговое сочинение было введено в общий список экзаменов для того, чтобы школьники больше читали, а также учились выражать свои мысли и аргументировать свои доводы на бумаге. Получить «зачет» по итоговому сочинению необходимо для того, чтобы в дальнейшем школьник был допущен до сдачи ЕГЭ. Также, успешное написание работы может добавить учащемуся к итогам дополнительные 10 баллов
    .

    Сама работа достаточно сложная и многие учащиеся допускают типичные для этого задания ошибки.

    1. Наиболее распространенной ошибкой является та, что учащийся не может правильно определить проблематику выбранной темы. Также многие ученики не знакомы с правилами аргументации выбранной темы и иллюстрации, при помощи цитат из литературных произведений. Многие школьники, выбирают максимально знакомую тему и начинают просто анализировать указанное произведение, упуская рассуждение.
    2. Вовсе не обязательно ограничивать свой выбор теми произведениями, которые были изучены в 11 классе
      . Для написания подойдет любой литературный текст, с которым ребенок хорошо знаком.
    3. Еще одной типичной ошибкой считается то, что подростки начинают приводить цитаты из фантастических или детективных книг, с которыми не всегда знакомы экзаменаторы. В таком случае возрастает процент вероятности того, что сочинение не будет понято.
    4. Также при выполнении работы не стоит забывать, что текст должен соответствовать определенной структуре. Для этого, необходимо составить план работы. Стандартный план сочинения включает в себя следующие пункты:
      • Вступление.
      • Основная часть.
      • Заключение.
    5. Вступительная часть состоит из 2-3 предложений
      , которые определяют основную проблему избранной темы и задают тон всей работе. Основная часть раскрывает главную идею текста, поднимает вопросы тематики работы и аргументирует приведенные доводы. В заключении делается вывод и оценка приведенных доказательств.

    Достаточно высоко ценится использование в тексте цитат. Чем уместнее они используются, тем выше оценивается работа.

    Статистика сдачи итогового сочинения за прошлые годы

    По последним статистическим данным в основной своей массе, школьники справились с сочинением. Уровень ошибок находился на допустимом уровне: 5 ошибок на 100 слов
    . Правда очень многие преподаватели ВУЗов обратили внимание на то, что учащиеся используют в написании работы, сухой шаблонный язык штампов. Работы по большинству однотипные и не имеют в своем составе творческой составляющей. В последние годы были изменены требования к написанию итогового сочинения и работа стала требовать более творческой подготовки.

    31.12.2020
    — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько».

    10.11.2019
    — На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

    20.10.2019
    — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

    20.10.2019
    — На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

    20.10.2019
    — Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

    29.09.2019
    — За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

    22.09.2019
    — Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

    15.09.2019
    — На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению » Гордость и смирение»

    10.03.2019
    — На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

    07.01.2019
    — Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

    16.09.2017
    — Сборник рассказов И.Курамшиной «Сыновний долг», в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

    09.05.2017
    — Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

    16.04.2017
    — В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

    16.04.2017
    — На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

    25.02 2017
    — На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

    28.01.2017
    — На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,

    2019-2020 учебный год

    Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.

    Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

    1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
    2. Надежда и отчаяние
    3. Добро и зло
    4. Гордость и смирение
    5. Он и она

    • Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года

    Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

    Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год

    1. Рекомендации по организации и проведению
      итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
    2. Рекомендации по техническому обеспечению
      организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
    4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций
      , реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
    7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников
      итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
    8. Методические рекомендации для экспертов
      , участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.

    А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению)
    на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018/19 года:

    • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению
    • Методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению
    • Рекомендации по составлению программы повышения квалификации учителей по обучению написанию сочинения (изложения) для учителей русского языка и литературы

    Итоговое сочинение впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов.

    Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

    Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

    Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

    В рамках открытых тематических направлений разрабатываются конкретные темы итогового. Темы сочинений (тексты для изложений) формируются по часовым поясам.

    Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

    Время написания итогового сочинения (изложения) – 3 часа 55 минут.

    Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

    Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет». К сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

    Сочинение оценивается по двум требованиям (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

    Изложение оценивается по двум требования (объем и самостоятельность) и пяти критериям («Содержание изложения»; «Логичность изложения»; «Использование элементов стиля исходного текста»; «Качество письменной речи»; «Грамотность»).

    Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по двум требованиям, трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев).

    В 2017–2018 учебном году учащиеся 11 класса должны будут написать итоговое сочинение – своеобразный допуск к ЕГЭ. Пишется эта работа в декабре. Основных тематических направлений будет пять. О том, какие это направления, станет известно в августе – сентябре 2019 года. Поэтому выпускникам и нынешним десятиклассникам большое внимание надо уделить чтению художественной литературы, из которой будут браться аргументы как на итоговом сочинении по литературе в 11 классе в декабре 2019, так и летом 2020 года на ЕГЭ по русскому языку и литературе.

    Темы прошлых лет

    Конкретные формулировки тем итогового сочинения учащиеся узнают лишь на самом экзамене.

    Так, в 2015 году были предложены для написания такие темы:

    • Время.
    • Любовь.
    • Путь.
    • Год литературы в России.

    А в 2016 году разработчики экзамена составили темы, включающие в себя два противоположных понятия:

    • Разум и чувство.
    • Опыт и ошибки.
    • Честь и бесчестие.
    • Победа и поражение.
    • Дружба и вражда.

    Зачем понадобилось итоговое сочинение?

    Начиная с 2014 года, одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение. Возникает вопрос: зачем ввели данный вид экзамена?

    • Чтобы воспитать личность школьника.
    • Расширить границы выпускника в изучении русского языка и литературы, научить грамотно формулировать и излагать свои мысли.
    • Позволить будущему абитуриенту подать результаты декабрьского сочинения в вуз и получить добавочные баллы к остальным, полученным на ЕГЭ.

    Как грамотно написать сочинение?

    Необходимо знать порядок написания частей сочинения.
    Композиция итогового сочинения:

    • Вступление.
    • Основная часть.
    • Заключение.
    1. Вступление вводит в сочинение. Здесь можно поговорить о теме сочинения, задаться вопросом – почему выбрана именно эта тема, почему хочется писать именно об этом. Можно поговорить о проблеме, которая заложена в теме.
    2. После вступления все, о чем говорилось в первой части, нужно раскрыть во второй, основной части работы. Основная часть – это анализ проблемы или литературного произведения, если текст пишется на тему литературного произведения.

    В основной части важно сохранять грамотные переходы между абзацами. Каждый абзац состоит из пары: тезис плюс аргумент. То есть каждое высказывание, каждый факт необходимо аргументировать.

    Аргументы в свою очередь должны подтверждаться текстом литературного произведения.
    Желательно цитировать, можно приблизительно с использованием косвенной речи.

    Важно не перескакивать на пересказ текста. Нужно не пересказывать, а анализировать!

    Как можно меньше «лить воды»

    Не нужно писать шаблонными фразами, сложными оборотами. Например, не надо говорить: «это имеет большое значение». Если эта тема поднята в сочинении, то и так понятна ее важность. Или похвала писателю: «Пушкин – великий писатель». Естественно, великий. Это знают все, в том числе и экзаменаторы. Соответственно, не нужно об этом говорить.

    Третья часть – заключение
    . Это вывод, обобщение того, о чем было сказано в основной части. Если во вступлении был задан какой-либо вопрос, значит, в заключении должен быть сформулирован ответ на этот вопрос, но уже кратко.

    Самая короткая часть – это заключение.

    Самая большая – основная часть. Она должна примерно составлять 2/3 от всего сочинения.

    Как выбрать тему?

    Ученикам 11 класса предлагается 5 тем. Как выбрать нужную? Часто выпускники пугаются и думают, что ничего не знают. В этот момент необходимо собраться и посмотреть:

    • какое художественное произведение запомнилось лучше всего;
    • какую критическую литературу и о каком произведении вы знаете;
    • формулировка темы должна быть понятна;
    • сделать выбор в пользу какой-либо темы.

    Порядок работы

    Сочинение сначала пишется на черновике. Также необходимо составить план. Это главное в написании данного вида работы. В плане нужно полностью прописать вступление и заключение. Основную часть можно подробно не прописывать – важно написать тезис и доказательства, основные фразы сочинения.

    Основная часть времени, заложенная на сочинение, должна быть потрачена на черновик.

    После надо переписать набело, избегая ошибок и клише.

    Обращать внимание на то, чтобы фразы были простые. Чем проще сочинение, тем его легче читать и тем меньше ошибок будет в работе.

    По окончании работы надо несколько раз перечитать сочинение. Написал – сдал. Так не надо делать! Обязательно проверять минимум 2 раза:

    1. Первый раз полностью прочитать и задать себе вопрос: раскрыта ли заданная тема? Когда пишется сочинение, надо постоянно сверяться с темой, задавать себе вопрос: а точно ли я говорю именно об этом, даю ответы на нужные вопросы?
    2. Второй раз проверять на грамотность, пользуясь разрешенным на экзамене орфографическим словарем.

    Критерии оценивания итогового сочинения

    Итоговое сочинение должно соответствовать пяти критериям:

    Если по первому и второму критерию получено 0 баллов, то далее работа не подлежит проверке.

    Также к данному виду творческой работы предъявляются требования к объему (от 250 до 350 и более слов) и к самостоятельности написания работы.

    О времени и результатах экзамена

    На выпускное сочинение отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Проверяются работы в том же образовательном учреждении, где обучаются и пишут экзамен учащиеся 11 класса, независимыми экспертами (учителями, не ведущими предмет у выпускников текущего года).

    Узнать результаты творческого экзамена можно в своей школе по окончании проверки работ. Если ученик получил «неуд» за сочинение, то он может переписать его в феврале и в мае текущего года.

    Примеры сочинений можно найти на различных образовательных сайтах в Интернете. А общие рекомендации к написанию итогового сочинения можно посмотреть здесь:

    Идя на экзамен, надо верить в себя и помнить, что хорошо подготовленному ученику все по плечу!

    Три года назад выпускникам российских школ добавили новое испытание и новую головную боль – так называемое итоговое сочинение, по результатам которого происходит допуск к ЕГЭ. Идея итогового сочинения в том, чтобы проверить умение выпускника мыслить и анализировать, а также формулировать свои мысли, доказывая собственное мнение с опорой на литературные произведения школьной программы. В принципе, ничего особенно страшного в таком испытании нет – оценка производится по системе “зачёт” и “незачёт”, то есть фактически достаточно написать сочинение на тройку, чтобы получить доступ на ЕГЭ. ВЛияния на баллы по экзаменам результаты сочинения не оказывают никакого. С помощью сочинения отсеиваются разве что самые неспособные ученики. Итоговое сочинение 2017-2018 учебного года: направления тем, объявленные ФИПИ, даты, когда пройдет итоговое сочинение, особенности его проведения.

    Когда выпускники будут писать итоговое сочинение в новом учебном году

    Всю информацию по итоговым сочинениям объявили в День знаний 1 сентября в прямом телевизионном эфире, также она выложена на (Федерального института педагогических измерений).

    Даты проведения итогового сочинения: 6 декабря 2017 года, 7 февраля и 16 мая 2018 года
    .

    В принципе, большинство выпускников школ успешно напишут сочинение уже в декабре и смогут продолжить спокойно готовиться к ЕГЭ. Две оставшиеся даты – резервные, они рассчитаны на тех, кто по каким-то уважительным причинам не сможет присутствовать на написании сочинения в декабре либо получит незачёт и вынужден будет пересдавать это испытание.

    В каждом часовом поясе России будут предложены различные темы сочинений на основе объявленных уже сейчас направлений тем (о них ниже). Конкретные темы будут объявлены за 15 минут до начала написания сочинения
    , они будут сюрпризом как для учеников, так и для их педагогов.

    Понятно, что различные темы для различных часовых поясов предлагаются для того, чтобы никто не имел бы форы, получив информацию о темах из восточных регионов страны.

    Ученики с ограничениями по здоровью, а также те, кто обучается в определённых учебных заведениях (спецшколах, школах в местах лишения свободы и т.п.) имеют право вместо сочинения писать изложение.

    На написание сочинения даётся 3 часа 55 минут
    времени.

    Направления тем итогового сочинения 2017-2018 учебного года

    Итак, в новом учебном году выпускникам школ предложены следующие пять открытых направлений тем для сочинения:

    1. “Верность и измена”

      – эти противоположные проявления человеческой личности предложено рассмотреть с философских, этических и психологических позиций, опираясь на примеры из литературы, когда герой совершает тот или иной нравственный выбор на эту тему.
    2. “Равнодушие и отзывчивость”

      – другой контраст, который может существовать в отношении людей к происходящему вокруг них. Также опираясь на литературу, выпускники смогут рассуждать о том, как одни люди безразлично смотрят на проблемы и беды других, а другие – посвящают свою жизнь борьбе с несправедливостью.
    3. “Цели и средства”

      – в рамках этого направления можно рассмотреть соотношение целей и средств их достижения, порассуждать о том, как благие цели всего лишь служат прикрытием для низменных человеческих проявлений, а также о последствиях неправильно выбранных средств для самой цели.
    4. “Смелость и трусость”

      – вновь противоположные проявления человеческого характера, которые можно проанализировать на основе классической и современной литературы.
    5. “Человек и общество”

      – на основе литературы выпускники могут сделать рассуждение о том, как общество влияет на личность, а личность – на само общество. Человек может жить как в гармонии с обществом, так и находиться в конфликте с ним. Этому посвящено множество литературных произведений, поэтому база для хорошего сочинения у школьников будет огромной.

    Официальные комментарии к каждому из тематических направлений итоговых сочинений 2017-2018 года

  • План написания сочинения по литре
  • План написания сочинения по картине 6 класс
  • План написания сочинения рассуждения по русскому языку огэ
  • План написания сочинения по литературе по произведению
  • План написания сочинения в 5 классе по русскому языку