План написания сочинения 5 класс по русскому языку

Урок развития речи5 класссочинение-описание предмета игрушкицель: учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет игрушку; развивать внимание, наблюдательность

Урок развития речи

5 класс

Сочинение-описание предмета (игрушки)

Цель:

учить различать типы речи; вырабатывать навыки и умения описывать предмет (игрушку); развивать внимание, наблюдательность детей, устную и письменную речь учащихся; работать над обогащением словарного запаса учащихся; учить формулировать главную мысль сочинения; подготовить учащихся к художественному восприятию окружающего мира; научить выбирать нужные признаки и располагать их в определенном порядке; прививать эстетический вкус учащихся.

Оборудование:

классная доска, рисунки, тетради, черновики, игрушки(матрешка, ванька-встанька, щенок и другие, которые принесли дети).

Ход урока.

1.Слово учителя.

— Дорогие ребята! Сегодня мы будем говорить о золотой поре каждого человека – о детстве. А оно связано с игрушками. Вспомните свои игрушки. Теперь вы уже большие, учитесь в 5 классе, вот и лежат ваши игрушки на шкафу или в кладовой. Но есть и такие, которые  с вами и сейчас, они вам дороги, они ваши друзья. Вы любите их, разговариваете с ними. Они тоже заговорили, если б умели. Любимые игрушки для вас как живые, у них тоже есть душа, хотя они и не умеют говорить.

—  О ваших любимых игрушках мы и поговорим на уроке.

 2. Объявление темы и цели урока.

— В каждом человеке заложена способность к творчеству. Радость творчества мы попробуем испытать сегодня на уроке и будем делиться этой радостью друг с другом.

— На уроке мы будем описывать любимую игрушку, будем учиться строить свою речь связно и красиво, думать, оформлять свои мысли письменно. Результатом нашей деятельности станет сочинение-описание игрушки.

3. Беседа:

— Какие стили речи вы знаете? (художественный стиль речи – рисуем словами какую-то картину; для художественного стиля характерны слова-краски: эпитеты, сравнения, метафоры).

— Какие типы речи вы знаете? (описание)

— Что можно описать? (предмет, человека, животное, природу).

— Какой вопрос можно поставить к описанию? (какой?)

— Какой тип речи и стиль мы будем использовать?

— Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? (За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен).

4. Слово учителя.

— Представьте, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказы.

Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина — 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная.

— Соответствует ли это описание нашей теме? ( Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой).

5. Демонстрация мягкой игрушки – щенка.

— Не хочется про такую милую зверюшку говорить казенными словами, правда?

А если мы скажем так… (на партах образцы описания данной игрушки)

Учащиеся читают:

     Перед нами веселый маленький щенок. У него большая голова со смешными ушами-лопушками. Задорно торчит хвостик. Шерстка густая и мягкая, темно-коричневого цвета.

 Лишь мордочка, животик, подушечки лапок и верхняя часть ушек нежно желтые.

    Глаза-пуговки ласково поблескивают из-под шерстки. Любопытный носик похож на черную кнопочку.

    Щенок просто как живой!  Мне он очень нравится. А вам?

6. Минутка отдыха. Интеллектуальная разминка.

Лимоны кислые, а сахар…

Собака лает, а кошка…

Трава зеленая, а небо…

У человека две ноги, а у собаки…

Птицы живут в гнездах, а люди …

Певец поет, а строитель…

7. Индивидуальная работа. Учащиеся рассматривают свои игрушки.

Устная творческая работа. Устное описание предмета (игрушки). Учащиеся внимательно слушают, записывают понравившиеся фразы своих товарищей.

Учитель редактирует устное словесное описание игрушек. Дети записывают в черновики тезисы выступлений.

На доске записан план описания и опорные слова.

План.

1. Название игрушки.

2. Материал, из которого сделана игрушка.

3. Внешний вид игрушки.

4. Отношение к игрушке.

5. Роль игрушки в вашей жизни.

Опорные слова:

Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико,   розовые  лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый.

 Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке.

  8.  Письменная работа в черновиках.

  9.Минутка отдыха. Загадки, стихи об игрушках (Стихи Агнии Барто дети читают наизусть).

 10. Слово учителя.

— А может ли игрушка рассказать о хозяине?

— А может ли игрушка рассказать о целом народе?

— Игрушка сопутствует человеку с древнейших времен. У каждого народа —  свои любимые игрушки. Национальные русский игрушки: петрушка, матрешка, ванька-встанька.

Матрешка – русский сувенир. Но не все знают, что пришла она к нам  из Японии. «Кукла в кукле», «девочка в платочке».

— У Ваньки у Встаньки – несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать,

А Ванька не хочет — приляжет и вскочит,

Уляжется снова и встанет опять.

Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.

11. Написание откорректированных и проверенных текстов ученических сочинений в тетради.

Ситникова Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ№19» НМР РТ

«Уроки развития речи (обучение написанию сочинения в 5 классе) на уроках русского языка».

Психология рассматривает речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с другими психическими функциями – мышлением, эмоциями, памятью и т. д. Речь непосредственно связана с языком. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме. Язык является средством общения и абстрактного мышления. Для устной речи язык – это прежде всего слова и способы их формообразования. Для письменной – правила соединения слов в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, типы словосочетаний и предложений, а также пунктуация и орфография – системы, образующие правописание. Речь вместе с тем несет в себе определенный смысл, характеризующий личность того человека, который ею пользуется. 

Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Виды речевой деятельности.

Письмо. Этот вид языковой деятельности человека являет собой вспомогательную систему знаков, применяемую для фиксации говорения (звуковой речи). Вместе с тем, письмо можно назвать самостоятельной структурой. Кроме функции фиксации речи (устной), письменная система позволяет усваивать накопленные знания, расширяя сферу коммуникации. Главной целью письма является фиксация произносимого с целью его сохранения. Этот вид речевой деятельности используется в общении между теми людьми, которые разделены временем, расстоянием. Следует отметить, что роль письма значительно снизилась, в связи с появлением телефона.

Слушание (аудирование). Аудирование – процесс, предполагающий, как непосредственное, так и опосредованное (при помощи аудиозаписи, радио и прочего) взаимодействие слушающего и говорящего. В первом случае (при непосредственном контакте) у собеседников есть возможность применять не только языковые формы (вербальное общение), но и средства невербальной коммуникации (мимику, телодвижения, жесты), которые способствуют более результативному восприятию и пониманию.

Чтение. В соответствии с простыми определениями чтение характеризуется как процесс извлечения информации из печатного или рукописного текста. Эта специфическая форма языковой коммуникации людей является одним из опосредованных типов общения. При этом чтение не воспринимается в качестве одностороннего воздействия на читающего. Оно не выражается пассивным восприятием, усвоением содержания. Чтение включает в себя активное взаимодействие между реципиентом (читателем) и коммуникатором (автором текста)

Лихачев Дмитрий СергеевичСамая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит».

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.

Необходимо пробуждать у ребёнка интерес к изучению русского языка и литературы, вырабатывать любовь к слову. Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания языка и литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи учителя- языковеда.

Одной из актуальных проблем учителя русского языка и литературы является развитие речи учащихся. Ведь качество знаний учащихся по русскому языку и литературе – главное условие успешности обучения в целом, по всем предметам. Учитель обучает детей языку во имя того, чтобы научить речи, т.е. умению целесообразно и правильно пользоваться языковыми средствами для приема и передачи информации. Поэтому «необходимо погружать ученика в стихию разговорной, научной, художественной речи и, опираясь на память, на фонематический слух, учить осваивать и создавать тексты различных жанров и стилей».

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности.  Это последовательная, постоянная учебная работа.

Обучение сочинению — очень важный аспект работы по развитию связной речи. Приемам написания связного текста надо учить, делать это надо систематически. Разнообразные творческие работы способствуют развитию воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.

В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.

Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:

При работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. 

касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме. Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.

Сочинение является одной из форм проверки речевых навыков учащихся, умения точно формировать свои высказывания, ясно излагать свои мысли, вычленять главную информацию, делать собственные выводы и обобщения. Сочинение оказывается наиболее сложной и проблемной формой как для учителя, так и для ученика. Для учителя сложность состоит в подготовке к творческой работе, в объяснении темы, идеи, в отборе языковых средств для сочинения. Учителю понятно, что все предыдущие формы работы должные показать детям итог их работы. Но, на мой взгляд, это не всегда понятно ученикам. Для последних трудности заключаются еще и в неумении использовать накопленный материал, в страхе, что его мнение окажется ошибочным, неправильным, в понимании, что его текст далек от образцового. В результате — и ребенок, и учитель не довольны и собой, и друг другом. Решить эту проблему помогает работа по моделированию текста.

Моделирование в справочной литературе определяется как «метод исследования объектов и явлений при помощи их условных образов, аналогов».

Ведущими методическими принципами такого обучения сочинениям являются коммуникативность и функциональность. Под принципом коммуникативности понимается осмысление ситуации, «речевого смысла», выраженного собственно языковыми средствами. Поэтапная реализация этих принципов обеспечивает ориентировку учащихся в модели, в образцовом тексте, вычленение и осмысление внутритекстовых связей, конструирование текстов по образцам моделей, а также самостоятельное конструирование текстов с опорой на модель. Модель текста – графический способ представления смысловой информации текста, в которой отражены внутритекстовые связи его структурных компонентов. Она служит средством целостного отражения отдельного и общего, чувственного и логического, внешнего и внутреннего. Использование модели в обучении обусловлено тем, что ребенок действует с ними сначала под руководством и с помощью учителя, а затем строит самостоятельно. Существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки были выявлены самими детьми в их собственном действии, когда они сами участвовали в создании модели. Моделирование текста становится специфической формой представления знаний о внешней действительности.

Первая форма — работа с ключевыми словами будущего сочинения. Она проводится в форме «мозгового штурма». Детям называется слово, и рисуются ассоциации с этим словом, предложенные учащимися. Например, в программе 5 класса есть тема «Строение текста типа описание предмета». Авторами учебника предложено описать животное. А в программе этого же класса по ИЗО есть свободные темы. Я обращаюсь к учителю рисования, чтобы на уроке она предложила тему «Кот» или «Кошка». Учащиеся должны нарисовать «своего» кота: ассоциацию, возникшую с этим словом. Данные рисунки мы обсуждаем на уроке русского языка, выясняем, что картин много, они совершенно разные, главное, что нет ошибочного мнения, что все ученики справились с работой (создается ситуация успеха). Попутно перечисляются «индивидуальные качества» каждого кота-ассоциации. Такую работу можно провести, составляя схему на доске (используется прием ассоциаций «брошенный камень»). Все предложенные варианты оформляются в виде «звездочки ассоциаций». Ключевые слова будущего текста (в данном случае ассоциации) зрительно выявляют его структуру и становятся «маяками», освещающими для учащихся содержание текста.

Обучаясь написанию сочинения, мы с детьми моделируем текст-образец. Я вместе с классом сначала проговариваю каждое предложение будущего сочинения, потом все записываем на доске и в тетради. Я могу сказать, что бы хотела увидеть в данном абзаце текста. Ученики предлагают свои варианты. Лучшее записывается. Одновременно исправляются речевые недочеты и ошибки, устраняются повторы, подбираются синонимы, повторяются и анализируются художественные средства, объясняется, как можно создать художественные средства. Сочинение-образец получается, благодаря работе и учителя, и учащихся (педагогика сотрудничества – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов деятельности). Например, урок развития речи в 5 классе «Создание текста типа описания предмета». На урок я принесла игрушку — белую кошку. Цель урока – создать фрагмент текста типа описание предмета. В нашей работе – описание этой кошки. Работа по созданию текста включала следующие этапы.

Выбираем нужные высказывания для начала сочинения («Что за чудо…») То есть первое предложение текста готово: — Что за чудо эта кошка! б) Выбор клички. Дети предложили: Белка, Белочка, Мурка, Маркиза. Я согласилась со всеми кличками и предложила свой вариант — Беляночка. Дети согласились со мной. Таким образом, родилось второе предложение: — Мы ее назвали Беляночкой. в) Переход к описанию. Для эмоциональности и связи предложений я предложила детям внести риторический вопрос, на который тут же дадим ответ. — Почему? И предлагаю три ответа: — Она белая. — Она белая-белая. — Она белая, как снег. Дети выбирают третий вариант. Он записывается. Одновременно анализируется сравнение. г) Описание. Далее следует перечисление признаков данной кошки. — Шерсть у кошки («у нее» — нельзя; употребление местоимения приведет к речевой ошибке) длинная, мягкая, пушистая. Следующее предложение вызвало определенную сложность: необходимо было создать нужную метафору. Мы рассматриваем мордочку кошки, и я обращаю внимание на шерсть, закрывшую глаза животного. Дети вспоминают, что такую прядь у человека называют челкой. Челка человека — словосочетание в прямом значении. Челка кошки — уже метафора. Так появляется «кокетливая челочка». Выясняется, как можно охарактеризовать глаза и усы котенка. Рождается следующее предложение: — Кокетливая челочка прикрывает озорные голубые глаза и усы- антенны. Обращается внимание на эпитет и метафору в предложении. Еще раз вспоминается «алгоритм» образования тропов. д) вывод. И последнее предложение — опять оценочная лексика. — Очень красивое животное! Получилось сочинение- образец.

Что за чудо эта кошка! Мы ее назвали Беляночка. А почему? Она белая, как снег! Шерсть у кошки длинная, мягкая, пушистая. Кокетливая челочка прикрывает озорные голубые глаза и усы-антенны. Очень красивое животное!

Выполняя домашнее задание (описать свою кошку-рисунок), учащиеся могут пользоваться образцом. Я не вижу ничего страшного, если они используют некоторые выражения из этого текста.

Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать.

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ

Помните, как однажды Шерлок Холмс спросил у
доктора Ватсона, сколько ступенек ведет к их
квартире на Бейкер-стрит? Ватсон не смог точно
вспомнить и (как обычно) был поражен подробнейшим
описанием каждой ступеньки, сделанным Холмсом.
Но ведь они оба каждый день много раз поднимались
и спускались по этим ступенькам! Просто Ватсон
(как он сам объяснил) никогда не обращал на них
внимания. Следует ли из этого, что сначала нужно
научиться обращать внимание, исследовать то, что
мы собираемся описывать?

Учиться описывать мы начали с самого простого
– в начале одного из сентябрьских уроков
пятиклассники принесли с собой каштаны.
Рассматривали, сжимали в руках, постукивали о
парту. Недолго – около минуты. Потом получили
задание: собрать материалы для описания. Для
этого нужно было ответить на вопросы: каков
каштан на вид (что вы видите? цвет и его оттенки,
форма, размер, особенности), каков плод каштана на
ощупь (теплый или холодный, гладкость, тяжесть,
ощущение в руке) и звуки, с ним связанные (глухой
или звонкий стук, звук падения с дерева и т.д.), на
что похож. Работали в тетрадках 2–3 минуты, затем
обменивались наблюдениями. Перед этим на доске
записали слова каштан, плод, орех и

Что я вижу?

Что чувствую?

Что могу услышать?

Вот что получилось в результате: на вид: коричневый,
каштановый, бурый, шоколадный, с узорами, с
таинственным рисунком, похожий на карельскую
березу, блестящий, как лакированный,
неравномерно окрашенный, с разводами
темно-коричневой краски, круглый, как шарик от
пинг-понга, небольшой, большой, неровный,
похожий
на маленькое яблочко, с ямкой
. На ощупь: гладкий,
тяжелый, холодный, но если подержать в руке, то
нагревается, приятный, шелковистый, бархатистый,
живой
. Звук: глухой стук, тяжелый удар, шорох в
листьях при падении, щелчок о землю
.

Затем ребята получили задание написать
небольшой текст. Задача: сделать так, чтобы
человек, у которого сейчас нет в руках каштана,
смог его представить. Полезно также обсудить
варианты первого предложения. Например: У меня
на парте лежит каштан
или Сегодня по
дороге в школу я нашел плод каштана
. Еще 3–4
минуты работы – и можно приступать к чтению и
обсуждению текстов. В завершение можно попросить
учеников закрыть глаза и увидеть свой каштан на
«внутреннем экране».

В дальнейшем ребята получат памятки для
самостоятельной работы с сочинением-описанием.

Сочинение-описание (памятка)

1. В сочинении-описании автор описывает
предмет или живое существо, пейзаж, интерьер или
явление так, чтобы было понятно, как он к нему
относится.
Подумай: какое чувство или
настроение ты хочешь передать своему читателю?
Сначала автор наблюдает, потом представляет
изображение на «внутреннем экране».

Моя черепашка такая смешная! Когда она бежит,
то кажется, будто катится камешек. У нее зубки
маленькие и острые, как кнопки, а коготки прямые и
очень острые, как булавки. Иногда она пищит, а
когда заберется в пыльный угол, то начинает
фыркать, как паровозик. У нее панцирь блестящий,
желто-коричневого цвета, с зеленым отливом. И
сама она желто-зеленого цвета.

Она мне очень нравится. (Работа
пятиклассницы)

2. Описание – словесное рисование. Сначала
представь предмет, постарайся увидеть его на
«внутреннем экране», а затем опиши. Если это –
живое существо, вспомни его в самом характерном
состоянии.

Яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если
посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно
просвечивалось, как стакан свежего липового
меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь,
бывало, спелым яблоком около уха – слышно, как
гремят семечки.

3. Сочинение-описание подобно фотографии
или нескольким фотографиям, а иногда фрагменту
из фильма.

В маленькой комнатке на светлом половичке
копошились серые пушистые существа. Они были
похожи на большие клубки шерсти. Клубки
размотались, и за каждым тянулась толстая
шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка
болтались мягкие пушистые уши.

4. Сочинение оживляют сравнения. Например: котенок
похож на клубок пушистых ниток; снегирь как
пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко
.

Придумай и используй в сочинении свои
сравнения.

5. Лингвисты сравнивают нашу речь с движением
конькобежца. Чтобы продвинуться вперед,
конькобежец одной ногой отталкивается, другой
скользит вперед. Так же строится текст. Мы
отталкиваемся от того, что уже было сказано, от
данного, и делаем шаг вперед в развитии мысли,
добавляем новое, т.е. сведения, ради которых
создается предложение.

6. Проверь, можно ли воспользоваться приемом
фотографирования, читая твое сочинение.

7. Первое предложение – ключ ко всему сочинению.
Помоги читателю «войти в тему». Например:

Мой пес замечательный!

Есть у меня……

Пенал служит для того, чтобы в нем носили
ручку……

Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне
верно.

В день рождения мне подарили…

8. Подумай, как ты завершишь свое сочинение.
Последняя фраза (или абзац) содержит вывод – чем
тебе близок тот, кого ты описал, как его появление
в твоей жизни тебя обогатило.

Успехов в сочинении!

Задания

1. Прослушайте текст, постарайтесь увидеть
то, что можно увидеть. Запомните и перескажите.

Такса

Длинная,
приземистая собака на кривых ногах семенит
вперевалочку, помахивая задорно задранным
хвостиком-прутиком. Англичане называют таксу
«собака-сосиска». Во Львове я слышал, как
говорили: «Таксы у нас продаются на метры…». И
вправду, природа, создавая таксу, забыла
приделать ей третью пару ножек: пузо ее почти
волочится по земле… Впрочем, у хорошей таксы
живот всегда подтянут выше уровня груди. На своих
коротеньких ножках она чувствует себя
превосходно. (Б.Рябинин. Воспитай себе друга)

Енотовидная собака

Что это была за фигура! Точно его всего
укоротили! Тело длинное, грузное, а ножки такие
коротенькие, что, казалось, ему трудно носить
себя. Короткий пушистый хвост, короткая шея,
короткая узкая головка, острая лисья мордочка,
короткие, широкие, почти спрятанные в густом мехе
уши, глаза как пуговки, щеки будто сажей намазаны.
Не будь этот увалень таким пушистым, он был бы
просто уродцем. Но его выручал густой
серовато-бурый мех, переходящий местами в
желто-серый, превращавший это забавное создание
в какую-то живую меховую игрушку. Звали его
Гомзик. (А.Батуев. Чудесный мир)

Карлсон – это маленький самоуверенный
человечек, и к тому же он умеет летать. На
самолетах и вертолетах летать могут все, а вот
Карлсон умеет летать сам по себе. Стоит ему
только нажать кнопку на животе, как у него за
спиной тут же начинает работать хитроумный
моторчик. С минуту, пока пропеллер не раскрутится
как следует, Карлсон стоит неподвижно, но когда
мотор заработает вовсю, Карлсон взмывает ввысь и
летит, слегка покачиваясь, с таким важным и
достойным видом, словно какой-нибудь директор, –
конечно, если можно себе представить директора с
пропеллером за спиной. (А.Линдгрен. Карлсон,
который живет на крыше)

Натюрморт Караваджо «Корзина с фруктами»
признан шедевром. Корзина стоит прямо перед вами.
Сливово-синий, прозрачной голубоватой желтизны
виноград свешивается за ее плетеные края. Можно
взять и унести грушу или червивое краснобокое
яблоко. Листья уже покрылись ржавчиной увядания,
на них капельки влаги. Плоды составляют единое
целое, и в то же время каждая груша индивидуальна,
каждое зернышко винограда – как звездочка. (По В.Липатову.
С веком наравне)

2. Представьте себе пейзаж по описанию,
рассмотрите картину на воображаемом экране. Если
есть возможность, сравните с картиной И.Шишкина
«Рожь».

Далеко-далеко, сколько хватает взгляда,
золотится на солнце густая рожь. Ветер легко
колышет налитые колосья. Исчезает во ржи
извилистая тропинка. Далеко впереди мелькают
платки идущих по ней крестьянок. Могучие
великаны-сосны устремились в голубое небо, и от
этого еще шире кажутся просторы золотого поля.
(По В.Прудоминскому. Первая Третьяковка)

3. Используя определения из «Словаря
эпитетов русского литературного языка», опишите
своего друга, брата, сестру, знакомого. Возможно,
предложенных вам определений не хватит. В таком
случае подберите свои собственные.

Лицо: грустное, доброе, виноватое, волевое, злое,
заспанное, испуганное, капризное, серьезное,
сосредоточенное, открытое, обиженное, сияющее,
умное, хмурое; краснощекое, смуглое, бледное.

Глаза: голубые, голубовато-серые, карие,
бархатные, большие, бесцветные, быстрые,
внимательные, искрящиеся, живые, круглые,
лукавые, лучистые, задумчивые, озорные, узкие,
смущенные, счастливые, холодные, удивленные,
укоризненные, ясные.

Нос: большой, с горбинкой, крохотный, курносый,
правильный, прямой, хищный, пуговкой, широкий,
орлиный.

Лоб: благородный, высокий, гладкий, гордый,
крутой, с глубокими морщинами, покатый, низкий,
открытый.

Губы: бантиком, бесцветные, алые, пухлые,
суровые, упрямые, тонкие, яркие, сухие.

4. Представьте себе, что вам предложили
написать статью для журнала «Лица». Как в
портрете передать характеристику человека и
ваше отношение к нему?

5. Задания, связанные с прогнозированием.

Прослушайте отрывки из текста известного
романа. Ответьте на вопросы по ходу чтения.

Если бы у нас в Англии прохожий встретил
человека в таком наряде, как я, он, я уверен,
шарахнулся бы от него в испуге или расхохотался
бы, да зачастую я и сам невольно улыбался,
представляя себе, как я в моем одеянии
путешествовал бы по Йоркширу. (Как вы думаете:
почему внешний вид героя вызвал бы испуг или
улыбку? Как, по вашему мнению, и почему был одет
герой?)

Разрешите мне теперь сделать набросок моей
внешности. На голове у меня красовалась высокая
бесформенная шапка из козьего меха со свисающим
назад назатыльником (как вы думаете: почему
шляпа с назатыльником?),
который прикрывал мою
шею от солнца, а во время дождя не давал воде
попадать за ворот. В жарком климате нет ничего
вреднее дождя, попавшего за платье.

Затем на мне был короткий камзол… и штаны до
колен, тоже из козьего меха. Чулок и башмаков у
меня совсем не было, а вместо них я соорудил
себе… нечто вроде полусапог, но самого
варварского фасона.

На спине у меня болталась корзина, на плече я
нес ружье, а над головой держал огромный меховой
зонтик, крайне безобразный, но после ружья
составлявший, пожалуй, самую первую
необходимость моей экипировки. (Есть ли
предположения, где живет герой.)

Но я упоминаю об этом мимоходом. Не много было
на острове зрителей, чтобы любоваться моим лицом
и фигурой. (По Д.Дефо. Робинзон Крузо)

При выборе места для жилища я должен был
сообразоваться с некоторыми необходимыми в моем
положении условиями. (Какие условия важны при
выборе места для хижины? Помните, что Робинзон
Крузо живет на острове.)

Во-первых, мое жилище должно быть расположено в
здоровой местности и поблизости от пресной воды;
во-вторых, оно должно укрывать от солнечного
зноя; в-третьих, должно быть защищено от
нападения хищников, как двуногих, так и
четвероногих, и, наконец, в-четвертых, из него
должно быть видно море, чтобы мне не упустить
случая спастись, если Бог пошлет какой-нибудь
корабль, ибо мне не хотелось отказываться от
надежды на избавление. (Д.Дефо. Робинзон
Крузо)

Попробуйте представить и описать, как
выглядела хижина Робинзона Крузо.

6. Роль стиля речи в описании.

Перед вами два описания. Чем они похожи и чем
различаются?

а) По небу плывут облака. Обычно они похожи на
хлопья ваты. А вот это пушистое облако похоже на
забавного слоненка с вытянутым вперед хоботом.
Важное серое облако – как высоченная гора. Вдруг
сверкнуло солнце – и на горе обозначилась
тропинка. По ней можно подняться на самую
вершину… Еще минута – и… гора превратилась в
птицу с раскинутыми крыльями, а слоненок – в
плывущий корабль…

б) Облака состоят из капель и ледяных
кристаллов. Верхний ярус (выше 6 км) составляют
перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые. Эти
облака состоят из ледяных кристаллов. Средний
ярус (2–6 км над землей) занимают высокослоистые и
высококучевые, состоящие из капель и кристаллов.
Нижний ярус (ниже 2 км) составляют слоистые,
слоисто-кучевые и слоисто-дождевые облака. Они
состоят из капель. Также некоторые ученые
выделяют перламутровые и серебристые облака.

Что меняется при изменении стиля речи?

М.А. ПАВЛОВА,
г.  Москва

План+речевые клише для написания сочинения по картине. Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

План

Речевые клише (шаблоны)

1. Вступление.

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
  • На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)
  • Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)
  • Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).
  • В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).
  • Тема картины — ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).
  • Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).

  • На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)
  • Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).
  • Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)
  • Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.).

Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем  плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

  • Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)
  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения.
  • Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?)
  • Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
  • Картина создает ____(какое?) настроение.
  • От этого полотна веет _____(чем?)
  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

План+речевые клише для написания сочинения по картине. Это примерные варианты, которые по желанию можно использовать в сочинении. Используя клише, не ограничивайтесь ими – добавляйте свои мысли.

План

Речевые клише (шаблоны)

1. Вступление.

Во вступлении необходимо обязательно указать жанр картины (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр и т.д.), ее название и художника. Также можно немного рассказать об истории картины и/или ее значении в жизни художника или в искусстве в целом. Если эта информация вам неизвестна, напишите о том, почему автор обратился к этой теме. Например: «Осень – прекрасная пора, «очей очарованье», вдохновившая не одного художника. Не остался равнодушен к этой теме и ….(ф.и.автора). А возможно, осень (лето, зима, весна) – любимое время года художника, поэтому он и решил изобразить ее на своем полотне?

  • Перед нами картина замечательного художника_____(указать Ф.И. художника и название картины)
  • На уроке русского языка мы познакомились с великолепной картиной ___________(указать Ф.И. художника и название картины)
  • Картина (она) написана в жанре _______(указать жанр)
  • Чтобы изобразить ______(что?) автор обращается к жанру______(указать жанр)
  • Интересна история создания этого полотна (далее коротко рассказать об истории создания).
  • В творческой биографии художника это произведение сыграло огромную роль (далее рассказать о роли картины).
  • Тема картины — ______(указать) – привлекала многих художников, потому что_________(написать причину).
  • Много произведений посвящено теме _________(указать тему), потому что _______(причина).

2. Что изображено на картине (сюжет, ситуация, коротко).

  • На картине_____(Ф.И. автора) изобразил _____(что?)
  • Что мы видим на картине? (Далее коротко передать сюжет картины).
  • Интересен сюжет картины:______(далее коротко передать сюжет картины)
  • Художник (Ф.И.) обращается к изображению ____(чего?)

3. Что изображено на переднем плане.

Подумайте, на чем художник заостряет внимание, что выделяет на картине и для чего он это делает. Если на картине есть герои, нужно описать их (поза, выражение лица, одежда, общий внешний вид, настроение и т.п.).

Описывая то, что изображено на переднем плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На переднем плане картины мы видим_____(что?)
  • Путешествие в мир картины начинается с _______(чего?)
  • На переднем плане картины художник изобразил _____(что?)
  • На переднем плане художник выделил_____(что?) (каким-либо цветом (указать) и/или композиционно).
  • Прямо перед нами изображены____(кто/что?)

4. Что изображено на заднем плане.

Описывая то, что изображено на заднем  плане, вы можете использовать фразы:

слева от….виднеется….

справа от….находится…..

  • На заднем плане картины расположилось(используйте нужную форму) _______(что?/кто?)
  • Задний план занимает_____(что?)
  • Вдалеке открывается_____(что?)

5. Цветовая гамма (колорит) картины и ее роль в выражении основной идеи картины, авторской позиции.

Опишите цвета и оттенки цветов, которые использует художник. Какие это цвета – теплые или холодные? Почему автор выбирает те или иные краски? А возможно, художник противопоставляет какие-то цвета и оттенки?

  • Изображая ____(что?) художник использует огромную гамму цветов и оттенков. (Далее подробно описать цветовую гамму картины)
  • Поражают цвета на картине: ____(перечислить)
  • На картине преобладают ______(какие?) цвета. Это делает картину____(какой?)
  • Используя _____(какие) цвета и оттенки, художник добивается _______(какого?)настроения.
  • Благодаря контрасту _______(каких?) цветов, мы понимаем идею художника ____(какую?)
  • Художник недаром выбирает для своей картины _______(какие?) краски. Этим он решает показать нам _____(что?)

6. Настроение, эмоции, вызываемые этим произведением искусства.

Опишите свои впечатления от картины.

  • Когда я смотрю на картину ____(чью? + название), то вспоминаю____(что?)
  • Любуясь картиной, я почувствовал ____(что?)
  • Картина создает ____(какое?) настроение.
  • От этого полотна веет _____(чем?)
  • Художнику удалось гениально передать ____настроение.

Урок 7. Учимся писать сочиненияУметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

В большинстве случаев главным требованием при написании сочинения является знание темы. Т.е. если нужно написать сочинение, например, на тему сказки П. В. Катаева «Летающий на стрекозе», ребенок должен ее прочитать, иначе ничего не выйдет. Исключением можно назвать задания, когда требуется пофантазировать на конкретную или свободную тему. Однако какой бы тема не была, сути процесса это не меняет, т.к. схема всегда одна.

Содержание:

  • Как писать сочинение
  • Виды сочинений
  • Как работать с материалами из интернета

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

1

Обсуждение темы

Сначала нужно обозначить главную мысль сочинения: определить, о чем оно будет, что в нем будет описываться (случай, событие, явление, человек и т.д.), какое настроение оно должно передавать? К примеру, если тема «Мой выходной день», не следует перечислять время пробуждения, время завтрака, действия по надеванию одежды и т.п. Важно, почему этот день не такой, как остальные: что именно в этом дне было выдающегося, и какие эмоции остались после него?

2

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

3

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

4

Сбор лексического материала

Распространенным недочетом многих детских сочинений можно назвать их лексическую «бедноту», т.е. часто повторяются одни и те же слова, отчего предложения и весь текст выглядят «куцыми». Не допустить этого поможет подбор слов, которые хорошо подходят под тематику и которые хотелось бы использовать в сочинении (для этого, кстати, можете использовать словари, в том числе и личный словарь ученика).

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

День

Выходной

Неделя

Праздник

Парк

Каруслеи

Животные

Веселый

Солнечный

Яркий

Насыщенный

Впечатляющий

Интересный

Незабываемый

Идти

Гулять

Бегать

Кататься

Прыгать

Веселиться

Смотреть

Поразило воображение

Было непередаваемо

Были в восторге

Семейная идиллия

5

Работа с черновиком

После того как предыдущие этапы пройдены, начинается основная работа. Изначально сочинение пишется на черновике, т.к. обязательно будут ошибки, недочеты, поправки, перефразирования и другие доработки. Когда сочинение написано на черновике, его требуется проверить, внести изменения и исправить ошибки.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

1

Сочинение по картине

Как правило, вступление сочинения по картине состоит из 2-3 предложений об авторе картины. Сюда относятся: имя, годы жизни, жанр исполнения. Вот небольшой пример вступления: «Сильвестр Щедрин (1791-1830 гг.) – известный художник в жанре пейзажного романтизма. Его работами очаровываются любители природы и ценители тонкого искусства».

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

2

Сочинение по литературе

Этот вид сочинений наиболее сложный, т.к. здесь требуется знать содержание произведения, ведь невозможно описать, к примеру, мещанина Кулигина из пьесы А. Н. Островского «Гроза», ее не прочитав. Сочинение по литературе предполагает составление подробного и развернутого плана. Вступление в этом случае представляет обозначение темы.

Основная часть должна наличествовать примерами, доказательствами, мыслями по поводу раскрытия темы в работе автора. Если взять ту же «Грозу», можно изначально противопоставить характеры героев, описав их в 3-4 предложениях, указать на особенности и традиции эпохи, в которой происходят события, привести несколько фрагментов из текста. Не будет лишним упомянуть и о самом авторе, дав краткую биографическую справку в коротком рассказе об интересных фактах из его жизни, периодах творчества и перипетиях судьбы на момент написания пьесы.

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

3

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

4

Сочинение-миниатюра

Для таких сочинений часто дают свободные темы. Чтобы написать сочинение-миниатюру, нужно самостоятельно сформулировать тезис. Если, например, тема работы – «Что я буду делать летом», тезис может выглядеть так: «Я буду отдыхать, радоваться и познавать мир». Основная часть представляет собой пояснение тезиса, а в заключение можно привести несколько фактов в подтверждение мыслей, к примеру: «А в том, что мы поедем на море в Таиланд, я уверен, потому что родители уже купили билеты».

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

  • План написания сочинения описания внешности человека
  • План написания переводного сочинения
  • План написания зимнего сочинения
  • План на тему сочинения почему чацкий обречен на одиночество
  • План написания декабрьского сочинения 2022