План на тему сказки гуси лебеди

конспект оод по обучению пересказа детей 5-6 летпровела: серова е.а.. воспитательцель: обучение пересказу по опорным картинкам.образовательные задачи: способствовать формированию развернутого

(конспект ООД  по обучению пересказа детей 5-6 лет)

Провела: Серова Е.А..    воспитатель

Цель: обучение пересказу по опорным картинкам.

Образовательные задачи: Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью.

Развивающие задачи:  Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Развивать голос, выразительность речи, общую моторику и координацию речи с движением.

Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.

Воспитательные задачи:  Развивать эмоции, внимание, память, воображение, нравственные представления. Учить детей использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать».

Ход занятия

1.        Вводная беседа.

— Посмотрите на иллюстрацию. Как называется сказка, к которой она нарисована?

   — Кому читали эту сказку?

—         Кто видел мультфильм по этой сказке?

—        О ком эта сказка?

2.        Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на коврографе  или в настольном театре без нацеливания на пересказ.

Развитие речевого слуха. Воспитание чувства языка.

Педагог предлагает детям сесть удобно и рассказывает сказку, иллюстрируя ее с помощью плоскостных фигурок на коврографе.

Гуси-лебеди.

(текст сказки)

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька и сын Ванюшка. Собрались, раз отец с матерью в город и говорят Маше:

Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Отец с матерью уехали, а Маша (выставляется фигурка Маши) посадила братца (выставляется фигурка Ванюши) на травку под окном и побежала к подружкам.

Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. (выставляется изображение стаи гусей-лебедей и тут же убирается вместе с фигуркой Ванюши)

Вернулась Маша, глядь, а братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чисто поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. (выставляется изображение печки) Маша к ней:

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда и скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. (изображение печки отодвигается на задний план, а в центр выставляется яблоня)

Маша к ней:

  • Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
  • Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись.

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка-кисельные берега. (изображение яблони переносится на задний план, а в центр  выставляется речка с кисельными берегами.)

Маша к ней: Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? Упал в меня камень, —  отвечает речка, —   мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка и сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша — стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке Баба Яга, пряжу прядет (в центр коврографа выставляется избушка на курьих ножках). А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет. (выставляется фигурка Ванюши)

Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой.

Глянула Баба Яга в окно: нет мальчика. Кликнула она гусей-лебедей и послала в погоню. (изображение избушки на курьих ножках убирается, и далее, по мере развития сюжета, с дальнего плана выставляются в центр коврографа необходимые персонажи.)

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей… Что делать? Побежала она к молочной речке -кисельным берегам: Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу.

Подбежала Маша к яблоне:

—        Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу с Ванюшкой и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом! Маша к ней: Печка, печка, спрячь меня!

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к Бабе Яге.

А Маша с братцем вылезла из печки и пустилась домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

3. Подвижная игра «Лебеди учатся летать»

Воспитание правильного дыхания, развитие координации движений.

Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети изображают, как лебеди учатся летать. Они идут по кругу друг за другом, медленно и ритмично поднимают руки до уровня плеч и опускают их. На подъем рук делается глубокий вдох через нос. Опуская руки, дети делают выдох через рот.

        4. Беседа по сказке.

        Вопросы:

— С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли рассказчика и начать рассказывать сказку? Как должен рассказывать сказку сказочник? С какой интонацией он должен говорить? (Жили-были муж и жена, и были у них сын Ванюшка и дочка Машенька. Один раз родители поехали в город, а дочке велели следить за братцем. Девочка их не послушалась и оставила братца одного. Прилетели гуси-лебеди и унесли мальчика.)

— Что сделала Маша? (Она пошла искать братца.)

—  Кто помог ей сначала? (Маше помогла печка. Она попросила Машу подбросить в нее дров и показала ей дорогу.)

— Кто помог ей потом? (Потом ей помогла яблоня. Она попросила стрясти яблочки с ее веточек и показала, куда бежать дальше.)

— Кто еще помог Маше? (Потом Маше помогла молочная речка-кисельные берега. Она попросила убрать камень и рассказала, куда дальше идти.)

—  Куда пришла Маша и что там увидела? (Маша пришла в дремучий лес и увидела избушку на курьих ножках. В избушке сидела Баба Яга, а перед окошком сидел Ванюшка.)

—  Что сделала девочка? (Девочка схватила братика и побежала домой.)

—  Кто помчался в погоню за детьми? (За ними полетели гуси-лебеди.)

— Кто опять помогал Маше с Ванюшей и прятал их от гусей? (Маше опять помогали речка, яблонька и печка.)

—  Удалось ли гусям отнять Ванюшку? (Гуси-лебеди улетели к Бабе Яге ни с чем.)

—  Что значит ни с чем? (Значит без всего, с пустыми руками.)

—  Чем закончилась сказка? (Дети прибежали домой, а тут родители приехали и привезли им подарки.)

—  Перечислите все, что делала Маша в этой сказке. (Маша не послушалась
родителей; поняла, что гуси-лебеди унесли братца; побежала искать его, под
бросила дров в печку, стрясла яблоки с веточек, сдвинула камень, увидела
избушку на курьих ножках, схватила братца, побежала, спряталась с Ванюшкой под бережком,  поблагодарила речку, побежала, укрылась под яблонькой,
печки, поблагодарила ее, пустилась домой со всех ног.) •   Как вы понимаете выражение пустилась со всех ног? (Побежала очень быстро.)

5.        Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на последующий пересказ.

6.        Педагог сообщает план пересказа или помогает детям распределить роли, напоминает о правильном интонировании речи, использовании словосочетаний и выражений, толкованием которых занимались во время беседы.

7.                Пересказ сказки несколькими детьми по частям или пересказ по ролям.

Дети рассказывают сказку или разыгрывают ее по ролям, инсценируя с помощью плоскостных фигурок на коврографе или с помощью объемных фигурок в настольном театре.

8.        Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям оценить работу друг друга и выбрать лучшего рассказчика.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение             МБДОУ «Детский сад № 210»

Конспект занятия по развитию речи  в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

 (старшая группа)

Воспитатель: Кундина Л.В.

                                      Н. Новгород, 2020

Конспект занятия по развитию речи  в старшей группе  «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

C:UsersAdminPicturesгуси-лебеди.jpg

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.

Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,познание, коммуникация, здоровье.

Задачи:

 Обучающие: Учить детей понимать образное содержание сказки.

Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи. Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси – лебеди», используя иллюстрации к этой сказке. Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) (румяные, да наливные яблоки — это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая — страшная, молодая – старая, добрая – злая). Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

 Развивающие: Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной). Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька). Развиватькоммуникативные навыки общения

 Воспитательные: Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. Воспитывать умение слушать друг — друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Оборудование: Ноутбук,мультимедийный проектор, корзинка с муляжами яблок, аудиозапись песни ,,Приходите в гости к нам”, костюмы Иванушки и Машеньки.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси – лебеди», беседа по сказке «Гуси — лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси – лебеди» (яблоньку, печку, речку, избушку на курьих ножках, драматизация сказки «Гуси – лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию»«Сказочный сундучок».

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река – кисельные берега –это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя; в дремучем лесу деревья очень высокие и растут так близко друг другу, что даже в солнечный день в нем темно. Это страшный лес.

Ход образовательной деятельности

Орг.момент.

(Дети встают в круг.)

Воспитатель предлагает детям поздороваемся друг с другом.

«Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг (поворот головой)

Здравствуй весь наш общий круг»

Воспитатель: А теперь, посмотрите сколько присутствуют у нас сегодня гостей. Давайте с ними тоже поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в сказку.Если хотите узнать в какую,отгадайте загадки:

1.Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси) 

 2.Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко );

 3. Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки);

 4.Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река);

 5. Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж);

 6.Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).

Воспитатель: Из какой это сказки эти герои? (Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди»).Слайд 1.

Основная часть

Воспитатель:Ребята, а теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди»?

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором«Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором«Да, да, да».

• Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).

Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет). Почему нет? (Объяснения детей: Гуси – лебеди посадили на крылья и унесли Ванюшу).

• Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).

• Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет)(Машенька съела яблоко и яблонька ей помогла).

• Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).

• Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).

• Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет) (Печка — печёт, а речка –течёт).

• Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга.(Нет, нет, нет) (Помогли печка, яблонька и речка).

• Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).

Из-за ширмы появляется  девочка в костюме Машеньки и горько плачет.

Воспитатель: Смотрите,ведь это Машенька.Давайте спросим у неё,почему она плачет.

Дети: Машенька,почему ты плачешь,что с тобой произошло?

Маша: Здравствуйте.дети! (Тяжело вздыхает).Должна вам признаться,не уследила я за братцем Ванечкой.Гуси-лебеди его унесли.

Воспитатель:(обращается к Машеньке) Не печалься,мы,чем сможем,тебе,Машенька поможем. Ребята,поможем?

Дети: Поможем!

Воспитатель: Машенька,пойдём с нами!

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с яблоней. Слайд 2.

C:UsersAdminPicturesяблонька.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением яблони).

Воспитатель:Ребята,поздоровайтесь с яблонькой!

Дети: Здравствуй,яблонька!

Ребёнок 1: Яблонька,матушка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня:(голос в микрофоне).

Здравствуйте,дети!Сосчитайте пожалуйста мои яблоки в корзинке!(дети считают яблоки)

Воспитатель:Вот здесь в корзинке лежат яблоки,возьмите их. В сказке яблочки называют румяными,да наливными,как вы понимаете это выражение? (Это яблоки красные,сочные,сладкие,спелые)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает,куда улетели гуси-лебеди.

Дети:Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с печкой. Слайд 3.

C:UsersAdminPicturesпечка.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением печки).

Воспитатель: А это что,дети?

Дети: Это печка!

Печка(говорит голос в микрофоне)

Мимо,путник,не пройди-

Пирожок мой прихвати!

Ребёнок 2: Печка,скажи,куда гуси-лебеди полетели?

Печка:Конечно! Только покажите,как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика ,,Печём пирожки”

Тесто мнём,мнём,мнём!

(Давят кулаками вображаемое тесто)

Тесто жмём,жмём,жмём!

(Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно,потом поочерёдно)

Пирожки мы испечём!

(Лепят воображаемый пирог,перекладывая его из одной ладони в другую)

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, яблоками и с рыбой).

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками,  

Воспитатель: Печка благодарит нас и указывает,куда полетели гуси-лебеди.

Воспитатель:Как вы думаете,ребята, что мы ещё увидим?

Дети:Молочную речку с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку)

Встреча с речкой. Слайд 4.

C:UsersAdminPicturesречка.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением речки).

Воспитатель:Почему речку назвали молочной? (Она из молока).Что значит кисельные берега?(Берега из киселя).Встаньте в круг и поочерёдно произнесите слова ,,кисель” и ,,молоко”.Будьте внимательны и запоминайте,кому какое слово достанется.Потом вам это пригодится.(По окончании считалки дети делятся на две команды.)

Воспитатель:Одна команда будет готовить блюда из молочных продуктов,а другая варить кисель из ягод.(Воспитатель подводит детей к двум столам: на одном разложенны картинки с изображением ягод и фруктов.Дети одной команды выбирают картинки с изображением молочных продуктов,дети другой команды-картинки с изображением ягод.Затем показывают картинки и рассказывают,что приготовили из молока и из чего сварили кисель.Воспитатель задаёт вопросы: ,,Как называются продукты из молока? Как можно сказать по-другому ,,кисель из черники”, ,,кисель из клюквы”?

Воспитатель: Я услышала,как речка прошептала,что гуси-лебеди полетели над ней в сторону болота.Я знаю,что за болотом стоит избушка на курьих ножках.Там и живёт баба-яга.Подойдём поближе может,что-нибудь услышим о братце Маши.

Дорога к Бабе-Яге.

Воспитатель:Дорога к избушке не простая-то узкая,то широкая.то каменистая.Густой туман стелется под ногами.Но я вам помогу,буду указывать путь при помощи знаков-картинок.(Воспитатель поочерёдно показывает картинки с изображением узкой,широкой и каменистой дорожек.Дети идут по кругу,имитируя ходьбу по соответствующим дорожкам.)

У избушки на курьих ножках.Слайд 5.

C:UsersAdminPicturesизбушка.jpg

(Воспитатель подводит детей к мультимедийному экрану с изображением дома Бабы-яги).

Воспитатель:Ну-ка послушаем,что тут творится!

Баба-Яга:(голос в микрофоне).Улетаю по делам!Оставляю стражниками гусей-лебедей.Ты,Ванюша,не вздумай уходить.Сиди тут и смотри в окошко.

Воспитатель:Ребята,Баба-Яга в сказке добрая? (Нет,Баба-Яга в сказке злая)

Воспитатель:Она молодая? (Нет,старая)

Воспитатель: Она красивая? (Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная).

(На экране появляется Ваня)Слайд 6.

C:UsersAdminPictures73b9d076c997c5e1d416e94f90bd0553.jpg

Дети:Ваня!Ванюша!

Воспитатель:Ванечка,мы тебя спасём.Бежим отсюда!Дети, кто нам снова поможет от гусей-лебедей спрятаться?(молочная речка-кисельные берега).Изобразим речку с помощью рук.(Дети руками изображают волны).

Воспитатель:Кто ещё поможет?(Печка)Изобразим печку с помощью рук.(Дети рисуют в воздухе печку).

Воспитатель:А вот и яблонька,она укроет нас своими ветками.(Дети изображают качающиеся ветки яблони.)

Возвращение Вани.

Выходит мальчик в костюме Иванушки.

Маша:Спасибо вам большое! (протягивает детям корзинку с печеньем.)Вот моё угощение.А нам с братцем пора-скоро матушка с батюшкой с ярмарки вернутся.До свидания!Слайд 7.

C:UsersAdminPicturesgusi-lebedi-1.jpg

Дети:До свидания!

Воспитатель:  Дети,вам понравилось путешествие в сказку? Что запомнилось больше всего? (Ответы детей).Теперь нам пора в группу возвращаться.

Звучит аудиозапись песни ,,Приходите в гости к нам”.

Действия педагога

Действие детей

Действие детей в процессе всей сказки

Рассказчик:  Жили муж и жена с дочкой Машенькой да сынком Ванечкой. Дочке уж десятый годок шел, а сынку два года было. Собрались отец с матерью в город и наказывают Машеньке:

Рассказчик:  Посадила Машенька брата на траву у дома и убежала играть.

Рассказчик:  Лишь остался Ванечка один – прилетели гуси – лебеди, подхватили его на крылья и улетели к лесу.

Рассказчик:  Поиграла Машенька с подружками, вспомнила о Ванечке, побежала домой. Прибежала – а Ванечки – то нет!

Рассказчик:  Испугалась девочка, расплакалась. Стала его звать, искать, но куда ни бегала – нет Ванечки!

Рассказчик:  Тут увидела Машенька летящих к лесу лебедей и догадалась, что гуси Ванечку унесли.

Рассказчик: Бросилась девочка гусей догонять. Бежала, бежала….

Рассказчик:  Но вскоре лебеди скрылись из глаз. Куда Машеньке теперь бежать? Остановилась она, не знает, что и делать.

Рассказчик:  Вдруг видит Машенька, стоит печка, подбежала она к ней.

Рассказчик: А девочка ей отвечает.

Рассказчик: Сказала так Машенька и побежала дальше. А куда бежать – не знает.

Рассказчик: Увидела Машенька – стоит яблоня. Подбежала она скорее к яблоне, просит ее.

Рассказчик: Ответила Машенька яблоне и скорее побежала дальше.

Рассказчик: Бежит, бежит, торопится.  А куда гуси – лебеди улетели – не знает.

Рассказчик: Увидела тут она: течет молочная речка, кисельные берега. Подбежала она к речке, спрашивает.

Рассказчик: снова побежала Машенька. Бежит она, бежит, а где ей брата искать, так и не знает. А уж спрашивать не у кого!

Рассказчик:  Вдруг увидела она: избушка на курьих ножках. Сказала тут Машенька.

Рассказчик:  Избушка повернулась. Маша вошла в неё и увидела: Ванечка сидит на лавке, яблочками наливными играет.

Рассказчик: Вот куда принесли его гуси – лебеди! К Бабе – Яге!

Рассказчик: Увидел её и Ванечка. Машенька скорее приложила палец к губам, приказывая, чтобы он молчал, не выдавал её.

Рассказчик: Рядом с ним сидит баба – Яга, дремлет с прялкой в руках. А на плече у неё сова сидит – не спит, смотрит.

Рассказчик: Открыла Баба – Яга глаза и сердито глянула на девочку.

Рассказчик: Сказала Баба – Яга  и ушла с совой.

Рассказчик:  Вылезла тут из – под печи мышка и просит.

Рассказчик:  На печи нашла Машенька и горшок с остатками каши, и ложку. Дала она мышке каши, а мышка и говорит.

Рассказчик: только успела Машенька отбежать от избы, как  Баба – Яга к окошку подошла и спрашивает.

Рассказчик:  Ответила мышка, доедая кашку.

Рассказчик: Как натопила баба – Яга баню, пришла за девочкой, а избушка то пуста. Закричала Баба – Яга.

Рассказчик: Бежит Машенька с братом, слышит: гуси за ними летят! Испугалась. С братом кинулась к молочной речке, просит её.

Рассказчик: Поела она киселя, молока попила. Бережком укрыла молочная речка Машеньку с братом.

Рассказчик: Не увидели их гуси. Полетели дальше.

Рассказчик: Побежала Машенька с Ванечкой. Слышит, опять летят гуси.

Рассказчик: К яблоне Машенька бросилась и просит её.

Рассказчик: Съела Машенька яблочко. Укрыла яблоня ветвями сестру с братом. Гуси над яблоней пролетели – не увидели их.

Рассказчик: Выбежала девочка с братом из – под яблони, торопится дальше.

Рассказчик: Слышит: гуси возвращаются. Добежала она до печки.

Рассказчик: Съела Машенька пирожок, влезла с братом в печь, затворилась заслоном.

Рассказчик: Слышит – пролетели гуси мимо. Вылезла девочка из печи, взяла братца и бегом домой.

Рассказчик: А гуси вернулись, нагонять стали. Вбежала девочка в дом, закрыла дверь. Гуси покружили над домом и улетели…

Рассказчик: Тут и отец с матерью вернулись. Принесли детям пряников, а Машеньке ещё платочек на голову.

Рассказчик: Вот и сказочки конец! А  кто слушал –  молодец!

Мать: Машенька, мы поедем с батюшкой в город. Ты из дома не уходи. С братом Ванечкой посиди.

Отец: Доченька, вы друг друга берегите, никуда не уходите! Мы вам гостинцев из города привезем.

 Машенька:  Хорошо матушка. Хорошо батюшка. Я за братцем пригляжу. Буду с Ваней я играть, вас мы будем дома ждать. Приезжайте поскорее.

Подружка:  Маша, Маша! Пойдем – ка играть! Песни петь, у березы плясать!

 Машенька:  Ванечка, ты на травке посиди, а я сейчас приду.

Ванечка:  Машенька, Машенька! Ты меня найди! Машенька, Машенька! Ты меня спаси! Не хочу я в лесу жить! Не хочу я Яге служить!

Машенька:  Ванечка, братец мой миленький, куда же ты делся? Оставила я тебя одного, не подумала! Ванечка отзовись!

Машенька:  Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Печка: Скушай гостьюшка, моего ржаного пирожка, тогда скажу.

Машенька: Стану я есть ржаной пирожок! Я дома пшеничные только с маслом ем!

Машенька: Яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Яблоня: Съешь моё лесное яблочко, не побрезгуй, тогда скажу.

Машенька: Не буду, я есть эту кислятину! Я дома садовые яблоки с мёдом ем!

Машенька: Молочная речка, скажи, куда. Гуси – лебеди полетели?

Речка: Съешь моего киселика с молоком, тогда скажу.

Машенька: Не, хочу! У батюшки с матушкой и сливочки не пьются!

Ванечка:  Машенька, Машенька! Ты меня найди! Машенька, Машенька! Ты меня спаси! Не хочу я в лесу жить! Не хочу я Яге служить!

Машенька: Избушка! Стань по – старому, как мать поставила!

Машенька: Молчи Ванечка, ничего не говори, а то услышит Баба – Яга и проснется.

Машенька: Здравствуй, бабушка!

Баба – Яга: Здравствуй, незваная гостья! Зачем пришла?

Машенька: Заблудилась я. Ходила, ходила, уж ноги не держат, и есть хочу. Позволь посидеть у тебя.

Баба – Яга: Ну, так и быть, доешь мою кашу из горшка, да за это напряди мне пряжи.

Мышка:  Девица, девица, дай мне кашки хоть немножко.

Мышка: Беги отсюда и мальчишку уводи. Баба – Яга баню затопила. Помоет тебя и съест! И его, съест! Бегите скорее!

Машенька: Ванечка, вставай, бежим, пока баба – Яга не видит!

Баба – Яга:  Прядешь ли, девица?

Мышка: Пряду! Пряду!

Баба – Яга: Летите, гуси – лебеди, в погоню! Девочка мальчишку увела! Догоните! Мальчишку принесите! Не то я вас!

Машенька: Реченька, голубушка, спрячь, укрой нас!

Реченька: Поешь нашего киселя с молоком – спрячу!

Машенька: Ванечка, торопись, лебеди догоняют!

Машенька: Яблонька, укрой! Спаси нас!

Яблонька: Съешь моё лесное яблочко, укрою!

Машенька: Печка, матушка, спрячь нас!

Печка: Съешь мой ржаной пирожок да забирайся в печь.

Батюшка: Вот мы и приехали! Пряников вам привезли.

Матушка: И платочек тебе Машенька.

Встает и говорит грустно.

Выходит   «лошадь».

Матушка с батюшкой «садятся» на лошадь и уезжают в город. Машенька и Ванечка машут им руками.

Выходит подружка на середину зала кричит.

Машенька стелет на пол зеленую ткань, сажает Ванечку, дает ему деревянные палочки.

Лебеди «подлетают» к Ванечке и вместе с ним «улетают» между деревьями к избушке Бабы – Яги.

Лебеди «прилетают» в избу к Бабе – Яге и отдают ей Ваню. Баба – Яга сажает Ваню на коврик, сама прядет пряжу, убирается в избушке и т.д.

Машенька плачет, ищет Ванечку по сторонам, бегает, зовет.

Маша бегает по лесу.  Ваня сидит в избушке Бабы – Яги и плачет.

Маша подбегает к избушке Бабы – Яги.  Лес садится.

Маша приседает к Ванечке на коврик и тихонько говорит.

Баба – Яга сидит на скамейке и дремлет.

Машенька убегает с братцем, бежит между деревьями (музыка).

Баба – Яга возится возле печки с дровами.

Выходит   «лошадь».

Матушка с батюшкой «садятся» на лошадь и приезжают домой.

Дети (актеры) встают полукругом под музыку, берутся за руки, кланяются все вместе.

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

Глава 1

Ранней осенью, «на третьем году войны» группа разведчиков большого партизанского отряда наткнулась на засаду. Единственный выживший, смертельно раненый, сумел добраться до отряда и сообщить обо всём командиру.

У погибшего командира разведчиков Сергея Марьянова в отряде была возлюбленная, радистка Таня Лебедева. Тел разведчиков не нашли, поэтому она не поверила, что Марьянов погиб, и потребовала у командира отряда спасти его. Командир отказался — даже если разведчики живы, их наверняка отвезли в город, занятый двумя полками немцев. Двести одиннадцать партизан не могли «разгромить двухтысячный гарнизон немцев», а командир не имел права посылать своих людей на верную смерть.

Тане отдали личные вещи Марьянова, среди которых была тетрадь с его стихами. Последние его стихи были о любимой. Ночью Таня ушла, захватив с собой две французские гранаты.

…никогда не погибнет тот, кто твёрдо верит, что будет жив.

Командир послал за ней двух партизан, а сам повёл отряд на новую базу. На рассвете отряд встретил пропавшую группу разведчиков во главе с Марьяновым. Оказалось, они столкнулись с отрядом немецкой полевой жандармерии. Бой был неравным, разведчикам пришлось отступить в болота и несколько дней прятаться среди трясин.

С этого дня Марьянов всех добытых им «языков» расспрашивал о русской девушке Тане и двух партизанах, но о них никто ничего не знал. Поздней осенью партизанский отряд ушёл на юго-восток, где соединился с частями советской армии.

Домик бабы Яги

Домик бабы Яги с одним окошком на курьих ножках. «Курьи ножки», на мой взгляд, означают то, что ниже нашего трехмерного мира нет твердой опоры – там гибель, миры зазеркалья. Единственный выход – возврат «домой», к родителям Небесным. Что такое «окошко» в домике? Это, возможность получать информацию – Свет через пророков, которые доносили до жителей физического мира знания о Небесной родине в виде сказок, мифов, легенд, то есть иносказательно.

Интересно, что эта сказочка русская народная в обработке А.Н.Толстого. Многие известные писатели обращаются к жанру сказок. Казалось бы, у них такие мощные исторические произведения, а тут детские сказочки. Почему они их писали? Ответ на этот вопрос может быть в том, что исторические произведения описывали действительность конкретного времени, но они почти не создавали мыслеобразов по выходу из тупиковых ситуаций дуального мира.

В истории отдельного человека, рода, народа, страны и всей нашей цивилизации планеты в целом постоянно происходит много тяжелых ситуаций, повторяющихся из поколения в поколение: «пряли и пряли кудельку – нить судьбы». Конечно же, наиболее болезненной является ситуация перехода человечества в мир иной, о котором мы знаем только от мистиков, за исключением 4-х мерного мира, в котором во время сна мы практически все бываем и что то там нам снится – видится.

Писатель потому, видимо и становится великим, что он каким — то образом прозревает, что мир иначе создан и развивается, нежели мы об этом думали. Священное Писание говорит, что мы сотворены по образу и подобию Божию, но образ дан, а подобие подтвердить нужно. Заповеди Божьи говорят, что Бог есть Любовь, что Бог есть Свет, и нет в нем никакой Тьмы, что Бог есть плюс, и нет в нем минуса. А кто же мы? В нас, в человечестве планеты есть все минусы, какие только можно придумать. Как восстановить в себе образ Божий? Возможно, идея была в сотворении плана бытия, в котором все материализовывается – проявляется в замедленном темпе и это можно рассмотреть и изменить. Нам говорят Святые Отцы в своих трудах, и передовые ученые подтвердили их слова опытами влияния мысли и чувства человека на окружающий мир, что мы можем изменить этот мир, сделать его светлым и радостным, если насытим его энергией Добра и Любви.

И из этого нашего мира нет другого выхода: только с Любовью вверх или со страхом и гордыней вниз, к полной гибели. А третье – это колесо сансары – повторный приход души в земной мир до тех пор, пока сможет вырваться из этого деструктивного мира обратно в духовный мир – обрести второе рождение.

Объяснение сюжета

Смысл рассказа К. Д. Воробьева «Гуси лебеди» заключается в необходимости веры в любимого человека, верности ему и готовности пойти на любые трудности ради любви. В рассказе, подобно народной сказке «Гуси лебеди», находится скрытый и сакральный смысл о святости и непоколебимости перед любыми препятствиями такого чувства, как любовь и всеобъемлющей силе любящего сердца.

Подобно сестрице из сказки, Татьяна и Сергей преодолевают любые сложности ради спасения друг друга. А мировая война и фашисты, разлучающие главных героев несут, в рассказе «Гуси лебеди» смысл Бабы-Яги и ее подчиненных гусей из одноименной сказки.

На заметку! Писатель Воробьев не зря решил использовать такое название, как «Гуси лебеди». В нем скрытый смысл «лебединой» верности главных героев. Через года они проносят свои чувства друг к другу, ни капли не потеряв. Главные герои не представляют себе жизнь друг без друга, погибая в разлуке, словно пара лебедей.

Автор говорит читателю, что нет такой силы на земле, которая сможет противостоять любящему сердцу. Даже добившись успеха в карьере, Сергей продолжает мучиться от тоски по неспасенной им Татьяне. Лишь поддавшись зову сердца, герой находит свою избранницу. Воробьев подталкивает читателя к мысли о том, что стоит слушать свое сердце и верить в лучшее даже тогда, когда вокруг все говорит об обратном. В этих простых истинах и кроется еще один смысл рассказа «Гуси лебеди».

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»: краткое содержание. Завязка

Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.

Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.

Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.

Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.

Возвратилась Маша, смотрит – Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.

Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.

Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.

Гуси-Лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

— Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…

Печка ей не сказала.

Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего лесного яблочка — скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся…

Яблоня ей не сказала.

Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

— Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

— Поешь моего простого киселька с молочком — скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся…

Долго она бегала по полям, по лесам.

День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

— Здравствуй, бабушка!

— Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

— Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

— Садись покуда кудель прясть.

Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.

Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

— Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

— Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

— Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала.

А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:

— Девица, прядешь ли?

Мышка ей отвечает:

— Пряду, бабушка…

Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

Баба-яга закричала:

— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.

— Речка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…

— Яблоня, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

— Печка, матушка, спрячь меня!

— Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее — пирожок в рот, а сама с братцем — в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

пос. Мизур Алагирского района РСО-Алания

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

План-конспект открытого урока по литературному чтению

(развитие критического мышления)

2 класс УМК «Школа России»

Составитель:

учитель начальных классов

Делида Л.Н

2021 г

Тема урока. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Развитие критического мышления на уроках литературного чтения.

Цели урока:

образовательная: познакомить детей с русской народной сказкой “Гуси-Лебеди”; учить детей выделять основную мысль сказки;

развивающая: развивать внимание, память, критическое мышление, творческие способности детей и навыки выразительного чтения;

обогащать словарный запас учащихся;

воспитательная: воспитывать ответственность, уважение к родителям, умение держать данное слово; воспитывать в детях любовь к урокам литературного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: восприятие текста на слух, плавное выразительное  чтение, определение   темы, сюжета, образы   героев,  главная   мысль   произведения.

Метапредметные: 1 регулятивные УУД:

 определить цели урока, продумывание читаемого, осуществить самоконтроль, самооценка.

    2.Познавательные УУД:

осмысление текста, самоанализ его, синтез, сравнение героев, умение выделять главное.

    3. Коммуникативные УУД: умение обсуждать прочитанное, отвечать на вопросы, строить речевое высказывание .

Личностные: эстетическое восприятие произведения, проявление интереса к содержанию, нравственно-эстетическое оценивание поступка героя.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы-самые высокие, терема – самые расписные, птицы – самые звонкие, а чудища – самые страшные.
Не пристало добрым молодцам и красным бездельничать.
Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

(Учащиеся исполняют песню «В гостях у сказки») Видеофрагмент прилагается

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет.
Полный смеха, света, краски!
А зовется чудо – …!(Сказка)

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Ребята, прочитайте высказывание хором.

Кто автор этих слов? -А. С.Пушкин (Выставляется портрет)

А как вы объясните пушкинские слова?

  1. Сообщение темы и задач урока.
    Учитель: Итак, мы отправляемся в путешествие в сказку. Сегодня на уроке мы продолжим работать с РНС «Гуси-лебеди».

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Лексическая работа.

Учитель: Что же такое сказка? (ответы детей)

Сказка –жанр литературного творчества о вымышленных лицах или событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Ложь— обман, неправда, вымысел.

Намек — неявное, косвенное указание на какие-то факты или обстоятельства.

Добрым молодцам— молодым людям.

Урок — это процесс передачи знаний.

Итак, сказка- это урок.

А где проводятся уроки? (в школе). Значит, сказка- это урок для детей.

  1. Работа над темой урока.

-Какие виды сказок вы знаете?

Сказки

О животных бытовые волшебные

Русская народная волшебная сказка- это особенное художественное произведение, которое отличается от рассказов и стихотворений. Сейчас мы и поговорим об этих особенностях и постараемся найти их в сказке.

А теперь давайте посмотрим, как начинается сказка, с каких слов? (зачин)

Признаки сказки: (составление кластера)

Зачин;

Волшебные предметы;

Сказочные слова и выражения;

Нарушение запрета;

Троекратный повтор;

Борьба добра со злом;

Добро побеждает зло;

Концовка.

  1. Физминутка «Мышки, внимание»

  1. Продолжение работы над сказкой, начатой на предыдущем уроке.

а) Восстановление последовательности событий. (работа в парах)

Учитель: Пока мы отдыхали, ветерок – озорник рассыпал части сказки. Я предлагаю вам организоваться в пары и восстановить сказку. Пара, которая справится с заданием, покажет знак.

(работа с картинками)

б) Характеристика сказочных героев. (составление синквейна «Девочка в начале сказки», «Девочка в конце сказки»). (работа в группах)

Смелая

 Невоспитанная

 Невежливая

 Трусливая

 Гордая

 Хитрая

 Злая

 Любит брата

 Добрая

 Упрямая

 Вежливая

 Заботливая

 Признает свои ошибки

 Любит брата

в) Работа с пословицей «Не дорого начало, похвален конец».

  1. Рефлексия.

— Сказка-это урок. Какой урок вы получили, работая над сказкой?

— Сегодня на уроке я понял……………

  1. Итог. Оценка урока. Самооценка.

-Почему произошло несчастье, кто виноват?

— Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Что ж, пришла пора прощаться,

Всех проводим в дом родной.

Обещаем повстречаться

С вами в сказке, но в другой.

  1. Домашнее задание: подготовить пересказ, сделать рисунки.

  • План написания декабрьского сочинения по русскому
  • План написания декабрьского сочинения по литературе
  • План написания итогового сочинения 2022 по литературе
  • План на тему сказка о мертвой царевне и о семи богатырях план
  • План местности сказки колобок