Подготовила:
Мамаева Юлия Ивановна,
воспитатель МАДОУ д/с № 7 г. Ишима
педагог 1 квалификационной категории
Цель: Научить детей методам и приёмам создания аппликации из квадратиков цветной бумаги методом мозаика.
Задачи:
— обучающие. Обучение приёму наклеивания маленьких квадратиков из цветной бумаги, совершенствование умений и навыков работы с бумагой, клеем. Познакомить детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
— развивающие. Развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с кусочками бумаги. Развитие творческих способностей, мышления, воображения детей. Расширение кругозора детей и их словарного запаса.
— воспитательные. Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с бумагой, клеем. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.
Предварительная работа.
Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Приоритетная образовательная область « Художественно — эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей. Художественно — эстетическое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.
Виды деятельности. Изобразительная деятельность, аппликация из бумаги, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.
Материал и оборудование.
— затонированный синий лист бумаги А4
— цветная бумага (желтая, оранжевая )
— клей – карандаш
— готовая фигурка золотой рыбки
Ход НОД.
Воспитатель. Ребята, вчера мы с Вами познакомились с новой сказкой. Кто помнит, что за это за сказка?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно. «Сказка про рыбака и рыбку». А Вы помните, кто написал эту сказку, назовите имя автора.
Ответы детей.
Воспитатель. Молодцы. Сказка была написана Александром Сергеевичем Пушкиным. Какие главные герои были в сказке?
Ответы детей.
Воспитатель. Да ребята, старик, старуха, золотая рыбка.
Ответы детей.
Воспитатель: Как он описывает старуху?
Дети: Вредная, жадная, злая.
Воспитатель: Как он обращается с мужем?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Какими словами описывается старик?
Дети: Добрый, тихий, жалостливый, беспомощный.
Воспитатель: А как его называет рыбка?
Дети: Рыбка называет старика ласково «старче».
Воспитатель: А как так получилось, что рыбка стала исполнять желания старика?
Дети: Потому что он ее отпустил . Старик вернул Рыбку в море.
Воспитатель: Нам понятно её желание отблагодарить сжалившегося над ней старика. Золотая Рыбка готова выполнить любое его желание. Она скорее всего посчитала, что желание обновить старое корыто несоизмеримо с тем, что он для неё сделал. Поэтому Рыбка, выполнила его вторую просьбу и дала ему и старухе новый дом.
Воспитатель: Золотая рыбка была благодарна старику, когда он отпустил её в открытое море по доброте душевной. Поэтому выполняла его желания, пока не поняла, что эти желания — не его, не Старика с доброй душой, а его Старухи. Старуха же, была злой, сварливой и бесстыдной в своих желаниях. В ней не было доброй Души, как у Старика.
Воспитатель: Что старуха просила у рыбки?
Дети: новое корыто, дом, дворянка, царица.
Воспитатель: Какое последнее желание загадала старуха?
Дети: Она захотела стать владычицей морскою.
Воспитатель:
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках»
Почему же рыбка ничего не ответила старику?
Дети: Рыбка не захотела служить старухе, потому что рыбка и есть владычица морская, а старуха возжелала занять её место, да не просто занять, а сделать из неё прислугу.
Воспитатель: Золотая рыбка отказалась исполнять последнее желание старухи так как прекрасно понимала, что тем самым обрекает себя на вечное услужение старухи, что та постоянно будет требовать исполнения своих желаний, а становиться рабыней Золотой рыбке вовсе не хотелось. Стать служанкой, прислуживать старухе для неё было бы оскорбительным и невозможным. Она не только не исполнила последнего желания, но отменила все свои благодеяния, в результате старуха осталась со своим разбитым корытом.. Так волшебная Рыбка выразила своё негодование.
Воспитатель: В сказе Пушкина есть еще один герой — море. Оно все время менялось, показывало свое отношение к желаниям ненасытной старухи.
Давайте мы с вами попробуем изобразить море.
(Дети встают в круг).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как А. С. Пушкин изображал море в сказке?
Дети: В первый раз море слегка разыгралось. (Включается аудиозапись слегка разыгравшего моря).
Воспитатель: Во второй раз какое было море?
Дети: Помутилось сине море. (Включается аудиозапись звука неспокойного моря).
Воспитатель: Какое стало море в третий раз?
Дети: Не спокойно стало сине море. (Включается аудиозапись бушующего моря).
Воспитатель: Каким стало море в четвертый раз?
Дети: Почернело синее море. (Включается аудиозапись шторма на море).
Воспитатель: Вот идет он к морю и видит: на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и воют.
Ребята, попробуйте подражать синему морю.
Дети:: У-у-у, ш-ш-ш. (Повторяют 5 раз).
Воспитатель: Что хотел сказать А. С. Пушкин по-разному изображая море?
Дети: Он хотел предупредить, что старухе пора остановиться.
Воспитатель: Море в каждый раз как-будто бы хотело предупредить старуху: хватит, остановись, оно недовольно запросами.
Воспитатель: Как же заканчивается сказка?
Дети: Перед старухой опять оказалось разбитое корыто.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным. Надо радоваться тому, что есть.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать золотую рыбку. Перед Вами лежит затонированный синий лист бумаги с силуэтом рыбки. Необходимо взять квадратики желтого цвета и наклеить на туловище рыбки, а красные квадратики на хвост и плавники. Чтобы было красиво, важно приклеивать квадратики аккуратно, близко друг к другу.
Молодцы, ваша рыбка готова.
Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/14/konspekt-nod-po-skazke-a-s-pushkina-skazka-o-rybake-i-rybke
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007870
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf
ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»
План-конспект урока
по предмету: детская литература с практикумом
по выразительному чтению
на тему: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
выполнила:
студентка 3 курса
Устинова Е.С.
Саратов, 2020
Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: знакомство со сказками А.С. Пушкина, изучение произведения «Сказка о рыбаке и рыбке».
Задачи урока:
Образовательные: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию произведения, называть отдельные фразы и слова из текста, описывать характеристику героев и мотивы их поступков.
Воспитательные: воспитание чувства любви к творчеству А.С. Пушкина, создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, жадности, хитрости.
Развивающие: развить навыки выразительного чтения, устную речь, память мыслительные навыки, воображение, умение анализировать произведение, обогатить словарный запас.
Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, в парах.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карандаши/фломастеры, конверт.
Ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 2 класс 1 часть (стр.100-101)
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Итак, начнем наш урок.
2. Актуализация знаний
Цель: проверить усвоение материала предыдущего урока.
— На прошлом уроке вы познакомились с биографией и творчеством великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним некоторые факты из его биографии:
1) Где родился А.С. Пушкин? (Москва), в каком году? (1799)
2) Кто ему рассказывал сказки в детстве? (Няня Арина Родионовна)
3) Любимое время года поэта? (Осень)
4) Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)
5) Скажите, любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки любят читать дети и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)
5) Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)
6) Сколько их? (5)
7) Назовите сказку Пушкина, в которой он не дал имен своим главным героям. (“Сказка о рыбаке и рыбке” – старик и старуха.)
3. Вступительная беседа
Цель: подвести детей к формулированию темы урока
В мире много сказок —
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
Сегодня мы будем работать с одной из сказок Пушкина. Угадайте, как она называется?
Он в землянке жил тридцать три года,
И рыбачить ходил в любую погоду.
Да бранила его жена-старуха открыто
За разбитое, негодное корыто.
Он с владычицей морскою вёл беседу,
И исполнила она три желания деда.
А когда рассердилась, взбунтовалась —
Море синее почернело, взволновалось.
Назови мне скорей с улыбкой!
— Это сказка о … .
(Рыбаке и рыбке)
4. Словарная работа
Цель: расширить словарный запас детей, разъяснить значение устаревших слов.
Давайте посмотрим, знаете ли вы значения этих слов:
- ветхая землянка- старый дом, вырытый в земле;
- корыто – большой продолговатый сосуд для стирки белья;
- невод – большая рыболовная сеть;
- кликать – звать;
- тина – скопление водорослей в воде;
- откуп – плата;
- корысть — выгода, польза;
- бранится – ругается;
- чупрун – чуб;
- душегрейка – верхняя женская одежда;
- простофиля — глупый, несообразительный человек;
- пуще- больше.
5. Первичное восприятие текста
Цель: познакомить с сюжетом и героями произведения.
Откройте учебник на странице 30. Я буду читать текст, а ваша задача- внимательно слушать. (учитель читает 1 часть сказки). Итак, ребята, ответьте мне на вопросы:
- -Где жили старик со старухой? (в землянке)
- -Чем занимался старик? (ловил неводом рыбу)
- — Что делала старуха? (пряла пряжу)
- — Сколько лет жил старик со старухой? (33 года)
- — Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
- — Что происходило каждый раз? (не мог поймать рыбу)
- — Почему старик отпустил рыбку? (ему стало жалко рыбку)
Как вы думаете, что произошло дальше? (ответы детей)
Давайте продолжим читать и узнаем, оправдались ли ваши предположения!
(Продолжение чтения текста (части 2-7) учениками (по выбору учителя)).
6. Физкультминутка
Цель: обеспечить физическую и эмоциональную разгрузку
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова. (Вращение головой.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)
7. Вторичное восприятие текста
Цель: ознакомление с сюжетом и героями произведения.
А вот следующие части сказки мы прочитаем по ролям (Ч. 8-11). Давайте определимся, какая роль кому достанется! Выбираются дети для чтения по ролям, а все остальные следят по тексту.
8. Проверка
Цель: провести анализ прочитанного с целью проверки усвоения материала.
А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали сказку.
Расскажите, в каком порядке старуха высказывала свои желания:
- Попросила избу.
- Захотела быть владычицей морскою.
- Попросила корыто.
- Желает быть столбовой дворянкой.
- Хочет быть царицей.
— Какой старик по характеру? (Мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный, вежливый, трусливый.)
— Какой представляете рыбку?
— Почему рыбка выполняла все просьбы старика?
— Как меняется море в ходе сказки? (Море слегка разыгралось; помутилось синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.)
— Как была наказана старуха за свою жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)
— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
— Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком).
9. Итог урока
Цель: зафиксировать новое содержание урока.
- Кто автор произведения, которое мы прочитали на уроке? (А.С. Пушкин)
- Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)
- Понравилась ли вам сказка?
- Какая часть сказки показалась вам самой интересной?
- Как можно было по-другому назвать эту сказку? (Морская сказка, Золотая рыбка, Три желания)
- Чему нас научила эта сказка?
- Как могли бы развиваться события дальше? (предположения детей)
Если вам сегодня было интересно на уроке- хлопните в ладоши.
10. Творческая работа
Цель: развитие творческих способностей.
Задание 1. Восстанови цепочку:
Задание 2.
Задание. К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок) Выучи наизусть 2 пословицы.
СТАРИК СТАРУХА
Много хочешь, да мало получишь.
Не умел характер проявить, тебе и битому быть.
Ненасытному всё мало.
Кто жадный бывает, тот всё потеряет.
Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.
Много желать – добра не видать.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.
Задание 3.
Помните в начале урока я вам говорила о сюрпризе от одного из наших главных героев. Так вот какой сюрприз вам приготовила золотая рыбка
— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
— Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с изображением золотой рыбки я предлагаю вам на обратной стороне написать ваше желание.
(все желания кладутся в конверт и передаются золотой рыбке).
11. Домашнее задание
Ответить на вопросы к сказке в учебнике. По желанию к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.
Доклад по теме:
Использование обращений в творчестве А.С. Пушкина
Выполнила:
Быкадорова Елена
5Б класс школа № 20
2018 год
План.
-
Несколько слов об авторе.
-
Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.
-
Значение обращений в речи.
-
Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя
Несколько слов об авторе.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами, людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец – острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I. Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове. Бабушка и наняла для мальчика няню – Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней. В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым, Карамзиным. Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас». В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний. В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Политические произведения Пушкина 1817–1820 годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь, и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820 поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин». Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался.
Александр Сергеевич Пушкин – один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.
Мир пушкинской поэзии – это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.
Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.
В сказке А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке.
-
Золотая рыбка обращается к рыбаку:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь».
-
Рыбак обращается к золотой рыбке:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
-
Старуха обращается к старику:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
-
Обращение старика к старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане.
-
Обращение царя Салтана к девице:
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября».
Значение обращений в речи.
В произведениях А.С.Пушкина присутствуют самые разнообразные эмоции: любовь, удовольствие, радость, нежность, симпатия, негодование, холод и другие, которые проявляются в пушкинских обращениях.
Язык Пушкина отличается новизной по объему лексических средств, широте охвата разнообразных языковых единиц. Идея сближения народно-разговорной речи с книжно-литературной стала основным принципом не только литературной деятельности Пушкина, но и развития национального литературного языка в целом.
Пушкин видел в «простонародном наречии» основу литературного языка. Пушкин постоянно обращается к языку простого народа, видит в нем «живописный способ выражения». В языке народа, в его песнях, пословицах и сказках Пушкин обнаруживал множество речевых самородков. Он чутко прислушивался к народным песням, находя в них «истинную поэзию». К словам и выражениям простонародного характера поэт относился с вниманием и уважением. Он постоянно проявлял к ним живой интерес, восторгался их меткостью и образностью.
Пушкин проявлял интерес к диалектам, советовал вслушиваться в простонародные речения. Он включает многие просторечные слова и выражения и синтаксические конструкции в литературное употребление. Из года в год возрастало его внимание к народно-разговорной речи, все шире вводились в язык художественных произведений разговорно-просторечные элементы. Если в лицейский период Пушкин лишь изредка использовал их, то первым произведением, где средства народной речи используются свободно и смело и в речи персонажей, и в речи автора, стала поэма «Руслан и Людмила» (1820), встреченная критикой недоброжелательно. Критиков возмутило обилие «низких» слов и выражений, переход героя от одной манеры речи к другой, смешение жанров – употребление в волшебной сказке элегических словосочетаний.
Пушкин смело нарушает границы жанровых речевых стилей, создавая новые виды литературных произведений. Он разорвал принудительную связь жанра и стиля языка. Он создал «романтическую» и историческую поэмы («Руслан и Людмила», «Полтава»), роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворную повесть («Граф Нулин»). Во всех этих новых произведениях он совершенно свободно пользуется элементами трех прежних литературных стилей.
У него одно произведение могло включать самые разнообразные речевые элементы. Пушкин же достиг органичного слияния простонародного и книжного языка в единую литературную речь во всех жанрах и видах художественной литературы. В пушкинских произведениях элементы разговорной речи уже не признак их жанровой принадлежности, но свойство русского национального литературного языка. Пушкин широко использует просторечную лексику в таких произведениях, как «Арап Петра Великого», «Цыганы», «Полтава», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Дубровский».
Просторечные и простонародные слова Пушкин использует для создания речевой характеристики героя определенного социального положения – солдата, крестьянина, ямщика.
Пушкин был осторожнее и умереннее в употреблении просторечных и простонародных средств, чем авторы XVIII в., особенно авторы комедий и басен. Пушкин избегает всего того, что непонятно и неизвестно в общем литературно-бытовом обиходе. Он чужд экзотике областных выражений, не допускал грубого просторечия, жаргонизмов. Пушкинский язык почти не пользуется профессиональными и сословными диалектами города, сторонится разговорно-чиновничьего диалекта. Лишь в некоторых произведениях мы встречаем отдельные слова и выражения, обусловленные содержанием текстов, например, в «Пиковой даме» – слова и выражения картежников, в «Домике в Коломне» – военные термины. Пушкин из просторечия берет только общенародные, общепонятные слова, которые могут получить общенациональное признание: # авось, бедняк, назло, сулить, карабкаться, тотчас, напекать.
Отбор слов и выражений из народной речи подчинен в творчестве Пушкина принципу соразмерности и сообразности. Он сознательно отбирает из народной речи наиболее яркие элементы, используя их в различных контекстах, с различными целями, предварительно обрабатывая средства народного языка. Пушкин отбирает из народного языка в литературный такие речевые средства, которые были исторически апробированы, т.е. широко употребительны в летописях, песнях, сказаниях, былинах и потому известны всему народу. Поэт не привлекал местные диалектные слова. Отбор он проводил в городском просторечии и крестьянской бытовой речи, а не в жаргоне светских салонов. Пушкин не допускал грубо-просторечных, диалектных и жаргонных слов в большом количестве. Он не опускался до натуралистической фиксации диалектного говорения.
Поэты и писатели XVIII в. ограничивали использование просторечия лишь произведениями «низкого стиля», они воспроизводили народную речь, не подвергая ее стилистической обработке. Крестьяне в их произведениях говорят подчеркнуто диалектной речью, авторы сознательно сгущают краски, вкладывая в их реплики фонетические, синтаксические и лексические диалектизмы, восходящие к различным говорам. Пушкин находит в народном словоупотреблении самобытные черты, характеризующие его неподдельность и своеобразие. Например, в стихотворении «Утопленник» употребляются диалектизмы хозяйка («жена, старшая женщина в крестьянской семье»), погода («дурная погода, буря»); в «Капитанской дочке» – «постоялый двор, или, по-тамошнему, умет». Пушкин производит строгий, тщательный отбор лексики и использует диалектные черты в специальных стилистических задачах: создать характер документальности, достоверной точности.
Пушкин делает разговорную речь простого народа подлинной основой национального русского литературного языка.
Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя
Сказки Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 году. Это была первая сказка появившаяся в печати. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, в нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: « Во время разговора он стоял позадь забора». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств. Сказка завершается, как у многих писателей – сказочников веселым пиром, славящим торжество добра.
Сказки Пушкина непохожи одна на другую. «Сказка о попе и работнике его Балде» написана в Болдине в 1830 году. Основной послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском. В этой сказке Пушкин изумительно передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была написана в 1833 году, а в 1834 году написана «Сказка о золотом петушке» – эти сказки сродни народным песням. В них есть напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского — Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».
Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценности».
Пушкин любил свое отечество-Россию и ее народ. С глубоким интересом изучал он народную жизнь. Поэт написал бы еще много произведений, если бы его жизнь не прервалась так рано.
Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Впервые благодаря его лирике мы узнали о прелести природы средней полосы России. Описание природы тесно связано с бытом крестьян. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, в своих произведениях он пробуждает чувство любви к родине и приобщает детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие детской литературы.
Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!
Вариант 1
(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.
Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.
Более реалистичный пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион убил двух женщин, повинуясь желанию проверить свои способности. Он думал, что сможет вершить судьбы людей и идти к цели по трупам, однако ошибся и едва не сошел с ума от чувства вины. В чем состояло его заблуждение? Во-первых, он считал, что Алена Ивановна вредит бедным, поэтому ее нужно устранить. Это глупость, ведь никто, кроме ростовщицы, не мог спасти нищего от голодной смерти. Сам же Родион сводил концы с концами только благодаря ее услугам. Кроме того, не Раскольникову решать, кто нужен обществу и куда девать его деньги, это противоречит всем нормам морали. То есть его решение неразумно и безнравственно, а значит, несправедливо, что мы определили по этим двум важнейшим критериям. Во-вторых, никто не может достичь благих целей, убивая людей и грабя их. Цель не соответствует средствам, а значит, человек неизбежно уклонится на своем пути и пойдет по кривой дорожке. Налицо аморальность и неразумность поступка юноши, которые вновь доказывают его неправоту. Осознав все это, Раскольников признал вину и искупил ее раскаянием, получив тюремный срок. Это акт справедливости: за преступлением последовало столь же суровое наказание.
Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.
Вариант 2
(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.
Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.
Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.
Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.
Автор: Плискунова татьяна Анатольевна
Организация: МБОУ Лицей №7
Населенный пункт: Московская область, г. Химки
Все большую и большую роль в нашей жизни играют информационные процессы. Глобальное развитие этих процессов ведет к формированию нового уклада жизни, профессиональной деятельности, созданию нового формата человека в обществе. Перед нами открываются огромные возможности: доступ к информационным ресурсам, общение, освоение новых, необъятных просторов виртуальной реальности. Однако, как и у любой медали, у цифровых технологий есть две стороны: приобретения и потери.
Приобщение человека к благам цифрового мира начинается с самого детства. Ребёнок ежедневно видит, как родители, окружающие его люди пользуются различными цифровыми технологиями, поэтому он привыкает к их постоянному присутствию. Но незаметно для нас гаджеты из развлекательной и образовательной областей переходят в разряд воспитателей нового цифрового поколения, в разряд наставников наших детей, отодвигая: учителей и родителей на задний план.
Проведя анкетирование в 3-х классах: шестом, восьмом и десятом, я выяснила, что для 80 % авторитетным является мнение, полученное в интернет- сети, 30% считают авторитетным мнение родителей и только три процента доверяют мнению учителей.
Этот небольшой опрос заставил меня серьезно задуматься, о том какова же всё-таки моя роль в воспитании детей, как учителя и классного руководителя. Могу ли я еще хоть на что-то повлиять? Наверное, влияние есть. Это понимаешь, когда дети говорят твоими фразами, уже забыв откуда они их услышали или неожиданно проявляют тонкость восприятия, глубину понимания, творчество и человечность.
Что же удивительного в таких проявлениях? Веди это же норма поведения. Или уже нет?
Отсутствие авторитетов, эгоцентризм, потеря моральных ценностей и нравственных ориентиров, размытие границ дозволенного, снижение общего уровня культуры – вот та цена, которую мы платим за неограниченное и нерегламентированное присутствие в жизни наших детей цифровых устройств. Разрозненный поток информации, который трудно переработать, осмыслить, ассимилировать захлестывает сознание наших детей. С интернет-трибуны, которую может занять каждый некомпетентный, необразованный или злонамеренный человек несутся мнения и идеи в ценности и правильности которых детям трудно разобраться. Формируется шаткое, фрагментарное и обрывочное мировоззрение, узконаправленная или искаженная картина мира.
У детей в современном обществе быстро формируется интернет-зависимость не менее страшная, чем алкогольная и наркотическая. Не имея возможность играть в любимую игру, ребенок становится агрессивен или же у него проявляются признаки депрессии. У таких детей наблюдается потеря интереса к учебе и социальным взаимодействиям. Их актуальные смыслы протекают в виртуальной плоскости изменяя мышление, восприятие и саму структуру личности.
По мнению современных исследователей Джона Палфри, Урса Гассера, «люди, которые оказались в цифровом мире в самом начале своей жизни и знают этот мир только таким, являются «цифровыми аборигенами». Зачастую такие дети и взрослые уже не видят разницы между жизнью в сети и реальностью.
Есть одна очень популярная игра среди современных школьников. Игра заключается в сборе кристаллов и охране своих сокровищ от противников в одиночку или в команде, а также прокачке персонажей. Я обратила внимание, что дети на перемене находятся в перевозбужденном состоянии, кричат, теряют контроль над своим поведением. Оказалось, что они играют как раз в эту игру. Я задала вопросы зачем они играют в эту игру? И получила следующие ответы:
-Чтобы стать самым крутым;
-Чтобы не было скучно;
— Весело убивать.
Чтобы почувствовать свою значимость, современному ребенку не нужно хорошо учиться, быть сильным, обаятельным или к примеру, уметь играть на гитаре. Ему достаточно прокачать своего персонажа в игре. В этом наши дети действительно похожи на аборигенов, которые на ничего нестоящие стекляшки, готовы менять золото и драгоценные камни. Драгоценным является время детства, за которое должна сформироваться будущая уникальная личность, будущий гражданин, будущий профессионал. Стекляшками — кубки и призы в игре, которая ловит наших детей на извечные человеческие слабости, щедро даруя взамен пустоты.
Убивший тысячу раз в игре скорее переступит через нравственную грань в реальности, особенно если в виртуальности это весело, если на следующем этапе можно «воскреснуть» и снова радостно кинуться в бой.
Не ценность, а обесценивание человеческой жизни, вот чему учатся «новые аборигены» прилежно проходя все новые уровни виртуальной игры.
Это очень страшно! А как издревле известно, самый лучший способ борьбы со страхом — это смех. Я предлагаю вашему вниманию сценарий «Сказки о рыбаке, рыбке и мобильном интернете», созданный на основе сказки А.С. Пушкина, Спектакль по данному сценарию был поставлен мной и успешно реализован на сцене нашего лицея учащимися 6 класса . (см. Приложение №1).
Список литературы.
1.Фильдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал
— 2020 – №2(4) – С.6-11
2.Пэлфри Дж. Дети цифровой эры / Пэлфри Джон, Гассер Урс ; [пер. с англ. Н. Яцюк]. — М.: Эксмо, 2011.—368 с
3.Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал
— 2018 – №1(29) – С.6-16
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г.
5. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Т. 6. № 4. С. 86–94.
6.Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.
Приложение №1
«Сказка о рыбаке, рыбке и мобильном интернете»
Автор:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха, уткнувшись сидела
День и ночь в своем телефоне.
Старик:
Что-то сеть моя прохудилась.
Старуха (рассеянно):
Сеть сегодня неважно ловит.
Старик:
О-хо-хо. Пойду порыбачу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Рыбка:
Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.
Старик:
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Автор:
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
Старик:
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую…
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море
Старуха:
Дурачина ты, простофиля!
Смартфон бы потребовал с рыбки.
Телефон мой совсем раскололся.
Автор:
Вот пошел Старик к синему морю;
Видит – море слегка разыгралось.
Рыбка:
Чего тебе надобно, старче?
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха.
Смартфон ей надобно новый.
Наш давно уже устаревший.
Стыдно с кнопочным даже старухе.
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом.
Смартфон для меня не проблема.
Автор:
Воротился старик ко старухе,
В смартфон старуха играет,
Глаз отвести от экрана не может,
Старика не ругает, не пилит,
На вопросы не отвечает.
День проходит, другой, за ним третий.
Стала снова браниться старуха.
Старуха:
Дурачина, ты, простофиля!
В смартфоне, много ль корысти?
Надоели стрелялки, бродилки,
Не какая-то я игроманка.
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Выпроси, что б я блогером сталая.
Круче всех пишущих в интернете!!!
Автор:
Пошел старик к синему морю;
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Старик:
Рыбка! Рыбка!
Рыбка:
«Чего тебе надобно, старче?»
Старик:
Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Стать известным блогером хочет.
Рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом.
Будет так все, как хочет старуха!
Автор:
Пошел старик к своей землянке,
А там…!!!
Старуха (читает реп):
В подписчики все приходите к старухе.
Я сплетни люблю, тиражирую слухи.
В лачуге моей скоростной интернет
На тему любую я дам вам совет.
Про то, как выращивать кактус на грядке,
В квартире, как все устранить неполадки,
Китайский, как выучить вам за три дня –
Про все. Что хотите, спросите меня.
Я выложу селфи отличное вскоре:
В землянке, с корытом у Синего моря.
Про жизнь расскажу про свою я и быт.
Не будет сам Пушкин, как я знаменит.
Старик:
Чай, теперь твоя душенька довольна.
Старуха:
Дурачина, ты, простофиля.
Воротись с поклонами к рыбке:
Надоело народ мне тешить.
Майкрасофт владеть хочу безраздельно,
Чтоб служи Билл Гейтс мне на посылках.
Автор:
Испугался старик, взмолился.
Старик:
Что ты, баба, белены объелась?
Ты в компьютерах совсем ведь не шаришь.
Будут все над нами смеяться.
Старуха:
Не смей мне , ты, старый перечить.
Буду первой я в списке Форбса.
Буду самой богатой на свете,
Заведу лимузин и мопса.
Автор:
Вот идет Старик к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Рыбка:
«Чего тебе надобно, старче?»
Старик:
Смилуйся, государыня, рыбка.
Опять моя старуха бунтует.
Майкрософт владеть теперь хочет,
Чтоб Билл Гейтс служил ей на посылках.
Автор:
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
Со старым кнопочным в руках телефоном.
Автор:
Вот такая произошла история в одной землянке у Синего моря. К сожалению, чем умнее становятся компьютеры и телефоны, тем глупее становятся их обладатели.
Приложения:
- file0.docx.. 25,9 КБ