План на тему сказка о рыбаке и рыбке

Подготовила: мамаева юлия ивановна, воспитатель мадоу д/с 7 г. ишима педагог 1 квалификационной категории цель: научить детей методам и

Подготовила:

Мамаева Юлия Ивановна,

воспитатель МАДОУ д/с № 7 г. Ишима

педагог 1 квалификационной категории

Цель: Научить детей методам и приёмам создания  аппликации из квадратиков цветной бумаги методом мозаика.
Задачи:
— обучающие. Обучение приёму наклеивания маленьких квадратиков из цветной бумаги, совершенствование умений и навыков работы с бумагой, клеем. Познакомить детей с произведением А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
— развивающие. Развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с кусочками бумаги. Развитие творческих способностей, мышления, воображения детей. Расширение кругозора детей и их словарного запаса.
— воспитательные. Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с бумагой, клеем. Воспитание любви и бережного отношения к живой природе.

Предварительная работа.
Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Приоритетная образовательная область « Художественно — эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей. Художественно — эстетическое развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.

Виды деятельности. Изобразительная деятельность, аппликация из бумаги, познавательная деятельность, коммуникативная деятельность, двигательная деятельность.

Материал и оборудование.
— затонированный синий лист бумаги А4
— цветная бумага (желтая, оранжевая  )
— клей – карандаш
— готовая фигурка золотой рыбки

Ход НОД.

Воспитатель. Ребята, вчера мы с Вами познакомились с новой сказкой. Кто помнит, что за это за сказка?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно. «Сказка про рыбака и рыбку». А Вы помните, кто написал эту сказку, назовите имя автора.
Ответы детей.

orig 19a75ecc0d79ad5dc43b3d75efd2e121

Воспитатель. Молодцы. Сказка была  написана Александром Сергеевичем Пушкиным. Какие главные герои были в сказке?
Ответы детей.
Воспитатель. Да ребята, старик, старуха, золотая рыбка.
Ответы детей.
Воспитатель: Как он описывает старуху?
Дети: Вредная, жадная, злая.
Воспитатель: Как он обращается с мужем?
Дети: Плохо.
Воспитатель: Какими словами описывается старик?
Дети: Добрый, тихий, жалостливый, беспомощный.
Воспитатель: А как его называет рыбка?
Дети: Рыбка называет старика ласково «старче».
Воспитатель: А как так получилось, что рыбка стала исполнять желания старика? 
Дети: Потому что он ее отпустил . Старик вернул Рыбку в море.

Воспитатель:  Нам понятно её желание отблагодарить сжалившегося над ней старика. Золотая Рыбка готова выполнить любое его желание. Она скорее всего посчитала, что желание обновить старое корыто несоизмеримо с тем, что он для неё сделал. Поэтому Рыбка, выполнила его вторую просьбу и дала ему и старухе новый дом.

Воспитатель: Золотая рыбка была благодарна старику, когда он отпустил её в открытое море по доброте душевной.  Поэтому выполняла его желания, пока не поняла, что эти желания — не его, не Старика с доброй душой, а его Старухи. Старуха же, была злой, сварливой и бесстыдной в своих желаниях. В ней не было доброй Души, как у Старика.

Воспитатель: Что старуха просила у рыбки?
Дети: новое корыто, дом, дворянка, царица.
Воспитатель: Какое последнее желание загадала старуха?
Дети: Она захотела стать владычицей морскою.
Воспитатель:

Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках»

Почему же рыбка ничего не ответила старику?
Дети: Рыбка не захотела служить старухе, потому что рыбка и есть владычица морская, а старуха возжелала занять её место, да не просто занять, а сделать из неё прислугу.

Воспитатель: Золотая рыбка отказалась исполнять последнее желание старухи так как прекрасно понимала, что тем самым обрекает себя на вечное услужение старухи, что та постоянно будет требовать исполнения своих желаний, а становиться рабыней Золотой рыбке вовсе не хотелось. Стать служанкой, прислуживать старухе для неё было бы оскорбительным и невозможным. Она не только не исполнила последнего желания, но отменила все свои благодеяния, в результате старуха осталась со своим разбитым корытом.. Так волшебная Рыбка выразила своё негодование.

Воспитатель: В сказе Пушкина есть еще один герой — море. Оно все время менялось, показывало свое отношение к желаниям ненасытной старухи.

Давайте мы с вами попробуем изобразить море.
(Дети встают в круг).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как А. С. Пушкин изображал море в сказке?
Дети: В первый раз море слегка разыгралось. (Включается аудиозапись слегка разыгравшего моря).
Воспитатель: Во второй раз какое было море?
Дети: Помутилось сине море. (Включается аудиозапись звука неспокойного  моря).
Воспитатель: Какое стало море в третий раз?
Дети: Не спокойно стало сине море. (Включается аудиозапись бушующего  моря).
Воспитатель: Каким стало море в четвертый раз?
Дети: Почернело синее море. (Включается аудиозапись шторма на море).
Воспитатель: Вот идет он к морю и видит: на море черная буря, так и вздулись сердитые волны, так и ходят так воем и воют.
Ребята, попробуйте подражать синему морю.
Дети:: У-у-у, ш-ш-ш. (Повторяют 5 раз).
Воспитатель: Что хотел сказать А. С. Пушкин по-разному изображая море?
Дети: Он хотел предупредить, что старухе пора остановиться.
Воспитатель: Море в каждый раз как-будто бы хотело предупредить старуху: хватит, остановись, оно недовольно запросами.

Воспитатель: Как же заканчивается сказка?
Дети:  Перед старухой опять оказалось разбитое корыто.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным. Надо радоваться тому, что есть.

Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам сделать  золотую рыбку. Перед Вами лежит затонированный синий лист бумаги с силуэтом рыбки. Необходимо взять квадратики желтого цвета и наклеить на туловище рыбки, а красные квадратики на хвост и плавники. Чтобы было красиво, важно приклеивать квадратики аккуратно, близко друг к другу.

orig e960f79162f90153ede2223ebdeec2f4

orig 9424895d6af82c9cae7235bd715a4c28

Молодцы, ваша рыбка готова.

Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/11/14/konspekt-nod-po-skazke-a-s-pushkina-skazka-o-rybake-i-rybke

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007870 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж»

План-конспект урока

по  предмету:  детская литература с практикумом

по выразительному чтению

на тему: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

                                                                                выполнила:

                                                                                студентка  3 курса  

                                                                                Устинова Е.С.

Саратов, 2020

Тема урока: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока: изучение нового  материала.

Цель урока: знакомство  со сказками   А.С. Пушкина, изучение произведения «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи урока:

Образовательные:  учить  детей внимательно  слушать  сказку, отвечать на вопросы по содержанию  произведения, называть отдельные фразы и слова из текста, описывать характеристику героев и мотивы их поступков.

Воспитательные: воспитание чувства любви к творчеству А.С. Пушкина, создать условия для воспитания непримиримого   отношения   к корысти, жадности, хитрости.

Развивающие: развить навыки выразительного  чтения,  устную  речь, память  мыслительные навыки, воображение, умение анализировать  произведение, обогатить словарный запас.

Формы работы, используемые на уроке: фронтальная, в парах.               

Оборудование: учебник, карточки  с заданиями, карандаши/фломастеры, конверт.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова 2 класс 1 часть (стр.100-101)

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Давайте проверим, все ли необходимое есть у вас на партах! Нам понадобится учебник. Итак, начнем наш урок.

2. Актуализация знаний

Цель: проверить  усвоение материала предыдущего урока.

— На прошлом уроке вы познакомились  с биографией и творчеством  великого русского  писателя и  поэта  Александра Сергеевича Пушкина. Давайте вспомним некоторые факты из  его биографии:

1) Где родился А.С. Пушкин? (Москва), в каком году? (1799)

2) Кто ему рассказывал сказки в детстве? (Няня Арина Родионовна)

3) Любимое время года поэта? (Осень)

4) Какое первое слово в названиях всех сказок Пушкина? (Сказка)

5) Скажите, любите ли вы читать сказки? Почему? (Сказки любят читать  дети и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)

5) Какие сказки А.С.Пушкина вам известны? (“Сказка о попе и работнике Балде”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…”, “Сказка о рыбаке и рыбке”)

6) Сколько их? (5)

7) Назовите сказку Пушкина, в которой он не дал имен своим главным героям. (“Сказка о рыбаке и рыбке” – старик и старуха.)

3. Вступительная беседа

Цель: подвести детей к формулированию темы урока

В мире много сказок —

грустных и смешных.

И прожить на свете

нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: «Заходи!»

Сегодня мы будем работать  с одной из  сказок Пушкина. Угадайте, как она называется?

Он в землянке жил тридцать три года,

И рыбачить ходил в любую погоду.

Да бранила его жена-старуха открыто

За разбитое, негодное корыто.

Он с владычицей морскою вёл беседу,

И исполнила она три желания деда.

А когда рассердилась, взбунтовалась —

Море синее почернело, взволновалось.

Назови мне скорей с улыбкой!

— Это сказка о … .

(Рыбаке и рыбке)

4. Словарная работа

Цель: расширить  словарный запас детей, разъяснить значение устаревших слов.

Давайте посмотрим, знаете ли вы значения этих  слов:

  • ветхая землянка- старый  дом, вырытый  в земле;
  • корыто – большой продолговатый сосуд для  стирки белья;
  • невод – большая рыболовная сеть;
  • кликать – звать;
  • тина – скопление водорослей в воде;
  • откуп – плата;
  • корысть —  выгода, польза;
  • бранится – ругается;
  • чупрун – чуб;
  • душегрейка – верхняя женская одежда;
  • простофиля — глупый, несообразительный человек;
  •  пуще- больше.

5. Первичное восприятие текста

Цель: познакомить  с сюжетом и героями  произведения.

Откройте  учебник на странице 30. Я буду читать текст,  а ваша задача- внимательно  слушать. (учитель  читает 1 часть  сказки). Итак, ребята,  ответьте мне на вопросы:

  1. -Где жили старик со старухой? (в землянке)
  2. -Чем занимался старик?  (ловил неводом рыбу)
  3. — Что делала старуха? (пряла пряжу)
  4. — Сколько лет жил старик со старухой? (33 года)
  5. — Сколько раз закидывал старик невод в море? (3 раза)
  6. — Что происходило каждый раз?  (не мог поймать  рыбу)
  7. — Почему старик отпустил рыбку?  (ему стало жалко рыбку)

            Как вы думаете, что  произошло дальше? (ответы детей)

Давайте продолжим читать и узнаем, оправдались  ли ваши предположения!  

(Продолжение чтения текста  (части 2-7) учениками (по  выбору учителя)).

6. Физкультминутка

Цель: обеспечить  физическую и эмоциональную  разгрузку

 Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)

7. Вторичное восприятие текста

Цель: ознакомление с сюжетом и героями  произведения.

А вот  следующие части сказки  мы прочитаем по ролям (Ч. 8-11). Давайте определимся, какая роль  кому достанется!  Выбираются дети для чтения по ролям, а все остальные следят по тексту.

8. Проверка

Цель: провести анализ  прочитанного  с целью  проверки  усвоения материала.

 А сейчас проверим, внимательно  ли вы слушали сказку.

Расскажите, в каком порядке старуха высказывала свои желания:

  1. Попросила избу.
  2. Захотела быть владычицей морскою.
  3. Попросила корыто.
  4. Желает быть столбовой дворянкой.
  5. Хочет быть царицей.

— Какой старик по характеру? (Мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный, вежливый, трусливый.)

— Какой представляете рыбку?

— Почему рыбка выполняла все просьбы старика?

— Как меняется море в ходе сказки? (Море слегка разыгралось; помутилось синее море; неспокойное синее море; почернело синее море; на море черная буря.)

— Как была наказана старуха за свою жадность? (Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)

— Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)

— Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?

— Случается ли такое в жизни? (В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком).

9. Итог урока

Цель: зафиксировать новое содержание урока.

  1. Кто автор произведения, которое мы прочитали на уроке? (А.С. Пушкин)
  2. Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)
  3. Понравилась  ли вам сказка?  
  4. Какая  часть сказки  показалась  вам самой интересной?
  5. Как можно было  по-другому назвать эту сказку? (Морская сказка, Золотая рыбка, Три желания)
  6. Чему нас научила эта сказка?
  7. Как могли  бы развиваться события дальше? (предположения детей)

Если вам сегодня было интересно на уроке- хлопните в ладоши.

10. Творческая работа

Цель: развитие творческих способностей.

Задание 1. Восстанови цепочку:

План на тему сказка о рыбаке и рыбке

      Задание 2.

Задание. К каким персонажам сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок) Выучи наизусть 2 пословицы.

СТАРИК                                                                                СТАРУХА

Много хочешь, да мало получишь.

Не умел характер проявить, тебе и битому быть.

Ненасытному всё мало.

Кто жадный бывает, тот всё потеряет.

Кто не умеет за себя постоять, того все обижают.

Много желать – добра не видать.

Много захочешь – последнее потеряешь.

Жадность всякому горю начало.

Задание 3.

 Помните в начале урока я вам говорила о сюрпризе от одного из наших главных героев. Так вот какой сюрприз вам приготовила золотая рыбка

— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

— Ребята, у каждого из вас на парте лежит картинка с изображением золотой рыбки я предлагаю вам на обратной стороне написать ваше желание.

(все желания кладутся в конверт и передаются золотой рыбке).

11. Домашнее задание

Ответить  на вопросы к сказке  в  учебнике. По желанию к любому отрывку из  сказки нарисовать рисунок.

Доклад по теме:

Использование обращений в творчестве А.С. Пушкина

Выполнила:

Быкадорова Елена

5Б класс школа № 20

2018 год

План.

  1. Несколько слов об авторе.

  2. Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.

  3. Значение обращений в речи.

  4. Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя

Несколько слов об авторе.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (по старому стилю 26 мая) 1799 года в Москве в семье нетитулованного дворянского рода. Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, писатель, драматург, автор бессмертных поэм, стихов и сказок. Мало кто не слышал об этом имени, имя Пушкина мы знаем с детства. Семья поэта относилась к нетитулованному дворянскому роду. Предки Александра были аристократами, людьми, которые честно и гордо служили своей родине. Дед поэта был полковником, отец – острословом. Прадед по матери был африканцем, знаменитым «арапом» Ганнибалом, служившим при дворе у Петра I. Летнее время детства с 1805 по 1810 год поэта прошло у бабушки в селе Захарове. Бабушка и наняла для мальчика няню – Арину Родионовну, которую ребёнок так полюбил. Детские впечатления, полученные за эти годы, нашли отражение в творчестве писателя. Арине Родионовне он посвятил множество своих произведений и был сильно привязан к ней. В 1811 году поэт поступил в Царскосельский лицей, где и проявился его творческий литературный дар. За годы обучения Пушкин установил тесные контакты со знаменитыми литераторами Вяземским, Тургеневым, Карамзиным. Первые публикации поэта пришлись на 1814 год, когда в журнале «Вестник Европы» издали его стихотворение «К другу-стихотворцу». В это же время писателя заочно приняли членом литературного клуба под названием «Арзамас». В 1817 году Александр окончил лицей и выпустился в чине секретаря 12-го класса. После выпуска поэт переехал в Петербург, а не вернулся в Москву. В Петербурге он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где писатель выступал как активный участник заседаний. В 1819 году Пушкина приняли в литературно-театральное общество «Зелёная лампа». Политические произведения Пушкина 1817–1820 годов вызвали гнев у императора Александра I. К этим произведениям относятся «К Чаадаеву», «Вольность», «Деревня». Писателю грозила ссылка в Сибирь, и только благодаря усилиям Карамзина, Крылова и Жуковского этого удалось избежать. В 1820 поэт был отправлен в Феодосию для поправки здоровья. Впечатления об этом месте отражены в произведении «Евгений Онегин». Гибель поэта произошла 29 января (по старому стилю 10 февраля) в 1837 году на дуэли с Жоржем Дантесом. Пушкин получил смертельное ранение в живот и скончался.

Александр Сергеевич Пушкин – один из ярчайших поэтов «золотого века», который оставил неизгладимый след в русской литературе.

Мир пушкинской поэзии – это светлый, добрый, радостный мир любви, дружбы и созидания. Он необычайно широк и потому включает в себя все: взлеты и падения, успех и разочарования, радость и печаль, любовь и дружбу, предательство и измену. Поэт изливает свои чувства и переживания в стихах. Он живет в них. Каждое его стихотворение можно сравнить с драгоценным камнем, с янтарем, внутри которого находится жучок. Так и в пушкинских стихах. В каждом из них есть своя сердцевина, ядро, в котором и заложена основная мысль.

Примеры обращений в сказках А.С. Пушкина.

В сказке А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке.

  1. Золотая рыбка обращается к рыбаку:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

  1. Рыбак обращается к золотой рыбке:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

  1. Старуха обращается к старику:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

  1. Обращение старика к старухе:

«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

Чай, теперь твоя душенька довольна».

В сказке А.С. Пушкина о царе Салтане.

  1. Обращение царя Салтана к девице:

«Здравствуй, красная девица, –

Говорит он, – будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября».

Значение обращений в речи.

В произведениях А.С.Пушкина присутствуют самые разнообразные эмоции: любовь, удовольствие, радость, нежность, симпатия, негодование, холод и другие, которые проявляются в пушкинских обращениях.

Язык Пушкина отличается новизной по объему лексических средств, широте охвата разнообразных языковых единиц. Идея сближения народно-разговорной речи с книжно-литературной стала основным принципом не только литературной деятельности Пушкина, но и развития национального литературного языка в целом.

Пушкин видел в «простонародном наречии» основу литературного языка. Пушкин постоянно обращается к языку простого народа, видит в нем «живописный способ выражения». В языке народа, в его песнях, пословицах и сказках Пушкин обнаруживал множество речевых самородков. Он чутко прислушивался к народным песням, находя в них «истинную поэзию». К словам и выражениям простонародного характера поэт относился с вниманием и уважением. Он постоянно проявлял к ним живой интерес, восторгался их меткостью и образностью.

Пушкин проявлял интерес к диалектам, советовал вслушиваться в простонародные речения. Он включает многие просторечные слова и выражения и синтаксические конструкции в литературное употребление. Из года в год возрастало его внимание к народно-разговорной речи, все шире вводились в язык художественных произведений разговорно-просторечные элементы. Если в лицейский период Пушкин лишь изредка использовал их, то первым произведением, где средства народной речи используются свободно и смело и в речи персонажей, и в речи автора, стала поэма «Руслан и Людмила» (1820), встреченная критикой недоброжелательно. Критиков возмутило обилие «низких» слов и выражений, переход героя от одной манеры речи к другой, смешение жанров – употребление в волшебной сказке элегических словосочетаний.

Пушкин смело нарушает границы жанровых речевых стилей, создавая новые виды литературных произведений. Он разорвал принудительную связь жанра и стиля языка. Он создал «романтическую» и историческую поэмы («Руслан и Людмила», «Полтава»), роман в стихах («Евгений Онегин»), стихотворную повесть («Граф Нулин»). Во всех этих новых произведениях он совершенно свободно пользуется элементами трех прежних литературных стилей.

У него одно произведение могло включать самые разнообразные речевые элементы. Пушкин же достиг органичного слияния простонародного и книжного языка в единую литературную речь во всех жанрах и видах художественной литературы. В пушкинских произведениях элементы разговорной речи уже не признак их жанровой принадлежности, но свойство русского национального литературного языка. Пушкин широко использует просторечную лексику в таких произведениях, как «Арап Петра Великого», «Цыганы», «Полтава», «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Дубровский».
Просторечные и простонародные слова Пушкин использует для создания речевой характеристики героя определенного социального положения – солдата, крестьянина, ямщика.

Пушкин был осторожнее и умереннее в употреблении просторечных и простонародных средств, чем авторы XVIII в., особенно авторы комедий и басен. Пушкин избегает всего того, что непонятно и неизвестно в общем литературно-бытовом обиходе. Он чужд экзотике областных выражений, не допускал грубого просторечия, жаргонизмов. Пушкинский язык почти не пользуется профессиональными и сословными диалектами города, сторонится разговорно-чиновничьего диалекта. Лишь в некоторых произведениях мы встречаем отдельные слова и выражения, обусловленные содержанием текстов, например, в «Пиковой даме» – слова и выражения картежников, в «Домике в Коломне» – военные термины. Пушкин из просторечия берет только общенародные, общепонятные слова, которые могут получить общенациональное признание: # авось, бедняк, назло, сулить, карабкаться, тотчас, напекать.

Отбор слов и выражений из народной речи подчинен в творчестве Пушкина принципу соразмерности и сообразности. Он сознательно отбирает из народной речи наиболее яркие элементы, используя их в различных контекстах, с различными целями, предварительно обрабатывая средства народного языка. Пушкин отбирает из народного языка в литературный такие речевые средства, которые были исторически апробированы, т.е. широко употребительны в летописях, песнях, сказаниях, былинах и потому известны всему народу. Поэт не привлекал местные диалектные слова. Отбор он проводил в городском просторечии и крестьянской бытовой речи, а не в жаргоне светских салонов. Пушкин не допускал грубо-просторечных, диалектных и жаргонных слов в большом количестве. Он не опускался до натуралистической фиксации диалектного говорения.

Поэты и писатели XVIII в. ограничивали использование просторечия лишь произведениями «низкого стиля», они воспроизводили народную речь, не подвергая ее стилистической обработке. Крестьяне в их произведениях говорят подчеркнуто диалектной речью, авторы сознательно сгущают краски, вкладывая в их реплики фонетические, синтаксические и лексические диалектизмы, восходящие к различным говорам. Пушкин находит в народном словоупотреблении самобытные черты, характеризующие его неподдельность и своеобразие. Например, в стихотворении «Утопленник» употребляются диалектизмы хозяйка («жена, старшая женщина в крестьянской семье»), погода («дурная погода, буря»); в «Капитанской дочке» – «постоялый двор, или, по-тамошнему, умет». Пушкин производит строгий, тщательный отбор лексики и использует диалектные черты в специальных стилистических задачах: создать характер документальности, достоверной точности.

Пушкин делает разговорную речь простого народа подлинной основой национального русского литературного языка.

Значение сказок А.С. Пушкина, как они действуют на читателя

Сказки Пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и тёмным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 году. Это была первая сказка появившаяся в печати. Это произведение – не подражание и не переложение народной сказки, в нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: « Во время разговора он стоял позадь забора». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств. Сказка завершается, как у многих писателей – сказочников веселым пиром, славящим торжество добра.

Сказки Пушкина непохожи одна на другую. «Сказка о попе и работнике его Балде» написана в Болдине в 1830 году. Основной послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском. В этой сказке Пушкин изумительно передает народную грубоватую насмешку над сытыми бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была написана в 1833 году, а в 1834 году написана «Сказка о золотом петушке» – эти сказки сродни народным песням. В них есть напевность и легкость стиха. Они звучат как музыка. Неудивительно, что именно эти сказки вдохновили композитора Римского — Корсакова на создание таких дивных опер, как «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

Трудно переоценить значение пушкинских творений для формирующейся личности: они открывают маленькому читателю огромный мир человеческих мыслей, чувств, переживаний, приобщают его к общечеловеческим культурным ценностям и богатству родного языка. Анна Ахматова в статье «Пушкин и дети» пишет: «Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором не будут говорить, но который всё равно будет при них как вечная драгоценности».

Пушкин любил свое отечество-Россию и ее народ. С глубоким интересом изучал он народную жизнь. Поэт написал бы еще много произведений, если бы его жизнь не прервалась так рано.

Ни один поэт не создал такой мудрой и светлой пейзажной лирики. Впервые благодаря его лирике мы узнали о прелести природы средней полосы России. Описание природы тесно связано с бытом крестьян. Произведения А. С. Пушкина указали детской литературе новый путь. Они дали классические образцы детской литературы, в своих произведениях он пробуждает чувство любви к родине и приобщает детей к истинной поэзии. Творчество великого поэта повлияло на последующее развитие детской литературы.

Многомудрый Литрекон рассуждает на тему: «Что такое справедливость?». Аргументы, вступление, заключение, тезисы — все это Вы найдете в итоговом сочинении. Приятного просвещения!

Вариант 1

(422 слова) Справедливость — это нравственный компас, который указывает человеку правильное направление в жизни. Люди, наделенные им, всегда поступают так, как велят им здравый смысл и моральный кодекс. Главный принцип справедливости: все должны получить по заслугам, ничто не остается без последствий. Его воплощение мы часто видим в литературе, а она отражает реальность.

Например, в произведении А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» наглядно показана вся суть понятия «справедливость». Старуха была злой и алчной женщиной, которой, тем не менее, повезло в жизни. Старик поймал золотую рыбку, которая в благодарность за спасение исполняла все желания героини. Она тут же забыла о муже и сконцентрировалась на власти и богатстве. Своим стариком она помыкала, не жалея грубости и унижений, а рыбку захотела видеть своей рабой. Вот до чего дошли тщеславие и властолюбие старухи! Но волшебница вернула ее с небес на землю. Героиня осталась у разбитого корыта. Это и есть ее честно заработанное место. Рыбка поступила справедливо, отняв награды у недостойной женщины, которая ее даже не спасала. Ее решение логически обоснованно: подарки судьбы развили только дурные наклонности героини и сделали несчастным старика. И вердикт рыбки имеет моральную основу: человек не должен получать то, чего не заслужил.

Более реалистичный пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион убил двух женщин, повинуясь желанию проверить свои способности. Он думал, что сможет вершить судьбы людей и идти к цели по трупам, однако ошибся и едва не сошел с ума от чувства вины. В чем состояло его заблуждение? Во-первых, он считал, что Алена Ивановна вредит бедным, поэтому ее нужно устранить. Это глупость, ведь никто, кроме ростовщицы, не мог спасти нищего от голодной смерти. Сам же Родион сводил концы с концами только благодаря ее услугам. Кроме того, не Раскольникову решать, кто нужен обществу и куда девать его деньги, это противоречит всем нормам морали. То есть его решение неразумно и безнравственно, а значит, несправедливо, что мы определили по этим двум важнейшим критериям. Во-вторых, никто не может достичь благих целей, убивая людей и грабя их. Цель не соответствует средствам, а значит, человек неизбежно уклонится на своем пути и пойдет по кривой дорожке. Налицо аморальность и неразумность поступка юноши, которые вновь доказывают его неправоту. Осознав все это, Раскольников признал вину и искупил ее раскаянием, получив тюремный срок. Это акт справедливости: за преступлением последовало столь же суровое наказание.

Таким образом, справедливость всегда определяется соответствием логике и морали. Если поступок правильный, его обоснует здравый смысл и поддержит нравственное чутье. А если он плохой, то ему не найти оправдания в этих аспектах. Всегда нужно тщательно продумывать свои действия и сверяться с совестью, которая не даст оступиться.

Вариант 2

(400 слов) «Справедливость — это истина в действии» — говорил Бенджамин Дизраэли. Данное определение полностью отражает природу явления. Когда мы совершаем то, что должно, мы выступаем в защиту правды и имеем всю ее силу. Разум всегда указывает на справедливое решение и обосновывает его, опираясь на моральные каноны. Чтобы составить наиболее полное представление о справедливости, обратимся к литературным примерам.

Вспомним сказку А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Гордая Наина отвергала любовь пастуха, а затем и предложение воина. Девушка была слишком высокомерна и тщеславна, поэтому ее сердце не было способно на любовь. Многие кавалеры пытались добиться ее руки, но она была непреклонна. Неизменно красавица любовалась собой и считала себя лучше всех остальных. Но, как известно, миловидность проходит с годами, и Наина превратилась в уродливую старуху. И тогда ее самый преданный воздыхатель отказался от нее, ведь от прелести возлюбленной не осталось и следа, пока он тщетно старался расположить ее к себе. Отказ стал ударом для героини. Одиночество и старость окончательно испортили ее характер. Но Наина получила по заслугам: одаривая всех безразличием и холодностью, она сама пострадала от этих негативных проявлений. Мир обращался к ней так же, как и она к нему. В этом равенстве положений раскрывается сущность справедливости: как ты относишься к людям, так и они отнесутся к тебе.

Правильное решение всегда соответствует моральным канонам — это важно понимать, чтобы не упустить истину. Это доказывает поучительный пример Ермила Гирина из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Герой служил бургомистром и снискал народную любовь, потому что всегда поступал по совести и не злоупотреблял служебным положением. Для многих он был образцовым человеком, слову которого можно доверять, как своему. Но один соблазн все-таки проник в душу Гирина. Его брата забирали в рекруты. Ему было жаль родственника, и он заменил его имя другим. В армию пошел другой юноша. Ермила подвела привязанность к брату. Ради нее он пожертвовал истиной. Но ведь совесть безразлична к родословной, ее не обмануть. И герой всенародно покаялся в содеянном, он просто не мог больше жить с этим. Он понял, что не может подставлять другого человека даже ради спасения родственника, потому что этот подлог противоречит его нравственным принципам и общим законам морали. Справедливость всегда отвечает требованиям совести.

Таким образом, справедливость — это моральный ориентир, который всегда указывает на истину. Чтобы жить и поступать по совести, чтобы защищать правду, нужно всегда поступать так, как велит этот нравственный абсолют. Только так в мире будет комфортно и безопасно жить, ведь честность и справедливость — самые надежные провожатые в дебрях жизни.

Автор: Плискунова татьяна Анатольевна

Организация: МБОУ Лицей №7

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Все большую и большую роль в нашей жизни играют информационные процессы. Глобальное развитие этих процессов ведет к формированию нового уклада жизни, профессиональной деятельности, созданию нового формата человека в обществе. Перед нами открываются огромные возможности: доступ к информационным ресурсам, общение, освоение новых, необъятных просторов виртуальной реальности. Однако, как и у любой медали, у цифровых технологий есть две стороны: приобретения и потери.

Приобщение человека к благам цифрового мира начинается с самого детства. Ребёнок ежедневно видит, как родители, окружающие его люди пользуются различными цифровыми технологиями, поэтому он привыкает к их постоянному присутствию. Но незаметно для нас гаджеты из развлекательной и образовательной областей переходят в разряд воспитателей нового цифрового поколения, в разряд наставников наших детей, отодвигая: учителей и родителей на задний план.

Проведя анкетирование в 3-х классах: шестом, восьмом и десятом, я выяснила, что для 80 % авторитетным является мнение, полученное в интернет- сети, 30% считают авторитетным мнение родителей и только три процента доверяют мнению учителей.

Этот небольшой опрос заставил меня серьезно задуматься, о том какова же всё-таки моя роль в воспитании детей, как учителя и классного руководителя. Могу ли я еще хоть на что-то повлиять? Наверное, влияние есть. Это понимаешь, когда дети говорят твоими фразами, уже забыв откуда они их услышали или неожиданно проявляют тонкость восприятия, глубину понимания, творчество и человечность.

Что же удивительного в таких проявлениях? Веди это же норма поведения. Или уже нет?

Отсутствие авторитетов, эгоцентризм, потеря моральных ценностей и нравственных ориентиров, размытие границ дозволенного, снижение общего уровня культуры – вот та цена, которую мы платим за неограниченное и нерегламентированное присутствие в жизни наших детей цифровых устройств. Разрозненный поток информации, который трудно переработать, осмыслить, ассимилировать захлестывает сознание наших детей. С интернет-трибуны, которую может занять каждый некомпетентный, необразованный или злонамеренный человек несутся мнения и идеи в ценности и правильности которых детям трудно разобраться. Формируется шаткое, фрагментарное и обрывочное мировоззрение, узконаправленная или искаженная картина мира.

У детей в современном обществе быстро формируется интернет-зависимость не менее страшная, чем алкогольная и наркотическая. Не имея возможность играть в любимую игру, ребенок становится агрессивен или же у него проявляются признаки депрессии. У таких детей наблюдается потеря интереса к учебе и социальным взаимодействиям. Их актуальные смыслы протекают в виртуальной плоскости изменяя мышление, восприятие и саму структуру личности.

По мнению современных исследователей Джона Палфри, Урса Гассера, «люди, которые оказались в цифровом мире в самом начале своей жизни и знают этот мир только таким, являются «цифровыми аборигенами». Зачастую такие дети и взрослые уже не видят разницы между жизнью в сети и реальностью.

Есть одна очень популярная игра среди современных школьников. Игра заключается в сборе кристаллов и охране своих сокровищ от противников в одиночку или в команде, а также прокачке персонажей. Я обратила внимание, что дети на перемене находятся в перевозбужденном состоянии, кричат, теряют контроль над своим поведением. Оказалось, что они играют как раз в эту игру. Я задала вопросы зачем они играют в эту игру? И получила следующие ответы:

-Чтобы стать самым крутым;

-Чтобы не было скучно;

— Весело убивать.

Чтобы почувствовать свою значимость, современному ребенку не нужно хорошо учиться, быть сильным, обаятельным или к примеру, уметь играть на гитаре. Ему достаточно прокачать своего персонажа в игре. В этом наши дети действительно похожи на аборигенов, которые на ничего нестоящие стекляшки, готовы менять золото и драгоценные камни. Драгоценным является время детства, за которое должна сформироваться будущая уникальная личность, будущий гражданин, будущий профессионал. Стекляшками — кубки и призы в игре, которая ловит наших детей на извечные человеческие слабости, щедро даруя взамен пустоты.

Убивший тысячу раз в игре скорее переступит через нравственную грань в реальности, особенно если в виртуальности это весело, если на следующем этапе можно «воскреснуть» и снова радостно кинуться в бой.

Не ценность, а обесценивание человеческой жизни, вот чему учатся «новые аборигены» прилежно проходя все новые уровни виртуальной игры.

Это очень страшно! А как издревле известно, самый лучший способ борьбы со страхом — это смех. Я предлагаю вашему вниманию сценарий «Сказки о рыбаке, рыбке и мобильном интернете», созданный на основе сказки А.С. Пушкина, Спектакль по данному сценарию был поставлен мной и успешно реализован на сцене нашего лицея учащимися 6 класса . (см. Приложение №1).

Список литературы.

1.Фильдштейн Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал

— 2020 – №2(4) – С.6-11

2.Пэлфри Дж. Дети цифровой эры / Пэлфри Джон, Гассер Урс ; [пер. с англ. Н. Яцюк]. — М.: Эксмо, 2011.—368 с

3.Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал

— 2018 – №1(29) – С.6-16

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г.

5. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Т. 6. № 4. С. 86–94.

6.Нечаев Н.Н., Дурнева Е.Е. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. 2016. № 1. С. 36–45.

Приложение №1

«Сказка о рыбаке, рыбке и мобильном интернете»

Автор:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,

А старуха, уткнувшись сидела

День и ночь в своем телефоне.

Старик:

Что-то сеть моя прохудилась.

Старуха (рассеянно):

Сеть сегодня неважно ловит.

Старик:

О-хо-хо. Пойду порыбачу.

Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:

 

Рыбка:

Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.

Старик:

Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.

Автор:

Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.

Старик:

Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую…
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море

Старуха:

Дурачина ты, простофиля!

Смартфон бы потребовал с рыбки.

Телефон мой совсем раскололся.

Автор:

Вот пошел Старик к синему морю;

Видит – море слегка разыгралось.

Рыбка:

Чего тебе надобно, старче?

Старик:

Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха.

Смартфон ей надобно новый.

Наш давно уже устаревший.

Стыдно с кнопочным даже старухе.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом.

Смартфон для меня не проблема.

Автор:

Воротился старик ко старухе,

В смартфон старуха играет,

Глаз отвести от экрана не может,

Старика не ругает, не пилит,

На вопросы не отвечает.

День проходит, другой, за ним третий.

Стала снова браниться старуха.

Старуха:

Дурачина, ты, простофиля!

В смартфоне, много ль корысти?

Надоели стрелялки, бродилки,

Не какая-то я игроманка.

Воротись, дурачина, ты к рыбке;

Выпроси, что б я блогером сталая.

Круче всех пишущих в интернете!!!

Автор:

Пошел старик к синему морю;
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.

Старик:

Рыбка! Рыбка!
 

Рыбка:

«Чего тебе надобно, старче?»

Старик:

Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:

Стать известным блогером хочет.

Рыбка:

Не печалься, ступай себе с богом.

Будет так все, как хочет старуха!

Автор:

Пошел старик к своей землянке,

А там…!!!

Старуха (читает реп):

В подписчики все приходите к старухе.

Я сплетни люблю, тиражирую слухи.

В лачуге моей скоростной интернет

На тему любую я дам вам совет.

Про то, как выращивать кактус на грядке,

В квартире, как все устранить неполадки,

Китайский, как выучить вам за три дня –

Про все. Что хотите, спросите меня.

Я выложу селфи отличное вскоре:

В землянке, с корытом у Синего моря.

Про жизнь расскажу про свою я и быт.

Не будет сам Пушкин, как я знаменит.

Старик:
Чай, теперь твоя душенька довольна.

Старуха:

Дурачина, ты, простофиля.

Воротись с поклонами к рыбке:

Надоело народ мне тешить.

Майкрасофт владеть хочу безраздельно,

Чтоб служи Билл Гейтс мне на посылках.

Автор:

Испугался старик, взмолился.

Старик:

Что ты, баба, белены объелась?

Ты в компьютерах совсем ведь не шаришь.

Будут все над нами смеяться.

Старуха:

Не смей мне , ты, старый перечить.

Буду первой я в списке Форбса.

Буду самой богатой на свете,

Заведу лимузин и мопса.

Автор:

Вот идет Старик к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.

Рыбка:

«Чего тебе надобно, старче?»

Старик:

Смилуйся, государыня, рыбка.

Опять моя старуха бунтует.

Майкрософт владеть теперь хочет,

Чтоб Билл Гейтс служил ей на посылках.

Автор:

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,

Со старым кнопочным в руках телефоном.

Автор:

Вот такая произошла история в одной землянке у Синего моря. К сожалению, чем умнее становятся компьютеры и телефоны, тем глупее становятся их обладатели.

Приложения:

  1. file0.docx.. 25,9 КБ

Опубликовано: 12.12.2021

  • План пересказ сказка о рыбаке и рыбке 2 класс литературное чтение
  • План к сказке лягушка путешественница 4 класс ефросинина
  • План к рассказу деревянный конь для 4 класса
  • План к сказке заюшкина избушка 2 класс
  • План к сказке красная шапочка 2 класс