План на тему сказка о царе салтане

А.с. пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как сказка о рыбаке и рыбке,

А.С. Пушкин не раз обращался к жанру сказок, примером чему служат его такие произведения, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Золотой петушок». В 1831 году поэт написал одно из своих самых известных сочинений в данном жанре – «Сказку о царе Салтане и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Первый этап составления плана: выделение смысловых частей сказки

Для того чтобы составить план произведения, нужно внимательно прочитать сказку, выделить ее смысловые части — элементы композиции: вступление, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, а также сделать характеристику главных и второстепенных персонажей. В пункте, посвященном вступлению, следует кратко обозначать первые события: знакомство с сестрами и женитьбу Салтана на младшей из них.

Далее необходимо указать на завязку: отъезд царя и предательство сестер. В плане важно показать развитие действий: это суд бояр и выброс царицы с сыном в море. Продолжением должен послужить пункт о приключениях князя Гвидона на таинственном острове: встреча с лебедью, его волшебные путешествия и чудеса заколдованной царевны.

При составлении плана следует обратить внимание на кульминацию сказки: это превращение лебеди в прекрасную царевну. Здесь же нужно указать и приезд Салтана на остров и его встречу с женой. Наконец, в развязке нужно написать об общем примирении и пире.

Второй этап написания плана: составление названий для его частей

Пункты плана должны отображать основные сюжетные линии сказки. Титулы необходимо сделать не очень длинными, однако емкими, так, чтобы они передавали основное содержание выделенных смысловых частей. Уместно ввести в названия имена главных и второстепенных героев, а также отметить ключевые моменты сказки. Возможно перечисление в одном ряду нескольких событий, которые связаны между собой или происходили одно за другим.

План «Сказки о царе Салтане»

1. Вступление: свадьба царя и зависть сестер.

2. Завязка произведения: отъезд Салтана и обман Ткачихи, Поварихи, сватьи бабы Бабарихи.

3. Развитие действия: приключения князя Гвидона на острове и чудеса царевны Лебеди.

4. Кульминация сказки: превращение Лебеди в царевну и прибытие Салтана в королевство Гвидона.

5. Развязка произведения: встреча царя с женой и торжественный пир.

Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»

Произведение начинается со знакомства главного героя с тремя сестрами, каждая из которых по-своему мечтает его осчастливить в случае брака. Царь останавливает свой выбор на младшей, женится на ней, и вскоре у пары рождается сын. Завистливые сестры вместе с бабой Бабарихой предательством добиваются изгнания царицы с сыном из королевства.

Однако обоим удается найти пристанище на острове, где Гвидону помогает царевна Лебедь, спасенная им от злого волшебника. По просьбе князя она совершает различные чудеса и под конец открывает ему главную тайну: она заколдованная царевна, которая готова стать его женой. Параллельно царь Салтан, который был наслышан об острове Гвидона, приезжает туда, несмотря на все ухищрения сестер, и вновь соединяется со своей женой.

Образы сестер

Для написания сочинения на данную тему сначала необходимо составить план «Сказки о царе Салтане». План должен начаться с характеристики трех сестер, описание которых является своеобразным вступлением произведения. Автор в коротких, но очень выразительных репликах сразу обозначает различия между ними, что и должно объяснить читателю выбор Салтана младшей. Последняя заинтересована в продолжении царского рода, что в глазах правителя было намного важнее, чем практичность и умение вести хозяйство.

план сказки о царе салтане план

Сказка в стихах дает весьма яркое представление о характерах сестер: старшие, ткачиха и повариха, завистливы, горды, высокомерны и хитры, в то время как младшая честна, открыта и простодушна. Тем не менее в тяжелую минуту испытаний она проявила твердость характера и мужество, которых, казалось, никак нельзя было ожидать от этой хрупкой молодой женщины, брошенной с маленьким сыном на произвол судьбы.

характеристика сказки о царе салтане

Описание царя

Характеристика главного героя также должна быть включена в план «Сказки о царе Салтане». План предусматривает анализ его личности, поскольку именно это позволит понять причину того, что он так легко поддался обману, долго не решался поехать на остров князя Гвидона и в конце концов все-таки простил коварных сестер и их сообщницу.

сказка в стихах

Дело в том, что царь, несмотря на кажущуюся строгость, добр и доверчив по натуре. Именно эти черты в его характере и подчеркнул Пушкин. «Сказка о царе Салтане» не зря названа именем этого правителя. Образ главного героя, пожалуй, самый симпатичный: добродушный, легковерный царь умиляет читателей.

Образ князя Гвидона

Описание царевича Гвидона также необходимо включить в план «Сказки о царе Салтане». План показывает его рост, воспитание и взросление на таинственном острове, а также борьбу за возвращение отца и свое счастье. Князь Гвидон умен, решителен, смел и активен. Он не растерялся в трудную минуту и, забыв о собственных стесненных обстоятельствах, спас царевну Лебедь. Царевич искренно любит свою мать и заботится, прежде всего, о ней. Кроме того, молодой человек постоянно думает о том, чтобы встретиться с отцом, для чего и пускается в опасные приключения.

сказка в стихах

Князь Гвидон чрезвычайно любопытен: он интересуется всем чудесным и таинственным. Заслышав о какой-нибудь диковинной вещи, он сразу хочет это увидеть и получить в собственное владение. Юноша очень предприимчив: недаром он готов пуститься в далекое путешествие для того, чтобы увидеть отца или получить желаемое. В образе царевича Пушкин в очередной раз воплотил излюбленный тип витязя-рыцаря, которого можно видеть в поэме «Руслан и Людмила», «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Чудеса царевны-лебеди

Сочинение на тему «Пушкин. “Сказка о царе Салтане”» большое внимание уделяет описанию невесты князя Гвидона, с которой связана романтическая линия в произведении поэта. Царевна лебедь появляется при весьма драматичных обстоятельствах: как раз во время появления на острове князя Гвидона с матерью ее чуть не убил злой коршун, и только благодаря защите молодого царевича она остается в живых.

царевна лебедь

В благодарность за спасение она делает Гвидона правителем острова и выполняет его желания, не только показывая ему чудеса, но и отдав в его владение волшебную белочку и морских витязей. Для составления этого пункта плана необходимо выделить следующие ключевые моменты: полеты Гвидона в царство Салтана, где он узнает о чудесах, и выполнение его желаний о том, чтобы они появились на его острове.

Образ юной красавицы довольно трогателен и вместе с тем таинственен: каждый раз с ее появлением на острове происходит нечто чудесное. Для составления плана сказки следует выделить кульминацию произведения: превращение лебеди в прекрасную царевну.

разделить на части сказку о царе салтане

Когда речь зашла о возможности брака царевича с ней, она проявила некоторое замешательство, но, в конце концов, побежденная заверениями в верности Гвидона открылась ему. Этот момент завершает главную любовную линию, которую так трогательно изображает «Сказка о царе Салтане». Лебедь становится женой князя Гвидона, что предшествует счастливой встрече его матери с мужем. Приезд Салтана на остров сына — следующий важный пункт плана, поскольку показывает кульминацию сказки и вместе с тем служит преддверием счастливой развязки: прощения и пира.

Второстепенные персонажи

Сказка в стихах интересна и героями второго плана, которые появляются в ряде сцен эпизодов, однако запоминаются своими яркими характеристиками и образами. Здесь в первую очередь следует упомянуть сватью бабу Бабариху, сообщницу злых сестер, без конца плетущую интриги. Несмотря на то что она не прописана Пушкиным так выразительно, как ткачиха с поварихой, тем не менее баба Бабариха органично вписалась в сюжет.

К другим второстепенным персонажам можно отнести знаменитых купцов, которые объезжали весь свет: они послужили своеобразным связующим звеном между Салтаном и князем Гвидоном. Именно от них царь узнает о таинственном острове в океане, рассказы о чудесах которого в конце концов побуждают его предпринять давно задуманное путешествие, окончившееся счастливой встречей с женой и сыном.

Кроме того, нельзя забывать о волшебной белочке, морских витязях, охраняющих владения Гвидона, их предводителе, дядьке Черноморе. Эти герои не двигают сюжет, однако создают весьма колоритный, сказочный фон повествования. Характеристика «Сказки о царе Салтане» завершается описанием природы, дворцов, костюмов, которые создают у читателя праздничное настроение.

Сказочные мотивы в произведении

Для того чтобы разделить на части «Сказку о царе Салтане», необходимо выделить в ней культурно-исторические пласты. Пушкин прекрасно знал древнерусский фольклор, народные песни, предания, сказания, элементы которых довольно часто вводил в свои сочинения. В рассматриваемом произведении он широко использовал образы русских народных сказок: витязей, заколдованной царевны, волшебной белочки, морского правителя и т.д. Он оживил явления природы: например, морская волна по просьбе царицы-матери выбрасывает на берег бочку, в которой она томилась с сыном.

Большую роль в сказке играют превращения: так, князь Гвидон становился то комаром, то шмелем для того, чтобы перелететь океан и увидеть отца. Царевна-лебедь оборачивается красивой девушкой, а хищный коршун оказывается злым волшебником. В сказке происходят и всякие другие чудеса: так, царевич Гвидон вырос за одну ночь, а на пустынном острове, где он очутился с матерью, неожиданно возникает чудесное королевство. Все эти элементы создают сказочную атмосферу повествования, которая делает произведение столь увлекательным.

Исторический фон сказки

Для лучшего понимания содержания произведения нужно показать наличие в нем реалий конкретной эпохи, что и должен отражать план «Сказки о царе Салтане». План демонстрирует черты времени Средневековой Руси, которая и послужила фоном для сказочного сюжета.

В первую очередь это касается общественно-политического устройства. В сказке показано государство царя Салтана, описание которого очень напоминает быт и правление московских царей XV–XVI веков. То же самое можно сказать и о социальной стратификации общества: среди героев читатель видит представителей различных сословий Средневековой Руси: бояр, советников царя, которые составляли его ближайшую Думу, дворцовых служителей, в образах которых легко угадываются стряпчие, стольники, чашники, которые обслуживали московских царей в рассматриваемую эпоху.

Вместе с тем имеются некоторые заимствования из истории Древней Руси: например, морские витязи – это явная отсылка к древнерусским сказаниям. Купцы, которые путешествовали из одного конца света в другой, – собирательный образ российских гостей, которые с самых ранних времен вели торговлю со странами в разных частях света. Вышеперечисленные реалии из прошлого Руси придают сказке дополнительный колорит: привязка сюжета к исторической почве делают характеры героев и окружающую их бытовую обстановку более достоверными.

Сравнение произведения с другими сказками Пушкина

В своем творчестве поэт очень часто обращался к темам древнерусских народных сказаний. Для того чтобы разделить на части сказку о царе Салтане, необходимо прежде всего сравнить данное сочинение с остальными сказками автора.

По сложности развития сюжета «Сказку о царе Салтане» можно сопоставить разве что со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В остальном же она, пожалуй, отличается от других сказок Пушкина детально проработанной композицией, колоритными персонажами и динамичностью действия. Все это, разумеется, нисколько не умаляет литературного значения других сказок Пушкина, однако именно рассматриваемое произведение является наиболее популярным среди остальных авторских сочинений этого жанра.

Для составления плана «Сказки о царе Салтане» неообходимо разбить произведение на смысловые части. В соответствии с сюжетом повествования следует выделить основные композиционные элементы: вступление (сватовство царя к младшей сестре, их свадьба, рождение сына), завязку (обман сестер, приключения Гвидона и царицы в море и на острове, чудеса царевны лебеди), кульминацию (превращение лебеди в девицу, приезд Салтана на остров Гвидона), развязку (встречу царя с женой и общее празднество). В подпунктах можно обозначить дополнительные детали сюжета и характеристику персонажей.

Значение «Сказки о царе Салтане» в русской культуре

Произведение Пушкина оказало большое влияние на искусство нашей страны в конце XIX–начале XX веков. В 1900 году известный композитор Н. Римский-Корсаков написал замечательную одноименную оперу, которая прочно вошла в репертуар ведущих театров и по сей день пользуется популярностью не только среди взрослых, но и детей.

сказка о царе салтане лебедь

Сюжет сказки вдохновил художника И.Я. Билибина на создание прекрасных иллюстраций к этому произведению в 1905 году. М. Врубель в 1900 году создал эскизы декораций к постановке оперы; наиболее известной стала картина «Царевна-лебедь». В 1966 году известный советских режиссер снял фильм по этому произведению Пушкина, а в 1984 году на экраны вышел мультфильм. Итак, «Сказка о царе Салтане» оказала значительное влияние на русскую культуру, не говоря уже о ее литературных достоинствах, благодаря которым она остается любимым чтением для детей.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему » Сказка о царе Салтане…» 3 класс

Презентация по Литературному чтению 3 класса на тему: «Сказка о царе Салтане,...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Презентация по Литературному чтению 3 класса на тему: «Сказка о царе Салтане,

    Описание слайда:

    Презентация по Литературному чтению 3 класса на тему: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.»
    Подготовила учитель начальных классов Яковлева Лидия Вячеславовна.

  • 2 слайд

    Назовите героев сказки А.С.Пушкина

    Описание слайда:

    Назовите героев сказки А.С.Пушкина

  • 3 слайд

    Кто из вас назовёт полное название сказки?« Сказка о царе Салтане, о Сыне е

    Описание слайда:

    Кто из вас назовёт полное название
    сказки?
    « Сказка о царе Салтане, о
    Сыне его славном и могучем
    Богатыре князе Гвидоне
    Салтановиче и о прекрасной
    Царевне Лебеди.»
    Почему в названии сказки именно
    Эти герои, а не другие, которые
    Тоже есть в этой сказке?

  • 4 слайд

    Главными героями являются действующие лица,которые упоминаются чаще:Главные д

    Описание слайда:

    Главными героями являются действующие лица,которые упоминаются чаще:
    Главные действующие лица: царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь. Они проявляют понимание, любовь к ближнему, великодушие и мудрость.

    Главные действующие лица: царь Салтан, князь Гвидон, царица, царевна Лебедь. Они проявляют понимание, любовь к ближнему, великодушие и мудрость.
    Отрицательные герои: ткачиха, повариха, сватья, они проявляют мстительность, обидчивость, эгоизм, злопамятность и жестокость.

  • 5 слайд

    Как начинается сказка?

    Описание слайда:

    Как начинается сказка?

  • 6 слайд

    Какие события произошли в сказке после чего эти три героини задумали неладное?

    Описание слайда:

    Какие события произошли в сказке после чего эти три героини задумали неладное?

  • 7 слайд

    Как поступил царь, когда узнал о содеянном?

    Описание слайда:

    Как поступил царь, когда узнал о содеянном?

  • 8 слайд

    Чему нас учит судьба героя сказки Салтана?

    Описание слайда:

    Чему нас учит судьба героя сказки Салтана?

  • 9 слайд

    Чудеса в сказке:Белочка, которая умеет петь и танцевать.Орешки грызёт золотые

    Описание слайда:

    Чудеса в сказке:
    Белочка, которая умеет петь и танцевать.Орешки грызёт золотые, с изумрудными ядрами. Воевода Черномор, тридцать три богатыря, выходящие из моря. Царевна Лебедь, превращающая людей в насекомых являются чудом!
    Давайте вспомним какие ещё чудеса происходили в этой сказке…?

  • 10 слайд

    Назовите строки из сказки:Какую песню поёт белочка?

    Описание слайда:

    Назовите строки из сказки:
    Какую песню поёт белочка?

  • 11 слайд

    Назовите строки из сказки:Какое чудо произошло?

    Описание слайда:

    Назовите строки из сказки:
    Какое чудо произошло?

  • 12 слайд

    Назовите строки из сказки:Какие чудеса происходят на этом острове?

    Описание слайда:

    Назовите строки из сказки:
    Какие чудеса происходят на этом острове?

  • 13 слайд

    Как назывался остров?Чьё это княжество?

    Описание слайда:

    Как назывался остров?
    Чьё это княжество?

  • 14 слайд

    Назови героя сказки:Живёт на острове Буян. Она умна, как Софья Премудрая. Кра

    Описание слайда:

    Назови героя сказки:
    Живёт на острове Буян. Она умна, как Софья Премудрая. Красива, как Елена Прекрасная. Крепко связана с морской стихией (является племянницей Дядьки Черномора, сестрой морским богатырям), Имеет журчащий, как ручеек, голос и нежные руки.

  • 15 слайд

    .

  • 16 слайд

    .

  • 17 слайд

    Назови героя сказки: Добродушный, снисходительный, надежный человек, который

    Описание слайда:

    Назови героя сказки:
    Добродушный, снисходительный, надежный человек, который чтит родителей И дорожит семейным благополучием. Для него главное – восстановить справедливость. А виновников можно простить, если попросят за себя хорошенько.
    Он достоин восхищения!

  • 18 слайд

    План на тему сказка о царе салтане

  • 19 слайд

    Назови героя сказки: Внешность у героя царская – солидная борода, подобающее

    Описание слайда:

    Назови героя сказки:
    Внешность у героя царская – солидная борода, подобающее одеяние, состоящее из красных сапог и длинного плаща с изящными узорами,
    вышитого золотом. Однако характер
    доверчивый, добродушный и справедливый. Его легко обманывает окружение, но врожденная способность прощать заставляет героя на всё закрывать глаза…

  • 20 слайд

    .

  • 21 слайд

    Назови героя сказки: Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после ог

    Описание слайда:

    Назови героя сказки:
    Она добрая, честная, любящая жена и мать. Даже после оговора нашла в себе силы простить своих сестёр.

  • 22 слайд

    Чему учит нас эта сказка?

    Описание слайда:

    Чему учит нас эта сказка?

  • 23 слайд

    Чему нас учит сказка?Сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, учит хр

    Описание слайда:

    Чему нас учит сказка?

    Сказка учит нас не сдаваться перед трудностями, учит хранить верность своим родным и не служить незаслуженных наветов. Сказка учит нас быть благородными и помогать тем, кого обижают несправедливо. Сказка учит нас честности и открытости. Она учит нас быть благодарными тем, кто нам помогает.

  • 24 слайд

    Какова главная мысль сказки? Зло всегда найдёт способ себя наказать, а добр

    Описание слайда:

    Какова главная мысль сказки?
    Зло всегда найдёт способ себя наказать, а добро всегда победит!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Литературное чтение 2 класс

  • Творческая работа «Сочини сказку» по предмету литературное чтение 4 класс

  • Конспект урока по литературному чтению. К.И.Чуковский. Путаница. Небылица

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • Рабочая программа по чтению 2 класс

  • Рабочая программа по чтению 3 класс

  • Презентация по литературе по разделу «Были-небылицы»Проверим и оценим свои достижения по разделу «Были- небылицы»

  • Контрольно-тематическое планирование по чтению. 3 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435595 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

Учитель: Чекалина Наталья
Анатольевна.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент (3 мин)

Цель:

— мотивировать
учащихся к учебной деятельности посредством создания благоприятной эмоциональной
обстановки;

— Встали красиво,
выровнялись. Садитесь.

Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют,
для чего нужно выполнять эти правила.

Личностные: Самоопределение

(мотивация учения)

2. Актуализация знаний (5 мин)

Цель:


актуализировать мыслительные операции
необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения,
сравнения, аналогии;

Технология верю/не верю:

Ребята, верите ли Вы,
что сказки могут иметь рифму?

Предположение детей и запись на полях тетради да/нет

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, учёт разных мнений учащихся.

3. Постановка учебной задачи

(4 мин)

Цель:       

— постановка
учащимися цели урока, выхода из затруднения;

— уточнение и
согласование темы урока;

— Ребята, вы любите путешествовать? А
читать сказки?

— Сегодня на уроке мы совершим необычное
путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой,
которая называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Фронтальная беседе (интервью)

Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка задачи на основе
соотнесения того, что известно и не известно).

Планирование (определение последовательности
промежуточных целей).

Прогнозирование.

4. «Открытие» нового знания

(10 мин)

Цель:

— реализация
построенного проекта в соответствии с планом;

— фиксация нового
способа действия в речи;

— фиксация
преодоления затруднения;

— уточнение общего
характера нового знания;

— В тексте сказки много слов, которые мы
сейчас не употребляем в нашей речи.

— Как они называются? (Устаревшие)

— На какие две группы, можно разделить
эти слова? (Историзмы и архаизмы)

— В чём их различие? Приведите примеры
слов.

Слова из первого
отрывка сказки.

Молвить (говорить)

Красная девица (красивая)

— Почему слово «красный»
обозначало «красивый»? На этот вопрос нам поможет ответить
этимологический словарь.

Слова из второго
отрывка сказки.

Аршин (см. учебник)

Гонец (см. словарь Ожегова)

Слова из третьего
отрывка.

Сума (см. словарь устаревших слов)

Бояре (см. учебник)

— Ребята, как вы думаете, зачем
художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить
то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по
содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.

Беседа по содержанию
сказки

  • Как относится царь к жене, сыну? Почему вы так
    считаете?
  • Что заставило Гвидона превратиться в комары?
  • Как наказал свою тетку Гвидон?
  • Осуждает ли автор своего героя?
  • Почему так захотелось Гвидону иметь
    чудо-белочку?
  • В каком облике отправился во второй раз князь
    Гвидон к отцу?
  • О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз?
  • Как оказался князь Гвидоне у царя к третий раз?
  • О каком чуде рассказала повариха?
  • О каком чуде рассказала ткачиха?

Работа с устаревшими
словами

Работа со словарями

Чтение первого отрывка

Чтение второго отрывка

Чтение третьего отрывка

Ответы на вопросы и
рассматривание иллюстраций к сказке

Регулятивные УУД:

Целеполагание.

Планирование. Прогнозирование.

Формируем умение осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.

5. Физ. минутка.

(2 мин)

6. Первичное закрепление

(5 мин)

Цель:

—  организовать
закрепление знаний о видах одежды, составление таблицы;

1. Какие  выражения встречаются в сказке?

2. Кто и как был наказан в этой сказке? Прочтите строки.

3. Простил
ли их автор?
А вы
бы простили? Или вам хочется изменить конец сказки?

Характеристика основных
героев сказки

— Как относится автор к царю?

-Повариха,
ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение
автора)

Характеристика основных
героев сказки

Регулятивные УУД:

Коррекция (внесение корректив в план и способ действия в
случае расхождения эталона)

7. Итог

(рефлексия учебной деятельности)

(6 мин)

Цель:

— фиксация нового содержания, изученного
на уроке;
                                             

оценивание учащимися собственной  деятельности на уроке;

Рефлексия

Технология»
Знаю-Хочу-Узнал» (ЗХУ)

Посмотрим на экран и заполним устно таблицу:

З-что мы знаем

Х-что мы хотим узнать

У-что мы узнали и что нам осталось
узнать

— Домашнее задание: Продолжить чтение сказки до стр. 266. Найти и
выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя
в работе словари.

— Вы очень хорошо поработали, все молодцы!

Организация фиксирования нового знания

Запись домашнего задания

Выставление оценок

РегулятивныеУУД:

Контроль (сличение способа действия и результата с заданным
эталоном).

Оценка (осознание того, что уже усвоено, осознание качества
и уровня усвоения)

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

— Здравствуйте ребята!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте всем удачи,

И успешности в придачу!

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

-Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:

«Жил-был царь Овес, он все сказки унес»

-Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями.

-Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за  жанр – сказка? (СКАЗКА — произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом).

По таблице определите, какие бывают сказки?

План на тему сказка о царе салтанеПлан на тему сказка о царе салтанеПлан на тему сказка о царе салтанеПлан на тему сказка о царе салтане

План на тему сказка о царе салтанеПлан на тему сказка о царе салтанеПлан на тему сказка о царе салтане

-Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией).

— «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно  сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными?

Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали.

– Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

Рыбка        «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка         «Сказка о царе Салтане…»

Петушок    «Сказка о золотом петушке»

Яблоко       «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц           «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кораблик   «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь       «Сказка о царе Салтане…»

— Из какой сказки предметов оказалось больше?

-А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока?

— Какие цели мы перед собой поставим?

( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев)

Речевая разминка

Читают поговорку разными интонациями.

Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров.

А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна.

Называют сказки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирую тему и цели урока.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач.

Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

III. Работа над сказкой.

Повторение изученного.

Характеристика героев.

Работа с пословицей.

— Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке.

1) Царь Салтан выбирает жену

2) отъезд царя Салтана на войну

3) подмена грамоты

4) морское путешествие царица и Гвидона

5) избавление царевны от злого коршуна

6) превращение князя Гвидона в комара

7) превращение князя Гвидона в муху

8) превращение князя Гвидона в шмеля

9) встреча Салтана с семьёй

10) счастливый конец.

— Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать? 

В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред.

 Посмотрите на таблицу:

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные (второго плана)

— Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте,  в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои).

Дайте ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Внешность и характер героя.
3. Поступки героя и их оценка.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.

При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой.

— Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл.

Где счастье родится, там и зависть плодится.

Какую роль сыграла зависть в сказке?

Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

 -Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка.

Групповая работа.

В группе восстанавливают последовательность событий.

Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”

Работают в парах.

Успех ближнего порождает зависть.

Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев.

К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;

высказывают предположения,

строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста

Предметные:  определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения.

IV. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам дал этот урок?

– Выберите одно предложение и закончите его:

•  Теперь я знаю…

•  Мне стало понятно…

•  Раньше мне не приходилось…

•  Пока мне трудно дается…

Оценка деятельности на уроке

Формулируют свое отношение к уроку

регулятивные: фиксируют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

  • План написания декабрьского сочинения по русскому
  • План написания декабрьского сочинения по литературе
  • План написания итогового сочинения 2022 по литературе
  • План на тему сказка о мертвой царевне и о семи богатырях план
  • План местности сказки колобок