План на сказку филиппок

План работы над лирическим стихотворениемкак ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? 2.с какой целью

ПЛАН   РАБОТЫ  НАД    

   ЛИРИЧЕСКИМ         СТИХОТВОРЕНИЕМ

  1. Как  ты  думаешь,  какое  настроение  было у автора,  когда  он  писал  это  стихотворение?  

2.С какой целью автор написал  это  произведение?

3.Какие  строчки   показались  наиболее  образными  (как  бы  ожили  перед  тобой,  стали  зримыми,  ощутимыми  образами)?  Какие  образы?

4.Какие  рифмы  показались  самыми  необычными,  новыми,  удивительными?

5.Попробуй  подобрать  несколько  синонимов        к  словам,  которые  тебе  показались  новыми,  редко  встречающимися  в  современном  языке.

6.Перечисли  наиболее  яркие  сравнения  в  стихотворении.  Какова  их  роль?

7.Какие  слова  употребляются  в  переносном  выражении?

8.Как  ты  думаешь,  при  каких  обстоятельствах  ты  мог  бы  вспомнить  строки  этого  стихотворения?

9.Какую  иллюстрацию  ты  хотел  бы  сделать  к  этому  стихотворению?

ПЛАН РАБОТЫ НАД РАССКАЗОМ.

  1.   Прочитай     рассказ.  Обрати  внимание  на  имя  автора.  Что  ты   знаешь  об  авторе?
  2. Подумай,  какой  из   типов  текста  здесь   преобладает:  повествование  (рассказывает);  описание  (показывает);  рассуждение   (доказывает).
  3. Вкратце  передай  сюжет  (основные  события)  рассказа.
  4. Что,  по-твоему,  является  кульминацией  (высшей  точкой  напряжения  в  развитии  действия)  этого  рассказа?
  5. Каких  героев ты  считаешь  положительными,  а  каких  отрицательными  и  почему?
  6. Какому  герою  ты  больше  сопереживал?  Опиши,  какие  чувства  ты  испытывал  вместе  с  героем.
  7. Что   в  этом  рассказе  тебя  рассмешило,  а  что  показалось  грустным?
  8. В  чем,  по-твоему,  главная  идея  этого  произведения?  О  чем  нам  предлагает  задуматься  автор?

9. Как  ты  думаешь,  как  сложится  судьба  героев                                                                        в   будущем?  

10.Рекомендовал бы ты прочитать этот рассказ другу? Почему?

ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ

  1. Прочитай  сказку. Обрати  внимание  на  то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
  2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
  3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
  4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
  5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли их основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
  6. Какому герою ты больше всего  сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
  7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
  8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?

ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ

  1. Прочитай  произведение. Подумай,  почему  оно  считается  басней.
  2. Попробуй  передать  мораль  (основную  мысль)  басни  своими  словами.
  3. Обрати  внимание  на  то  как  написана  басня  —  прозой  или  стихами.  Найди  рифмы.
  4. Какие  недостатки,  встречающиеся  у  людей,  высмеиваются  в  этой  басне?
  5. Какие  фразы,  выражения  показались  тебе  наиболее  яркими,  образными,  запоминающимися?
  6. Перечисли  основные  черты  характера  главных  героев  басни.
  7. Подумай,  какие  пословицы  ближе  всего  к  морали  этой  басни.
  8. Что  тебе  показалось  в  этой  басне  смешным,  а что — поучительным?
  9. Подготовься  к  выразительному  чтению  басни. Прочитай  басню  по  ролям.

10. Какие  выражения  из  этой  басни  обогатили  русский язык,  украсили  нашу  речь?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 1)

  1. Автор  книги.
  2. Название  книги.
  3. Перечисли  главных  героев. Какой  герой  любимый,  почему?
  4. Напиши,  какие  приключения  показались  тебе  самыми  интересными.
  5. Чему  научила  тебя  эта  книга?

ОТЗЫВ О ПРОЧИТАННОЙ КНИГЕ (вариант 2)

  1. Автор  книги.
  2. Название  книги.
  3. Перечислить  главных  героев  с  кратким  пояснением,  кто  они.
  4. Краткий  пересказ  самых  захватывающих  моментов  книги.
  5. Чему  научила  тебя  эта  книга? О  чем  заставила  тебя  задуматься?

ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ

  1. Расскажи  о  понравившемся  герое.

Начни так … Мне  очень  понравился( ась)… Мне  очень  запомнился(ась)… Мне  показался  интересным… Я  восхищаюсь… Мне  очень  не  понравился(ась)

  1. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения ).
  2. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер  героя?
  3. Перечисли основные черты характера  понравившегося  (непонравившегося)  героя.
  4. Расскажи  о  его  взаимоотношениях  с  другими  персонажами.
  5. Назови  героев  других  произведений,  которые  в  чем-то  схожи  с  этим  персонажем.
  6. Подумай  и  скажи,  в  чем  тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить  на  этого  героя?
  7. Вспомни,  какая  из  пословиц,  поговорок  и  крылатых  фраз  могла  бы  лучше  всего  передать  характер  этого  героя?
  8. Если  бы  ты  был  художником,  то  в  какой  момент  изобразил  бы  своего  любимого  героя,  какое  бы  у  него  было  выражение  лица,  как  бы  ты  его  одел,  что  было  бы  вокруг?

ГДЗ по литературному чтению 2 класс учебник Климанова, Горецкий, Голованова.

Издательство: Просвещение 2020 2021 2022
Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

Команда DNSIS подготовила для вас решения и ответы на литру второго класса.
Во 2-ом классе вас ждет много интересных иллюстрированных, технических и творческих заданий, иногда они бывают сложными но с этим вам помогут наши ответы, вы можете быть в них уверены. Учебно-методический сборник по Литературному чтению за 2 класс, в котором представлены произведения, нацелен привить детям лучшие качества.
Учебное пособие ФГОС Школа России состоит из учебника(2 части) и рабочей тетради, мы подготовили ответы на все вопросы программы этого пособия.

Содержание 
Самое великое чудо на свете стр. 3

Что уже знаем и умеем стр. 4

Как рассказать о прочитанной книге стр. 4

История книги стр. 6

Библиотека стр. 8

Наши проекты стр.9

Проверим себя стр. 10

Устное народное творчество стр. 11

Что уже знаем и умеем стр. 12

В мире книг стр. 13

Разноцветные страницы

Шибаев А. Вспомни сказку стр. 14

Пословицы и поговорки стр. 16

Русские народные песни

«Ты, рябинушка…» стр. 18

«Берёза моя, берёзонька…» стр. 18

Потешки и прибаутки

«Петушок, петушок…» стр. 20

«Кошка на окошке…» стр. 20

«Стучит, бренчит на улице…» стр. 21

«Куда, заинька, бежишь?..» стр. 21

Считалки и небылицы

«Конь ретивый…» стр. 22

«Ой ты, зоренька-заря…» стр. 22

«Начинается считалка…» стр. 22

«Ой, люля, та-ра-ра!..» стр. 23

Загадки стр. 24

Сказки

Коваль Ю. Сказки стр. 26

Петушок и бобовое зёрнышко стр. 28

У страха глаза велики стр. 31

Лиса и тетерев стр. 34

Каша из топора стр. 37

Поговорим о самом главном

Лиса и журавль стр. 40

Как хорошо уметь читать

Гуси-лебеди стр. 42

Проверим себя стр. 46

Люблю природу русскую. Осень стр. 53

Что уже знаем и умеем стр. 54

Как подготовиться к выразительному чтению стр. 54

В мире книг стр. 55

Разноцветные страницы

Волина В. «Шла лисица…» стр. 56

Сапгир Г. Считалочка стр. 57

Тютчев Ф. «Есть в осени первоначальной…» стр. 58

Бальмонт К. «Поспевает брусника…» стр. 59

Плещеев А. «Осень наступила…» стр. 60

Фет А. «Ласточки пропали…» стр. 61

Осенние листья

Толстой А. «Осень. Обсыпается весь наш

бедный сад…» стр.62

Есенин С. «Закружилась листва золотая…» стр. 63 Брюсов В. «Сухие листья, сухие листья…» стр. 64

Токмакова И. «Опустел скворечник…» стр. 65

Берестов В. Хитрые грибы стр. 66

Грибы стр. 67

Поговорим о самом главном

«В каждом зёрнышке пшеницы…» стр. 68

Блокадный хлеб стр. 68

Как хорошо уметь читать

Пришвин М. Осеннее утро стр. 69

Проверим себя стр. 70

Русские писатели стр. 71

Что уже знаем и умеем стр. 72

Как составить план произведения стр. 72

В мире книг стр. 73

Разноцветные страницы

Токмакова И. Десять птичек — стайка стр.74

Могутин Ю. «Над речушкой в тиши…» стр. 75

Александр Сергеевич Пушкин стр. 76

«У лукоморья дуб зелёный…» стр.77

Сказка о рыбаке и рыбке стр. 79

Иван Андреевич Крылов стр. 88

Лебедь, Щука и Рак стр. 90

Стрекоза и Муравей стр. 92

Лев Николаевич Толстой стр. 94

Котёнок стр. 96

Поговорим о самом главном

Толстой Л. Н. Правда всего дороже стр. 98

Как хорошо уметь читать

Толстой Л. Н. Филипок стр. 99

Проверим себя стр. 103

О братьях наших меньших стр.105

Что уже знаем и умеем стр. 106

Как составить отзыв стр. 106

В мире книг стр.107

Разноцветные страницы

Брезкун С. «Гр-р-рянул…» стр.108

Бородицкая М. «Грачиха говорит грачу…» стр. 109

Пивоварова И. «Жила-была собака…» стр.110

Берестов В. Кошкин щенок стр. 111

Как придумать рассказ стр. 112

Пришвин М. Ребята и утята стр. 113

Чарушин Е. Страшный рассказ стр. 117

Житков Б. Храбрый утёнок стр. 120

Бианки В. Музыкант стр. 122

Как хорошо уметь читать

Бианки В. Сова стр. 125

Поговорим о самом главном

Благинина Е. Мороз стр. 129

Проверим себя стр. 130

Наши проекты стр. 131
Люблю природу русскую. Зима стр. 133  

Что уже знаем и умеем стр. 134

Как выучить стихотворение наизусть стр. 134

В мире книг стр. 135

Разноцветные страницы

Погореловский С. «В гору…» стр. 136

Погореловский С.

«На виду честного люда…» стр. 136

Прокофьев А. «Как на горке, на горе…» стр. 137

Первый снег

Бунин И. «Зимним холодом пахнуло…» стр. 138

Бальмонт К. Снежинка стр. 139

Аким Я. «Утром кот…» стр. 140

Тютчев Ф. «Чародейкою Зимою…» стр. 141

Есенин С. «Поёт зима — аукает…» стр. 142

Есенин С. Берёза стр. 143

Пушкин А. С. «Вот север, тучи нагоняя…» стр. 144

Пушкин А. С.

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» стр. 145

Поговорим о самом главном

Два мороза стр. 146

Как хорошо уметь читать

Михалков С. Новогодняя быль стр. 149

Проверим себя стр. 152

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе создан в помощь учителям, работающим в начальных классах. Урок сконструирован таким образом, чтобы на наглядном примере воспитывать у детей нравственные качества: чувство ответственности, искренности, доброты и доверия. Возможно использование различных видов работы с текстом (чтение по цепочке, использование приема «Я начну, ты продолжай»
Автор: Пилимон Екатерина Андреевна,учитель начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа № 40 г. Витебска»

Тема:
Л.Н.Толстой «Косточка»
Цель:

1. познакомить учащихся с творчеством Л.Н.Толстого и его биографией;
2. совершенствовать навыки чтения, его правильность, беглость, осознанность;
3. воспитывать волевые качества, способствовать развитию доброго отношения к людям, воспитывать чувство дружбы, сопереживания.
Оборудование:

Портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации обложек его книг, слова с пословицами (напечатаны на листках), изображения грустного и весёлого солнышка, лучики (для рефлексии)
Ход урока:

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, улыбнемся себе и своему соседу и пожелаем друг другу успешной работы!
2. Проверка домашнего задания.

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
— Кто его автор?
— Правильно. Кто нам выразительно прочтёт стихотворение? (опрос нескольких ребят + анализ чтения)
— А каким вы себе представили мальчика Витю? Кто хочет его описать?
3. Сообщение темы и постановка учебных задач.

— Сегодня на нашем уроке мы с вами познакомимся с невыдуманным рассказом, который называется «Косточка». Этот рассказ об одном мальчике, который сначала покраснел, потом побледнел, и о его поступке. Мы узнаем, почему так случилось. И, конечно же, познакомимся с автором данного произведения.
4. Биографическая справка.

— Ребята, вам, наверное, уже знакомо имя Л.Н.Толстого?
— Кто из вас знает, что это за писатель? (отв.)
— Правильно, Л.Н.Толстой жил очень давно, ещё во времена ваших прапрабабушек, почти 200 лет назад. Он родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Был он четвертым ребёнком. Когда мальчику исполнилось 2 года, умерла его мама. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.
Всю свою жизнь, а прожил Толстой 82 года, он посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучил историю и медицину, занимался музыкой, рисованием. Л.Николаевич открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой», им было написано более 100 новых сказок и рассказов, среди которых «Три медведя», «Ёж и заяц», «Косточка», «Филиппок» и др.
Его произведения переведены на многие языки мира.
5. Подготовка к первичному восприятию

а). Форма организации – вступительное слово учителя с элементами беседы.

— Ребята, а знаете ли вы, когда и от чего краснеют и бледнеют люди? (отв.)
— Бывало ли такое с вами? (отв.)
б). Словарная работа.

— А сейчас давайте приступим к прочтению рассказа. Откройте свои учебники на странице 112.
— В тексте есть незнакомые слова, которые сейчас объясним, обратившись к словарю (написано на доске, читает 1 ученик):
Горница – комната или чистая половина крестьянской избы
6. Первичное восприятие и анализ первичного восприятия.

а). Способ организации – чтение учителем

— Итак, приготовьтесь внимательно слушать рассказ. Постарайтесь ответить на вопрос: «Сюжет рассказа выдуман писателем или это на самом деле могло быть?»
(учитель читает)
— Давайте теперь немного отдохнём. Встаньте, выйдите из-за парт.

Буратино потянулся:
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел —
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик отыскать,
Нужно на носочки встать!
— Присаживайтесь, продолжим наш урок.
б). Беседа для проверки первичного восприятия:

— Итак, так вы думаете, сюжет рассказа выдуман или так могло бы быть на самом деле? (отв.)
— Почему вы так думаете, докажите (отв.)
— Действительно, ведь Толстой писал свои рассказы лишь о том, что происходило на самом деле. И он ничего не выдумывал, как и наш случай с Ваней.
— Подумайте, если наш рассказ не выдумка, то к какому жанру литературы его можно отнести? (быль)
— Молодцы! Скажите, пожалуйста, каких героев рассказа вы запомнили? (отв.)
— Кто главный герой? Почему? (отв.)
— Можно ли сказать, что главным героем является слива? Докажите (отв.)
7. Подготовка к повторному чтению

— Ребята, сейчас текст вы будете читать самостоятельно, но перед этим давайте подготовимся.
— Обратите внимание на доску. На ней вы видите скороговорки (они написаны на доске). Прочитайте. (читают 2 ученика в обычном темпе):
Слива спелая сладка, сладким соком налита;
Красной краской крашу крыши в красный цвет.
— А теперь постарайтесь произнести их с разной интонацией (удивитесь, испугайтесь, прошепчите)
— Молодцы!
8. Повторное чтение и анализ произведения.
а). Вид чтения – по абзацам
(читают)

б). Беседа о прочитанном:

— Почему Ваня за обедом покраснел, как рак? Объясните.
— В какой момент Ваня побледнел? Почему? Зачитайте.
— Почему мальчик съел сливу? Как об этом говорится в рассказе?
— Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Зачитайте, подумайте, с какой интонацией надо прочитать эти строки?
— Успел ли он насладиться вкусом сливы? Зачитайте. С какой интонацией будем читать эти строки?
— Как вы думаете, догадался ли отец, кто взял сливу?
— Давайте охарактеризуем отца. Каким он был (написано на доске, нужно соединить):
Добрый
Мудрый
Глупый
Злой
Строгий
Справедливый
— Прочитайте, что сказал отец другим детям?
— Так от чего же заплакал Ваня?
— Подумайте, как ещё могла бы закончится эта история?
в). Другие виды работы (составление плана):

— Молодцы, ребята! Понравился ли вам рассказ? Дома вам предстоит его пересказать, чтобы было легче, давайте попробуем составить план (записывается в ходе обсуждения):
— Итак, как вы думаете, на сколько частей можно поделить рассказ? (на 4)
— Правильно, разделим наш рассказ на 4 части.
— О чем говорится в первой? (о том, что Ваня никогда не ел слив и все рассматривал их)
— Как озаглавим? (Ваня рассматривает сливы)
— О чем говорится во второй части? (о том, что Ваня не удержался и съел сливу, а отцу соврал)
— Как озаглавим? (Кто съел сливу?)
— О чем говорится в третьей части? (о том, что сказал отец о пропавшей сливе)
— Как озаглавим? (Слова отца)
— Что мы узнаем из четвертой части? (то, что Ваня очень испугался и заплакал)
-Как озаглавим? (все засмеялись, а Ваня заплакал)
— Молодцы! Какой получился у нас развернутый план!
9. Заключительная беседа.

— Ребята, вот мы и прочитали рассказ. Подумайте, так что же плохого сделал мальчик?
— Какие чувства он у вас вызывает? Вы смеётесь над ним или вам его жалко?
— Как вы относитесь к его поступку?
_Чему хотел научить нас автор рассказа? (быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными)
— Обратите внимание на доску (на ней вразнобой написаны слова из пословиц, нужно восстановить порядок слов. Неправильные – написаны, а правильный вариант выставляется из напечатанных слов). Здесь написаны пословицы, но вот беда, пока я готовилась к уроку, ветерок подул и перепутал все слова. Давайте с вами попробуем их составить правильно:
Всегда, явным, тайное, становится;
Лучше, чем, правда, сладкая, горькая, ложь.
— Как вы понимаете их смысл?
— Как ещё можно было бы назвать наш рассказ, используя пословицу?
10. Творческая деятельность по следам прочитанного.

— Постарайтесь вообразить себя на месте отца и прочтите с соответственной интонацией его слова (читают несколько учащихся).
11. Итоги урока.

— С каким рассказом сегодня мы познакомились?
— Кто его автор?
— К какому жанру литературы он относится?
12. Рефлексия.

— Молодцы, ребята! Вы все хорошо сегодня работали, я довольна вами. Давайте оценим наш урок (открыть доску, на ней – изображения двух солнц – грустного и весёлого)
— Тот, кому он понравился, пусть прикрепит свой лучик к весёлому солнышку
— Ну а тот, кому было скучно, пусть подарит свой лучик грустному солнцу.
13. Д/З

— Вашим дом. зад. Будет пересказ прочитанного нами рассказа. Урок окончен.

План — конспект урока

«Где смекнёт боец, там врагу — конец!»


инновационной площадки

социализации школьников».

Провела

: учитель начальных классов

Усачева Юлия Юрьевна

2015 год

Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Задачи:



1
. познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Акула»;

2


. обучать выразительному чтению для более глубокой и тонкой передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении;

3


. создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения;

4


. формировать умения строить умозаключения;

5

.воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности;


6

.развивать воссоздающее и творческое воображение;

7

.воспитание любви к Родине.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа.

Коммуникативные УУД

: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Личностные УУД

: эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание к им.

Регулятивные УДД

: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Основные понятия

: Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами.

Оборудование

: учебник, мультимедийный проектор (презентация, видеофайл),
портрет Л. Н. Толстого, сигнальные карточки, карточки — помощники, картинки для аппликации, выставка книг.

Формы организации познавательной деятельности

: коллективная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

I

. Организационный момент

– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

Книга учит детей

Всем премудростям жизни-

Как быть человеком

И быть нужным Отчизне.

Сегодня на уроке мы будем учиться думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл услышанного и прочитанного, а также делать для себя выводы.

1. Проверка домашнего задания.

— С творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

Проверим домашнее задание.

– Расскажите о жизни и творчестве Л. Н. Толстого по плану.

План
:

1) Детство Л. Н. Толстого. (слайд)

2) Жизнь и творчество писателя.
(слайд)

2. Мотивационный момент

Посмотрите на доску. Прочитайте слова.

Граф.


Ясная поляна.

Школа для детей
.
— Какое отношение имеют эти слова к сегодняшнему уроку?

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством одного из величайших классиков русской литературы – Льва Николаевича Толстого.(учитель вешает портрет)

Давайте мы вместе отправимся в литературное путешествие, чтобы познакомиться с одним из его произведений. Название которого вы узнаете, отгадав загадку.

В бинокль злюку разгляжу

И капитану доложу.

Знают все прекрасно —

С ней играть опасно:

Зубы острые как нож,

Лучше ты ее не трожь!

(Акула)

II. Изучение нового материала

1

.

Введение в тему. Постановка темы и целей урока

.

Сформулируйте тему урока? (слайд)

-Мы, действительно, будем сегодня работать с произведением Л.Н.Толстого. А чем именно будем заниматься во время путешествия определите с помощью опорных фраз: (На доске записаны опорные фразы, дети читают начало, продолжают фразу самостоятельно) (слайд)


— продолжим знакомство с творчеством …

— расширим свои знания о жизни …

-продолжим работу над развитием читательских…

Будьте внимательны, чтобы курсбыл правильным, и мы не сбились с пути, вся команда должна работать дружно и четкона всем пути следования.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла пословицу: «Где смекнет боец, там врагу — конец!»(слайд)

Как вы понимаете её смысл?

Ребята, а кто такой патриот? (Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.)

Можно ли Толстого назвать патриотом?

(-В его произведениях прослеживалась любовь к Родине, к её народу, традициям, желание сделать свою страну ещё прекрасней.)

2. Выставка книг Толстого.

– Обратите внимание на выставку книг. Кто автор этих книг? (Л.Н. Толстой)

Какие произведения читали самостоятельно? (дети выходят и показывают книгу)

– Произведения каких жанров писал Л. Н. Толстой?

(басни, были, рассказы)

людях, детях, природе. Еще он писал басни

и были. Его волнуют человеческие чувства, отношения.)

3. Подготовка к восприятию произведения.

На уроке окружающий мир мы говорили о морских животных. Что вы знаете об акулах?

(Слайд)

Рассказ ученика об акуле.

Акула- страшная хищница моря. Это очень древние рыбы. Акула-рыба прожорливая и хищная. Пасть акулы усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуёй с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км/ч, наносит серьёзные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются медузами, мелкой рыбёшкой
. Акулы — это водные животные, принадлежащие классу рыб, если быть точнее — к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники — скаты. Не следует путать их с животными-млекопитающими, обитающими в морях и океанах — китами, дельфинами, касатками, тюленями и другими водными млекопитающими. Акулы — это рыбы. Здесь стоит уточнить, что все акулы — хищные рыбы. Все акулы плотоядны, независимо от того, что является их пищей — планктон или гигантские черепахи, независимо от размеров и среды обитания.

4. Предположение.

(Слайд)

Плавание на кораблях было долгим, по нескольку месяцев, на корабле придумывали различные развлечения, иногда их обитатели попадали в самые невероятные ситуации. Что из этого вышло, мы сегодня и узнаем.

Попробуйте предположить, о чём может пойти речь в произведении с таким названием?

Можно ли по названию определить, будет ли оно серьёзным, шуточным, смешным, поучительным?

Подтвердились ли ваши предположения, мы узнаем после его прослушивания.

III. Знакомство с текстом

1. Прослушивание слайд- фильма «Акула» (слайд)

2.Вопросы на первичное восприятиетекста.

Понравилось вам произведение? Чем?

Было ли вам страшно? Когда?

Какие эпизоды запомнились больше всего?

За кого вы переживали?

К какому литературному жанру мы отнесем это произведение?

Назовите героев этого рассказа

3. Словарно-лексическая работа

(Слайд со словами)

Посмотрите на доску. Сейчас вы поработаете в парах.

В рассказе встретились трудные слова. Найдите значение этих слов в толковых словарях.

    Артиллерист – военнослужащий артиллерии

    Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна

    Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов

    Ропот – недовольство, выраженное в приглушенной форме, негромкими голосами

    Якорь- п
    риспособление для удержания на месте судов
    ,
    плавучих
    маяков и т.п. в виде

    прикрепленного к длинной цепи металлического стержня с лапами, зацепляющимися за

    грунт.

4. Медленное вдумчивое повторное чтение (по цепочке)

Сейчас мы ещё раз прочитаем текст, чтобы мы могли перейти к его анализу.

5. Физминутка (плавание, зоркость)

К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно:

Вместе раз, это брас.

Одной, другой, это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Плыли вдоль и поперёк и вернулись на урок.

6. Постановка вопросов к произведению (для уточнения понимания текста)

Я вам предлагаю ответить на следующие проблемные вопросы.

Какие чувства в читателе вызывает этот рассказ? (тревогу, беспокойство, страх, отчаяние, радость)

Какие моменты в рассказе самые волнующие?

Кто является главным героем рассказа?

Как артиллерист отнесся к забавам своего сына?

Как он ведет себя в момент опасности?

Почему, когда все пытались спасти мальчиков, отец одного из них стоял и ничего не предпринимал? (его сковал страх и отчаяние за детей, мальчики были на волоске от смерти) .

Итак, какие чувства он переживает на протяжении всего рассказа?

(сначала радость, потом тревогу, страх, потом облегчение)

Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе?

Решительность

Храбрость

Мужественность

Опытность

Находчивость

Смелость

Любовь к сыну

Каковы могли быть последствия выстрела?

Как вы думаете, легко ли было отцу принять такое решение? (нет, но когда он понял, что дети находятся на волоске от смерти, то сильные отцовские чувства, смелость, ответственность придали ему уверенности и решительности)

Ребята, мы часто с вами говорим об ответственности. Как порой бывает трудно выбрать правильное решение, от которого может быть зависит и жизнь человека.

Для чего Лев Николаевич написал свое произведение?

Чтобы показать самоотверженную любовь родителей к детям;

Как любовь отца помогла ему правильно действовать в решительный момент;

Как безответственность мальчиков чуть не привела к трагедии.

Кто является главным героем рассказа? Почему?

Артиллерист — сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в трагические моменты.

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства всегда помогают решительно действовать, не терять самообладание.

Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, чточерты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

7. Работа над сюжетом произведения

Давайте ещё раз восстановим последовательность событий в рассказе (на доске карточки)

Что было сначала? Что потом?

Появление акулы

Купание в море

Пронзительный визг

Спасение мальчиков

Стрельба из пушки

8. Проверка работы

Как вы думаете, почему рассказ назван «Акула»? (Потому что на её появлении основан сюжет рассказа

Назовите элементы сюжета?

Слайд

(элементы сюжета)

Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.

Кульминация — самый важный, напряженный момент в произведении.

Развязка — эпизод, завершающий развитие действия.

Какова завязка сюжета (с чего всё начиналось? (Мальчики купались в открытом море и кто-то крикнул: «Акула! »)

Как дальше развивались события (Матросы на лодке поплыли спасать мальчиков, но акула была близко около мальчиков, они её заметили, завизжали и поплыли в разные стороны, артиллерист побежал к пушке)

Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? (Выстрел из пушки)

Какова развязка сюжета?(радостный крик)

IV. Итоговая беседа. Творческая работа в группах.

Итак, ребята, никогда не нужно теряться в различных ситуациях. Всегда старайтесь найти правильное решение, как это сделал отец одного из мальчиков.

Наше путешествие благополучно закончилось. Мы возвращаемся в свой порт-класс, оживленные, радостные, что все закончилось хорошо.

А сейчас я предлагаю вам выполнить творческую работу в группах. Соберите аппликацию к рассказу.

Я очень рада, что вы прекрасно справились с этим заданием.

V. Подведение итогов урока

Посмотрите на доску. Прочитайте еще раз пословицу про себя. Почему я взяла именно эту пословицу? (слайд)

Кто выступает в роли бойца в рассказе? Почему?

А кто в роли врага?

-Пришло время подвести итог:

-Как вы относитесь к поступку артиллериста?

-Что его побудило совершить этот поступок? (Любовь к сыну)

У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой.

VI. Домашнее задание.(слайд)

Всему классу: выразительное чтение рассказа.

По выбору учащихся:

Придумать продолжение рассказа

Нарисовать иллюстрацию

Сочинить стихотворение об акуле

VII .Рефлексия

Насколько затронуло, «растопило» ваши сердца это произведение? Покажите мне один из предложенных цветов: жёлтый – холодный (не затронуло), зелёный – тёплый (задело за живое), красный – горячий (произвело сильное впечатление).

(Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».)

На доске слайд: девочка со свечой


.

У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча. (Зажигаю свечу)

Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать.

А я желаю вам:

Любить свою Родину,

Стать лучшими среди замечательных людей.

Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области»

План — конспект урока

по литературному чтению на тему:

»
Где смекнёт боец, там врагу — конец!»


(рассказ Л.Н. Толстого «Акула»)

на открытом занятии муниципальной

инновационной площадки

«Патриотическое воспитание как аспект

социализации школьников».

Провела

: учитель начальных классов

Усачева Юлия Юрьевна

2015 год

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО:Баландинская Екатерина Владимировна

Место работы: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» г. Энгельс Саратовской области.

Должность: Учитель начальных классов.

Предмет: литературное чтение

Учебник: Л. А. Ефросинина

Тема урока:«Е. Пермяк. Бумажный змей».

Тип урока: урок «открытия нового»

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации.

Образовательные

формировать:

– представления о литературных жанрах;

Развивающие

– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

– развивать умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

Воспитательные

– воспитывать аккуратность;

– формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Методы обучения: системно-деятельностный метод, метод проблемного обучения (решение проблемной ситуации), ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование (средства обучения): учебники, рабочие тетради, компьютер, проектор.

Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности.

– С добрым утром и с хорошим днем!

Наш урок с улыбки мы начнем.

– К какому уроку вы приготовились?

– Чем мы занимаемся на этих уроках?

Дети улыбаются друг другу.

– К литературному чтению.

– Мы читаем, отвечаем на вопросы, анализируем.

Регулятивные (умение прогнозировать предстоящую работу)

Личностные (мотивация к целенаправленной познавательной деятельности)

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

Задание на сопоставление названия произведения и автора.

Детям необходимо найти лишнее произведение.

В каком разделе мы читали эти рассказы?

Почему так называется раздел?

Каким должно быть новое произведение, если оно находится в этом же разделе?

Что вы должны сделать, чтобы узнать то, чему учит произведение?

Добрая лошадь – Пляцковский

На катке – Осеева

Про то, для кого Вовка учится – Голявкин

— «Учимся уму-разуму»

Осталось название «Бумажный змей»

Поучительным.

Планирование деятельности.

Познавательные (умение извлекать информацию из схем, представлять в виде схемы)

Постановка учебной задачи.

Сведения о творчестве Пермяка.

Попробуйте спрогнозировать по заголовку то, о чем этот текст.

Из чего изготавливают змея?

(иллюстрации)

Высказывания детей.

Предположения.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать деятельность)

Построение проекта выхода из затруднений («открытие»).

Словарная работа (в тексте выделены слова, снизу словарик).

Трудночитаемые слова (подчёркнуты).

Чтение учителем. Я прочитаю текст, ваша задача – запомнить сведения о змее.

О чём текст?

Что узнали про бумажного змея?

Работа в тетради.

В какую погоду запускают змея?

Мочало, дранки.

Недоставало, развевает.

То, из чего изготавливают змея.

Записывают материалы.

При лёгком ветерке.

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы)

Чтение детьми. Ваша задача – определить жанр, главную мысль, запомнить героев произведения.

Какой жанр произведения? (доказать)

Кто главные герои? (модели)

Модель обложки.

Какова главная мысль рассказа?

Рассказ.

Мальчики. Дети.

Выдвижение версий. Фиксация.

(это произведение учит быть:

Добрыми

ДРУЖНЫМИ)

Коммуникативные (умение слушать и понимать других, работать в паре)

Учитель различает
смысловую версию от характеристик
героев.

Имеющиеся материалы у мальчиков. На слайде по ходу ответов детей.

Работа с иллюстрацией.

Как вы думаете, как зовут первого мальчика?

Доказательство найдите в тексте.

Кто в центре? Докажите.

А как зовут третьего мальчика?

Доказывают выдвинутые версии.

Заполнение таблицы в тетрадях.

(работа в парах
)

Определяют героев.

Познавательные (умение выявлять сущность, особенности объектов)

Познавательные (умение ориентироваться в учебнике)

Регулятивные (умение высказывать предположения на основе материала учебника)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Чья версия не подтвердилась?

Изменилась ли ваша версия? Как?

У кого не изменилась? Почему? Докажи.

Как же должны были поступить мальчики? СЛАЙД (все вместе)

Какова главная мысль?

Работа с пословицами: подобрать подходящую к тексту.

Какие жизненные ситуации вы можете привести, когда подобное случалось с вами?

Как бы вы продолжили рассказ?

Фиксация (минус-плюс).

Высказывания-обобщения.

Работа в парах. Доказывают выбор.

Рассказы детей.

Работа в парах.

Коммуникативные (умение работать в паре)

Рефлексия деятельности.

Что мы сделали, чтобы узнать то, чему учит рассказ?

Мне было интересно…

Я могу…

Я затруднялся…

Мне понравилась работа… (одноклассника)

Самооценка. Линии успешности.

Выдвинули предположения,

анализировали текст: выделили главных героев, определили характер их взаимоотношений, заполняли таблицу.

Если первоначально версия была верна – зелёная фишка, если ошибочна – красная.

Регулятивные (умение осуществлять рефлексию), личностные (умение выражать свои эмоции)

Редакция сайта не несет ответственности за содержание статьи в данном разделе.

План-конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Звуки[ г], [г’], буквы Г, г, звуки [д], [д’], буквы Д, д. Различие слово — слог. Заклички»

2013 г. Урок по системе Л.В. Занкова.

Цель:
познакомить со звуками и буквами, которые их обозначают, учить отличать слог от слова.

Задачи:

1. Учить отличать слог от слова.
2.Знакомство с закличками — жанром русского народного творчества.
3. Развивать речь, мышление, память, внимание.
4. Прививать любовь к чтению.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор.
. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: учебник по обучению грамоте для 1 класса.
. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Я читаю. Тетрадь по чтению к «Азбуке» №2.

1. Работа над темой.

1) Знакомство со звуками [г], [г’] и буквами Г, г.

Сегодня мы продолжаем путешествие по зоопарку. (слайд 2)

Загадка.
По лужку он важно ходит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки.
(гусь)

Как гогочет гусь? (Га-га-га)

Назвать первый звук в ловах. Какой он?

К гусю в вольер заглянул — бегемот. Почему? Ведь мы его встретили в вольере с буквой б? (слайд 3)
— Чем похожи звуки [г] и [г’]?
— Знакомство с буквой. (слайд 4)
— Назвать слова в которых есть звуки [г] и [г’].
— На что похожа буква г? (слайд 5-6)

Буква «Г» вот красота!

Это «Б» — без живота.

Чтение слогов и слов (слайд 7)

га гора
го голова
гу Галина
ги много
гы грибы

Чтение слов, деление на слоги, ударение.
Чем слог отличается от слова? Какое слово лишнее?
Печатание 2 столбика в тетради. В каком слове можно сделать ошибку?

Физминутка.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте прямо, не шумите.
Все в порядок приведите.

2) Знакомство со звуками [д] и [д’], буквами Д, д.

С нами по зоопарку путешествует … (слайд 8)

Загадка.
Ежик вырос в 10 раз, получился… (дикобраз)

А кто поселился с дикобразом?

Загадка.
В лесу под щебет и под свист стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд-приятель!» И ставит подпись …
(дятел) (слайд 9)

Что общего в словах дикобраз и дятел? Какой это звук?

Кому послал телеграмму дятел? Какой 1 звук? Чем похожи звуки [д] и [д»]? Чем отличаются? (слайд 10)

Знакомство с буквой. (слайд 11)

Назвать слова, в которых есть эти звуки.

Чтение слогов и слов. (слайд 12)

до дом
да дым
ды дуб
ду дог
ди год

Дополнить слоги до слов. Чем похожи слова 2 столбика? Какое слово лишнее?

2.Закрепление.

Работа с учебником с. 44

1) Знакомство с закличками. (слайды 13-15)
Первую закличку учим на уроке.
Подчеркнуть в закличках буквы Г, г, Д, д.

2) Работа со схемами. Раскрашивание схем слов гуси, гриб, диван.

3) Подчеркни слова, дополни слоги до слов:

Дым доро гу гол во вы была жу жил зима

3. Итог. (слайд 16)

Что нового узнали на уроке?

Читательский дневник по сказке «Золотой Ключик или Приключения Буратино» Алексея Толстого

Автор: Алексей Николаевич Толстой

Название произведения: «Золотой Ключик или Приключения Буратино».

Число страниц: 128.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: Папа Карло, Буратино, Карабас Барабас, кот Базилио, лиса Алиса, Мальвина, Пьеро, пудель Артемон.

Второстепенные герои: Джузеппе, Дуремар, черепаха Тортилла, Говорящий сверчок.

Характеристика главных героев:

Папа Карло — добрый, заботливый.

Пожертвовал всем ради Буратино.

Буратино — ловкий, быстрый, наивный и проказливый мальчик.

Доверчивый, но дружелюбный.

Мальвина — умная, честная и опрятная девочка.

Не любит проказников.

Пьеро — печальная и грустная кукла.

Добрый друг.

Артемон — верный пёс Мальвины. Надёжный охранник.

Лиса Алиса и кот Базилио — хитрые и находчивые жулики.

Обманом отобрали монетки у Буратино.

Карабас Барабас — страшный, могучий и злой директор кукольного театра.

Считал себя великим и сильным.

Характеристика второстепенных героев:

Джузеппе — столяр и пьяница, друг Карло.

Дуремар — продавец пиявок. Трусливый и жадный.

Тортилла — мудрая черепаха.

Сверчок — говорящий и очень умный.

Краткое содержание сказки «Золотой Ключик»

Джузеппе дарит Карло говорящее полено. Карло вырезает куклу и называет её Буратино.

Буратино хочет есть и протыкает носом очаг, нарисованный на холсте.

Он чуть не гибнет, когда на него нападает крыса.

Но всё равно не хочет слушать мудрого сверчка.

Карло покупает Буратино азбуку и отправляет в школу.

Но мальчик продаёт азбуку и идёт на представление кукольного театра.

Там его замечает Карабас и чуть не сжигает.

Но узнав про нарисованный очаг, отпускает, дав пять монет.

Лиса и кот хотят отобрать монеты и уводят мальчика в страну Дураков.

По дороге они бросают Буратино в трактире, а потом притворившись разбойниками ловят его и вешают на дерево.

Буратино спасает Мальвина.

Но девочка занимается воспитанием мальчика, и тот сбегает.

Он встречает лису и кота, и оказывается на поле Чудес.

Буратино сажает монеты, но его ловят полицейские и бросают в пруд.

Тортилла открывает мальчику глаза и дарит ключик, за которым охотится Карабас.

Буратино встречается с Мальвиной и Пьеро, и проникает в тайну ключика.

Друзья сражаются с Карабасом, и директор прилипает бородой к сосне.

Он продолжает преследование, но кукол спасает Карло.

Все вместе они срывают холст с очагом и находят красивый кукольный театр.

Куклы бросают Барабаса, и он сидит в луже.

План сказки:

  1. Говорящее полено.
  2. Рождение Буратино.
  3. Первые проказы.
  4. Очаг на холсте.
  5. Азбука и её продажа.
  6. В кукольном театре.
  7. Два жулика.
  8. В трактире.
  9. Ночные разбойники.
  10. Мальвина и Артемон.
  11. Побег из чулана.
  12. На поле чудес.
  13. Встреча с Тортиллой.
  14. Тайна ключика.
  15. Битва в лесу.
  16. Погоня.
  17. Снова очаг.
  18. Новый кукольный театр.

Основная мысль сказки «Приключения Буратино»

Главная мысль повести в том, что дети должны учиться, а не только развлекаться.

Основная идея сказки заключается в том, что нужно уметь дружить и правильно выбирать себе друзей.

Чему учит сказка

Сказка учит нас быть умными, сообразительными, послушными.

Учит верности и настоящей дружбе.

Учит смелости и отваге.

Учит не бояться трудностей и никогда не сдаваться.

Учит не доверять незнакомым людям.

Краткий отзыв о сказке «Золотой Ключик» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что многие опасности и приключения мы находим себе сами, когда не слушаем того, что нам говорят родители.

У героя этой сказки был очень хороший, добрый и любящий отец, который хотел вырастить сына порядочным, умным человеком.

Но Буратино не слушал отца, он мечтал разбогатеть и думал лишь о развлечениях.

Потребовалось много опасных приключений, чтобы герой понял своё заблуждение.

Это необычайно увлекательная и смешная сказка.

Автору удалось создать уникальное произведение, которым зачитываются многие поколения читателей.

Она рассказывает об истинных ценностях, дружбе, верности, смелости, отзывчивости.

И показывает, как с помощью друзей человек может противостоять козням нечестных людей.

Мне очень нравятся многие герои этой повести, но больше всего Буратино.

Вначале он предстаёт шалопутом и баловником, но постепенно начинают проявляться лучшие черты его характера.

Он оказывается очень смелым и на всё готовым ради спасения друзей.

И он никогда не унывает.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что какой бы сложной и трудной ни казалась нам жизнь, надо верить в лучшее и не опускать руки.

Все трудности рано или поздно заканчиваются, а верные друзья остаются.

Пословицы к произведению:

  • На хитрецов и льстецов простаки ведутся.
  • Дружба крепка не лестью, а честью.
  • Не всякому верь, запирай крепче дверь.
  • Не в силе честность, а в правде.
  • За правое дело стой смело.

Словарь неизвестных слов:

  • Полено — дрова.
  • Холст — ткань для рисования.
  • Шарманка — музыкальный инструмент.
  • Тесак — нож для резьбы по дереву.
  • Неотёсанный — грубый.
  • Чулан — тёмный подвал.
  • Трактир — столовая.
  • Марионетка — управляемая кукла.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Вот тебе азбука. Учись на здоровье.

— Папа Карло, а где твоя куртка?

— Куртку-то я продал. Ничего, обойдусь и так…

Только ты живи на здоровье.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

— Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток…

Ещё читательские дневники по произведениям Алексея Толстого:

  • «Детство Никиты»
  • Краткая биография Алексея Толстого и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

План-конспект
урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин
 «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.

Класс: 4

Предмет: литературное
чтение

УМК: Школа
России

Автор УМК: Л.
Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В.
Бойкина

Тема урока: А.С.
Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока: 
урок закрепления изученного.

Цели: обучать
грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте
“Сказки о мертвой царевне
 и
 
о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на
части; формировать умения анализировать литературные произведения,
аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности;
формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи,
культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные
позиции на определение истинной
 красоты;
воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным
    переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
    ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное
    произведение.

Личностные. Формирование
системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,
красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование
    учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной
    деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по
    изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы
    на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
    взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ
    художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов
    для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге,
    умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка,
добро и зло.

Оборудование урока: текст
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды,
портрет А.С. Пушкина, толковые словари, рабочие тетради .

Технические средства обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота
Руставели

Ход урока

1.     Мотивация
к учебной деятельности.

— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

II. Вступительное
слово учителя

 Как
называется наш раздел
?

— Каких писателей и поэтов вы знаете?

— На прошлом уроке с творчеством какого
человека мы познакомились?

Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались
автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина,
одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и
содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III.
Проверка домашнего задания.
 (дети перечитывали
сказку
)

    Демонстрация
слайдов. Ученики описывают данные на слайде события из сказки . (слайд 2 –
12
 ).

— Иллюстрации, которые вы посмотрели,
сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 IV.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с
которой мы познакомились на прошлом уроке.
 («Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из
названия.
 ( Главные герои в сказке:
царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём
значение этого слова в словарях.
 (работа
со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь –
человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин,
совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый,
дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый
воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному
жанру относится наше произведение?
 (Сказка) Докажите,
что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные
предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба
добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках
Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем
мы сегодня будем заниматься на уроке?
 (Борьба
добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы –
раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем
сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как
они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И.
Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре
значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик
зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1)
всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1)
нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные
понятия.)

— Можем ли мы  четко
разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и
семи богатырях”?

(Ученики перечисляют
героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев,
предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к
отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На
какие вопросы мы должны сегодня ответить?
 (
Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и
Зла?)

V.
Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без
которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой,
а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но
невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и
всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива»,
«своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна-
упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой
царевны?
 (Ответы
учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В
чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а
царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.)

 Какими
словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть,
зависть
.)

 Обладает
ли добрый человек такими чувствами?
 (Нет,
эти чувства характерны для злых людей.)

 А
как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не
держит на них зла, не пытается им отомстить)

  И
царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что
она обладает и внутренней, душевной красотой?
 ( Царица
красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа
у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и
все ей помогают.)

 С
чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
 ( С
цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли
было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли
она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения
«чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие
чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна
молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха
красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как
хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой
красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

  Для
того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и
зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученики зачитывают
определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев
положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна –
положительная)

 Что
такое положительные и отрицательные черты характера?
 (Положительные
(хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь,
верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм,
предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой
или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим.
 (
По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим
хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют
другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI.
Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше
будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз
царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как
царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не
сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме
царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом
говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна
жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок,
стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя
сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

1.     Где
живёт герой?

2.     Внешний
облик героя.

3.     Какие
поступки совершает?

4.     Какой
характер у героя?

5.     Как
к герою относится автор?

6.     Своё
отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько
ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не
понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается
жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит
гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого
человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые
поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и
даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас
сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот
вопрос.

VIII.
Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете
урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX.
Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по
группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют
таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую
роль они играют?

— Как автор относится к главным героям?
Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень
завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это
негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек
должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в
следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать
синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»;
подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее
понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся.
Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

  • План на тему сказка о рыбаке и рыбке
  • План пересказ сказка о рыбаке и рыбке 2 класс литературное чтение
  • План к сказке лягушка путешественница 4 класс ефросинина
  • План к рассказу деревянный конь для 4 класса
  • План к сказке заюшкина избушка 2 класс