План конспект урока сказка о царе салтане 3 класс

Мбоу большегнеушевская средняя общеобразовательная школабегощанский филиалоткрытый урок по литературному чтениюв 3 классе на тему : а.с.пушкин сказка о царе

МБОУ « Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа»

Бегощанский филиал

Открытый урок по литературному чтению

в  3 классе на тему :

 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Провела: Анохина Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

                                                                     2016 г.

УМК « Школа России »

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока:  продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

Формирование УУД:

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Тип урока: обобщение

Оборудование урока: — портрет А.С. Пушкина;
— выставка книг А.С. Пушкина;
 

                                                Ход урока                                                                       

                                                                                             Эпиграф к уроку

“Что за прелесть эти сказки! 
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин

  1. Мотивация к учебной деятельности

— Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим…)
— Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? 
(Внимательность, активность, старательность…)

2 . Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.

— Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых     уроках литературного чтения? (Слайд №1)

Вопросы викторины:

— Где  и когда родился А.С. Пушкин?

— Как звали  мать поэта? Отца?( Слайд № 2)

— На каком языке говорили в семье Пушкина?

 — Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?  (Слайд № 3)

— От кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы…

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

 — Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

—   Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

 — Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)

3 . Постановка учебной задачи и темы урока.

— Ребята, из  какой  сказки  эта  иллюстрация?           (Слайд  № 10)

— Кто написал эту сказку?  

— Кто знает полное название сказки ? ( Слайд № 11)

— Сегодня мы продолжим работу по этой сказке

4. Работа по теме урока. Работа над сказкой

(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

5. Составление картинного плана первой части сказки

—  На сколько частей можно разделить прочитанный нами отрывок? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

6. Выборочное чтение

—  Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была…».)

 —  С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была…» То есть начинается с обещаний.)

—  Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут…».)

—  Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле…».)

—  Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

—  А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам…)

—  Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

—  Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

7.  Физкультминутка

— Изобразите волны, набегающие на берег.

— Летящую царевну Лебедь

— Гвидона, натягивающего лук.

— Танцующую белку, поющую песенки.

— Богатырей, выходящих из моря

8. Закрепление изученного

Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»

—  Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон…».)

—  Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Видят холм в широком поле, /Море синее кругом…)

—  О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

—  Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)

—  Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

—  А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

( Слайд № 12)

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

—  Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

—  Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

Град — город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

—  Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

—  Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)

 Какую часть из данного отрывка  вы бы проиллюстрировали? Чтобы вы изобразили? Опишите.

10. Работа над жанровыми особенностями произведения.

— Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

 — Что у неё общего с народными сказками? ( Сказка  Пушкина очень похожа на народные. В ней  добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

— В чём отличие? (Сказка  Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме)  ( Слайд №13)

11. Рефлексия.Подведение итогов урока ( Слайд № 14)

— Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

—  Чему учились на уроке?

—  О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее  задание ( Слайд №15)

Прочитать отрывок (с. 102—118). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

Литературное чтение

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Назовите общие особенности волшебных сказок

Есть волшебство

  1. Странствия, приключения героев

  2. Кто-то мешает или помогает

  3. Герой воюет с нечистой силой

  4. Эпизоды повторяются по 3раза

  5. Есть зачин, концовка

  6. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)

(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят –

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости , добру, правде

2Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.

4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста

Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

Литературное чтение, 3 класс

Урок 16.А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Часть 2

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. План художественного произведения. Виды.
  2. Характеристика героев сказки.
  3. Нравственный смысл сказки.

Тезаурус

Сказка – это повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Литературная сказка – жанр литературного произведения, в котором в волшебно-фантастическом или аллегорическом развитии событий и, как правило, в оригинальных сюжетах и образах в прозе, стихах и драматургии решаются морально-этические или эстетические проблемы.

Волшебная сказка – это сказка, в которой происходят события, не имеющие места в реальной жизни.

Автор – создатель художественного произведения.

Художественный образ – способ автора отобразить действительность.

Сюжет – ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих литературное произведение.

Иллюстрация – рисунок в тексте к.н. издания, поясняющий рассказ или описание.

План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Эпитет – образное, художественное определение.

Ключевые слова

План художественного произведения; события сказочного текста; тема и главная мысль; нравственный смысл.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс– М.: Просвещение, 2017.
  2. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. в 2-х частях- М : « Просвещение», 2013
  3. Детская энциклопедия, т. 10, изд. Академия пед. наук., 1961
  4. А.Н. Николюкин Литературная энциклопедия терминов и понятий – М: НПК «Интелвак», 2001

Обозначение ожидаемых результатов

На уроке мы узнаем о сказке, познакомимся с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

Научимся классифицировать сказки, называть отличительные особенности волшебной сказки, познакомиться с творчеством А.С. Пушкина, анализировать сказку, выделяя нравственный смысл, соотносить иллюстрацию с текстом.

Сможем понаблюдать за поступками главных героев сказки.

Основное содержание урока

1.План произведения – это ряд событий, которые имеют определенную последовательность.

Нас на уроке интересует последнее значение слова. Выделяют несколько способов составления плана произведения: картинный, цитатный, назывной, вопросный.

Существует алгоритм составления плана.

Сначала прочитать текст, разделить его на смысловые части, озаглавить каждую часть текста и расположить названия частей последовательно.

Если мы называем части, значит, мы составляем назывной план. Картинный план составляется с помощью иллюстраций. Вопросный план составляется с помощью вопросов.

2. Царь Салтан – добрый, справедливый, мягкий и незлопамятный, очень доверчивый человек. Он искренне прощает лживых женщин. Это говорит о том, что он милосердный и великодушный.

Князь Гвидон – сын царя Салтана, которого злые завистники обрекли на смерть вместе с матерью в бочке посреди моря. Но младенец очень быстро рос и стал прекрасным, сильным, отважным юношей, который смог защитить лебедь от хищника. Он справедливо правит городом, которым наградила его волшебная лебедь, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За его доброту был он вознагражден чудесной белкой, дружиной из 33 богатырей и прекрасной невестой.

Царевна-лебедь – прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от коршуна, она помогает князю советом и волшебством: возводит красивейший город, где он становится владыкой. По желанию князя превращает его в комара, муху, шмеля, чтобы тот смог побывать у отца и понять, почему тот не едет к нему на чудо-остров.

Волна. Когда бочка плывёт по морю, Гвидон просит волну, вынести их на берег, подарив жизнь. Волна исполняет его желание. Это говорит о том, что А.С. Пушкин олицетворяет в образе волны милосердие, отзывчивость, добросердечность.

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха обманули царя из-за зависти, не пускали к сыну на остров, но были наказаны. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.

Коршун нападает на лебедь, пытаясь убить её. Коршун оказывается злым чародеем. Его убивает из лука сын царицы, оказавшийся после спасения на берегу. Образ коршуна олицетворяет жизненные трудности, злость, опасность, неудачи.

3.Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.

Добро и любовь побеждает зависть и зло.

Разбор типового тренировочного задания

Определите, какие записи относятся к назывному плану, а какие к вопросному. Перенесите карточки с записями в соответствующие столбцы.

Назывной план

Вопросный план

Карточки с названиями:

Мать и сын

Что случилось с царицей и её новорождённым сыном?

С кем встретился князь Гвидон на берегу?

Встреча с царевной Лебедью

Правильный ответ:

Назывной

Вопросный

Мать и сын

Встреча с царевной Лебедью

Что случилось с царицей и её новорожденным сыном?

С кем встретился князь Гвидон на берегу?

Разбор типового контрольного задания

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова по теме урока.

1 вариант

1. Драгоценный камень, который представляет собой ядро ореха в сказке.

2. Один из подарков князю Гвидону.

3. Кто сообщил Салтану о чудесах на острове Буяне? (ответ в ед. числе)

4. Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

5. Начало сказки.

6. Что разлучило царя Салтана с женой?

2 вариант

1. Месяц, в котором по просьбе царя, должен был родиться богатырь?

2.Создатель художественного произведения.

3. Один из подарков князю Гвидону.

4. Образное, художественное определение.

5. Окончание сказки?

Ответ:

1 вариант

1. Изумруд

2. Город

3. Корабельщик

4. Сравнение

5. Зачин

2 вариант

1. Сентябрь

2. Автор

3. Белка

4. Эпитет

5. Концовка

урока: А. С. Пушкин 
 
    «Сказка о царе Салтане…» (Закрепление)
Открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе МБОО 
«Павлоградская гимназия» по УМК « Перспективная начальная 
школа»
Учитель: Комакина Татьяна Васильевна
Тема 
 
Цели урока:закреплять знания о творчестве А.С.Пушкина анализ 
художественного произведения, характеристика героев.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков 
чтения; правильностью,   беглостью, выразительностью; формировать 
читательские умения детей при работе с текстом, активизировать вдумчивое 
чтение, учить давать характеристику героям по плану, анализировать 
произведения.
2. Развивающие: развить поисковую познавательную деятельность, 
монологическую речь учащихся, выразительное чтение, коммуникативные 
способности; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
3. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; 
формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;
 воспитание нравственности через анализ поступков героев произведения, 
умение работать в группе, в паре.
Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, 
сравнительная характеристика героев сказки.                            
Оборудование: комплект   УМК   «Перспективная   начальная   школа»
хрестоматия   по   литературному   чтению   3   класс   (авт.   О.   В.   Малаховская
издательство   Академкнига/Учебник);   толковые   словари   Ожегова;   портрет
А.С.   Пушкина;   цитаты   поэта   «Что   за   прелесть   эти   сказки!   Каждая   есть
поэма», «Сказка ­  ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».  
Компьютер,
  фонограммы
«Прялица», «В   гостях   у   сказки», фонограмма   отрывка   из   оперы   Н.А.
Римского Корсакова «Три чуда».
Выставка книг А.С. Пушкина, реквизиты и костюмы для инсценировки; аудио­
и видеоматериалы к уроку; чистоговорка для артикуляционной гимнастики,
иллюстрации   к   сказке,   выполненные   детьми,   толковые   словари,   план   для
характеристики героев.
  презентация   к   уроку,
  проектор,
  экран,
Ход урока:
1. Организация класса
Итак,друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Проверьте все готовность и мы начнём урок. ­Сегодня на уроке у нас гости, поприветствуйте их. А теперь 
улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение 
сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха.
2.Мотивация учебной деятельности.
­ Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим…)
­ Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был 
таким? (Внимательность, активность, старательность…)
  ­ Работать будем по группам.
Повторение правил работы в группах. (На каждом столе лежат памятки 
работы в группе)
 ­ Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, 
внимательно слушать, работать дружно)
­Выберите ответственных в группе.
3. Постановка учебной задачи и темы урока
Звучит отрывок из оперы Римского­Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Это прозвучал отрывок из оперы « Сказка о царе Салтане» « Три чуда» 
А написал её  русский композитор Николай Андреевич Римский­ Корсаков, 
восхищённый сказкой и в честь 100­летия со дня рождения поэта.
Значит мы будем сказку Пушкина дочитывать, характеристику героям давать,
учиться выразительно читать.
У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его 
орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе. Чем больше орешков 
вы соберёте, тем выше отметку в конце урока заработаете.
?4. Систематизация знаний учащихся о биографии поэта. (Слайды  4­8)
Вопросы викторины:
­ Где  и когда родился А.С. Пушкин?
­ Как звали  мать поэта? Отца?
­ На каком языке говорили в семье Пушкина?
­ Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?
­ От кого маленький Саша узнал  русские народные сказки?
­ Сколько всего сказок написал Пушкин?(Слайд 9)
5. Проверка домашнего задания. ( у каждой группы было 
индивидуальное задание).
­Что должна была сделать первая группа
Первая группа подготовила инсценирование отрывка из сказки. Звучит 
фонограмма «Прялица»
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. (Вторая и третья группы оценивают выступающих)
Вы можете в свой ларец положить 5 орешек.
­Что у нас должна была сделать вторая группа?
Вторая группа подготовила иллюстрации и коментарии
У вас получился картинный план 1) Выбор невесты
                                                          2) Рождение ребёнка
                                                           3)  Обман царя
                                                            4) Выполнение воли царя
                                                             5) Чудесное спасение
(Обратите внимание, какие замечательные иллюстрации делали художники к 
сказкам Пушкина) Они представлены на слайде.
­Оцените группу
Третья группа готовила выразительное чтение последней части в хрестоматии 
стр.115. Мы над ней ещё не работали поэтому все слушайте внимательно.
 При чтении сказки дома вы обнаружили незнакомые слова. Где вы нашли 
объяснение этих слов? Что это за слова? ( Также они представлены на слайде)
Средь зыбей– лёгкая волна опасные, отдельные участки территорий с мнимо­
устойчивой поверхностью, способные поглатить в себя или унести за собой 
случайно попавшие предметы, в том числе животных и человека;
Клёв  – клюв
Град – город, ­а, м. (устар.). То же, что город (в 1 знач.). Стольный г. II
прил. градской, ­ая, ­ое и градский, ­ая, ­ое.
Вдовица –­ы, ж. устар. Вдова.
Чародей­колдун, волшебникподстрелил.
Тешится Забавляться, развлекаться, потешаться
Ограда
Чтение вопросов в хрестоматии стр.117
­Судя по отрывку, это волшебная сказка или сказка о животных?
­Перечислите все чудеса, которые происходят с царевичем и его матерью. 
Подтвердите свой ответ строчками из текста.
­Кто является главным героем сказки?
­А можно ли князя Гвидона назвать настоящим сказочным героем?
­Вспомните все черты, которыми должен обладать настоящий герой сказки.
­Подумайте, является ли князь Гвидон таким героем? ­Оцените работу групп.
Мы закончили читать отрывок из сказки о царе Салтане. А кто запомнил её 
полное название? А хорошо ли вы её усвоили?
6.Продолжение работы над сказкой. (Исследовательская работа) 
Проверка усвоения содержания сказки
 
­   Отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их. За 
правильный ответ группа получает орех.
Выборочное чтение.  Работа по учебнику.
1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 110)
2. Кем ткачиха с поварихой приходятся молодой царице?(с.111)
3. Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка с. 112)
4. Кого родила царица?(с.112)
5. Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.112)
6. Какое указание дал гонцу царь?(с.113)
7. На какой приказ заменили настоящий повариха с ткачихой?(с.113)
8. О чём просило дитя волну?(с.114)
9. Царевич, сделав лук, пошёл к морю.  Кого он увидел?(с.115)
10.Что обещала лебедь царевичу?(с.116)
11.Как стали величать  Гвидона  в  новом городе? (с.117)
12.Хорошо поработали, пора и отдохнуть
7.Физ. минутка                                                                              (Слайд 17)
(имитирование движений под музыку Н.А.Римского­Корсакова)
  ­ Изобразите волны, набегающие на берег.
 ­ Летящую царевну Лебедь
­ Гвидона, натягивающего лук.
­ Танцующую белку, поющую песенки.
­ Богатырей, выходящих из моря.
­Молодцы, садитесь.
Давайте вспомним тему раздела над которой мы завершаем работу: «Как 
рождается герой» Вспомните значение слова герой.
Герой­это человек, совершивший подвиг
Герой­главное действующее лицо произведения.
Назовите действующих лиц этого произведения ( Царь, царица, повариха , 
ткачиха,баба Бабариха, князь Гвидон, царевна Лебедь)
­На какие бы две группы вы разделили бы этих героев ( положительные и 
отрицательные)
­А кого бы вы назвали главным героем этого произведения? ( Гвидона)
8. Продолжение работы над сказкой. Характеристика героев.
­ А теперь продолжим работу над сказкой. ­Сейчас мы выступим в роли иллюстраторов. Но изображать героев будем 
словами по плану. У вас на столе лежат листы на которых вы быстро должны 
дать характеристику герою. Вспомните план по которому мы даём 
характеристику.
 Прочитайте  план.
            План характеристики героев.                             (Слайд 18)
1. Имя героя. Опишите его внешность и характер.
2. Действия и поступки, совершаемые героем.
3. Отношение автора к герою.
4. Ваше отношение к герою.
Договоритесь между собой и выполните работу. Подумайте, какими чертами 
характера наделил автор царя Салтана и князя Гвидона? Выполнять работу вы
будете на листках, которые лежат у вас на столе. Выберите из списка слова­
характеристики и запишите на «лучах».
Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.
Итак, каким вам представляется царь Салтан? ( представляет первая группа) (
Результаты представлены на слайде)
Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не наказал гонца)
Вспыльчивый (хотел повесить гонца, разозлился на придворных, нежелающих 
его пускать в путешествие)
Любящий(любит жену и сына, тоскует по ним)
Простой (женился на крестьянке, любит слушать о чудесах)
Доверчивый (верит во все чудеса)
Пассивный (не нашел виновников трагедии)
Гостеприимный(угощает купцов, вернувшихся из плавания)
А каков молодой князь Гвидон? ( представляет вторая группа.) Результаты на 
слайде
Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь, пожалел бабушку ­ сватью 
бабу Бабариху)
Справедливый и вспыльчивый(наказал виновниц, будучи комаром, мухой и 
шмелем, укусил их)
Энергичный и практичный(заводит чудеса в своем уделе, причем белочка 
пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди он 
женится; заставляет причаливать корабли, проплывающие мимо)
Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)
Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука)
Внимательный (видит печаль на лице отца во время встречи с ним) Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о торговле)
Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына?
Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство. А каковы 
основные отличительные особенности характеров героев?
Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный и практичный.
Третья группа даёт характеристику Царевне Лебедь ( храбрая добрая, 
милая,смелая доверчивая, мягкая, мудрая, ласковая, нежная.
Какой герой вам нравится больше? А автору? Конечно молодой князь Гвидон,
А.С.Пушкин прославляет его уже в названии сказки!
Дети выступают по группам.( Результаты представить на слайде)
Оцените работу групп. Сколько орешек они заработали)
Дополнительно Верю­ не верю. 
1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (­)
 (указ)
2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (­)  (коршун)
4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (­) (Буян)
6. Гвидон  сам построил город на острове. (­) ( лебедь ему сделала 
подарок)
7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (­) ( От 
корабельщиков)
8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
9.  Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) 
осталась без одного глаза. (­) (Гвидон пожалел свою бабушку)
Взаимопроверка в группах. ( Результаты представлены на слайде)
9. Обобщение.
­ Кто из героев вам понравился больше? Почему?
Сам  А.С. Пушкин о своих сказках  говорил так:                      (Слайд 19)
«Сказка ­  ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
                                                                                                  (А.С. Пушкин)
­ Какой урок вы вынесли, чему хотел научить нас А.С.Пушкин?
 (доброте,   терпению,   мужеству,   умению   прощать   и   любить   близких,   не
завидовать другим чёрной завистью, а учиться радоваться за других людей) .
10. Оценка работы детей.
У вас на столах лежат листы самооценки Заполните листы самооценки, подпишите их
­ Давайте заглянем в наши ларцы знаний…
Тем ребятам, кто активно работал и   набрал   4 и   более   орешков, отметка
«5»,   а   тем,   кто   набрал   мало   орешков,   предоставляется   возможность
отличиться на следующем уроке.
11. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок из сказки
А.С. Пушкина наизусть.                       (Слайд 20)
­ Думал  ли  А.С.Пушкин  в  1831 году,  когда   писал  сказку,  что   дети
3 «А» класса с удовольствием и интересом будут читать её в XXI веке?!  И не
только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать
их за знание его сказок.
12. Рефлексия.
­ Закончить хочу урок словами стихотворения…                      (Слайд 21)
(Звучит фонограмма музыки)
            К нам приходят пушкинские сказки,
            Яркие и добрые, как сны.
            Сыплются слова, слова — алмазы
            На вечерний бархат тишины.
            Шелестят волшебные страницы,
            Всё скорей нам хочется узнать.
            Вздрагивают детские ресницы,
            Верят в чудо детские глаза!
            Даже если мы уже не дети,
            В тридцать, сорок или шестьдесят.
            Убегаем мы порою в детство,
            Убегаем к Пушкину опять!
            Убегаем в буйство свежих красок,
            В торжество добра над тёмным злом.
            Убегаем в пушкинские сказки,
           Чтоб добрей и лучше стать потом! добрый                                    практичный
милосердный                         справедливый
вспыльчивый                         пассивный
сильный                                  внимательный
энергичный                            любящий
простой                                   доверчивый
гостеприимный
      Царь
     Салтан
       Князь
      Гвидон

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе
Салтане»

Цель:

  1. а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра,
    сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности
    литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от
    народной;

  2. работать над навыками выразительной речи;

  3. учить работе с текстом;

  4. закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»

Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки
учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе
Салтане» ,компьтер, интерактивная доска

Ход урока:

1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

Постановка проблемного вопроса.

Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе
Салтане…»

Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)

  1. Есть волшебство

  2. Странствия, приключения героев

  3. Кто-то мешает или помогает

  4. Герой воюет с нечистой силой

  5. Эпизоды повторяются по 3раза

  6. Есть зачин, концовка

  7. Добро побеждает зло

А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной
(см.план)

  1. Повторы

  2. Общие места

  3. Строй сказки плавный, напевный

  4. Сказочник рисует словами образы, как красками

А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане».
Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите
все, что касается понятия «жанр» по сказке

Жанр — это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные
«Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.

Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

В кухне злится повариха (злость)

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене (зависть)

С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)

Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на
листочке — письменно)

Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил

  1. Хищный

Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примеры

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир…

Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки царя

Родила б богатыря

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном
отрывке.(работа с интерактивной доской)

(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)

Век тебя я не забуду:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом!

  1. Благодарность

Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»

Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын;
зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил
коршуна; избавил царевну-лебедь;

Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором
город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с
корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.

Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике
Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки
русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая»
(слова написаны на доске)

Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных
сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных
сказок?

Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей,
белка-искусница, завистливые сестры)

Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна
блестит…)

Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на
листе под цифрой 3 (письменно)

Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце

  1. Салтан

Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным
из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет…

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее
хотят…

Как вы понимаете эту шутку?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Около царя сидят —

Четырьмя все три глядят

Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в
насекомых.

А комар-то злится, злится

И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

Повариха побледнела, обмерла и окривела!

Зажужжал он и как раз

Тетке сел на левый глаз,

И ткачиха побледнела:

«Ай!» — и тут же окривела.

Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они
часто встречаются.

Что вы можете сказать о времени и месте действия?

Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место
действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море.
Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…

Что общим является для сказки литературной и народной?

Мораль

Какую мораль можно извлечь из этих слов?

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам:

Их нашли насилу там.

Тут они во всем признались,

Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Учит справедливости , добру, правде

2. Анализ сказки по плану «Сюжет».

Что такое сюжет?

Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт.
Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт
углубляется, когда рождается сын.

В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает
царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и
Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по
часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия
героев: корабельщики объехали весь свет

Помогаем приводить примеры

Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами.
Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает
их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом:
радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.

3.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для
физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают
слова и выполняют движения.

4. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.

Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами,
фразеологизмами, крылатыми выражениями

Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица:
с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь

Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих
фразах)?

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки — слова из сказки. Какую языковую
особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа — Какую особенность языка
характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

5. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста(
викторина на ИД)6.Рефлексия.

Давайте подведем итоги.

А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

Жанр — сюжет — композиция — три этих литературных термина крепко
между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое
композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение
произведения

На этом урок закончен.

Спасибо за урок!

  • План к рассказу носова на горке
  • Петух и собака сказка главная мысль
  • Песочная анимация сказки пушкина
  • Песня осень ласковая сказка слушать минусовка
  • Песня сказка моя минус