План как писать отзыв о рассказе

План сочинения жилин и костылин в рассказе л.н.толстого кавказский пленник: 1. вступление. 2. общее у жилина и костылина. 3. различие

План сочинения «Жилин и Костылин в рассказе Л.Н.Толстого Кавказский пленник»:

1. Вступление.
2. Общее у Жилина и Костылина.
3. Различие персонажей.
3.1. Портрет.
3.2. «Говорящая» фамилия.
3.3. Поведение во время нападения татар.
3.4. Поведение в плену.
3.5. Занятия в плену.
3.6. Мнение татар о пленных.
3.7. Как проявляется характер офицеров при подготовке и во время побега.
4. Жилин – истинный герой, достойный подражания.

Рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» не только о войне. Это произведение о нравственном выборе и характере человека. Автор раскрывает нам, читателям, свое представление о том, каким должен быть человек.

Главные герои рассказа – офицеры русской армии Жилин и Костылин. Между ними много общего: оба служат в одном полку на Кавказе, оба отправляются в отпуск, оба попадают в плен, оба пишут письмо, чтобы прислали выкуп, оба участвуют в побеге. Казалось бы, события, происходящие с героями, одинаковые, но Толстой показывает, насколько по-разному они проявляют себя при этом.

Автор дает портретную характеристику каждого героя. «Жилин хоть не велик ростом, а удал был». Удалой – значит смелый и отважный человек. «Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет». Этот персонаж предстает перед нами как физически слабый человек. С помощью нелестных эпитетов с самого начала повествования Толстой вызывает у нас негативное отношение к нему.

Но по одной внешности нельзя судить о внутренних качествах человека. Поэтому автор наделяет героев «говорящими» фамилиями. Так фамилия Жилин ассоциируется со словами «жила, жилистый, двужильный». Так можно сказать о крепком, выносливом человеке. В основе фамилии Костылин лежит слово «костыль» — палка-опора для хромых и безногих. Костылин предстает человеком, нуждающимся в опоре, поддержке, слабым не только внешне, но и внутренне, то есть безвольном. Приемом «говорящих» фамилий Толстой не только дает характеристики персонажам, но и подчеркивает свое авторское отношение к ним.

Для характеристики героев в эпизодах своего рассказа Толстой использует еще один прием. Это прием антитезы, то есть прием контраста, противопоставления характеров и образов. Так во время нападения татар поведение офицеров совершенно разное. Для Жилина характерна решительность, смелость. Он способен противостоять врагу. Это человек не из робкого десятка. Костылин же – его полная противоположность: трус и предатель. Он нарушает уговор не разъезжаться, оставляет товарища без ружья, сбегает, ведет себя так, как не подобает вести себя офицеру русской армии.

По-разному ведут себя герои в татарском плену. Жилин отказывается платить большой выкуп, торгуется, пишет письмо с неверным адресом, не хочет тревожить старую мать, зная, что ей негде взять деньги. Он проявляет себя как заботливый, любящий сын, Жилин не падает духом, надеется только на себя, верит в собственные силы, в удачу, активно ищет выход из создавшейся ситуации, проявляет смелость. «Не боялся, да и не буду бояться вас, собак». Внутреннее состояние Костылина в плену совсем иное. Он очень подавлен, ничего не хочет предпринимать, не борется и пассивно подчиняется обстоятельствам. Костылин верит только в выкуп, поэтому, не торгуясь, соглашается на него. Он уверен, что родственники обязаны его выкупить.

Жилин – деятельный человек. Он и в плену не сидит без дела, рукодельничает, учится понимать местный язык, проявляет смекалку и находчивость, изучает местность, высматривая как бы ему устроить побег. А в это время Костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит».

Жилин не озлобляется в плену, понимая, что мирные жители татарского аула ему не враги. Он делает игрушки для детей, среди взрослого населения слывет мастером. «Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы». Горцы уважают его за умелые руки и мужество. Его хвалят: «Джигит», то есть молодец. Костылин ничем себя перед местными жителями не проявляет. О нем говорят, что он «мирный».

Зная, что помощи ждать неоткуда, Жилин, не жалея сил, готовится к побегу: прокапывает под стеной дыру, ждет удобного момента для осуществления задуманного. Костылин видит, как трудно дается подкоп, но даже и не пытается чем-либо помочь. Он не верит в возможность освобождения собственными силами, соглашается принять участие в побеге лишь под натиском уговоров Жилина. Различно ведут себя герои и во время побега. Жилин, не смотря на израненные об камни ноги, выглядит бодро, идет бойко. Костылин отстает, охает, ноет. Он обуза для своего товарища. Но Жилин подбадривает, утешает его. Его нравственные принципы, честь русского офицера не дают ему бросить раскисшего от усталости товарища, хотя тот ведет себя очень эгоистично. Он не думает о Жилине, о том, что из-за своей нерасторопности, небрежности, неосторожности побег может сорваться. Костылин погружен только в себя, в собственную боль. Он настолько малодушен, что ради спасения не хочет потерпеть, криком выдает не только себя, но и Жилина, срывает побег. Оказавшись в плену второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и снова бежит, уже удачно. «А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Жизнь человека, его судьба всецело зависят только от него самого, от его поведения в той или иной ситуации. Не будь пассивен, имей активную жизненную позицию, не предавай, не сдавайся ни при каких обстоятельствах, не будь слюнтяем и нюней, ищи хорошее в людях, будь к ним добр и отзывчив – вот чему учит рассказ «Кавказский пленник». Прошло уже около 150 лет с момента опубликования рассказа, но и сейчас мысли, заложенные Тургеневым в произведении, остаются актуальными. Иван Жилин – по-прежнему истинный герой, достойный подражания. Можно только восхищаться его честностью, волей и мужеством. Называя свой рассказ «Кавказский пленник», Толстой имел в виду именно этого персонажа.

Сочинение – рассказ о себе, о своей жизни.

Вариант №1.

Введение

Я простая девушка, которая просто любит жить. Я мечтаю жить самостоятельно, когда вырасту. Я хочу создать крепкую семью и быть финансово,эмоционально независимой и сильной.

Моя цель в жизни

Я очень амбициозный человек. Я всегда была лидером в своем классе и хочу продолжать тенденцию, даже когда я беру на себя более сложные задачи в жизни. Я хочу заняться наукой, когда я перейду в 11 класс, поскольку я хочу изучать медицину. Работа доктором всегда очаровывала меня. Я хочу изучать древнюю науку и хочу исцелять людей от различных психических и физических болезней с помощью трав и лечения.

Карьера в медицине не только уважительная, но и весьма прибыльная. Я хочу попасть в медицинское направление не только из-за этих двух аспектов, но и потому, что хочу помочь нуждающимся. Я хочу открыть свою собственную клинику или найти хорошую возможность в уже созданном центре. В дополнение к этому, я также хочу организовать медицинские лагеря в отдаленных районах, по крайней мере, раз в 2-3 месяца, чтобы предоставить бесплатную медицинскую помощь людям, живущим в этих районах.

Мой характер

Моя модель для подражания – моя мать. Она была источником вдохновения для меня и моей сестры с детства. Она работящая женщина и достигла больших высот в своей карьере. Все в ее офисе хвалят ее за то, что она очень трудолюбива и искренна в своей работе. Это качество ее также отражает то, как она заботится о нашем доме. Она уверена, что все на месте. Она готовит вкусную еду. Хотя она работает и должна заботиться о доме, который не мешает ей заботиться о нас. Она помогает нам в наших исследованиях, а также поощряет и готовит нас к внеклассной деятельности. Она поистине универсальна. Я стремлюсь быть такой же, как моя мать. Я хочу добиться баланса между моей личной и профессиональной жизнью, как и она.

Вывод

Многие люди стремятся к высокому и хотят добиться многого в своей жизни. В этой попытке они теряют свое здоровье. Я не хочу попадать в эту категорию. Я – человек, который очень амбициозен, но моя цель также состоит в том, чтобы быть здоровой и счастливой, а не просто быть успешной и состоятельной.

(335 слов)

Сочинение – рассказ о себе, о своей жизни.

Вариант №2.

Введение

Я очень добрый человек. Этот мой атрибут помог мне найти несколько друзей. Из-за этого меня любят члены моей семьи и родственники. Тем не менее,из-за этой черты моего характера я много раз попадал в беду. Со временем я узнал, что хорошо иметь доброе сердце и помогать другим, но в меру.

Как моя доброта заставляет меня беспокоиться?

Говорят, что те, кто помогает другим, всегда довольны и счастливы. Доброта приходит ко мне естественным образом, и я люблю помогать другим. Это дает мне чувство удовлетворения. Будь то в школе или дома или в любом месте, я люблю помогать всем. Я хочу, чтобы все были счастливы. Поэтому я стараюсь распространять доброту.

Однако эта моя привычка часто создавала проблемы для меня. Например, поскольку я хорошо разбираюсь в учебе, ученики часто берут мои тетради для выполнения своей работы. Даже когда на следующий день экзамен, я не могу отказать в помощи своим одноклассникам, если они попросят об этом. Совсем недавно мои одноклассники не вернули мою тетрадь вовремя, и в таких случаях мне очень сложно подготовиться к экзамену. Время от времени мне возвращают разорванные или нацарапанные тетради. Хотя я хочу делать добро другим, для меня это плохо. Много раз, я отдаю свой обед бедным детям, которые приходят просить о еде и деньгах по дороге в школу. Однако из-за этого у меня не остается ничего, чтобы поесть до обеда. Это плохо влияет на мое здоровье. В такие дни я страдаю от головной боли, боли в животе.

Как я изменил себя в лучшую сторону?

Моя мама не может видеть, как я страдаю из-за этого. Поэтому она продолжает говорить мне, чтобы я не совершал поступки, которые плохо влияют на меня. Раньше я использовал ее советы, так как мне нравилось помогать людям, однако,я понял, что мы должны помогать другим, но важно сначала заботиться о себе. Есть знаменитая цитата: «Вы не можете выливать из пустой чашки. Сначала позаботьтесь о себе ». Это означает, что мы можем помогать другим только тогда, когда мы сами здоровы и имеем достаточно сил. Мы не можем голодать и кормить других.

Поэтому, хотя я чувствую желание помочь людям, я останавливаюсь и спрашиваю себя, может ли это оказать на меня негативное влияние. Если да, то я воздержусь от этого. Глядя на это небольшое изменение в моем поведении, некоторые люди начали называть меня грубым. Однако это не влияет на меня, поскольку я знаю, что я делаю правильно. Моя семья чувствует, что я стал мудрее, и этого достаточно для меня.

Вывод

Мне нравится учиться и испытывать новые вещи в жизни. Я благодарен за то, что у меня есть, и хочу сделать все возможное, чтобы сделать других счастливыми. Тем не менее, теперь я помню, что для того, чтобы заботиться о других и делать их счастливыми, мне нужно сначала позаботиться о себе.

(439 слов)

План-конспект урока
литературы в 7 классе по теме:

«Воспитание детей в
семье в рассказе И.А. Бунина «Цифры»

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цель:

— познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А.
Бунина, помочь понять идейное содержание рассказа «Цифры»;

— развивать критическое мышление, речь, умение
делать выводы и обобщения, характеризовать персонажей художественного
произведения, психологически мотивировать их поступки;

— воспитывать творческую, мыслящую, толерантную
личность, желание понимать других людей, делать добро, умение ценить и любить
близких людей.

Ожидаемые результаты:

Познавательные: извлечение информации из прозаического текста, умение
строить устное высказывание, умение анализировать главные образы в произведении
«Цифры».

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, высказывание предположений на основе учебного материала,
планирование и контроль собственных учебных действий.

Личностные: нравственно-эстетическая ориентация через восприятие произведений
искусства, формирование и аргументация собственного мнения, воспитание любви и
сочувствия к ближним.

Коммуникативные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновать свою точку
зрения, умение, слушать мнение других учеников, сотрудничество с учителем и
одноклассниками, умение работать в группе.

Оборудование: учебник «Литература. 7 класс. 2014 год». Авторы: В. Я,
Коровин, В. П., Журавлев, В. И. Коровин,

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Чтение и обсуждение 2–3 работ
учащихся, прослушивание выразительного чтения стихотворений о природе.

3. Сообщение темы и целей урока

4. Изучение нового материала

1. Слово учителя.

С начала XX в. Иван Алексеевич Бунин занял в русской
литературе выдающееся место и как превосходный прозаик, и как поэт.

Сила изобразительности Бунина просто необыкновенна!
Он тонко улавливал связь человека с историей, с далью времен, со всей
вселенной. Многие бунинские страницы пронизаны мыслью о родине, о ее
бессмертной красоте.

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Откуда такое поэтическое отношение к природе? Как
складывалась литературная судьба Бунина? Каковы темы его произведений?

На эти и многие другие вопросы поможет нам ответить
статья в учебнике (с. 3–5, II ч.).

2. Работа по учебнику, с. 3–5.

Задание: зачитать 4-й абзац статьи, ее
комментарий (тишина, просторы полей, зеленые, а затем желтые, обилие
снегов – отсюда поэтическое отношение к природе)
.

-Как складывалась литературная судьба Бунина? (Его
хвалили, называли «певцом осени, грусти и дворянских гнезд».)

-Каковы темы его произведений? (Темы:
природа, ее увядание, увядание и разорение «дворянских гнезд», нищета и
убогость жизни деревни.)

-Какова особенность поэтического языка
Бунина? («Язык прост, почти скуп, чист и живописен». Пример –
стихотворение «Родина». Учебник, I ч.)

3. Слово учителя.

В рассказе «Цифры» Бунин обнаружил себя знатоком
психологии детской души, рассказал о сложности взаимоотношений взрослых и
детей.

4. Чтение глав рассказа учителем.

5. Беседа по вопросам.

— Какая мечта охватила всю душу ребенка? (Иметь
собственные цветные карандаши, книжки с картинками, научиться читать, рисовать
и писать цифры. Дети не могут исполнение своей мечты «получать» по частям, им
нужно все и сразу. Это желание никак не отвечало желанию взрослого.

с. 9–10. «Не сегодня… Нет, покажи сейчас».)

— Зачитайте диалог.

— Какая мысль пришла дяде? («Сердце
говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех…»)

Пообещать – и не сделать. Что может быть хуже?!
Утреннее нетерпение превращалось в дерзость («Сам перестань!», в откровенную
месть за несбывшиеся ожидание радости и счастья, месть всем: маме, бабушке,
дяде.)

— Во что вылилась эта месть? (Крики,
прыжки, в откровенное издевательство: «Покажешь? Непременно покажешь. «Ты
крикнул снова… Я в бешенстве вскочил со стула.

– Перестань! – рявкнул…») (С. 11–12.)

– Какое чувство руководило последующими
поступками ребенка? (Самолюбие есть не только у каждого взрослого
человека, но и у ребенка, поэтому наш герой, испугавшись, продолжал прыгать и
кричать, но «уже без всякой радости», а чтобы показать, что он не испугался.
Это самое самолюбие долго держало его в темной комнате. Самолюбие отвергало
все: и подарки дяди, и его приезд, и даже жизнь бабушки.)

— «А кто же купит ему теперь пенал, бумаги, книжку
с картинками? (Невозможность осуществления мечты победила самолюбие.
Оно было сломлено усилием трех взрослых. Поступки взрослых, последовавшие после
наказания, судить нельзя, кроме угрозы умереть и потерять любовь дяди,
гостинцы. Наказание, данное одним, должно быть поддержано другими, иначе все
потеряют уважение в глазах ребенка, а без авторитета воспитание невозможно.)

Задание: зачитать сцену примирения.

Вывод. Не всегда совпадают желания детей и
взрослых, но мудрость, житейский опыт взрослого должны подсказать правильное
решение, предусмотреть последствия, просчитать все на шаг вперед, и выполнение
данного слова – непременное условие не только в отношении детей, но и в
отношении всех.

5. Подведение итогов уроков.

— Какие чувства возникли у вас при чтении этого
рассказа? Над чем он заставляет задуматься?

— Какими смысловыми оттенками обогащается слово
«деликатный» в повествовании Бунина и в высказываниях героев? Используете ли вы
это слово в своей речи? При каких обстоятельствах? 

(Деликатный – 1) вежливый, мягкий в обращении. Он
деликатный человек; 2) затруднительный. Требующий чуткого, тактичного
отношения. Деликатный  вопрос.)

6. Домашнее задание.

Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»;
поразмышлять, что хотел сказать ими писатель; напишите отзыв на один из них.

Как написать отзыв. В помощь школьникамВ последнее время все чаще в школах учителя литературы поручают школьникам писать отзыв о книге. И если раньше такое задание давалось только после летних каникул, то сейчас его могут дать в любое время учебного года. И задание-то выдают, а вот объяснить, как именно его надо выполнять, обычно или забывают, или не могут сказать понятно.

Попробуем разобраться сами. В конце концов, кому как не писателям знать, что можно и нужно говорить об их книгах? Даже в школе.

Кстати, зачем вообще нужны отзывы – и читателям, и писателям – тема тоже очень интересная, но о ней мы поговорим отдельно.

Что должно быть в школьном отзыве на прочитанную книгу?

Прежде всего определимся: отзыв – это ваше личное мнение о прочитанном, ваша оценка книги. И мнение это должно быть обоснованным. Как же это сделать?

Во-первых, обязательно скажите, какие чувства вызвала у вас прочитанная книга: что порадовало, что опечалило, а что разозлило — и почему.

Устал делать рефераты и домашку по школьным предметам?

Есть выход!

Переходи по ссылке и закажи написание любой школьной или студенческой работы у наших партнеров.

Потребуется просто заполнить описание того, что тебе задали и установить свою стоимость или подождать, пока исполнители сами предложат за сколько они готовы выполнить работу.

А что с качеством?

Хороший вопрос!
Действительно, кто будет выполнять работы, от которых, возможно, будет зависеть твой аттестат?

На самом деле тут все круто!
Все исполнители — настоящие профессионалы в своих тематиках. Это студенты профильных вузов и школьные учителя, подрабатывающие таким образом.

Так что единственная опасность в том, что твою домашку может выполнить твоя же училка ;)

Заказать выполнение школьной или студенческой работы

Во-вторых, отметьте несколько моментов, которые вас особенно «зацепили»: это может быть герой, или его действия, или сама ситуация, о которой рассказывает автор. И опять-таки — объясните, почему это вас зацепило.

Ну, и в-третьих, скажите, что для вас стало самым ценным в прочитанной истории.

Пошаговый план составления отзыва (памятка для написания)

1. Посмотрите на автора и название книги. Автор вам знаком? Что вы о нем знаете? Упомяните важное. А что с названием книги? Оно интересное? Может быть, создает настроение или намекает, что ждет в книге? Скажите об этом несколько слов.

2. Вы указали автора и название. Теперь пора переходить к основной части отзыва: ответьте на главный вопрос – о чем эта книга? В чем главная мысль истории? Чему она учит?

Обратите внимание! Здесь не нужно подробно пересказывать книгу. Важно – сформулировать главную идею произведения.

Например:
«Каштанка» А. П. Чехова
Это история о собачьей преданности. О том, как маленькая рыжая собака сначала потерялась и попала к циркачу, а потом, несмотря на сытую жизнь и ласковое отношение второго хозяина, все равно вернулась к столяру и его сыну.

Желательно, конечно, писать кратко, но не упуская важное. Двух-трех предложений будет вполне достаточно.

Как написать отзыв. В помощь школьникам3. Дальше говорим главное: понравилась книга или нет. И обязательно раскрываем – почему?

Чем вас порадовала история? Чему научила? Что показалось самым интересным? Согласны ли вы с действиями героев или, может быть, поступили бы по-другому? Вдруг у вас есть даже совет подходящий для кого-то из действующих лиц книги. Пишите обо всем, что придет в голову.

В отзыве на книгу лучше сказать слишком много, чем не сказать ничего. А сократить вы всегда успеете.

4. Отдельно скажите несколько слов о героях книги. Кого вы считаете самым главным действующим лицом? Кого – второстепенными персонажами, помощниками, злодеями и т. д.? Расскажите, нравятся ли они вам. Может быть, с кем-то вы хотели бы подружиться?

5. Переходим к заключению. Сделайте вывод – чему вас научила прочитанная книга? Что стало для вас самым ценным в ней? Что вы поняли?

Шпаргалка в помощь при написании отзыва

Вы можете использовать следующие синонимы и выражения:

  • книга (произведение, повесть, рассказ, роман, сказка, история),
  • эта книга понравилась (запомнилась, привлекла моё внимание, оставила впечатление, глубоко тронула, обратила на себя внимание, очень впечатлила, берет за душу…),
  • интересная книга (увлекательная, захватывающая, занимательная, впечатляющая, любопытная, врезающаяся в память, чарующая и т. д.),
  • автор рассказывает (показывает, описывает, говорит, изображает жизнь, иллюстрирует, знакомит с …, очерчивает круг таких вопросов, как…),
  • особенно мне нравится главный герой истории (дорог, интересен, симпатичен, интригует, привлекательный, тронул меня…).

Возможно, также пригодятся такие выражения:

  • эта сказка (история, книга) позволяет сделать вывод…
  • читать эту книгу легко, в ней есть интересные (красивые) иллюстрации; автор пишет простым языком…

Как видите, написать хороший отзыв просто. Главное, хорошенько подумать и воспользоваться нашими подсказками и пошаговым планом.

А еще помните: в хорошем отзыве самое ценное – это ваше мнение. Так что смело его высказывайте.

Удачи и вдохновения!

Внимание!

Все материалы, размещенные на сайте, защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).

Копирование запрещено.

Частичное цитирование статей возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

Использование материалов сайта без согласия правообладателей может повлечь за собой взыскание компенсации в размере от 10 000 руб до 5 000 000 руб за каждый факт нарушения (ГК РФ Статья 1301), а также штраф до 200 000 руб либо лишение свободы сроком до 2 лет (УК РФ Статья 146).

Как писать отзыв о прочитанном произведении примеры

Школьникам достаточно рано приходится задаваться вопросом, как писать отзыв о прочитанном произведении: начиная со 2 класса, когда закладываются азы, и далее, в 3-4 классе, когда они закрепляются. И чем старше ребенок, тем больше умений он должен показывать.

Ученики 6-7 класса уже должны уметь хорошо излагать на бумаге свои собственные рассуждения о сказке, рассказе или повести. И так постепенно, к окончанию школы молодые люди учатся иметь свое мнение на статью в журнале или газете или литературное произведение и делиться им с другими.

Нелишним будет сказать, что все эти навыки пригодятся на выпускных экзаменах ЕГЭ или ОГЭ.

Что такое отзыв

Эмоциональное и интеллектуальное переживание от прочитанного текста оформляется в небольшую статью в одну-две странички. Ребенок обязательно полюбит писать отзыв.

Как писать отзыв о прочитанном произведении примеры

Потому что это не сочинение, где нужен более-менее глубокий литературоведческий анализ по заданной учителем теме, план, эпиграф, мнение литературоведов и аргументация. А достаточно свободное повествование о вещах, которые действительно зацепили.

Даже если читатель не в восторге от пройденного – пожалуйста: делись впечатлениями, объясняй причины, оспаривай чужие восторги.

Примерный план составления отзыва о прочитанном произведении

Учитель в силу своего профессионального характера уверен: писать отзыв надо правильно. Ведь ему нужно оценить работу. Так что лучше внимательно слушать его рекомендации в классе.

Как писать отзыв о прочитанном произведении примеры

Можно сделать отзыв, отталкиваясь от следующего плана:

  1. Автор произведения и название книги.
  2. Главная тема и идея произведения (в романе их может быть несколько – выбрать наиболее близкое и интересное).
  3. Кратко о главных героях (или ключевых моментах книги): нужно показать, что читатель уловил реализацию идейного уровня в образном строе текста.
  4. Собственно, индивидуальное отношение к тексту: объяснение, почему произведение понравилось (или нет), чем оно откликнулось в душе, о чем заставило задуматься, почему это нужно читать и в наше время.

Набираясь опыта, ученик все больше будет отклоняться от этой структуры и, покидая школу, научится формулировать отзыв совершенно самостоятельно. Можно будет считать, что юный человек состоялся как читатель.

Как написать отзыв о прочитанной книге

Как писать отзыв о прочитанном произведении примеры

Реализовать план будет легче, если перед каждым пунктом автор отзыва ответит для себя на вопросы:

  1. Это первое знакомство с писателем или нет? Что было известно о нем до прочтения книги? Смысл названия произведения.
  2. О чем оно? Каковы тема и идея творения? Когда и где происходит действие? Что известно об этом времени и месте из других книг, кинофильмов, учебников, рассказов родителей и других родственников.
  3. Какие герои, эпизоды особенно зацепили и почему? Характеристика главных героев, их взаимоотношения.
  4. Чем вещь понравилась или оттолкнула? Что показалось необычным? Какой урок можно извлечь из прочитанного? О чем может задуматься читатель? Что чувствовал ребенок по завершении чтения?

Обратите внимание: последняя часть плана – самый крупный текстовый блок, по предыдущим достаточно двух-трех предложений.

Пример написания отзыва

Нужно понимать: примеров в сети найдется тысяча, а четкий образец отзыва найти невозможно, потому что важно уникальное, личностное размышление.

Как писать отзыв о прочитанном произведении примеры

Представим небольшой пример:

«На днях я прочитала повесть «Восклицательный знак» А. П. Чехова. Мне уже доводилось знакомиться с его творчеством на уроках литературы: он показался мне писателем и человеком с удивительным чувством юмора. Для самостоятельного изучения я выбрала именно это произведение – меня заинтриговало название. Как может быть целая повесть об одном знаке препинания?

Оказалось, что за черточкой с точкой может стоять целая жизнь, которая просто не может быть счастливой или даже вообще иметь какой-то смысл, если нет в ней ситуаций и предложений с восклицательным знаком.

Действие происходит в конце 19 века, в ночь перед рождеством. В дореволюционные времена к этому празднику россияне относились с особым трепетом. Накануне люди задумывались о смысле жизни, о добре и зле, благодарили высшие силы за посланную надежду и радость. Но и тогда Россия страдала от бюрократии: многочисленные чиновники писали бесконечные и не нужные простым людям бумажки.

Главный герой святочного рассказа, коллежский секретарь Ефим Перекладин, в гостях поспорил с молодым юношей о вопросах правописания и пунктуации. Он считал себя человеком, прекрасно владеющим письменной речью, и очень обиделся на упрек, что ставит знаки препинания рефлекторно и бессознательно. Дома он начал припоминать все правила пунктуации и вдруг понял, что ни разу в своей жизни не поставил ни одного восклицательного знака.

Мне очень понравилось, как знаки препинания плясали перед сонным чиновником и как он сам себе смешно объяснял их значение. Но особенно меня впечатлил финальный эпизод, когда он на работе, расписываясь в какой-то бумажке, написал «Ефим Перекладин!». Я была в этот момент очень рада за героя. Потому что хотя он и употребил восклицательный знак не там, где нужно, но по-человечески он прав. Он как бы сказал «Я – человек Ефим Перекладин и очень этому рад, испытываю от этого восторг и счастье!». А значит, жизнь его не совсем пуста.

Это произведение заставило меня задуматься о том, как связан язык, письмо и наша жизнь. Как не однозначны правила, люди и ситуации. О том, что всегда люди хотели и хотят испытывать чувства, которые выражаются на письме восклицательным знаком».

Рекомендации при написании отзыва

Как писать отзыв о прочитанном произведении примерыНесколько советов для школьников и студентов:

  1. Искренность. Не понравилось произведение или не поняли что-то – пишем об этом (но в уважительной к творчеству классика манере).
  2. Воссоздание исторического контекста книги прояснит многое, поможет заметить и оценить больше деталей: можно будет говорить не о целом слоне (четырехтомнике «Война и мир», а о его ухе (компаньонка Марьи Болконской).
  3. Вспомните, как разрабатывали сходную тему другие писатели, или как романист разрабатывал ту же проблематику в других своих произведениях – здорово, если удалось подметить своеобразие, особый почерк именно конкретного автора.
  4. Очень сложно писать отзыв о стихотворении. В обычных школах дети начинают пробовать размышлять о стихах не раньше шестого класса. Здесь можно:
    • сосредоточиться на художественных средствах (эпитет, метафора и т. д. – то, что, по крайней мере, понятно),
    • сопоставить произведение с предметами изобразительного искусства или музыкой (многие стихи положены на музыку и стали песнями, а главный образ или персонаж поэмы может являться мифологическим героем, которого не раз воплощали в своих картинах великие художники),
    • развивать ассоциативное мышление: старайтесь уловить значение ритма, характер и эмоции звуков, переносные значения слов.
  5. Текст должен быть не только кратким, но, что важнее – связным. Не нужно оформлять отзыв в виде ответов на вопросы. Нужно сделать небольшое выступление в публицистическом стиле, приятное для слуха.

Шпаргалка для написания сочинения о прочитанной книге

Как писать отзыв о прочитанном произведении примеры

Небольшая подсказка, которой можно воспользоваться при составлении отзыва:

  • Связать в единое мысли о пройденном произведении помогут такие выражения:

«Автор знаменит (темой, манерой, яркой биографией)»,

«В книге отразились (исторические представления и события, биографические факты)», «С этого времени все изменилось (осталось в общем-то тем же)»,

«Писатель поднимает вопрос (тему, проблему)», «Это важно, актуально и сегодня»,

«Насколько я понял, автор отвечает на поднятый вопрос так»,

«Я согласен / не согласен с героем», «Я понимаю / не понимаю его», «Я сам бывал в подобной ситуации» / «Если бы я оказался в подобной ситуации»,

«Роман заставил задуматься о…», «Я бы хотел, чтобы книгу прочитал мой друг, мой родственник, одноклассник».

  • Примеры глаголов, передающих воздействие текста на читателя:

Впечатлил, вдохновил, понравился, вызвал воспоминания, опустошил, озадачил, потряс, зацепил, поглотил, вызвал негодование или смех, желание обсудить, поспорить, порадоваться или поговорить, опечалил, подавил, расстроил, зарядил хорошей энергией, возродил, исцелил, помог понять, запутал, привел в смятение, напугал, заставил задуматься, переоценить, переосмыслить.

Заключение

В течение школьной жизни ребята могут успеть попробовать свои силы в написании отзыва на любое произведение. Научившийся улавливать авторский посыл и свое ощущение от книги, а также выражать это сложное взаимодействие, сможет достичь научного понимания текста: ученические отзывы сменятся научными монографиями.

  • План как писать историческое сочинение
  • План к сочинению отцы и дети в романе дубровский
  • План к сочинению черная курица
  • План к сочинению по картине шишкина корабельная роща 5 класс
  • План как написать итоговое сочинение