План к сказке жаба королева 3 класс

Сочиненияпо литературедругиемоя любимая народная сказкасказка о царевне лягушке моя самая любимая русская народная сказка. ее главными героями являются иван-царевич,
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Моя любимая народная сказка

«Сказка о царевне Лягушке» — моя самая любимая русская народная сказка. Ее главными героями являются Иван-царевич, лягушка.

По сюжету этой сказки у царя было три сына, и он решил, что пришла пора жениться. Три сына вышли в чистое поле с луком и стрелами. Договоренность была такая, что куда стрела прилетит, там и надо искать себе жену. У первых двух братьев стрелы прилетели на пороги богатых девушек, а у Ивана – в болото. Стрелу юноше подала жаба. Он опечалился, но та сказала, чтобы напрасно не плакал и не задумываясь брал земноводное в жены. Так и получилось.

Тогда, когда царь начал давать задания, лягушка их тоже выполняла не хуже, чем невесты братьев.

Когда пригласили всех на бал, то вместо лягушки туда явилась прекрасная девица. Все были поражены ее красотой, умениями. Иван пока его жен веселилась вернулся в комнату и спалил кожу лягушки. Тогда девица превратилась в голубя и улетела в никуда.

Иван пустился в дорогу, чтобы отыскать возлюбленную. Ему пришлось пройти через тернии испытаний и в итоге он отыскал ее и больше никогда не отпускал. Влюбленные были вмести до конца своих дней.

Мне нравится эта сказка за сюжет, самобытность и язык написания. Она учит тому, что нельзя вмешиваться в ничью личную жизнь.

Народные сказки

Первое, что читают ребенку родители на ночь, — это сказки. Сказки имеют в себе элементы волшебного. Они развивают воображение и просто радуют душу. Мне с самого детства читали мама и папа сказки о принцах и принцессах, драконов, сражениях и в них всегда побеждало добро, а не зло.

Сказки формируют у детей правильное отношение к жизни, восприятие действительности. У каждого народа свои сказочные истории. Я всегда любил читать немецкие, итальянские, английские, белорусские, украинские, испанские, французские народные сказки. Они вселяют веру в светлое и надежду на успех и счастье.

Народные сказки – это сказки, у которых нет конкретного автора в лице одного человека. Народная сказка является достоянием устного народного творчества. Она придумана народом.

Мое сердце всегда тянулось к прочтению русских народных сказок. Русский народ очень сильно отличается от китайского, например, поэтому сказки тоже своеобразны.

Сказка о рыбаке и рыбке

Моей любимой сказкой является сказка, написанная известным русским писателем А.С.Пушкиным

«Сказка о рыбаке и рыбке». На мой взгляд эта сказка очень полезная и поучительная. Для всех героев этой русской народной сказки она тоже поучительная. Для старика можно сделать вывод, что не нужно идти было на поводу у своей злой старухи, а для старухи –нужно беречь своего старого мужа, и следует знать, что у любого волшебства есть конец.

Сюжет этой сказки таков, что рыбак поймал золотую рыбку, которая готова была исполнить любые три желания, за то чтобы он выпустил ее обратно в море. Тут в дело вмешивается его жадная жена, которой было все мало и все портит, и в конце рассердившаяся рыбка забирает все то что им дала, и старик со своей старухой остаются у своего разбитого корыта.

Главный смысл в ней заключался в жадности старухи. Жадность всегда губит человека. И всегда нужно уметь вовремя останавливаться в своих желаниях и умерить свои аппетиты.

Эта сказка учит ценить то, что имеете в жизни. А если Вам хочется чего – то большего, то нужно добиваться этого своим трудом. В сказке «О рыбаке и рыбке» рассказано, как человек может оказаться в плену своих желаний. Старуха из простой бабки превратилась в злую жадную и капризную женщину, которой было все мало и мало. Она совсем потеряла разум от того, что все богатство ей далось просто так.

Александр Сергеевич хотел показать читателям, что счастье не в деньгах и богатстве. Счастье в уважении друг друга и понимании.

Зло, которое исходило от старухи было наказано. Она выбрала неправильную жизненную позицию и была обречена на неудачу. Бабка не захотела остановиться вовремя в своих желаниях, она требовала все больших благ для себя, и чтобы давалось это даром.

Неразумные люди, которые схожи со старухой из сказки Александра Пушкина не могут позаботиться о своих духовных потребностях, когда все дается даром. Она хотела только богатства и власти, в ущерб своим моральным ценностям.

Эта сказка дает понять читателям то, что не нужно быть скупым для своего счастья, а нужно радоваться тому, что преподносит нам судьба.

Мораль в этой сказке очень проста, никогда не нужно быть жадным человеком и не стремится объять необъятное, а если хочешь получить чего-то то добивайся это сам.

Сочинение «Народные сказки»

Добро обязательно побеждает, добродетельность и терпение награждается, а дурные поступки наказываются – этому, и многому другому учат нас народные сказки. Не зря говорят, что хоть сказка и ложь, да в ней всегда есть намек. За вымышленными событиями скрываются мудрые и поучительные мысли.

Я люблю читать сказки. А народные – особенно. Ведь это – мудрость множества людей. А еще, очень интересно, читая их, узнавать о культуре и обычаях той народности, которой сказка принадлежит. Ведь в них находят свое отражение и культура, и быт.

Кроме этого, сказки всегда поучительны. В них обязательно одерживают верх справедливость и добро. Они учат тому, что хорошие дела не останутся без своей награды, а плохие и злые рано, или поздно, но, все же, будут изобличены и наказаны.

Отрицательные герои сказочных произведений: злые, нечестные и ленивые, всегда получают по заслугам.

Во многих сказках осуждается и наказывается алчность. Жажда героями многого, особенно тогда, когда они этого не заслуживают, в конце повествования обязательно ведет их к неприятностям. Мало того, они оказываются побежденными. А нередко получается и так, что они осознают свою вину и раскаиваются. Это служит примером того, что исправиться никогда не поздно.

И, напротив, приветствуется всегда добродетель, трудолюбие, как, например, в сказке «Морозко». Награждается в них и старание. Герои, которые не щадят себя ради чего-либо, обязательно побеждают. Так происходит это в сказке про Ивана и Чудо-Юдо.

А герой сказки «По щучьему веленью», сжалившись над живым существом, щукой, по доброте и простоте своей душевной, получает от нее бесценный подарок – исполнение желаний. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Конечно же, никогда бы не получил этого человек злой и жадный.

И, всегда побеждает в сказках любовь настоящая и искренняя. Это – тоже добро, способное творить чудеса. Герои сказок, которые совершают свои подвиги и проходят всевозможные испытания ради любви, терпят многие лишения и невзгоды. Им приходится и бороться со злом и несправедливостью. Но, в итоге, они побеждают. И, получают свою награду – счастье.

Так, в сказке «Царевна-лягушка» молодому царевичу приходится преодолевать немало трудностей. Еще, эта сказка учит нас и состраданию к тем, кто слабее. Иван-царевич щадит животных. А в ответ на это, он получает от них помощь. А подмога приходит как раз вовремя. Они помогают ему победить врага.

А сколько мудрых мыслей встречаешь, читая народные сказки! Они могут послужить хорошими советами в обычной повседневной жизни. Такие выражения, как, например, то, что утро мудрее, чем вечер, учит нас не принимать сгоряча и в спешке важных решений. Ведь сразу ситуация может показаться безвыходной. Но, вполне может чуть позже прийти верное решение проблемы.

Немало и другого поучительного и полезного можно извлечь для себя из сказок. А народное творчество особенно полно их. Ведь именно в рассказах, которые передавались из уст в уста на протяжении очень многих лет, собраны познания и опыт людей. Они служат для воспитания в человеке лучших качеств, показывают на примере отрицательных героев то, что плохое рушит мир.

Полезный материал по теме:

  1. Роль сказок в жизни человека. «Русские народные сказки»
  2. Анализ сказки Андерсена «Русалочка»
  3. Придумать сказку по мотивам русской народной сказки Колобок
  4. Краткое содержание сказки Кладовая Солнца в сокращении Пришвин
  5. Сопоставительная характеристика главных героев сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Насти и Митраши

Сочинение «Русские народные сказки»

Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка — кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора.

В сказочной форме нам рассказывают о важных вещах. Например, в сказках о животных звери действуют как люди. Хитрая лиса обманывает серого волка и выпутывается из любой ситуации, как человек-пройдоха. В сказке «Бобовое зернышко» петушка спасают всем миром. И это учит держаться вместе, дружить и выручать друг друга. А сказка о коте, дрозде и петухе учит думать о последствиях и поддаваться на заманчивые обещания.

Больше всего я люблю народные волшебные сказки. Их храбрые герои попадают в удивительные приключения. Обычно это Иван-царевич или Иван-дурак, который не только смелый, но и имеет доброе сердце. Например, в сказке «Василиса Прекрасная», Ивану -царевичу помогают орел, заяц, селезень, рак, которых он пожалел и не убил на охоте.

Сказка учит хорошему, напоминает законы жизни. В сказке «Иван-коровий сын» самый простой парень оказывается самым умным. В итоге именно он побеждает змеев и спасает своих друзей: царевича и крестьянского сына. А сказки «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка» учат быть добрыми, скромными и трудолюбивыми.

Обожаю я сказку «Летучий корабль». Тут доброе сердце Ивана-дурака привлекает к нему необычных людей-волшебников: Скорохода, Морозко, Объедайло, Слушало, Стрельца и других. Каждый из них оказывается полезен потом. Их дружба побеждает все козни царя. Они остужают раскаленную баню, где хотел сжечь их царь, приносят с края света живую воду. В итоге все вместе они женят Ивана на царевне.

Я думаю, что в любом возрасте полезно читать сказки, хоть в сотый раз, и вспоминать мудрость, которую русский народ за много веков накопил в своей памяти.

Сочинение «Мой любимый герой русской сказки – Баба-Яга»

Мне нравится читать русские народные сказки, в которых есть персонаж Бабы Яги. Это колоритная сказочная героиня, хотя и страшноватая внешне. Прозвали ее «Костяной ногой».

У Бабы Яги длинный нос крючком и лохматые седые волосы. Она одета в длинную юбку, старый фартук, а голову повязывает платком. Живет Баба Яга в чаще дремучего леса, в избушке на курьих ножках. Она умеет летать по воздуху в ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки тоже непростая. Она может поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.

В некоторых сказках эта героиня злая, она грозится съесть других сказочных персонажей и «на косточках покататься». Например, в сказке «Гуси-Лебеди».

Иногда, Яга, наоборот, помогает другим. Например, она спасает Ивана-царевича от погони в сказке про молодильные яблоки. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в сказке «Пойди туда, не знаю куда». А потом Яга даже дарит ему волшебную лягушку, чтобы перебраться через огненную реку.

В некоторых сказках у нее есть дочь – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Эта дочь тоже волшебница, но она красавица. А откуда взялась сама Баба-Яга – это загадка. Она любит говорить: «Фу, русским духом пахнет!». Выходит, она сама нерусская?

Хотя эта героиня и страшная, но без нее невозможно представить народные сказки. Поэтому она — мой любимый персонаж!

Сочинение на тему Почему я люблю сказки? 3, 5 класс

Отсутствие согласия может привести к весьма плачевному результату, описанному И. Познакомившись с маленькими смешными историями баснописца, мы поняли, что для решения дела мало только желания собравшихся, необходимо еще единомыслие и мастерство.Если Вам понравилось сочинение на тему: Сочинение на тему сказки. Для пятого класса, тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями. Материалы имеют оригинальный характер и принадлежат Краткие пересказы, изложения сюжета, диктанты, эссе. Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич. Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым. Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным.Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым.Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении.В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон.Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.

«Русские народные сказки»

Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она его привлекает необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности – ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

«Курочка-ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А. Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зайГа-тался. А весь переполох – от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий.

Веселый и задорный колобок гак уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость,- вот он и попался лисе («Колобок»).

В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь – «всем пригнетыш» – и не стало теремка («Теремок»), В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт верно уловил особенности детского восприятия. Сказки «Репка», «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок» и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову бежит курица по воду – петух проглотил зерно и подавился, река воды не дала, просит дать ей листа с липки. Курица – к липке, липка просит нитку от девушки и пр. В конце концов курица принесла воды, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. | Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

Сочинения на свободную тему — Русская народная сказка. особенности жанра — сочинение

Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Сказка — один из основных жанров устного народного творчества. Как правило, это прозаический рассказ фантастического, бытового или авантюрного характера. Сказкой называли все, что имело ориентацию на вымысел, отсюда и многозначность этого термина. Сказка возникла в доисторические времена и играла большую роль в устном творчестве всех народов на различных этапах его развития. Она отражала мировоззрение народа в различные этапы его исторического пути, борьбу за независимость или в сравнительно спокойные периоды истории, мечты о будущем. Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, чаяния, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты. Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и многие другие. В сказках о животных определенные персонажи — звери наделены «постоянными признаками»: мишка косолапый, неуклюжий, сильный и добрый; серый волк — свирепый, но глупый; хитрая лиса всегда выходит «сухой» из любой ситуации. Мировое распространение получили волшебные сюжеты о Спящей красавице, Красной Шапочке, Золушке. Любимыми «фантазиями» в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. Положительные герои волшебных сказок: Иван-дурак, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая — носители народных идеалов и высокой морали. Светлому миру положительных сказочных героев и их помощников противопоставляются темные силы этого царства — Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Леший, Водяной — всякая нечисть. Сказки имеют традиционную композицию: зачин (запевка) — «Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…» Интересное, непредсказуемое развитие сюжета, кульминацию, с Непременно торжествующим добром, и развязку. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце употребляют присказки: «и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать». Бытовые сказки, как правило, сатирического содержания высмеивают глупость, лень, жадность, нерадивость. Особенно популярны в русском фольклоре сказки о сметливых мужиках и чванливых, глупых и упрямых помещиках и попах. В них нашли отражение чаяния и ожидания народа, его уверенность в торжестве справедливости. Наряду с народными сказками широкую популярность приобрели и более поздние — литературные сказки, имеющие конкретного автора, но написанные по законам жанрА. Таковы, в первую очередь замечательные сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, Л. Н. Толстого, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена… Сказка не утеряла своего значения и в наши дни. Она несет добро, понимание справедливости, непоколебимую веру в торжество правды, победу светлых сил. Поэтому знакомство с миром ребенок начинает со сказок, их прекрасного и волшебного мироощущения. Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин Сказка — один из основных жанров устного народного творчества. Как правило, это прозаический рассказ фантастического, бытового или авантюрного характера. Сказкой называли все, что имело ориентацию на вымысел, отсюда и многозначность этого термина. Сказка возникла в доисторические времена и играла большую роль в устном творчестве всех народов на различных этапах его развития. Она отражала мировоззрение народа в различные этапы его исторического пути, борьбу за независимость или в сравнительно спокойные периоды истории, мечты о будущем. Передаваясь из уст в уста, сказки менялись, как и действительность, которую они отражали. Порой сказки разных народов очень схожи, так как несут эстетические взгляды трудовых слоев населения, их мечты, чаяния, боль и ненависть к эксплуатации в любых ее проявлениях. Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты. Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и многие другие. В сказках о животных определенные персонажи — звери наделены «постоянными признаками»: мишка косолапый, неуклюжий, сильный и добрый; серый волк — свирепый, но глупый; хитрая лиса всегда выходит «сухой» из любой ситуации. Мировое распространение получили волшебные сюжеты о Спящей красавице, Красной Шапочке, Золушке. Любимыми «фантазиями» в русском исполнении являются сказки о змееборце, о трех царствах, о волшебном кольце, о чудесном избавлении от несчастий. Положительные герои волшебных сказок: Иван-дурак, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая — носители народных идеалов и высокой морали. Светлому миру положительных сказочных героев и их помощников противопоставляются темные силы этого царства — Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Леший, Водяной — всякая нечисть. Сказки имеют традиционную композицию: зачин (запевка) — «Жили-были… В некотором царстве, в некотором государстве…» Интересное, непредсказуемое развитие сюжета, кульминацию, с Непременно торжествующим добром, и развязку. В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце употребляют присказки: «и я там был Стали они жить-поживать и добра наживать». Бытовые сказки, как правило, сатирического содержания высмеивают глупость, лень, жадность, нерадивость. Особенно популярны в русском фольклоре сказки о сметливых мужиках и чванливых, глупых и упрямых помещиках и попах. В них нашли отражение чаяния и ожидания народа, его уверенность в торжестве справедливости. Наряду с народными сказками широкую популярность приобрели и более поздние — литературные сказки, имеющие конкретного автора, но написанные по законам жанрА. Таковы, в первую очередь замечательные сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, Л. Н. Толстого, Ш. Перро, Г.-Х. Андерсена… Сказка не утеряла своего значения и в наши дни. Она несет добро, понимание справедливости, непоколебимую веру в торжество правды, победу светлых сил. Поэтому знакомство с миром ребенок начинает со сказок, их прекрасного и волшебного мироощущения.

Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс

Я очень люблю читать русские народные сказки. Мне нравятся многие герои из разных произведений, но есть у меня и самый любимый герой русской народной сказки – это Иван Царевич из сказки «Иван Царевич и серый волк». Этот герой обладает многими поистине человеческими качествами, он готов пройти через любые испытания, если это нужно. Царевич с самого начала сказки представляется читателю как самый добросовестный из трёх братьев. Когда отец поручил братьям караулить сад, то старшие всё проспали. Отцу же они сказали, что никого не видели. Иван Царевич очень ответственно отнёсся к поручению стеречь сад, поэтому и увидел Жар-птицу, которая клевала золотые яблоки.

На протяжении всей сказки Царевич проявлял смелость и находчивость. Отправившись на поиски Жар-птицы, он потерял коня. Но зато он подружился с волком, который заменил ему потерянного коня. Затем Иван Царевич храбро проник в терем царя Берендея, но, не послушав предупреждение серого волка, он дотронулся до золотой клетки. Это повлекло за собой новые приключения, теперь впереди его ждали другие опасные испытания. Так царь Берендей потребовал, чтобы Иван добыл ему коня златогривого, а царь Кусман захотел, чтобы Иван похитил для него дочь царя Далмата Елену Прекрасную. И это далеко не все приключения, с которыми пришлось столкнуться Царевичу, и всегда серый волк выручал его в тяжёлую минуту. После всех испытаний Ивана всё же ждала заслуженная награда. Он благополучно вернулся домой и женился на Елене Прекрасной, «и стали они жить-поживать, да горя не знать».

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:

Сочинение на тему «Любимый день недели»

Сочинение на тему «Моё любимое животное»

Сочинение на тему «Моё хобби – рисование»

Сочинение на тему «Мой любимый урок»

Сочинение на тему «Моя любимая книга», 5 класс

Популярные страницы

Сочинение на тему «Герой нашего времени», 9 класс

В романе «Герой нашего времени» мы видим молодого, но уже пресыщенного плотскими удовольствиями и любовью женщин человека, непонимающего общество и Читать далее…

Сочинение на тему «Весна», 2 класс

Вот и закончилась морозная зима. Ей на смену с тёплыми лучиками солнца пришла весна. Всё кругом засверкало радужными красками. Снега Читать далее…

Сочинение по картине Грабаря «Мартовский снег», 3 класс

На картине Игоря Грабаря «Мартовский снег» изображён весенний, но ещё холодный день в небольшом посёлке. На переднем плане мы видим Читать далее…

Сочинение по картине Васнецова «Богатыри», 2 класс

Картину «Богатыри» художник Виктор Михайлович Васнецов писал целых двадцать лет. На полотне мы видим трёх богатырей: Илью Муромца, Алёшу Поповича Читать далее…

Сочинение на тему «Моя мечта»

У каждого человека есть своя мечта. Будь то ребёнок, юноша или даже взрослый состоявшийся человек – всех этих людей объединяет Читать далее…

Сочинение на тему «Что нельзя купить?», 5 класс

Многие люди считают, что всё на свете покупается и продаётся. В современном обществе человека, который имеет много денег, уважают и Читать далее…

Цели:

  1. Познакомить детей с творчеством Г.Х.Андерсена;
  2. Расширять читательский кругозор, развивать память, словарный запас детей.
  3. Воспитывать интерес к зарубежной литературе.
  4. Воспитывать в детях чувство доброты, умение прощать и сострадать.
  5. Учить видеть и ценить прекрасное.

Оборудование: портрет Г. Х. Андерсена; выставка произведений сказочника; выставка детских рисунков к сказкам Г. Х. Андерсена; карточки с заданиями к викторине; компьютерная презентация; музыкальное сопровождение; занимательный и иллюстративный материал; кроссворды; карточки для коллективной творческой работы; лист для проведения экспресс-опроса; таблички для рефлексии.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний. 

Форма проведения: Урок разработан в форме игры-путешествия. 

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, поисковые, проблемные, игровые. 

Формы обучения: коллективная, работа в парах, индивидуальная. 

Ожидаемый результат:

  1. Дети будут больше любить сказки, героев, больше верить в чудеса, отличать добро и зло, быть более воспитанными и добрыми.
  2. Через сказку научатся понимать мир, ценить дружбу, будут больше читать любимые сказки.

Оформление доски:

Эпиграф:

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало:
На датском языке мать песни мне певала, 
Шептала сказки мне родимая моя.

                                          Г. Х. Андерсен.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Ребята, давайте поиграем в игру “Доброе утро”. 

Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас. 

Доброе утро, ребята! 
Доброе утро всем, кто присутствует на нашем уроке! 
Я скажу слова “Доброе утро…” и назову кого-то из нашего класса.

Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие. 

Попробуем? 

Доброе утро всем девочкам! 
Доброе утро всем мальчикам! 
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! 
Доброе утро всем, кто любит конфеты! 
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке! 

Учитель. 
Придумано кем-то просто и мудро 
При встрече здороваться: “Доброе утро!” 
Доброе утро солнцу и птицам! 
Доброе утро улыбчивым лицам! 
И каждый становится добрым, доверчивым, 
И доброе утро длится до вечера. 

Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. 

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем их.

Давайте мы с вами, ребята, пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

II. Сообщение темы и целей урока. 

1. Введение в урок.

Звучит музыка «В гостях у сказки»

Тихо, тихо рядом сядем
Входит музыка в наш класс.
Ветер чуть слышно поёт,
Дуб вздыхает в саду.
Чуткая музыка всюду живет –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.

— В какой жанр устного народного творчества зовёт музыка? (В сказку.)

Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас. 

Ведь где читают дружно, 
Пересказывают умело, 
Там сказке можно появиться смело. 

Ученики:

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло…

Учитель:

 “Пусть добро навеки побеждает зло” — к этому стремятся авторы сказок, этого ждут те, кто читает сказки.

2. Вступительное слово учителя.

Учитель:

Ребята, любите ли вы сказки? А любите вы играть? Сегодня на уроке мы поиграем и вспомним сказки, а заодно проверим, как хорошо вы их знаете.

Викторина

В этом кроссворде зашифровано слово. Отгадать его вы сможете, ответив на все мои вопросы.

1) Какую придворную профессию пришлось освоить принцу, чтобы заслужить поцелуи принцессы?

(Свинопас)

2) В какой из сказок маленькой девочке, но с большим сердцем удалось с помощью любви победить хозяйку ледяного царства?

нежная королева)

3) Как звали девочку, которая появилась из ячменного зёрнышка?

(Дюймовочка)

4) В какой из сказок маленькая птичка помогла королю своим пением, а потом и своими советами?

(Соловей)

5) В какой из сказок сказочное существо, живущее в море, пожертвовало своей жизнью ради любви принца?

(Русалочка)

6) В какой из сказок герой закончил свою жизнь в печке?

(Стойкий оловянный солдатик)

7) Какой маленький волшебный человечек знает больше всего на свете сказок?

(Оле – Лукойе)

8) В какой из сказок про короля можно было в любое время сказать: ”Король в гардеробной”

(Новое платье короля)

Учитель:

Как и я, его ты сказки
Знаешь тоже без подсказки,
В Дании он жил когда-то.
Кто же это, а, ребята?

— Правильно, это великий сказочник Г.Х. Андерсен.

Об истоках своих сказок Андерсен сказал в одном из стихотворений:

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало:
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…

— В сказках Андерсена рядом живут слёзы и смех, горе и радость, как в настоящей жизни. Он понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь.

Сказки Андерсена любят и читают во всём мире. Не случайно лучших детских писателей награждают золотой медалью, которая носит имя великого датского сказочника.

Сказки Андерсена открывают перед вами двери в прекрасное, учат поступать благородно, мыслить гуманно, жить честно.

3. Сообщение кратких биографических фрагментов из жизни Г. Х. Андерсена.

(библиотекарь школы с использованием презентации)

ІІІ. Работа по теме урока.

Игра-путешествие. 

Учитель.

Книга — это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в далёкое прошлое, дать возможность почувствовать себя настоящим рыцарем, пережить сильную любовь и ощутить муки разлуки. Чтение книги — это приобщение к волшебству.

Сейчас мы с вами отправимся путешествовать в замечательный и волшебный мир сказок Ганса Христиана Андерсена. Сопровождать нас будут хитрые вопросы: угадалки, объединялки, узнавалки, отвечалки, дорисуйки и играйки.

В сегодняшней игре участвуют три команды. Названия команд узнаем сейчас, разгадав загадки.

Участница 1 команды:

Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает:
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот…
Впрочем, довольно. Нужна ли подсказка?
Кто это девочка? (Дюймовочка)

Участница 2 команды:

Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга:
В царство льда умчался Кай.
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… (Снежная королева)

Участник 3 команды:

Принц влюбился, подарил
Соловья и розу.
Но капризная принцесса
Знать его не хочет.
Чтобы в замок к этой принцессе попасть,
Новым работником стал…. (Свинопас)

Учитель: Сегодня у нас играют три команды: «Дюймовочка», «Снежная королева», «Свинопас».

— Кто автор этих сказок? Автор этих сказок – великий датский писатель Г.Х. Андерсен. 

— Давайте вместе составим законы нашей игры.

Быть добрыми, терпеливыми, активными. Внимательно слушать друг друга, помогать друг другу.

Каждая группа должна будет пройти 8 станций:

Разминка                                                                                                                                                                                  Угадай-ка                                                                                                                                                                                Узнавай-ка                                                                                                                                                                             Объединяй-ка                                                                                                                                                                           Соображай-ка                                                                                                                                                           Отвечай-ка                                                                                                                                                                                              Дорисуй-ка                                                                                                                                                                           «Ты — мне, я — тебе»                                                                                                                                           Конечная 

На каждой станции вам придётся выполнять интересные для вас задания. За правильные ответы вы будете получать фишки. А на “Конечной” станции каждая группа подсчитает, сколько фишек всего заработала.

Итак, в путь! Желаю вам успехов!

1 станция «Разминка»

Каждой команде поочерёдно задаются вопросы. Правильный ответ — 1 балл. (по 3 вопроса)

Кому принадлежат слова? » Я не возьму с тебя ни полушки, только принеси мне старое огниво» (Ведьма)

Назвать предмет, на котором не могла спать героиня одной из сказок? (Горошина)

О ком идет речь? «У него чудесные залы, а ходит он в чудесной норковой шубке» (Крот)

Кому принадлежал наряд «лёгкий, как паутина, который не чувствовался на теле»? (Королю)

С какого этажа упал стойкий оловянный солдатик? (3)

Назовите растение, из которого Эльза связала рубашки своим братьям? (Крапива)

Как зовут мастера рассказывать сказки Андерсена? (Оле-Лукойле)

Кому принадлежат слова? «Эй, мне кольнуло прямо в сердце!» (Каю)

Из какого металла была карета, которую подарила принцесса Герде? (Золото)

2 станция – “Угадай-ка”

Команде предлагается отгадать загадки по мотивам сказок.

Загадка 1

Герой – персона в государстве, 
Кто рассмешил своё же царство: 
Он нарядился так на праздник, 
Что до сих пор его все дразнят.

Мальчишки, весь честной народ 
Над ним смеялись целый год, 
А виноват он в этом сам – 
Легко доверился лжецам. (Голый король)

Загадка 2

А этот сказочный герой 
Знаком с игрушечной войной. 
Как все – в коробочке лежал, 
Как все – ружьё в руках держал.

Он, прочный, стойкий, как металл 
По-человечески страдал.

Судьба пытала его тяжко, 
И он сгорел в огне, бедняжка. (Стойкий оловянный солдатик)

Загадка 3

Какое странное созданье? 
Она прекрасно сложена, 
И в море или в океане 
С волной и пеною дружна.

И не совсем, чтобы девица, 
И рыбкой тоже не назвать. 
Как все ждала земного принца, 
Чтоб с милым счастье испытать. (Русалочка)

Загадка 4

Владея снегом, льдом и стужей, 
Она надменно холодна, 
И снежной вьюгой злою кружит 
Зимой у тёплого окна,

Холодной льдинки злой осколок 
Вонзит в сердечко малыша. 
Её правленья век не долог, 
Когда есть добрая душа. (Снежная Королева)

Загадка 5

Лишь сказка о серенькой птице, 
Чьи трели – чарующий звук, 
Достойный в душе поселиться – 
Расскажет, кто истинный друг

Правителю древней империи 
С дворцом у Китайской стены. 
Обычная птица, живая
Дороже в сто крат золотой. (Соловей)

Загадка 6

“…Лишь раз в год позволено нам прилетать на родину. Мы можем оставаться здесь одиннадцать дней, откуда нам видно дворец, где мы родились и где живет наш отец, и колокольню церкви, где покоится наша мать. Тут наша родина, сюда тянет нас всем сердцем, и здесь-то мы нашли тебя, милая, дорогая сестричка!..” (Дикие лебеди)

Физминутка

— Встали. Если называю сказку Андерсена — хлопаем в ладоши над головой, если нет — приседаем.

«Огниво. Колобок. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Журавль и цапля. Русалочка. Зимовье зверей. Новое платье короля. Калоши счастья. Морозко. Стойкий оловянный солдатик. Крошечка — Хаврошечка. Дикие лебеди. Оле-Лукойе. Свинопас. Гуси-лебеди. Гадкий утёнок. Ель. Снежная королева. Штопальная игла. Царевна-лягушка. Старый уличный фонарь. Ганс-Чурбан. Иванушка-дурачок.»

— Кроме произведений Андерсена, названия каких сказок, использованы. (Русских народных)

3 станция – “Узнавай-ка”  Назови героя сказки по описанию.

Дальше отправимся в путь вместе с героями сказок, которых вы должны узнать по описанию.

Каждой команде ведущий даёт карточки с описанием героев. Задание выполняется 3 минуты. 

“… цветок распустился. Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом…

Блестящая лакированная скорлупка грецкого ореха служила ей колыбелькою, голубые фиалки – матрацем, а лепесток розы – одеяльцем…”

Дюймовочка

“За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллиона снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно-белого льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости”.

Снежная королева

“… больше всего бросался в глаза чудесный дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали… восковые лебеди… но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у нее шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка…”

Танцовщица

«Женщина умная, но гордая своим родом: она носила на хвосте целую дюжину устриц: вообще она была особа, достойная всяческих похвал» (Бабушка Русалочки)

«На голове у него сияла корона, а за плечами развевались блестящие крылышки» (Эльф)

«Глаза её сверкали, как звезды, но в них не было ни красоты, ни теплоты» (Снежная Королева)

«Она была сильная, широка в плечах, смуглая, глаза у неё были совсем черные, но какие-то печальные» (Маленькая разбойница)

— В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён. (Гадкий утёнок)

«Она была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа» (Танцовщица)

Вместо ножек — рыбий хвост,
И её за это жалко.
Загляни, дружок, под мост,
Там в реке живёт — …(Русалка)

Держался стойко и даже глазом не моргнул, ничуть не загордился. (Оловянный солдатик)

Тихая, задумчивая, прелестное лицо, плавная походка и горящие глаза. (Русалочка)

4 станция “Объединяй-ка”

Командам необходимо соединить предмет и героя сказок.

Герой

Предмет

Оле-Лукойе

Зонтик

Принцесса

Горошина

Снежная Королева

Санки

Дюймовочка

Тюльпан в цветочном горшке

Стойкий оловянный солдатик

Бумажный кораблик

Свинопас

Горшочек с бубенцами

Дикие лебеди

Крапива

Король

Нарядное платье

Маленькая девочка

Цветы

Собака с большими глазами

Сундук

5 станция – “Соображай-ка” «Угадай сказку по ключевым словам»

Командам необходимо узнать по четырем предметам название сказки.

Грецкий орех, жаба, жук, мышь – Дюймовочка

Крапива, крылья, корона, жаба – Дикие лебеди

Горошина, дождь, кровать с матрацем, корона – Принцесса на горошине

Горшок, роза, свиньи, соловей – Свинопас

Санки, роза в горшке, олень, голуби – Снежная Королева

Коробка, бумажный кораблик, замок, рыба – Стойкий оловянный солдатик

Сундук, собака, ведьма, дерево – Огниво

Корабль, море, корона, ракушка – Русалочка

Нитка с иголкой, ткань, корона, ножницы – Новое платье короля

6 станция “Отвечай-ка”

Командам необходимо из предложенных вариантов ответов найти правильный. (правильный ответ – подчеркнут)

1) Какими по размеру были глаза у первой собаки из сказки “Огниво”?

  1. как тарелки;

  2. как чайные чашки;

  3. как футбольные мячи.

  2) Что должна была отдать ведьме Русалочка в обмен на ножки?

  1. длинные волосы;

  2. золотые монеты;

  3. голос.

  3) Сколько братьев было у оловянного солдатика?

  1. 25;

  2. 24;

  3. 9.

  4) Из чего был сделан императорский дворец в Китае? (сказка “Соловей”).

  1. из фарфора;

  2. из золота;

  3. из драгоценных камней.

  5) Назовите знак высшего отличия самой знатной утки на птичьем дворе (“Гадкий утёнок”).

  1. медаль;

  2. корона;

  3. красный лоскуток.

  6) Какое слово складывал Кай из льдин? (“Снежная королева”).

1. “разум”;

2. “вечность”;

3. “холод”.

7) В какой сказке Андерсена король больше всего в жизни любил наряжаться?

1. “Принцесса на горошине” 
2. “Золушка” 
3. “Голый король”

8) В кого превратился гадкий утенок из одноименной сказки?

1. в заморского принца 
2. в прекрасного лебедя 
3. в царевну-лягушку

9) Кем на самом деле был свинопас из одноименной сказки?

1. королем 
2. бедным принцем 
3. нищим свинопасом

10) Кто такой Оле-Лукойе?

1. волшебный цветочник 
2. мастер рассказывать сказки 
3. сказочный тролль

7 станция “Дорисуй-ка”

Игрокам команды необходимо украсить платье короля. Жюри определяет, кто лучше справился и лучше украсил платье короля – оценивается по 3-х бальной системе. Трафарет платья приготовлен на формате А3. Ребята украшают платье фломастерами.

8 станция  Домашнее задание «Ты — мне, я — тебе»  

Придумать и задать по 2 вопроса соперникам.

Игра «Кто сказал?»

Определите, какому сказочному герою принадлежат эти слова?

  • Тебя больше не будут называть Дюймовочкой . Это некрасивое имя, а ты такая хорошенькая! Тебя будут звать Майей. (Эльф)
  • Какой же это индюшонок? Вон как славно гребёт лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. (Мама-утка)
  • Благодарю тебя, милая крошка! Я так хорошо согрелась. (Ласточка)
  • Слушай, дружище! Ты такой чудной, что на тебя смотреть весело. Хочешь дружить с нами? (Дикие утки)
  • Вот какая славная жена будет моему сынку! (Жаба)
  • Оставайся у меня на зиму, только смотри хорошенько убирай мои комнаты и рассказывай мне сказки . Я до них большая охотница . (Полевая мышь)

«Когда вам исполнится пятнадцать лет, вам дозволят всплывать на поверхность, сидеть в лунном свете на скалах и смотреть на плывущие мимо огромные корабли, на леса и города!»

«Значит, и я умру, стану морской пеной, не буду больше слышать музыку волн, не увижу ни чудесных цветов, ни красного солнца! Неужели я никак не могу пожить среди людей?»

«Знаю, знаю, зачем ты пришла! Глупости ты затеваешь, ну да я все-таки помогу тебе — на твою же беду, моя красавица! Ты хочешь отделаться от своего хвоста и получить вместо него подпорки, что­бы ходить, как люди. Хочешь, чтобы юный принц полюбил тебя.»

 «Я должен ехать! Мне надо посмотреть прекрасную принцессу; этого требуют мои родители, но они не станут принуждать меня жениться на ней, а я никогда не полюблю ее! Она ведь не похожа на ту красавицу, на которую похожа ты. Если уж мне придется на­конец избрать себе невесту, так я лучше выберу тебя, мой немой найденыш с говорящими глазами.»

«Мы отдали наши волосы ведьме, чтобы она помогла нам избавить тебя от смерти! А она дала нам вот этот нож — видишь, какой он острый? Прежде чем взойдет солнце, ты должна вонзить его в сердце принца, и когда теплая кровь его брызнет тебе на ноги, они . опять срастутся в рыбий хвост и ты опять станешь русалкой, спус­тишься к нам в море и проживешь свои триста лет, прежде чем превратишься в соленую пену морскую.»

«Мы летаем повсюду и всем стараемся приносить радость. В жар­ких странах, где люди гибнут от знойного, зачумленного воздуха, мы навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоуха­ние цветов и несем людям исцеление и отраду… Летим с нами в заоблачный мир! Там ты обретешь любовь и счастье, каких не нашла на земле.»

9 станция “Конечная”

Жюри подсчитывает итоги.

Подведение итогов и награждение победителей. Вручение дипломов

ІV. Итог урока.

Пока жюри подсчитывает результаты игры, мы проведём самостоятельную работу.

— Вы прочитали много сказок Андерсена. Сейчас проверим, насколько хорошо вы знаете их.

Тест

1- да, 0 — нет.

1. Дюймовочка вышла замуж за крота? – 0

2. Принцессе постелили из лебединого пуха постель? – 1

3. Автор “Красной Шапочки” Андерсен. – 0

4. В теплые края Дюймовочку принесла синица? – 0

5. Для короля сшили новый наряд без ниток и ткани. – 1

6. Ведьма просила достать солдата спички. – 0

7. Дюймовочка появилась из цветка. – 1

8. Император Китая хотел увидеть соловья. – 1

9. Эльза сшила рубашки для братьев – лебедей из ткани. — 0

10. Оловянный солдатик не сводил глаз с балерины. — 1

Ответы: 0100101101 = 5

Заключительное слово учителя.

Вы преодолели пока недолгий, но трудный путь и получили в награду знания. Храните этот клад знаний и пополняйте на каждом уроке. И помните: знания – это самое ценное богатство.

И наш урок я хочу закончить словами великого сказочника Г.Х. Андерсена:

“Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами!

Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом!

Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!”.

V. Домашнее задание.

Разгадать кроссворд по сказкам Андерсена.

Цель: способствовать формированию читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:

  • формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
  • продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;
  • обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
  • воспитание интереса к чтению и книге;

Оборудование – мультимедиапроектор, экран, компьютер. Приложение.

Форма использованияпроецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд)

На доске стихотворение В. Берестова «Лягушата» (слайд)

ЛЯГУШАТА

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все — герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били — ать-два!
А теперь мы — лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете — красота!
В. Берестов

Чтение про себя, вслух, выразительно.

— Назовите главных героев. Что вы узнали о них?

— Какое произведение вам напомнило это стихотворение?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

2. Проверка домашнего задания (слайд)

Дома вы прочитали произведение «Лягушка-путешественница». Поделитесь своими первыми впечатлениями.

— Озвучьте название произведения. («Лягушка-путешественница»).

— Назовите автора. (Всеволод Михайлович Гаршин)

— Что узнали о главных героях в этом произведении? (Лягушка, утки)

— Догадались ли, почему так называется это произведение?

— О чём подсказали иллюстрации?

— Задумались ли вы о жанре произведения?

-Что узнали по содержанию?

— Где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг?

— Какой способ передвижения придумала лягушка?

— Почему путешественнице не удалось добраться до тёплых краев?

-Какие новые знания получили по окружающему миру? (слайд)

  1. Лягушки питаются комарами, мошками, а лягушками питаются аисты.
  2. Лягушки квакают только весной.
  3. Стаи уток летят высоко и клином.
  4. Лягушки живут на болоте и в других сырых местах.
  5. Утки останавливаются на отдых.

И так далее.

-Внимательно ли прочитали сказку? Добавь авторские слова. (слайд)

«Ах, какая сегодня прекрасная … погода» (мокрая)

«Решилась высунуть из воды свою ….. голову» (лупоглазую)

«Она полетела … … на землю» (вверх тормашками)

3. Новая тема

1) Рефлексия после первичного чтения (слайд)

-Подумайте и оцените себя на этом этапе работы.

  • Я очень хорошо знаю содержание сказки.
  • Содержание сказки знаю поверхностно.
  • Текст мне непонятен.

-Считаете ли вы достаточными ваши знания по этой сказке?

Необходимо ли продолжить работу? О чём следует ещё поговорить?

2) Словарная работа.

— Значение каких слов вы посмотрели по словарю? (слайд)

Захватило дух – стало трудно дышать от резких движений, волнения, страха, а также от холода и ветра.

Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе.

Объясните словосочетания (слайд)

Коряга-суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его.

Лакированная спинка — блестящая поверхность спинки.

Паяц-клоун в цирке.

Потренируйтесь в чтении: (слайд)

Происшествие, восхитительно, беспокойство, посторонние, удовольствие, необыкновенный, не оторваться, поблагодарить.

3) Слово об авторе (слайд)

Назовите автора произведения.

-Послушайте сообщение ребят о писателе, который придумал такую невероятную историю.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)

Родился 14 февраля 1855г. в Екатеринославской губернии в семье дворян. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. До 1864 Гаршин, после развода родителей , жил с отцом в имении Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. Это был первый сатирический очерк. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

Посмотрите на его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей, Мало, но эти произведения оказались настолько глубокими, впечатляющими, интересными, что в литературе остались до сих пор. И имя писателя не забыто народом.

Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.

Умер Гаршин в Петербурге 5 апреля 1888 года.

4) Работа над составлением плана в виде схемы.

Договариваемся о необходимости более глубокого изучения произведения.

-Предлагаю составить план полёта нашей лягушки с помощью схемы.

-С чего начинается история путешественницы? (С жизни на болоте.)

На доске появляется рисунок- уголочек болота. (слайд)

— Как жилось лягушке? Прочитайте.

-Докажите, что лягушке нравилась прекрасная мокрая погода.

Что повлияло на резкую перемену жизни лягушки? (Встреча с утками)

-Давайте прочитаем об этом. Чтение по абзацам отрывка о беседе лягушки с утками.

-Какое желание появилось у лягушки? (Попасть на юг.)

На доске появляется рисунок- юг. (слайд)

Что узнала лягушка о юге от уток?

-Как птицы рассказывали об этом?

-Что придумала лягушка, чтобы осуществить свою мечту?

-Давайте проследим начало полёта. «Всё стадо поднялось в воздух».

-Почему наши герои объединены в стадо, а не в стаю?

На доске рисунок — утки с лягушкой в воздухе. (слайд)

Чтение отрывка о полёте в первый день цепочкой по предложениям.

— Как проходил полёт?

— Прочитайте, какая картина возникла перед лягушкой? (На доске появляются слова: поля, леса, горы, над которыми летит стадо.) (слайд)

— Пронаблюдайте настроение лягушки.

— Чем закончился полёт в первый день? (Вечером «компания» остановилась в болоте.)

— Какое новое название подобрал автор для наших героев?

Чтение отрывка о полёте во второй день. ( Рисунок- утки с лягушками снова в воздухе. Но птицы летят ниже.) (слайд)

-Как изменилась картина земли сверху? Почему? (На схеме появляются новые слова: сжатые поля, пожелтевшие леса, деревни, полные хлеба в скирдах.) (слайд)

Полёт в третий день. Рисунок — утки с лягушкой значительно ниже. (На схеме слова: деревня, дети, взрослые.) (слайд)

-Как меняется картина, за которой наблюдает лягушка с воздуха? От чего это зависит?

-Что происходит дальше?

Чтение по ролям подготовленными учениками. (Рисунок — лягушка оказалась в грязном пруду.) (слайд)

— Куда упала лягушка?

-Почему это произошло?

-Какое качество характера её подвело?

-Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев похожа лягушка?

-Что общего между вороной и лягушкой?

-Как сказано об этом в пословицах?

Хвастовство само себя наказывает.

Высоко взлетишь да низко упадёшь.

-Чем же закончилось путешествие лягушки? Достигла ли она своей цели? Почему?

-Какая мечта осталась у нашей героини? (Птицы вернутся за ней.)

 Обобщение. Обратите внимание на нашу схему. Как начался и чем закончился полёт лягушки? (слайд)

5) Составление рассказа о лягушке. (слайд)

-Как выглядит в начале сказки? ( Большая, толстая, коричневато – зеленого цвета).

Опишите позу. (Расслабленная, довольная, мордочку выставила навстречу каплям дождя).

Далее в тексте отмечаются отрывки, соответствующие описанию лягушки в разные моменты:

  • испуг лягушки;
  • любопытство взяло верх;
  • сияющая мордочка, когда нашла способ передвижения;
  • страх в полете;
  • выдержка во время полета;
  • забыта осторожность;
  • быстрое ориентирование на новом месте, находчивость.

— Ваше отношение к лягушке?

-Какая она?

(Боязливая, осторожная, любознательная, вежливая, несдержанная, ее волнует мнение окружающих, решительная, отважная, умная, храбрая, любопытная, хвастливая, хитрая, честолюбивая, врунья, изобретательная, сообразительная, смелая, находчивая, неунывающая, жизнерадостная…)

-А как автор относится к ней? (Отношение автора к лягушке очень сложное: он и любуется ею, и жалеет ее, и по-доброму смеется над ней. )

4. Итог урока.

Мы перечитали с вами произведение.

-Подумайте и оцените себя снова. Выскажите свои мысли, закончите предложения. (слайд)

  • Я очень хорошо знаю содержание сказки…
  • Содержание сказки знаю поверхностно…
  • Текст мне непонятен…

Домашнее задание по выбору.(слайд)

  • Перечитайте сказку и придумайте своё продолжение. Как бы вы её закончили?
  • Перечитайте сказку и сделайте к ней рисунок.

  • План к сказке двенадцать месяцев
  • План к сказке заколдованное место гоголь
  • План к сказке барсучий нос 3 класс литературное чтение
  • План к рассказу храбрый утенок 2 класс литературное чтение составить
  • План к рассказу храбрый персей