План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме

Урок литературы в 5 классе тема урока: в.а.жуковский. волшебная сказка спящая царевна цели урока:1 организовать деятельность учащихся по активизации и

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
      
Тема урока: В.А.Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна»

 Цели урока:
1) организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знаний учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала;

    организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»;

    учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль;

    учить определять тему и жанр произведения;

    совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства;
    создать условия для исследовательской деятельности уч-ся; 
    способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования;
    побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; 

2) развивать творческое воображение; расширять словарный запас 
     учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию 
    коммуникативных умений и навыков;

3) воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

4) заботиться о здоровье учащихся
       
Ход урока:

 І. Организационный этап 

          Учитель: —  Учебник на столе у вас?
                              А ручки и тетрадки?
                              Тогда урок начнём сейчас,
                              Раз всё у вас в порядке.
                              Будьте внимательны, 
                              Послушны, наблюдательны.
                              Чтобы литературные тайны познавать,
                              Нужно всё серьёзно изучать.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

— Сегодня в конце урока лучшие чтецы, активные и внимательные
 ученики будут награждены медалями “Читай-ка”. 
— Итак, вспомним изученное.
У вас карточки, на которых задание: 
— Назвать жанры произведений В.А.Жуковского 

III. Этап подготовки к восприятию нового материала 

Учитель: Какова же тема нашего урока? 
— С большим, известным поэтом продолжим работу на уроке.

Это В.А.Жуковский. Роль В.А.Жуковского в литературе велика. 

1. Актуализация знаний

— Что же вы знаете о В.А.Жуковском?

 Параллельно с рассказом детей учитель показывает портреты В.А.Жуковского. 


— С какими произведениями уже знакомы? Посмотрите на обложки книг с произведениями В.А.Жуковского. Среди этих произведений есть одно, которое мы с вами ещё не изучали. Это сказка «Спящая царевна». 

IV. Этап сообщения темы и целей урока

1. Постановка проблемы
— Итак, наш основной проблемный вопрос таков: 
— Действительно ли данное произведение В.А.Жуковского «Спящая красавица» — сказка?
 — В чём отличие сказки В.А. Жуковского от народной сказки?

— На сегодняшнем уроке мы попытаемся решить этот вопрос. Постараемся увидеть особенности, присущие именно этому произведению.

2. Вступительная беседа

Учитель: Как известно, «Спящая царевна» появилась в результате дружеского соревнования с А.С.Пушкиным в том, кто лучше обработает народную сказку. 
 Источником сказки «Спящая царевна» послужили литературные обработки немецких и французских сказок («Шиповник» братьев Гримм, «Красавица, спящая в лесу» Ш.Перро). Жуковский объединил эти оба варианта сказок и переложил их в стихах размером, очень близким к пушкинским сказкам «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и о семи богатырях».

V. Этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного

 1. Слушание  произведения в исполнении В.Бохона (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс») -10 – 12 мин. 
— Дома вы самостоятельно читали произведение. Послушайте ещё раз.
— Похоже ли данное произведение на какие-либо другие? На пушкинские 
сказки?
— Какое настроение вызвало у вас прочитанное произведение? Взволновало 
вас?
— Понравилось ли вам? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
 -Какова основная мысль прослеживается в сказке?

2.Словарная работа 
 — Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
 — Что означает выражение «Сном пресекся разговор»? (Найти в тексте, чей же разговор.)

VI. Этап закрепления изученного материала

 1.Чтение-сканирование (за 20-30 с уч-ся «пробегают» глазами текст в поисках важной информации
— Стр. 70-71
— Стр. 71-72  (-Вот, глядит, отворена…). 

2.Чтение «буксир» (хорошо читающий ученик читает вслух, остальные следят; уч-к останавливается – остальные показывают слово, где остановился.)

3.Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки

— Определите жанр произведения.
— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
 — Поскольку создавалась «Спящая царевна» как соревнование с А.С.Пушкиным на лучшую обработку народной сказки, то важно сопоставить эту сказку с русскими народными: есть ли в сказке Жуковского зачин, присказка, концовка, повторы? Что сближает ее с народными и что отличает от народных сказок?

 (

Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…»)

— Что отличает «Спящую царевну» от них?
 (

Отличие — в сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне. Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор. В сказке присутствует авторская позиция, особый язык сказок (поэтичный, много сравнений, особый ритм и рифма.)
— Какие сказочные и реальнее картины изображает автор?

4.Работа над содержанием, выделение выразительных средств. 
— Работа над содержанием:
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? (Докажите текстом)
 — Можно ли сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти? Почему?
 — Кто пробудил царевну от волшебного сна?
 — Расскажите о героях сказки.
 — Рассмотрите репродукцию картины В.М.Васнецова «Спящая царевна». Можно ли считать эту картину иллюстрацией к сказке В.А.Жуковского? Свой ответ обоснуйте. 
— В.А.Жуковский сравнивает красоту царевны с «майским цветком». Почему? 
— Какие сравнения употребили бы вы, рисуя портрет царевны? 
— Сколько лет было царевне, когда она уснула? (15)
— Сколько было лет царевне, когда она проснулась? (315)
— Какой царевну увидел принц? ( Как дитя, лежит она./ Распалилась ото сна./ Молод цвет её ланит./…) 
— Найдите строки пробуждения царевны?
— Каким изображает автор царя Матвея? Найдите в тексте эпитеты.
— Выберите из ряда эпитетов, употребленных В.А.Жуковским, постоянные эпитеты, традиционные для народных сказок: добрый царь, разумный царь, знатный пир, веселый пир, гостья жданная, пряжа тонкая, мухи сонные, гробовая тишина, дикий бор, дремучий лес, пышны гривы, детина удался, сон глубокий, сон волшебный, губки алые, руки белые, кудри черные. 
— По рифмам восстановите текст концовки сказки Жуковского.
— Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе …;
По усам вино бежало.
В рот же капли не …

                                         Физминутка

  «Считалочка»

  Раз, два, три, четыре, пять!

  Ох как весело играть!

  Руки вверх подними,

  На пальчики посмотри,

  Шире руки разведи!

  А потом их опусти!

Учитель: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ох как весело играть» — легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох.

5. Конкурс чтецов 

1.Чтение уч-ся понравившегося отрывка.

Гимнастика для глаз
«Маска, ты кто?» — учитель предлагает изобразить лица героев сказки в образе животных (с какими они их соотносят).

VII. Этап обобщения и систематизации знаний 

— Какие сказки тематически близки сказке В.А. Жуковского? Кто их авторы?
Что объединяет их?
— Действительно, сюжет о спящей царевне использовали многие сказочники: Ш.Перро, В.А.Жуковский, А.С.Пушкин. 

VIII. Этап контроля, самоконтроля 

 Исследовательская работа в группах

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого отводится 3 – 5 минут.

Задание для 1-й группы: Найти в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
      (
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит…»)
       Задание для 2-й группы: Найти в тексте сказки книжные, литературные выражения (не встречаются в народной речи).
       (
«Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не удержал…»)

Задание для 3-й группы: Разложите понятия в виде цепочки-связи: авторская литературная сказка, запись сказки, прослушивание народной сказки, обработка сказки. (

Прослушивание народной сказки – запись сказки – обработка сказки – авторская литературная сказка).

IX. Этап информации о домашнем задании 

1.Выразительное чтение сказки.
2. Характеристика главных героев с цитатами из текста.
3. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка). 
— Выберите одно из заданий на выбор.

X. Этап подведения итогов урока 

Учитель:
 — Давайте подведем итог. Как звучит проблемный вопрос урока? 
— Действительно ли произведение В.А.Жуковского «Спящая царевна» — сказка?
— В чём же отличие сказки В.А.Жуковского от народной сказки? Как называются типичные, схожие сюжеты?
— Как вы считаете, с какой целью В.А.Жуковский создал ещё одну сказку о спящей царевне?
— Чему учит эта сказка? Какую пользу можем извлечь из сказки?

XI. Этап рефлексии

Учитель:- Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке? 
— Ребята, мне понравилась ваша работоспособность сегодня. И вот какой вывод в связи с этим я сделала: 
Вы учитесь упорно, 
Стараясь двигаться вперёд!
Вы очень любознательный,
Школьники, народ!

— В.А.Жуковский, присутствуя на нашем уроке, думаю, так бы сказал: 

Вы сказку заново открыли,
И вот плоды работы той:
Вы скрытый смысл легко раскрыли —
Себе открылись вы, бог мой!
Вы каждый образ изучили,
Заданья на дом получили…
Спасибо вам! Чего же боле?
Что я смогу еще сказать? 

Поощрение уч-ся медальками “Читай-ка”.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме

Задания по литературе для 5 класса Как написать, составить план к сказке «Спящая царевна» Жуковского?

5 ответов:

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме



3



0

Напишем план для пересказа сказки Жуковского «Спящая царевна»:

  1. Царь Матвей и царица не имеют детей
  2. Рак предсказывает царице рождение дочери
  3. Рождается молодая царевна
  4. Матвей устраивает пир, но не приглашает злую чарадейку
  5. Злая чародейка приходит сама и обещает смерть молодой царице от веретена
  6. Последняя чародейка поправляет смерть на сон
  7. Через 16 лет царевна все-таки уколола себе палец
  8. Весь двор, все люди, животные и даже огонь засыпают
  9. Бор из терновника окружает дворец
  10. Никто не может пробиться к спящему царству
  11. Проходит триста лет и царский сын находит бор
  12. Он идет вперед и бор пропускает его
  13. Царский сын видит царевну, влюбляется и целует ее
  14. Царевна просыпается, а вместе с ней и все остальные
  15. Играют свадьбу.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме



2



0

План к сказке «Спящая царевна» Жуковский с цитатами из текста

1 Пророчество рака

2 Одиннадцать чародеек на пиру. Роковая ошибка царя

3 Подарки чародеек

4 Царь издает указ. Забытое предсказание

5 Злая ведьма исполнила свою угрозу

6 Прошло 300 лет

7 Любопытный царевич

8 Уснувшее царство

9 Царевич находит царевну

10 Поцелуй разбудил царевну и царство. Чары злой чародейки разрушены

11 Свадьба. счастливый конец.

1

sSdRCXwD9YtW82vErBoa37QJYVCatIY.png

2

YYo4iLWno8NbwYNMsUyPncfJEzJssPJ.png

3

eUsfGrqToSWHPA7jyeJCJR7AALNqMr.png

4

eVyiUtYqn5JzSzKlGbPbxVFfwzh3dwz.png

5

zCdnwjDuEw4HAJXMZ6Tx8G7KVJO5ZRKQ.png

6

6UptLhPAQCly220lGVgRQnfpUKq9C5n.png

7

iE2Lq5sbpO44LSft4mWLBylvcvJ8SV.png

8

m5GRl3JssWgC6BkRWBrKPoWABgdznM8.png

9

9NVPOnM1r3DOOvvEwyWkODDodbXvWLIu.png

10

6tIyFbehiRGegLWxJo4ByG1MrKBzKBT.png

11

tBEuMahJlj9nHDE963ShJkWYDyV1lD.png

Сказка Жуковского по сюжету очень схожа со сказкой «Спящая царевна». Писатели поэты того времени часто излагали в стихотворной форме сказки заграничных авторов.

У Пушкина есть цикл стихотворных произведений по мотивам зарубежных литературных сюжетов. Жуковский решил посоперничать с Пушкиным и написал свою сказку. Русский вариант чуть короче оригинальной французской сказки.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме



2



0

Сказка «Спящая царевна» Жуковского выполнена чуть ли не в пародийной форме, но читается легко и весело. Сюжет для сказки взят классический, но образы героев выполнены Жуковским в его оригинальной манере.

План сказки:

  1. Знакомство с героями
  2. Встреча царицы с раком.
  3. Рождение дочери-царевны
  4. Царь Матвей готовит пир и приглашает одиннадцать чародеек
  5. Появляется двенадцатая злая чародейка и произносит дурное предсказание
  6. Последняя чародейка смягчает предсказание
  7. Царь запрещает сеять лен и использовать веретено
  8. Царевна накануне шестнадцатилетия находит странную каморку
  9. Царевна уколола палец и все погрузилось в сон
  10. Дворец окружает дикий бор
  11. Проходит 300 лет и к бору подъезжает царский сын
  12. Бор расступается перед ним
  13. Царский сын входит во дворец видит спящую царевну и целует ее
  14. Все просыпаются и играют свадьбу.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме



2



0

План к сказке Жуковского можно написать в форме вопросов и повествовательных предложений. Я выбрала второй вариант.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме

**

План к сказке:

1). Жизнь Царя Матвея и царицы.

2). Встреча бездетной царицы с волшебным раком.

3). Предсказание рака.

4). Рождение прекрасной дочери.

5). Счастливый царь устраивает пир.

6). Дары чародеек.

7). Появление злой старухи во дворце. Проклятие.

8). 16-летняя молодая царевна встречает старую женщину.

9). Пророчество сбывается. Укол руки веретеном.

10). Город погружается в сон.

11). Появление в царстве молодого царевича.

12). Поцелуй царевича. Пробуждение спящей царевны и всего царства ото сна.

13). Свадьба, любовь и, конечно, пир.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме



0



0

план к сказке «Спящая царевна» Жуковского.

1) Кто герои сказки?

2) Встреча с раком.

3) Предсказание.

4) Рождение царевны.

5) Пир Матвея, чародейка не приглашена.

6) Злое предсказание.

7) Укол пальца.

8) Сон.

9) Местоположение дворца.

10) Появление царского сына спустя 300 лет.

11) Пропуск бора к царевне.

12) Поцелуй.

13) Свадьба.

Читайте также

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме

В своей балладе «Кубок» Жуковский рассказывает историю гибели юного пажа, который проявил чудеса храбрости, но почему-то этим рассердил царя, ведь ничем иначе нельзя объяснить повторный приказ достать кубок со дня моря, отданный царем.

Вот я уже и перечислила двух основных героев баллады.

  1. Паж, юный и храбрый, смело бросается в бушующие волны чтобы достать брошенный царем кубок, с божье помощью невредимым возвращается с кубком, но вынужденный вновь прыгнуть вниз, без надежды на возвращение.
  2. Царь, пьяный сумасброд, который жестоко потешается над храбростью пажа и фактически отправляет его на смерть
  3. Принцесса, заступается за пажа, но не может переубедить отца.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение — кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме

«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.

Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.

Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.

Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.

Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме

Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.

Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.

Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.

Исторически картина конечно написана неверно.

План к сказке спящая царевна 5 класс жуковский в стихотворной форме

Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.

Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.

Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.

Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.

Литература

5 класс

Урок № 11

Жуковский В. А. «Спящая царевна»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Жизнь творчество В. А. Жуковского.
  2. Особенности сюжета сказки «Спящая царевна».
  3. Сходство и различие сюжета и героев сказки Жуковского и народной сказки.

Тезаурус

Литературная сказка – это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки.

Веретено – приспособление для прядения, стержень для навивания пряжи.

Хорунжий – офицерский чин, равный подпоручику, а также лицо, носящее этот чин.

Терновник – вид колючего кустарника.

Ланиты (устар.) – щёки.

Чело (устар.) – лоб.

Очи (устар.) – глаза.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019 – 307 с.

Дополнительная литература:

  1. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
  2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
  3. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
  4. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
  5. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279
  6. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
  7. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

  1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
  2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
  3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
  5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
  6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
  7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Василий Жуковский – русский поэт, переводчик и критик. Поэт родился 9 февраля 1783 года в Тульской губернии.

В течение жизни Жуковским было написано семь сказок, в основе которых как европейские, так и русские народные сюжеты.

А началось всё в Царском Селе в 1831 году. Именно там Василий Жуковский и его близкий друг Александр Пушкин вступили в поэтическое состязание: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Василий Андреевич тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Александр Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Именно в первой трети 19 века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских.

Сказка Жуковского «Спящая царевна» написана почти тем же стихом, что и пушкинские сказки «О мёртвой царевне…», «О золотом петушке». Жуковский использовал сюжеты немецкой народной сказки «Белоснежка» из сборника братьев Гримм и сказки Шарля Перро «Спящая красавица».

Для Жуковского, как для переводчика, и как для оригинального автора характерна манера «облагораживания» фольклорного материала: усложняя традиционные сюжеты народных сказок, поэт расширяет круг чудесных превращений героев, вводит пейзажи, описания, эмоционально насыщенные сцены.

Жуковский пересказывает сюжет Шарля Перро, почти от него не отклоняясь. Рождается девочка, и царь приглашает одиннадцать фей, а двенадцатую, злую и сварливую, не зовёт. Обиженная чародейка предсказывает, что девочка уколется веретеном и умрёт. Вот, что она говорит:

На шестнадцатом году

Повстречаешь ты беду;

В этом возрасте своём

Руку ты веретеном

Оцарапаешь, мой свет,

И умрёшь во цвете лет!

Смысл предсказания в том, что она проживёт счастливое детство, но взрослой жизни у неё не будет.

Девочке исполняется 16 лет, и предсказание сбывается: но с небольшим изменением. Уколов руку веретеном, царевна не умирает, а засыпает на 300 лет, а вместе с ней и весь дворец.

Автор рисует картины спящего красочного мира.

Повар спит перед огнём;

И огонь, объятый сном,

Не пылает, не горит,

Сонным пламенем стоит;

И не тронется над ним,

Свившись клубом, сонный дым;

В назначенный час появляется принц, который должен расколдовать девушку. У Жуковского он это делает посредством поцелуя. Он её целует, восхищённый её красотой, она оживает, и все просыпаются.

Помня об условиях состязания с Пушкиным, Жуковский стремился придать сказке народный характер. Так, феи из сказки Шарля Перро становятся чародейками, король – царём, принцесса – царевной.

В народном духе выдержан зачин:

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей…

Зачину соответствуют и сказочные формулы: нет как нет; что ни в сказке рассказать, ни пером не описать; жить да поживать.

Концовка сюжета также является стихотворным переложением традиционной фольклорной формулы:

Свадьба, пир, и я там был

И вино на свадьбе пил;

По усам вино бежало,

В рот же капли не попало.

Но, наряду с народными, мы встречаем в сказке и книжные, литературные выражения («Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины» и пр.)

Таким образом, мы видим, что в сказочный сюжет Василий Жуковский вносит оригинальные описания героев, обстановки, пейзажей.

Ну и не стоит забывать, что сказка Жуковского заканчивается традиционным свадебным пиром, у Шарля Перро после женитьбы главных героев следовала долгая история про противостояние молодой жены и свекрови.

Таким образом, сюжет французской сказки приобретает черты, придающие ей сходство с русской народной.

Теоретический материал для углубленного изучения

В первой трети XIX века в русскую литературу приходит жанр литературной сказки. Это авторское произведение в прозе или стихах, опирающееся на сюжет и образы фольклорной сказки. Литературная сказка уходит своими корнями в сказку народную; фольклорные сказочные повествования часто являлись источниками авторских. В. А. Жуковский внес в эту часть русской литературы огромный вклад.

«…Перед другими нашими поэтами Жуковский то же, что ювелир перед прочими мастерами, то есть мастер, занимающийся последнею отделкой дела. Не его дело добыть в горах алмаз – его дело оправить этот алмаз таким образом, чтобы он заиграл всем своим блеском и выказал бы вполне своё достоинство всём. Появленье такого поэта могло произойти только среди русского народа, в котором так силен гений восприимчивости, данный ему, может быть, на то, чтобы оправить в лучшую оправу всё, что не оценено, не возделано и пренебрежено другими народами». (Н. В. Гоголь, из статьи «В чём же, наконец, существо русской поэзии, и в чём её особенность», 1845 г.)

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Задание: выберите несколько сказок, ставших основой для сказки В. Жуковского «Спящая царевна»

Варианты ответов:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица», Шарль Перро

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

«Золушка», Шарль Перро

Задание опирается на сюжет изученной сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» и на читательский опыт пятиклассников. Ознакомившись с вариантами ответов, обучающийся вспоминает основную сюжетную канву перечисленных сказок. Совпадение сюжетов со сказкой Жуковского наблюдается в двух сказках. Об этом факте говорилось и в объясняющей части урока. Таким образом, обучающийся выбирает правильные варианты:

«Белоснежка» из сборника сказок братьев Гримм

«Спящая красавица» Шарль Перро

Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное

Задание: восстановите последовательность событий в сказке

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий верётена и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

Задание опирается на сюжет изученной сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна». Обучающийся вспоминает последовательность событий в сказке от предсказания о рождения царевны до счастливого финала и выстраивает следующую последовательность:

Рак предсказывает царице рождение дочери

Старая чародейка предсказывает смерть царевне от укола веретена

Царь издает указ, запрещающий веретёна и прялки

Принц узнает от старика легенду о спящей царевне

Принц будит царевну поцелуем

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися.

Данный урок является уроком внеклассного чтения. В основе урока не только работа с текстом, но и с иллюстрациями к сказке, которые создали сами учащиеся. Важным аспектом является нра.

Презентация, план-конспект урока чтения «Сказка «Весенняя песня» Г.Скребицкого».

Источник

Спящая царевна краткое содержание

Сказка «Спящая царевна» Жуковского была написана в 1831 году. В основу сюжета произведения легли две народные сказки: французская «Красавица, спящая в лесу» в обработке Шарля Перро и немецкая «Царевна-шиповник» в обработке братьев Гримм. Для лучше подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Спящая царевна» на нашем сайте. Пересказ пригодится и при работе над читательским дневником.

Главные герои Царь Матвей – добродушный, веселый, беззаботный и легкомысленный государь. Царица – супруга царя Матвея, добрая и любящая женщина. Царевна – юная красавица, любопытная и неосторожная. Царевич – настойчивый, решительный юноша, освободивший царевну от страшного заклятья. Другие персонажи Одиннадцать чародеек – добрые волшебницы, наделившие царевну самыми лучшими качествами. Старая чародейка – злая, привередливая старуха, ведьма, которая из мести заколдовала царевну. Краткое содержание

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья, и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила».

Девочка родилась такой хорошенькой, что невозможно было описать словами. На радостях царь Матвей устроил богатый пир, куда пригласил всех знатных особ своего царства. Кроме того, на торжество были приглашены одиннадцать чародеек, но «двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал». Разумный царь Матвей поступил так не специально. У него было всего двенадцать драгоценных блюд. Когда же стали готовиться к пиру, выяснилось, что одно блюдо было кем-то украдено. Царю пришлось выбрать одну чародейку, которой нужно было отказать в приглашении, и ее оказалась старая злая ведьма. На пиру приглашенные чародейки «Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить». Они наградили новорожденную царевну красотой, тихим, благонравным нравом, долгой и счастливой жизнью в окружении любящих людей. Все десять чародеек произнесли свои пожелания. Последняя из них, одиннадцатая, не успела и слова молвить, как во дворце появилась старая ведьма. Она была очень обижена на царя Матвея за то, что не пригласил ее на пир. Желая ему побольнее отомстить, старуха прокляла царевну, напророчив ей смерть от веретена «на шестнадцатом году». Однако последняя чародейка смогла смягчить страшное наказание – «Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет».

Опечаленный царь Матвей отдал приказ – запретить во всем царстве-государстве сеять лен и прясть пряжу, а все веретена уничтожить. Годы пролетели очень быстро, и, когда царевне минуло пятнадцать лет, она решила осмотреть дворец.

Девушка взобралась по винтовой лестнице в высокую башню, и у видела там старушку, которая пряла пряжу. Женщина «молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей». В тот же миг царевна погрузилась в глубокий сон, а вместе с ней и все обитатели дворца: царь с царицей, их верные слуги, стражники, и даже лошади, собаки и мухи. Спустя время «покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути».

Местные жители стали избегать дремучий, темный лес. Туда не забегали звери и не залетали птицы, а даже ветер не гнал в ту сторону легкие облака. Очень быстро все позабыли о дворце, но в народе сохранилось предание о спящей царевне, которую способен разбудить лишь поцелуй любящего юноши. За все триста лет было много смельчаков, желавших разбудить прекрасную царевну. Они «Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто».

Как-то раз в тех краях охотился царский сын. Он узнал о старинном предании и решил непременно отыскать красавицу-царевну. Едва царевич подошел к зарослях возле замка, как те сами расступились перед ним. Оказавшись во дворце, он увидел принцессу, которая была так прекрасна, что царевич никак не мог на нее наглядеться. Он «души не удержал И ее поцеловал».

Царевна проснулась, а вслед за ней пробудился от долго сна и весь дворец – «словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен». Родители были очень рады видеть свою дочь живой и невредимой. Они дали согласие царевичу, и вскоре в замке играла шумная пышная свадьба прекрасной царевны и царевича.

Заключение Рассказ Жуковского о прекрасной спящей царевне учит не терять надежду и всегда верить в лучшее. Но вместе с тем не стоит забывать о том, что за все свои поступки нужно держать ответ. После ознакомления с кратким пересказом «Спящая царевна» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Спящая царевна

Жил-был добрый царь Матвей; Жил с царицею своей Он в согласье много лет; А детей все нет как нет. Раз царица на лугу, На зеленом берегу Ручейка была одна; Горько плакала она. Вдруг, глядит, ползет к ней рак; Он сказал царице так: «Мне тебя, царица, жаль; Но забудь свою печаль; Понесешь ты в эту ночь: У тебя родится дочь». «Благодарствуй, добрый рак; Не ждала тебя никак…» Но уж рак уполз в ручей, Не слыхав ее речей. Он, конечно, был пророк; Что сказал — сбылося в срок: Дочь царица родила. Дочь прекрасна так была, Что ни в сказке рассказать, Ни пером не описать. Вот царем Матвеем пир Знатный дан на целый мир; И на пир веселый тот Царь одиннадцать зовет Чародеек молодых; Было ж всех двенадцать их; Но двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал. Отчего ж так оплошал Наш разумный царь Матвей? Было то обидно ей. Так, но есть причина тут: У царя двенадцать блюд Драгоценных, золотых Было в царских кладовых; Приготовили обед; А двенадцатого нет (Кем украдено оно, Знать об этом не дано). «Что ж тут делать? — царь сказал. — Так и быть!» И не послал Он на пир старухи звать. Собралися пировать Гости, званные царем; Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить: «Будешь в золоте ходить; Будешь чудо красоты; Будешь всем на радость ты Благонравна и тиха; Дам красавца жениха Я тебе, мое дитя; Жизнь твоя пройдет шутя Меж знакомых и родных…» Словом, десять молодых Чародеек, одарив Так дитя наперерыв, Удалились; в свой черед И последняя идет; Но еще она сказать Не успела слова — глядь! А незваная стоит Над царевной и ворчит: «На пиру я не была, Но подарок принесла: На шестнадцатом году Повстречаешь ты беду; В этом возрасте своем Руку ты веретеном Оцарапаешь, мой свет, И умрешь во цвете лет!» Проворчавши так, тотчас Ведьма скрылася из глаз; Но оставшаяся там Речь домолвила: «Не дам Без пути ругаться ей Над царевною моей; Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет; Будет долго в свете жить; Будут внуки веселить Вместе с нею мать, отца До земного их конца». Скрылась гостья. Царь грустит; Он не ест, не пьет, не спит: Как от смерти дочь спасти? И, беду чтоб отвести, Он дает такой указ: «Запрещается от нас В нашем царстве сеять лен, Прясть, сучить, чтоб веретен Духу не было в домах; Чтоб скорей как можно прях Всех из царства выслать вон». Царь, издав такой закон, Начал пить, и есть, и спать, Начал жить да поживать, Как дотоле, без забот. Дни проходят; дочь растет; Расцвела, как майский цвет; Вот уж ей пятнадцать лет… Что-то, что-то будет с ней! Раз с царицею своей Царь отправился гулять; Но с собой царевну взять Не случилось им; она Вдруг соскучилась одна В душной горнице сидеть И на свет в окно глядеть. «Дай, — сказала наконец, — Осмотрю я наш дворец». По дворцу она пошла: Пышных комнат нет числа; Всем любуется она; Вот, глядит, отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Всходит вверх и видит — там Старушоночка сидит; Гребень под носом торчит; Старушоночка прядет И за пряжею поет: «Веретенце, не ленись; Пряжа тонкая, не рвись; Скоро будет в добрый час Гостья жданная у нас». Гостья жданная вошла; Пряха молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей… Все исчезло из очей; На нее находит сон; Вместе с ней объемлет он Весь огромный царский дом; Все утихнуло кругом; Возвращаясь во дворец, На крыльце ее отец Пошатнулся, и зевнул, И с царицею заснул; Свита вся за ними спит; Стража царская стоит Под ружьем в глубоком сне, И на спящем спит коне Перед ней хорунжий сам; Неподвижно по стенам Мухи сонные сидят; У ворот собаки спят; В стойлах, головы склонив, Пышны гривы опустив, Кони корму не едят, Кони сном глубоким спят; Повар спит перед огнем; И огонь, объятый сном, Не пылает, не горит, Сонным пламенем стоит; И не тронется над ним, Свившись клубом, сонный дым; И окрестность со дворцом Вся объята мертвым сном; И покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути: Долго, долго не найти Никому туда следа — И приблизиться беда! Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит, Даже облака небес На дремучий, темный лес Не навеет ветерок. Вот уж полный век протек; Словно не жил царь Матвей — Так из памяти людей Он изгладился давно; Знали только то одно, Что средь бора дом стоит, Что царевна в доме спит, Что проспать ей триста лет, Что теперь к ней следу нет. Много было смельчаков (По сказанью стариков), В лес брались они сходить, Чтоб царевну разбудить; Даже бились об заклад И ходили — но назад Не пришел никто. С тех пор В неприступный, страшный бор Ни старик, ни молодой За царевной ни ногой. Время ж все текло, текло; Вот и триста лет прошло. Что ж случилося? В один День весенний царский сын, Забавляясь ловлей, там По долинам, по полям С свитой ловчих разъезжал. Вот от свиты он отстал; И у бора вдруг один Очутился царский сын. Бор, он видит, темен, дик. С ним встречается старик. С стариком он в разговор: «Расскажи про этот бор Мне, старинушка честной!» Покачавши головой, Все старик тут рассказал, Что от дедов он слыхал О чудесном боре том: Как богатый царский дом В нем давным-давно стоит, Как царевна в доме спит, Как ее чудесен сон, Как три века длится он, Как во сне царевна ждет, Что спаситель к ней придет; Как опасны в лес пути, Как пыталася дойти До царевны молодежь, Как со всяким то ж да то ж Приключалось: попадал В лес, да там и погибал. Был детина удалой Царский сын; от сказки той Вспыхнул он, как от огня; Шпоры втиснул он в коня; Прянул конь от острых шпор И стрелой помчался в бор, И в одно мгновенье там. Что ж явилося очам Сына царского? Забор, Ограждавший темный бор, Не терновник уж густой, Но кустарник молодой; Блещут розы по кустам; Перед витязем он сам Расступился, как живой; В лес въезжает витязь мой: Всё свежо, красно пред ним; По цветочкам молодым Пляшут, блещут мотыльки; Светлой змейкой ручейки Вьются, пенятся, журчат; Птицы прыгают, шумят В густоте ветвей живых; Лес душист, прохладен, тих, И ничто не страшно в нем. Едет гладким он путем Час, другой; вот наконец Перед ним стоит дворец, Зданье — чудо старины; Ворота отворены; В ворота въезжает он; На дворе встречает он Тьму людей, и каждый спит: Тот как вкопанный сидит; Тот не двигаясь идет; Тот стоит, раскрывши рот, Сном пресекся разговор, И в устах молчит с тех пор Недоконченная речь; Тот, вздремав, когда-то лечь Собрался, но не успел: Сон волшебный овладел Прежде сна простого им; И, три века недвижим, Не стоит он, не лежит И, упасть готовый, спит. Изумлен и поражен Царский сын. Проходит он Между сонными к дворцу; Приближается к крыльцу: По широким ступеням Хочет вверх идти; но там На ступенях царь лежит И с царицей вместе спит. Путь наверх загорожен. «Как же быть? — подумал он. — Где пробраться во дворец?» Но решился наконец, И, молитву сотворя, Он шагнул через царя. Весь дворец обходит он; Пышно все, но всюду сон, Гробовая тишина. Вдруг глядит: отворена Дверь в покой; в покое том Вьется лестница винтом Вкруг столба; по ступеням Он взошел. И что же там? Вся душа его кипит, Перед ним царевна спит. Как дитя, лежит она, Распылалася от сна; Молод цвет ее ланит, Меж ресницами блестит Пламя сонное очей; Ночи темныя темней, Заплетенные косой Кудри черной полосой Обвились кругом чела; Грудь как свежий снег бела; На воздушный, тонкий стан Брошен легкий сарафан; Губки алые горят; Руки белые лежат На трепещущих грудях; Сжаты в легких сапожках Ножки — чудо красотой. Видом прелести такой Отуманен, распален, Неподвижно смотрит он; Неподвижно спит она. Что ж разрушит силу сна? Вот, чтоб душу насладить, Чтоб хоть мало утолить Жадность пламенных очей, На колени ставши, к ней Он приблизился лицом: Распалительным огнем Жарко рдеющих ланит И дыханьем уст облит, Он души не удержал И ее поцеловал. Вмиг проснулася она; И за нею вмиг от сна Поднялося все кругом: Царь, царица, царский дом; Снова говор, крик, возня; Все как было; словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен. Царь на лестницу идет; Нагулявшися, ведет Он царицу в их покой; Сзади свита вся толпой; Стражи ружьями стучат; Мухи стаями летят; Приворотный лает пес; На конюшне свой овес Доедает добрый конь; Повар дует на огонь, И, треща, огонь горит, И струею дым бежит; Всё бывалое — один Небывалый царский сын. Он с царевной наконец Сходит сверху; мать, отец Принялись их обнимать. Что ж осталось досказать? Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало.

Сегодня
на уроке мы:

·    
поговорим
о сказках известного русского поэта Василия Андреевича Жуковского;

·    
рассмотрим
его сказку «Спящая царевна».

И
опять помогут нам подруги Таня и Марина.

Марина
пришла к Тане и увидела, что та ищет на полке книгу. 


Что ты ищешь? – спросила она подругу.


Выбираю, что почитать младшей сестрёнке, – ответила Таня. – Где-то здесь были
сказки Жуковского…


Разве Жуковский писал сказки? – удивилась Марина. – Я думала, что он писал
стихи и баллады для взрослых.


У Жуковского, конечно, больше написано для взрослых, – согласилась Таня, – но и
детей он не обидел.

Василий
Андреевич Жуковский, поэт-романтик, больше известен своими элегиями и
балладами. Его знала и любила вся Россия. Его стихами зачитывались, их
переписывали от руки, их учили наизусть. В любой семье обязательно были книги
стихов Жуковского.

Но
и для детей в поэтическом таланте Жуковского хватало места. Он с любовью
посвящал свои стихи малышам:

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;

А козлик седою
Трясёт бородою.

Для
детей писал Жуковский и сказки. Он создал такие стихотворные и прозаические
сказки, как «Кот в сапогах»,
«Сказка об
Иване-царевиче и Сером Волке»
, «Спящая
царевна»
, «Три пояса»,
«Тюльпанное
дерево»
, «Война мышей и
лягушек»
.

Часть
этих сказок является переработкой европейских сказок, другие – вполне самобытны
и имеют оригинальный сюжет.

Вот,
например, сказка «Кот в сапогах». Это переработка сказки Шарля Перро.
Произведение Жуковского написано «белыми стихами». Это значит, что у стихов нет
рифмы, но есть ритм, мелодия.

Победою
довольный, во дворец

Пошёл
он к королю и приказал,

Чтобы
о нем немедля доложили.

Велел
ввести Кота в свой кабинет

Король.

Сказка
«Тюльпанное дерево» − переработка уже сказки братьев Гримм, «Миндальное
дерево»
.

image001

Но
если в сказке немецких авторов основой является сказочный сюжет, то у Жуковского
сказка скорее становится притчей, призывающей к добру и милосердию. Бог хранит
чистые души, ничто не может смутить их покой:

Потом
все трое сели,
Усердно богу помолясь, за стол;
Но за столом никто не ел, и все
Молчали; и у всех на сердце было
Спокойно, как бывает всякий раз,
Когда оно почувствует живей
Присутствие невидимого бога.

Сказка
«Война мышей и
лягушек» является вольным переводом древнегреческой сатирической
поэмы. Уже в древности эта поэма была пародией на такие героические поэмы, как
«Илиада» и «Одиссея». Но Жуковский для своей сказки использовал ещё сюжеты
некоторых басен Дмитриева и Крылова.

image002

Было
прекрасное майское утро. Квакун двадесятый,
Царь знаменитой породы, властитель ближней

трясины,
Вышел из мокрой столицы своей, окруженный

блестящей
Свитой придворных.

«Сказка о царе
Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о
премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»

была написана во время литературного состязания Жуковского с Пушкиным.
Благодаря этому появилась сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» и три
сказки Жуковского: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и «Война мышей и
лягушек»
.

Сюжет
этой сказки Жуковского нельзя назвать новым, но он сильно переработан. В него
добавлены сюжеты из других сказок, эпизоды собственного сочинения, фольклорные
детали.

Сюжет
этой сказки взял за основу известный режиссёр-сказочник Александр Артурович
Роу
, снявший фильм-сказку «Варвара-краса, длинная коса».


Да, да! – воскликнула Марина. – Я хорошо помню этот фильм! Я и не знала, что он
снят по сказке Жуковского.


Я тоже не знала, – ответила Таня, – пока не прочла об этом в книге..
ага, вот она!


Какую же ты сказку выберешь для сестры? – спросила Марина.


«Спящая царевна», – ответила Таня, – Мне очень нравится эта сказка.

Сказка,
как как мы уже сказали, была написана для поэтического соревнования Жуковского
и Пушкина. Сюжет нам знаком: почти у всех народов есть сказки, где
заколдованную принцессу пробуждает от сна прекрасный принц.

И
почему-то во всех сказках роковым предметом является веретено. Почему именно
его определили на такую роль? Если предположить, что первым автором сказки – в
какой бы стране она ни появилась – была женщина, например, бабушка, то подобную
нелюбовь к веретену можно понять. Нить сучили пальцами рук, иногда кожа на них
протиралась до крови.

А
ещё в древнегреческой, древнескандинавских и других мифологиях богини судьбы
изображались именно в виде прях. Веретено – символ жизни и смерти,
неотвратимости судьбы.

image003

И
всё же у Жуковского сказка русская. Уже с первых строк он вводит читателя в
русские реалии: царь и царица, русские обороты речи, описание героев сказки:

Жил-был
добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.

***

Дочь
прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир.

И
так во всём: ведя параллель с европейской сказкой, Жуковский пишет сказку
русскую. Посмотрим, какими дарами в европейской сказке феи награждают маленькую
принцессу:

«Будет
прекраснее всех на свете, будет иметь нежное и доброе сердце, будет расти и
цвести всем на радость, научится превосходно танцевать, будет петь, как
соловей, будет играть одинаково искусно на всех музыкальных инструментах».

Это
идеал европейской принцессы.

А
вот подарок русских волшебниц:

Будешь
в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…

На
Руси благонравие и кротость почитались превыше всего. Именно эти качества и
дарят девочке с младенчества.

Предсказание
злой колдуньи и помощь доброй одинаковы: смерть, заменённая долгим, долгим
сном.

«Старуха
наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости,
сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт».

Руку
ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!

***

Принцесса
должна будет уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только
заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет.

Будет
то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдёт,
И царевна оживёт.

image004

И
царевна, и принцесса засыпают. Но описание того, как именно засыпают все
вокруг, сразу подсказывает – где происходят действия.

С
принцессой засыпают: придворные дамы и кавалеры, гувернантки,
горничные, дворецкие, повара, поварята, скороходы, солдаты дворцовой
стражи
, привратники, пажи и лакеи.

С
царевной заснули:


её отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам.

Это
из разного, а одинаково заснули кони, собаки, огонь и жаркое на нём.

Одинаково
заросли непроходимой чащей замок и дворец. Но если о замке забыли, то о дворце
не забывали. Все помнили, что царевна спит, и её можно разбудить.

Много
было смельчаков
(По сказанью стариков),
В лес брались они сходить,
Чтоб царевну разбудить.

В
обеих сказках колючие растения не подпустили к принцессам никого, кроме их
суженых.  Но сказка Жуковского выигрывает описанием превращения тернового
забора в цветущий сад:

Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним…
А
что же герои? О принце ничего особого европейская сказка не сообщает. А вот
царевич Жуковского «был детина удалой» – истинно русский богатырь. Он не
побоялся дикого леса, но смутился тем, что на пороге лежит царь и мешает
пройти.

«Как
же быть?
подумал он.
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.

Этим
русский царевич отличается от европейского собрата: при любом сомнении или
затруднении прибегать к помощи Бога.

Концовки
обеих сказок тоже одинаковы и различны одновременно.

В
европейской сказке «придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного
старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в
заколдованном лесу».

В
русской сказке

Свадьба,
пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.

Это
уже исконно русская концовка – концовка русских народных сказок.

Несмотря
на то, что Жуковский использовал известный сюжет – в основном сказку
французского писателя Шарля Перро, – он создал вполне русскую сказку. В ней
чувствуется влияние русского фольклора, русской старины. Никто не сможет
сказать, что сказка «Спящая царевна» – плагиат, то есть скопирована с
европейской сказки.


Ах, как интересно! – воскликнула Марина. – А я и не знала, что у нас есть такие
сказки и такие сказочники.


Да, – ответила Таня, – мы знаем сказки французского писателя Шарля Перро и
немецких писателей братьев Гримм, а своих авторов почти не знаем.


Я обязательно прочту все сказки Жуковского сама! – с энтузиазмом сказала
Марина, – И другим о них расскажу: пусть почитают.

А
теперь повторим, о чём мы узнали на уроке:

Сказки
Жуковского – это литературные переработки переводных сказок и оригинальные
произведения.

В
сказке «Спящая царевна» использован общий для сказок многих народов мира сюжет,
но сама сказка вполне русская.

В
этой сказке использованы элементы русского фольклора, русские имена и другие
реалии русской жизни.

  • План к сказке жуковского спящая царевна 5 класс составить план
  • План к сказке город в табакерке
  • План к рассказу паустовского барсучий нос 3 класс литературное чтение
  • План к рассказу совушка 2 класс литературное чтение
  • Пламенеющий закат как пишется