План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский

Основные персонажи сказкиглавные герои:царевна при родах царица умерла. у царевны через год появилась мачеха. девушка выросла удивительно красивой, умной,

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Царевна – при родах Царица умерла. У царевны через год появилась мачеха. Девушка выросла удивительно красивой, умной, хозяйственной, умелой и доброй девушкой. Мать ненавидит её за красоту.
  • Королевич Елисей – жених царевны. Узнав о её пропаже отправляется на поиски. Он умён, красив, смел, настойчив и целеустремлён.
  • Мачеха, жена Царя — вторая жена царя, она ревнива, хитра, завистлива. Красива, но имеет тяжёлый характер. Хочет сжить царевну со свету.

Другие персонажи:

  • 7 богатырей – молодцы-красавцы, в чей терем забредает царевна. Они принимают её, как родную сестру. Однажды вернувшись с охоты, семь богатырей находят её мёртвой: оставляют в хрустальном гробу в скале.
  • Чернавка – служанка царицы. Она жалеет девушку и, отведя в лес, не привязывает к дереву, а отпускает. Своей госпоже говорит, что сделала всё, как приказано.

Традиционно яркими и глубокими образами наделяет Пушкин главных героев “Сказки о мёртвой царевне”. Они интересны и понятны даже самым маленьким читателям, а сюжет прост для восприятия.

Царевна и её мачеха

Прочитав сказку Пушкина о мёртвой царевне, можно выделить двух главных героев, определяющих композиционную целостность произведения. Этими сказочными персонажами является молодая царевна, олицетворяющая добро, и её мачеха — антагонист, стоящий на стороне зла.

О новой жене царя сказано, что она была самой красивой женщиной в мире. Скорее всего, именно это качество послужило главным критерием выбора монарха. Однако психологический портрет царицы не столь впечатляет. В нём преобладают следующие черты:

  • своенравие;
  • гордость;
  • ревность.

В сказке нет описания отношений мачехи с падчерицей или царём, лишь с чернавкой. Больше всего она любит разговаривать с волшебным зеркальцем, упиваясь своей красотой и превосходством: в этом заключается её смысл жизни. Неудивительно, что известие о перещеголявшей её молодой царевне приводит мачеху в неописуемый гнев.

Требуется принимать решительные меры, иначе жизнь царицы будет разрушена. Единственным выходом становится убийство юной девушки. Проявив коварство, злая мачеха всё-таки добивается поставленной цели и радуется. Отрицательный характер персонажа проявляется во всей красе. Но торжество зла длится недолго. Чудесным образом царевна воскресает из мёртвых и встречается со своей убийцей. Мачеха не может вынести столь сильного потрясения и умирает от тоски.

Читатель не имеет представления о детстве царевны. Она росла тихомолком и вдруг расцвела. Сразу же после этого девушка становится жертвой своей завистливой мачехи. Тут читатель проникается к бедной девушке хорошими чувствами. Чернавка любит свою жертву и не может причинить ей зла. Дальнейшее описание поступков героини раскрывает всё больше положительных качеств.

Царевна является идеальным положительным персонажем. Её внешний облик прекрасен, а поведение — выше всех похвал. Это завораживает и заставляет окружающих персонажей хорошо к ней относится. Семеро богатырей называют себя братьями девушки и защищают её от всех опасностей.

Казалось бы, ей ничего не угрожает. Но коварная мачеха нашла хитрый способ устранить конкурентку. Она играет на добрых чувствах и отравляет девушку. Такой поворот событий накаляет страсти и усиливает эффект от последующего хеппи-энда.

«Сказка о мертвой царевне» очень краткое содержание

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» краткое содержание для читательского дневника:

У царя растет красавица-дочь. Мачеха считается самой красивой женщиной царства, о чем ей постоянно говорит волшебное зеркало, но, когда царевна подрастает, зеркало сообщает, что царевна красивее.

Мачеха, завидуя, приказывает служанке оставить девушку в лесу на съедение волкам, но служанка жалеет госпожу и не связывает ее. Царевна находит дом богатырей и живет с ними. Царица приходит к ней в образе старухи и дает отравленное яблоко.

Царевна засыпает мертвым сном. Елисей находит девушку и пробуждает. Они женятся, а царица умирает от злости.

Вывод:

Зависть, ненависть, гнев и злоба не дают ничего, кроме зла. Каждый человек имеет столько прекрасного в жизни, не нужно смотреть на других и сравнивать, жизнь коротка, намного разумнее — наслаждаться моментом и радоваться тому, что имеешь.

Сказка Пушкина о царевне и семи богатырях по сюжету едва ли не точь-в-точь похожа на сказку Белоснежка братьев Гримм. Написанная в стихах, она рассказывает о царице, которая родила прекрасную дочь, но вскоре умерла, а царь женился вновь и у девочки появилась мачеха. Та всё время спрашивала своё волшебное зеркальце “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” и однажды зеркальце ответило, что это не так… Итак, Сказка Пушкина о Царевне и Семи Богатырях — читайте на нашем сайте.

Краткое содержание

Повествование начинается со сцены прощания царя, отправляющегося в дальний путь, со своей супругой. Царица долгое время сидит у окна, смотрит вдаль и ждёт своего мужа.

План основных событий сказки:

  • Пока муж отсутствует, царица рожает ему дочь.
  • Царь возвращается, но в тот же день его супруга, ставшая матерью, умирает.
  • Монарх долго скорбит, но всё же женится на своенравной и гордой девушке, обладающей привлекательной внешностью и довольно сложным характером. Среди приданого оказывается волшебное зеркало, умеющее разговаривать. Новоявленная царица любит смотреться в него и спрашивать о своей красоте. Ответ всегда один — «Ты на свете всех милее».
  • Между тем маленькая царевна растёт, расцветает и превращается в прекрасную девушку. К ней сватается королевич Елисей. Готовится свадьба.
  • Царица внезапно узнаёт от волшебного зеркала, что она уже не самая милая: её переплюнула молодая царевна. Подчинившись чувству зависти, мачеха решает убить падчерицу. Для этого она приказывает служанке отвести девушку в глухой лес и оставить привязанной к дереву. Но та проявляет сострадание и отпускает царевну.
  • Пропажи хватились, и царевич Елисей отправился на поиски своей невесты.
  • Блуждая по лесу, юная царевна находит пустую избу и укрывается в ней. Это дом, в котором живут семь богатырей.
  • Вернувшись, хозяева обнаруживают гостю и разрешают жить вместе с ними.
  • Злая мачеха узнаёт, что её конкурентка жива, и посылает к ней служанку с отравленным яблоком.
  • Девушка съедает кусочек яблока и умирает. Богатыри хоронят её в хрустальном гробу, подвешенном на цепях в тёмной пещере.
  • Елисей странствует в поисках своей невесты, но, к сожалению, не находит ее. Он обращается к солнцу и месяцу, но они ничего не знают. Ветер рассказывает, что царевна находится в хрустальном гробу. Царевич отправляется к ней.
  • Войдя в пещеру, королевич в отчаянии ударяет по гробу. Тот разбивается, девица оживает. Влюблённые возвращаются в царский дворец.
  • Царица вновь разговаривает с зеркальцем и узнаёт, что её падчерица жива. В гневе она разбивает волшебный предмет, выбегает в дверь, сталкивается с молодой конкуренткой и умирает на месте.

Сказка завершается счастливым концом. Молодые люди венчаются, играют свадьбу, а все люди, включая рассказчика, гуляют на пышном пиру.

Короткий пересказ «Сказка о мертвой царевне»

Краткое содержание сказки Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь поехал на войну, защищать свое государство от неприятелей. Царица осталась ждать мужа дома. Она очень тосковала по своему любимому, от окна не отходила. Все ждала. В одну из ночей у нее рождается дочь. Вскоре воротился царь, а государыня умерла. Тяжело пришлось супругу, любил он очень жену. Потужил государь, да и женился во второй раз.

Вторая супруга была редкой красавицей, но по характеру злой. У нее было зеркальце, у которого она все время справлялась о своей красоте. Однажды, задав привычный вопрос, царица получила неприятный ответ. Зеркало сказало, что прекраснее ее падчерица, девушка самая красивая на свете. Царица пришла в бешенство и решила извести приемную дочь.

Приказала государыня служанке отвести девушку в лес и привязать к дереву, чтобы ту съели волки. Служанка была доброй, к тому же она хорошо относилась к царской дочери, а новую государыню не любила. Прислужница, просто оставила падчерицу в чаще, не привязывая.

Царевна блуждала по лесу и увидела дом, она зашла туда, навела порядок и приготовила обед. А в этом тереме жили семь богатырей. Они вернулись с охоты, порадовались царевне и предложили ей остаться у них на правах сестры. Они предлагали ей выйти за одного из них замуж, но царевна не могла, у нее был суженый.

Тем временем, королевич Елисей, жених царевны поспешил на ее поиски. Царица же опять спросила у зеркала, кто красивее на свете, и узнала, что падчерица выжила. Государыня переоделась в старческие лохмотья и нашла царевну. Она угостила девушку яблоком с ядом, и та умерла. Богатыри, увидев свою сестрицу мертвой, похоронили ее в гробу из хрусталя.

Елисей долго разыскивает любимую, он спрашивает у солнца, месяца об ее местонахождении. Лишь ветер указал королевичу правильный путь. Елисей нашел хрустальный гроб, поцеловал невесту, а она ожила. Вернулись молодые домой, свадьбу сыграли, а злая мачеха померла от досады.

Сказка учит доброте. В любом случае, зло, остается наказанным.

Это интересно: сказочная поэма Жуковского «Спящая царевна» впервые опубликована в 1831 году. Эта история известна всем, благодаря сказкам братьев Гримм, а также мультфильму от знаменитой американской студии, однако краткое содержание сказки «Спящая царевна» для читательского дневника — версия Жуковского несколько отличается.

Популярные сегодня пересказы

  • Летучий корабль — краткое содержание сказки
    У старика со старухой было три сына: двое старших умные, а младший дурак. К умным сыновьям родители всегда хорошо относились, мать давала им чистые рубашки. А третий сын все время сидел на печи
  • Краткое содержание Рассказа отца Алексея Тургенева
    История про старика Алексея. Благодаря диалогу выясняются чувства священника которой серьезные психологические проявления. Автор является частным аудитором поместья своей тети, где он встречает местных священников
  • Краткое содержание романа Жизнь господина де Мольера Булгакова
    На жизнь и творчества Булгакова большое влияние оказало творчество Жана Батиста Поклена, и Булгаков посвятил ему книгу.
  • Критика чистого разума — краткое содержание книги Канта
    Данное произведение относится к ключевым работам, которые входят в число философии. Все идеи, которые выдвигает философ касаются теории познания. Автор ставит перед собой задачу, он хочет познать и понять ценности

Сюжет сказки «Сказка о мертвой царевне» Пушкин

«Сказка о мертвой царевне» Пушкин краткое содержание произведения:

Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле.

Начинается произведение с того, как царица ждёт мужа, сидя у окна и смотря на снег. В ночь под рождество у неё рождается дочь, и в то же время возвращается царь. Царица умирает, а царь долгое время остаётся в печали. Проходит время, и царь снова женится. Молодая царица вздорная и злая красавица.

Лишь с царем она ласкова. Целый день молодая царица только прихорашивается да смотрит в зеркало. Тем временем подрастает дочка царя. Красавица с кротким нравом и доброй душой всем по сердцу.

Есть у царевны и жених королевич Елисей. Молодая царица завидует красоте царской дочки и решает её погубить. Приказывает отвести царевну в лес, привязать к дереву и оставить там на съедение волкам. Царевну в лес обманом заманили, да пожалели, связывать не стали, а просто оставили в чаще.

Вернувшись доложили царице что приказ её исполнен. А царевна бродила по лесу и вышла к терему. В тереме никого не было, она прибралась, приготовила еды, и уставшая уснула.

В том тереме жили семь братьев. Вернувшись с охоты и увидев порядок в доме, они удивились, а познакомившись с гостьей предложили ей пожить у них. Тем временем царица, спросив у зеркала о своей красоте узнает о том, что царевна жива. Разозлившись решает она сама убить красавицу царевну. Переодевшись в старуху угощает царскую дочку отравленным яблоком. Царевна, откусив кусочек, засыпает мертвым сном.

Вернувшиеся богатыри находят царевну бездыханной. Соорудив для красавицы хрустальный гроб, братья относят его с телом царевны в пещеру, где, подвесив его на цепях, прощаются с названой сестрой.

Но жених царевны ищет свою любимую. Много времени Елисей в пути, у всех он спрашивает о своей царевне. И наконец ветер подсказывает ему где найти гроб с телом красавицы. Елисей, желая проститься навсегда с любимой целует её, и царевна просыпается.

Вернувшись домой, в дверях царевна встречается с мачехой, и та от злости умирает. Отгоревав траур по царице, Елисей и царевна женятся. Все заканчивается богатым свадебным пиром.

Заключение:

«Сказка о мертвой царевне» А. С. Пушкина оставит в сердце след у каждого читателя. Добро всегда побеждает. Нужно всегда верить в хорошее и никогда не сдаваться. Хорошим людям всегда судьба подарит счастье.

( 3 оценки, среднее 4.67 из 5 )

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский

Задания по литературе для 5 класса Как написать, составить план к сказке «Спящая царевна» Жуковского?

5 ответов:

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский



3



0

Напишем план для пересказа сказки Жуковского «Спящая царевна»:

  1. Царь Матвей и царица не имеют детей
  2. Рак предсказывает царице рождение дочери
  3. Рождается молодая царевна
  4. Матвей устраивает пир, но не приглашает злую чарадейку
  5. Злая чародейка приходит сама и обещает смерть молодой царице от веретена
  6. Последняя чародейка поправляет смерть на сон
  7. Через 16 лет царевна все-таки уколола себе палец
  8. Весь двор, все люди, животные и даже огонь засыпают
  9. Бор из терновника окружает дворец
  10. Никто не может пробиться к спящему царству
  11. Проходит триста лет и царский сын находит бор
  12. Он идет вперед и бор пропускает его
  13. Царский сын видит царевну, влюбляется и целует ее
  14. Царевна просыпается, а вместе с ней и все остальные
  15. Играют свадьбу.

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский



2



0

План к сказке «Спящая царевна» Жуковский с цитатами из текста

1 Пророчество рака

2 Одиннадцать чародеек на пиру. Роковая ошибка царя

3 Подарки чародеек

4 Царь издает указ. Забытое предсказание

5 Злая ведьма исполнила свою угрозу

6 Прошло 300 лет

7 Любопытный царевич

8 Уснувшее царство

9 Царевич находит царевну

10 Поцелуй разбудил царевну и царство. Чары злой чародейки разрушены

11 Свадьба. счастливый конец.

1

sSdRCXwD9YtW82vErBoa37QJYVCatIY.png

2

YYo4iLWno8NbwYNMsUyPncfJEzJssPJ.png

3

eUsfGrqToSWHPA7jyeJCJR7AALNqMr.png

4

eVyiUtYqn5JzSzKlGbPbxVFfwzh3dwz.png

5

zCdnwjDuEw4HAJXMZ6Tx8G7KVJO5ZRKQ.png

6

6UptLhPAQCly220lGVgRQnfpUKq9C5n.png

7

iE2Lq5sbpO44LSft4mWLBylvcvJ8SV.png

8

m5GRl3JssWgC6BkRWBrKPoWABgdznM8.png

9

9NVPOnM1r3DOOvvEwyWkODDodbXvWLIu.png

10

6tIyFbehiRGegLWxJo4ByG1MrKBzKBT.png

11

tBEuMahJlj9nHDE963ShJkWYDyV1lD.png

Сказка Жуковского по сюжету очень схожа со сказкой «Спящая царевна». Писатели поэты того времени часто излагали в стихотворной форме сказки заграничных авторов.

У Пушкина есть цикл стихотворных произведений по мотивам зарубежных литературных сюжетов. Жуковский решил посоперничать с Пушкиным и написал свою сказку. Русский вариант чуть короче оригинальной французской сказки.

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский



2



0

Сказка «Спящая царевна» Жуковского выполнена чуть ли не в пародийной форме, но читается легко и весело. Сюжет для сказки взят классический, но образы героев выполнены Жуковским в его оригинальной манере.

План сказки:

  1. Знакомство с героями
  2. Встреча царицы с раком.
  3. Рождение дочери-царевны
  4. Царь Матвей готовит пир и приглашает одиннадцать чародеек
  5. Появляется двенадцатая злая чародейка и произносит дурное предсказание
  6. Последняя чародейка смягчает предсказание
  7. Царь запрещает сеять лен и использовать веретено
  8. Царевна накануне шестнадцатилетия находит странную каморку
  9. Царевна уколола палец и все погрузилось в сон
  10. Дворец окружает дикий бор
  11. Проходит 300 лет и к бору подъезжает царский сын
  12. Бор расступается перед ним
  13. Царский сын входит во дворец видит спящую царевну и целует ее
  14. Все просыпаются и играют свадьбу.

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский



2



0

План к сказке Жуковского можно написать в форме вопросов и повествовательных предложений. Я выбрала второй вариант.

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский

**

План к сказке:

1). Жизнь Царя Матвея и царицы.

2). Встреча бездетной царицы с волшебным раком.

3). Предсказание рака.

4). Рождение прекрасной дочери.

5). Счастливый царь устраивает пир.

6). Дары чародеек.

7). Появление злой старухи во дворце. Проклятие.

8). 16-летняя молодая царевна встречает старую женщину.

9). Пророчество сбывается. Укол руки веретеном.

10). Город погружается в сон.

11). Появление в царстве молодого царевича.

12). Поцелуй царевича. Пробуждение спящей царевны и всего царства ото сна.

13). Свадьба, любовь и, конечно, пир.

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский



0



0

план к сказке «Спящая царевна» Жуковского.

1) Кто герои сказки?

2) Встреча с раком.

3) Предсказание.

4) Рождение царевны.

5) Пир Матвея, чародейка не приглашена.

6) Злое предсказание.

7) Укол пальца.

8) Сон.

9) Местоположение дворца.

10) Появление царского сына спустя 300 лет.

11) Пропуск бора к царевне.

12) Поцелуй.

13) Свадьба.

Читайте также

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский

В своей балладе «Кубок» Жуковский рассказывает историю гибели юного пажа, который проявил чудеса храбрости, но почему-то этим рассердил царя, ведь ничем иначе нельзя объяснить повторный приказ достать кубок со дня моря, отданный царем.

Вот я уже и перечислила двух основных героев баллады.

  1. Паж, юный и храбрый, смело бросается в бушующие волны чтобы достать брошенный царем кубок, с божье помощью невредимым возвращается с кубком, но вынужденный вновь прыгнуть вниз, без надежды на возвращение.
  2. Царь, пьяный сумасброд, который жестоко потешается над храбростью пажа и фактически отправляет его на смерть
  3. Принцесса, заступается за пажа, но не может переубедить отца.

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский

А давайте попробуем убрать из текста летописи эти союзы и посмотрим, что у нас получится:

Собрались люди, стояли на берегу, нельзя было войти. Стали тужить, Сказал отрок, Тот ответил.

Разница чувствуется сразу. Без этих повторяющихся союзов мы получаем простое прозаическое произведение — кто-то что-то сделал, кто-то что-то сказал.

Используя же повторяющиеся союзы в тексте летописи мы получаем напевность, мелодичность, плавный переход от одного эпизода к другому.

Повторяющиеся союзы А и И создают тот неповторимый летописный язык, который превращает сухое изложение в настоящее произведение литературы.

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский

«Сказание о подвиге отрока-киевлянина» заканчивается возвращением в киев князя Святослава.

Когда воевода Претич хитростью выдал себя за передовой отряд князя Святослава, печенеги испугались и решили снять осаду, их князь даже обменялся ценными подарками с воеводой Претичем в знак дружбы.

Когда печенеги ушли князю Святославу было отправлено послание, в котором его упрекали, что занимается он своими делами, а город оставил без защиты.

Сильно кручинился князь на свою оплошность и погнал печенегов далеко в поле и наступил мир.

Этими словами автор сказания хотел подчеркнуть, что негоже властителю думать только о чужих землях, куда важнее уметь защитить свои собственные.

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский

Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.

Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.

Но художник видимо хотел сыграть на контрасте — темные, мрачные краски он использовал для описания лагеря печенегов, а яркая красная одежда и обнаженное тело должно было показать патриотизм и красоту порыва отрока.

Исторически картина конечно написана неверно.

План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский

Любое произведение древнерусской литературы может служить современности.

Например повествование «О подвиге отрока-киевлянина» учит нас патриотизму, качеству, которое никогда не потеряет своей актуальности и которое столько же важно сейчас, сколько было необходимо для выживания страны в прошлом.

Отрок-киевлянин проявил не только храбрость и находчивость, он проявил готовность пожертвовать своей жизнью ради спасения остальных киевлян. Это самый настоящий патриотизм, это самоотверженность.

Это повествование дает нам пример бескорыстного служения родине, и хотя таких примеров в литературе немало, каждый из них в отдельности представляет собой особую ценность, постепенно взращивая в молодом человеке чувство гордости и любви к своей родине.

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Жуковского « Спящая царевна»

Тема урока : « В. А. Жуковский – сказочник. « Спящая царевна» как литературная сказка.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с началом творческой биографии В. А. Жуковского, с историей создания сказки « Спящая царевна»;

  • сопоставить эту сказку с народными сказками;

  • проследить по тексту, как проявляются качества характера героев сказки

Ход урока.

  1. Слово учителя:

Василий Андреевич Жуковский очень рано приобщился к литературному творчеству. Первые его стихи написаны в 7-8 лет. В 11 лет он пишет свои первые ученические пьесы для домашнего театра. После учёбы в частном пансионе в Туле он учится в Московском университетском пансионе. Здесь получил именную серебряную медаль. Имя его было помещено на мраморной доске в списке отлично закончивших университет.

Жуковский был человеком удивительно добрым и отзывчивым, остро чувствовал зло и несовершенство мира. Эти качества характера достались Жуковскому от матери, турчанки по национальности, которая была умна, обаятельна и очень ласково относилась к сыну.

Взрослый Жуковский был воспитателем царских детей, он пользовался доверием царя и просил у него за своих друзей и за незнакомых ему людей.

Будучи талантливым поэтом и переводчиком, Жуковский обладал редким качеством – умением увидеть и оценить чужой талант. Вот что он скажет о А. С. Пушкине после посещения Лицея в Царском селе, где тот учился: « Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт». А чуть позже, когда Пушкин прочитает Жуковскому последнюю главу поэмы « Руслан и Людмила», Жуковский достанет свой портрет с подписью « Победителю – ученику от побеждённого учителя» и вручит его Пушкину.

Дружба двух поэтов ни на минуту не прекращается. Летом 1831 года, когда оба они находились в Царском селе, возникла идея шутливого состязания на лучшую обработку народной сказки. Жуковский пишет « Сказку о царе Берендее» и « Сказку о спящей царевне». Пушкин – « Сказку о царе Салтане» ( подобную « Сказке о Берендее»), его « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» была написана позже – в 1833 году.

Впервые сказка « Спящая царевна» Жуковского была опубликована в 1832 году.

(Знакомство с иллюстрациями : Портрет В.А Жуковского, иллюстрация художника Геллера « Пушкин, Гоголь, Жуковский в Царском селе», групповой портрет художника Чернецова Г.Н. с изображением Пушкина, Жуковского, Гнедича и Крылова. )

2. Чтение текста учителем.

  1. Работа с текстом:

Беседа:

  • Итак, ребята, вы прослушали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?

Да Нет

— вступление, зачин — стихотворный текст

— концовка — необычные герои

— положительные и отрицательные герои — необычные имена

— эпитеты — автор

  • Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)

  • А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?

( авторские, литературные)

  • Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмот-

рим, действительно ли произведение « Спящая царевна» — сказка? ( доказываем)

  • Обратимся к композиции, сюжету, героям.

  1. Сказочный зачин ( зачитываем)

  2. Концовка ( зачитываем)

  3. Герои положительные и отрицательные ( называем)

  4. Развитие сюжета ( месть, нарушение запрета, действие магии злоу колдуньи, чудесное пробуждение)

  • Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? ( добро побеждает зло)

  • А теперь поговорим о сказочных героях. Кто герои сказки? Наделены ли они именами? ( ответы)

  • Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)

  • Обычен ли герой? ( нет)

  • И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)

Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)

  • Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описы-

вающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)

  • Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение. Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? ( украдено 12 блюдо)

  • А может, есть другая причина? Найдите описание царевны. ( чтение)

  • Она хромоногая, старая, злая. Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)

  • Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)

  • Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)

  • Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)

  • Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)

  • Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)

  • Найдите строчки о том, как царевна осматривает дворец. ( чтение)

  • Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)

  • Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)

  • Как сбывается предсказание злой колдуньи? ( принцесса заснула)

  • Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)

  • Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)

  • Время всё текло, текло,

Вот и 300 лет прошло…

Появляется новый герой. Кто он? ( принц)

  • Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)

  • Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)

  • И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)

  • Найдите описание спящей царевны. ( чтение)

  • Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)

  • Каков финал сказки?

  • Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)

  • Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.

  • Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка , к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)

  • Почему? ( волшебство, волшебные вещи)

  • Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:

    1. авторство

    2. стихотворная форма

    3. необычные герои

    4. необычные имена

Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)

4. Домашнее задание стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)

Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области

Конспект урока

по литературе в 5 классе

«В. А. Жуковский «Спящая царевна»

Подготовила учитель русского языка и литературы Пименова Наталия Александровна

с. Красная Звезда 2015

Цели: 1)работая над содержанием сказки, раскрыть ее главную мысль; 2)ознакомить с понятиями «литературная сказка», «пейзаж» в художественном произведении; 3) обучать выразительному чтению.

Оборудование: портрет В. А. Жуковского, текст сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна» с иллюстрациями художника В. Кутлинского.

Ход урока.

  1. Организация класса.

  2. Вступительная беседа.

— Ребята, любите ли вы читать сказки?

— Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?

— Что вам известно из истории создания этой сказки?( Пересказ статьи учебника заранее подготовленным учащимся .)

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», попробуем раскрыть ее главную мысль, поработаем над художественными средствами языка, которые автор использовал для раскрытия идеи произведения и характеристики героев, будем учиться отрабатывать выразительное чтение.

4. Анализ содержания сказки.

— «Спящая красавица» — это литературная сказка, потому что у нее есть автор. Именно этим литературная сказка отличается от народной — Вспомните, на какие три группы делятся народные сказки? ( Сказки о животных, бытовые и волшебные сказки.)

— Эта сказка больше похожа на какую группу сказок? Почему?

— О чем в ней повествуется, т.е. какова ее тема?

— Какова композиция сказки? На какие четыре части можно разделить сказку? ( Пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение.)

— О чем мы узнаем в начале сказки? Что предсказал царице рак? Прочитайте.

— Почему автор называет рака пророком?

— Как вы думаете, рождение ребенка в семье – это большое событие или нет? Почему?

— Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери? Кого он пригласил на пир, а кого нет? Почему?

— Прочитайте, чем одарили чародейки царевну? А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

— Исполнилось ли это заклинание? Почему?

Чтение предсказания одиннадцатой чародейки.

— Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

— Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло? ( Чтение текста.)

Работа с иллюстрацией.

Ребята, рассмотрите иллюстрацию к сказке «Спящая царевна» в исполнении художника В. Кутлинского. — Какой эпизод на ней изображен? (Старушка дает веретено царевне. )

— Какими увидел художник героев сказки? Опишите их.

— А какими представляете их вы?

— Оцените мастерство художника. ( Художнику удалось предельно точно отобразить на полотне содержание сказки.)

Физминутка.

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

Мы смотрим влево, вправо.

Мы смотрим вверх и вниз.

Мы спинку держим прямо

И за урок взялись.

— Вернемся к тексту сказки. Сколько лет длился сон?

— Кто же разбудил спящую царевну?

— От кого он узнал о спящей царевне?

— Что поведал ему старик? Прочитайте.

— Испугался ли царевич рассказа старика? Почему?

— Что же явилось очам царевича, когда он подъехал к дремучему бору?

— Закройте глаза и представьте себе то, о чем я буду читать. ( Чтение учителем описания чудесного леса, окружавшего дворец спящей царевны.)

— Устно нарисуйте картину, которая представилась вам. Что вы увидели?

— Представьте себе, если бы вы не знали конца сказки, вы могли бы понять по описанию природы, что ждет в замке царевича: что-то прекрасное или зловещее?

— Описание природы – это пейзаж. В художественном произведении пейзаж играет большую роль. Он подчеркивает настроение героев, их чувства. В данном случае пейзаж помогает понять главному герою, что впереди его ожидает что-то необыкновенно-прекрасное, от чего он не сможет отказаться ни за что на свете.

— От кого же царевич не смог отказаться ни за что на свете? Почему?

— Прочитайте описание портрета царевны.

— Какой же была царевна?

— Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.

— Как заканчивается сказка?

— Что же побеждает в этой сказке?

— Что такое добро? А вы делали добрые дела в своей жизни? Какие?

— В предсказании одиннадцатой волшебницы кроется глубокий смысл:

…И царевна оживет;

Будет долго в свете жить;

Будут внуки веселить

Вместе с нею мать, отца

До земного их конца.

-О чем говорится в этих строках?

— Какова же главная мысль сказки? ( Человек создан для счастья. А чтобы быть счастливым, нужно творить только добро.)

— Как вы думаете, имеет значение в наше время эта сказка или нет? Докажите.

5. Итог урока.

— Над чем работали сегодня на уроке?

— Что нового узнали ?

— Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

Домашнее задание.

Выучить наизусть отрывок из сказки «Предсказание рака», прочитать самостоятельно балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.

Список использованной литературы

Литература .5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008

Сегодня
на уроке мы:

·    
поговорим
о сказках известного русского поэта Василия Андреевича Жуковского;

·    
рассмотрим
его сказку «Спящая царевна».

И
опять помогут нам подруги Таня и Марина.

Марина
пришла к Тане и увидела, что та ищет на полке книгу. 


Что ты ищешь? – спросила она подругу.


Выбираю, что почитать младшей сестрёнке, – ответила Таня. – Где-то здесь были
сказки Жуковского…


Разве Жуковский писал сказки? – удивилась Марина. – Я думала, что он писал
стихи и баллады для взрослых.


У Жуковского, конечно, больше написано для взрослых, – согласилась Таня, – но и
детей он не обидел.

Василий
Андреевич Жуковский, поэт-романтик, больше известен своими элегиями и
балладами. Его знала и любила вся Россия. Его стихами зачитывались, их
переписывали от руки, их учили наизусть. В любой семье обязательно были книги
стихов Жуковского.

Но
и для детей в поэтическом таланте Жуковского хватало места. Он с любовью
посвящал свои стихи малышам:

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит;
И лапочкой котик
Помадит свой ротик;

А козлик седою
Трясёт бородою.

Для
детей писал Жуковский и сказки. Он создал такие стихотворные и прозаические
сказки, как «Кот в сапогах»,
«Сказка об
Иване-царевиче и Сером Волке»
, «Спящая
царевна»
, «Три пояса»,
«Тюльпанное
дерево»
, «Война мышей и
лягушек»
.

Часть
этих сказок является переработкой европейских сказок, другие – вполне самобытны
и имеют оригинальный сюжет.

Вот,
например, сказка «Кот в сапогах». Это переработка сказки Шарля Перро.
Произведение Жуковского написано «белыми стихами». Это значит, что у стихов нет
рифмы, но есть ритм, мелодия.

Победою
довольный, во дворец

Пошёл
он к королю и приказал,

Чтобы
о нем немедля доложили.

Велел
ввести Кота в свой кабинет

Король.

Сказка
«Тюльпанное дерево» − переработка уже сказки братьев Гримм, «Миндальное
дерево»
.

image001

Но
если в сказке немецких авторов основой является сказочный сюжет, то у Жуковского
сказка скорее становится притчей, призывающей к добру и милосердию. Бог хранит
чистые души, ничто не может смутить их покой:

Потом
все трое сели,
Усердно богу помолясь, за стол;
Но за столом никто не ел, и все
Молчали; и у всех на сердце было
Спокойно, как бывает всякий раз,
Когда оно почувствует живей
Присутствие невидимого бога.

Сказка
«Война мышей и
лягушек» является вольным переводом древнегреческой сатирической
поэмы. Уже в древности эта поэма была пародией на такие героические поэмы, как
«Илиада» и «Одиссея». Но Жуковский для своей сказки использовал ещё сюжеты
некоторых басен Дмитриева и Крылова.

image002

Было
прекрасное майское утро. Квакун двадесятый,
Царь знаменитой породы, властитель ближней

трясины,
Вышел из мокрой столицы своей, окруженный

блестящей
Свитой придворных.

«Сказка о царе
Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о
премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери»

была написана во время литературного состязания Жуковского с Пушкиным.
Благодаря этому появилась сказка Пушкина «Сказка о царе Салтане» и три
сказки Жуковского: «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна» и «Война мышей и
лягушек»
.

Сюжет
этой сказки Жуковского нельзя назвать новым, но он сильно переработан. В него
добавлены сюжеты из других сказок, эпизоды собственного сочинения, фольклорные
детали.

Сюжет
этой сказки взял за основу известный режиссёр-сказочник Александр Артурович
Роу
, снявший фильм-сказку «Варвара-краса, длинная коса».


Да, да! – воскликнула Марина. – Я хорошо помню этот фильм! Я и не знала, что он
снят по сказке Жуковского.


Я тоже не знала, – ответила Таня, – пока не прочла об этом в книге..
ага, вот она!


Какую же ты сказку выберешь для сестры? – спросила Марина.


«Спящая царевна», – ответила Таня, – Мне очень нравится эта сказка.

Сказка,
как как мы уже сказали, была написана для поэтического соревнования Жуковского
и Пушкина. Сюжет нам знаком: почти у всех народов есть сказки, где
заколдованную принцессу пробуждает от сна прекрасный принц.

И
почему-то во всех сказках роковым предметом является веретено. Почему именно
его определили на такую роль? Если предположить, что первым автором сказки – в
какой бы стране она ни появилась – была женщина, например, бабушка, то подобную
нелюбовь к веретену можно понять. Нить сучили пальцами рук, иногда кожа на них
протиралась до крови.

А
ещё в древнегреческой, древнескандинавских и других мифологиях богини судьбы
изображались именно в виде прях. Веретено – символ жизни и смерти,
неотвратимости судьбы.

image003

И
всё же у Жуковского сказка русская. Уже с первых строк он вводит читателя в
русские реалии: царь и царица, русские обороты речи, описание героев сказки:

Жил-был
добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.

***

Дочь
прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
Вот царем Матвеем пир
Знатный дан на целый мир.

И
так во всём: ведя параллель с европейской сказкой, Жуковский пишет сказку
русскую. Посмотрим, какими дарами в европейской сказке феи награждают маленькую
принцессу:

«Будет
прекраснее всех на свете, будет иметь нежное и доброе сердце, будет расти и
цвести всем на радость, научится превосходно танцевать, будет петь, как
соловей, будет играть одинаково искусно на всех музыкальных инструментах».

Это
идеал европейской принцессы.

А
вот подарок русских волшебниц:

Будешь
в золоте ходить;
Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…

На
Руси благонравие и кротость почитались превыше всего. Именно эти качества и
дарят девочке с младенчества.

Предсказание
злой колдуньи и помощь доброй одинаковы: смерть, заменённая долгим, долгим
сном.

«Старуха
наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости,
сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрёт».

Руку
ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!

***

Принцесса
должна будет уколоть себе руку веретеном, но от этого она не умрёт, а только
заснёт глубоким сном и будет спать целых сто лет.

Будет
то не смерть, а сон;
Триста лет продлится он;
Срок назначенный пройдёт,
И царевна оживёт.

image004

И
царевна, и принцесса засыпают. Но описание того, как именно засыпают все
вокруг, сразу подсказывает – где происходят действия.

С
принцессой засыпают: придворные дамы и кавалеры, гувернантки,
горничные, дворецкие, повара, поварята, скороходы, солдаты дворцовой
стражи
, привратники, пажи и лакеи.

С
царевной заснули:


её отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам.

Это
из разного, а одинаково заснули кони, собаки, огонь и жаркое на нём.

Одинаково
заросли непроходимой чащей замок и дворец. Но если о замке забыли, то о дворце
не забывали. Все помнили, что царевна спит, и её можно разбудить.

Много
было смельчаков
(По сказанью стариков),
В лес брались они сходить,
Чтоб царевну разбудить.

В
обеих сказках колючие растения не подпустили к принцессам никого, кроме их
суженых.  Но сказка Жуковского выигрывает описанием превращения тернового
забора в цветущий сад:

Забор,
Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой;
В лес въезжает витязь мой:
Всё свежо, красно пред ним…
А
что же герои? О принце ничего особого европейская сказка не сообщает. А вот
царевич Жуковского «был детина удалой» – истинно русский богатырь. Он не
побоялся дикого леса, но смутился тем, что на пороге лежит царь и мешает
пройти.

«Как
же быть?
подумал он.
Где пробраться во дворец?»
Но решился наконец,
И, молитву сотворя,
Он шагнул через царя.

Этим
русский царевич отличается от европейского собрата: при любом сомнении или
затруднении прибегать к помощи Бога.

Концовки
обеих сказок тоже одинаковы и различны одновременно.

В
европейской сказке «придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного
старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в
заколдованном лесу».

В
русской сказке

Свадьба,
пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.

Это
уже исконно русская концовка – концовка русских народных сказок.

Несмотря
на то, что Жуковский использовал известный сюжет – в основном сказку
французского писателя Шарля Перро, – он создал вполне русскую сказку. В ней
чувствуется влияние русского фольклора, русской старины. Никто не сможет
сказать, что сказка «Спящая царевна» – плагиат, то есть скопирована с
европейской сказки.


Ах, как интересно! – воскликнула Марина. – А я и не знала, что у нас есть такие
сказки и такие сказочники.


Да, – ответила Таня, – мы знаем сказки французского писателя Шарля Перро и
немецких писателей братьев Гримм, а своих авторов почти не знаем.


Я обязательно прочту все сказки Жуковского сама! – с энтузиазмом сказала
Марина, – И другим о них расскажу: пусть почитают.

А
теперь повторим, о чём мы узнали на уроке:

Сказки
Жуковского – это литературные переработки переводных сказок и оригинальные
произведения.

В
сказке «Спящая царевна» использован общий для сказок многих народов мира сюжет,
но сама сказка вполне русская.

В
этой сказке использованы элементы русского фольклора, русские имена и другие
реалии русской жизни.

  • План к сказке спящая царевна жуковский 5 класс краткое содержание
  • План к сказке три дочери татарская народная сказка
  • План к сказке погорельского черная курица или подземные жители
  • План к сказке о рыбаке и рыбке для 2 класса литературное чтение составить план
  • План к сказке о сером волке и иване царевиче