План к сказке шварца два брата

Цель: формирование навыка осуществления полноценной читательской деятельности.предметные: познакомить с биографией и творчеством е. шварца, с содержанием произведения два брата; учить

Цель: формирование
навыка осуществления полноценной читательской деятельности.

Предметные: познакомить с биографией и творчеством Е.
Шварца, с содержанием произведения «Два брата»; учить
понимать идейное содержание текста через анализ прочитанной сказки.

Метапредметные: развивать внимание, память, речевые умения.

Личностные: воспитывать
внимательное, доброе отношение к людям, которые тебя окружают.

Тип урока:
открытие новых знаний.

Формы работы: фронтальная,
индивидуальная.

Методы и приёмы: комментированное
чтение, чтение по ролям.

Средства обучения: учебник,
раздаточный материал.

1. Мотивация учебной
деятельности – 2 минуты.

2. Актуализация знаний –
3 минуты.

3. Постановка учебной
задачи – 7 минут.

4. Решение учебной задачи
– 15 минут.

5. Закрепление – 15
минут.

6. Обобщение. Рефлексия –
3 минуты.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Мотивация учебной деятельности

— Здравствуйте, дети! Напоминаю, что
меня зовут Дарья Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок литературного
чтения.

— Ребята, прежде чем перейти к теме нашего
урока, мне хочется у вас спросить, есть ли у вас братья и сестры?

-А скажите, что вы любите делать в свое
свободное время?

-А ваши братишки и сестренки отвлекают
от этих дел?

-Что вы делаете, когда такое происходит?

— И мы сегодня узнаем, как в такой
ситуации поступают братья друг с другом.

-Да

-Играть,
читать…

-Иногда

-Прошу
не мешать…

Личностные

-Формируем мотивацию к обучению и познавательной
деятельности.

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, вести диалог

Актуализация знаний

-Ребята, давайте с
вами вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

-Что общего между
«Ежом», «Чижом», «Воробьём»?

— Что объединяет
Бориса Житкова, Корнея Чуковского, Алексея Толстого, Даниила Хармса?

— Кто их объединил
вокруг себя?

— Какие произведения
этих авторов вы уже знаете?

-Молодцы, ребята!

Всё это
– журналы для детей, издававшиеся в начале XX века

-Их рассказы печатались в 20-е годы в детских журналах «Ёж»,
«Чиж», «Воробей»

-С. Маршак

Б.
Житков «Николай Исаич Пушкин»,
К. Чуковский «Телефон», А. Толстой «Вот уж снег в последнем поле тает…»,
«Детство Никиты», Д. Хармс «Уж я бега, бегал, бегал…», С. Маршак «Сказка про
козла», «Хороший день».

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать на вопросы

Постановка учебной задачи

— Сегодня мы познакомимся с ещё одним
писателем, который был не просто «вокруг Маршака», а долгие годы работал с
ним в Ленинграде в Детском отделе Государственного издательства, где
издавались детские журналы «Ёж» и «Чиж».

-Отыщите среди букв
фамилию писателя, с чьим произведением мы сегодня будем знакомиться.

(набор букв: АБЬХСПОЛШВАРЦПРОНЫЙ)

-Рассмотрите
фотографии (с. 58, 61, 81) Евгения Львовича Шварца. Говорят, что он был
большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным.

-Ребята, что такое
общество ОБЭРИУ?

-Евгений Шварц,
состоял в сообществе ОБЭРИУ. Он долгие годы был не просто «вокруг Маршака», а
вместе с ним работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома
книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где
издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила.


Писатели-современники характеризовали  его как «чудесного писателя,
нежного к человеку и злого ко всему, что мешает ему жить», называли его
«личностью исключительной по иронии, уму и доброте».

-Что
добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце?

-Мир
произведений Е. Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты,
драконы, рыцари.

-Что
же писал Шварц для детей?

-Давай те подумаем, а о чём вообще сказки?

Вы что-нибудь
читали у Евгения Шварца?

-Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся
на уроке?

-Значит, какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

-Сегодня нас ждет встреча с произведением Е.Шварца «Два
брата». Предположите, о чем будет это произведение? Почему так называется?

-Шварц

(Объединение Реального Искусства) – группа
писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 –  начале 1930-х гг. в
Ленинграде

-Этот человек был добрым, отзывчивым,
трудолюбивым, готов был прийти на помощь, с чувством юмора

-Он писал сказки

-О добре и зле, о волшебстве, о
семье

-Новые
приключения Кота в сапогах, Сказка о потерянном времени, Снежная королева

-Познакомиться с
произведением Е.Шварца «Два брата»

-О братьях, о семье,
о взаимоотношениях

Регулятивные

Определять и формулировать цель деятельности на
уроке с помощью учителя
.

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы,
вести диалог.

Решение учебной задачи

-Девизом нашей работы возьмем слова: «Человек, который думает
только о себе, не может быть счастлив».

— Как вы его понимаете?

-Откройте стр.62 , мы начнём знакомиться с произведением. 

1-я глава.

-Можно ли начало сказки назвать сказочным?

-Почему?

-Когда
происходит действие?

-Что веселило лесничего, а что его огорчало?

-Что заставило Старшего дать честное слово?

-Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

-Что страшного в словах «оставь меня в покое!»?

-Можно ли Старшего назвать жестоким человеком?
Докажите свою точку зрения.

-Отчего поседел отец?

-Каким бы вы назвали решение отца: жестоким,
справедливым или мудрым?

-Почему два брата носят такие необычные имена –
Старший и Младший?

-Наблюдение
за поведением Старшего. Выпишите глаголы, которые характеризуют его
поведение.

-Каким
вы его себе представляете?

-Можем
ли мы Старшего назвать жестоким человеком?

2-я глава.

Чтение
по абзацам с комментированием.

1 абзац

-Что
нового мы узнаём о Старшем?

Зачем автор второй раз называет
количество его лет (12)?

2-7
абзац
(до
слов Старшего)

-Как же
он добрался сюда за одну только ночь?

-Возможно
ли это в реальной жизни?

-Куда
попал мальчик?

8-11
абзац

— Что
вас удивило?

— Какое
впечатление произвёл на вас этот лес?

— Итак,
где оказался наш герой?

-Нет

-Нет
волшебных героев, нет превращений

-28
декабря, перед началом Нового года

-Его  веселил лес, там ему было
хорошо, а дома огорчали сыновья

-Дать слово его заставило
понимание того что праздника не  будет

-Потому что он был занят своими
делами

-То что они очень грубые

-Да, можно. Потому что он очень
грубо и жестоко поступает со своим собственным братом

-От жестокости Старшего сына, от
огорчения, от страха за сына

-Решение отца было справедливым,
чтобы Старший сын побывал в той же тарелке

-Наверное, потому что чтобы
подчеркнуть реальность событий. Неважно, как их звали на самом деле, такая
история могла произойти с любыми братьями и сестрами.

— Нет. Способен на переживания,
сострадания. Опомнился, стал волноваться за брата

-То, что он оказывается и не
таким уж и плохим, он начинает сожалеть о своём поступке

— Затем чтобы показать, что
мальчик уже большой, но по сравнению с деревьями, маленький

-Нет

Из
реального мира попал в сказку

-Все
было прозрачным и изо льда

-Гнетущее,
мрачное, больно было смотреть, всё вокруг звенело, мир вечного покоя, как
будто всё вымерло


сказочном лесу

Личностные

-Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать эмоции.

-Оцениваем поступки в соответствии с
определённой ситуацией.

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы,
вести диалог.

Познавательные

-Контролировать свою деятельность по
результату выполнения задания.

-Выполнять задания и строить объяснения
в нужной форме.

-Находить
ответы на вопросы в тексте

Закрепление

3-я
глава.

Чтение
по ролям. Выбираем автора, Старшего и Прадедушку Мороза.

-У кого
в гостях оказался Старший?

-Сюжет,
какой русской народной сказки это напоминает?

-Почему у старика тоненький звонкий голос?

-«Не доброе и не злое лицо», «спокойно», «повторил
отчётливо, гладко» – о чём это говорит?

-Почему так страшно (раздельно) говорит Мороз?

-Заполните
2 таблицу на карточках: как внешний вид и особенности речи характеризуют
героя?

-Что страшного во дворце Мороза?

-Как понимает покой Мороз?

-А как понимал это слово Старший, отгоняя Младшего?

-Что огорчило и потрясло Старшего?

-Почему он подчинился Морозу и стал «успокаивать»
птиц?

-Исполнит ли Мороз свою угрозу, если мальчик его
ослушается?

-Что больше всего поразило вас в поступках Мороза?

Доп. задание.

4-я глава.

-Какое впечатление рождают слова «завтрак № 1»,
«полка № 9»?

-На какой промысел отправляется Мороз?

-Почему он разрешает Старшему передвигаться как
угодно?

-Легко ли будет спасти брата?

-Почему?

-Что помогает Старшему выдержать такую «ледяную»
жизнь?


Прадедушки Мороза

-«Морозко»

-Он насквозь промёрз

-Это говорит о том что он скорее
всего не испытывает никаких эмоций, и от этого у мальчика сжалось сердце

— Потому что злой, холодный,
спокойный

Его
бесконечность, неизменность, чёрное ледяное пламя в белой печи

-Покой в его понимание вечное
одиночество

-Покой в понимании мальчика, это
когда его не отвлекают от его дел

-То что все птицы замерзли, и то
что он останется в этом ледяном замке навсегда

-Потому
что он узнал, что его брат находится здесь, он хочет спасти его 

-Он
всемогущ, если заморозил птиц, сможет заморозить и мальчика

-То что
его поступки жестоки и безжалостны

-Впечатления
порядка, что всё на своих местах

Он
отправлялся замораживать зверей и птиц

-Потому
что знает, что мальчишка ничего сделать все равно не сможет, не сможет
сбежать, не сможет открыть ледяную дверь

-Спасти
брата будет нелегко

-Потому
что нужно придумать, чем же открыть эту ледяную дверь

-Мысль о
том, что он может и должен  спасти брата

Личностные

-Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям, выражать эмоции.

-Оцениваем поступки в соответствии с
определённой ситуацией.

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы,
вести диалог.

Познавательные

-Контролировать свою деятельность по
результату выполнения задания.

-Выполнять задания и строить объяснения
в нужной форме.

-Находить
ответы на вопросы в тексте

Обобщение. Рефлексия

-Вернемся к нашему
девизу. Как мы его можем сопоставить со сказкой?

-В чём необычность
сказки Е. Шварца?

-А можно сказать, что
здесь встречается живой мир и мир вечного покоя?

-Почему?

-Ребята, а какая у
нас была тема урока?

-А цель? Мы ее
достигли?

-Ребята, если у вас все получилось и вы
все поняли, поднимите правую руку. А если у вас что-то не получилось и вы
что-то не поняли, то – левую.

Спасибо за урок!

-В ней сплетаются
реальность и волшебство

Да

-Потому
что мы видим, автор изображает картину тёплого дома и холодного царства

-Сказка
«Два брата» Е. Шварца

Коммуникативные

-Учимся
взаимодействовать с учителем, вести диалог.

-Учимся оформлять свои мысли в устной
форме.

Регулятивные

Высказываем своё
предположение

Личностные

-Адекватная оценка своей деятельности

МАЙКОП, 18 августа. /ТАСС/. Волонтеры проекта «Дом Шварца», направленного на создание в Майкопе единственного в России культурного центра сказочника, который называл южный город родиной своей души, выпустили первый в постсоветское время аудиоспектакль по сказке Евгения Шварца «Два брата». Об этом ТАСС сообщила координатор проекта Надежда Суховая.

«Сказка «Два брата» стала первым произведением писателя, озвученным в рамках проекта «Слушаем Шварца», реализуемого волонтерами «Дома Шварца». Выход аудиоспектакля приурочен к 125-летию со дня рождения драматурга. Ранее аудиоспектакль по сказке «Два брата» был создан в 1957 году на радио СССР ведущими мастерами радиовещания для детей — народным артистом РСФСР Николаем Литвиновым, Алексеем Петроченко, Зинаидой Бокаревой, Георгием Румянцевым, музыку для радиоспектакля тогда написал композитор Григорий Фрид», — сказала она.

Новый аудиоспектакль на волонтерских началах создан не менее звездной командой: музыку написал композитор, заслуженный артист РФ Андрей Семенов, а текст сказки прочитал народный артист Адыгеи, заслуженный артист РФ, актер и режиссер Саид Багов. Музыка была записана в студии «Мосфильма» ансамблем солистов Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова под руководством дирижера Владимира Юровского.

Аудиоспектакль был записан в студии Tlebzu Records заслуженным артистом Адыгеи Асланом Тлебзу, а обложку к спектаклю создала художник Татьяна Трепет. Отличительной особенностью новой постановки является точное воспроизведение авторского текста сказки, в то время как при создании радиоспектакля 1957 года текст Шварца был значительно урезан и обработан с учетом формата для радио. В отличие от предыдущей версии, новая постановка создана в жанре моноспектакля, уточнила Суховая.

«Сказка «Два брата» — это история о том, как важно ценить и беречь своих близких, об ответственности за свои поступки и силе настоящей дружбы. Братья Старший и Младший постоянно ссорятся, чем очень огорчают родителей, и однажды их ссора приводит к трагическим последствиям — младший брат бесследно исчезает, и отец отправляет Старшего на его поиски. <…> Мы уверены, что аудиоспектакль вызовет большой интерес у слушателей разных возрастов, и волшебная энергетика Шварца сделает наш мир чуточку добрее и лучше», — отметила координатор проекта.

Она добавила, что аудиоспектакль можно прослушать на YouTube-канале волонтерского проекта «Дом Шварца». В дальнейшем волонтеры планируют разместить его запись на площадках ведущих онлайн-библиотек.

Мнение создателей

По словам Семенова, любимая им с детских лет сказка Шварца «Два брата» заставляет читателя думать, рождает массу эмоций. В ней очень много смыслов, и самый главный — чувство ответственности за своего ближнего, семью, свой дом и свою страну в конечном итоге. «Все взаимосвязано. Есть фраза, которую старший брат в раздражении бросает младшему: «Оставь меня в покое!» Как часто мы слышим от наших современников, что я никому ничего не должен. Это глубокое заблуждение: человек приходит в этот мир для того, чтобы быть кому-то быть полезным, внимательным к окружающему миру», — сказал композитор ТАСС.

Багов, который со сказкой познакомился, когда поступило предложение озвучить ее текст, признался, что произведение произвело на него очень сильное впечатление. «Эта сказка запала мне в сердце. Я понял, что она рассказывает о важном состоянии человека, когда он может ошибиться во взаимоотношениях, и что нужно делать, когда ошибка уже совершена, как ее исправить, исправимо ли это. В сказке все заканчивается замечательно, а вот в жизни не всегда хорошо, и вот с этого момента начинаются великие недоразумения во взаимоотношениях между людьми, несчастья, войны. Мы не застрахованы от ошибок, но имеем возможность их осознать и не повторять», — считает актер и режиссер.

О проекте

В рамках проекта «Дом Шварца», который возглавляет внучка Евгения Шварца Мария Крыжановская, волонтеры работают по разным направлениям. В марте в рамках VI Международной Кавказской математической олимпиады совместно с Адыгейским госуниверситетом (АГУ) они организовали и провели в Майкопе математический квест «Интеграл по городу. Теорема Шварца». В октябре на базе АГУ пройдет Всероссийская научная конференция «Евгений Шварц и проблемы развития отечественной литературы XX века». Команда проекта обратилась в мэрию Майкопа с просьбой присвоить имя Евгения Шварца гимназии, в которой учился писатель, и части пешеходной аллеи по улице Пушкина.

Волонтеры также разработали путеводитель по шварцевским местам Майкопа и планируют установку на фасадах исторических зданий города QR-кодов со ссылками на записи из дневников писателя. Заявка на получения гранта для реализации проекта «Майкоп Евгения Шварца» разработана совместно с АНО «Культпросвет» и подана в Президентский фонд культурных инициатив.

Евгений Шварц уехал из Майкопа около 100 лет назад, в центре города сохранился дом, где жила его семья, статус памятника архитектуры получила гимназия, где он учился. Тем не менее, организаторы проекта отмечают недостаток внимания к личности сказочника и сценариста. Только в начале 2020 года на средства гранта в центральном парке культуры и отдыха Майкопа появилась композиция «Золушкина туфелька», ставшая первым посвященным Шварцу арт-объектом в Майкопе. Он отсылает майкопчан и гостей Адыгеи к блестящему сценарию к получившему мировую известность советскому художественному фильму «Золушка» (по мотивам одноименной сказки Шарля Перро), поставленному в 1947 году на киностудии «Ленфильм» режиссерами Надеждой Кошеверовой и Михаилом Шапиро.

Семья Шварцев в 1902 году приехала в Майкоп, куда после полугодичного ареста по подозрению в революционной агитации среди рабочих Алафузовских фабрик в Казани под гласный надзор полиции был сослан отец писателя Лев Борисович. Будущему драматургу было тогда чуть более пяти лет. После окончания реального училища в 1913 году Евгений Шварц уехал из Майкопа в Москву поступать в университет.

В новость были внесены изменения (19:25 мск) — добавлены подробности по тексту, уточняются звания актера и режиссера Багова — народный артист Республики Адыгея, заслуженный артист РФ.

  • План к сказке сестрица аленушка и братец иванушка для 3 класса составить план
  • План к сказке сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии
  • План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский
  • План к сказке спящая царевна жуковский 5 класс краткое содержание
  • План к сказке три дочери татарская народная сказка