План к сказке сестрица аленушка и братец иванушка для 3 класса составить план

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение калинская средняя общеобразовательная школа план-конспект открытого урока литературного чтения в 3 б классе дата: 20.09.2019г тема:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

  1. План-конспект

  2. открытого урока литературного чтения

  3. в 3 б классе

  4. Дата: 20.09.2019г

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

99750030 1

Разработал учитель начальных классов ,

Рамазанова Людмила Рамазановна

Директор МБОУ « Калинская СОШ»

Зухрабов Кафлан Шахнавазович.

2019г

Литературное чтение: учебник для 3 класса в 2-х ч

Школа: МБОУ «Калинская СОШ»

Учитель начальных классов: Рамазанова Людмила Рамазановна

Дата: 20.09.2019г.

Класс: 3б

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Образовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие спо­собности.

Формирование УУД:

Предметные: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?

Всё на месте, всё в порядке — ручки, книжки и тетрадки!

В мире много интересного, очень много неизвестного!

Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!

  1. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность. Правила работы на уроке.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и  внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай,  не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё  понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо  руку поднимать.

  1. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия. Речевая разминка.

— Научитесь читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни пруда

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!

— Научитесь читать красиво, без ошибок.

  1. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия.

— Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется…

(«По щучьему велению»).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки…

(«Маша и медведь»).

Укатился он из дома

По дороге незнакомой…

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный…

(Колобок).

— О ком эти стихи? (О героях сказок.)

— По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

  1. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

— Верно. А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

Сформулируйте цели урока:

познакомиться … учиться читать…… учиться отвечать на вопросы…

  1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.

1. Словарная работа

Проведём работу по уточнению предложений, словосочетаний.

Шли- шли:стоит коровье копытце;

:::::::.лошадиное копытце;

:::::::козье копытце полно водицы.

— Как вы себе это представляете? (следы копыт животных, наполненные водой)

Есть такое предложение: «ШЛИ-ШЛИ — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».

— Как вы понимаете эти слова?

— А кто такой купец? Богатый торговец, тот, кто торговал.

Найдите в тексте абзац, где купец встретил Алёнушку.

Дети читают отрывок вслух.

Одному козлёночку было ведомо:

-Как вы понимаете эти слова? (известно)

2. Чтение по ролям.

— Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

— Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

3. Выборочное чтение.

(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

— Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)

— Проследите по сказке, какие несчастья случились с Иванушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

— Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.) (Дети зачитывают предложения.)

— Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жилось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

— Какую неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

— Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

— Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побеждает?

— Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка добрая, ласковая, преданная, доверчивая.)

— А какая была ведьма? Расскажите о ней.

— Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

добрая

злая

АЛЕНУШКА ласковая

преданная

доверчивая

заботливая

ВЕДЬМА грубая

хитрая

жестокая

  1. Физкультминутка.

  2. Первичное закрепление нового знания.

1. Определение вида сказки.

К какому виду сказок мы ее отнесем?

— Что же в этой сказке волшебного?

— Какие волшебные предметы есть в сказке?

— Найдите в сказке троекратный повтор.

— Где в сказке добро, а где зло? Что победило?

Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

2. Беседа по иллюстрации

— Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характера. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)

— А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова «Алёнушка».

Какай же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

«Залилась Алёнушка слезами, села под стожок — плачет».

— Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)

— Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

— Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнонёхонько закричал.).

Таким образом, — вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода — волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).

— Так что же роднит сказку и картину?

— Грустное настроение, лирическая тональность.( Пояснение: «лирический», «поэтический» могут обозначать сферу чувств и переживаний человека. Когда говорят, что человек «лирически» настроен, имеют ввиду, что его душа открыта самым тонким восприятия и чувствам, что он поэтически смотрит на мир).

— Какими же средствами переданы эти два произведения? Литературное произведение — словом. Картина — красками.

  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

— Что нового узнали? С какой сказкой вы познакомились?

Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

— Какие задания вам понравились? Почему? Чему учит эта сказка?

Закончи фразу « На уроке мне было интересно…»

— Кто испытывал трудности?

Закончи фразу « Мне было трудно…»

  1. Домашнее задание

Выполнить задание 9 на с. 27 учебника.

План сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – как составить?

План этой сказки нужно писать так, чтобы ребенку было понятно, и чтобы он мог опираться на данный план при пересказе. Но детали зависят от того, для чего этот план пишется. Например, для читательского дневника он пишется более коротким. Например:
1. Аленушка не разрешает Иванушке пить из лужицы, а он выпил и стал козленочком.
2. Аленушка встретила молодого купца, и он позвал ее замуж.
3. Злая ведьма позвала Аленушку купаться на реку да и утопила ее.
4. Ведьма превратилась в Аленушку и стала жить с купцом, а козленочка хотела съесть.
5. Купец услышал, как козленочек на реке зовет Аленушку, ее достали и спасли, а козленочек превратился в Иванушку.
6. Злую ведьму привязали к хвосту лошади и так наказали.
*
Более детальный план этой русской народной сказки можно составить такой:
1). Осиротели Аленушка и ее братец Иванушка, пошли работать в поле.
2). Жаркий день был, Иванушка пить просил.
3). Не разрешала Аленушка ему пить из копытца, чтобы не превратился он в теленочка, жеребеночка или козленочка.


4). Не послушался Иванушка, напился из козьего копытца и превратился в козленочка.
5). Горько плакала Аленушка, да тут купец ее увидал и замуж позвал.
6). Аленушка согласилась, но сказала, что козленочек будет жить с ними.
7). Уехал как-то купец далеко, а к дому ведьма пришла.
8). Позвала ведьма Аленушку купаться, привязала ей камень на шею и утопила в речке.
9). Обернулась ведьма Аленушкой и стала с купцом жить вместо нее.
10). Иванушка все на речку бегал, звал Аленушку.
11). Тогда ведьма захотела его зажарить и съесть.
12). Попросился козленочек у купца на речку сбегать и стал там плакать, а Аленушка ему из реки отвечала.
13). Услышал это слуга, рассказал купцу.
14). Вытащили Аленушку из воды, нарядили – она и ожила.
15). А злую ведьму к хвосту лошади привязали и погнали лошадь в поле, где ведьма и нашла свою смерть.


borodatiyvopros.com

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.

План пересказа сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка

  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.

Главная мысль сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Пословицы к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Слушайся добрых людей — на путь наставят.
Слушай умом, а не брюхом.
Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.


Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает — жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.

Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

  1. Волшебные превращения — козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
plan pereskaza sestrica alenushka i bratec ivanushka 0
plan pereskaza sestrica alenushka i bratec ivanushka 1

santyaguarundito.blogspot.com

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Автор: народ

Название произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои:  Аленушка, Иванушка.

Краткое содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Сказка рассказывает о том, как брат и сестра, оставшись сиротами, пошли странствовать по свету.

Ослушавшись сестру, Иванушка напился воды и стал козленочком.

Вскоре Аленушка стала царицей и завистливая колдунья ее утопила.

Благодаря, Иванушке-козленочку царь нашел и спас Аленушку.

И стали они по-прежнему счастливо жить все вместе.

План произведения для пересказа сказки:

1. Сироты пошли странствовать по свету

2. Вода и запреты Аленушки

3. Непослушание и превращение Иванушки

4. Свадьба с царем

5. Порча колдуньи

6. Колдунья утопила Аленушку

7. Иванушка бегает к морю

8. Царь обнаружил Аленушку

9. Казнь колдуньи

10. Счастливая семья

Рисунок — иллюстрация сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

plan pereskaza sestrica alenushka i bratec ivanushka 2

Главная мысль:

Непослушание старших часто имеет непоправимые последствия.

Забота родных способна спасти от самой большой беды.

Чему учит произведение:

Сказка учит нас слушать старших, ведь они желают нам только добра и плохого не посоветуют.

Также она учит любить, поддерживать и заботиться о родных в любых ситуациях.

Синквейн:

Иванушка.

Маленький, глупый.

Слушает, ослушивается, пьет.

Стал козленочком.

Непослушание.

Краткий отзыв по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Мне очень понравилась сказка.

Она интересная, необычная и поучительная.

Моим любимым героем стала Аленушка.

Ее отношение к брату вызывает уважение.

Я искренне переживал за Аленушку, когда колдунья хотела убить ее.

И очень рад, что Иванушка, несмотря на свое состояние, смог спасти сестру.


Пословицы к сказке:

Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.

Дружная семья — долгая жизнь.

Дерево держится корнями, а человек – родственниками.

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

gdz-gramota.ru

Общая часть

Предмет

Литературное чтение

Класс,

ФИ учащегося

3 класс

(Павельева, Гаврилко, Салей)

Тема урока

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (русская народная сказка) (1, 2, 3 уроки) с 16.09. по 20.09.

Тип урока

Открытие нового знания

Цель

Познакомить с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Умение слушать и читать произведение, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, объяснять смысл названия произведения.

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем в поиске информации; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Коррекция нарушений развития ребенка

способствовать развитию устной речи, познавательного интереса, развитию воображения, мышления и внимания.

Основные понятия и термины

Непонятные слова в тексте (словарная работа)

Средства обучения (учебные наглядные пособия, дидактический наглядный материал, ЭОР и др.)

Учебник «Литературное чтение» 3 класс 1 часть, презентация, иллюстрации к сказке, карточки с пословицами, с планом сказки, с заданиями, мультфильм.

Методы обучения

Наглядные, словесные, репродуктивные, частично-поисковый.

Организационная структура урока

Этап урока

Основные виды деятельности учителя

Основные виды деятельности учащегося

Коррекционно-развивающая направленность этапа урока

Орг.момент

Приветствую ученика, настраиваю его на рабочий лад.

Солнце красное проснулось,

В гости к нам пришло с утра.

Всем ребятам улыбнулось:

Начинать урок пора!

Проверяет готовность к уроку, приветствует учителя, настраивается на рабочий лад

Сконцентрировать внимание; создать положительный настрой на учебную деятельность учащегося

Актуализация знаний

— Вспомни, как называется раздел, с которым мы начали знакомство на прошлом уроке?

— Какие виды сказок существуют?

— А еще какие сказки бывают?

— Скажи, а чему сказки учат?

Раздел называется «Сказки»

Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые

Сказки бывают народные и авторские

Сказки учат добру, не обижать и защищать слабого….

Активизация познавательной деятельности и уровня умственного развития учащегося (внимание, восприятие, память, речь).

Речевая разминка

— Прочитай чистоговорку про себя, шепотом, вполголоса, по слогам, целыми словами:

ЗА-ЗА-ЗА — прибежала к нам коза.

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ — есть козленок у козы.

ЗУ-ЗУ-ЗУ — заведу в загон козу.

ЗА-ЗА-ЗА — это Зоина коза.

— О ком говорится в чистоговорке?

Читает чистоговорку по заданию учителя

о козе и козленке

Самоопределение к деятельности

— Я прочитаю вам строчки из одной сказки, а вы должны угадать о какой сказке пойдет сегодня речь на уроке.

Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца!..

— Прочитай тему урока.

— Рассмотри иллюстрацию и предположи, о чем пойдет речь в этой сказке?

— Какие задачи ты поставишь перед собой на уроке?

Слушает загадку, пытается отгадать

Сказка про Аленушку и братца Иванушку

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

рассматривает иллюстрацию к сказке, называет героев

Прочитать сказку; определить главную мысль; учиться находить ответы на вопросы в тексте; учиться пересказывать текст по плану; упражняться в развитии речи.

Коррекция и развитие мышления, памяти и речи учащегося. Применение специальных методов и приемов, стимулирующих у детей компенсаторные процессы развития.

Словарная работа

Соедини стрелочками слово с его значением

Копытце

Нож из стали с узорчатой ручкой

Купец

След от копыта животного

Нож булатный

Богатый торговец

Ведомо

Известно

Выполняет задание, после сверяет свою работу с образцом

Коррекция и развитие мышления (сравнение, анализ, обобщение, классификация), памяти и речи учащегося.

Первичное знакомство со сказкой

— Сейчас я предлагаю тебе посмотреть мультфильм, после чего тебе нужно будет ответить на несколько вопросов по сказке.

https://yandex.ru/video/preview?filmId=10957954506179223835&text

— Назови героев сказки

— Что случилось с Иванушкой?

— Какая беда произошла с Аленушкой?

— Что ведьма хотела сделать с козленком?

— Чем закончилась сказка?

— Можно ли сказку назвать волшебной?

— Можно сказать, что эта сказка волшебная?

— А бытовой эту сказку можно назвать?

Смотрит мультфильм, отвечает на вопросы учителя

Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма

превратился в козленка

ведьма ее утопила в реке

просила купца козленка зарезать

Аленушку вытащили на берег, козленок опять стал Иванушкой, а ведьму прогнали

можно, в ней случаются превращения

можно, здесь герои и люди, и животные.

Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, устной развернутой речи

Физминутка

— А теперь немного отдохнем. Повторяй движения за мной.

Раз — подняться, потянуться.

Два — согнуться, разогнуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту сесть опять!

Выполняет движения вместе с учителем

Снятие мышечного напряжения, коррекция внимания и восприятия

Вторичное чтение сказки и работа над содержанием

— Открой учебник на стр.22 и начинай читать сказку.

— Куда каждый день ходила Аленушка?

— Почему она брала с собой брата?

— Рассмотри иллюстрацию в учебнике, что ты можешь сказать об Аленушке и Иванушке?

— Что захотелось Иванушке по дороге домой?

— Копытца каких животных им встречались на пути?

— Почему Иванушка превратился в козленка?

— За кого Аленушка вышла замуж?

— Куда однажды ведьма пригласила Аленушку?

— Аленушка не знала ведьму. Скажи, а можно с незнакомцем куда-нибудь идти?

— Что ведьма сделала с Аленушкой?

— Какие слова говорил козленочек, когда приходил на бережок?

— Почему ведьма захотела зарезать козленка?

— Чем закончилась сказка?

— В этой сказке добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?

Ученик читает сказку в учебнике по абзацам, отвечает на вопросы учителя

на работу

его не с кем было оставить, родители умерли

они были бедными, ходили босиком, одежда старенькая, залатанная…

пить

коровье, лошадиное и козье

не послушался сестру и попил из копытца

за купца

искупаться на речку

нельзя, может случиться несчастье

утопила в реке

……

он знал правду

Аленушку спали, козленок стал Иванушкой, а ведьму выпустили в чистое поле.

Слушаться взрослых, не быть доверчивыми

Коррекция и развитие мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, устной развернутой речи

Физминутка

Мы листики осенние

Летим, летим, летим.

Поднимемся, опустимся

И дальше полетим.

Повторяет движения вместе с учителем

Снятие мышечного напряжения, коррекция внимания

Характеристика героев

— В этой сказке есть положительные и отрицательные герои.

— Положительные герои – это… — Олицетворением зла в этой сказке является…

Работа по карточке

1) Подчеркни слова, которыми можно описать Аленушку.

Добродушная, злая, ласковая, жестокая, преданная, грубая, заботливая, хитрая.

2) Подчеркни слова, которыми можно описать Ведьму.

Добродушная, злая, ласковая, жестокая, преданная, грубая, заботливая, хитрая.

хорошие герои, добрые….

ведьма

Выполняет самостоятельно задание по карточке и сверяет свою работу с образцом

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, устной развернутой речи

Работа с планом

1) Жили — были Аленушка и Иванушка.

2) Иванушка превратился в козленка.

3) Аленушка вышла замуж за купца.

4) Ведьма утопила Аленушку в реке.

5) Козленок бегает на берег реки.

6) Козленка хотят зарезать.

7) Аленушка спасена и Иванушка расколдован.

8) Ведьму наказали.

— Сравни свою работу с образцом. Если правильно выполнил задание поставь +, если нет, то -.

Ученик 1 группы (слабый ) выполняет задание:

Расположи полоски с пунктами плана в правильной последовательности (В конце ученик сверяется с образцом. Если пункт плана определен правильно, то ученик кладет рядом зеленый круг, если не верно — красный.)

Ученик 2 группы (сильный) выполняет задание:

Впиши в пункты плана недостающие события.

1) Жили — были Аленушка и Иванушка.

2) ______________________________

3) Аленушка вышла замуж за купца.

4) _______________________________

5) Козленок бегает на берег реки.

6) _______________________________

7) _______________________________

8) Ведьму наказали.

Сверяет свою работу с образцом.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, устной развернутой речи

Работа с картинойй

В. Васнецова

— Рассмотри репродукцию картину В. Васнецова.

— Почему Аленушка такая печальная и задумчивая?

— Как ты думаешь, какой момент из сказки изобразил художника?

— Найди этот фрагмент в тексте.

— Как удалось художнику изобразить её беду?

— Как ты думаешь, какое настроение у Аленушки?

— Что в картине усиливает эту грусть?

— Почему художник выбрал осень?

— Догадайся, почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды?

Рассматривает репродукцию

грустит из-за братца

когда Иванушка превратился в козленка

«Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет».

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду пруда.

Грустное

Осень, нет ярких красок, темная вода, темный лес, одежды неяркие.

Осень — это грустное время года, природа увядает.

С водой связаны грустные события в сказке.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Работа с иллюстрациями к сказке

(Выборочное чтение; пересказ)

Учитель показывает иллюстрации к сказке, а ученик должен:

1 группа

Задание: Найди и прочитай фрагмент сказки, подходящий к данной иллюстрации.

2 группа

Задание: Расскажи сказку по иллюстрациям.

Выполняет задание

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Работа с пословицами

1 группа

Задание: Из двух половинок пословиц собери одну, которая подходит к этой сказке.

1) Вся семья вместе, так и душа на месте.

2) Доброе дело и в воде не тонет.

3) Послушному — одно слово, непослушному — сто.

2 группа

Задание: Из предложенных пословиц выбери те, которые подходят к сказке.

1) Труд человека кормит, а лень портит.

2)Вся семья вместе, так и душа на месте.

3) Делу время, потехе — час.

4) Послушному — одно слово, непослушному — сто.

Выполняет задание, сверяет свою работу с образцом, делает пометки + или -.

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Задание «Переводчик»

1 группа

Задание: Замени выделенные слова современными. Запиши эти слова.

1) Залилась ______Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, девица __________, плачешь?

3) Купец ей говорит: Поди ______ за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро ___________, а козлёнок будет жить с нами.

2 группа

Задание: Выделенные слова замени современными и запиши их. Слова выбирай из справки.

Слова для справок: зарыдала, девушка, выходи, в золото и серебро, подумала она.

1) Залилась ______Алёнушка слезами, села под стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

2) В ту пору ехал мимо купец: – О чём, девица __________, плачешь?

3) Купец ей говорит: Поди ______ за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро ___________, а козлёнок будет жить с нами.

Выполняет задание, сверяет свою работу с образцом

Зарыдала

Девушка

Выходи

В золото и серебро

Зарыдала

Девушка

Выходи

В золото и серебро

Коррекция и развитие мышления (анализ, сравнение, классификация), памяти, внимания, зрительного восприятия, устной развернутой речи

Итог урока. Рефлексия.

— Иногда сказки заканчиваются такими словами: Сказка – ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.Как ты понимаешь эти слова?

— Какие выводы ты сделал для себя прочитав сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку?

— Докажи, что это волшебная сказка.

— Оцени свою работу на уроке с помощью смайликов.

Сказки нас чему — либо учат

Не оставлять друг друга в беде; Любить друг своих близких; Слушать старших.

Иванушка превратился в козленка; Аленушка разговаривала под водой и ожила, когда её подняли со дна; ведьма существует; козленок умел разговаривать.

Оценивает свою работу на уроке.

Коррекция своих действий и самооценки; коррекция способов саморегуляции и сотрудничества

Д/З

1) стр.22 — 26, прочитать сказку, ответить на вопросы

2) Найти с помощью интернета пословицы к сказке.

3) Нарисовать рисунок к наиболее понравившемуся фрагменту в сказке.

Записывает дз, слушает задание

Коррекция внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия

Данный урок разработан в соответствии с
Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (ФГОС
НОО). На уроке формируется совокупность
универсальных учебных действий (УУД),
используются технологии, которые способствуют
формированию и развитию у обучающихся умения
учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Урок построен по технологии развития
критического мышления. В нём можно выделить 3
основных стадии. Стадия вызова, осмысления,
рефлексия.

В стадии вызова из памяти актуализируются
имеющиеся знания и представления об изучаемой
теме, формируется личный интерес, определяются
цели. Дети нашли буквы и узнали тему урока, с
помощью опорных слов поставили задачи. На этот
момент мы использовали приём критического
мышления. Дети включились в активную
деятельность.

В стадии осмысления, дети вступили в контакт с
новой информацией. На этом этапе, дети прослушали
аудиозапись с целью отслеживания процесса
познания и понимания текста. Детям было
предложено придумать свои вопросы. Это помогает
детям читать более внимательно, превращает
чтение в увлекательное путешествие.

В стадии осмысления идёт непосредственная
работа ребёнка с текстом направленная и
осмысленная.

Дети отвечали на тонкие вопросы (вопросы,
которые требуют ответ “да”, “нет”), на толстые
вопросы (вопросы, которые требуют полного
ответа), а также работали над текстом.

Работа шла по развитию критического мышления
через уточняющие вопросы, с помощью которых дети
пришли к выводу. При анализе произведения шла
работа над смысловым чтением.

В процессе работы по развитию критического
мышления вырабатываются умения работать в паре.
Работа в паре прошла при составлении пословиц.

Рефлексия была проведена с использованием
приёмов развития критического мышления через
синквейн, это требует от ученика в кратких
выражениях рассказать самое главное по теме
урока.

Работа шла по развитию критического мышления
через вопросы – интерпретации. Эти вопросы учат
детей осознавать причины тех или иных поступков.

На протяжении всего урока у детей шло развитие
не только критического мышления, но и развитие
коммуникативных, личностных, познавательных,
регулятивных УУД.

Этапы урока Задача этапа Планируемое время Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Мотивация к уроку. 30 сек Видеоролик. (Нажать на слово “Пусть
новый день принесёт только хорошее)

Чудесным
пусть будет у вас настроение,
легко и прелестно даётся учение.

Показывают готовность к уроку.

Приветствуют
учителя

II. Речевая разминка Развитие артикуляционного
аппарата
3 мин На доске речевая разминка

На опушке в
избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.

 
-Прочитайте, что написано на доске?

-Какой
звук повторяется в скороговорке?

-Прочитайте хором.

-Прочитайте медленно.

-Прочитайте обиженно.

-Прочитайте весело

Прочитайте быстро.

-Для чего вы выполняли эту работу?

Для чего вы выполняли эту работу?

Скороговорка

Повторяется звук [ш]

Дети читают все вместе.

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Читает один ученик

Чтобы красиво, выразительно, правильно
говорить.

III. Постановка цели урока Соблюдают правила
взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют
свои ответы, используя полученную информацию и
имеющиеся знания.
5 мин Послушайте песню и скажите, чему будет
посвящён наш урок.

Аудио “Сказка гуляет по
свету” В. Толкунова (Нажать на солнышко).

Наш урок будет посвящён сказкам.
Ребята, в одной сказочной стране Злой
Волшебник заколдовал добрые сказки. Почти все
сказки исчезли, разлетелись по свету. Названия
сказок стёрлись. Остались картинки. Не поможете
ли вы мне расколдовать сказки, вспомнить как они
называются.

Какие вы молодцы! Расколдовали
сказки.

– Сказки называют народной мудростью. Их
сочинил народ. Сказки передавались из уста в
уста. Автора народной сказки нельзя определить.
Есть научное толкование слова сказка. Из
предложенных мной вариантов выберите верный.

Гуси-лебеди,
Лиса и Заяц,
По щучьему велению,
Волк и семеро козлят,
Царевна-лягушка
Сказка – это…


научно-фантастическое произведение;

• произведение о вымышленных событиях, чаще с
участием волшебных сил, в котором добро всегда
побеждает зло.

— Найдите самое главное в этом определении.

Всегда ли добро побеждает зло?

Докажите.

Проблема.

В нашем учебнике есть замечательная сказка,
которая поможет ответить на этот вопрос.

Предлагают варианты ответов.

Добро
всегда побеждает зло

Прочитайте название сказки на доске.

СGЕСIТ1РИDЦSА
АSЛ6ЁZНUУ9ШYК8А И БQРNАRNJТ5ЕVЦ ИJВIА7НGУFШSКZА

Сформулируйте цели урока.

— Познакомимся…

— Будем развивать…

— Обогащать…

— Пополнять…

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

…со
сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

… навыки осознанного, выразительного чтения.

…свою речь.

…свой багаж новыми сказками

IV. Изучение нового материала Соблюдают правила
взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют
свои ответы, используя полученную информацию и
имеющиеся знания.
8 мин

6 мин

1. Первичное чтение сказки.

(Аудиоприложение
к учебнику Л.Ф. Климановой 3 класс (нажать на
картинку “Алёнушка и козлёнок”)

Прослушайте сказку, представьте героев.
Придумайте вопросы к сказке.

2. Первичная проверка понимания.

— Понравилась ли вам сказка?

Назовите героев сказки и опишите их. Можете
пользоваться “Словариком прилагательных”.

— Что помогло нам дать характеристику героям?

Для чего мы давали характеристику героям?

Кто больше понравился? Почему?

У вас на столах листочки разного цвета.

Зелёный – высокий уровень.

Жёлтый – средний уровень.

Красный – низкий уровень.

Оцените себя на этом этапе работы.

 

Эпитеты

Мы узнали, что все герои разные.

Минута самостоятельной работы.

Придумайте
свои вопросы к сказке. Запишите в тетрадь.

Что мы сейчас проверили?

Продолжим работу над текстом.

— Что вы узнали об Алёнушке и Иванушке из первых
строк сказки?

Внимательно ли прослушали сказку.

Алёнушка и Иванушка были брат и сестра.
Родители их умерли и остались они одни —
одинёшеньки.

Куда пошла Алёнушка и почему она братца
взяла с собой?

В кого превратился Иванушка? Как
это случилось?

Найдите эти стоки и прочитайте.

Алёнушка пошла на работу. Иванушку не с
кем было оставить дома.

Он превратился в
козлёночка, потому что напился водицы из козьего
копытца.

Как вы думаете, почему мальчик не
послушался свою старшую сестру?

Как отнеслась
Алёнушка к брату, ставшему козлёночком.

Хорошо ли это не слушать старших – и почему вы
так считаете?

Было очень жарко. Иванушка очень хотел
пить.

Алёнушка его любила, как раньше.

Старших надо слушать. Они лучше знают, что может
случиться, т. к. у них больше опыта.

Что предложил Алёнушке купец? Найдите
эти строки.

Хорошо ли им жилось вместе?

Кто помешал их счастью? Как это случилось?
Найдите эти строки и прочитайте.

Он предложил выйти за него замуж.

Да,
жили они хорошо.

Им помешала ведьма. Она утопила Алёнушку, а сама
превратилась в неё.

Кто знал об её обмане?

Стал ли
козлёночек снова мальчиком? Как это случилось?

Что сделали с ведьмой?

Козлёночек.

Да. Он от радости
перекинулся через голову 3 раза.

Её привязали к лошадиному хвосту и пустили в
чистое поле.

Зачем я вам задавала вопросы?

Сделайте
вывод.

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Чтобы ещё лучше понять сказку

Отношения
близких людей одинаковы и в радости и в горе.

V. Физкультминутка   1 мин Сейчас мы с вами отдохнём и продолжим
работу дальше (нажать на слово “ФИЗМИНУТКА”).
Выполняют движения под музыку.

Лиса

Дети называют сказки

VII. Работа в парах Учатся полно и точно выражать
свои мысли. Владеют навыками самостоятельной
работы
12 мин Работа в парах.

Продолжим работу над
проблемным вопросом. поработаем в паре.

Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

Что такое пословица?

Минутка самостоятельной работы.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Делая зло, на добро не надейся.

Добра желаешь, добро и делай.

Добро не лихо – ходит тихо.

За добро добром и платят.

Выполняют задание самостоятельно.

Краткое
народное изречение, в котором отражается
народная мудрость, жизненный опыт.

– Прочтите собранные пословицы.

– Что
их объединяет?

Какие пословицы о добре вы знаете?

— Итак, вернёмся к сказке “Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка”.

– Какие из собранных пословиц можно отнести к
нашей сказке.

— Докажите, что они подходят.

— Почему именно пословицы собирали?

Оцените свою работу на этом этапе урока.

Мудрые изречения, которые учат жизни.
VIII. Итог урока Принимают и сохраняют учебную
задачу.
2 мин 30 сек – Чему учит эта сказка?

— Как мы должны
жить, чтобы жить в добре?

Вернёмся к проблемному вопросу.

Всегда ли добро побеждает зло.

К сожалению, в жизни не всегда так бывает.

От кого это зависит?

Слушаться старших, любить друг друга, не
бросать в беде.

Да и это мы доказали на примере сказки
“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.

Сейчас составим синквейн.

Выберите
самую главную тему.

— Закончите предложения.

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Поставьте себе общую оценку.

 

Добро.

IX. Домашнее задание Учатся выбирать задание по своим
возможностям.
1 мин Разноуровневое задание.

1. Нарисовать
иллюстрацию к сказке.

2. Подготовить выразительное чтение сказки по
ролям.

3. Составить кроссворд к сказке.

Записывают задание в дневник. Задают
вопросы.
X. Рефлексия Владеют Навыками самоанализа 1 мин Два дерева “Чёрное” и “Зелёное”.

Приклейте
листочек на одно из деревьев. Дерево выберите
сами.

Как вы думаете, почему одно дерево чёрное?

Видео приложение (нажать на картинку).

img1

Осуществляют самоанализ учебной
деятельности.

2. Интернет-ресурсы

Уроки
6,7.  Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Дата:13.09.2021

Учитель: Лукина
Екатерина Владимировна

Класс:3г

 Цели:
познакомить учащихся с русской народной
сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной);
учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать
внимание, память, творческие спо­собности.

Планируемые
результаты:
учащиеся должны уметь различать жанры
устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить
пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять
план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

Оборудование:
видео- или аудиозапись сказки «Сестрица
Але­нушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой раз­минки.

Ход
урока 1

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

На опушке в
избушке

Живут
старушки-болтушки.

У каждой старушки
лукошко.

В каждом лукошке
кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам
сапожки.

—  Прочитайте. Что
прочитали? (Скороговорку.)

—  Какой звук
повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [и/].)

—  Прочитайте
скороговорку тихо, громко, еще громче. (Чте­ние хором.)

—  А сейчас начнем
читать медленно, постепенно ускоряя темп.

 (Объявляется
конкурс на самое быстрое чтение этой скорого­ворки. Читают желающие.)

—  Можно ли
назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно. Так как здесь
говорится о кошках в лу­кошках, которые шьют старушкам сапожки.)

III.
Проверка домашнего задания

—  Какие
произведения устного народного творчества вы чи­тали дома? (Выступления детей.)

—  Какие сказки мы
читали и даже сочиняли на предыдущих уроках? Что значит докучные? (Надоедливые.)

IV.
Постановка цели урока. Введение в тему

—  Кроме докучных
сказок, какие бывают еще? (Русские на­родные.)

—  Почему они
называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста.
Автора определить нельзя.)

—  Ребята, в одной
сказочной стране злой волшебник закол­довал интересные добрые сказки. Почти все
слова из ска­зочных текстов разлетелись по свету. Названия стерлись. Но
остались некоторые слова. Не поможете ли вы мне рас­колдовать эти сказки,
вспомнить, как они называются?

•   Заяц, избушка,
Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц».)

•   Коза,
козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят».)

•   Аленушка,
Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица
Аленушка и братец Иванушка».)

Какие вы молодцы!
Расколдовали сказки. Сейчас мы с вами отдохнем и продолжим работу.

V.
Физкультминутка

А теперь, ребята,
встали!

Быстро руки вверх
подняли,

В стороны, вперед,
назад,

Повернулись
вправо, влево,

Тихо сели — вновь
за дело.

VI.
Работа по теме урока

1. Первичное
чтение

(Читают учитель и
учащиеся (по выбору учителя, или вклю­чается видеозапись сказки) так, чтобы
классу было интересно.)

—  Ваши
впечатления о прочитанном?

2. Первичная
проверка понимания

—  Что вы узнали
об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки? (Аленушка и Иванушка были
братом и сестрой. Ро­дители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.)

—  Куда пошла
Аленушка и почему она братца взяла с собой? (Аленушка пошла на работу. А
Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.)

—  В
кого превратился братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в
козленочка, потому что испил водицы из лужицы от козьего копытца.)

—  Ребята,
как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру? (Он
очень-очень хотел пить, ведь было жарко.)

— Хорошо ли это:
не слушать старших — и почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они
лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.)

—  Что
предложил Аленушке купец? (Он предложил выйти за него замуж.)

—  Хорошо
ли им жилось всем вместе? (Да, жили они хорошо.)

—  А
кто помешал их счастью? Как это случилось? (Им поме­шала ведьма. Она утопила
Аленушку, а сама превратилась в нее.)

—  Кто
знал о ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осу­ществить задуманное.)

—  Стал ли
козленок снова мальчиком? (Да. Он от радости Зраза перекинулся через голову
и обернулся мальчиком.)

—  Что
сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое
поле.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Подготовить
выразительное чтение сказки.

Дата:14.09.2021

Ход
урока 2

I.
Организационный момент

II.
Речевая разминка

—  Научитесь
читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни
пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

—  Научитесь
читать красиво, без ошибок.

III.
Введение в тему

—  Узнайте героев
и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым
идет,

А Емеля на печи

Ест большие
калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка
называется… («По щучьему велению»).

Сидит в корзине
девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не
ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал
загадку?

Тогда скорей
ответь!

Названье этой
сказки… («Маша и медведь»).

Укатился он из
дома        

По дороге
незнакомой…

Ты узнал его,
дружок?

Это самый
непослушный,

Говорливый,
несмышленый

И румяный… (Колобок).

—  О ком эти
стихи? (О героях сказок.)

—  По какому
признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

—  Верно.
А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица
Аленушка и братец Ива­нушка».)

IV.
Работа по теме урока

1. Чтение по ролям

—  Прочитайте по
ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

—  Найдите слова,
которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила
жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть
троекратный повтор. Это признак сказки.)

2. Выборочное
чтение

(Дети зачитывают
отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

—  Сколько раз
просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды
три раза. Беда случилась на третий раз.)

  — Проследите по
сказке, какие несчастья случились с Ива­нушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают
отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка»,
«Ведьма топит Аленуш­ку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

—  Как проявили
себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра и брат
любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)

(Дети зачитывают
предложения.)

—  Как жилось
Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в
злато-серебро»? (Им жи­лось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую
неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка
пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти
куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь
обещает? (Нет, это очень опасно.)

—  Как
в сказке показано, что зло наказывается, а добро побе­ждает?

—  Найдите
вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него.
(Аленушка доб­рая, ласковая,
преданная, доверчивая.)

—  А какая была
ведьма?

—  Расскажите о
ней.

—  Какие слова характеризуют
Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                    
добрая

                                                      
злая

АЛЕНУШКА                             
 ласковая

                                                      
преданная

                                                  
доверчивая

                                                
заботливая

ВЕДЬМА                                      
грубая

                                                     хитрая

                                                     
жестокая

V.
Физкультминутка

(По выбору учителя
или учеников из проведенных ранее.)

VI.
Продолжение работы по теме урока

1. Определение
вида сказки

—  К какому
виду сказок мы ее отнесем?

—  Что же в этой
сказке волшебного?

—  Какие волшебные
предметы есть в сказке?

—  Найдите в
сказке троекратный повтор.

—  Где в сказке
добро, а где зло?

—  Что победило?

Признаки
сказки
(повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные
предметы;

3) сказочные слова
и выражения;

4) троекратный
повтор;

5) борьба добра и
зла;

6) добро побеждает
зло;

7) концовка.

2. Беседа по
иллюстрации

—  Ребята, только
что вы дали описание Аленушки, ее характе­ра. А сейчас подумайте и скажите, как
она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная,
в стареньком сарафане, так как она бедная.)

—  А вот какой
представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23
учебника
. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

VII.
Рефлексия

VIII.
Подведение итогов урока

—  С какой сказкой
вы познакомились?

—  К какому виду
сказок она относится?

—  Докажите, что
она волшебная.

—  Чему учит эта
сказка?

Домашнее задание

Выполнить задание
9 на с. 27 учебника.

  • План к сказке сказка о рыбаке и рыбке 2 класс школа россии
  • План к сказке спящая царевна 5 класс литература жуковский
  • План к сказке спящая царевна жуковский 5 класс краткое содержание
  • План к сказке три дочери татарская народная сказка
  • План к сказке погорельского черная курица или подземные жители