План к сказке морозко 3 класс из 5 частей

План к сказке морозко ке, стихи в строфе, как бы внутренняя рифма/. и крутится в мом мозгу: мазурка, море, смерть,


План к сказке «Морозко»

ке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/. И крутится в моём мозгу: Мазурка, море, смерть, Марина 5) Композиция лирического произведения. Необходимо: — определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; — выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; — определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) — определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; — выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»). Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод. 6. Поэтическая лексика. Тропы — слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: — аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; — гипербола — художественное преувеличение; — ирония — скрытая насмешка; — литота — художественное преуменьшение; — метафора — скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова «как», «словно» — отсутствуют; — олицетворение — например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; — параллелизм; — сравнение; — эпитет — художественное определение. 7. Стилистические фигуры: Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) — антитеза/противопоставление; — градация — например: светлый — бледный — едва заметный; — инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; — повторы/рефрен; — риторический вопрос, обращение — повышают внимание читателя и не требуют ответа; — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 8. Поэтическая фонетика: Использование звукоподражаний, звукозаписи — звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. — аллитерация — повторение одинаковых согласных; — анафора — единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; — ассонанс — повторение гласных; — эпифора — противоположна анафоре — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 9. Образ лирического героя, авторское «Я». 10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д. 11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

>Урок литературного чтения в 3 классе. Русская сказка «Морозко»

Конспект урока литературного чтения «Русская сказка «Морозко». Пересказ», 3 класс. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цель: продолжить знакомство с русской народной сказкой «Морозко».

Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока, находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

Оборудование: видеозапись отрывка экранизации сказки «Морозко», карточки с текстом речевой разминки, выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(На доске записана скороговорка.)

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

— Какое интересное слово есть в скороговорке? Что оно означает? (Размокропогодилась. Значит, стало слякотно.)

(Чтение с орфографическим проговором, затем с орфоэпическим проговором, в замедленном темпе.)

— Прочитайте скороговоркой.

III. Проверка домашнего задания

— Дайте характеристику героя сказки.

— Посмотрим фрагмент экранизации сказки «Морозко» о том, как обе героини попадают в лес. Сравним их поведение.

(Учитель показывает два видеофрагмента.)

— Что вы можете сказать о них?

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

— Разделите сказку на смысловые части и озаглавьте каждую часть.

— Сравните свои заголовки с данным планом.

План

1. Мачехина дочь и падчерица.

2. Падчерица в лесу у Морозко.

3. Старикова дочь возвращается домой в злате, в серебре.

4. Старухина дочь под елью.

5. Старуха встречает дочь.

— Перескажите сказку близко к тексту. Старайтесь при рас­сказе употреблять сказочные слова и выражения.

VI. Рефлексия

— Вспомните все, чем мы занимались на уроке. Что у вас особенно хорошо получалось?

— Когда вы испытывали трудности?

VII. Подведение итогов урока

— Какие пословицы и поговорки отражают основную мысль сказки? Прочитайте их. Что в них общего и чем они различаются?

• Бог терпел и нам велел.

• Носи платье — не сметывай, терпи горе — не сказывай.

• Терпение и труд все перетрут.

• Пока солнце взойдет — роса очи выест.

• Час терпеть — век жить.

• Терпи, казак, атаманом будешь.

— Как бы вы ответили на вопросы, что правда, а что неправда, что сказано «шутки ради, а что в наставленье»?

Домашнее задание

Читать русские народные сказки в обработке А.Н. Афанасьева.

Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

О жизни и творчестве Гайдара

Олимпиадные задания по литературному чтению, 3 — 4 класс

Басни Крылова для 3 класса

Конспект интегрированного урока в 3 классе по литературному чтению и окружающему миру

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса

Конспект  урока  литературного  чтения  для  3 класса,  УМК «Перспектива».

Тема: «Русская народная сказка «Морозко».

Составила:  Седнева  Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ прогимназия «Радуга» №624, г. Санкт – Петербург.

                                       

Цель:

  • способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное

Задачи:

  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею
  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

Ход урока:

  1. Погружение в тему.

— Какую сказку будем читать?  Кто главный герой?  Что знаете о нем?

— Смотрите ли вы детективы?  Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

— О ком загадка?

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше?  Читать сказки, предания, легенды…

  1. Актуализация знаний.

Уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе. В его представлении Мороз был похож на сильного и злого старика, повелителя снежных полей и лесов. Называли его уважительно: Дед Трескун, Мороз Морозович, Мороз Иванович. Сегодня мы познакомимся с другим Морозом – персонажем русской народной сказки «Морозко».

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Трудные  слова

уста

сказывать

сказитель

падчерица

худо

кажный

затужил

молитву творить

тукнуть

подожмала ножки

красная девушка

приданое

паньёй сияет

  1. Чтение и анализ сказки.  Работа над трудными словами.  Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

родная дочь

«что ни сделает, за все ее хвалят»

лень и безделье порождает слабость

падчерица

«девочка была золото, а у мачехи каждый день слезами умывалась»

«добро пожаловать, знать бог тебя принес»

покорность

трудолюбие

открытое сердце

доброта  мудрость

мачеха

«вези ее старик, чтоб глаза мои не видели»

злоба

ненависть

жестокость

старик

«затужил, но побоялся перечить; увез, а сам скорее домой»

безропотный

забитый

жалкий

морозко

«девушка, девушка, я – Мороз, Красный нос!»

олицетворение природы

гармония с природой

испытания

собачка

«старикову дочь женихи везут, а старухину дочь замуж не берут»

верность

— Справедливо ли закончилась сказка?  Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

— Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

— Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

— Была ли в доме еще девочка?  Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

— Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

— А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

— Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти.  Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

— Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

— Сразу ли Морозко одарил девушку?  Он е три раза испытывал.

— что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод:  Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

— Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

— Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

— Почему не пожалел Мороз мачехину дочь?  Почему по разному поступил с девочками?

4. Рефлексия.

— Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд.  Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

Какова роль Мороза в сказке?

— Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

Прочти авторскую сказку  Одоевского «Мороз Иванович», сравни ее с народной сказкой.

Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова,  В.Г.Горецкий и др., 3 класс (изд-во Москва,  «Просвещение» 2013 г.) УМК «Школа России»

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»

Задачи урока:

Предметные:

Формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

Развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

Метапредметные:

а) познавательные УУД:

Развивать умения извлекать информацию из  иллюстраций, текстов;

Развивать творческое мышление;

б) коммуникативные УУД:

Развивать умение слушать и понимать речь других;

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

в) регулятивные УУД:

Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:

Развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

Формировать умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: книги писателей, мультимедийный проектор, учебники, рабочие тетради, кружки зеленого, желтого и красного цветов, ведерки трех цветов.

Ι. Актуализация знаний.

Организационный момент.

Нетрадиционное начало урока (3 мин)

— Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на выставку. Посмотрите, какие книги перед вами.

— Прочитайте названия произведений

(Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»)

— Знакомы ли вам эти книги?

— Что общего может быть у этих произведений?

(Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)

— На какие группы вы бы распределили эти сказки?

(На авторскую и народную)

— Чем авторская сказка отличается от народной?

 (Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)

ΙΙ. Изучение нового материала.

1.Предположение детей (о чем будет произведение) (7 мин)

Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации или группе ключевых слов.

— Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.

— Откройте учебники на с.196 и прочитайте название сказки.

—  Кого вы сразу представили?

— Кто такой Мороз Иванович?

 (Предположения детей)

– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?

(Предположения детей)

– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.

 — Кто из вас читал сказки В.Ф. Одоевского? Какие?

Рассказ об авторе с опорой на презентацию

Владимир Федорович Одоевский.

Был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.

Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.

— У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.

Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».

– Что нам помогают понять эти слова?

(предположения детей)

– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?

(Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.)

– А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.

— В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов

  • Рубить платки – подшивать платки
  • Студенец — колодец
  • Горница – парадная половина крестьянской избы
  • Почивать – лег спать
  • Окостенели — замерзли
  • Стрепня – еда
  • Затейница – выдумщица
  • Брильянты – драгоценные камни
  • Горемычная – жалкая, несчастная
  • Студеная – холодная
  • Понадулась – обиделась
  • Исстари – издавна

А сейчас проверьте правильность своих суждений.

Пара, которая правильно определила значение всех слов, покажет зеленый кружок. Кто не смог определить значение 1 слова – желтый, 2 и более слов – красный.

— Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.

2.Осмысление (чтение текста с остановками)

(23 мин)

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

Чтение и анализ первой части сказки

Вопросы после чтения 1-й части

– Говорят ли имена девочек об их делах?

(Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)

— Что означает слово рукодельница?

(Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)

— Давайте обратимся к толковому словарю

Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.

 — Какие в нём два корня?

(рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.)

– Есть ли зачин у сказки?

(Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)

– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?

(Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)

– Когда мы говорим считать мух?

(Когда бездельничают или ротозейничают.)

 — В прямом или переносном смысле использует выражение автор?

 (Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)

Чтение и анализ второй  части сказки

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?

(Она уронила ведерко.)

– Впереди у героини сказочная дорога, на которой её ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться?

 (Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира)

– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил?

(Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи.)

– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока?

(ответы детей)

– С чего началась их встреча?

(ответ)

– Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко?

(Попросить об этом Мороза Ивановича)

– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика?

(Предположения детей)

– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.

Физкультминутка

Чтение и анализ третьей  части сказки

– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу?

(Нет. У нее очень замерзли руки)

— Какое слово вместо «замерзли» использует автор?

(окоченели)

– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.)

– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича?

(Взбила перину, приготовила обед)

– Как отблагодарил её дед?

(Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку)

Чтение и анализ четвертой части сказки

После чтения 1–2-го абзацев:

– Что наказывала нянюшка Ленивице?

(Вернуться домой с деньгами)

– Справится ли она с работой? Почему?

(Предположения детей)

После чтения 4-й части.

– Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило?

(Смеялись, когда читали о том, как Ленивица приготовила обед)

Чтение и анализ пятой части сказки

После 1-го абзаца:

– Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»?

(Одежда не пригодна для ношения, с дырками.)

– Справится ли она с этой работой?

(Предположения детей)

– Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете?

(ответы детей)

После чтения 5-й части:

– Чем наградил Ленивицу старик?

(Он вместо пятачков дал ей лед)

Почему?

(Она была ленивая, ничего не хотела делать)

 Выявление первичного восприятия текста.

– С кем произошла сказочная история?

(С двумя девочками – Рукодельницей и Ленивицей)

– Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться?

– Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило?

(ответы детей)

Определение главной мысли сказки

– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?

(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)

– Что же оценил Мороз Иванович?

(Ум, внимание, трудолюбие.)

3.Рефлексия  (5 мин)

 Работа в группах

– Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»?

«Мало хотеть – надо уметь»,

«Семь раз примерь, один раз отрежь».

«В большом деле и маленькая помощь  дорога».

 «Сделав худо, не жди добра»,

«Что испёк, то и кушай»,

«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь».

Проверка правильности выполнения задания

— Есть предложение, в котором заключается мудрая мысль «Какова твоя работа, такова тебе и награда».

– Какую близкую по значению пословицу вы знаете?

 (Что посеешь, то и пожнёшь.)

– Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось?

– Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой?

ΙΙI. Итог.

– Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.)

– Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский?

(Отношение к работе, желание прийти на помощь)

– Вы сказали, что главная мысль сказки заключена в словах «Какова работа, такова и награда». Я вам предлагаю вспомнить вашу работу на уроке и самим себе определить награду. Если вы считаете, что работали на урок в полную силу, возьмите себе в подарок ведерко зеленого цвета, если не все получалось – желтого, если считаете, что работали не очень хорошо, больше слушали ответы товарищей, чем отвечали сами – красного цвета.

ΙV. Домашнее задание.

1. Ответить на вопросы автора в конце сказки с. 207-208

2. Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода.

3. Нарисовать иллюстрацию к сказке «Мороз Иванович».

Автор: Дьяченко Лиана Викторовна

Организация: ГКОУ РО Казанская школа-интернат

Населенный пункт: Ростовская область, ст. Казанская

Организационная информация

Педагог

Дьяченко Л.В.

Предмет

Внеклассное чтение

Класс

3 класс

Продолжительность урока

40 мин

Используемая интернет- платформа

Zoom (допускаются и другие платформы)

Методическая информация

Тема занятия

Кусочек Родины с собой или Похождения жука-носорога (по произведению К. Г. Паустовского).

Тип занятия

Общеметодологической направленности

Форма занятия

Дистанционное

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык, литературное чтение

Используемые технологии

1.Технология «Перевёрнутый класс» используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся (учащиеся получают маршрутный лист с домашним заданием, готовятся к уроку, выполняя задания).

2.Технология продуктивного чтения (работа с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения).

3. Информационно-коммуникационная технология (формирование коммуникативных учебных действий во время групповой работы, во время дистанционного взаимодействия с педагогом и учащимися).

Используемые методы и приёмы

«Ассоциативные кластеры», «Восстанови ход событий», «Задания на станциях»(дифференцированные задания для разноуровневых групп обучающихся), «Включаем мыслительный экран», «Подбери пословицу к тексту», «Антиципация» (предположения), «Выборочное чтение», «Вопрос-ответ», «Пять кадров» (рефлексия).

Предварительная работа

Выполнение домашнего задания по маршрутному листу для учащихся (организация дистанционного обучения «Перевёрнутый класс»): самостоятельное чтение произведения К. Г. Паустовского «Похождения жука-носорога», коллективное составление кластера «Вся правда о жуках-носорогах».

Цели

Деятельностная: формирование читательских умений, способствующих полноценному восприятию идейно-художественного смысла произведения.

Содержательная: освоение обобщённых правил нравственного поведения и патриотических качеств: сострадание, сопереживание, жалость, гордость за свою Родину.

Задачи

1.Учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды.

2. Развивать коммуникативные навыки через интерактивные приёмы обучения.

3. Упражнять в умении давать характеристику персонажу, анализировать его поступки.

4. Организовать учебные ситуации, в которых каждый учащийся сможет высказать своё отношение к прочитанному, защитить собственное мнение.

5. Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.

6. Использовать содержание сказки для развития эмпатии, побуждения эстетических чувств, развития эмоционального интеллекта.

Планируемые результаты

Личностные:

— умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения;

— умение давать оценку своим действиям.

Метапредметные:

— познавательные — уметь самостоятельно извлекать информацию, представленную в тексте и интернет-источниках;

— регулятивные — уметь использовать разные виды чтения текста (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) в соответствии с целями и задачами и условиями их реализации;

— коммуникативные — уметь устно и письменно строить своё высказывание, аргументировать своё мнение, слушать, вступать в диалог.

Предметные:

— выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

— размышлять о характере и поступках героя;

— осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их нравственный смысл с изучаемым произведением.

Материалы

Презентация для педагога (приложение 1), кластер «Вся правда о жуках-носорогах (приложение 2), презентация «Путешествие по станциям» для совместной работы учащихся (приложение 3), маршрутный лист ученика для выполнения домашнего задания перед занятием (приложение 4).

Ход занятия.

1.Организационный момент.

(Проверка связи):

— Всем меня видно и слышно? Если со связью всё в порядке, поставьте в общем чате ладошку. Таким образом, мы поприветствуем друг друга.

— Поговорим?

— О чём?

— О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.

— Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

— Поговорим?

— Поговорим. Нам будет интересно.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 1.

— Я приглашаю вас за парты в виртуальный класс. Выберите своё место за партой, поставьте на нём свои инициалы при помощи инструмента «комментировать».

(Необходимо обеспечить деление учащихся на 6 групп для выполнения совместных заданий).

2. Актуализация знаний.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 2. (Работа с пословицами):

— Прочитайте на слайде пословицы.

— Что связывает эти пословицы? (Они о защите Родины)

— Подберите синонимы к слову «Родина».

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 3.

— «Отечество», «Родина», «Родина-мать». Мы часто слышим эти слова, и каждый раз испытываем подсознательный трепет и уважение к ним. Каждый человек любящий свою Родину старается сделать её ещё прекраснее, сильнее, богаче, а если придёт опасность, то и защитить её своей грудью, ценой собственной жизни.

3. Целеполагание.

-Какое событие произошло в Советском Союзе в 1941 году?

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 4.

-Ветер времени открывает самую страшную страницу истории нашей страны – страницу, которая называется Великая Отечественная война.

— Как вы считаете, что будем делать на занятии? (высказывания учащихся)

— Мы не будем говорить о великих сражениях, о победах и поражениях. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших 75 лет назад это страшное слово – война.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 5. (Постановка проблемного вопроса):

— Можно ли войну описать в сказке? Запишите свои предположения, используя начальные фразы на кластере или своими словами. Ваше предложение должно быть развёрнутым.

( учащиеся делают записи на кластере с началом ответа: «Возможно…», «Не возможно…», «Вероятно да…», «Вероятно нет…»)

— Мы на этот вопрос ответим в конце занятия.

— А какую сказку вы прочитали к нашей сегодняшней встрече?

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 6

— Предлагаю вспомнить, какие виды сказок мы знаем? (волшебные, бытовые, про животных)

— К какому виду можно отнести сказку «Похождения жука-носорога»? (про животных)

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 7

— Когда вам предложили прочитать сказку, и вы увидели название «Похождения жука-носорога», о чем, вы подумали, пойдет речь?

(педагог записывает предположения на слайде в первый столбик или просит сделать это учащихся).

-На сегодняшний день, когда вы прочитали сказку, скажите, о чем эта сказка.

(педагог записывает ответы на слайде во второй столбик или просит сделать это учащихся).

Сделаем вывод: не всегда можно понять тему только по названию. Чтобы узнать смысл произведения, его нужно прочитать.

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

4. Изучение нового материала.

— Итак, сегодня мы будем говорить о сказке Константина Георгиевича Паустовского «Похождения жука-носорога». Я предлагаю еще раз вспомним эту сказку и ответить на вопросы. Желающие ответить, используют инструмент «Поднять руку».

(приём «Вопрос – ответ»):

1.Чем вас заинтересовал главный герой? Кто это? (Именно, жук-носорог является героем произведения).

— Разве он может жить четыре года? (Столько он «воевал» с Петром). Разве он может размышлять, представлять, лететь на хозяйский голос? Это вымышленный сказочный персонаж или такое насекомое действительно существует в природе? Докажите.

— Предлагаю желающим презентовать свою домашнюю работу.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА – Кластер «Вся правда о жуках-носорогах (выступление учащихся).

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

— Продолжаем отвечать на вопросы.

2. Кто главные действующие лица в сказке? ( Петр Терентьев, Акулина, Степан)

3. Какой подарок сделал Степан отцу на прощание? (подарил жука-носорога)

4. Где стал жить жук? (в коробке от спичек)

5. Что делал жук в коробке? Как он вёл себя в ней? (стучал, грыз травинки, жужжал)

6. Куда спрятал отец Стёпин подарок? (в сумку от противогаза)

7. О чем просил Стёпа отца на прощанье? (только ты его не теряй, сбереги)

8. Что произошло однажды ночью, когда Пётр заснул? (жук выполз из коробки и залез на куст бузины)

9. Что за «жуки» проносились со свистом мимо главного героя сказки? (снаряды, пули)

10. Почему жук вернулся к Петру на рукав шинели? (услышал голос Петра)

11. Как на это отреагировал боец? Что сказал? ( Ну и шельма! На хозяйский голос идёт, как собака. Насекомое, а котелок у него варит.)

— Объясните значение выражений: «ну и шельма!», «котелок у него варит» (высказывания учащихся).

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА СЛАЙД 8.(Словарная работа)

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

— Продолжаем отвечать на вопросы.

12. Как жук спас Петра? (налетел на врага и ударил в глаз)

13.У кого жил жук, когда Пётр лежал в лазарете? (у польского мальчика)

14. Где догнали свою часть Пётр с жуком? (в Германии)

15. Как назвал Петр жука в конце сказки? (мой товарищ)

16. Чем закончилось похождение жука? (вернулся домой, узнал родные места и улетел)

— Вы хорошо справились с заданием, правильно ответили на все вопросы.

5. Применение знаний. (Составление маршрута путешествия по сказке).

-А сейчас я вам предлагаю отправиться в путешествие по данной сказке. Известно, что для каждого путешествия должен быть составлен маршрут.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 9. (Игра «Восстанови ход событий»).

— Вы видите опорные слова.

-Впишите в таблицу слова и фразы так, чтобы их очерёдность соответствовала последовательности событий в тексте сказки. Для этого первая парта переписывает в таблицу первую фразу, вторая находит и переписывает вторую и т.д. (Для общения внутри группы, принятия общего решения, учащиеся могут использовать звонок по телефону или инструмент «Чат»)

— Посмотрите внимательно на составленную вами таблицу. Какой важный инструмент для работы с текстом она напоминает? Что это? (план к сказке)

— Получился план:

1.Подарок для отца.

2.Жук и бойцы.

3.Бой глазами жука.

4.Отважный спаситель.

5.Победа.

6.Возвращение домой.

6. Самостоятельная работа в группах. (Выполнение заданий в презентации «Путешествие по станциям»)

-Вы хорошо справились с заданием и восстановили ход событий. Получившаяся таблица также является маршрутом, а каждый её пункт — станциями нашего путешествия по сказке «Похождения жука-носорога».

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 10.

— Каждая группа выполнит задания на своей станции в презентации (педагог может заранее распределить задания для учащихся, учитывая их индивидуальные возможности). А затем мы поделимся своими открытиями друг с другом.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 11.

— Инструкцию смотрите на слайде, а ссылку на презентацию я отправляю в общий чат. (Ссылка на презентацию «Путешествие по станциям»)

— На время работы отключаем свой звук. Возвращаемся в свой виртуальный класс через 7мин.

(Задания для групп на слайдах)

— Возвращаемся в наш виртуальный класс.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА (презентация групповой работы).

Защита выполненных заданий, выступление учащихся.

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

— Вы хорошо потрудились и все справились с заданиями. Теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.

(проводится физминутка, слова говорит педагог)

— Отключаем свой звук. Слушаем меня, выполняем движения, согласно словам.

Веселая зарядка:

Мы потопаем ногами — топ – топ – топ. (Дети топают)

И похлопаем руками — хлоп – хлоп – хлоп. (хлопают)

Глазки сильно мы сжимаем — раз, два, три. (зажмуриваются)

И немножко поморгаем— раз, два, три. (моргают)

7.Обобщение. Систематизация знаний.

— «Включим мысленный экран» и послушаем последнюю часть сказки «Похождения жука-носорога».

— Можно опустить голову на сложенные на столе руки и закрыть глаза. Слушая текс, обратите внимание на свои ощущения, возникающие чувства, возникающие образы.

(Читает педагог последнюю часть сказки «Возвращение домой»)

— Какие эмоции или настроение вызывает у вас конец этой удивительной сказки? (высказывания учащихся)

— Как вы считаете, в чём смысл этой сказки? (высказывания учащихся)

— Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную мысль. Смысл сказки отнюдь не в увлекательных приключениях жука. Эта трогательная история учит любить людей, по-доброму относиться к ближнему, понимать и уважать друг друга, учит любить и беречь семью, Родину. Те вещи, которые нам кажутся в обычной жизни чем-то малостоящим, в тяжелые времена могут стать огромной ценностью, чем-то очень дорогим.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 5.

— А теперь вернёмся к кластеру с проблемным вопросом к занятию. Узнаем, верны ли были наши предположения: Можно ли войну описать в сказке? (высказывания учащихся)

ВЫХОД ИЗ РЕЖИМА «ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА».

-В каждой семье есть свидетели этой ужасной и тяжелой войны. Некоторые свидетели и творцы этой славы еще живы и хорошо помнят, как нелегко далась нам самая великая наша победа. Мы должны любить, беречь ветеранов войны, с благодарностью слушать их рассказы, записывать их, чтобы помнить вечно….

Я хочу рассказать вам случай из жизни моего прадеда, прошедшего все четыре года войны, и лично изведавшего пьянящее счастье победы. Он был настоящим героем! При жизни он нам, внукам часто рассказывал о тех суровых временах. И мы любили слушать его повествования. И сейчас эхом звучит его рассказ.

Он был командиром автороты, они подвозили снаряды на передовую. Обычно ночью успевали обеспечить боевые расчеты снарядами на весь день. Но однажды, по вине одного из снабженцев не успели, в пути их застал рассвет, а вместе с ним на них, как коршуны, налетели фашистские самолёты. Началась бомбёжка, перед глазами небо смешалось с землёй: горели машины, взрывались снаряды, кричали раненые. Осколком снаряда убило водителя замыкающей машины автоколонну. Мой дед пересел за руль, чтобы вести машину и тут фашистский самолёт пролетел над его головой, поливая огнём. Он отбежал от машины и упал на землю. Но пилот это заметил. Хотя запасы оружия у него иссякли, улетать он не собирался. Несколько раз он выпускал шасси и пролетал так низко, чтобы раздавить русского солдата ими. После нескольких попыток ему это удалось. Сильный удар пришёлся на спину…

Очнулся дедушка уже в госпитале. Оказалось у него были переломаны рёбра, повезло, что позвоночник не повредился.

Этот случай — не единственный в военной практике моего прадеда. Он рассказывал о том, какая жёсткая война шла за взятие Берлина и освобождение многих советских городов.

С тех пор прошло 75 лет. С одной стороны — это небольшой период истории, с другой — целая прожитая или не прожитая жизнь.

8. Рефлексия. (Игра «Пять кадров»)

Наше занятие подошло к концу.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 12.

Запишите в кадры по пять слов, чему научило вас это произведение. Подпишите свой кадр.

Спасибо за занятие! Сегодня я бы хотела пожелать вам и всем людям мирного неба над головой.

Приложения:

  1. file0.docx.. 30,6 КБ

  2. file1.rar.. 1,9 МБ

Опубликовано: 05.04.2021

Конспект урока по литературному чтению

3 «а» класс

Учитель: Ульянова Елена Сергеевна

Методист: Николаева Алёна Николаевна

Студентка: гр. 741 Старостина Александра Сергеевна

Тема урока: русская народная сказка «Морозко»

Оборудование: презентация, учебник, муз. произведение.

Цель и задачи урока:

Предметные:

  • определять тему и главную мысль текста и обосновывать свое мнение;

  • уметь выделять смысловые части в тексте;

  • формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;);

  • уметь выражать собственное отношение к героям сказки .

Личностные:

  • проявлять интерес к чтению художественных произведений;

  • сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • выполнять учебное задание по алгоритму;

  • осуществлять самооценку деятельности;

  • овладевать навыком смыслового чтения;

Познавательные:

  • расширять кругозор в жизни ребенка.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Орг. момент

Здравствуйте. Тихонечко за парты сели.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Меня зовут Александра Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверьте готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебники литературного чтения и дневники.

Здороваются. Усаживаются на места.

Проверяют готовность к уроку.

Подведение к теме урока

Постановка цели и задач урока

Какое сейчас время года?

А какое время года идет за осенью?

Какая погода зимой?

А какие произведения, о зиме вы знаете, т.е. назовите названия.

Вы наверное догадались, что в нашем произведении, с которым мы сегодня познакомимся всё будет происходить зимой.

Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Морозко».

Что нам нужно сегодня сделать, чтобы познакомиться со сказкой??

Осень,

Зима.

«Морозко», «Снегурочка»,

Прочитаем сказку «Морозко», выделим главных героев и поговорим о сказке

Вступительная беседа

Любите ли вы сказки?
— Вспомните, какие сказки вы читали сами или слушали.
— Сказка обязательно чему-то учит детей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую реальную мысль.
Недаром многие русские народные сказки имеют концовку: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Как вы понимаете эти слова?

Ответы детей

Сказанное – выдумка, но из этого можно и нужно сделать вывод, что добро всегда побеждает зло.

Словарная работа

Перед прослушиванием сказки разберем значение некоторых слов. Посмотрите на экран, прочитайте первое слово.

«мачеха».

Кто из вас знает значение слова мачеха?

Мачеха – Неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.

Следующее слово «падчерица».

Падчерица – неродная дочь одного из супругов.

«Приданое» — имущество, дававшееся родителями дочери при её выходе замуж.

«Понукает» — заставлять делать что-нибудь скорее, торопить.

Слова мы разобрали, а теперь можно и почитать.

Прослушивание музыкального произведения «Морозко» Анализ сказки.

К нам в гости пришел сказочник, он очень хочет прочитать вам русскую народную сказку «Морозко».

Внимательно слушайте и следите за текстом по учебнику.

Вы послушали произведение, теперь ответьте мне на несколько вопросов.

Понравилась ли вам сказка?
О ком рассказывается в сказке?
Кто из главных героев сказки вам больше всего понравился и почему?

Расскажите, что случилось с Настенькой в лесу.

Ребята, а кто из вас знает, кто такой Морозко?

Как повела себя Настенька в доме у Морозко? Понравилась ли она деду? Почему? 
Как встретила Настеньку злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?
Как ведёт себя Марфушенька в лесу?

Как вы думаете, по заслугам получили мачеха и Марфушечка?

Ребята, а как бы вы поступили? Как нужно себя вести, как Настенька или как Марфушечка?

Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?

Добро вознаграждается, а зло наказывается.

А сейчас мы попробуем поделить текст сказки на части.

Как можно поделить текст на части? Назовите каждую часть.

Теперь сравним наш план с планом в учебнике.

  1. Мачехина дочь и падчерица;

  2. Падчерица в лесу у Морозко;

  3. Старикова дочь возвращается домой в злате- серебре;

  4. Старухина дочь под елью;

  5. Старуха встречает дочь

Слушают сказку

Тема: да, о девушке, которая была трудолюбивой и доброй, но жизнь у нее была плохая. И за ее доброту и трудолюбие Морозко вознаградил ее.

Морозко- это лесной защитник, который зимой накрывал все живое в лесу своим белым одеялом.

Ответы детей

Как в учебнике.

Делят на части сказку, сравнивают

Физминутка

А сейчас встанем из-за парт и немного отдохнем.

Ставлю видеофизминутку.

Девочки тихонько сели за парты, теперь мальчики.

Выполняют физминутку

Чтение по частям

Перечитайте 1 часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочку.

Итак проверим, кто прочитает в тексте слова, которые характеризуют падчерицу? Теперь слова, которые характеризуют дочь мачехи.

А какой была мачеха?

Каким был Морозка?

Внимательно прочитайте 2 часть. Обсудите с соседом по парте и ответьте на вопрос каким был Морозко? Что он хотел сделать:

Заморозить падчерицу;

Напугать;

Испытать?

Ребята сегодня на уроке мы прочитали русскую народную сказку «Морозко», из этой сказки мы поняли, что нужно быть трудолюбивым, добрым и никого не обижать. А если мы будем, как Марфушечка- злыми, жадными эгоистами, то и останемся мы не с чем.

Читают, выделяют слова.

Читают.

Ответы детей

Он хотел испытать падчерицу.

Итог урока

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

С каким произведением познакомились?

Какие новые слова узнали?

познакомились с русской народной сказкой «Морозко».

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, у вас на партах лежат смайлики:

-поднимите улыбающийся смайлик, если вы думаете, что работали сегодня на уроке отлично;

— поднимите смайлик с прямой чертой, те кто думает, что работал хорошо, но мог бы и лучше;

— теперь поднимите грустный смайлик те, кто думает, что вообще не работал на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Выставление отметок

Ставлю отметки

Домашнее задание

Открываем свои дневники, записываем домашнее задание. Дома откройте стр. 80, найдите задание 6, вам нужно прочитать 3 часть и ответить на вопрос почему Морозко не подарил подарков мачехиной дочки.

Записывают домашнее задание

Учитель:

Ульянова Е.С.

______________

Методист:

Николаева А.Н.

______________

  • План к сказке о мертвой царевне и семи богатырях 4 класс полностью
  • План к сказке морозко 3 класс короткий план
  • План к сказке морозко 3 класс ответы к рабочей тетради
  • План к сказке лиса и журавль 2 класс составить план
  • План к сказке каша из топора 2 класс литературное чтение