План к сказке двенадцать месяцев

Тема: с. я. маршак. двенадцать месяцев. цели деятельности учителя: ознакомить с биографией известного детского писателя xx в. с. я. маршака;

Тема:
С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».

Цели деятельности
учителя:
ознакомить с биогра­фией известного детского писателя XX в. С. Я.
Маршака; дать представление о новом виде литературного произведения — пье­се-сказке;
показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека
от конкретных обстоятельств.

Планируемые результаты
изучения темы:

Предметные умения: знать содержание
прочитанного про­изведения; уметь воспринимать и анализировать текст,
опреде­лять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику
произведения, давать характеристику герою, ар­гументированно формулировать свое
отношение к прочитанному произведению.

Метапредметные УУД
(универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые
виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает
себя как инди­видуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и
сохраняет учебную задачу; пла­нирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.

Познавательные: осознает
познавательную задачу; осмыс­ливает цель чтения, выбирая вид чтения в
зависимости от ком­муникативной цели; извлекает необходимую информацию из
прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и
второстепенную информацию.

Коммуникативные: строит небольшие монологические
вы­сказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и ра­бочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Эпиграф:

Я
думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.

                                    С.
Я. Маршак

Ход урока

I.
Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.

Родился
Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось
часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в
Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.

Судьба
свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к
мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта
с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.

В 1912
г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными
редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и
шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса.

Тогда
же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и
колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр.
Первые сказки С. Маршак написал для этого театра.

Писать
для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики,
веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.

В
течение жизни С. Я. Маршак очень ответственно относился к работе.

В 1964
г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.

Литературное
наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное
наслаждение любителям чтения.

II.
Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).

Драма
от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на
сцене.

В
таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров,
декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.

Основу
действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют
действующими лицами.

Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список
действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора
к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут
делиться на сцены (картины).

— Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев»
стала
 западно – славянская  легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю
ночь.

Вопрос: Почему Маршак назвал своё произведение не просто
сказкой, а сказкой– пьесой? (Пьеса – это литературное произведение,
предназначенное для театрализованного представления.)

— Чем
же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?

Пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой
Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась
нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья,
так и в мирное время.

— 
Какая это сказка? 

Докажите, что она волшебная

( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный
предмет –колечко, Волшебные события — быстрое изменение времен года,
Волшебное преобразование — Баба и дочь стаИ
собаками)                           

— Как вы думаете,
почему сказка называется так?

Месяцы идут один за
другим и
 никогда
не встречаются.

 Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.

Трудолюбие доброта
терпение приветливость

— Как вы думаете,
почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения?
 Хорошая она девушка.

Такие качества как у
неё нам в жизни тоже будут полезны.

— Все ли люди, которые
окружали девушку, любили её?

Мачеха её не любила.
Она давала ей много работы.

— Какую самую трудную
работу мачеха приказала выполнить падчерице?

Зимой нарвать
подснежников.

— Зачем мачехе понадобились
подснежники?
 «По
воле королевы».

III. Словарная работа.

Падчерица  — приемная дочь

Канцлер –
человек, занимающий высшую государственную должность

Глашатай –
человек, объявляющий народу королевские приказы

Астролог
гадатель по звездам

Мантия –
накидка

Рескрипт –
распоряжение

Резолюция – решение, постановление

Ходатайство – просьба

IV.
Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».

Запись на доске: взбалмошная, глупая,
эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная,
послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая,
завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая,
ленивая, лукавая и т. д.

Вопросы и задания:


Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).


Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и
своенравная?


Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.

– Что
можно сказать о знаниях королевы?

Анализ 3-й картины.

Вопросы:


Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу
старуха-мать и дочь?


Объясните значение слова «мачеха».

– Как 
дочь  и  мать  относятся  к  падчерице?  Из  каких  слов  сказки это видно?

Попробуем
сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах
сказки.

В
прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками,
девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди  зимы  подснежники. 
Только  пропадешь,  увязнешь  в  сугробах». Но она  не  осмеливается  перечить 
мачехе – плачет,  кутается  в  рваный платок и идет.

А вот
этот же эпизод в пьесе:

Падчерица. Да какие же теперь подснежники
– ведь зима!

Мачеха. Весною-то за подснежниками
не золотом платят, а медью!

Падчерица. Не пойду!

Дочка. А что же – мне вместо тебя в
лес идти?

Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!

Вопросы:

– В
чем разница данных вариантов? (У героини появилась внутренняя твердость,
чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)

Обобщая
проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:

– Кто
из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева,
дочка, мачеха.)


Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?

V.               
Работа в парах

На
основании этого отрывка
 мы
можем сделать вывод о чертах характера персонажей.

У
вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать
те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.

1-я группа.

Падчерица — умная,
имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная,
послушная, готова простить.

2-я группа.

дочь — жадная,
безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая,
эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.

Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.

— Вспомните, что такое
антитеза?

(Антитеза — стилистическая форма, оборот, в котором для
усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные
понятия)

     Домашнее
задание:
прочитать оставшиеся действия сказки.

Самая новогодняя сказка. Как Самуил Маршак написал «12 месяцев»

Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». Режиссеры И. Иванов-Вано, М. Ботов. 1956 год

Переносимся в Москву 1942 года, где один из самых известных советских детских писателей думает о том, как скрасить детям новый зимний праздник.

«12 месяцев», написанные советским поэтом, драматургом и сценаристом Самуилом Маршаком, уже давно стали классикой. Добрая сказка о серьезных вещах любима несколькими поколениями читателей и зрителей — она нашла воплощение на экранах и театральных сценах.

Маршак начал писать пьесу зимой 1942 года, а закончил зимой 1943-го. Это время он называл «самыми грозными днями» войны — именно тогда произошла битва за Сталинград. Несмотря на окружающие мрак и ужас, он старался сделать так, чтобы в тексте не было отзвуков войны. Наоборот, он хотел создать сказку не только для детей, но и для взрослых, которая рассказывала бы о добре — о том, что оно всегда будет вознаграждено.

Старинная легенда

В 1963 году в письме другу литературному критику Станиславу Рассадину Маршак объяснял, что за основу сюжета пьесы взял чешскую или богемскую легенду о 12 месяцах, которую слышал в чьем-то устном изложении. Возможно, тот его неназванный собеседник пересказал ему сказку чешской писательницы XIX века Божены Немцовой, основанную в свою очередь на старинной словацкой сказке. Сказка Немцовой была написана под католическое Рождество 1862 года, вскоре ее перевел на русский Николай Лесков.

В короткой сказке Немцовой гораздо меньше персонажей, чем у Маршака: мачеха, ее нерадивая дочь Елена, добрая падчерица Морушка да волшебники-месяцы, сидящие у костра. Капризы Елены дважды отправляют Морушку в зимний лес — сперва за фиалками, потом за яблоками. В третий раз туда идут сами мачеха и сводная сестра — и замерзают, разгневав тамошних обитателей.

Screenshot 2020 12 25 at 181503

«Сложный сюжет пьесы еще более отличается от сюжета сказки, — писал Маршак. — Многое придумано заново (как, например, характеры действующих лиц, отношение Апреля-месяца к падчерице, ее героизм, вторая ее встреча с 12 месяцами, превращение мачехи и дочки в собак, подарки месяцев, возвращение падчерицы домой и т.д.). Финал моей пьесы скорей в духе русских народных сказок».

Один из самых интересных персонажей, введенных Маршаком, — юная королева. Государством, в котором живут мачеха, падчерица и дочка, управляет совсем молодой монарх — в списке действующих лиц значится: «Королева, девочка лет 14». Королева не по годам инфантильна — учиться не хочет, профессора не слушает — и деспотична. Когда требуется подписать ходатайство о помиловании, она пишет «казнить», потому что это короче, чем «помиловать». И зря профессор пытается заставить ее задуматься — он ведь и сам соглашается с неверными ответами ученицы на уроке арифметики, потому что боится ее крутого нрава. Что говорить — зарвавшаяся правительница грозит издать «новый закон природы»!

Трое отрицательных персонажей закручивают весь сюжет. Королева, которой вдруг захотелось подснежников, обещает щедро наградить золотом и роскошными шубами того, кто достанет ей их зимой, а мачеха и ее дочка, услышав об этом, отправляют падчерицу в лес. Замерзшая девочка долго бродит по лесу, а потом выходит на поляну, где у костра греются 12 братьев-месяцев. Апрель, которому она приходится по сердцу, соглашается помочь ей, и вскоре мачеха и дочка мчатся во дворец. Приятно удивленная королева желает сама видеть чудесное место, где подснежников «невидимо-видимо», и злодейкам ничего не остается, кроме как позвать падчерицу с собой. Разгневанные месяцы устраивают гостям череду испытаний, в конце которых все получают по заслугам: Мачеха и ее дочь превращаются в собак, а королева, заметно присмиревшая, получившая урок на всю жизнь, и падчерица отправляются по домам.

Драматург, поэт, переводчик Самуил Маршак (в центре) среди артистов. Автор И. Гольдберг. Ноябрь 1947 года. Главархив Москвы

Советский Новый год

Маршак не только добавил новых действующих лиц и разнообразил сюжет, но и изменил время действия. В сказке Немцовой и, видимо, исходной легенде события разворачиваются в середине января, а Маршак перенес их на пару недель раньше, так что развязка, в которой зло наказано, а добро торжествует, происходит как раз к Новому году.

Во времена, когда он писал «12 месяцев», Новый год для советских граждан значил не совсем то, что для нас сегодня. 1 января было обычным рабочим днем, а рождественская елка, запрещенная вскоре после революции 1917 года как религиозный пережиток, официально вернулась в советские дома лишь в 1935-м — как новогодняя. Как и чем ее наряжать, было не совсем понятно. Легкая промышленность не могла в полной мере обеспечить нужды всех желающих украсить елку, так что игрушки многие мастерили сами. Но главное — за это время успело вырасти поколение детей, не знавших подобного праздника. Новый год следовало изобрести, отделив его в сознании граждан от Рождества. На помощь в сотворении новогоднего мифа пришла литература.

Самуил Маршак писал праздничные сценарии и стихи, посвященные советскому Новому году, и пьеса «12 месяцев» стоит в этом ряду. Главный акцент в ней сделан все же на теме труда, а не волшебства. Почему месяцы оказались так благосклонны к падчерице? Они на протяжении всего года видели, как она много она работает — рубит дрова, набирает воду в проруби, поливает рассаду в огороде, — и прониклись к ней симпатией.

«Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом», — писал Маршак в статье «Сказка на сцене».

Очень интересен ход с капризной и гордой королевой: тому, кто принесет ей подснежники, она обещала меха и сани, но в итоге ей самой пришлось просить и то, и другое у падчерицы — чтобы не замерзнуть и уехать домой. Героиня поняла, что не все дается просто так, «перековалась», как тогда говорили. А преодоление себя — тоже труд.

0 58423

Истории вещей. Как новогодняя елка появлялась и исчезала в российской истории Возвращение в Новый год: пять традиций XX века

«12 месяцев» на сцене и экранах

Изначально Самуил Яковлевич задумывал «12 месяцев» как пьесу, которую поставят в МХАТе. В военные годы он активно сотрудничал с газетой «Правда» и другими изданиями и, хотя загрузка была очень серьезной, от цели не отступился.

«Загруженный ежедневной спешной работой в газете, над листовкой и плакатом, я с трудом находил редкие часы для того, чтобы картину за картиной, действие за действием сочинять сказку для театра…», — писал он.

Однако первым пьесу поставил Театр юного зрителя (в 1947-м), а уже потом, через год, — МХАТ. Интересно, что больше всего автор переживал, понравятся ли «12 месяцев» актерам.

Актриса Московского театра юного зрителя Ю. Юльская в роли дочки в спектакле по сказке С.Я. Маршака «12 месяцев». Фото В. Горшкова. 1947 год. Главархив Москвы

В МХАТе спектакль создал режиссер и педагог ГИТИСа Платон Лесли, который позже вступил в должность заведующего труппой. Его сорежиссерами стали народный артист СССР Виктор Станицын и лауреат Сталинской премии Николай Горчаков. Главные роли сыграли Анастасия Георгиевская, Евгения Морес, Вера Бендина, Григорий Конский, Владлен Давыдов и другие. Музыку написал Борис Асафьев — консультант Большого театра, глава научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1956 году Иван Иванов-Вано и Михаил Ботов сняли по «12 месяцам» мультфильм. Сценарий написал Маршак вместе с драматургом Николаем Эрдманом. Автором музыкального оформления стал Моисей Вайнберг, который через год напишет музыку к фильму «Летят журавли».

Через 16 лет сказкой заинтересовался режиссер Анатолий Граник, известный по комедиям «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Максим Перепелица». Он снял двухсерийный фильм с Николаем Волковым-старшим, Татьяной Пельтцер, Леонидом Куравлевым и Ольгой Викландт.

  • План к сказке заколдованное место гоголь
  • План к сказке барсучий нос 3 класс литературное чтение
  • План к рассказу храбрый утенок 2 класс литературное чтение составить
  • План к рассказу храбрый персей
  • План к рассказу чехова гриша