Тема:
С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».
Цели деятельности
учителя: ознакомить с биографией известного детского писателя XX в. С. Я.
Маршака; дать представление о новом виде литературного произведения — пьесе-сказке;
показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения человека
от конкретных обстоятельств.
Планируемые результаты
изучения темы:
Предметные умения: знать содержание
прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст,
определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику
произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое
отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД
(универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые
виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает
себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и
сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует
по плану.
Познавательные: осознает
познавательную задачу; осмысливает цель чтения, выбирая вид чтения в
зависимости от коммуникативной цели; извлекает необходимую информацию из
прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определяет основную и
второстепенную информацию.
Коммуникативные: строит небольшие монологические
высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах
с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Эпиграф:
Я
думал, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.
С.
Я. Маршак
Ход урока
I.
Вступительное слово о жизни и творчестве писателя.
Родился
Самуил Яковлевич Маршак 3 ноября 1887 г. в городе Воронеже. Отцу приходилось
часто менять место работы. Трудно пришлось мальчику при поступлении в
Острогожскую гимназию, но позже он сумел перевестись в гимназию в Петербурге.
Судьба
свела Маршака с известным критиком В. В. Стасовым, который душевно отнесся к
мальчику: подарил библиотеку классиков, водил по музеям, познакомил юного поэта
с М. Горьким и Ф. Шаляпиным.
В 1912
г. Маршак уехал учиться в Англию. В это же время сотрудничал с разными
редакциями. Находясь в Англии, начал заниматься переводами английских и
шотландских баллад, творений У. Блейка и Р. Бернса.
Тогда
же начинает писать для детей. После 1917 г. заведует рядом детских домов и
колоний в г. Краснодаре. Здесь впервые в стране был организован детский театр.
Первые сказки С. Маршак написал для этого театра.
Писать
для маленьких читателей было непросто: на писателя обрушились враги фантастики,
веселых историй, сказок. Помог М. Горький, защитил детских писателей.
В
течение жизни С. Я. Маршак очень ответственно относился к работе.
В 1964
г. писатель тяжело заболел, ослеп и умер в том же году.
Литературное
наследие С. Я. Маршака до сих пор радует читателей и доставляет истинное
наслаждение любителям чтения.
II.
Работа над понятиями. («драматическое произведение»; пьеса).
Драма
от греч. – действие – произведение, предназначенное для постановки на
сцене.
В
таких произведениях многое рассчитано на восполнение игрой актеров,
декорациями, музыкой, шумовым сопровождением и т. п.
Основу
действия пьесы составляет диалог, поэтому персонажей пьесы называют
действующими лицами.
Первое, с чем встречается читатель, это афиша – список
действующих лиц (экспозиция); ремарки (фр. замечания) – пояснения автора
к читателю. Пьеса делится на акты (действия), которые в свою очередь могут
делиться на сцены (картины).
— Основой сюжета сказки «Двенадцать месяцев»
стала западно – славянская легенда о братьях – месяцах, встречающих у костра новогоднюю
ночь.
Вопрос: – Почему Маршак назвал своё произведение не просто
сказкой, а сказкой– пьесой? (Пьеса – это литературное произведение,
предназначенное для театрализованного представления.)
— Чем
же отличается пьеса от других, уже прочитанных вами произведений?
Пьеса-сказка
«Двенадцать месяцев» опубликована в 1943 г. в тяжелые годы Великой
Отечественной войны. Эта светлая сказка принесла много радости, оказалась
нужной и интересной и для детей, и для взрослых как в годы военного лихолетья,
так и в мирное время.
—
Какая это сказка?
—Докажите, что она волшебная
( Волшебные помощники-12 месяцев, Волшебный
предмет –колечко, Волшебные события — быстрое изменение времен года,
Волшебное преобразование — Баба и дочь стаИ
собаками)
— Как вы думаете,
почему сказка называется так?
Месяцы идут один за
другим и никогда
не встречаются.
— Что вы можете сказать о падчерице, какая она? Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая.
Трудолюбие доброта
терпение приветливость
— Как вы думаете,
почему автор сделал Падчерицу главным персонажем своего произведения? Хорошая она девушка.
Такие качества как у
неё нам в жизни тоже будут полезны.
— Все ли люди, которые
окружали девушку, любили её?
Мачеха её не любила.
Она давала ей много работы.
— Какую самую трудную
работу мачеха приказала выполнить падчерице?
Зимой нарвать
подснежников.
— Зачем мачехе понадобились
подснежники? «По
воле королевы».
III. Словарная работа.
Падчерица — приемная дочь
Канцлер –
человек, занимающий высшую государственную должность
Глашатай –
человек, объявляющий народу королевские приказы
Астролог—
гадатель по звездам
Мантия –
накидка
Рескрипт –
распоряжение
Резолюция – решение, постановление
Ходатайство – просьба
IV.
Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».
Запись на доске: взбалмошная, глупая,
эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная,
послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая,
завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая,
ленивая, лукавая и т. д.
Вопросы и задания:
–
Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).
–
Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и
своенравная?
–
Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.
– Что
можно сказать о знаниях королевы?
Анализ 3-й картины.
Вопросы:
–
Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу
старуха-мать и дочь?
–
Объясните значение слова «мачеха».
– Как
дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?
Попробуем
сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах
сказки.
В
прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками,
девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники.
Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить
мачехе – плачет, кутается в рваный платок и идет.
А вот
этот же эпизод в пьесе:
Падчерица. Да какие же теперь подснежники
– ведь зима!
Мачеха. Весною-то за подснежниками
не золотом платят, а медью!
Падчерица. Не пойду!
Дочка. А что же – мне вместо тебя в
лес идти?
Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!
Вопросы:
– В
чем разница данных вариантов? (У героини появилась внутренняя твердость,
чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)
Обобщая
проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:
– Кто
из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла? (Королева,
дочка, мачеха.)
–
Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?
V.
Работа в парах
На
основании этого отрывка мы
можем сделать вывод о чертах характера персонажей.
У
вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать
те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя.
1-я группа.
Падчерица — умная,
имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная,
послушная, готова простить.
2-я группа.
дочь — жадная,
безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая,
эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая.
Составление таблицы «Антитеза» на доске из лепестков.
— Вспомните, что такое
антитеза?
(Антитеза — стилистическая форма, оборот, в котором для
усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные
понятия)
Домашнее
задание: прочитать оставшиеся действия сказки.
Кадр из мультфильма «Двенадцать месяцев». Режиссеры И. Иванов-Вано, М. Ботов. 1956 год
Переносимся в Москву 1942 года, где один из самых известных советских детских писателей думает о том, как скрасить детям новый зимний праздник.
«12 месяцев», написанные советским поэтом, драматургом и сценаристом Самуилом Маршаком, уже давно стали классикой. Добрая сказка о серьезных вещах любима несколькими поколениями читателей и зрителей — она нашла воплощение на экранах и театральных сценах.
Маршак начал писать пьесу зимой 1942 года, а закончил зимой 1943-го. Это время он называл «самыми грозными днями» войны — именно тогда произошла битва за Сталинград. Несмотря на окружающие мрак и ужас, он старался сделать так, чтобы в тексте не было отзвуков войны. Наоборот, он хотел создать сказку не только для детей, но и для взрослых, которая рассказывала бы о добре — о том, что оно всегда будет вознаграждено.
Старинная легенда
В 1963 году в письме другу литературному критику Станиславу Рассадину Маршак объяснял, что за основу сюжета пьесы взял чешскую или богемскую легенду о 12 месяцах, которую слышал в чьем-то устном изложении. Возможно, тот его неназванный собеседник пересказал ему сказку чешской писательницы XIX века Божены Немцовой, основанную в свою очередь на старинной словацкой сказке. Сказка Немцовой была написана под католическое Рождество 1862 года, вскоре ее перевел на русский Николай Лесков.
В короткой сказке Немцовой гораздо меньше персонажей, чем у Маршака: мачеха, ее нерадивая дочь Елена, добрая падчерица Морушка да волшебники-месяцы, сидящие у костра. Капризы Елены дважды отправляют Морушку в зимний лес — сперва за фиалками, потом за яблоками. В третий раз туда идут сами мачеха и сводная сестра — и замерзают, разгневав тамошних обитателей.
«Сложный сюжет пьесы еще более отличается от сюжета сказки, — писал Маршак. — Многое придумано заново (как, например, характеры действующих лиц, отношение Апреля-месяца к падчерице, ее героизм, вторая ее встреча с 12 месяцами, превращение мачехи и дочки в собак, подарки месяцев, возвращение падчерицы домой и т.д.). Финал моей пьесы скорей в духе русских народных сказок».
Один из самых интересных персонажей, введенных Маршаком, — юная королева. Государством, в котором живут мачеха, падчерица и дочка, управляет совсем молодой монарх — в списке действующих лиц значится: «Королева, девочка лет 14». Королева не по годам инфантильна — учиться не хочет, профессора не слушает — и деспотична. Когда требуется подписать ходатайство о помиловании, она пишет «казнить», потому что это короче, чем «помиловать». И зря профессор пытается заставить ее задуматься — он ведь и сам соглашается с неверными ответами ученицы на уроке арифметики, потому что боится ее крутого нрава. Что говорить — зарвавшаяся правительница грозит издать «новый закон природы»!
Трое отрицательных персонажей закручивают весь сюжет. Королева, которой вдруг захотелось подснежников, обещает щедро наградить золотом и роскошными шубами того, кто достанет ей их зимой, а мачеха и ее дочка, услышав об этом, отправляют падчерицу в лес. Замерзшая девочка долго бродит по лесу, а потом выходит на поляну, где у костра греются 12 братьев-месяцев. Апрель, которому она приходится по сердцу, соглашается помочь ей, и вскоре мачеха и дочка мчатся во дворец. Приятно удивленная королева желает сама видеть чудесное место, где подснежников «невидимо-видимо», и злодейкам ничего не остается, кроме как позвать падчерицу с собой. Разгневанные месяцы устраивают гостям череду испытаний, в конце которых все получают по заслугам: Мачеха и ее дочь превращаются в собак, а королева, заметно присмиревшая, получившая урок на всю жизнь, и падчерица отправляются по домам.
Советский Новый год
Маршак не только добавил новых действующих лиц и разнообразил сюжет, но и изменил время действия. В сказке Немцовой и, видимо, исходной легенде события разворачиваются в середине января, а Маршак перенес их на пару недель раньше, так что развязка, в которой зло наказано, а добро торжествует, происходит как раз к Новому году.
Во времена, когда он писал «12 месяцев», Новый год для советских граждан значил не совсем то, что для нас сегодня. 1 января было обычным рабочим днем, а рождественская елка, запрещенная вскоре после революции 1917 года как религиозный пережиток, официально вернулась в советские дома лишь в 1935-м — как новогодняя. Как и чем ее наряжать, было не совсем понятно. Легкая промышленность не могла в полной мере обеспечить нужды всех желающих украсить елку, так что игрушки многие мастерили сами. Но главное — за это время успело вырасти поколение детей, не знавших подобного праздника. Новый год следовало изобрести, отделив его в сознании граждан от Рождества. На помощь в сотворении новогоднего мифа пришла литература.
Самуил Маршак писал праздничные сценарии и стихи, посвященные советскому Новому году, и пьеса «12 месяцев» стоит в этом ряду. Главный акцент в ней сделан все же на теме труда, а не волшебства. Почему месяцы оказались так благосклонны к падчерице? Они на протяжении всего года видели, как она много она работает — рубит дрова, набирает воду в проруби, поливает рассаду в огороде, — и прониклись к ней симпатией.
«Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом», — писал Маршак в статье «Сказка на сцене».
Очень интересен ход с капризной и гордой королевой: тому, кто принесет ей подснежники, она обещала меха и сани, но в итоге ей самой пришлось просить и то, и другое у падчерицы — чтобы не замерзнуть и уехать домой. Героиня поняла, что не все дается просто так, «перековалась», как тогда говорили. А преодоление себя — тоже труд.
Истории вещей. Как новогодняя елка появлялась и исчезала в российской истории Возвращение в Новый год: пять традиций XX века
«12 месяцев» на сцене и экранах
Изначально Самуил Яковлевич задумывал «12 месяцев» как пьесу, которую поставят в МХАТе. В военные годы он активно сотрудничал с газетой «Правда» и другими изданиями и, хотя загрузка была очень серьезной, от цели не отступился.
«Загруженный ежедневной спешной работой в газете, над листовкой и плакатом, я с трудом находил редкие часы для того, чтобы картину за картиной, действие за действием сочинять сказку для театра…», — писал он.
Однако первым пьесу поставил Театр юного зрителя (в 1947-м), а уже потом, через год, — МХАТ. Интересно, что больше всего автор переживал, понравятся ли «12 месяцев» актерам.
В МХАТе спектакль создал режиссер и педагог ГИТИСа Платон Лесли, который позже вступил в должность заведующего труппой. Его сорежиссерами стали народный артист СССР Виктор Станицын и лауреат Сталинской премии Николай Горчаков. Главные роли сыграли Анастасия Георгиевская, Евгения Морес, Вера Бендина, Григорий Конский, Владлен Давыдов и другие. Музыку написал Борис Асафьев — консультант Большого театра, глава научно-исследовательского кабинета при Московской консерватории имени П.И. Чайковского.
В 1956 году Иван Иванов-Вано и Михаил Ботов сняли по «12 месяцам» мультфильм. Сценарий написал Маршак вместе с драматургом Николаем Эрдманом. Автором музыкального оформления стал Моисей Вайнберг, который через год напишет музыку к фильму «Летят журавли».
Через 16 лет сказкой заинтересовался режиссер Анатолий Граник, известный по комедиям «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Максим Перепелица». Он снял двухсерийный фильм с Николаем Волковым-старшим, Татьяной Пельтцер, Леонидом Куравлевым и Ольгой Викландт.