План к рассказу воробей тургенева

Прочитай рассказ и. тургенева воробей про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.я возвращался с охоты и шел по

Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.
Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала
красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого
воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер
сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва
прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему,
как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал
перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким
писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое
детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип,
он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной
ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился…
Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и
удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той
маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха
смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Пометка для родителей: В рассказе 197 слов. Считается, что в начале 4 класса скорость чтения до 74 слов в минуту соответствует оценке «3», 75-84 – оценке «4», свыше 85 слов в минуту – оценке «5». Это ориентировочные цифры можно использовать для самооценки скорости чтения. Если на чтение текста ушло более 3 минут– ориентировочно это оценка «3», текст прочитан за 2 минуты 40 секунд – до 3 минут – оценка «4», менее 2 минут 40 секунд – оценка «5».

Ответь на вопросы, выполни задания.

Назови героев произведения. Запиши, кто они.

Автор – охотник,
собака охотника Трезор, птенец — молодой воробей, выпавший из гнезда, старый
воробей – отец птенца.

Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.

Тургенев шел с со
своей охотничьей собакой по аллее сада и увидел, как воробей защищает своего
выпавшего из гнезда птенца от собаки.

Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.

Тургенева поразила
самоотверженность маленькой птицы, ее любовь к своему потомству оказалась
сильнее страха перед огромным псом, сильнее инстинкта самосохранения и страха
смерти.

Перечитай текст и определи, сколько в нем частей. Составь план к данному повествованию.

В рассказе И. Тургенева
3 части.

План:

1. Охотник и
собака встречают молодого воробья, выпавшего из гнезда.

2. Старый воробей
бросается спасать птенца.

3. Автор отгоняет собаку
и восхищается смелым поступком воробья.

Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.

Молодой, едва
прораставшие крылышки.

Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробей.

Мне очень жалко
маленького воробьишку, мне он нравится, я боюсь, что пес растерзает его, мне
хочется его защитить, отогнать собаку.

Составь текст-описание о нем, используя слова автора.

Молодой воробей —
птенец был еще с пухом на голове, с желтизной около клюва. Воробей был испуган
сильным ветром и своим падением. Он сидел неподвижно и не знал, что делать.
Беспомощный птенец растопырил свои маленькие едва прораставшие крылышки, еще не
способные ко взрослому полету.

Сравни поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой свое детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запишите их.

Собака начала
красться…. попятился. Старый воробей: упал камнем, трепетало от ужаса, охрип,
замирал.

Какие эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.

Старый черногрудый
воробей — взъерошенный, искаженный, отчаянный и жалкий, маленький, героический.

Воробей испуганный,
охрипший, замирающий, трепещущий, смелый, отчаянный, самоотверженный.

Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.

Название «Воробей»
выражает главную мысль рассказа: маленький воробей совершил героический
поступок, спасая птенца. Другое название: «Смелость».

Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.

Главный момент в
рассказе – воробей заслонил собой птенца. Стало страшно за птенца и воробья,
жалко их, хочется защитить и отогнать собаку, возникло чувство восхищения
поступком воробья.

Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?

Поединок
состоялся: воробей показал свою смелость и решительность, а пес Трезор попятился
и смутился, признал силу воробья. Победитель – храбрый воробей.

Какие слова и почему повторяются дважды?

Сила, смерть и
любовь. Эти слова повторяются, чтобы поднять их значимость, сконцентрировать
внимание читателей на их значении, в них кроется основной смысл рассказа:
любовь сильнее смерти.

Определи главную мысль произведения. Запиши ее, используя слова из текста.

Главная мысль
рассказа «Воробей»: любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только
любовью держится и движется жизнь.

Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»? Запиши свои мысли.

Любовь, страх за жизнь близкого, желание помочь – эти чувства заставляют забыть о своем благополучии, о страхах за свою жизнь. Любовь – главное чувство в жизнь, оно перекрывает страх смерти, благодаря ему совершаются добрые поступки, «держится и движется жизнь».

Назад к содержанию

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Работа с текстом

Автор: Фассалова Разина Рафисовна

Организация: МОБУ СОШ №2 с.Верхние Киги МР Кигинский район РБ

Населенный пункт: Кигинский район, с. Верхние Киги

Чтение – это окошко, через некоторое дети видят и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами.

В.А.Сухомлинский

Упражнения для работы с текстом в начальной школе. Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования.

Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения – это прежде всего:

  • уметь понимать содержание читаемого текста;
  • это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок;
  • это выразительность – умение интонировать знаки препинания.

Чтобы научить ученика хорошо владеть своей речью, необходимо научить его технике чтения, т.е. той стороне, которая обеспечивает хорошую дикцию, владение интонацией, помогает развить силу голоса, полётность, высоту, речевой слух.

Основные задачи на уроках -это:

  • воспитание любви к чтению;
  • формирование потребности читать;
  • развитие творческих способностей детей;
  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;

Работа с детьми младшего школьного возраста сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому-либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и добиться хороших результатов, можно предлагать детям всевозможные разнообразные упражнения, направленные на формирование навыков чтения.

Все виды работ условно делятся на три группы: — упражнения для развития техники чтения; — упражнения для формирования навыков выразительного чтения; — упражнения для понимания смысла.

Текст – результат речетворческого процесса. Выделяют следующую систему текстов:

— художественные тексты (используют особенности образного отражения моделирования действительности);

— Разговорные тексты (основаны на ассоциативном мышлении);

— научные, или теоретические тексты (основаны на логико-понятийном воспроизведении результатов познания);

— инструктивные, или прикладные, тексты (основаны на изложении готового знания и рассчитаны на прямое исполнение предписанного);

— информативные тексты (представляют собой перечень фактов: словари, справочники и т.д.);

— агитационные тексты (цель – воздействие на сознание адресатов);

— тексты СМИ (сочетают особенности информативных агитационных текстов).

Вида работы с текстом

  • Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
  • Чтение, деление на смысловые части. Составление плана (цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
  • Восстановление деформированного текста.
  • Инсценирование текста или отрывка.
  • Выборочное чтение (включает в себя 3 этапа: работа до чтения, во время чтения и после чтения).
  • Чтение с пометками.
  • Чтение с группами.
  • Поисковое чтение.
  • Чтение с пометками (найти отрывок к рисунку).
  • Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  •  

Работа на уроке литературного чтения с художественным текстом.

Н.Н.Светловская ввела систему основных понятий: «тип правильной читательской деятельности», «читательская самодеятельность», «квалифицированный читатель» и характеризует тип читательской деятельности как трехступенчатый процесс («предчтение»,»процесс чтения», «послечтение») целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процесс чтения и после чтения).

Квалифицированный читатель, с точки зрения Н.Н.Светловской, это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, то есть умеет видеть в любой книге собеседника, различать собеседников и выбирать из числа нужного для себя и делать это наименьшей тратой времени сил.

С точки зрения лингвистики понимание текста – это вычитание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.

Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых «скважинах» (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющие знания. Опыт) в словах-образах (художественных средствах), в монтаже текста.

Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которую он отражает в тексте, рассчитывая на ее вычерпыванием читателем. Конечно, текст- это единое целое, и виды текстовой информации разграничиваются условно: в науке – в исследовательских, а на практике – учебных целях.

Анализ текста:

  1. Работа с текстом (прогнозирование, предугадывание): анализ заголовка, иллюстрации, опорных слов.
  2. Работа с текстом во время чтения: аналитическое чтение с целью выявления композиции текста, анализа героев, анализа средств художественной выразительности. Сначала понимание фактов, потом подтекста и концепта.
  3. Работа с текстом после чтения: результат анализа (рассказ о герое, пересказ, выразительное чтения).

Воробей И.С.Тургенев

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Работа с текстом перед чтением

  • Беседа учителя с детьми
  • Рассказ учителя
  • Словарная работа
  • Анализ заголовка, иллюстрации;
  • Выделение из текста ориентирующих слов, непонятных слов и выражений и т.д.
  • Что мы будем читать? Это рассказ, стихотворение или сказка? Как вы догадались?
  • Какое название дал автор этому рассказу?
  • Кто такой воробей?
  • Какие произведения о воробьях читали?
  • Какая история могла произойти с этой птицей?
  • Послушай текст и подумай, могли ли эти события произойти в реальной жизни?

Проверка первичного восприятия

Цель: выяснить эмоциональную реакцию детей на произведение и их понимание общего смысла произведения.

  • Понравился ли вам рассказ?
  • Что особенно понравилось?
  • Когда было страшно?
  • Когда героя было жалко?

1 ступень анализа — понимание фактического содержания.

  • С чего началась эта история? Прочитайте.
  • Как развивались события?
  • Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)? Прочитайте.
  • Чем все закончилось?

2 ступень анализа- понимание главных мыслей, чувств героев. Оценка поступков.

  • Каким изображен молодой воробей?

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

  • Каким мы увидели старого воробья? Расскажи, каким ты его представляешь?
  • С какой целью автор написал рассказ? Что хотел нам сообщить?
  • Какую мысль автора можно считать главной?

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

На каждом уроке целесообразно выполнять следующие виды заданий: работа над артикуляцией, словарная работа, разучивание скороговорок, жужжащее чтение.

Для работы над техникой чтения одно упражнение используется несколько уроков подряд. После того как дети привыкают к заданию и большинство начинает его успешно выполнять, нужно выбрать новое задание. Работа по формированию выразительности и осмысленности чтения проводится в медленном темпе. Иногда одно и то же задание выполняется в течение 1 -2 месяцев.

Развитие речи долгий и кропотливый труд учеников и учителей. И только систематическая работа обязательно приведет к успеху. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Игра интересна для детей. А интерес рождается там, где есть место удивлению.

Каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, и педагог должен создать условия для их проявления и развития. Основным стимулом к учебе должен стать интерес и любознательность, желание познать самого себя.

Использованная литература:

  1. Функциональная грамотность младшего школьника : книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М. : Российский учебник : Вентана-Граф, 2018.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПО РАЗВИТИЮ У РЕБЕНКА ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ:

1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.

2. Воспитывайте читателя личным примером.

3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу. Обсудите различия.

5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.

6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

8. Поручите школьнику составить каталог домашних книг. Опыт показывает, что он может найти интересную для себя, копаясь в книгах.

9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.

Памятка при работе над басней

1. Как называется басня? Кто ее автор?

2. Прочитайте басню. Какие события в ней описываются?

3. Кто действует в басне?

4. Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

5. Что осуждается в басне?

6. Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам?

7. Что должен понять из этой басни читатель?

8. Какое выражение басни стало крылатым?

Памятка при работе над стихотворением

1. Назовите стихотворение и его автора.

2. Прочитайте стихотворение. О чем рассказывает поэт?

3. Перечитайте стихотворение еще раз. Попробуйте нарисовать словесные картинки к стихотворению. Какие отрывки из стихотворения можно подписать под этими картинками?

4. Какие слова и выражения применил автор, чтобы мы лучше представили себе природу и героев произведения?

5. Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

6. Что вам понравилось в стихотворении?

7. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

Памятка при работе над сказкой

1. Как называется сказка? Кто ее сочинил?

2. Перечитайте сказку. Как вы думаете, какая она: поучительная, героическая, юмористическая?

3. Кто в сказке действует? Какие это герои?

4. Какие события описываются в сказке?

5. Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

6. Найдите в тексте сказки слова и выражения, которые хочется запомнить.

7. Как относится автор сказки (если она авторская) к своим героям?

8. Что из этой сказки запомнилось вам больше всего?

Как составить план текста

1. Перечитайте весь рассказ (наметьте для себя его части).

2. Разделите рассказ на части, отметив начало каждого рассказа галочкой (одна часть отличается от другой содержанием).

3. Перечитайте первую часть, выделяя в ней главное (отметьте главные места в тексте и выпишите их в тетрадь).

4. Озаглавьте эту часть (выразите главное в одном предложении и запишите свой заголовок в тетрадь).

5. Эту же работу выполните при чтении следующих частей.

6. Проверьте себя: прочитайте план, просмотрите рассказ, убедитесь в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

Формирование умений младших школьников пересказывать полно

1. Прочитайте рассказ (медленно и внимательно, чтобы не перепутать последовательность событий).

2. Наметьте его основные смысловые части (картины).

3. Подберите заголовки к частям (своими словами или словами из текста).

4. Перескажите весь рассказ по плану при закрытой книге.

5. Проверьте себя по книге, бегло просмотрев рассказ.

Формирование умений младших школьников пересказывать кратко

1. Перечитайте текст.

2. Составьте план (определите части, выделите в них главные предложения, озаглавьте их).

3. Расскажите о главном в каждой части.

4. Перескажите рассказ сжато, используя план, отразите самое главное в нем и главное в каждой части.

5. Проверьте, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, но не пропуская главного. Сравните подробный и сжатый пересказы (если они были ранее составлены).

Формирование умений младших школьников выразительно читать

1. Перечитай текст, определи содержание мысли, чувства, настроение, переживания героев, автора.

2. Определи своё отношение к событиям, героям, к описаниям картин природы.

3. Представь их.

4. Реши, что будешь сообщать при чтении слушателям, какова твоя задача чтения.

5. Выбери тон, темп чтения, пометь паузы, логические ударения (интонационные средства).

6. Прочитай вслух для себя. Проверь, интересно ли другим тебя слушать.

7. Прочитай выразительно.

Приложения:

  1. file0.docx.. 29,3 КБ

Опубликовано: 05.12.2021

Изучаем планы московских музеев и галерей на последний месяц 2021 года.

Музей-заповедник «Царицыно» предлагает заглянуть в образцовый сад XIX века, Биологический музей советует поближе познакомиться с домовым воробьем и его родственниками, а Музей Москвы — пофантазировать о том, каким мог быть советский краеведческий музей в 1930-е годы. Подробнее о самых интересных выставках, которые открываются в декабре, — в материале mos.ru.

Обратите внимание: для посещения музеев необходим QR-код. Планируйте визит заранее, не забывайте о средствах индивидуальной защиты и соблюдайте социальную дистанцию.

«Три века русской елки» в музее-заповеднике «Коломенское»

Дата: до 31 января 2022 года

Адрес: проспект Андропова, дом 39, строение 69

Возрастное ограничение: 6+

План к рассказу воробей тургенева

За праздничным настроением идем в музей-заповедник «Коломенское». 1 декабря здесь, во дворце царя Алексея Михайловича, открылась выставка, посвященная истории празднования Нового года и Рождества. Экспозиция объединяет около тысячи экспонатов из нескольких российских музеев и архивов, рассказывающих о старинных традициях и обрядах от начала XVIII века и до наших дней. Среди них старинные и современные елочные игрушки, живопись, графика, уникальные документы.

Один из самых интересных экспонатов — указ Петра I, датированный 20 декабря 1699 года, из собрания Российского государственного архива древних актов. Этот документ предписывает отмечать начало нового года 1 января пышным застольем и с наряженным деревом.

«Назначаю Вам встречу в саду…» в музее-заповеднике «Царицыно»

Дата: до 10 мая 2022 года

Адрес: улица Дольская, дом 1, строение 4

Возрастное ограничение: 0+

План к рассказу воробей тургенева

Тем, кто уже соскучился по ярким летним краскам, прямая дорога в «Царицыно». Здесь с 1 декабря работает выставка, посвященная истории изящного садоводства в России второй половины XIX — начала XX века. Здесь воссозданы типичные зеленая гостиная дворянского дома и кабинет садовника того времени. Погрузиться в тему помогут и сохранившие облик тогдашних садов гравюры и фотографии, садовые инструменты и красивые кашпо, в которые прятали цветочные горшки.

Достижения в садоводстве во второй половине XIX века демонстрировали на выставках, которые регулярно проводились в крупных городах, где существовали общества садоводов. Особую известность получила одна из них, проведенная в 1869 году в Петербурге, и московская 1899 года, приуроченная к 100-летию со дня рождения Александра Пушкина. Им посвящен особый раздел экспозиции в «Царицыне».

«Жив, жив воробей» в Государственном биологическом музее имени К.А. Тимирязева

Даты: 4 декабря 2021 — 30 декабря 2022 года

Адрес: Малая Грузинская улица, дом 15, строение 1

Возрастное ограничение: 0+

Фото М. Денисова. Mos.ru

Кажется, что воробьи будут окружать нас всегда: стоит выйти из дома в любой день, независимо от времени года, — сразу услышишь веселое чириканье и увидишь стайку серо-коричневых птичек на ближайшем кусте. Действительно, домовой воробей является лидером среди пернатых, его численность составляет свыше миллиарда особей. Однако научные исследования говорят о том, что в последнее время количество домовых воробьев в мире резко снижается.

О том, почему это происходит, расскажет новая выставка Биологического музея. Кроме того, ее посетители смогут узнать все о домовом воробье и его родственниках: где они живут, чем питаются, как размножаются и чем отличаются друг от друга. В экспозиции будут представлены чучела, предметы декоративно-прикладного искусства, вдохновленные воробьями, а также графика.

«Видел я трех царей…» в Государственном музее А.С. Пушкина

Даты: 7 декабря 2021 — 30 января 2022 года

Адрес: улица Пречистенка, дом 12/2, строение 3

Возрастное ограничение: 12+

О. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 год

Выставка рассказывает о двух старинных российских родах — Пушкиных и Романовых — и пересечениях судеб их представителей в разных сферах: политической, общественной, культурной и личной. Отдельная тема — жизнь Александра Пушкина, пришедшаяся на правление трех императоров. Экспозиция расскажет, при каких обстоятельствах мог встречаться Пушкин-ребенок с Павлом I, почему не жаловал Александр I молодого поэта и каковы были взаимоотношения Пушкина и Николая I. Погрузиться в тайны истории помогут документальные и художественные материалы, произведения искусства и бытовые предметы эпохи XVII–XX веков.

«Люди музея: Петр Петрович Смолин» в Государственном Дарвиновском музее

Даты: 7 декабря 2021 — 20 февраля 2022 года

Адрес: улица Вавилова, дом 57

Возрастное ограничение: 6+

План к рассказу воробей тургенева

Петр Смолин (1896–1975), педагог, популяризатор биологии, заслуженный работник культуры РСФСР, проработал в Дарвиновском музее 28 лет. Он стоял у истоков юннатского движения в послереволюционной России, сотни учеников Смолина впоследствии стали профессиональными биологами.

При его активном содействии фонд музея пополнился чучелами вымерших и экзотических птиц, уникальными книгами. А его авторские биологические экскурсионные циклы, которые включали в себя экскурсии по зоопарку, естественно-научным музеям Москвы, Ботаническому саду и выезды на природу, славились на весь город.

Среди экспонатов, представленных на выставке, — первое издание книги Смолина «Птицы в загадках» (1957) с авторскими рисунками, а также материалы, связанные с исследованием проблемы снежного человека, в котором Петр Петрович принимал активное участие в 1950-х: рисунки, фотографии, выдержки из газет и журналов.

Выставка к 100-летию краеведения в Музее Москвы

Даты: 10 декабря 2021 — 20 марта 2022 года

Адрес: Зубовский бульвар, дом 2

Возрастное ограничение: 0+

План к рассказу воробей тургенева

В Музее Москвы готовится выставка, посвященная истории становления советского краеведческого музея. Посетителей ждет путешествие по фантазийной реконструкции краеведческого музея столицы, каким он мог бы быть создан в 1930-х годах. В экспозицию войдет более 200 экспонатов: живопись, графика, археологические находки, предметы мебели и быта, открытки и плакаты из коллекции Музея Москвы, а также чучела из собрания Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.

«Новогодняя сказка в кино: “Морозко”» в музее «Садовое кольцо»

Даты: 15 декабря 2021 — 9 января 2022 года

Адрес: проспект Мира, дом 14, строение 10

Возрастное ограничение: 0+

План к рассказу воробей тургенева

Как давно вы в последний раз пересматривали фильм «Морозко»? Может быть, именно этого не хватает для того, чтобы настроиться на самый волшебный праздник в году? Начать погружение в мир киносказок Александра Роу можно с посещения выставки музея «Садовое кольцо», которая откроется 15 декабря. Она представит эскизы к «Морозко», созданные художником Арсением Клопотовским, постоянно работавшим с Роу. Помимо «Морозко», Роу и Клопотовский вместе создали такие картины, как «Новые похождения Кота в сапогах», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Олень — золотые рога».

«Код искусства» в галерее «ГРАУНД Солянка»

Даты: 18 декабря 2021 — 6 февраля 2022 года

Адрес: улица Солянка, дом 1/2, строение 2

Возрастное ограничение: 12+

Нейросети, лежащие в основе искусственного интеллекта, применяются разных областях — от ИТ и бизнеса до медицины и образования и, конечно, дизайна и искусства. Международная выставка «Код искусства» представит проекты мировых звезд медиаискусства, молодых художников и разработчиков технологий, созданные с применением нейронных сетей.

Посетители выставки смогут, например, сказать в микрофон любую фразу и посмотреть видео, созданное на ее основе нейросетью (проект «Нейросказки» Фарита Галеева), сверить время по инсталляции, основанной на цветочных часах («Циркадное цветение» Анны Ридлер, Великобритания) и понаблюдать за работой нейросети, моделирующей новые формы жизни, которые потенциально смогут выжить в космосе (Codex Virtualis Genesis мексиканской группы Interspecifics).

«Константин Коровин и его ученики» в Новом Манеже

Даты: 22 декабря 2021 — 23 февраля 2022 года

Адрес: Георгиевский переулок, дом 3/3

Возрастное ограничение: 6+

План к рассказу воробей тургенева

Ретроспектива, приуроченная к 160-летию великого художника, театрального декоратора и литератора Константина Коровина, представит его живописные и театральные произведения из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций. Всего будет представлено более 40 работ, а также фотографии, фрагменты писем, воспоминания о друзьях художника — Антоне Чехове и Федоре Шаляпине.

«Арт-ель в музее-усадьбе «Кусково»

Даты: 22 декабря 2021 — 22 января 2022 года

Адрес: улица Юности, дом 2

Возрастное ограничение: 0+

План к рассказу воробей тургенева

В музее-усадьбе «Кусково» продолжается цикл ежегодных декабрьских выставок «Авторские елки в Кускове». На этот раз в Малиновой гостиной дворца будет представлена выставка группы художников по стеклу из Москвы и Санкт-Петербурга. Главным экспонатом станет трехметровая ель, украшенная стеклянными игрушками самых разных форм.

È.Ñ. Òóðãåíåâ. Ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå
Òåêñòîâûé óðîê
Òåñòû
Âîïðîñû
Íà óðîêå âû ïîçíàêîìèòåñü ñ èñòîðèåé ñîçäàíèÿ æàíðà «ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå», íàó÷èòåñü âûäåëÿòü îñíîâíûå æàíðîâûå îñîáåííîñòè ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå, ïîçíàêîìèòåñü ñ òåìàòè÷åñêèì è èäåéíûì ìíîãîîáðàçèåì «Ñòèõîòâîðåíèé â ïðîçå» È.Ñ. Òóðãåíåâà, ïðî÷èòàåòå è ïðîàíàëèçèðóåòå ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå «Ðóññêèé ÿçûê», «Âîðîáåé», «Äâà áîãà÷à», «Íèùèé».

Êîíñïåêò
Ñáîðíèê «Ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå» È.Ñ. Òóðãåíåâ (ðèñ. 1) âûïóñòèë óæå â êîíöå ñâîåé æèçíè, â 1882 ã. êàê ñâîåîáðàçíûé èòîã ðàçìûøëåíèé î æèçíè, î ñåáå, î òâîð÷åñòâå.

È. Ñ. Òóðãåíåâ (1818 – 1883 ã.ã.)

Ñáîðíèê  íàñ÷èòûâàë 51 ñòèõîòâîðåíèå. Ìíîãî ëåò ñïóñòÿ, â 1927 ãîäó, â ïàðèæñêîì àðõèâå Òóðãåíåâà áûëî íàéäåíî åùå 31 ñòèõîòâîðåíèå. Îíè áûëè îïóáëèêîâàíû âî Ôðàíöèè â 1930 ãîäó, à â Ðîññèè — â 1931 ãîäó. Òåïåðü âñå ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå âêëþ÷åíû âî âñå èçäàíèÿ ñî÷èíåíèé ïèñàòåëÿ.

Íàçâàíèå ñáîðíèêà «Ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå» âîçíèêëî íå ñðàçó. Ñíà÷àëà ýòî áûëî «Postuma» («Ïîñìåðòíûå»), «Senilia» («Ñòàð÷åñêèå»), çàòåì ýòè «íàáðîñêè» Òóðãåíåâ íàçûâàåò «Ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå».

Ïåðâîíà÷àëüíî àâòîð ðàññìàòðèâàë ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå êàê «ýñêèçû» äëÿ áóäóùèõ ñòèõîòâîðåíèé, çàòåì êðèòèê è ïèñàòåëü Ì.Ì. Ñòàñþëåâè÷ óãîâîðèë Òóðãåíåâà íàïå÷àòàòü ýòè ñòèõîòâîðåíèÿ â ïåðâîíà÷àëüíîì âèäå. Ïðè ïåðâîì èçäàíèè ýòèõ ñòèõîòâîðåíèé àâòîð íàïèñàë ñëåäóþùåå ïðå­äèñëîâèå: «Äîáðûé ìîé ÷èòàòåëü, íå ïðîáåãàé ýòèõ ñòèõîòâîðåíèé ñïîäðÿä: òåáå, âåðîÿòíî, ñêó÷íî ñòàíåò — è êíèãà âûâàëèòñÿ ó òåáÿ èç ðóê. Íî ÷èòàé èõ âðàçäðîáü: ñåãîäíÿ îäíî, çàâòðà äðóãîå; è êîòî­ðîå-íèáóäü èç íèõ, ìîæåò áûòü, çàðîíèò òåáå ÷òî-íèáóäü â äóøó».

×òîáû ðàçîáðàòüñÿ â ñïåöèôèêå æàíðà «ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå» äàâàéòå ñðàâíèì ñòèõîòâîðåíèå È.À. Áóíèíà «Ñëîâî» è ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå È.Ñ. Òóðãåíåâà «Ðóññêèé ÿçûê».

Ñëîâî.   Ìîë÷àò ãðîáíèöû, ìóìèè è êîñòè, —  Ëèøü ñëîâó æèçíü äàíà: Èç äðåâíåé òüìû, íà ìèðîâîì ïîãîñòå,        Çâó÷àò ëèøü Ïèñüìåíà. È íåò ó íàñ èíîãî äîñòîÿíüÿ! Óìåéòå æå áåðå÷ü Õîòü â ìåðó ñèë, â äíè çëîáû è ñòðàäàíüÿ, Íàø äàð áåññìåðòíûé — ðå÷ü.
È. Áóíèí

Ðóññêèé ÿçûê.

Âî äíè ñîìíåíèé, âî äíè òÿãîñòíûõ ðàçäóìèé î ñóäüáàõ ìîåé ðîäèíû, – òû îäèí ìíå ïîääåðæêà è îïîðà, î âåëèêèé, ìîãó÷èé, ïðàâäèâûé è ñâîáîäíûé ðóññêèé ÿçûê!

Íå áóäü òåáÿ – êàê íå âïàñòü â îò÷àÿíèå ïðè âèäå âñåãî, ÷òî ñîâåðøàåòñÿ äîìà?

Íî íåëüçÿ âåðèòü, ÷òîáû òàêîé ÿçûê íå áûë äàí âåëèêîìó íàðîäó!
È. Òóðãåíåâ

Îáà àâòîðà çàòðîíóëè ïðîáëåìó ñîõðàíåíèÿ ÿçûêà âî âðåìåíà, òÿæåëûå äëÿ ñòðàíû. Äëÿ íèõ ñëîâî, ðå÷ü, ÿçûê – âåëèêèé äàð, äàííûé âåëèêîìó íàðîäó. Íî îáðàòèì âíèìàíèå íà òî, â êàêóþ ôîðìó îáëåêëè àâòîðû ñâîè ìûñëè.

Ïðèçíàêè æàíðà

 Ñòèõîòâîðåíèå

 Ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå

Ðèôìà

+

_
Ñòèõîòâîðíûé ðàçìåð

+

_

Ñïîñîá ðàçìåùåíèÿ íà ëèñòå

Ñòðîôû (âñå ñòðîêè – êðàñíûå)

×ëåíåíèå íà ìåëêèå àáçàöû, ïîäîáíûå ñòðîôàì.

Îáúåì

Íåáîëüøîé

Íåáîëüøîé

Âûðàæåíèå ìûñëè

Êðàòêîñòü

Êðàòêîñòü

Íàëè÷èå ñþæåòà

Ñþæåò îòñóòñòâóåò

Áåññþæåòíàÿ êîìïîçèöèÿ èëè

Ñþæåò ïîä÷èíåí âûðàæåíèþ îäíîé ìûñëè, îäíîãî ïåðåæèâàíèÿ.

Íàëè÷èå ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ

Ëèðè÷åñêèé ãåðîé («ß») åñòü

Ëèðè÷åñêèé ãåðîé («ß») åñòü

Çàäà÷à ñëîâà

Ïåðåäàòü ìûñëè, ÷óâñòâà, ïåðåæèâàíèÿ

Ïåðåäàòü ìûñëè, ÷óâñòâà, ïåðåæèâàíèÿ

Ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå – ïðîçàè÷åñêîå ïðîèçâåäåíèå, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ íàëè÷èåì ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ, ìàëûì îáúåìîì, ñëóæåáíîé ðîëüþ ñþæåòà èëè æå ïîëíûì åãî îòñóòñòâèåì, ïîä÷èíåííîñòüþ âñåãî ïðîèçâåäåíèÿ âûðàæåíèþ êàêîé-òî îäíîé ìûñëè, îäíîãî ïåðåæèâàíèÿ, îäíîãî îáðàçà.

Âûáîð îðèãèíàëüíîé ôîðìû îáúÿñíÿåòñÿ æåëàíèåì  àâòîðà ìàêñèìàëüíî ñáëèçèòü ïðîçàè÷åñêóþ ðå÷ü ñî ñòèõîòâîðíîé, ñîçäàòü îñîáûé æàíð ëèðè÷åñêîãî äíåâíèêà, â êîòîðîì ìåëüêàëè áû çàðèñîâêè âèäåííîãî, âîñïîìèíàíèÿ î ïðîøëîì, ìèìîëåòíûå âïå÷àòëåíèÿ, ðàçìûøëåíèÿ î áóäóùåì.  ýòèõ «ýñêèçàõ» íà ñàìûå ðàçíîîáðàçíûå òåìû – ôèëîñîôñêèå, ñîöèàëüíûå, ïñèõîëîãè÷åñêèå – Òóðãåíåâ ðàçìûøëÿåò î çàêîíàõ Âñåëåííîé, î ïðèðîäå, î ëþáâè, î ñìåðòè, î Ðîäèíå, î êðàñîòå, î äðóæáå, î ÷åëîâåêå è, êîíå÷íî, î ñåáå.

Ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå «Âîðîáåé»

ß âîçâðàùàëñÿ ñ îõîòû è øåë ïî àëëåå ñàäà. Ñîáàêà áåæàëà âïåðåäè ìåíÿ.

Âäðóã îíà óìåíüøèëà ñâîè øàãè è íà÷àëà êðàñòüñÿ, êàê áû çà÷óÿâ ïåðåä ñîáîþ äè÷ü.

ß ãëÿíóë âäîëü àëëåè è óâèäåë ìîëîäîãî âîðîáüÿ ñ æåëòèçíîé îêîëî êëþâà è ïóõîì íà ãîëîâå. Îí óïàë èç ãíåçäà (âåòåð ñèëüíî êà÷àë áåðåçû àëëåè) è ñèäåë íåïîäâèæíî, áåñïîìîùíî ðàñòîïûðèâ åäâà ïðîðàñòàâøèå êðûëûøêè.

Ìîÿ ñîáàêà ìåäëåííî ïðèáëèæàëàñü ê íåìó, êàê âäðóã, ñîðâàâøèñü ñ áëèçêîãî äåðåâà, ñòàðûé ÷åðíîãðóäûé âîðîáåé êàìíåì óïàë ïåðåä ñàìîé åå ìîðäîé – è âåñü âçúåðîøåííûé, èñêàæåííûé, ñ îò÷àÿííûì è æàëêèì ïèñêîì ïðûãíóë ðàçà äâà â íàïðàâëåíèè çóáàñòîé ðàñêðûòîé ïàñòè.

Îí ðèíóëñÿ ñïàñàòü, îí çàñëîíèë ñîáîþ ñâîå äåòèùå… íî âñ¸ åãî ìàëåíüêîå òåëî òðåïåòàëî îò óæàñà, ãîëîñîê îäè÷àë è îõðèï, îí çàìèðàë, îí æåðòâîâàë ñîáîþ!

 Ãðîìàäíûì ÷óäîâèùåì äîëæíà áûëà åìó êàçàòüñÿ ñîáàêà! È âñå-òàêè îí íå ìîã óñèäåòü íà ñâîåé âûñîêîé, áåçîïàñíîé âåòêå… Ñèëà, ñèëüíåå åãî âîëè, ñáðîñèëà åãî îòòóäà.

Ìîé Òðåçîð îñòàíîâèëñÿ, ïîïÿòèëñÿ… Âèäíî, è îí ïðèçíàë ýòó ñèëó.

ß ïîñïåøèë îòîçâàòü ñìóùåííîãî ïñà – è óäàëèëñÿ, áëàãîãîâåÿ.

Äà; íå ñìåéòåñü. ß áëàãîãîâåë ïåðåä òîé ìàëåíüêîé ãåðîè÷åñêîé ïòèöåé, ïåðåä ëþáîâíûì åå ïîðûâîì.

Ëþáîâü, äóìàë ÿ, ñèëüíåå ñìåðòè è ñòðàõà ñìåðòè. Òîëüêî åþ, òîëüêî ëþáîâüþ äåðæèòñÿ è äâèæåòñÿ æèçíü.

Àïðåëü, 1878

Ïåðåä íàìè íå ïðîñòî ðàññêàç î íåîáû÷íîì ñëó÷àå ïîñëå îõîòû. Àâòîðó âàæíåå ïîäåëèòüñÿ âïå÷àòëåíèåì îò óâèäåííîãî è  íàòîëêíóòü ÷èòàòåëÿ  íà ôèëîñîôñêîå ðàññóæäåíèå î äóõîâíûõ öåííîñòÿõ. Èìåííî ãëàçàìè ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ ìû âèäèì áåñïîìîùíîãî ìîëîäîãî âîðîáüÿ è ñòàðîãî âîðîáüÿ, ãîòîâîãî ïîæåðòâîâàòü ñîáîé, íåñìîòðÿ íà óæàñ, êîòîðûì îí îõâà÷åí. Ìû òðåïåùåì âìåñòå ñ íèì è áîèìñÿ, ÷òî ñîáàêà, êàæóùàÿ ãðîìàäíûì ÷óäîâèùåì, ïîääàñòñÿ îõîòíè÷üèì èíñòèíêòàì. Ìû óäèâëÿåìñÿ, âèäÿ, êàê Òðåçîð îòñòóïàåò ïåðåä îòâàãîé âîðîáüÿ. Ìû ñîãëàøàåìñÿ ñ  ôèëîñîôñêèì âûâîäîì àâòîðà: «Ëþáîâü ñèëüíåå ñìåðòè è ñòðàõà ñìåðòè. Òîëüêî åþ, òîëüêî ëþáîâüþ äåðæèòñÿ è äâèæåòñÿ æèçíü».

Ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå  «Äâà áîãà÷à»

Êîãäà ïðè ìíå ïðåâîçíîñÿò áîãà÷à Ðîòøèëüäà, êîòîðûé èç ãðîìàäíûõ ñâîèõ äîõîäîâ óäåëÿåò öåëûå òûñÿ÷è íà âîñïèòàíèå äåòåé, íà ëå÷åíèå áîëüíûõ, íà ïðèçðåíèå ñòàðûõ – ÿ õâàëþ è óìèëÿþñü.

Íî, è õâàëÿ è óìèëÿÿñü, íå ìîãó ÿ íå âñïîìíèòü îá îäíîì óáîãîì êðåñòüÿíñêîì ñåìåéñòâå, ïðèíÿâøåì ñèðîòó-ïëåìÿííèöó â ñâîé ðàçîðåííûé äîìèøêî.

– Âîçüìåì ìû Êàòüêó, – ãîâîðèëà áàáà, – ïîñëåäíèå íàøè ãðîøè íà íåå ïîéäóò, – íå íà ÷òî áóäåò ñîëè äîáûòü, ïîõëåáêó ïîñîëèòü…

– À ìû åå… è íå ñîëåíóþ, – îòâåòèë ìóæèê, åå ìóæ.

Äàëåêî Ðîòøèëüäó äî ýòîãî ìóæèêà!

Èþëü, 1878

Êàçàëîñü áû, àâòîð ñîçäà¸ò äâà ñîöèàëüíî ïðîòèâîïîëîæíûõ îáðàçà: Ðîòøèëüä è óáîãîå êðåñòüÿíñêîå ñåìåéñòâî.

Ðîòøèëüä – äåéñòâèòåëüíî áîãà÷. Áåäíûé ìóæèê òîæå íàçâàí áîãà÷îì, íî â äóõîâíîì, íðàâñòâåííîì  ïëàíå. Âåäü åãî ãîòîâíîñòü ïîñëåäíèå ãðîøè îòäàòü ðàäè ñïàñåíèÿ áåäíîé ñèðîòû-ïëåìÿííèöû ñòîèò ãîðàçäî áîëüøå, ÷åì ìèëëèîíû Ðîòøèëüäà, ïîòðà÷åííûå íà áëàãîòâîðèòåëüíîñòü. Ñòèõîòâîðåíèå äàåò âîçìîæíîñòü ïîêàçàòü öåíó íàñòîÿùåãî ìèëîñåðäèÿ è çàáîòû î áëèæíèõ.

Ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå «Íèùèé»

ß ïðîõîäèë ïî óëèöå… ìåíÿ îñòàíîâèë íèùèé, äðÿõëûé ñòàðèê.

Âîñïàëåííûå, ñëåçëèâûå ãëàçà, ïîñèíåëûå ãóáû, øåðøàâûå ëîõìîòüÿ, íå÷èñòûå ðàíû… Î, êàê áåçîáðàçíî îáãëîäàëà áåäíîñòü ýòî íåñ÷àñòíîå ñóùåñòâî!

Îí ïðîòÿãèâàë ìíå êðàñíóþ, îïóõøóþ, ãðÿçíóþ ðóêó… Îí ñòîíàë, îí ìû÷àë î ïîìîùè.

ß ñòàë øàðèòü ó ñåáÿ âî âñåõ êàðìàíàõ… Íè êîøåëüêà, íè ÷àñîâ, íè äàæå ïëàòêà… ß íè÷åãî íå âçÿë ñ ñîáîþ.

À íèùèé æäàë… è ïðîòÿíóòàÿ åãî ðóêà ñëàáî êîëûõàëàñü è âçäðàãèâàëà.

Ïîòåðÿííûé, ñìóùåííûé, ÿ êðåïêî ïîæàë ýòó ãðÿçíóþ, òðåïåòíóþ ðóêó…

– Íå âçûùè, áðàò; íåò ó ìåíÿ íè÷åãî, áðàò.

Íèùèé óñòàâèë íà ìåíÿ ñâîè âîñïàëåííûå ãëàçà; åãî ñèíèå ãóáû óñìåõíóëèñü – è îí â ñâîþ î÷åðåäü ñòèñíóë ìîè ïîõîëîäåâøèå ïàëüöû.

– ×òî æå, áðàò, – ïðîøàìêàë îí, – è íà òîì ñïàñèáî. Ýòî òîæå ïîäàÿíèå, áðàò.

ß ïîíÿë, ÷òî è ÿ ïîëó÷èë ïîäàÿíèå îò ìîåãî áðàòà.

Ôåâðàëü, 1878

Ñòèõîòâîðåíèå âûçûâàåò ó ÷èòàòåëÿ ÷óâñòâà ãîðå÷è, îò÷àÿíèÿ, òîñêè. Àâòîð äîáèâàåòñÿ ýòîãî ñðåäñòâàìè õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè.

 îïèñàíèè ñòàðèêà ïðåîáëàäàþò ýïèòåòû: íèùèé, äðÿõëûé ñòàðèê; âîñïàëåííûå, ñëåçëèâûå ãëàçà; ïîñèíåëûå ãóáû; øåðøàâûå ëîõìîòüÿ; íå÷èñòûå ðàíû.

Ñòðàøíàÿ íèùåòà ñòàðèêà ïåðåäàåòñÿ ìåòàôîðîé: áåçîáðàçíî îáãëîäàëà áåäíîñòü ýòî íåñ÷àñòíîå ñóùåñòâî!

×óâñòâà  è ïåðåæèâàíèÿ ëèðè÷åñêîãî ãåðîÿ ïåðåäàþò ýìîöèîíàëüíî îêðàøåííûå ãëàãîëû:

ñòîíàë, âçäðàãèâàëà, ïðîøàìêàë, ñòèñíóë.

Ìîæíî ñäåëàòü âûâîä, ÷òî öåííîñòü êàæäîãî ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå Òóðãåíåâà â òîì, ÷òî îíè ïîìîãàþò íàì çàãëÿíóòü â äóøó àâòîðà, âîñõèòèòüñÿ ãëóáèíîé åãî âíóòðåííåãî ìèðà. Íå ñëó÷àéíî  èññëåäîâàòåëü òâîð÷åñòâà Òóðãåíåâà Ë.Ï. Ãðîññìàí òàê ñêàçàë î ñáîðíèêå «Ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå»: «…ýòî îòøëèôîâàííîå è çàêîí÷åííîå ñîçäàíèå ïðåäñòàâëÿåò â ñâî¸ì öåëîì ïîýìó î ïðîéäåííîì æèçíåííîì ïóò腻.

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Êîðîâèíà Â.ß. Äèäàêòè÷åñêèå ìàòåðèàëû ïî ëèòåðàòóðå. 7 êëàññ. — 2008.
Òèùåíêî Î.À. Äîìàøíÿÿ ðàáîòà ïî ëèòåðàòóðå çà 7 êëàññ (ê ó÷åáíèêó Â.ß. Êîðîâèíîé). — 2012.
Êóòåéíèêîâà Í.Å. Óðîêè ëèòåðàòóðû â 7 êëàññå. — 2009.
Êîðîâèíà Â.ß. Ó÷åáíèê ïî ëèòåðàòóðå. 7 êëàññ. ×àñòü 1. — 2012.
Êîðîâèíà Â.ß. Ó÷åáíèê ïî ëèòåðàòóðå. 7 êëàññ. ×àñòü 2. — 2009.
Ëàäûãèí Ì.Á., Çàéöåâà Î.Í. Ó÷åáíèê-õðåñòîìàòèÿ ïî ëèòåðàòóðå. 7 êëàññ. — 2012.
Êóðäþìîâà Ò.Ô. Ó÷åáíèê-õðåñòîìàòèÿ ïî ëèòåðàòóðå. 7 êëàññ. ×àñòü 1. — 2011.
Ôîíîõðåñòîìàòèÿ ïî ëèòåðàòóðå çà 7 êëàññ ê ó÷åáíèêó Êîðîâèíîé.
 

Äîïîëíèòåëüíûå ðåêîìåíäîâàííûå ññûëêè íà ðåñóðñû ñåòè Èíòåðíåò

Ïðîåêò «Ñîáðàíèå êëàññèêè» Áèáëèîòåêè Ìîøêîâà (Lib.ru/Êëàññèêà) ñóùåñòâóåò ñ 31 ìàÿ 2004 ã. Ïðèçíàí ïîáåäèòåëåì êîíêóðñà «ÐÎÒÎÐ-2007» â íîìèíàöèè «Ýëåêòðîííàÿ áèáëèîòåêà ãîäà». Òóðãåíåâ È.Ñ. «Ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå» (Èñòî÷íèê).
Áèîãðàôèÿ È.Ñ. Òóðãåíåâà (Èñòî÷íèê).
Ñòèõîòâîðåíèÿ â ïðîçå È. Ñ. Òóðãåíåâà (Èñòî÷íèê).
Èñòîðèÿ ðóññêîé ëèòåðàòóðû â 4-õ òîìàõ. Òîì 3, ãë.3 (Èñòî÷íèê).
Ëîòìàí. È.Ñ. Òóðãåíåâ (Èñòî÷íèê).
ÔÝÁ: Ñëîâàðü ëèòåðàòóðíûõ òåðìèíîâ (Èñòî÷íèê).
Ñëîâàðè. Ëèòåðàòóðíûå òåðìèíû è ïîíÿòèÿ (Èñòî÷íèê).
Èâàí Òóðãåíå⠖ Ñòèõîòâîðåíèÿ â Ïðîçå (Àóäèîêíèãà) (Èñòî÷íèê).
 

Äîìàøíåå çàäàíèå

Âûó÷èòå îïðåäåëåíèå æàíðà «ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå».
Ïðî÷èòàéòå ñòèõîòâîðåíèå â ïðîçå È.Ñ. Òóðãåíåâà (íà âûáîð). Îïðåäåëèòå òåìó, èäåþ ïðîèçâåäåíèÿ. Íàéäèòå ñðåäñòâà õóäîæåñòâåííîé âûðàçèòåëüíîñòè. Êàêóþ ðîëü îíè èãðàþò â ïðîèçâåäåíèè?

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).
 

Смерть главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова – итог его жизненного пути. Он умер совсем молодым, не успев ничего совершить значительного. Автор не принимает категоричность и односторонность взглядов главного героя, поэтому смерть стала единственным возможным итогом подобного мировоззрения.

Евгений Базаров по своему происхождению – выходец из разночинной среды, а по убеждениям – нигилист. Его отец большую часть жизни служил военным лекарем и много успел повидать. Выйдя в отставку, он продолжает лечить людей, бескорыстно помогает крестьянам. В этом Евгений похож на своего отца, он хочет приносить пользу окружающим, поэтому изучает естественные науки, уделяя особое внимание медицине. Он представитель нового, молодого поколения, воплощение тех изменений, которые происходили в обществе второй половины 19 века. И.С. Тургенев неслучайно сделал главным героем романа человека невысокого происхождения, он хотел таким образом показать, что аристократия отходила на второй план во всех отношениях: общественных, культурных, бытовых и идеологических.

Базаров уверен в том, что люди по-настоящему нуждаются только в том, что приносит конкретную пользу. Именно поэтому чувства, искусство и религию он не воспринимает. Он считает, что любой химик в намного полезнее поэта, а руководит жизнью человека физиология и нужда. Всё остальное отвлекает человека, сбивает его с истинного пути. Поэтому главный герой считает, что нигилисты выполняют особую миссию, они разрушают заблуждения предыдущих поколений.

Целью все своей жизни Базаров считает разрушение, он стремится очистить мир от всего, что в него принесла аристократия. Все свои действия молодой нигилист совершает ради народа, однако не считается с мнением окружающих. Он уверен в своей правоте, не сомневается в истинности своих убеждений. Базаров считает, что задача его поколения состоит в разрушении, а строить будут уже другие.

Без сомнений, главный герой владеет огромной внутренней силой. Однако все его убеждения противоречат законам бытия. Со временем Базаров начинает разубеждаться в своих принципах и идеях, но оказывается уже слишком поздно.

И.С. Тургенев был не согласен с мировоззрением своего героя, поэтому проводит его в жизни через испытания. Со временем становится понятно, что Евгений не может их выдержать. Его взгляды, теории и основа мирового устройства рушится, а сам герой умирает.

Самым трудным испытанием и серьёзным ударом в жизни Базарова стала любовь. Он влюбился в Анну Одинцову, несмотря на то, что отрицал это чувство и презирал всех, кто его испытывал. Эта любовь заставила главного героя пересмотреть свои взгляды, посмотреть на себя с другой стороны. Он причислял себя к особенным людям, которые могут всё контролировать, но встреча с Анной Сергеевной доказала обратное. Базаров искренне полюбил ей, но в то же время испытывал злость и ненависть, потому что это чувство разрушило его нигилистические теории. Чтобы привести мысли в порядок, Евгений уехал к своим родителям и посвятил всё своё свободное время медицине и естественным опытам. Однако ничто уже не могло стать прежним: основа, на которой держалась вся жизнь Базарова, бесповоротно разрушена. Теперь главному герою нет места в этом мире, поэтому по воле рока именно в родительском доме, где началась его жизнь, он ранит палец, заражается тифом и умирает.

На протяжении всего романа И.С. Тургенев пытался показать сложную натуру Базарова с разных сторон. Если в начале описываемых событий он представляется убеждённым нигилистом, который отрицает все существующие жизненные принципы и устои, то к финалу мы видим человека, начинающего ставить под сомнение все свои мысли и взгляды.

Особое место в романе «Отцы и дети» занимает смерть главного героя, представляющая собой глупую случайность. В этом эпизоде проявляется внутренняя сила и глубина его натуры. В этой сцене смерти автор хотел показать истинную сущность Базарова. Любовь к Одинцовой не сделала его слабым или трусливым человеком, он не страшится своей приближающейся гибели. Перед тем, как расстаться с жизнью, он размышляет о том, что такое смерть. Он говорит о том, что само понятие смерти старое, но для каждого человека оно всегда будет оставаться новым. Получается, что она всегда приходит, хоть отрицай её, хоть нет. И может стать следствием одного маленького пореза, полученного во время вскрытия умершего от тифа человека.

Базаров очень хочет жить, но осознаёт, что смерть неизбежна. Смерть не была неожиданной, дала ему время осмыслить пройденный путь, оценить совершённое и подумать о неосуществлённом. Оказавшись на смертном одре, он понимает, что никакие естественные науки не в силах ему помочь. Перед смертью все равны и бессильны. Только в этот момент главный герой осознаёт, что в жизни главное, а что является заблуждением. В последние дни перед смертью Евгений становится добрее и ласковее. Он просит Одинцову приехать с ним попрощаться и Анна Сергеевна, не раздумывая, выполняет его последнюю просьбу. Ему не хочется умирать, но это единственный выход. Все былые принципы разрушены, и заменить их нечем, жизнь потеряла всяческий смысл. Базаров понимает это, поэтому с достоинством принимает свою участь. Всю жизнь он старался принести пользу своей Родине, поэтому смерть для него – это знак, что он выполнил своё предназначение и больше не нужен.

В эпизоде смерти главного героя отразился весь его внутренний потенциал, борьба, которая ни на минуту не прекращалась в нём после крушения теории нигилизма. Талант И.С. Тургенева позволяет читателю чувствовать себя присутствующим в комнате, где умирает Базаров. Именно поэтому финальная сцена производит настолько трагическое впечатление. Однако читатель испытывает к умирающему не жалость, а уважение, потому что до самого конца Евгений Базаров остаётся стойким, мужественным, спокойным и невозмутимым человеком.

  • План к рассказу где это видано где это слыхано в драгунский 3 класс
  • План к рассказу барсучий нос 3 класс перспектива
  • План к рассказу ашик кериб 4 класс литература
  • План итоговое сочинение 2022 направления и темы фипи
  • План итогового сочинения 2022 клише