План к рассказу скворцы

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения алексеевской средней общеобразовательной школы 3 им. г. с.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г. С. Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан

Урок литературы в 5-ом классе.

Урок доброты по рассказу Василия Ивановича Белова «Скворцы».

Цели: образовательная: сформировать представление о творчестве В. И. Белова.

Развивающая: развивать творческие способности (рисунки по мотивам рассказа); развивать  умение анализировать прочитанное, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: способствовать воспитанию доброты и милосердия к «братьям нашим меньшим»;  способствовать формированию художественного вкуса (приобщать учащихся к лучшим  произведениям литературы).

Коммуникативная: прививать навыки коммуникативного общения (развернутые ответы на вопросы, высказывание своей точки зрения и др.)

Оформление: портрет В. И. Белова; иллюстрации учащихся, сборники рассказов В. И. Белова, выставка книг для детей о природе М. М. Пришвина, В. П. Астафьева, К. Г. Паустовского, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева; картины о природе, аудиозапись произведений Г. В. Свиридова, С. В. Рахманинова.

        В центре доски портрет В. И. Белова, высказывания писателя: «Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку», «Тихая моя Родина, ты все так же не даешь мне стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной».

  • на прошлом уроке мы прочитали небольшой рассказ Василия Ивановича Белова «Скворцы». Дома вы нарисовали иллюстрации к этому произведению, которые вывешены на доске, а еще вы раздумывали над содержанием прочитанного рассказа «Скворцы». И вот сегодня у нас урок размышления над прочитанным Ваши размышления о прочитанном выльются в какие- то выводы, которыми вы, наверно, поделитесь с нами. Ведь нам тоже интересно узнать об этом. На прошлом уроке мы ничего не говорили об авторе рассказа- Василии Ивановиче Белове.
  • -Каким представляется вам человек, который мог так сказать о себе? (Обращаю внимание учащихся к записи на доске)
  • Чутким, добрым, искренним. Он любит родину, природу.
  • Если он травинку не обидит, то и человека.
  • Он добросердечный, милосердный.
  • Проявились ли в рассказе «Скворцы» качества, перечисленные вами?

Откуда же истоки доброты у писателя? Рассказ учителя о писателе:

  • Василий Иванович Белов родился в деревне Тимонихе Вологодской области в 1932 году. Рано начал работать в поле наравне со взрослыми, рано узнал цену хлебу, взаимопомощи, взаимопониманию. Если в нашем районе почетная профессия хлебороб, то на Вологодчине это кружевница или плотник. Чудными узорами украшены здесь дома. Люди учатся красоте природы, берут краски у неба, леса, реки. Родители В. И. Белова были плотниками. Он вспоминал, что «дом с зимней избой, баню, амбар отец строил при помощи мамы. Все это они срубили за одно лето сразу после отцовской солдатской службы женитьбы, когда нас еще не было. Мама тюкала топором на одном углу, Иван Федорович на другом, рубил да жену нахваливал.» Жизнь научила писателя бережному отношению ко всему живому, уважению к человеку труда- мастеру и творцу, открыла главное в человеке- доброту. Необыкновенной добротой проникнуты  произведения В. И. Белова. Советую  вам прочитать его сборник рассказов «Старый да малый», в котором собраны рассказы «О всякой живности». Я  думаю, что вам очень понравятся необычные встречи с природой.

Любовью к природе, к «братьям нашим меньшим» проникнуты произведения писателей и поэтов, произведения которых собраны здесь. Их вы можете найти в нашей школьной библиотеке. (Обращаю внимание детей к выставке книг)

Мне очень нравится стихотворение Игоря Северянина «В парке плакала девочка». (Стихотворение читает ученица).

                В парке плакала девочка

В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»

И отец призадумался, потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

  • Понравилось ли вам стихотворение? Чем по-вашему, был потрясен отец девочки?
  • А Павлуня из рассказа В. И. Белова похож на героиню стихотворения И. Северянина?

Рассказ «Скворцы»- один из лучших рассказов писателя. Давайте обратимся к нему.

  • Что узнали вы в начале рассказа о главном герое- мальчике Павлуне?
  • Что видит мальчик за окном? (Прочитайте описание весны) «Павлуня видит голубое небо…»
  • Как Павлуня с отцом готовятся к  прилету скворцов?
  • Какой сон видит Павлуня накануне прилета скворцов?
  • Как в этом эпизоде передает автор любовь Павлуни ко всему живому?
  • Какое состояние переживает Павлуня в эпизоде «Прилет скворцов»? Как вы  понимаете значение слова обомлел?
  • О чем беспокоится, тревожится Павлуня?
  • Какой случай все изменил? Как вел себя Павлуня в критической ситуации?
  • Как писатель передает состояние и действия встревоженного чужой бедой мальчика? (Много глаголов: похолодел, закричал, заметался…)
  • Как вы расцениваете поступок Павлуни? Как вы относитесь к нему?
  • А  как, по-вашему, автор относится к нему?
  • Понравился ли вам конец рассказа? Хочется ли вам верить, что Павлуня выздоровеет, а скворцы прилетят?
  • Какой для себя сделали вывод на уроке? Что возьмете с собой в жизнь?
  • Кладут головы на парты, закрывают глаза. Как  мы назовем наш урок?

«Маленький человек с большим сердцем и другие варианты.

«Милосердный  Павлуня», «Добрый Павлуня».

— На Руси была примета, связанная с приходом весны. 15 февраля, в Сретенье Господне, выпускали птиц на волю с пожеланиями и надеждами.  У Пушкина можно встретить строчки:

И на чужбине соблюдаю

Святой обычай старины

На волю птичек выпускаю

При светлом празднике весны.

  • Ребята, вы сегодня принесли на урок своих волшебных птиц с пожеланиями. Давайте подарим их нашим учителям, ведь им так нужна ваша поддержка, понимание, а герою рассказа- Павлуне- выздоровление. Чтение наизусть стихотворения Дмитрия Сергеевича Мережковского «Природа».

Ни злом, ни враждою кровавой

Доныне затмить не могли

Мы неба чертог величавый

И прелесть цветущей земли.

Нас прежнею лаской встречают

Долины, цветы и ручьи,

И звезды все так же сияют,

О том же поют соловьи.

Не ведает нашей кручины

Могучий, таинственный лес,

И нет ни единой морщины

На ясной лазури небес.

На дом: 1) дописать продолжение рассказа или

2) письмо к Павлуне

3) отзыв о рассказе В. И. Белова «Скворцы».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — Детский сад № 30»

города Магнитогорска

Конспект занятия

 «Скворцы»

Разработчик: Симоненко О.А.

воспитатель

Магнитогорск 2021

Задачи:

— Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой и неживой природе.
— Познакомить с особенностями жизни скворцов.
— Развивать интерес к жизни птиц.
— Обогащать словарь детей: пернатые, веснянка, скворец, скворечник, леток, насест.
— Закрепить знания о форме и цвете.
— Продолжать учить детей выкладывать и аккуратно наклеивать изображение предмета из нескольких частей.
— Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
— Воспитывать интерес к птицам, заботливое к ним отношение.

Предварительная работа: на прогулке  наблюдения за природными изменениями в природе весной, перелетными птицами; беседа о перелетных птицах, рассматривания иллюстраций с изображением скворца, места их обитания и жилья (скворечник).

 Оборудование и материалы: Картинки с изображением скворца, кукла «Весна» в народном стиле; собака на картинке или в виде игрушки; кормушка настоящая за окном или на картинке; записи пения скворца и фоновой музыки; материал и оборудование для аппликации

Словарная работа: скворец, скворечник, перелетные, птенцы.

Предварительная работа: Разучивание заклички:

Весна, Весна красная!
Приди весна ясная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью,
С солнцем горячим,
С дождем обильным,
Принеси урожай.

В наш счастливый край!

Просмотр м/ф  «Про кота, Васю и охотничью катавасию», наблюдение  детей  с родителями  за скворцами в деревне.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята, отгадайте о каком времени года эта загадка:

Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло нам принесла … Весна.

— Ребята, а вы заметили приход весны? По каким признакам?

— Весна только вступает в свои права, гонит зиму со двора.

— А еще день становится длиннее. Послушайте, как написал об этом поэт В. Берестов в своем стихотворении

«Песенка весенних минут»:

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.
Потихоньку,
Полегоньку
Прогоняем зиму
Прочь!

С приходом весны возвращаются наши пернатые друзья.

Кто это?

Кого называют пернатыми друзьями?

Как вы думаете, почему птиц называют пернатыми друзьями? ( Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзья, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы поют песни и радуют ими нас.)

2. Пальчиковая гимнастика «Птицы»

Пальчики – голова птицы, ладони – крылья. (Большие пальцы переплетены, остальные сомкнуты). Сидит птица на земле. Вот она взлетела и полетела вверх, а теперь полетела направо, спустилась вниз, полетела налево. Вот птица летит медленно, быстрее, еще быстрее, и снова замедляет полет. Тихо опустилась на землю.

3. Рассматривание картин.

— Самыми первыми прилетают скворцы.

Откуда они прилетают?

А зачем скворцы улетали в теплые края?

Какого цвета окраска перьев, какой величины хвост, клюв и т. п.) (Скворец весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост.)

— А кто из вас, ребята, знает, какая первая забота у птиц весной?
(Приготовить гнездо для откладывания яиц и высиживания птенцов.)

— Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев ли в специальных домиках, построенных для них людьми.

Знаете ли вы, как называются эти домики?

Скворечники.

Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки). Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток. Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? Потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам. Натаскивают в него перышки, сухую траву, листочки и начинают петь .Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше. А сейчас послушайте его собственное пение. Поет скворец. (Включается запись пения скворца).

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет:
Крепкий деревянный дом
С круглым маленьким окном.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет.

— К концу весны у скворцов появятся птенцы. Они громко пищат, когда родители приносят им в клювах червяков или жуков. Скворец в это время мало поет: он очень занят – добывает еду для детей. Ведь они быстро растут и каждым днем им нужно все больше пищи. Скворцы предпочитают гусениц, жуков, червяков, но любят полакомиться ягодами, фруктами, виноградом.
Только летом птенцы станут взрослыми – вылетят из скворечника и начнут кормиться сами, собираясь в большие стаи. Вы знаете, что такое стая? Это группа птиц, собравшихся вместе.

4. Динамическая пауза «Скворцы»

Ой, летали скворушки-скворцы.
Все летели, песни распевали,
Крыльями махали.
(Махи руками.)

Стайкою на землю сели,
Червячков они поели.
(Развернуться в сторону кормушки.)

Клю, клю, клю, клю,
(Сесть на корточки.)

Клю, клю, клю, клю,
Как я червячков люблю.
(Указательными пальцами постучать по полу.)

Перышки почистим,
Чтобы были чище.
(Руками потереть предплечья, как бы обнимая себя.)

Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
(Развернуться в сторону деревьев за окнами.)

Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.

Тут собака прибежала
И скворцов всех распугала
(Развернуться в сторону собаки – игрушка или картинка.)

Гав-гав-гав, скворцы взлетели,
И в скворечник полетели.
(Махи руками.)

5. Аппликация «Скворечник»

Детям предлагается из цветной бумаги путем отрывания составить композицию.. Дети выкладывают скворечник из прямоугольника (корпус скворечника), треугольника (крыша), круга (леток)) и полоски (насест)). Воспитатель интересуется, на какие геометрические фигуры похожи детали скворечника, какого они цвета, какие детали одинаковы по цвету. Затем дети наклеивают изображение под фоновую музыку. Воспитатель просит сделать аккуратный ровный скворечник, ведь в плохом домике птицы не захотят поселиться. Только после этого к каждому готовому скворечнику прилетает скворец (сделанный в стиле оригами на прошлом занятии), которого дети наклеивают на жердочку.

6. Рефлексия

— Чем мы сегодня занимались?  Чей скворец вам больше всего понравился?  Какие способы аппликации мы сегодня использовали? Что больше всего вам понравилось?

 Тема. «Правовое государство»

Тип урока: комбинированный урок.

Цели:

  • создать условия для формирования представлений о правовом государстве и его признаках,
  • продолжить развивать мыслительные навыки, навыки формировать понятия, развивать умения выделять признаки, умение работы с текстами,
  • вызвать интерес к предмету,
  • коррекция мышления на основе анализа и синтеза.

Оборудование: учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Горецкая и др. Обществознание. 9 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013; карточки с заданиями, Презентация

Основные понятия: право, правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная власти, парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации,  Государственная Дума, Конституционный суд, Суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Правительство РФ.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

Речевая разминка.

II. Повторение изученного ранее.

Задание 1. Правильно назови слова, расставляя ударение.

Политический режим, демократия, тоталитарный, авторитарный.

Фронтальный опрос.

  1. Что означает слово «Политический режим»?
  2. Каковы основные типы политических режимов?
  3. Чем характеризуется тоталитарный режим?
  4. Чем характеризуется демократический режим?
  5. Чем характеризуется авторитарный режим?

Задание 2. Установите соответствие между признаками и типами политического режима: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию второго столбца.

Признак

Тип

  1. уважение к правам человека
  2. контроль над политической и частной жизнью граждан
  3. выборность высших должностных лиц
  4. принцип разделения властей
  5. идеологическая свобода
  6. стремление контролировать личность
  7. бесконтрольность власти со стороны общества
  8. отсутствие многопартийности
  9. полный контроль над гражданами
  10. применение репрессий против собственных граждан
  11. сохранение свободы экономической деятельности
  12. создание обстановки страха
  13. преобладание обязанностей над правами
  14. обожествление политических лидеров

А) демократический

Б) тоталитарный

В) авторитарный

        Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

III. Изучение нового материала

ПЛАН:

  1. Понятие «правовое государство».
  2. Развитие учения о правовом государстве.
  3. Принципы (признаки) правового государства.
  4.  Государственная власть в РФ.

(Запись темы и плана в тетрадь)

1. Понятие «правовое государство»

Беседа по теме «Правовое государство».

  • Что такое право?
  • Что выше: право или власть?   (учащиеся высказывают свое мнение, рассуждают)

Учитель показывает Презентацию «Правовое государство» осуществляет межпредметную связь с историей, формулирует понятие «правовое государство».

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, в котором обеспечены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву. 

(Запись определения в тетрадь).

2. Развитие учения о правовом государстве.

Задание 1. Используя текст учебника на стр. 30-32, заполните таблицу «Развитие учения о правовом государстве».

Мыслители

Идеи

Платон

(427—347 гг. до н. э.)

Аристотель

 (384—322 гг. до н. э.)

Цицерон

(106—43 гг. до н. э.)

Дж. Локк

(1632—1704)

Ш. Монтескье

(1689—1755)

И. Кант

(1724—1804)

(Учащиеся извлекают необходимую информацию из текста, для заполнения таблицы. Таблица заполняется совместно с учителем, в ходе просмотра Презентации.)

В конце XIX — начале XX в. в России сложилась плеяда правоведов, которые связывали будущее своей страны с идеей господства права. Среди них можно назвать Б. Н. Чичерина (182S—1904), Б. А. Кистяковского (1868—1920), П. И. Новгородцева (1866—1924), С. А. Котляревского (1873—1939) и многих других.

3. Принципы (признаки) правового государства

Задание 2. Используя текст учебника на стр. 32, назовите основные принципы (признаки) правового государства. 

Принципы (признаки) правового государства:

  1. верховенство права (правового закона),
  2. незыблемость прав и свобод человека,
  3. разделение властей.                                                                                (Запись в тетрадь).

Рассказ учителя сопровождается показом Презентации «Правовое государство».

(Запись в тетрадь схемы «Государственная власть»).План к рассказу скворцы

Государственная властьПлан к рассказу скворцыПлан к рассказу скворцыПлан к рассказу скворцы

Законодательная власть

Исполнительная власть

Судебная власть

Задание. Определи вид государственной власти

ПРИЗНАКИ:

  1. Создаёт правовые законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека.
  2. Избирается всем народом, выражать его волю и представляет его интересы.
  3. Её еще называют представительной.

Ответ: Законодательная власть

ПРИЗНАКИ:

  1. Исполняет, принятые представительной властью решения, законы.
  2. Действует на основе принятых представительной властью законов.
  3. Не избирается, а чаще всего назначается.

Ответ: Исполнительная власть

ПРИЗНАКИ:

  1. Самостоятельная и независимая ветвь власти.
  2. Защищать право путем осуществления правосудия

Ответ: Судебная власть

Задание «Подумай».

1. В государстве Y народ это  источник власти. Законодательная и исполни­тельная власть находится в руках верховного правителя, суд независим.  

Можно ли назвать государство Y правовым?  Докажи.

2. Государство Z — республика. Граждане имеют возможность прямого обращения к представителям государственной власти с предложениями и запросами. Депутаты парламента регулярно отчитываются о своей деятельности перед народом.    Существует многопартийность.  

Можно ли назвать государство Z правовым? Докажи.

4. Государственная власть в РФ.

Задание 4. Прочитайте материал ученика на стр. 33-35 и составьте схему высших органов государственной власти Российской Федерации. Укажите, какую ветвь власти представляет каждый орган.

Схема «Разделение властей»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ

СУДЕБНАЯ

Парламент:
Федеральное
Собрание,
состоит из двух палат:
Совета Федерации
и Государственной Думы

Правительство РФ

Конституционный суд;

Суды общей юрисдикции;

Арбитражный суд

(Запись Схемы в тетрадь).

IV. Закрепление. Обобщение.

Работа со словарём.

        Право, правовое государство, разделение властей, законодательная, исполнительная, судебная, парламент, Федеральное Собрание, Совет Федерации,  Государственная Дума, Конституционный суд, Суды общей юрисдикции, Арбитражный суд, Правительство РФ.

Фронтальный опрос:

  • Что такое «правовое государство»?
  • Каковы признаки правового государства?
  • В чём сущность разделения властей?
  • Чем представлена законодательная власть в России?
  • Чем представлена исполнительная власть в России?
  •  Чем представлена судебная власть в России?

Карточка

Задание 1. Выберите правильный ответ. 

Для правового государства характерно

  • 1) наличие единого правителя
  • 2) сильный государственный аппарат
  • 3) главенство судебной ветви власти
  • 4) незыблемость прав и свобод человека

Какая из перечисленных характеристик относится к правовому государству?

  • 1) отделение школы от церкви
  • 2) отсутствие смертной казни
  • 3) разделение властей
  • 4) наличие частной собственности

Какой орган осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации?

  • 1) Высший Арбитражный Суд РФ
  • 2) Правительство РФ
  • 3) Счётная Палата РФ
  • 4) Государственная Дума РФ

Какой орган осуществляет законодательную  власть в Российской Федерации?

  • 1) Федеральное Собрание
  • 2) Правительство РФ
  • 3) Совет Федерации РФ
  • 4) Государственная Дума РФ

Какой орган осуществляет судебную власть в Российской Федерации?

  • 1) Высший Арбитражный Суд РФ
  • 2) Конституционный Суд РФ
  • 3) Счётная Палата РФ
  • 4) Государственная Дума РФ

5) Суды общей юрисдикции

Задание 2. Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?

А. Принцип разделения властей ослабляет государство и поэтому не закрепляется в Конституции РФ.

Б. Принцип разделения властей закреплён в Конституции РФ.

  • 1) верно только А
  • 2) верно только Б
  •  3) верны оба суждения
  •  4) оба суждения неверны

V. Итог урока.

1. Рефлексия.

2. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.

3. Домашнее задание.

  1. Выучить записи в тетради.

ответ дан • проверенный экспертом. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. 1. Смотреть ответ. 5 выводов по рассказу «Настаўнік Чарчэння» Я зразумел(-а) што. сочинение «пасланне настаўніку будучага». цитаты про Пинск по бел.яз. с авторами. Предыдущий. Следующий. Премиум-доступ со Знаниями Плюс. Начни учиться еще быстрее с неограниченным доступом к ответам от экспертов. Подпишись. Добро пожаловать! Получи неограниченный доступ к миллионам подробных ответов. Попробуй сегодня. О нас.

План по тексту «Страта» Генрых Далидович, 6 пунктов по каждой части. 1. Смотреть ответ. Анастасия456790 Анастасия456790. 1.Навiчок Мiця 2.Мiця-талантоiвы вучань 3.Сакрэт Мiцi 4.Стась прыходзiць да Мiцi штодзённа 5.Мiця памёр 6.Стась вырастае,але помнiць Мiцю. Новые вопросы в Беларуская мова. СО161.

Ответ на вопрос здесь, ответил 1 человек: Помогите составит план страта. Информация. Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Это рассказ о единстве и взаимосвязи всего живого: растений, животных, людей; о единстве, обусловленном общими законами природы, жизни; о том, что жизнь домашнего животного.Разговор Васи с вернувшимся отцом, поиски убежавшей коровы нагнетают напряжение и подводят к эмоциональной вершине, кульминации рассказа: корова погибла.Эмоциональное произведение от которого можно даже заплакать. План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! БЕЛ ЛИТ. Складаны план по рассказу Страта. Мне нужно описание семьи Бокуцеý из рассказа «Страта». Спасибо. 1)класс 2)сословие 3) партия 4)каста 5)страта что не относится к понятию «социальная.

Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter. Белорусский язык. Максимка. 31 июля, 02:55. План по тексту «Страта» Генрых Далидович, 6 пунктов по каждой части. +3. Ответы (1). Новые вопросы по белорусскому языку.

Генрых Далідовіч «Страта». Знаёмства з галоўнымі героямі апавядання. Мэты і задачы ўрока: дапамагчы вучням разгледзець дзве першыя часткі апавядання, высветліць рэальна-жыццёвую яго аснову, спрыяць знаёмству з героямі — Стасем і Міцем Бокуцем, назапашванню матэрыял для аналізу вобраза навічка-пяцікласніка Міці (падрабязнае дэталёвае апісанне яго знешнасці, паводзін на ўроках і дома, размовы бацькоў Стася і вяскоўцаў пра сям’ю Бокуцяў і Міцеву хваробу і інш.); развіваць звязнае маўленне, навыкі выразнага. – Якое ўражанне пакінулі ў вас першыя дзве часткі апавядання Генрыха Далідовіча «Страта»? Чаму? – Што вы даведаліся пра сям’ю Бокуцяў у пачатку твора.

Найди верный ответ на вопрос ✅ «Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература .» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Искать другие ответы. Помоги с ответом по литературе. чому нашим сучасникам потрібна повість шинель? Нет ответа. Помогите написать отзыв (что вам понравилось и что именно, может даже поведение некоторых героев) по произведению У. Шекспир «Ромео и Джульетта». Нет ответа.

Помогите составить план по сказке»Страта» Генрых Далiдовiч. 0. 1.Навiчок Мiця 2.Мiця-талантоiвы вучань 3.Сакрэт Мiцi 4.Стась прыходзiць да Мiцi штодзённа 5.Мiця памёр 6.Стась вырастае,але помнiць Мiцю.

Чытаць апавяданне Генрыха Далідовіча «Страта». Главная → Беларуская літаратура → Генрых Далідовіч → Генрых Далідовіч — Страта. Увага!!! Невялікія апавяданні і вершы пададзены ў поўным варыянце.

План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! БЕЛ ЛИТ. 259. ОТВЕТЫ. 1.Новичок 2.5″ А» 3.Разумны хлопчык 4. Стась зайздросциць яму 5.Мицю пакрыудзили 6.Мы гуляли у футбол 7.У засценку сядзеу Миця 8.Мы зачем Мицю гуляць у футбол 9.Стас прыйшоу да дому 10.Мицева няшчасце 11.Урок матэматыцы 12.Мицева зрабилася блага 13.Невылечная хвароба 14.Мы вярнулися у класс 15.Миця злёг у пасцель 16.Я прывык.

План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! БЕЛ ЛИТ. 0 интересует 0 не интересует. 18 просмотров. Помогите !! План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! БЕЛ ЛИТ. Нужно составить план по рассказу Генрыха Далидовича «Губаты. Розташуйте події в хронологічній послідовності: а) Страта Яна Гуса в Констанці б). Добро пожаловать на сайт Школьные решения и ответы. У нас вы можете задавать задачи и получать решения от других членов сообщества.

Справочник школьника и студента. Беларуская мова. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. 0 интересует 0 не интересует. 181 видели. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. помогите. составит. План на апавяданне Генрых Далідовіч «Губаты». Характарыстыка герояу па апавяданни Страта Генрых Далидович. Обратная связь. Учиться и решать задачи с пояснениями просто.

План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! Помогите составит план страта» генрых далідовіч Помогите составит план страта» генрых далідовіч. План к рассказу Янки Брыль -Зеленая школа — Школьные. Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература. Каких вы знаете современников белорусской поэзии (моложе 40) ? какие стихитворения они написали? Ответы (1). Сто за конік у сядле? Ответы : Краткое содержание В. Быкав (Страта) Нужен план к рассказу «Тирлик». Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература +5 pts. Ответ дан. 5 Класс план к рассказу Василёк по бел.лит. М. Лыньков. План по сказке генриха далидовича страта Ответы и решения. Литература: Помогите !!

Нужно на белорусской. Чаму «страта» Василя Быкава так называецца? Помогите пожалуйста. Краткое содержание страта Василь Быкав. Это рассказ о единстве и взаимосвязи всего живого: растений, животных, людей; о единстве, обусловленном общими законами природы, жизни; о том, что жизнь домашнего животного.Разговор Васи с вернувшимся отцом, поиски убежавшей коровы нагнетают напряжение и подводят к эмоциональной вершине, кульминации рассказа: корова погибла.Эмоциональное произведение от которого можно даже заплакать. ответил 06 Март, 18 от Diana142000_zn (68 баллов) ● 1. Ваш комментарий к ответу: Отображаемое имя (по желанию)

План к рассказу Генрыха Далитовича » страта» заранее спасибо!!! Помогите составит план страта» генрых далідовіч Помогите составит план страта» генрых далідовіч. План к рассказу Янки Брыль -Зеленая школа — Школьные. Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература. Каких вы знаете современников белорусской поэзии (моложе 40) ? какие стихитворения они написали? Ответы (1). Сто за конік у сядле? Ответы : Краткое содержание В. Быкав (Страта) Нужен план к рассказу «Тирлик». Напишите план по рассказу «страта» беларуская литература +5 pts. Ответ дан. 5 Класс план к рассказу Василёк по бел.лит. М. Лыньков. План по сказке генриха далидовича страта Ответы и решения. Литература: Помогите !!

Трудовой кодекс Республики Беларусь. Профилактика коронавируса и гриппа. План организационных мероприятий по предупреждению возникновения и распространения инфекции COVID-19. Одно окно. Перечень осуществляемых административных процедур. Основные нормативные правовые акты по вопросам осуществления административных процедур. Порядок рассмотрения обращений граждан и юридических лиц в учреждении. Платежные реквизиты. Словазлучэнне як сінтаксічная адзінка. Граматычнае значэнне словазлучэння ( 8 кл.). doc, 39 кб. Змітрок Бядуля » На Каляды к сыну» ( 7 кл.), .doc, 56кб. Анатоль Вярцінскі » Рэквіем па кожным чацвёртым» . ( 8 кл.).doc, 60кб.

Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык. На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги. Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент. Вопросы-ответы » Беларуская мова. Пожалуйста помогите написать цитатный план по рассказу «страта»Пожалуйста,это очень безотлагательно. Заказать домашнюю работу. Пожалуйста помогите написать цитатный план по рассказу «страта» Пожалуйста,это очень сроч.

Генрых Далідовіч «Страта» Глава 1. Дружба — вялікая справа. Без дружбы чалавеку цяжка . 7:30. Генрых Далідовіч «Страта» Главы 3 і 4. Читаю произведение на белорусском языке для 8 класса дзяльба кабанчыка аудиокнига. Проходят в 8 классе Буду рада . 19:31. Лебядзіны скіт (1952) Уладзімір Сямёнавіч Караткевіч слушать на белорусском языке. Антонина Аркадьевна Тофелева. Views 2.5KYear ago. лебединый скит читать на белорусском проходят в 6 классе учебник авторов Бельски, Цитова на стр 15 до стр 26 . 13:11. Якуб Колас «Крыніца».

Помогите составить план по сказке»Страта» Генрых Далiдовiч. Краткое садержание страта Генрых Далидович. Генріх Далідовіч «Губаты» краткое содержание. Розташуйте події в хронологічній послідовності: а) Страта Яна Гуса в Констанці б). Нужно сделать рассказ о семье Бокуцяу́ (твор «Страта») помогите!!! Нужно на белорусской. Чаму «страта» Василя Быкава так называецца? Помогите пожалуйста.

5 клас. Беларуская літаратура. Генрых Далідовіч “Страта”. Міхальчэня Н.В., Генрых Далідовіч ‘Страта’ Заключэнне: главы 5 і 6., Кузьма Чорны ‘Насцечка’ Часткі 6 і 7., Кузьма Чорны. ‘Насцечка’. Частка 4., Кузьма Чорны ‘Насцечка’ Частка 3., Дзедава рукавiчка: беларуская народная казка.

Нужно на белорусской. Чаму «страта» Василя Быкава так называецца? Помогите пожалуйста. Краткое содержание страта Василь Быкав. Что такое страта(ы)? Характарыстыка герояу па апавяданни Страта Генрых Далидович. План да твора «Страта». Вобраз Мици и Стася у творы «Страта» Генрих Далидович. Но каждую черту типо добрый,. Добро пожаловать на сайт Ответы Онлайн, где вы можете задавать вопросы и получать ответы от других членов сообщества. Пожалуйста помогите написать цитатный план по рассказу «страта» Пожалуйста,это очень. 0 голосов. Пожалуйста помогите н.

Помогите составит план страта» генрых далідовіч. Помогите составит план страта» генрых далідовіч. Поделиться. 0. 0. Жека Петренко. 1 ответ 419 07 Янв 2018 1 рейтинг. Войдите, чтобы оставить свой ответ.

Главная » Статьи » Диктанты по русскому языку. Диктант — шутка на орфограмму О — Ё после шипящих и Ц

Диктанты по русскому языку. Диктант — шутка на орфограмму О — Ё после шипящих и Ц

Диктанты по русскому языку. Диктант — шутка на орфограмму «О — Ё после шипящих и Ц»

I. Черный цвет; четкий рисунок; неровный шов; щелкал семечки; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; тяжелая ноша; тонкая жердочка; красные щеки; желтый песок; громкий шепот; красивые шорты.

II. Темный шоколад; деревянная трещотка; трущоба; шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Идти на цыпочках; большая цистерна; цыплячий пух; улицы города; свежие огурцы; братцы; желтая акация; бледнолицый мальчик; моя станция; черная смородина; поющий цыган; спелый желудь; цыганская песня; на циферблате часов; теплая цигейковая шубка; щетка для одежды; учеба в школе; четкий ответ; мягкая шерстка; интересная ситуация; цитата из сочинения; лисицын след; короткая челка; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочные диктанты

Распределить в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

I. Продукция, милиция, Царицыно, дикция, скворцы щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, спицы, грация, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, смуглолицый, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, столицы, гусеницы, куницы, птицы мельницы.

II. Цирковое чудо

Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции — и под бурные аплодисменты подарил их зрителям. (Из газеты «Русский язык»)

Объяснительный, предупредительный диктант

1) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. 2) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин)4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)

6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9). Шорох за спиной заставил его оглянуться (А. Казанцев)10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. 14). Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) . 15)А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 16) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 17) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 18) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Мороз покусывает нос и щеки.

Словарные диктанты

I. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.

II. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

III. Цыплячий пух; улицы города; желтая акация; бледнолицый мальчик; дальняя станция; черная смородина; кудрявый цыган; коричневый желудь; цыганская песня; циферблат часов; теплая цигейка; новая щетка; учеба в школе; четкий шаг; мягкая шерстка; новая ситуация; цитата из книги; лисицын след; короткая челка; длинный циркуль; хорошая дикция; сестрицын платок; интересная традиция.

Выборочные диктанты

Выписать в две колонки слова с и и ы после ц. Обозначить условия выбора орфограммы.

I. Цирк, циркуль, панцирь, цигейка, цифра, цинк, цитрусовый, демонстрация, акация, станция, дисциплина, медицина, цилиндр, коллекция, репетиция, циркач, цирковой, циркуляр, циклоп, операция, цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыплячий, цыганский, продукция, милиция, экспедиция, редакция, сигнализация, репродукция, специальность, иллюстрация; отцы, огурцы, улицы, молодцы, бойцы, удальцы, девицы, красавицы, ученицы, танцы, сестрицы, лестницы, столицы, гусеницы, куницы, птицы, синицы, овцы, ножницы, рукавицы, щипцы, концы, бледнолицый, круглолицый, сестрицын, лисицын, Птицын, Куницын, Пшеницын, на цыпочках, Царицыно, дикция, скворцы, смуглолицый, спицы, грация, полиция, оконцы, пальцы, станицы, умельцы, мельницы.

II. Цирковое чудо

Аттракционов в цирковом представлении было много. Все птицы: и скворцы, и синицы, и даже неуклюжие курицы — были молодцы и необыкновенные умницы. Они становились на цыпочки, весело клевали огурцы и перелетали со спицы на спицу. Самая большая курица водрузилась на панцирь огромной по размерам черепахи. Потом она стала клевать цитрусовые.
Скворцы, эти неутомимые бойцы, так толкали друг друга, как будто на арене цирка происходила настоящая революция.
Вдруг совершенно неожиданно появился удивительно красивый цыган в цилиндре с цыпленком в руках. За цыганом на цыпочках шла его очаровательная помощница. Желтый маленький цыпленок вызвал бурные аплодисменты у публики, когда совершенно верно пропищал в микрофон столько раз, сколько обозначали цифры, показанные ему.
В конце выступления цыган, к всеобщему изумлению, достал из маленького цилиндра цветы: нарциссы, настурции — и под бурные аплодисменты подарил их зрителям.

(Из газеты «Русский язык» )

Объяснительный, предупредительный диктант

1) Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. (Н. Козловский) 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. (С. Есенин) 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик. 7) Легкий ветер с шорохом гнал по льду крупинки снега. (А. Казанцев) 8) Одна мысль об этой чащобе наводит на меня страх. 9) Вдруг без шороха и звука промелькнула по льду тень. (А. Казанцев) 10) Круглая клумба с мохнатыми желтыми цветами похожа на лукошко с цыплятами. 11) Уже поют в уютной листве соловьи, скворцы. 12) Птенцы скоро выросли, и однажды веселая семейка улетела на широкие речные отмели. (Н. Сладков) 13) Над желтыми золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат пчелы. А в кустах на берегу реки защелкал, звонко запел первый соловей. (И. Соколов-Микитов) 14) Круглолицый подсолнух в оконце затевает со мной разговор. (Ю. Могутин ) 15) Бегают по деревьям, гоняются за белками злые куницы. 16) Над широкими реками и голубыми озерами летят птицы. 17) Цирк родился в Древнем Риме. 18) Елочка стала расти, а береза прикрывала ее от ожогов солнца и мороза. (М. Пришвин)

Схематические диктанты

I. Не записывая слова, составить их структурные схемы.

1) Пригорки; грибника; волчица; хохотушка; соломка.
2) Лесная; серебристого; дождевые; гусиный; болотный.
3) Засветит; налечу; перебегают; бросала; заскрипит.
4) Комариный; хвостик; затрещит; развесистого; сохранишь.

II. Не записывая текстов, выбрать, составив структурные схемы,

(О. Константинова)

III. Записать слова в колонки в соответствии с их строением:

1) ; 2) ; 3) .
Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить, поредеют, соединить, слева, растет, аллея, гляжу, задрожать.

IV. «Составь слово».
1) Составить слова по данным схемам, указать принадлежность этих слов к частям речи.

2) Составить по три слова с данными морфемами. Обозначить части речи записанных слов.

3) Составить словосочетания по данным схемам.

4) Составить слово, взяв из разных слов указанные морфемы.

Выборочный диктант

Задание: выпишите слова с буквой Ё после шипящих в корне в одну колонку, с О — в другую.

1.В тишине лесной глуши ш..пот к ш..роху спешит. 2. Волки, лисы, ястребы, совы, даже маленькие хищные горностаи и ласки издали замечают белую ш..рстку и белые перья на ч..рных проталинах. 3. Я выглянул в щ..лку палатки. Все небо было затянуто, ш..л мелкий холодный дождь. 4. Я чувствовал, что держусь ш..ковым состоянием. 5.В этом году был хороший урожай крыж..вника. 6. В результате неправильного обращения с огнем я получил сильный ож..г пальца. 7. От неправильного питания началась изж..га. 8. Он был рассудителен, расч..тлив и не скрывал этого.

Словарные диктанты

1. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.

2. Вкусный шоколад; деревянная трещотка; глухая трущоба; таинственный шорох; умелый шофер; широкое шоссе; сильный ожог; ожег руку.

3. Щелкал в зарослях кустов; спелый крыжовник; выбраться из чащобы; черствый хлеб; черный карандаш; тяжелый ранец; тонкая жердочка; неровный шов; четкий рисунок; узкий желоб; желтый песок; громкий шепот; узкие шорты.

Объяснительный, предупредительный диктант

1)Шорох за спиной заставил его оглянуться. 2) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. 3) Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. 4) Ветер что-то нашептывает березкам. 5) Мороз покусывает нос и щеки. 6) По шоссе ползет тяжелый грузовик.

Словарно-смысловой диктант «Одним словом»

Синоним слова «белый». (Черный.)

У котенка красивая и гладкая одежка. (Шерстка.)

У пальто или у куртки вместо шапки. (Капюшон.)

В нее собирают в лесу грибы. (Кошелка.)

Короткие брюки. (Шорты.)

Маленькая соленая рыбка. (Анчонус.)

Профессиональный всадник, работающий на ипподроме, человек, который управляет лошадью на скачках. (Жокей.)

Цирковой артист. (Жонглер.)

Длинная, широкая улица с хорошим дорожным покрытием. (Шоссе.)

Отход свеклосахарной промышленности, используют на корм скоту. (Жом.)

Стержень для чистки и смазки канала ствола стрелкового или охотничьего оружия, для выталкивания застрявших патронов (Шомпол.)

Тихий разговор. (Шепот.)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Задание: прочитайте и спишите следующий текст. Найдите все слова-исключения иностранного происхождения, обозначьте в них изученную орфограмму.

Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине — жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом — переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.

ДИКТАНТ-ШУТКА

Чокнутый шотландец-обжора в шелковых дешевых шортах, сидя на жесткой решетке, ел харчо и пшенную кашу с печенкой, откусывая черствый черный хлеб и запивая все это компотом из крыжовника.
А чопорный щеголь, сидя в своей трущобе, напевая шепотом, прищелкивая бечевкой, делал четкий шов на черном капюшоне, тоже подумывая насчет обеда и негодуя на свой прожорливый желудок.
И вдруг послышался шорох. Жонглируя саженным шомполом, подошел непричесанный жокей с пухлыми щечками, с усами щеточкой и коротенькой челочкой.
Вид этого «почетного» гостя, его шоколадного цвета желчное лицо, похожее на сморщенный желудь, и уморительные желтые черточки на тяжелых чеботах вызвали неостановимый смех у трущобных обитателей.

Для начала сообщаю ученикам, что шипящих в русском языке всего 4 – ж, ш, ч, щ .
Предлагаю упражнения-разминку на формирование фонема тического восприятия и внимание. (Количество и необходимость таких упражнений определяет учитель.)

· Эти специальные упражнения, воспринимаемые как игровые, направлены одновременно на развитие внимания, формирование навыков анализа, синтеза, классификации и обобщения, фонематического анализа. На эту работу отводится 3–5 минут урока.

После того как дети научились легко выполнять эти упражнения, т. е. фонематическое восприятие и внимание активизировано, можно приступать к работе над орфограммами.

Задание 1 . Продиктовать предложения в темпе школьного диктанта. Выписать все шипящие .

1. Над ржаным полем, шелестящим жесткими ржаными колосьями, воздух горяч и неподвижен (ж ш щ ж ж ч ж).
2. Жаркие солнечные лучи и шепот морского прибоя зовут отдыхающих на пляжи (ж ч ч ш щ ж).
3. В лесной чаще стоит тишина, только жужжат пчелы над цветами шиповника да щебечут в вышине деревьев неугомонные птицы (ч щ ш ж ж ж ч ш щ ч ш).
4. Бывают чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужу ужасно больно.
Вот. (ч ж ж ж ж ж ж)

5. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

6. Бывают в жизни чудеса:
Ужа ужалила оса,
Она ужалила в живот,
Ужасно больно.
Вот. (ж ч ж ж ж ж ж)

7. А доктор Еж сказал Ужу:
«Я ничего не нахожу.
Но все же думается мне,
Что лучше ползать на спине,
Пока живот не заживет.
Вот». (ж ж ч ж ж ч ч ш ж ж)

Задание 2. Укажите часть слова (к орень – к или з а к орнемзк ), в которой имеется орфограмма « оеё после шипящих и ц ». Исключение обозначьте: искл , а глаголы и отглагольные формы – г .

Образец: Желтый пушок – к, зк .

Черный, шов, испеченный, ночевка, желтый, шел, шоколад, бечевка, течет, кошелка, печенка, зайчонок, расческа, речонка, девчонка, крыжовник, шоссе, щелка, рассечет, медвежонок.

Ответ: к, искл, г, г, к, г, искл, к, г, к, к, зк, к, зк, зк, искл, искл, к, г, зк .

Познакомимся с орфограммой «о–е–ё после шипящих и ц» .

а) в корне под ударением пиши ё , если слово можно изменить так, чтобы писалось е ё лтый – же лтеть) ; остальные слова, которые пишутся с о в корне, назовем исключениями;
б) за корнем (в суффиксе и окончании) под ударением – о , без ударения – е ;
в) ё – в глаголах и отглагольных формах, т. е. словах, которые образованы от глаголов: испечённый – испечь, ночёвка – ночевать, тушёнка – тушить, сгущёнка – сгустить;
г) слова с суффиксом -ёр дирижёр, тренажёр, но танцор .

Задание 3. В русском языке несколько десятков корней, в которых после шипящих стоит ё . Запишите слова, используя приведенные ниже корни. Составьте с ними словосочетания.

Задание 4 . Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о , прочитайте юмористический рассказ, в котором собрано 24 таких слова. Нарисуйте иллюстрацию к этому рассказу.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр , а в кузове тряслись чопорный шотландец , бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник . Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном , жонглёр жонглировал крыжовником , нанизывая его на шомпол . Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон . Настроение у всех было мажорное . Будто ехали они на веселое шоу . Вдруг послышался шорох . Это лопнул шов на шортах Жоры-обжоры. Все были шокированы происшедшим.

К рассказу следует добавить такие слова, как трущобы и чащоба. (С ними дети сами охотно придумают последнее предложение.)

· Предыдущие задания готовят учеников к отработке данной орфограммы. Рисунок выполняется учениками на доске попутно с чтением рассказа учителем. Заранее рассказ не читается. После того как рисунок выполнен, учитель еще раз читает рассказ, рисунок стирается с доски, а ученики пишут по памяти слова-исключения. Затем определяем, кто больше запомнил слов, какие слова не запомнились. Все это дает возможность еще раз их повторить. Прием рисования позволяет «включить» еще и эмоциональную память ученика. Это вообще очень хороший прием, я использую его и при работе над ошибками.

Теперь приступаем непосредственно к отработке написания о–е–ё после шипящих. Повторяем данную орфограмму. Обращаем внимание учащихся на то, что для данного правила нужно уметь видеть состав слова и отличать отглагольные формы и глаголы от других частей речи.
(Под термином «отглагольные формы» подразумеваются слова, которые образованы от глагола. Это и причастия, и отглагольные существительные, и прилагательные. Снимается необходимость определять часть речи , что упрощает выполнение действий.)

Задание 5. Заполните таблицу, воспользовавшись словами, перечисленными ниже. Какие слова вы не включили в таблицу? Почему?

1-й столбик: 6, 9, 10, 19, 26, 27, 31, 32, 37.
2-й столбик: 13, 23, 29, 38.
3-й столбик: 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 18, 20, 22, 25, 34, 35, 36, 42, 44.
4-й столбик: 7, 40, 41, 43, 45.
5-й столбик: 4, 24, 30.
Никуда не вошли слова с написанием е (а не ё ) после шипящих, слова с безударным суффиксом и наречие ещё (искл.).

Данное упражнение помогает сформировать сознательный подход к работе с правилом правописания (орф. № 14), вычленяет этапы умственной деятельности учащихся при выборе гласной.

Если ученик допустил много ошибок, ему можно предложить выполнить любое упражнение из учебника или пособия, а затем заполнить такую же таблицу словами из упражнения. Таблица наглядно покажет типичные ошибки каждого ученика: если в какой-то колонке больше ошибок, чем в другой, это значит, что данный этап правила ученик по какой-либо причине не усвоил. Например, многие слова неверно внесены в первый столбик или глаголы оказались не в первой колонке – значит, ученик забывает или не умеет выделять суффиксы, не видит глаголов.

Задание 6 (для самопроверки). Вставьте пропущенные буквы, укажите номер и букву орфограммы .

Щ_голь, беч_вка, ж_ваный, реш_тка, ж_лоб, бесш_вный, ж_рдочка, туш_нка, верблюж_нок, приш_л, испеч_нный, зач_т, прож_рливый, ч_рточка, девч_нка, наш_птывать, корч_вка, ш_ковый, ч_порный, печ_нка, галч_нок, переж_вывать, сгущ_нка, сокращ_н, ж_сткий, горяч_, дириж_р, шалаш_м, нож_м, лягуш_нок, ж_нглер, защ_лка, уч_ба, ш_рох, крыж_вник, сч_т, ж_рдочка, реч_нка, ноч_вка, жж_т, расч_ска, щ_лочь, ч_ткий, ш_ссе, кош_лка, пощ_чина, трущ_бы, ш_лковый, копч_ный, ч_рствый.

Посчитайте коэффициент усвоения данной орфограммы: каждое правильно написанное слово = 2%.

Достаточный уровень. Вставьте пропущенные буквы.

Быч_к, боч_нок, ноч_вка, бумаж_нка, плющ_м, копч_ности, нож_вка, напряж_нный, внуч_к, гараж_м, раскрепощ_нный, печ_нка, сгущ_нка, девч_нка, протяж_нный, свеч_й, ж_нглер, ж_луди, переш_л, ж_рдочка.

Средний уровень . Напишите текст под диктовку. Обозначьте орфограмму № 14 .

В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждет сторож. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.

(Из кн.: Д. Розенталь, И. Голуб . Русский язык. М.: Айрис, 1999.)

Высокий уровень . Найдите и исправьте ошибки. Объясните правописание слов с орф. № 14, указав рядом букву (14а, 14б. ). См. таблицу в начале раздела.

Дед рассказывает, как поймал в чащобе медвежёнка и научил его танцовать. Подражая медвежёнку, он выступает то в роли танцора, то дирижора. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущонку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчёнки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него никакого внимания.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ ГРАМОТНОСТИ

1. Выпишите слова, в которых допущены ошибки на данное правило.
2. Разберитесь, почему именно так нужно было написать слово.
3. Еще раз поработайте с таблицей, заполняя ее, используя слова любого упражнения по данной теме.
4. Сами составьте аналогичное задание для одноклассника.
5. Выпишите из литературного произведения слова с орф. № 14, объясните графически их правописание (выделите часть слова, поставьте ударение или обозначьте: искл.).

На этапе контроля можно использовать и другие задания, предусматривающие комплексную работу с орфографией и пунктуацией .

P. S. С удовольствием выписываю вашу газету, хотя она почти не по карману. Кроме того, что она – хороший помощник в работе, это еще и ниточка, связывающая меня с Россией. Да, не в чести сейчас русский язык в Украине, как и все русское.

ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ТЕМА: «БУКВЫ Ё — О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ В КОРНЕ СЛОВА»

(с графическим заданием)

Словарные диктанты

1. Учёный, вёрстка, чёрточка, печёнка, шорох, жёлуди, пчёлы, шоссе, счёт, шёлк, шов, шоколад, учёба, шёлковый, холщовый, расчёска, пшённый, тяжёлый, жёсткий, щёки.

2. Крыжовник, чёткий, чёлка, зачёт, чёрт, шёл, щёточка, почёт, шофёр, капюшон, расчёт, чёрствый, жернов, щёлочь, пощёчина, пчёлка, шоковый, щёлочка, решётка.

Выборочный диктант

Распределите слова в два столбика:

а) с буквой ё после шипящих в корне слова;

б) с буквой о после шипящих в корне слова.

Учёный, челн, шёрстка, крыжовник, пчёлы, жёлуди, ворох, счёт, решётка, шёпот, шоколад, трущобы, шорты, капюшон, вечёрка, щётка, жокей, шофёр, шотландский.

Объяснительный диктант

Графически объясните выбор гласной о — ё после шипящих в корне.

1. Зажёг свет, громкий шёпот, осторожный шорох, спелый крыжовник, жёлтый тюльпан, цирковой жонглёр, горький шоколад, чёткий почерк, пшенная каша.

2. В тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Ещё всё спит. Не слышно ни звука, ни шороха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы говорим шёпотом — боимся спугнуть рассвет. Со свистом проносятся тяжёлые утки. Туман клубится над водой. Мы наваливаем в костёр горы сучьев и смотрим, как поднимается огромное белое солнце.

(По К. Паустовскому)

Проверочный диктант

Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, одинокий челн, щёлканье соловья, мягкая шёрстка, почётный караул, поджёг бумагу, поджог сена, жёсткий диван, дешёвые товары, чёрствый хлеб, чёрный шёлк, разошёлся шов.

Контрольные диктанты

Шёлковую нить прядёт гусеница бабочки, которую зовут тутовым шелкопрядом. Почему шелкопрядом — понятно, а почему тутовым? Оказывается, гусеница тутового шелкопряда ест только листья тутового дерева и никаких других не признаёт. Перед тем как стать куколкой, гусеница выпускает две тонюсенькие паутинки. Они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя «с головы до ног». Получается шёлковый кокон. А люди разматывают кокон — да не один, а миллионы, и в каждом — километр, а то и больше шёлковой нити. Её перематывают на катушки и везут на ткацкую фабрику.

Шёлковую нить прядёт для людей еще один шелкопряд — дубовый. Вернее, его гусеница. Из её шёлковой нити ткут более грубую, но очень прочную ткань. Она называется чесуча.

И вот однажды встречаю медведицу с тремя медвежатами. Медведи копаются в земле. Я быстро щёлкаю затвором фотоаппарата.

Первыми на меня уставились медвежата. Но для их неопытных глаз я, видимо, просто сошёл за пень. Потом на меня посмотрела мамаша. Но и у неё я не вызвал интереса. Покопавшись в земле ещё минут двадцать, мохнатая семейка покосолапила в лес.

Я свистнул и хлопнул в ладоши. Медведи рассыпались в цепь и чёрными колобками укатились в кусты.

Мы пришли в цирк

Заиграла музыка, и все расселись. Вдруг из-за красной занавески вышли люди в красных костюмах с жёлтыми полосками. Между ними прошёл их начальник в чёрном костюме. Он что-то прокричал, и заиграла музыка. А на арену выбежал жонглёр и началась потеха! Он кидал шарики и ловил их. Потом схватил полосатый мяч. Он подшибал его головой, затылком, лбом, по спине катал и каблуком наподдавал. Мяч катался по его телу как намагниченный. Это было очень красиво. И вдруг жонглер кинул мячик в публику. Началась настоящая суматоха, потому что я поймал мяч и бросил его в Валерку, а Валерка — в Мишку, а Мишка нацелился прямо в дирижера, но не попал. Мяч попал в барабан, барабанщик рассердился и бросил его обратно жонглеру. Но мяч не долетел. Он угодил одной тетеньке в причёску. У неё получилась не причёска, а нахлобучка. И мы все так хохотали, что чуть не померли.

(По В. Драгунскому)

Однажды я шёл на лыжах по снежной целине. Торчащие из снега чёрные кусты да прошлогодние зонтики борщевика обозначали ручей, который теперь был занесен снегом. Вокруг стояла такая тишина, какая бывает только в зимний день.

Вдруг лёгкий шорох привлёк моё внимание. Я повернулся и увидел, как из снега вынырнул белый зверёк с округлыми ушами. Горностай! Минуты две мы с интересом рассматривали друг друга, потом горностай юркнул в снег.

Зимой горностай очень красив. Он весь белый, чёрные только нос, глаза и кончик хвоста. На Руси царскую мантию шили из горностая. Хвостики оставляли, чтобы на ней получился пунктир от чёрных кончиков.

Горностай — ловкий и быстрый хищник. Летом он живёт в густой траве вдоль ручьёв. Нет от него спасенья полёвкам, землеройкам, мышам и злобным крысам. Стремительный, как молния, горностай догонит каждого.

Графические задания:

1. Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, е после шипящих в корне слова». Объясните выбор написания.

2. Подчеркните грамматические основы предложений 2-го абзаца. Определите вид предложений по количеству грамматических основ.

Буквы О, Ё после шипящих и Ц — ФОНЕТИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ: ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ — ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-6 КЛАССАХ

Симпатичный хомячок, дешёвый товар, грушевый напиток, парчовая ткань, испечённый пирог, сильный ожог, ожёг руку, бережёт честь семьи, студёным ключом, не заманишь калачом, шёпот листьев, шорох гравия, спелый крыжовник, пришёл вовремя, большим тиражом, увлечённый поэзией, талантливый дирижёр, жёлтый одуванчик.

• Обоснуйте выбор букв О, Ё после шипящих.

• Определите способ образования слов: хомячок, парчовая.

Объяснительный диктант

1) Если у тебя есть мужество, дело не будет тяжёлым. 2) В понедельник Савка мельник, а во вторник Савка шорник. 3) Без поджога и дрова не горят. 4) Обжора что хороший жёрнов: что ни кинь, всё смелет. 5) Дешёвый сыр только в мышеловке. 6) Пот ключом бьёт, а жнец своё берёт. 7) За чужой счёт не купишь почёт. 8) У ленивого и крыша течёт, и печь не печёт. 9) Лучше учёный, чем золочёный. 10) Лицом белый, да душой чёрный. 11) Летами ушёл, а умом не дошёл. 12) Огорчённый песен не слушает.

• Обоснуйте выбор букв О, Ё после шипящих.

• Найдите в записанных предложениях примеры слов, в которых количество букв и звуков не совпадает. Объясните причину данного фонетического явления. Запишите транскрипцию этих слов.

• Подберите однокоренные слова к слову счёт.

Распределительный диктант

• Запишите диктуемые слова в две колонки: 1) слова, в которых после шипящей пишется буква Ё; 2) слова, в которых после шипящей пишется буква О. Обоснуйте условия выбора букв Ё, О.

Плечом, шёпот, чёлка, щёлка, кумачовый, зайчонок, пчёлы, шёл, жонглёр, шёлковый, сгущёнка, ежовый, речонка, колпачок, капюшон, жёлудь, печёнка, дешёвый, сбережёт, освещённый, силачом, печёт, увлечённый.

• Допишите в каждую колонку по два-три своих примера.

Творческий диктант

• Запишите два ряда слов.

1) Бечёвка, дешёвый, сгущённый, отсечёт, дирижёр, речонка, щёлка, шёпот.

2) Медицина, панцирь, дикция, купцы, циркуль, цифры.

• Подчеркните в каждом ряду “лишнее” слово. Обоснуйте свой выбор. (Ключ: речонка, купцы.)

• Составьте свой ряд слов с одним “лишним”.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

  • План к сказке иван царевич и серый волк для 3 класса по литературному чтению
  • Пичугин мост план рассказа
  • Пихать или пехать как пишется
  • Питерская история рассказ на дзен глава 27
  • Писец рассказ о животном