План к рассказу сестрица аленушка и братец иванушка 2 класс литературное чтение

План сказки сестрица аленушка и братец иванушка как составить? план этой сказки нужно писать так, чтобы ребенку было понятно,

План сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – как составить?

План этой сказки нужно писать так, чтобы ребенку было понятно, и чтобы он мог опираться на данный план при пересказе. Но детали зависят от того, для чего этот план пишется. Например, для читательского дневника он пишется более коротким. Например:
1. Аленушка не разрешает Иванушке пить из лужицы, а он выпил и стал козленочком.
2. Аленушка встретила молодого купца, и он позвал ее замуж.
3. Злая ведьма позвала Аленушку купаться на реку да и утопила ее.
4. Ведьма превратилась в Аленушку и стала жить с купцом, а козленочка хотела съесть.
5. Купец услышал, как козленочек на реке зовет Аленушку, ее достали и спасли, а козленочек превратился в Иванушку.
6. Злую ведьму привязали к хвосту лошади и так наказали.
*
Более детальный план этой русской народной сказки можно составить такой:
1). Осиротели Аленушка и ее братец Иванушка, пошли работать в поле.
2). Жаркий день был, Иванушка пить просил.
3). Не разрешала Аленушка ему пить из копытца, чтобы не превратился он в теленочка, жеребеночка или козленочка.


4). Не послушался Иванушка, напился из козьего копытца и превратился в козленочка.
5). Горько плакала Аленушка, да тут купец ее увидал и замуж позвал.
6). Аленушка согласилась, но сказала, что козленочек будет жить с ними.
7). Уехал как-то купец далеко, а к дому ведьма пришла.
8). Позвала ведьма Аленушку купаться, привязала ей камень на шею и утопила в речке.
9). Обернулась ведьма Аленушкой и стала с купцом жить вместо нее.
10). Иванушка все на речку бегал, звал Аленушку.
11). Тогда ведьма захотела его зажарить и съесть.
12). Попросился козленочек у купца на речку сбегать и стал там плакать, а Аленушка ему из реки отвечала.
13). Услышал это слуга, рассказал купцу.
14). Вытащили Аленушку из воды, нарядили – она и ожила.
15). А злую ведьму к хвосту лошади привязали и погнали лошадь в поле, где ведьма и нашла свою смерть.


borodatiyvopros.com

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.

План пересказа сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 

  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка

  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.

Главная мысль сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Пословицы к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Слушайся добрых людей — на путь наставят.
Слушай умом, а не брюхом.
Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.


Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает — жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.

Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

  1. Волшебные превращения — козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
plan pereskaza sestrica alenushka i bratec ivanushka 0
plan pereskaza sestrica alenushka i bratec ivanushka 1

santyaguarundito.blogspot.com

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Автор: народ

Название произведения: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Число страниц: 3

Жанр: сказка

Главные герои:  Аленушка, Иванушка.

Краткое содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Сказка рассказывает о том, как брат и сестра, оставшись сиротами, пошли странствовать по свету.

Ослушавшись сестру, Иванушка напился воды и стал козленочком.

Вскоре Аленушка стала царицей и завистливая колдунья ее утопила.

Благодаря, Иванушке-козленочку царь нашел и спас Аленушку.

И стали они по-прежнему счастливо жить все вместе.

План произведения для пересказа сказки:

1. Сироты пошли странствовать по свету

2. Вода и запреты Аленушки

3. Непослушание и превращение Иванушки

4. Свадьба с царем

5. Порча колдуньи

6. Колдунья утопила Аленушку

7. Иванушка бегает к морю

8. Царь обнаружил Аленушку

9. Казнь колдуньи

10. Счастливая семья

Рисунок — иллюстрация сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

plan pereskaza sestrica alenushka i bratec ivanushka 2

Главная мысль:

Непослушание старших часто имеет непоправимые последствия.

Забота родных способна спасти от самой большой беды.

Чему учит произведение:

Сказка учит нас слушать старших, ведь они желают нам только добра и плохого не посоветуют.

Также она учит любить, поддерживать и заботиться о родных в любых ситуациях.

Синквейн:

Иванушка.

Маленький, глупый.

Слушает, ослушивается, пьет.

Стал козленочком.

Непослушание.

Краткий отзыв по сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»:

Мне очень понравилась сказка.

Она интересная, необычная и поучительная.

Моим любимым героем стала Аленушка.

Ее отношение к брату вызывает уважение.

Я искренне переживал за Аленушку, когда колдунья хотела убить ее.

И очень рад, что Иванушка, несмотря на свое состояние, смог спасти сестру.


Пословицы к сказке:

Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.

Дружная семья — долгая жизнь.

Дерево держится корнями, а человек – родственниками.

Готовый читательский дневник 3 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

gdz-gramota.ru

Урок литературного чтения во 2-м классе.

Тема: Средства создания художественного образа в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Урок проводился во 2-м  классе, где дети обучаются по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. В учебном плане школы в данном классе также предусмотрено изучение риторики.

Это второй урок работы со сказкой «Сестрица Аленушка и  братец Иванушка». К моменту урока учащиеся знакомы с такими средствами выразительности, как олицетворение, сравнения, звукопись. Предполагается, что и на следующих уроках дети продолжат знакомство с другими средствами выразительности для создания художественного образа (гипербола, контраст).

        Особенности класса и тема урока определили его цели.

1.Обучающая цель: помочь учащимся открыть такие средства создания художественного образа, как поступки и речь героя; способствовать формированию умения видеть данные средства и понимать их роль в выражении идеи произведения.

2.Развивающая цель: продолжать работу по развитию техники чтения, способствовать развитию речи учащихся, их риторической культуры.

3.Воспитательная цель: воспитывать уважение к русскому народу, внимательное отношение к своим одноклассникам.

По типу это  урок усвоения новых знаний. Постановка целей урока определила его структуру. Было запланировано 6 основных этапов.

1.Организационный.

2. Актуализация прошлого знаньевого опыта.

            3.Целеполагание на основе проблемной ситуации.

4. Организация поисковой деятельности.

 5.Рефлексия и оценка.

6.Домашнее задание.

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой урока.

У всех рабочее настроение? Все готово к уроку? Подарим друг другу улыбки. Начинаем урок.

II. Актуализация прошлого знаньевого опыта.

1) Проверка домашнего задания.

        -Ребята мы вчера прочитали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы получили домашнее задание : составить описание Аленушки по картине В.Васнецова.

-Давайте зачитаем, какой мы увидели Аленушку на картине. Почему такой?

Итак, мы представили Аленушку:

одинокой                        красивой

грустной                        доброй

задумчивой                            ласковой

печальной                        спокойной

унылой                        очаровательной

безрадостной                            обаятельной

пригорюнившейся        

подавленной

-Вам понравилась Аленушка?

-Какое впечатление она произвела на Вас?

2)Работа над лексикой и орфографией.

Когда человек производит на вас сильное впечатление, говорят, что он меня очаровал.

Очаровать – произвести неотразимое впечатление. Обратите внимание на гласную в корне слова.

-Кто догадался, от какого слова оно произошло?

Произошло от слова чары – волшебство, колдовство, пленение.

-Можно про Аленушку сказать, что она обаятельная?

— Как вы понимаете значение этого слова?

Обаяние – очарование, притягательная сила.

Обаятельная, очаровательная.  Обворожительная – притягивающая к себе  людей.

-Обратим внимание на гласную в корне. Почему пишется такая буква?

Слово обаятельная произошло от слова баять, т. е. говорить красиво, ласково.

3)Выявление средств создания образа художником  на картине.

-Какие приемы и средства использовал художник, чтобы создать образ такой девушки?

  • Отбор красок
  • Освещение
  • Выбор позы, одежды
  • Изображение природы

4)Работа по раскрытию замысла картины.

-Как вы думаете, что хотел передать Васнецов своей картиной?

-Как относится художник к своей героине? ( Он передал свои чувства, свою любовь, свое нежное отношение к детям – сиротам. Передал свое грустное настроение, передал народную любовь,  хотел заставить нас сострадать своей героине)

        Мы описали , какая Аленушка на картине, но мы знаем, что Васнецов написал эту картину по мотивам русской народной сказки «Сестрица Аленушка и  братец Иванушка», поэтому давайте вновь отправимся в сказку, обратимся к художественному тексту и понаблюдаем, как описана в нем Аленушка.

III Целеполагание на основе проблемной ситуации.

  1. Самостоятельная работа.

-Найдите описание Аленушки в сказке. Для этого предлагаю поработать с учебником таким образом:

Откройте учебник на стр. 110(литературное чтение 2кл.)

1й- вариант читает на с110, ищет описание героини, подчеркивает карандашом.

2й — вариант читает на с111, ищет описание героини, подчеркивает карандашом.

Слабо читающие ученики читают на с112 (количество текста меньше, он идет в стихотворной форме) выполняют тоже задание.

2.Проверка выполнения задания.

-Прочитайте описание Аленушки.

-Есть  ли в тексте такие же, как и в картине, средства создания образа Аленушки: описание позы, одежды, лица, описание природы?

-Таких средств нет, значит, мы совсем не можем представить Аленушку, какая она в сказке? Нет никаких подсказок, чтобы узнать, как создан образ Аленушки?

Тогда какая проблема возникла перед нами? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

        3.Постановка темы и учебной задачи.

Тема: Какими средствами создан образ Аленушки в художественном тексте. (запись на доске)

-А какая цель нашего урока?

Найти средства создания образа в тексте.

IV.Организация поисковой деятельности.

1.Работа над выявлением средств создания художественного образа.

-Как мы узнаем о человеке, какой он? (по его поступкам, по его делам)

На доске написаны ключевые слова: поступки и дела, речь героя.

-Где мы это можем найти? (в тексте)

-Давайте пройдемся по сюжету сказки, найдем предложения про Аленушку, попробуем составить образ героини.  

А)Выборочное чтение.

Дети находят отрывки, зачитывают их, делают выводы о характере Аленушки. Учитель записывает слова на доске.

Из 1-ого абзаца узнаем

  • Сирота
  • Трудолюбивая

Из разговора с братцем

  • Ласковая
  • Заботливая
  • Терпеливая
  • Спокойная
  • Добрая

Когда случилось несчастье

  • Грустная
  • Печальная
  • Несчастная
  • Доверчивая

Б) Сделайте вывод, какими средствами создан образ нашей героини в художественном тексте.

2.Выявление идеи произведения.

-Кто автор сказки? Почему народ в своей сказке создал именно такой образ Аленушки? Что этим он хотел выразить? (свое отношение, свою любовь, нежность)

-Давайте вспомним другие русские народные сказки, где тоже представлены женские образы.

-Соответствуют ли наши слова-определения этим героиням? Какие качества ценит русский народ в женщинах?

Значит, в сказках показан идеал русской женщины.

V. Рефлексия и оценка детей.

1.Представление героя

Мы с вами описали Аленушку по картине, увидели какой она изображена в сказке. За это время мы полюбили Аленушку. Она очаровала нас, стала нам близкой и понятной.

-Кто хочет нам представить свою Аленушку, рассказать какая его героиня.

2.Ну что ж, наш урок закончился. Давайте подведем небольшой итог.

-Расскажите, что вы  чувствовали на уроке?

-Чем интересен был наш урок?

-Кому бы вы сказали спасибо?

VI Домашнее задание по выбору:

1.Узнать, какие картины написал еще Васнецов.

2. Найдите в сказке эпизоды, в которые можно включить ваше описание Аленушки и расскажите их.

2 класс
Тема:
  Русская народная сказка  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной сказкой)
  2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  3. Продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
  4. Рассматривать сказку как систему отношений;
  5. Формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
  6. Использовать картины, воссоздающие воображение детей;
  7. Воспитывать бережное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий.

Ход урока

  1. Организационный момент  

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

  1. Подготовка к восприятию

— Мы продолжаем путешествовать по главе: «Мир народной сказки…»

— Какие бывают сказки? (Авторские, народные)

— По виду?  (Волшебные, бытовые, про животных)

  1. Сообщение  темы и цели урока

— А сегодня мы с вами прочитаем поэтическую, хотя и без рифмы сказку. Сказывается, словно печальная песня поётся.

(Просмотр видео фрагмента)

— Узнали сказку?  («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)  (Слайд 1)

— Сегодня на уроке нам предстоит ответить на следующие вопросы…( Слайд 2)

  1. Работа по теме урока

— Открываем книги.

— В ходе чтения подумайте почему я сравнила эту сказку с печальной песней. (Чтение сказки учителем, продолжают читать дети)

Словарная работа (Слайд 3, 4, 5, 6,7)

Мочи нет – совсем нет сил.

Купец – богатый торговец.

Красная девица – скромная, молодая.

Хоромы – жилой дом богатого владельца.

Ножи булатные – ножи из булатной стали обладают большой упругостью.

Ключевая вода —  родниковая вода.

— Почему же эту сказку сравнивают  с печальной песней? (Сказка трагическая, сначала остались одни — одинёшеньки, Иванушка превратился в козлёночка, ведьма топит Алёнушку, ведьма хочет зарезать козлёночка)

— В какие моменты вам было особенно жаль Алёнушку?

— Найдите моменты которые очень похожи на песню.

— Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

— Почему она звучит напевно?

— Здесь непривычный порядок слов и прилагательные стоят последними. Такой приём в литературе называется ИНВЕРСИЯ. Проведём эксперимент изменим порядок слов.

— Что заметили? (Исчезла напевность)

— Определите вид сказки. (Волшебная, русская народная)

— Докажите. (Слайд 8-15)

 ( Происходит волшебство: Иванушка превратился в козлёночка и снова в человека; Алёнушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Алёнушкой)

— Сколько раз Иванушка просил Алёнушку выплыть на бережок? (3)

— Вспомните ещё примеры в этой сказке числа 3. (3 раза просил напиться, 3 раза перекинулся через голову)

— А что ещё характерно для русских народных сказок? Чем заканчиваются? (Добро всегда побеждает зло)

— Здесь у нас тоже счастливый конец.

— Прочитайте начало сказки – ЖИЛИ – БЫЛИ – традиционное начало всех сказок.

— Прочитайте 1 слово на странице  (Не пей)

— Начало 2 предложения. (Идут)

— Что заметили? (Все предложения начинаются с действия)

— Найдите ещё такие примеры.

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.

— А есть в этой сказке повторы слов?(Одни-одинёшеньки, выплынь-выплынь, шли-шли, жить поживать, подумал-подумал)

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.

— Вернёмся к названию сказки.

— Что заметили? (Слова употребляются в ласковой форме)

— Есть ли ещё в сказке слова в такой форме? (Дочка, копытце, водица, телёночком…)

-Это ещё одна особенность волшебных сказок.  

        v.ФИЗМИНУТКА

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли, (Руки на пояс)

За природой наблюдали. (Повороты головы влево, вправо)

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели. (Поднялись на носочки)

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. (Присели)

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

VI. Работа над картиной  (Слайд 16)

Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.

— Именно эта сказка вдохновила Виктора Васнецова на написание картины «Алёнушка».

— Рассмотрите репродукцию.

— Как вы думаете,  какой момент в сказке вдохновил художника, на этот сюжет. Найдите его в сказке. (Залилась Алёнушка слезами…)

— Как вы думаете есть ли что-то общее у сказки и картины? (Нет, такого эпизода)

— А может это ведьма переоделась в Алёнушку? (Нет, зачем ей плакать, она радуется)

— Как удалось художнику изобразить её беду?  (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у неё распущены, смотрят на тёмную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон)

— Что усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, тёмная вода, тёмный лес и одежды неяркие, блеклые)

—  А почему Васнецов изобразил Алёнушку у воды? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке – Иванушка испил водицы, Алёнушка в воде, диалог Иванушки – козленочка и лежащей на дне реки Алёнушки, оживление водой)

— Какое настроение вызвала картина? (Грустное, печальное, жалостливое)

— Картину и сказку роднит грустное, поэтическое, лирическое настроение.

VI I. Итог урока  (Слайд 17)

— Почему Иванушка превратился в козлёночка? (Не послушался сестрицы)

— Что помогло им выдержать все испытания? (Они не оставили друг друга в беде, любили друг друга)

VIII. Домашнее задание

  1. Прочитать сказку.
  2. Выполнить задание №4 на с.78 учебника.

(Слайд 18)

— Чему учит сказка? (Слушаться старших, любить друг друга, не бросать в беде близких)

— Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. А наш урок окончен.

1. Урок литературного чтения (2 класс)

Цель урока:

  • Обнаружить некоторые закономерности
    сказочного жанра на примере русской народной
    сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и
    выявить вместе с детьми поэтический, лирический
    характер этой сказки.

Задачи урока:

  • показать наличие двух миров: обычного и
    волшебного как одну из важных закономерностей
    сказочного жанра;
  • научить детей вычленять повтор как
    обязательный композиционный элемент сказочного
    жанра;
  • обнаружить в сказке древнюю числовую магию;
  • во время сравнительного анализа сказки и
    картины В.Васнецова «Алёнушка» подвести
    учеников к мысли, что сказку и картину роднит
    грустное настроение, лирическая тональность.

Оборудование:

  • Учебник «Литературное чтение» (I часть), 2 класс,
    авт. В.Ю.Свиридова, Н.А.Чуракова;
  • репродукция картины В.Васнецова «Алёнушка»,
  • карточки со словами: устное, народное,
    творчество.

2. Ход урока

2.1. Проверка домашнего задания. Подготовка к
восприятию

Урок начнём с проверки домашнего задания.

Поднимите руку те, кто готов сегодня прочитать
наизусть стихотворение.

Наизусть домашнее стихотворение прочитает :

(ученик у доски читает стихотворение
Константин Бальмонта
)

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кащею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны — и был таков.

А теперь послушайте музыкальное произведение. (Музыка
М.Мусоргского «Прогулка»; «Избушка на курьих
ножках» (Баба-Яга).)

Представьте себе картину, которую нарисует вам
ваше воображение.

Что вы представили себе, когда слушали музыку? (Высказывание
детей).

Что же общего у этих двух произведений?

(волшебство, сказочный сюжет, сказочные герои,
лес, Баба Яга)

Сказочные приёмы в авторском стихотворении и в
музыке.

В чём различие этих произведений?

1 — музыкальное произведение мы слышим;

2 — литературное произведение, мы видим, читаем,
слышим.

Различными средствами можно изобразить сказку.

2.2. Подготовка к восприятию и сообщение темы
урока

img1

Подумайте, почему сказки, колыбельные песни,
прибаутки, пословицы, скороговорки называются
устным народным творчеством?

(на доске выставлены карточки)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Что означает каждое слово?

(ответы учитель записывает на доске)

Уста, губы Придумывал народ При пересказе каждый придумывалсвоё
-» из уст в уста » творил

Народную сказку не записывали, а пересказывали
по памяти. Её «сказывали», передавали из уст в
уста.

— Как называется первая часть любой истории? (Завязка)

— Начало развития действия?

В русской народной сказке завязка называется
ЗАЧИН.

2.3. Работа по новой теме. Знакомство со сказкой

А теперь прочитаем поэтическую, хотя и без рифм
сказку. Сказка сказывается, словно печальная
песня поётся.

Определите, какая это сказка: волшебная,
бытовая или о животных?

Дети читают сказку вслух по частям.

1 — УЧИТЕЛЬ,

2 — УЧЕНИК,

3 — УЧЕНИК,

4 — УЧЕНИК.

Прочитайте, как заканчивается сказка
самостоятельно, про себя.

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» —
ВОЛШЕБНАЯ.

(Превращение человека в животное, принятие
ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью
живой воды.)

Чтобы убедиться в этом нам, надо со сказкой
поработать.

2.4. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Вверх на солнце посмотрели —
И всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Дружно топаем.
Хватит детки отдыхать.
А теперь начнём читать.

2.5.Работа над содержанием сказки

а) Словарная работа

Проведём работу по уточнению предложений,
словосочетаний.

Шли- шли:стоит коровье копытце;

:::::::.лошадиное копытце;

:::::::козье копытце полно водицы.

Как вы себе это представляете?

(следы копыт животных, наполненные водой)

Есть такое предложение: «ШЛИ-ШЛИ — солнце
высоко, колодец далеко, жар донимает, пот
выступает».

Как вы понимаете эти слова?

А кто такой купец?

Богатый торговец, тот, кто торговал.

Найдите в тексте абзац, где купец встретил
Алёнушку.

Дети читают отрывок вслух.

— Одному козлёночку было ведомо:

Как вы понимаете эти слова? (известно)

б) Почему никто «ведьму не распознал», только
Иванушке «всё было ведомо»?

(Ведьму, представителя волшебного мира, может
видеть только тот, кто сам находится в волшебном
мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы
тоже ведьму не распознал. Но как только он
обернулся козлёночком, произошло его
превращение из земного существа в представителя
волшебного мира. Теперь он обладает как бы
двойным зрением: видит и то, что делается в земном
мире, но и видит и другую, волшебную сторону
событий).

Давайте найдём отрывок, где Козлёночек бежит на
бережок и зовёт Алёнушку.

Как нужно читать эти слова?

(ученик читает выразительно, вслух)

Что значит котлы чугунные :( КОТЁЛ — большой
сосуд для варки, обычно с круглым дном. Чугун —
первая выплавка из железной руды)

Ножи булатные? (Булать узорочная сталь,
витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)

Сколько раз Иванушка просил сестрицу разрешить
ему напиться? А выплыть на бережок? (3 раза. В
волшебной сказке действует магия числа 3, поскольку
это число волшебного мира.)

Сколько раз понадобилось козлёночку
перевернуться через голову, чтобы обернуться
мальчиком Иванушкой? (Прочитайте. В сказке
сказано, что козлёночек «три раза перекинулся
через голову и обернулся мальчиком Иванушкой».
(с.126 ))

А в других сказках, какие волшебные числа тебе
встречались?

«Кот в сапогах», Вступление к «Руслану и
Людмиле», «Сказка о рыбаке и рыбке». (три сына
у мельника, три месяца подряд кот приносил королю
подарки, «тридцать витязей прекрасных»,
«тридцать лет и три года»)

Число «3» соотносилось с кругом и выражало
замкнутость чужого мира: круг неба, например.
Поэтому, волшебное число героев — всегда «3»: 3
богатыря, 3 сестры, 3 брата; все события
повторяются в сказке 3 раза.

2.6. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова
«Алёнушка»

Рассмотрите внимательно репродукцию картину
Виктора Васнецова «Алёнушка». [Рисунок1]

Какай же момент в сказке вдохновил художника на
этот сюжет: найдите его.

«Залилась Алёнушка слезами, села под стожок —
плачет».

Как именно художник изобразил Алёнушку: почему
мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите
её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на
поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду
речки или пруда.

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил
Алёнушку у воды: кто самый догадливый?

(именно с водой связаны все грустные события
сказки)

Какие грустные моменты в сказке связаны с
водой?

(найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому,
что очень хотел воды испить и не мог дождаться,
пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.

Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

Именно с водой связан поэтический диалог
козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки
Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз
вслух прочитать учитель. С.123. -Сестрица
Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца:
.Напился и стал козлёночком. СТР.123. Привела
ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду.
Стр. 124 .Побежал козлёночек на речку, стал на
берегу и жалобнонёхонько закричал: : .).

Таким образом, — вода главный источник
несчастий в этой сказке: с ней связаны основные
опасности.

Вода — волшебный мир в этой сказке и волшебный
предмет (вода из копытца определённого животного
способна превратить человека именно в это
животное;

Ключевая вода оживляет Алёнушку).

Так что же роднит сказку и картину?

Грустное настроение, лирическая тональность.

( Пояснение: «лирический», «поэтический»
могут обозначать сферу чувств и переживаний
человека. Когда говорят, что человек
«лирически» настроен, имеют ввиду, что его душа
открыта самым тонким восприятия и чувствам, что
он поэтически смотрит на мир).

Какими же средствами переданы эти два
произведения?

Литературное произведение — словом.

Картина — красками.

2.7. Закрепление новых знаний

Вернёмся к вопросу с которого мы начали
работать со сказкой.

Почему же сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Ивашушка» — волшебная?

(превращение человека в животное, принятие
ведьмой облика Алёнушки, оживление с помощью
живой воды) (карточки)

2.8. Закрепление (возвращаюсь к карточкам)

Можно ли сказку «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка» отнести к устному народному
творчеству?

(Так почему же сказку «Сестрица Алёнушка и
братец Иванушка» относится к устному народному
творчеству?)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Уста, губы Придумывал народ При пересказе каждый придумывал своё —
«из уст в уста» творил

Народную сказку не записывали, а пересказывали
по памяти. Её «сказывали», передавали из уст в
уста.

2.9. Итог урока

Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами
работать.

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 3 класс Школа России

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной), обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко!

Поручено нам Вас сегодня встречать

Но начнем, же урок, не будем зря время терять.

Я приглашаю вас на заседание клуба «Мир сказки». Позвольте руководителем быть мне ( ФИО учителя) . Желаю вам на уроке удачи и творческих находок. А гостям приятного общения с учениками 3 «Г» класса.

-Прочитаем девиз нашего клуба: «Ищешь трудность – находишь мудрость».

-Как вы его понимаете?

-Почему именно его связали со сказкой?

— И сегодня нам надо ее отыскать. Как вы думаете, а легко ли сочинять сказки?

-Я думаю в этом сами были участниками при подготовке домашнего задания.

-и сейчас настал момент это послушать.

II. Проверка домашнего задания

(слушаем несколько учеников)

-Ребята, а кто помнит какие бывают сказки? (авторкие и народные)

-А ваши сказки, какие? (авторские)

III. Самоопределение к деятельности

-Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной сказкой. Прочитайте ключевые слова про себя. А кто готов прочитать вслух.

пить, колодец, копытце, купец, козленочек, ведьма (на доску прикрепляет учитель слова)

— Кто догадался, о какой сказке идет речь? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

IV. Работа по теме урока

Прежде чем начнем читать, проведём работу по уточнению слов, предложений, словосочетаний:

стоит коровье копытце;

лошадиное копытце;

козье копытце полно водицы. (следы копыт животных, наполненные водой)

купец (Богатый торговец, тот, кто торговал.)

ведомо (известно)

Ножи булатные (Булать — узорочная сталь, витое железо, нож из стали с узорчатой ручкой.)

Нам предстоит найти в ней все особенности русской народной сказки.

(чтение учителем и детьми сказки)

— Вам понравилась сказка?

— Почему автор учебника сравнивает эту сказку с печальной песней?

— Найдите те моменты, которые очень похожи на песню.

(Песня козленочка:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят маня зарезати.)

— Есть ли здесь рифма, как в песне?

Тогда почему она звучит напевно? ( Здесь непривычный порядок слов, прилагательные стоят последними в строчке.)

-Такой прием в литературе называется «инверсия». Он характерен для русских народных сказок. Проведем эксперимент. Изменим порядок слов так, чтобы он стал свойственным обыденной речи. Что заметили? (Исчезла напевность).

— А можно ли сказать, что она печальная?

-Почему? (Много несчастий преследует брата и сестру.)

-Давайте перечислим, какие несчастья их преследуют? ( «Сначала остались одни-одинешеньки», «Иванушка превратился в козленочка», « Ведьма топит Аленушку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

— определите вид сказки. ( Волшебная сказка.)

— Докажите. (Происходит волшебство: Иванушка превратился в козленочка и снова в человека; Аленушка, утонув, осталась живой; ведьма оборачивается Аленушкой.)

— Что еще было « ведомо» Иванушке? (Что сестрица, утонув, попала в волшебный мир, и он мог с ней общаться.)

— Сколько раз он просил выплыть ее на бережок? (Три раза.)

— Найдите еще примеры действия магии числа три, поскольку это число волшебного мира. (Трижды Иванушка просил разрешить ему напиться, три раза перекинулся через голову, чтобы обернуться мальчиком.)

— а есть ли в этой сказке повторы слов? (Шли-шли, жить-поживать, одни-одинешеньки, подумала-подумала.)

— Вернемся к названию сказки. Что заметили?

( Слова употреблены в ласковой форме.)

— А есть ли в этой сказке еще слова в такой форме? Назовите их.

— В каждой волшебной сказке герои отправляются в дальний путь и проходят испытания. Какие обстоятельства жизни заставили наших героев отправиться в дальнюю дорогу? ( Пошла Аленушка на работу, так как они осиротели.)

— Через какое испытание им предстояло пройти? ( Испытание жаждой, которого Иванушка не выдержал.)

— почему превратился в козленочка? (Не послушал старшую сестру.)

— Что же им помогло выдержать все испытания? ( Они не оставили друг друга в беде и любили друг друга.)

— Именно эта сказка вдохновила художника Виктора Васнецова на написание картины «Аленушка». (появляется картина)

Рассмотрите репродукцию.

— Почему Аленушка такая печальная и задумчивая?

— Как вы думаете, какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет?

— Найдите его в тексте. ( «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет».)

— Как удалось художнику изобразить ее беду? (Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени, волосы у нее распущены, смотрит на темную воду речки или пруда, рот полуоткрыт и кажется, что из него вырывается стон.)

— Как вы думаете, какое настроение у Аленушки? (Очень грустное.)

— Что в картине усиливает эту грусть? (Начало осени, нет ярких красок, темная вода, темный лес и одежды неяркие, блеклые.)

— Почему художник выбрал осень?

— А почему В.Васнецов изобразил Аленушку у воды? Кто самый догадливый? ( Именно с водой связаны все самые грустные события в сказке.)

— Что же роднит картину и сказку? (Грустное настроение и лирическая тональность.)

V. Итог урока

-Иногда сказки заканчиваются так: Сказка – ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.

-Какие выводы вы сделали для себя в нашем клубе?

(1.Не оставлять друг друга в беде; 2. Любить друг друга; 3. Слушать старших.)

— Подходит ли наш девиз клуба к сказке?

Встаньте пожалуйста, мысленно положите на правую ладошку знания с которыми пришли на урок, а на левую знания которые открыли на нашем бюро сегодня, объедините их. Давайте похлопаем друг другу.

До новых увлекательных встреч!

  • План к рассказу фронтовое детство ф семяновский 4 класс составить
  • План к рассказу страшный рассказ 2 класс составить
  • План к рассказу хаврошечка
  • План к рассказу филипок толстого
  • План к рассказу серая шейка 3 класс