План к рассказу паустовского дремучий медведь

Инфоурок родная литература презентациипрезентация по родной литературе на тему к.г.паустовский дремучий медведь5 класс выберите документ из архива для просмотра:

Инфоурок

Родная литература
ПрезентацииПрезентация по родной литературе на тему «К.Г.Паустовский «Дремучий медведь»(5 класс)»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ паустовский дремучий медведь.pptx

Она ложь,Но в ней намёк,Добрым молодцам урок? О чем говорится в загадке?

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Она ложь,Но в ней намёк,Добрым молодцам урок? О чем говорится в загадке?

    Описание слайда:

    Она ложь,
    Но в ней намёк,
    Добрым молодцам урок?
    О чем говорится в загадке?

  • 2 слайд

    Как народные пословицы и поговорки говорят о сказке? Кашу кушай, а сказку слу

    Описание слайда:

    Как народные пословицы и поговорки говорят о сказке?
    Кашу кушай, а сказку слушай: умом — разумом смекай да на ус мотай.

    Красна сказка складом, а песня — ладом.
    Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
    Какие вы знаете крылатые фразы, мудрые мысли из сказок (про сказки)?
    Какая сказка изображена на иллюстрации?
    Что вы о ней знаете?

  • 3 слайд

    Сказка "сказывается" – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по

    Описание слайда:

    Сказка «сказывается» – то есть рассказывается складно, по особым правилам, по определенному порядку

    Сказка состоит из 3-х основных частей:
    1. Зачин (Жили- были….)
    2. Содержание сказки
    3. Концовка (Вот и сказке конец…)
    Вспомните , какие бывают зачины и концовки у русской народной сказки?
    Какая сказка изображена на иллюстрации?

  • 4 слайд

    Сказки делятся на три большие группы:1. Сказки о животных. 2. Бытовые. 3. В

    Описание слайда:

    Сказки делятся на три большие группы:

    1. Сказки о животных.
    2. Бытовые.
    3. Волшебные.

    Вспомните примеры различных видов сказок
    Какая сказка изображена на иллюстрации?
    К какому виду сказок она относится?

  • 5 слайд

    Как называется сказка, изображенная на иллюстрации? Чем она отличается от рус

    Описание слайда:

    Как называется сказка, изображенная на иллюстрации?
    Чем она отличается от русских народных сказок?
    Есть ли автор у этой сказки?

  • 6 слайд

    К.Г.Паустовский«Дремучий медведь»Тема урока.

    Описание слайда:

    К.Г.Паустовский
    «Дремучий медведь»
    Тема урока.

  • 7 слайд

    На этом уроке мы:Узнаем , что такое литературная(авторская) сказка и чем она

    Описание слайда:

    На этом уроке мы:
    Узнаем , что такое литературная(авторская) сказка и чем она отличается от фольклорной сказки;
    поговорим о жизни и творчестве К.Г.Паустовского;
    Прочитаем и проанализируем сказку «Дремучий медведь»

  • 8 слайд

    Русская литературная сказка (русская авторская сказка) — литературный жанр в

    Описание слайда:

    Русская литературная сказка (русская авторская сказка)
    — литературный жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию русской фольклорной сказки, и соединяющий авторскую самобытность и русские народные традиции.

  • 9 слайд

    Отличие литературной сказки от фольклорнойФольклорнаяФольклорная сказка не им

    Описание слайда:

    Отличие литературной сказки от фольклорной
    Фольклорная
    Фольклорная сказка не имеет строго устоявшегося текста, каждый сказитель мог по своему желанию что-то добавить в неё или убрать.
    В фольклорной сказке отражаются идеалы и ценности всего народа

    Литературная
    Литературная сказка всегда записана и её вид неизменен

    В литературной сказке отражается личный взгляд автора на мир, его представление о жизни и справедливости.

  • 10 слайд

    Константин Георгиевич Паустовский."Я не променяю Среднюю Россию на самые про

    Описание слайда:

    Константин Георгиевич Паустовский.

    «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара.. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу»

  • 11 слайд

    Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) родился в Москве, в семье желез

    Описание слайда:

    Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство провёл на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете.
    Переменил много профессий — был вожатым и кондуктором трамвая в Москве, матросом, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром в старой армии во время первой мировой войны, служащим, преподавателем русской литературы, журналистом.
    В гражданскую войну воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте.
    Константин Георгиевич много путешествовал. Он бывал в Средней Азии, в Крыму, на Кавказе, в Прионежье, на Балтике. Но особенно горячо полюбил он Мещёру — сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, — куда приехал впервые в 1930 году.
    Во время всех своих поездок Паустовский неукоснительно соблюдал данное самому себе правило: всегда записывать в тетрадь впечатления от увиденного и услышанного. Эти впечатления и легли в основу многих его произведений о животных и природе. Это, в основном, детские тексты: «Кот Ворюга», «Заячьи лапы», «Стальное колечко» и многие другие повести, рассказы и сказки

  • 12 слайд

    Дремучий медведь – очень опасный зверь. Он ходит-бродит и только и мечтает ко

    Описание слайда:

    Дремучий медведь
    – очень опасный зверь. Он ходит-бродит и только и мечтает кого-нибудь съесть! Вот и пастушонок Петя с телятами чуть было не попались такому злому медведю на зуб.
    Но птицы и звери, зная Петину доброту и хороший нрав, помогли ему одолеть медведя.

    Толковый словарь Ожегова дремучий ДРЕМУЧИЙ, ая, ее; уч. 1. О лесе: густой и тёмный, труднопроходимый.
    2. перен. О носителе каких-то отрицательных качеств: совершенный, полный. Д. невежда.

  • 13 слайд

    Как животные и птицы относились к мальчику? Почему? Постепенно и звери и пт

    Описание слайда:

    Как животные и птицы относились к мальчику?
    Почему?

    Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоет за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнезд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едучей известью.
    Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят-жалуются листьями.
    Стоило Пете раздвинуть ветки и выйти на берег, как сразу начинали щелкать птицы, шмели взлетали и покрикивали: «С дороги! С дороги!», рыбы выскакивали из воды, чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей, дятел так ударял по осокорю, что бобры поджимали хвосты и семенили в норы. Выше всех птиц взлетал жаворонок и пускал такую трель, что синий колокольчик только качал головой.
    – Вот и я! – говорил Петя, стаскивал старую шапчонку и вытирал ею мокрые от росы щеки. – Здравствуйте!
    – Дра! Дра! – отвечала за всех ворона. Никак она не могла выучить до конца такое простое человеческое слово, как «здравствуйте». На это не хватало у нее вороньей памяти.

  • 14 слайд

    Петя в то время лежал под кустом, а телята – глупые они еще были – подняли го

    Описание слайда:

    Петя в то время лежал под кустом, а телята – глупые они еще были – подняли головы, наставили уши и смотрят: что это за старый пень плывет по реке? А у медведя одна морда торчит над водой. И такая корявая эта морда, что с непривычки не то что телок, а даже человек может принять ее за трухлявый пень.
    Первой после телят заметила медведя ворона.
    – Карраул! – крикнула она так отчаянно, что сразу охрипла. – Звери, воррр!
    Всполошились все звери. Петя вскочил, руки у него затряслись, и уронил он свой рожок в траву: посредине реки плыл, загребая когтистыми лапами, старый медведь, отплевывался и рычал. А телята подошли уже к самому крутояру, вытянули шеи и смотрят.
    Закричал Петя, заплакал, схватил длинный свой кнут, размахнулся. Кнут щелкнул, будто взорвался ружейный патрон. Да не достал кнут до медведя ударил по воде. Медведь скосил на Петю глаз и зарычал:
    – Погоди, сейчас вылезу на бережок – все кости твои пересчитаю. Что выдумал – старика кнутом бить!
    Что же случилось дальше?
    Кто помог мальчику-пастушку и почему?

  • 15 слайд

    Но не успел он это подумать как ежевика вцепилась колючими своими плетями в м

    Описание слайда:

    Но не успел он это подумать как ежевика вцепилась колючими своими плетями в медвежьи лапы, и сколько медведь ни рвался, она его не пускала. Держит, а сама говорит: «Не-ет, брат, шутишь!»
    Старая ива наклонила самую могучую ветку и начала изо всех сил хлестать ею медведя по худым бокам.
    – Это что ж такое? – зарычал медведь. – Бунт? Я с тебя все листья сдеру, негодница!
    * * *
    Ползет, пятится задом, а у берега уже ходит стопудовый окунь, поглядывает на медведя, дожидается. Как только медвежий хвост окунулся в воду, окунь хвать, зацепил его своими ста двадцатью зубами, напружился и потащил медведя в омут.
    * * *
    Доплыл до половины реки, радуется, а бобры только этого и ждут. Как только началась заваруха с медведем, они кинулись к высокой ольхе и тут же начали ее грызть. И так за минуту подгрызли, что держалась эта ольха на одном тонком шпеньке.
    Как только подплыл медведь к назначенному месту, старый бобер крикнул:
    – А ну, нажимай!
    Бобры дружно нажали на ольху, шпенек треснул, и ольха загрохотала обрушилась в реку. Пошла пена, буруны, захлестали волны и водовороты. И так ловко рассчитали бобры, что ольха самой серединой ствола угодила медведю в спину, а ветками прижала его к иловатому дну.
    Почему животные, птицы, рыбы и растения помогли Пете?

  • 16 слайд

    Выскочил медведь на поляну, девушки увидали его – все враз завизжали и так гр

    Описание слайда:

    Выскочил медведь на поляну, девушки увидали его – все враз завизжали и так грохнули палками по бидонам, что медведь упал, ткнулся мордой в сухую траву и затих. Девушки, понятно, убежали, только пестрые их юбки метнулись в кустах.
    А медведь стонал-стонал, потом съел какой-то гриб, что подвернулся на зуб, отдышался, вытер лапами пот и пополз на брюхе в свое логово. Залег с горя спать на осень и зиму. И зарекся на всю жизнь не выходить больше из дремучего леса. И уснул, хотя и побаливало у него то место, где был оторванный хвост.
    Кто участвует в схватке лесных жителей с медведем?
    Как в действиях животных проявляются их природные особенности?
    В чем проявляется сказочность?

  • 17 слайд

    Как вы оцениваете этот поступок Пети?Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся,

    Описание слайда:

    Как вы оцениваете этот поступок Пети?
    Петя посмотрел вслед медведю, посмеялся, потом взглянул на телят. Они мирно жевали траву и то один, то другой чесали копытцем задней ноги у себя за ухом.
    Тогда Петя стащил шапку и низко поклонился деревьям, шмелям, реке, рыбам, птицам и бобрам.
    – Спасибо вам! – сказал Петя.
    Но никто ему не ответил.
    Тихо было на реке. Сонно висела листва ив, не трепетали осины, даже не было слышно птичьего щебета.

  • 18 слайд

    Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье:

    Описание слайда:

    Петя никому не рассказал, что случилось на Высокой реке, только бабке Анисье: боялся, что не поверят. А бабка Анисья отложила недовязанную варежку, сдвинула очки в железной оправе на лоб, посмотрела на Петю и сказала:
    – Вот уж и вправду говорят люди: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Звери за тебя не зря заступились, Петруша!
    Ребята, как вы понимаете слова бабушки Анисьи

  • 19 слайд

    Чему учит эта сказка?- сказка формирует образ положительного героя: доброго,

    Описание слайда:

    Чему учит эта сказка?
    — сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, наблюдательного, верного своему слову;
    — сказка учит не бояться трудностей;
    — сказка учит беречь природу, уважительно относиться к животным;
    — искренней благодарности за любую помощь.

  • 20 слайд

    "Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь" (Г. Х. Андерсен) "Сказки

    Описание слайда:

    «Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь» (Г. Х. Андерсен)

    «Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются». (Д. Еникеева)

  • 21 слайд

    Благодарю за внимание!

    Описание слайда:

    Благодарю за внимание!

  • 22 слайд

    Использованные материалы:К.Г.Паустовский «Дремучий медведь» Материалы интерне

    Описание слайда:

    Использованные материалы:
    К.Г.Паустовский «Дремучий медведь»
    Материалы интернета в свободном доступе
    Сайт русских бытовых сказок http://detyam-knigi.ru/skazki/bitovie/

    Сайт русских волшебных сказок http://www.rodon.org/other/rnvs.htm

    Сайт русских народных сказок о животных http://detyam-knigi.ru/skazki/o_jivotnih

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

План к рассказу паустовского дремучий медведь

  • Сейчас обучается 931 человек из 79 регионов

План к рассказу паустовского дремучий медведь

  • Сейчас обучается 821 человек из 80 регионов

План к рассказу паустовского дремучий медведь

  • Сейчас обучается 1004 человека из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • План урока на тему «Жүсіпбек Аймауытұлының «Ақбілек» романына өз пікірім

  • Презентация «Русская народная сказка»

  • Проект по сказке «Курочка ряба»

  • «Çут çанталăк тата çын. (В.Туркайăн «Айăп» калавĕ тăрăх»

  • Урок родной (русской) литературы для 8 класса «Выразительное чтение стихотворения В. А. Степанова «Золотое кольцо». Анализ стихотворения И. И. Кобзева «Поездка в Суздаль»»

  • Презентация «Д. Григорович. Пахарь»

  • Программа «Родная литература (русская)»

  • Х.Тагьир. Уьмуьр ва яратмишунар.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5435595 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»


Жанр: литературная сказка о животных

Главные герои сказки «Дремучий медведь» и их характеристика

  1. Петя. Маленький мальчик. Тихий, спокойный, добрый, задумчивый. Любит природу, бережет гнезда, не ломает деревья, дружит с бобрами.
  2. Дремучий медведь. Голодный и злой, старый.
  3. Анисья. Бабушка Пети. Добрая и веселая старушка.

План пересказа сказки «Дремучий медведь»

  1. Петя идет в пастушки
  2. Чудесная природа у Высокой речки
  3. Петя, звери, птицы и деревья
  4. Мечты Дремучего медведя.
  5. Медведь плывет на другой берег
  6. Поднятая тревога
  7. Ежевика вступает в бой
  8. Ивы, шмели и дятел.
  9. Отступление медведя
  10. Окунь
  11. Удар ерша
  12. Оторванный хвост
  13. Грозные бобры
  14. Девушки в лесу
  15. Бегство медведя
  16. Смех Анисьи.

Кратчайшее содержание сказки «Дремучий медведь» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Мальчик Петя пас телят, и очень любил природу, всех птиц, зверей, рыбу, травы, насекомых.
  2. Медведь позарился на телят и поплыл на другой берег.
  3. Ежевика схватила медведя, ива стала его хлестать, птицы вырывать шерсть, шмели и пчелы жалить, дятел долбить по голове.
  4. Бросился медведь в реку, окунь потащил его в омут, а ерш уколол шипом.
  5. Бобры уронили на медведя ольху, а девушки напугали звоном пустых бидонов.
  6. Уполз медведь в берлогу, а Петя поблагодарил своих друзей-помощников.

Главная мысль сказки «Дремучий медведь»
Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.

Чему учит сказка «Дремучий медведь»
Сказка учит любить природу, бережно относится к ее обитателям, не разорять гнезда, не топтать траву, не ломать деревья, не ловить насекомых, не пугать бобров.

Отзыв на сказку «Дремучий медведь»
Очень хорошая сказка, в которой мальчик Петя был другом природе, а природа стала другом мальчику. И поэтому, когда Пете угрожала опасность, вся природа, все ее обитатели пришли к нему на помощь.

Пословицы к сказке «Дремучий медведь»
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Всякая помощь хороша вовремя.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Доброе дело без награды не останется.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Дремучий медведь»
Жил с бабкой Анисьей внучок Петя. Его отец погиб на войне, а мать умерла, когда мальчику было два года. Мальчик рос тихим и задумчивым, а когда чуть подрос бабка определила его пасти колхозных телят.
Петя гонял телят на Высокую речку и трубил в рожок. А места были очень красивые. Все берега были в ивах и зарослях ежевики, в речке водились бобры, за которыми Петя любил осторожно наблюдать.
В листве деревьев шумели птицы, стучал дятел, а пониже среди цветов летали шмели и стрекозы.
Звери и птицы постепенно привыкли к Пете, и даже полюбили его, потому что мальчик не озоровал. Они приветствовали мальчика и радовались ему.
А на другом берегу реки жил медведь по кличке Дремучий. Он был стар, но заглядывался на телят и несколько раз подходил к реке, но не переплывал ее, не хотел мочить шкуру. Но с каждым днем медведь все сильнее сердился, потому что был голодным, и все уговаривал себя переплыть реку. Наконец медведь решился, вошел в воду и поплыл.
Первой заметила медведя ворона, она закричала караул и все звери всполошились. Петя вскочил и увидел в реке медведя. А глупые телята подошли к берегу и смотрели, как плывет медведь.
Петя попытался отпугнуть медведя кнутом, но тот только покосился на него злым глазом и полез на берег. Петя решил, что помощи ждать не откуда. Но тут ежевика вцепилась в медведя колючками и не пускала его. Ива стала хлестать медведя веткой, дятел сел медведю на голову и давай стучать, шмели залетели ему в нос, пчелы жалят медведя, птицы шкуру ему по волоску выдергивают.
Бросился медведь обратно в речку, а там его уже поджидал стопудовый окунь. Схватил медведя и потащил в омут. Кричит медведь, умоляет отпустить его, обещает больше не переплывать на этот берег и телят с пастушком не обижать.
Но не верит ему окунь, тащит медведя на глубину. А тут еще ерш-забияка разогнался, да со всего маху свой шип медведю вонзил. Рванулся медведь, оставил свой хвост в зубах окуня, поплыл к своему берегу, радуется, что дешево отделался.
А там его уже бобры дожидаются. Подгрызли ольху и ровнехонько на спину медведю уронили. Прижала ольха медведя ко дну, но тот все равно вывернулся, доплыл до своего берега и бегом к лесу. А позади улюлюканье, смех, крики.
И как на беду, в лесу в то время девушки за грибами ходили. Увидели медведя, как звякнули бидонами, а медведь упал на землю и лежит неподвижно.
Девушки убежали, а медведь съел какой-то гриб, пополз в свою берлогу, и залег спать на всю зиму.
Поклонился низко Петя деревьям, птицам и зверям, и громко сказал «Спасибо». Но никто ему не ответил, снова тихо стало на Высокой речке.
А когда Петя рассказал про это бабке Анисье, та долго смеялась, слушая, как окунь оторвал медведю хвост, и сказала, что правду люди говорят, что не надо иметь сто рублей, надо иметь сто друзей.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Дремучий медведь»

План к рассказу паустовского дремучий медведь

Тема: К.Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Цель: обучение основам анализа литературного произведения с точки зрения композиции.

Задачи:

— формировать навыки чтения, слушания, рассказывания;

— учить чувствовать и понимать язык художественного произведения;

— развивать речь;

— воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.

Проблема: Как нужно строить отношения с природой?

Ход:

1. Психологический настрой.

— Давайте друг другу улыбнемся, и пожелаем успехов в получении знаний.

2. Мотивация.

— Я предлагаю вам прослушать мелодию, помечтать и ответить, куда может перенести нас эта мелодия?

3. Составление кластера «Природа».

— Опираясь на наши ассоциации, напишем на картинках, изображающих предмет природы, небольшой рассказ, используя слова: мальчик, беда, медведь помощь.

4. Самостоятельная работа (3 минуты).

— Прочитайте сочинение в парах, затем в группах, выберите лучшее.

(Зачитывание лучших сочинений и оформление картины к рассказу)

— Кого нет на нашей картине? Какой человек может быть помещен на такую картину? Почему? Человек – это часть природы. Мы черпаем из природы физические, нравственные силы, природа дарит нам красоту и любовь. Как же нужно строить отношения с природой? Эту проблему мы попробуем решить, прочитав рассказ К.Г. Паустовского.

3. Биографическая справка о писателе (сообщение детей).

— К.Г.Паустовский родился в Москве (1892 – 1968) в семье железнодорожного служащего. Детство провел на Украине. Учился в киевской гимназии и Киевском университете. Переменил много профессий – был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, металлургом на заводах в Донбассе и Таганроге, санитаром, журналистом, преподавателем. Этот мягкий, отзывчивый, интеллигентный человек много путешествовал. Особенно Паустовский полюбил Мещёру. Здесь он встретил друга – Рувима Исаевича Фраермана. Вместе они бродили по лесам, лугам, рыбачили, встречались с местными жителями, наблюдали за разными животными. В его рассказах реальность украшается выдумкой, а героями становятся люди, которые окружают писателя. Чему посвящены рассказы Паустовского? А чему, на ваш взгляд, учат эти произведения? Одну такую историю мы с вами сегодня прочитаем.

— Чтобы прочитать рассказ, вспомним правило о построении литературного произведения. Какие части в рассказе мы можем выделить?

(Вывешивание слов «экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка)

4. Словарная работа.

— Перед началом чтения давайте познакомимся со словами, значение которых может быть непонятно.

Крутоя´р — крутой, обрывистый берег.

Осоко´рь – вид тополя

Шпенёк — тонкий стержень

5. Чтение с остановками (объяснение стратегии).

— И так, сын бабки Анисьи, по прозвищу Петя – большой, погиб на войне, и остался с бабкой жить её внучек, сын Пети большого – Петя-маленький. Мать Пети-маленького, Даша, умерла, когда ему было два года.

— Предположите, что может произойти с Петей и бабкой Анисьей?

Самостоятельное чтение (отрывок 1)

— Что же произошло с Петей? Как он относился к родной природе? Подтвердите. Какие приемы использует автор? (Эпитет, олицетворение).

— Кто может жить на берегах реки?

Чтение вслух (отрывок 2; часть 1)

— Так кто жил на берегу реки?

— Как животные и растения могут относиться к Пете? А как мальчик может относиться к ним?

Чтение вслух (часть 2)

— Как животные и растения относились к Пете? Какой прием использует автор для описания отношений человека и природы? Почему он это делает? Какие черты характера мальчика мы можем назвать? Какие чувства у вас возникают? Каким цветом вы их обозначите?

— Что произойдет дальше?

Самостоятельное чтение про себя (часть 3)

— Какое чувство у вас возникло? Каким цветом вы бы его обозначили? Каким был медведь? Почему его назвали дремучим? Чего он хотел? Почему медведь был сердитым? Как реагировала природа на появление медведя? Почему?

6. Физминутка (театрализация стихотворения)

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит,

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет.

Облизывает лапу,

Сластена косолапый,

А пчелы налетают,

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:

— Не ешь наш мед, воришка!

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает

И пчелок вспоминает.

Чтение учителем (начало отрывка 3).

— Неужто все испугались и никто не поможет? Ответьте на этот вопрос. Почему вы думаете, что природа заступится за Петю? Как же она это сделает?

Чтение вслух.

— Почему природа так поступила с медведем? Какой прием использовал автор? Чем может закончиться рассказ?

Чтение «про себя» (4 отрывка).

— Что случится с Петей?

Самостоятельное чтение (2 часть; 4 отрывок).

— Какую пословицу вспомнила бабка Анисья? Почему звери заступились за пастушка?

— В каких словах, по-вашему, заключается главная мысль рассказа? Чем поучителен этот рассказ? В начале урока мы с вами попробовали сами написать рассказики. У кого-нибудь совпал сюжет с сюжетом рассказа Паустовского?

7.Рефлексия.

— Понравился ли вам рассказ? Какие средства литературной выразительности использовал автор, чтобы нам было интересно читать?

— Давайте выстроим композиционную линию рассказа.

8. Работа в группах.

Экспозиция. Мы знакомимся с Петей, бабкой Анисьей и местом событий – рекой Высокой.

Завязка. Между Петей и обитателями реки складываются дружеские отношения.

Развитие. Но в лесу живет злой и голодный медведь Дремучий, который хочет съесть телят.

Кульминация. Природа защищает своего друга доброго и уважительного пастушка Петю от злого медведя.

Развязка. Медведю пришлось вернуться в дремучий лес, а Петя узнал, сколько у него друзей.

— Прочитайте проблему. Как же нужно строить отношения с природой? А как еще можно озаглавить это произведение? Какой жанр напомнил рассказ?

9. Домашнее задание.

— Прочитайте этот рассказ в учебнике «Литература» и подумайте, быль это или сказка. — Докажите свою точку зрения.

Урок литературы.

Тема: К. Г. Паустовский «Дремучий медведь»

Автор-составитель: Мусабекова С. В.

КГУ «Школа-лицей п. Жезкент»

2013-2014 учебный год

  • ВСЕ НОВИНКИ

Электронная библиотека » Константин Паустовский

Книги автора Константин Паустовский

  • 1 марта 2021, 09:40

Скачать книгу Рассказы. Повести. Сказки автора Константин Паустовский

Жанр: Детская проза, Детские книги

+6

Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – русский писатель, автор очерков, рассказов, повестей, романов, его книги неоднократно переводились на многие языки мира.

«С детских лет мне хотелось увидеть и испытать все, что только может увидеть и испытать…

  • Просмотров: 628
  • 19 октября 2020, 11:40

Скачать книгу Золотая роза. Заметки о писательском труде автора Константин Паустовский

Жанр: Советская литература, Классика

+12

Константин Георгиевич Паустовский – одна из важнейших фигур литературного мира XX века, советский классик, трижды номинированный на Нобелевскую премию по литературе.

В повести «Золотая роза» Паустовский увлекательнейшим образом раскрыл суть и миссию писательского…

  • Просмотров: 420
  • 16 марта 2018, 14:40

Скачать книгу Барсучий нос. С вопросами и ответами для почемучек автора Константин Паустовский

Жанр: Детская проза, Детские книги

В книгу «Барсучий нос» Константина Георгиевича Паустовского вошли не только широко известные, хрестоматийные произведения, но и достаточно редко публикующиеся рассказы замечательного писателя (например, «Приточная трава», «Бабушкин сад», «Грач в троллейбусе»,…

  • Просмотров: 1925
  • 20 сентября 2017, 12:21

Скачать книгу Сказки детям (сборник) автора Константин Паустовский

Жанр: Сказки, Детские книги

+6

В книгу Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) вошли его самые известные сказки и рассказы, написанные для детей. Его произведения «Растрёпанный воробей», «Стальное колечко», «Дремучий медведь» и другие – образцы пейзажной и лирической прозы….

  • Просмотров: 3554
  • 28 августа 2017, 21:33

Скачать книгу Мещерская сторона (сборник) автора Константин Паустовский

Жанр: Детская проза, Детские книги

+12

В сборник произведений классика русской литературы Константина Георгиевича Паустовского (1892–1968) вошли повести «Мещерская сторона» и «Повесть о лесах», а также избранные рассказы, воспевающие красоту природы Средней полосы России.

Повесть «Мещерская…

  • Просмотров: 5430
  • 2 мая 2017, 17:29

Скачать книгу Сказки (сборник) автора Константин Паустовский

Жанр: Сказки, Детские книги

+6

Во второй половине XX века произведения классика русской литературы Константина Георгиевича Паустовского (1892–1968) вошли в российских школах в программу по русской литературе для детей, как одни из сюжетных и стилистических образцов пейзажной и лирической прозы. В нашей книге «Сказки» собраны самые известные произведения для детей «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Дремучий медведь» и другие. Иллюстрации к произведениям К. Г. Паустовского выполнены тульским художником Иваном Цыганковым. Книга издана к 125-летию со дня рождения писателя.

Для младшего школьного…

  • Просмотров: 2836
    • 30
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    1.5
    Оценок: 2

  • 27 марта 2017, 15:50

Скачать книгу Сказки о природе (сборник) автора Константин Паустовский

Жанр: Сказки, Детские книги

+6

В сборник «Сказки о природе» вошли произведения замечательного русского писателя К. Г. Паустовского. Среди них такие поэтичные, как «Стальное колечко» и «Тёплый хлеб». Сказки К. Паустовского отличаются вниманием к необычному и трогательному в окружающем мире, интересом к чувствам человека.

Для младшего школьного…

  • Просмотров: 3375
  • 29 января 2016, 15:00

Скачать книгу Теплый хлеб (сборник) автора Константин Паустовский

Жанр: Детская проза, Детские книги

+12

К.Г. Паустовский – писатель, творчество которого одинаково интересно и понятно и взрослым, и детям. Его любовь к красоте человеческой души, русской природы, искусства завораживает и приближает ребёнка к правильному пониманию мира.

Для среднего школьного…

  • Просмотров: 8703
    • 100
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    5
    Оценок: 1

  • 6 июля 2014, 11:35
  • Просмотров: 5642
  • 2 апреля 2014, 01:43

Скачать книгу Дремучий медведь автора Константин Паустовский

Жанр: Сказки, Детские книги

Дремучий медведь – очень опасный зверь. Он ходит-бродит и только и мечтает кого-нибудь съесть! Вот и пастушонок Петя с телятами чуть было не попались такому злому медведю на зуб. Но птицы и звери, зная Петину доброту и хороший нрав, помогли ему одолеть медведя…

В книгу вошли сказки К. Паустовского «Дремучий медведь» и «Теплый хлеб», с иллюстрациями Анатолия…

  • Просмотров: 8490
    • 74
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5

    3.7
    Оценок: 10

2021-12-28 13:38:59

car kosmos 30880car kosmos 30880

default profile pic

Tamanceff: У Валентинова, являющегося еще и отличным историком, замечательно получилось передать атмосферу 20-х годов и борьбы за власть. Причем приемы, показанные в романе, не утратили своей актуальности и поныне….

2021-12-28 13:37:03

flagman v izgnanii 35257flagman v izgnanii 35257

default profile pic

Tamanceff: Чем хорош Дэвид Вебер в своих романах? Прежде всего, непредсказуемостью происходящего. Читаешь, готовишься перевернуть страницу, с удовлетворением хмыкнув: «Я так и знал…», а там, дальше — все идет вопреки твои прогнозам….

2021-12-28 13:34:29

teni istiny 146062teni istiny 146062

default profile pic

Tamanceff: Уж что-что, а удивлять Брендон умеет. Это касательно финала этого романа. Но и на всем протяжении к нему читателя будут радовать герои, характеры которых автор постарался раскрыть максимально глубоко….

Популярные книги за неделю
  • Обложка: Профессиональный некромант. Мэтр на…

    Просмотров: 3263

    Профессиональный некромант. Мэтр на…

    Александра Лисина

    Опасно быть некромантом. Особенно если ты потерял старого друга, а сам оказался в теле…

  • Обложка: Егерь императрицы. Тайная война

    Просмотров: 3184

    Егерь императрицы. Тайная война

    Андрей Булычев

    Третья книга авторской серии «Егерь Императрицы».
    К 1772 году Российская империя…

  • Обложка: Сыскная одиссея

    Просмотров: 2509

    Сыскная одиссея

    Иван Погонин

    Цикл повестей Ивана Погонина «Сыскная одиссея» рассказывает о жизни и службе полицейского…

  • Обложка: Манагер. Господин Севера

    Просмотров: 2489

    Манагер. Господин Севера

    Евгений Щепетнов

    На Земле Вася Звягинцев был успешным менеджером по продажам. Близорукий и абсолютно…

  • Обложка: Сотник из будущего. Эстляндия

    Просмотров: 2131

    Сотник из будущего. Эстляндия

    Андрей Булычев

    На Северной Руси наступили страшные времена. Затяжные дожди и морозы летом 1228 г. от…

  • Обложка: Наследие древних. История одной любви

    Просмотров: 1391

    Наследие древних. История одной любви

    Юлия Шкутова

    Жизнь в приграничном городке течет тихо и размеренно, здесь каждый день похож на…

  • Обложка: Друг

    Просмотров: 1100

    Друг

    Сигрид Нуньес

    Когда преподавательница литературного мастерства теряет лучшего друга и возлюбленного, ее…

  • Обложка: Егерь Императрицы. Мы вернемся!

    Просмотров: 999

    Егерь Императрицы. Мы вернемся!

    Андрей Булычев

    Перемирие с Турцией затянулось на целый год и ничего не дало. Мирный договор между…

  • Обложка: Егерь Императрицы. Кровь на камнях

    Просмотров: 897

    Егерь Императрицы. Кровь на камнях

    Андрей Булычев

    В 1773 году Первая Русская императорская армия разгромила основные военные силы турок в…

  • Обложка: 21:3

    Просмотров: 827

    21:3

    Алексей Пехов

    «Мы всегда жили среди людей. Кто-то называет нас вирусами, кто-то паразитами. Есть те,…

  • Обложка: Коза и семеро волчат

    Просмотров: 580

    Коза и семеро волчат

    Дарья Донцова

    Даже у самого отважного храбреца есть свой страх. Даше Васильевой позвонила ее…

  • Обложка: Избранница коар

    Просмотров: 574

    Избранница коар

    Ирина Эльба

    Жизнь сплетает судьбы совершенно непредсказуемым образом. Сегодня ты травница в глухой…

  • Обложка: Лягушачий король

    Просмотров: 558

    Лягушачий король

    Елена Михалкова

    «Лягушачий принц выбирает себе жену.
    Она должна быть молчалива.
    Покорна.
    Должна уважать…

  • Обложка: Ведьму вызывали?

    Просмотров: 518

    Ведьму вызывали?

    Ольга Шерстобитова

    Люди не любят ведьм. Люди очень не любят ведьм. От слова „совсем”. Но случись какая беда,…

  • Обложка: Углём и атомом

    Просмотров: 474

    Углём и атомом

    Александр Плетнёв

    Разобравшись с боевым дозором японцев в Беринговом море, корабли Рожественского дошли до…

  • Обложка: Нежная и очень грешная, или Сколько…

    Просмотров: 447

    Нежная и очень грешная, или Сколько…

    Ксения Зацепина

    Ксения Радужная – обычная студентка пятого курса, обычная серенькая мышка. Ее характер…

  • Обложка: Угол атаки

    Просмотров: 394

    Угол атаки

    Мария Воронова

    Судью Ирину Полякову вызвали в горком партии и дали четкое указание: пилотов, которые…

  • Обложка: Мой адмирал

    Просмотров: 335

    Мой адмирал

    Татьяна Хабенская

    «Мой Адмирал» – первая и единственная авторизованная биография Константина Хабенского,…

  • Обложка: Ошибка сказочника

    Просмотров: 330

    Ошибка сказочника

    Алексей Ларин

    Обычный мальчишка Костя Благов не мог и представить, что попытка сохранить брак родителей…

  • Обложка: Королевство серебряного пламени

    Просмотров: 294

    Королевство серебряного пламени

    Сара Маас

    Неста, сестра Фейры, верховной правительницы Двора ночи, после погружения в древний…

  • Обложка: Император двух Империй

    Просмотров: 293

    Император двух Империй

    Владимир Марков-Бабкин

    Завоевание Проливов и Царьграда. Вековая мечта. Пожалуй, ещё со времен вещего Олега,…

  • Обложка: Беатрис

    Просмотров: 289

    Беатрис

    Лина Бенгтсдоттер

    Чарлин Лагер командируют в Карлстад, на поиски пропавшей девятимесячной девочки. Родители…

  • Обложка: Герцог в сияющих доспехах

    Просмотров: 275

    Герцог в сияющих доспехах

    Лоретта Чейз

    Гости шокированы, семья – едва не в истерике, жених – без чувств: Олимпия, леди Хайтауэр,…

  • Обложка: Босс в законе

    Просмотров: 271

    Босс в законе

    Владимир Колычев

    Новый криминальный роман Владимира Колычева. Еще одна захватывающая история, в которой…







В разгаре учебный год, уроки литературы в школе идут полным ходом. И, конечно, вашего ребенка не минует изучение «великих певцов природы» Тютчева и Фета, Пришвина и Паустовского. И Тургенева, куда же без него.

Проблема в том, что «певцов природы» люди часто путают. Даже взрослые, что уж тут говорить о детях. Ладно, иногда их даже учителя литературы путают (и если кто-то заметил, говорят, что это была оговорка). Мы решили раз и навсегда определиться с тем, кто есть кто, и научить этому же вас.

Во-первых, учителя знают, что школьники плохо отличают Фета от Тютчева и любят вставлять в контрольные и литературные викторины задания типа: «Вот вам стихотворение, определите его автора. Варианты ответов: А. Фет, Ф. Тютчев, С. Есенин, Б. Клюев».

Даже если не брать в расчет контрольные, ребенок может назвать не ту фамилию при обычном устном ответе. Уж преподаватели-то разбираются в том, кто есть кто, и такие ошибки их задевают и раздражают. Есть среди учителей литературы и поклонники творчества какого-то из этих писателей, и тогда перепутать его с кем-то еще — смерти подобно.

Во-вторых, все писатели и поэты, избравшие природу темой своего творчества, сливаются в головах людей в одну серую, безликую массу. Школьная программа по литературе так составлена, что дети с третьего по седьмой класс как бы ходят по кругу: они сначала изучают самые простые произведения классиков, затем, на следующий год — произведения тех же классиков, но посложнее, и опять, и снова. А произведения о природе, это маст-хэв школьной программы.

Их много, очень много, они со временем спрессовываются в памяти в нерушимый монолит. Вспомните себя, вы когда-нибудь вообще отличали Пришвина от Паустовского, Мамина-Сибиряка от Бианки и Тютчева от Фета? Скорее всего, поначалу отличали, но потом рассказы о природе и животных наслаивались друг на друга, пока не перепутались совершенно.

Но эти произведения на самом деле очень разные! Отличаются художественные методы писателей, их любимые приемы, общее настроение произведений, смыслы, которые авторы закладывали в описание природы.


Кто-то прописывает природу, как фон и отражение настроения главных героев. Кто-то по натуре художник и хочет рисовать пейзажи словами. Кто-то любит зверюшек: ути-пути, смотрите, какие миленькие!


Конечно, писатели уже не обидятся за то, что их путают, но школьникам иметь дело с огромной безликой массой «певцов природы» скучно. Они не понимают, зачем им читать очередной рассказ про зверей, учить очередные стихи про зиму, если они в прошлом году делали все ровно то же самое! Если научиться различать писателей, уроки обретут больший смысл — по крайней мере, ребенок будет знать, что он не застрял в дне сурка.

В-третьих, всегда приятно блеснуть своей эрудицией: детям — перед одноклассниками, вам — перед знакомыми. Можно тесты всякие в интернете попроходить, в радио-викторине поучаствовать, просто с коллегами по работе поболтать на тему недооцененности Паустовского как писателя, — сколько вариантов культурно провести досуг!

Но почему произведения о природе так похожи друг на друга?

Ответ прост и сложен одновременно: они кажутся схожими, потому что пейзаж — вещь достаточно статичная. Как только в пейзаже появляются движение и говорящие люди, авторство определить становится гораздо легче. Сколько синонимов можно найти для слова «дуб»? А для слова «река»? Даже количество возможных замен усложняет для непрофессионалов установление авторства.

Эти двое даже день рождения отмечали одновременно — пятого декабря, правда Фет был значительно младше Тютчева (на 17 лет). Более того, Федор Тютчев и Афанасий Фет дружили, постоянно выражали свое восхищение друг другом и, кажется, не считали, что работают на одном поле и должны конкурировать.


Фет от Тютчева «фанател», Тютчев скромничал, но ему было приятно. Они общались, писали друг на друга рецензии, попивали вместе кофе и, конечно, в определенной степени влияли друг на друга.


Оба — поэты-романтики, оба любили описывать пейзаж, оба не чурались и любовной лирики (хотя вот она-то у них достаточно сильно отличается). Даже современные им критики нападали на них за одно и то же: оба были «поэтами чистого искусства», гражданская лирика и какой-либо политический активизм были им одинаково чужды. Но современники при этом их не путали и прекрасно отличали одного от другого! Как говорится в рекламе: в чем же секрет?

Есть несколько признаков, которые надежно помогают не путать стихи Тютчева и Фета. Кое-что мы нашли в специализированной литературе, кое-что — лично обнаружили при чтении.

Пафос: Тютчев пафоснее, Фет попроще

Например, Тютчев (если не брать самые ранние стихи) стилистически более «пафосен». У его стихотворений прихотливые размер и рифма, он любит использовать торжественную устаревшую лексику («поднесь», «ея»).

Фет проще, его произведения менее загружены устаревшими словами, торжественными оборотами и восклицаниями. А еще у Фета есть народные ритмы! Вот, смотрите: «Ветер злой, ветр крутой в поле/Заливается./А сугроб на степной воле/Завивается/При луне на версте мороз —/Огонечками./Про живых ветер весть пронес/С позвоночками.


Вы не встретите у Тютчева ничего подобного, это просто не его стиль.


Но тут важно подчеркнуть, что и Тютчев иногда писал нечто легкое, пейзажное и созерцательное, и на Фета иногда находило желание употребить слово «оне».

Природа: у Тютчева — одушевленная могучая сила, у Фета — прекрасный пейзаж

Тютчев любил олицетворять природу, приписывал ей человеческие и божественные черты. Если перед вам «ветреная Геба, кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила» или «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста», или даже «зима недаром злится, прошла ее пора», — это точно Тютчев.

И Фет очень сильно в этом плане отличался от своего старшего товарища, потому что он-то описывал природу в виде картины. Кроме классических «очеловечивающих» сравнений (куда же поэту деться от «плачущих» туч и описания шторма как «гнева бога моря»?) ничто не выдает отношения Фета к природе как к некой одушевленной силе.

Фет такой: смотрите, плющ и пичужки! Глядите: штормовое море, чайки и скалы! Вот ручей, вот плотина, вот ивы, вот птицы и сверчки поют — представляете, наши дети или внуки будут смотреть на все это!


Фет в целом хочет показать красивое, Тютчев призывает над красивым поразмыслить.


Но в отдельных стихотворениях что-то идет не так: то Тютчев пишет красивую пейзажную зарисовку без дополнительной смысловой нагрузки, то Фет возьмет, и по полной очеловечит какой-нибудь дуб.

Осень: Тютчев любовался, Фет тосковал

Если перед вами стихотворение про осень, проникнутое тоской об уходящем лете, — это Фет, он осень не любил. Если стихотворение про осень, с лейтмотивом «как все печально, но красиво» — это Тютчев, ему она в целом нравилась, наводила на него приятную грусть и созерцательное настроение.

Синтаксический параллелизм: использовали оба, но Фет — активнее

Фет любил синтаксический параллелизм, он был прямо гуру в применении этого приема. Синтаксический параллелизм — это когда смежные фраз, строки или строфы в художественном тексте строятся по одной и той же схеме. Например, первая строка: определение, подлежащее, сказуемое. Вторая строка: определение, подлежащее, сказуемое. Часто для достижения большего эффекта поэты используют однотипные сказуемые или анафору (начинают строку одинаково).

Тютчев тоже пользовался этим приемом (да все поэты пользуются иногда для создания большего эффекта!), но не так часто и не так откровенно.

Об этом вам наверняка рассказывали в школе, но многие недооценивают этот признак. А между тем, параллельные структуры в стихотворениях Фета заметны и невооруженным глазом: Сад весь в цвету,/Вечер в огне,/Так освежительно-радостно мне! /Вот я стою,/Вот я иду,/Словно таинственной речи я жду.

Литературные эксперименты: Фет — да, Тютчев — нет

Кстати, стихотворение «Шепот, робкое дыханье» написано без единого глагола и все целиком представляет собой одно предложение. На такие эксперименты Тютчев не шел, он был более консервативен.

Розы — цветы Фета

А еще, если это вам поможет, Фет любил розы. Он о них довольно часто писал, этот цветок встречается у него как в виде главного героя стихотворения, так и в виде метафоры. Тютчев к розам относился спокойнее: ну цветы и цветы, символ любви, подходят для описания девичьего румянца, идем дальше.

Эти двое тоже были современниками, тепло относились друг к другу и регулярно выдавали собрату по перу порцию комплиментов. Пришвин в дневниках писал, что не будь он Пришвиным, хотел бы писать как Паустовский.

Паустовский писал: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем, подобно движению звезд над лесным краем».


Наверное, это священная традиция у писателей, которых путают, — хорошо друг к другу относиться.


Пришвин и Паустовский были два больших таланта, но таланта очень разных. Хотя у них немного схожие биографии: оба были военными корреспондентами, журналистами, преподавателями на разных этапах жизни; оба много путешествовали, оба писали о природе и людях.

А сейчас будет большое, просто здоровенное НО!

Паустовского четыре раза выдвигали на Нобелевскую премию по литературе, в первый и последний раз у него были весомые шансы ее получить (в первый раз его обошел Шолохов с «Тихим доном», последний раз он выбыл из соревнования потому что умер). И вы, наверное, догадываетесь, что такое внимание к писателю проявляли не за его сказки!

Что мы помним о Паустовском из нашего детства? Что он писал про природу и зверей для детей: в книжных магазинах можно до сих пор найти сборники его детских произведений. А кроме его сказок (действительно волшебных и трогательных), школьники из него ничего и не читают, потому что для пятиклассников его «взрослые» произведения и вправду не подходят. А в старших классах на Константина Паустовского уже не остается «часов».

Он, между прочим, автор приключенческого детектива («Блистающие облака»), документально-производственного романа («Кара-Бугаз»), истории об одиночестве, любви к звездам и неминуемом приближении войны («Созвездие гончих псов»). Но мы все помним «Кота-ворюгу», «Теплый хлеб» и «Корзину с еловыми шишками».

А Пришвин был краеведом, фотографом, прекрасным литератором-пейзажистом и первым в СССР писателем, который отличался явной экологической направленностью творчества. Кто не помнит «Кладовую солнца» и одну из лучших собак в литературе — гончую Травку?

И хотя имена этих двух писателей стоят рядом в хрестоматии по литературе, на самом деле они писали даже свои вещи о природе очень по-разному.

Природа: у Паустовского — одушевленная и магическая, у Пришвина — реалистичная и поучительная

Паустовский в своих сказках природу очеловечивал, добавлял в нее произвольное количество волшебства. У него много действия, герои его детских произведений — люди, нашедшие гармонию с природой (или напротив — наказанные за то, что вступили с ней в противостояние). Обиженный мальчиком конь насылает на село лютую стужу. Звери и трава спасают пастушка от злого медведя. Животные друг с другом говорят. Кот-ворюга перевоспитывается, один раз наевшись.

Пришвин описывает природу с большим вкусом, как будто делает фото или пишет пейзаж маслом. У него волшебства практически нет: звери — это звери, птицы —это птицы, волк — это волк, он злодей, конечно, но оттого, что хочет есть. Есть в его произведениях и герои-люди. Они исследуют природу, задают о ней вопросы, спасают ее или сами от нее спасаются с переменным успехом.

Хобби: Паустовский — рыбак, Пришвин — охотник

Пришвин был охотником, Паустовский — рыбаком. Если в произведении о природе встречаются удочки, рыба, рыбалка, приманка для рыбы — это Паустовский (серьезно, у него даже есть чудесный рассказ, называющийся «Великое племя рыболовов»!). Если описаны зайчики, лисички, ежики, медвежата и охота — это Пришвин.

Человек может повелевать природой? Паустовский: да, но только достойный. Пришвин: нет, не может

Паустовский часто описывал изменение природы человеком: «Кара-Бугаз», «Колхида», «Белые облака». В некоторых произведениях — это благотворные, в некоторых — негативные изменения. Пришвин предпочитал, чтобы человек в природу не вмешивался, его эта идея не вдохновляла.

Паустовский — трогательный, Пришвин — поучительный

Сейчас мы вступаем на скользкую почву вкусовщины, но, если вы после чтения рассказа для детей о природе растроганно прослезились — это Паустовский. А если узнали что-то новое и необычное — Пришвин. Ладно, «Кладовая солнца» тоже трогательная вещь, но более мелкие произведения под этот признак точно подходят.

План к рассказу паустовского дремучий медведьПлан к рассказу паустовского дремучий медведьПлан к рассказу паустовского дремучий медведьПлан к рассказу паустовского дремучий медведьПлан к рассказу паустовского дремучий медведьПлан к рассказу паустовского дремучий медведь
Ну что, стало легче отличить одного писателя от другого? Если стало, мы рады. Если пока не получается, возможно, надо просто прочитать другие произведения. Начитанность помогает в деле определения авторства куда лучше, чем формальные признаки.

В школьной программе по литературе, помимо явно чрезмерного количества произведений о природе (из-за этого они все в головах и путаются), есть немало других странностей. Например, не очень подходящие для изучения детьми произведения. Или, наоборот, нехватка некоторых тем, которые стоило бы обсудить с детьми, используя литературные примеры.

  • План к рассказу ромашка андерсена
  • План к рассказу портрет отца приставкин
  • План к рассказу мальчики чехов 4 класс рабочая тетрадь
  • План к рассказу падчерица 5 класс
  • План к рассказу ошибки рип