План к рассказу носова на горке

Конспект нодпо ознакомлению с художественной литературой в старшей группетема: чтение рассказа н. носова на горке цель: познакомить детей с

Конспект НОД

по ознакомлению с художественной литературой

в старшей группе

Тема: «Чтение рассказа Н. Носова «На горке «»

        Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».

        Задачи:

        1. Обучающая: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; формировать умение пересказывать рассказ по картинкам.

        2.Развивающая: развивать связную, интонационную речь, воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий; развивать умение участвовать в коллективном разговоре.

        3. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.

        Оборудование: ноутбук, проектор.

Ход занятия.

        1.Организационный момент.

        Воспитатель: —Ребята, я приглашаю вас сегодня в литературную гостиную. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем с игры «Привет, сосед!».

        Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

        Дети хором произносят текст:

        Привет, сосед!
        Улыбнись мне в ответ.
        Я хочу, чтобы ты не грустил,
        Всем улыбки сегодня дарил.

        Воспитатель: — Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

        Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

        Воспитатель: — А теперь проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. Вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох, 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10.

        Ок-ок-ок – падает снежок.
        Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
        Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

        Проговорите чистоговорку шепотом и медленно. А теперь проговорите ее громко и быстро.

        2. Основная часть. (Слайд 1.)

        Упражнение «Скажи по – другому».

        Воспитатель: — Есть такое выражение — душа в пятки ушла. Что оно обозначает? Как сказать по-другому? (Испугаться.) 

        Работать не покладая рук. (Работать без отдыха.) Надуть губы. (Обидеться.) Повесить голову. (Загрустить.)

        Рассматривание картины «На горке». (Слайд 2.)

        Воспитатель: —Ребята, посмотрите на картину. Что на ней изображено? (Ответы детей.) А какие зимние забавы вы еще знаете? (Ответы детей.) Как вы думаете, как эту картину назвал художник? (Ответы детей.) Эта картина называется «На горке».

        Скажите, пожалуйста, кто такой писатель? (Человек, который пишет рассказы, повести, сказки..) Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством  детского писателя Николая Носова. (Слайд 3.)

        Чтение рассказа Н.Носова «На горке»

        Беседа с детьми.

        Воспитатель: — О ком говорится в рассказе? (О ребятах, о Котьке Чижове.) Какими словами можно сказать о ребятах, которые строили горку? Какие они? (Дружные, трудолюбивые.) Какой Котька Чижов был в начале рассказа? (Ленивый, хитрый, глупый.) Что он делал, когда ребята строили горку? (Смотрел в окно, разводил руками, мотал головой — будто нельзя ему, ленился, не хотел работать вместе с ребятами, а хотел кататься…) Каким он стал в конце? (Он исправился, ему стало стыдно, он стал работать, ему очень понравилось строить вместе с ребятами.) А как поступили с Котькой ребята, когда увидели, что он испортил горку? Прогнали его? Обозвали? Оттолкнули? (Ответы детей.) Ребята, как вы думаете, Котьке хотелось, чтобы горка получилась? Как он трудился? Что он придумал? (Ответы детей.) Ребята помогали Котьке. А он им помогал? (Ответы детей.)

        3. Физкультминутка.

        Воспитатель: — А сейчас немного отдохнем и разомнемся.

        С неба падают снежинки,
        Как на сказочной картинке.
        Будем их ловить руками
        И покажем дома маме. 
(Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.)
        А вокруг лежат сугробы,
        Снегом замело дороги. 
(Потягивания — руки в стороны.)
        Не завязнуть в поле чтобы,
        Поднимаем выше ноги. 
(Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
        Вон лисица в поле скачет,
        Словно мягкий рыжий мячик. 
(Прыжки на месте.)
        Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
        И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)

        4. Заключительная часть.

        Игра «Что сначала, что потом».

        Воспитатель: — Ребята, художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. (Слайд 4.) Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (Нет.) Давайте расставим картинки по порядку. Какая первая? (Слайд 5.) Что было потом? (Ответы детей.) Какой картинки не хватает? У нас получился картинный план. Давайте попробуем пересказать рассказ по картинкам. (Спросить 2-3 детей.)

        Итог.

        Воспитатель: — Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу (хлопки в ладоши) (Слайд 6.):

ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ

        Наша встреча в литературной гостиной подошла к концу. Давайте вспомним, какой рассказ мы читали сегодня? (Ответы детей.) Итак, я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Конспект занятия  «Общаемся и дружим»  по речевому взаимодействию детей в старшей группе  (по рассказу Н.Носова  «На горке»).

Цель: развивать связную речь детей по технике продуктивного чтения-слушания,  организовать взаимодействие детей в ходе работы над рассказом, закреплять понятия «дружить», «дружный».

Материалы и оборудование: экран, проектор, книга рассказов Н. Носова, сюжетные картинки-иллюстрации к рассказу в конвертах для каждой команды, раскраски с сюжетом рассказа.

Ход занятия.

Воспитатель подзывает детей к себе.

— Ребята, Давайте поприветствуем друг друга. Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются).

— Молодцы, вы очень дружно поздоровались.  А как вы считаете, что это значит: быть дружными? (ответы детей) Вы все верно сказали.

Упражнение  «Подари улыбку».

— А теперь давайте вместе с вами сделаем круг дружбы (дети становятся в круг):

Встали мы в большой все круг

Ты мой друг и я твой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (дети по очереди поворачиваются друг к другу и «дарят» улыбку). Здорово!

Воспитатель показывает детям книгу.

-Я сегодня принесла книгу знакомого вам писателя Николая Носова. (фото писателя на экране). Знаете такого? (Да!). А какие рассказы этого автора вам знакомы? (Дети называют знакомые им рассказы).

— Посмотрите, какая здесь красивая обложка! ( на обложке нарисована иллюстрация к рассказу «На горке», но закрыто название рассказа).  Как вы думаете, о чем эта книга? Давайте посмотрим с вами на экран (на экране увеличенный вариант обложки, дети высказывают свои предположения).

— А как можно проверить, правильно ли вы думаете? (Прочитать)

— Да, прочитать.

Воспитатель читает текст с уточнениями и краткими объяснениями по ходу рассказа:

— О каком времени года говорится в рассказе? (Ответы детей)

— Кто такой Котька Чижов? (Ответы детей)

— Дворницкая – что это? (Предположения детей. Воспитатель: — Дворницкая – это место, где дворник хранит свои рабочие инструменты)

— Котька один исправлял испорченную горку? (Нет, ему помогали ребята)

— Интересный рассказ? (Да)

— О чем он? (О дружбе).

— А вы ребята дружные? (Да!)

— Тогда я предлагаю вам всем дружно потанцевать вместе с веселым снеговиком. Смотрим внимательно на экран и повторяем движения!

Физкультминутка «Танец Снеговика» (дети танцуют по показу).

— Посмотрите, у нас стоят столы. Сейчас объединитесь в команды по 3 человека. Каждая команда выберет себе стол и подойдет к нему. Пети у нас не хватило места. В какой, Петя, команде ты хочешь быть? Ребята, кто примет Петю в свою команду? Молодцы! Значит, в вашей команде будет не три человека, а сколько? (Четыре).

— Правильно, четыре человека. Присоединяйся к ребятам.

— Перед вами лежат конверты. Возьмите  и посмотрите, что в них? (Картинки, карточки).

— Что на них изображено? (Рисунки к книге, иллюстрации)

— Да, это иллюстрации к книге, которую мы с вами читали.  Разложите картинки по порядку так, чтобы получился рассказ.

К первой команде: — Какую картинку положили  первой? (Дети показывают и отвечают). Все согласны? (Да!)

 Ко второй команде:- Какую картинку положили второй? (Дети показывают и отвечают). У всех так же? (Да!)

К третьей команде: — У вас какая картинка третья? (Дети показывают и отвечают). Давайте сравним, у всех так? (Да!)

-Четвертая команда, какая у вас картинка получилась последняя? (Дети показывают и отвечают).

— А у вас? (воспитатель обращается к другим командам)

— Все верно, молодцы! Как вы дружно справились с этим заданием!

Игра «Топай – хлопай».

— А теперь я прошу вас опять подойти ко мне и сделать большой круг. Мы сейчас поиграем с вами в игру: я буду задавать вопросы по прослушанному рассказу, а вы отвечать. Но! Слушаем ответ очень внимательно, если он правильный – то мы хлопаем в ладошки. Давайте попробуем (дети хлопают). А если ответ не верный, то вы… что будем делать? (предположения детей) Хорошо, тогда мы топаем. Договорились? Итак… (воспитатель задает вопрос, ребенок отвечает, остальные дети контролируют: топают – хлопают. Далее воспитатель проверяет правильность ответа фрагментом заранее отмеченного текста, не давая оценку ответу ребенка)

— Как вы думаете, почему Котька не строил горку вместе с ребятами? (ответ ребенка, другие дети хлопают или топают) Давайте проверим… (текст)

— Что сделал Котька, когда ребята ушли обедать? (аналогично) Смотрим…(зачитывает текст)

— Получилось ли у него на горку забраться? (зачитывает текст) Все верно! Молодцы!

— Что же Котька придумал? Так ли это? Слушаем…

— Что сказали ребята, когда вернулись к горке? (ответы детей) Давайте проверим…

— Что же произошло дальше? (аналогично)

— Понравилось ли Котьке горку делать  вместе с ребятами?

— А как вы считаете, умел ли Котька дружить в начале рассказа? Почему?

— А потом что с ним произошло? (Котька научился дружить)

— Вам понравился рассказ? (Да!)

— А как вы думаете, как он может называется? (дети самостоятельно пытаются озаглавить рассказ).

— Правильно, рассказ так и называется «На горке». Замечательно!  Ребята, вы большие молодцы! Скажите, а что вам больше всего сегодня понравилось? (ответы детей)

— Вы были очень активные, отзывчивые. а, самое главное, дружные! И у меня для вас есть небольшой сюрприз – это раскраски к нашему рассказу. Когда у вас будет свободное время, вы можете их раскрасить. А любители танцев могут еще потанцевать со снеговиком. (воспитатель раздает детям раскраски и включает повторно видеоролик).

Конспект

по чтению художественной литературы

в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет

«Чтение рассказа Н. Носова «На горке «»

 Цель: познакомить детей с рассказом Н. Носова «На горке».

        Задачи:

        1. Обучающая: учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать переносное значение некоторых словосочетаний и предложений; формировать умение пересказывать рассказ по картинкам.

        2.Развивающая: развивать связную, интонационную речь, воображение, умение домысливать текст, предугадывать ход событий; развивать умение участвовать в коллективном разговоре.

        3. Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к чужому труду; желание работать в команде.

Предварительная работа:

Наблюдение в зимний период, составление рассказов на тему«Зима», рассматривание картинок на тему «Зимние забавы».

Материалы и оборудование:

Портрет Н. Носова, картина «Зимние забавы», рассказ Н. Носова «На горке», мяч, ватные диски

Ход занятия.

        1.Организационный момент.

        Воспитатель: —Ребята, я приглашаю вас сегодня в литературную гостиную. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем с игры «Привет, сосед!».

        Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…

        Дети хором произносят текст:

        Привет, сосед!
        Улыбнись мне в ответ.
        Я хочу, чтобы ты не грустил,
        Всем улыбки сегодня дарил.

        Воспитатель: — Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

        Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

        Воспитатель: — А теперь проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. Вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо, 1,2 – глубокий вдох, 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10.

        Ок-ок-ок – падает снежок.
        Ип-ип-ип – слышу снега скрип.
        Ре-ре-ре – горы в снежном серебре.

        Проговорите чистоговорку шепотом и медленно. А теперь проговорите ее громко и быстро.

        2. Основная часть. 

Воспитатель приглашает детей поиграть в игру «Имена».

Дети называют свое имя ласково.

Воспитатель: — Какое сейчас время года?

Дети: — Зима.

— Ребята, сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года — «Зимушке — Зиме». А как называются зимние месяцы?

Дети: — Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: — А какие изменения происходят в природе зимой?

Игра «Назови приметы зимы» (с мячом)

Дети: — Выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет, все катаются на коньках, лыжах, санках.

Воспитатель: — Вы любите кататься с горки?

Дети: — да.

Воспитатель: — А из чего строим горку?

Дети: — из снега.

Игра «Какая?» (подбор однородных определений к словам).

Воспитатель: — Ребята, горку можно строить не только из снега, но даже из слов. Давайте попробуем. Я буду задавать вам вопрос, вы правильно отвечаете, берете «снежок» (ватный диск) и строите горку. Посмотрим, насколько высокая горка у нас получится.

Начинаем:

ЗИМА (какая) – снежная, суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная ….).

СНЕГ (какой) – пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный. Колючий, рассыпчатый, липкий, искристый, хрустящий, серебристый, мокрый ….).

НАСТРОЕНИЕ (какое) – веселое, радостное, праздничное, грустное, хорошее, прекрасное, плохое ….).

ЛЕД (какой) – тяжелый, прозрачный, холодный).

Воспитатель: — Молодцы, назвали много разных слов и поэтому горка получилась высокая.

Динамическая пауза

Как на горке снег, снег, (Поднимают руки вверх)

И под горкой снег, снег, (Приседают)

И на ёлке снег, снег, (Показывают ветки ёлки)

И под ёлкой снег, снег, (Приседают)

А под ёлкой спит медведь, (Изображают медведя)

Тихо, тихо не шуметь. (Грозят пальцем)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы детей — о зиме; о том, как дети катаются с горки; о зимних забавах.

Рассматривание картины воспитатель задаёт вопросы по картине.

— что изображено на картине?

— какая горка?

— что в руках у детей?

Ответы детей.

Беседа о зимних забавах детей

Воспитатель: — Ребята, расскажите, что вы делаете зимой на прогулке?

Дети рассказывают о своих зимних забавах.

Мотивация. Чтение рассказа ННосова «На горке»

— Ребята, детский писатель — Николай Николаевич Носов, писал поучительные рассказы о детях, об их забавах и проказах. Он тоже написал рассказ о том, как дети строили горку. Хотите узнать, что произошло в его рассказе?

Проведение физминутки

Сегодня из снежного мокрого кома (Идут по кругу, «катят» перед собой Мы снежную бабу слепили у дома воображаемый ком)

Стоит наша баба (Рисуют руками три кома, начиная с У самых ворот маленького)

Никто не проедет (Грозят указательным пальцем сначала Никто не пройдет правой руки, потом левой)

Знакома она уже всей детворе (Идут по кругу,последние слова А Жучка все лает«Чужой во дворе!» говорит ребенок – «Жучка»)

Беседа по содержанию

— Понравился вам рассказ?

— Дети трудились весь день, строили горку, старались. Какие это дети? (трудолюбивые). Правильно, трудолюбивые, т. е. любят труд.

— Какие предметы пригодились ребятам для постройки снежной горки (лопатки, фанерки).

— А помогал ли ребятам Котька? Почему? Каким был Котька? А что делал Котька, пока ребята трудились?

— Откуда таскал Котька песок? (Из ящика).

— Правильно. Котька взял фанерку, т. е. дощечку и покатил к дворницкой. Дворницкая — это помещение, где дворник хранит лопаты.

— Честно ли поступил Котька?

— Какое настроение было у ребят, когда они увидели, что горка посыпана песком(Расстроенное, грустное, унылое).

— Как дети исправили эту ошибку? (Засыпали песок снегом и опять полили водой)

— Как вы думаете, какой водой поливали горку дети (Холодной)

— Как вы думаете, что бы могло случиться, если бы они полили её горячей водой?

В.: Ребята, кого в этом рассказе можно назвать добрым?

Дети. Ребят.

В.: Почему?

Дети. Ребята не перестали дружить с Котькой, даже предложили вместе снова строить горку.

Подведение итогов НОД

Воспитатель: — Ребята, чему нас научил рассказ Николая Носова «На горке»? (Быть трудолюбивыми, ценить и уважать чужой труд, помогать друг другу, быть дружными)

Мотивация к действию

Воспитатель: — Мы сегодня тоже пойдём на прогулку, и будем кататься с горы, которую построим сами.

Урок литературного чтения

Тема урока: Н.Н.Носов «На горке».

Цели урока: Продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “На горке”.

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.

Задачи урока:

Образовательные:

способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова «На горке»; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; способствовать формированию информационной культуры учащихся через исследовательскую деятельность; создать условия для формирования выразительного чтения;

Развивающие:

формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные:

способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, ценности совместной деятельности.

Планируемые результаты

— читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

— пересказывать текст, используя план;

— пересказывать текст от лица главного героя;

-формулировать правила дружеских отношений.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

— проявлять желание читать произведения о дружбе;

— проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.

Регулятивные:

выполнять учебное задание по алгоритму;

— адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

— определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

— подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

— находить нужную информацию, используя несколько источников.

Коммуникативные:

адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

  1. Мотивация учебной деятельности. (Создание эмоционального настроя)

Здравствуйте, ребята. Скажите, с каким человеком приятно общаться? (Весёлым, доброжелательным). Итак, начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это лепестки цветов. На какие две группы их можно разделить? (На маленькие и большие). Так вот, после выполнения вами задания на уроке, вы будете оценивать себя лепестками. Будете создавать свой цветок-оценку.

Отработка дикции

Ло – ло – ло — вновь на улице тепло.

Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.

Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.

— прочитайте глазами

— прочитайте шёпотом и медленно

— прочитайте громко и медленно

— прочитайте громко и быстро

Интонационная разминка

Ребята строили горку во дворе.

— Прочитайте предложение.

— Кто строил снежную горку? (Ребята)

— Прочитаем, выделяя голосом слово «РЕБЯТА».

— Что строили ребята? (Горку)

— Прочитаем, выделяя голосом слово «ГОРКА».

— Что делали ребята во дворе? (Строили)

— Прочитаем, выделяя голосом слово «СТРОИЛИ».

— Где ребята строили горку? (Во дворе)

Прочитаем, выделяя голосом слово «ВО ДВОРЕ».

Поставьте себе первую оценку.

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

— Важное задание: вспомните фамилию автора, с произведением которого мы знакомились на прошлом уроке. (Носов)

— Как называется произведение, которое читали? (На горке)

— Какая тема урока? (Н Носов «На горке»)

— какие задачи мы поставим на уроке? (научиться работать по произведению,

Определять тему рассказа. Ответить на вопрос: почему рассказы Н Носова не стареют )

-Верно, а ещё сегодня мы будем играть, исправлять ошибки, проведём собственное расследование.

Работа по теме урока.

— Сегодня мы продолжим работу над рассказом Н.Н.Носова «На горке». И, пришло время проверить ваши знания.

1) Игра «Верно-неверно» Работа в парах

— Я предлагаю вам поиграть в игру «Верно-неверно». Так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “На горке”?

— Колька Ершов жил в седьмой квартире. (Котька Чижов жил в шестой квартире)

— Ребята полили горку водой, и пошли поужинать. (Пообедать)

— Котька надел лыжи и выскочил во двор. (Коньки)

— Забираясь на горку, Котька падал раз восемь. (Десять)

— Котька таскал песок лопатой. (Фанеркой)

— Котька посыпал горку позади себя. (Впереди)

— Ребята прибежали и сразу стали кричать на Котьку. (Сначала спросили, не видел ли Котька, кто посыпал горку песком)

— Котька сначала отпирался. (Нет, сразу признался)

— Ребята ждали целую неделю, пока пойдёт снег. (Нет. Котька засыпал снегом горку сразу)

— Ребята залили горку и сделали сбоку ступеньки. (Котька сделал ступеньки сам)

— Молодцы! Вы справились с заданием! А теперь оцените свою работу.

2) Работа с текстом. Выборочное чтение.

— Откройте учебник на стр. 60-63. Сейчас от вас потребуется хорошее знание текста, внимательность и сноровка.

— Я буду предлагать вам слова. Вы должны будете сказать, о каком идёт рассказа идёт речь.

Дружные, трудолюбивые

Трудились, строили, поливали

Хорошо работать дружно Ребята

Сообразительный, смешной

Схватил, посыпал, взобрался

Думал, думал и придумал

Фантазёр Котька

Трудолюбивый, смекалистый

Понравилось, проделал, взбираться

Котька всё правильно сделал

Изобретатель Котька

Смешной, недогадливый

Полез, упал, поднялся

Нелегко по льду подниматься

Сложная ситуация Котька

Хитрый, обманщик

Смотрел, выскочил, подъехал

Не работал, а кататься пошёл

Хитрец Котька

Смешной, глупый

Скачусь, оттолкнулся, лежит

По песку коньки не едут

Глупая ситуация Котька

Разгневанные, справедливые

Прибежали, возмущались, посоветовали

Нам сегодня кататься надо!

Нетерпеливые Ребята

Физкультминутка

Работа по теме урока

Характеристика главного героя

— Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос:

— «Как сказать правду?»,

— «Признаться, или не признаться в совершённом проступке?»

— Как поступил Котька?

— Как вы относитесь к этому поступку героя?

— Кто помог Котьке измениться?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

— Хотели бы вы иметь таких друзей?

— Чему нас учит этот рассказ? (Если сделал что-то плохое, не утаивай этого. Признайся, попроси прощения).

Работа в парах

— Какая пословица подойдёт к выражению главной мысли всего рассказа.

Поспешить людей насмешить.

Берись дружно, не будет грузно.

Ум хорошо, а два лучше.

Умел ошибаться, сумей и поправиться.

Ребята, которые работали вместе с Котькой, помогли ему исправить ошибку.

Оцените свою работу

Исследовательская работа (Работа в группах)

ЦЕЛЬ: Поиск информации. Проанализировав источники информации, сделать вывод и ответить на поставленный вопрос.

-А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Как вы думаете, почему? Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят. И действительно, герои Н.Носова непоседы, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Они изобретательны, фантазёры, что-то расследуют и строят предположения.

— Итак, у вас есть возможность провести собственное расследование.

— Что нам для этого потребуется?

— Нам потребуются инструменты для нашего расследования. В учебнике у вас произведения Н.Н.Носова. Как вы думаете, для чего? (ответы детей) Верно. Рассказы Н.Н.Носова послужат нам инструментами для расследования. Вам нужно будет проанализировать его произведения выяснить, кто является главными героями рассказов Н.Н.Носова?

Т.с.63 № 2, 4

Действительно, в рассказах основными героями являются мальчишки. Ребята веселые, смешные, задорные.

—  А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?

(Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение)

Оцените свою работу.

Итог урока.

— Вернёмся к началу урока. Каков был второй вопрос?

Почему рассказы Носова не стареют?

— Можем мы ответить на этот вопрос?

— Что нам помогло ответить на этот вопрос? Что мы использовали?

— Для чего нужно уметь работать с источниками информации?

РЕФЛЕКСИЯ (контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)

— Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

— Что нового вы узнали?

На чтение 9 мин. Просмотров 155 Опубликовано

В школьной практике часто составляют планы или цитатные планы. В чем их различия, что такое цитатный план – об этом вы узнаете в данной статье.

citatnyy-plan.jpg

Понятие

Цитатный план – это последовательность сюжета произведения, которая оформлена в виде цитат из самого художественного произведения.

Цитатный план отличается от обычного плана тем, что в его композицию входят фразы, употребленные писателем в произведении.

Собственные мысли и рассуждения по поводу происходящего в произведении отсутствуют.

Зачем нужен цитатный план

С помощью цитатного плана можно передать краткое содержание произведения. Помимо этого, с помощью цитат можно раскрыть авторский язык, следовательно, и авторское отношение к описываемому.

Цитатный план подразумевает прямое цитирование текста, фрагменты которого наиболее точно и ярко выражают основную мысль всего произведения или отдельного эпизода.

Отсутствие мыслей пишущего цитатный план по поводу описываемого в произведении позволяет передать краткое содержание без прикрас, не выражая собственного отношения к действиям героев и происходящему в целом.

Как составить цитатный план

Чтобы составить цитатный план, необходимо внимательно прочитать полный текст художественного произведения. Во время чтения необходимо выделять фразы, которые передают основную мысль произведения, а также сюжетно значимые моменты.

sostavlenie-tsitatnogo-plana-e1578555408394.jpg

Рис. 1. Составление цитатного плана

Цитаты должны идти в той последовательности, в которой они идут в самом тексте художественного произведения. Так можно проследить сюжет.

В цитатный план по литературе может входить как одно слово или словосочетание, так и целое предложение. Реже используется фрагмент текста.

Чаще всего используются словосочетания и предложения.

Что мы узнали?

Цитатный план – это план произведения, оформленный в виде цитат из самого произведения. Рассуждения человека, составляющего цитатный план, отсутствуют, наблюдается констатация фактов и действий, которые происходили в произведении. С помощью цитатного плана передается краткое содержание, а также авторский язык и авторское отношение. Цитаты, расположенные в той последовательности, в которой они встречаются в оригинальном произведении, помогают выразить основную мысль произведения. Цитаты могут быть в виде слов, словосочетаний, предложений, фрагментов текста.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    В чем заключается особенность цитатного плана?</h3>

    • <label>Цитаты используются в плане наравне с обычными фразами</label>
    • <label>Используются только цитаты из конкретного произведения</label>
    • <label>В плане отсутствуют какие-либо цитаты</label>
    • <label>Первый пункт плана построен в виде цитаты, остальные – по желанию</label>

(новая вкладка)

Вы знаете, что такое цитатный план по литературе? Всем известно, что без плана очень сложно что-либо сделать, а в частности – составить пересказ или написать сочинение. Планов существует множество. 

В этой статье речь пойдёт об одной из разновидностей этого «семейства» — цитатном плане.

Что такое цитатный план и чем он отличается от обычного

План составляют для того, чтобы вкратце отразить последовательность действий в произведении. В обычном плане составителю приходится самостоятельно придумывать названия пунктов. 

У цитатного же имеется несколько особенностей:

  1. Во-первых, нет необходимости самому формулировать и подбирать слова.

  2. Во-вторых, цитаты можно использовать в сочинении. Это поднимет оценку на более высокий уровень и поможет развитию образной речи.

Как составить цитатный план по литературе

Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:

  1. Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.

  2. Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.

  3. Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.

  4. Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.

Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:

  • что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;

  • если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;

  • в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;

  • пропущенные слова заменяются многоточием.

Пример готового цитатного плана

В качестве образца можно использовать план, составленный по произведению П. П. Бажова «Хозяйка медной горы»:

  1. «Глядит молодой, а перед ним на горке руды… женщина какая-то сидит».

  2. «Была не была, сделаю, как она велела».

  3. «…приковали Степана на … цепь…».

  4. «Ну, … пойдём смотреть моё приданое».

  5. «…я человек рабочий, простой».

  6. «Не иначе… Степан душу нечистой силе продал».

  7. «Сперва вольную пиши, потом стараться буду…».

  8. «Что ему, коли … сама Хозяйка ему пособляла».

  9. «… Степан на волю вышел, а в Гумешках после того все богатство ровно пропало».

  10. «А он … на руднике у высокого камня мертвый лежит…».

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать презентацию Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу

chto_takoe_citata_i_primery_citatnogo_plana_po_literature.pptx

  • Размер: 513.2 Кб
  • Автор:
  • Количество слайдов: 8

Описание презентации Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу по слайдам

Что такое цитата? Примеры цитатного плана к рассказу И. А. Бунина «В деревне»

Цитата (от латинского «zito» – «призываю в свидетели» ) – это точная дословная выдержка из какого-либо текста или высказывания, от словосочетания или простого предложения до внушительного отрывка текста.

В текстах цитата оформляется как прямая или косвенная речь. Используя прямое цитирование, необходимо указать автора, произведение и, непосредственно, высказывание в кавычках. Косвенное цитирование не предполагает указание автора, цитата вводится в текст с помощью вводных слов или вставных конструкций. Очевидно, что прямая речь является более выразительной и убедительной. Для чего мы используем цитаты в своей речи, письме? Для подтверждения своих мыслей, для разъяснения какого-либо вопроса или для того, чтобы блеснуть в обществе? Здесь будет уместно изречение Мишеля де Монтеня : «Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль» .

Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план первой части: 1. «Когда я был маленьким, мне всегда казалось, что вместе с рождественскими праздниками начинается весна» . 2. «Я с нетерпением ждал Святок» . 3. «И мне казалось, что только в деревне можно заметить, как начинается весна» . 4. «И вот наконец наступил давно желанный, радостный день» . 5. «…это было весёлое путешествие!» 6. «Но вот и одинокая, знакомая станция среди пустынных полей» . 7. «А между тем уже догорает короткий день» . 8. «А кругом всё темнеет и темнеет…» 9. «И чувство глубокого довольства и покоя наполняет душу…»

Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план второй части: 1. «А разве не весеннее радостное чувство наполняло душу за весь этот весёлый, солнечный день нашего путешествия в деревню? » 2. «Резкий, морозный воздух так и охватил всего…. » 3. «К обеду солнечный день окончательно разыгрался» . 4. «И весь день не хочется уходить со двора!» 5. «И весь праздник проходил у меня в этом очаровании солнечными днями…»

Цитатный план к рассказу И. А. Бунина «В деревне» Примерный цитатный план третьей части: 1. «Мне грустно стало покидать родной дом…» 2. «Когда ты вырастешь, ты поймёшь, что человек должен жить ближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо…» 3. «…и я спешу наглядеться на всё деревенское» . 4. «В кирпичных избах у богатых мужиков всегда сыро…. » 5. «Мы опять едем мимо чёрных изб…» 6. «Впереди только поле, белая пелена пушистого снега» . 7. «Но всё-таки весна близко!»

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/literatura/citatnyy-plan-kak-sostavit.html
  • https://nauka.club/literatura/tsitatnyy-plan.html
  • https://present5.com/chto-takoe-citata-primery-citatnogo-plana-k-rasskazu/

  • Петух и собака сказка главная мысль
  • Песочная анимация сказки пушкина
  • Песня осень ласковая сказка слушать минусовка
  • Песня сказка моя минус
  • Песня моя любовь как сказка и в главной роли ты ремикс